Водопровод древнего рима. Строительство водопровода в Древнем Риме.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Водопроводные трубы Древнего Рима. Водопровод древнего рима


Древне Римский водопровод

Сайт строителя

Книга «Римский бетон». Глава Ⅲ Польза, прочность и красота.

Акведуки в Древнем Риме.

По словам Фронтина, Агриппа был первым куратором водопроводов. Он обучал своих рабов «водопроводному делу» и создал из них специальную «водяную команду», реорганизованную впоследствии в «водяное ведомство». В конце 1 в. в «водяную команду» входило много самых разных специалистов: инженеры-гидравлики, ремонтники, эксплуатационники. В нее входили и так называемые «виллики» (villici)—управители, «кастелларии» (castellarii) — наблюдатели за водохранилищами и водонапорными башнями, инспекторы-мостовики, нивелировщики и т.д.

Часть из них постоянно находилась за пределами города для проведения ремонтных работ, а часть несла свою службу у водопроводных башен и больших фонтанов. За умышленную порчу водопроводной сети и подключение без разрешения магистрата к городской системе водоснабжения на виновного налагался огромный штраф. Недаром Фронтин упоминает о «водяных ворах», так называемых «сверлильщиках», которые тайком, ночью подкапывались к водопропускным трубам или каналам и подсоединялись к ним для забора воды.

Предполагается, что именно Агриппа начиная с 19 г. до н. э. был куратором строительства одного из самых красивых акведуков в мире — Понт-дю-Гара, расположенного на юге Франции. Этот акведук лежал на пути следования водопровода Вирго (Virgo) к городу Ниму, одному из южных городов Гали и — римской колонии. Глядя на этот акведук (рис. 25), поражаешься его красоте и величественности. Построен он в долине реки Гордон и покоится на трехъярусной каменной аркаде, выполненной из местного золотисто-коричневого известняка. Из этого камня вытесывались громадные блоки массой до 6 т, которые укладывались друг на друга без раствора, «насухо». Максимальная высота акведука 50 м, длина — 269 м. Предполагается, что внутренняя часть опор акведука сделана из римского бетона.

Канал водовода сверху перекрыт каменными плитами во избежание засорения и испарения воды, а также воздействия на нее ультрафиолета солнечных лучей, из-за которых, как предостерегал Витрувий, в воде начинается быстрый рост водорослей. Водовод имеет прямоугольное сечение из камня, оштукатуренное внутри крупнозернистым раствором с добавлением пуццоланы.

Группа американских ученых на основании детальных обследований основных конструктивных элементов акведука Понт-дю-Гар, пришла к выводу о том, что римские инженеры почти 2000 лет назад умели рассчитывать строительные конструкции, пользуясь для этого абаками и восковыми таблицами. При этом американцы утверждают, что многие сооружения римлян запроектированы с учетом так называемых дополнительных, т. е. возможных в будущем нагрузок. Трудно согласиться с таким утверждением. Любой расчет конструкции или материала требует обязательного знания напряжений, возникающих в зависимости от различного сочетания нагрузок. Без этого невозможно рассчитать строительную конструкцию и назначить поперечное сечение всех ее элементов. Лишь в 20-е годы XIX в. Анри Навье (1785—1836) впервые в мире ввел понятие «напряжение» и создал расчетный математический аппарат сопротивления материалов, который позволял решать большинство задач, опираясь на полученные опытным путем допускаемые напряжения. До того момента строительство развивалось главным образом эмпирическим путем, и даже блестящие работы Галилея, Гука, Мариотта, Кулона и других ученых XVII—XVIII вв. лишь подготовили почву для возникновения методов расчета.

Древне Римский водопроводРис. 25. Акведук Понт-дю-Гар

Не следует забывать, что сооружений, подобных Понт-дю-Гару было немного. Большинство же других, в том числе Пантеон, совершенно не походили на них в конструктивном отношении. Это были массивные, тяжелые здания с большим запасом прочности, напряжения в которых были в 5—50 раз меньше фактического предела прочности используемых материалов на сжатие и растяжение.

Во времена императора Клавдия (41—45 гг.) для снабжения Рима водой строится очередной водопровод с большим каменным акведуком. По мнению ряда исследователей, это был последний акведук, выполненный из природного камня. Впоследствии подобные сооружения изготавливались только из бетона и кирпича.

Обычно часть трассы водопровода вблизи и в самом городе проходила над поверхностью земли, что объяснялось необходимостью ее разводки. Крупнейшей аркадой акведука была так называемая аркада Палатинского ответвления, построенная при Нероне. Она достигала почти 20 м высоты и состояла более чем из 200 арок пролетом 7,75 м и толщиной несущих столбов 2,3—2,4 м. Почти вся она была сделана из бетона.

Разводка воды по отдельным домам и другим сооружениям осуществлялась с помощью водоводов, в основном под землей. Водоводы представляли собой свинцовые и керамические трубы или траншеи в виде каналов. Размеры труб были строго стандартизированы и выпускались в специализированных мастерских.

Источник книга «Римский бетон». Автор В.А.Кочетов

stroyremkom.ru

Водопровод в древнем Риме

В справочниках можно найти, кем и когда были изобретены паровая машина и самолет, лампочка накаливания и радио. Но напрасно мы стали бы искать в них имена тех, кто построил первые водопроводы.

Водопровод в древнем Риме

Мы знаем, что китайцы были искусными строителями колодцев. Но были ли они действительно первыми, проложившими путь воде в деревню? Несколько лет тому назад в Индии были открыты колодцы, выложенные камнем, просторные, бани и смывные уборные. Археологи определили их возраст в 5000 лет!

Римляне одними из первых стали подводить воду из лесов и гор в свою столицу. Уже к началу нашего летоисчисления водопровод в древнем Риме был такой же длины, как самый длинный водопровод ФРГ, соединяющий Бремен с Гарцем (200 километров).

От источников в высоких Сабинских и Албанских горах римские инженеры подводили воду по большим свинцовым трубам в город, расположенный на семи холмах на Тибре. В горах, которые встречались на пути, были прорыты туннели, долины были перекрыты каменными арочными мостами — акведуками. Прочность этих акведуков поразительна — многие из них сохранились до нашего времени. Семьсот рабочих и техников всегда были наготове, чтобы тотчас же устранить неполадки в этой огромной водопроводной сети.

Акведук

Римские патриции, разбогатевшие благодаря войне и торговле, могли иметь в своем доме «водоразборную колонку». Для этого им нужно было только купить у начальника водного хозяйства города кран с императорской печатью. Водопроводные краны изготовлялись из дорогого металла, но имели один недостаток: их нельзя было закрывать.

Вода в Риме текла из кранов день и ночь. За одни сутки расходовалось, с пользой и без пользы, колоссальное количество воды: миллион кубических метров, — целое озеро. Такого количества воды было бы достаточно, чтобы за шесть суток наполнить до краев водохранилище, недавно построенное в Саксонских горах в ГДР.

В старой Германии, которая тогда была римской провинцией, римляне выстроили много водопроводов. Остатки их находят еще и сейчас в городах Майнц, Кёльн, Трир и Ахен.

Во времена переселения народов (передвижения германских, славянских и других племен в III—VII вв.) было разрушено то, что создавалось трудами многих людей, и даже водопровод в древнем Риме. Вода могла смеяться над недальновидностью людей: снова им пришлось носить ее из источников и колодцев.

libtime.ru

3. Водоснабжение Древнего Рима. Особенности инженерного искусства античного мира

Похожие главы из других работ:

Государственный и общественный строй Древнего Рима

1. Государственный и общественный строй Древнего Рима

...

Древний Рим

5.2 Государственный строй Древнего Рима в период республики

509 г. до н.э. - установление республиканского строя после изгнания Тарквиния Гордого. Организация власти в этом периоде довольно проста, она почти не изменялась, несмотря на то, что республика значительно разрослась...

Древний Рим. Реформы Сервия Туллия

2. Социальное положение населения Древнего Рима

В Риме этого времени наряду с рядовыми общинниками, которых называли плебеями или плебсом (буквально те, кого много), были богатые и влиятельные аристократы-патриции (буквально отцовские), считавшие себя потомками первых римских сенаторов...

История Древнего Рима

1.1 История возникновения Древнего Рима

Начало римской истории теряется во мгле легенд и преданий. Это связано с тем, что синхронных письменных источников, относящихся к первым векам истории Рима, почти не сохранилось...

Культура Древнего Рима в период республики

IV. Поэзия Древнего Рима

Лирическая поэзия зародилась в I в. до н.э. в кружке молодых поэтов, среди которых самым талантливым был Катулл. Он первый ввел в латинскую поэзию употребле-ние различных размеров, известных в греческой поэзии...

Особенности инженерного искусства античного мира

2. Канализация Древнего Рима

Рим зачастую так и называли - Город ("urbs"), этого было достаточно, чтобы понять, что речь идет именно о нем. "Чужестранцы, побывавшие в этой столице мира, с восторгом рассказывали своим землякам о великолепных зданиях...

Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ДРЕВНЕГО РИМА

...

Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме

1.2 Особенности государственного устройства Древнего Рима в царский период

Уже в древнейшую эпоху истории Древнего Рима мы не находим в нем чистого родового строя, то есть, строя, в котором роды были бы суверенны, независимы от какой бы то ни было высшей организации...

Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме

2.1 Управленческие идеи Древнего Рима

римский государство право управленческий В каком направлении развивались управленческие идеи древнего Рима? В Древнем Риме, так же как и в Древней Греции, сложилось общество, отличающееся от обществ других стран той эпохи...

Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме

2.3 Известные личности в истории управленческой мысли Древнего Рима

Важное место в истории римской управленческой мысли принадлежит Колумелле, написавшему трактат «О сельском хозяйстве» в 12 книгах. Колумелла был большим знатоком сельскохозяйственной литературы и хорошим практиком...

Римская цивилизация

4. Экономическая система древнего Рима

В экономической сфере римлянам также принадлежат значительные достижения. Известно, что у греков не существовало даже понятия собственности, не говоря о спецификации частной собственности...

Становление государства в Древнем Риме

1.1. История возникновения Древнего Рима

Начало римской истории теряется во мгле легенд и преданий. Это связано с тем, что синхронных письменных источников, относящихся к первым векам истории Рима, почти не сохранилось...

Формулярный процесс в Древнем Риме

1. Судебная система Древнего Рима

...

Частная жизнь древних римлян

Глава 3. Современность через призму Древнего Рима

Рассмотрение исторического быта и повседневности античной эпохи дает нам возможность попытаться понять мышление древних римлян и их самих...

Этнология в трудах древнеримских авторов

1. Этнография в трудах авторов Древнего Рима

...

hist.bobrodobro.ru

Система водоснабжения в Древнем Риме

Строительство акведука

Строительство акведука

Все римские города были оснащены системой водоснабжения и канализацией. В это сложно поверить, но некоторые из водопроводов, построенных римлянами, действуют до сих пор.

Многокилометровые акведуки

В самые древние времена римляне и жители других италийских городов пользовались водой из источников, речек или колодцев, а также собирали дождевую воду. Первый водопровод, или по-латински акведук, снабжавший Рим чистой питьевой водой, был построен в 312 г. до н. э. С ростом города увеличивалось потребление воды, а значит, и число акведуков: в III в. их было уже 11! Длина многих водопроводов насчитывала десятки километров, большая часть каналов, или желобов, по которым шла вода, находилась под землей.

Надземные части чаще всего представляли собой арочные мосты, перекинутые с одного берега реки на другой. Самый известный из таких мостов-акведуков, Пон-дю-Гар, или Гардский мост, находится во Франции, неподалеку от современного города Ним. Римские инженеры всегда строили водопроводы с небольшим уклоном, чтобы вода свободно текла, перемещаясь на большие расстояния.

Водораспределительные башни

Вода из источников после длительного путешествия по каналам акведуков поступала в водораспределительные башни. Здесь при помощи фильтров, представляющих собой свинцовые пластины с множеством дыр, ее очищали от грязи и мусора. По свинцовым трубам чистая вода поступала в городские резервуары, общественные учреждения (бани, рынки, сады) и фонтаны.

Фонтаны

На городских перекрестках, рядом с часовенками ларов обязательно устраивали фонтаны. Отверстие, из которого лилась вода, часто украшали лепными рельефами или небольшими скульптурами. Для большинства горожан, не имевших возможности провести водопровод в свои дома (для этого требовалось специальное разрешение императора), фонтаны служили основным источником воды.

«Водяная команда»

При императоре Августе в Риме и других крупных городах империи для поддержания водопроводной системы в хорошем состоянии была создана «водяная команда». В ее ведении находились трубы, проложенные по городу, водораспределительные башни и фонтаны.

Во главе «водяной команды» находились инженеры-гидравлики, в чьи обязанности входило все, что касалось строительства и ремонта городского водопровода. У них в подчинении были инспекторы, сторожа при водораспределительных башнях, мостовщики (они прокладывали дороги над трубами), штукатуры, нивелировщики, плюмбарии, занимавшиеся изготовлением, сваркой и починкой свинцовых труб, а также простые чернорабочие.

Канализация

Строительство канализационной системы в Риме было начато при Тарквинии Древнем . Она представляла собой разветвленную сеть подземных каналов, по которым сточные и дождевые воды выводились за пределы города. Аналогичные канализационные системы существовали во всех римских городах.

Общественные туалеты

Общественные туалеты в Древнем Риме

В римских банях, театрах, на форумах и первых этажах многоквартирных домов находились общественные туалеты: большие прямоугольные комнаты, где вдоль стен шел глубокий канал, по дну которого постоянно текла вода, а над ним были устроены сиденья.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Рассказ о древних трубопроводах — акведук, акведук Валента, акведуки Древнего Рима, акведуки Старого Света, древние водоводы, древние трубопроводы, Карфагенский акведук, керамический трубопровод, первые акведуки, первые трубопроводы, подземное водохранилище, система древних трубопроводов, трубопроводы Эфеса, уникальные акведуки, Цистерна Базилика

Дорогие читатели!

В канун самого счастливого и желанного праздника - Нового года - мы решили написать специальную новогоднюю и не очень серьезную статью. Но чтобы все-таки далеко не отходить от основной сферы деятельности нашей организации, мы посвятим ее древней системе трубопроводного транспорта. Что есть сейчас - мы знаем: магистральные трубопроводы, растянувшиеся на сотни тысяч километров, пересекающие пол земного шара, обслуживаемые тысячами инженеров и специалистов. Но ведь так было не всегда. А с чего же все начиналось?

1 collazh 2.png

Конечно, говоря о древних системах трубопроводов, мы подразумеваем именно водоводы. Ни о каком транспорте нефти, газа и прочего тогда еще не было и речи! А вот потребность в доставке воды действительно была, хоть и строились города вблизи водоемов, и поля засеивались вдоль рек. Города развивались, соответственно, росла и проблема подачи воды к месту потребления. Разные государства пытались решить проблему по-своему, но решение, тем не менее, оказалось схожим: акведуки.

Акведук - это водовод, проведенный от источника воды к месту ее потребления, расположенному ниже этого источника по высоте. Сооружался он из разных материалов, но наиболее широко использовался камень. Позднее в качестве строительного материала брали кирпич, сталь и другие. Зачастую акведуки представляли собой многокилометровые грандиозные сооружения высотой в десятки метров. И в настоящее время многие из них являются памятниками архитектуры, и местом паломничества миллионов туристов. Что ж, углубимся немного в историю и рассмотрим некоторые древние государства.

Хотя первые небольшие акведуки в Старом Свете, к сожалению не дошедшие до наших дней, строились в 2-3 тысячелетии до н.э. в Египте и Ассирии (на территории современного Ирака), наибольшего мастерства в этом вопросе достигли инженеры Древнего Рима. Римское государство, располагающееся в те годы на трех континентах - в Европе, Азии и Африке - было самым развитым и густонаселенным государством Древнего мира. Очень активно развивались архитектура и искусство, возводились дворцы, и росли древние каменные города. Жизнь таких городов, конечно, была немыслима без водоснабжения. Акведуки строились повсеместно, например, в сам Рим вода подавалась 11 акведуками. Но самый протяженный акведук был построен римлянами не в Италии, а на территории современного Туниса, для водоснабжения знаменитого города Карфаген в римской провинции Африка.

Карфаген был основан в 825 г. до н. э. выходцами из Финикии, древнейшего средиземноморского государства ремесленников и торговцев, располагавшегося на территории современного Ливана. В какой-то момент времени в руках карфагенян была сосредоточена торговля, а значит и власть, практически во всем южном Средиземноморье, включая острова Корсика, Сицилия и Сардиния. Но Карфаген стремился к большему - к расширению своей торговой монополии на все известные земли и созданию мирового государства. На этом пути карфагеняне столкнулись с усиливающейся Римской республикой, и в результате трех Пунических войн (264 — 146 гг. до н. э.) потерпели полное поражение. Карфаген был полностью разрушен, а место, на котором он стоял, было запахано, посыпано солью, проклято и никогда больше не заселялось. Римскую колонию Карфаген построили через несколько десятилетий на новом месте, в нескольких километрах от старого. В скором времени римляне обеспокоились водоснабжением своей новой, быстроразвивающейся колонии и обратили внимание на источники пресной воды в Атласских горах, которые использовали для своих нужд еще карфагеняне. Римские инженеры построили акведук протяженностью 132 км, высотой на некоторых участках свыше 20 м, позволяющий подавать в город, по современным оценкам, около 400 л воды в секунду. Инфраструктура сбора воды в горах и некоторые фрагменты этого гигантского сооружения пережили почти 2 тысячелетия и сохранились до наших дней…

2 collazh.png

Керамический трубопровод сбора воды в Атласских горах и фрагменты Карфагенского акведука

Чтобы обсудить следующий знаменитейший акведук древности перенесемся с Африканского побережья Средиземного моря на берег Мраморного моря. Там, на семи холмах стояла блистательная столица Восточной Римской Империи, величайший средневековый город Старого Света, колыбель православного христианства - Константинополь (ныне Стамбул). Этот огромный город тоже обладал общественной системой водоснабжения, заложенной в 2-4 столетии н.э. До наших времен в черте города сохранился большой фрагмент одного из акведуков, так называемый акведук Валента, построенный после сильной засухи при императоре Валенте в 364-378 гг., и впоследствии, после очередного землетрясения в начале 16 века, реконструированный великим зодчим уже турецкого Константинополя Мимаром Синаном. Акведук построен в классическом римском арочном стиле, а его высота достигала 30 м при протяженности более километра. По своему прямому назначению акведук использовался почти до 20 века, т.е. почти 16 столетий! В настоящее время акведук Валента является одним из мест туристического паломничества в Стамбуле, а через его арки проходит оживленная городская автомобильная трасса - бульвар Ататюрка.

3 Акведук Валента.jpg

Акведук Валента

Но древние инженеры успешно решали не только задачи доставки воды в крупные города, так сказать магистральным трубопроводным транспортом - акведуками. Древние города имели инфраструктуру для хранения драгоценной жидкости, а также для водоснабжения отдельных потребителей. В Константинополе, например, существовало более 40 подземных водохранилищ. Некоторые из них сохранились до наших дней. Самое известное из них - Цистерна Базилика - расположена в самом историческом центре Стамбула около Собора Святой Софии.

4 Цистерна Базилика.jpg

Цистерна Базилика

Цистерна Базилика представляет собой настоящий подземный колонный зал размерами 145 × 65 × 8 м. Потолок поддерживается 336 колоннами (12 рядов по 28 колонн). Это хранилище строилось почти 250 лет, в 4-6 веках н.э. и почти 1000 лет использовалось для хранения запасов питьевой воды. Сейчас Цистерна Базилика является одним из самых популярных музеев Стамбула.

Помимо подземных водохранилищ в Константинополе был и водопровод, собранный из мраморных трубных секций и просверленных каменных блоков внутренним диаметром приблизительно до 400-500 мм. Трубные секции собирались в трубопровод путем своеобразного раструбного соединения, которое затем герметизировалось натуральными материалами. Сейчас несколько элементов такого водопровода можно увидеть в экспозиции Стамбульского Археологического музея.

Дальнейшая остановка в нашем коротком путешествии по объектам древнейшей трубопроводной инфраструктуры будет уже в Малой Азии, где на побережье Эгейского моря греческими колонистами в 11 веке до н. э. был основан город Эфес. Этот город в древние времена был, прежде всего, знаменит одним из семи чудес света античного мира - великолепным беломраморным храмом Артемиды. Впоследствии, во время войн диадохов за наследие Александра Македонского, Эфес был столицей одного из них - Лисимаха, царя Фракии и Македонии. Но настоящего расцвета Эфес достиг после присоединения к Римской империи, особенно когда в 27 г. до н. э. он стал столицей римской провинции Азия. Тогда город был расширен и в нем были построены огромная библиотека, театр, стадион, бани и другие необходимые здания любого крупного римского города той эпохи. Помимо прочего римляне построили в Эфесе систему акведуков и внутригородской водопровод.

5 Эфес.jpg

Керамический водопровод в г. Эфес

Эфесский водопровод был керамическим, подземной или надземной прокладки. Он собирался из небольших трубных секций, которые, как и в Константинополе, соединялись между собой растровыми соединениями. Такого уровня инфраструктуры многие знаменитые европейские города достигнут только к 18-19 веку…

6 Эфес Трубные секции.jpg

 Трубные секции Эфесского водопровода

Но не только одни евразийские государства создавали системы водоснабжения. Оригинальные системы транспорта воды создавались и индейскими племенами Южной Америки. Это, правда, были не наземные сооружения, а, скорее, системы сложных каналов и водохранилищ, позволяющие транспортировать воду с гор к местам проживания людей. Самый древний акведук такого типа на территории Южной Америки, Кумбе-Майо, длиной около 8 км был сооружен предположительно около 1500 г. до н. э. на высоте 3,3 км. Уникальным инженерным сооружением была и система водоснабжения священного города инков Мачу-Пикчу, построенного в 15 веке н.э. на высоте 2450 метров над уровнем моря, в Андах, на территории современного Перу. Чистая вода из высокогорных источников направлялась в город системой искусственных каналов.

7 Мачу Пикчу.jpg

Город инков Мачу-Пикчу

В этом обзоре мы, конечно, не смогли рассказать Вам обо всех исторических трубопроводных системах. Уникальные акведуки сохранились в разных местах, например, в Испании, в г. Сеговия или во Франции, в окрестностях города Ним (самый высокий римский акведук Пон-дю-Гар). Но мы решили следовать основному принципу работы нашей компании и рассказать Вам только о том, что мы видели сами. Кстати, все фотографии в данной статье, тоже эксклюзивны и сделаны именно нами, а не являются копированием с известных интернет-ресурсов. В завершение хочется поздравить всех читателей этого скромного блога с наступающим Новым Годом и Рождеством, и пожелать всем Вам и Вашим близким крепкого здоровья, успехов во всех делах, финансового благополучия и процветания!

transenergostroy.ru

Акведуки

Сайт строителя

Книга «Римский бетон». Глава Ⅲ Польза, прочность и красота.

Акведуки водопровод Древнего Рима.

Фронтин разработал стандартные размеры водопроводных труб для 25 диаметров, хотя использовали только 15. По свидетельству Витрувия, самая большая свинцовая труба имела длину окружности 100 дюймов (порядка 60 см в диаметре).

Днища и стены каналов водоводов делались или бетонными со слоем штукатурки, или каменными, а крыша — из плоских каменных плит или плит, уложенных в два ската. Со времени Нерона покрытия каналов в основном выполняли в виде бетонного цилиндрического свода. На рис. 26 показаны два поперечных разреза римских водоводов, обнаруженных на территории.Франции. Размеры просвета канала часто делались таким образом, чтобы обеспечить человеку возможность проходить по нему, почти не сгибаясь. Высота сечения колебалась в пределах 1,5—3-м, а ширина составляла 0,6—1,2 м.

В 80—90 гг. для водоснабжения римской колонии Агриппина, из которой впоследствии возник Кельн, был построен водопровод протяженностью 80 км. Предполагают, что он работал до 475 г. Стены и основание его выполнены из бетона, а свод, который по предположению сделан несколько позже канала, представляет собой бутобетонную кладку.

Немецкие исследователи Гамблах и Грюн утверждают, что в качестве вяжущего вещества для бетона этого водовода использовалась не воздушная известь с добавкой трасса, как предполагалось до них, а сильногидравлическая известь, полученная из близлежащих месторождений известняка в районе Эйфеля. При этом в качестве гидравлической добавки использовалась кирпичная пыль.

Впоследствии в Кельне во II в. н. э. был сооружен водопровод длиной 100 км. Нижняя часть его канала выполнена из бетона с растворной штукатуркой, а перекрытие — из природного камня, «посаженного» на раствор.

Интересно, что римлянами были разработаны бетонные трубы, которые по оценкам современных специалистов могли выдерживать более высокие давления жидкости, чем керамические или свинцовые. Прототипом им служили трубы из естественного камня с выдолбленными в средней части отверстиями. Бетонные трубы снаружи имели квадратную форму с размером сторон 21 см, а внутренний диаметр труб составлял 6—8 см. Трубы изготавливались в виде отдельных звеньев длиной около 95 см и соединялись между собой «стык в стык» с последующей зачеканкой стыка раствором и бетоном. Такие трубы были обнаружены западногерманскими археологами в Тунисе, в районе Карфагена и других местах бывшей Римской империи.

Всего в Риме насчитывалось 11 водопроводов обшей протяженностью более 500 км. Потребление воды в городе составляло около 561 тыс. м3 в день. Рим был самым обеспеченным водой городом в мире. На душу населения в нем приходилось около 500 л. Некоторые ученые даже считают, что потребление воды достигало 800—1000 л.

Устройство Древне Римских водопроводовРис. 26. Поперечный разрез двух римских водопроводов на юге Франции

Источник книга «Римский бетон». Автор В.А.Кочетов

stroyremkom.ru


Смотрите также