Виды древних религий. Сколько в мире религий? Основные мировые религии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Какие есть виды религий в мире. Виды древних религий


Сколько в мире религий? Основные мировые религии

Еще очень давно в человеке зародилось столь прекрасное чувство, как вера в Бога и высшие силы, которые определяют судьбы людей и то, что они будут делать в дальнейшем. Существует огромное количество религиозных конфессий, каждая из которых имеет свои законы, порядки, памятные даты календаря, запреты. Сколько лет религиям мира? – вопрос, на который сложно дать точный ответ.

Древние признаки зарождения религий

Известно, что религиозные обычаи в разных формах начали существовать уже огромное количество лет тому назад, но только сейчас понятие религии распространилось очень широко и окультурилось. Раньше людям свойственно было свято и слепо верить в то, что жизнь могут даровать 4 стихии: воздух, вода, земля и солнце. К слову, такая религия существует по сей день и называется она политеизмом. Сколько религий существует в мире основных? Сегодня нет каких-либо запретов на то или иное вероисповедание. Поэтому и религиозных течений создается все больше и больше, но основные все же есть, и их не так много.

Религия – что это такое?

сколько в мире религийВ понятие религии принято включать определенную последовательность ритуалов, обрядов и обычаев, совершаемых либо ежедневно (примером здесь является ежедневная молитва), либо периодически, а иногда и вовсе однократно. Сюда можно отнести венчание, исповедь, причастие, крещение. Любая религия в принципе направлена на то, чтобы объединять совершенно разных людей в большие группы. К сожалению, этим нередко пользуются основатели сект, имеющих огромное количество адептов. Несмотря на некоторые культурные различия, многие религии схожи по посылу, который доносится верующим. Различие состоит только во внешнем оформлении ритуалов. Сколько основных религий в мире существует? На этот вопрос и будет дан ответ в данной статье.

Самыми основными религиями в мире считаются христианство, буддизм и ислам. Последнюю религию исповедуют больше в странах Востока, а буддизм практикуется в Азиатских странах. Каждая из перечисленных религиозных ветвей имеет историю, которая длится больше нескольких тысяч лет, а также ряд нерушимых традиций, которые соблюдаются всеми глубоко верующими людьми.

География религиозных течений

Что касается географической раздробленности, здесь еще около 100 лет тому назад была возможность отследить преобладание какой-либо конфессии, сейчас же этого не существует и в помине. К примеру, раньше больше убежденных христиан проживало на территории Африки, Европы, Южной Америки, Австралийского континента.

Мусульманами можно было назвать жителей Северной Африки и ближнего Востока, а верящими в Будду считались люди, поселившиеся на территории Юго-Восточной части Евразии. На улицах среднеазиатских городков сейчас все чаще и чаще можно увидеть стоящие практически бок о бок мусульманские мечети и церкви христианского вероисповедания.

Сколько в мире религий основных?

Что касается вопроса о знании основателей мировых религий, большинство из них известно всем верующим. К примеру, основоположником христианства стал Иисус Христос (согласно другому мнению, Бог, Иисус и Святой Дух), основателем буддизма считается Сиддхартха Гуатама, другое имя которого – Будда, и, наконец, основы ислама, как считают многие верующие, проложил Пророк Мухаммед.

Интересным фактом является то, что и ислам, и христианство условно происходят от одной веры, которая зовется иудаизмом. Приемником Иисуса в этой вере считают Иса Ибн Марияма. Имеют отношение к этому ответвлению веры и другие известные пророки, которые были упомянуты в Священном Писании. Многие верующие люди считают, что пророк Мухаммед появился на земле еще раньше, чем люди увидели Иисуса.

Буддизм

сколько религий в мире существует

Что касается буддизма, эта религиозная конфессия по праву признана самой древней среди всех, которые только известны человеческому разуму. История данной веры насчитывает в среднем около двух с половиной тысячелетий, возможно, даже намного больше. Зарождение религиозного течения под названием буддизм началось в Индии, а основателем стал Сиддхартха Гуатама. Веры сам Будда достигал постепенно, шаг за шагом продвигаясь к чуду просветления, которым затем Будда стал щедро делиться с себе подобными грешниками. Учение Будды стало основой для написания священной книги под названием Трипитака. На сегодняшний день наиболее распространенными этапами буддистской веры считаются такие, как хинаяма, махаяма и ваджаяма. Приверженцы веры в буддизм считают, что главным в жизни человека является хорошее состояние кармы, которое достигается только путем свершения добрых дел. Каждый буддист сам проходит путь к очищению кармы через лишения и боль.

сколько основных религий в мире

Многие, особенно сегодня, задаются вопросом о том, сколько религий в мире существует? Число их точное сложно назвать. Практически каждый день появляются новые направления и ответвления. Но основные все же существуют. И следующее религиозное направление относится к их числу.

Христианство

сколько религий в мире существует число

Христианство – вера, которая огромное количество тысячелетий назад была основана Иисусом Христом. По мнению ученых, религия христианства была заложена еще в 1 веке до эры человечества. Появилось данное религиозное течение в Палестине, а вечный огонь снизошел до Иерусалима, где горит до сих пор. Тем не менее есть мнение о том, что люди узнали об этой вере еще раньше, раньше почти на целую тысячу лет. Также бытует мнение о том, что впервые люди познакомились не с Христом, а с основоположником иудаизма. Среди христиан можно выделить католиков, православных и протестантов. Кроме того, существуют огромные группы людей, называющих себя христианами, но верящих в совсем другие догмы и посещающих другие общественные организации.

Постулаты христианства

сколько лет религиям мира

Главными нерушимыми постулатами христианства является вера в то, что Бог имеет три обличия (Отец, Сын и Святой дух), вера в спасительную гибель и в явление реинкарнации. Кроме того, последователи христианства практикуют веру в зло и добро, представленное ангельским обличием и дьявольским.

В отличие от протестантов и католиков, христиане не верят в существование так называемого «чистилища», где души грешников проходят отбор в рай или ад. Протестанты полагают, что в том случае, если вера в спасение сохранится в душе, значит, человек гарантировано отправится в рай. Протестанты считают, что смысл проведения обрядов состоит не в красоте, а в искренности, именно потому обряды не отличаются пышностью, а их численность намного меньше, чем в христианстве.

Ислам

сколько религий существует в мире основныхЧто касается ислама, эта религия считается относительно новой, так как появилась только лишь в 7 веке до нашей эры. Место появления – Аравийский полуостров, где жили турки и греки. Место православной библии занимает священный Коран, в котором собраны все основные законы вероисповедания. В исламе, как и в христианстве, существует несколько направлений: сунитизм, шиитизм и хариджитизм. Отличие этих направлений друг от друга заключается в том, что сунниты признают «правой рукой» пророка Мохаммеда четырех халифов, а кроме Корана, священной книгой для них считается собрание наставлений пророка.

Шииты считают, что продолжателями дела пророка могут быть только кровные наследники. Хариджиты верят практически в то же, только полагают, что наследовать права пророка могут только кровные потомки либо приближенные лица. Сколько в мире религий, столько и мнений. К сожалению, представители не всех религиозных течений полностью принимают существование другого направления. Зачастую это приводит даже к войнам.

сколько мировых религий существует в мире

Мусульманская вера признает существование Аллаха и пророка Мохаммеда, а также придерживаются мнения, гласящего о том, что жизнь после смерти существует, а человек может переродиться в любое живое существо или даже предмет. Любой мусульманин свято верит в силу святых обычаев, потому ежегодно совершает паломничество по святым местам. Поистине, священным городом для всех мусульман является Иерусалим. Салят является обязательным обрядом для каждого приверженца мусульманской веры, а главный его смысл состоит в молитве по утрам и вечерам. Молитва повторяется 5 раз, после чего верующие стараются соблюсти пост по всем правилам.

В этой вере присутствует месяц рамадан, на протяжении которого верующим запрещается развлекаться, а разрешается посвящать себя только молитве Аллаху. Главным городом паломников считается Мекка.

И, неважно сколько мировых религий существует в мире. Главное, что они все имеют одну цель – привить человеку любовь к Богу.

Единство и различия основных религий

Общность всех религиозных конфессий скрыта и одновременно проста тем, что все ответвления учат терпимости, любви к Богу в любых проявлениях, милосердию и доброму отношению к людям. И ислам, и христианская вера пропагандируют воскрешение после земной кончины, за коим следует перерождение. Кроме того, ислам и христианство сообща выступают за явление фатализма и полагают, что судьба предначертана небом, и исправить ее в силах только Аллах или, как называют его христиане, Господь Бог. Хоть и учение буддистов разительно отличается от христианства и ислама, объединяет эти «ветви» то, что воспевается определенная мораль, оступаться при которой непозволительно никому.

Общие черты имеют и наставления, данные Всевышним грешным людям. У буддистов это догмы, у христиан заповеди, а у приверженцев ислама это выдержки из Корана. Сколько в мире религий бы ни существовало, все они приближают человека к Господу. Заповеди для каждой веры одинаковы, только имеют разный слог пересказа. Везде запрещается лгать, убивать, воровать, а также везде призывают к милосердию и спокойствию, к взаимоуважению и любви к ближнему.

fb.ru

Список религий — WiKi

Религия Священные тексты Язык(и) Объект поклонения Философия религии Первые упоминания Географические регионы
Шумеро-аккадская религия «Энки и Нинмах», Энума элиш, Эпос о Гильгамеше Аккадский язык, Шумерский язык Анум (отец богов), Энлиль (бог воздуха), Энки (сотворил людей из глины), Зиусудра, Ашшур IV тыс. до н. э. Месопотамия
Западносемитская религия Угаритский язык, Семитские языки Илу (отец богов и людей), Баал, Йаву, Сим IV тыс. до н. э.
Праиндоиранская религия Ригведа, Авеста Авестийский, Санскрит Одновременное поклонение ведическим и др. богам Индия, Иран
Faravahar.svg
  Зороастризм
Авеста Авестийский Ахура Мазда, Зороастр Философия зороастризма, дуализм (Добрый Бог, Злой Бог) X-VIII вв. до н. э. Большой Иран
Праиндоевропейская религия Праиндоевропейский язык Общие индоевропейские боги Более 6000 лет назад Индоевропа
Ведийская религия Веды Санскрит 33 млн. "полу"-богов, Брахман См. индуизм, следующую стадию развития ведизма и брахманизма Пакистан, Индия
Om.svg  Индуизм Веды, Дхармашастры Санскрит 10 Аватар Вишну (Кришна, Рама и др.), Шива, Шакти, и др. Индийская философия (Веданта), карма, реинкарнация, вегетарианство, Генотеизм Около 1500-1000 гг. до н.э. (появляется Ригведа) Индия, Юго-Восточная Азия
Amun mirror.svg
  Древнеегипетская религия
Древнеегипетская Книга мёртвых Египетский язык Ра (бог солнца) Древнеегипетская философия, политеизм 6-е тысячелетие до н. э. Древний Египет
Star of David.svg  Иудаизм Танах (Тора, Пророки, Писания) (Ветхий Завет) Иврит, Арамейский Иегова Еврейская философия, монотеизм Около X в. до н. э. Древний Египет, Израиль
Christian cross.svg  Христианство Библия (Новый Завет) Арамейский, Греческий, Латинский, Коптский, Церковнославянский и др. Бог Отец, Иисус Христос, Святой Дух Христианская философия, монотеизм 1 век н.э. Палестина, Ватикан
Allah.svg  Ислам Коран Арабский Аллах Исламская философия, монотеизм 610 год (571 год) Мекка
Джайнизм Канон шветамбаров Махавира Философия джайнизма, отвержение Вед IX век до н. э. Индия
Khanda.svg  Сикхизм Гуру Грантх Сахиб Панджаби Вахегуру[en], Гуру нанак Философия сикхизма, синтез Вед и ислама 1469 год Пенджаб (Индия)
Dharma Wheel.svg  Буддизм Трипитака Пали Буддийская философия, нирвана, карма, реинкарнация, вегетарианство (ахимса) VI век до н. э. Индия, Китай, Индокитай
Torii.svg  Синтоизм Кодзики, Нихон сёки Японский Аматэрасу Японская философия Япония
Tao.svg  Даосизм Дао дэ цзин Китайский Изначальный небесный владыка, Лао-цзы Философия Даосизма, дуализм (Инь-Янь) IV век до н. э. Китай
Конфуцианство У-Цзин Китайский Конфуций Китайская философия VI в. до н. э. Китай
Славя́нское язы́чество Не сохранились; имеет значение более поздний эпос, "Слово о полку Игореве" Старославянский язык Дажьбог, Перун, Велес, Мокошь; Святовит, Ругевит, Жива, Прове и др. Родноверие, инглиизм, другие течения VI в. н.э. (первое описание верований сделал Прокопий Кесарийский) Славянские страны, Восточная и Центральная Европа
Рели́гия Дре́вней Гре́ции Теогония, тексты Гомера Греческий язык Зевс, Титаны, Олимпийские боги, Хаос Древнегреческая философия, политеизм Микенский язык Греция
Древнеримская религия Энеида Латинский Совет богов, Марс, Юпитер Философия Древнего Рима, политеизм VIII в. до н.э. Рим
Кельтская Рели́гия Уладский цикл, Мабиногион и т.д. Ирландский язык, валлийский язык Дагда (бог), Луг, Таранис, Езус, Цернунн Друидизм I половина I тысячелетия до н.э. Западная Европа, Центральная Европа
Германо-скандинавская мифология Старшая Эдда, Младшая Эдда, Круг Земной Древнескандинавский язык Один, Фрейр, Асы, Ваны Асатру и др. V век до н. э. Древняя Германия, Скандинавия
Религия майя Пополь-Вух и т.д. Майяские языки Кукулькан около 2000 г. до н. э. Мезоамерика
Австралийская религия Австралия
Армянская религия Арамазд
Балтийская религия Диевас, Земес-мате
Румынская религия
Скифская религия 1-е тысячелетие до н. э. Северное Причерноморье
Гиндукушская религия
Хеттская религия 1000 хеттских богов
Литовская религия дайны Диевас, Перкунас
Латышская религия дайны, Лачплесис Диевас, Перконс

ru-wiki.org

Виды религий мира :: SYL.ru

В мире, в котором живет более семи миллиардов человек, существуют многие виды конфессий, течений и сект. Выделяются виды религий, которые имеют самое большое количество последователей: христианство, ислам, индуизм и буддизм. Именно к этим конфессиям принадлежат различные национальные группы в большинстве стран мира. Другие виды религий не имеют такого мирового распространения. К ним относятся конфуцианство, джайнизм, иудаизм, даосизм, синтоизм, сикхизм и так далееВиды религий.

Определение религии

В толковом словаре религия определяется как осознание мира через веру в сверхъестественные силы. Она всегда была для человечества компасом для духовного развития и сохранения традиций. Все виды религий имеют свои атрибуты и священные места, куда могут приходить верующие. В индуизме и буддизме - храмы, в христианстве - церковь, а в исламе - мечеть. Каждая конфессия имеет священную книгу, в которой прописаны правила служения Богу и святым.

Христианство

Христианство возникло в первом веке нашей эры. Главная идея этой религии заключается в том, что Бог сможет спасти верующих в него от злости и несправедливости мира. Всё учение направлено на избавление от мук, помощь униженным и бедствующим. Посланником Бога стал Иисус Христос, который был распят и убит во имя веры и всего человечества. Святой книгой является Библия. Христианство распалось на несколько течений: католицизм, православие и протестантизм.

Разновидности религийБуддизм

Буддизм считается самой древней религией, которая возникла в четвертом веке до нашей эры. Сейчас насчитывается более восьмисот миллионов его последователей. Это учение передал людям Будда – человек, который получил просветление. Главный смысл буддизма заключается в признании человеческого внутреннего света и его поиске, а не в поиске Бога, как во всех остальных учениях.

Ислам

Ислам возник в седьмом веке нашей эры. Бог - Аллах, а основателем религии и пророком стал Мухаммед. Мухаммед заявил о том, что Бог выбрал его пророком, и он несет свет и истину людям. Коран считается святой книгой. В ней, как и в Библии, прописаны правила жизни последователей. Также существует священная книга Шариат, в которой содержатся правила поведения верующих, и Сунна - история пророка Мухаммеда.

Виды религий в прошлом и современном мире

Виды церквейМногие века подряд церковь правила обществом и имела большую власть над государствами, чем правительство. Но времена изменились, и теперь только в немногих странах она имеет такую силу. Почти каждая мировая религия пережила гонения, да и сейчас происходит достаточно войн на религиозной почве. Хотя, как уже говорилось ранее, все учения построены на схожих верованиях и законах. К сожалению, некоторые последователи и адепты выражают свою любовь к Богу путем насилия и применения оружия. Некоторые ответвления религий проповедуют свои догмы и правила служению Богу, которого они придумали сами. Как сказал основатель одной из самых распространённых сект мира: «Если хотите стать миллионером, сотворите религию». Не нужно путать секты с Церквями мировых конфессий. Многие ставят клеймо на нации только потому, что выходцы из данных стран принадлежат к секте, которая становится разрушительной не только для самого человека, но для мира в целом. Все разновидности религий должны служить на благо людей. Истинно верующие не будут разжигать войны. Любые виды церквей - православные храмы, католические соборы, исламские мечети - всегда окажут помощь страждущему.

www.syl.ru

Какие есть виды религий в мире

В мировом пространстве существует большое число различных верований. Испокон веков человек признавал существование высшего разума, поклонялся ему, искал пути достижения духовного совершенства и смысл жизни. Но все народности шли своим путем, поэтому в мире возникали разные виды религий. Сейчас их насчитывается довольно много. Все религии как отличаются друг от друга, так и имеют много общих черт. 

В настоящее время в мире существуют такие виды религий, как христианство, иудаизм, буддизм и ислам, а также индуизм, даосизм, конфуцианство, сикхизм и другие. Одной из основных мировых религий можно назвать христианство, основанное на вере в Триединого Бога, равно как и сына Его, именуемого Иисусом  Христом, который пришел в мир в образе человека, чтобы спасти людей и дать им вечную жизнь. Христианство призывает людей к любви к Богу и всем людям, к творению добра, к смирению и борьбе со своими грехами. 

От других мировых религий христианство отличается своим Божественным началом. Имеется в виду, что эту религию создали не люди, как, например, в случае с индуизмом, а дал Сам Господь в готовом виде. Христианство, в свою очередь, разделяется на православие, католицизм и протестантизм. Эти виды религий, хотя и схожи верой в Иисуса Христа, но имеют расхождения в трактовках Священного Писания и Предания. В католицизме, например, главой церкви является не Иисус Христос, как у православных, а Папа Римский. Протестанты же вообще склонны трактовать Библию, как кому нравится. 

Еще одна из мировых религий – ислам - несколько схожа с христианством. Она тоже имеет своего Бога – Аллаха, который является судьей всех человеческих поступков. Но эти виды религий имеют существенное отличие. Если в христианстве во главу угла ставится смирение и свобода выбора, то ислам диктует жесткие правила и строгое послушание. Обе же религии предписывают своим последователям быть добрым, справедливым и помогать другим людям. 

Довольно распространенной религией также является буддизм, высшая цель которого – достижение нирваны. От вышеперечисленных верований его отличает то, что здесь человек предоставлен сам себе, его никто спасать не будет, Будда только указывает путь к спасению. Тем не менее, эта религия также учит людей любви и добру. Древнейшей религией является иудаизм, возникший в Палестине среди еврейских племен. Отличается от христианства и ислама тем, что евреи считают себя избранным народом и отвергают Христа, ожидая Мессию. 

Кроме этих основных, в мире также существуют еще и другие разновидности религий. Это, например, индуизм, сочетающий в себе различные направления и принципы, не имеющий единой целостной системы. У индийского народа существует также сикхизм, как разновидность индуизма, сочетающую в себе черты, присущие мусульманству. У китайского народа существует даосизм – религия, формирующая у верующих доброе отношение к миру и сострадание к ближнему. 

Исходя из вышесказанного, становится понятным, что в принципе, все религии осознают то, что наша земная жизнь есть не конечная цель и признают  высшие духовные силы. Конечно, понятия нравственности и духовности во всех религиях разные, но даже в древнем язычестве существовало некое памятование, связанное с изначальным  богообщением человека. Само слово «религия» древний оратор и писатель Цицерон разъяснял как «благоговение», то есть поклонение высшим силам. 

Интересно, что в мире существуют с древних времен разные виды церквей. В разных уголках земли можно увидеть православные храмы, лютеранские кирхи, исламские мечети, буддистские храмы и еврейские синагоги. Путешествуя по разным странам, можно увидеть священные рощи кюсото, саамские сейды, удмурские куала, и священные амбары, куда приходят к своему богу ханты и манси. Человек всегда стремился к высшему разуму и познанию своей цели на земле, отсюда и такое количество в мире религиозных верований.

fb.ru

Виды религий

На протяжении многих веков лучшие умы человечества стремились найти рациональное объяснение причин возникновения специфической, иллюзорно-мистической, иррациональной формы мышления человека и понять религию как форму общественного сознания, как социальный феномен.

Возникнув на заре человечества и складываясь веками на основе неадекватного отражения в мышлении людей реальных объективных процессов в природе и обществе, религиозные представления и верования, а также закреплявшие их догмы, культы, ритуалы и обряды опутывали сознание человека паутиной несбыточных иллюзий, искажали его восприятие мира кривым зеркалом фантастических мифов и магических превращений, волшебства и чудес, заставляли создавать все более вычурные и сложные метафизические конструкции мироздания и загробного существования. Укрепляясь в сознании людей, фиксируясь в памяти поколений, религия становилась частью культурного потенциала народа, страны или даже многих стран.

Древние люди, создавая свои религии, заботились о чисто этнических потребностях и рассчитывали на «земляческую» помощь собственных богов. Иные из религий « с местной пропиской» отошли в небытие (порой вместе с породившими их народами), другие же при всей их территориальной ограниченности живут и по сей день.

Но были религии, отвечавшие мечтам и чаяниям не только того народа, из которого вышел пророк, однажды возвестивший божественную волю. Для этих вероучений национальные границы оказались тесны. Они завладели умами и душами людей, населяющих различные государства, разные материки: христианство, ислам и буддизм стали мировыми религиями.

1.Христианство

Наиболее распространенная и одна из самых развитых религиозных систем мира – христианство, появившееся в I веке нашей эры в Иудее – восточной провинции Римской империи.

1.1. Основа христианства

В основе христианства – учение о богочеловеке Иисусе Христе, сыне Божием, который пришёл к людям с добрыми деяниями и заповедал им законы праведной жизни. Это религия, в основе которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришёл в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал и принял во искупление грехов людей великие страдания и мученическую смерть на кресте. Его смерть и последующее воскресение из мёртвых изменили судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, европейской цивилизации. Для христиан же главным чудом было не слово Иисуса, о Он Сам. Главным делом Иисуса было Его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте.

Христиане верят, что мир создан единым предвечным Богом, и создан без зла. Воскресение Христа знаменует для христиан победу над смертью и вновь обретённую возможность вечной жизни с Богом. Отсюда для христиан начинается история Нового Завета с Богом. Это Завет Любви. Его важнейшее отличие от Ветхого (т.е. старого, прежнего) Завета заключается в самом понимании Бога, Который «есть Любовь». На протяжении всего Ветхого Завета основа отношений Бога и человека – закон. Христос же говорит: «Заповедь новую даю вам: да любите, друг друга, как Я возлюбил вас».

Христианство рассматривает историю как однонаправленный, неповторимый, «разовый» процесс, направляемый богом: от начала (сотворения) к завершению, концу (приход мессии, страшный суд). Содержание этого процесса составляет драма впавшего в грех человека, отпавшего от бога, спасти которого может только милость божья, и эту милость он может обрести в вере в Спасителя и церковь, которая является носителем этой веры.

Христианство, как ни одна другая религия, основано на тайне. Разум не вмещает представления о едином Боге, существующем в трёх лицах: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Одно из главных таинств христианства – причастие, основанное на евхаристии (претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа), и приобщение верующих через вкушение этих божественных даров к Богу.

Священное Писание христиан – Библия – это не изложение вероучения и не история человечества, это рассказ о том, как Бог искал человека, это речь Бога, обращенная к людям. В ней к Ветхому завету (священной книге последователей иудаизма) добавлен Новый завет, повествующий о жизни и учении Христа. В Новый завет, входят четыре Евангелия (от греч. – благовестие), Деяния апостолов – первых проповедников христианства, Послание апостолов к христианским общинам и, наконец, Апокалипсис, или Откровение Святого Иоанна Богослова. Эти произведения считаются «богодуховными» т.е. хотя и написанными людьми, но по внушению Святого Духа.

Основная идея христианства – идея греха и спасения человека. Люди грешны перед богом, и именно это уравнивает их: греков и иудеев, римлян и варваров, рабов и свободных, богатых и бедных – все грешники, все “рабы божьи”.

Христианство привлекало людей обличением испорченности мира и справедливости. Им было обещано царство божье: те, которые здесь первые – там станут последними, а последние здесь – там будут первыми. Зло будет наказано, а добродетель вознаграждена, высший суд свершится и каждому будет воздано по делам его. Проповедь Евангельского Христа призывала не к политическому сопротивлению, а к нравственному совершенствованию.

1.2. Церковь и христианство

Особенность христианства как религии заключается в том, что оно может существовать только в форме Церкви. Церковь – это сообщество людей, верящих во Христа: “…где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них”.

Однако слово “церковь” имеет разные значения. Это и сообщество верующих, объединенных общим местом проживания, одним священнослужителем, одним храмом. Такая общность составляет приход.

Церковью, особенно в православии, принято называть также храм, который в этом случае воспринимается как “дом Божий” – место совершения таинств, обрядов, место совместной молитвы.

Наконец, Церковь может пониматься как форма христианской веры. За два тысячелетия в христианстве сложились и оформились несколько различных традиций, каждая из которых имеет свой Символ веры, свой обряд и ритуал. Поэтому можно говорить о Православной Церкви (Византийская традиция), Католической Церкви (Римская традиция) и Протестантской Церкви (традиция Реформации XVI в).

Кроме того, есть понятие Земной Церкви, объединяющей всех верующих во Христа, и понятие Небесной Церкви – идеального божественного устроения мира. Там, где земная Церковь следует заветам Христа, она составляет единство с небесной.

1.3.География христианства

Первые шаги христианства в I-II вв. ограничивались районом Средиземноморья, затем оно проникло в центрально-европейские страны и лишь в VII-XII вв. – на северо-восток Европы. В эпоху Великих географических открытий началась активная деятельность христианских миссионеров (проводников религиозного учения), которая продолжается и в наше время. В конце XV в. они вместе с завоевателями высадились на берегах только что открытой Америки.

В XVI в. к христианскому миру была присоединена большая часть Филиппин. Неудача постигла миссионеров в Африке. Лишь в XIX в. в результате активной колонизации удалось обратить в христианство многих жителей «чёрного континента». Та же колонизация приобщила к нему и основную часть населения Океании.

1.4. Раннее христианство

Раннее христианство с первых своих шагов заявило себя учением угнетённых низов, учением обездоленных и страждущих. Правда, это учение не звало на борьбу – и в этом смысле его никак нельзя считать революционным по характеру. Скорее, напротив, христианство было альтернативой различного рода восстаниям и войнам, начиная с восстания Спартака, которые сотрясли на рубеже нашей эры мощную Римскую империю. И в качестве такого рода «умиротворяющей» альтернативы, направляющей энергию угнетённых в русло религиозных иллюзий, христианство было вполне приемлемым, даже выгодным для власть имущих, вскоре понявших это и принявших христианское учение в качестве господствующей идеологической доктрины. Однако это произошло позже. Раннее христианство в первые два-три века своего существования, будучи религией бесправных и гонимых, не только стояло в оппозиции к властям, подвергаясь жестоким гонениям с их стороны, но и не было лишено радикальных элементов, даже революционного пафоса. Пафос этот сводился, прежде всего, к резкому неприятию сложившихся норм жизни.

Революционный пафос раннего христианства нашёл своё отражение в акцентировании внимания на двух важнейших сторонах новой религии. Во-первых, на проповеди ею всеобщего равенства. Хотя это было равенство в первую очередь лишь «во грехе», равенство «рабов божьих», даже в этом своём качестве лозунг всеобщего равенства не мог не привлечь к себе внимания. Правда, в некоторых евангелических текстах оправдывалось рабство и рабам внушалось повиновение их господам, но тем не менее провозглашение принципа всеобщего равенства в эпоху расцвета Римской империи стоило многого. Во-вторых, на осуждении богатства и стяжательства («скорей верблюд пройдёт через игольное ушко, чем богач попадёт в царство небесное»), на подчёркивании всеобщей обязанности трудиться («не трудящийся да не ест»). Неудивительно, что членами первых христианских общин оказались, прежде всего, обиженные и угнетённые, бедняки и рабы, неимущие и изгои.

1.5. Первые христианские общины

Первые христианские общины заимствовали от предшественников – сект типа ессеев – черты аскетизма, самоотречения, благочестия и прибавили к ним обрядовые ритуалы причащения митраизма и многое другое, включая торжественный акт крещения в качестве символа веры. Эти общины были достаточно замкнутыми. Во главе их стояли харизматические лидеры – проповедники, «учителя», осенённые «благодатью» пророки, которые обычно прислушивались к своему «внутреннему голосу», имели «видения», слышали «глас божий» и потому считались имевшими бесспорное право на лидерство. Уже во второй половине I в. н. э. отчётливо наметились два главных течения – проиудейское, представленное Апокалипсисом и генетически восходящее, видимо, к сеткам типа ессеев, и антииудейское, связанное с деятельностью апостола Павла. В отличие от апостола Петра, которого евангельский Павел называл «апостолом для иудеев», себя Павел, по преданию, именовал. «служителем Иисуса Христа у язычников». В этом смысле именно Павел может считаться первым патриархом (если не основателем) христианства.

mirznanii.com

История религии - это... Что такое История религии?

Рели́гия (от лат. religio — составное латинское слово. Лига - союз, соединение, ре - приставка, означающая возвратный характер действия. Все вместе - "воссоединение") — одна из форм общественного сознания, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу или личность).[1] Эта вера — основной признак и элемент любой религии, которую представляют верующие.

Другие определения религии:

  • образ жизни.
  • поклонение человека высшим силам, в реальность которых он верит так же, как в возможность взаимодействовать с ними путём молитв, жертвоприношений и других различных форм культа[2]
  • система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия[3]

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт, а не на данные, проверяемые научным экспериментом.

Виды религий

С археологическими находками согласуется точка зрения о том, что религии предшествовал простой супранатурализм — вера в магию, сверхъестественное — дологический мистицизм. Атеизм зарождение религии связывает с такими практиками, как фетишизм, зоолатрия, тотемизм, анимизм, культ предков, шаманизм, пантеизм.

Для религий Древнего Египта, Индии, Греции, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси характерно было многобожие — политеизм.

Иерархическая организация божественного пантеона и понимание того, что все боги суть проявления единой синкретической сущности вело к появлению единобожия — монотеизма,[4] характерного для таких религий как иудаизм, христианство, ислам и зороастризм. С точки зрения верующих, верящих в вышеперечисленные религии, появление их стало следствием Божественного действия.

Существуют также религии без бога — вера в абстрактный идеал: буддизм, джайнизм[5].

Адепты одних религий могут классифицировать другие как языческие, еретические или сектантские.

Религия как социальное явление: основные черты

Религия включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий, а также объединения людей в организации (церковь, религиозную общину).[6]

Основы религиозных представлений большинства мировых религий, как правило, записаны людьми в священных текстах, по убеждению сторонников религии либо продиктованных или вдохновленных непосредственно богами, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. д. и т. п.. Большинство религий поддерживаются профессиональными священнослужителями.

Религиозная система представления мира (религиозное мировоззрение), в большинстве случаев, опирается на веру или личный духовный или мистический опыт, далеко не всегда на данные, проверяемые научным экспериментальным путём.

В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:

  • религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),
  • религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую,
  • религиозные отношения (культовые, внекультовые),
  • религиозные организации.

Попытки научного осмысления религиозного опыта

Религиозно-мистический опыт может быть вынесен из симптоматики эпилептических и других приступов, шизоидных расстройств, деменций, опыта терминальных состояний или употребления галлюциногенов.[7] Эксперименты психиатра Станислава Грофа с применением ЛСД показывают, что некое подобие ярких переживаний мистического и религиозного плана могут быть достаточно надёжно получены в лабораторных условиях[8], и, по-видимому, имеют глубокие корни в человеческой психике. Галлюцинации могут вызываться также переутомлением, высокой температурой, постом, и другими событиями.[9]

Основные функции религии

  • Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.
  • Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
  • Коммуникативная — общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
  • Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
  • Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
  • Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
  • Культурная — религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
  • Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.

Возникновение религии

Для каждой из религий её возниконовение является следствием либо прямого божественного вмешательства или участия, или же какого-либо момента откровения знаний, и в большинстве религий соответсвует по их представлениям началу существования всего.

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении значительной части его истории и религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части населения земного шара.

В религии можно рассматривать две стороны: внешнюю — как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

С внешней стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами её распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определённой структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т. д.

С внутренней стороны, религия — это непосредственное переживание религиозного опыта.

Предварительное понимание религии даёт и этимология данного слова.

Исследование вопроса возникновения религии ведется в рамках различных отраслей научного знания.

В различных направлениях философской мысли даются разные ответы на вопрос о происхождении религии.

С точки зрения известного эволюциониста и популяризатора научного атеизма Р.Докинза, изложенной в книге «Иллюзия бога», религия представляется как побочный продукт какого-то социально-полезного явления, обладающий признаками «психического вируса» — мема.

В марксизме считается [10], что корнем религии является реальное практическое бессилие человека, проявляющееся в его повседневной жизни, выражающееся в том что он не может самостоятельно обеспечить успеха своей деятельности. Известно выражение марксистов о том, что «религия — опиум для народа».

Согласно представлениям концепции «дорелигиозного периода», в истории человечества существовал период, когда не было никаких религиозных представлений. Впоследствии в силу тех или иных причин у людей возникли религиозные верования. Но идея «дорелигиозного периода» ещё не объясняет, как же всё-таки возникли религиозные представления у людей. Со времён Античности и до наших дней некоторые атеистически настроенные мыслители высказывали мнение о происхождение религиозных представлений. Например, утверждалось, что вера человека в сверхъестественные силы возникла в результате страха перед природными стихиями, или в результате обмана одних людей другими, или обожествления реальных царей и героев древности. Но реального научного обоснования эти идеи не имеют.

С точки зрения теории прамонотеизма, религия в человеческом обществе существовала изначально, то есть с момента появления человека. Впервые как научно обоснованная концепция прамонотеизма была сформулирована шотландским учёныи и литератором Э. Лэнгом, впоследствие получила свое развитие в 12-томном труде католического священника и учёного-этнографа В. Шмидта «Происхождение идеи Бога». Согласно данной теории, во всем многообразии существующих и существовавших религий можно обнаружить отголоски древнейшей, изначальной веры в Единого Бога-Творца, которая предшествовала всем известным религиям.

Религия и общество

Согласно исследованиям почетного профессора психологии Ульстерского Университета Ричарда Линна в Великобритании доля верующих среди образованных людей значительно меньше, чем среди необразованных [1]. По мнению почетного профессора психологии Ричард Линна, спад религиозности в обществе за последнее столетие объясняется повышением уровня образования.

Религия и преступность

Существует оспариваемое мнение о том, что религия служит фактором, снижающим уровень преступности. По данным ФСИН темп прироста верующих заключенных почти вдвое превышает темп роста общей численности осужденных[11]. В соответствии с данными ФСИН и Левада-Центра, доля верующих среди заключенных выше доли верующих в целом по России, заключенные значительно чаще посещают церковные службы.[12][13]

Религия и мораль

Религия и политика

Часто религия используется политическими деятелями для достижения собственных целей. Особенно это касается харизматических политических лидеров, склонных становиться народными идолами. Явление, когда светские власти имеют чрезмерное влияние на церковь, называется цезаро-папизмом. Обратное явление, когда патриархи церкви имеют возможность управлять делами светского правительства, называют папо-цезаризмом. Последний имел место в Средневековье, когда католическая церковь во многом определяла политическую ситуацию в Европе. Что касается цезаро-папизма, то он был характерен для Византии, России и фашистской Италии.

Религии и верования мира

Архаические верования и обряды

Магия

В основе магии лежит вера в сверхъестественную силу, от которой зависит результат человеческих действий, то есть, жизнь человека и желание человека стремится любым способом воздействовать на эту силу, чтобы отвратить от себя неудачи и получить желаемое.

Тотемизм

Тотемизм многие атеистически настроенные исследователи рассматривают как одну из древнейших и универсальных религий первобытного человечества. Следы тотемизма можно найти во всех религиях и даже в обрядах, в сказках и мифах.

Анимизм

В основе находится вера в духов и потусторонние существа, в одушевленность всех окружающих человека предметов и вещей.

Фетишизм

Вера в предметы, обладающие различными сверхъестественными силами.

Религиозный синкретизм античного мира

Религия Древнего Египта

Религия древних египтян зародилась в первобытнородовых общинах и прошла за 3000 лет длительный путь развития до сложных теологических систем Востока: от фетишизма и тотемизма, до политеизма и монотеистическоого мышления — признание единого культа бога Атона, появились теогония и космогония, культ, разнообразные мифы, представления о загробной жизни, организации клира (жречество) и его положения в обществе,обожествление фараона и т. д.[14]

В Египте была впервые сформулирована концепция единобожия во время правления фараона Эхнатона. Этот фараон предпринял попытку религиозной реформы, целью которой было централизовать египетские культы вокруг бога Солнца, Атона. Идея не прижилась, во многом по причине неудачного правления Эхнатона.

Религии Древней Греции и Рима

Одной из самых сложных и тщательно разработанных систем политеистического мировоззрения была религия древней Греции и древнего Рима.

У древних греков существовал многочисленный, но строго очерченный пантеон человекоподобных богов (Зевс, Аполлон, Афродита и т. д.) и полубогов (героев), и внутри этого пантеона существовала жёсткая иерархия. Древнегреческие боги и полубоги ведут себя так же, как ведут себя люди, и, в зависимости от их поступков, происходят те или иные события.

Антропоморфная сущность богов естественным образом предполагает, что добиться их благосклонности можно материальными средствами — подарками (в том числе человеческими и иными жертвами), уговорами (то есть обратиться к ним с молитвой, которая, в том числе, может иметь характер самовосхваления или даже обмана) или особыми поступками.

В священных книгах монотеистических религий также содержатся подробные рекомендации о порядке жертвоприношения; а также описывается поведение бога, основанное на эмоциях. Первоисточники монотеистических религий указывают и на существование других богов.

Из современных религий к политеистическим относятся синтоизм и ряд направлений в индуизме.

Авраамические религии

Авраам, согласно Пятикнижию, считается основателем этой традиции, отраженной в иудаизме, христианстве и исламе.

Иудаизм включает в религиозную сферу все стороны жизни человека. Иудей — это одновременно и религиозная, и национальная принадлежность, и обязательство следовать своду предписаний, которые определяют всю повседневную жизнь человека (Галаха). Иудаизм лишён некоторых необходимых для мировой религии черт: подавляющее большинство верующих принадлежит к нему от рождения, но в иудаизм можно перейти, для этого достаточно пройти гиюр. То же самое можно сказать и относительно некоторых других религий (например, зороастризма), однако при определении статуса того или иного учения необходимо учитывать всю совокупность его характеристик, в том числе и пройденный ею исторический путь. Так, тот же зороастризм когда-то (может быть, ещё полторы тысячи лет назад) был открыт для людей любой национальности.

Христианство, которое изначально считалось сектой внутри иудаизма, со временем, отходя от своих истоков, отделило собственно религию от сопутствующих культурных факторов (традиции), и, таким образом, превратилось из одного из направлений иудаизма в самостоятельную религию, ознаменовав новый этап развития религиозного мышления — космополитическое. Для христианства «нет ни эллина, ни иудея», в том смысле, что христианином может быть любой, вне зависимости от его национальной принадлежности. Потому, в отличие от иудаизма, являющегося национальной религией, христианство стало мировой религией. Нет в нём и никаких санитарно-гигиенических предписаний, типа кашрута. Взяв из иудаизма лишь то, что касается непосредственно религии, христианство, тем самым, сняло со своих последователей множество ограничений.

Одним из самых важных нововведений христианства следует считать изменение концепции служения Богу с более формальной идеи принесения жертвоприношений на идею личной жертвенности. Иисус из Назарета в христианстве отождествляется с жертвенным агнцем, традиционно приносимым на алтарь в Храме.

Ислам возник на Аравийском полуострове, где в ту пору царствовало язычество. Многие религиоведы (см. Люксенберг, Кристоф) склонны утверждать, что Мухаммад многое позаимствовал из иудаизма и христианства. Хотя к VII веку нашей эры христианство уже распространилось на огромную территорию, включая и южное побережье Средиземного моря, на территории Аравийского полуострова его последователи были не очень многочисленны. Единственное христианское царство — Йемен — которым на момент рождения Мухаммада правили эфиопы-монофизиты, и то в период становления ислама перешло под власть персов-маздеанцев. Впрочем, кланы и племена Аравии жили бок о бок с евреями и христианами на протяжении нескольких веков, и были хорошо знакомы с идеей монотеизма. Так, Варака, двоюродный брат Хадиджи, жены Мухаммада, был христианином. Монотеисты или люди с монотеистическими наклонностями были известны как «ханифы». Считалось, что они следуют религии Авраама.

Ислам признаёт в качестве пророков основателей всех предыдущих монотеистических религий, впервые вводя концепцию прогрессирующего Откровения:

Скажите: «Мы уверовали в Бога и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Аврааму, Исмаилу, Исааку, Иакову и коленам, и что было даровано Моисею, Иисусу и Пророками от Господа их; мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаёмся» (сура II, 130). Мы отправили к каждому народу Посланника, изрёкшего: «Служите Богу своему и сторонитесь идолов». Были среди них те, кого Бог повёл прямым путём, a были те, кому оказалось суждено заблуждение (сура XVI, 38).

В исламе дополнительно введён запрет на потребление спиртных напитков, азартных игр и нормы, направленные против внебрачных половых связей.

Дхармические религии

Религии, основной концепцией которых является вера в дхарму — универсальный закон бытия. Практически все дхармические религии (за исключением сикхизма) принимают за базовую концепцию кармическую череду перерождений. К древнейшим и известнейшим дхармическим религиям относятся:

Мировые религии

Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам (указаны в порядке древности). Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью.

Распределение численности последователей по конфессиям

По данным на 2005 год более 54 % верующих людей на Земле являются приверженцами одной из авраамических религий. 33 % из них — христиане, 21 % — мусульмане, 0,2 % — иудеи. 14 % жителей планеты исповедуют индуизм, 6 % — буддисты, 6 % исповедуют традиционные китайские религии, 0,37 % — сикхи, 7 % — приверженцы других верований.

Направления в основных религиях

Направления в христианстве
Направления в исламе
Направления в буддизме
Направления в индуизме и близкие им вероучения
Религии Восточной Азии

Другие национальные религии и традиции

Исторические (язычество)

Синкретические учения

Религии, появившиеся в XIX веке

Религии, появившиеся в XX веке

Движение Нью-Эйдж

Эти религии некоторые считают сестринскими религиями эпохи Нью-Эйдж. Эти религии (кроме двух последних) поддерживают между собой тесное экуменическое общение.[15].

Атеизм как религия

Среди определённой части людей распространено убеждение, что, несмотря на противопоставление атеизма религии, атеизм является лишь одной из разновидностей религии, так как любое мировоззрение, согласно их мнению, предполагает опору на недоказуемые аксиомы. Многие атеисты в свою очередь считают, что это вызвано непониманием терминов «религия» и «религиозная вера».[16][17] Согласно этой точке зрения, «атеисты не верят в Бога, следовательно, они верят в отсутствие Бога».[18] Атеисты пародируют такую логику фразой «некурящий не курит табак, следовательно, он курит отсутствие табака».[19] Близкой к этой точке зрения является убеждение, что атеизм можно считать разновидностью религии в тех случаях, когда атеист в своих взглядах опирается на предубеждения («меня учили, что бога нет»), а не приходит к отрицанию религии опираясь на логику и факты.

Примечания

См. также

Литература

Критика

Апологетика

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Глава 3. ТИПЫ РЕЛИГИЙ. | Румянцевский музей

 

Проблема происхождения религии. Принципы типологии религии. Архаичные формы религиозных верований. Этнические и этногосударственные религии: индуизм, иудаизм, конфуцианство, синтоизм. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Буддизм: хинаяна, махаяна, дзен-буддизм, ламаизм. Христианство: католичество, православие, протестантство. Ислам: хариджиты, шииты, сунниты. Нетрадиционные культы современности как субкультура и антикультура.

 

Как известно, историзм – принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся. Философский анализ начинается с выяснения смысла словосочетания «история религии». Термин «история религии» используется как минимум в двух значениях. В первом значении это процесс развертывания религии как явления культуры в совокупности взаимодействующих во времени и пространстве типов и форм религий (конфессий). Конфессии являются частью культуры народов и как таковые переплетаются с нерелигиозными формами культуры этносов в едином этнокультурном комплексе. История религии во втором значении – теория, исследующая динамику бытия религии. История религии как относительно самостоятельная теория существует в формах религиозного и светского знания, она является основанием (методология) прикладного исторического знания о формах религий (история религий, история конфессий) или о религии как фрагменте конкретной культуры, цивилизации, этноса или региона.

Проблема происхождения религии.

Происхождение религии остаётся загадкой для светских исследователей, так как имеющиеся данные о древнем человеке свидетельствуют о существовании культурных форм освящения действительности, но не дают возможности для объективного обоснования версии возникновения религии. В теологическом и светском подходах есть концепции, в которых прослеживается исходная предвзятость позиций их авторов. Пожалуй, самые известные – концепции «прамонотеизма» (Э. Лэнг, В. Шмидт) и «дорелигиозного периода» (В. Зыбковец). Суть первой сводится к тому, что во всех существующих верованиях можно выявить отголоски древнейшей веры в единого Бога, а вторая, утверждая, что древнейший человек обходился в своей богатой практике без религии, опровергает теологический принцип религии как неотъемлемого свойства сотворённого человека.

Можно с уверенностью утверждать, что формы религиозных верований существуют свыше сорока тысяч лет. Об этом свидетельствуют захоронения и пещерная живопись первобытного человека. О древности и разнообразии религиозных форм говорят и этнографические исследования изолированных от цивилизаций племен, проведённые в XVIII– ХХ веках.

Принципы типологии (классификации) религии.

Проблема классификации религии привлекает светских исследователей на протяжении двух последних столетий. Гегель выделяет религию природы (конфессии Индии, Китая, Персии, Сирии, Египта), религию духовной индивидуальности (конфессии Иудеи, Греции, Рима) и абсолютную религию – христианство. О. Конт делит историю религии на три стадии: фетишизм, политеизм, монотеизм. Распространено выделение монотеистических (единобожие) и политеистических (многобожие) конфессий. Д. Леббок (1868) выделяет семь стадий развития религии: атеизм, фетишизм, тотемизм, шаманизм, идолопоклонство, боги - сверхъестественные творцы, боги – благодетельные существа. К. Тиле (1876) делит религии на два типа: естественные (природные) и этические религии. Последние подразделяются им на национальные и всемирные (буддизм, христианство, ислам) религиозные общества. Есть классификации по этническому и географическому признакам: М. Мюллер (1878) выделил религии арийских, семитских и туранских народов.

В отечественной марксистской теории выделены два основных типа религий – религии доклассового и классового обществ. Религии классового общества делятся на национальные (национально-государственные, народностно-государственные) и мировые (буддизм, христианство, ислам).

В приведённых классификациях есть сильные стороны, в частности, признание преемственности в развитии религии. Общими недостатками являются путаница с формами и типами религии, религиозно-этических систем с верованиями отдельных народов, форм религий с элементами сознания, культа. На первый взгляд, историческая классификация (типология) религии не очень сложная задача: достаточно выделить, например, элементы структуры религии в качестве единого основания. Однако сложность и противоречивость феномена, удивительное богатство исторических форм, культурного фона их бытия, уникальность этнокультурных взаимодействий затрудняют выделение общих на все времена признаков и оснований. Ни одна из существующих типологий не является совершенной, но каждая выявляет определённые стороны и связи религиозного комплекса. В частности, отечественная марксистская классификация даёт возможность рассматривать этнокультурный аспект истории религии.

Архаичные формы религиозных верований.

Одной из общепризнанных форм древних религиозных верований является фетишизм – придание сверхъестественных (магических) свойств каким-либо предметам действительности. Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека формой или свойствами. Если фетиш помогал, то его почитали, если нет – заменяли другим или «наказывали». Другой ранней формой религии считают тотемизм – веру в существование магических связей между группой людей и определённым видом животных (растений). Этнографы считают, что тотемизм тесно связан с хозяйственной деятельностью человека присваивающей культуры (собирательство, охота). Вид растений, животных, играющих особую роль в жизнедеятельности первобытного человека, становился тотемом, что отражалось в мифах о происхождении человека и мира. Тотемизм мог включать и ритуальное употребление тотемных животных, растений. Есть предположение, что в рамках тотемизма возникла целая система табу (запрет), своеобразный механизм регулирования социокультурного бытия древнего человека. Распространённой формой древнейших верований была магия (колдовство) – совокупность представлений и действий, в основе которых уверенность в возможности влияния на действительность искусством использования таинственных сил. Магия и сегодня сохраняется в тех сферах деятельности человека, где он не уверен в эффективности своей обычной практики. Современные этнографы предлагают классификацию магии по различным основаниям. Например, по целям воздействия магию делят на виды: любовную, лечебную, вредоносную, военную, хозяйственную. Профессиональные маги – шаманы, колдуны, бахсы (у казахов) – выполняли функцию духовных лидеров и занимали соответствующее место в социокультурной системе. Среди древних форм религиозных верований называют и анимизм (душа) - веру в существование душ и духов. Согласно концепции видного исследователя анимизма антрополога Э. Тайлора, верования развивались из двух источников: осмысление психических состояний (сон, галлюцинация, болезнь) и стремление к олицетворению и одухотворению окружающей действительности.

Подведём итог.Этнологическая традиция считает современные религии развитыми формами архаичных верований. Мнение Э. Тайлора, что анимизм есть минимум религии, находит подтверждение в вероучениях всех развитых форм религии, в том числе современных. Магические ритуалы входят в основу культа современных религий, магия продолжает существовать как самостоятельная, вне конфессий, форма. Некоторые представители светской культуры видят в нормативно-ценностном отношении современных религий к определённым видам животных («чистые» и «нечистые») с запретом на употребление в пищу отголоски тотемизма. Напоминает первобытный фетишизм вера в священные реликвии, присутствующая и в мировых религиях. Эти факты позволяют сделать достаточно полно аргументированный данными этнографии (этнологии) вывод о культурном разнообразии древнейших религиозных верований и преемственности исторических форм религии.

Этнические религии.

Разнообразные сочетания ранних и более поздних форм религиозных верований можно обнаружить в эпоху бытия этносов без государства. Среди существенных изменений в характере религиозных верований периода перехода от общинной к государственной организации является замена иерархии духов иерархией богов, получившей наименование политеизма (многобожие). Боги связаны с природными стихиями и социокультурными силами. Меняется религиозная деятельность; она становится регламентированной. Появляются социальный слой профессиональных служителей культа, зачастую сочетающих религиозную деятельность с иной духовной, а также постоянные святилища, становящиеся центром религиозной жизни. Таким образом, религия начинает оформляться как самостоятельная сфера жизни общества, социокультурная подсистема государственно-организованных сообществ.

Этногосударственные религии.

Религия, влияя на обыденную и профессиональную культуру, переплетается с жизнью государственно-организованных этносов. Формируется тип религии, который называют национальным, национально-государственным, народностно-национальным. Каждый из этих терминов имеет достоинства и недостатки. Представляется, что термин «этногосударственные религии» предпочтительнее. Во-первых, в термине подчеркивается преемственность исторических форм этноса, обеспечивших своеобразие данного типа религии, во-вторых, государственно-организованный этап бытия этносов.

Тип этногосударственных религий включает конфессии, как существующие в наше время, так и исчезнувшие вместе с цивилизациями древности. Остановимся на краткой характеристике основных современных этногосударственных религий.

Индуизм. Индуизм – религия индусов; по мнению некоторых исследователей, это система из нескольких исторических религий множества народов, проживающих в Индии. Свыше 80% населения страны являются последователями индуизма. Индуизму больше трёх тысяч лет. Самый древний известный нам период индуизма – ведическая религия. Религиозные представления зафиксированы в Ведах, одном из древнейших памятников религиозной письменной культуры человечества. Веды почитаются во всех последующих формах индуизма. Для вероучения индуизма характерны учение о перерождении души в мире (сансара) в соответствии с законом воздаяния (карма). В социальной системе древней Индии каждый индивид вёл себя в соответствии с нормами данной касты. Нарушение норм грозило не только прижизненным наказанием вплоть до изгнания из касты, но и последующим рождением в более низкой касте или в образе животного. Индуизм сохраняет в своей системе местные древние культы, что увеличивает его возможности воздействия на различные этнические группы Индии. Сложной культовой практикой конфессия фактически охватила все проявления жизни индивида и группы.

В индуизме есть образ Тримурти – космического духовного начала, имеющего три ипостаси: Вишну, Шиву, Брахму. В двух основных направлениях индуизма (шиваизм и вишнуизм) наиболее почитаемым божеством являются Шива или Вишну. Главная функция Шивы состоит в использовании накопленной энергии на разрушение и воссоздание мира. Ужасному образу Шивы соответствует образ его супруги (ипостаси) Кали, управляющей демонами, насылающими несчастья. Бог Вишну выступает хранителем мирового порядка, является в мир в различных воплощениях (аватарах). Наиболее почитаемые аватары – царь Рама и бог Кришна. Привлекательность бога-заступника Кришны обусловила распространение кришнаизма в Индии и за её пределами. Брахма, третья ипостась Тримурти, воспринимается первопричиной мира без заметной роли в культе индуизма.

К специфике индуизма относят пересечение религиозного и философского. Своеобразны пространственно-временные характеристики Вселенной: единица космического времени – «день Брахмы» – равна 4320 миллионов астрономических лет. Центральное место в философской концепции индуизма занимает доктрина о переселении душ (сансара) в соответствии с заслугами и поступками в предшествующих рождениях (карма). Целью культа является связь с объектами, снимающая противопоставление индивидуальной души (атман) мировой (Брахман). В высокоразвитом сознании индивида противопоставление Пракрити (природы) Пуруше (духовному образу Вселенной) тоже должно исчезнуть. Согласно религиозно-философским представлениям настоящее лишь условие последующих перерождений, важно следовать детальной регламентации поведения каждого индивида и группы (касты).

В XIX–ХХ веках предпринимается попытка реформирования индуизма в контексте переосмысления места индийской культуры в общечеловеческой и борьбы за национальную независимость. Индийские мыслители стремятся преодолеть идолопоклонство, политеизм, избавиться от кастовой системы, неравноправия женщин и мужчин, утвердить здравый смысл в отношении к обычаям и традициям. Наиболее успешно проводили новое в связи с традицией Рамакришна, Парамахамса и его ученик Свами Вивекананда, возглавивший неоиндуистскую организацию «Миссия Рамакришны». Отстаивая мысль об истинности и непротиворечивости всех религий, Вивекананда утверждает приоритет индийской культуры (и индуизма) в духовно-нравственном совершенствовании человека и признаёт первенство Европы в покорении внешней природы. «Миссия Рамакришны» как всемирная организация (с 1897) распространяет идеи неоиндуизма во многих странах мира, а индуизм в Индии продолжает играть значительную роль как господствующая по количеству последователей религия, объединяющая религиозную и этническую общности в этноконфессиональную. Во второй половине ХХ века обострилось противостояние индуистской и мусульманской общин; мусульмане составляют не менее 11% населения страны.

Иудаизм. Иудаизм (от названия одного из еврейских племен – Иуда) ведёт отсчёт существования с рубежа II-Iтысячелетий до нашей эры. В древнейший период у скотоводов-бедуинов были развиты родовой и скотоводческий культы, элементы этих культов вошли в иудаизм этногосударственного этапа. Центральный принцип иудаизма – вера в единого Бога. Верующий поддерживает связь с Богом через молитву. Среди принципов (догматов) иудаизма богоизбранность израильского народа и его мессианское предназначение. Религиозный запрет на вступление в родство с другими народами ограничил возможности иудаизма в распространении конфессии, но, с другой стороны, стал фактором сохранения этноса, несмотря на тысячелетия бытия среди многих народов мира.

Священная книга иудаизма Танах включает Тору (Учение), или Пятикнижие и другие части. В Танахе космогонические мифы сочетаются с религиозно-мифическим осмыслением истории Израиля, правовыми и моральными нормами. Святыня иудеев Ковчег Завета первоначально находился в переносном храме, а с образованием единого государства был перенесён в построенный храм. Культ осуществлялся особым сословием священников - левитов.

Бурная политическая история Израиля и Иудеи сопровождалась изменениями в религии. Иудаизм знает заимствования, о чём свидетельствуют и книги Танаха. Серьёзные социально-политические потрясения в годы римского господства стали одним из факторов развития христианства в среде изгоев еврейского общества. Иудаистскую секту ессеев некоторые религиоведы считают раннехристианской общиной. В условиях диаспоры (диаспора – колонии евреев в странах мира) значительную социальную и религиозную роль выполняет синагога (дом молитвы), формируются этноконфессиональные общности евреев, вобравшие культуру, в том числе языки народов, среди которых евреи жили в течение столетий. Во II-Vвеках были составлены сборники правовых норм, которые вместе с Торой образовали Талмуд (Учение). Талмуд стал основой законодательства и моральным кодексом для последователей иудаизма. Вместе с утверждением Талмуда оформились традиционализм и модернизм - основные направления в иудаизме.

В современном Израиле иудаизм финансируется государством, статус официальной религии законодательно не оформлен.

Конфуцианство. Как и в Индии, в Китае философские, этико-философские идеи и системы переплетены с религиозными представлениями. Наиболее распространённым религиоз

www.rummuseum.ru


Смотрите также