Венера древняя скульптура. Венера Милосская: 15 малоизвестных фактов
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тайны статуи Венеры Милосской. Венера древняя скульптура


Венера Милосская: 15 малоизвестных фактов: vakin

Венера Милосская. Лувр. Париж.

Подавляющему большинству людей Венера Милосская известна, прежде всего, как статуя без рук. И в этом, как считают многие, заключается её главная загадка. Но на самом деле с этой статуей связано куда больше загадок и тайн.1. Название "Венеры Милосской" вводит в заблуждение

Венера - у римлян, Афродита - у греков.

Распространено мнение, что эта статуя изображает греческую богиню любви и красоты. Но греки называли эту богиню Афродитой, а Венера — римское название.

2. Статуя была названа в честь места, где она была обнаружена

Статуя с острова Милос.

8 апреля 1820 года фермер по имени Йоргос Кентротас наткнулся на статую в руинах древнего города на острове Милос.

3. Создание статуи приписывают Александросу Антиохийскому

Шедевр Александроса Антиохийского.

Скульптор эллинистического периода Александрос, как полагают, вырезал из камня этот шедевр между 130 и 100 годами до н.э. Изначально статуя была найдена с постаментом-плитой, на которой она стояла. Там и была обнаружена надпись о создателе. Впоследствии постамент загадочно пропал.

4. Возможно, статуя изображает не Венеру

Амфитрита и Посейдон.

Некоторые полагают, что скульптура изображает не Афродиту / Венеру, а Амфитриту — морскую богиню, которая была особенно почитаема на Милосе. Третьи же и вовсе предполагают, что это статуя богини победы Виктории. Также идут споры о том, что у статуи изначально было в руках. Высказываются разные версии, что это могло быть копье или прялка с нитками. Существует даже версия, что это было яблоко, а статуя - Афродита, которая держит в руках награду, врученную ей Парисом, как прекраснейшей богине.

5. Скульптуру подарили королю Франции

Париж. Лувр. Венера Милосская.

Изначально Кентротас нашел эту статую вместе с французским моряком Оливье Вутье. Сменив несколько владельцев при попытке ее вывоза из страны, статуя в итоге попала к послу Франции в Стамбуле, маркизу де Ривьер. Именно маркиз презентовал Венеру французскому королю Людовику XVIII, который, в свою очередь, передал статую Лувру, где она находится по сей день.

6. Руки статуя потеряла из-за французов

Статуя без рук.

Кентротас нашел фрагменты рук, когда он обнаружил статую в руинах, но после того, как их реконструировали, их сочли слишком "грубыми и неизящными". Современные искусствоведы считают, что это ничуть не означает, что руки не принадлежали Венере, скорее всего они были повреждены в течение веков. Как руки, так и оригинальный постамент были утеряны при перевозе статуи в Париж в 1820 году.

7. Оригинальный постамент убрали целенаправленно

Искусствоведы 19-го века решили, что статуя Венеры является работой греческого скульптора Праксителя (она была очень похожей на его статуи). Это классифицировало статую, как принадлежащую к классической эпохе (480—323 до н. э.), творения которого ценились намного больше, чем скульптуры эллинистического периода. Чтобы поддержать эту версию даже ценой дезинформации, постамент удалили, прежде чем скульптура была представлена королю.

8. Венера Милосская - объект национальной гордости французов

Венера Медичи - конкурентка Венеры Милосской.

Во время своих завоеваний Наполеон Бонапарт вывез один из самых прекрасных примеров греческой скульптуры - статую Венеры Медичи - из Италии. В 1815 году французское правительство вернуло эту статую Италии. А в 1820 году Франция с удовольствием воспользовалась возможностью заполнить пустующее место в главном французском музее. Венера Милосская стала популярнее Венеры Медичи, которая тоже была представлена в Лувре.

9. Ренуар не был впечатлен скульптурой

Ренуар ставил красоту Венеры под сомнение.

Пожалуй, самый известный из недоброжелателей Венеры Милосской, известный художник-импрессионист заявлял, что скульптура очень далека от отображения женской красоты.

10. Во время Второй мировой войны Венеру прятали

Один из замков во французской провинции.

К осени 1939 г., когда над Парижем нависла угроза войны, Венеру Милосскую наряду с некоторыми другими бесценными артефактами, такими как скульптура Ника Самофракийская и работы Микеланджело, были вывезены из Лувра на хранение в различных замках в сельской местности Франции.

11. Венеру обокрали

Обворованная Венера.

Венере не хватает не только рук. Она была первоначально украшена ювелирными изделиями, в том числе браслетами, серьгами и тиарой. Эти украшения пропали давным давно, но в мраморе остались отверстия для крепления.

12. Венера утратила цвет

Хотя современные ценители искусства привыкли считают греческие статуи белыми, мраморные скульптуры часто окрашивали в различные цвета. Тем не менее, сегодня не сохранилось никаких следов оригинальной окраски.

13. Статуя выше, чем большинство людей

Венера выше, чем среднестатистический человек.

Высота Венеры Милосской — 2,02 м.

14. Скульптура может быть копией

Искусствоведы отмечают, что Венера Милосская имеет поразительное сходство с Афродитой или Венерой Капуанской, которая является римской копией греческой оригинальной статуи. Со времени создания Венеры Капуанской прошло не менее 170 лет, прежде чем Александрос создал Венеру Милосскую. Некоторые искусствоведы считают, что обе статуи фактически являются копиями более старого исходника.

15. Несовершенство скульптуры как источник вдохновения

Возможно Венера Милосская выглядела так.

Отсутствующие руки Венеры Милосской - гораздо больше, чем источник многочисленных лекций, дискуссий и эссе искусствоведов. Их отсутствие также привело к неисчислимым фантазиям и версиям относительно того, как руки могли бы быть расположены и что в них могло бы быть.

Источник - Культурология.Руvia grimnir74.livejournal.com

vakin.livejournal.com

Венера Милосская - это... Что такое Венера Милосская?

«Вене́ра Мило́сская»[1](Афродита с острова Ми́лос) — знаменитая древнегреческая скульптура, созданная приблизительно между 130 и 100 годами до нашей эры.

История создания

Многочисленные завоевания Александра Македонского способствовали распространению греческой культуры далеко за пределами Эллады. Отныне непосредственными соседями Греции стало множество различных народов. Это принесло новый реализм в искусство того периода. Художники стали отдавать предпочтение изображению различных граней человеческой природы. Даже статуи богинь теперь имели человеческие лица.

Описание

Статуя богини любви Афродиты (середина II в. до н. э.), из белого мрамора. Считается, что создателем её является скульптор Агесандр (или Александрос) Антиохийский (надпись неразборчива). Прежде приписывалась Праксителю.

Скульптура представляет собой тип Афродиты Книдской (Venus pudica, Венера стыдливая): богиня, придерживающая рукой упавшее одеяние (впервые скульптуру такого типа изваял Пракситель, ок. 350 до н. э.). Пропорции — 86х69х93 при росте 164см

История находки

Место, где была найдена статуя

Была найдена в 1820 г. на острове Милос (Мелос) — одном из Кикладских островов в Эгейском море при следующих обстоятельствах:

Французский моряк Вутье, Оливье решил, сойдя на берег, поискать древности (в то время был бум на древности) для продажи. На пару с местным крестьянином Йоргосом Кентротасом он откопал статую на развалинах древнего амфитеатра. Вутье попытался уговорить капитана немедленно плыть в Константинополь, чтобы получить разрешение на вывоз, но капитан отказался и Вутье махнул рукой на свою находку. Но другой морской офицер Жюль Дюмон-Дервиль отправился в Константинополь и получил разрешение. По возвращении он обнаружил статую на русском судне, капитану которого один турецкий чиновник заплатил, чтобы он перевёз статую в Константинополь. После тяжёлых переговоров с островитянами, Дюмон-Дервиль всё-таки добился выкупа статуи. Позже турецкие власти, взбешённые тем, что такая ценная находка ушла от них, приказали подвергнуть наиболее влиятельных жителей острова Милос публичной порке.[2]

Руки её были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти её в свою страну, и турками (владельцами острова), которые имели то же намерение.

Дюмон-Дюрвиль сразу понял, что единственная возможность сорвать сделку (а статую уже увезли в порт, чтобы отправить в Стамбул) — это попытаться перекупить Елену. Узнав, сколько турок заплатил за находку (а заплатил он буквально гроши), Дюмон-Дюрвиль, с согласия дипломата, предложил сумму вдесятеро большую. И уже через несколько минут толпа греческих крестьян во главе с прежним хозяином Елены мчалась к порту. Турки как раз грузили статую на фелюгу. Крестьяне потребовали от турка увеличить плату. Тот конечно же отказался. И тут начался бой, в котором французский королевский флот не участвовал, но присутствовал. В результате сражения статуя рухнула за борт. Началась эпопея по подъему ее наверх. Причем бои местного значения не прекращались, и до последнего момента не было ясно, кому же достанется этот шедевр. К тому же бухта оказалась глубокой и каменистой. Неудивительно, что, когда наконец статую подняли и отбили у турок, оказалось, что она потеряла руки. Их так и не нашли. По сей день. Существует описание статуи, сделанное Дюмон-Дюрвилем, который объясняет, почему крестьяне сначала называли ее Еленой Прекрасной — они с детства помнили о том, как Парис дарил яблоко, а потом женился на Елене. Но забыли, что яблоко досталось богине любви Венере.

Классификация и местонахождение

Статуя была приобретена в 1821 году и в настоящее время хранится в специально подготовленной для неё галерее на 1-м этаже Лувра. Код: LL 299 (Ma 399).

В начале статую отнесли к классическому периоду (510—323 гг. до н. э.). Но оказалось, что со статуей привезли и постамент, на котором было написано, что Александр сын Менидеса, гражданин Антиохии на Меандре, сделал эту статую. И оказалось, что статуя относится к эллинистическому периоду (323—146 г.г. до н. э.). Впоследствии постамент пропал и до сих пор не найден.

Примечания

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Тайны статуи Венеры Милосской | Журнал РЕПИН.инфо

Статуя Венеры Милосской  почти две сотни лет украшает собой знаменитый парижский Лувр. Миллионы людей любовались этим образцом женской красоты, исполненным в мраморе великим греческим ваятелем. Многие ли из них знали, что подарил его современности простой неграмотный крестьянин, а для того, чтобы отбить Венеру у турков, французы устроили целую морскую битву?  Множество тайн связано с этой статуей, и немало вопросов задают по этому поводу ученые, не зная на них точных ответов. Кто же именно изваял Венеру Милосскую, что держала она в руках и, наконец, где же эти самые руки?

Афродита - дочь бога Зевса и океаниды Дионы, покровительница любви и красоты, весны и жизни. Одна из двенадцати великих богов Олимпа.  К сожалению, до наших дней дошли только некоторые из образов, которые высекали древнегреческие скульпторы. Лишь два тысячелетия спустя боги снова предстали перед людьми в своих каменных образах. Венера Милосская - величайший шедевр древнего искусства. И величайшая мировая загадка.

Один из островов Кикладского архипелага подарил миру эту прекраснейшую статую, ставшую  символом великого древнегреческого искусства. Милос - крохотный каменистый остров посреди Эгейского моря. Его населяет всего несколько тысяч человек, которые испокон веков занимались скотоводством и добычей обсидиана. На протяжении многих столетий остров переходил из рук в руки то к грекам, то к итальянцам из Венеции, то к туркам и французам.

Символом острова является яблоко. Удивительный факт, но и символом Афродиты было яблоко. Месяц богини - апрель. И именно в апреле произошла эта замечательная история. Шел 1820 год. Кристинин Иргос со своими сыновьями готовился засеять небольшой клочок земли кукурузой. Он тщательно вспахал место будущих посевов, но в самом конце участка его плуг наткнулся на остаток монолитной стены. Цельный, да еще и обработанный камень высоко ценился на острове, и Иргос не поленился выкопать находку, для того, чтобы потом продать её строителям. Каково же было его удивление, когда вместо каменной плиты его взору предстала ниша, в которой стояла статуя Афродиты, рядом с которой покоились обломки мрамора и две сломанные статуэтки.

Грек прекрасно знал о том, что французы, владевшие на тот момент островом, очень любят произведения древнегреческих мастеров. Поэтому  первым делом он направился к консулу Бресту. Иргос предложил ему осмотреть скульптуру и в случае, если она заинтересует консула, готов был уступить её за разумную плату, составлявшую 350 франков

. К сожалению, Брест не был знатоком в этом вопросе, однако прекрасно понимал, что сможет угодить Людовику XIII, если преподнесет в дар королю какой-нибудь ценный древний артефакт. Король был страстным любителем искусства и с радостью пополнял свою коллекцию в Лувре.

Консул отправил с греком нескольких офицеров из стоявшей в гавани острова французской флотилии, которые должны были вынести свой вердикт относительно ценности статуи. Мнение французов разделились. Кто-то считал что статуя не представляет собой ничего особенного, другие, напротив, видели в ней шедевр мирового искусства.

А на следующий день в гавань зашло судно «Ла Шеврет», на котором служил мичман Дюмон-Дюрвилль, впоследствии ставший адмиралом, занимавшийся исследованием прибрежных вод Южного полюса. Молодой человек получил блестящее образование на родине и прекрасно разбирался в тонкостях греческой скульптуры. Одного взгляда ему хватило, чтобы понять, что перед ним - нечто особенное. Он сразу же написал рапорт, с просьбой выделить деньги на покупку данной скульптуры.

Пока запрос шел во Францию вместе с другой дипломатической почтой, о скульптуре прознали турки, во главе с военачальником Ойкономосом Верги, который был в то время номинальным правителем всех островов Кикладского архипелага. Он лично прибыл на остров и потребовал у Иргоса продать ему статую. Греку ничего не оставалось делать, кроме как подчиниться. И, когда французы вновь приплыли на остров для того, чтобы забрать скульптуру, её уже грузили на турецкий корабль.

Раздосадованные французы решили, что так просто они находку не отдадут, и бросились в погоню за уплывающей фелюгой. В Эгейском море состоялась первая стычка. В результате абордажа французским морякам удалось отбить сначала верхнюю часть статуи, а затем туркам под страхом смерти пришлось отдать и нижнюю часть. Во Франции изувеченное произведение искусства подверглось тщательной реставрации и вскоре было преподнесено в дар Людовику XIII. Королю настолько понравился подарок, что он щедро наградил Дюмон-Дюрвилля.

Несколько месяцев французы скрывали факт существования статуи, опасаясь международного скандала, поскольку статуя была захвачена посредством пиратства. Тем не менее, такое произведение искусства невозможно было долго скрывать от мира. И вскоре Лувр посетили послы Турции, Голландии и Англии, которые первыми ознакомились с шедевром.

С момента обнаружения статуи не затихают споры о том, кто является её автором. Изначально считалось, что она принадлежит резцу Праксителя - великого древнегреческого скульптора. Однако вскоре было установлено, что статуя была создана гораздо позже, в 120 году до н.э., поэтому споры разгорелись с новой силой. Историки приписывали авторство и Скопасу и другим известным мастерам. Однако правда оказалась куда банальнее. На постаменте обнаружилась надпись: «Александр (или Атессандр), сын Менида из Антиохи, исполнил это». По сей день он считается автором этого шедевра, хотя некоторые искусствоведы считают, что он изготовил только постамент.

По сей день не утихают споры и о руках Венеры. В первых описаниях статуи француз Дюрвилль рассказывает о руках, однако в конце рапорта есть приписка о том, что руки были отломаны прежде, чем скульптура была найдена. Видимо, турки хотели отреставрировать статую, однако в результате стычки в море у них остались только мраморные руки, которые впоследствии были утеряны. Еще одним предметом споров является вопрос о том, что держит в руках богиня. Кто-то говорит, что яблоко, другие предполагают, что она держит щит Марса или сосуд для сока, иные заявляют, что она просто защищается от поклонника. Однако нам не суждено узнать этого никогда.

Холодный мрамор свято хранит свои тайны. А Венера Милосская по сей день остается образцом изображения женского тела.

На снимках: место, где была найдена статуя Венеры Милосской;  портрет Дюмон-Дюрвилля.

repin.info


Смотрите также