Веда древняя индия. Философия древней индии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1.2 Ведическая культура. Веда древняя индия


Философия древней индии

Тема: «Философия Древнего Востока»

ПЛАН:

2ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 2

2.1ВЕДЫ 2

2.2РИГВЕДЫ 2

2.3УПАНИШАДЫ 3

2.4БХАГАВАД-ГИТА 5

2.5ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 5

2.5.1НЬЯЯ/ВАЙШЕШИКА 6

2.5.2САНКХЬЯ 6

2.5.3ЙОГА 8

2.5.4МИМАНСА 9

2.5.5ВЕДАНТА 10

2.5.6ДЖАЙНИЗМ 11

2.5.7БУДДИЗМ 12

2.5.8ЛОКАЯТА (ЧАРВАКА) 14

3ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ 15

3.1ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ 15

3.2КОНФУЦИАНСТВО 16

3.3ДАОСИЗМ 19

3.4МОИЗМ 20

3.5ЛЕГИЗМ 23

5СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

    1. ВЕДЫ

Веды – первый памятник мысли древних индийцев. "Веда", в переводе с санскрита означает "знание". Веды, возникнув между вторым и первым тысячелетием до нашей эры, сыграли огромную, определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая развитие философской мысли.

Веды состоят из гимнов, молитв, заклинаний, песнопений, жертвенных формул, и так далее. В них впервые делается попытка к философскому толкованию окружающей человека среды. Хотя в них содержится полусуеверное, полумифическое, полурелигиозное объяснение окружающего человека мира, тем не менее их рассматривают в качестве философских, а точнее предфилософских, дофилософских источников. Собственно, первые литературные произведения, в которых делаются попытки философствования, т.е. толкования окружающего человека мира, по своему содержанию не могли быть другими. В образном языке Вед выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, первое философское представление о мире, человеке, нравственной жизни. Веды делятся на четыре группы (или части). Древнейшая из них – Самхиты (гимны). Самхиты, в свою очередь, состоят из четырех сборников. Самый ранний из них – Ригведа, сборник религиозных гимнов (около полутора тысяч лет до нашей эры). Вторая часть Вед – Брахманы (сборник ритуальных текстов). На них опиралась религия брахманизма, господствовавшая до возникновения буддизма. Третья часть Вед – Араньяки ("лесные книги", правила поведения для отшельников). Четвертая часть Вед – Упанишады, собственно философская часть, возникшая около тысячи лет до нашей эры. Уже в это время возникли первые элементы философского сознания, началось формирование первых философских учений (религиозно-идеалистических и материалистических).

    1. Ригведы

Ригведы – самый ранний памятник древнеиндийской культуры, – это сборник религиозных гимнов. Но уже в этой ранней книге видны первые проявления сомнений в истинности жреческих заклинаний и ритуалов. Откроем тексты Ригведы:

(сомнения в существовании богов)

Состязаясь, спойте прекрасную песнь,

Восхваляющую Индру (песнь) истинную,

если она истинна.

"Нет Индры, – иные говорят, – кто видел его?

Кого воспевать нам?"

Как известно, Индра в древнеиндийской мифологии является повелителем разных божеств (дэвов). Индра – одновременно еще и повелитель молний, а также хранитель напитка или растений, дающих бессмертие, вечную молодость и мудрость.

В Ригведах можно прочитать гимн Пуруше:

Тысячеглавый, тысячеглазый и тысяченогий пуруша...

Пуруша – это все, что стало и станет...

Чем стали уста его, чем бедра, ноги?

Брахманом стали уста его, руки – кшатрием,

Его бедра стали вайшьей, из ног возникла шудра.

Луна родилась из мысли, из глаз возникло солнце,

Из уст Индра и Агни, из дыхания возник ветер,

Из пупа возникло воздушное пространство,

Из головы возникло небо.

Из ног – земля, страны света – из слуха.

Так распределялись миры.

Упомянутые выше брахманы – это жреческая варна (группа). Кшатрии – варна военной аристократии. Вайшьи – варна земледельцев, ремесленников, торговцев. Шудры – низшая варна, не имеющая права на общинную собственность, находящаяся в подчинении у остальных варн. Варны – группы впоследствии легли в основу кастовой системы. По древнеиндийской мифологии Пуруша – первочеловек, из которого возникли элементы космоса, вселенская душа, "Я". Пуруша выступает в роли материального "заполнителя" Вселенной. Он повсюду одновременно существует, все заполняет. Одновременно Пуруша – космический разум: он "знаток ВЕД", в него, "вложена мысль". Позднее (в Упанишадах) он отождествляется с мировой душой – Атманом.

studfiles.net

1.2 Ведическая культура. Культура Древней Индии

Похожие главы из других работ:

Духовне виробництво в доіндустріальному суспільстві

3. Культ предків, роль обряду, соціальні функції магії. Культура сорому і культура провини

Культ предків. Культ предків по праву вважається одним з найбільш давніх в історії людства - деякі дослідники повязують з ним жіночі зображення пізньопалеолітичної епохи (15-12 тис. років до н.е.)...

Культура и цивилизация

2.1 Культура

Понятие «культура» в отечественной и зарубежной теоретической литературе трактуется неоднозначно. Можно привести шесть его основных значений. 1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной...

Культура и цивилизация и проблемы их взаимодействия

3. О понятии “культура”

Б.Малиновский (1884-1942) - английский социолог. С помощью функционального метода Малиновский использовал понятие культуры как органической совокупности взаимосвязанных социальных систем, которые служат для удовлетворения потребностей людей...

Культура и цивилизация: соотношение понятий

4. Маргинальная культура

Этимология слова "маргинальный" связана с латинским "marginalis" - находящийся на краю. Маргиналиями долгое время называли заметки на полях книги или рукописи. Постепенно семантика данного термина значительно расширилась...

Культура Мезоамерики

1.Ольмекская культура

Первые свидетельства своего присутствия в Мезоамерике человек оставил в виде дротиков и наконечников копий более 20 тысяч лет назад (место Вальсикимо, Тлапакоя). Через 5000 лет здесь уже жили земледельцы, одомашнившие собаку...

Культура Мезоамерики

2. Теотиуаканская культура

Одной из первых культур, отмежевавшихся от ольмекского корня, считается теотиуаканская (100-650 гг.). Ее название происходит от наименования возникшего около 300 г. до н.э...

Культурная и духовная жизнь русского общества в XIX веке

2. Культура 2-й половины 19 века - культура пореформенного времени

Буржуазные реформы середины 19 столетия были рубежом в социально-экономической жизни России и обозначили начало капиталистического периода в ее истории. Эти реформы оказали влияние на многие стороны общественной жизни...

Масова і елітарна культура

1. Традиції, субкультура, контр-культура, масова культура

Загалом рівень цивілізації не обовязково збігається з рівнем культури суспільства чи окремої особи. Це пояснюється тим, що культура спрямована на безперервний духовний розвиток членів суспільства, а цивілізація, як правило,- на фізичний...

Массовая и элитарная культура

Массовая культура как культура массового общества

Во многом толчком к изучению массовой культуры послужили те изменения в технологии, которые столь драматично повлияли на судьбу культуры - изобретение фотографии, выход кинематографа на культурную сцену, развитие радио и телевидения. Сам факт...

Мировая культура и ее развитие

Лекция 2. Первобытная культура. Культура цивилизаций Древности

В лекции рассматриваются вопросы: 1. Первобытная культура - истоки человеческой цивилизации, древнейшие верования, начало изобразительного искусства, формирование научных знаний в истории человечества. 2...

Нравственная культура

1. Культура

Культура одна из важнейших областей общественной жизни. В понятии "культура" человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его творческих усилий...

Разработка исторической причёски. Древний Крит

1.1 Культура

На Крите во 2-ом тысячелетии до н. э. впервые на территории Европы возникло рабовладельческое общество, сформировались цветущие города Кнос, Фест, Гурния. Критяне были известны как бесстрашные мореходы...

Содержание и особенности античной культуры

1. Содержание понятия «культура». Эволюция его смысловых значений. Культура как система человеческой жизнедеятельности

Понятие культуры трудно поддается однозначному определению. Не случайно в философской литературе существует множество различных формулировок, каждая из которых раскрывает отдельные стороны этого многогранного явления...

Субкультуры

1.1 Культура

Понятие культуры является сложным и многозначным понятием. Потому что существует около трехсот самых разнообразных определений культуры. Мы рассмотрим из них самые основные и распространенные...

Франция. Замки Франции

2.1 Культура

На протяжении многих веков Франция являлась очагом культуры. Ее культурное наследие богато и разнообразно. Именно Франция является родиной многих выдающихся математиков, философов, писателей, художников...

cult.bobrodobro.ru

Древний мир. Страны и племена. Индия. Веды.

"Ведийский период". Древняя Индия в XV – VI вв. до н.э. Веды

Слово “Индия”, как уже отмечалось, произошло от названия реки на северо-западе страны. Под древней Индией подразумевается территория современных государств — Индии, Пакистана и Бангладеш. Для изучения ранней истории Индии основным источником являются своеобразные тексты, являющиеся древнейшими памятниками литературного творчества, — Веды — священные тексты, составленные на языке индоевропейской языковой семьи, условно называемые в науке “ведийским санскритом”, а также материалы двух эпических поэм — “Махабхараты” и “Рамаяны”. Основное содержание Вед — религиозно-философские сочинения, сборники этико-правовых предписаний и ритуальные тексты, многие из которых создавались представителями брахманской прослойки, отвечали ее интересам, отражали ее взгляды и установки.

В современной Индии традиционно считают знание Вед источником мудрости индийцев. Веды учат возвышаться над несчастьем, над гневом и завистью, искать истину.

Ведийская литература подразделяется на самхиты — сборники гимнов, заклинаний и молитв, брахманы — прозаические трактаты, толкующие ритуалы и подробно объясняющие систему жертвоприношений, упанишады — религиозно-философские трактаты.

К этой литературе примыкает богатая литература сутр, сочинения, которые толкуют вопросы религии, философии, науки, этики, повседневной жизни. Сутры порой называют “ведантой” (букв. — часть Вед). В веданту включаются ритуал, этимология, грамматика, фонетика, метрика и астрономия.

К веданте относятся и многочисленные трактаты, касающиеся ведийского ритуала, — кальпасутры, которые подразделяются на грихьясутры и дхармасутры. Грихьясутры — сборники наставлений по домашним обрядам. Дхармасутры включают в себя предписания, затрагивающие домашние обряды и правила семейной жизни, регулируют социальную жизнь человека, касаются положения различных групп населения, их взаимоотношений с государством и т. д.

К самхитам относят четыре сборника: “Ригведа” (гимны), “Самаведа” (песнопения), “Яджурведа” (жертвенные формулы и толкования и “Атхарваведа” (магические формулы).

Сборники “Самаведы” и “Яджурведы” не так оригинальны, поскольку в большей своей части повторяют “Ригведу” и представляют меньшую ценность как исторические источники.

Значение древнеиндийской литературы огромно. Она дает знания об историческом периоде, связанном с расселением индоарийских племен в Северной Индии, освоением долины Ганга, эволюцией политического и общественного строя этих племен, возникновением государственности и т. п.

Самхита “Ригведы” в том виде, в каком она дошла до нас, сложилась на рубеже II и I тыс. до н. э., хотя некоторая часть гимнов, вероятно, была создана в III или даже в VI тыс. до н. э. Ее текст состоит из десяти книг — 1028 гимнов.

В текстах “Ригведы” содержится много исторического материала о политической организации и социальных отношениях ранневедийской эпохи, хозяйственной деятельности населения, обычаях и нравах, о процессах возникновения классового общества и государства, имеются и конкретные исторические факты о соперничестве между индоарийскими племенами и их борьбе с неарийскими этносами, расселении ведийских коллективов и освоении ими новых территорий.

Золотая пластинка с изображением богини земли Притхиви. Лаурья Нандангарх, штат Бихар. VIII — VII вв. до н. э.Золотая пластинка с изображением богини земли Притхиви. Лаурья Нандангарх, штат Бихар. VIII — VII вв. до н. э.     

Другой, не менее важный ведийский памятник “Атхарваведа” сложился в более поздний период, его окончательная редакция, по-видимому, произошла в VII — VI вв. до н. э. Гимны “Атхарваведы” содержат религиозные и религиозно-философские идеи, имеются архаичные тексты, которые отсутствуют в других сборниках. Анализ “Атхарваведы” позволяет воссоздать различные стороны жизни древнеиндийского общества. Гимны проливают свет на хозяйственную деятельность, развитие земледелия и ремесла, данные о состоянии медицинских, астрономических и др. знаний.

Наступление новой эпохи в истории древнеиндийского общества ознаменовали тексты прозаических трактатов — брахманов. Они оформились к VIII — VI вв. до н. э., когда в Индии начала интенсивно складываться сословно-кастовая система, повысилась роль брахманства. Эти трактаты богаты сведениями не только о социально-экономической и культурно-политической жизни, но более всего они важны для изучения позднеиндийской религии. Содержателен материал и о географических знаниях древних индийцев.

Заключительную часть ведийской литературы составляют упанишады. Среди них выделяется 10 — 12 главных, наиболее древних, датируемых VII — VI вв. до н. э. Они отличаются от брахман своей религиозно-философской трактатностью. Изложенный материал отличается конкретностью и историчностью, особенно важен для установления предпосылок возникновения буддизма и позднейших религиозно-философских систем. Данные упанишад позволяют проследить ход дальнейшего развития государственности и образования первых государств в долине реки Ганг.

Таким образом, свидетельства Вед рисуют нам картины общественной жизни Индии. Однако они требуют определенного критического анализа, так как являются предметом устного творчества. А хорошо известно, что в древности очень сильной была традиция устной передачи текста, из поколения в поколение, при этом старались сохранять их первоначальный смысл, но в поисках сюжета часто обращались к мифологии, а при описании действительных событий не стремились к точности. Кроме того, ряд текстов был оформлен письменно лишь в первые века нашей эры и допустимо думать, что зафиксированы были не все произведения устного народного творчества.

Поэтому картины общественной жизни древней Индии заметно дополняют данные археологических раскопок поселений культуры Хараппы III — II тыс. до н. э. Эта культура развивалась в долине Инда, в Северо-Западной Индии, которая представляла собой зону обитания земледельцев и скотоводов. Именно здесь в III тыс. до н. э. была создана высокоразвитая городская культура, не уступавшая таким очагам мировой цивилизации, как Месопотамия и Древний Египет. Археологические раскопки в Хараппе (совр. Пакистан) и долине Инда убедительно показали древность, самобытность и автохтонность индийской культуры, сложившейся задолго до появления в Индии индоарийских племен.

Источник: "История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии" / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мин.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 848 с. ISBN 985-433-717-0

       

ancient.gerodot.ru


Смотрите также