Века древней руси. Культура древней Руси X-XIII века (стр. 1 из 5)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

начало 10 века древней руси. Века древней руси


Русская Культура 12 века кратко

Основы и истоки культуры 12 века

Культура Киевской Руси в 12 веке представляла собой своеобразный синтез двух религиозных систем – христианства, которое было принято чуть больше века назад и язычества, которое было основой культуры славянских племен. Несмотря на то, что христианство прочно вошло в повседневную жизнь и стало серьезной культурной и политической силой, процесс духовных изменений и культурных шел не очень быстро – в разных сферах деятельности человека все еще проглядывались древние языческие корни и традиции. Особенно важно отметить, что язычество не так быстро уступило место христианству в культурном сознании по той причине, что племена, из которых сформировалась Древняя Русь, не были варварами, напротив, они имели свою древнюю культуру, свой язык, свою письменность, календари и систему ценностей – не так просто было вытравить это из сознания людей. Наряду с христианскими мотивами в искусстве этого периода все еще присутствовали природные мотивы, свойственные язычеству – почтительное уважение к природе, к животным, птицам (которых часто изображали на различных изделиях ремесленники). Таким образом, в 12 веке параллельно существовало христианское творчество – иконопись, церковная архитектура, и языческое – природные мотивы в народных ремеслах.

Двоеверие существовало достаточно долго, по некоторым сведениям, в 12 веке на Руси было еще достаточно много язычников, и они не могли не нести свою культуру и свои традиции. В крупных городах культура все больше принимала в себе христианскую идеологию и эстетику, строились церкви и монастыри, все чаще на фресках изображались библейские мотивы. А вот в отдаленных регионах и деревнях процветало язычество и народные промыслы.

Особенности культуры 12 века

Однако, несмотря на двоеверие, принятие христианства дало огромный толчок к развитию русской культуры, что стало особенно заметно в 12 веке. Более всего христианство повлияло на архитектуру, живопись и литературу. Начавшийся в 11 веке процесс развития грамотности, в 12 веке получил новый виток, что не могло не отразить на культур и, прежде всего, литературе. В целом, культура Руси в 12 веке во многом переняла традиции Византии и Греции, откуда и было перенято христианство. Основная концепция религии и религиозного искусства этих культур состояла в том, чтобы показать бренность земной жизни в противовес важности жизни духовной. Именно поэтому все чаще художники перестали изображать картины реальной жизни человека, они стали обращаться к библейским историям, к жизни духа, предпочтение теперь отдавалось священному, непостижимому, акцент делался на духовности и божественности.

Таким образом, главное внимание искусства в 12 веке постепенно перешло от человека во плоти, к человеческому духу.

Архитектура 12 века

Влияние Греции и Византии наиболее заметно в зодчестве и иконописи, так как две этих сфера наиболее тесно связаны с религией и религиозным сознанием. От Византии Русь переняла традицию купольно-крестовой формы храмов, которые начали строиться повсеместно. Первым подобным собором был Софийский собор в Киеве, у которого было 13 куполов, затем Собор Святой Софии в Новгороде, а следом за ним и множество других храмов. Однако в 12 веке архитектура Руси начинает несколько отходить от византийских традиций и принимать свои собственные, уникальные черты. Этому способствует рост феодализма и феодальной раздробленности, который в 12 веке принимает огромные масштабы. Каждый князь не просто желает получить власть, он стремиться сделать вверенные ему территории самыми красивыми, помпезными – начинают строиться храмы, в которые князья вкладывают огромные суммы денег, архитектура становится все более изощренной, более помпезной, что не свойственно греческим и византийским храмам. Появляются церковь Покрова на Нерли, Дмитровский и Успенский соборы во Владимире – символы новой архитектурной традиции. Успенский собор украшен совершенно особенной системой арок, которые придают архитектуре ажурность, некоторую легкость.

Живопись в 12 веке

Живопись также развивалась под влиянием христианства. Все большие обороты набирает иконопись, все чаще художники занимаются мозаиками и фресками, которыми украшают многочисленные храмы. Ярким примером может служить мозаика Богоматери в Софийском Соборе в Киеве.

Иконопись теперь становится русской – если раньше на Руси работали, в основном, греческие или византийские мастера, то теперь появляются свои собственные иконописцы, которые привносят новые традиции и элементы. Постепенно русские иконописцы уходят от копирования техники своих греческих коллег и начинает формироваться русская школа иконописи, ставшая позднее известной на весь мир. Профессионализм мастеров растет.

Литература в 12 веке

Литература в этот период, в основном, представляет собой переводы различных греческих трактатов. Однако существенный прорыв был совершен, когда в 12 веке появляется первая русская летопись – Повесть Временных Лет. Это дает серьезный толчок к развитию литературы – появляются многочисленные жития святых, автобиографические книги князей и у управителей. Также в этот период появляется известнейший памятник древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве», которое не только является исторической летописью, но и литературным произведением, от которого позднее пошла вся художественная литература Руси.

historykratko.com

Культура древней Руси X-XIII века

Ивановский филиал ГОУВПО “РГТЭУ”

Контрольная работа

по Отечественной истории

на тему: Культура древней Руси X-XIIIвека

Иваново 2008

Введение

В период складывания и расцвета феодализма на Руси (X -XVII вв.) искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Естественно, что культура каждого племени и региона имело свои самобытные черты и испытывало влияние соседних земель и государств.

Особенно ощутимым было влияние Византии с момента принятия Русью христианства (988 г.). Вместе с христианством Русь восприняло традиции античной, прежде всего греческой, культуры.

Важно отметить, что русское искусство периода средневековья формировалось в борьбе двух укладов - патриархального и феодального, и двух религий язычества и христианства. И как следы патриархального образа жизни еще долго прослеживается в искусстве феодальной Руси, так и язычества напоминало о себе почти во всех его видах.

Процесс изживания язычества был стихийным, но все-таки делались попытки скорее укрепить новую религию, сделать ее близкой, доступной людям. Не случайно церкви строились на местах языческих капищ; в нее проникли элементы народного обожествления природы, а некоторым святым стали приписывать роль старых богов.

Восприняв от Византии христианство, Русь, естественно, восприняла определенные основы языка культуры. Но эти основы были переработаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко национальные формы. «Мы взяли из Византии евангелие и традицию,- писал А. С. Пушкин. Конечно, как всякое искусство эпохи средневековья, искусства Древней Руси следует определенным каноном, прослеживающимся и в архитектурных формах, и в иконографии – в живописи. Созданы были даже образцы –«прописи,» «подлинники,» лицевые и толковые (в первых показывалась, как надо писать, во вторых это «толковалось,» рассказывалось), но и следуя каноном, и вопреки им умело проявить себя богатая творческая личность художника. Опираясь на вековые традиции восточно-европейского искусства, русские мастера сумели создать собственное национальное искусство, обогатить европейскую культуру новыми, присущими лишь Руси формами храмов, своеобразными стенными росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии и кажущуюся близость изобразительного языка.

В домонгольскую пору политическим и культурным центром русской земли был Киев – «мать городов русских,» как назвали его в древности современники, сравнивая по красоте и значимости с Константинополем.

Росту могущества Киева способствовало его географическое положение на пересечении торговых путей из Скандинавских стран на юг, в Царь-град, с запада, из Германии, до Хорезма. При князе Владимире и его сыне Ярославе Киевская Русь стало сильным государством, неизвестном ранее восточным славянам. Русское воинство держало в страхе и византийцев, и хазар. Западные славяне искали с Русью дружбы, германские императоры заключали союзы. Русские князья выдавали своих дочерей замуж за иностранных государей. Так укрепилось международное положение Киевской Руси.

Архитектура

Говорят, что архитектура - это душа народа, воплощённая в камне. К Руси это относится с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и её языческие молельни крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражали свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции сияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой архитектура каменная связана с Русью уже христианской. Подобного перехода не знала Западная Европа, издревле строившая и храмы, и жилища из камня.

“1Дню русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличиеразного рода пристроек - клетей, переходов, сеней.” Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным дрвением русских деревянных строений. Эта традиция живет и до настоящей поры.

Мир Византии, мир христианства привнес на Русь новый строительный опыт и традиции. Русь восприняла сооружение церквей по образу крестово-купального храма греков. Квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу, примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образец греческие мастера, прибывавшие на Русь начиная со времени Владимира, а также работавшие с ними русские умельцы применяли к традициям русской деревянной архитектуры, привычной для русского глаза и милой сердцу. Если первые русские храмы, в том числе Десятинная церковь конца X в., были выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, то Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций. На основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать глав нового храма.

Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества.

Софийский собор, созданный в пору утверждения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что строительство — это тоже политика. Этим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне,— константинопольскому Софийскому собору. В XI в. выросли Софийские соборы в других крупных центрах Руси — Новгороде, Полоцке, и каждый из них претендовал на свой, независимый от Киева престол, как и Чернигов, где был сооружен монументальный Спасопреображенский собор.

По всей Руси были построены многокупольные храмы с толстыми стенами, маленькими оконцами — свидетельства мощи и красоты.

В XII в., по образному выражению одного искусствоведа, по всей Руси прошагали русские однокупольные храмы-богатыри, сменившие прежние пирамиды. Купол возносился вверх на мощном, массивном квадрате. Таким стал Дмитровский собор во Владимире-на-Клязьме, собор святого Георгия в Юрьеве-Польском.

Большого расцвета архитектура достигла в годы правления Андрея Боголюбского. С его именем связаны постройки Успенского собора во Владимире, красиво расположенного на крутом берегу Клязьмы белокаменного дворца в селе Боголюбове, Золотых ворот во Владимире - мощного белокаменного куба, увенчанного златоглавой церковью. При нем же было создано чудо русской архитектуры -речь храм Покрова на Нерли. Князь построил церковь неподалеку от своих палат после кончины любимого сына Изяслава. Эта небольшая однокупольная церковь стала поэмой из камня, в которой гармонично сочетаются скромная красота, тихая грусть, просветленная созерцательность архитектурных линий.

Брат Андрея Всеволод продолжал строительную деятельность. Его мастера оставили потомству замечательный Дмитровский собор во Владимире - величественный и одновременно скромный.

В XII— начале XIII в. строились храмы в Новгороде и Смоленске, Чернигове и Галиче, Пскове и Новгороде-Волынском. Характерной чертой русской архитектуры стала украшающая сооружения резьба по камню. Удивительное это искусство мы видим на стенах соборов во Владимире-Суздальской Руси, в Новгороде, других русских городах.

Другой чертой, роднящей всю русскую архитектуру той поры, было органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом. Посмотрите на церкви той поры, и вы поймёте, о чём идёт.

Просвещение, письменность, книжное дело

Появление письменности было обусловлено внутренними потребностями общества на определенной стадии его развития: усложнением социально-экономических отношений и формированием государства. Это означало качественный скачок в развитии культуры, так как письменность является важнейшим средством закрепления и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей, сохранения и распространения достижений культуры.

Существование у восточных славян письменности в дохристианский период не вызывает сомнения. Об этом свидетельствуют многочисленные письменные источники и археологические находки. По ним можно составить общую картину становления славянской письменности.

В сказаниях черноризца Храбра «О письменах» (конец IX — начало X в.) сообщается, что «прежде убо словене не имеху книг, но чертами и резами чьтаху и гадаху». Возникновение этого примитивного пиктографического письма («черты и резы») исследователи относят к первой половине I тысячелетия н. э. Область применения его была ограниченной. Это были, видимо, простейшие счетные знаки в форме черточек и зарубок, родовые и личные знаки собственности, знаки для гадания, календарные знаки, служившие для датировки сроков начала различных сельскохозяйственных работ, языческих праздников и т. п. Такое письмо было непригодно для записи сложных текстов, потребность в которой появилась с зарождением первых славянских государств. Славяне стали использовать для записи родной речи греческие буквы, но «без устроения», т. е. не приспособив греческий алфавит к особенностям фонетики славянских языков (протокириллица).

Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монаховмиссионеров Кирилла и Мефодия. Но древнейшие памятники славянской письменности знают два алфавита — кириллицу и глаголицу. В науке долго шли споры о том, какая из этих азбук появилась раньше, создателями какой из них были знаменитые «солунские братья» (из Солуни, современный город Салоники). В настоящее время можно считать установленным, что Кириллом во второй половине IX в. был создан глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX—Хвв. на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространенного здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позднее название кириллица. В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.

mirznanii.com

начало 10 века древней руси

^Наверх

русская культура начала xx в серебряного века

Подробнее

Вас заинтересует:

Все предметы. История России. Древняя Русь X – начала XII веков

Структура Древней Руси по данным источников

Появление Древнерусского государства относится к концу $IX$ века. Оформление государства связано с объединением двух центров восточных славян: Киева с Новгородом. Центром объединения стал Киев, а с точки зрения племен – поляне. Образование Древнерусского государства связано с именем князя Олега, который, согласно летописи, в $882$ году подчинил своей власти окружающие племена. С $X$ по $XII$ века происходит становление государства.Замечание 1Из источников, позволяющих получить информацию о ранней истории Древней Руси, известны немногие. В первую очередь, это летописные сведения, которые могут быть использованы только с учетом несовершенства их данных, а также Договоры Руси с греками и описание Руси в сочинении Константина Багрянородного «Об управлении империей.Итак, исходя из данных источников, Древнерусское государство состояло из трех частей. Первую составляла «Русская земля с центром в Киеве, где находился и двор великого князя, главы всего государства. Вторая часть представляла собой комплекс земель севера Восточной Европы, там проживали племена, которые заключили договор с киевским князем. По этому договору племена платили дань за управление и военную протекцию. Дань передавалась в Киев через наместника. И, наконец, третья часть – подчиненные власти Киева племенные союзы восточных славян. В целом, может показаться странным, что с виду одинаковые вторая и третья часть разделены между собой. Дело в том, что на севере речь идет о Новгородской земле, которая имела своего наместника из Киева, как правило, сына киевского князя, потому что Новгород был вторым по важности городом. Что касается других союзов племен – здесь киевский князь не встревал во внутренний уклад, вероятно, там продолжали править местные князья и родоплеменная верхушка. от 50 руб / от 2х часов

Первые правители Древнерусского государства

Таким образом, как уже было сказано, согласно летописи начало Древнерусскому государству как политическому объединению положил князь Олег. В $882$ году он покинул Новгород, где правил, и двинулся на юг. Судя по всему, у Олега было внушительное войско, этнически довольно пестрое, там были и варяги, и славянские воины – представители племен кривичей, ильменских словен, и финноугры – воины чуди и мери.Отправившись на юг, Олег занял такие города, как Смоленск и Любеч, и поставил там своих наместников князьями. Однако целью его был Киев, который он и захватил, убив его правителей – Аскольда и Дира. Затем Олег объявил Киев столицей государства.Власть киевского князя распространялась военным путем на территориях племен древлян и северян. Племя радимичей приняли власть Киева добровольно, поскольку до этого они были данниками Хазарского каганата. Все племена, находившиеся под властью киевского князя, должны были платить ежегодную дань. Замечание 2Олег был успешным политическим и военным деятелем, судя по тому, что основав единое государство, он предпринял также ряд походов на Византию. Благодаря этим походам, нам доступны договоры Руси с Греками $907$ и $911$ годов. Эти договоры предоставляли торговые льготы русским купцам и решали некоторый ряд иных правовых вопросов. от 50 руб / от 2х часов Исходя их данных летописи, Олег правил на протяжении тридцати лет, а наследовал ему Игорь в $912$ году.Князь Игорь наиболее известен своей гибелью от рук восставших древлян и последовавшей за ней местью его супруги Ольги. В самом деле, практически в начале правления Игоря древляне восстали, однако их бунт был подавлен. Древляне снова были обязаны платить дань, причем, после восстания она возросла.В $915$ году у границ молодого Древнерусского государства появилось племя печенегов. Эти кочевники разгромили земли проживавших в степях Причерноморья хазар, а венгры и вовсе вынуждены были покинуть эти земли. Размах земель, на которых кочевали печенеги в начале X века, поражает: это территория от Волги до Прута.Подобно своему предшественнику, Игорь также провел несколько походов на Византию. Однако первый поход, в $941$ году, был неудачным, флот Игоря был уничтожен. В $944$ году состоялся второй поход Игоря, по сути, результат был не особо удачным для Руси – по договору положения 907 и $911$ годов в целом подтверждались, но беспошлинная торговля отменялась.В $945$ году князь участвовал в сборе дани с древлян. Согласно летописным сведениям, Игорь пытался дважды собрать дань, в результате дружинники князя были перебиты возмущенными древлянами, а сам он был казнен. Смерть князя Игоря была отмщена его супругой Ольгой, жестоко расправившейся с древлянами. Также Ольга, уяснив, видимо, что система сбора налога явно несовершенна, провела реформу. Так, в $947$ году Ольга в Новгороде сделала нововведение: появилась система оброков и дани, жители должны были отправлять дань на определенную территорию – погост, где ее собирали специальные лица – тиуны. Княгиня Ольга также известна тем, что стала первым главой Древнерусского государства, принявшим христианство, что способствовало укреплению связей с Византией. Сын Ольги Святослав Игоревич свое княжение провел в военных походах, так что делами насущными до своей смерти продолжала заниматься его мать. от 50 руб / от 2х часов Святослав в $964$ году расширил территорию древнерусского государства за счет подчинения вятичей. Затем он нанес поражение Волжской Булгарии и сокрушил Хазарию. Русь укрепилась в Причерноморье, а также на Северном Кавказе. По смерти княгини Ольги Святослав поделил земли между своими сыновьями: Ярополку – Киев, Олегу – древлянские земли, а Владимиру – Новгород. Князь был убит печенегами в $972$ году при попытке вернуться домой из похода на Византию.

Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром

Рисунок 1. Разделение Святославом земель привело к первой усобице между правителями Древнерусского государства. Победителем из нее вышел Владимир, ставший крестителем Древней Руси. При князе Владимире Русь завершила объединение территорий, присоединив Червоную и Карпатскую Русь, окончательно подчинив вятичей и радимичей. Попытка создания единого языческого пантеона в Киеве для укрепления единства государства провалилась, и тогда князь принял решение избрать новую государственную религию, которая бы укрепила власть Киева. Так в 988 году Русь приняла крещение. Это вывело Древнерусское государство на мировую арену. Русь получила международное равное признание. от 50 руб / от 2х часов После смерти Владимира началась новая распря между князьями. В ходе тяжелых столкновений между сыновьями Владимира многие погибли, а победил в итоге Ярослав, получивший затем прозвище Мудрый. При нем произошло оформление первого свода законов – Русской Правды. Во внешней политике род русских князей породнился с важнейшими европейскими династиями. Ярослав уделял большое внимание развитию культуры и градостроительства. Ярослав закрепил так называемую «лествичную систему наследования, когда младший брат был наследником старшего. Эта система вызывала постоянные конфликты между родственниками.

Начало раздробленности

В середине $XI$ века на смену печенегам пришли новые кочевники – половцы. Сыновья Ярослава Мудрого, погрязшие в решении личных конфликтов, не смогли оградить государство от вторжения.Замечание 3Около $1072$ года Русская Правда была отредактирована Ярославичами на съезде, появилась так называемая «Правда Ярославичей.С развитием феодальных отношений шел и рост городов. В связи с этим появлялись местные центры, стремившиеся проводить самостоятельную политику. Началась конфронтация с Киевом. Это было даже более весомой причиной грядущего начала феодальной раздробленности, чем особенности наследования великокняжеского стола. Триумвират Ярославичей не смог преодолеть раздробленность. Активные попытки укрепить и объединить государство в начале $XII$ века проводил Владимир Мономах, а затем его сын Мстислав Великий, однако они тоже не увенчались успехом.

Культура Руси 10-13 веков. Значение принятия христианства

Сохранившиеся до настоящего времени источники рассказывают об особенностях становления государства, о том, какой была культура Древней Руси. 10-13 века сыграли существенную роль в развитии духовной сферы страны. Это был период формирования и расцвета феодализма. Культура Руси складывалась на основе достижений существовавших тогда племен и живших до них сарматов и скифов. Разумеется, духовная сфера каждой народности и региона имела свою самобытность и находилась под влиянием соседних государств.

Новая религия

Трудно переоценить значение принятия Христианства. Византия оказала большое влияние на развитие духовной жизни населения страны. С принятием новой религии в 988-м году в нее вошли традиции античной в первую очередь греческой цивилизации. Следует отметить, что на развитие духовной сферы влияло и славянское язычество. Несмотря на принятие новой веры, оно продолжало существовать во многих регионах. Славянское язычество проявлялось практически во всех сферах жизни населения. Избавление от него проходило стихийно. Однако совершались попытки укрепить новую веру, сделать ее доступной, приблизить к людям, объяснить им значение принятия Христианства. Церкви стали возводить на местах, где ранее располагались капища. Так в новую веру проникали элементы обожествления природы. Некоторым святым приписывалась роль прежних богов. Элементы духовной жизни Византии были переработаны и получили специфические, национальные формы. Из них стала постепенно складываться новая культура Руси. "10-13 век дал евангелие и традицию&quot. - так писал впоследствии Пушкин. Опираясь на собственные вековые обычаи и устои, мастера сумели сформировать совершенно новое направление. Русь обогатила европейскую культуру совершенно новыми, свойственными только ей формами храмов, иконописью, своеобразными росписями. Их нельзя спутать с византийскими, несмотря на кажущееся родство изобразительного языка.

Архитектура Древней Руси

10-13 века стали переломными в развитии зодчества. Долгое время страна была "деревянной&quot. Терема, избы, молельни, - все возводилось из дерева. В этом материале мастера выражали свое восприятие пропорции, строительной красоты, слияние с окружающей природой. С принятием византийской религии стала меняться вся культура Руси. 10-13 век стал периодом перехода от деревянных к каменным строениям. Такой опыт отсутствовал в Западной Европе, поскольку народы, ее населявшие, всегда строили из камня. Русскому деревянному зодчеству была свойственна многоярусность сооружений, наличие разнообразных пристроек, сеней, переходов, клетей, башенок и теремов. Традиционной была и резьба. Под влиянием византийской цивилизации кардинально изменилась строительная культура Руси. 10-13 век ознаменовался сооружением церквей по образцу крестово-купольного греческого храма. Первые постройки возводились в строгом соответствии византийским традициям. Сооруженный в Киеве Софийский собор уже отражает сочетание русских и греческих традиций. Основа крестово-купольного храма была увенчана тринадцатью главами. Ступенчатая пирамида Собора воскресила стиль деревянного зодчества. Наивысшего расцвета достигла архитектура в период правления Боголюбского.

Просвещение

На определенной стадии развития общества возникла необходимость удовлетворить новые, достаточно глубокие потребности населения. Так возникла письменность 10-13 веков. На Руси, несомненно, и раньше люди умели выражать свои мысли на бумаге. Но социально-экономические отношения стали усложняться, началось формирование государственности. Эти обстоятельства ознаменовали следующий этап, на который перешла культура Руси. 10-13 век стал переломным периодом в развитии средств закрепления и передачи идей, мыслей и знаний в пространстве, сохранения и распространения достижений духовной сферы. В это время была создана азбука. Ее появление связывается с именами Кирилла и Мефодия - византийскими монахами-миссионерами. Однако в источниках указывается две азбуки - глаголица и кириллица. Споры о том, какая из них появилась раньше, велись достаточно долго. Сегодня считается установленным факт, что глаголица была создана во 2-й половине 9-го столетия, а кириллица возникла на рубеже 9-10 вв.

Первые книги

Особое влияние на духовную жизнь населения оказала литература 10-13 веков. На Руси большинство книг было уничтожено во время многочисленных монгольских нашествий и пожаров. Всего сохранилось порядка 150 из всех, что существовали ранее. Древнейшим считается "Остромирово Евангелие&quot. Оно было составлено дьяконом Григорием в 1057-м для Остромира (новгородского посадника). Высокий уровень мастерства, с которым были исполнены дошедшие до нашего времени книги, говорят о налаженном производстве рукописей уже в 11 столетии, об устоявшихся к тому времени навыках их составления. Книги переписывались в основном в монастырях.

Распространение грамотности

В 12-м столетии ремесло переписывания перешло в город. Появление в крупных поселениях "книжных описателей" указывает на распространение грамотности среди населения. Это также свидетельствует об усилении потребности в литературе. Из известных 39 писцов, только 15 были представителями духовенства. Остальные же не указывали принадлежность к церкви. Однако, несмотря на распространение грамотности в городах, основными книжными центрами оставались монастыри, при которых действовали специальные мастерские. В них работали постоянные коллективы переписчиков. Кроме этого, в таких мастерских занимались составлением летописей.

Искусство Руси

10-13 века ознаменовались ростом сил, разрушавших политическое и территориальное единство страны. Распад государства стал результатом усиления крупного землевладения, экономического развития в городах. Последние стали новыми центрами самостоятельных частей страны и стремились к политической независимости. Выражением собственной роли и силы стала для многих городов живопись. 10-13 века на Руси характеризовались формированием самобытности областей страны. Их своеобразие заключалось в сочетании местных особенностей и киевских традиций.

Иконы

Древнее искусство Руси развивалось в общем средневековом направлении. Как и западное и восточноевропейское, это течение оставалось в большей степени церковным. Оно преломляло восприятие жизни через призму Христианства, соблюдало принятую иконографию. Некоторые иконы владимиро-суздальских мастеров 12-го столетия близки по стилю к киевским, созданным в 11 в. К таким произведениям, например, относят вытянутое изображение "Деисуса" из Успенского собора. С мастерством киевских художников связана и известная Ярославская оранта. Ее монументальная и величественная фигура близка своими пропорциями к мозаикам Киева. Ярославскую оранту напоминает торжественная икона Дм. Солунского. Она была привезена из Дмитрова. Эта икона отличается симметричностью, правильностью и "скульптурной" лепкой светлого лица.

Музыка

Особое место в русской жизни отводилось песням и пляскам. Музыка сопровождала людей в походах, в работе, пенси были неотъемлемой частью праздников и обрядов. Среди инструментов популярными были ударные (накры, бубен), духовые (рожок, рог, дудка, жалейка), струнные (гусли). На знаменитых фресках в Софийском соборе изображены музыканты и плясуны. Следует сказать, что распространенность и степень применения инструментов была различной. Трубы, например, выступали как сигнальные средства на охоте. Бубны и струнные инструменты использовались отдельно или в составе оркестра на праздниках и игрищах. В некоторых источниках есть указания на достаточно раннее появление нотных записей. Этому очень способствовало принятие Христианства. Пением сопровождалось богослужение. Оно шло по специально составленным певческим книгам. Такие рукописи датируются 12-м веком. В них, кроме богослужебных текстов, присутствуют и нотные обозначения "крюки" и "знамена&quot.

Содержание и направление духовного развития

Определяя его, необходимо отметить, что историко-культурный процесс на Руси базировался на народном творчестве. Оно стало источником и отправной точкой духовного развития населения. В условиях феодальной раздробленности, опустошительными нападениями внешних врагов культура Руси выявила самобытный творческий потенциал народа. Он питал и способствовал развитию государства. Культура Руси отражает светлое чувство оптимизма, она выступает как жизнеутверждающая сила. Творческим произведениям народа, жившего в условиях феодальной эпохи, характерны:
  • Твердая вера в то, что добро непременно победит зло.
  • Красота ратного и трудового подвига.
  • Высокая нравственность и благородство.
  • Самоотверженная любовь к своей земле.
  • Неистощимый, добрый юмор.
  • Глубокая поэтичность.
  • Меткое выделение традиционных явлений жизни, точность и здравость их оценок.
Все эти уникальные качества русского народа в той или другой форме выразились не только в книгах средневековой Руси, но и в иконах, фресках, зодчестве, музыке.

Влияющие факторы

Развитие культуры Руси 10-13 в. отразило характерные для этой эпохи противоречия и особенности. Они обуславливались экономическими, социальными и политическими процессами, имевшими место в государстве. Способ производства, который существовал при феодальном строе, отличался определенным консерватизмом в совершенствовании производственных сил. Для него была характерна замкнутость натурального хозяйства. Достаточно плохо был развит обмен. Все это замедляло культурное развитие, создавало препятствия для формирования местных особенностей и традиций. Особое влияние на духовную жизнь народа оказало татаро-монгольское нашествие.

Заключение

Безусловно, большое значение для русской культуры имело преобладание религиозного мировоззрения. Определенную роль, в особенности в период раннего средневековья, принадлежала церкви. Она способствовала распространению грамотности, развитию живописи, совершенствованию зодчества. Вместе с этим церковь бережно относилась и защищала свои догмы. Она проявляла враждебность к новым культурным течениям. Церковь формировала препятствия для становления науки, совершенствования технических знаний. Тем не менее культурные достижения средневековой Руси являются неотъемлемыми ценностями государства. Они являются частью национального наследия, величия и славы народа.Автор:

История Древней Руси кратко

Период древней Руси берет свое начало с древних времен, с появления первых племен славян. Но наиболее важным событием является призвание на княжение в Новгороде князя Рюрика в 862 году. Рюрик приехал не один, а с братьями, Трувор правил в Изборске, а Синеус в Белоозере.В 879 году Рюрик умирает, у него остается сын Игорь, который из-за своего возраста не может править государством. Власть переходит в руки товарища Рюрика - Олегу. Олег в 882 году объединяет Новгород и Киев, тем самым основав Русь. В 907 и 911 году состоялись походы князя Олега на Царьград (столицу Византии). Эти походы были успешными и подняли авторитет государства.В 912 году власть переходит к князю Игорю (сыну Рюрика). Правление Игоря символизирует успешную деятельность государства на международной арене. В 944 году Игорю заключил договор с Византией. Однако успеха во внутренней политике достичь не удалось. Поэтому Игорь был убит древлянами в 945 году после попытки собрать дань повторно (данная версия наиболее популярна у современных историков).Следующим периодом в истории Руси является период правления княгине Ольги, желающей отомстить за убийство мужа. Правила она приблизительно до 960 года. В 957 году она посетила Византию, где по легенде приняла христианство. Затем власть взял ее сын Святослав. Он знаменит своими походами, которые начались 964 году и закончились в 972 году. После Святослава власть на Руси перешла в руки Владимиру, который правил с 980 года по 1015 год.Правление Владимира наиболее знаменито тем, что именно он крестил Русь в 988 году. Скорее всего, это самое значимое событие периоды древнерусского государства. Установление официальной религии было необходимо в большей степени для объединения Руси под одной верой, укрепление княжеского авторитета и авторитета государства на международной арене.После Владимира был период междоусобиц, в которых победил Ярослав, получивший прозвище Мудрый. Он правил начиная с 1019 и заканчивая 1054 годами. Период его правления характерен более развитой культурой, искусством, архитектурой и наукой. При Ярославе Мудром появился первый свод законов, который назывался «Русская правда. Таким образом он основал законодательство Руси.Затем основным событием в истории нашего государства был Любечский съезд русских князей, который состоялся в 1097 году. Его целью были поддержание стабильности, целостности и единства государства, совместная борьба против врагов и недоброжелателей.В 1113 году к власти приходит Владимир Мономах. Его основным трудом было «Поучение детям, где он описывал, как стоит жить. В целом период правления Владимира Мономаха ознаменовал окончание периода древнерусского государства и ознаменовал появление периода феодальной раздробленности Руси, который начался в начале XII века, а закончился в конце XV века.Период древнерусского государства положил начало для все истории России, основал первое централизованное государство не территории Восточно европейской равнины. Именно при этом периоде Русь получила единую религию, которая является одной из лидирующих в нашей стране и сегодня. В целом период, не смотря на свою жестокость, принес многое для развития дальнейших социальных отношений в государстве, заложил основы для законодательства и культуры нашего государства.Но самым главным событием древнерусского государства стало образование единой княжеской династии, которая служила и управляла государство в течение нескольких столетий, тем самым власть на Руси стала постоянной, основанной на воле князя, а затем и царя.Другие ответы:

nachalo-veka.ru


Смотрите также