Власть в древней греции. Государь. Власть в истории человечества (А. Р. Андреев)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Сравните тиранию в древней греции и власти медичи. Власть в древней греции


Государь. Власть в истории человечества (А. Р. Андреев)

Государство в Древней Греции. Ликург. Солон. Перикл

Эллада, южная часть Балканского полуострова, получила свое название по имени народа эллинов. Вся Греция очень гориста, из одной греческой области в другую часто вели обычные горные тропы. Каменистая земля Эллады плохо родила хлеб и большое развитие получило скотоводство и морской промысел.

Российский историк XIX века Р.Ю. Виппер писал:

«Во времена гомеровских витязей Греция была усеяна замками, около которых располагались деревни. Нередко несколько вождей со своей родней соединялись вместе в одном замке: он разрастался тогда в целую крепость, становился городом. В городе господа уговаривались решать дела общим советом, а для военной команды и для суда выбирать, вместо царя, по очереди из каждого рода на небольшой срок одного или несколько начальников.

Почти каждый такой город с десятком деревень да полоской берега был независим и управлялся сам собою. Таких самостоятельных городов-государств в Греции было около100, а если считать с колониями, их число доходило до 1000.

Эллада не знала деспотизма и тирании царей, а стала общинной организацией, основанной на равенстве ее членов, – самовластных государей на неплодородных землях прокормить было трудно. Государство – полис цементировалось единством интересов своих граждан».

И.М.Дьяконов писал:

«Ранняя древность, заново начавшая слагаться в Греции, существенно отличалось от того общества, которое впервые сложилось на Ближнем Востоке. Там возникновение государственного сектора было в значительной мере связано с ирригационным характером земледелия, организованного в довольно крупном масштабе. Однако не только в ирригации было дело: государственный сектор занимал ведущее положение и в Хеттском царстве, и на Крите, и в Микенской Греции, где ирригация такой роли не играла. Поскольку именно неэффективность государственного сектора привела к гибели эти цивилизации, постольку именно этот сектор и подвергся наибольшей деструкции. Роль государственного сектора была велика лишь в отдельных регионах – в Спарте, отчасти в Фессалии. В большинстве же греческих общин, намного позже гибели царских хозяйств Микенской Греции перераставших в города – государства (полисы), государственный сектор практически вновь уже не возникал; существовал лишь общинно – частный сектор, в котором все большее значение приобретали частные хозяйства. Отсутствие государственного сектора обусловило отсутствие или ликвидацию царской власти (не только абсолютной, но и ограниченной) и массовое установление в греческих государствах республиканского строя.

Отсутствие крупных государственных хозяйств и в основном республиканский характер государств, где могло активно действовать все свободное население, позволили в полисном мире избавится от едва ли не главного бича древности – ростовщичества. Система кредита была введена в строгие рамки Солоном в Афинах в 594 году до н. э. – он стал теперь чисто торговым. Все это имело огромное социально-психологическое значение. Именно здесь впервые выработалось понятие «свобода», означавшее полную независимость индивида. Все формы зависимости, в том числе всякое подчинение царской власти (вместо характерного для греков общинно-городского самоуправления), квалифицировались греками как «рабство». Если на Востоке развитие торговли сильно ограничивалось постоянными препятствиями, чинившимися царской властью, то на Средиземном море не было препятствий для торговли и частного обогащения».

Появление городов-республик задержало быстрое развитие товаро-денежных отношений (благодаря морской торговле), укрепление частной собственности и усиление социального расслоения греческого общества. Свободные крестьяне теряют землю, попадают в долговую зависимость и продаются в рабство. Наследственных или выбранных правителей полисов, называющих себя царями, сменяют тираны, правящие с помощью насилия и устанавливающие в полисе свою личную власть. Появлению тиранов предшествовали смуты в больших городах – разбогатевшие на торговле купцы, судовладельцы, крупные ремесленники захотели участвовать в управлении полисом, в советах которых находились лишь «благородные господа». «Новые греки» желали, чтобы судьи и военачальники избирались из их среды. Начались кровопролитные столкновения. Ожесточенность достигала такого накала, что «благородные» клялись друг другу: «Обещаю вечно быть врагом народа и вредить ему, сколько смогу».

Для решения конфликтов народ и «благородные» выбирали посредников, которым доверяли обе стороны. Им разрешили иметь 50 охранников – для поддержания порядка. Посредники увеличивали охранные отряды до нескольких сотен и становились тиранами.

Тираны не смогли решить проблемы полисов и укрепить свою власть, даже нанимая солдат-наемников. Основой греческой демократии стала деятельность реформаторов – законодателей. Тиранов изгнали – с помощью спартанцев.

Спартанцы владели лучшими землями в Лаконии, в Пелепонессе – «первые мастера в военной выправке, они жили точно в казарме или лагере, вечно под военной тревогой; от крепостных-илотов, которые работали на их поместьях, они получали хлеб, вино, оливки, а сами проводили время в гимнастических играх и упражнениях».

В Спарте были введены ограничения на выезд – спартанцы думали, что знание чужих порядков могут направить граждан на перемены в управлении Спартой. Иногда всех «иностранцев» даже депортировали из Лаконии. Самой Спартой управлял совет из людей старше 60 лет и два царя– из старинного рода. Большую роль в развитии государственности Спарты сыграл Ликург.

Ликург, около года правивший Спартой, покинул страну и изучал законы на Крите, в Азии, в Египте. Призванный в Спарту, он начал осуществление коренных реформ государственного устройства.

Древнегреческий историк Плутарх писал о Ликурге:

«По его мнению отдельные законы не могли иметь ни успеха, ни пользы.

Из многих преобразований, введенных Ликургом, первым и самым важным было учреждения им Совета старейшин, который, сдерживая в известных границах царскую власть и в то же время пользуясь одинаковым с нею числом голосов при решении важнейших вопросов, служил и якорем спасения и доставлял государству внутренний мир. До сих пор оно не имело под собою прочной почвы, – то усиливалась власть царя, переходившая в деспотизм, то власть народа в форме демократии. Власть старейшин была поставлена в середине, и как бы уравновешивала их, обеспечивая полный порядок и его прочность».

Законы, предлагаемые Ликургом, старейшинами и царями, принимались или отвергались народом на Народных Собраниях. Впоследствии в случае не утверждения закона собрание распускалось.

Для контроля за олигархией Ликург учредил должности эфоров. Это очень упрочило государственную власть.

«Вторым из преобразований Ликурга, и самым смелым из них, было деление им земель. Неравенство состояний было ужасное: масса нищих и бедняков угрожали опасностью государству, между тем как богатство было в руках немногих. Желая уничтожить гордость, зависть, преступления, роскошь и две самые старые и опасные болезни государственного тела – богатство и бедность, Ликург убедил сограждан отказаться от владения землею в пользу государства, сделать новый ее раздел и жить всем на равных условиях, так чтобы никто не был выше другого, – отдавая пальму первенства одним нравственным качествам. Он разделил Лаконию на 30000 земельных участков, каждый участок давал достаточно, чтобы прожить не болея, в добром здоровье, и не нуждаясь».

Ликург запрещал воевать с одним и тем же неприятелем, чтобы он, привыкнув сопротивляться, не сделался воинственным.

Ликург считал, что его законы, «необходимые и важные для счастья и нравственного совершенства граждан, должны войти в самые их нравы и образ жизни, чтобы остаться в них навсегда, сжиться с ними».

Вообще все заботы его как законодателя были обращены на воспитание. «У Ликурга ничто не было бесцельным, ничего не делалось без нужды – все его важнейшие распоряжения имели целью хвалить доброе и порицать дурное. Он наполнил город множеством образцов для подражания. С ними постоянно приходилось сталкиваться, вместе с ними люди росли, вследствие чего для каждого они служили путем и примером к достижению добродетели. В продолжение пяти веков, пока Спарта оставалась верна законам Ликурга, она по своему строю и славе была первым государством в Греции».

Плутарх писал о Ликурге:

«Он думал, что жизнь отдельного человека, как и жизнь государства, может быть счастлива только тогда, когда он чист нравственно и в мире самим с собой. Поэтому все его действия и поступки клонились к одной цели – чтобы его сограждане были как можно долее свободны нравственно, довольны собою и благоразумны. Ликург произвел на свет действительно неподражаемое государственное устройство. Его слава справедливо превышает славу всех когда-либо существовавших греческих законодателей».

В 594 году афинский законодатель – реформатор Солон отменил долги и ликвидировал долговое рабство, ограничил размеры землевладений, установил права и обязанности граждан в зависимости от их доходов, учредил суд присяжных.

В 508 году афинянин Клисфен реформировал государственную власть. Аристократическое правление сменилось правлением народа – демократией. Было установлено новое административно-территориальное деление. Крестьяне на сельских сходах, ремесленники на городских участках выбирали делегатов, из которых в Афинах собирался Совет пятисот, в котором были представлены все сословия. Ранее выборы проходили по родам во главе с знатными семействами.

Все граждане Афинского государства считались равными по достоинству, важные дела решались на общем собрании, где мог высказаться любой гражданин. Выбранные начальники, судьи, казначеи отчитывались на собраниях народу. Потенциальный тиран подвергался остракизму – изгнанию. Греческую демократию упрочил внук Клисфена – Перикл.

Греции удалось победить Персию в войне первой половины V века до нашей эры.

Могущество Греческих городов-полисов, в случае опасности объединившихся в союзе подорвало соперничество Афинской морской державы и Спарты, возглавлявшей Пелепонесский союзы городов-государств. В результате тридцатилетней войны Спарта в 404 году до н. э. окончательно установила свою гегемонию в Греции. Еще через тридцать лет спартанцы уступили первенство Фивам. Точку в споре греков между собой поставил отец Александра Македонского Филипп II, чья армия разбила греческую в битве при Херонее в 338 году. Однако обаяние эллинской культуры было так велико, что именно она сохранила доминирующее влияние в империи Александра Македонского и в государствах, на которые она распалась после его смерти.

Эллинистическая эпоха кончилась в середине II века до н. э. – Греция не смогла противостоять экспансии Римской державы. За двести лет до этого величайший греческий оратор Демосфен воскликнул: «О богиня Паллада! Зачем благоволишь ты трем злейшим тварям: змею, сове и народу?»

Основатель афинской демократии Солон говорил:

«Быть я богатым хочу, но не честно владеть этим богатством не желаю: позже придет час расплаты. Многие низкие люди богаты, а добрый беднеет. Мы же не будем менять доблесть на мешок денег».

В 594 году до н. э. Солон был высшим афинским должностным лицом – первым архонтом и по желанию народа начал реформирование государственного строя в Афинах.

Солон запретил долговое рабство, возвратил крестьянам земли, отнятые у них знатью, разделил афинских граждан на разряды в соответствии с их имущественным цензом – права гражданина определяло теперь его состояние, а не происхождение. Все граждане участвовали в Народном Собрании, в суде присяжных, созданным Солоном. На высшие государственные должности избирались только богатые. Солон считал, что в государстве должны действовать законы, принятые всеми слоями населения.

Плутарх писал о деятельности Солона:

«Умилостивительными жертвами, очищениями, сооружением святынь он очистил и освятил город и тем самым сделал граждан послушными голосу справедливости и более склонными к единодушию.

Хотя Солон отказался от тирании, однако во время своего правления не проявлял особенной мягкости и слабости, не делал уступок лицам влиятельным и в законодательной деятельности на старался угодить тем, кто его избрал. Там, где дело обстояло вполне хорошо, он не применял врачевания и не вводил ничего нового, из опасения, что, «если в государстве перевернуть все вверх дном, то у него не хватит сил поставить все на места» и упорядочить наилучшим образом. Он применял лишь такие меры, которые по его расчету, можно было провести путем убеждения, или такие, которые при проведении их в принудительном порядке не должны были встретить сопротивления. Когда его спросили, самые ли лучшие законы он дал афинянам, он ответил: «Да, самые лучшие из тех, какие они могли принять».

Особенно характерен и странен его закон, требующий отнятия гражданских прав у гражданина, во время междоусобия не примкнувшего ни к той, ни к другой партии. Солон, по-видимому, хотел, чтобы гражданин не относился равнодушно и безучасно к общему делу, оградив от опасности свое состояние и хвастаясь тем, что он не участвовал в горе и бедствиях отечества; он, напротив, хотел, чтобы всякий гражданин сейчас же стал, на сторону партии, защищающей доброе, правое дело, делил с нею опасности, помогал ей, а не дожидался без всякого риска, кто победит.

Солон прославился также законом о завещаниях. До него не было позволено делать завещания; деньги и дом умершего должны были оставаться в его роде; а Солон разрешил тем, кто не имел детей, отказывать свое состояние кому кто хочет, отводя преимущество дружбе перед родством, любви перед принуждением, и сделал имущество действительной собственностью владельца.

Солон издал закон, по которому сын не обязан был содержать отца, не отдавшего его в учение ремеслу.

Солон принаравливал законы к окружающим обстоятельствам, а не обстоятельства к законам, и, ведя, что страна по своим естественным свойствам едва-едва удовлетворяет потребностям земледельческого населения, а ничего не делающую праздную толпу не в состоянии кормить, внушил уважение к ремеслам и вменил в обязанность Ареопагу наблюдать, на какие средства живет каждый гражданин, и наказывать праздных.

Из продуктов, производимых в стране, Солон разрешил продавать за границу только оливковое масло, а другие вывозить не позволил.

Закон Солона предоставлял права гражданства только тем, кто был изгнан навсегда из родного города или переселился в Афины со всем домом для занятия ремеслом. Он рассчитывал, что они будут верными гражданами, – первые потому, что потеряли отечество, принужденно, вторые потому, что оставили его по своему убеждению.

Солон установил, чтобы все его законы оставались в силе в течение ста лет. Они были написаны на деревянных таблицах.

Совет давал коллективную присягу – твердо соблюдать Солоновы законы».

Солон писал о принятии греками своих законов:

«Я точно волк вертелся среди стаи псов. Все когда-то ликовали, а теперь всегда меня провожают злобным взглядом, словно я их злейший враг».

Солон был вынужден покинуть Афины. Вернувшись через десять лет в город, он застал тиранию. Только через много лет афиняне поняли и приняли его законодательство – основу государственного строя и гражданского единства греческого государства – полиса.

Тридцать лет, с 461 по 429 годы до н. э. Афинами правил Перикл, ставший вождем афинской демократии. Перикл говорил, что любовь народа непостоянна, народ признает только авторитет вождя. Перикл отдал все силы для того, чтобы Афины стали политическим центром Греции. Он попытался даже созвать съезд всех греческих государств-полисов, чему помешала Спарта. Последние пятнадцать лет Перикл был афинским стратегом. Греческий историк Фукидид писал: «Афины достигли при нем высшего могущества. Он не льстил толпе, но, пользуясь уважением, мог резко противоречить ей. Он руководил ей, потому что получил власть, не пользуясь недостойными средствами».

Перикл завершил все, начатое Солоном и продолженное Клисфеном. При нем афинская демократия окончательно утвердилась в Греции. Афиняне называли Перикла первым гражданином, признавая его главными качествами неподкупность и патриотизм.

Плутарх писал о Перикле:

«Что доставило жителям всего больше удовольствия и послужило городу украшением, что приводило весь свет в изумление, что, наконец, является единственным доказательством того, что прославленное могущество Эллады и ее прежнее богатство не ложный слух, – это постройка величественных зданий. Но за это, более чем за всю остальную политическую деятельность Перикла, враги осуждали его и чернили в Народном собрании.

Ввиду этого Перикл указывал народу:

«Если государство снабжено в достаточной мере предметами нужными для войны, необходимо тратить его богатство на такие работы, которые после окончания их доставят государству вечную славу, а во время исполнения будут служить тотчас же источником благосостояния, благодаря тому, что явится всевозможная работа и разные потребности, которые пробуждают всякие ремесла, дают занятие всем рукам, доставляют заработок чуть не всему государству, так что оно на свой счет себя и украшает, и кормит».

Тем более удивление заслуживают творения Перикла, что они созданы в короткое время, но для долговременного существования.

Перикл проводил свою политику согласно с государственным благом прямолинейно и непреклонно. По большей части он вел за собой народ убеждением и наставлением, так что народ сам хотел того же. Однако бывали случаи, когда народ выражал недовольство; тогда Перикл натягивал вожжи и, направляя его к его же благу, заставлял ео повиноваться своей воле, действуя совершенно также, как враг, который при продолжительной переменчивой болезни по временам позволяет сильные средства и спасительные лекарства.

В народе, имеющем столь сильную власть, возникают, естественно, всевозможные страсти. Перикл один умел искусно управлять ими, воздействуя на народ главным образом надеждой и страхом, как двумя руками: то он сдерживал его дерзкую самоуверенность, то при упадке духа ободрял и утешал его. Он доказал этим, что красноречие есть искусство управлять душами и что главная задача его заключается в умении правильно подходить к различным характерам и страстям, будто к каким-то тонам и звукам души, для извлечения которых требуется прикосновение или удар очень умелой руки. Однако причиной этого была не просто сила слова, но слава его жизни и доверие к нему: все видели его бескорыстие и неподкупность.

В этом муже достойна удивления не только умеренность и кротость, которую он сохранял в своей обширной деятельности среди ожесточенной вражды, но и благородный образ мыслей: славнейшей заслугой своей он считал то, что занимая такой высокий пост, он никогда не давал воли ни зависти, ни гневу и не смотрел ни на кого, как на непримиримого врага.

За все его многолетние труды Перикла обвинили в растратах, наложили штраф и не избрали стратегом. Позже до народа дошло, что «его сила, которая возбуждала зависть и которую называли единовластием и тиранией, как теперь поняли, была спасательным оплотом государственного строя». Через год Периклу вернули власть, но он уже был надломлен и через несколько месяцев, в 429 году до н. э, умер.

Древнегреческий философ Сократ говорил о Народном собрании Афин конца Vвека до н. э.:

«Это куча фальшивых монет, даже бесконечное количество которых нисколько не уменьшает негодности их». Его приговорили к смерти за убеждения, предлагали покаяться, но он, не признал вины, не поступился принципами и по приговору суда выпил чашу с ядом.

После этого народ очнулся – убить гениального мыслителя! – изгнал судей и поставил убитому им Сократу памятник.

kartaslov.ru

одна из форм государственной власти в Древней Греции, господство знати, 12 букв, сканворд

одна из форм государственной власти в Древней Греции, господство знати

Альтернативные описания

• Высшее сословие господствующего класса (обычно родовое дворянство или крупная буржуазия)

• высший, привилегированный слой эксплуататорских классов, богатая или родовитая знать

• синоним нобилитет

• форма государства, при которой правят представители родовой знати

• собутыльники дегенератов, тоже пьющие по утрам

• слой «голубых кровей»

• когда правит народ — это демократия, когда правит толпа — это охлократия, когда правит один — это монархия, а когда правит наилучший?

• антоним черни

• высший слой общества

• Привилегированная верхушка какого-либо класса или социальной группы

• Форма государства, при которой правят представители родовой знати

• Родовая знать высший, привилегированный слой господствующего класса

• Господство знати одна из форм государственной власти

• Высший родовитый слой дворянства

• ж. греч. правление, где верховная власть в руках вельмож, особого высшего сословия; вельможедержавие, боярщина; само сословие это, вельможи, знать, высшие бояре, окольничьи, высшее сословие по праву рождения, родовая знать; дворянство вообще или дворянство титулованное (князья, графы) и знатнейшие столбовые роды. Аристократия богатства, денежная, именитое купечество; ума, учености, цвет ученых, умных людей, образованности и пр. Аристократическое правление; убеждения, понятия; аристократичный взгляд. Аристократ м. аристократка ж. вельможа, знатный боярин, не столько по сану, как по роду; приверженец, защитник аристократического правления. Ему хочется попасть в аристократы, он лезет в знать. Во всяком сословии и звании могут быть своего рода аристократы, считающие себя, от природы и без заслуг, выше других

• когда правит народ — это демократия, когда правит толпа — это охлократия, когда правит один — это монархия, а когда правит наилучший

• слой "голубых кровей"

scanwordhelper.ru

Культура Древней Греции

В 1-м тыс. до н. э. лидером мирового культурного развития становятся города-государства, возникшие на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря и западном побережье Малой Азии. Их населяют греческие племена дорийцев, ионийцев и эолийцев, которые создают так называемую античную цивилизацию Древней Греции.

Эта цивилизация возникла не на пустом месте. Ее предшественницей была Эгейская культура, существовавшая на берегах и островах Эгейского моря во 2-м тыс. до н. э. в нескольких локальных вариантах: критская (минойская), микенская, кикладская, троянская.

В первой половине 2-го тыс. наиболее важную роль играл остров Крит, центром которого являлся город Кносс. По преданию, Кносский дворец был построен царем Миносом, сыном бога Зевса и финикийской царевны Европы. Дворец представлял собой сложный комплекс каменных сооружений, отличавшихся изяществом и пропорциональностью. Стены дворца были расписаны великолепными фресками. Высокого уровня достигла критская керамика, покрытая геометрическим и растительным орнаментом, а также изображениями представителей морской фауны. В середине 2-го тыс. критская цивилизация приходит в упадок после сильного землетрясения (около 1470 г.) 

Вскоре Крит завоевали ахейцы, племена первой миграционной волны греков, которые ранее заселили полуостров Пелопоннес. Главным городом ахейцев были Микены. Ахейцы многое восприняли из культуры Крита и стали самым развитым в культурном отношении регионом Европы второй половины 2-го тыс. Однако в XII в. ахейские города приходят в упадок в результате неблагоприятных изменений природных условий и вторжения дорийских племен, разрушивших ахейские города.

О культуре ахейцев можно судить по раскопкам городов Микены и Тиринф, а также по греческим мифам и поэмам Гомера. В «Одиссее» есть сведения об образе жизни ахейцев. В «Илиаде» описан поход ахейцев во главе с микенским царем Агамемноном против Трои (Илиона), богатого торгового города на малоазийском берегу Эгейского моря. Раскопки показали, что около 1260 г. до н. э. Троя была разрушена после долгой осады. Тем самым греческие предания о Троянской войне получили подтверждение.

После этих событий и происходит заселение юга Балкан новыми греческими пастушескими племенами, которые пришли с севера Балканского полуострова. В XI–IX вв. дорийцы вместе с ионийцами и эолийцами медленно осваивают часть культурного наследия Эгейского мира, а затем быстрыми темпами создают собственную высокую культуру.

В истории развития этой культуры выделяют три периода: архаический (VIII–VI вв.), классический (V–IV вв.), эллинистический (323–30 гг. до н. э.).

Греческий полис. Становление демократии

Экономика

Пастушеские племена, переселившись в районы развитого земледелия, сами переходят к земледелию, совмещая его с разведением коз и овец. У греков не было крупного хозяйства в виде дворцового или храмового. Основной производственной единицей являлась семья. Семьи самостоятельно вели хозяйство и распоряжались произведенным продуктом. Изначально семьи имели примерно равные участки земли. Так, воины, участвовавшие в завоевании Аттики (область с центром в Афинах), получили по жребию по 4–6 га земли. Право собственности на надельную землю не было полным. Продать ее можно было только членам своей родовой общины. Продажа надельного участка не поощрялась общественным мнением.

Вследствие роста населения в Греции уже в VIII в. стала ощущаться нехватка плодородной земли. Греки нашли выход в колонизации берегов Средиземного и Черного морей. В колонии отправлялись младшие сыновья, не получавшие отцовскую землю в наследство. Из колоний шли дешевый хлеб, металл и дерево, из Греции – оливковое масло, виноградное вино, керамика, ремесленные изделия.

В целом греки жили небогато. Основными продуктами питания были хлеб, сыр, рыба, овощи, фрукты, оливковое масло. Одевались просто. Основной тип одежды – хитон, платье из куска ткани (лен, шерсть), заколотое на плечах. Культура создавалась в трудной борьбе за существование.

Политический строй

Греки второй миграционной волны пришли в зону Эгейского мира, находясь на стадии разложения родоплеменного строя. В период завоевания Греции басилеи, племенные вожди греческих племен (фил), укрепили свою власть, но затем она ослабла. Это было необычным для Древнего мира. На примере истории Египта и Месопотамии мы видели, что в процессе становления государства общинная демократия уступала место автократии – власти одного лица. Греки первыми среди других народов пошли другим путем и создали государство-республику в форме полиса.

Полис – это коллектив граждан, проживающих на одной территории и связанных общими интересами. Полис объединял не просто жителей данной территории, а именно граждан – тех, кто обладал правом голоса в решении общих дел. Изначально источником гражданских прав являлось владение участком общинной земли. Те, кто не имел общинной земли или прав на эту землю, не были гражданами полиса. Поэтому полис можно определить как общину граждан-землевладельцев. Впоследствии гражданские права получили и безземельные свободные члены общины. Главным гражданским правом было право голоса в народном собрании. Собрание решало все важные вопросы, избирало должностных лиц, поручая им ведение текущих дел. Отсутствие самовластного правителя и формирование органов власти и управления собранием граждан стали отличительными чертами полиса.

Рассмотрим процесс становления полиса на примере истории Афин. Уже в IX в. народное собрание ограничило власть басилея, введя две выборные должности: архонта (главу гражданской власти) и полемарха (военачальника). Сначала должности были пожизненными. С 752 г. архонты стали избираться на 10 лет. С 682 г. вместо одного архонта избирают коллегию из девяти архонтов сроком на 1 год, причем шестерых избирали для выполнения только судебных функций. Басилей выполнял жреческие функции, а также решал наиболее важные судебные дела вместе с архонтом и полемархом. В 683 г. басилейство было упразднено как официальная должность.

В VIII–VII вв. реальная власть сосредоточивается в руках архонтов и ареопага (совета старейшин). Вместо монархии возникает аристократическая республика – режим коллегиального и выборного правления аристократии – «правления лучших». Постепенно понятие «лучшие» закрепляется за представителями немногих знатных родов, славных делами своих предков. Власть немногих называют термином «олигархия» (греч. oligarсhia, от oligos – немногочисленный, и arche – власть).

В ряде полисов Греции аристократическая республика стала базой для становления демократической республики, выражавшей интересы демоса – малоимущих граждан полиса, составлявших большинство населения.

Процесс перехода к демократической республике в Афинах открыли реформы архонта Солона, начавшиеся в 594 г. К этому времени стало ясным, что власть аристократии способствует имущественному расслоению: много земли сосредоточилось в руках немногих, а масса бедняков оказалась в долговой кабале. Многие должники теряли землю и становились рабами. Недовольство бедноты грозило вылиться в открытый мятеж. Беднота требовала уничтожения долгового рабства и передела земли. Солон не пошел на уравнительный передел земли, но провел закон о запрете долгового рабства. Все ставшие рабами из-за неуплаты долга получили свободу. Кроме того, Солон провел закон об отмене всех имевшихся на тот момент долгов и убрал долговые камни с земельных участков. Солоном были недовольны и богатые, и бедные, но реформы сняли остроту конфликта и предотвратили гражданскую войну.

После этого собрание народа поручило Солону разработать новый порядок управления полисом. Солон разбил всех граждан на четыре разряда по величине их доходов. И установил, что на важные государственные должности могут быть избраны только граждане из двух высших разрядов, которые занимают свои должности в течение одного года и лишь однажды. Такая процедура расширила круг лиц, осуществлявших власть, и сократила сроки пребывания у власти одного лица. Теперь главное значение имело не лицо, облеченное кратковременной властью, а принятые собранием законы, которое это лицо должно было исполнять. Закон стал выше должностного лица. Это была совершенно иная ситуация по сравнению с государствами Востока, где правитель обладал всей полнотой законодательной и исполнительной власти.

Общее собранием полноправных граждан (эклессия), каковыми являлись только мужчины, достигшие 20 лет, стало собираться регулярно раз в месяц. Оно решало важнейшие вопросы жизни общины, заслушивало отчеты должностных лиц. Чтобы избежать принятия непродуманных решений, вопросы, выносимые на обсуждение собрания, предварительно рассматривались Советом 400 (буле). В этот Совет избирались граждане, достигшие 30 лет и принадлежащие к трем первым разрядам. Таким образом, на этом уровне власти круг участников был расширен. Члены Совета по очереди выполняли функции повседневного контроля за действиями всех должностных лиц.

Солон дал частичные гражданские права фетам, малоземельным и безземельным гражданам полиса, связанным с ремеслом, мелкой торговлей и мореплаванием. Они в основном составили четвертый разряд и могли избирать, но не могли быть избранным на полисные должности и в Совет 400.

Солон не дал гражданских прав метекам – негражданам несмотря на то, что многие метеки, занимаясь торговлей, были богатыми. Никаких прав не получили и рабы-иноплеменники.

Реформы Солона стали примером сознательного формирования нового политического строя путем заключения общественного договора между различными слоями граждан в рамках полиса. Этот договор не обеспечивал равенства прав для всех граждан, но он обеспечил гражданский мир.

Солон, который был одаренным поэтом, так выразил суть своих реформ:

Власть даровал я народу в той мере, в какой он нуждался, Чести его не лишил: но и не дал лишних прав. Также о тех позаботился я, кто богатством и силой

Всех превзошел, – чтобы их не позорил никто. Встал я меж тех и других, простерев мощный щит свой над ними, И запретил побеждать несправедливо одним других.

(Плутарх. Солон, XIII)

 

 В 560 г. малоимущие граждане Афинского полиса добились некоторого передела земли и государственных доходов в свою пользу, еще более подорвав тем самым власть крупной земельной аристократии. Инструментом передела стал режим тирании – чрезвычайной власти одного лица. Тираны появились потому, что демос в ряде случаев не мог решить вопрос в свою пользу в рамках установленных процедур работы народного собрания. Как правило, тираны сначала захватывали власть насильственным путем, проводили реформы в пользу демоса, а затем получали одобрение народного собрания и вводили свои действия в рамки законов. Тирания снимала острые классовые противоречия чрезвычайными мерами и этим способствовала сохранению и развитию демократии.

В Афинах наиболее знаменитым тираном стал вождь демоса Писистрат. Он правил с перерывами с 560 г. до своей смерти в 527 г. В период с 650 г. по 500 г. тираны были еще в ряде полисов, поэтому этот период часто называют «веком тиранов». 

В 509 г. афинский архонт Клисфен провел административную реформу, которая еще более ослабила роль старой родовой аристократии. Вместо 4 родовых фил он создал в Аттике 10 территориальных фил, в которых родовые филы оказались разделенными, и теперь 10 фил направляли по 50 человек в Совет 500, члены которого поочередно выполняли государственные функции. Кроме того, Клисфен создал коллегию 10 стратегов, куда от каждой филы избирался один человек. Избирался прямым голосованием собрания и без учета имущественного ценза. Избирался на год, но мог переизбираться любое число раз. Появление коллегии стратегов резко ослабило роль архонтов, которые избирались с учетом имущественного ценза.

Клисфен ввел практику остракизма, согласно которой собрание тайным голосованием могло приговорить к изгнанию на 10 лет любого человека, чьи действия будут признаны опасными для Афин.

В 5 в. греки вели долгую и трудную войну с персами. В ходе войны выросла роль флота, где моряками служили феты, составлявшие большинство городского населения. Военная роль фетов привела к увеличению их политических прав. После греко-персидских войн имущественный ценз при избрании в Совет 500 был отменен (457 г). Должности впервые стали платными, и теперь их мог занять и бедняк. Все эти меры привели к тому, что аристократическая республика стала демократической.

Почему это произошло? Почему басилеи не стали монархами, единовластными правителями? Почему аристократы были вынуждены поделиться властью с демосом? Для ответа на этот вопрос следует обратить внимание на ряд обстоятельств, отличающих Грецию от изученных ранее стран Древнего Востока.

Первое. Древневосточные монархии в Египте и Месопотамии складывались на базе ирригационного земледелия. Оно требовало концентрации усилий многих людей для создания оросительных систем, а следовательно, и концентрации власти. Экономика греческого общества не нуждалась в объединении труда многих людей: каждая семья могла обеспечить свое существование собственными силами. Самодостаточность семейных хозяйств – экономическая основа развития полисной демократии.

Второе. На Древнем Востоке монархии возникали на фоне завоевательных войн и образования крупных государств. Единство этих государств поддерживалось с помощью сильной центральной власти и постоянного войска – главной опоры правителя. Ситуация в Греции была иной. Полисы возникали в рамках изолированных горными цепями и береговой линией географических районах, хорошо защищенных самой природой. Это делало весьма трудным ведение завоевательных войн. Межобщинные конфликты, хотя и были частыми, не вели к созданию крупных государств. Задачи обороны небольшого полиса решала не профессиональная армия, а народное ополчение. Оно состояло из тех же самых полноправных членов общины, которые составляли народное собрание. Совпадение военной организации полиса (ополчение) и его политической организации (собрание) явилось военно-политической основой демократии.

Третье. Важную роль в утверждении демократии сыграло и военное искусство греков. Вначале они сражались малоорганизованной толпой. При таком виде боя огромную роль играли индивидуальные качества каждого бойца и его вооружения. Ядром войска были аристократы, обладавшие лучшим оружием и доспехами. Затем греки создали особый строй – фалангу (каре из нескольких шеренг), в которой каждый воин прикрывал щитом себя и товарища. Вооружение в фаланге было строго унифицировано. Победа обеспечивалась за счет монолитности, сплоченности строя, а не за счет храбрости отдельных воинов. 

Четвертое. Демократии не бывает без открытого для всех доступа к информации о реальном состоянии дел. Небольшие размеры греческого полиса снимали эту проблему. Здесь все жили близко друг от друга, знали друг друга и знали суть наиболее важных проблем. Таким образом, большинство граждан сознательно участвовало в принятии решений.

Эти факторы в своей совокупности и питали процесс создания полиса – государства-республики, которое из республики аристократов постепенно превратилось в республику демоса.

Однако демократия не стала раз и навсегда утвердившейся нормой существования греческих полисов. Напротив, демосу приходилось постоянно бороться за ее сохранение. Эта борьба стала особенно напряженной в ходе Пелопонесской войны – борьбы между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции, в которую во второй половине 5 в. оказались втянутыми почти все греческие полисы. Говоря о греческой демократии, нельзя забывать и о том, что это была демократия для свободных граждан, которые считали нормальным эксплуатацию рабов. Масштабы этой эксплуатации постоянно росли, и рабовладельческий уклад играл все более важную роль в греческом обществе.



biofile.ru

Сравните тиранию в древней греции и власти медичи

Власть Медичи и власть царей в Древней Греции представляют собой совершенно различные явления. В первую очередь, нужно отметить, что семья Медичи правила во времена Средневековья. Между тем, власть царей в Древней Греции существовала во 2 – 1 тысячелетии до нашей эры. Их отделяют друг от друга несколько тысяч лет, что является колоссальным промежутком времени.

Сравнение тирании Медичи и греческих царей

Чтобы сравнить тиранию в Древней Греции и власть Медичи, необходимо выделить их сходства и различия. Представляется, что различий будет гораздо больше. Провести сравнение можно следующим образом:

  • власть царя в Древней Греции была единоличной. Он не зависел от мнения своих приближенных или подданных. Между тем, Медичи правили семейным кланом. Верховная власть не была сосредоточена в чьих-либо руках;
  • Медичи были зависимы от богатых аристократов и вынуждены были учитывать их интересы. Ничего подобного в Древней Греции не было. Царь был самым богатым, ведь именно он распределял военную добычу и доходы;
  • Медичи сильно зависели от католической церкви. Они никогда не выступали против Пап. Цари в Древней Греции никоим образом не зависели от жрецов. Жречество вообще прямо не участвовало в политической жизни греческих полисов. Жрецы могли только советовать царям, указывая на волю богов. А Папа Римский имел право прямо указывать Медичи поступать так или иначе.

Таким образом, тирания в Древней Греции и власть семейства Медичи в Италии имеют принципиальные отличия. Это разные методы управления, методы борьбы против соперников.

В чем их сходства

Несмотря на существенные отличия, можно выделить и некоторые сходства. Они касаются принципов управления государством. Медичи, как и цари Древней Греции не ограничивали торговлю и имели обширные внешнеполитические связи. Они стремились к расширению своих владений и влияния.

Только греческие цари делали это путем постоянных войн с соседями, а Медичи занимались еще и интригами, они отравляли соперников, использовали другие вероломные методы борьбы.

vashurok.ru