Вклад древней греции. Вклад ученых Древней Греции Платона, Аристотеля и Конфуция в Китае в развитие организаторской м (стр. 1 из 3)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Вопрос: Вклад древней Греции в мировую культуру 13 пунктов. Вклад древней греции


Вклад Древней Греции в формирование риторики

 

Современная европейская цивилизация ведет свое начало от крито-микенской и древнегреческой культур. Именно в районе Средиземноморья складываются благоприятные условия для рождения новой культуры в недрах традиционной. Большую роль в этом сыграли города-полисы, в которых формировались новые принципы и идеалы культуры, новые типы личностей и образцы речевого поведения. В Древней Греции наряду с Ахиллесом – могучим героем – мы находим хитроумного Одиссея, сумевшего выйти победителем из сложнейших ситуаций благодаря уму. Не традиция, не опыт предков, а собственная смелость и изобретательность помогли Одиссею выжить. Ум как опора, размышление как способ познания мира, свойственные древнегреческой культуре, предопределят и новое отношение к слову. Расцвет философии, филологии, логики, истории невозможен без выработки умения убедительно излагать результаты познания, а главное – доносить их до широкого круга слушателей. И первые риторы – это именно философы. Кроме того, слово стало в Древней Греции важнейшим инструментом общественной жизни. Полисы с их демократической формой правления породили потребность в публичном обсуждении вопросов государственной важности.

Все это способствовало рождению риторики как теории и практики прежде всего убеждающей монологической речи. Начало формирования риторики относится к Y в. до н.э., а теоретическое оформление – к III – II вв. до н.э. Основы были заложены софистами, которые нередко использовали слово вовсе не для поиска истины. Поскольку истина многолика и ее нельзя познать, уместно и позволительно с помощью различных словесных уловок склонять слушателей к тому варианту, который удобен софисту.Хотя первый учебник риторики, как предполагают, написал философ Корак, открывший в Сиракузах в V в. до н.э. школу красноречия, однако основателем риторики считают известного софиста Горгия, который первым поднял риторику до высот подлинного искусства. Именно Горгий создал тот тип обучения красноречию, который стал основой для подготовки ораторов, именно Горгий ввел в речевую практику ораторов различные виды изобразительно-выразительных средств, в том числе метафору, антитезу, аллегорию, многочисленные повторы и т.п.

В среде софистов сформировался риторический идеал монологического типа и по содержанию, и по форме, поскольку они относились к своим собеседникам как к объектам манипулирования, самоутверждались, пренебрегая подлинной беседой. Цель софистического общения – победа, а не согласование мнений - порождала агональный тип речевого идеала. Из отношения софистов к истине вытекает еще одно свойство идеала – его релятивистский характер, зависимость от внешних обстоятельств, пользы, выгоды.

Этот риторический идеал соответствовал взгляду софистов на слово как на инструмент спора. Софисты обучали эристике, то есть искусству спорить, практическому умению вести прения в народных собраниях и судах. И Протагор, и Горгий, и Продик, и другие ораторы-софисты учили в основном на собственном опыте, по своему образу и подобию. При этом основным методом обучения была беседа с учениками. Фактически софисты положили начало высшему образованию, хотя у них не было постоянного помещения и постоянных учеников.

В Афинах первую риторическую школу открыл в 390 г. до н.э. Исократ (436-338 до н.э.). В ней наряду с риторикой изучались грамматика, история, логика, философия, этика и юриспруденция. Исократ считал, что для успешного овладения риторикой нужны 3 условия: природный дар, правильное обучение и практика. Сам он из-за слабого голоса не мог выступать перед аудиторией, он известен как мастер письменного красноречия. Его отличает ювелирная точность и гармоничность фразы.

Наряду с софистической практикой речи и соответствующим ей риторическим идеалом в Древней Греции складывалась иная традиция – диалектическая, связанная с именами Сократа (469-399 до н.э.), Платона (428-348 до н.э.), Аристотеля(384-322 до н.э.).

Метод Сократа – «майевтика», буквально «повивальное искусство». Сократ учил извлекать скрытое в человеке знание путем наводящих вопросов. Приверженность Сократа истине, отказ от изменения своего мнения в угоду публике хорошо видны в его последних словах, обращенных к согражданам, которые обвинили его в «поклонении новым божествам» и приговорили к казни: «Вы, может быть, думаете, афиняне, что я осужден потому, что у меня не хватило таких доводов, которыми я мог бы склонить вас на свою сторону, если бы считал нужным делать и говорить все, чтобы избежать приговора. Не хватить-то у меня правда что не хватило, только не доводов, а дерзости и бесстыдства и желания говорить вам то, что вам всего приятнее было бы слушать: чтобы я оплакивал себя, горевал, словом. Делал и говорил многое, что вы привыкли слышать от других, но что недостойно меня. Как я утверждаю». Подобная позиция противостоит позиции софистов, которые считали необходимым говорить то, что слушателю приятно.

В целом риторический идеал Сократа прямо противоположен идеалу софистов. Он диалогичен по содержанию и форме, поскольку Сократ уважает собеседника, ведет с ним диалог, а не манипулирует им. Его идеал является гармонизирующим по цели и онтологичным по отношению к предмету речи, так как для Сократа важен поиск истины, а не победа любой ценой.

Сократ излагал свое учение устно, поэтому оно зафиксировано в сочинениях его учеников и последователей. Так, Платон в диалогах «Горгий» и «Федр» закрепил традиции понимания риторики как искусства убеждения. При этом, развивая риторические идеи, особое внимание он уделил психологическому воздействию на слушателя. Чтобы убедить, нужно обратиться к душевному состоянию слушающего, возбудить в нем соответствующие аффекты и страсти. Поэтому, по мнению Платона, ораторское мастерство неотделимо не только от истинного знания, но и от понимания человеческой души. Более того, сама речь должна быть построена так, чтобы соответствовать этой задаче. Ораторская речь это не просто определенная последовательность слов и фраз, она как живое существо - со своим телом, головой, ногами и руками. И внутренне, и внешне речь должна представлять собой гармоническое целое.

По мнению Платона, риторика как искусство убеждения противостоит диалектике как средству поиска истине. В силу этого у нее сомнительное моральное основание. В диалоге «Горгий» Платон порицает ораторов за угодничество, уподобляя ораторство «кулинарному искусству». Действительно, риторические приемы недобросовестный оратор может использовать в корыстных целях.

Эту проблему решил Аристотель, который указал, что подлинный ритор опирается на этические принципы, пользуется только приемлемыми средствами убеждения, раскрывает свои истинные намерения и цели.

Аристотелю принадлежит заслуга в научном оформлении риторики. Он разграничил правильные умозаключения и софизмы (и эристические приемы). Он обосновал возможность использования в качестве верных умозаключений вероятностные суждения. Риторика, по Аристотелю, - это наука об общих способах убеждения в вероятном или возможном, основанных на четкой системе доказательств, а также умение находить и применять эти доказательства, опираясь на логику мысли. Тем самым благодаря Аристотелю в основании риторики оказалась диалектическая логика правдоподобного, что делает нормативную и регулятивную риторику все-таки творческой дисциплиной.

Аристотель разработал так называемые «общие места» - общепризнанные понятия, с помощью которых описывается мир. Он назвал их «категориями» и дал небольшой перечень этих общих мест – около тридцати. В конкретной речевой практике они содержатся в пословицах и поговорках как обобщение мыслительных операций. Если абстрагироваться от конкретного смысла этих отшлифованных веками народных речений, то в них обнаружатся некие смысловые схемы, модели описания и познания мира.

Аристотелю также принадлежит разработка категорий этоса, пафоса и логоса, теории стилей, создание типологии ораторской публичной речи по месту, времени и цели. По этим параметрам речи разделились на три типа:

· делиберативные, которые обращены к будущему, произносятся в народном собрании и представляют собой совет коллективу;

· судебные, те, что анализируют прошлое, произносятся в суде и имеют целью достижение справедливости;

· эпидейктические, то есть похвальные или порицающие, обращенные в настоящее, они произносятся по торжественному случаю в народных собраниях.

Ораторская речь – это публичный монолог, один из видов словесного творчества вообще. В Древней Греции существовали и другие формы словесной культуры, устные и письменные, в сфере философской, учебной, эпистолярной, литературной, официально-деловой речи. И для всех этих форм были свои правила и модели, свой стиль, к поддержанию которого риторика тоже имела отношение, хотя в данном случае чаще срабатывала скорее практика, подражание образцам, а не теория. Далеко не каждый мог овладеть этими моделями и искусством красноречия. В Древней Греции возникла даже профессия – логограф. Логографы писали за других речи и письма.

Принципы красоты и гармонии, свойственные греческой культуре, отразились и на публичной речи: от нее требовалась соразмерность всех частей, логичность и ясность. Еще во времена греческой архаики закладывались эстетические и этические культурные идеалы, в том числе речевые. В «Илиаде» и «Одиссее» находим изображения разных ораторов, их искусные речи, глубоко жизненные по содержанию, гармоничные по строению, обладающие огромной воздействующей силой: «Так говорил - и ахеян сердца взволновал Агамемнон всех в многолюдной толпе» (Гомер. Илиада. –М.,1984. –С. 33).

В течение веков в греческой культуре сложился речевой идеал, в котором закрепились такие качества, как смысловая насыщенность содержания, ясность, простота, краткость выражения, гармоничность построения, красота интонационная, звуковая и ритмическая.

Принцип состязательности (агона) греческой культуры нашел свое выражение не только в Олимпийских играх, на которых соревновались атлеты, но и в состязаниях ораторов. Причем победителю могли поставить памятник, а побежденный нередко был вынужден удалиться в изгнание, что случилось, в частности, с Эсхином, чья речь оказалась хуже речи Демосфена. Речь для греков была своеобразной «лакмусовой бумажкой», по которой оценивался и узнавался человек. Известны слова Сократа, обращенные к собеседнику: «Говори, чтобы я мог тебя узнать».

Как учебная дисциплина риторика в Древней Греции обрела определенную форму и содержание. Ее основу составил риторический канон, учивший находить и обдумывать материал, организовывать его в текст, выражать мысль в красивом и точном слове, запоминать и произносить речь.Были разработаны различные обучающие приемы, упражнения для практического овладения мастерством. В начальной школе риторики не было, обучались риторике в более зрелом возрасте в гимназиях и на высшей ступени. Например, в Афинах это были Академия, Киносарг и Ликей. В высшей школе учащиеся вели беседы с философами, в том числе и с Сократом.

Греки гордились своими выдающимися ораторами. Так, образцом судебного оратора был Лисий (459-380 до н.э.), говоривший на чистом аттическом наречии, создавший свой строгий, четкий и выразительный стиль. В эллинистическую эпоху такой слог станет предметом поклонения и подражания и породит такое явление, как аттикизм, то есть именно подражание подобному стилю. Софист Горгий прославился торжественными речами.

Среди искусных ораторов периода классики самую большую славу снискал Демосфен, который стал оратором по воле судьбы: недобросовестные опекуны присвоили имущество его умершего отца, и Демосфен решил научиться публичной речи, чтобы защитить себя и свои имущественные права. В начале ораторской карьеры он вовсе не блистал красноречием, к тому же внешне он выглядел довольно невзрачно. Однако в этом тщедушном теле обнаружились могучий дух, огромная сила воли, страстность и высокие нравственные качества. Его речи скоро обрели глубину содержания, красоту построения, чистоту аттического языка и пафос произнесения. Царю Филиппу, против которого были направлены некоторые из речей Демосфена, приписывают даже такие слова: «Если бы я слышал эти речи Демосфена, я бы голосовал за войну против себя». Последующие поколения называли его просто Оратором.

Риторика получила своё развитие в Древнем Риме, а в дальнейшем вошла в западноевропейскую культуру. Несмотря на все изменения риторики в ходе её длительного существования, её ядро составляет классическая риторика, оформившаяся именно в Античности.

 

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Вклад древней Греции в мировую культуру 13 пунктов

Достижения древнегреческого общества легли в основу современной европейской цивилизации. Полисная цивилизация (Древнегреческая) выработала многие институты и категории, которые легли в основу современного общества.

Среди достижений греческой цивилизации в политической сфере центральное место занимает понятие «гражданин», предполагающее наличие прав и обязанностей. Непосредственно с понятием статуса гражданина связано понятие свободы как высшей личностной ценности, в том числе и политической свободы (свободы выбора). Именно в античной Греции был успешно реализован первый опыт демократического республиканского устройства государства. Античная Греческая демократия обеспечивала прямое участие граждан в управлении государством. На этом строится и современная демократия как институт государства.

Огромный вклад античное (греческое) общество внесло в мировую культуру. Культуру греческой античности называют классической, поскольку она стала образцом для последующего культурного развития человечества. Можно сказать, без сомнения, что нет ни одной сферы культуры (литература, живопись, скульптура, архитектура, музыка), на которую не оказали влияние идеи древних греков. Древнегреческая культура оставила нам в наследство систему ценностей, характеризующуюся высокой гражданственностью и гуманизмом, множество памятников оставила Древняя Греция, которыми мы восхищаемся, по-другому и не могло быть.

Древние греки были язычниками. Но они оставили после себя богатое наследство — яркую мифологию. Греческие мифы стали неиссякаемым источником вдохновения для литераторов, скульпторов и художников всех времен; ими невозможно не восхищаться.

Греки «подарили» человечеству и науку как отдельную и самостоятельную сферу духовного творчества. И более того, в каждой из отраслей знания: философии, истории, астрономии, геометрии, медицине др. – они заложили основы научного изучения мира.Древние греки создали большинство литературных жанров: трагедия, драма, комедия; стали основоположниками театра, а разработанные ими принципы ордерной архитектуры широко использовались в архитектурных стилях последующих эпох. Достижения античной цивилизации лежат в основе всей европейской культуры, и без обращения к великому наследию прошлого невозможно полноценное развитие современного общества.

Оцени ответ

napyaterku.com

Вклад древней Греции в мировую культуру 13 пунктов

Вклад древней Греции в мировую культуру 13 пунктов

Ответы:

Достижения древнегреческого общества легли в основу современной европейской цивилизации. Полисная цивилизация (Древнегреческая) выработала многие институты и категории, которые легли в основу современного общества. Среди достижений греческой цивилизации в политической сфере центральное место занимает понятие «гражданин», предполагающее наличие прав и обязанностей. Непосредственно с понятием статуса гражданина связано понятие свободы как высшей личностной ценности, в том числе и политической свободы (свободы выбора). Именно в античной Греции был успешно реализован первый опыт демократического республиканского устройства государства. Античная Греческая демократия обеспечивала прямое участие граждан в управлении государством. На этом строится и современная демократия как институт государства. Огромный вклад античное (греческое) общество внесло в мировую культуру. Культуру греческой античности называют классической, поскольку она стала образцом для последующего культурного развития человечества. Можно сказать, без сомнения, что нет ни одной сферы культуры (литература, живопись, скульптура, архитектура, музыка), на которую не оказали влияние идеи древних греков. Древнегреческая культура оставила нам в наследство систему ценностей, характеризующуюся высокой гражданственностью и гуманизмом, множество памятников оставила Древняя Греция, которыми мы восхищаемся, по-другому и не могло быть. Древние греки были язычниками. Но они оставили после себя богатое наследство — яркую мифологию. Греческие мифы стали неиссякаемым источником вдохновения для литераторов, скульпторов и художников всех времен; ими невозможно не восхищаться. Греки «подарили» человечеству и науку как отдельную и самостоятельную сферу духовного творчества. И более того, в каждой из отраслей знания: философии, истории, астрономии, геометрии, медицине др. – они заложили основы научного изучения мира. Древние греки создали большинство литературных жанров: трагедия, драма, комедия; стали основоположниками театра, а разработанные ими принципы ордерной архитектуры широко использовались в архитектурных стилях последующих эпох. Достижения античной цивилизации лежат в основе всей европейской культуры, и без обращения к великому наследию прошлого невозможно полноценное развитие современного общества.

cwetochki.ru

Вклад древней Греции в мировую культуру 13 пунктов

Достижения древнегреческого общества легли в основу современной европейской цивилизации. Полисная цивилизация (Древнегреческая) выработала многие институты и категории, которые легли в основу современного общества. Среди достижений греческой цивилизации в политической сфере центральное место занимает понятие «гражданин», предполагающее наличие прав и обязанностей. Непосредственно с понятием статуса гражданина связано понятие свободы как высшей личностной ценности, в том числе и политической свободы (свободы выбора). Именно в античной Греции был успешно реализован первый опыт демократического республиканского устройства государства. Античная Греческая демократия обеспечивала прямое участие граждан в управлении государством. На этом строится и современная демократия как институт государства. Огромный вклад античное (греческое) общество внесло в мировую культуру. Культуру греческой античности называют классической, поскольку она стала образцом для последующего культурного развития человечества. Можно сказать, без сомнения, что нет ни одной сферы культуры (литература, живопись, скульптура, архитектура, музыка), на которую не оказали влияние идеи древних греков. Древнегреческая культура оставила нам в наследство систему ценностей, характеризующуюся высокой гражданственностью и гуманизмом, множество памятников оставила Древняя Греция, которыми мы восхищаемся, по-другому и не могло быть. Древние греки были язычниками. Но они оставили после себя богатое наследство — яркую мифологию. Греческие мифы стали неиссякаемым источником вдохновения для литераторов, скульпторов и художников всех времен; ими невозможно не восхищаться. Греки «подарили» человечеству и науку как отдельную и самостоятельную сферу духовного творчества. И более того, в каждой из отраслей знания: философии, истории, астрономии, геометрии, медицине др. – они заложили основы научного изучения мира. Древние греки создали большинство литературных жанров: трагедия, драма, комедия; стали основоположниками театра, а разработанные ими принципы ордерной архитектуры широко использовались в архитектурных стилях последующих эпох. Достижения античной цивилизации лежат в основе всей европейской культуры, и без обращения к великому наследию прошлого невозможно полноценное развитие современного общества.

shpora.org

Счет в Древней Греции

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Удмуртский государственный университет»

Институт экономики и управления

Кафедра финансов и учета

РЕФЕРАТ

по курсу «Бухгалтерский учет»

на тему:

Счет в древней Греции

Выполнил:

Студент гр. 604-32

Н. В. Новицкая

Проверил:

Т. А. Ильина

Ижевск, 2010

Содержание

Введение………………………………………….…………………………..3

1. Возникновение счета в Древней Греции.…....................................................................................................4

2.Эллинизм………………………………….…………………………....9

Заключение………………………………………………………………..…13

Библиография…..............................................................................................15

Зарождение бухгалтерского учета вызвано самой хозяйственной деятельностью человека и насчитывает почти шесть тысячелетий История бухгалтерского учета - это поиск разумных ответов. Иногда он шел успешно, порой приводил к разочарованию, люди впадали в заблуждения, однако, осознав это, начинали поиск заново. История учета - это не путь от победы к победе, а летопись его взлетов и падений Точно сказать, когда возник учет и отмечать этот день - невозможно. Учет возникал постепенно, долго и неопределенно. Известны эпохи, когда его не было, и мы знаем эпохи, когда он уже существовал. Но разграничить их не только трудно, но и немыслимо.

60000 лет до н.э. - люди стали вести хозяйство; бухгалтерский учет возник как практическая деятельность. В первобытном обществе домашнее хозяйство было не сложным, поэтому сведений о нем было не слишком много и они свободно помещались в голове одного человека. До появления письменности факты хозяйственной жизни фиксировались в памяти человека. Хозяйственная жизнь развивалась в древнем мире и требовала развития учета, а развитие учета стимулировало рост цивилизации.

Цель данной работы является изучение счета в древней Греции. Ознакомление с ее возникновением и развитием.

Учет древними греками велся преимущественно на дощечках, выбеленных гипсом. Иногда применялся папирус, но он был очень дорог. Для черновых записей пользовались глиняными черепками. Греция стала родиной первого счетного прибора - абака - счетного инструмента в виде дощечки или стила, напоминающего современные счеты. Доска разделялась на полосы или столбцы, по которым передвигались или перекладывались счетные марки, обозначавшие определенные денежные единицы, а также единицы меры и веса. Отдельные экземпляры абака из той далекой эпохи сохранились до наших дней.

Любопытно, что наибольшее распространение на практике абак получил уже в период средневековья в Европе и Азии.

Именно в Греции впервые появляются деньги в виде монеты. Это явление привело к существенному скачку в развитии учета: деньги выступали сначала как самостоятельный объект учета, далее - как средство в расчетах (все контокоррентные счета велись в деньгах) и, наконец, в функции меры стоимости они стали измерять все учетные объекты. Однако, поскольку в учете фигурировали монеты разной чеканки, сразу встал вопрос о соизмерении в учете самих монет. Тут были три варианта: сначала их складывали по металлу и весу, потом просто по видам монет и, наконец, по их покупательной стоимости.

В части имущества (инвентаря) интересны соображения об учете материальной ответственности работников. Греки рассматривали воровство, кражу только как вред материальный. Они создали такие условия, что государству были выгодны недостачи у материально ответственных лиц: украл человек драхму, а государство 10 драхм получит. Однако важно, чтобы у растратчика было что брать, поэтому на должности с материальной ответственностью назначались только богатые люди, способные внести крупный залог или представить влиятельных поручителей. Малейшая недостача покрывалась из залога или имущества материально ответственного лица или его поручителей, причем если недостача квалифицировалась как растрата, то изъятие проводилось в десятикратном размере. Отсюда и иное, отличное от нашего, понимание инвентаризации, которая являлась только средством проверки отчета материально ответственного лица за определенный хозяйственный период. Понятие внезапной инвентаризации было чуждо грекам. Более того, инициатива инвентаризации должна была исходить от материально ответственного лица, он сдал отчет, он и должен позаботиться о доказательствах достоверности.

Передовые достижения греков в области организации работы с материально ответственными лицами долгое время использовались в нашей стране. В дореволюционный период система залогов при расчетах с кладовщиками использовалась практически повсеместно. В советское время такая практика не применялась. Однако сегодня, говоря о материальной ответственности, нельзя не отметить такое “существенно новое явление” как возрождение системы залогов, берущихся организацией с лиц, допускаемых к работе с товарно-материальными ценностями. В случае возникновения недостач внесенный работником залог идет на их покрытие.

Текущий учет осуществлялся в виде хронологической записи, то есть возникавшие хозяйственные факты фиксировались в своей естественной (хронологической) последовательности без какой-либо специальной систематизации. Для составления же отчетности по хронологическому регистру делалась рекапитуляция которая привела к появлению нового приема - счета. Другим источником возникновения счета была инвентаризационная опись. Например, Ксенофонт настоятельно рекомендовал группировку однородных предметов при “осмотре” ценностей Так из двух источников: материального учета - инвентаризации и учета расчетов – контокоррента и возник бухгалтерский счет.

В Афинах были специальные чиновники и контролеры, в обязанности которых входил учет всех государственных доходов и расходов, учет храмового имущества, проведение инвентаризаций движимого и недвижимого имущества. При этом в государственном хозяйстве Древней Греции регистрировались не только факты поступления и выдачи наличных денег, здесь встречались и зачетные платежи, и переводы платежей в другие кассы.

Хранение денег было своеобразным. Так, на каждый вид доходов открывался отдельный кувшин, которому присваивался буквенный индекс. На конкретные расходы можно было брать деньги только из строго определенного кувшина. И, наконец, любопытная деталь: ключ от кассы находился у одного чиновника, а ключ от помещения, где хранилась документация, - у другого чиновника, причем запрещалось этими ключами обмениваться.

Документы о налоговых платежах распределялись и хранились по срокам. Чиновники (аподекты), получая деньги, вычеркивали плательщиков и возвращали в «бухгалтерию» их списки, которые теперь практически содержали сведения о просроченных платежах и неплательщиках. Так в Древней Греции зарождается прием линейной (позиционной) записи, до сегодняшнего дня использующийся в практике учета расчетов.

Отчеты представлялись строго периодически, они контролировались, причем вначале требовалось, чтобы государственные чиновники составляли по первичным документам параллельный отчет и сопоставляли его с представленным. В Афинах отчетность носила публичный характер. Отчеты храмов, государственных учреждений записывались на мраморные или бронзовые доски и выставлялись в народном собрании, в оградах храмов, вдоль дорог.

Из частных предприятий в первую очередь выделились банки. Здесь движение денег оформлялось первичными документами. Они в хронологическом порядке записывались в журнал (эфемерис). В запись включали дату, получателя денег, причину платежа, имя лица, которому банк по распоряжению получателя фактически выдал деньги, сумму платежа. Есть серьезные основания полагать, что систематическая запись в банковском хозяйстве осуществлялась только при необходимости выявить состояние расчетов с каким-нибудь клиентом. И проводилась она в виде выборки записей по этому клиенту из журнала; вели два журнала - один для приходных и другой для расходных операций.

Трудно представить, как именно обобщалось хозяйственное положение, но то, что это имело место, мы можем заключить из речей Демосфена. Так, из речи против Афеба мы узнаем об “активе баланса” мастерской рабовладельца:

Надо отметить, что приведенный “актив баланса” не позволяет провести достаточный анализ хозяйственной деятельности, так как в нем потребительная часть связана с производственной.

Важную роль в хозяйственной жизни Афин играл морской извоз. И тут, как может быть нигде, существовали злоупотребления и мошенничества. В Древней Греции широко распространены займы под залог кораблей и грузов. И здесь творились всевозможные злоупотребления (дважды закладывались одни и те же ценности, полученные кредиты на подставные имена похищались - переводились в другие страны, инсценировались крушения и т.п.)

Существенно, что величайшие философы Греции уделяли должное внимание учету. Из написанного ими отметим, что Аристотель в “Политике” четко разграничил учетные функции от контрольных, причем понимал ревизию как часть контроля. Это был новый подход: ревизор равноправен с главным бухгалтером и независим от него.

2. Эллинизм

mirznanii.com

Счет в Древней Греции

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Удмуртский государственный университет»

Институт экономики и управления

Кафедра финансов и учета

РЕФЕРАТ

по курсу «Бухгалтерский учет»

на тему:

Счет в древней Греции

Выполнил:

Студент гр. 604-32

Н. В. Новицкая

Проверил:

Т. А. Ильина

Ижевск, 2010

Содержание

Введение………………………………………….…………………………..3

1. Возникновение счета в Древней Греции.…....................................................................................................4

2.Эллинизм………………………………….…………………………....9

Заключение………………………………………………………………..…13

Библиография…..............................................................................................15Введение

Зарождение бухгалтерского учета вызвано самой хозяйственной деятельностью человека и насчитывает почти шесть тысячелетий История бухгалтерского учета - это поиск разумных ответов. Иногда он шел успешно, порой приводил к разочарованию, люди впадали в заблуждения, однако, осознав это, начинали поиск заново. История учета - это не путь от победы к победе, а летопись его взлетов и падений Точно сказать, когда возник учет и отмечать этот день - невозможно. Учет возникал постепенно, долго и неопределенно. Известны эпохи, когда его не было, и мы знаем эпохи, когда он уже существовал. Но разграничить их не только трудно, но и немыслимо.

60000 лет до н.э. - люди стали вести хозяйство; бухгалтерский учет возник как практическая деятельность. В первобытном обществе домашнее хозяйство было не сложным, поэтому сведений о нем было не слишком много и они свободно помещались в голове одного человека. До появления письменности факты хозяйственной жизни фиксировались в памяти человека. Хозяйственная жизнь развивалась в древнем мире и требовала развития учета, а развитие учета стимулировало рост цивилизации.

Цель данной работы является изучение счета в древней Греции. Ознакомление с ее возникновением и развитием. 1. Возникновение счета в Древней Греции.

Учет древними греками велся преимущественно на дощечках, выбеленных гипсом. Иногда применялся папирус, но он был очень дорог. Для черновых записей пользовались глиняными черепками. Греция стала родиной первого счетного прибора - абака - счетного инструмента в виде дощечки или стила, напоминающего современные счеты. Доска разделялась на полосы или столбцы, по которым передвигались или перекладывались счетные марки, обозначавшие определенные денежные единицы, а также единицы меры и веса. Отдельные экземпляры абака из той далекой эпохи сохранились до наших дней.

Любопытно, что наибольшее распространение на практике абак получил уже в период средневековья в Европе и Азии.

Именно в Греции впервые появляются деньги в виде монеты. Это явление привело к существенному скачку в развитии учета: деньги выступали сначала как самостоятельный объект учета, далее - как средство в расчетах (все контокоррентные счета велись в деньгах) и, наконец, в функции меры стоимости они стали измерять все учетные объекты. Однако, поскольку в учете фигурировали монеты разной чеканки, сразу встал вопрос о соизмерении в учете самих монет. Тут были три варианта: сначала их складывали по металлу и весу, потом просто по видам монет и, наконец, по их покупательной стоимости.

В части имущества (инвентаря) интересны соображения об учете материальной ответственности работников. Греки рассматривали воровство, кражу только как вред материальный. Они создали такие условия, что государству были выгодны недостачи у материально ответственных лиц: украл человек драхму, а государство 10 драхм получит. Однако важно, чтобы у растратчика было что брать, поэтому на должности с материальной ответственностью назначались только богатые люди, способные внести крупный залог или представить влиятельных поручителей. Малейшая недостача покрывалась из залога или имущества материально ответственного лица или его поручителей, причем если недостача квалифицировалась как растрата, то изъятие проводилось в десятикратном размере. Отсюда и иное, отличное от нашего, понимание инвентаризации, которая являлась только средством проверки отчета материально ответственного лица за определенный хозяйственный период. Понятие внезапной инвентаризации было чуждо грекам. Более того, инициатива инвентаризации должна была исходить от материально ответственного лица, он сдал отчет, он и должен позаботиться о доказательствах достоверности.

Передовые достижения греков в области организации работы с материально ответственными лицами долгое время использовались в нашей стране. В дореволюционный период система залогов при расчетах с кладовщиками использовалась практически повсеместно. В советское время такая практика не применялась. Однако сегодня, говоря о материальной ответственности, нельзя не отметить такое “существенно новое явление” как возрождение системы залогов, берущихся организацией с лиц, допускаемых к работе с товарно-материальными ценностями. В случае возникновения недостач внесенный работником залог идет на их покрытие.

Текущий учет осуществлялся в виде хронологической записи, то есть возникавшие хозяйственные факты фиксировались в своей естественной (хронологической) последовательности без какой-либо специальной систематизации. Для составления же отчетности по хронологическому регистру делалась рекапитуляция которая привела к появлению нового приема - счета. Другим источником возникновения счета была инвентаризационная опись. Например, Ксенофонт настоятельно рекомендовал группировку однородных предметов при “осмотре” ценностей Так из двух источников: материального учета - инвентаризации и учета расчетов – контокоррента и возник бухгалтерский счет.

В Афинах были специальные чиновники и контролеры, в обязанности которых входил учет всех государственных доходов и расходов, учет храмового имущества, проведение инвентаризаций движимого и недвижимого имущества. При этом в государственном хозяйстве Древней Греции регистрировались не только факты поступления и выдачи наличных денег, здесь встречались и зачетные платежи, и переводы платежей в другие кассы.

Хранение денег было своеобразным. Так, на каждый вид доходов открывался отдельный кувшин, которому присваивался буквенный индекс. На конкретные расходы можно было брать деньги только из строго определенного кувшина. И, наконец, любопытная деталь: ключ от кассы находился у одного чиновника, а ключ от помещения, где хранилась документация, - у другого чиновника, причем запрещалось этими ключами обмениваться.

Документы о налоговых платежах распределялись и хранились по срокам. Чиновники (аподекты), получая деньги, вычеркивали плательщиков и возвращали в «бухгалтерию» их списки, которые теперь практически содержали сведения о просроченных платежах и неплательщиках. Так в Древней Греции зарождается прием линейной (позиционной) записи, до сегодняшнего дня использующийся в практике учета расчетов.

Отчеты представлялись строго периодически, они контролировались, причем вначале требовалось, чтобы государственные чиновники составляли по первичным документам параллельный отчет и сопоставляли его с представленным. В Афинах отчетность носила публичный характер. Отчеты храмов, государственных учреждений записывались на мраморные или бронзовые доски и выставлялись в народном собрании, в оградах храмов, вдоль дорог.

Из частных предприятий в первую очередь выделились банки. Здесь движение денег оформлялось первичными документами. Они в хронологическом порядке записывались в журнал (эфемерис). В запись включали дату, получателя денег, причину платежа, имя лица, которому банк по распоряжению получателя фактически выдал деньги, сумму платежа. Есть серьезные основания полагать, что систематическая запись в банковском хозяйстве осуществлялась только при необходимости выявить состояние расчетов с каким-нибудь клиентом. И проводилась она в виде выборки записей по этому клиенту из журнала; вели два журнала - один для приходных и другой для расходных операций.

Трудно представить, как именно обобщалось хозяйственное положение, но то, что это имело место, мы можем заключить из речей Демосфена. Так, из речи против Афеба мы узнаем об “активе баланса” мастерской рабовладельца:

1. Движимое имущество

Надо отметить, что приведенный “актив баланса” не позволяет провести достаточный анализ хозяйственной деятельности, так как в нем потребительная часть связана с производственной.

Важную роль в хозяйственной жизни Афин играл морской извоз. И тут, как может быть нигде, существовали злоупотребления и мошенничества. В Древней Греции широко распространены займы под залог кораблей и грузов. И здесь творились всевозможные злоупотребления (дважды закладывались одни и те же ценности, полученные кредиты на подставные имена похищались - переводились в другие страны, инсценировались крушения и т.п.)

Существенно, что величайшие философы Греции уделяли должное внимание учету. Из написанного ими отметим, что Аристотель в “Политике” четко разграничил учетные функции от контрольных, причем понимал ревизию как часть контроля. Это был новый подход: ревизор равноправен с главным бухгалтером и независим от него.

2. Эллинизм

В этот период мы имеем значительно больше документов, позволяющих делать далеко идущие выводы.

В 1915 году было найдено и теперь только полностью расшифровано свыше 1000 документов (так называемый папирус Зенона), относящихся к имению Аполлонуша. Имение это, где Зенон был управляющим, занималось разнообразной хозяйственной деятельностью; документы относятся к строительству, земледелию и торговле. Они датируются III в. до н. э.

Известно, что Зенон в 256 г. до н.э. реформировал систему учета, сложившуюся в частных поместьях. Цели учета, как они вытекают из папируса, могут быть сформулированы так: 1) выявление общего положения хозяйства, что предполагало организацию систематического учета запасов материальных ценностей, регулярный учет дебиторской и кредиторской задолженности; 2) исчисление хозяйственного эффекта в различных областях деятельности, что предполагало появление первых приемов экономического анализа; 3) сохранение собственности рабовладельца.

Зенон строго специализировал учет в зависимости от отраслей хозяйства. Так, появляется отдельно учет земледелия, животноводства, виноградарства и т. д. Отдельно выделялся складской учет (учет хлебных запасов). По каждому виду деятельности требовалась самостоятельная отчетность специально на то уполномоченных лиц.

Зенон выдвигал далее требование о том, что каждый факт хозяйственной жизни должен быть непременно оформлен и подтвержден документом. В хозяйстве существовал и строго регламентировался документооборот, все виды документов и правила их заполнения предусматривались заранее; был заведен четкий порядок хранения документов в архиве. Учетные регистры велись по принципам систематической записи. В этих регистрах можно выделить счета материальные, личные и финансовые.

Из материальных наибольшее число записей содержали счета: центральный денежный (касса) и “аналитические” материальные счета запасов (хлеб, вино, импортные товары, строительные материалы и т. д.). В основу классификации счетов был положен принцип общности происхождения предмета, например, импортный хлеб учитывался не на счете Хлеб, а на специальном счете импортных товаров.

К личным счетам относились счета должников, которые велись как настоящие контокоррентные счета с указанием долга и его погашения. В связи с распространением наемного труда получили развитие лицевые счета, которые часто велись с учетом натуральной оплаты. В числе лицевых счетов находим счет собственника - Аполлонуша, на котором отражались поступления и выплаты, не связанные с управлением имением. Имеющиеся повреждения папируса по этому счету не позволяют исследователям пока дать более подробную его характеристику.

Среди финансовых встречаем счета налогов на имущество. Однако эти счета велись, как правило, в натуральном измерении.

Записи в счетах выполнялись в хронологическом порядке, причем сальдо выводилось после записи каждого факта хозяйственной жизни. Некоторые данные из документов вносились в счета напрямую, а в ряде случаев они группировались по однородным документам. На основе их данных составлялся сводный документ и по счету делали запись на основе дневного итога сводного документа. Таким образом, принцип накапливания уже был известен в III в. до н.э.

После записи данных из документа в счет, и в документе, и на счете делалась отметка о том, что запись и последующая сверка выполнены. При составлении отчетов также широко применялось открыживание учитываемых сумм. Все ошибки, пропуски, обнаруженные при последующем контроле, отмечались на полях папируса. Отчетность предусматривала сведения о состоянии запасов и о доходах и расходах хозяйства. По периодичности отчетные формы делились на месячные, годовые и трехлетние. Отчетность была обязательной и служила, как полагают, для целей фиска; кроме того, она содержала ценный материал, который мог быть использован для управления хозяйством.

В эллинистическом Египте была сложная система хозяйства. Об этом свидетельствуют некоторые дополнительные документы. Так, до нас дошли сведения о том, как начислялась “заработная плата” в армии. В воинских частях составляли платежные ведомости, которые передавали в финансовое ведомство. Под каждым итогом платежной ведомости финансовый чиновник делал пометку о необходимости выплаты, затем передавал ведомости в банк. Получатель денег, представитель воинской части, должен был предъявить доверенность в виде квитанции - антисимбол, которая сверялась с платежной ведомостью и служила основанием для выплаты денег. Вместе с деньгами получателю вручали квитанцию - симбол, которая и служила для последнего оправдательным документом. В стоимостном выражении антисимбол мог быть больше симбола, так как воинские части, естественно, стремились получить больше, чем считали нужным платить финансовые чиновники.

Интересен учет хлеба, который являлся предметом налогообложения. Налоги собирали, как правило, откупщики. Полученный ими хлеб сдавался на склады. Когда откупщик привозил продукты на склад, приемщик выписывал ему квитанцию, которая содержала следующие реквизиты: дату, фамилию откупщика, что принято и на какую сумму; иногда указывалось местонахождение склада. Любопытно содержание этих квитанций: “Откупщик - налогоплательщику - привет! Доставлено (что и сколько). Дата. Подпись.”

Отпуск хлеба со склада тоже оформлялся квитанциями. В конторе склада велся журнал (эфемерис), где регистрировались квитанции в хронологическом порядке. Иногда вместо одного журнала вели два: один для приходных, а другой для расходных квитанций. Записи в журнале были весьма подробны, причем иногда они даже дословно повторяли содержание квитанций. По мере надобности, а как правило, по окончании месяца, на основе журналов выполнялись две рекапитуляции: по материальным счетам и по личным счетам, причем счетов систематической записи в нашем понимании не было. В отчет вносили просто итоги оборотов. Такой отчет сдавался ежемесячно начальнику (стратегу). Одновременно стратегу представлял отчет и откупщик. Проверка отчетов осуществлялась встречным методом, который называют методом коллации (стыкования) и который в конце XIX в. в США называли методом конкуренции. Сущность проверки заключалась в сопоставлении идентичной, но поступающей от разных материально ответственных лиц информации. Откупщик писал: с кого, что и сколько он собрал; заведующий складом писал: от кого и что он принял и за что, следовательно, несет материальную ответственность. Однако проверка не ограничивалась только документами, инвентаризации практиковались достаточно часто.

Папирус Зенона позволяет оценить систему учета времен эллинизма как вершину, достигнутую в эпоху античности. Но, может быть, этот вывод стал возможен только потому, что до нас не дошли другие более важные документы.

Заключение

Учет в Древнем мире, его техника всегда зависели от вида учетных регистров. Регистры, предопределяя технику на многие века, оказывали влияние и на учетную мысль.

Первые торговые операции были зарегистрированы в Шумере на камнях около 3600 г. до н.э. С 3200 г. до н. э. там возникло счетоводство на глиняных табличках. Это предопределяло систематическую регистрацию в учете. Напротив, папирусы Древнего Египта способствовали развитию хронологической регистрации, причем за довольно значительный отчетный период. Глиняные таблицы и папирусы были главными регистрами. Однако известны и другие носители учетных данных. В 1897 г. были открыты таблички из слоновой кости, использовавшиеся 5 тысяч лет тому назад для ведения счетов.За период Эллинизма сохранилось значительно больше документов по учету, свыше 1000.

Были сформулированы две цели учета:

1) выявление общего положения хозяйства, что предполагало организацию систематического учета запасов материальных ценностей, регулярный учет дебиторской и кредиторской задолженности;

2)исчисление хозяйственного эффекта в различных областях деятельности, что предполагало появление первых приемов экономического анализа.

Закон строго специализировал учет в зависимости от отраслей хозяйства, и по каждому виду деятельности требовалась самостоятельная отчетность специально уполномоченных лиц. В хозяйствах строго регламентировался документооборот, все виды документов и правила их заполнения предусматривались заранее, был заведен четкий порядок хранения документов в архиве. Учетные регистры велись по принципам систематической записи. В этих регистрах выделялись счета материальные, личные и финансовые.

В основу классификации счетов был положен принцип общности происхождения предмета. К личным счетам относили и счета должников, которые велись как настоящие контокоррентные счета с указанием долга и его погашения. Записи в счетах выполнялись в хронологическом порядке, а сальдо выводилось после записи каждого факта хозяйственной жизни.

Таким образом, в Древней Греции сложилась хорошо развитая система учета, но это была простая форма бухгалтерии, в основном с натуралистической оценкой.

Библиография

1. http://www.buh.ru/itemsItem-167

2. http://www.ellada.spb.ru

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Математика_в_Древней_Греции

4. Соколов Я.В. Очерки по истории бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2002 -.516 с.

5. Этапы развития бухгалтерского учета : учебное пособие / Л.Н. Родина, Л.В. Пархоменко. – Тамбов : Изд-во Тамб. Гос. техн. ун-та, 2007. – 100с

доклад

Греческую систему учета исследователи реконструировали по следующим документам:

1) фрагменты хозяйственных записей;

2) законодательные документы;

3) речи ораторов;

4) труды специалистов по управлению имениями;

5)высказывания философов;

6) сведения из произведений искусства.

Античный учет древними греками велся на дощечках, выбеленных гипсом, папирусе, для черновых записей пользовались глиняными черепками. Греция стала родиной первого счетного прибора – абака, здесь впервые появляются деньги в виде монеты. Деньги выступали сначала как самостоятельный объект учета, потом как средство в расчетах, а затем как мера стоимости для измерения инвентаря. Поскольку в учете фигурировали монеты разной чеканки, сразу встал вопрос о соизмерении в учете самих монет, сначала их складывали по металлу и весу, потом по видам монет, а затем по их покупательной стоимости. В Греции из двух источников: материального учета – инвентаризации – и учета расчетов – контокоррента – возник бухгалтерский учет. В нем соединились два начала бухгалтерии. Для целей отчетности по хронологическому регистру делалась рекапитуляция – систематическая разноска всех хронологических записей, которая и привела к появлению счета. Другим источником была инвентарная опись ценностей.

На должность материально ответственных лиц назначались только богатые люди, способные внести крупный залог или представить влиятельных поручителей. В Афинах были специальные чиновники и контролеры, в обязанности которых входило составление отчетов о доходах и расходах государства. Финансовый учет и контроль находился в руках десяти выбираемых населением лиц, в ведение которых входил учет всех государственных доходов и расходов, учет храмового имущества, проведение инвентаризаций движимого и недвижимого имущества. В государственном хозяйстве регистрировались не только факты поступления и выдачи наличных денег, здесь встречались и зачетные платежи, и переводы платежей в другие кассы. На каждый вид доходов открывался отдельный кувшин под определенной буквой, на конкретные расходы можно было брать деньги только из строго определенного кувшина. Ключ от кассы находился у одного чиновника, а ключ от помещения с документами у другого, им запрещалось обмениваться ключами. Документы о платежах распределялись и хранились по срокам. Чиновники, получая деньги, вычеркивали плательщиков и возвращали списки, которые содержали сведения о просроченных платежах и неплательщиках. Так в Греции зародился прием линейной (позиционной) записи .

В Афинах отчетность носила публичный характер: отчеты храмов, государственных учреждений записывались на мраморные и бронзовые доски и выставлялись в народном собрании, в оградах храмов, вдоль дорог.

В Греции развивалась банковская система, в банке вели два журнала – один для приходных, другой для расходных операций. Земля являлась товаром, и под залог земли давались ссуды.

Аристотель в своей работе "Политика" четко разграничил учетные функции от контрольных, причем, он понимал ревизию как часть контроля. Это был новый подход: ревизор равноправен с главным бухгалтером и не зависим от него.

За период Эллинизма сохранилось значительно больше документов по учету, свыше 1000, один из которых был папирус Зенона. Зенон в 256 году до н.э. реформировал систему учета, сложившуюся в частных поместьях.

Были сформулированы две цели учета:

1) выявление общего положения хозяйства, что предполагало организацию систематического учета запасов материальных ценностей, регулярный учет дебиторской и кредиторской задолженности;

2)исчисление хозяйственного эффекта в различных областях деятельности, что предполагало появление первых приемов экономического анализа.

Закон строго специализировал учет в зависимости от отраслей хозяйства, и по каждому виду деятельности требовалась самостоятельная отчетность специально уполномоченных лиц. В хозяйствах строго регламентировался документооборот, все виды документов и правила их заполнения предусматривались заранее, был заведен четкий порядок хранения документов в архиве. Учетные регистры велись по принципам систематической записи. В этих регистрах выделялись счета материальные, личные и финансовые.

В основу классификации счетов был положен принцип общности происхождения предмета. К личным счетам относили и счета должников, которые велись как настоящие контокоррентные счета с указанием долга и его погашения. Записи в счетах выполнялись в хронологическом порядке, а сальдо выводилось после записи каждого факта хозяйственной жизни.

Таким образом, в Древней Греции сложилась хорошо развитая система учета, но это была простая форма бухгалтерии, в основном с натуралистической оценкой.

3 таланта 56 мин*

или 28,5 %

2. Рабы (52 человека)

2 таланта 50 мин,

или 28,0 %

3. Драгоценноси разного рода

3 таланта ---

или 21,8 %

4.Сырье для производства

2 таланта 30 мин,

или 18,1 %

5. Дом

----------- 30 мин,

или 3,6 %

Итого

12 талантов 46 мин---

100 %

* 1 талант = 60 минам =25,5 кг; мина 425 г.

doc4web.ru

Вклад ученых Древней Греции Платона, Аристотеля и Конфуция в Китае в развитие организаторской м (стр. 1 из 3)

Содержание

Введение Вклад ученых Древней Греции Платона, Аристотеля и Конфуция в Китае в развитие организаторской мысли 1.Основы теории организации государства и права в трудах Платона и Аристотеля 2. Античная парадигма становления организаторской мысли Конфуция Заключение Список использованной литературы

Введение

Теоретические основы построения организаций как часть общей науки об управлении разрабатывались на стыке разных отраслей знаний — менеджмента, социологии, антропологии, психологии, юриспруденции и др.

Развитие точных наук, наук о человеке послужили основой для разработки научных подходов к организациям, принципов и методов управления ими. Это вызвало к жизни множество идей о закономерностях развития, построения, основных чертах и стимулах функционирования.

Началом научного становления организаторской мыс­ли в обществе считается период формирования античной парадигмы, возникшей в Древней Греции в IV в. до н.э. Ее творцами были Платон (427 - 347 гг. до н. э.) и Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.). В классических трудах Платона «Государство», «Законы», «Политика» заложены основы не только философии, но и теории организации государст­ва и права. В трудах Аристотеля - ученика Платона, пре­взошедшего своего учителя (диалог «О философии», «Ор­ганон», «Категории», «Политика», «Риторика», «Метафи­зика», «О душе»), излагаются основы логики и теории по­знания, политически-правовых наук и этики, искусство­знания, политической экономии. Это была подлинная эн­циклопедия накопленных за время трех первых цивилиза­ций знаний о рациональной организации общества и была общепризнанной в течение поч­ти двух тысячелетий. В Римской империи, Византии, арабских халифатах эти взгляды развивались и дополнялись в частностях, но основы их сохранялись.

Другая, более ранняя разновидность античной пара­дигмы, возникшая в Китае, была сформулирована в трудах Конфуция (551 - 470 г.г. до н.э.) и его последователей. Центральное место в учении Конфуция занимает человек, концепция гуманности, человечности отношений в семье, обществе, государстве, в основе чего лежит уважение к родителям, старшим, властям. Конфуций разрабатывал основы философии, политики, этики. Элементы учения конфуцианства сохранились в Китае до наших дней.

Вклад ученых Древней Греции Платона, Аристотеля и Конфуция в Китае в развитие организаторской мысли

1.Основы теории организации государства и права в трудах Платона и Аристотеля

Платон (427-347до н.э.), ученик Сократа, в его мировоззрении важное место принадлежит взглядам на общество и государство. Платон менее всего похож на аналитического мыслителя, равнодушного к явлениям общественной жизни и политическим убеждениям.

Общественно-политическим вопросам Платон посвятил два наиболее обстоятельных своих произведения: «Государство» и «Законы».

Чтобы понять политические взгляды Платона, необходимо сделать краткий экскурс в его философские воззрения. Мир, с точки зрения Платона, двойствен и состоит из идей (эйдосов) и вещей (прагм). Идеи представляют собой не мыслительные конструкции, но сверхреальность, или образцы вещей, их отвлеченные сущности. В то время как эйдосы являются истинными, вещи в силу своей материальности неистинны, поскольку, как указывал Платон, сама их материальность извещает их сущность. Лишь идеи истинны, так как не отвечает своей сущности.

В своих воззрениях на государство Платон исходил из того, что существует идеальное государство, идеальный образец и его многократные повторения - искажения в реальном мире вещей.

По мнению Платона, высказанному им в трактате “Государство”, главной основой идеального государства является справедливость. Она состоит в том, чтобы каждому гражданину было отведено особое занятие, наиболее соответствующее его натуре, т.е. справедливость, есть соответствие реальной вещи своей идее, ведь государство тогда является идеальным (отвечающим идее государства), когда каждый гражданин действует в согласии со своей собственной сущностью. А поскольку между людьми существуют индивидуальные различия, Платон предлагает деление общества на сословия: философов - правителей, воинов - стражей и ремесленников - производителей. Эти сословия Платон отождествляет с тремя началами в человеческой душе, а именно: разумным, яростным и вожделеющим.

Для Платона идеальный строй - тот, где каждый гражданин тождествен в своих интересах общественному целому, не представляет собой еще личности, претендующей на индивидуальную самоценность и полную автономию в поступках.

У него государство и гражданское общество представлены в едином, гомогенном, целостном, нерасчлененном понятии. Можно сказать, что Платон представляет государство как упорядоченную и направленную организацию.

Целью государства, которое Платон считал идеальным, является обеспечение для максимального числа их граждан условий для добродетельной жизни.

Платон выделяет следующие формы правления: царский строй (монархия), аристократия, тимократия, олигархия, демократия, тирания. Самым правильным и разумным он считает царский строй и аристократию – это идеальные типы государственного правления. Остальные формы правления являются последовательным отклонением от идеального государства.

Аристократия - это правление лучших с одобрением народа. Властью обладает и правит тот, кто слывет доблестным и мудрым. В основе такой формы правления лежит равенство по рождению. По мнению Платона, на роль правителя идеально подходит лишь тот, кто добровольно не захочет быть правителем и заниматься исправлением чужих пороков. Наименее подходят люди, руководствующиеся честолюбием, деньгами, почетом.

Чтобы достигнуть единомыслия и сплоченности двух высших сословий, образующих вместе класс стражей государства, Платон устанавливает для них общность имущества и быта. “Прежде всего, никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий”. Стражам запрещается иметь семью, для них вводится общность жен и детей.

Гражданам третьего сословия разрешалось иметь частную собственность, деньги, торговать на рынках ...

Гениально предугадав значение разделения труда в экономической жизни общества, Платон, тем не менее, выступал за ограничение хозяйственной активности и сохранение аграрно-замкнутого, “самодостаточного” государства.

Вырождение аристократии мудрых, по его словам, влечет за собой утверждение частной собственности и обращение в рабов свободных землевладельцев из третьего сословия. Так возникает критско-спартанскй тип государства, или тимократия( “тиме” - честь), господство сильнейших воинов. Государство с тимократическим правлением будет вечно воевать.

Следующий вид государственного устройства - олигархия - появляется в результате скопления богатства у частных лиц. Этот строй основан на имущественном цензе. Власть захватывают немногие богатые, тогда как бедняки не участвуют в управлении. Олигархическое государство, раздираемое враждой богачей и бедняков, будет постоянно воевать само с собой.

Следующей формой государственного правления, является демократия, которая логически вытекает из олигархии. Победа бедняков приводит к установлению демократии - власти народа. Здесь царят своеволие и безналичие. Наконец, чрезмерная свобода обращается в свою противоположность – чрезмерное рабство. Устанавливается тирания, наихудший вид государства. Власть тиранов держится на вероломстве и насилии. Главной причиной смены всех форм государства Платон считал порчу человеческих нравов. Выход из порочных состояний общества он связывал с возвратом к изначальному строю – правлению мудрых.

Диалог “Законы” является последним сочинением Платона. В нем он изображает “второй по достоинству” государственный строй, приближая его к реальной действительности греческих полисов.

Основные отличия диалога “Законы” от диалога “Государство” таковы.

Во-первых, Платон отказывается от коллективной собственности философов и воинов и устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом.

Земля является собственностью государства. Она делится на равные по плодородию участки. Каждый гражданин получает земельный надел и дом, которыми пользуется на правах владения. Все остальные виды имущества граждане могут приобретать в частную собственность, но ее размеры ограничены.

Во-вторых, деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Политические права граждане приобретают в зависимости от размеров имущества, записавшись в один из четырех классов. Разбогатев или обеднев, они переходят в другой класс. Все вместе граждане образуют правящую верхушку. Помимо занятий в собственном хозяйстве им вменяется в обязанность служба в войске, отправление тех или иных государственных должностей, участие в совместных трапезах, жертвоприношения...

В-третьих, производственные потребности земледелия предполагается теперь полностью обеспечить за счет рабского труда. Вместе с признанием рабства у

Платона появляется и пренебрежительное отношение к производительному труду. В-четвертых, Платон подробно описывает в диалоге организацию государственной власти и законы наилучшего строя.

Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии. К таким началам относятся: демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству). Демократические начала государства находят свое выражение в деятельности народного собрания.

Аристотель, величайший из древнегреческих философов, ученик и решительный противник Платона, родился в 384 г. до н. э. в Стагире-городе на северо-западном побережье Эгейского моря.

mirznanii.com


Смотрите также