Войны в древней греции. Вторая «Священная война» в Древней Греции.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Война в общественной жизни древней Греции. Войны в древней греции


Священные войны Древней Греции | Сайт alternathistory

 

Для нас священная война одна — Великая Отечественная. У древних греков было на этот счёт своё мнение.

Токсикомания — мотор успешного бизнеса

В историю Дельфы вошли как город, где находился знаменитый Дельфийский оракул. Надышавшись галлюциногенными испарениями, обслуживающий персонал — пифии — впадали в пророческий экстаз (якобы в этот момент от их имени говорил Апполон). Технологичный и неподкупный бредогенератор.

Клиентами оракула часто оказывались знатные люди — цари и руководство полисов, которым срочно требовался совет перед очередной авантюрой. Денег на подарки при этом не жалели. Во-первых, местная мифология гласила, что оракул создал сам Аполлон после победы над змеем Пифоном. Экономить на чем-то, непосредственно связанном с богами, считалось как-то не комильфо.

Во-вторых, греки полагали, что Аполлон будет благосклоннее к щедрым дарителям. Благодаря оракулу и его клиентам Дельфы быстро разбогатели. В этом-то и крылась проблема.

Крыша Аполлона

Со всех сторон Дельфы были буквально обложены многочисленными бедными, но воинственными полисами, которые облизывались на дельфийские сокровища.

Поэтому государства, находившиеся в непосредствнной близости от Дельф, решили образовать орган коллективной безопасности. Он получил название «амфиктиония» (что-то вроде «союза соседей»), и в него вошли не только полисы, окружающие Дельфы, но и ряд полисов средней Греции (в частности, Фивы).

Война была членам амфиктионии в радость, а дипломатические ухищрения казались бесполезной прелюдией. Любой покусившийся на Дельфы агрессор рисковал напороться на неслабый конфликт с кучей государств. Какой идиот мог позариться на сокровища оракула при таком раскладе?

Первая война: casus belli

Оракул принадлежал богу, поэтому войны, которые велись из-за Дельф, получили название священных и были весьма схожи между собой. Во-первых, повторялись они примерно каждые 150 лет. Во-вторых, те, кто в них участвовал, закончили плохо. А те, кто покушался на сокровищницу или престиж Дельф — так вообще ну ооочень плохо! В-третьих, в выигрыше постоянно оказывались сторонние державы: сначала Афины и Спарта, а после — Фивы и Македония. Закономерный итог: последняя священная война в прямом смысле слова похоронила всех участников.

Начало этой вакханалии положили Кирры с гениальной бизнес-идеей: обирать паломников на подходе к оракулу. Можно ли считать это достаточным поводом для войны? Что ж, если мощный военный союз создан — должен же он в конце концов что-то делать. И амфиктиония обрушила свои войска на Кирры.

Война велась десять лет и закончилась разгромом города. На стороне амфиктионии выступили Афины. Итогом стал резкий рост их влияния в средней Греции. Ведь они помогли Аполлону покарать нечестивых, покушавшихся на его деньги!

Вторая война: дружественная агрессия

Вторая священная война длилась всего год и считается самой «травоядной». Зато именно в этой войне всплывает государство, с которым будут связаны все последующие священные войны, — Фокидский союз.

В момент своего основания это было весьма посредственное объединение мелких и довольно унылых полисов. Они страшно завидовали богатому соседу и постоянно пытались захватить управление Дельфами. Но с крупными игроками типа Фив все дипломатические ухищрения шли крахом.

И всё же фокидяне стали готовить почву для захвата города, решив воспользоваться общегреческими разборкам между Афинами и Спартой. Пока шла Малая Пелопоннесская война, фокидяне под шумок захватили Дельфы. Но спартанцы быстро прислали войско и выбили наглецов.

Фокидяне сделали выводы и, выждав более удачный момент, повторно взяли Дельфы. Спартанцы опять прислали войско, фокидяне отхватили по шее и отправились на поклон к Афинам. На помощь незадачливому союзнику пришёл уже не кто-нибудь, а сам Перикл. Руководимое им войско вошло в Дельфы и отдало их в руки фокидян.

Эта движуха получила название Второй священной войны. Почему предыдущий захват Дельф не стал «священным», а остался одним из безымянных эпизодов Малой Пелопоннесской войны? Все вопросы — к пиарщикам Перикла.

Жадность губит фокидян

Спарта, естественно, не смирилась с поражением и стала собирать войска. Фокидяне посмотрели на это, и у них заныла шея от неловкого предчувствия. Но внезапно пришла светлая идея — а не сменить ли сторону?.. Не долго думая, фокидяне объявили, что теперь они союзники Спарты.

Афиняне потерпели поражение в битве при Коронее, фокидяне радостно уверовали, что «Дельфынаши», но тут им посоветовали «встать в очередь». Дескать, господство над городом находится в ведении амфиктионии, а в ней полно более надежных союзников Спарты.

Фокидяне так и остались неудачниками. При полководце Эпаминонде достигло зенита могущество Беотийского союза, и Фокиде во внешней политике стало просто нечего ловить.

Дубль три

На радость фокидян великий Эпаминонд вскоре погиб. Фокида решила напрямую бороться с Фивами за господство над Дельфами. Так началась Третья священная война…

Фивы за интригами фокидян наблюдали довольно нервно. В какой-то момент им это надоело, и они решили действовать на опережение, предъявив нескольким влиятельным гражданам Фокиды обвинение в святотатстве.

Фокида встала на дыбы и немедленно отрыла топор войны. Однако, в одиночку справиться с Фивами было нереально. Поэтому лидеры воинствующих фокидян, Филомел и Ономарх, занялись поиском союзников.

Самым очевидным союзником была Спарта. Спартанский царь предпочёл бы более серьезную коалицию, но некоторую сумму всё же выделил. Фокидяне использовали имеющийся ресурс на все 146%. Во-первых, Филомел захватил сокровищницу Дельф и переплавил золото в слитки. Во-вторых, обложил богатых граждан Фокиды принудительным военным налогом («Все для фронта, все для победы!»). В-третьих, волевым решением весь валовый продукт ремесленной деятельности переплавили на мечи, щиты и копья. В-четвертых, захваченная нахрапом гигантская казна оракула позволяла привлечь всевозможных наёмников, чем вплотную и занялось руководство Фокиды.

Итогом этих действий стало стремительное наступление войск Фокиды в направлении Фив. Параллельно с этим в Афины, Спарту и ряд других крупных государств были направлены послы, и закрутилась дипломатическая работа. Возможность поставить на место зарвавшихся фиванцев ни Спарта, ни Афины, ни даже Коринф упустить не могли. Стороны были обозначены — и понеслось!

На следующий год войско фокидян было разгромлено, а Филомел покончил жизнь самоубийством. Упс.

Не будите Филиппа Македонского

Казалось бы, конец войне. Не тут-то было: заместитель покойного Филомела Ономарх увел остатки войск в Фокиду, а победители-фиванцы понесли настолько большие потери, что не решились их преследовать.

Война велась ещё долгие восемь лет. Поначалу фокидянам фартило. Ономарх брал один город за другим, разорил несколько областей и занял фермопильский проход.

Вдохновившись, фокидяне решили сломить Фессалию и оказать военную помощь тиранам города Феры. Однако, сделав их пятой колонной в тылу врага, фокидяне «разбудили древнее зло».

Филипп II Македонский по сравнению со своим отпрыском был просто пацифистом. Однако военная возня непосредственно у него под носом (Фессалия примыкала к Македонии) не могла не привлечь внимания. Филипп вообще был очень беспристрастным человеком — в смысле, одинаково ненавидел все полисы Греции. Но момент для установления личной гегемонии показался ему подходящим, и он вступил в войну.

На Крокусовом поле, на поле боевом…

Неожиданно оказалось, что Ономарх незаурядный полководец. Он умудрился дважды разгромить македонские войска. Фокида ненадолго стала самым крутым и мощным греческим государством. Однако вскоре история перевернулась.

Фокидяне заторопились в Фессалию на помощь союзникам. Филипп Македонский не стал дожидаться, пока они дойдут до места назначения, и сам выбрал место будущей битвы — в историю оно вошло как Крокусовое поле. Исход битвы решила конница, опрокинув один из флангов фокидян, после чего началась настоящая бойня.

На поле боя было убито примерно шесть тысяч фокидян. Еще три тысячи Филипп повелел утопить как святотатцев, а Ономарха приказал распять. После этого Македония завладела северной Грецией. Остальные полисы от македонского блицкрига спасло только то, что афиняне и спартанцы успели вовремя занять Фермопилы, тем самым закрыв Филиппу проход на юг.

Денег нет, но вы держитесь

Воспользоваться блестящей победой Македонии Фивы не смогли — приходилось постоянно отвлекаться на войну со Спартой. В результате четыре последующих года Фокида и Фивы бодренько разоряли друг друга. В это время богатая казна Дельф очень некстати истощилась.

Руководство фокидян стало метаться из стороны в сторону, пытаясь раздобыть денег. Дошло до того, что они поддержали антиафинское восстание на острове Эвбея — и в итоге потеряли Афины, как союзника. Так Фокида сама выкопала яму, в которой её и похоронили.

Фивы тоже обанкротились. А поскольку войну с Фокидой никто не отменял, фиванцы не придумали ничего лучше, как обратиться за помощью к македонцам.

Македонцы высадили в средней Греции небольшой отряд. Его оказалось достаточно, чтобы фокидское войско в панике бежало.

Фокидяне решили возобновить союзнические отношения с Афинами и Спартой. Но в Фокиде произошел очередной переворот, и новое-старое правительство выкинуло очередной дикий фортель — отказалось от помощи новых-старых союзников. Истерики Фокиды и её метания вконец утомили Афины и Спарту, и они поспешили заключить с Македонией мир.

Новый хозяин Эллады

Печальный итог: фокидяне — банкроты, не имеющие достаточно войск, чтобы отразить вторжение ни со стороны македонцев с фессалийцами, ни со стороны фиванцев. С тоской на сердце они решили заключить со всеми мир. Приняли его на очень тяжёлых для Фокиды условиях, и Фивы получили обратно все свои города.

Но всё это было уже неважно. Перестроилась вся геополитика: за пять лет македонский царь Филипп сумел сделать то, чего от него никто не ожидал — подчинил своей воле северную Грецию, закрепился в средней и стал доминировать в дельфийской амфиктионии. Именно это и предопределило исход борьбы за всю Элладу: Македония вышла победителем и золотыми буквами вписала себя в военную историю.

Ольга Таболина

Источник: http://warhead.su/2017/11/14/cvyaschennye-voyny-drevney-gretsii

alternathistory.com

Методы ведения войны в Древней Греции

В Древней Греции существовало такое понятие, как право войны. Под войной они понимали столкновение между полисами. Войны были законные, и не имеющие законного основания. При этом у разных городов могли быть разные понятия о законности причин. Существовали поводы, по которым в любом полисе война признавалась законной. Главным и непременным атрибутом войны было ее торжественное объявление. Обязательным считались культово-религиозные обряды, торжественные жертвоприношения, носившие специальное название диабатерия. Война между полисами означала войну всех граждан, поэтому убийство женщин и детей считалось правомерным. Погибали тысячи людей, не имевших никакого отношения к военным действиям.

Существовали нормы, ограничивающие применение оружия, но их было немного. Существовало такое понятие, как перемирие, которое не было равносильно заключению мирного договора. Это было просто объявление о прекращении военных действий на период спортивных игр, религиозных праздников, выдачи тел погибших, или ведения переговоров. Во время ведения переговоров, послы и глашатаи могли свободно передвигаться от города к городу. Нейтралитет заключался в неоказании военной и экономической помощи любой из воюющих сторон. В некоторых случаях военные споры решались исходом битвы между определенным ограниченным воинским контингентом, или единоборством представителей. Отсутствие столь малого количество составляющих военного права вовсе не говорит об отсутствии большого количества войн.

Греция как страна перманентных войн

В политическом отношении Греция состояла из множества полисов. С южной части Балканского полуострова греки распространились на многочисленные территории, в которые входили острова Эгейского и Средиземного морей, колонии на побережье Малой Азии. Греция находилась на более высокой ступени развития, нежели государства Древнего Востока. За счет этого, ее военная база была более оснащенной, и помогала ей успешно противостоять попыткам захвата с их стороны. Рабовладельческий строй, как одна из составляющих общественного и политического устройства древнегреческих полисов, во многом определил и военную базу, и методы ведения войны. В Афинах, например, военная власть принадлежала 10 военным стратегам, вбираемым от каждой области. Власть ежедневно переходила от одного к другому.

Набор в армию осуществлялся по 2 системам: ополченческой, по которой в военное время каждый мужчина определенного возраста поступал в случае надобности на военную службу в распоряжение военной власти, приобретая снаряжение за свой счет, и регулярной: постоянные дружины государей, или правителей. И те, и другие, за службу в армии получали часть военной добычи. В ополчении самые богатые служили в коннице, люди среднего достатка – в тяжелой пехоте, бедняки – в легкой пехоте, или во флоте. Длительные греко-персидские войны и Пелопонесская война, разорили крестьянство, и сделали армию профессиональной. Государство вынуждено было взять ее на свое содержание, а для многих людей война стала и профессией, и средством к существованию. Изначально армией командовали воины, которые выдвигались выборами, но затем появились профессиональные командиры, под началом которых были наемники. В их руках сосредоточилась значительная часть государственной власти.

Основные подразделения и виды войск

Вооруженные силы состояли из сухопутных войск и военно-морского флота. В сухопутную армию входила пехота (тяжелая и легкая), и конница. У тяжелой на вооружении были меч, копье, щит, панцирь, шлем, наколенники и поножи. Легкая довольствовалась защитой из грубой ткани, или кожи, по видам деятельности у них было и вооружение – лучники, пращники, метальщики дротиков. В 5 веке до н. э. появились пелтасты – средняя пехота в легкой защите, но с длинными мечами и копьями. Более подвижные, чем тяжелая пехота, они сражались на флангах, или там, где строй был расчленен. Конников было немного, из вооружения у них было копье и щит, и только при Александре Македонском конница, в которой был защищен не только всадник, но и лошадь, обрела решающее значение.

Военно-морской флот состоял из матросов, гребцов и командования, а для взятия на абордаж в сражении, на борту триеры находился отряд пехоты. Структурная организация у разных полисов несколько отличалась. В основном, армия делилась на отряды для удобства управления, но у Спарты и Македонии были собственные тактические единицы, с определенным количеством воинов. Особое значение у греков приобрело военно-инженерное оборудование, к которому относились осадные виды вооружения. Подвижные башни, тараны, метательные осадные орудия, широко транспортировались при помощи специальных сопроводительных отрядов, и зачастую становились решающим победным фактором осады. Когда осадные башни поставили на колеса, их стали широко применять и для ведения битвы.

Нет надобности говорить о высокой физической подготовке греческих воинов. Древние греки одинаково презирали и не умеющих разговаривать, и не умеющих плавать. Греция того периода стала страной, где зародились основы современной военной подготовки – умение ходить в ногу, перестроения, периодические военные смотры с целью проверки боевой готовности. Греки рано столкнулись с необходимостью воевать. Лакомые территории, материальные блага, рождали огромное количество желающих завладеть ими при помощи силы, что и обусловило постоянную готовность к войне, и легкость, с которой в нее вступали. Это же и стало причиной появления специфически греческих методов ведения сражения, которые до поры до времени давали им неоспоримые преимущества, а затем, в силу предсказуемости, стали становиться причиной поражений от учитывавшего их противника.

Методы войны: построение и ведение боя

Основу боевого построения греческого войска составляла фаланга – от 16 до 25 рядов тяжело вооруженной пехоты. Бойцы стояли в ряду практически без интервалов. В одной шеренге было до 1000 бойцов, что составляло примерно 500 метров. Щиты составляли ее сплошное прикрытие. При атаке шеренги расходились на расстояние метра, при отражении нападения смыкались наполовину. У такого построения были свои сильные и слабые стороны – с фронта оно была практически неуязвимо, а за счет монолитности построения и слаженности действий бойцов, наносило сокрушающие удары. Но оно хорошо работало только на ровной и открытой местности, а при движении строй легко нарушался, и плохо восстанавливался, что лишало построение маневренности. Фаланга не могла преследовать противника, отражать нападения с тыла и фланга, была лишена возможности преследовать убегающего противника.

Впереди располагалась легковооруженная пехота, которая завязывала бой, прикрывала отход основного построения, добивала убегавших. Уязвимые фланги прикрывала конница, в случае надобности, присоединявшаяся к легкой пехоте. В греко-персидских войнах такое построение дало эллинам неоспоримый перевес в сражении против больших, но не стройных отрядов восточных наемников, и позволяло одерживать победу над многократно превосходящими силами противника, но не давало закрепить ее преследованием, поскольку противник убегал быстрее, чем голлиты могли восстановить нарушенный строй.

Фиванский полководец Эпаминонд стал применять успешную тактику неравномерного распределения ударных средств по фронту, что дало ему блистательную возможность победить под Левктрами с 7 тысячами воинов 11 тысячную армию Спарты, под командованием Клеомброта. При достижении объекта атаки (армии противника, или его передовых отрядов), войско останавливалось, разворачивало лагерь, а затем начинало боевое построение. Искусство полководца на тот момент состояло в общем замысле сражения, а после начала битвы он находился в одном из мест (в центре или на фланге), но общего руководства сражением осуществлять не мог. Тот же Эпаминонд погиб в сражении при Мантинее, потому что был вынужден лично повести беотийцев в атаку.

Стратегическое руководство осуществлялось выбором предстоящего места сражения, расчетами расстояния до поля битвы, и вероятным временем прибытия. Важнейшими же задачами становились подготовка к войне, определение объекта для нападения, осуществления похода к нему.

Жестокий мир, безобразная война

Греки не брали противников в плен, они их пытали, и убивали. Захватив Милет, афиняне умертвили всех взрослых мужчин, а детей и женщин обратили в рабство. К варварским народам, если они не подчинялись, применялось насильственное переселение. Так афиняне поступили с жителями Питидеи, так спартанцы рассчитались с мессинцами. В ходе войны, побежденное государство могло быть присоединено к победителю, но между собой греки, в основном, договаривались путем переговоров. Имущество противника уничтожалось или захватывалось, чаще всего уничтожали оливковые деревья и посевы. Это разрешалось и после освобождения территории, которое проводилось после мирного договора. Но если на территории врага были граждане городов-союзников, их не трогали. Вся история Древней Греции представляет собой историю непрерывных войн, междоусобных, и захватнических, по своей сути. Это маленькая модель человеческого общества, уроки которой никем не были учтены.

greeceturizm.ru

Война в общественной жизни древней Греции

Введение

Подсчитано, что греки в период с 490 до 338 г. до Р. X. воевали каждые два года из трех и что в это же время они не знали мира долее чем десять лет подряд. Эти цифры ошеломляют, они могут вызвать впечатление, что греки только и делали, что воевали. Однако эту оценку следует воспринимать с некоторыми поправками. Греческий мир состоял из большого числа суверенных государств, что сопоставимо с нашим миром, который, если брать его в целом, в последние 40 лет также не был свободен от войн.

Настоящий доклад посвящен таким сюжетам, как победа и поражение, а затем и более всего – обращению с побежденными в Древней Греции. Но это предполагает предварительное знакомство с собственно военным делом. Соответственно доклад строится так: первая часть посвящена сражениям, победе и добыче, вторая – судьбе побежденных, а третья – законам, нравам и обычаям, определявшим положение побежденных.

Часть I. Война

1. Сражения на суше и на море В классическую эпоху греческой истории царицей полей была тяжелая пехота. Воин-гоплит имел на вооружении копье и меч, а также большой круглый щит, панцирь, шлем и поножи. Представить себе сражение гоплитов не просто, хотя мы располагаем некоторыми описаниями, особенно Фукидида и Ксенофонта. Лучшее изображение мы находим на вазе из коллекции Киджи: два ряда выступающих друг против друга воинов в полном вооружении, с копьями, нацеленными в горло противника, поскольку оно не было защищено ни щитом, ни т. цирем. Воины идут в ногу, а ритм задается флейтистом.

Хотя нам легко представить первую фазу боя – столкновение двух армий, труднее судить о продолжении сражения. Традиция лишь сообщает, что та армия становилась победителем, которая прогоняла врага с поля боя. Примером может служить гоплитское ополчение афинян, разгромившее персов при Марафоне. Мощная в натиске фаланга гоплитов, однако, имела свои слабости, как показали битва при Левктрах в 371 г., где спартанцы были разбиты фиванцами, и битва при Киноскелах, где македоняне были разгромлены римлянами (198г.).

Помимо гоплитов, надо напомнить о пельтастах – легковооруженной пехоте, появившейся с конца V в. Вооруженные копьями, короткими мечами-махайрами и серповидными щитами-пельтами, эти воины, бывшие нередко наемниками-профессионалами, доставляли большие неприятности традиционному строю гоплитов.

2. Захват городов Другим типом военных действий был вооруженный захват городов. Уже в архаическое время греки начали укреплять свои города. Искусство защиты и укрепления городов достигло вершины в IV в. и далее в эллинистическую эпоху. Оборонительные стены греческих городов, вроде Длинных стен у афинян, играли такую же роль, как швейцарская Альпийская крепость в 1940 г., или как атомное оружие: они должны были показать возможному противнику, что ввиду мощи укреплений прямой захват города обойдется слишком дорого. Однако это было недостаточно, если нападающая сторона решалась на осаду или штурм. Судьба защитников и жителей была различной в зависимости от того, был ли город взят штурмом или сдан на капитуляцию.

Дополнительно надо сказать о сражениях на море. И здесь о столкновениях триер можно судить как по рассказам древних авторов, так и по изображениям на памятниках искусства.

3. Победы, жертвы и посвящения Если была одержана победа на поле боя, то она отмечалась прежде всего боевой песнью и, конечно же, установлением трофея. Обычай, по которому победители после сражения снимали оружие с поверженных врагов, описан уже в «Илиаде». Гомеровские герои рассматривали это оружие как часть своей добычи, не забывая, впрочем, посвящать долю ее богам. Однако обычай воздвигать трофеи на поле битвы, кажется, появился лишь позднее. Различают два типа трофеев – антропоморфный и простое нагромождение шлемов, щитов и панцирей. Воздвижением трофея победитель выражал желание посвятить свою победу богам. Это посвящение было связано с жертвоприношением. Соответственно уничтожение трофея воспринималось как святотатство.

Морские сражения не представляли исключения: в качестве трофея жертвовали богам часть корабельного носа или даже целый корабль. Такой трофей устанавливали в месте, откуда победоносный флот отплыл в море или на высоком мысу вблизи места сражения.

Некоторые сражения обладали для греков особым значением, если, например, они были связаны с борьбой за независимость. В их память и в благодарность богам за помощь устанавливался особый ритуал, устраивались особые празднества. Так, платейцы в память о победе над персами вблизи их города устраивали ежегодное жертвоприношение и процессию в честь павших воинов.

4. Жертвы и посвящения Парадоксальным образом война внесла свой вклад в свершения греческой культуры благодаря посвящению части добычи (обычно десятины) богам. Эти средства использовались на возведение храмов, портиков и сокровищниц, на заказы скульпторам, художникам и ювелирам.

Солдаты охотнее всего посвящали богам оружие. Поэтому освященные места полны предметов вооружения. Как правило, посвященное оружие хранилось в портиках. После морских побед богам посвящали предметы такелажа, паруса, весла, тараны и даже целые корабли. Храм Афины Афайи на Эгине хранил бронзовые тараны самосских кораблей, а портик афинян в Дельфах – такелаж с персидских судов.

Часть II. Судьба побежденных

1. Обращение с побежденными После поражения в Сицилии в 413 г. оставшиеся в живых 7 тыс. афинян были заключены в сиракузские каменоломни, где многие из них умерли от ужасных условий, а выжившие были, в конце концов, проданы в рабство. Это событие поднимает вопрос об обращении с военнопленными в греческом мире: какова была судьба воинов, взятых в плен на поле боя, и жителей завоеванных городов? Постигала ли всех одна и та же судьба – греков и чужеземцев, участников войны и сторонних лиц, граждан и рабов, мужчин и женщин? Можно ли постичь мотивы, определявшие поведение победителей, и точнее представить обстоятельства, способные изменить их позицию?

Прежде всего необходимо коснуться проблемы терминологии. Если сейчас выражения типа «военнопленные» и «гражданское население» являются точными юридическими понятиями, то в греческом мире это выглядело иначе. Технический термин для военнопленного «айхмалотос» (взятый копьем) чаще встречается в эллинистическое и римское время. Авторы V столетия предпочитают прагматические или образные названия которые выразительно обозначают пленных, но не содержат однозначного определенного понятия.

Согласно обычному представлению сражения у греков заканчивались для каждой из сторон либо победой, либо гибелью (ср. слова Мардония у Геродота, VII, 9). Но действительность нередко выглядела иначе: многие сражения завершались пленением побежденных. В греческой истории из 120 правильных сражений лишь 24 закончились истреблением побежденных, тогда как 28 завершились обращением в рабство, а 68 привели к иным последствиям – заключению в тюрьму, обмену, зачислению в войско победителей.

Что касается поголовного истребления, то нередко оно проходило при особых обстоятельствах, например, в войне не на жизнь, а на смерть между двумя соседними городами, вроде Кротона и Сибариса, или в гражданской войне. Пелопоннесская война началась и закончилась подобной резней: фиванцев и пелопоннесцев в Платеях в 431 г. и афинян после битвы при Эгоспотамах (405г.).

2. Обращение в рабство, заключение в тюрьму и другие варианты Если истребление побежденных было сравнительно редкой мерой, то обращение в рабство – гораздо более частой. Напомним в этой связи о судьбе афинян в Сицилии.

Продажа пленных в рабство или их использование на принудительных работах указывает на экономическую эксплуатацию победы. Так, акрагантяне принудили карфагенских пленных участвовать в строительстве огромного храма. Афиняне использовали часть 20 тыс. пленных после битвы при Эвримедонте на работах в серебряных рудниках Лавриона.

Наряду с истреблением и обращением в рабство, надо упомянуть о заключении в тюрьму и обмене. Характерный пример – судьба спартанских воинов, захваченных афинянами на Сфактерии во время Пелопоннесской войны: 292 воина, в том числе 120 знатных спартиатов, было доставлено в Афины и заключено в тюрьму. Их жизнь афиняне сделали залогом того, чтобы спартанцы воздерживались впредь от вторжений в Аттику. Лишь четыре года спустя они были обменены на афинских военнопленных.

С IV столетия война приняла другие масштабы. Возросшей величине армий соответствовали огромные массы военнопленных. Показательна политика Александра Великого, который использовал самые различные меры в отношении побежденных – от щадящих до полного уничтожения.

3. Судьба жителей завоеванных городов Ксенофонт в «Киропедии» (VII, 5, 73) говорит о том, что по общему и вечному закону в городе, захваченном врагами, все принадлежит победителям – и люди и их имущество. Это определение подтверждается историческими примерами начиная с судьбы Трои.

Каково все-таки было отличие судьбы защитников и жителей поселения от судьбы солдат, сражавшихся в открытом бою? Прежде всего надо учитывать разность самой борьбы: город, защищенный стенами, мог долго сопротивляться агрессору. Его защита была для гражданской общины делом жизни Падение города имело более тяжкие последствия, чем поражение армии, ибо оно могло означать для защитников смерть, для населения – порабощение, а вообще – исчезновение государства как независимого социального и политического единства.

У агрессора было много способов использовать свою победу. В случае упорного сопротивления защитников постигала смерть, а женщин и детей – рабство. Определяющими для поведения победителей были политические расчеты, но временами их поведением могли руководить ненависть или гнев. Сошлемся на примеры с Сибарисом, Платеями, Митиленой, Мелосом, наконец, с Фивами, уничтоженными Александром.

Успех или неудача при осаде городов зависели от возможностей нападавших и защитников. Успешные нападения были скорее редкостью, поскольку из 69 таких случаев в V в. 42 закончились соглашениями. Обычным условием капитуляции было предоставление защитникам и населению возможности покинуть город с минимумом имущества.

4. Тюремное заключение, казнь и жестокое обращение Условия заключения для военнопленных могли быть различными: худшим случаем была работа в рудниках, но бывали случаи и простого содержания в государственной тюрьме (судьба спартанцев, плененных на Сфактерии). Нередко заброшенные каменоломни обращались в лагери для военнопленных (как это было в Сиракузах в 413 г.). Пленные иногда заковывались в цепи. Напомним, что на Афинском акрополе хранились цепи, в которые были закованы пленные беотийцы и халкидяне (после их поражения в конце VI в.).

Хотя обычным орудием истребления или казни был меч, использовались и другие способы расправы, например, утопление пленников в море, как это было проделано со святотатцами-фокидянами после их разгрома Филиппом в Фессалии. Особенностью этого метода было то, что здесь избегался прямой контакт между исполнителем наказания и наказуемым. То же было и в случае сбрасывания со скалы. Святотатцы погибали от воздействия внешней среды, и исполнители приговора не оскверняли своих рук безбожной кровью.

Хотя и не часто, но временами военнопленные подвергались пыткам и мучениям, распятию, увечью и т. п., как это практиковалось в городах Сицилии (вспомним о быке Фалариса).

В некоторых случаях пленным на лбу выжигалась эмблема их победителей: сова – афинянами, корабельный нос – самосцами, лошадиная голова – сиракузянами. В истории человечества этот обычай известен издавна – обычай отмечать тавром стада скота или группы людей. Вспомним также о наказании Ксерксом Геллеспонта за разрушение наведенных царем мостов: море получило триста ударов плетьми, в него бросили цепи, а воды его прижгли раскаленным железом.

Часть III. Военное право и общественное мнение

1. Военные обычаи и военное право Война в Древней Греции подчинялась целому ряду законов и обычаев, которые довольно точно предписывали, что дозволено и что запрещено воюющим сторонам. Этот кодекс чести находит свое происхождение в греческом менталитете, для которого определяющим было внимание к религии. Чувство принадлежности к единой общности людей, говорящих на одном языке, почитающих одних богов и имеющих одни и те же обычаи, также способствовало тому, чтобы определить границы поведению воюющих сторон.

Конечно, поскольку эти установления не были зафиксированы в письменной форме, их соблюдение зависело от доброй воли каждого. Лишь повеления богов обладали неоспоримым авторитетом, но и на них временами не обращали внимания: прибегающих к защите богов в храме могли пощадить, а могли и не пощадить. Наказаниями для святотатцев в таких случаях могли быть неудача, толкуемая как знак божественного вмешательства, и неодобрение, высказываемое общественным мнением. Последнее находило свое выражение там, где господствовала свобода мысли, как это было при демократии. Население могло выражать свою точку зрения либо прямо, в народном собрании, либо через ораторов, поэтов, философов и историков.

Вспомним о главных правилах ведения войны: обязанность держать данное слово или соблюдать договор, уважение к священному перемирию по время религиозных праздников, право для побежденных собрать и похоронить своих мертвецов, неприкосновенность трофеев, культовых центров и мест, равно как и лиц, выполняющих религиозные функции или находящихся под защитою богов. К этому добавляется общее правило, согласно которому хладнокровное истребление взятых в плен вражеских воинов было недопустимым (ср. выражение этого взгляда в «Гераклидах» Еврипида).

2. Заключение. Война и общественное мнение Отметим одну из существенных черт, которая отличает греческий мир от других: сознание того, что эксцессы достойны сожаления и незаконны и что они подлежат осуждению. В то время как восточные народы были подвластны авторитету, запрещавшему им выражение своих мнений, а римляне оправдывали законом свои войны и свои завоевания со всеми их последствиями, греки голосами своих поэтов, писателей и художников ясно высказывали мнение, что массовые убийства и обращение побежденных в рабство не являются корректным образом действия. Величие Греции, возможно, основывается на том, что боги и общественное мнение порою добивались успеха в том, чтобы изменить естественный ход вещей и воспрепятствовать систематической практике массовых убийств и обращений в рабство.

hronologia.narod.ru

Элейская война в Древней Греции.

Древняя Греция

Элейская война всколыхнула всю Грецию и сопровождалась обострением затихшей было борьбы между демократическими и олигархическими группировками. В самом Аркадском союзе на этой почве произошел раскол, приведший к гражданской войне. На собрании «Десяти тысяч» в Мегалополе депутаты Мантинеи и Северной Аркадии, где были все еще весьма сильны консервативно настроенные зажиточные элементы, под предлогом своего возмущения «кощунственным ограблением святынь» резко осудили действия стратегов-демократов и политическую линию общего аркадского правительства.  Они были явно недовольны тем, что храмовые средства использовались на закрепление демократического строя и на оказание помощи наиболее нуждающимся слоям населения путем предоставления им возможности служить в отрядах эпаритов. «Люди, желающие добра Пелопоннесу», как называет эту аристократическую партию Аркадии Ксенофонт («Греческая история», VII, 4, 35 и 5, 1), старались лишить демократическое правительство Аркадского союза этой опасной для них опоры в вооруженных демократических массах. «Те люди, которые могли просуществовать без жалования, подбодряя друг друга, становились эпаритами, чтобы не зависеть от своих противников, а чтобы, наоборот, те от них зависели»,— откровенно  раскрывает их олигархические намерения Ксенофонт («Греческая история», VII, 4, 34).

Опираясь на поддержку радикально настроенной Южной Аркадии и Тегеи, где недавнее демократическое движение решительно покончило с реакционными элементами, демократическая часть аркадского правительства обратилась за помощью в Фивы и, используя присланный фиванский отряд из 300 гоплитов, попыталась арестовать собравшихся в Тегее представителей поднимавшей голову реакции, что вызвало, однако, лишь открытый и полный распад гражданства Аркадии на два враждующих лагеря. Мантинейцы и «люди, желающие добра Пелопоннесу», из ряда аркадских городов объявили себя борцами против стремления фиванцев «поработить Пелопоннес», заключили союз с олигархическими правительствами Элиды и Ахайи и отправили послов с просьбой о помощи в Афины и даже в Спарту. Напротив, демократический Аргос, недавно освобожденная Мессения и Сикион, где после долгой междоусобной борьбы и хозяйничанья тирана Евфрона одержала верх демократическая партия, решительно встали на сторону Мегалополя, в котором удержалась демократическая часть общесоюзного аркадского правительства.

Таким образом, в 362 г. до н. э. в связи с Элейской войной и расколом в Аркадии все новое устройство в Пелопоннесе, достигнутое после битвы при Левктрах, оказалось вновь под вопросом и потребовало нового военного вмешательства Беотии, которая не могла допустить возрождения Спарты и восстановления господства в Пелопоннесе лаконофильских аристократических элементов. С этой целью — восстановить перевес демократических организаций Пелопоннеса — в 362 г. до н. э. беотийские войска, возглавленные Эпаминондом, вновь предприняли большой поход в Пелопоннес.

vladhistory.com

Вторая «Священная война» в Древней Греции.

Неудачи македонского царя в 340—339 гг. до н. э. усилили антимакедонские настроения в Греции. В Афинах Демосфен и его партия деятельно готовились к войне, укрепляя военную мощь государства. Народное собрание по инициативе Демосфена, назначенного эпистатом флота, произвело реформу в триерархии: отныне всякий член симмории (т. е. разряда граждан, обязанных снарядить один корабль), а не только состоятельные люди, должен был сделать взнос на укрепление флота пропорционально своему состоянию. Все зрелищные деньги были переданы на военные нужды. 

На 340 г. до н. э. Мидий, враг Демосфена, и Эсхин были назначены от Афин пилагорами (заседателями) в собрание амфиктионов. На собрании Эсхин внес предложение объявить «Священную войну» городу Амфиссе (в Локриде, к северо-западу от Дельф) под тем предлогом, что жители Амфиссы запахали не принадлежавшую им Крисейскую равнину. Собрание утвердило предложение Эсхина, но осуществить его не могло; поэтому в следующее (осеннее) собрание решено было призвать на помощь Филиппа, вернувшегося к тому времени из своего похода на север, и назначить его предводителем союзных войск. Филипп быстро двинулся на юг и занял фокидский город Элатею, что создавало угрозу для Фив, которые были в дружественных отношениях с Амфиссой, а также и для тех греческих полисов, в том числе и для Афин, которые не сочувствовали постановлению амфиктионов. В речи Демосфена «О венке» (169) сохранился замечательный по своей экспрессии рассказ о том впечатлении, какое произвело в Афинах известие о занятии Элатеи. «Был вечер, когда кто-то прибыл к пританам [очередным членам совета пятисот] с известием, что занята Элатея. Тогда одни из них тотчас встали с обеда, вывели торговцев из их палаток на агоре и зажгли деревянные лавки [чтобы дать сигнал тревоги жителям ближайших селений], а другие послали за стратегами и позвали горниста. На другой день, на рассвете, пританы созвали совет в здании заседаний, а вы [члены гелиэи] направились в народное собрание. Прежде чем совет приступил к прениям и к составлению решения, весь народ [т. е. члены народного собрания] сидел уже на высоком Пниксе [холме, где происходили заседания народного собрания].

Священная война в Древней Греции

Затем, когда вошел совет, пританы объявили о полученном ими донесении и ввели гонца, который рассказал обо всем. Глашатай начал спрашивать: кто желает говорить? Никто не выступал. Хотя глашатай несколько раз делал воззвание,никто не поднимался со своего места, несмотря на то, что присутствовали все стратеги, все государственные деятели». Поднялся лишь Демосфен, обрисовавший создавшееся положение. «Занятие Элатеи, говорил он, — угроза для Афин, ведущих войну с Филиппом, но в первую очередь угроза для Фив. Афиняне должны с оружием в руках отправиться на беотийскую границу, отправить послов в Фивы и просить у них помощи».

Это предложение Демосфена было принято, и он вместе с девятью уполномоченными отправился в Фивы, где они встретились с македонскими уполномоченными. Последние предъявляли к фиванцам требование пропустить через Беотию македонское войско, прельщая фиванцев той добычей, какую они получат в случае поражения Афин. Фивы давно уже вели предательскую политику в отношении Афин, и теперь они согласны были пойти на предложенный им Афинами союз, но за дорогую цену. Афиняне должны были обещать фиванцам взять на себя 2/3 военных расходов, признать господство Фив на море наряду с афинским, на суше подчиниться верховному командованию Фив, передать последним господство над Беотией.

Все же, благодаря союзу между Афинами и Фивами, против Филиппа создавалась могущественная коалиция. Но большие греческие государства (Спарта, Мессения, Элида, Аркадия, Аргос) держались в стороне, лишь Эвбея, Мегары, Коринф, Ахайя, Акарнания, Коркира и Левкада послали вооруженные отряды.

vladhistory.com