Великий ученый древнего востока. Шихабеддин Сухраварди — великий учитель и философ древнего Востока
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1.3.2. Кир II — великий полководец Древнего Востока. Великий ученый древнего востока


1.3.2. Кир II — великий полководец Древнего Востока. Всемирная история в лицах

1.3.2. Кир II — великий полководец Древнего Востока

В советский период, в 20-е — начале 30-х гг. XX в., одним из самых популярных людей СССР был Сергей Миронович Киров. Свой псевдоним начинающий журналист Костриков создал, используя имя известного персидского царя. Российские революционеры когда-то неплохо знали отечественную и мировую историю.

Кир II Великий считается основателем персидской державы Ахеменидов. Его отцом был Камбис I, а матерью — дочь царя Мидии. Правил он почти тридцать лет, в 559–530 гг. до н. э. Легендарный основатель династии Ахмен являлся представителем ведущего рода в персидском племени пасаргадов. Детский период жизни Кира не менее легендарен: он чудом выжил, несмотря на приказ правителя-дедушки о его уничтожении.

Сначала Кир после упорной вооруженной борьбы стал царем Мидии и заимствовал у этой страны систему управления, которую мидяне создавали с учетом опыта ассирийцев. В течение 550–548 гг. до н. э. Кир захватил Парфию, Армению, Гирканию, Элам.

Кир сокрушил лидийское царство знаменитого царя Креза, использовав для этого военные и дипломатические средства. В сражении при Сардах Кир по совету мидийца Гарпага применил первую в мировой истории «химическую атаку». Персидские лучники сели на верблюдов и двинулись впереди войска. Лидийские кони испугались незнакомого запаха и обратились в бегство. Спешившиеся лидийские воины не смогли сдержать натиск персов и отступили в акрополь города. После двух недель осады город был взят. Это произошло в 547 г. до н. э.

В последующие годы Кир присоединил к своим владениям территорию Малой Азии. В прибрежных районах располагались греческие города, некоторые из них сдались без сопротивления, а прочие потерпели поражение.

При покорении Вавилонского царства Киру пришлось решать сложные инженерные задачи. Навуходоносор привел в действие гидравлические сооружения и залил водой огромное пространство, сделав его непроходимым для персидского войска. Но персы прорыли 360 каналов и отвели воду с затопленной местности. Кир умело маневрировал войсками и достаточно быстро справился с вавилонянами.

Вавилон стал одной из резиденций Кира. Правитель не вмешивался во внутреннюю жизнь Вавилонии, которая фактически стала одной из персидских сатрапий.

Захват Вавилонии был переломным моментом. Сирия, Палестина и Финикия подчинились персам добровольно[11].

Кир проявил себя как дальновидный и гуманный правитель. Особо благодарны Киру были евреи, которым он наряду с другими народами разрешил вернуться в свои страны. Иудеям было позволено построить Иерусалимский храм, возвращались похищенные Навуходоносором храмовые сосуды. Они получили и правителя из династии Давида.

Таким образом Кир приобрел репутацию царя-освободителя, выполняющего свои обещания покорившимся ему народам. Он понимал, что с помощью одного насилия управлять нельзя — персидского войска просто не хватит для подавления восстаний на огромных территориях. Титул царя Кира звучал так: «Я — Кир, царь множеств, царь великий, царь могучий, царь Вавилона, царь Шумера и Аккада, царь четырех стран света, сын Камбиса, царя великого, царя Аншана, потомок Теиспа, царя великого, царя Аншана, вечное царственное семя, правление которого любят боги Бэл и Набу, владычество которого приятно для их сердечной радости».

Кир готовился к войне с Египтом. Но перед этим решил покорить кочевые племена Ирана и Средней Азии. В битве против массагетов он потерпел сокрушительное поражение и погиб. Довольно скромный мавзолей Кира в Пасаргадах сохранился до наших дней.

В истории персов Кир остался «отцом народа». Иудеи считали его помазанником Иеговы. Среди выдающихся воинов и государственных деятелей истории Кир II Великий один из самых справедливых, что представляет собой большую редкость.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Шихабеддин Сухраварди - великий учитель и философ древнего Востока

сухравардиВыдающийся суфийский мыслитель Шихабеддин Абухафс Омар Сухраварди родился в 1145 году в Азербайджанском городе Сухравард, близ Занджана. Он был основателем одного из авторитетнейших до сих пор во всем мусульманском мире суфийских братств «сухравардийа». Многие ученые считают, что возникновение этого братства восходит к его дяде Дийааддину Абу-н-Наджибу ас-Сухраварди (1097-1168), влияние которого на Шихабаддина было очень велико.

Дийааддин ас-Сухраварди юношей покидает родной Сухравард и отправляется в Багдад на учение. После окончания учебы он преподает в знаменитом университете Багдада «Низамийа», а затем идет, как это было принято у суфиев, в ученики (мюриды) к великому шейху Ахмаду ал-Газали, который становится его наставником (мюршидом). Здесь он ведет уединенную жизнь отшельника в суфийской обители (рибате) на берегу Тигра. Слава о нем идет по всему Востоку. Многие хотят стать его мюридами. Он был наставником таких известных суфиев, как Абу Мухаммед Рузбихан Бакли Ширази (умер в 1209), Исмаил ал-Касри (умер в 1193) и Аммар ар-Бидлиси (умер около 1200). Его ученики были наставниками великого хорезмийского суфия Наджмаддина Кубра, основателя суфийского братства «кубравийа».

В то время широкой известностью пользовалась книга-руководство Дийаадина ас-Сухраварди для обучающихся суфиев-мюридов «Адаб ал-муридин». Это было одно из самых ранних пособий подобного рода. Шихабаддин, продолжая семейные традиции, пишет руководство уже для духовных наставников — мюршидов, под названием «Авариф ал-мариф». Первой школой, которую посещал юный Шихабаддин, был рибат его дяди, высшее образование получил в одном из самых знаменитых университетов Востока «Низамийа», где в свое время преподавал его дядя. Это университет (медресе) заметно отличался от многих известных в то время аналогичных учебных заведений средневековья. Университет был основан в 1067 году по инициативе и на деньги тюркских — Сельджукских правителей, и в честь их великого визира Низамимулька, очень много сделавшего для его успешной деятельности, был назван «Низамийа». Обучение в нем проводилось полностью за счет Сельджукских правителей. В среднем, в год они расходовали около 600 тысяч динаров на жилье и питание студентов и жалование преподавателей, а так же на специальную университетскую форму студентов и преподавателей. Университет сыграл огромную роль в развитии науки и культуры на всем Востоке. Лучшие ученые Востока приглашались сюда для преподавания таких наук как теология, история, логика, языкознание, литературоведение, астрономия, математика и других. Отбор педагогов производился непосредственно Сельджукскими правителями. Многие ученые эту медресе считают первым университетом современного типа на Востоке, а педагогов этого университета называют профессорами.

Азербайджанские ученые участвовали в создании этого университета, преподавали там. Университет воспитал целую плеяду ярких ученых Азербайджана. С первых дней создания университета там преподавал филологию и заведовал богатой библиотекой Хатиб Тебризи. Окончили или преподавали там такие выдающиеся ученые, как Абдулманакиб Занджани, Махмуд Занджани, Аминаддин Варави, Абулфаз Ардабили и многие другие.

Закончив университет, Сухраварди очень быстро завоевывает широкую известность ученого-философа суфия на всем Востоке. Шихабаддин не был аскетом, удалившимся от мира, хотя и был великим суфийским шейхом. Известные ученые в то время, как правило, привлекались к политической и культурной жизни крупных и мелких правителей, старающихся прослыть просвещенными правителями. Не обошла эта участь и Сухраварди, но он не становится украшением дворцовой короны, а активно подключается к политической жизни двора. В ученом просыпается великий дипломат и правовед. Сухраварди, занимает должность советника халифа ан-Насир ли-Диниллаха (1180-1225) и ведет ответственную дипломатическую службу, не забывая, конечно, при этом, и о своих обязанностях шейха. От имени халифа он ведет дипломатические переговоры в Сирии и Египте, в городе Халебе, столице Эйюбидов. О его пребывании в Хабеле, где он участвовал в дискуссиях с учеными, современник писал: «ас-Сухраварди произнес во дворце ал-Малика аз-Захира такую речь, которая была не только риторически современной, но и до такой степени впечатляющей, что сердца слушателей стали покорными и в глазах у них появились слезы».

В 1217-1218 годах Сухраварди вел дипломатические переговоры с хорезмшахом Мухаммедом. Через год с дипломатической миссией он едет в Анатолию к сельджукскому правителю Коньи Алааддину Кайкубаду I. Авторитет Шихабеддина, как суфийского наставника, политического деятеля, ученого и оратора был настолько высок, что для него халифом был выстроен специальный рибат, который скорее напоминал дворец. Там был целый комплекс строений с богатой библиотекой, баней и садом для самого халифа и его семьи. Здесь он мог работать, читать публичные лекции и организовывать диспуты. Лекции его собирали большое количество слушателей. Послушать его выступления приезжали со всей страны. Публичные лекции он так же регулярно читал в знаменитом университете «Абу-н-Наджиб». Сухраварди выделялся своим исключительным риторическим талантом и глубоким философским мышлением. За короткое время его лекции и диспуты получили такую известность, что на них присутствовало всегда большое число слушателей, прибывших из разных стран и местностей.

Во время правления халифа ан-Насира действовали рыцарские ордена ремесленников и аристократии — футувва. Посвящение в футувва осуществлялось надеванием на посвящаемого пояса. В качестве посланник халифа пояса, обычно, на представителей знати одевал Великий Мюршид Шихабаддин Абухафс Омар Сухраварди. Известно описание церемонии посвящения султана Иззеддина Кей-Кавуса I и беев в братство ахи, сопровождающееся ритуальными плясками. Сухраварди, прибывший во дворец султана в качестве посла халифа, несмотря на свой преклонный возраст, также участвовал в плясках со своими мюридами.

Английский ученый Дж. С. Тримнгэм пишет о Сухраварди: «Он был великим шейхом-учителем и его влияние, распространившееся не только через его учеников, но и благодаря его сочинению «Авариф ал-мариф», которое читали все суфийские наставники вплоть до наших дней. Суфии приходили к нему учиться почти со всем мира. «Арабский автор Ибн Халликан, современник Сухраварди, пишет: «Я встретил людей, которые слушали его лекции и останавливались в его халва, где обучались под его наставничеством, как это принято у суфиев. Они мне рассказали, какие странные они испытывали ощущения, когда им удалось достичь экстатического состояния (ахвал). Он прибыл в Ирбил как посланец багдадских властей и устраивал собрания для обсуждения религиозных вопросов, но мне так и не удалось увидеть его, ибо я был слишком молод. Он часто совершал паломничества в другие страны и иногда жил недалеко от Каабы. Многие из современных ему суфийских шейхов с ним переписывались, обращались к нему за помощью при решении сложных вопросов и искали его совета в форме фатвы».

Шихабаддин имел много последователей, а мистический орден «сухравардийа» имел много различных ответвлений. Среди них следует назвать братства его сына Имаддаддина Мухаммеда (умер в 1257), ширазского шейха Наджибаддина Бузгуша (умер в 1279) и других. Приверженцем мистического пути Сухраварди был и великий персидский поэт Саади Ширази (1208-1292), который, в своем «Бустане», писал:

Вот — тарикат! Идите неизменноПо нем, склоняя головы смиренно.Шейх, что всю ночь в молитвах простоял,Дервишам утром скатерть расстилал.Не Саади, Сухраверди ученье,Что доблесть мужа — на пути служенья.

Позднее среди шейхов, причисляющих себя к «сухравардийа», были такие выдающиеся личности как Нураддин Абд ас-Самад ан-Натанзи, Абдарразак ал-Кашани (умер в 1329), Саид ибн Абдаллах ал-Фаргани (умер в 1300), хотя причислять себя к этому ордену не всегда было безопасно. Другое дело Индия, где «сухравардийа» могла открыто существовать, как самостоятельная школа мистического направления. Одним из основателем этой школы, существующей в Индии и сейчас, был выдающийся ученик Сухраверди Нураддин Мубарак Газнави (умер в 1234). В Дели сохранились его гробница — всеми почитаемая. Если вы будете в Дели, не забудьте посетить эту гробницу и помянуть Великого Учителя и его Ученика. Умер Сухраверди в 1192 году в Багдаде.

ЯЗЫК МУРАВЬЁВ

Часть быстроногих Муравьёв, что преуспели,В пределах низших царств достигли положенья,Не только в обществе своём, но в окруженьеЗверей и птиц, которых слышать уж умели…

Решились новые Поля отвоевать!И на пути своем заметили побеги,В которых капельки росы, как в гнездах неги,Осели утром… — Красота — не описать!

Один из умных Муравьёв спросил: — Откуда?Собрат ответил: — Им начало на Земле!Другой вмешался: — Да от Моря капли те!И разгорелся спор: ну, где берется чудо?

Умнейший самый так сказал: — Да погодите,Ведь вещь любая тяготеет лишь к началу,Желая страстно возвратиться вновь к причалу!В какую сторону влечет их, посмотрите!

Коль ком подбросить, он на Землю упадет,Поскольку ком земной стремится к мраку, к дому.Его начало, всем известно — дань земному.А свет Божественный ко свету и уйдет!

Необходимость не равняй с воображеньем.Желанье сущности — не сущность, а желанье.Соединение с исходным — тайна Знанья…Коль кто без крыл, не увлекайтесь же движеньем!

— А саранча? — Вопрос законный. СаранчаЛишь отрываться научилась от Земли…Но говорили о росе мы, Муравьи!Согрело Солнце воздух… В пар роса ушла!

Тогда и поняли они, что свет — ко свету!Кого захочет Бог, того ведет в чертог,И вразумляет всех сравнениями Бог!Господь — предел наш. Слово, доброе от веку.

bakililar.club

Древний Восток

Слово "цивилизация" возникло от латинского слова "civilis" — гражданский, государственный. И имеет оно такое значение – "уровень культуры и развития страны или народа". Не случайно, в каждой стране свой уровень цивилизации.

Представители одних народов легко общаются между собой с помощью Интернета (о котором, кстати, мы кое-что вам немного позже расскажем), другие и до сих пор не знают, что такое письменность (например, некоторые племена, что и в настоящий момент живут в Африке).

Вначале же, цивилизация возникла не одновременно. Понадобились много тысяч лет, пока человечество, как говорят ученые, в процессе своего эволюционного развития чего-то начало достигать.

Особенно, о некоторых наиболее интересных подробностях этого процесса (с нашей точки зрения) и пойдет речь в этой главе.

Еще перед тем расскажем Вам немного о территории, на которой возникли эти первые государства.

Это – Древний Восток. Именно здесь зародились впервые научные знания, появилась письменность, достигли достаточно таки высокого уровня архитектура и другие виды искусства.

Это, название "Восток" появилась позже времени, о котором мы вам в настоящий момент рассказываем, – так древние римляне назвали всю восточную часть своей огромной территории.

А после этого, еще спустя некоторое время, это название закрепилось за странами Восточного Средиземноморья, распространяясь также на территории, которые находились еще дальше к востоку.

За три тысячи лет до нашей эры, когда почти всю Европу укрывали непроходимые леса и болота, а обитатели ее занимались охотой и рыболовством, в странах Востока уже на сотне километров протягивались обработанные поля и сады, которые пересекались разработанными местными учеными водными каналами.

Тут уже были большие города с огромными храмами и дворцами, с башнями, откуда жрецы вели свои наблюдения за небесными светилами. Здесь, были шумные рынки, кварталы ремесленников, где лепили и выжигали посуду, изготовляли утонченные украшения.

Между городами же пролегали резвые караванные дороги.

Ученые древнего Востока уже хорошо знали, как двигаются пять видимых планет Солнечной системы и даже умели предвещать такие явления, как затемнение Солнца и Луны.

Тут работали ловкие врачи. Уже существовали письменность и науки, появилась математика и ее составляющие – арифметика, геометрия.

Уже тогда стали делить время на годы и месяцы, а в некоторых странах даже на недели, сутки и минуты.

Политический уклад государств, древнего Востока был своеобразным.

В основном, это были деспотии (от греческого слова "деспотия" неограниченная власть), то есть царь считался богом или равнялся к нему, а власть его ничем не ограничивалась. Царю принадлежала вся земля и вода в стране, которой он правил, и слово его было законом для всех.

Более сильные государства, разделяли и подчиняли более слабые, подчиняясь еще более сильным государствам.

История человечество непрестанно двигалась вперед.

Ну что же, пойдем дальше и мы.

www.hexcity.com

«Великое наследие Древнего Востока» - Урок

Муниципальное среднее (полное) образовательное учреждение – лицей

«Великое наследие Древнего Востока»

/Методическая разработка урока-путешествия

в 5 классе/

Выполнила: Фирсова Е.Н.,

учитель истории и географии

второй квалификационной

категории

г. Козьмодемьянск

2006 год

Урок – путешествие.

Тема: «Великое наследие Древнего Востока»

Цели:

  • углубление знаний учащихся о культуре Древнего Востока;

  • повышение интеллектуального потенциала учащихся;

  • развитие навыков поисковой работы;

  • воображаемая экскурсия в страны Древнего Востока.

Оборудование: иллюстрации, карты, доска, рекламные плакаты учащихся.

План.

  1. Развитие науки и искусства в древнем мире.

  2. Искусство Древнего Египта.

  3. Финикия – родина алфавита.

  4. Достопримечательности Вавилонского царства.

  5. Открытия Индии.

  6. Достижения Древнего Китая.

  7. Значение культуры древневосточных цивилизаций.

Ход урока:

Вступительное слово учителя.

Давно исчезли многие государства Востока: Древний Египет, Вавилон, Ассирия, Мидия, Финикия.

Города их были разрушены, засыпаны пеплом от пожарищ и песком. Сегодня мы можем любоваться лишь немногими памятниками, такими являются египетские пирамиды, Великая китайская стена.

Забыты были древние письмена, и никто не мог прочесть немногие известные тогда записи.

О многих государствах сохранились лишь полулегендарные рассказы греческих и римских писателей и еще более легендарные сказания Библии.

В XIX веке начались раскопки, которые продолжаются до настоящего времени. Были сделаны крупнейшие открытия в странах Древнего Востока. Археологи нашли останки роскошных дворцов, величественных храмов, крепостных стен, оросительные сооружения, гробницы с множеством лежащих в них вещей, добыли письменные источники на камне, кости, коже, глине, папирусе.

Ценой упорного труда ученым удалось расшифровать письменности многих древневосточных народов и прочитать царские указы и документы.

Народы Древнего Востока создали высокую и своеобразную культуру. Достижениями стран Востока мы пользуемся и в настоящее время. Здесь были освоены и выведены первые растения: хлопок, лен, пшеница, чай, виноград. Были приручены козы, овцы, верблюды, ослы, лошади …

Древний Восток является родиной многих наук, которые не утратили своего значения и в наши дни.

Для того чтобы правильно измерить длину и ширину каналов, высоту пирамид, правильно рассчитать бюджет государства, размеры налогов с населения, нужно было уметь производить точные расчеты – этому способствовало появление такой науки, как математика.

Начало счета времени было положено наблюдениями земледельцев за движением Солнца, Луны и звезд.

Счет времени, которым мы пользуемся в настоящее время, появился на Древнем Востоке. Люди уже тогда делили время на годы и месяцы, недели и сутки, часы и минуты.

Древний Восток является родиной письменности. Без письменности невозможно было обойтись. Она была нужна для того, чтобы вести учет платежей и налогов, писать отчеты о строительстве пирамид; чтобы записывать накопленные знания; чтобы оставить о себе память в веках. Первая письменность зародилась из рисунков – иероглифов. Но многие народы из-за сложности и продолжительности обучения по-своему ее совершенствовали. Многие открытия и достижения стран Древнего Востока отнесены к «семи чудесам света».

Ребята!

Сегодня на уроке мы с вами должны узнать подробнее, каким странам мы должны быть благодарны за те открытия и достижения, которыми мы пользуемся в настоящее время.

Мы сегодня с вами совершим путешествие по странам Древнего Востока. Во время своего путешествия мы подробнее познакомимся с открытиями стран Древнего Востока. Во время путешествия вы должны быть предельно внимательны и должны запомнить открытия и изобретения каждой отдельной страны. В конце урока для закрепления ваших знаний будет проведена тестовая работа.

Я вам желаю, чтобы ваше путешествие было очень увлекательным, интересным и в тоже время познавательным. (Это, конечно же, во многом зависит от мастерства, таланта наших экскурсоводов.)

Итак, перенесемся в Древний Египет (карта).

Ученик.

Египет – это страна, где зародилась архитектура – искусство строить и украшать здания. Египет называют страной сфинксов и пирамид. На западном берегу Нила, там, где по убеждению египтян «умирает», заходит солнце, расположены египетские пирамиды.

«Аментис» - называли это место египтяне. А гробницы впервые пирамидами назвали греки. Само слово пирамида означало «тер», что значит «подниматься». Таким образом, египтяне верили, что умерший фараон по ступенчатой пирамиде, похожей на луч солнца, восходил на небеса. Первая пирамида была построена для фараона Джосера 5 тысяч лет назад, она имеет ступенчатую форму. Ее считали «матерью» египетских пирамид, ее высота - 60 метров.

Самой высокой является пирамида Хеопса, первоначально ее высота 146,6 м, сегодня ее высота 137 метров, она равна высоте 50ти-этажного дома. Она является первым из «7 чудес света». Она строилась 20 лет, а 10 лет строилась дорога для подвозки каменных блоков из каменоломен.

Эта пирамида содержит в себе загадки, которые не разгаданы до сих пор:

- Какие загадки содержит пирамида Хеопса?

(Ученики по иллюстрации рассказывают загадки пирамиды).

На защите великих пирамид стоит Сфинкс – большой каменный лев с головой человека. Арабы называли его «лицом ужаса».

Во втором тысячелетии до н.э. египтяне перестали строить пирамиды, потому что их постоянно грабили. Они начали строить гробницы в скалах и подземельях. Эти места захоронений стали называться «Долиной царей». Одна из таких гробниц была раскопана в 1922 г. французским археологом Говардом Картером. Эта гробница принадлежала фараону Тутанхамону, умершему в 1342 г. до н.э. в возрасте 18-ти лет. Это единственная гробница, которая не была разграблена. Она поражает своим великолепием. В ней было обнаружено множество красивых вещей, среди которых находился увядший букет из живых цветов.

Прошло несколько тысячелетий, но до настоящего времени интерес к стране пирамид не иссяк, он по-прежнему притягивает тысячи туристов.

Египтяне создали свою письменность – иероглифы, но из-за сложности написания, большого количества иероглифов грамоте научиться было очень сложно. Тогда-то и появились буквы. Их первыми придумали финикийцы – купцы-мореплаватели с восточного побережья Средиземного моря. Первоначально финикийский алфавит состоял из 22 букв, гласных не было. Ученые считают, что хитрые купцы применяли свое письмо в качестве шрифта, чтобы скрыть содержание письма. В VIII веке до н.э. греки добавили гласные буквы. Таким образом, возник алфавит, которым мы пользуемся в настоящее время. Кроме алфавита финикийцы впервые открыли секрет изготовления стекла и пурпурной краски. Но, несмотря на то, что финикийцы являлись миролюбивым народом, их очень боялись. Почему?

Ответ: Они являлись работорговцами, воровали детей и женщин.

А теперь перенесемся в долину Тигра и Евфрата.

В 586 г. до н.э. поздней осенью из удачного похода в Ассирию возвращается в свою столицу вавилонский царь Навуходоносор II. Вслед за ним шло его сильное войско, за войском тянулась вереница пленников в железных кандалах. Сбоку шли верблюды, нагруженные богатой добычей. Вот уже показались стены и башни родного города.

Вавилон! (показ иллюстраций или видеофильма)

Четыре огромных холма из глины и щебня – вот и все, что осталось от великого и гордого города-царства. Эти знаменитые развалины находятся на левом берегу Евфрата, в сотне километров южнее Багдада.

Роберт Кольдевей в 1899 г. раскопал Вавилон. По записям, оставленным Геродотом, Вавилон имел вид огромного квадрата со стороной 22 километра, этот город в клинописных текстах назывался «Врата бога». Толщина древних стен города доходила до 17 метров.

Были раскопаны останки священных ворот богини Иштар – «матери всех людей», они были построены из синего глазурованного кирпича, их украшали фигуры носорогов и фантастического зверя Сирруш, одновременно похожего на орла, змею, льва, скорпиона.

Высота ворот достигала 12 метров, от ворот шла улица, мощенная обожженным кирпичом, эта дорога вела в храм верховного бога – Мардука – этот храм был назван вавилонской башней, это та самая башня до неба, построив которую, люди решили сравняться с богами.

Ребята, кто нам расскажет миф о Вавилонской башне? (Ученики рассказывают миф). Вавилонская башня состояла из 7 поставленных друг на друга башен. Ее высота 91 м, строилась она 300 лет. В верхней башне находился храм главного бога Мардука, но там не было статуи бога, и туда никто не имел право входить.

Одним их «7 чудес света» считаются висячие сады Семирамиды. Семирамида Шаммурамат - царица Ассирии - завоевала большую часть Азии и ее считают основательницей Вавилона и «висячих садов».

По другой версии вавилонский царь Навуходоносор II женился на мидийской царевне Семирамиде и для того, чтобы развеять тоску царевны по родине, приказал построить искусственные сады. Сады размещались на 4-х ярусной башне, каждый уступ был насыпан толстым слоем плодородной почвы, на котором были посажены деревья, кустарники, цветы, по каналам вода поднималась вверх и лилась на нижние террасы. Создавалось впечатление, что сады висят в воздухе.

Именно в нижнем ярусе сада умер Александр Македонский.

После завоевания Вавилона сады пришли в упадок.

Вернуться туда невозможно

И рассказать нельзя,

Как был преисполнен блаженством

Этот райский сад.

(А. Тарковский)

Учитель.

Самыми образованными людьми были жрецы. Ученые Вавилона достигли больших успехов в математике, их изобретениями мы пользуемся до сих пор: делим часы, минуты на 60 частей, а окружность – на 360о. В Вавилоне впервые были изобретены солнечные часы. В долине Тигра и Евфрата была создана первая в мире библиотека из глиняных книг, принадлежавшая царю Ашшурбанипалу, которая была уничтожена в 612 г. до н.э.

Учитель.

Вавилон – «город великий, город крепкий», как сказано в Библии. От этого города осталась лишь память, ибо раскопки позволили восстановить план города, но не его величие. Развалины Вавилона сейчас находятся в 90 километрах от столицы Ирака Багдада.

А теперь мы перенесемся в страну сказочных богатств. Что это за страна?

Индию всегда считали страной сказочных богатств. Она действительно богата, в ее недрах залегает огромное количество полезных ископаемых. Но главное богатство Индии – это ее талантливые художники, ремесленники, архитекторы.

Греки, посетившие Индию в III в до н.э., с удивлением рассказывали, что в этой стране добывается камень очень сладкий на вкус, но без участия пчел. Это был сахар. Индийцы первыми научились получать сахар из сахарного тростника. Они научились делать хлопчатобумажные ткани, что очень поражало чужеземцев. Они удивлялись тому, что белая шерсть растет прямо на кустах.

Какими достижениями индийцев мы пользуемся до сих пор?

Цифры, шахматы (прочитать задачу №96 стр. 45 из сборника «Задания и задачи по истории древнего мира»).

Учитель.

О высоком искусстве индийских мастеров говорят огромные статуи, храмы. До наших дней дошли великолепные росписи, скульптуры.

Задолго до нашей эры по всему миру стала распространяться молва о Китае – удивительной и загадочной стране.

Ученик.

Это страна, в которой находится одно из знаменитых сооружений –Великая китайская стена. Стена была построена по приказу императора Цинь Шихуанди в III в до н.э. для защиты от набегов кочевников. Она протянулась более чем на 6 тысяч километров, ее высота около 10 метров, а ширина стены позволяла свободно проехать боевой колеснице. Это самое большое оборонительное сооружение на Земле строилось 10 лет. Но некий мудрец предсказал Цинь Шихуанди, что стена будет достроена только тогда, когда в ней будет погребен мужчина по имени Ван или 10 тысяч человек. Но Цинь Шихуанди замуровал не только Вана, а еще несколько сотен тысяч человек, которые были согнаны на строительство стены и нашли здесь свою смерть. Недаром Великую китайскую стену назвали самым длинным кладбищем в мире или Страной слез. Стену несколько раз восстанавливали, но даже стена не смогла защитить Китай от завоевания Чингисхана в 1211 году. Древняя китайская молва гласит: «Только тот побывал в Китае, кто поднялся на Великую китайскую стену».

Древние китайцы первыми в мире начали производить шелковые ткани, изобрели бумагу, компас. Чай, который они использовали для лечебных целей, стал самым распространенным напитком в мире. Китайцы придумали нетрадиционный метод лечения больных – иглоукалывание.

Вывод. Народы Древнего Востока внесли огромный вклад в мировую культуру и науку. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, еще долго будет удивлять и восхищать людей.

Закрепление: тестовые задания.

Тесты для закрепления:

  1. Где впервые был изобретен алфавит?

  1. Египет

  2. Финикия

  3. Двуречье

  1. Какую страну называли «Страной сказочных богатств»?

  1. Китай

  2. Индия

  3. Египет

  1. Древний Китай был знаменит:

  1. изобретением компаса

  2. хлопком

  3. чаем

  4. пряностями

  1. назовите письменность Египта.

  1. клинопись

  2. иероглифы

  3. алфавит

  1. Какие открытия были сделаны в Индии?

  1. чай

  2. шахматы

  3. клинопись

  4. цифры

  5. шелк

  1. Какой народ основал колонии на побережье Средиземного моря?

  1. Египет

  2. Финикия

  3. Индия

  1. В какой стране расположено самое длинное оборонительное сооружение?

  1. Индия

  2. Двуречье

  3. Китай

Литература:

    1. Г.И. Годер: «Задания и задачи по истории Древнего мира», М., «Просвещение», 1996 г.

    2. «Я познаю мир». «Чудеса света». Москва, 2002 г.

    3. «Я познаю мир». «Самые, самые…». Москва, 2002 г.

    4. «Школьная энциклопедия». «История Древнего мира». Москва, 2003 г.

refdb.ru