Военные походы древних египтян. Конспект урока истории в 5 классе по теме: «Военные походы фараонов», урок по ФГОС
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний Восток. Древний Египет. 5 класс. История Древнего мира. Военные походы древних египтян


Военные походы фараонов (Тутмоса) – цель и результаты (5 класс, история)

Фараонами принято называть правителей Древнего Египта, власть которых приравнивалась к божественной. Изначально высшее происхождение царей не вызывало сомнений у окружающих, но позже им пришлось доказывать свой статус при помощи серьезных военных походов. О самых известных расскажем в нашей статье.

Организация армии

Прежде чем рассматривать военные походы фараонов, разберем устройство древнеегипетской армии. Достаточно постоянной она стала в период Древнего Царства (3-6 династии фараонов), когда воинов стали награждать земельными участками. В сражениях участвовала только пехота, выстроенная в шеренги. Солдаты использовали простые луки, реже – кинжалы, копья, топоры.

В эпоху Среднего Царства (11-12 династии) пехоту стали делить на отряды по количеству человек и типу вооружения. Луки и копья стали совершеннее. Воинов набирали из молодежи на временную службу. Нередко армию дополняли иностранными частями (чаще всего нубийскими).

Вооружение древнеегипетских воинов

Рис. 1. Вооружение древнеегипетских воинов.

Период Нового Царства (18-20 династии) принес Египту регулярные войска, состоящие из различных сословий. К привычному оружию добавились мечи для нанесения рубящих ударов. Построения пехоты стали разнообразнее, а наступления часто возглавляли военные колесницы.

Впервые использовать боевые колесницы как ударную силу в военных сражениях стали фараоны 18 династии. Но известны эти особые повозки египтянам со времен захвата Нижнего Египта гиксосами (17 в. до н.э.), которые уже успешно применяли колесницы.

Древнеегипетская боевая колесница

Рис. 2. Древнеегипетская боевая колесница.

Активные военные действия

Активный период вооруженных конфликтов приходится на эпоху Нового царства. Нельзя сказать, что до этого фараоны не вели серьезных военных действий, но их характер, в основном, был оборонительным или банально грабительским. Правителей Египта интересовали богатства соседних земель (Нубия, Сирия, Палестина, Ливия): скот, пленные, изделия из драгоценных металлов, медь.

В период царствования 18-20 династий целью военных походов фараонов стал не просто захват добычи и рабов, а расширение территории государства, подтверждение своего всемогущества (божественного статуса). Это стало особенно важным, поскольку после правления гиксосов (народы-кочевники) Египет утратил свое влияние в регионе.

Основателю 18 династии фараонов Яхмосу Ι удалось освободить захваченные кочевниками земли, но дальше охраны восстановленных границ его действия не распространились.

Завоевания начал Тутмос Ι, проведя успешные кампании в Нубии, Сирии, Палестине. При нем армия впервые достигла земель Митанни (государство в Северной Месопотамии).

В период правления Тутмоса ΙΙ страной фактически управляла царица Хатшепсут. Известно, что она выдвигала войска на захваченные территории для подавления мятежей.

Особенно значимыми считаются военные походы фараона Тутмоса ΙΙΙ. Историки назвали его великим полководцем за грандиозную победу в сражении при Мегиддо (город-крепость) над объединенными сирийскими, палестинскими и митаннийскими войсками. Результатом военных успехов Тутмоса ΙΙΙ стало закрепление за Египтом земель от Северной Сирии до 5 порога Нила.

Последующие правители сосредоточились на дальнейшем развитии государства и охране границ. Выделяется фараон 19 династии Рамсес ΙΙ, армия которого победила хеттские войска в крупном сражении при Кадеше (сейчас земли Сирии). Тогда впервые был подписан мирный договор.

Из 20 династии прославился Рамсес ΙΙΙ, успешно отразивший набеги средиземноморских народов. Но военные победы уже не спасали Египет от внутреннего упадка.

Фараон Тутмос ΙΙΙ долгое время из-за юного возраста был отстранен от власти мачехой Хатшепсут. Царица допустила его только к военной службе. Сразу после ее смерти Тутмос ΙΙΙ начал крупные военные кампании, параллельно уничтожая все сведения о мачехе.

Изображение фараона Тутмоса ΙΙΙ

Рис. 3. Изображение фараона Тутмоса ΙΙΙ.

Что мы узнали?

Прочитав статью, мы узнали, что в эпоху Нового Царства при правлении 18-20 египетских династий фараонов совершались самые известные военные походы. Информацию можно использовать при составлении соответствующего доклада по истории (5 класс).

Тест по теме

obrazovaka.ru

Древний Восток. Древний Египет. 5 класс. История Древнего мира. - Военные походы фараонов.

Комментарии преподавателя

Египет, как и все государства Древнего мира, формировался как военный лагерь. Главной целью знати было обогащение. Укрепив власть в стране, фараон и его вельможи приняли решение расширить границы своего государства. Началась эпоха военных походов фараонов.

Владыки Египта стали укреплять свою власть, расширять владения, накапливать богатства. Чтобы вести войны, фараоном необходимо было большое обученное войско. С этой целью каждого десятого юношу забирали  на долгие годы в армию, а из богатств накопленных фараонами нанимались иноземные воины.

 

Основой войска была пехота, вооруженная преимущественно луками и стрелами, а так же кинжалами и копьями. Для защиты воины использовали деревянные щиты, обтянутые кожей, тело закрывал кожаный нагрудник, а голову шлем.

Благодаря изобретению нового металла – бронзы, египтяне получили преимущество над врагами. Бронза – это сплав меди с оловом, она прочнее меди и позволяла перерубать медное и каменное оружие, которым пользовались враги.

 

Еще одно серьезное преимущество перед врагами египтяне получили после изобретения  боевых колесниц. Колесница представляла собой двухместную повозку, запряженную парой лошадей. На колеснице находились два воина: один управлял конями, другой, вооруженный луком, обстреливал  неприятеля. Борта колесницы, защищавшие ноги воинов, обтягивали кожей и украшали металлическими бляхами. На головах коней развивались разноцветные страусовые перья. Использование колесниц позволяло быстро окружать и внезапно нападать на противника. Колесницы стоили дорого, поэтому колесничими могли быть только знатные египтяне. Кроме того, у колесничих было больше шансов выжить, так как они вступали в бой последними.

 

Существовало три основных направления военных походов:

1.         На юг в страну Нубию, с целью захвата золотых рудников и слоновьей кости;

2.         На запад, через Ливийскую пустыню, население которой занималось скотоводством;

3.         На северо-восток, в Азию, где располагался богатый полезными ископаемыми Синайский полуостров, а далее, на севере, могущественные государства – Палестина, Финикия и Сирия, откуда привозили серебро и олово, дорогие ткани и древесину.

Самых больших успехов добился фараон Тутмос, живший около 1500 года до н.э. При нем была захвачена Нубия, а так же большая территория в Азии, вплоть до реки Евфрат.

На покоренных территориях фараоны оставляли своих наместников, обеспечивая их войсками. Наместники обязаны были собирать дань и отправлять ее в Египет. Самым распространенным товаром стали обращенные в рабство пленники.

 

 

Население Египта радовалось победам. Во время праздников, устраиваемых фараонами, перед ликующей толпой проходили войска в парадных одеждах, везущие богатую добычу. Фараон одаривал народ подарками.

Но захваченные в походах ценности делились не справедливо. Большую часть забирал себе фараон. Остальное он раздавал своим военачальникам и колесничим. Большинство воинов длительные походы разоряли. Пока они воевали, земельные участки зарастали, дамбы разрушались, каналы пересыхали. Со временем, недовольные таким положением египтяне стали поднимать восстания против власти фараонов. Это вынудило правителей нанимать в войско чужеземцев, выдавая им плату из казны. Фараоны рассчитывали, что в случае заговора вельмож или восстания простых египтян наемники быстрее придут на помощь.

В I тысячелетии до н.э. египтяне сами  стали подвергаться регулярному нашествию врагов. Что, в итоге, привело к падению великого государства.

Единое государство в Древнем Египте зародилось около 3000 г. до н.э. в результате завоевания Нижнего Египта Верхним. С тех пор правители Египта вели постоянные войны с соседями ради захвата территории и рабов, а так же получения новых богатств в свою казну. Наиболее успешные походы проводил фараон Тутмос, расширивший границы государства до реки Евфрат. Завоевательные походы с одной стороны, обогатили фараона и его вельмож, с другой, привели к разорению земледельцев и запустению самого Египта.

 

К занятию прикреплены файл  «История войн.» и файл  «Тест». Вы можете скачать файлы  в любое удобное для вас время .

 

 

Использованные источники:  

http://znaika.ru/catalog/5-klass/istoriya/Voennye-pokhody-faraonov

http://www.youtube.com/watch?v=qlzMu3TnPaw

http://www.youtube.com/watch?v=eCRtCWYRxI0

http://www.youtube.com/watch?v=-5XnoVwWnb8

http://www.youtube.com/watch?v=68tmuZREyGg

www.kursoteka.ru

Древний Восток. Древний Египет. 5 класс. История Древнего мира. - Военные походы фараонов.

Комментарии преподавателя

Египет, как и все государства Древнего мира, формировался как военный лагерь. Главной целью знати было обогащение. Укрепив власть в стране, фараон и его вельможи приняли решение расширить границы своего государства. Началась эпоха военных походов фараонов.

Владыки Египта стали укреплять свою власть, расширять владения, накапливать богатства. Чтобы вести войны, фараоном необходимо было большое обученное войско. С этой целью каждого десятого юношу забирали  на долгие годы в армию, а из богатств накопленных фараонами нанимались иноземные воины.

 

Основой войска была пехота, вооруженная преимущественно луками и стрелами, а так же кинжалами и копьями. Для защиты воины использовали деревянные щиты, обтянутые кожей, тело закрывал кожаный нагрудник, а голову шлем.

Благодаря изобретению нового металла – бронзы, египтяне получили преимущество над врагами. Бронза – это сплав меди с оловом, она прочнее меди и позволяла перерубать медное и каменное оружие, которым пользовались враги.

 

Еще одно серьезное преимущество перед врагами египтяне получили после изобретения  боевых колесниц. Колесница представляла собой двухместную повозку, запряженную парой лошадей. На колеснице находились два воина: один управлял конями, другой, вооруженный луком, обстреливал  неприятеля. Борта колесницы, защищавшие ноги воинов, обтягивали кожей и украшали металлическими бляхами. На головах коней развивались разноцветные страусовые перья. Использование колесниц позволяло быстро окружать и внезапно нападать на противника. Колесницы стоили дорого, поэтому колесничими могли быть только знатные египтяне. Кроме того, у колесничих было больше шансов выжить, так как они вступали в бой последними.

 

Существовало три основных направления военных походов:

1.         На юг в страну Нубию, с целью захвата золотых рудников и слоновьей кости;

2.         На запад, через Ливийскую пустыню, население которой занималось скотоводством;

3.         На северо-восток, в Азию, где располагался богатый полезными ископаемыми Синайский полуостров, а далее, на севере, могущественные государства – Палестина, Финикия и Сирия, откуда привозили серебро и олово, дорогие ткани и древесину.

Самых больших успехов добился фараон Тутмос, живший около 1500 года до н.э. При нем была захвачена Нубия, а так же большая территория в Азии, вплоть до реки Евфрат.

На покоренных территориях фараоны оставляли своих наместников, обеспечивая их войсками. Наместники обязаны были собирать дань и отправлять ее в Египет. Самым распространенным товаром стали обращенные в рабство пленники.

 

 

Население Египта радовалось победам. Во время праздников, устраиваемых фараонами, перед ликующей толпой проходили войска в парадных одеждах, везущие богатую добычу. Фараон одаривал народ подарками.

Но захваченные в походах ценности делились не справедливо. Большую часть забирал себе фараон. Остальное он раздавал своим военачальникам и колесничим. Большинство воинов длительные походы разоряли. Пока они воевали, земельные участки зарастали, дамбы разрушались, каналы пересыхали. Со временем, недовольные таким положением египтяне стали поднимать восстания против власти фараонов. Это вынудило правителей нанимать в войско чужеземцев, выдавая им плату из казны. Фараоны рассчитывали, что в случае заговора вельмож или восстания простых египтян наемники быстрее придут на помощь.

В I тысячелетии до н.э. египтяне сами  стали подвергаться регулярному нашествию врагов. Что, в итоге, привело к падению великого государства.

Единое государство в Древнем Египте зародилось около 3000 г. до н.э. в результате завоевания Нижнего Египта Верхним. С тех пор правители Египта вели постоянные войны с соседями ради захвата территории и рабов, а так же получения новых богатств в свою казну. Наиболее успешные походы проводил фараон Тутмос, расширивший границы государства до реки Евфрат. Завоевательные походы с одной стороны, обогатили фараона и его вельмож, с другой, привели к разорению земледельцев и запустению самого Египта.

 

К занятию прикреплены файл  «История войн.» и файл  «Тест». Вы можете скачать файлы  в любое удобное для вас время .

 

 

Использованные источники:  

http://znaika.ru/catalog/5-klass/istoriya/Voennye-pokhody-faraonov

http://www.youtube.com/watch?v=qlzMu3TnPaw

http://www.youtube.com/watch?v=eCRtCWYRxI0

http://www.youtube.com/watch?v=-5XnoVwWnb8

http://www.youtube.com/watch?v=68tmuZREyGg

www.kursoteka.ru

Конспект открытого урока 2015 год "военные походы фараонов"

Тема: Военные походы фараонов

Цель урока: Формирование у учащихся представлений о причинах, характере, последствиях военных походов фараонов.

Задачи урока

Образовательные задачи:

- изучить причины, характер и последствия военных походов фараонов Др. Египта, изучить состав египетского войска;

Развивающие задачи:

- продолжить формирование умений работать с исторической картой; общеучебных умений (умение выделять главное и составлять план по теме; формирование навыков работы с иллюстрациями, отвечая на вопросы учителя;

Воспитательные задачи:

- воспитать интерес к урокам истории Древнего мира, к прошлому человечества, формировать ответственное отношение к учебному труду

Формируемые компетенции Личностные: продолжить формирование умения слушать, излагать свои мысли, делать выводы;

Регулятивные: овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Познавательные: умение определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; смысловое чтение.

Коммуникативные: Готовность получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно.

Методы и формы обучения Работа с картой, работа в тетрадях, работа с учебником, работа с источником, объяснительно – иллюстративный метод. Формы: индивидуальная, фронтальная, парная

Тип урока Комбинированный урок

Оборудование Компьютер,мультимедиа,доска

ХОД УРОКА

Учитель(повторение пройденного)

– Какую большую тему мы изучаем? (Древний Египет.)

–Что вы уже узнали об этой стране на прошлых уроках? (Географическое положение, природные условия, образование государства в Египте в 3000 году до н.э. во главе с фараоном; как жили и работали земледельцы и ремесленники.)

Итак, сейчас мы с Вами напишем исторический диктант, это задание вам уже знакомо. Скажите, для чего мы пишем исторический диктант? (Чтобы проверить знание терминов)

Исторический диктант.(СЛАЙД 1)

1Шадуф 2Вельможи 3Налоги 4Гробница 5Фараон 6Дельта 7Мемфис 8Государство

9Каналы 10Средиземное море

Учитель:

1. Правитель Египта

2. Специальные приспособления для поднятия воды

3. Организация власти с войсками, стражниками, чиновниками и т.д.

4. Место впадения реки в море, где река разветвляется на несколько рукавов

5. Знатные люди

6. Столица Египта

7. Водоем, в который впадает река Нил

8. Специальные канавы, по которым вода поступает на поля

9. Часть урожая, которую земледельцы отдавали в казну

10.Место захоронения знатных египтян

Правильная цепочка: 5, 1, 8, 6, 2, 7, 10, 9, 3, 4(СЛАЙД 2)

Далее дети выполняют самостоятельную работу.

делают взаимопроверку, меняясь листками с соседом по парте. После самопроверки и взаимопроверки учитель при помощи рук определяет оценки и листы передать. Учитель обращает внимание учащихся на то, что с картой «Древний Египет» они уже знакомы. Ученик работает с картой, учитель фиксирует правильность работы с картой (работают ли учащиеся с легендой карты).

Учитель: (тема и постановка цели) Вы неплохо поработали и показали, что уже знаете о Египте. Но, конечно, многое еще предстоит узнать. Мы познакомились с жизнью вельмож и простых египтян: земледельцев и ремесленников и говорили о том, что фараон считал всех жителей Египта своими подчиненными.

Вот с какими словами обращался фараон к подчиненным перед походом войска в Азию: «Клянусь любовью отца моего, бога Амона-Ра, мне по душе кратчайший путь. Сам встану впереди воинов. Да сокрушим врага внезапным нападением. И только так мы станем сильными» Обратите внимание на слайд 3, что здесь изображено? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем вести речь?

Таким образом, тема нашего урока «Военные походы фараонов» (СЛАЙД 4) Предположите, на какие вопросы мы с вами сможем ответить в конце урока. Что необходимо, чтобы фараон мог отправиться в военный поход? Может ли карта рассказать нам, как выглядело войско фараона? С чем мы должны работать, чтобы иметь достоверные сведения?

- Определите цель нашего урока. Цель урока: Рассмотреть в каких направлениях и с какой целью совершались военные походы и выявить их последствия

Для того, чтобы достичь цели нам нужен план.

  1. Слайд 5. План урока Зачем правители Египта совершали военные походы?

  2. Какой была армия египтян?

  3. Чем прославился фараон Тутмос III?

  4. Как проходили военные походы?

  5. Как военные походы фараонов повлияли на развитие Древнеегипетского государства?

Учитель: Зачем же правители Египта совершали военные походы?

В книгах можно найти готовый ответ на этот вопрос. Но я предлагаю вам более интересный путь. Слайд 6

В повести писателя ХХ века Ивана Ефремова «На краю Ойкуме\ны» рассказывается о путешествии древних египтян во главе со знатным вельможей Баурджедом вокруг Африки. После долгих лет странствий путники вернулись на родину. Фараон, по приказу которого Баурджед отправился в путешествие, уже умер. Сидоров Коля и Клокотова Катя Прочитают о встрече вельможи с новым правителем Египта и, может быть, вы найдете ответ на поставленный вопрос. Зачем же правители Египта совершали военные походы? Слайд 7

Вопросы: Почему правители Египта стремились к захвату новых земель?

О чем были помыслы нового правителя Египта?

Цели военных походов фараонов: 1. Расширение владений Египта 2. Захват новых богатств 3.Приобретение рабов

Слайд 8 Запоминаем:

2. А что же из себя представляла Египетская армия? Что такое армия?

Слайд 9.Армия – это организованные и обученные вооруженные силы государства.(записать) Слайд 10. Сейчас мы с вами выясним при помощи нашего источника, 1. из кого состояла армия фараона и 2. какое вооружение имела. Стр. 46, пункт 1 Слайд 11 (отвечаем)

Слайд 12 Основную часть войска составляли пешие воины. Другим видом войск были боевые колесницы.(если время позволяет, то стр. 47, пункт 2, выяснить преимущества колесницы в бою) Отряды на колесницах могли преодолевать большие расстояния и внезапно нападать на противника.

Физминутка – Женя Кожевников

Слайд 13. 3. Завоевательные походы египетских фараонов

Фараон Тутмос III

Больше всех прославился успешными походами в другие страны фараон Тутмос III, который правил в Египте около 1500 г. до н. э.

На стр. 47, карта, Определите по карте, в какие страны совершали походы войска Тутмоса III? расставить стрелки на магнитах.

Как проходили военные походы египтян?

Я предлагаю найти ответ на этот вопрос из подлинного древнеегипетского текста – из первоисточника! Это письменное свидетельство было обнаружено в древней гробнице. Слайд 15

ПЕСНЯ ВОЕНАЧАЛЬНИКА

Войско вернулось благополучно, разорив страну бедуинов, снеся ее крепости, срубив ее смоковницы и виноградники, сжигая ее поселки, перебив в ней десятки тысяч людей, захватив в ней множество пленных. Царь хвалил меня за это чрезвычайно. Надпись на гробнице. Египет. XXVI век до н. э.

Будем изучать текст первоисточника так, как это делают ученые-историки.

1. Определим название источника, его вид, автора, место и время создания.

Слайд 16. Название источника: «Песня военачальника» Вид: устный источник, дошедший благодаря записи (на гробнице)Автор песни: неизвестен Место создания: Древний Египет Время создания: XXVI век до н. э., III тыс. до н. э.

5. Извлекаем последовательно из текста информацию.

Какие цели преследовали египтяне?

Цели похода египтян:– завоевание других народов,– захват рабов.

Как проходил поход египтян и чем он закончился? Бедуины оказали сопротивление врагам. Египтяне разгромили местные войска. Завоеватели действовали жестоко по отношению к населению страны. Египет одержал победу.

Посмотрим, что получал Египет от завоеванных территорий? ( если время есть, то стр. 48, п.3, первый абзац) Слайд 17. Запишем в тетрадь

Золото Медь Стада коз, овец, коров Рабы

5. Каково значение военных походов для развития Египта? Давайте подумаем? Что фараон получал от этих завоеваний? (богатства, территории, рабов) К чему это все привело? Каким стал Египет? Слайд 18.

Завоеванные территории Рабы Доходы от торговли Доходы от налогов

Расширение границ государства Военное превосходство Подъем хозяйства

Рост могущества Древнего Египта

Итак, какую цель мы ставили в начале нашего урока: Рассмотреть в каких направлениях и с какой целью совершались военные походы и выявить их значение. Удалось достичь нам цели? Проверим, обратите внимание на слайд 19.

  1. Зачем правители Египта совершали военные походы(Расширение владений Египта 2. Захват новых богатств 3.Приобретение рабов )

  2. Какой была армия египтян(мощной, боеспособной, мобильной)

  3. Чем прославился фараон Тутмос III (он совершал много завоевательных походов и расширил границы гос-ва)

  4. Как проходили военные походы (жестоко, победоносно)

  5. Как военные походы фараонов повлияли на развитие Древнеегипетского государства(возросло могущество Египта)

Рефлексия: Молодцы. Все узнали. А сейчас попробуем оценить свою работу на уроке. Одним из Семи чудес света являются пирамиды Египта. У меня три разных пирамиды - большая, поменьше и маленькая. Слайд 20. Если вы все усвоили с урока, работать вам было легко - выбирайте большую пирамиду; если вам было интересно, но возникли трудности - среднюю, ну и если вам на уроке было скучно и трудно - маленькую.

Слайд 21. Открыли дневники. Д.з. п.9, р.т. стр. 21, зад. 28, оценки за работу на уроке будут выставлены в электронный журнал. Спасибо за урок.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока "Военные походы фараонов"

Военные походы фараонов.  Урок в 5 классе ФГОС

Учитель: Максимова Вера Заурбековна

Цели урока:

Образовательная - расширить знания учащихся об основных понятиях урока, подвести учащихся к пониманию причин, последствий и характера военных походов фараонов Древнего Египта Развивающая - создать условия для развития коммуникационных умений и навыков, умения обобщать изученный материал, делать выводы.

Воспитательная - способствовать становлению и развитию личности учащихся посредством  формирования навыков критического мышления

План урока:

  1. организационный момент
  2. Проверка Д/З
  3. Вооружение египетского войска
  4. Походы египетских фараонов
  5. Цели и последствия походов Тутмоса III
  6. Подведение итогов

проверка Д/З: две карточки с задачами, 2 человека к доске с заданиями.

фронтальный опрос

Какие занятия существовали у древних египтян?

Как жили и чем занимались древнеегипетские земледельцы?

Как жили и чем занимались древнеегипетские ремесленники?

Как жили и чем занимались древнеегипетские вельможи?

Сделай вывод, а равны ли были жители Древнего Египта?

Проверка учащихся(слайд 1)

Мы выяснили, что ремесленники, земледельцы и вельможи - все подчинялись фараону, самому могущественному человеку Древнего Египта. Египетские фараоны старались укрепить свою власть, расширить территорию своего государства и укрепить центральную власть. Для этого они организовывали военные походы

Итак, как вы думаете, какая тема нашего урока? (Слайд 2)

«Военные походы фараонов». Запишем в тетрадь.

А что же мы должны узнать с вами?

1. Что представляет собой египетское войско.

2. Куда  совершались военные походы.

3. С какой целью фараоны совершали военные походы.(слайд 3)

Таким образом, цель нашего урока: выяснить, что собой представляет египетское войско, из кого оно формировалось, куда и с какой целью оно совершало военные походы. (слайд 4)

Чтобы  организовывать военные походы необходимо было войско: большое и хорошо обученное. В Египте было много чиновников. Некоторые из чиновников вели строгий учёт населения: каждого10 юношу забирали в армию и не на 2-3 года. Быть воином – это профессия на много лет, рабов не брали. Большинство - крестьяне. Войско фараонов  делилось на отряды, воины которых владели в совершенстве каким-либо видом оружия.

Посмотрим на схему(слайд 5

а) Телохранители - личная охрана фараона, которая  в основном состояла из чужеземцев - наёмников, которые за свою службу получали плату из казны и подарки от самого фараона. - А почему фараон не использовал египтян? (Боялся заговоров). 

б) Профессиональное войско - это войско, которое состояло из наиболее опытных, знающих свое дело воинов, которые не только ходили с фараоном в военные походы, но и обучали новобранцев бегать шеренгами, стрелять из лука, владеть топориком и копьем. Они так же, как и телохранители, получали за свою службу плату из государственной казны.

в) Пехота - самая большая часть египетской армии. Исход войны во многом зависел от нее действий, выучки и выносливости. Воины-пехотинцы получали плату из казны. Государством выдавалось оружие, которое в мирное время хранилось на складах. Египетская пехота в мирное время использовалась, как простая рабочая сила на тяжелых работах - на каменоломнях. Принцип отбора был таков: египетские цари брали на военную службу одного из 10 молодых людей, способных носить оружие. Такой способ отбора в армию использовал русский царь Петр I.

Фараоны уделяли огромное внимание своему войску, всячески поощряли нелегкий солдатский труд, раздавали земли наиболее отличившимся, золотые и серебряные знаки отличия. Воины, трудившиеся на каменоломнях, получали от государства ежедневно - около двух килограммов хлеба, кусок жареного мяса, два пучка зелени.

По вооружению пехотинцы делились на легковооруженную (показ на схеме), у которой были лук и стрелы. Тяжеловооруженную - имевшие копье, топорики и щит. г) Колесница. В I тыс. до н.э. в Египте начинают разводить лошадей, привезенных из Азии. Появляется колесничье войско. (Показ). Колесница представляет собой двухколесную повозку, запряженную двумя лошадьми. Лошади выдавались из государственных конюшен. Колесница была легкая и подвижная, так как вся состояла из дерева. У неё были два колеса со спицами. На оси между колесами укреплена площадка, где стояли двое - возница, который управлял конями, ему и принадлежала колесница, другой - стрелок, который бросал в противника дротики (короткое копье) или стрелы. Площадка была защищена бортиком. Она крепилась к длинной палке - дышлу, за которое два коня везли колесницу. - В чем преимущество колесниц перед пехотой? (Скорость, стремительность, внезапность) д) Египетская армия состояла из нескольких соединений по 5 тыс. человек в каждом. 4 тыс. - пехота и 1 тыс. - колесничих. При Тутмосе было 12 соединений.

Сейчас вы откройте свои источники на стр. 48, п.9 пункт з. задание: Выяснить направления походов( в какие страны и для чего совершались походы).(слайд 6)

 Во время ответов(Слайд 7)

                       На юг – в Нубию                                          → золото

                       На запад – в сторону ливийских племён   → скот (коров, овец, коз)

     ПОХОДЫ            На С-В – Палестину и Финикию                →  шерстяные ткани, серебро

                             На  Синайский полуостров                         → медная руда

Какова была судьба пленников?Были ли войны фараонов справедливыми?

Итак, военные походы фараонов в другие страны расширяли территорию Египта, приводили к обогащению знати, но вместе с тем войны постепенно вели к ослаблению царства. Почему?

Длительные войны надолго отрывали земледельцев от их полей. Они возвращались с войны к разорённым полям и домам. Войны разоряли земледельцев - главное население страны, платившее налоги. Поэтому фараоны постепенно перешли к набору в войско наёмников, хорошо подготовленных, но не всегда надёжных в бою. Превращение армии в наёмную ослабило Египетское царство, и оно потеряло владения в Азии, Нубии и с трудом оборонялось от соседей.

Кто совершил самые крупные завоевания? (слайд 8)

В середине 2 тыс. до н.э. во главе Египта стоял фараон Тутмос III, прославившийся своими завоевательными походами. Его имя переводится как «Тот родил его». При жизни отца он был жрецом в Карнакском храме и наследником не считался, т.к. был рождён от наложницы. 22 года фараон Тутмос III жил не в Египте, которым должен был править. Царица Хатшепсут, его мачеха, захватила власть ещё в 1525 году до н.э., когда её объявили соправительницей Тутмоса II, отца Тутмоса III. Она правила Египтом мирно и спокойно. Снаряжала торговые экспедиции в разные страны, строила богатые храмы. При ней Тутмос стоял во главе египетской армии и проявил себя способным полководцем. Хатшепсут умерла в 1503 году, и уже в этот год Тутмос III собрал большое войско  и отправился в Сирию. Ему было непросто: Египет не воевал более 20 лет - старые воины одряхлели, молодые были неопытны.

Летописи царствования Тутмоса III, высечены на стенах знаменитого святилища в Фивах. Сейчас это святилище называют Карнакским, по названию современной деревни Карнак, расположенной на месте Фив. В  этой летописи рассказывается об осаде и взятии крепости Мегиддо в 1482 г до н.э. Под Мегиддо были сосредоточены силы правителей Палестины, Финикии, Сирии и Царя города Кадеша, объединившихся для борьбы с Египтом.

Работа с историческим источником

Для осуществления своих целей фараон забывает о простых воинах, которые ради достижения его цели идут в длительные походы, оставляя свою семью, землю, которая за время их отсутствия приходит в негодность. Полученные во время сражений раны, сокращают им жизнь, ведь раненый вождь не нужен фараону. И если кто-то вздумает оказать неповиновение от вельможи до простого ремесленника, их ждет смерть, как и раба невольника. Ведь цель фараона - богатство и власть.

Целью нашего урока было: выяснить, что собой представляет египетское войско, из кого оно формировалось, куда и с какой целью оно совершало военные походы.

Удалось нам достичь нашей цели? Сейчас мы это выясним: откройте свои рабочие тетради на стр. 21, задание 27, у кого нет тетради, выполняете работу по карточкам в своей обычной тетради.(слайд 9)

Д.з.: п.9, р.т стр.22, задание 29(слайд 10)

 

 

Просмотр содержимого документа «Конспект урока "Военные походы фараонов" »

Военные походы фараонов. Урок в 5 классе ФГОС

Учитель: Максимова Вера Заурбековна

Цели урока:

Образовательная - расширить знания учащихся об основных понятиях урока, подвести учащихся к пониманию причин, последствий и характера военных походов фараонов Древнего Египта Развивающая - создать условия для развития коммуникационных умений и навыков, умения обобщать изученный материал, делать выводы.

Воспитательная - способствовать становлению и развитию личности учащихся посредством формирования навыков критического мышления

План урока:

  1. организационный момент

  2. Проверка Д/З

  3. Вооружение египетского войска

  4. Походы египетских фараонов

  5. Цели и последствия походов Тутмоса III

  6. Подведение итогов

проверка Д/З: две карточки с задачами, 2 человека к доске с заданиями.

фронтальный опрос

Какие занятия существовали у древних египтян?

Как жили и чем занимались древнеегипетские земледельцы?

Как жили и чем занимались древнеегипетские ремесленники?

Как жили и чем занимались древнеегипетские вельможи?

Сделай вывод, а равны ли были жители Древнего Египта?

Проверка учащихся(слайд 1)

Мы выяснили, что ремесленники, земледельцы и вельможи - все подчинялись фараону, самому могущественному человеку Древнего Египта. Египетские фараоны старались укрепить свою власть, расширить территорию своего государства и укрепить центральную власть. Для этого они организовывали военные походы

Итак, как вы думаете, какая тема нашего урока? (Слайд 2)

«Военные походы фараонов». Запишем в тетрадь.

А что же мы должны узнать с вами?

1. Что представляет собой египетское войско.

2. Куда совершались военные походы.

3. С какой целью фараоны совершали военные походы.(слайд 3)

Таким образом, цель нашего урока: выяснить, что собой представляет египетское войско, из кого оно формировалось, куда и с какой целью оно совершало военные походы. (слайд 4)

Чтобы организовывать военные походы необходимо было войско: большое и хорошо обученное. В Египте было много чиновников. Некоторые из чиновников вели строгий учёт населения: каждого10 юношу забирали в армию и не на 2-3 года. Быть воином – это профессия на много лет, рабов не брали. Большинство - крестьяне. Войско фараонов делилось на отряды, воины которых владели в совершенстве каким-либо видом оружия.

Посмотрим на схему(слайд 5

а) Телохранители - личная охрана фараона, которая в основном состояла из чужеземцев - наёмников, которые за свою службу получали плату из казны и подарки от самого фараона. - А почему фараон не использовал египтян? (Боялся заговоров).

б) Профессиональное войско - это войско, которое состояло из наиболее опытных, знающих свое дело воинов, которые не только ходили с фараоном в военные походы, но и обучали новобранцев бегать шеренгами, стрелять из лука, владеть топориком и копьем. Они так же, как и телохранители, получали за свою службу плату из государственной казны.

в) Пехота - самая большая часть египетской армии. Исход войны во многом зависел от нее действий, выучки и выносливости. Воины-пехотинцы получали плату из казны. Государством выдавалось оружие, которое в мирное время хранилось на складах. Египетская пехота в мирное время использовалась, как простая рабочая сила на тяжелых работах - на каменоломнях. Принцип отбора был таков: египетские цари брали на военную службу одного из 10 молодых людей, способных носить оружие. Такой способ отбора в армию использовал русский царь Петр I.

Фараоны уделяли огромное внимание своему войску, всячески поощряли нелегкий солдатский труд, раздавали земли наиболее отличившимся, золотые и серебряные знаки отличия. Воины, трудившиеся на каменоломнях, получали от государства ежедневно - около двух килограммов хлеба, кусок жареного мяса, два пучка зелени.

По вооружению пехотинцы делились на легковооруженную (показ на схеме), у которой были лук и стрелы. Тяжеловооруженную - имевшие копье, топорики и щит. г) Колесница. В I тыс. до н.э. в Египте начинают разводить лошадей, привезенных из Азии. Появляется колесничье войско. (Показ). Колесница представляет собой двухколесную повозку, запряженную двумя лошадьми. Лошади выдавались из государственных конюшен. Колесница была легкая и подвижная, так как вся состояла из дерева. У неё были два колеса со спицами. На оси между колесами укреплена площадка, где стояли двое - возница, который управлял конями, ему и принадлежала колесница, другой - стрелок, который бросал в противника дротики (короткое копье) или стрелы. Площадка была защищена бортиком. Она крепилась к длинной палке - дышлу, за которое два коня везли колесницу. - В чем преимущество колесниц перед пехотой? (Скорость, стремительность, внезапность) д) Египетская армия состояла из нескольких соединений по 5 тыс. человек в каждом. 4 тыс. - пехота и 1 тыс. - колесничих. При Тутмосе было 12 соединений.

Сейчас вы откройте свои источники на стр. 48, п.9 пункт з. задание: Выяснить направления походов( в какие страны и для чего совершались походы).(слайд 6)

Во время ответов(Слайд 7)

На юг – в Нубию → золото

На запад – в сторону ливийских племён → скот (коров, овец, коз)

ПОХОДЫ На С-В – Палестину и Финикию → шерстяные ткани, серебро

На Синайский полуостров → медная руда

Какова была судьба пленников?Были ли войны фараонов справедливыми?

Итак, военные походы фараонов в другие страны расширяли территорию Египта, приводили к обогащению знати, но вместе с тем войны постепенно вели к ослаблению царства. Почему?

Длительные войны надолго отрывали земледельцев от их полей. Они возвращались с войны к разорённым полям и домам. Войны разоряли земледельцев - главное население страны, платившее налоги. Поэтому фараоны постепенно перешли к набору в войско наёмников, хорошо подготовленных, но не всегда надёжных в бою. Превращение армии в наёмную ослабило Египетское царство, и оно потеряло владения в Азии, Нубии и с трудом оборонялось от соседей.

Кто совершил самые крупные завоевания? (слайд 8)

В середине 2 тыс. до н.э. во главе Египта стоял фараон Тутмос III, прославившийся своими завоевательными походами. Его имя переводится как «Тот родил его». При жизни отца он был жрецом в Карнакском храме и наследником не считался, т.к. был рождён от наложницы. 22 года фараон Тутмос III жил не в Египте, которым должен был править. Царица Хатшепсут, его мачеха, захватила власть ещё в 1525 году до н.э., когда её объявили соправительницей Тутмоса II, отца Тутмоса III. Она правила Египтом мирно и спокойно. Снаряжала торговые экспедиции в разные страны, строила богатые храмы. При ней Тутмос стоял во главе египетской армии и проявил себя способным полководцем. Хатшепсут умерла в 1503 году, и уже в этот год Тутмос III собрал большое войско и отправился в Сирию. Ему было непросто: Египет не воевал более 20 лет - старые воины одряхлели, молодые были неопытны.

Летописи царствования Тутмоса III, высечены на стенах знаменитого святилища в Фивах. Сейчас это святилище называют Карнакским, по названию современной деревни Карнак, расположенной на месте Фив. В этой летописи рассказывается об осаде и взятии крепости Мегиддо в 1482 г до н.э. Под Мегиддо были сосредоточены силы правителей Палестины, Финикии, Сирии и Царя города Кадеша, объединившихся для борьбы с Египтом.

Работа с историческим источником

Для осуществления своих целей фараон забывает о простых воинах, которые ради достижения его цели идут в длительные походы, оставляя свою семью, землю, которая за время их отсутствия приходит в негодность. Полученные во время сражений раны, сокращают им жизнь, ведь раненый вождь не нужен фараону. И если кто-то вздумает оказать неповиновение от вельможи до простого ремесленника, их ждет смерть, как и раба невольника. Ведь цель фараона - богатство и власть.

Целью нашего урока было: выяснить, что собой представляет египетское войско, из кого оно формировалось, куда и с какой целью оно совершало военные походы.

Удалось нам достичь нашей цели? Сейчас мы это выясним: откройте свои рабочие тетради на стр. 21, задание 27, у кого нет тетради, выполняете работу по карточкам в своей обычной тетради.(слайд 9)

Д.з.: п.9, р.т стр.22, задание 29(слайд 10)

kopilkaurokov.ru

Военные походы фараонов. Конспект урока.

«Военные походы фараонов».

Конспект урока истории в 5 классе; Учитель: Попович М.О.

Цель урока: подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта.

Планируемые результаты:

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при работе с документом, с картой.

Предметные: развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; изучить причины, характер и последствия военных походов фараонов Древнего Египта; научить распознавать интересы различных общественных групп; продолжить формирование умений правильно работать с исторической картой; использовать документы и произведения искусства как исторический источник; продолжить формирование навыков работы с иллюстрациями учебника, отвечая на вопросы учителя.

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитать интерес к урокам истории Древнего мира, к прошлому человечества.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, деятельностный.(Технология   деятельностного   метода  означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под руководством учителя, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания, работают с источниками  информации.)

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», тексты с отрывком из книги И. Ефремова «На краю Ойкумены» и историческим документом карточки с индивидуальными заданиями, карточка с вопросами, рабочие тетради.

Основные понятия изучаемые на уроке: власть, бронза, пехотинцы, боевые колесницы, дротики, стрелок, дышло, наемное войско.

Создание проблемной ситуации.

Учитель: « Мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, рабы, писцы и даже вельможи подчинялись фараону – самому могущественному человеку Древнего Египта.

Первая строка нового параграфа гласит: Фараоны своей главной задачей ставили – усиление собственной власти.

А на чем же держится власть? (обсуждаем).

А что будет если один из компонентов ослабнет?.

Ответ: ВЛАСТЬ, СИЛА ,ДЕНЬГИ ,АВТОРИТЕТ.

Учитель: А что нужно фараону, чтобы его власть в государстве была сильной?

Ответ: Нужна СИЛА – боеспособное войско. Нужны ДЕНЬГИ – завоевательные походы, приносящие богатство. Нужен АВТОРИТЕТ – славные победы, религиозные верования (фараон – сын бога).Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах.

Учитель: на какие вопросы нам нужно найти ответы сегодня на уроке?

Совместное обсуждение пунктов плана. План записываем на доске, учащиеся записывают в тетрадях.

План:

1.Египетское войско:

2. Походы египетских фараонов:

Изучение нового материала:

1 вопрос плана изучаем путем подводящего диалога, который побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника. Здесь выясняем: какие виды войск, вооружение (обязательно рассмотреть металл из которого изготовлено оружие – БРОНЗА), тактические маневры и т.д.

Вопрос учителя: Что такое армия?

Ответ: Армия – это обученные, организованные вооружённые силы государства.

Учитель: Она состояла из двух частей.

Одна часть – это пехота, самая большая часть египетской армии. Исход войны во многом зависел от ее действий, выучки и выносливости. Воины-пехотинцы получали плату из казны. Государством выдавалось оружие, которое в мирное время хранилось на складах. Египетская пехота в мирное время использовалась, как простая рабочая сила на тяжелых работах - на каменоломнях. Принцип отбора был таков: египетские цари брали на военную службу одного из 10 молодых людей, способных носить оружие. Такой способ отбора в армию использовал русский царь Петр I.

ПЕХОТА состояла из лучников и копейщиков. (слайд )

Задание: Давайте попробуем описать вооружение военачальника и рядового пехотинца. (Работа с учебником).

Ответ: Наконечники копий, доспехи, щиты были сделаны из бронзы – сплава меди и олова.

Учитель: Вторая часть – колесничье войско.

В I тыс. до н.э. в Египте начинают разводить лошадей, привезенных из Азии. Рассмотрите колесницу, что она из себя представляла?

Колесница представляет собой двухколесную повозку, запряженную двумя лошадьми. Колесница была легкая и подвижная, так как вся состояла из дерева. У неё были два колеса со спицами. На оси между колесами укреплена площадка, где стояли двое - возница, который управлял конями, ему и принадлежала колесница, другой - стрелок, который бросал в противника дротики (короткое копье) или стрелы. Площадка была защищена бортиком. Она крепилась к длинной палке - дышлу, за которое два коня везли колесницу. (слайд )

Вопрос: В чем преимущество колесниц перед пехотой?

Ответ: Скорость, стремительность, внезапность.

В ходе работы с текстом параграфа, рассматриваем и иллюстрации учебника по теме. Закрепляем образ армии слайдами демонстрирующими вооружение, устройство боевой колесницы, ее преимущества в бою.

 

2 вопрос плана разделим на подпункты:

- Цели военных походов выясним, организуя работу с документом.

Учитель: Зачем правители Египта совершали военные походы? (цели походов)

В повести писателя ХХ века Ивана Ефремова «На краю Ойкумены» рассказывается о путешествии древних египтян во главе со знатным вельможей Баурджедом вокруг Африки.

После долгих лет странствий путники вернулись на родину. Фараон, по приказу которого Баурджед отправился в путешествие, уже умер.

Задание: Прочитайте о встрече вельможи с новым правителем Египта и найдите ответ на поставленные вопросы.

1. О чем были помыслы нового правителя Египта?

- О покорении новых земель

2. Почему правители Египта стремились к захвату новых земель?

- Чтобы взять золото, рабов.

Во дворце фараона.

Фараон: Ты совершил неслыханные подвиги, перешел необозримые пространства.

Но ты вернулся с малой добычей, потерял много храбрых воинови умелых рабов…

Я не порицаю тебя, ты выполнил волю моего божественного брата.Но мне нужно знать, много ли воинов потребуется, чтобы разбить эти южные страны, хороши ли будут рабы тех племен, много ли драгоценных камней можно взять оттуда для украшения моего храма.

Баурд: Великий Дом, сын Гора, там много разных племен, не объединенных дружбой, и ни одно из них в отдельности не смогло бы противостоять твоему огромному войску…

Но южная земля велика, и людей там, как песка в западной пустыне, – все войско, весь народ Черной Земли растворился бы в ней подобно горсти соли, брошенной в воду. Мы не могли бы удержать завоеванного, ибо наша сила велика, покамест мы все вместе на нашей земле, как муравьи в муравейнике...

Фараон: Ты хочешь сказать, что мне и моему избранному богами народу не подвластны земли жалких негров?! Вот как ты укреплял величие фараона в далеком мире!

Баурд: Сын Гора, жизнь, здоровье, сила… я только хотел сказать, что мир так велик...

ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА.

- Направления завоевательных походов рассмотрим, изучая карту.

Определите по карте, в какие страны совершали походы войска Тутмоса III?

- В Нубию, Сирию, Палестину, Финикию, Ливию, Синайский полуостров.

- Из Сирии египтяне привозили строительный лес, медь, из Нубии – золото, из Ливии – стада коров и овец.

- Последствия походов Тутмоса III;

Больше всех прославился успешными походами в другие страны фараон ТутмосIII, который правил в Египте около 1500 г. до н. э.

Как проходили военные походы египтян?

Учитель предлагает найти ответ на этот вопрос из подлинного древнеегипетского текста – из первоисточника.

Это письменное свидетельство было обнаружено в древней гробнице.

ПЕСНЯ ВОЕНАЧАЛЬНИКА

Войско вернулось благополучно,

разорив страну бедуинов,

снеся ее крепости,

срубив ее смоковницы и виноградники,

сжигая ее поселки,

перебив в ней десятки тысяч людей,

захватив в ней множество пленных.

Царь хвалил меня за это чрезвычайно.

Надпись на гробнице.

Египет. XXVI век до н. э. III тыс. до н. э.

Бедуины – в данном случае: жители страны, располагавшейся, скорее всего, к северо-востоку от Египта. Смоковница – то же, что инжир. Дерево с плодами, которые широко употреблялись в пищу на Востоке в сыром и сушеном виде.

Какие цели преследовали египтяне?

- Последствия военных походов для населения завоеванных стран и жителей Древнего Египта.

Самостоятельная работа в парах. Ученики, работая в парах по учебнику, изучают вопрос плана самостоятельно. Ответы на вопрос, ученики кратко записывают в тетрадь.

Работа с историческим источником. Учитель раздает текст документа о том, как проходила битва у города Мегиддо, (Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах – Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 44-45.)

Учитель зачитывает документ:

Из летописи Тутмоса III

Его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием… И враги увидели, что его величество одолевает их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами полными страха. Они бросили своих лошадей и свои золотые и серебряные колесницы, и их втаскивали с помощью одежд в этот город… И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг…

Тогда были захвачены их лошади и их золотые и серебряные колесницы… Их ратники лежали, простершись на спине, как рабы, а победоносное войско его величества считалосвоё достояние… И все войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы.

(Осада крепости продолжалась 7 месяцев). И вот владетели этой страны приползли на животах, чтобы поклониться мощи его величества, чтобы испросить дыхание для своих носов, потому что велика его сила, потому что велика власть Амона над всеми чужеземными странами… И вот все владетели были приведены пред мощь его величества с их данью: серебром, золотом, лазуритом, бирюзой, зерном и вином, быками и мелким скотом.

Вопросы: 1. О каком фараоне идет речь?

2. о каком сражении идет речь?

3. Как автор описывает поход фараона?

Устно обсуждаем вопросы.

Учитель: Авторитет фараона проявляется и в изображении его. Проанализируйте иллюстрацию.

Роль фараона в битве нарочито преувеличивается.

Рефлексия. (Дети оценивают свою работу на уроке). Оценивание учителем.

Домашнее задание.

параграф 8, подготовить ответ с использованием карты.

Найти ответы на вопросы:

  1. Во время сражения египетская армия применяла манёвр, который назывался «гнев фараона». Что это был за манёвр?

Возницей, управлявшем колесницей, в Египте всегда был известный и уважаемый человек, а воином. стоявшим рядом с ним, мог быть только представитель знатного рода. Изготавливали колесницы из сосны, березы, вяза или ясеня с применением жутких военных хитростей. Острые длинные ножи на выступающих осях колесницы, как коса траву, скашивали врага. Ножи прикреплялись и к передку. Благодаря таким воинственным приспособлениям колесницы, проносившиеся по всему фронту от фланга до фланга, производили страшное опустошение в рядах противника. Этот знаменитый маневр называется "гнев фараона".

8

multiurok.ru

«Военные походы фараонов», урок по ФГОС

hello_html_m4d0d2623.gifhello_html_m2bf983fb.gifhello_html_m257b73e.gifКонспект урока истории в 5 классе по теме:

«Военные походы фараонов», урок по ФГОС

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Каменно-Балковская средняя общеобразовательная школа Орловского района Ростовской области.

Конспект урока истории в 5 классе

Учитель: Дудкина Лариса Викторовна

Тема урока: «Военные походы фараонов».

Цель урока: Цель: подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта.

Планируемые результаты:

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при работе с документом.

Предметные: развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; изучить причины, характер и последствия военных походов фараонов Древнего Египта; научить распознавать интересы различных общественных групп; продолжить формирование умений правильно работать с исторической картой; использовать документы и произведения искусства как исторический источник; продолжить формирование навыков работы с иллюстрациями учебника, отвечая на вопросы учителя.

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитать интерес к урокам истории Древнего мира, к прошлому человечества.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, деятельностный. (Технология   деятельностного   метода  означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под руководством учителя, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания, работают с источниками  информации.)

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, мобильный класс, учебник, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», тексты с отрывком из книги И. Ефремова «На краю Ойкумены» и историческим документом карточки с индивидуальными заданиями, карточка с вопросами, рабочие тетради.

Основные понятия изучаемые на уроке: власть, бронза, пехотинцы, боевые колесницы, дротики, стрелок, дышло, наемное войско.

Создание проблемной ситуации.

Вступительное слово учителя по теме:

« Мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, рабы, писцы и даже вельможи подчинялись фараону – самому могущественному человеку Древнего Египта.

Первая строка нового параграфа гласит: Фараоны своей главной задачей ставили – усиление собственной власти.

А на чем же держится власть? (выясняем).

А что будет если один из компонентов ослабнет? (дети отвечают).

ВЛАСТЬ

СИЛА ДЕНЬГИ АВТОРИТЕТ

А что нужно фараону, чтобы его власть в государстве была сильной?

Нужна СИЛА – боеспособное войско

Нужны ДЕНЬГИ – завоевательные походы, приносящие богатство

Нужен АВТОРИТЕТ – славные победы, религиозные верования (фараон – сын бога)

Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах.

Чтобы нам узнать об этом поподробнее, нужно найти ответы на следующие вопросы…

(план записан на доске, учитель зачитывает вопросы, которые являются пунктами плана).

План:

1.Египетское войско:

- вооружение;

- комплектование;

- виды;

2. Походы египетских фараонов:

- Цели военных походов;

- Направления завоевательных походов;

- Последствия походов Тутмоса III;

- Последствия военных походов для населения завоеванных стран и жителей Древнего Египта.

Изучение нового материала:

1 вопрос плана изучаем путем подводящего диалога, который побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника. Здесь выясняем: какие виды войск, вооружение (обязательно рассмотреть металл из которого изготовлено оружие – БРОНЗА), тактические маневры и т.д.

- Армия – это обученные, организованные вооружённые силы государства.

Она состояла из двух частей.

Одна часть – это пехота, самая большая часть египетской армии. Исход войны во многом зависел от ее действий, выучки и выносливости. Воины-пехотинцы получали плату из казны. Государством выдавалось оружие, которое в мирное время хранилось на складах. Египетская пехота в мирное время использовалась, как простая рабочая сила на тяжелых работах - на каменоломнях. Принцип отбора был таков: египетские цари брали на военную службу одного из 10 молодых людей, способных носить оружие. Такой способ отбора в армию использовал русский царь Петр I.

ПЕХОТА состояла из лучников и копейщиков.

Задание: Давайте попробуем описать вооружение военачальника и рядового пехотинца.

Наконечники копий, доспехи, щиты были сделаны из бронзы – сплава меди и олова.

Вторая часть – колесничье войско.

В I тыс. до н.э. в Египте начинают разводить лошадей, привезенных из Азии. Рассмотрите колесницу, что она из себя представляла?

Колесница представляет собой двухколесную повозку, запряженную двумя лошадьми. Колесница была легкая и подвижная, так как вся состояла из дерева. У неё были два колеса со спицами. На оси между колесами укреплена площадка, где стояли двое - возница, который управлял конями, ему и принадлежала колесница, другой - стрелок, который бросал в противника дротики (короткое копье) или стрелы. Площадка была защищена бортиком. Она крепилась к длинной палке - дышлу, за которое два коня везли колесницу.

- В чем преимущество колесниц перед пехотой?

- Скорость, стремительность, внезапность.

В ходе работы с текстом параграфа, рассматриваем и иллюстрации учебника по теме. Закрепляем образ армии слайдами демонстрирующими вооружение, устройство боевой колесницы, ее преимущества в бою.

Рисунок1 D:\Work_Kat\09-07-2007\12 Походы фараонов\Picture5 copy.jpg

2 вопрос плана разделим на подпункты:

- Цели военных походов выясним, организуя работу с документом.

Учитель ставит вопрос: Зачем правители Египта совершали военные походы? (цели походов)

В повести писателя ХХ века Ивана Ефремова «На краю Ойкумены» рассказывается о путешествии древних египтян во главе со знатным вельможей Баурджедом вокруг Африки.

После долгих лет странствий путники вернулись на родину. Фараон, по приказу которого Баурджед отправился в путешествие, уже умер.

Задает задание: Прочитайте о встрече вельможи с новым правителем Египта и найдите ответ на поставленные вопросы.

1. О чем были помыслы нового правителя Египта?

- О покорении новых земель

2. Почему правители Египта стремились к захвату новых земель?

- Чтобы взять золото, рабов.

sd614_23_04_01Рисунок21Во дворце фараона.

Фараон: Ты совершил неслыханные подвиги, перешел необозримые пространства.

Но ты вернулся с малой добычей, потерял много храбрых воинови умелых рабов…

Я не порицаю тебя, ты выполнил волю моего божественного брата.Но мне нужно знать, много ли воинов потребуется, чтобы разбить эти южные страны, хороши ли будут рабы тех племен, много ли драгоценных камней можно взять оттуда для украшения моего храма.

Баурд: Великий Дом, сын Гора, там много разных племен, не объединенных дружбой, и ни одно из них в отдельности не смогло бы противостоять твоему огромному войску…

Но южная земля велика, и людей там, как песка в западной пустыне, – все войско, весь народ Черной Земли растворился бы в ней подобно горсти соли, брошенной в воду. Мы не могли бы удержать завоеванного, ибо наша сила велика, покамест мы все вместе на нашей земле, как муравьи в муравейнике...

Фараон: Ты хочешь сказать, что мне и моему избранному богами народу не подвластны земли жалких негров?! Вот как ты укреплял величие фараона в далеком мире!

Баурд: Сын Гора, жизнь, здоровье, сила… я только хотел сказать, что мир так велик...

- Направления завоевательных походов рассмотрим, изучая карту.

Египет

Определите по карте, в какие страны совершали походы войска Тутмоса III?

- В Нубию, Сирию, Палестину, Финикию, Ливию, Синайский полуостров.

- Из Сирии египтяне привозили строительный лес, медь, из Нубии – золото, из Ливии – стада коров и овец.

- Последствия походов Тутмоса III;

D:\Work_Kat\09-07-2007\12 Походы фараонов\Picture7 copy.jpgБольше всех прославился успешными походами в другие страны фараон Тутмос III, который правил в Египте около 1500 г. до н. э.

Как проходили военные походы египтян?

Я предлагаю найти ответ на этот вопрос из подлинного древнеегипетского текста –

из первоисточника! Используем мобильный класс.

Это письменное свидетельство было обнаружено в древней гробнице.

ПЕСНЯ ВОЕНАЧАЛЬНИКА

Войско вернулось благополучно,

разорив страну бедуинов,

снеся ее крепости,

срубив ее смоковницы и виноградники,

сжигая ее поселки,

перебив в ней десятки тысяч людей,

захватив в ней множество пленных.

Царь хвалил меня за это чрезвычайно.

Надпись на гробнице.

Египет. XXVI век до н. э. III тыс. до н. э.

Бедуины – в данном случае: жители страны, располагавшейся, скорее всего, к северо-востоку от Египта. Смоковница – то же, что инжир. Дерево с плодами, которые широко употреблялись в пищу на Востоке в сыром и сушеном виде.

Какие цели преследовали египтяне?

Выделите в тексте красным цветом строки, отвечающие на поставленный вопрос.

Синим цветом строки, отвечающие на вопрос: Как проходили военные походы египтян?

- Последствия военных походов для населения завоеванных стран и жителей Древнего Египта.

Самостоятельная работа в парах. Ученики, работая в парах по учебнику, изучают вопрос плана самостоятельно. Ответы на вопрос, ученики кратко записывают в тетрадь.

Использование мобильного класса

Работа с историческим источником. Учитель раздает текст документа о том, как проходила битва у города Мегиддо, (Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах – Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 44-45.)

Учитель высвечивая на экране документ дает задание:

Выделите - красным цветом подтверждение, что фараон обладает силой;

- зеленым цветом богатство;

- синим цветом авторитет;

Из летописи Тутмоса III

Его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием… И враги увидели, что его величество одолевает их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами полными страха. Они бросили своих лошадей и свои золотые и серебряные колесницы, и их втаскивали с помощью одежд в этот город… И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг…

Тогда были захвачены их лошади и их золотые и серебряные колесницы… Их ратники лежали, простершись на спине, как рабы, а победоносное войско его величества считало своё достояние… И все войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы.

(Осада крепости продолжалась 7 месяцев). И вот владетели этой страны приползли на животах, чтобы поклониться мощи его величества, чтобы испросить дыхание для своих носов, потому что велика его сила, потому что велика власть Амона над всеми чужеземными странами… И вот все владетели были приведены пред мощь его величества с их данью: серебром, золотом, лазуритом, бирюзой, зерном и вином, быками и мелким скотом.

Авторитет фараона проявляется и в изображении его. Проанализируйте иллюстрацию.

Роль фараона в битве нарочито преувеличивается.

D:\Work_Kat\09-07-2007\12 Походы фараонов\Picture6 copy.jpg

Рефлексия. (Дети оценивают свою работу на уроке) Оценивание учителем.

Домашнее задание.

параграф 8, подготовить ответ с использованием карты.

Найти ответы на вопросы:

  1. Во время сражения египетская армия применяла манёвр, который назывался «гнев фараона». Что это был за манёвр?

Возницей, управлявшем колесницей, в Египте всегда был известный и уважаемый человек, а воином. стоявшим рядом с ним, мог быть только представитель знатного рода. Изготавливали колесницы из сосны, березы, вяза или ясеня с применением жутких военных хитростей. Острые длинные ножи на выступающих осях колесницы, как коса траву, скашивали врага. Ножи прикреплялись и к передку. Благодаря таким воинственным приспособлениям колесницы, проносившиеся по всему фронту от фланга до фланга, производили страшное опустошение в рядах противника. Этот знаменитый маневр называется "гнев фараона".

Технологическая карта

п/п

Этап

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

(в минутах) 45 минут

учитель

учащиеся

1

Оргмомент

Уметь организовываться к работе

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя

1

2

Проверка домашнего задания

Уметь оценить выполненные задания в рабочих тетрадях

Организует взаимопроверку, собирает тетради для контроля

докладывают

о выполнении домашнего задания

и сдают тетради учителю

2

3

Создание проблемной ситуации

Умение строить поиск решения, анализировать результаты

Вступительное слово учителя по теме:

« Мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, рабы, писцы и даже вельможи подчинялись фараону – самому могущественному человеку Древнего Египта.

В чем же его могущество?

А на чем держится власть фараонов? (рассматриваем схему власти)

Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах.

Чтобы нам узнать об этом поподробнее, нужно найти ответы на следующие вопросы…

(план записан на доске, учитель зачитывает вопросы, которые являются пунктами плана).

План:

1.Египетское войско:

- вооружение;

- комплектование;

- виды;

2. Походы египетских фараонов:

- Цели военных походов;

- Направления завоевательных походов;

- Последствия походов Тутмоса III;

- Последствия военных походов для населения завоеванных стран и жителей Древнего Египта.

Учащиеся формулируют предполагаемые вопросы, которые будут рассмотрены на уроке.

Сверяют с планом, записанным учителем.

Схема Власти

Презентация

5

4

Мотивация

Умение ставить учебные цели

Организует обсуждение возникших затруднений

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем

2

5

Изучение нового материала

Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно использовать в речи новые термины. Формирование умения смыслового чтения,

организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля

Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника (египетское войско)

Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки Сообщение по первому вопросу плана (в объеме материала учебника). рассматривают иллюстрации учебника

Учебник презентация

5

6

Самостоятельная работа

Уметь подготовить устный ответ на поставленные вопросы, работать с документом.

Учитель ставит вопрос: Зачем правители Египта совершали военные походы? (цели походов)

В повести писателя ХХ века Ивана Ефремова «На краю Ойкумены» рассказывается о путешествии древних египтян во главе со знатным вельможей Баурджедом вокруг Африки.

После долгих лет странствий путники вернулись на родину. Фараон, по приказу которого Баурджед отправился в путешествие, уже умер.

Задает задание: Прочитайте о встрече вельможи с новым правителем Египта и найдите ответ на поставленные вопросы.

1. О чем были помыслы нового правителя Египта?

- О покорении новых земель

2. Почему правители Египта стремились к захвату новых земель?

- Чтобы взять золото, рабов.

Работа с отрывком из книги. Дети читают по ролям и находят ответы на поставленные вопросы

Отрывок из книги

5

7

Динамическая пауза

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Использует музыкальную презентацию

Выполняют танцевальные движения под руководством учителя

Презентация

1

8

Первичное применение нового знания

Формирование умения смыслового чтения,

организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля

Организует работу по закреплению первичных знаний.

Самостоятельно выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради, осуществляют самопроверку по слайдам (виды египетских войск, способ формирования войска).

Отвечают на вопрос №1-2 страница 48.

Слайды презентации

3

9

Работа с картой.

Умение работать по настенной карте, применять полученные знания.

Организует работу по коррекции знаний с настенной картой.

Учитель просит внимательно посмотреть на легенду карты и ответить на вопросы:

•Каким знаком обозначены походы египетских фараонов? (стрелочки)

•В какие страны были совершены военные походы египетских фараонов? (Нубия, Ливия, Палестина, Сирия, Финикия, территория Синайского п-ова)

•Где находится город Мегиддо? (на территории Палестины).

Все географические названия учитель показывает на карте.

Учащиеся отвечают на вопросы и показавают географические названия на карте. Сравнивают карту на доске с картой учебника. Запись ответов в тетради.

Карта

«Древний ВостокЕгипет и Передняя Азия»,

3

10

Работа с учебником

Умение работать с текстом учебника, анализировать прочитанную информацию

Организует работу с текстом учебника.

Учитель просит найти информацию, какими богатствами славились страны, куда совершали египтяне завоевательные походы.

Учащиеся работают с текстом учебника находят информацию

Текст учебника

3

11

Работа с документом

Умение работать с документом, используя мобильный класс

Организует работу с документом используя мобильный класс. (Больше всех прославился успешными походами в другие страны фараон Тутмос III, который правил в Египте около 1500 г. до н. э.)

Как проходили военные походы египтян? Какие цели преследовали египтяне?

Я предлагаю найти ответ на этот вопрос из подлинного древнеегипетского текста –

из первоисточника!

Это письменное свидетельство было обнаружено в древней гробнице. «Песня военачальника»

Учащиеся используя мобильный класс, работая с документом отвечают на вопросы: Какие цели преследовали египтяне?

Выделиляют в тексте красным цветом строки, отвечающие на поставленный вопрос.

Синим цветом строки, отвечающие на вопрос: Как проходили военные походы египтян?

Мобильный класс

5

12

Самостоятельная работа в парах

Формирование интереса к предмету.

Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно использовать в речи новые термины. Формирование умения смыслового чтения,

организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля, взаимопомощь, умение работать в паре.

Организует учащихся на самостоятельную работу в парах, оказывает помощь при затруднениях.

Ученики, работая в парах по учебнику, изучают вопрос плана самостоятельно

«Последствия военных походов для населения завоеванных стран и жителей Древнего Египта».

Ответы на вопрос ученики кратко записывают в тетрадь.

Текст учебника

4

13

Итог урока

Осуществлять познавательную рефлексию

В результате завоевательных походов действительно ли фараон укреплял свою власть?

Организует работу в парах. Работа с историческим источником. Учитель раздает текст документа о том, как проходила битва у города Мегиддо, (Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах – Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 44-45.)

Учитель высвечивая на экране документ дает задание:

Выделите - красным цветом подтверждение, что фараон обладает силой;

- зеленым цветом богатство;

- синим цветом авторитет;

Подводит итог урока, выставляет оценки.

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям.

Мобильный класс

5

14

Инструктаж домашнего задания

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; выучить пар.9, ответить на вопросы.

Задают вопросы

1

infourok.ru