Врачеватели древней греции. Асклепий – «великий и беспорочный врач» Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Краткий обзор богов-врачевателей Древней Греции. Врачеватели древней греции


Краткий обзор богов-врачевателей Древней Греции

Ключевые слова: Древняя Греция, история медицины, Прометей, Аполлон, Асклепий, Эпидавр, Махаон, Полидар, Эгла, Иасо, Панацея, Гигиея.

Одним из главнейших аспектов жизни древнего эллина была религия, поэтому неудивительно, что медицина берет свое начало от сакральных таинств, проводимых жрецами божественных врачевателей. В самом начале своего пути античная медицина сочетала в себе магические формы врачевания с рациональными методами лечения. К божественным провидениям, что толковались жрецами, добавлялись знания врачей в области целебных свойств растений и различных ядов. Однако, в большинстве своем, вся слава доставалась именно богам.

Прометей — был одним из первых защитников людей, единственным титаном, не участвовавшим в титаномахии. Он добровольно перешел на сторону Зевса и других богов. Согласно мифу, именно Прометей создал человека «смешав землю с водой» [1, I, 7, 1]. Он сделал это по воле Зевса, по подобию богов, смотрящих в небо [8, I, 82–86].

По другой версии Прометей со своим братом Эпиметеем, который был его полной противоположностью (сначала делал, а потом думал), создали людей и животных из огня и земли. Эпиметей настолько увлекся животным миром, что на человека почти не осталось «средств защиты» от внешних опасностей. Титан все потратил на создание идеальной фауны. Впоследствии, Эпиметей был низвержен в Тартар за участие в титаномахии. Прометей же остался на стороне олимпийцев. Однако, видя, как несправедливо Зевс обращается с людьми, что он лишил их практически всего, Прометей выкрал огонь из мастерской Гефеста и Афины, и подарил его людям [11, 320d-321e]. В ответ на такую дерзость, Зевс лишил людей огня и приковал титана к горе, обрекая того на вечные страдания. Однако позже его освободил Геракл [1, I, 7, 1].

Также титан внес немало важное «уточнение» в процедуру жертвоприношения. Считается, что именно он подсказал людям приносить богам в жертву кости и жир животных, а хорошие куски мяса оставлять себе и использовать их в пищу [4, 538–541].

Аполлон. В древнегреческой мифологии Аполлон — яркий пример амбивалентного божества. Его хтоническая сущность, в первую очередь, противопоставляется его ипостаси бога-целителя [21, c. 93]. Уже у Гомера мы находим упоминания о данной стороне культа Аполлона: «Ты ж помоги мне, о царь! Уврачуй жестокую рану; Боль утоли и могущество даруй…» [5, XVI, 523–524, а также XVI, 656–683 и XXIV, 15–21].

У Аполлона было много прозвищ, связанных с врачеванием: Алексикакос (Отвратитель зла), Иатромант (Врачегадатель), Алексий (Целитель) и др. [17, c. 331]. Также известно прозвище Делиец [13, 154]. Считается, что оно было широко распространено на о. Делос, где Аполлон в первую очередь почитался именно как врачеватель. Часто встречается Аполлон-Пеан [6, 92]. Почитался и Аполлон-Малеат, культ которого широко распространился по всему Пелопонессу [16, c. 143].

У Аристофана, известного комедиографа V — IV вв. до н. э., мы находим важное замечание, касающееся оплаты за лечение: «Пусть их лечит целитель тогда Аполлон! Пусть заплатят ему за лечение!» [3, 584]. Плата за исцеление была в то время обязательной. Хотя это скорее касалось религиозного врачевания. Нужно было не только заплатить, но и оставить в храме подарки. Часто это были фигуры частей тела, которые нуждались в исцелении, выполненные из драгоценных металлов.

Асклепий. Его культ можно по праву считать одним из самых важных для древних эллинов. Есть некоторые составляющие, которые способны показать нам, почему именно этот бог стал так уважаем людьми. Однако, прежде чем начать рассмотрение главных аспектов культа, стоит обратиться к истории самого Асклепия. Мнения о происхождении бога-врачевателя разнятся. Лишь один факт во всех версиях остается неизменным: отцом Асклепия всегда был Аполлон. На этот счет тоже существует одно финикийское предание, о котором Павсаний узнал у встретившегося ему путника. «Асклепий <…> это воздух, и поэтому он так необходим для здоровья людям <…>; а Аполлон — это солнце, которое сообщает здоровье и воздуху», именно поэтому «его очень правильно называть отцом Асклепия» [9, VII 23, 8].

Интересное упоминание мы встречаем у Пиндара, лирического поэта рубежа VI — V вв. до н. э. В одной из своих «Пифийских од», посвященной Асклепию, он пишет о проявлении чувств Аполлона к своему сыну. Несмотря на предательство Крониды (матери Асклепия), он не мог пожертвовать своим ребенком, поэтому Аполлон выхватил младенца из трупа матери [10, III, 40–44]. Этот нюанс говорит нам о крепкой связи между отцом и сыном. Увы, в будущем она не является ярко выраженной. Однако мы хотели бы отметить, что в той же оде Пиндар пишет о том, как горевал Аполлон, когда Асклепия-мальчика совратили золотом, и он стал смертным [10, 48–76]. Согласно традиционному мифу учителем Асклепия в искусстве врачевания, после того, как тот стал смертным, нужно считать Хирона, знаменитого кентавра, наставника многих греческих героев [10, III, 1–7, 45; 1, III 10, 3]. Однако Асклепий оказался настолько талантливым учеником, что не просто превзошел своего учителя в области врачевания, он стал воскрешать мертвых. В этом ему помогала кровь из вен левой руки Медузы-Горгоны, которую он получил от Афины. Это настолько не понравилось Аиду, что по его просьбе Зевс был вынужден поразить Асклепия молнией [18, c. 124]. В ответ на что, Аполлон поднял восстание циклопов, и у Зевса не осталось другого выбора, кроме как оживить Асклепия, одарив его бессмертием [1, III 10, 3].

Считается, что Асклепия стали почитать как полноправного бога лишь с тех пор, как ему предоставили день в Элевсинских мистериях (Эпидаврии). После чего его культ начал быстро распространяться. Вполне вероятно, что он почитался как божество с самого начала, поэтому Эпидаврии лишь внесли небольшие изменения в систему жертвоприношений [9, II 26, 7].

Одним из главных атрибутов и символов Асклепия являлась змея. Легенда говорит, что когда он был еще ребенком и сидел у постели больного, змея обвилась вокруг его палки. Мальчик убил ее, но вслед приползла еще одна с какими-то травами в пасти. Она «натерла» ими свою предшественницу, и та ожила. Позже Асклепий отыскал эти травы и стал успешно использовать их для лечения людей [20, c. 137]. С тех пор змеи [8, XV 661, 670], а по некоторым источникам две, стали его постоянными спутницами. Считалось даже, что он мог превращаться в змей [2, 732–734; 4, 14]. Некоторые ученые проглядывали в этом своеобразные хтонические черты и связь с целительными свойствами земли.

Святилища и жертвенники Асклепия можно найти по всей Греции. Наиболее известными и крупными были храмы в Эпидавре, в Трикке, на о. Кос и др. Также очень распространены были его изображения. Павсаний, к примеру, выделяет «лучшую» статую Асклепия на Аргосе из белого мрамора, работы Ксенофила и Стратона. Бог занимал сидячую позу, рядом стояла его дочь и верная помощница Гигиея [9, II 23, 4]. Древние скульпторы придавали Асклепию добрые и приятные черты лица. Он был не стар и не молод, имел достаточно длинные волосы, которые чаще всего, сдерживались лентой. Античный бог опирался на палку, которую оплетала змея [20, c. 137]. За его внешний вид, простоту и любовь к странствованиям многие звали его: «Знахарь и бродяга!» [7, 13].

Так как в те далекие времена медицина носила сакральный характер, то для исцеления требовалось жертвоприношение божеству. Среди того, что приносилось в жертву можно выделить петуха [20, c. 139], барана, крупитчатую муку, а также лепешки, кашу и др. [15, c. 26]. Затем нужно было рассказать специальным жрецам о своем заболевании, после чего они оставляли больного на ночь в храме (одного, оставались вместе с больным или оставались вместо него). Предполагалось, что во время сна к человеку явится сам Асклепий и подскажет, как излечить недуг.

Культ Асклепия существовал достаточно долго. В будущем греческие врачи, «асклепиады», начали распространять свои знания и в Риме. Вместе с ними пришел и культ. Наивысшего подъема он достиг в II — III вв. н. э. В то время, благодаря императорам Траяну и Адриану, были хорошо приняты культы греческих героев, древние мистерии и толкователи снов (оракулы) [19, c. 375].

Потомки Асклепия. Сыновьями Асклепия были «Подалир и Махаон» [5, II, 731–732]. Оба считались военными врачами и внесли немалый вклад в развитие культа врачевания. Под Троей они излечили многих героев. Подалирий прекрасно лечил внутренние заболевания, а Махаон прославился как военный хирург [18, c. 123]. Подалирия почитали в основном в Фессалии, Карии и Южной Италии, как героя-целителя [9, III 26, 10]. Страбон рассказывает о небольшом храме в Давнии, посвященном Подалирию. Он находится недалеко от моря, у холма, с которого «стекает маленькая речка, исцеляющая все болезни скота» [14, VI, 284]. В отличие от брата, Махаон был ранен, а затем убит во время Троянской войны. Павсаний сообщает, что в местечке Трикка, в Мессении, был могильный памятник, посвященный Махаону, а в Ферах целое святилище его сыновей [9, IV 3, 2]. Первым, кто стал поклоняться Махаону как божеству и приносить ему жертвы, был Главк, сын Эпита. То есть это примерно X в. до н. э. [9, IV 3, 9]. Также среди сыновей Асклепия упоминается некий Телесфор [18, c. 123] (магическое врачевание), но о нем нам ничего не известно.

Теперь мы хотели бы обратить внимание на дочерей Асклепия. В числе наименее известных, можно выделить Иасо и Эглу. Первая олицетворяла собой «лечение». Ей была посвящена часть жертвенника в святилище Амфиарая в Оропе [21, c. 280]. Эгла (Огла) упоминается крайне редко, например, у Плиния Старшего [12, XXXV, 137].

Среди дочерей великого врачевателя выделялась Панацея (Панакея). Она считалась персонификацией «исцеления» [21, c. 280]. В отличие от своей примерной сестры Гигиеи, Панацея желала найти лекарство от всех болезней, чего ей сделать так и не удалось. Возможно, именно из-за своей гордыни поклонение этой богини было распространено не так явно, как культ Гигиеи. Однако Панацея не отошла от дела отца и также помогала ему в исцелении больных. Об этом мы узнаем от Аристофана, из его комедии «Плутос»: «Панакея же ему закрыла покрывалом пурпурным и голову и все лицо» [2, 730–732].

И, наконец, Гигиея — самая почитаемая из детей Асклепия. Кроме того, что она упоминается во многих источниках как помощница отца, у нее, по мнению современных ученых, был свой отдельный, четко устоявшийся культ. Некоторые считают, что он мог возникнуть на Пелопонессе, как культ автономного божества. Возможно дело в сходстве функций с Асклепием. Иногда ее культ связывают даже с Афиной из-за найденной надписи на Акрополе, датированной примерно 475 г. до н. э. Эта надпись посвящена Афине-Гигиее [22, c.120–123]. Однако, кроме потомков, в окружении Асклепия был еще один персонаж, связанный с медициной — это его жена Эпиона («облегчающая боль»). Ее статуя находится в священной роще в Эпидавре [9, II 27, 6; II 29, 1].

Плутон и Кора. Также хотелось бы упомянуть об одном интересном факте: иногда целительные способности приписывались и хтоническим богам. Об этом мы можем читать, к примеру, у Страбона. В своей «Географии» автор рассказывает о том, что в селении Ахарики «есть святилище Плутона с пышным священным участком, храм Плутона и Коры, а также Хароний — пещера, лежащая над священным участком, удивительная по своим природным свойствам» [14, XIV, 649]. Больные обращаются к специальным жрецам, с просьбой о помощи. Те проводят в пещере всю ночь, в ожидании снов, что смогут дать ответ об исцелении. Иногда жрецы берут больных с собой, и оставляют их там, чтобы те сами могли узреть божественное провидение. Это может продлиться несколько дней. В это время просящий не должен есть. Однако это скорее исключение, чем правило, так как в большинстве случаев вход в пещеру губителен для непосвященных в сакральные тайны божества [14, XIV, 649–650].

Одним из главных компонентов подобного «исцеления», является самовнушение. Если человека на несколько дней лишить еды (то есть истощить), его сны станут беспокойными. При этом стоит учесть желание больного выздороветь, поэтому не удивительно, что его сновидения будут строиться именно в этом направлении. Страбон даже упоминает о ежегодном празднике в честь «целительной пещеры». В этот день юноши и мальчики ловят быка и отводят его в пещеру, где бык умирает сам по себе (по воле бога) [14, XIV, 650].

Подойдя к концу нашего краткого обзора, мы хотели бы отметить, что, несмотря на поклонение божествам-целителям, древние эллины, уже очень скоро выйдут за переделы «повиновения». Они начнут осознавать силу, заключенную в знаниях. Понимать, что спасенная жизнь, в большинстве своем — это не воля богов, это выбор самого человека.

Литература:

1.      Аполлодор. Мифологическая библиотека/ Пер. с древнегреч. А. Шапошникова. М., 2006.

2.      Аристофан. Плутос/ Пер. с древнегреч. В. Ярхо// Аристофан. Комедии. В 2-х тт. Т. 2. М., 1983.

3.      Аристофан. Птицы/ Пер. с древнегреч. В. Ярхо.// Аристофан. Комедии. В 2-х тт. Т. 2. М., 1983.

4.      Гесиод. Теогония/ Пер. В. В. Вересаева, О. П. Цыбенко// Гесиод. Полное собрание текстов. М., 2001.

5.      Гомер. Иллиада/ Пер. с древнегреч. И. Гнедича// Гомер. Иллиада. Одиссея. М., 1967.

6.      Еврипид. Алкеста/ Пер. с древнегреч. И. Анненского, С. Апта// Еврипид. Трагедии. Т. I. М., 1980.

7.      Лукиан Самосатский. Разговоры богов/ Пер. С. С. Сребрного// Лукиан Самосатский Сочинения/ Под ред. А. И. Зайцева. В 2-х тт. Т. 1. СПб., 2001

8.      Овидий Публий Назон. Метаморфозы/ Пер. с лат. С. Шервинского. М., 1977.

9.      Павсаний. Описание Эллады/ Пер. с древнегреч. С. П. Кондратьевой. В 2-х тт. Т. I-II. М., 1994.

10.  Пиндар. Пифийские песни/ Пер. с древнегреч. М. А. Гаспарова// Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты/ Отв. ред. Ф. А. Петровский. М., 1980.

11.  Платон. Протагор/ Пер. В. Соловьева// Платон. Собрание сочинений/ Подред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса. В 4-х тт. Т. I. М., 1990.

12.  Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве/ Пер. с лат., предисловие Г. А. Тароняна. М., 1994.

13.  Софокл. Царь Эдип/ Пер. с древнегреч. С. Шервинского// Софокл. Трагедии. М.,1988.

14.  Страбон. География/ Пер. с древнегреч. Г. А. Стратановского/ Отв. ред. С. Л. Утченко М., 1994.

15.  Жебелев С. Религиозное врачевание в древней Греции. СПб., 1893.

16.  Зайцев А. И. Греческая религия и мифология: курс лекций/ Под ред. Л. Я. Жмудя. СПб., 2005.

17.  Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян/ Сост. А. А. Тахо-Годи. М., 1996.

18.  Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории. СПб., 2003.

19.  Межерицкая С. И. Культ Асклепия и психология античного общества II в. н. э.// Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира/ Под ред. Э. Д. Фролова. Вып. 3. СПб., 2004. С.373–394.

20.  Мифы в искусстве старом и новом/ Сост. Э. Ф. Кузнецова. 2-е изд. СПб., 1994.

21.  Мифы народов мира/ Гл. ред. С. А. Токарев. В 2-х тт. Т. 1 (А-К), Т. 2 (К-Я). М., 1998.

22.  King H. Health in antiquity. L.-NY, 2005.

moluch.ru

Исторический образ врачевателя в Древней Греции

В данной статье прослеживаются этапы формирования исторического образа врачевателя в Древней Греции. Этот процесс начался с деятельности жрецов бога Асклепия и завершился с появлением практикующих врачей времен Гиппократа и созданием знаменитого «Гиппократова корпуса».

Ключевые слова: Древняя Греция, история медицины, Гиппократ, корпус Гиппократа, натурфилософия, образ врачевателя, Асклепий, оракулы, жрецы.

 

В статье «Краткий обзор богов-врачевателей Древней Греции» мы рассмотрели мифологический образ целителей, теперь же мы хотели бы обратиться к историческому образу врача. Для этого вернемся к культу Асклепия и переключим свое внимание на оракулов божества. Их часто путают со жрецами, которыми становились врачи и только при условии, что они имели достаточные знания [9, с. 61]. Жрецы, по сути, и олицетворяли первый исторический образ врачевателя. Оракулы же Асклепия представляли собой отдельную группу людей, которым являлись пророческие сны и видения. Они мало отличались от других оракулов, однако прозрение к ним приходило только в храме Асклепия. Такие оракулы назывались ониромантическими [9, с. 7]. После расшифровки божественного послания, больного передавали жрецам.

Главным их «оружием» против болезни была так называемая инкубация. Первые упоминания о данной процедуре относятся к первой половине VI в. до н. э. [1, I 46; 49; 52]. Инкубация совершалась только в ночное время суток и проходила в затемненном помещении, которое называлось «ават». Больной спал либо на одеяле, либо на шкуре жертвенного животного. Ават был разделен на две части: мужскую и женскую. Там больные видели сны, которые несли в себе ответ и путь к исцелению. Однако даже в древности подобные манипуляции часто считались шарлатанством, так как больного подготавливали к инкубации не только физически (пост, очищение, омовение), но и психологически [9, с. 26–27]. А, как известно, сила человеческого воображения безгранична. После больной должен был (добровольно) отблагодарить бога и его помощников (служителей храма) за исцеление при помощи даров. Известно, что в те времена лишь государственные врачи в Афинах, возможно, получали оплату за лечение людей от государства [14, с. 237].

Вопрос о проведении операций в период расцвета храмового врачевания до сих пор остается открытым. Есть сведения, что главным практиком того времени был лишь Асклепий. Других имен не указано. Однако если принимать во внимание, что Асклепий — мифологический персонаж, то вполне можно допустить возможность операционного вмешательства со стороны жрецов [9, с. 57]. В глаза больным, вероятно, втирались специальные «средства», которые помогали затуманить сознание. После чего жрецы являлись пациентам в маске божества для проведения «кровавой операции» [13, с. 40].

Также мы хотели бы затронуть вопрос рецептуры лечения. По всей видимости, она была вполне верна, так как большая часть лекарств того времени не претерпела особых изменений даже к XIX в. [9, с. 48]. Однако лекарств с определенными названиями было очень мало. В основном это были «лечебные напитки» и «болеутоляющие средства» [13, с. 36]. Конечно, в большинстве случаев в качестве обезболивающего применяли различные зелья и отвары, но вскоре подобная практика начала отходить на задний план. Постепенно все ненужные компоненты, вероятно, просто исчезали из рецептов [8, с. 24].

Сложно отрицать, что религиозное врачевание стало базисом для дальнейшего развития медицины. Наблюдения и записи жрецов при изучении заболеваний вкупе с опытом военной хирургии стали бесценным материалом для изучения. Поэтому неудивительно, что параллельно храмовому врачеванию, развивалось и эмпирическое направление в медицине. Кроме жрецов, было еще и целое «врачебное сословие» [13, с. 36–38]. У них был свой путь, далекий от религиозных предрассудков и мистицизма.

При этом, судя по всему, достаточно длительное время медицина развивалась в русле натурфилософии. В VII — VI вв. до н. э. греческая философия формировалась в основном в Ионии (Милет, Эфес, Кос, Книд и др.) и была направлена на рациональное постижение окружающего мира [11, с. 67]. Натурфилософы-идеалисты были догматиками (теоретиками). Однако их исследования и мысли стали прочной основой для возможности перехода от теории к практике.

По своей сути, вероятно, именно на учении натурфилософии и были основаны медицинские школы. Именно основоположников и последователей врачебных школ Древней Греции смело можно называть представителями эмпирического (практического) направления в медицине. Это школа в Киренаике, родосская, кротонская, книдская, косская и сицилийская, а также пифагорейская школа и школа Платона.

Переходом от догматической к эмпирической школе считается V в. до н. э., а точнее исследования Гиппократа, который одним из первых отказался от храмового врачевания в пользу «человеческой» науки [10, с. 119]. Он был представителем косской школы, что сложилась на о. Кос и была главной медицинской школой всей Греции того времени, в частности за свои достижения в области хирургии [7, с. 71].

Гиппократ родился в середине V в. до н. э., примерно в 460–459 гг. до н. э., и был одним из представителей старинного рода Асклепиадов. Медицинское образование он получил под руководством отца. Кроме того, их семья состояла при Асклепийоне на о. Кос, что дало молодому Гиппократу возможность изучать архивы храма [12, с. 1431].

Ни для кого не секрет, что Гиппократ был путешественником, и практиковал свои медицинские познания в различных областях Греции, в основном в Фессалии и Фракии [12, с. 1431]. Именно в Фессалии, близ Лариссы, он и умер. По одним данным в 375 г. до н. э., в возрасте 85 лет; по другим данным в 356 г. до н. э., в возрасте 104 лет [12, с. 1432].

Гиппократа поистине можно считать «отцом медицины», так как он первым смог собрать воедино знания и опыт, накопленные не только во время собственной врачебной практики, но и подвести своеобразную черту под исследованиями предыдущих поколений. Однако стоит отметить, что Гиппократ «не создавал» медицину, а дал ей «новые задачи» [12, с. 1431], что, вероятнее всего, и стало наилучшим вариантом развития событий. Начинать с нуля всегда тяжело, а вот исправлять ошибки, пользуясь опытом многих поколений «до» намного разумнее и продуктивнее. На наш взгляд, в данном вопросе Гиппократ проявил себя как отличный организатор и аналитик, так как прислушивался не только к голосу разума, но и полагался на собственную интуицию. Впрочем, стоит отметить, что Гиппократ был также и тем врачом, что не стыдился приносить жертвы Асклепию, так как не отрицал духовное присутствие оного в предназначении каждого врачевателя [13, с. 41].

Главным наследием, дошедшим до нас от Гиппократа, является «Гиппократов корпус» (достаточно часто именуемый «Гиппократовым сборником»). Он насчитывает в себе около 60 книг, посвященных самым разнообразным болезням и вопросам врачебной этики, но не все из них приписываются перу самого Гиппократа. Известно, что практически весь сборник можно отнести к V в. до н. э. [8, с. 26] Подавляющее большинство записей было составлено в период 430–330 гг. до н. э. Тот же «сборник», который дошел до наших дней, окончательно сформировался по большей части лишь в III в. до н. э. в Александрии.

Вопрос о том, какие еще труды после себя мог оставить Гиппократ, не решен до сих пор. Согласно традициям того времени врачи не подписывали своих сочинений, поэтому, если они и дошли до нас, то в большинстве своем анонимно. Поэтому «Гиппократов корпус» является первым сочинением «имеющим автора», хотя скорее это можно назвать чем-то вроде памятного произведения: большая часть «корпуса» написана учениками и продолжателями Гиппократа. Само же название несет в себе скорее идею, нежели ссылку на автора.

Очень важным разделом «корпуса» является комплекс сочинений, посвященных этике и деонтологии, то есть учении о морали и нравственности врача. Именно в этих трактатах мы можем видеть те составные части образа истинного врачевателя, к которому стремился и сам Гиппократ. Чтобы понять эти качества, в первую очередь, обратимся к «Клятве», которая всегда считалась своеобразным уставом для врачей. Этот трактат, с одной стороны, показывает нам постепенное отстранение врачей от храмовой медицины. С другой, то, что обращение к богам все же вносило каплю сакрального смысла в лечение больных, частичку веры в помощь высших сил [3]. Также в «Клятве» рассказывается о врачебной тайне: «Что бы при лечении — а также без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной» [3]. Тот же вопрос поднимаются и в других сочинениях «корпуса»: «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставление».

Трактат «Закон» носит скорее публичный и в чем-то даже правовой характер. Дает своеобразное, но вполне четкое определение статуса врача в античном обществе [2, 1]. Также перечисляются те слагаемые, которые в своей сумме и делают простого человека настоящим врачом: «природное расположение, обучение, удобное место, наставление с детства, любовь к труду и время» [2, 2]. Подобные требования, особенно «многолетнее прилежание» [2, 2], вполне обоснованы, так как профессия врача в понимании древних — это, по сути, не выбор человека, а дар самих богов. Однако если этим даром будет обладать недостойный или же тот, кто лишь делает вид, что вбирает в себя знания, то это приведет в лучшем случае лишь к «невежеству» [2, 4], а в худшем — к жертвам. Именно поэтому «священные действия показываются только людям посвященным, профанам же — не прежде, чем они будут введены в таинства науки» [2, 5].

В данном контексте мы бы хотели упомянуть и о сочинении «О благоприличном поведении», где мы встречаем упоминание о том, что идеальный врач представляет собой своеобразный тандем знания и мудрости: «ведь врач-философ равен богу» [5, 5].

С одной стороны, мудрость — это подарок природы и богов, но с другой «у врачей самих есть путь к мудрости» [5, 6]. Полагаться на высшие силы в те времена было абсолютно естественным. Однако тот факт, что знания и предположения врачей очень часто подтверждались наблюдениями, а также положительными результатами от лечения больных, не могло не уверить людей в правильности решений и поступков врачевателей. Именно этот нюанс и стал ключевым в признании врачебного искусства [5, 6].

Книгу «О враче» стоит также выделить отдельно, так как именно в ней мы находим образ идеального врача. В первую очередь сам врачеватель должен быть здоров, опрятен, решителен, презирать деньги, и находится в гармонии с самим собой [6, 1]. Ни в коем случае нельзя было вредить больному или поступать опрометчиво [6, 3–5]. Уже тогда многие врачи прекрасно понимали, когда нужно действовать быстро, а когда спонтанность может привести к плачевным результатам. Необходимо было заботиться о жизни и здоровье больного, и применять свои знания лишь для пользы, а не для вреда. Также в тексте данного трактата мы находим описание хирургических инструментов и способы их применения [6, 6–14]. В подготовке же хирурга автор сочинения обращает внимание не столько на чистоту технического процесса, сколько на практические познания. Лучшей школой была война [6, 14]. Даже в настоящее время военные хирурги пользуются большим уважением. Это зависит от многих факторов: знания, скорость, опыт и, конечно же, хладнокровие.

«Наставления» говорят нам и о том, что существует немало «ненастоящих» врачей: алчных и хвастливых. Тех, которые думают, что знают все и не принимают помощи своих коллег, если того требует ситуация. Больные же, которые оказываются в сетях подобных горе-врачевателей, «плавают в двойной беде» [4, 7], так как вверили свою жизнь шарлатанам. Потому что именно дела показывают достижения, а не «болтовня» [4, 2]. Бескорыстная помощь беднякам и чужестранцам почетна для врача, «ибо, где любовь к людям (филантропия), там и любовь к своему искусству (филотехния)» [4, 6].

По нашему мнению, роль этики во врачебном искусстве очень важна. Идеи гуманности и уважения к пациенту, его тайнам и его жизни, прослеживаются на протяжении всего «корпуса». Поскольку врачи тех времен были только мужчинами, то очень важным было проявление деликатности и соблюдение профессиональных качеств при общении, к примеру, с пациентами женского пола. Также правильное поведение врача дает нужный психологический настрой пациенту, что позволяет достигнуть более эффективного лечения. С момента своего зарождения деонтология (врачебная мораль) включала в себя и правила поведения врачевателя, и его личные качества. В купе они должны были отражать сущность самого врачебного искусства — облегчать страдания больного, приносить ему исцеление. Если такой человек следовал всем «наставлениям», помнил о «благоприличном поведении», знал «закон» и свято чтил «клятву», то он становился «врачом».

Исторический образ врачевателя в Древней Греции складывался постепенно, путем проб и ошибок. Сакральная часть медицины еще не скоро отошла на задний план окончательно, но рациональное мышление постепенно все-таки перевешивало слепую веру в помощь Асклепия. Люди стали полагаться и на свои собственные знания, тем самым преодолевая заветную черту беспомощности перед силой окружающего их мира.

 

Литература:

 

  1. Геродот. История в 9-ти кн./ Пер. Г. А. Стратоновского/ Под ред. С. Л. Утченко. Л., 1972.
  2. Закон// Гиппократ. Избранные книги/ Пер. с древнегреч. В. И. Руднева/ Под ред. В. П. Карпова. М., 1936. Т.1. С. 91–94.
  3. Клятва// Гиппократ. Избранные книги/ Пер. с древнегреч. В. И. Руднева/ Под ред. В. П. Карпова. М., 1936. Т.1. С. 85–90.
  4. Наставления// Гиппократ. Избранные книги/ Пер. с древнегреч. В. И. Руднева/ Под ред. В. П. Карпова. М., 1936. Т.1. С. 117–126.
  5. О благоприличном поведении// Гиппократ. Избранные книги/ Пер. с древнегреч. В. И. Руднева/ Под ред. В. П. Карпова. М., 1936. Т.1. С. 107–116.
  6. О враче// Гиппократ. Избранные книги/ Пер. с древнегреч. В. И. Руднева/ Под ред. В. П. Карпова. М., 1936. Т.1. С. 95–106.
  7. Бородулин Ф. Р. История медицины: избранные лекции. М., 1961.

8.      Гейберг И. Л. Естествознание и математика в классической древности/ Пер. С. П. Кондратьева, ред. и предисловие А. П. Юшкевич. М.–Л., 1936.

  1. Жебелев С. Религиозное врачевание в древней Греции. СПб., 1893.
  2. Зелинский Ф. Ф. Религия эллинизма. Томск, 1996.
  3. История философии в кратком изложении/ Пер. с чеш. И. И. Богута. М., 1991.

12.  Карпов В. П. Гиппократ как реформатор медицины// Клиническая медицина. Т. 7, № № 23–24 (122–123). М., декабрь 1929 г. С. 1431–1439.

13.  Мейер-Штейнег Т. и Зудгоф К. История медицины/ Пер. со 2-го нем. изд. под ред. В. А. Любарского и Б. Е. Гершуни. М., 1925. XIII.

  1. Woodhead A. G. The state health service in ancient Greece// Cambridge historical journal. Vol. 10, № 3, 1952. Pp. 235–253.

 

moluch.ru

Мифология и врачевание

Количество просмотров публикации Мифология и врачевание - 833

Начало греческой мифологии таится в тысячелетней истории народов бассейна Эгейского моря.

Эллинистический период. Вторая половина IV в. до н. э. – середина I в. н. э.

ʼʼГиппократов сборникʼʼ – древнейший памятник медицинской литературы древней Греции (составлен в III в. до н. э. в Александрийском хранилище рукописей).

Труды Авла Корнелия Цельса о врачевании в эпоху эллинизма. (труды Герофила и Эразистрата в подлинниках до наших дней не сохранились). Отдельные сведения в сочинениях историков и поэтов.

Боги в древней Греции мыслились антропоморфными˸ их представляли в образе людей и наделяли всеми человеческими качествами и страстями, как хорошими, так и плохими. Почитание богов в древней Элладе выражалось не скорбью, а удовольствием, не самобичеванием и самоотречением, а шумным общественным весельем˸ театральные представления, гимнастические празднества и олимпийские игры считались религиозными церемониями и первоначально были предназначены для прославления богов.

Культ Асклепия как бога-целителя сложился в Элладе к VII в. до н. э. По всей вероятности, прообразом этого мифологического героя был реально существовавший легендарный врачеватель времен Троянской войны (XII в. до н. э.) – царь Фессалии и глава семейной врачебной школы – Асклепий. Первое упоминание о нем и ᴇᴦο сыновьях Махаоне и Подалирии – героях и военачальниках и искусных врачевателях (ʼʼславные оба врачи, Асклепия мудрые детиʼʼ) – встречается в ʼʼИлиадеʼʼ.

Когда Менелай – ʼʼмногославный царьʼʼ ахейцев (греков) был ранен, ᴇᴦο брат царь Агамемнон повелел разыскать Махаона˸

Сколько, Талфибий, возможно, скорей позови Махаона, –

Мужа, родитель которого – врач безупречный Асклепий,

Чтобы пришел осмотреть Менелая, любимца Ареса.

Тотчас, бессмертным подобный, вошел Махаон в середину

И попытался стрелу из атридова пояса вынуть;

Но заостренные зубья обратно её не пускали.

Пояс узорный тогда расстегнул он, а после – передник

С медной повязкой, – немало над ней кузнецы потрудились.

Рану увидел тогда, нанесенную горькой стрелою,

Высосал кровь и со знаньем лекарствами рану посыпал,

Как дружелюбно родитель ᴇᴦο был обучен Хироном.

В греческой мифологии Асклепий – сын Аполлона, бога солнечного света, музыки и поэзии, который почитался так же, как врачеватель богов и бог врачевателей. Согласно легенде, Асклепий был рожден кесаревым сечением, которое произвел ᴇᴦο отец Аполлон, вырвавший новорожденного младенца из чрева умирающей матери Корониды – дочери огненного титана Флегия. Искусству врачевания Асклепий обучался у мудрого кентавра Хирона, которому Аполлон поручил воспитание сына. Вскоре ученик превзошел своего учителя и научился не только исцелять больных, но и возвращать к жизни умерших, что вызывало гнев бога подземного мира и царства мертвых Аида.

По преданию бог Асклепий женился на Эпионе, дочери Меропса, правителя о. Кос, который затем стал одним из центров медицинских знаний древней Греции. Здесь процветал род асклепиадов (потомков Асклепия), к которому причислял себя и Гиппократ, родившийся на Косе (ок. 460 г. до н. э.) и считавший себя потомком Асклепия. Наиболее известными детьми Асклепия считаются˸ Гигиея – богиня здоровья, всеисцеляющая Панакея – покровительница лекарственного врачевания, Махаон, ставший знаменитым военным хирургом, и Подалирии, прославившийся врачеванием внутренних болезней. Все они обучались искусству врачевания у своего отца. Среди богов олимпийского пантеона (согласно преданию, обитали они на горе Олимп в Фессалии) многие имели отношение к врачеванию, сохранению здоровья и здорового образа жизни. Так, Гера, супруга верховного бога Зевса, считалась богиней брака и земного плодородия. Артемида – сестра-близнец. Аполлона, покровительница охоты и владычица зверей – почиталась также как покровительница рожениц, защитница детей и женского целомудрия. Гестия была богиней домашнего очага, охраняла дом от всего дурного и заботилась о согласии, любви, счастье и здоровье всех ᴇᴦο обитателей. Крылатый Гипнос олицетворял сон; ему подчинялись не только люди, но и боги (отсюда понятно происхождение слова ʼʼгипнозʼʼ от греч. Hypnos – сон). Греческая мифология глубоко отразилась в греческом искусстве и литературе – без знания мифологии трудно понимать многие классические произведения, сюжеты картин и скульптурных групп, медицинские термины и истоки традиционных приемов врачевания.

referatwork.ru

Мифология и врачевание в Древней Греции: боги – покровители врачевания. — История медицины

Расцвет человеческого гения, известный как греческая культура и породивший шедевры архитектуры, скульптуры, поэзии, драмы, философии и науки, проявился и в медицине. Дух исследований и размышлений разбил оковы догмы и побудил к прямому наблюдению и эксперименту, необходимым для развития медицины. Греческая медицина прошла три основных этапа: догиппократов период, классический, или гиппократов, и греко-римский. Каждый имеет специфические особенности

Догиппократов период начался с минойской цивилизации, процветавшей на острове Крит с 4-го по 2-е тысячелетие до н.э. Египтяне приписывали многие из своих лечебных средств критянам. Среди развалин великого дворца в Кноссе был обнаружен удивительно современный водопровод, свидетельствующий о высоком уровне гигиены.

По древней мифологии врачевание открыл бог солнца, света и покровитель искусств, "исцеляющий" Аполлон. Аполлон почитался как изобретатель искусства исцеления. Греки почитали его как бога, очищающего человека от скверны пролитой крови, бога карающего, насылающего болезни и исцеляющего их.

Его сын - Асклепий стал богом врачей и врачебного искусства. Кентавр Хирон считался основателем медицины и учителем Асклепия. Под его руководством Асклепий стал таким искусным врачом, что превзошёл своего учителя. Асклепий не только исцелял болезни, но даже умерших возвращал к жизни. Этим прогневал он властителя царства умерших Аида и громовержца Зевса, так как нарушил закон и порядок, установленный Зевсом на земле. Разгневанный Зевс метнул молнию и поразил Асклепия. Но люди почитали Асклепия как бога-целителя.

Знаменитый культ Асклепия, зародившийся в Фессалии, был введен в Афинах в 5 в. до н.э. Храмы его выросли по всей стране. Расположенные в живописных местностях со здоровым климатом, около минеральных источников, они были в сущности санаториями. Исцеление происходило в ходе т.н. инкубации. Сначала больной должен был особым образом подготовиться: поститься, совершать омовения и молитвы; после этого ему позволялось провести одну или несколько ночей в храме, у ног статуи бога в ожидании целительного сновидения. Лечение проводилось жрецами, которые, возможно, прибегали к гипнотическому внушению. Поскольку врачевание в основном состояло из лечебного сна на свежем хвойном воздухе Эпидавра, Асклепий отныне являлся больным во сне Существует множество легенд о чудесных исцелениях, некоторые их них совершенно фантастичны.

Сейчас от святилища, в подвале которого кишели змеи - спутники статного Асклепия, - практически ничего не осталось, но воздух по-прежнему напоминает ялтинский ботанический сад. Часто рядом с Асклепием изображалсч юный демон выздоровления Телесфор.

Дочерьми Асклепия считались Гигиея (богиня здоровья) - покровительница предупредительной медицины и Панацея (Всецелительница) - покровительница лекарственной терапии. В современном языке панацея – всеисцеляющее средство, лекарство от всех бед (часто иронически).

Гигиея изображалась в виде молодой женщины в длинной одежде, со змеёй, которую она кормит из чаши (в наши дни чаша со змеёй – эмблема медицины). От имени Гигиея – слово «гигиена».

У Асклепия были также сыновья – Махаон и Подалирий, врачи греческого войска, участвовавшие в Троянской войне.

Другие боги и богини также могли насылать или предотвращать смерть или болезнь по своей воле. К их числу можно отнести Зевса, владеющего тайной врачевания; Геру, которая была богиней брака и супружеской любви, помощницей беременных и рожениц; Артемиду, исцеляющую болезни и благословляющую рождение; Илифию, богиню деторождения; Гермеса, который мог погружать любого из богов и людей в сон.

Имя богини любви и красоты Афродиты упоминается в ряде медицинских терминов, оно же является и символом пластической хирургии.

ifreestore.net

Греческая мифология о врачевании и врачевателях

ГОУ ВПО  ВГМУ Минздравсоцразвития  России

Кафедра иностранных языков         

Реферат

(метод  проектов)

Тема: «Греческая мифология о врачевании и врачевателях»   

Владивосток-2011

Содержание 

I   Введение ………………………………………………………………………..3

II Основная часть …………………………………………………………………4

  1. Общее понятие древнегреческой мифологии …………………………..4
  2. Родоначальник древнегреческого мифологического врачевания……..5
  3. Артемида………………………………………………………………..…6
  4. Гермес и его кадуцей…………………………………………………..…8
  5. Асклепий………………………………………………………………….11
  6. Гигея………………………………………………………………………13
  7. Панакея…………………………………………………………………....14
  8. Махаон………………………………………………………….…………14
  9. Падалирий………………………………………………………………...15

III Заключение…………………………………………………………………….15

IV Литература……………………………………………………………………..17              

 

Введение

«Клянусь  Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей  и Панакеей и всеми богами и  богинями, беря их в свидетели, исполнять  честно, соответственно моим силам  и моему разумению, следующую  присягу и письменное обязательство» — так начинается «Клятва» древнегреческих врачей, которая в основных своих чертах была создана еще до Гиппократа— самого знаменитого и легендарного врача Древней Греции. В течение ряда веков она существовала в виде устного предания, передаваемого от одного поколения врачей к другому. Медицина — спутница человека с первых его шагов, результат его наблюдательности и разума. Будучи величайшим достижением человечества, она возникла несравненно раньше религий и нашла яркое отражение в появившихся позднее мифологических сказаниях. Вершина греческой мифологии — произведения Гомера — дают нам богатый материал о развитии народной медицины в Древней Греции. Ф. Энгельс отмечал в этой связи: «Гомеровский эпос и вся мифология — вот главное наследство, которое греки перенесли из варварства в цивилизацию».

Цель  работы: -Изучить древнегреческую мифологию о врачевании и врачевателях.

Задачи: - Проследить становление богов-врачевателей          

      Основная  часть.

      1. Общее понятие древнегреческой мифологии.

      Мифология Древней Греции оказали огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положили начало бесчисленному множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах.

        Греческая мифология или мифология Древней Греции возникла гораздо позже большинства античных представлений греческого народа о мире. Эллины, подобно другим народам древности, стремились каким-то образом разгадать грозные и часто непонятные природные явления, познать те таинственные неизвестные силы, которые управляют человеческой жизнью. Фантазия древних греков и породила древнегреческую мифологию, населила окружающий мир добрыми и злыми сказочными существами: в рощах и на деревьях поселились дриады, в реках – нимфы, в горах – ореады, в океанах и морях – океаниды. Облик природы, дикий и непокорный, олицетворяли кентавры и сатиры.

      При исследовании греческой мифологии  становится ясно, что миром в то время правили бессмертные боги, добрые и мудрые. Они обитали на вершине громадной горы Олимп  и представлялись как прекрасные и совершенные существа, подобные по внешнему облику на людей. Они представляли из себя единую семью, главой которой был Зевс-Громовержец.  Очеловечивание божественных существ является характерной особенностью греческой религии, что позволяло сделать греческую мифологию ближе обычным людям. В качестве высшей меры совершенства считалась внешняя красота. Итак, могучие силы природы, ранее неподвластные ни понимаю человеку, ни тем более его влиянию, становились понятными, становились более объяснимыми и понятными для воображения обычного человека.

        Греческий народ стал творцом  неповторимых в своей красочности  мифов и легенд о жизни людей,  богов и героев. В древнегреческой  мифологии воспоминания о далеком,  давно забытом прошлом и поэтический  вымысел сливались воедино. Отдельные легенды о греческих богах соединялись в комплексные космогонические сказания (о возникновении человека и мира).

        Греческая мифология представляет  из себя первобытную попытку  осмыслить действительность, придать  всей природной картине целесообразность и стройность, расширить жизненный опыт.

        Незабвенность мифов и легенд  Древней Греции объясняется чрезвычайно  просто: ни одно другое человеческое  творение не отличается таким  богатством и полнотой образов.  В дальнейшем к древнегреческой мифологии обращались философы и историки, поэты и художники, скульпторы и писатели, черпая в неисчерпаемом море легендарных сюжетов идеи собственных произведений, привнося в мифы новое мифологическое мировоззрение,  которое соответствовало тому историческому периоду. 

  1. Родоначальник древнегреческого мифологического  врачевания.

Значительное  место в греческой мифологии  уделялось врачеванию и богам-врачевателям. Первым среди них был один из важнейших  божеств олимпийского пантеона, сын  Зевса и богини Лето бог Аполлон. Аполлон — брат-близнец богини Артемиды и отец бога Асклепия.

Рождение  Аполлона.

« Бог света, златокудрый Аполлон, родился на острове Делос. Мать его Латона, гонимая гневом богини Геры, нигде не могла найти себе приюта. Преследуемая посланным Герой драконом Пифоном, она скиталась по всему свету и наконец укрылась на Делосе, носившемся в те времена по волнах бурного моря. Лишь только вступила Латона на Делос, как из морской пучины поднялись громадные столбы и остановили этот пустынный остров. Он стал незыблемо на том месте, где стоит и до сих пор. Кругом Делоса шумело море. Уныло подымались скалы Делоса, обнаженные без малейшей растительности. Лишь чайки морские находили приют на этих скалах и оглашали их своим печальным криком. Но вот родился бог света Аполлон, и всюду разлились потоки яркого света. Как золотом, залили они скалы Делоса. Все кругом зацвело, засверкало: и прибрежные скалы, и гора Кинт, и долина, и море. Громко славили родившегося бога собравшиеся на Делос богини, поднося ему амврозию и нектар. Вся природа вокруг ликовала вместе с богинями.»

 Аполлона изображают высоким, стройным юношей с лирой и луком в руках. Он олицетворяет солнце и, подобно солнцу, которое своим благодатным теплом исцеляет болезни, он — бог-целитель и бог-прорицатель. В то же время Аполлон был богом карающим и мог вызывать своими стрелами эпидемические заболевания и другие бедствия. Так, в одном из мифов он ниспослал мировую (так называли в то время эпидемии чумы) язву на греков (ахейцев), воевавших под Троей, в наказание за то, что они оскорбили его жреца Хриса:

«Сын Лето и Зевса. Царем раздраженный, наслал он

          Злую болезнь на ахейскую рать. Погибали народы

          Из-за того, что Хриса-жреца Атрид  обесчестил.

          Тот к кораблям быстролетным  ахейцев пришел, чтоб из плена

          Вызволить дочь, за нее заплативши  бесчисленный выкуп.

          Шел, на жезле золотом повязку  неся Аполлона,

          И обратился с горячей мольбою  к собранью ахейцев,

          Больше всего же — к обоим  Атридам, строителям ратей:

          «Дети Атрея и пышнопоножные  мужи ахейцы!

          Дай вам бессмертные боги, живущие  в домах Олимпа,

          Город Приамов разрушить и  всем воротиться в отчизну!...».

Аполлон — не только врач богов и бог  врачей, он бог мудрости, поэзии, музыки и красоты. Одним из самых замечательных художественных произведений античного мира является статуя Аполлона Бельведерского, найденная в конце XV века и находящаяся ныне в Риме. 

3. Артемида.

Артемида - одна из древнейших богинь Греции. Как  можно предполагать, Артемида - богиня-охотница - первоначально была покровительницей животных, как домашних, так и диких. Сама Артемида в древнейшее время изображалась иногда в виде животного, например, медведицы. Так изображалась Артемида брауронская в Аттике, недалеко от Афин. Затем Артемида становится богиней охранительницей матери во время рождения ребенка, дающей благополучные роды, Как сестра Аполлона, бога света, она считалась также богиней луны и отождествлялась с богиней Селеной. Культ Артемиды - один из распространенных в Греции. Знаменит был ее храм в городе Эфесе (Артемида эфесская).

 Вечно  юная, прекрасная богиня родилась  на Делосе в одно время с  братом своим, златокудрым Аполлоном.  Они близнецы. Самая искренняя  любовь, самая тесная дружба соединяют  брата и сестру. Глубоко любят они и мать свою Латону.

 Всем  дает жизнь Артемида. Она заботится  обо всем, что живет на земле  и растет в лесу и в поле  Заботится она о диких зверях, о стадах домашнего скота и  о людях. Она вызывает рост  трав, цветов и деревьев, она благословляет рождение, свадьбу и брак. Богатые жертвы приносят греческие женщины славной дочери Зевса Артемиде, благославляющей и дающей счастье в браке, исцеляющей и насылающей болезни.

 Вечно  юная, прекрасная, как ясный день, богиня Артемида, с луком и колчаном за плечами, с копьем охотника в руках, весело охотится в тенистых лесах и залитых солнцем полях. Шумная толпа нимф сопровождает ее, а она, величественная, в короткой одежде охотницы, доходящей лишь до колен, быстро несется по лесистым склонам гор. Не спастись от ее не знающих промаха стрел ни пугливому оленю, ни робкой лани, ни разъяренному кабану, скрывающемуся в зарослях камыша. За Артемидой спешат ее спутницы-нимфы. Веселый смех, крики, лай своры собак далеко раздаются в горах, и отвечает им громко горное эхо. Когда же утомится богиня на охоте, то спешит она с нимфами в священные Дельфы, к любимому брату, стреловержцу Аполлону. Там отдыхает она. Под божественные звуки золотой кифары Аполлона водит она хороводы с музами и нимфами. Впереди всех идет в хороводе Артемида, стройная, прекрасная; она прекраснее всех нимф и муз и выше их на целую голову. Любит отдыхать Артемида и в дышащих прохладой, увитых зеленью гротах, вдали от взоров смертных. Горе тому, кто нарушает покой ее. Так погиб и юный Актеон, сын Автонои, дочери фиванского царя Кадма. 

4. Гермес и его  кадуцей

Гермес - один из древнейших богов Греции; был  первоначально богом - покровителем стад, его изображали иногда с бараном  на руках. В гомеровском эпосе  Гермес прежде всего посланник богов и проводник душ умерших в подземное царства Аида. Гермес - покровитель путешественников; с развитием торговли Гермес становится богом - покровителем торговли, а следовательно, изворотливости, обмана и даже воровства. Кроме того, Гермес - покровитель юношества, атлетов, бог гимнастики; его статуи ставились в палестрах и гимнасиях - учреждениях, в которых обучали борьбе, кулачному бою, бросанью диска, бегу, прыганью и т. д.

 В  гроте горы Киллены в Аркадии  родился сын Зевса и Майи, бог  Гермес, посланник богов. С быстротой мысли переносится он с Олимпа на самый дальний край света в своих крылатых сандалиях, с жезлом-кадуцеем в руках. Гермес охраняет пути, и посвященные ему гермы можно видеть поставленными при дорогах, на перекрестках и у входов в дома всюду в древней Греции. Он покровительствует путникам в путешествии при жизни, он же ведет души умерших в их последний путь - в печальное царство Аида. Своим волшебным жезлом смыкает он глаза людей и погружает их в сон. Гермес - бог покровитель путей и путников и бог торговых сношений и торговли. Он дает в торговле барыш и посылает людям богатство. Гермес изобрел и меры, и числа, и азбуку, он обучил всему этому людей. Он же и бог красноречия, вместе с тем - изворотливости и обмана. Никто не может превзойти его в ловкости, хитрости и даже в воровстве, так как он необычайно ловкий вор. Это он украл однажды в шутку у Зевса его скипетр, у Посейдона - трезубец, у Аполлона - золотые стрелы и лук, а у Ареса - меч. 

stud24.ru

Врачевание в Древней Греции

Количество просмотров публикации Врачевание в Древней Греции - 249

1. ʼʼИлиадаʼʼ и ʼʼОдиссеяʼʼ Гомера и др. Размещено на реф.рфКульт Асклепия˸ Гигиея, Панакея; асклепиады; асклейпионы. Врач-Философ. Демокрит. Аристотель. Гиппократ, Герофил, Эразистрат и др. Размещено на реф.рфКакая это цивилизация˸

Варианты ответа˸

а) Древний Вавилон;

б) Древний Египет;

в) Древняя Индия;

г) Древняя Греция;

д) Древний Рим.

2. Назовите источники исследования истории врачевания Древней Греции˸

Варианты ответа˸

а) Гомер ― ʼʼИлиадаʼʼ, ʼʼОдиссеяʼʼ;

б) ʼʼГиппократов сборникʼʼ;

в) произведения Марциала;

г) Диоскорид ― ʼʼО врачебной материиʼʼ.

3. Назовите теорию патологии, разработанную Гиппократом˸

Варианты ответа˸

а) нервизм;

б) пневматизм;

в) античный солидаризм;

г) античный гуморализм.

4. Назовите известных врачевателей Древней Греции˸

Варианты ответа˸

а) Герафил;

б) Эврифон;

в) Гален;

г) Алкмеон;

д) Гиппократ.

5. Назовите труды Гиппократа о врачебной этике˸

Варианты ответа˸

а) ʼʼКлятваʼʼ;

б) ʼʼПрогностикаʼʼ;

в) ʼʼО врачеʼʼ;

г) ʼʼО благоприличном поведенииʼʼ;

д) ʼʼНаставленияʼʼ.

6. Назовите основателя Кротонской медицинской школы, философия которого является основой медицинской системы Гиппократа˸

Варианты ответа˸

а) Алкмеон;

б) Эврифон;

в) Гален;

г) Праксагор;

д) Гиппократ.

7. Алкмеон Кротонский связывал этиологию заболеваний, прежде всего, с˸

Варианты ответа˸

а) сердцем;

б) сосудами;

в) головным мозгом;

г) спинным мозгом;

д) печенью.

8. Назовите представителей Александрийской школы˸

Варианты ответа˸

а) Герафил;

б) Асклепиад;

в) Диоскорид;

г) Соран;

д) Эрасистрат.

9. Назовите лечебные приемы, используемые древнегреческими врачевателями˸

Варианты ответа˸

а) гипноз;

б) молитвы, посты;

в) прижигание ʼʼмоксаʼʼ;

г) лекарственные средства, водолечение, гимнастика, простейшие хирургические вмешательства;

д) вариоляция.

10. Укажите группы представлений о причинах болезней в Древней Греции˸

Варианты ответа˸

а) общие для всех людей данной местности;

б) внедрение злых духов;

в) индивидуальные, определяемые образом жизни;

г) нарушение кармы.

11. Назовите основателя описательной анатомии в Древней Греции˸

Варианты ответа˸

а) Гиппократ;

б) Герафил;

в) Эрасистрат;

г) Соран;

д) Алкмеон.

12. Кого из древнегреческих врачевателей называют ʼʼотцом медициныʼʼ˸

Варианты ответа˸

а) Алкмеон;

б) Герафил;

в) Эврифон;

г) Гиппократ.

13. Назовите произведения принадлежащие перу Гиппократа˸

Варианты ответа˸

а) ʼʼМахабхаратаʼʼ;

б) ʼʼО воздухах,водах и местностяхʼʼ;

в) ʼʼСалернский кодекс здоровьяʼʼ;

г) ʼʼПрогностикаʼʼ;

д) ʼʼАфоризмыʼʼ.

14. Назовите бога-целителя, с культом которого связано храмовое врачевание в Древней Греции˸

Варианты ответа˸

а) Зевс;

б) Асклепий;

в) Афродита;

г) Геракл;

д) Янус.

15. Асклейпионы в Древней Греции — это˸

Варианты ответа˸

а) святилища в честь Асклепия;

б) потомки Асклепия;

в) названия медицинских учебников;

г) лекарственные средства, примененные впервые Асклепием;

referatwork.ru

Асклепий – «великий и беспорочный врач» Древней Греции

asklepiy.jpg

Современная медицина имеет действительно долгую и сложную историю, уходящую корнями в Древний Рим, Грецию, Египет. И удивительно, как много вещей, несмотря на тысячи лет, прошедшие с тех времен, продолжают носить то же значение и смысл. И возможно одной из самых интересных исторических медицинских загадок является личность прародителя и во многом символа современной медицины Асклепия, или же, как его называли древние римляне – Эскулапа.  

Асклепия принято считать древнегреческим богом медицины и врачевания, а его имя переводится дословно, как «вскрытый». Он является героем многих греческих мифов и по легендам родился обычным человеком, пусть и с божественной кровью, но за свои деяния на земле удостоился вступить в божественный пантеон. 

История Асклепия

Существует несколько разрозненных версий происхождения Асклепия, однако наиболее популярная из них , утверждает, что он был сыном бога Аполлона и нимфы по имени Коронида. Беременная ребенком Корнида влюбилась в смертного, об этом узнали боги и ее сожгли на костре, а из ее мертвого тела Аполлон извлек собственного сына, отчего и назвал его «Вскрытым», то есть Асклепием.

Дальнейшая легенда рассказывает о том, что Эскулап с детства интересовался медициной, стал учеником известного лекаря Хирона, и очень быстро превзошел его в искусстве врачевания. На протяжении своей жизни он совершил немало удивительных исцелений, и люди со всей Греции отправлялись к нему со своими проблемами, с которыми он всегда справлялся быстро и легко. 

Придания и легенды также рассказывают, что Асклепий был женат на Эпионе, вместе с которой они зачали внушительное потомство, состоящее из трех сыновей – Подалирия, Телесфена и Махаона, а также шести дочерей – Аглеи, Гигеи, Панацеи, Акесо, Медетрины и Иасо. Все они впоследствии, также стали удивительными целителями, а со временем начали почитаться как боги и символы того или иного направления медицины.

Легенды и их последствия

За свою жизнь Аспклепий помог не только обычным людям, но и многим выдающимся личностям, богам и героям. Он постоянно развивал свои умения и таланты, благодаря чему стал самым лучшим врачом в мире. Однажды, находясь уже в преклонном возрасте, он шел по дороге, опираясь на свой посох. Тут его посох обвила змея, и он от страха убил ее. Сразу же после этого из кустов выползла еще одна змея, которая несла в пасти какую-то траву, она также обвила посох врача и оживила травой первую. Асклепий отыскал эту траву, и понял, что в ней таится секрет вечной жизни. Именно от этой легенды и произошел современный символ медицины – посох, обвитый змеей, и его производная – чаша с двумя змеями. 

Получив волшебную целительную траву, Асклепий начал возвращать людей из мертвых, и со временем полностью победил смерть. По другой версии, для воскрешения он использовал кровь из тела медузы Горгоны, которое ему даровала Афина. Так или иначе, со временем это привело к дисбалансу, и Танатос – бог смерти, лишившийся работы попросил Зевса решить возникшее недоразумение. Верховный бог в своей характерной манере не став долго думать испепелил Асклепия на месте. Это породило множество конфликтов, ведь Аполлон мстил за убийство своего сына, однако Асклепий и сам мог постоять за себя, самостоятельно вернувшись из царства мертвых, и заняв свое место в божественном пантеоне, в звании бога медицины. 

Разумеется, до наших дней дошло огромное количество разрозненных легенд и мифов посвященных, в том числе, и деятельности Асплепия. Многие из них противоречат друг другу, или представляют несколько альтернативных взглядов на одно и то же событие, например на рождение, смерть или нахождение рецепта бессмертия. Частично это объясняется тем, что по мнению многих писателей того времени существовало сразу несколько Асклепиев на достаточно большом промежутке времени. Каждый из них был выдающимся врачом и имел свою историю, которые в итоге смешались между собой.

Реальная личность Асклепия

Много веков подряд Эскулап считался очередной мифической личностью, однако современные ученые и историки вполне резонно полагают, что такой человек действительно мог жить, ведь подобные мифы и легенды просто обязаны были иметь какую-то подоплеку. 

По мнению исследователей, Асклепий, который действительно являлся выдающимся и прогрессивным врачом жил на территории Древне Греции, и сумел своей работой заложить многие основы современной медицины. Судя по всему, он занимался изучением анатомии, чему способствовало то что, но жил во времена какого-то военного столкновения, и много практиковался в хирургии и лечении травм воинов. 

В условиях совершенно не развитой медицины, Асклепий начал изучать лечебные свойства трав, и судя по всему первым начал бинтовать раны, делая компрессы из смеси трав. Вероятно, именно от этого и взялись легенды о траве, способной исцелять мертвых. Также, судя по результатам исследований и разрозненным доказательствам, Эскулап изучал строение челюсти и первым разработал технологию удаления зубов.

Еще одним его достижением, основанным на использовании трав стала очистка организма и желудка при серьезных пищевых отравлениях, которые по-видимому были причиной многих смертей того периода. Ну а часть легенды. Связанная с большим потомством Эскулапа предположительно возникла от того, что талантливый врач действительно создал свою собственную школу. В ней обучал молодых людей всем премудростям профессии и вместе с ними проводил различные исследования. После его смерти именно эти ученики и начали продвигать медицину, основываясь на всех полученных ими знаниях.

Жил на самом деле Асклепий или же нет доподлинно неизвестно, однако он так или иначе представляет собой собирательный образ всех врачей Древней Греции, упорно изучавших и развивавших свою сложнейшую науку, и помогающих людям несмотря ни на что.

Вернуться к статьям

professiya-vrach.ru