Возникновение философии древней греции. Учебное пособие Книга первая философия древнего мира таганрог 2010
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Возникновение философии в древней греции. Возникновение философии древней греции


1. Возникновение философии в Древней Греции

1. Возникновение философии в Древней Греции

Как уже отмечалось выше, философия возникает одновременно в нескольких культурных центрах, одним из которых была Древняя Греция. Сущность процесса возникновения философии до сих пор продолжает оставаться проблемой в истории философии. Ряд исследователей утверждает, что она рождается из искусства, другие – из мифолого-религиозных воззрений, третьи – из практического знания. И это разброс мнений вовсе не случаен. В каждом из названных вариантов в качестве основы философии выдвигается один из элементов достаточно целостного знания о мире древних людей, в котором сливались в единство и мифологические, и преднаучные, и художественные взгляды на окружающую действительность. Каждый из этих элементов имеет определенную мировоззренческую значимость, что роднит их с философией и побуждает выводить ее из них. Еще одну сложность в понимании процесса возникновения философии составляет то, что, несмотря на все радикальные отличия возникшего философского знания и от мифологии, и от искусства, и от обыденного знания, невозможно определить достоверно точный момент ее рождения. Можно лишь утверждать, что это произошло примерно в VII-VI вв. до н.э. И, наконец, третья сложность – произведения первых философов полностью утрачены, в силу чего не представляется возможным провести их анализ и сопоставить их с мифологическими идеями, эстетическими взглядами, обыденными знаниями древних людей, чтобы сказать наверное, к чему из них ближе первые философские представления. Видимо, необходимо говорить о том, что и мифология, и искусство, и обыденные знания в комплексе составили ту основу, на базе которой возникла философия, акцентировавшая интеллектуальный, рациональный аспект этого синкретичного знания. Очевидно и то, что в осмыслении мира предшественницей философии была мифология. В мифологии Древней Греции (так же, как и в Древнего Китая и Древней Индии) рассматривались вопросы происхождения и устройства космоса, о возникновении наиболее значимых природных стихий и явлений, о происхождении человека, стадиях его жизни, историческом развитии, культурных завоеваниях общества. Эти важные идеи, перешедшие потом и в философию, выражались в мифе не в форме понятий и теорий, а в форме образов, метафор, символов. Мифология, как отмечал А.Ф.Лосев, была вненаучной формой познания1. Философия же уже на первых этапах своего существования вынесла на первый план именно рациональные аспекты осмысления мира, интеллектуальные моменты мировоззрения древних людей. В этом смысле философия возникла в результате движения от мифа к логосу (знанию, науке). «Идейно-тематическое единство философии и мифологии очевидно: содержательная плоть философии вырабатывается в недрах религиозно0миофлогической оболочки. Однако, упрочаясь, эта плоть уничтожает предковую форму, придавая ей очертания дискурса. Различие мифологии и философии не в проблематике мира, а в характере ее (проблематики) мыслительного конституирования. В философии это – «мыслящее рассмотрение предметов (Гегель), совпадающее с дискурсивным сознанием как таковым»2.

Это являлось следствием возникшей и постоянно нарастающей в обществе потребности в понимании мира с позиции знания. И это не было случайностью, что подтверждается не только хронологическим совпадением примерного момента рождения философии в Индии, Китае и Греции, но и так называемой «исторической одновременностью». VII-VI вв. до н.э. во всех этих странах были временем бурного социального развития. Быстро росли города как центры экономической и культурной жизни, расширялась торговля, появился денежный капитал, ростовщичество, укреплялась частная собственность на землю. Все это приводило к изменению всей социальной структуры древних обществ – расширению рабовладения, усложнению отношений между социальными группами, Потребности ремесла, сельского хозяйства и торговли способствовали накоплению начальных знаний в области арифметики, геометрии, астрономии, географии.

В Древней Греции философия возникает в крупных торговых городах (Милете, Афинах, Эфесе). Там встречались по своим торговым делам люди разных культур с разными мифолого-мировоззренческими установками, с различными религиозными представлениями, с отличным объемом знаний о мире и его устройстве. Это способствовало рациональной оценке древнегреческих мифологических идей, поскольку там, где встречаются разные верования и взгляды легко усомниться в любом из них.

Кроме того, в этот период рабовладение достигло высокого развития. Рабский труд обеспечивал потребности свободных греков и создавал тем самым для последних возможность для интеллектуальных занятий.

Важнейшей предпосылкой для возникновения философии в Древней Греции стала полисная демократия, предполагающая властные полномочия широких слоев свободного гражданского населения и свободу выражения мнения. Когда власть принадлежит общему собранию свободных граждан, основным средством выражения воли становится разумное слово (логос, λόγος), понятное и доступное другим людям, убедительное и доказательное. Все это способствовало переходу к рациональному восприятию мира, значит – переходу от мифа к логосу. Философия как раз и стала формой рационального осмысления мира, знанием, учащим людей мыслить логически и доказывать свои утверждения. В философии человек древнего мира впервые начинает еще и осмысливать, анализировать процесс своего собственного мышления. Возникла, как говорят в современном научном знании, рефлексия над сознанием. Таким образом, в VII – VI вв. до н.э. стала формироваться специфическая форма познавательной деятельности человека – философия.

2. Периодизация античной философии

Вся античная философия делится на несколько больших периодов:

  • Профилософия (VII в. до н.э.) – период, в который происходит формирование знания, отличного от мифологического, когда формируется так называемая протофилософия, предфилософия. Она была неотделима от простого житейского опыта, искусства, поэзии. К этому периоду относится творчество Гомера, Гесиода, Софокла, Феогнида, Солона, семи мудрецов.

  • Ранняя древнегреческая философия (VI – нач. V в. до н.э.). В это время возникает философия в собственном смысле этого слова, формируются важнейшие философские проблемы. Основным интересом для философского осмысления является природа и ее совершеннее произведение – космос. К данному периоду относится творчество философов милетской школы (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена), Гераклита, Пифагора, Парменида.

  • Классика (V-IV вв. до н.э.) – период, когда были созданы развернутые философские системы, определены направления философского поиска европейской мысли на многие столетия вперед. Происходит постепенный перенос основного интереса с природы на человека и его проблемы. К этому времени относится творчество Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля.

  • Эллинизм (III в. до н.э. – I в. н.э.) В этот период происходит распространение греческой образованности и греческой мысли на весь завоеванный Александром Македонским мир. В древнегреческой, а затем и в древнеримской философии проявляется повышенный интерес к проблемам человека и всем, что с ними так или иначе связано – от вопросов государственного устройства до сущности языкового выражения мысли. К этому периоду относятся школы эпикуреизма (Эпикур), стоицизма (Зенон, Клеанф, Хрисипп), скептицизма (Пиррон, Энесидем, Агриппа).

  • Философия Римской империи (I – V вв. н. э.). В этот период происходит сближение философских школ, смягчается ригоризм, стираются острые противоречия между ними. Доля многих философов характерным становится эклектизм. В I – II вв. сохраняют свое влияние эпикуреизм (Филодем, Лукреций), стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизм и академический пробабилизм (Цицерон). В III веке формируется неоплатонизм (Плотин, Порфирий, Ямвлих), в рамках которого было разработано идеалистическое учение о едином, душе, природе. Стоическая этика и неоплатоническая онтология оказали наиболее существенное влияние на становление христианской философии.

Таким образом, античная философия представляла собой достаточно длительный этап в истории европейской культуры, который продолжался более тысячелетия.

3. Становление и развитие философской мысли

в Древней Греции

3.1. Профилософия

Под профилософией понимают совокупность развитых мифологических представлений и обыденного знания, необходимого для обеспечения жизнедеятельности, которая послужила основой для формирования философии. Это еще, конечно, же не философия в собственном смысле слова, но предтеча философии. Профилософия – это начальный, исходный этап в генезисе философии. «В мифологии это стихийная постановка мировоззренческих, больших вопросов. В начатках наук – это не столько сами знания, сколько развитие мышления, самого научного духа и научного метода, интеллект»1.

К античной профилософии можно отнести произведения Гомера и Гесиода, идеи Солона, мудрость семи мудрецов.

Гомер. В эпических произведениях Гомера «Илиада» и «Одиссея» поставлены «большие» вопросы, характерные для высокоразвитого мифологического мировоззрения. Например, он рассматривает проблему происхождения мироздания. Мир возник от божественной пары Океана и Тефиды, от которых «все происходит» (Илиада, XIV, 246). Космос Гомер описывал как состоящий из трех частей – подземелья, земли и неба. Земля – это неподвижная плоскость. Небо над ней поддерживается столбами, которые охраняют Атланты. Подземелье состоит из верхней части, близко расположенной к земле (Аида), и нижней части (Тартара). Для представлений Гомера характерен антропоморфизм. Все стихии и важнейшие природные и социальные явления – это сверхъестественные личности, божества. Солнце – это бог Гелиос, Луна – богиня Селена, вода – бог Посейдон, заря – богиня Эос и т.п. В человеке Гомер разделяет тело и душу. Важное место в представления Гомера занимает понятие судьбы (мойры, ананке). При этом понятие это практически лишено антропоморфного содержания. Судьба – это безликая сила, неизбежность, которую нельзя умилостивить. Она управляет как человеком, так и богами. Это был один из первых шагов на пути к философии.

Гесиод. Гесиоду принадлежат произведения «Теогония» и «Труды и дни». В них излагаются как мифологические представления, так и рациональные взгляды на мир и человеческое общество, которые гораздо более близки философии, чем идеи Гомера. В «Теогонии» представлен процесс возникновения всех природных явлений и процессов от единого начала – Хаоса (зияние, неупорядоченность). «Прежде всего во Вселенной Хаос зародился» (Теогония, 116). Хаос понимается Гесиодом как изначальная бесформенность мира, его неупорядоченность, как зияние. Хаос породил землю (Гею), мрак (Эреб), любовь (Эрос), ночь. От брака мрака и ночи рождается Эфир и День. Гея рождает Урана (небо). На втором, третьем, четвертом и пятом этапах теогонии (процесса рождения богов) появляются все известные грекам боги (Зевс, Афродита, Амур и др.).

У Гесиода излагается миф о Прометее, который подарил людям огонь. Зевс жестоко наказал Прометея, но лишить людей прометеева дара уже не смог. Зевс придумал другое наказание для человека – женщину Пандору, которая была прекрасна, но лжива. От нее произошел «женщин пагубный род».

Как считает Гесиод, люди отличаются от животных моралью, пониманием справедливости, правды, обязанностей, меры. Понятие меры занимает большое место в представлениях Гесиода. «Меру во всем соблюдай и дела свои вовремя делай», – это одна из основных идей «Трудов и дней». Следуя этому принципу и обращаясь к земледельцу, Гесиод учит умеренности в еде и питье, умению довольствоваться малым, быть бережливым к имуществу и избегать неумеренности в расходах, трудолюбию. Даже жертвоприношения богам у земледельцев должны сообразовываться с принципом меры: они должны соответствовать достатку человека (Труды и дни, 336).

Гесиоду принадлежит интересная теория развития общества – теория «пяти поколений», в которой прогресс человечества в технике и знаниях соотносится с его нравственным регрессом. Эта теория прочно вошла в европейскую культуру и повлияло на ряд философских концепций. Первое поколение людей было создано богом Кроном из золота, оно было во всем подобно богам, не знало забот и труда, не знало вражды и войн, не знало нужды ни в чем. Природа тогда была богата и изобильна. Это был «золотой век» человечества. Однако постепенно люди вырождаются. Следующие поколения – серебряное, бронзовое, героическое и железное последовательно регрессировали. Падала их нравственность, а вместе с этим скудела и природа. Люди вынуждены все более времени проводить в трудах и заботах, в поте лица зарабатывая себе пропитание. «Землю теперь населяют железные люди. Не будет им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя, и от несчастий. Заботы тяжкие дадут им боги». Железный век – это худший век. Современное ему состояние общества Гесиод оценивает пессимистично: «Где сила, там будет и право. Стыд пропадет… От зла избавленья не будет» (Труды и дни, 186-201). Железный род, по мнению Гесиода, должен прийти к концу. Железные люди должны быть уничтожены богами. Однако исторический процесс у Гесиода цикличен: золотой век, а вместе с ним и счастье людей, должны снова вернуться.

В идеях Гесиода выражаются элементы рационального отношения к миру. В ряде случаев боги рассматриваются лишь как те или иные функции природы. Для Гесиода характерен интерес к вопросам о взаимоотношениях человека и природы, о нравственных нормах, об общественном прогрессе.

3.2. Ранняя древнегреческая философия

Философия в собственном смысле слова возникает в Древней Греции в VI веке до н.э. Здесь складывались особые условия бытия человека. Это был прекрасный, пластичный мир, с чудесной природой, в изобилии дающий человеку средства к существованию. И здесь рождалось особое отношение человека к природе, которое условно можно назвать натурализмом: удивительно трепетное отношение ко всему живому, любование природой, возведение ее в самодостаточный абсолют. И, наверное, смело можно сказать, что смыслом и целью всей греческой философии на раннем этапе являлось изучение и раскрытие природы, вечное стремление к единению и слиянию с ней (в отличие, скажем, от индийской философии, где цель всяких философских устремлений – познание духовного абсолюта). Древние греки понимали счастье как гармонизацию внутренней и внешней природы, как приведение внутренней жизни в соответствие с общим миропорядком, превращение ее в натуральную, естественную жизнь. Концепции большинства ранних греческих философов (Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Гераклита, Пифагора, Демокрита) проникнуты этой идеей абсолютности природы. В Древней Греции философия начиналась именно как «физиология» (от древнегреч. «φύσις» – «природа»), т.е. как учение о природе. Мысль стремилась к пространственному, космическому расширению, старалась проникнуть в сущность окружающих вещей и постичь красоту и совершенство всех творений природы. Лучшее и величайшее из этих творений – космос. Он более, чем что-либо еще, достоин исследовательского внимания. Для учений ранних греческих философов свойственен, таким образом, космологизм.

Космос рассматривался как структурированная, упорядоченная природа, но вся природа не сводилась к прекрасному космосу: греки верили, что существует хаос – абсолютно неупорядоченная природа. Хаос и космос – это две противоположности, сменяющие друг друга и вытекающие друг из друга. Из хаоса возникает космос. И хотя космос – это порядок, строй, красота, в основе его лежит хаос – неупорядоченность, бессистемность, полное отсутствие гармонии, красоты.

Еще одной чертой древнегреческой философии является свойственный ей принцип детерминизма. Познание есть познание причин происходящего. У всякого явления есть причина, и греки были уверены, что «из ничего ничто не происходит», а значит, если у чего-то нет разумного основания, значит, оно и не может произойти. И греческие философы углублялись в поиск не только видимых причин вещей и процессов, но и первопричины мира, лежащей в основании всего мироздания.

Если говорить об особенностях древнегреческой философии, то следует упомянуть и свойственный ей принцип циклизма. Древнегреческим мыслителям была чужда идея полной гибели мира и всеобщности уничтожения. Куда привлекательней казалась им идея вечного возвращения. В мировоззрении древних греков нет драматического ощущения смерти. Смерть есть только момент в гигантской цепи превращений и перемен. Если за периодом любви в мироздании неизбежно наступает период вражды и гибели, как у Эмпедокла, то вслед за разрушением непременно наступит состояние взаимного притяжения и любви. Если мир погибает в мировом пожаре (как у стоиков), то он обязательно возродится из пепла как птица Феникс. Если человек должен разложиться на составляющие атомы (как у Демокрита или Эпикура), то где-нибудь в бесконечном множестве миров эти атомы вновь повторят аналогичную или такую же комбинацию, возродив и этот мир, и этих людей, и этого Демокрита. Пифагорейцы же и платоники искали успокоения в восточной по происхождению идее переселения душ: не стоит бояться смерти, если душа вечна и будет существовать после смерти тела.

Еще одной интересной чертой античного мышления и античной философии был интеллектуализм как абсолютное доверие разуму. С точки зрения древнегреческих мыслителей, разум – это гарант всего хорошо и в индивидуальной, и в общественной жизни. Именно разум (не чувства, не интуиция) являлся гарантом истины. Он способен познавать мир и обеспечивать существование человека в нем. Гармония жизни – это ее подчиненность разуму, т.е. рациональное бытие. Но разум не всесилен, ему мешают человеческие страсти, чувства, предрассудки, все что есть в человеке индивидуального. Задача философа – освободить разум, направить его на службу человеку с тем, чтобы он стал руководителем нравственной и социальной жизни. Из этого представления проистекает удивительно трогательная утопия Сократа, утверждавшего, что стоит человеку только познать разумом, что есть Добро, Истина, Красота, и он станет добродетельным. Из этого же основания проистекает и платоновская социальная утопия – попытка построить государство на принципах разума с правителем-философом во главе.

Но прекрасной природы не достаточно для развития философии как истинного творчества духа. Нужна еще свобода, создающая возможности для свободного творчества, для проявления таланта. Дух живет только там, где есть свобода, без нее не будет ни совершенной философии, ни вдохновенного искусства, ни высокой морали. Но свобода без таланта страшна, иначе она - свобода посредственности. Кроме того, свобода предполагает строжайшую самодисциплину и ответственность, то есть она связана с мерой. Мера – это центральное понятие всей греческой философии, очень остро ощущающей «золотую середину» во всем. Мера рассматривалась как универсальное средство регулирования социальных отношений. Всем мудрецам Древней Греции еще до того времени, когда возникла философия в собственном смысле слова было присуще осознание ограниченности (меры) своих возможностей. Показательна в этой связи история о золотом треножнике. В море был найден золотой треножник. Дельфийский оракул предрек, что треножник этот должен быть передан самому мудрому из мудрецов. Но треножник так и не нашел своего хозяина. поскольку каждый из мудрецов трезво оценивал меру своей мудрости и передавал треножник другому. В итоге треножник был помещен в Дельфийский храм.

Ранняя древнегреческая философия возникает в Ионии (крайний восток Греции), а именно – в полисе Милет, где зарождается первая в истории философская школа, получившая название по месту нахождения – милетская школа. Ее основателем был Фалес (конец VII –первая половина VI в. до н.э.). Кроме Фалеса в эту школу входили Анаксимандр и Анаксимен. Основным интересом для них была природа. Кроме того, все они были одновременно учеными. Все они искали первооснову мира – первоначало (архэ). Это генетическое, логическое, ценностное начало. Это то, что первично во всех отношениях. Философов милетской школы нередко называют наивными материалистами, но уже они прекрасно понимали, что чувственный (видимый) и истинный, реальный мир не всегда совпадают. И эта проблема несовпадения становится едва ли не основной. Еще одна важнейшая проблема: каким образом из одного единого начала образуется множественный и разнообразный мир. И наконец, третья важнейшая проблема, волновавшая уже первых греческих натурфилософов – проблема покоя и движения, устойчивости и изменчивости в мире.

Для Фалеса первоосновой мира, единым и тождественным является вода – наиболее подвижная из четырех стихий. Как сообщал Аристотель, «из тех, кто первым занялся философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь начала в виде материи: то, из чего состоят вещи, из чего первого они возникают и во что в конечном счете уходят, причем основное пребывает, а по свойствам своим меняется, это они считают элементом и началом вещей, поэтому они полагают, что ничто не возникает и не погибает, так как подобная основная природа всегда сохраняется. Количество и форму для такого начала не все указывают одинаково, но Фалес – родоначальник такого рода философии – считает ее водою» (Аристотель. Метафизика, I, 3). Существуют предания о том, что Фалес в юности учился в Египте и Месопотамии, усвоив от восточных жрецов знания по математике, астрономии, медицине. Возможно, что там же Фалес почерпнул и некоторые мировоззренческие представления (хотя, нужно отметить, что история не сохранила свидетельств о том, что кто-либо из греческих философов до эпохи эллинизма знал восточные языки). Вода животворна, она удивительно подвижна и пластична, она прозрачна как воздух и, вместе с тем, ощутима, как тело. Она животворна, дает жизнь и растениям, и животным, и людям. Она материальна и порождает все. Сгущаясь, вода образует землю, разрежаясь – воздух и огонь, т.е. все конструктивные элементы мира. произошедший из воды космос, по мнению Фалеса, одухотворен, одушевлен, наделен разумом. Это живой, чувствующий и разумный, а значит, и рационально познаваемый, мир. Такая концепция оживленной материи носит название гилозоизма (хюле – материя, зоя – жизнь). Фалес сближает физическое и психическое, пытается найти их единую основу. Вода Фалеса способна порождать и духовные, и материальные явления. Она есть начало всего физического (материальных объектов, природных явлений и процессов) и психического (человеческой души, эмоций, знаний) в мире.

Для Анаксимандра первоначало мира (архэ) также не может быть сведено ни только к физическому, ни только к психическому. Вероятно, что именно этот философ ввел само понятие «архэ». Начало есть то, из чего происходит и первое, и второе. Анаксимандру приписывается учение об апейроне (неопределенном). Это первоматерия, в которой совпадают противоположности: сухое есть влажное, холодное есть теплое и т.п. Из него все происходит, в него все и возвращается: «апейрон – единственная причина рождения и гибели». Апейрон – это потенция, возможность всего. «Из чего происходит рождение всего сущего, в то же самое все исчезает по необходимости. Все получает возмездие [друг от друга] за несправедливость и согласно порядку времени». В апейроне нет несправедливости. Апейрон невозможно определить, сказать о нем что-либо. Если пытаться каким-либо образом его определять, то с необходимостью придется вводить новые начала, лишая апейрон возможности быть первоначалом. В апейроне все находится в состоянии равенства и любви. Это равенство возможностей. Всему дана возможность начать быть. Но когда вещи начнут реализовывать эти возможности, возникнет несправедливость (выделение одной вещи в ущерб другой, существующей лишь в возможности). Возникновение вещей – это процесс выделения из неопределенного и беспредельного. Греки, в том числе и Анаксимандр, осознавали, что отход от единства есть падение. Выделение вещи из единого апейрона оканчивается ее гибелью. Оно карается законами природы, несущими с неизбежностью смерть. По сути, карается именно обособление, выделение вещи, их своеобразная дерзость по отношению к апейрону как единому первоначалу.

Третий философ милетской школы – Анаксимен –возвращает нас назад к Фалесу своим понимание первоначала. Анаксимен был учеником Анаксимандра, но не смог удержаться на заданном Анаксимандром высоком уровне абстрагирования в понимании первоначала. Основой мира Анаксимен называет воздух. Но это, так же, как и у Фалеса, бесконечный, беспредельный воздух. Это воздух. который не имеет предела пространственного и не имеет предела возможностей. Воздух – это дыхание, это жизнь (она возникает с первым дыханием и уходит с последним). Воздух – это бог. Душа (психе) также воздушна. Из воздуха образуется и физический и психический аспект мироздания. Это такой воздух, который одновременно является духом. Он скрепляет космос, как наша душа скрепляет тело. Воздух Анаксимена – это душа мира. Анаксимен не отрицал богов, но не думал, что они создали мир. Он считал, что «не богами создан воздух, а они сами из воздуха».

В VI в. до н.э. в полисе Кротон (Южная Италия) возникает пифагорейская школа. Этот полис был заселен выходцами с острова Самос (там либо произошла революция, что вынудило самосцев покинуть родину, либо их переселение произошло при наступлении персов). Во главе школы стоял Пифагор Самосский (VI в. до н.э.). Последователи Пифагора основали Пифагорейский союз – загадочное объединение философов, окруженное тайной и мистикой. Через 80 лет своего существования Союз был разгромлен, но ореол загадочности сохранялся вокруг него на протяжении всей античности. Члены Союза делились на 2 большие группы: акусматики – непосвященные в таинства науки и философии слушатели, дававшие обет молчания и проходившие испытание в течение 5 лет, и математики – посвященные, ученые члены Союза, постигшие высшую мудрость пифагорейского учения. Для философии Пифагора свойственно возвеличивание числа, превращение математических идей в философские, нерасчлененность философии и науки.

Пифагорейцы испытывали огромный интерес к проблемам бытия и космоса. Они предприняли попытку найти начало бытия. последний структурный элемент всего сущего – число. Почему число? Наверное, потому, что в основе всего существующего лежит гармония, а гармония выражается числовым соотношением. Кроме того, нет такой вещи и такого явления, по мнению пифагорейцев, которое нельзя было выразить и объяснить через число. Таким образом, пифагорейцам свойственно особое понимание числа: понятием «число» стала обозначаться числовая упорядоченность, гармоничность мироздания. Отсюда проистекает знаменитый тезис Пифагора: «Число владеет вещами». По мнению пифагорейцев, у числа есть различные функции. Например, магическая функция: всякое число имеет энергетическую силу, в нем заложены начала добра и зла, некоторые числа, когда встречаются, могут нести с собой зло: числа 5, 13 и т.п. Важна и геометрическая ипостась числа: числам соответствуют геометрические фигуры: 1 – точка, 2 – линия, 3 – плоскость, 4 – объемное тело.

refdb.ru

Возникновение философии в древней греции

Философия в Древней ГрецииФилософия (Натурфилософия) в Древней Греции возникает на рбеже VII - VI вв. до н. э. Известно, что первыми греческими философами были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Ксенофан, Гераклит. чья жизнь и деятельность выпадает на VI. до н. э.Таким образом, едва родившись, философия сразу окунулась в бурный водоворот социальной жизни. Она перенесла человеческую мысль в новое из­мерение. Раскрепощенное философией сознание принципиально изменило жизненную ориентацию людей, поведение которых уже не так сильно зависило от вековых обычаев и родовых привилегий, а все больше определялось узако­ненными нормами права имущественным положением.Первые попытки человека осмыслить окружающий его мир — живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя — следует отнести к тому периоду человеческого существования (предположительно, его можно датировать пятым- четвертым тысячелетиями до нашей эры), когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как среду своего обитания, постепенно выделяя себя из. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, то есть делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире. Родоначальники философского мышления появились в древнейших человеческих цивилизациях — Египте, Шумерах, Вавилоне, свидетельством чему являются многочисленные исторические памятники, к сожалению) только косвенные. Письменных свидетельств деятельности мыслителей этих цивилизаций до нас не дошло.      Известные нам наиболее древнейшие сочинения, в которых формулируются философские идеи, появились во втором тысячелетии до нашей эры в древней Индии, Древнем Китае и несколько столетий спустя в Древней Греции.      Как правило, это были литературные памятники, в которых в мифологической форме высказывались наивные идеи об окружающем человека мире и делались робкие попытки его осмысления. Древнейшие человеческие цивилизации, по сути, не имели прочных связей и не оказывали взаимного влияния, что предполагает их изолированность друг от друга, а следовательно, в философском плане они развивались вполне самостоятельно. Известные в наше время источники свидетельствуют, что наибольшего успеха философия достигла в Древней Греции, именно греческая культура оказала в последующем преобладающее воздействие на развитие человеческого общества. В немалой степени этому способствовали дошедшие до нас в немалом количестве сочинения древнегреческих мыслителей, поставленные в них проблемы, и высокий уровень их философского анализа. Философами считались люди, занимавшиеся проблемами окружающего их мира, его постижением, уяснением места и роли в нем человека.Философия появилась в нескольких основных культурных точках с ярко выраженными различными направлениями. Рассмотрим каждое из них.Древний Египет и Вавилон.Первые философские представления стали складываться в Древнем Вавилоне и Древнем Египте, где рабовладельческие общества образовались ещё в 4-3 тыс. до нашей эры и, стало быть, появилась возможность некоторым людям заниматься умственным трудом.Зарождение философской мысли протекало неоднородно, под воздействием двух мощных процессов:- с одной стороны – космогонической мифологии- с другой – научных знаний.Это отразилось на её характере.Философская мысль здесь (Египет, Вавилон) ещё не достигла уровня характерного для более развитых стран того времени. Тем не менее, воззрения египтян оказали существенное влияние на последующее развитие науки и философской мысли.Древняя Индия:В Индии философия возникла (как свидетельствуют памятники индийской философской культуры) во 2 - начале 1 тыс. до нашей эры, когда вторжение Ариев (скотоводческих племён) с северо-запада, покорение ими населения страны, разложение первобытнообщинного строя, привели к появлению в Древней Индии классового общества и государства.Общие черты философских школ Древней Индии:Окружающий мир и личность тесно связаны. Вл. Соловьёв (русский философ): «Всё есть одно - это было первое слово философии, и этим словом впервые возвещалось человечеству его свобода и братское единение. Всё есть видоизменение единой сущности».Философия Древней Индии направлена внутрь человека. Высшая цель жизни - освобождение от страданий мира и достижение состояния просветления, и блаженства - Нирваны.Жизненные принципы - аскеза, саоанализ, самоуглубление, недеяние. Т.е. философия выступает не только как теория, а ещё как образ жизни, руководства жизнью.Философия носит абстрактный характер, решает проблемы первопричины, абсолюта, размышляет над тем, что владеет душами.Учение о перерождении- бесконечная цепь перерождений, вечный круговорот жизни и смерти. Закон космического порядка и целесообразности заставляет неживую материю стремиться к преобразованию в живую, живую - в сознающую, разумную, а разумную к духовному, нравственному совершенству.Учение о Карме - сумме злых и добрых дел каждого человека. Карма определяет форму очередного перерождения.Т.О. Индийская философия явилась огромным прыжком человеческого духа от полной зависимости от материального мира к его свободе.Древний КитайВ 221 г. До нашей эры Китай объединился в могучую империю Цинь и начался новый этап развития государства и философии.Главная идея:* жизнь природы и людей не управляется «волей возникновение философии в древней греции, а протекает по определённому пути - Дао.3. Становление философии в древней ГрецииФилософия Древней Греции занимает особое место в истории философской мысли по многообразию течений, школ и учений, идей и творческих личностей, богатству стилей и языка, влиянию на последующее развитие философскиой культуры человечества. Её зарождение стало возможным благодаря наличию городской демократии интеллектуальной свободе, отделению труда умственного от физического. В древнегреческой философии отчетливо сформировались два основных типа философского мышления и мировоздания (идеализм и материализм), было осознано предметное поле философии, выявились важнейшие области философского знания. То был расцвет древней философской мысли, бурный всплеск интеллектуальной энергии своего времени.«Возникновению философского и научного знания в Древней Греции пред­шествовало знание «мифологическое» — укорененное в жизни родовой об­щины и получившее свое выражение в многочисленных формах ритуальной практики и в священных преданиях греческого народа — мифах. Миф (греч. (гббсх- — «предание», «сказание») — многослойное и полифункциональное об­разование. Основное его назначение — представление опыта взаимосвязи вещей в каестве непосредственно данного и «очевидного». Отсюда происте­кают две его фундаментальные характеристики: 1) нерасчлененность в мифо­логическом представлении вещного и социального, человека и вещи, вещи и слова, предмета и знака, нерасчлененность «субъектного» и «объектного» вообще, — по причине чего в древних обществах объяснение сущности вещи и мира традиционно сводилось к «рассказу» (преданию) о творении или «ес­тественном» происхождении- 2) содержание мифа всегда представлялось древнему человеку «подлинным» и «несомненным» (в силу «надежности» осмысления мира в опыте множества поколений) и по этой причине обычно являлось предметом устойчивой веры и никогда — отвлеченной критики.» 3Греческая философия начала формироваться в VI-V века до н.э. В её развитии принято выделять несколько важнейших периодов. Первый - это становление, или рождение, древнегреческой философии. На первом плане в это время находилась природа, поэтому данный период называют иногда натурфилософским, созерцательным. Это была ранняя философия, где человек еще не выделялся в качестве отдельного объекта исследования. Второй период - расцвет древнегреческой философии (V - IV века до н.э.). В это время начался поворот философии от темы природы к теме человека и общества. То была классическая философия, в рамках которой сложились оригинальные образцы древней философской культуры. Третий период ( III. до н.э.-IV. н.э.) - это закат и даже упадок древнегреческой философии который был вызван завоеванием Греции Древним Римом. На первый план здесь выдвинулась гносеологическая и этническая, а со временем и религиозная проблематика в форме раннего христианства.Как и древнегреческая философия в целом, возникновение философии в древней греции философия- во многих отношениях уникальное явление. Подобно тому, как греческие полисы представляли собой особый вид человеческой цивилизации качественно отличны от Древнего Востока, так и философское творчество эллинов впервые демонстрирует нам автономную, самостоятельную философию, постепенно освобождающуюся от авторитетов мифа и ритуала. Вместе с тем именно греческая философская традиция стала основой позднейшей западноевропейской. Античная культура многим обязана Востоку. Греческие авторы охотно говорили о египетском, финикийском или персидском происхождении самых различных ее элементов. Об этом поподробнее. Начнем с того, что философия и наука возникают в Древней Элладе тогда, когда исходная взаи­мосвязь вещей теряет свою очевидность, истина мифа перестает быть для человека достаточной и несомненной.Предфилософским опытом осмысления содержания мифа в Древней Гре­ции были поэмы Гомера (VIII. до н. э.) и Гесиода (нач. VII. до н. э.).В «Илиаде» и «Одиссее» Гомера и в «Теогонии» Гесиода традиционные ми­фы были впервые подвергнуты рационалистической обработке и стали объ­ектом художественной эстетизации. В поэмах Гомера по-прежнему, как и в мифах, поступки, решения и внутренние побуждения героев объясняют­ся божественным вмешательством. Однако при этом бессмертные боги пере­стают быть просто аморфными и безымянными «силами», приобретая впол­не зримые очертания. Боги в поэмах Гомера обрисованы так же ярко инди­видуально, как и смертные герои. Они всесильны, прекрасны, бессмертны, но в остальном обнаруживают чисто человеческие качества: боги способны переживать чувства радости, злобы, зависти и любви- веселиться испыты­вать физические страдания. Сам по себе человек (Ахилл, Одиссей), согласно Гомеру, есть только зримое смертное тело (греч. аюца — «тело», «телесный состав»- ср. Гомер. Илиада, I, 4)- напротив, источником формирования лично­стных свойств человека (а также субъектом сознания, памяти, речи) является нечто, что называется словом «тюмбс» (греч. бицод — «дух», «дыхание», «ду­ша»- ср. русск. «дым»)- «тюмос» наполняет собой либо легкие (греч. cppevec-), либо сердце (греч. тутор, ксср81а), и погибает («рассеивается») после того, как ду­ша человека (греч. yo^ri) (бессмертная, но без тела не мыслящая и ничего не чувствующая) отлетает от тела и попадает в Аид («царство мертвых», «теней») навсегда.Наряду с человеческим естеством и богами Олимпа зримые очертания приобретает в поэмах Гомера также Земля и все мироздание. Поверхность Земли уподобляется плоскому диску, который со всех сторон омывается Океаном — огромной кругообразной рекой. Океан — это «предок богов», «от которого все происходит» (Гомер. Илиада, XIV, 201- 246). Сверху мир покры­вает небесная («медная» — Гомер. Илиада, V, 504- XVII, 425- Одиссея, III, 2 или «жлезная» — Гомер. Одиссея, XV, 329- XVII, 565) полусфера- пространство под ней состоит из двух областей: в верхней, заполненной светлым, прозрач­ным эфиром ( «воздух легкий, прозрачный»), обретаются Зевс и олим­пийские боги (Гомер. Илиада, II, 412- IV, 166- Одиссея, XV, 523)- в нижней, за­полненной воздухом (греч. сор — «воздух влажный, тяжелый») и населенной людьми, возникают туманы, дожди и облака. Мир подземный («невидимый») обладает аналогичной структурой: верхней частью подземного мира, наибли­жайшей по отношению к людям, является царство мертвых, Аид- нижняя — Тартар — находится от Земли на расстоянии, равном тому, на котором находится небо от находящей в центре Земли. Так, на совете богов Зевс грозится расправиться с предполагаемым богом-ослуш­ником из числа олимпийцев:Или восхищу его и низвергну я в сумрачный Тартар, В пропасть далекую, где под землей глубочайшая бездна- Где и медяный помост, и ворота железные, Тартар, Столько далекий от ада, как светлое небо от дола!Во второй половине VII. до н.э. в Милете в среде купцов, ремесленников и прочих деловых людей зародилась эллинская философия. Основоположником древнегреческой философии считается Фалес (ок. 625-547 гг. до н.э.). а его продолжателями были Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.) и Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.). Милетские философы были стихийными материалистами.Фалес первоначалом всего считал воду, находящуюся в беспрерывном движении, превращения которой создают все вещи, в конечном счете снова превращающиеся в воду. Богам не было места в этом круговороте состояний вечной воды. Землю он представлял в виде плоского диска, плавающего на первоначальной воде. Фалеса также считали основоположником древнегреческой математики, астрономии и ряда других наук о природе. Ему приписывают и ряд конкретных научных вычислений. Он умел предсказывать солнечные затмения и мог дать физическое объяснение этого процесса. Во время пребывания в Египте Фалес впервые измерил высоту пирамид, измерив их тень в то время дня, когда длинна тени равна высоте отбрасывающих ее предметов.Анаксимандр, идя по пути дальнейшего обобщения опыта, пришел к мысли, что первичной материей является апейрон: неопределенная, вечная и беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении. Из нее в процессе движения выделяются присущие ей противоположности- теплое и холодное, влажное и сухое. Их взаимодействие приводит к рождению и гибели всех вещей и явлений, которые по необходимости возникают из апейрона, и в него возвращаются. Анаксимандра считают составителем первой географической карты и первой схемы небесного свода для ориентировки по звездам, он представлял землю в виде вращающегося цилиндра, парящего в воздухе.Анаксимен полагал, что первоначало всего воздух, который, разряжаясь или сгущаясь, порождает все многообразие вещей. Все возникает и возвращается в вечно движущийся воздух, в том числе и боги, которые подобно всем другим вещам, являются определенными состояниями воздуха.Материалистическая философия возникла в среде прогрессивных групп молодого класса рабовладельцев в борьбе с религиозно-мифологической идеологией, унаследованной от прошлого. Представители рабовладельческой аристократии, борясь с этой идеологией, противопоставили ей философский идеализм. Его первым проповедником в Древней Греции был Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э.) с острова Самоса. После установления на острове Самосе тирании Пифагор эмигрировал в Южную Италию в город Кротон, где во второй половине VI. до н.э. основал из представителей местной аристократии реакционный религиозно-политический союз, известный под названием пифагорейского.Согласно философии пифагорейцев, не качество, а количество, не вещество, а форма определяет сущность вещей. Все можно сосчитать и таким образом установить количественные особенности и закономерности природы. Мир состоит в количественных, всегда неизменных противоположностей: конечное и бесконечное, чет и нечет. Сочетание их осуществляется в гармонии, которая свойственна миру.В борьбе с идеалистической философией Пифагора совершенствовалась материалистическая философия милетской школы. В конце VI-начале V. до н.э. как стихийно-диалектический материалист выступил крупнейший философ этого периода Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н.э.). В его трудах нашли завершения искания Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена.По своему происхождению и политическим убеждениям Гераклит был сторонником аристократии. Он резко обрушивался на чернь. С победой рабовладельческой демократии на его родине связано пессимистическое отношение Гераклита к окружающей его действительности. Выступая против победившей демократии, он хотел показать ее преходящий характер. Однако в своих философских построениях он вышел далеко за рамки этой цели. Согласно Гераклиту высшим законом природы является вечный процесс движения изменения. Стихия, из которой все возникает, это- огонь, представляющий то закономерно загорающийся, то закономерно потухающий процесс горения. Все в природе состоит из противоположностей в борьбе рождающихся из огня переходящих друг в друга и возвращается в огонь. Гераклит первым пришел к мысли о диалектическом развитии материального мира как о необходимой присущей материи закономерности. Закономерную необходимость Гераклит выразил греческим словом логосв философском смысле обозначающем закон. Известно приписываемое Гераклиту изречение: Панта рей- все течет, все изменяется, которым кратко сформулирована сущность его философии. Диалектическое единство противоположностей формулируется как постоянно возникающая гармония взаимно дополняющих друг друга и борющихся противоположностей. Процесс саморазвития огня не создал никто из богов или людей, он был, есть и всегда будет. Гераклит высмеивал религиозно-мифологическое мировоззрение своих соотечественников.Против материалистической диалектики Гераклита начали вести борьбу философ Ксенофан (ок. 580-490 гг. до н.э.) и его ученики. Изгнанный из родного малоазийского города Колофона (близ Эфеса). Ксенофан поселился в Италии, где вел жизнь странствующего певца-распода. В своих песнях он выступал против антропоморфного политеизма эллинской религии. Ксенофан утверждал, что нет оснований приписывать богам человеческий облик и что если бы быки и кони могли создавать изображения богов, то они бы представили их по своему подобию.Таковы были первые шаги древнегреческой философии, возникшей и развивающейся в борьбе со старым религиозно-философским мировоззрением.V. до н.э. был временем дальнейшего развития греческой науки и философии, которые по-прежнему оставались тесно связанными. В этот период дальнейшего развития античного общества и государства, происходившего в условиях ожесточенной классовой и политической борьбы, возниают также политические теории и публицистика.В V. до н.э. материалистическая философия в Древней Греции развивалась исключительно плодотворно.Наиболее выдающийся философ классического этапа философии Древней Греции был Платон (427-347 гг. до н.э.) Платон был представителем афинской рабовладельческой аристократии. В возрасте 20 лет случайность пересекает дороги жизней Платона и Сократа. Таким образом, Сократ становится учителем Аристотеля. После того как Сократ был осужден, Платон покидает Афины и не надолго переселяется в Мегару, после чего снова возвращается в родной город и активно принимает участие в его политической жизни. Платон впервые создает академию.До нашего времени дошла информация о 35 философских трудах Платона, большинство из которых были изложены в форме диалога.Вершиной и основой всего он считал идеи. Материальный мир- лишь производная, тень мира идей. Лишь идеи могут быть вечными. Идеи- есть истинное бытие, а реальные вещи - это бытие кажущиеся. Выше всех других идей Платон ставил идею красоты и добра. Платон признает движение, диалектику, которая является результатом конфликта бытия и небытия, т.е. идеи и материи.Чувственное познание, предметом которого является материальный мир, выступает у Платона как вторичное, несущественное. Истинное познание- это познание, проникающее в мир идей- познание разумное.Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, душа бессмертна.Другой выдающийся ученый этого периода- Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Он оставил после себя 150 трудов, которые позже были систематизированы и разделены на 4 основные группы: 1) Онтология (наука о сущем) Метафизика 2) Труды по общей философии, проблемах природы и естествознания.Физика О небе Метеорология 3) Политические, эстетические трактаты.Политика РиторикаПоэтика 4) Работы по логике и методологии.Органон Основой всякого бытия Аристотель считает первую материю. Она образует потенциальную предпосылку существования. И хотя она основа бытия, ее нельзя отождествлять с бытием или считать его основной частью. Далее следуют земля, воздух и огонь, которые представляют собой промежуточную ступень между первой материей и миром, который мы чувствнно воспринимаем. Все реальные вещи являются соединением материи и образов или форм, следовательно: действительное бытие есть единство материи и формы. По Аристотелю- движение- это переход от возможного к действительности т.е. движение универсально. Основа всякого явления некая причина.Аристотель также затрагивал темы логики, противоречия, космологии, вопросы общества и государства, мораль и др. а также очень высоко ценил искусство.Представитель рабовладельческой демократии философ Эмпедокл (ок. 483-423 гг. до н.э.) из сицилийского города Акраганта выдвинул положение о том, что все состоит из качественно различных и количественно делимых элементов или, как он их называет, корней. Этими корнями являются: огонь, воздух, вода и земля. Его современник Анаксогор (500-428 гг. до н.э.) из Клазомен, долгое время живший в Афинах и друг Перикла, считал, что все существующие тела состоят из мельчайших, подобных им частиц.Таким образом, Эмпедокл, а в особенности Анаксагор, пытались изучить структуру материи.Наивысшего развития механистический материализм в классический период достиг в учении Левкиппа (ок. 500-440 гг. до н.э.) из Милета, и Демокрита (460-370 гг. до н.э.) из Адберы. Оба философа были идеологами рабовладельческой демократии и выдающимися учеными своего времени.Левкипп заложил основы атомистической теории, которую в дальнейшем успешно разрабатывал Демокрит. По этой теории все состоит из пустоты и движущихся атомов, бесконечно малых, неделимых материальных частиц, различных по форме и размерам. Земля представлялась Демокриту плоским диском, носящимся в воздухе, вокруг которого вращаются светила. Вся органическая и психическая жизнь объясняется им чисто материальными процессами.Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита оказал огромное и плодотворное влияние на научно-философскую мысль последующих времен.Усложнение общественных отношений в связи с быстрым развитием рабовладения и социальным расслоением свободных заставило значительную часть философов, начиная с середины V. до н.э. обратить внимание на изучение деятельности человека. Накопление разнообразных знаний, с другой стороны, требовало их систематизации. Вплотную этими вопросами занялись философы-софисты (так назывались странствющие учителя, обучавшие за плату красноречию и другим наукам). Появление их в значительной мере было связано с политическим развитием демократических полисов, с тем, чтобы граждане должны были владеть ораторским искусством.Наиболее известным среди софистов был Протагор (ок. 480-411 гг. до н.э.) из Абдеры. Он выдвинул положение об относительности всех явлений и восприятий их неизбежной субъективности. Высказанное им сомнение в существовании богов было причиной осуждения Протагора в Афинах за безбожие и привело софиста к гибели. Спасаясь бегством из Афин, он утонул во время кораблекрушения.Софисты не представляли собой какого-либо единого направления в греческой философской мысли. Для их философских построений было характерно отрицание общеобязательного в познании.Если софисты пришли к заключению, что дать положительный ответ на поставленный ими вопрос о критерии истины невозможно, то их современник - идеолог афинских олигархических и аристократических кругов философ-идеалист Сократ (471-399 гг. до н.э.) считал это возможным и даже полагал, что критерий истины он нашел. Он учил, что истина познается в споре. Известен сократический метод ведения спора, в котором мудрец при помощи наводящих вопросов незаметно внушает спорящим свою идею. Для установления общих понятий Сократ исходил из исследования ряда частных случаев. Целью человека, по мнению Сократа, должна быть добродетель, которую нужно осознать.Сократ учил устно. Его философия дошла до нас в изложении его учеников, главным образом, Ксенофонта и Платона.Философия в период эллинизма частично изменила содержание и свои основные цели. Эти изменения были обусловлены социально-экономическими и политическими процессами в развивавшемся эллинистическом обществе. Их вызвал и самый факт отделения от философии ряда специальных наук. Философы периода эллинизма главное внимание обратили на решение проблем этики и морали, проблемы поведения отдельного человека в мире. Две старые авторитетные школы Платона и Аристотеля постепенно теряли свое лицо и авторитет.Параллельно с упадком старых философских школ классической Греции в период эллинизма возникали и развивались две новые философские системы- стоиков и эпикурейцев. Основателем стоической философии был уроженец острова Капра, Зенон (ок. 336-264 гг. до н.э.). Стоицизм был до известной степени синтезом греческих и восточных воззрений. Создавая свою философию, Зенон в особенности использовал учения Гераклита, Аристотеля, учение киников и вавилонские религиозно-философские представления. Стоицизм был не только самой распространенной, но и самой долговечной эллинистической философской школой. Это было идеалистическое учение. Стоики все называли телом, в том числе мысль, слово, огонь. Душа, по мнению стоиков, была особого рода легким телом- теплым дыханием.Для философских школ, возникших и развившихся в период эллинизма, характерно признание за рабами их человеческого достоинства и даже возможности наличия у них высших моральных качеств и мудрости.

hotels-greece.ru

Возникновение философии в древней Греции

Философия Возникновение философии в древней Греции

Количество просмотров публикации Возникновение философии в древней Греции - 465

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Возникновение философии в древней Греции
Рубрика (тематическая категория) Философия

Принято считать, что именно древняя Греция была очагом развития философской науки. Хотя на самом деле разные ветви философского учения формировались в древнем Китае, Японии, Египте и других государствах.

Первые упоминания о философах относятся к седьмому веку до нашей эры. Древнегреческий ученый Фалес считается одним из первых мыслителей. Кстати, именно он и создал Милетскую школу. Этот деятель известен своим учением о первоначале вселенной — воде. Он считал, что каждая часть вселенной, включая и живые существа, образовывается из воды и в воду обращается после смерти. Именно эту стихию он наделял божественностью.

Сократ — ещё один всемирно известный философ, который сделал немалый вклад в развитие науки. Этот мыслитель считал, что все свои знания человек должен использовать для самосовершенствования, развития своих умственных способностей, осмысления внутренних способностей. Сократ считал, что зло появляется тогда, когда человек не осознает своих возможностей. У этого ученого было много последователей, включая и Платона.

Аристотель — ещё один ученый, который известен не только благодаря своим философским трудам, но и научным открытиям в сфере физики, медицины и биологии. Именно Аристотель дал начало науке под названием ʼʼлогикаʼʼ, так как считал, что неизвестное должно постигаться и объясняться с помощью разума.

Возникновение философии в древней Греции - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Возникновение философии в древней Греции" 2014, 2015-2016.

referatwork.ru