Византия древняя архитектура. Зодчество Византии, Руси, КаролинговВизантийская и древнерусская архитектура
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Византийский стиль в архитектуре России. Византия древняя архитектура


Византийский стиль в архитектуре России

Историческое и культурное значение Византии трудно переоценить. В России византийское наследие можно обнаружить как в духовной, так и материальной сферах жизни. Взаимодействие культур пережило несколько этапов, и даже в современной культуре и архитектуре есть приметы этого влияния. В глобальном смысле русская культура стала основной преемницей и продолжательницей традиций и духовных канонов Византии.

византийский стиль в россии

Истоки византийского стиля

Распад Римской империи в 395 году привел к возникновению новой империи, впоследствии названной Византией. Она по праву считается преемницей античных традиций, культуры и мудрости. Византийский стиль возникает как результат концентрации существующих архитектурных приемов. Зодчие нового государства сразу поставили себе задачу превзойти римские достижения. Поэтому, органично впитав все лучшее, что было изобретено римлянами и греками, создают новые шедевры, принимают вызов времени и находят новые конструктивные и планировочные решения.

Формирование византийской культуры происходило не только на воспроизведении и улучшении античного греко-римского опыта, но и связано с сильным восточным влиянием, которое нашло отражение в стремлении к роскоши, масштабности, украшательству.

В связи с тем, что в Константинополе обосновывается восточная ветвь христианства, стране понадобились новые храмы. Для новой идеологии также необходим собственный антураж. Эти задачи решают лучшие художники мира, которые стекаются в Константинополь и создают уникальные произведения, которые и становятся новым религиозным, культурным, государственным и архитектурным каноном.

Черты византийского стиля

Архитекторам Константинополя предстояло решить несколько важных конструктивных задач, которые преимущественно появлялись в храмовом зодчестве. Собор в православии должен был производить неизгладимое впечатление на зрителя своим масштабом и великолепием, храм ассоциировался с Царствием Божьим и поэтому архитекторам требовались новые выразительные средства, поисками которых они и занимались. За основу планировки византийского храма был взят не греческий собор, а римская базилика. Стены соборов возводились из кирпича с большими прослойками скрепляющего раствора. Это привело к формированию отличительной черты византийских построек – облицовка зданий кирпичом или камнем темного и светлого цвета. Вокруг фасада нередко размещались аркады из колонн с корзинообразными капителями.

Византийский стиль ассоциируется с крестово-купольным типом собора. Зодчим удалось найти простое решение соединения круглого купола и квадратного основания, так появились «паруса», которые создавали ощущение гармоничной цельности. Суженные окна с округленным верхом, размещаемые по два или три рядом, - также важная примета византийских построек.

Внешняя обработка зданий была всегда скромнее, чем внутреннее убранство, – это еще одна особенность византийских строений. Принципами оформления интерьеров являлись утонченность, богатство и изящество, для них использовались очень дорогие, эффектные материалы, которые производили сильное впечатление на людей.

византийский стиль в архитектуре петербурга

Влияние Византии на средневековую архитектуру

В средние века влияние Византии распространилось на все страны Европы, оно было политическим, экономическим и духовным. Византийский стиль в архитектуре средневековья оказался мощным ресурсом обновления. Италия в большей мере восприняла новшества византийской архитектуры: новый тип храма и технику мозаики. Так, средневековые храмы в Равенне, на острове Торчелло, в Палермо стали знаками этого византийского влияния.

Позже тенденции распространяются и на другие страны. Так, собор в Ахене в Германии является примером византийского влияния через призму итальянских мастеров. Однако наиболее мощное воздействие Византия оказала на те страны, которые приняли православие: Болгарию, Сербию, Армению и Древнюю Русь. Здесь происходит настоящий культурный диалог и обмен, который приводит к значительной модернизации существующих архитектурных традиций.

византийский стиль в архитектуре средневековья

Влияние Византии на зодчество Древней Руси

Всем известна история о том, как русская делегация, посетившая Рим и Константинополь в поисках подходящей религии, была потрясена красотой собора Святой Софии, и это решило исход дела. С этого времени начинается мощное перенесение традиций, текстов, обрядов на русскую землю. Немаловажным аспектом в этом процессе является храмовое зодчество, которое активно начинает развиваться в новом виде. Византийский стиль в архитектуре храмов появился благодаря тому, что целые бригады мастеров приезжают в Древнюю Русь, чтобы возводить соборы, передавать навыки и формировать новый облик страны. Также немало зодчих посещают Константинополь, обучаясь премудростям и хитростям строительства.

Русские мастера, начиная с 10-го века, не только перенимают византийские традиции, но и обогащают их, дополняя решениями и деталями, необходимыми местным храмам. Традиционный крестово-купольный византийский храм на Руси обрастает дополнительными нефами и галереями для большей вместимости. Для создания построек в новом стиле появляются сопутствующие ремесленные направления: изготовление кирпича, литье колоколов, иконопись, - все это имеет византийские корни, но перерабатывается русскими мастерами в духе национального искусства. Ярчайшим примером такой переработки является Собор Софии Премудрости Божией в Киеве, где трехнефная византийская форма становится пятинефной и еще обстраивается галереями, а пять глав дополняются еще 12 малыми главками.

византийский стиль в архитектуре особенности

Византийская модель храма

Византийский стиль в архитектуре, особенности которого мы рассматриваем, базируется на новаторской планировке храма. Его особенности родились из чисто утилитарных потребностей: увеличение пространства храма, простое соединение купола и основания, достаточная освещенность. Все это привело к тому, что сформировался особый тип сооружений, который впоследствии поменял всю храмовую архитектуру мира. Традиционный византийский храм имел квадратное или прямоугольное основание, крестово-купольную конструкцию. К центральной части примыкают апсиды и галереи. Увеличение объема приводило к появлению внутри дополнительных опор в виде колонн, они разделяли собор на три нефа. Чаще всего классический храм имел одну главу, гораздо реже 5. Окна с арочным проемом объединялись по 2-3 под общей аркой.

византийский стиль в архитектуре храмов

Черты византийского стиля в русском храмовом зодчестве

Первые постройки храмов новой церкви были по русской традиции, греки не могли повлиять на них, так как свои храмы они возводили из кирпича и камня. Поэтому первое нововведение – это многоглавие, которое активно внедрялось в архитектурные решения. Первая каменная церковь на Руси появляется в конце 9-го века и имеет крестово-купольную конструкцию. До наших дней храм не дожил, поэтому говорить о его специфике невозможно. Для храмов на Руси очень важным был объем, поэтому уже первые зодчие были вынуждены решать проблему увеличения внутреннего пространства храма, достраивая дополнительные нефы и галереи.

Сегодня византийский стиль в России, фото построек которого можно увидеть во многих путеводителях, представлен несколькими главными регионами. Это постройки в Киеве и Чернигове, Новгородский район, Печеры, Владимир, Псковщина. Здесь сохранилось немало храмов, которые имеют явные византийские черты, но являются самостоятельными постройками с уникальными архитектурными решениями. К наиболее известным можно отнести Софийский собор в Новгороде, Спасо-Преображенский собор в Чернигове, церковь Спаса на Нередице, Троицкую церковь в Печерском монастыре.

византийский стиль в архитектуре россии примеры

Византийский стиль в европейской архитектуре

Государство Византия, просуществовавшее более 10 веков, не могло не оставить свой след в мировой истории. В архитектуре Европы и сегодня можно увидеть зримые черты византийского наследия. Наиболее богат заимствованиями и преемственностью период средневековья, когда зодчие берут на вооружение новаторские идеи коллег и строят храмы, например, в Италии, которая более всего оказалась восприимчивой к византийскому влиянию. Мощное влияние на Венецианскую республику оказали художники, приехавшие из Византии, и огромное количество артефактов, привезенных сюда после захвата Константинополя. Даже собор Сан-Марко в Венеции включает немало византийских мотивов и предметов.

Не менее важную роль сыграла архитектура Византии и в эпоху Возрождения. Господствующий центрально-купольный тип сооружения, который пришел из этой страны, получает повсеместное распространение. Черты византийских храмов можно обнаружить не только в культовых зданиях, но и в светских постройках. Зодчие, от Брунеллески до Браманте и А. Палладио. Отчетливо видны элементы и конструктивные решения византийцев в таких знаменитых постройках, как соборы Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне, Пантеона в Париже.

Византийский стиль в европейской архитектуре как таковой не сложился, если не брать в расчет православные страны, но элементы этой системы зодчества видны до сих пор, они переосмысливаются, модернизируются, но являются той базой, на которой вырастает архитектура Европы. Византия стала местом сохранения античных традиций, которые затем вернулись в Европу и стали восприниматься ею как свои исторические корни.

византийский стиль в архитектуре россии

Формирование русско-византийского стиля

Византийский стиль в русской архитектуре складывается в результате многовекового переосмысления и переработки идей зодчих из Константинополя. Формируется этот стиль, в котором уже на равных сосуществуют восточные и русские идеи, в середине 19-го века. Именно тогда начинается расцвет архитектуры, в которой достижения византийских зодчих творчески переработаны, дополнены и по-новому применены. Поэтому Византийский стиль в России 19-го века – это не копирование достижений Константинополя, а создание построек «по мотивам», с большим включением собственно русских идей.

 византийский стиль

Периодизация византийского стиля в русской архитектуре

То, что именуется в теории архитектуры не иначе как «византийский стиль», формируется в середине 19-го века. Его идеологом и пропагандистом стал архитектор К. А. Тон. Предвестники стиля появляются в 20-х годах 19-го века, они заметны в таких постройках, как Десятинная церковь в Киеве, церковь Александра Невского в Потсдаме.

Но первый период формирования стиля приходится на 40-е и 50-е годы, он особенно заметен в сооружениях А. В. Горностаева и Д. Гримма. Второй период – 60-е годы, когда в духе доминирующей эклектики создаются сооружения смело миксующие византийские и русские черты. В этот период стиль особенно виден в зданиях Г. Г. Гагарина, В. А. Косякова и Е. А. Борисова.

70-90-е годы – это время усложнения стиля, архитекторы стремятся к большему декорированию, внесению разностилевых деталей в свои постройки. На рубеже 19-го и 20-го веков и в начале 20-го века византийский стиль в России начинает трактоваться все более вольно, объединяясь в духе наступающего модерна с другими стилями. В 90-е годы 20-го века появляется псевдовизантийский стиль, в котором видны поздние наслоения, но угадываются исконные черты.

византийский стиль в россии фото

Отражение византийского стиля в интерьере

Стиль Константинополя особенно ярко проявлялся в оформлении внутреннего убранства построек. Для интерьеров в византийском стиле характерна богатая декорированность, использование дорогих материалов: золота, бронзы, серебра, дорогого камня, ценных пород дерева. Яркой приметой интерьеров в этом стиле являются мозаики на стенах и на полу.

Отражения византийского стиля в русской архитектуре 19-го века

Самый яркий период в архитектуре, основанной на традициях Константинополя, приходится на середину 19-го века. В это время византийский стиль в архитектуре Петербурга становится ведущим. Ярчайшими примерами сооружений в этом стиле являются Церковь Милующей иконы Божией Матери в Галерной гавани (Косякова и Пруссака), Греческая церковь Дмитрия Солунского (Р. И. Кузьмина), Торговый дом Штоля и Шмита (В. Шретера). В Москве это, конечно, постройки Тона: Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец.

византийский стиль в архитектуре россии

Византийские мотивы в архитектуре 20-го века

Постсоветский период с его реставрацией православия привел к тому, что византийский стиль в архитектуре России вновь стал актуальным. Появляются постройки в русско-византийском стиле во многих городах России. Ярким примером является Храм на Крови во имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших в Екатеринбурге по проекту К. Ефремова.

На рубеже 20-21-го веков складывается так называемый «второй русско-византийский стиль», который появляется в новых храмовых постройках. К нему можно отнести такие соборы, как Пантелеймоновский храм в Ижевске, Храм Рождества Христова в Омске, церковь Рождества Христова в Москве и многочисленные постройки во всех уголках страны. Это свидетельствует о том, что идеи Византии глубоко проникли в русскую культуру и сегодня уже неотделимы от нее.

Современные постройки в византийском стиле

Современные архитекторы, особенно в храмовом зодчестве, вновь и вновь возвращаются к традициям Константинополя как источнику традиционных решений. Они, безусловно, переосмысливаются, решаются с учетом новых технологий, но дух Византии в них ощущается. Можно смело говорить, что сегодня жив византийский стиль в архитектуре России. Примеры тому можно найти во многих городах страны: это Храм Святых жен-мироносиц в Санкт-Петербурге, Никольская церковь в Надыме, Серафимовская церковь в Муроме и др.

fb.ru

Шедевры зодчества Византии, Древней Руси, эпохи Каролингов

Архитектура Византии церкви Каппадокии Каменные церкви Каппадокии,строители неизвестны,I-II века н.э. Турция Архитектура Византии Мавзолей Диоклетиана Мавзолей Диоклетиана,строители неизвестны,IV век нашей эры Архитектура Византии Собор Святой Софии Собор Святой Софии, зодчиеАнфимий из Тралл, Исидор из Милета, 532-537, 553-562 годы Архитектура Византии Базилика Сан-Аполлинаре Нуово Базилика Сан-АполлинареНуово, начало VI века Архитектура Византии Церковь Галлы Плацидии Церковь Галлы Плацидии, около 440 года, Равенна, Италия Архитектура Собор Сан-Марко Церковь Сан-Марко, 1063-1085,XIII-XVII века, Венеция

В 658 году до нашей эры на острове, напоминающем голову орла, между бухтой Золотой Рог и Мраморным морем, греческие колонисты из Мегары основали город. Они назвали его Византией по имени своего вождя Византа (или Визаса). Сначала город заселили рыбаки и торговцы, но выгодное географическое положение привело к быстрому росту Византии, и вскоре она заняла видное место среди греческих полисов. В 196 году до нашей эры римский император Септимий Север после трехлетней осады взял Византию и разрушил ее, но вскоре по его же приказу город был восстановлен. В 330 году император Константин после победы над Лицинием решил перенести сюда столицу Римской империи, и в мае того же года император со своим двором переехал в Византию, которую переименовал в Новый Рим...Подробнее о шедеврах архитектуры Византии... →

Архитектура Древней Руси Киевский собор Святой Софии Киевский собор Святой Софии,строители неизвестны,XI век, Киев, Украина Архитектура Древней Руси Собор Святой Софии в Новгороде Собор Святой Софии,1045-1052 годы,Новгород Архитектура Древней Руси Собор Покрова на Нерли Собор Покрова на Нерли,60-e годы XII столетия,Владимирская обл. Архитектура Руси Успенский собор во Владимире Успенский собор,1185-1189 годы,Владимир Архитектура Руси Церковь Троицы в Никитниках Церковь Троицы в Никитниках,строители неизвестны,1532, Москва Архитектура Руси Храм Покрова на рву Храм Покрова на рву,зодчие Барма, Постник,1555-1561 годы, Москва Архитектура Древней Руси Дмитровский собор Дмитровский собор, 1194-1197годы, Владимир Архитектура Руси Псковский Кремль Псковский Кремль и Троицкийсобор, XIII век, Псков Архитектура Руси Казанская церковь в Коломенском Казанская церковь в Коломенском,XVII век, Моск. обл Архитектура Руси Церковь святого Дмитрия Церковь святого Дмитрияв Угличе, XVII век Архитектура Руси Андронников монастырь Андронников монастырь,XVI век, Моск. обл Архитектура Руси Троице-Сергиева лавра Троице-Сергиева лавраСергиев Посад, 1422-XVIII век Зодчество Древней Руси Духовская церковь Духовская церковьТроице-Сергиева монастыря,1477 год Зодчество Древней Руси Колокольня Ивана Великого Колокольня Ивана Великого,зодчие Фрязин, Бон,с 1508 года Зодчество Древней Руси Московский Кремль Кремль, зодчие Фьорованти,Фрязин, Солари, Бон и Алевиз,1475-1479, 1505-1508 и др. годы

На Руси первые каменные храмы были построены в Киеве, Новгороде и Владимире. В главном соборе Киева Святой Софии, построенном из плинфы, с девятью куполами, чувствуется влияние мастеров из Константинополя. Новой чертой становится окружение храма открытой галереей-гульбищем и возведение его на высоком цоколе — подклете. Наружная декорация иногда имитировала в камне традиционную деревянную резьбу. Эта имитация особенно заметна в архитектуре соборов Владимира — Успенском и Дмитровском, а также храме Покрова на Нерли — жемчужине русского зодчества 12 века. Мотивы белокаменной резьбы напоминают не только традиционные славянские резные деревянные узоры, но во многом сходны с романской скульптурой Западной Европы...Подробнее о шедеврах архитектуры древней Руси... →

Архитектура Каролингов Замок и крепость Замок и крепость,VIII-IX века, Британия Архитектура Каролингов Сторожевая башня Сторожевая башня,VIII-IX века, Нормандия Архитектура Каролингов Собор святого Патрика Собор святого Патрика,VIII-X века, Ирландия Зодчество Каролингов Крепость и замок Крепость и замок,VIII-IX века, Португалия Зодчество Каролингов Дуврская крепость Дуврская крепость,IX-X века, Британия Зодчество Каролингов Ворота в Лорше Ворота в Лорше,774-IX век, Германия

В 8-9 веках в средневековой Европе в империи Каролингов, названной по имени императора Священной Римской Империи Карла Великого (768-814 годы), попытались возродить римские традиции и навыки каменного строительства. Сознательное обращение к римскому наследию в архитектуре Франции, Германии, Италии и последовавший в эпоху Карла Великого расцвет культуры называют периодом "Каролингского ренессанса". Неграмотный Карл Великий, окруженный замечательно образованными и высококультурными соседями — византийским василевсом и багдадским халифом, собрал вокруг себя кружок выдающихся ученых своего времени, деятельность которых позволила развить остатки знаний, доставшихся в наследство от античности и хранимых в монастырских библиотеках и соборах Италии, Британии, Испании...Подробнее о шедеврах архитектуры Каролингов... →

smallbay.ru

Формирование основных типов храмов в архитектуре Византии

Формирование основных типов храмов в архитектуре Византии

Содержание

Введение................................................................................................................................................................. 3

1. Характеристика архитектуры Византии............................................................................. 4

2. Анализ храмов в архитектуре Византии.............................................................................. 9

Заключение...................................................................................................................................................... 13

Список использованной литературы...................................................................................... 14

Приложение...................................................................................................................................................... 15

В конце IV столетия после разделения Римской империи и переноса императором Константином своей резиденции в греческую Византию ведущая роль в политической, экономической и общественной жизни переходит в восточную часть. С этого времени начинается эпоха византийского государства, центром которого стала его новая столица – Константинополь. История архитектуры Византии делится на три периода: ранневизантийский (V-VIII .вв.), средне-византийский (VIII-XIII вв.) и поздневизантийский (XIII-XV вв.). Временем высшего расцвета был первый период, особенно время царствования Юстиниана (20-60 гг. VI в.), когда Византия превратилась в могущественную державу, покорившую помимо Греции и Малой Азии народы Передней Азии, южного Средиземноморья, Италии и Адриатики.

Продолжая античные традиции, Византия наследовала также культурные достижения завоеванных народов. Глубокий синтез античных и восточных элементов составляет характерную черту византийской культуры.

Господство христианской идеологии сказалось на развитии доминирующих типов монументального каменного строительства. Поиски композиции церкви в соответствии с назначением здания сочетались с задачей утверждения императорского могущества. Это обусловило известное единство поисков и относительную общность развития типов культовых зданий, несмотря на региональные различия, в которых проявлялись особенности и традиции отдельных народов.

Важнейшим вкладом Византии в историю мирового зодчества является развитие купольных композиций храмов, выразившееся в появлении новых типов структур-купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах и крестово-кулольной системы. Развитие первых двух типов падает на ранневизантийский период. Крестово-купольная система храмов получила широкое распространение в период средне-византийской архитектуры.

Цель работы: описать формирование основных типов храмов в архитектуре Витанзии.

К византийской эпохе относится и сложение монастырей как особого (типа архитектурных комплексов. Наиболее своеобразны загородные монастыри, обычно представляющие собой обнесенные стенами укрепленные пункты, внутри которых помимо жилых и хозяйственных построек монахов сооружалась обширная трапезная и доминирующее здание – церковь. Здания и крепостные сооружения, располагаясь чаще всего на возвышенном месте асимметрично, представляли собой гармонически согласованные пространственные композиции – ансамбли.

Архитектура Византии наследовала от Рима его достижения в области арочно-сводчатых конструкций. Однако бетонная техника не была воспринята в Византии; стены обычно складывались из кирпича или тесаного камня, и также из кирпича с каменными прокладками или из камня с прокладками из кирпича. Своды делались из кирпича или камня. Перекрытия – по большей части сводчатые, иногда сочетавшиеся с деревянными конструкциями. Наряду с куполами и цилиндрическими сводами были широко распространены крестовые своды. В опирании купола на квадратное основание нередко использовался восточный прием – тромпы[1].

Наиболее существенным конструктивным достижением византийской архитектуры является разработка системы опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры с помощью парусного свода. Вначале купол опирался непосредственно на паруса и подпружные арки; позднее между куполом и опорной конструкцией стали устраивать цилиндрический объем – барабан, в стенах которого оставляли проемы для освещения подкупольного пространства.

Эта конструктивная система позволила освободить интерьер зданий от громоздких стен и еще более расширить внутреннее пространство. Той же идее пространственности интерьера служил прием подпирания подпружных арок полукуполами, создающими вместе с куполом единое пространство, иногда достигавшее очень больших размеров. Взаимное уравновешивание сводов – одно из выдающихся достижений византийской архитектуры. Использование пространственных форм, обладающих в силу геометрического строения жесткостью и устойчивостью, позволило свести до минимума массивность опорных конструкций, рационально распределить в них строительные материалы, получить значительную экономию в трудовых и материальных затратах.

Основными строительными материалами был плоский кирпич – плинфа толщиной около 5 см, укладываемый на растворе. Наиболее употребляемый размер плинфы 35,5Х Х35,5Х5,1 см. В восточных областях империи, богатых карьерами известняков и туфа, применялась кладка из тесаных камней на растворе (Сирия, Закавказье).

В растворе использовали известь, к которой примешивали мелко истолченный кирпич – цемянку для придания раствору большей прочности и гидравлической стойкости. В стенах раствор укладывался горизонтальными слоями толщиной в несколько сантиметров. Иногда применялась смешанная кладка: 3-5 рядов плинфы, уложенных на толстом слое раствора, чередовались с несколькими слоями тесаного камня. Наружная поверхность стен обычно не штукатурилась.

Быстросхватывающийся цемяночный раствор позволял возводить своды и купола по древневосточному обычаю – без применения дорогостоящих лесов. При возведении куполов кладка велась отдельными кольцами с наклонными рядами кирпича. Продолжая строительные традиции восточных областей империи и сопредельных стран, конструкция византийских сводов из кирпича резко отличается от конструкции римских сводов, возводимых по деревянным кружалам.

Для облегчения веса в кладку сводов вводились пористые каменные породы, в частности пемза. Купола и своды покрывались черепицей или свинцовыми листами.

Для восприятия распора арок и сводов в процессе их сооружения в византийских постройках часто применялись металлические и деревянные затяжки, которые иногда оставлялись и в уже возведенном здании. В куполах закладывали растяжные кольца, изготовленные из дубовых брусьев или полосового железа.

Широко применявшиеся в Византии крестовые своды чаще всего имели вспарушенную форму, появившуюся в результате отказа от эллиптического очертания диагональных ребер обычного свода и перехода к более простому полуциркульному абрису, легко очерчиваемому с помощью короба.

Следующим шагом в эволюции свода были отказ от диагональных ребер и превращение вспарушенного свода в парусный.

В восточных областях империи, где преобладал в кладке естественный камень, своды и купола возводились по кружалам. Наряду с тесаным применялся бутовый камень на растворе.

Среди сводчатых форм, выполненных из камня, следует отметить сомкнутые и крестовые своды, а также появившиеся в Сирии и Закавказье арки и своды со стрельчатым очертанием.

Общий прогресс строительной техники и архитектуры сопровождался развитием теоретической мысли. Зодчие Византии были знакомы с трактатом Витрувия. Известен написанный на рубеже VI-VII вв. оригинальный труд епископа Исидора «20 книг начал, т.е. истинных знаний», в котором содержатся сведения по архитектурно-строительному делу. Этот труд, в большой мере основывающийся на Витрувии, отражает также потребности византийского времени.

Следует отметить использование и развитие византийскими зодчими эллинистических источников. Известно, что один из строителей собора Софии Константинопольской Исидор из Милета был автором не дошедшего до нас комментария к книге Герона Александрийского «О конструировании сводов». Второй архитектор собора Софии Анфимий из Тралл сам был автором трактата «О парадоксах механики».

Художественное осмысление новых конструктивных систем в византийском зодчестве шло при воздействии местных архитектурных школ и прежде всего под влиянием греческих традиций. Выявление в композиции конструктивной формы, свойственное древнегреческому зодчеству, стало и в византийскую эпоху основным тектоническим принципом. Однако этот принцип проявился в новых условиях, подготовленных гигантским развитием сводчато-купольных форм при доминирующем значении внутреннего пространства. Основными средствами выразительности служили сами конструктивные элементы – купола, своды, аркады, ясно читаемые в интерьере с подчеркнуто выявленными поверхностями без лишней пластики и декоративной перегрузки. Стены часто покрывались фресковой живописью или облицовывались разноцветными плитами мрамора. Широко применялась мозаичная живопись, располагавшаяся обычно на изогнутых поверхностях стен, в куполах и сводах. Резная скульптурная обработка стен воспринимается как легкий рельефный рисунок, не разрушающий плоскости стены.

В четких членениях интерьера сохранились ордерные мотивы, но исчезла характерная для Древнего Рима ордерная аркада.

Аркада на колоннах, появившаяся еще в период Римской империи, стала в византийской архитектуре господствующим мотивом. Форма аркады – конструктивна. От римского ордера осталась лишь его несущая часть – колонна, воспринимающая нагрузку от арок. Изменилась и форма капители, передающей сосредоточенные усилия от арки с прямоугольным основанием на круглую колонну. Более массивная, чем в римских колоннах, она получает форму опрокинутого полушара с усеченными сторонами. Ее скульптурная обработка выполнялась в виде легкого геометрического узора, форма и пластика – варьировались. Ствол, колонны часто делался монолитным, в ряде случаев на оба конца колонны накладывались свинцовые прокладки. Все элементы системы отличались целесообразностью.

В ранневизантийских храмах находит применение тип базилики – удлиненного здания с выделенным по ширине и высоте средним нефом, отделенным от малых нефов аркадой на колоннах. Большое значение для развития византийского зодчества имели базилики, строившиеся в восточных районах – в Сирии, Малой Азии, Закавказье.

Большое влияние на развитие византийских центрических зданий оказали и сложившиеся в этих областях купольные сооружения (церковь в Эсре 510-515 гг., церковь «вне стен» в Русафе в Месопотамии, 569-586 гг.). Особое значение приобретает купол на четырех или восьми опорах. Одним из ранних примеров этого типа в Сирии может служить церковь в Босре (513 г.), в которой купол опирался на четыре опоры.

Церковь Сергия и Вакха в Константинополе (527 г.) представляет собой центрическую композицию на восьми устоях, основа которой – сильно развитое подкупольное пространство. Ступенчатая структура и богатая пластика образованы в основном конструктивными элементами: куполом, полукружными арками, диагональными экседрами, устоями, арками на колоннах и т.п.

При господстве купола в композиции большое значение имеют диагональные ниши-экседры. В сочетании с колоннами они образовали пространственные устои, воспринимающие распор купола в диагональном направлении. В этой развитой структуре центрического купольного здания роль интерьера стала ведущей в соответствии с особенностями христианского ритуала, происходившего главным образом в центре храма под куполом – символом небосвода.

Вершиной развития арочно-сводчатых структур явилась грандиозная купольная базилика собора Софии в Константинополе построенная греческими архитекторами Анфимием из Тралл и Исидором из Милета в 532-537 гг., в правление императора Юстиниана. Это наиболее грандиозное и самое выдающееся произведение византийского зодчества.

Простота наружного облика церквей контрастирует с великолепием декоративного убранства интерьеров, связанного с нуждами христианского богослужения. Внутри храма создаётся особая, как бы отделённая от внешнего мира среда. Со временем внутреннее пространство храмов становится более динамичным, в его текучие ритмы вовлекаются отдельные античные ордерные элементы (колонны, антаблементы и т.п.). В интерьерах храмов выражается ощущение бескрайности и сложности мироздания, неподвластного человеческой воле, вынесенное из потрясений, связанных с гибелью античного мира.

Высочайшего подъёма зодчество Византии достигает в 6 в. На границах страны возводятся многочисленные укрепления, в городах сооружаются дворцы и храмы, отмеченные имперским великолепием (центрические церкви в Эсре, Юж. Сирия, 515, Сергия и Вакха в Константинополе, ок. 526-527, Сан-Витале в Равенне, 526-547). Завершаются поиски идеального синтетического культового здания, гармонически объединяющего базилику с купольной конструкцией. В 6 в. возводятся большие купольные крестообразные в плане храмы (Апостолов в Константинополе и др.) и прямоугольные в плане купольные базилики (церкви в Филиппах, ныне Греция; св. Ирины в Константинополе и др.). Шедевром среди купольных базилик является храм. Св. Софии в Константинополе (532-537, арх. Анфимий из Тралл и Исидор из Милета). Его огромный купол возведён на 4 столбах с помощью парусов. По продольной оси здания давление купола принимают сложные системы полукуполов и колоннад. Массивные опорные столбы при этом маскируются от зрителя, а 40 окон, прорезанных в основании купола, создают необычайные эффект – чаша купола кажется легко парящей над храмом. Как бы соразмеренный с величием Византийской империи, храм св. Софии воплощает представления о вечных и непостижимых "сверхчеловеческих" силах.

В градостроительстве к 6 в. складывались средневековые черты. В городах Балканского полуострова появился укреплённый Верх, город, близ которого разрастались жилые кварталы. Города Сирии часто строились по нерегулируемому плану, отвечающему рельефу местности. Тип жилого дома с внутренним двором в ряде районов Византии долго сохранял связь с античным зодчеством. В Константинополе сооружались многоэтажные дома, нередко с аркадами на фасадах.

Переход от античности к "средним" векам вызвал глубокий кризис в художественной культуре, обусловив исчезновение одних и зарождение других видов и жанров изобразительного искусства. Главную роль начинают играть виды искусства, связанные с церковными и государственными нуждами, – стенные росписи, иконопись и книжная миниатюра (преимущественно культового характера). Проникаясь средневековым религиозным мировоззрением, искусство изменяет свою образную природу. Представление о человеческой ценности переносится в потусторонний мир. В связи с этим разрушается антический пластический метод, вырабатывается средневековая условность искусства, которое отныне отражает реальность не путём её прямого изображения, а преимущественно с помощью духовно-эмоционального строя художественных произведений.

Искусство скульптуры приходит к острой экспрессии, разрушающей античную объёмно-пластическую форму (так называемая Голова философа из Эфеса, 5 в., Вена). Со временем в искусстве Византии почти совсем исчезает круглая пластика. В рельефах (например, на консульских диптихах) отдельные жизненные наблюдения сочетаются со схематизацией форм. Наиболее прочно античные традиции и мотивы сохраняются в произведениях художественного ремесла (изделия из камня, кости, металла). В церковных мозаиках 4-5 вв. ещё сохраняется античное ощущение реальности и красочности мира (мозаики церкви св. Георгия в Салониках, конец 4 в.). Позднеантические приёмы вплоть до 10 в. сохраняются в книжной миниатюре ("Свиток Иисуса Навина", Ватиканская библиотека, Рим). Но в 5-7 вв. во всех видах живописи, включая первые иконы ("Сергий и Вакх", 6 в.), нарастает духовно-умозрительное начало, которое подчиняет себе впоследствии все художественные средства. Архитектурно-пейзажные фоны сменяются отвлечёнными золотыми. Изображения становятся плоскостными и лишёнными материальности; их духовный смысл раскрывается с помощью эмоциональной выразительности созвучий чистых пятен цвета, ритмически богатых, гибких линий и обобщённых силуэтов. Условные изображения наделяются устойчивым эмоционально-духовным смыслом (мозаики с изображением имп. Юстиниана и его жены Феодоры в церкви Сан-Витале в Равенне, ок. 547; мозаики церкви Панагии Канакарии на Кипре, 6 в., а также более непосредственные и свежие по мировосприятию мозаики 7 в. – в церквах Успения в Никее, ныне Иэник, и св. Димитрия в Салониках).

Постепенный процесс феодализации, острая социальная борьба и народные движения в 7 – начале 9 вв. вызвали существенный перелом в художественной культуре Византии. В яростных столкновениях взглядов иконопочитателей и иконоборцев (отрицавших правомочность использования реальных изобразительных форм для передачи религиозного содержания) разрешались накопленные противоречия, формировалась эстетика развитого средневекового искусства. В период иконоборчества церкви украшались главным образом изображениями христианских символов и орнаментальными росписями. В зодчестве совершался переход к типу крестово-купольного храма (его прототип – церковь "Вне стен" в Русафе, Вост. Сирия, 569-586). В сер 9-12 вв., в период расцвета искусства Византии, этот тип храма (с куполом на барабане) утвердился окончательно. Он представляет собой систему надёжно связанных друг с другом пространственных ячеек, выстраивающихся уступами в стройную пирамидальную композицию. Структура постройки обозрима внутри здания и наглядно отражена в его внешнем облике. Наружные стены таких храмов нередко бывают украшены узорной кладкой и нарядными керамическими вставками. Крестово-купольный храм является завершённым архитектурным типом. В дальнейшем архитектура Византии лишь развивала варианты этого типа. В классическом варианте крестово-купольного храма купол воздвигается с помощью парусов на свободно стоящих опорах (церкви монастыря Липса и Мирелейон – обе 10 в., монастырь Пантократора, 12 в., – все в Константинополе; церковь Богоматери в Салониках, 1028, и др.). На территории Греции развился тип храма с куполом на тромпах (храм Католикон в монастыре Хосиос Лукас, 11 в., и др.). В монастырях Афона оформился триконховый вид храма (с апсидами на северном, восточном и южном концах креста).

В 9-10 вв. росписи храмов приводятся в стройную систему. Стены и своды церквей покрываются мозаиками и фресками, расположенными в строгом иерархическом порядке и подчинёнными композиции храма. В интерьере создаётся проникнутая единым содержанием художественная среда, в которую включаются и иконы, размещённые на иконостасе. В духе победившего учения иконопочитателей изображения рассматриваются как отблеск идеального "архетипа". Сюжеты и композиции росписей, приёмы рисунка и живописи подвергаются регламентации. Свои идеи живопись Византии выражала, однако, с помощью образа человека, раскрывая их как свойства или состояния этого образа. Идеально возвышенные образы людей господствуют в искусстве Византии, в известной мере сохраняя в претворённом виде художественный опыт античного искусства.

Принципы византийской живописи 9-12 вв. оригинально разрабатываются в отдельных художественных школах. Столичное искусство представлено мозаиками храма св. Софии в Константинополе, в которых от "македонского" (середина 9 – середина 11 вв.) к "комниновскому" периоду (середина 11 в. – 1204) нарастали возвышенная строгость и одухотворённость образов, виртуозность манеры, сочетающей изящество линейного рисунка с изысканной цветовой гаммой. Со столицей связаны лучшие произведения иконописи, отличающиеся глубокой человечностью чувств, строгой и изысканной манерой письма ("Владимирская богоматерь", 12 в.). Много мозаик было создано и в провинции – величаво-спокойные в монастыре Дафни ок. Афин (11 в.), драматически-экспрессивные в монастыре Неа Мони на о-ве Хиос (11 в.) и др. Разнообразие течений существовало и в фресковой живописи (исполненные драматизма росписи церкви Панагии Кувелитиссы в Кастории, 11-12 вв., наивно-примитивные росписи в пещерных церквах Каппадокии, центральная область Малой Азии, и др.).

В отличие от других государств Европы, Византия была менее затронута Великим переселением народов 4-7 вв. и избежала катастрофических разрушений, постигших Западно-Римскую империю. Поэтому традиции античности долго сохранялись в византийском искусстве, тем более что первые века его развития прошли в условиях позднего рабовладельческого государства. Процесс перехода к средневековой культуре здесь затянулся надолго. Особенности византийского искусства определились отчётливо к 6 в.

В градостроительстве и светской архитектуре Византии, в значительной мере сохранившей античные города, средневековые начала складывались медленно. Архитектура Константинополя (ныне Стамбул) в 4-6 вв. (форум с колонной Константина, ипподром, комплекс императорских дворцов с обширными помещениями и мозаичными полами) хранит связь с древнеримским зодчеством. Однако уже в 5 в. начинает складываться новая, радиальная планировка византийской столицы. Сооружаются новые укрепления города, представляющие собой развитую систему стен, башен, рвов, гласисов. В культовой архитектуре Византии уже в 4 в. возникают типы храмов, принципиально отличные от своих античных предшественников, – церковные базилики и центрические купольные здания, главным образом крещальни (баптистерии). Наряду с Константинополем (базилика Иоанна Студита ок. 463) они возводятся и в других частях Византийской империи, приобретая местные черты и многообразие форм (суровая каменная базилика в селе Кальб-Лузех, конец 5 или середина 6 вв.: крестообразная в плане церковь монастырского комплекса Кальат-Семан, 5 в., – обе в Сирии; кирпичная базилика св. Димитрия в Салониках, сохранившая эллинистическую живописность интерьера, 5 в.).

1.     Всеобщая история архитектуры. – М., 1966. Т.3

2.     Каждан А.П. Византийская культура. – М.: 1968.

3.     Комеч А.И. Храм на четырех колоннах и его значение в истории византийской архитектуры //Византия, южные славяне и Древняя Русь.

4.     Лихачева В.Д. История Византии IV-XI вв. – Л., 1986.

Крестово-купольный храм

 

 

КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ, тип христианского храма, возникший в средневековой архитектуре Византии: купол на парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава.

[1] Лихачева В.Д. История Византии IV-XI вв. – Л., 1986. – с.36



www.yurii.ru


Смотрите также