Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры - История архитектуры. Вклад древних греков


Цивилизация древней Греции

Здравствуйте, дорогие читатели и гости блога! Рада приветствовать вас на своем сайте! Буквально неделю назад прошли выборы в Греции, которые многие считают переломным моментом в истории будущей Греции. Вот и я задумалась о могуществе этой страны и вклад ее в мировую историю.

Солнечная Греция, колыбель европейской цивилизации. Земля мифов и легенд, земля ярких и выразительных контрастов. Можно неделями путешествовать по этой удивительной стране, постигая её разнообразие. Захватывающие дух горные вершины и безмятежное синее море, сочные изумрудные луга и тенистые виноградники, белоснежные домики и небесно-голубые купола церквей…

Древняя Греция и ее вклад в мировую культуру

вклад древней Греции

Руины древнегреческих храмов и святынь мирно соседствуют с современными благами цивилизации. Только что твои ладони прикасались к прохладным камням с тысячелетней историей, и вот, ты уже нежишься на пляже, белоснежному песку которого завидуют все курорты Европы. Только что твои ноги ступали по нагретой солнцем людной улочке, и вот ты уже сидишь под огромным платаном у горного ручья и наслаждаешься его прохладой… Неважно, какой уголок Греции ты выберешь, это будет отдых на фоне вечности, которая растворяет все проблемы и наполняет душу гармонией и силой жизни.

 

Античные цивилизации являются фундаментом для современной европейской цивилизации. Именно в античные времена появилась письменность, были заложены основы современного театра, астрономии, геометрии, права, зачатки некоторых мировых религий таких как буддизм. До наших дней дошли невероятные литературные произведения, философские, научные ученья, на базе которых современные ученные совершили свои открытия. Этим всем мы обязаны следующим античным цивилизациям: Древнему Египту, античному Риму, Греции, индийской, китайской, гето-дакийской цивилизациям и др. Каждая из цивилизаций внесла свой неоценимый вклад, способствовала развитию мира, потому каждая достойна особого внимания. Цивилизация древней Греции внесла огромный вклад для современной цивилизации.

Если рассматривать более подробно вклад древнегреческой цивилизации, возникшей примерно в 1600 году до нашей эры в ряде некрупных, но состоятельных государств на континентальной части Греции и на Крите, то можно прийти к выводу, что успехи греков во всех областях были феноменальными. Искусству и архитектуре древних греков подражают и в наши дни, их литературу читают повсеместно, пьесы ставят в театрах. Древняя Греция считается родиной театра и таких драматургических жанров, как трагедия, драма и комедия. «Отцом трагедии» признан Эсхил, а родоначальником комедии считается Аристофан. Сохранились замечательные произведения древнегреческих литераторов, такие как поэма «Илиада и Одисея» Гомера, шедевры Геродота.

Во многих европейских языках есть заимствованные из греческого слова. В Древней Греции родилось представление о философии, заложены базы философских направлений, областей науки — математики, истории, географии. Знаменитыми философами и ученными этой цивилизации являются Демокрит, Сократ, Аристотель, Платон, Пифагор, Геродот — «отец истории» и др. Разработанная при содействии Аристотеля в четвертом веке до нашей эры система образования, стала базисом классического образования в Европе Нового времени. И действительно, смотря на греческие буквы сразу на ум приходят математические формулы с греческими знаками. Я в Греции не была, надеюсь, еще побываю, но когда я была на Кипре, очень удивилась увидев греческие надписи.

Система правления — демократия, впервые установленная греками, в наше время функционирует в большинстве стран Европы и мира. Древними Греками были сделаны открытия мирового масштаба в области скульптуры и архитектуры, которые значительно облегчили работу современным европейским архитекторам. Первая же ассоциация с Древней Грецией, приходящая на ум каждому, это невероятные мифы. Античная мифология оказала самое существенное влияние на становление европейской культуры чуть более позднего времени.

вклад древней Греции

Научные, культурные достижения Древней Греции потрясают наше воображение и сейчас, вдохновляя на новые свершения. Без сделанных древними греками открытий, сложно представить современную Европу. Спустя века частичка Древней Греции живет в мире. Я искренне надеюсь, что это богатое историческими событиями государство, которое построило фундамент мировой цивилизации, снова воспрянет былым величием.

prekrasny-mir.ru

"Вклад древних греков в развитие мировой культуры"

Разделы: История и обществознание

ЦЕЛИ:

1. Систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции. 2. Продолжить формирование умений учащихся логически мыслить, обобщать, выбирать главное, делать выводы, находить причинно-следственные связи,проводить исследовательскую работу, высказывать свою точку зрения, работать с исторической картой. 3. На примере истории Древней Греции,ее культуры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры; желания быть патриотами, стремления к физическому и духовному совершенству и гармонии.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

  • карта “Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)”,
  • лента времени (раздаточный материал),
  • фрагменты археологических находок,
  • восковые дощечки,
  • видеофильм “Древнегреческий город Ольвия”.

ТИП УРОКА: творческий урок, комбинированный.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (сообщение темы, целей урока).

2. Мотивация. Вступительное слово учителя.

Посмотрите на этот древнегреческий светильник, он создан примерно 25 веков назад. На нем изображены чернолаковые фигурки… Прошло так много лет, а лак по-прежнему ярко блестит, о его составе ученые спорят до сегодняшнего дня. Что же еще,  кроме чернолаковой загадки оставили нам древние греки? Что нас притягивает, удивляет и восхищает в истории Древней Греции? Какой вклад внесли древние греки в мировую культуру?

3. Актуализация опорных знаний учащихся по теме “Древняя Греция”.

Фронтальная беседа по вопросам:

  1. Покажите на карте, где была расположена Древняя Греция? Как назывались три части Древней Греции? Какие вы знаете древнегреческие полисы? Покажите их на карте.
  2. Как природные особенности Древней Греции повлияли на основные занятия и жизнь древних греков? Подтвердите свои ответы примерами из мифов.
  3. Назовите самого знаменитого поэта Древней Греции. Какие поэмы он создал?
  4. Как афиняне называли управление в своем полисе? Почему они считали эту форму правления наилучшей? Почему при этой форме правления развивалось красноречие?
  5. Дайте определение понятию “культура”.

Письменная работа по проверке знаний учащихся основных понятий по теме “Древняя Греция”

  1. Небольшие самостоятельные древнегреческие города-государства (полисы).
  2. Главная рыночная площадь в Афинах (агора).
  3. Простой греческий народ (демос).
  4. Военачальник (стратег).
  5. Человек, умеющий произносить речи, убеждать слушателей (оратор).
  6. Свободный афинянин, отец и мать которого были коренными свободными жителями Афин (гражданин).
  7. Власть народа (демократия).
  8. Поселения греков за пределами Греции (колонии).
  9. Жители Лаконии, которых спартанцы фактически обратили в рабство (илоты).
  10. Древнегреческий сосуд с двумя ручками для вина и масла (амфора).

Работа с “Лентой времени” (работа в парах)

Каждой паре учащихся выдается раздаточный материал: “Лента времени” и карточки с датами по истории Древней Греции

  1. 594 г. до н. э. (знать и демос сообща избрали архонтом Солона).
  2. 776 г. до н. э. (первые Олимпийские игры).
  3. 490 г. до н. э. (Марафонская битва).
  4. 480 г. до н. э. (вторжение персов в Элладу).
  5. 443 г. до н. э. (избрание Перикла первым стратегом).

Задание для учащихся: расположить карточки с датами на “Ленте времени” и назвать события, которые соответствуют этим датам.

4. Творческая работа с элементами исследовательской деятельности.

Слово учителя: Яркой страницей древнегреческой истории является культура поселений древних греков за пределами Греции. Сейчас мы посмотрим видеосюжет о древнегреческом городе Ольвия, который был расположен на территории современной Украины в Николаевской области.

Задание для учащихся: посмотреть видеосюжет и найти особенности развития древнегреческого полиса Ольвия.

Просмотр видеосюжета “Ольвия – древнегреческая колония”

Учащиеся отвечают на вопрос: Каковы особенности развития древнегреческого полиса Ольвия?

Исполнение учащимися песни “Ольвия” (муз. О.Яворского,сл.Е.Витаевой)

    Среди солнцем сожженной степи, Где скозь камни пробился родник, Там, где буйный прибой кипит, Греческий город возник.

    Люди удач здесь искали. Ждали, что минут ненастья, Ольвией город назвали – Солнечным городом счастья…

    Ольвия – на ветру серебрится ковыль, Ольвия – ты прекрасная древняя быль, Ольвия – сквозь столетья звучит прибой, Ольвия – подружила нас с тобой!

Работа в группах с элементами исследовательской деятельности.

Учающиеся получают фрагменты археологических находок (осколки посуды, монеты, наконечники стрел) и выполняют работу по следующему алгоритму:

1. Попробуйте ответить устно на вопросы:

  • Из какого материала сделана эта вещь ?
  • Где ее могли сделать, и кто мог быть ее автором?
  • Как она использовалась?
  • О каких событиях и фактах жизни древних греков она могла бы нам рассказать?

2. По данному фрагменту представьте, как выглядела эта вещь целиком.

Зарисуйте свои представления.

Работа на восковых дощечках.

Учащиеся получают восковые таблички, листок с буквами древнегреческого алфавита и анаграмму с именами исторических деятелей Древней Греции:

  • РАТСОК (СОКРАТ)
  • ПОКГИПРАТ (ГИППОКРАТ)
  • ДОТРОГЕ (ГЕРОДОТ)
  • ТОРИСАТЕЛЬ (АРИСТОТЕЛЬ)
  • ФОКЛСО (СОФОКЛ)
  • ХИЛЭС (ЭСХИЛ)
  • РИКЛПЕ (ПЕРИКЛ)

Порядок выполнения задания:

  1. Разгадать анаграмму.
  2. На восковых дощечках записать имена известных греков.
  3. Подумать, чем каждый из них прославил свой народ и свое имя? Что объединяет этих людей?

5. Осмысление.

Учащиеся получают карточки, на которых записаны человеческие качества и ценности древних греков:

  1. Древние греки были мужественными и выносливыми
  2. Любили и защищали свою Родину
  3. Стремились жить в гармонии с природой
  4. Уважали труд умельцев
  5. Стремились к физическому совершенству (занимались бегом, борьбой, другими видами спорта, проводили Олимпийские игры)
  6. Любили философствовать, уважали мудрецов
  7. Заботились о духовном развитии (учились петь, читать стихи, грамотно писать)
  8. Любили театр
  9. Заложили основы демократии, стремились к свободе
  10. Восхищались и ценили красоту

Задание учащимся (работа в группах). Обсудить в группах вопросы:

  1. Почему именно эти качества высоко ценили древние греки?
  2. Какие из этих качеств и ценностей необходимы современному человеку в XXI веке?

6. Систематизация и обобщение.

Беседа с учащимися:

  • Какой вклад в развитие культуры народов всего мира внесли древние греки?

Ответы:

  • Древние греки усовершенствовали финикийский алфавит, придумали гласные звуки, от их алфавита произошли все алфавиты в мире.
  • Они придумали Олимпийские игры.
  • Их скульпторы изображали красоту человеческого тела.
  • Они придумали собственную систему воспитания и обучения подрастающего поколения и др.

7. Итог урока.

Домашнее задание: Написать мини-сочинение “В чем бы я хотел быть похож на древних греков?”

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Колоссальное наследие древнегреческой культуры

Путешествие по истории Древней Греции тоже будет увлекательным и необычным. Наверно многие из вас читали книги, смотрели фильмы про эту цивилизацию. Умные и талантливые люди жили в то время. Интересно одевались, совершали подвиги и научные открытия. Нам повезло, что очень много источников тех времен сохранилось.

По традиции, попробуем найти древнегреческие элементы в нашей современной жизни.

  • В области медицины есть символ – змея над чашей. Этот символ пришел из Древней Греции от легендарного лекаря Асклепия.

  • Символы мужского и женского начала тоже из Эллады. ♂ – копье бога войны Ареса (Марса) выглядывает из под щита.  ♀ – зеркало богини красоты Афродиты (в Риме – зеркальце Венеры).

  • Искусство театра – великий вклад древних греков в мировую культуру. Костюмы, маски, пение хора, программки перед спектаклем, аплодисменты – все из Греции.

  • Вспомните, экраны у старых телевизоров были вогнуты наружу. Это делалось, чтобы люди на экране не казались кривыми. Этот принцип оптического обмана разгадали древние греки. Если колонны здания установить идеально прямо и ровно, то издали они будут выглядеть кривыми. Поэтому, их располагали фронтально слегка вогнуто.

  • Греки были кораблестроителями и мореплавателями. Устойчивые к штормам модели, четкие пропорции, многие другие тонкости передали греки другим народам.

  • Они были мастера по изготовлению оливкового масла. Оливковые рощи и Греция – неразделимые понятия. Сегодня оливковый майонез кажется вкусным, хотя настоящих оливок туда не кладут.

  • В искусстве мозаики, архитектуры, скульптуры, живописи Древняя Греция подарила нам чудесные творения.

  • Мифология Греции удивительна. По мотивам мифов снимают фильмы. Например, «Одиссея, Подвиги Геракла, Троя,  Похититель молний», создают мультфильмы: «Геркулес, Аргонавты, Персей»…

  • Мы пользуемся крылатыми выражениями. 

«Кануть в Лету» – исчезнуть. Лета – река забвения в подземном царстве.

«Внести свою лепту». Лепта – мелкая монета.

«Яблоко раздора» – На пиру у царевича Париса появилось яблоко. На нем было написано: «Прекраснейшей». Три богини: Афина, Гера и Афродита спорили, кому юноша должен подарить это яблоко. Они обещали ему разные награды. Парис подарил яблоко Афродите. Она обещала найти для него самую красивую женщину на земле. То была Елена Прекрасная. Из – за нее потом разразилась 10-летняя Троянская война (конечно причины войны были гораздо серьезней).

«Скрупулезно рассмотреть» – Скрупула, по-гречески, мелкая частица.

«Грязно как в конюшне» (Авгиевы конюшни). Имеется в виду шестой подвиг Геракла, когда он вычистил конюшни царя Авгия. Герой сделал плотину на реке. Вода поднялась и всю грязь вымыла.

«Со щитом или на щите» — фраза воинов – спартанцев. Или, одержав победу, вернусь со щитом в руке, или мертвого друзья принесут на щите.

«Мотаешься как Одиссей». Одиссей воевал 10 лет в Троянской войне, а потом еще 10 лет не мог доплыть домой. Только через 20 лет Одиссей попал на родной остров, где враги творили беззаконие. Одевшись, чтобы не быть узнанным, он подошел к дому. Только старый пес узнал своего хозяина. Дождавшись, верный друг издал радостный стон и умер. Победив врагов, Одиссей счастливо зажил с верной женой и своим 21-летним сыном. Древние греки развили многие науки: геометрию, физику, логику и др.

«Пифагоровы штаны во все стороны равны», «Евклидова геометрия»…

«Индивид» (атом) – мы часто произносим термин, который ввел ученый Демокрит.

www.zapolni-probel.ru

Вклад Древней Греции в развитие европейской цивилизации

Трудно переоценить вклад, который внесла Древняя Греция в развитие европейской культуры, политической жизни, государственности, да и всей цивилизации. Греция никогда не была государством в нашем понимании этого слова. Особенности географического расположения отразились и на особенностях государственного устройства. Благодаря тому, что Греция была расположена на причудливо изрезанном Балканском полуострове, многочисленных островах Эгейского моря и побережье Малой Азии, она делилась на множество городов-государств совершенно самостоятельных, так как управлять ими из одного места, через непредсказуемую водную стихию, было в то время невозможно. Часто некоторые из этих городов-государств были зависимы от более сильных – Спарты или Афин. В сложные периоды своей истории греческие города-государства создавали союзы, оставаясь самостоятельными внутри них. Спарта и Афины враждовали между собой за первенство среди греческих государств и даже вели войны. Спарта была военизированным государством, где молодежь с детства помещали в «спартанские» условия, чтобы сделать из них сильных и мужественных воинов. Прославившись своими воинскими подвигами, спартанцы не оставили после себя тех культурных достижений, которые навсегда сделали Афины фактической столицей Греции. Видимо, особенности географического положения, государственного устройства и политической жизни внутри самих городов-государств сформировали у греков особый дух свободомыслия, неприятия тирании и господства, а также их стремление к познанию окружающего мира. Открытия, сделанные греческими мудрецами, не просто прославили их, а стали основой европейской цивилизации. Если спросить, откуда произошла современная Европа, то без труда можно выделить три составляющих: 1) греческая культура с ее представлениями о роли человеческой личности, демократии, стремлении к знаниям и раскрытию тайн окружающего мира и космоса, философского обоснования проблем, стоящих перед людьми; 2) римской технологии и организации государственного устройства, законотворчества, военного дела; 3) христианства, которое стало идеологической основой, объединившей греческую культуру и римское государственное управление и создавшего тот сплав римского практицизма и греческого демократизма, который сегодня имеет Европа.

Начало греческой философии

Рождение греческой философии началось с орфиков – последователей знаменитого певца Орфея. Орфики начали разрабатывать учение о человеке, которое удивительным образом перекликается с индийскими представлениями. Да и по времени (VI век до н.э.) совпадает с созданием буддизма, джайнизма и индуизма. Орфики увидели двойственную природу человека и как следствие извечную борьбу внутри него самого. Блаженство человека в крылатом парении духа, его несчастье – в подчинении плоти.

До орфиков греки считали тело главным, а душу ущербном, нетвердым и слабым. По мысли орфиков, тело является гробницей души, где она влачит жалкое существование. Орфики создали учение о перевоплощении душ, которое назвали метемпсихоз, который во многом напоминает закон кармы и сансару Индии. Орфики верили в судьбу. В то же время в их учении содержалась вера в то, что человек в состоянии изменить свою судьбу. Он должен постоянно вести борьбу с проявлениями плотских устремлений в своем сердце. Мысли и дела его должны быть чистыми. В гимнах истинный орфик называется «добродетельным» и даже «святым». Орфики не употребляли животную пищу, отвергали кровавые жертвы. Для освобождения души из цикла перерождений они рекомендовали особые принципы аскезы, которые называли орфической жизнью.

Пифагор

С именем Пифагора мы сталкивались на уроках геометрии, знакомясь с доказательством его знаменитой теоремы. Однако он был не только знаменитым математиком, говорят, что именно он придумал слово философ (любитель мудрости) и назвал им себя. По преданию, Пифагор родился около 580 года до н. э. на острове Самос вблизи ионийского побережья Малой Азии. Его предки могли быть сирийцами или финикийцами, а отец был ювелиром. Эта профессия в то время требовала многосторонней образованности, и первые научные знания Пифагор мог почерпнуть у отца. В те времена вся греческая молодежь в поисках знаний отправлялась путешествовать в Египет и другие страны Востока.

В тридцать лет Пифагор приехал в Египет, где познакомился с медициной, математикой и метеорологией, которым его обучали жрецы. По преданию, напавшие на Египет персы увезли его с собой в Вавилон, а оттуда он самостоятельно добрался до Индии. Когда после десятилетнего отсутствия Пифагор вернулся на родину, то ее не узнал. Государство было под властью тирана Поликрата, и Пифагор переселяется в Италию на побережье Тарентского залива, где располагался город Кротон – богатый порт, славившийся свободой. В этом городе Пифагор начал излагать свое учение. По времени его обращение к людям совпало с проповедями Будды и Конфуция. Ученики Пифагора объединились в так называемый пифагорейский союз, или кротонское братство, их стали называть «пифагорейцами».

Личность Пифагора была необыкновенной. До наших дней дошли легенды, рассказывающие о его замечательных способностях. Говорят, что его видели в одно и то же время в разных местах, что он проникал в загробные миры, беседовал с духами. Однажды, когда Пифагор переходил реку, из воды раздался голос, приветствующий его. В наши дни большинство людей с полным доверием относятся к удивительным способностям йогов, учитывая, что Пифагор много лет изучал восточную мудрость и, возможно, йогу, то многое из рассказов о нем могло иметь основание.

В учении Пифагора можно выделить три главные составляющие. Первой из них можно назвать стремление его к гармонии, порядку и организации. В связи с этим у него было особое отношение к музыке. Он считал ее бессловесной проповедью и утверждал, что она обладает способностью поднимать душу по ступеням восхождения к высшему порядку, скрытому от взоров невежд. Он говорил о вселенском звучании космического строя и призывал слушать «гармонию сфер».

Мистическое значение придавал Пифагор числам. Математика рассматривалась как путь к выведению единой формулы мира, которая тождественна с музыкальной гармонией. Модная ныне нумерология берет свое начало в исканиях пифагорейцев.

Третьим направлением учения Пифагора является забота о душе, которая должна быть настроена в унисон с небесной гармонией. Для этого он установил ученикам особый уклад жизни, который требовал просветленности, гармоничности и меры в поступках, чувствах и мыслях. Ученик обязан был строго следить за собой, заглядывая в свою душу, проверяя совесть: «Что преступил я? Что натворил? Какого не выполнил долга?» Человеку следовало помнить, что его бессмертная душа есть арена противоборства враждующих сил. Их нужно привести в равновесие. Того, кто не смог перестроить свою душу по принципам гармоничности, не минует возмездие. Лишь совершенная жизнь может принести душе блаженство в этом мире и будущих воплощениях.

Сократ

Сократ родился около 470 года до н. э. в Афинах и на всю жизнь остался горячим патриотом родины. «Отечество, – говорил он, – дороже и матери, и отца, и всех остальных предков». Его отец, Софроникс, был потомственным каменотесом-ваятелем и обучил своему мастерству сына, но скульптором тот не стал. Сократ подобно другим грекам не поехал в юности путешествовать в поисках знаний. Он вообще не любил покидать Афины. Как и Пифагор, Сократ был не только выдающимся философом, но и великим человеком. Как-то ему сказали, что на его лице написаны задатки пороков. Друзья запротестовали, но он согласился, что был склонен к дурному, но смог победить себя. Самовоспитание Сократ считал основой личности и истинной мудростью, так как победить страсти, свою низменную природу подчинить разуму означало для него открыть в себе высшее Начало.

Сократ был стойким и мужественным солдатом. Во время войны был одним из немногих, кто с необычайной стойкостью переносил невзгоды. В то время как все остальные роптали и жаловались па холод и нехватку пищи, лишь он один ни на что не жаловался, не искал, чем бы укрыться от холода, ходил босиком. Желая хоть как-то приравнять Сократа к себе, они решили напоить его вином, но и это испытание он выдержал достойно. Никто и никогда не видел Сократа пьяным. В решающем сражении он вынес из боя своего раненого друга.

Одна сцена в военном лагере сделала Сократа популярным среди солдат. С раннего утра он остановился посреди лагеря в глубокой задумчивости, не отвечая на вопросы и никак не реагируя на замечания. Так простоял до самого вечера. Некоторые солдаты, желая знать, как долго он так продержится, легли спать вблизи, но Сократ простоял, не шелохнувшись, до следующего утра. Умение Сократа погружаться в самого себя проявлялось и в том, что он чувствовал в себе какой-то голос, который всякий раз отклонял его от каких-то действий, но никогда ничего не навязывал. Сократ называл его «даймонионом».

Война, которую Афины длительное время вели со Спартой, привела к необычайному упадку нравов. Афины беспощадно мстили неверным союзникам, все независимо мыслящие люди объявлялись неблагонадежными, и их ждала жестокая расправа. Страх, недоверие, доносы привели к перерождению демократии в бессмысленное буйство толпы. Молодежь росла равнодушной к отечеству, порядку и вере. Вот в такое время Сократ стал испытывать души, просвещать умы, содействовать отысканию истины и справедливости. К этому его побудил один из друзей, который спросил дельфийского оракула: «Есть ли кто мудрее сына Софроникса?» «Нет», – ответила пифия. После долгих размышлений Сократ решил, что оракул так сказал потому, что «сам он знает, что ничего не знает».

В отличие от других философов, которые размышляли над устройством Вселенной, для Сократа главной тайной был сам человек. Для чего он живет и как должен жить? Существует ли истина? Сократ создает новую этику, основанную на том, что главной ценностью, которой обладает человек, является добродетель. Разум дан человеку не для того, чтобы исследовать, что находится на небесах и под землею, а для того, чтобы, стать совершенным. Сократ считает, что необходимо «заботиться прежде и сильнее всего не о теле и не о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше». Всей своей жизнью Сократ подтвердил преданность идее.

Сократ считал, что человеку не следует «заботиться о своих делах раньше и более чем о самом себе». Богатство, власть, здоровье, мнение окружающих – все это вторично. Первичным же и самым важным является забота о душе. Он ставил под сомнение правильность жизни в ее общепринятых формах. Сократ верил, что причина всех пороков в незнании людей. Он считал, что человек добр по природе и злым его делает неведение.

Трое сограждан обвинили Сократа в том, «что он преступает законы богов, которых признает город, а признает знамения каких-то новых гениев». Обвинители говорили, что, отступая от обычаев предков и от своих богов, он развращает молодежь. На суде он должен был, чтобы спасти свою жизнь, отказаться от своих взглядов. Это понимали обвинители. Это понимал и сам Сократ. Он не отрицал, что его взгляды на ценности жизни противоречат взглядам большинства афинян. При этом считал себя правым, как бывает прав отец или старший брат по отношению к малым детям. Сократ предвосхитил поведение Иисуса Христа во время суда и казни, который говорил: «Не ведают, что творят». Таким же было отношение Сократа к суду и судьям.

На суде он не пытается оправдываться, наоборот, высоко оценивает себя, свою миссию и безжалостно критикует афинян за их пороки. Он не может допустить, чтобы судьи сказали: «Сократ не плох, но то, чему он учит, плохо». Суд, где в качестве судей выступало пятьсот граждан Афин, 280 голосами против 220 приговорил его к смерти.

Тридцать дней ждал смерти Сократ. Его друг Критон подкупил стражу и предложил Сократу бежать, но он ответил: «Всего более нужно ценить не жизнь как таковую, но жизнь хорошую».

Под словом «хорошую» он подразумевает не материальные блага, а добродетельность. Сократ считал, что человек должен жить добродетельно, независимо от того, когда он умрет – завтра или через сто лет. Когда ему принесли кубок с ядом, он спокойно его осушил. Наверное, он был первым человеком, который ради возвышенной идеи осознанно пошел на смерть.

Это был один из первых людей «не от мира сего», который жил велениями не плоти, а духа.

Платон

Платон (420–348 гг. до н. э.) был учеником Сократа. На склоне лет он говорил: «Старшего моего друга, дорогого мне Сократа... я... могу назвать справедливейшим из живших тогда людей». Если от Пифагора и Сократа до наших дней не сохранилось ни строчки, так как они не писали сочинений, то произведения Платона дошли полностью. Они написаны в форме диалогов, в которых одним из собеседников он вывел Сократа.

Смерть Сократа глубоко потрясла Платона, и он на четыре года покидает Афины, чтобы побывать в других странах, среди которых особое внимание уделил Египту. После возвращения Платон начинает писать, исследуя сущность софизма, являвшегося в то время модным увлечением философов. Кто на самом деле эти искушенные ораторы? Искатели истины или ими руководит нечто другое? Он приходит к выводу, что софисты ищут не истину и знание, а наоборот, своими словесными ухищрениями, направленными на достижение победы над другим оратором, мешают их поиску. Такие люди являются рабами зла, и им нужно не завидовать, а жалеть их, как потерявших человеческое достоинство. Платон подводит читателя к мысли: не стоит быть даже великим царем, если в своих поступках не руководствоваться принципами Добра. Добро – божественное начало, поэтому поиск истины есть в одно и то же время стремление к Добру. Зло, даже если оно побеждает, остается всего лишь болезнью души, безумием.

Платон все сильнее задумывается о государственном порядке. Он приходит к мысли, что государственное устройство должно отвечать нравственным принципам. Эти идеи он развил в своей знаменитой книге «Государство», которую писал много лет. В первой ее части он доказывает, что справедливость несовместима с «правом сильного». Справедливый человек стремится послужить благу других не меньше, чем собственному. Само общество складывается потому, что люди нуждаются друг в друге. Труд – главное связующее звено между людьми. Землепашец необходим строителю, ремесленник им обоим, а все нуждаются в справедливом и умном правителе. По мысли Платона, власть должна быть отдана философам. А так как тогда философия была не отделима от науки, то у власти должна была находиться, по сегодняшнему выражению, «технократия».

Особое внимание в этой книге было уделено воспитанию молодежи. Для того чтобы прививать детям нравственные образцы, им дозволяется читать только проверенные книги. Вводится жестокая цензура, которая просеивает все сферы культуры. Писатели и поэты, чьи произведения не соответствуют требованиям государства, изгоняются. В его государстве жесткое сословное устройство, причем каждое сословие имеет одно-единственное занятие: одни управляют, другие трудятся, а третьи защищают. Правители-философы и воины-стражи живут при полном коммунизме. Они не имеют собственности и даже семьи. Детей после рождения следовало отбирать у родителей и отдавать на государственное воспитание. Эти жесткие меры преследовали, по мысли Платона, благую цель – искоренить среди правителей и воинов стремление к личному обогащению за счет других, должны были служить торжеству справедливости.

Трудящиеся в этом государстве могут иметь семью и собственность, но также находятся под жестким контролем государства и должны жертвовать всем ради его блага. Их жизнь строго регламентирована. Правители зорко наблюдают за повседневной жизнью людей, что они едят, во что одеваются, как развлекаются и выражают свои чувства, как спят. Заботясь о народе, Платон совершенно упускает из виду, что он состоит из личностей, которые хотят иметь свою индивидуальность и свободу самовыражения, совершенно не совместимые с навязываемым им деспотическим режимом. По сути дела, Платон создавал государство-казарму, где благо государства достигалось за счет ущемления прав граждан. Каким бы утопичным не выглядело государственное устройство, придуманное гением Платона, многие его черты в той или иной степени были использованы фашистами и коммунистами в своем государственном строительстве.

Извилистые пути судьбы привели Платона к тому, что однажды его решили продать в рабство на невольничьем рынке. На его счастье, среди посетителей этого рынка оказался его знакомый, который выкупил Платона и предоставил ему свободу. Благодарные ученики Платона собрали деньги, чтобы вернуть этому человеку, но он от них отказался. Тогда на них решили приобрести небольшое имение с рощей в окрестностях Афин, которое получило название Академия. Впоследствии там будут учиться многие замечательные люди того времени, в том числе и самый выдающийся ученик Платона Аристотель.

В Академии Платон окончательно формулирует свое учение о соотношении духовного и материального миров. Человек в своей земной жизни одновременно принадлежит двум измерениям: духовному и материальному. Его душа лишь на период жизни связана с тленным телом, но сама призвана управлять им. После смерти она уходит «в подобное ей самой безвидное место, божественное, бессмертное, разумное, и, достигши его, обретает блаженство, отныне избавленная от блужданий, безрассудства, страхов, диких вожделений и всех прочих человеческих зол». По мысли Платона, наряду с нашим материальным миром существует нематериальный мир идей. За это название все учение Платона получило наименование – идеализм. Наш мир лишь жалкое отражение того нематериального мира. Подобно пифагорейцам Платон считал, что душа подвержена перерождениям, но добродетельная жизнь философа, ведущая к избавлению от человеческих страстей и пороков, способна вырвать ее из этого круговращения.

Аристотель

В течение двадцати лет посещал Аристотель (384–322 гг. до н. э.) Академию и был самым выдающимся из ее учеников. Платон доверял ему выступать с лекциями в его отсутствие. В последние годы Аристотель все чаще высказывал свое несогласие с взглядами учителя. После смерти Платона Аристотель с огромным интересом занялся изучением животного мира. Фактически он положил начало науке зоологии. Аристотель изучал размножение акул и морских ежей, органы слуха у рыб. При этом его исследования носили вполне научный характер даже по современным требованиям. Он наблюдал, анатомировал, ставил опыты и при этом описывал все сделанное.

В 343 году до н. э. Аристотель получает приглашение царя Македонии Филиппа стать воспитателем его сына Александра и принимает его. Александру шел тринадцатый год. Это был сложный подросток. От матери унаследовал пылкость и необузданность, от отца – политический ум и безмерное тщеславие. Философ видел, что в подростке дикарь уживается с утонченным эллином. Почти пять лет продолжались занятия с Александром, но после победы при Херонее, когда вся Греция признала главенство Македонии, юношу стали интересовать только новые завоевания.

После этого Аристотель вернулся в Афины, где основал ликей, или лицей. В отличие от Платона, который парил в заоблачных высотах своих фантазий и называл земной мир мрачной пещерой, Аристотель был зачарован многообразием живых существ. В его книгах описано свыше пятисот видов животных, которых впервые в истории он сумел классифицировать. Задолго до Дарвина он указал на борьбу за существование в природе.

Аристотель пытается создать теорию возникновения мира - метафизику, как ее назовут впоследствии. Божество в понимании философа – это необъятный разум, который также мало знает о копошащемся где-то маленьком мирке, как солнце о цветке, тянущемся ему навстречу. Как же это возможно, если Бог стоит над Вселенной, не соприкасаясь с ней? Он, отвечает Аристотель, сообщает ей движение не механически, а действуя «как предмет желания, как предмет мысли». Мир созидается силой духовного притяжения.

Мысль, по Аристотелю, занимает особое место в природе. «Так как ум, – говорит он, – мыслит все, ему необходимо быть не смешанным ни с чем, чтобы властвовать, то есть познавать. Вселенская «Первопричина» [Бог] движет мир «как предмет любви». Это универсальное тяготение Любви превращает мир в живое существо, жаждущее достичь божественного бытия».

Когда апостол Павел встречался с афинянами в Ареопаге, то после диалога (Деян. 17, 17) он перешел к прямому свидетельству (17, 22-31). В своей речи он говорил об общей религиозной основе, а затем обратился к самому существу Евангелия: значению личности и дела Христа. Это возвещение было совершенно чуждо античному греческому мировоззрению и противоречило не только усложненному политеизму простого народа, но также изощренному атеизму философов-эпикурейцев и пантеизму стоиков.

Отбросив представление о замкнутой, самодостаточной космологической системе, автономной и безличной, Павел стал проповедовать действие личного Бога, Который сотворил Вселенную из ничего, промышляет о мире и решительным образом вмешивается в историю. В противовес представлению об индивиде, живущем автоматически, акцент был сделан на свободе и любви, которые проявляются в общении между Богом и человеком. Этим парадоксом, который для афинян граничил с абсурдом, Павел ввел новый тип мышления. Он предложил радикальный пересмотр греческой мудрости через принятие Христа как центра творения, Того, Кто сообщает реальное существование миру. До этого времени понимание греческими интеллектуалами человека сводилось к представлению о мыслящем существе, осознающем самого себя и свое окружение посредством развития своего разума. Для Павла же основополагающий, переломный момент для человечества – его метанойя (изменение ума, покаяние) – должен быть направлен к любви Бога, Который недоступен для разума, но открылся в распятом и воскресшем Христе. Здесь мы имеем ясный пример понимания и уважения античных религиозных идей и в то же время их превосхождения в истине и силе христианского Откровения.

Рабство в Древней Греции

Греческие философы, создав учение о красоте человеческой души, добродетелях и космосе как предмете любви Всевышнего, удивительно единодушны в отрицании человеческой сущности рабов. Ни один из них не выступил против рабовладения и не усомнился в безнравственности превращения человека в вещь. Даже Платон, которому пришлось быть выставленным на продажу в качестве раба на рынке, впоследствии никогда не сомневался в справедливости такого отношения к рабам. Возникает вопрос: как такое могло быть? Дело не только в том, что рабовладельческий способ ведения хозяйства был основан на использовании труда рабов. Вот как об этом говорил Аристотель: «Если бы наши орудия умели работать сами и ткацкий челнок сам бы ходил по станку, а смычок по струнам, то не нужны бы стали ни рабы, ни рабовладельцы». Экономические условия, при которых общество свободных не могло существовать без класса рабов, это только одна сторона проблемы.

Выдающийся русский философ Алексей Федорович Лосев нашел вторую часть ответа на причины существования рабовладения, которая кроется в духовно-нравственных представлениях той эпохи. Он приводит пример, что после персидских войн в отдельных государствах Греции на одного свободного приходилось по десять и более рабов. Казалось бы, что держать так много рабов в повиновении очень непросто, что нужны были какие-то исключительные меры запугивания и подавления рабов, но это не так. А. Ф. Лосев писал, что в античном мире никто не был свободным. Рабы зависели от рабовладельцев, а над теми и другими властвовала «судьба, рок, слепой, всевластный античный рок. В античном мире свободные сознают себя рабами общего миропорядка, рабами, прежде всего, судьбы, рока». Он считал, что основой таких представлений является отношение к насилию как законной форме отношений между людьми и писал, что необходимо «прежде всего, принять во внимание рабовладение не как насилие просто, а как определенную форму насилия, а форма эта требует наличие раба, то есть человека, понимаемого и действующего как вещь или, по крайней мере, как животное. А это связано с отсутствием в самом, человеке сознания, что он именно человек, а не вещь».

Таким образом, рабство как бы узаконивалось самими рабами, которые видели в своем положении предопределение судьбы и не представляли, как его можно изменить. Даже восстания рабов в случае их победы не вели к изменению рабовладельческих отношений. Просто на смену одним рабовладельцам приходили другие.

ДРЕВНЕРИМСКАЯ РЕЛИГИЯ

Рим и пантеон богов

Возникновение Рима, относящееся к VII веку до н. э., было результатом расселения на Аппенинском полуострове праиталиков – племен, говоривших на италийских языках, пришедших из Северного Причерноморья.

Крупное племенное объединение латинов, укрепившееся в нижнем течении Тибра, и положило начало Риму. При главенстве латинов Рим развивался как полиэтничное поселение: в этом процессе участвовало соседствовавшее племя италиков – сабинян, а также неиталийские народы – этруски, кельты и др. Этруски основали в VIII в. до н. э. сильное государство на территории Италии, а в VI веке до н. э. переселились в Рим. Древнейшие верования племен, образовавших население первоначального Рима, как и верования других древних народов, были связаны с архаическими религиозными представлениями и обрядами, среди которых значительное место занимала вера в духов. В Риме эти архаические верования не были ни вытеснены, ни поглощены позднейшими религиозными системами, но существовали параллельно, рядом с ними. Культы духов, превратившихся в богов, просуществовали в Римской империи до победы христианства. Это были культы пенатов – хранителей дома, ларов – хранителей семьи и ее устоев, гениев, которые изначально почитались как генеалогические боги, боги рода (от греч. genus –род, происхождение), а затем превратились в богов – покровителей мужчин, причем считалось, что каждый мужчина имеет своего гения.

Однако главным в Древнем Риме был официальный, государственный культ, официальный пантеон богов, связанный, прежде всего с самим городом.

Формирование Рима как города-полиса, города-государства обусловило основные особенности его религии. Во-первых, синкретизм – слияние религиозных культов различных народов, во-вторых, этатизм – принцип, признающий главенство государства во всех сферах жизни людей, в-третьих, ярко выраженная политическая направленность религии Древнего Рима, обеспечивавшая укрепление его власти.

Все эти особенности проявились уже в так называемом римском мифе – сложившейся в VI веке до н. э. концепции, объясняющей возникновение Рима божественным вмешательством. Согласно «римскому мифу» основание Рима было связано с сыновьями бога войны Марса, близнецами Ромулом и Ремом, вскормленными волчицей. Знаки великой судьбы Рима были принесены опять-таки божественным потомком – Энеем, сыном троянца Анхиса и богини Афродиты.

Появление этой греческой линии в «римском мифе» не случайно: греки появились на Аппенинском полуострове во время Великой греческой колонизации, и их религиозные взгляды влияли на формирование религии Рима, даже становились частью ее. Пантеон римских богов возглавлял, как и в Греции, бог неба, грома и молнии, но с другим именем – не Зевс, а Юпитер. И именно он был объявлен божественным покровителем и олицетворением могущества Рима. Жена Юпитера – Юнона, древнее божество латинов, покровительница женщины, богиня материнства и брака, была отождествлена с греческой Герой; Минерва – римская богиня мудрости – была отождествлена с Афиной. Официально был провозглашен культ греческого бога Аполлона как искусного врачевателя. Другой греческий бог-врачеватель, Асклепий, почитался в Риме как бог Эскулап: Широко распространился культ Диониса, получившего имя Бахуса, или Вакха. Греческий бог войны Арес стал богом войны Марсом.

В Риме, где не было философских школ, широкое развитие получила такая форма общественного сознания, как правосознание, правотворчество, юриспруденция. Соответственно в религиозные верования привносится правовая государственная регламентация: официально закрепляется пантеон богов, порядок их почитания, устанавливаются общие для всего народа Рима и для городских и сельских общин праздники. Официальный государственный культ носил открытый, публичный характер. На Капитолийском холме в Риме, где находились важнейшие государственные учреждения, в VI веке до н. э. был возведен храм Юпитера, а затем и храм Весты, богини огня, официально провозглашенной покровительницей римского народа.

Сословное деление граждан Рима на патрициев и плебеев привело к появлению сословных культов: у патрициев – культ Диоскуров, у плебеев – культ Либера, Либеры (мужское и женское божества плодородия и виноградарства), а также богини плодородия Цереры. Громадный римский пантеон, как и греческий, включал богов, олицетворяющих добродетели – верность (Фидес), согласие (Конкордия), мужество (Виртус), мир (Паке) и т. д. Пантеон предусматривал божественное покровительство абсолютно всех сторон жизни людей, всех форм их деятельности. Так, почиталась богиня сточных канав Клоакиня, Меркурий, как и греческий Гермес, был покровителем не только торговли, но и воровства. Специализация богов была невероятно обширной. Одним только детством ребенка заведовали десятки богов – были боги и богини первого крика ребенка, его первого шага, его первого выхода из дома, его хождения по улице и т. д.

Всех богов римляне делили на три категории – небесных, земных (хтонических) и подземных. В качестве богини подземного мира почиталась Церера, первоначально богиня плодородия. Подземный мир воспринимался как царство мертвых, как обиталище душ усопших. Как и у греков, души делились на две категории. Во-первых, почитаемые души предков, которые, по представлению римлян, сами становятся богами (умершие отец и мать – это «боги-родители»). И во-вторых, злые души умерших нечестивцев, злодеев, а также тех, кто не получил правильного погребения. Души этих людей становятся злыми, мстительными существами – ларвами и лемурами.

Все официальные обряды в Риме совершались жрецами, которые объединялись в жреческие коллегии, формировавшиеся первоначально из патрициев, а затем и из плебеев. Жречество не составляло какой-то отдельной, замкнутой касты: жреческие должности и коллегии учреждались государством и коллегии оказывали большое влияние на политическую жизнь Рима. Высшей жреческой коллегией была коллегия понтификов во главе с Великим понтификом, избираемым пожизненно. В первый день каждого месяца по лунному календарю Великий понтифик торжественно обращался к богам с молитвой о благоденствии и процветании Рима. Он также надзирал за вечным огнем в храме богини Весты, покровительницы римского народа, за всей деятельностью этого храма и самих жриц богини – весталок.

Жрецы не занимались разработкой богословских проблем, религиозной идеологией. К их обязанностям относилось составление календарей, отправление официальных ритуалов и праздников, надзор за их точным исполнением. Что же касается культов домашних богов, то здесь обряды совершались главой семьи, фамилии. Это были, прежде всего, родильный, свадебный и погребальный обряды. Особое значение имел последний, и постепенно он превратился в столь сложный и дорогой, включавший жертвоприношения, строительство пышных гробниц, состязания гладиаторов в честь умершего и т. д., что власти даже издали специальные законы, ограничивающие расходы на похороны.

В ведении жрецов были гадания и предсказания, толкование знамений. Последнее было связано с верой в то, что боги постоянно присутствуют в мире людей и могут проявлять себя и свою волю в необычных явлениях (необычный цвет неба, неожиданное поведение животных и т. д.), значение которых надо уметь понять, и пониманием этим обладают жрецы. Жрецы-гадатели определяли будущее по внутренностям жертвенных животных (гаруспики) и полету птиц (авгуры).

В республиканском, а затем императорском Риме – в период, начавшийся со II века до н. э. и отмеченный завоеваниями римлян, подчинивших себе колоссальные территории, – пантеон римских богов пополняется чужеземными богами. Распространяются культы восточных умирающих и воскресающих божеств – египетских Осириса и Исиды, персидского Митры, культ дорийской богини плодородия Кибелы, мистериальные культы Греции. Широкое распространение этих культов было в известной мере противовесом официальным культам, особенно возникшим в императорском Риме культам обожествленных императоров, полководцев, видных политических деятелей и т. д. Вера в умирающих и воскресающих богов, эмоционально насыщенная обрядность мистериальных культов – все это подготовило почву для принятия христианства.

Победа христианства в IV веке н. э. означала смерть религии Древнего Рима. Но хотя она была уничтожена христианством, до сих пор вся мировая наука и культура используют тот понятийный аппарат, тот язык, который был создан в Древнем Риме. Само понятие «религия» было создано и введено в оборот древними римлянами: словом «religio» обозначалась та особая сфера духовной жизни, которая связана с верованиями и обрядами; понятие «сакральный» означало все то, что принадлежит богам, т. е. «божественное»; понятие «профанный» означало все то, что отделено от богов, что перестало принадлежать им (одно из первоначальных значений этого понятия – «отошедший от богов», «вероотступник»). Сегодня этим термином обозначают все, что связано с миром человека. Понятие «фидеизм» и некоторые другие – все это оттуда, из языка религии Древнего Рима.

В противоположность древнегреческим богам с их сложными и яркими характерами и судьбами, древнеримские божества имели характер абстрактный, бледный. Они были ничем иным, как символами тех сил, которые по всеобщему признанию создают человеческое счастье: Fortuna, Victoria, Spes, Fides, Salus.

Кроме того, для каждого жизненного отношения, для каждой профессии также имелось свое божество. Отсюда получается другой ряд богов: Portumnus – бог гаваней, Terminus – бог границ, Silvanus – бог лесов.

Впоследствии римская религия обогатилась чужими богами – греческими, египетскими, азиатскими. В конце концов, римляне стали покровительствовать всем без исключения известным им религиям. И, наконец, дело кончилось безнадежным скептицизмом, странным образом уживавшимся с самыми дикими суевериями.

stydopedia.ru

Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры

Перейти к контенту

Главное меню:

  • Всеобщая история архитектуры
  • Первобытнообщинный период
  • Первобытнообщинный период
  • Рабовладельческое общество
  • Рабовладельческое общество
    • Карта раздела «Рабовладельческое общество»
    • Рабовладельческое общество
    • Древний Египет
    • Эфиопия
    • Эгейский мир
    • Двуречье и Месопотамия
    • Передняя Азия
    • Закавказье
    • Иран
      • Иран
      • Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
      • Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
      • Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
      • Иран. Пасаргады. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
      • Иран. Дворцы Дария
      • Иран. Сузы. Дворец Дария
      • Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
      • Иран. Святилища
      • Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
      • Парфия
      • Парфия. Селевкия, Ктесифон
      • Парфия. Хатра
      • Парфия. Ашшур, Дура-Европос
      • Парфия. Жилые дома
      • Парфия. Дворец Хатры
      • Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
      • Парфия. Культовые сооружения
      • Парфия. Фортификация
      • Парфия. Гробницы
      • Парфия. Общественная архитектура
      • Иран. Сасанидское государство
      • Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
      • Иран. Ктесифон. Фортификация городов
      • Иран. Арки, своды, купола
      • Иран. Арки, своды, купола 2
      • Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
      • Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
      • Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
      • Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
      • Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
      • Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
      • Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
      • Иран. Особенности общественного строительства
      • Иран. Искусство
      • Иран. Искусство 2
    • Средняя Азия
    • Афганистан
    • Юго-Восточная Азия
    • Дальний Восток. Китай
    • Дальний Восток. Корея
    • Дальний Восток. Япония
    • Америка. Этапы развития
  • Архитектура античного мира
  • Архитектура античного мира
    • Карта раздела «Архитектура античного мира»
    • Архитектура античного мира
    • Архитектура древней Греции
    • Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII - середина VIII в. до н.э.)
    • Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
    • Архитектура греческой метрополии
    • Архитектура Великой Греции
    • Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
    • Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
    • Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
    • Расцвет аттической архитектуры
    • Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
    • Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
    • Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
    • Греция Эллинизм. Общественные сооружения
    • Греция. Эллинизм. Культовое строительство
    • Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
    • Архитектура античных государств Северного Причерноморья
    • Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
    • Архитектура древнего Рима
    • Этрусская архитектура
    • Архитектура Римской республики
    • Римская республика. Общественные сооружения
    • Римская республика. Инженерные сооружения
    • Римская республика. Жилые сооружения
    • Римская республика. Виллы
    • Архитектура Римской империи
    • Римская империя. Градостроительство
    • Римская империя. Общественные сооружения
    • Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
    • Римская империя. Инженерные сооружения
    • Римская империя. Жилые сооружения
    • Римская империя. Погребальные сооружения
    • Ордер
    • Декор
    • Декор 2
    • Композиция
    • Роль римской архитектуры
    • Раннехристианская архитектура
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
    • Карта раздела «Архитектура Восточной Европы. Средние века»
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 2
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 3
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 4
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 5
    • Архитектура Византии
    • Архитектура Армении
      • Архитектура Армении
      • Архитектура IV—VII вв.
      • Архитектура IX-XI вв.
        • Развитие Армении политическое IX—XI вв
        • Развитие Армении экономическое IX—XI вв
        • Ани, Лори-берд
        • Амберд, Бджни, Каянберд, Тигнис, Магасберд, дворец Багратидов
        • Айраванка, Нарекаванка, Ованнеса, храм Креста, собор Аракелоц
        • Ани. Кафедральный собор, Гагикашен, церкви Григория Абугамренц и Спасителя
        • "Пастушья" церковь, Аракелоц, Аменапркич, Ншана
        • Храм в Мармашене, Гавиты, Татев, Хцконк, хачкар, Гавазан
      • Архитектура XII—XIV вв.
      • Архитектура киликийской Армении (1080—1375 гг.)
      • Архитектура XV—XIX вв.
      • Роль архитектуры феодальной Армении
    • Архитектура Грузии
      • Архитектура древнего времени ( IV—VII вв.)
      • Архитектура VIII—IX вв.
      • Архитектура X—XI вв.
      • Архитектура XII—XIII вв.
      • Архитектура XIII—XV вв.
      • Архитектура XVI—XVIII вв.
    • Архитектура Болгарии
    • Архитектура Сербии и Македонии
      • Сербия и Македония. Особенности развития
      • Сербия и Македония. Особенности развития 2
      • Градостроительство. Крепости, замки, монастыри
      • Градостроительство. Замки, монастыри, жилые дома
      • Культовая архитектура раннефеодального периода
      • Период господства Византии
      • Рашская архитектурная школа
      • Рашская архитектурная школа. Храмы. Тип, материалы
      • Рашская архитектурная школа. Храмы. Интерьеры. Пропорции. Декор
      • Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, планы, особенности
      • Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, декор
      • Моравская школа. Храмы. Форма, особенности
      • Моравская школа. Храмы. Форма, материал, декор
      • Моравская школа. Храмы. Декор. Фрески
      • Роль архитектуры Сербии и Македонии
    • Архитектура Молдавии и Валахии

archisto.info

Вклад греков и римлян в мировую культуру

Дисциплина: История Тип работы: Реферат Тема: Вклад греков и римлян в мировую культуру

Содержание

[1] Введение

[2]  

[3] 1. Краткая характеристика античной культуры.

[4] 2. Античные мотивы в мировой культуре

[5] Заключение

[6] Список литературы

  

Введение 

Мировая культура в значительнейшей своей части обязана своим возникновением  и существованием античности. Письменность и юриспруденция, философия, литература и искусство Европы практически полностью выросли на этой почве и были восприняты в Новом Свете и в определенной степени в Африке и  Азии.

Два древних народа: греки и римляне породили цивилизацию по меньшей мере половины нашей планеты. После этого долго рассуждать об актуальности темы исследования, связанной с вопросами вклада греков и римлян в мировую культуру, представляется излишним, но мы все-таки скажем об этом несколько слов.

Развитие мировой цивилизации подчиняется закону спирали, по которому каждый новый этап культуры, создавая свои духовные ценности, начинает не от нулевой отметки, а использует, творчески переосмысляя, достижения предыдущих эпох, как непосредственно предшествующих ему, так и более ранних, отделенных от него другим временем, когда высоты, достигнутые этими далекими веками, были, казалось, совершенно забыты.

В этом процессе  взаимообогащения различных культур, независимо от географической и этнической принадлежности их носителей, античному периоду принадлежит особая роль, без учета которой невозможно понять тенденции и процессы развития европейской и мировой культуры.

Общая характеристика этой роли античности и входит в задачи данной работы.

Работа отнюдь не упрощается тем, что по данному поводу существует немалое количество литературы, поскольку ввиду небольшого объема исследования встает вопрос отбора источников.

Этот отбор был сделан в пользу таких источников как словарь-справочник «Античная культура»  В.Н. Ярхо и коллектива авторов, учебных пособий по истории мировой культуры С.В. и В.А. Карпушиных, Л.Г. Емохоновой и других, а также учебного пособия по истории античной литературы И.М. Тронского,  монографий Н.А. Дмитриевой, Н.А. Виноградовой по искусству Древнего мира, трудов С.А. Токарева, Е.В. Федоровой и некоторых других.     

1. Краткая характеристика античной культуры.

Античная цивилизация, если исчислять ее от архаической Эллады, IX – VIII веков до н.э., до позднего Рима, IV—V веков н.э., многим обязанная еще более древним крито-микенской и ближневосточной культурам, не перестала существовать с разгромом Рима варварами и перемещением общественно-политических центров средневековой Европы отчасти на восток (Константинополь), отчасти на запад – в столицы новых «варварских» государств.

Древним грекам был присущ взгляд на мир, совмещавший убеждение в цельности и единстве космоса (ионийская школа, Гераклит, Платон, Аристотель) с представлением о мельчайших неделимых частичках-атомах, из которых этот космос состоит (Демокрит, Эпикур).

Римская философия расширила взгляды греков, развив учение Сократа и стоиков о нравственном совершенствовании  личности и ее свободном выборе и в то же время оставив последующим векам законченную атомистическую теорию строения Вселенной (Лукреций).

В античную эпоху сформировались в общих чертах все основные разделы теоретической философии: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика. Влияние философских идей, учений и систем античных мыслителей могло быть непосредственным, т.е. воспринятым другой эпохой в своем первоначальном виде (аристотелизм Аверроэса), и опосредованным, те. прошедшим воздействия иных традиций (номинализм и реализм в средние века), могло иметь глобальный характер (обращение к античному наследию в эпоху зрелого средневековья, Возрождения, романтизма), а также частный (обращение к античным философам Гассенди, Беркли, Хайдеггера и др.)     

Корни европейской культуры, находятся в Греции. Творческие достижения и открытия греков наложили свой отпечаток на все проявления и формы европейской культуры – от спорта до философии. Во всех сферах жизнедеятельности греческий народ проявил свой творческий гений. Лозунг «Никаких излишеств!», начертанный на фронтоне храма Аполлона в Дельфах, не означал призыва к посредственности.1 

Напротив, «золотая середина», прославленная в римские времена в лирике и философии Горация, противоречила их беспокойному творческому духу, не нарушавшему, однако, равновесия и гармонии.

Эти черты творческого духа эллинов наложили отпечаток на архитектуру, живопись, литературу, философию, эстетику, этику и мифологию.

В греческой культуре на первый план выходит личность. Греки первыми осмыслили эту категорию и тем самым обусловили постановку перед человечеством целого ряда важнейших проблем: личность и общество , добро и зло, великодушие и месть, радость земного бытия и мрак царства теней.

Культура же Древнего Рима – завершающий этап в истории развития античной культуры. В результате многочисленных завоеваний в I веке до н.э. Рим становится мощной державой, простиравшейся в свое время от побережья Адриатики до берегов Каспия, от Британских островов до Северной Африки.

Эта могущественная империя оставила человечеству богатейшее культурное наследие. Побежденная ею Эллада покорила завоевателей богатством своей культуры. Римляне стали усердными учениками греков, подражая им в поэзии  науке, восприняв даже черты греческого пантеона богов. Однако, прежде всего римляне заимствовали все, что им могло пригодиться в практической жизни.

Римская культура сформировалась, вобрав в себя элементы этрусской и греческой. На их основе она выработала собственные формы и традиции, обусловленные своеобразным мироощущением римлян, которым был присущ реалистический подход к действительности.

Так заимствованная у греков мифология утратила в Риме свою поэтичность, римские философы занимались не умозрительными размышлениями, а решали прикладные вопросы. Они не спрашивали, что есть человек, их интересовало, как он должен жить2.

Культура для римлян, в первую очередь средство, разумной организации жизни. Не случайно именно в Древнем Риме была создана рациональная система управления государством, закрепленная в римском праве, ставшем образцом для потомков. Можно сказать, что вся правовая система современного общества строится на фундаменте, который заложили когда-то римские правоведы.

Вклад античности в мировую культуру – это еще и великолепная литература, имеющая громадное историческое значение, хотя бы потому что, являясь древнейшей литературой Европы, послужила предтечей многих художественных форм, приемов, сюжетов.

Причем, надо отметить, что греческая литература – единственная в своем роде, так как она развивалась, не опираясь непосредственно на опыт других литератур, но сама впоследствии послужила опорой для многих.

Восточные элементы проникали в греческую литературу устным «фольклорным» путем3, но вырастая на почве этого обогащенного фольклора, формировалась далее уже без непосредственного воздействия литератур Востока. А по своему богатству и разнообразию, по своей художественной значительности она далеко опередила литературы Древнего Востока.

Римская литература начала развиваться гораздо позже греческой. Она преемственно связана с литературой Греции, опыт и достижения которой она использовала, но вместе с тем, она ставила и решала новые задачи, возникавшие на более позднем этапе развития античного общества.         

Античная литература, как  и античное изобразительное искусство, пережила века. Ее памятники и поныне воспринимаются читателем как эстетически значимые художественные произведения, а не только как исторические документы далекого прошлого.  

2. Античные мотивы в мировой культуре

 

          Влияние античной культуры на мировую можно выявить в первую очередь в области философии как основной мировоззренческой науки.

         С наступлением средних веков рациональная и мистическая традиции античной философии, преломившись в христианском вероучении, образуют единую европейскую научно-философскую и мировоззренческую традицию.

         Специфика усвоения античной философии определяется тем, что неоплатонизм, синтезировавший основные доктрины, оказывал значительное влияние на философию христианскую, затем преобладающим учением стал христианский аристотелизм, и наконец обе традиции стали важнейшими среди гуманистов Ренессанса.4

         Менее очевидным было античное философское влияние в Новое время, что объясняется наличием уже сложившейся философской традиции, независимой от церковной догматики, в рамках которой происходила преемственность5.

       Научная революция XVII века, открытия Бруно, Галилея, Коперника, Кеплера приводят к крушению многих основ античной науки. Но концепция ренессансных натурфилософов-пантеистов (Парацельса, Кампанеллы) были все же ориентированы на пифагорейские, стоические, атомистические идеи античных мыслителей. Логика Аристотеля легла в основу рационалистической  методологии Декарта, многие неоплатонические элементы повлияли на доктрину Бэкона.6  

        Стоические положения о внутренней духовной свободе личности и естественном законе получили распространение среди философов эпохи Просвещения. (Гельвеций, Вольтер, Руссо). Само представление европейских просветителей о человеке, опирающееся на определенную норму (разум или природу), имеет в своей основе античные корни: понятие всеобщей гармонии.

       Интерес к неоплатонизму возобновляется в эпоху романтизма. Примером может служить хотя бы влияние неоплатонического учения Шеллинга и Гегеля) Через посредство Шеллинга и христианских восточных неоплатоников   происходит проникновение неоплатонизма в русскую философию концаXIX -  начала XX века: концепция всеединства В.С. Соловьева, философия П.А. Флоренского, С.Л. Франка.

        В ХХ веке оживляется интерес к ранним, наименее изученным сюжетам античной философии: концепциям Гераклита, Анаксагора, Парменида.7

        Влияние античной литературы в средние века было весьма значительно. Например, в Византии XI-XII вв. возник любопытный памятник: драма «Страждущий Христос», составленная в основном из стихов Еврипида и отрывков из «Прометея прикованного» Эсхила. Эсхил же становится объектом пародии Феодора Продрома «Война кошки и мышей».8 

         В XI – XIII вв. расцветает литература на латинском языке: от прозаического изложения истории Троянской войны Гвидо де Колумны до искусства вагантов, развивавшегося под непосредственным влиянием любовной лирики Овидия.

          В ходе следующих одна за другой культурных волн: Ренессанс, барокко, Просвещение, все с большим вниманием Европа присматривается к античным (большей частью латинским) образцам. (Цицерон, Цезарь, Вергилий). Они вдохновляют западноевропейскую литературу на новых языках, выросших на базе той же латыни.

В XV- XVI вв. античность господствует и в опере и в трагедии. В стороне не остается и Шекспир, у которого несколько пьес восходят к античным источникам.  

В XVIII веке в Ф. Прокопович преподает риторику в Киево-Могилянской академии на латинском языке. Античное учение о трех стилях получает развитие в трудах М.В. Ломоносова.(1757 г.)9

Усилиями деятелей эпохи Просвещения , неоклассицизма, а позднее, романтизма, происходит заметное смещение интереса от римской литературы к греческой.  В русской же литературе этого времени греческое и римское влияние, скорее, уравновешивают друг друга.

У Ломоносова одинаковым почетом пользовались Гораций и Гомер, в сочинениях Тацита и Ювенала писатели (Пушкин, Рылеев) видели примеры борьбы за республиканские идеалы. Наряду с этим в греческой литературе находят множество эротических образов (Державин, Батюшков, ранний Пушкин).

В ХХ веке писатели и драматурги неоднократно использовали античные сюжеты о судьбе Электры и Антигоны (Ж.П. Сартр, Г. Гауптман, Ж. Ануй, Ж. Кокто, К. Орф и др.).

Что касается изобразительного искусства, то архитекторы Ренессанса  штудировали римского теоретика Витрувия, античный ордер в это время вновь становится универсальным языком архитектуры.

Французский живописец XVII Н. Пуссен был убежденным поклонником античности. Не избежал увлечения античностью и крупнейший мастер барокко П. Рубенс, бывший не только художником, но и страстным коллекционером и знатоком античного искусства.

Но если Пуссен вдохновлялся в основном героической римской историей, то Рубенс чаще обращался к образам греческой мифологии (Даная и др). Через сто лет после этого И.И. Винкельман утверждал, что совершенство античного искусства выше совершенства природы, и художнику необходимо изучать античность.10  

Именно Винкельман вызвал новую волну всеевропейского увлечения античностью – неоклассицизм 1760-1830–х годов. Крупнейшим представителем этого направления был Ж.Л. Давид, живописец Великой Французской революции, друг Марата. Под видом сюжетов из греческой и римской истории Давид изображал современные ему гражданские доблести.

В России новый этап возрождения античных идеалов и изобразительном искусстве и архитектуре связывают с воцарением Екатерины  II. Искренне считая себя последовательницей учения французских просветителей, Екатерина одной из главных своих задач считала работу «над умами в варварской стране», духовные преобразования, развитие науки, искусства и культуры11.  

Мода на античность и классицизм была перенесена из Европы в Россию, на смену пышному барокко пришел стиль классицизма, в котором главную роль играли идеалы античности. Наиболее ярко это проявилось в русской архитектуре.

Получили дальнейшее развитие такие принципы столичного градостроительства как регулярность и симметрия, началось сооружение гранитных набережных, зданий общественного назначения, первым из которых стала Академия художеств. Фактически она возникла еще при Елизавете Петровне, но официальной датой ее создания считается 1764 г., когда началось строительство здания по проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота и М.Ф. Кокоринова, ставшего первым ректором Академии.12

Это здание было построено в стиле раннего классицизма: каре с круглым двором, напоминающим Римский Пантеон.

В стиле классицизма (с античными акцентами) были построены Академия наук в Санкт-Петербурге, Смольный институт, Конногвардейский манеж.

Очень часто античные мотивы использовались русскими живописцами, особенно прославили эти сюжеты К.П. Брюллова, обращался к античным сюжетам и В. Серов («Похищение Европы»).

В ХХ веке античность особенно привлекала литераторов.Подробнейшим образом исследовал античный мир Д.С. Мережковский во время работы над циклом романов «Антихрист», часто обращался к античным образам В.Брюсов.        

 Античность культура, творчески переосмысленная в соответствии с веяниями времени, продолжает жить в различных формах искусства и литературы, став классикой для классиков.

 

Заключение

Русский  искусствовед П.П. Гнедич писал: «Если мы сравним Элладу с юным, увлекающимся художником-поэтом, то Рим можно сравнить с меценатом…сознающим свое мировой величие. Он не снисходит до искусства, он искусство приноравливает к себе, к своим потребностям… к будничным, практическим сторонам  жизни».13

Но какова бы ни была разница между римской и древнегреческой культурой, мы не сможем ни отрицать  громадности античного вклада в мировую культуру, н того факта, что грекам и римлянам принадлежат в этом равно почетные роли.

Философия, юриспруденция, литература, архитектура, скульптура и живопись не просто много потеряли бы не будь античной культуры. Возможно, они просто не существовали бы, по крайней мере на таких высоких ступенях развития.

Вся человеческая цивилизация обязана античности  существованием понятия возвышенного, понятия высокого искусства, от искусства изображения до искусства правильного (логического) мышления.    

  

                        

Список литературы  Античная культура, словарь-справочник,   под ред. Ярхо В.Н., М., 1995 г.   Виппер Б.Р., Искусство Древней Греции, М., 1971 г.   Гнедич П.П. Всемирная история искусств, М., 1996 г.  Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А., Искусство Древнего мира, М., 1984 г.  Емохонова Л.Г., Мировая художественная культура, М., 1998 г. Канке В.А., Основы философии, М., 2003 г. Карпушина С.В., Карпушин В.А., История мировой культуры, М., 1998 г.  Токарев С.А. Религия в истории народов мира, М., 1986 г. Тронский И.М., История античной литературы, М., 1988 г. Федорова Е.В., Люди императорского Рима, М., 1990 г.   7 Канке В.А., Основы философии, М., 2003 г.,... Забрать файл

Похожие материалы:

refland.ru

Тест "Вклад древних греков в мировую культуру"

Контрольная работа по теме

«Вклад древних греков в мировую культуру»

Вариант I

Часть А

  1. Слово «демократия» по-гречески означает:

А) война; В) власть немногих;

Б) власть народа; Г) безвластие.

  1. Тайное голосование в Афинах называлось:

А) демократия В) стратег;

Б) остракизм; Г) керамик.

  1. В ведении Афинского Народного собрания находилось:

А) пополнение казны;

Б) утверждение законов;

В) строительство храмов;

Г) руководство войском м флотом.

  1. Выделите причины Пелопоннесской войны:

А) Афины и Спарта воевали из-за полисов;

Б) Афины и Спарта воевали из-за порта Пирей ;

В) Афины и Спарта воевали из-за Эгейского моря;

Г) Афины и Спарта воевали из-за торговых путей.

  1. Кто стал победителем в Пелопоннесской войне:

А) Афины; В) Персия;

Б) Спарта; Г) не было победителя.

  1. Металлическая палочка для письма у греков называлась:

А) стиль; В) ручка;

Б) перо; Г) писало.

  1. Школа для мальчиков в Греции, где занимались бегом, гимнастикой, борьбой, называлась:

А) училище; В) спортивная школа;

Б) гимнасия; Г) академия.

  1. Известный греческий врач:

А) Аристотель; В) Гиппократ;

Б) Геродот; Г) Платон.

  1. «Отцом комедии» греки считали:

А) Эсхил; В) Софокл;

Б) Аристофан; Г) Еврипид.

  1. В честь какого бога греки проводили Олимпийские игры:

А) Зевса; В) Посейдона;

Б) Геракла; Г) Аполлона.

  1. Древняя Греция стала родиной:

А) театра; В) бани;

Б) календаря; Г) алфавита.

  1. Кто в Афинах имел право участвовать в голосовании:

А) женщины и дети;

Б) метеки;

В) полноправные граждане – мужчины

Г) рабы.

Часть В

  1. Расположите перечисленные ниже товары в два столбика: а) что ввозили в Афины б) что вывозили из Афин.

Глиняная посуда, зерно, мрамор, папирус, оружие, оливковое масло, ароматические вещества, вино, рабы.

ввозили в Афины

вывозили из Афин

  1. Приведите в соответствия даты и события.

1. 478 год до н.э. А. начало Пелопоннесской войны

2. 431 год до н.э. Б. возникновение Афинской морской державы

3. 421 год до н.э. В. Свержение демократии в Афинах

4. 411 год до н.э. Г. окончание Пелопоннесской войны

5. 404 год до н.э. Д. Никиев мир

1

2

3

4

5

Часть С 1.

hello_html_2dcae936.jpg

С 2.

hello_html_79ca265a.jpg

Контрольная работа по теме

«Вклад древних греков в мировую культуру»

Вариант II

Часть А

  1. «Отцом истории» считается:

А) Фидий; В) Аристотель;

Б) Аристофан; Г) Геродот.

  1. Выделите причины Пелопоннесской войны:

А) Афины и Спарта воевали из-за полисов;

Б) Афины и Спарта воевали из-за порта Пирей;

В) Афины и Спарта воевали из-за Эгейского моря;

Г) Афины и Спарта воевали из-за торговых путей.

  1. Кто стал победителем в Пелопоннесской войне:

А) Афины; В) Персия;

Б) Спарта; Г) не было победителя.

  1. Металлическая палочка для письма у греков называлась:

А) стиль; В) ручка;

Б) перо; Г) писало.

  1. Древняя Греция является родиной:

А) библии; В) пергамента;

Б) пурпура; Г) гимнасий.

  1. В честь какого бога греки проводили Олимпийские игры:

А) Зевса; В) Посейдона;

Б) Геракла; Г) Аполлона.

  1. Тайное голосование в Афинах называлось:

А) демократия; В) стратег;

Б) остракизм; Г) керамик.

  1. Школа для мальчиков в Греции, где занимались бегом, гимнастикой, борьбой, называлась:

А) училище; В) спортивная школа;

Б) гимнасия; Г) академия.

  1. В ведении Афинского Народного собрания находилось:

А) пополнение казны;

Б) утверждение законов;

В) строительство храмов;

Г) руководство войском м флотом.

  1. Кто в Афинах имел право участвовать в голосовании:

А) женщины и дети;

Б) метеки;

В) полноправные граждане – мужчины

Г) рабы.

  1. Известный греческий автор комедий:

А) Эсхил; В) Софокл;

Б) Аристофан; Г) Еврипид.

  1. Слово «демократия» по-гречески означает:

А) война; В) власть немногих;

Б) власть народа; Г) безвластие.

Часть В

  1. Расположите перечисленные ниже товары в два столбика: а) что ввозили в Афины б) что вывозили из Афин.

Глиняная посуда, зерно, мрамор, папирус, оружие, оливковое масло, ароматические вещества, вино, рабы.

ввозили в Афины

вывозили из Афин

  1. Приведите в соответствия даты и события.

1. 478 год до н.э. А. Никиев мир

2. 431 год до н.э. Б. возникновение Афинской морской державы

3. 421 год до н.э. В. Разгром Спартой Афинского флота

4. 405 год до н.э. Г. окончание Пелопоннесской войны

5. 404 год до н.э. Д. начало Пелопоннесской войны

1

2

3

4

5

Часть С 1.

hello_html_2dcae936.jpg

С 2.

hello_html_79ca265a.jpg

infourok.ru


Смотрите также