Весь древнее племя. Весь (племя)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Весь (племя). Весь древнее племя


Весь (племя) - это... Что такое Весь (племя)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Весь Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века.

Весь — прибалтийско-финское племя, от которого происходят вепсы и карелы-людики. Cогласно данным исторической топонимики, занимало территорию от восточного Приладожья до Белозерья.

Летописцами весь, как правило, локализуется в районе Белого озера. Белозерская группа веси рано вошла в состав Киевской Руси.

Весь и вису

Арабские географы X—XIV веков упоминают народ вису, живший к северу от Волжско-Камской Булгарии, по соседству с югрой. В книгах Ахмета Ибн Фадлана и аль-Гарнати вису упоминаются наряду с народом арв. Булгарские купцы торговали с вису, вывозя меха в обмен на металлические изделия. Есть предположение, что под «вису» подразумевается именно весь.

Археологические памятники

С весью и мерей археологи обычно соотносят памятники дьяковской археологической культуры, бытовавшей на севере Русской равнины до V-VI вв.

Напрямую с весью учёные часто связывают культуру курганов юго-восточного Приладожья, датируемых IX—XIII веками.

Район распространения данной культуры — реки Сясь, Тихвинка, Капша, Паша, Воронежка, Оять, Свирь, Олонка, Тулокса, Видлица и северное побережье Онежского озера. Сами курганы представляют собой округлые насыпи высотой 0,6—3 м, диаметром 5—12 м, с захоронениями людей. Внутреннее устройство повторяет устройство жилища, с очагом и хозяйственной утварью, что соответствовало представлениям о загробной жизни как о продолжении жизни на обычной. В ранних погребениях с трупосожжениями присутствуют отдельные вещи скандинавского происхождения.

Решающим доказательством соотнесения данной культуры с летописной весью является исследование гидронимии по реке Оять. Вторым по древности после лопарского в данном регионе выявлен слой именно вепсских названий[1].

Примечания

Question book-4.svg
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 мая 2011.
 Просмотр этого шаблона Финно-угорские племена и народы Волжские Пермские Прибалтийские Саамы Угры
1Этническая принадлежность буртасов является дискуссионной.     2Коми-язьвинцы — группа, которую иногда выделяют как промежуточную между коми-зырянами и коми-пермяками.

dic.academic.ru

Весь (племя) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см.Весь

Весь — прибалтийско-финское племя, от которого происходят вепсы и частично карелы. Племя занимало территорию Межозёрья: между озёрами Нево, Онего и Белым и далее на юг.

Весь и вису

Арабские географы X—XIV веков упоминают народ вису, живший к северу от Волжско-Камской Булгарии, по соседству с югрой. В книгах Ахмета Ибн Фадлана и аль-Гарнати вису упоминаются наряду с народом арв. Булгарские купцы торговали с вису, вывозя меха в обмен на металлические изделия. Есть предположение, что под «вису» подразумевается именно весь.

…на расстоянии трёх месяцев, живёт народ, называемый Вису, у которого ночь менее часа. Я же видел, что во время восхода солнца всё в этой стране, земля и горы, становится красными, и каждая вещь, на что человек ни посмотрит до восхода солнца, показывается как большое облако; эта краснота продолжается, пока солнце не поднимется до зенита. Жители страны сказывали мне, что зимой ночь становится длинна как (летний) день, а день переходит в краткость ночи, так что если кто-нибудь из них отправляется во время рассвета к реке Итиль, отстоящей от них менее чем на фарсанг, то доходит до неё только к позднему вечеру, ко времени появления всех звёзд, покрывающих небо. Я заметил, что они почитают себя благословенными, по лаю собак, и говорят, что придёт год урожайный, благословение и благосостояние. Змей я видел у них множество, так что около ветви дерева обвивается их десяток и больше; их не убивают и они не причиняют им вреда. У них есть зелёные, весьма кислые яблоки; девицы их едят и становятся жирными. В их стране нет ничего в таком обилии, как дерево бундук; я видел из него леса в сорок фарсангов в длину и ширину. Я видел у них неизвестное мне дерево необыкновенной вышины: ствол его без листьев, а вершина его подобна пальмовой, листья его тонки, но собраны вместе. Они приходят к известному им месту в стволе этого дерева, пробуравливают его и подставляют сосуд, в который течёт из пробуравленного отверстия жидкость, превосходящая мёд; если человек пьёт её много, то пьянеет как от вина. Главная пища их — просо и лошадиное мясо, несмотря на то, что в их стране много пшеницы и ячменя. Каждый, кто сеет что-нибудь, берёт это себе, царь же ничего не получает из этого; только они дают ему по бычачей шкуре с дому, а когда он приказывает отряду отправиться в набег на какую-нибудь страну, то и он получает часть добычи. У них нет другого масла, кроме рыбьего масла (жира), которое они употребляют вместо оливкового и кунжутного масла…

Ибн-Фадлан ([www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/X/Garkavi_mus_pis/frame10.htm Записка])

Археологические памятники

С весью и мерей археологи обычно соотносят памятники дьяковской археологической культуры, бытовавшей на севере Русской равнины до V—VI вв.

Напрямую с весью учёные часто связывают культуру курганов юго-восточного Приладожья, датируемых IX—XIII веками. Район распространения данной культуры — реки Сясь, Тихвинка, Капша, Паша, Воронежка, Оять, Свирь, Олонка, Тулокса, Видлица и северное побережье Онежского озера. Сами курганы представляют собой округлые насыпи высотой 0,6—3 м, диаметром 5—12 м, с захоронениями людей. Внутреннее устройство повторяет устройство жилища, с очагом и хозяйственной утварью, что соответствовало представлениям о загробной жизни как о продолжении обычной жизни. В ранних погребениях с трупосожжениями присутствуют отдельные вещи скандинавского происхождения. Доказательством соотнесения данной культуры с летописной весью является исследование гидронимии по реке Оять. Вторым по древности, после саамского, в данном регионе выявлен слой именно вепсских названий[1].

Напишите отзыв о статье "Весь (племя)"

Примечания

  1. ↑ Кочкуркина С. И. [www.vepsia.ru/history/index_his.php Древние вепсы по археологическим материалам]. vepsia.ru. [www.webcitation.org/61B8jVh75 Архивировано из первоисточника 24 августа 2011].

Литература

  • Голубева Л. А. Весь и славяне на Белом озере X—XIII вв. — М., 1973
  • Кочкуркина С. И., Линевский А. М. Курганы летописной веси. Петрозаводск, 1985
  • Кочкуркина С. И. Памятники Юго—Восточного Приладожья и Прионежья. Петрозаводск, 1989
  • Кочкуркина С. И. Сокровища древних вепсов. Петрозаводск, 1990
  • Голубева Л. А., Кочкуркина С. И. Белозерская весь (по материалам поселения Крутик IX—X вв.). Петрозаводск, 1991
ВолжскиеПермскиеПрибалтийскиеСаамыСевернофинские3Угры

Отрывок, характеризующий Весь (племя)

– И я люблю ее, потому что у нее характер рассудительный – очень хороший. Вот другая ее сестра – одной фамилии, а совсем другое, и неприятный характер, и ума нет того, и эдакое, знаете?… Неприятно… А моя невеста… Вот будете приходить к нам… – продолжал Берг, он хотел сказать обедать, но раздумал и сказал: «чай пить», и, проткнув его быстро языком, выпустил круглое, маленькое колечко табачного дыма, олицетворявшее вполне его мечты о счастьи. Подле первого чувства недоуменья, возбужденного в родителях предложением Берга, в семействе водворилась обычная в таких случаях праздничность и радость, но радость была не искренняя, а внешняя. В чувствах родных относительно этой свадьбы были заметны замешательство и стыдливость. Как будто им совестно было теперь за то, что они мало любили Веру, и теперь так охотно сбывали ее с рук. Больше всех смущен был старый граф. Он вероятно не умел бы назвать того, что было причиной его смущенья, а причина эта была его денежные дела. Он решительно не знал, что у него есть, сколько у него долгов и что он в состоянии будет дать в приданое Вере. Когда родились дочери, каждой было назначено по 300 душ в приданое; но одна из этих деревень была уж продана, другая заложена и так просрочена, что должна была продаваться, поэтому отдать имение было невозможно. Денег тоже не было. Берг уже более месяца был женихом и только неделя оставалась до свадьбы, а граф еще не решил с собой вопроса о приданом и не говорил об этом с женою. Граф то хотел отделить Вере рязанское именье, то хотел продать лес, то занять денег под вексель. За несколько дней до свадьбы Берг вошел рано утром в кабинет к графу и с приятной улыбкой почтительно попросил будущего тестя объявить ему, что будет дано за графиней Верой. Граф так смутился при этом давно предчувствуемом вопросе, что сказал необдуманно первое, что пришло ему в голову. – Люблю, что позаботился, люблю, останешься доволен… И он, похлопав Берга по плечу, встал, желая прекратить разговор. Но Берг, приятно улыбаясь, объяснил, что, ежели он не будет знать верно, что будет дано за Верой, и не получит вперед хотя части того, что назначено ей, то он принужден будет отказаться. – Потому что рассудите, граф, ежели бы я теперь позволил себе жениться, не имея определенных средств для поддержания своей жены, я поступил бы подло… Разговор кончился тем, что граф, желая быть великодушным и не подвергаться новым просьбам, сказал, что он выдает вексель в 80 тысяч. Берг кротко улыбнулся, поцеловал графа в плечо и сказал, что он очень благодарен, но никак не может теперь устроиться в новой жизни, не получив чистыми деньгами 30 тысяч. – Хотя бы 20 тысяч, граф, – прибавил он; – а вексель тогда только в 60 тысяч. – Да, да, хорошо, – скороговоркой заговорил граф, – только уж извини, дружок, 20 тысяч я дам, а вексель кроме того на 80 тысяч дам. Так то, поцелуй меня.

Наташе было 16 лет, и был 1809 год, тот самый, до которого она четыре года тому назад по пальцам считала с Борисом после того, как она с ним поцеловалась. С тех пор она ни разу не видала Бориса. Перед Соней и с матерью, когда разговор заходил о Борисе, она совершенно свободно говорила, как о деле решенном, что всё, что было прежде, – было ребячество, про которое не стоило и говорить, и которое давно было забыто. Но в самой тайной глубине ее души, вопрос о том, было ли обязательство к Борису шуткой или важным, связывающим обещанием, мучил ее. С самых тех пор, как Борис в 1805 году из Москвы уехал в армию, он не видался с Ростовыми. Несколько раз он бывал в Москве, проезжал недалеко от Отрадного, но ни разу не был у Ростовых. Наташе приходило иногда к голову, что он не хотел видеть ее, и эти догадки ее подтверждались тем грустным тоном, которым говаривали о нем старшие: – В нынешнем веке не помнят старых друзей, – говорила графиня вслед за упоминанием о Борисе. Анна Михайловна, в последнее время реже бывавшая у Ростовых, тоже держала себя как то особенно достойно, и всякий раз восторженно и благодарно говорила о достоинствах своего сына и о блестящей карьере, на которой он находился. Когда Ростовы приехали в Петербург, Борис приехал к ним с визитом. Он ехал к ним не без волнения. Воспоминание о Наташе было самым поэтическим воспоминанием Бориса. Но вместе с тем он ехал с твердым намерением ясно дать почувствовать и ей, и родным ее, что детские отношения между ним и Наташей не могут быть обязательством ни для нее, ни для него. У него было блестящее положение в обществе, благодаря интимности с графиней Безуховой, блестящее положение на службе, благодаря покровительству важного лица, доверием которого он вполне пользовался, и у него были зарождающиеся планы женитьбы на одной из самых богатых невест Петербурга, которые очень легко могли осуществиться. Когда Борис вошел в гостиную Ростовых, Наташа была в своей комнате. Узнав о его приезде, она раскрасневшись почти вбежала в гостиную, сияя более чем ласковой улыбкой.

wiki-org.ru

Весь (племя)

Весь — прибалтийско-финское племя, от которого происходят вепсы и частично карелы. Племя занимало территорию Межозёрья: между озёрами Нево, Онего и Белым и далее на юг.
На Белом озере сидит весь. (ПВЛ)

Содержание

  • 1 Весь и вису
  • 2 Археологические памятники
  • 3 Примечания
  • 4 Литература

Весь и вису

Арабские географы X—XIV веков упоминают народ вису, живший к северу от Волжско-Камской Булгарии, по соседству с югрой. В книгах Ахмета Ибн Фадлана и аль-Гарнати вису упоминаются наряду с народом арв. Булгарские купцы торговали с вису, вывозя меха в обмен на металлические изделия. Есть предположение, что под «вису» подразумевается именно весь.

...на расстоянии трех месяцев, живет народ, называемый Вису, у которого ночь менее часа. Я же видел, что во время восхода солнца все в этой стране, земля и горы, становится красными, и каждая вещь, на что человек ни посмотрит до восхода солнца, показывается как большое облако; эта краснота продолжается, пока солнце не поднимется до зенита. Жители страны сказывали мне, что зимой ночь становится длинна как (летний) день, а день переходит в краткость ночи, так что если кто-нибудь из них отправляется во время рассвета к реке Итиль, отстоящей от них менее чем на фарсанг, то доходит до нее только к позднему вечеру, ко времени появления всех звезд, покрывающих небо. Я заметил, что они почитают себя благословенными, по лаю собак, и говорят, что придет год урожайный, благословение и благосостояние. Змей я видел у них множество, так что около ветви дерева обвивается их десяток и больше; их не убивают и они не причиняют им вреда. У них есть зеленые, весьма кислые яблоки; девицы их едят и становятся жирными. В их стране нет ничего в таком обилии, как дерево бундук; я видел из него леса в сорок фарсангов в длину и ширину. Я видел у них неизвестное мне дерево необыкновенной вышины: ствол его без листьев, а вершина его подобна пальмовой, листья его тонки, но собраны вместе. Они приходят к известному им месту в стволе этого дерева, пробуравливают его и подставляют сосуд, в который течет из пробуравленного отверстия жидкость, превосходящая мед; если человек пьет ее много, то пьянеет как от вина. Главная пища их - просо и лошадиное мясо, несмотря на то, что в их стране много пшеницы и ячменя. Каждый, кто сеет что нибудь, берет это себе, царь же ничего не получает из этого; только они дают ему по бычачей шкуре с дому, а когда он приказывает отряду отправиться в набег на какую-нибудь страну, то и он получает часть добычи. У них нет другого масла, кроме рыбьего масла (жира), которое они употребляют вместо оливкового и кунжутного масла..(Ибн-Фадлан. Записка)

Археологические памятники

С весью и мерей археологи обычно соотносят памятники дьяковской археологической культуры, бытовавшей на севере Русской равнины до V—VI вв.

Напрямую с весью учёные часто связывают культуру курганов юго-восточного Приладожья, датируемых IX—XIII веками. Район распространения данной культуры — реки Сясь, Тихвинка, Капша, Паша, Воронежка, Оять, Свирь, Олонка, Тулокса, Видлица и северное побережье Онежского озера. Сами курганы представляют собой округлые насыпи высотой 0,6—3 м, диаметром 5—12 м, с захоронениями людей. Внутреннее устройство повторяет устройство жилища, с очагом и хозяйственной утварью, что соответствовало представлениям о загробной жизни как о продолжении жизни на обычной. В ранних погребениях с трупосожжениями присутствуют отдельные вещи скандинавского происхождения. Доказательством соотнесения данной культуры с летописной весью является исследование гидронимии по реке Оять. Вторым по древности, после саамского, в данном регионе выявлен слой именно вепсских названий.

Примечания

  1. ↑ Кочкуркина С. И. Древние вепсы по археологическим материалам. vepsia.ru. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.

Литература

  • Кочкуркина С. И., Линевский А. М. Курганы летописной веси. Петрозаводск, 1985
  • Кочкуркина С. И. Памятники Юго—Восточного Приладожья и Прионежья. Петрозаводск, 1989
  • Кочкуркина С. И. Сокровища древних вепсов. Петрозаводск, 1990
  • Кочкуркина С. И. Белозерская весь (по материалам поселения Крутик IX—X вв.). Петрозаводск, 1991
  Древнерусское государство Переломные событияистории Летописные племена Киевские правителидо распада Древнерусскогогосударства (1132) Значимые войныи битвы Основные княжествав XII—XIII веках Общество Ремесла и экономика Культура Литература Зодчество
Русь (народ) · Рюрик · Рюриковичи · Русь
Призвание варягов · Крещение Руси · Съезд князей в Любече · Монголо-татарское нашествие
славянские: белые хорваты · болоховцы · древляне · дреговичи · дулебы (волыняне) · вятичи · кривичи · поляне · радимичи · северяне · словене ильменские · тиверцы · уличи;финно-угорские: весь · меря · мурома · чудь заволочская · черемисы, мордва, пермь, печера, емь, нарова, ливы;балтские: голядь · литва · летьгола · зимигола · корсь · ятвяги;
Аскольд и Дир · Олег Вещий · Игорь Рюрикович · Ольга · Святослав Игоревич · Ярополк Святославич · Владимир Великий · Святополк Окаянный · Ярослав Мудрый · Изяслав Ярославич · Всеслав Брячиславич · Святослав Ярославич · Всеволод Ярославич · Святополк Изяславич · Владимир Мономах · Мстислав Великий
Походы Руси против Византии · Каспийские походы русов · Русско-печенежские войны · Русско-половецкие войны · Междоусобные войны на Руси · Битва на реке Калке · Битва на реке Сити
Владимиро-Суздальское · Галицко-Волынское · Киевское · Муромское · Новгородская земля · Новгород-Северское · Переяславское · Полоцкое · Рязанское · Смоленское · Туровское · Черниговское
Язычество славян · Двоеверие · Христианство на Руси · Вече · Дружина
Ремёсла в Древней Руси · Торговля в Древней Руси · Древнерусское лицевое шитьё
Древнерусский фольклор · Святая Русь · Русская иконопись
Русская Правда · Слово о законе и благодати · Повесть временных лет · Поучение Владимира Мономаха · Слово о полку Игореве · Моление Даниила Заточника · Слово о погибели Русской земли
Список древнерусских архитектурных сооружений домонгольского периода · Крестово-купольные храмы Древней Руси
  Финно-угорские племена и народы Волжские Пермские Прибалтийские Саамы Угры

Народы: марийцы (в т.ч. горные и лугово-восточные (в т.ч. луговые и восточные), также костромские, северо-западные и барские) • мордва (в т.ч. каратаи, мокша, терюхане, шокша, эрзя)

Племена: вяда • меря • мещера • мурома • буртасы1

Народы: коми-зыряне (в т.ч.: ижемцы, язьвинцы2, верхневычегодцы, нижневычегодцы, вымичи, печорцы, прилузцы, сысольцы, удорцы) •

коми-пермяки (в т.ч. зюздинцы, язьвинцы2) • удмурты • бесермяне

Народы: вепсы • водь • ижора • карелы (в т.ч.: ливвики, людики, тверские карелы, финские карелы) • ливы • сету • финны (в т.ч. ингерманландские финны (в т.ч. савакоты, эвремейсы), квены) • эстонцы (в т.ч.: выру)

Племена: чудь • чудь заволочская • сумь • емь • корела • весь • нарова (предположительно)

Народы: саамы (в т.ч. колтты; саамы в Норвегии • России • Финляндии • Швеции)

Народы: венгры (в т.ч.: секеи, ясы, чангоши, магьярабы) • манси • ханты

1Этническая принадлежность буртасов является дискуссионной.     2 Коми-язьвинцы — группа, которую иногда выделяют как промежуточную между коми-зырянами и коми-пермяками.

Весь (племя) Информация о

Весь (племя)Весь (племя)Весь (племя)

Весь (племя) Информация Видео

Весь (племя) Просмотр темы.

Весь (племя) что, Весь (племя) кто, Весь (племя) объяснение

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Весь (племя) — WiKi

«  …на расстоянии трёх месяцев, живёт народ, называемый Вису, у которого ночь менее часа. Я же видел, что во время восхода солнца всё в этой стране, земля и горы, становится красными, и каждая вещь, на что человек ни посмотрит до восхода солнца, показывается как большое облако; эта краснота продолжается, пока солнце не поднимется до зенита. Жители страны сказывали мне, что зимой ночь становится длинна как (летний) день, а день переходит в краткость ночи, так что если кто-нибудь из них отправляется во время рассвета к реке Итиль, отстоящей от них менее чем на фарсанг, то доходит до неё только к позднему вечеру, ко времени появления всех звёзд, покрывающих небо. Я заметил, что они почитают себя благословенными, по лаю собак, и говорят, что придёт год урожайный, благословение и благосостояние. Змей я видел у них множество, так что около ветви дерева обвивается их десяток и больше; их не убивают и они не причиняют им вреда. У них есть зелёные, весьма кислые яблоки; девицы их едят и становятся жирными. В их стране нет ничего в таком обилии, как дерево бундук; я видел из него леса в сорок фарсангов в длину и ширину. Я видел у них неизвестное мне дерево необыкновенной вышины: ствол его без листьев, а вершина его подобна пальмовой, листья его тонки, но собраны вместе. Они приходят к известному им месту в стволе этого дерева, пробуравливают его и подставляют сосуд, в который течёт из пробуравленного отверстия жидкость, превосходящая мёд; если человек пьёт её много, то пьянеет как от вина. Главная пища их — просо и лошадиное мясо, несмотря на то, что в их стране много пшеницы и ячменя. Каждый, кто сеет что-нибудь, берёт это себе, царь же ничего не получает из этого; только они дают ему по бычачей шкуре с дому, а когда он приказывает отряду отправиться в набег на какую-нибудь страну, то и он получает часть добычи. У них нет другого масла, кроме рыбьего масла (жира), которое они употребляют вместо оливкового и кунжутного масла… » 

ru-wiki.org

Забытое племя | Древние народы, цивилизации и племена

Журнал: Тайны 20-го века №37, сентябрь 2017 годаРубрика: Исчезнувшие цивилизацииАвтор: Евгений Яровой

О существовании исседонов сохранилось единственное свидетельство!

Фото: племя исседоновВ I тысячелетии до нашей эры древние греки основали немало городов-колоний на когда-то пустынных берегах Чёрного и Азовского морей. Здесь они занимались земледелием и скотоводством, возделывали виноградную лозу и торговали с местным населением — скифами, обитавшим в степях Северного Причерноморья. Почти никогда они не стремились проникнуть вглубь скифских земель. Но изредка встречались смельчаки, которые, видимо, предпринимали опасные путешествия к варварам, где и совершали поразительные открытия.

Мистическая судьба

Одним из них был грек Аристей, живший в VI1-VI веках до нашей эры. Он родился и жил на Проконнесё — довольно крупном острове в Мраморном море. Будучи сыном одного из знатных граждан этой греческой колонии, Аристей являлся верным почитателем Аполлона — бога мудрости и небесного света.В античном мире ходило много странных и удивительных историй о жизни и приключениях Аристея. Одна из них дошла до нашего времени в пересказе Геродота. Начинается легенда очень странно: однажды Аристей вошёл в сукновальную мастерскую и там внезапно… умер. Хозяин мастерской, увидев безжизненное тело гостя, сообщил об этом его родственникам. Но когда те решили захоронить тело, то «не нашли в ней Аристея ни мёртвого, ни живого». При этом Геродот ссылается на свидетельство одного из граждан Кизика (остров рядом с Проконнесом), который уверял, что видел Аристея и беседовал с ним в то время, когда родные считали, что он мёртв.Неожиданно через семь лет Аристей появился в родном городе! Вернувшись, он написал «Эпос об аримаспах» («Аримаспею»), а затем вновь исчез. На этот раз уже окончательно. От его эпоса не сохранилось почти ничего. Лишь отдельные фрагменты дошли до нашего времени. Но это произведение было широко известно и популярно у различных античных писателей, начиная с VI-V веков до нашей эры. В нём рассказывалось о путешествиях автора по областям скифского мира, вплоть до неведомой страны исседонов. Поэма содержала описания обычаев, внешнего вида, быта и нравов различных скифских народов и их соседей. Особый интерес вызывало повествование о фантастических существах, якобы обитавших за страной исседонов, далеко на севере.Во времена древнеримского учёного Плиния Старшего была популярна легенда о том, что сам Аристей вовсе никуда не ходил, а это его душа, покинув тело в обличье ворона, странствовала по свету. Философ Максим Тирский во II веке утверждал: «Он (Аристей) рассказывал, как его душа покидала его тело и, паря в небе, пересекала страны, и греческие, и чужеземные, все острова, реки, горы; что пределом его путешествия была страна гипербореев. Таким путём он получил обильные знания». Так достиг ли этот путешественник страны исседонов, или его рассказы о ней — всего лишь плод буйной фантазии?

Факты против домыслов

Сомнения в реальности путешествия Аристея возникли отнюдь не на пустом месте. Однако анализ дошедшей до нашего времени информации позволяет утверждать, что автор «Аримаспеи» всё же не только бывал в Скифии, но и достиг страны исседонов — самой крайней территории протосарматских кочевников. Уж слишком подробны и достоверны отдельные детали его описания.В те времена подобное путешествие было сродни настоящему подвигу. Греки немало путешествовали, но в основном они передвигались по морю. Продвигаться же вглубь варварских территорий было крайне опасно, поэтому эти земли оставались для них загадочной и страшной terra incognita. В этой связи столь дальние странствия Аристея не имеют аналогов для своего времени!Надо отметить, что проблема исседонов в науке окончательно не решена. До сих пор ведутся споры об их этносе, местах расселения и связи с определёнными археологическими культурами. Если обратиться к карте Геродота, составленной в 450 году до нашей эры, то можно увидеть, что он помещал этот народ к северо-востоку от Каспийского моря. Выше них жили лишь аримаспы. Поэтому многие современные исследователи помещают их в Южную Сибирь и Зауралье — севернее приаральских массагетов.Но какова бы ни была истина, следует признать, что бесстрашный древнегреческий путешественник Аристей не только задал ряд вопросов своим потомкам, но и сообщил невероятные сведения, по поводу которых до сих пор ведутся споры. Например, учёные выделяют 4 вида погребального обряда. Самым распространённым среди них является ингумация — захоронение тела. Менее часто, но довольно широко распространён обряд кремации, когда тело сжигают. Наконец, в некоторых странах древности основным погребальным обрядом была мумификация, когда тело стремились сохранить для загробной жизни. Но есть ещё одна, самая малочисленная группа, куда включают самые нетрадиционные способы погребения. Например, одни народы хоронили своих умерших на деревьях, другие сбрасывали тела в воду или оставляли на съедение грифам, считая, что таким образом мёртвые попадают на небо. Но самый экзотический обряд погребения, возможно, существовал только у исседонов.

Пир вместо похорон

Опираясь на информацию Аристея, Геродот сообщает совершенно невероятные факты. Надо признать, что они не отличаются особой привлекательностью. Вот, в частности, что он рассказал про обычаи исседонов: «Когда умирает чей-нибудь отец, все родственники пригоняют скот, закалывают его и мясо разрубают на куски. Затем разрезают на части также и тело покойного отца того, к кому они пришли. Потом всё мясо смешивают и устраивают пиршество. После этого с черепа умершего снимают кожу, вычищают его изнутри, покрывают позолотой и хранят как статую (священный кумир) и ежегодно приносят обильные жертвы. Жертвоприношения совершает сын в честь отца подобно тому, как это происходит на поминальном празднике у эллинов». Эти строки Геродота породили легенду о существовании позолоченных черепов, которые вот уже два тысячелетия пытаются найти многочисленные кладоискатели. Однако до сих пор ни одной подобной находки обнаружено не было.Далее Геродот утверждает, что женщины у исседонов «совершенно равноправны с мужчинами». Некоторые исследователи, опираясь на это, полагают, что народ исседонов мог быть связан с мифом об амазонках. Другие же считают, что в этом проявляются отголоски матриархата, когда женщины управляли мужчинами.Видимо, территория, которую в то время занимали исседоны, не была их родиной. Вот что об этом пишет «отец истории»: «…за исседонами обитают аримаспы — одноглазые люди; за аримаспами — стерегущие золото грифы, а ещё выше за ними — гипербореи… Все эти народы, кроме гипербореев, постоянно воюют с соседями. Аримаспы изгнали исседонов из их страны, затем исседоны вытеснили скифов, а киммерийцы, обитавшие у Южного моря, под напором скифов покинули свою родину». Получается, что аримаспы прогнали исседонов с их исконных земель.Климат далёких земель пугал теплолюбивых греков. Здесь все вызывало удивление. Считалось, что местная зима «столь сурова, что восемь месяцев стоит невыносимая стужа. В это время хоть лей на землю воду, грязи не будет, разве только если разведёшь костёр… да и остальные четыре месяца не тепло». Особое удивление вызывал снег, который Геродот называл «перьями» — «ведь снежные хлопья похожи на перья». При этом он писал, что «к северу от Скифской земли постоянные снегопады; летом, конечно, меньше, чем зимой». Это утверждение доказывает, что в этих местах греков практически не было, они описывали их с чужих слов.Итак, исседоны — это древний народ или одно из скифских племён, о котором нам сравнительно мало известно. Из немногочисленных писателей и историков античности лишь легендарный Аристей мог видеть этих кочевников и общаться с ними. Дошедшие же до нашего времени сведения Геродота и других античных авторов — всего лишь пересказы тех данных, которые Аристей сообщил в своей пропавшей поэме.

bagira.guru

Весь (племя) Википедия

«…на расстоянии трёх месяцев, живёт народ, называемый Вису, у которого ночь менее часа. Я же видел, что во время восхода солнца всё в этой стране, земля и горы, становится красными, и каждая вещь, на что человек ни посмотрит до восхода солнца, показывается как большое облако; эта краснота продолжается, пока солнце не поднимется до зенита. Жители страны сказывали мне, что зимой ночь становится длинна как (летний) день, а день переходит в краткость ночи, так что если кто-нибудь из них отправляется во время рассвета к реке Итиль, отстоящей от них менее чем на фарсанг, то доходит до неё только к позднему вечеру, ко времени появления всех звёзд, покрывающих небо. Я заметил, что они почитают себя благословенными, по лаю собак, и говорят, что придёт год урожайный, благословение и благосостояние. Змей я видел у них множество, так что около ветви дерева обвивается их десяток и больше; их не убивают и они не причиняют им вреда. У них есть зелёные, весьма кислые яблоки; девицы их едят и становятся жирными. В их стране нет ничего в таком обилии, как дерево бундук; я видел из него леса в сорок фарсангов в длину и ширину. Я видел у них неизвестное мне дерево необыкновенной вышины: ствол его без листьев, а вершина его подобна пальмовой, листья его тонки, но собраны вместе. Они приходят к известному им месту в стволе этого дерева, пробуравливают его и подставляют сосуд, в который течёт из пробуравленного отверстия жидкость, превосходящая мёд; если человек пьёт её много, то пьянеет как от вина. Главная пища их — просо и лошадиное мясо, несмотря на то, что в их стране много пшеницы и ячменя. Каждый, кто сеет что-нибудь, берёт это себе, царь же ничего не получает из этого; только они дают ему по бычачей шкуре с дому, а когда он приказывает отряду отся в набег на какую-нибудь страну, то и он получает часть добычи. У них нет другого масла, кроме рыбьего масла (жира), которое они употребляют вместо оливкового и кунжутного масла…»

wikiredia.ru

Весь (племя) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см.Весь Народы Восточной Европы в кон. IX — нач. X вв.

Весь — прибалтийско-финское племя, от которого происходят вепсы и частично карелы. Племя занимало территорию Межозёрья: между озёрами Нево, Онего и Белым и далее на юг (так, в новгородской волости Егна проживала весь егонская).

Весь и вису[ | код]

Арабские географы X—XIV веков упоминают народ вису, живший к северу от Волжско-Камской Булгарии, по соседству с югрой. В книгах Ахмета Ибн Фадлана и аль-Гарнати вису упоминаются наряду с народом арв. Булгарские купцы торговали с вису, вывозя меха в обмен на металлические изделия. Есть предположение, что под «вису» подразумевается именно весь.

«…на расстоянии трёх месяцев, живёт народ, называемый Вису, у которого ночь менее часа. Я же видел, что во время восхода солнца всё в этой стране, земля и горы, становится красными, и каждая вещь, на что человек ни посмотрит до восхода солнца, показывается как большое облако; эта краснота продолжается, пока солнце не поднимется до зенита. Жители страны сказывали мне, что зимой ночь становится длинна как (летний) день, а день переходит в краткость ночи, так что если кто-нибудь из них отправляется во время рассвета к реке Итиль, отстоящей от них менее чем на фарсанг, то доходит до неё только к позднему вечеру, ко времени появления всех звёзд, покрывающих небо. Я заметил, что они почитают себя благословенными, по лаю собак, и говорят, что придёт год урожайный, благословение и благосостояние. Змей я видел у них множество, так что около ветви дерева обвивается их десяток и больше; их не убивают и они не причиняют им вреда. У них есть зелёные, весьма кислые яблоки; девицы их едят и становятся жирными. В их стране нет ничего в таком обилии, как дерево бундук; я видел из него леса в сорок фарсангов в длину и ширину. Я видел у них неизвестное мне дерево необыкновенной вышины: ствол его без листьев, а вершина его подобна пальмовой, листья его тонки, но собраны вместе. Они приходят к известному им месту в стволе этого дерева, пробуравливают его и подставляют сосуд, в который течёт из пробуравленного отверстия жидкость, превосходящая мёд; если человек пьёт её много, то пьянеет как от вина. Главная пища их — просо и лошадиное мясо, несмотря на то, что в их стране много пшеницы и ячменя. Каждый, кто сеет что-нибудь, берёт это себе, царь же ничего не получает из этого; только они дают ему по бычачей шкуре с дому, а когда он приказывает отряду отся в набег на какую-нибудь страну, то и он получает часть добычи. У них нет другого масла, кроме рыбьего масла (жира), которое они употребляют вместо оливкового и кунжутного масла…»

Археологические памятники[ | код]

С весью (белозерской и егонской) и мерей археологи обычно соотносят памятники дьяковской археологической культуры, бытовавшей на севере Русской равнины до V—VI вв.

Напрямую с весью учёные часто связывают культуру курганов юго-восточного Приладожья, датируемых IX—XIII веками. Район распространения данной культуры — реки Сясь, Тихвинка, Капша, Паша, Воронежка, Оять, Свирь, Олонка, Тулокса, Видлица и северное побережье Онежского озера. Сами курганы представляют собой округлые насыпи высотой 0,6—3 м, диаметром 5—12 м, с захоронениями людей. Внутреннее устройство повторяет устройство жилища, с очагом и хозяйственной утварью, что соответствовало представлениям о загробной жизни как о продолжении обычной жизни. В ранних погребениях с трупосожжениями присутствуют отдельные вещи скандинавского происхождения. Доказательством соотнесения данной культуры с летописной весью является исследование гидронимии по реке Оять. Вторым по древности, после саамского, в данном регионе выявлен слой именно вепсских названий[1].

Примечания[ | код]

ru-wiki.ru


Смотрите также