Васильев история древнего востока. Леонид Сергеевич Васильев История Востока. Том 1 История Востока – 1
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Леонид Сергеевич Васильев История Востока. Том 1 История Востока – 1. Васильев история древнего востока


Леонид Сергеевич Васильев История Востока. Том 1 История Востока – 1

«История Востока Т.1»: Высшая школа; Москва; 1998

ISBN 5‑06‑002909‑3

Аннотация

Предлагаемое издание принадлежит к числу учебников нового поколения, свободных от идеологической заданности. История Востока излагается с глубокой древности и до сегодняшнего дня в рамках единой авторской концепции. Смысл ее в том, что традиционный Восток структурно отличен от Западной Европы со времен античности.

В первом томе рассматривается история древних и средневековых (до начала XIX в.) государств и обществ Азии и Африки. Дается анализ общих закономерностей развития Востока, много внимания уделяется традициям, особенностям религии и культуры разных народов.

Рецензенты: кафедра истории стран Ближнего и Среднего Востока Института стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова (директор ин‑та, зав. кафедрой д‑р ист. наук М.С. Мейер), гл. редактор журнала «Восток», д‑р ист. наук. Л.Б. Алаев и зав. отделом ИМЭМО Российской АН д‑р ист. наук В.Г. Хорос.

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебника для студентов вузов.

Содержание.

Леонид Сергеевич Васильев 1

История Востока. Том 1 1

История Востока – 1 1

Аннотация 1

Л.С. Васильев 9

История Востока 9

Предисловие 9

Вводная часть 11

Сущность проблематики 11

Глава 1 11

Феномен Востока: история изучения и современные проблемы 11

Что такое Восток? 11

Европа и Восток: две структуры, два пути развития 13

История изучения Востока 15

Феномен развивающихся стран и традиционный Восток 17

Глава 2 20

Марксизм и отечественная историография о Востоке 20

Маркс, марксизм и Восток 20

Реалии марксистского социализма и истмат о Востоке 23

Отечественная историография Востока: поиски альтернатив 25

Концептуальное решение проблем Востока в современном отечественном востоковедении 26

Часть первая 32

Древний Восток 32

Глава 3 32

Ранние формы социальной организации и процесс генезиса предгосударственных институтов 32

Генезис социальных связей: реципрокный обмен 33

Ранние формы неравенства и система редистрибуции 35

Администрация в земледельческой общине 37

Генезис надобщинных политических структур 39

Глава 4 42

Закономерности формирования государства на Востоке 42

Власть и собственность: феномен власти‑собственности 43

Раннее государство 45

Развитое государство на Востоке 49

Глава 5 53

Древнее Двуречье: возникновение первых государств 53

Протогосударства древнего Шумера 54

Ранние государства Месопотамии 56

Вавилония 58

Законы Хаммурапи 60

Глава 6 62

Древний Египет 62

Древнее царство (XXVIII–XXIII вв. до н. э.) 63

Структура раннеегипетского общества 65

Среднее царство (XXI–XVIII вв. до н. э.) 67

Изменения в социально‑экономической структуре 68

Новое царство (XVI–XI вв. до н. э.) и расцвет Древнего Египта 70

Реформы Эхнатона 71

Древний Египет при Рамсесе II 72

Позднее царство: Египет под властью иноземных правителей 73

Глава 7 76

Древние государства Западной Азии 76

Митанни и хетты 76

Ассирия 78

Восточное Средиземноморье 80

Нововавилонское царство 83

Глава 8 85

Империя Ахеменидов и завоевания Александра 85

Древние иранцы. Мидия 86

Кир II Великий и держава Ахеменидов 86

Реформы Дария I и социальная структура империи Ахеменидов 87

Греки, греко‑персидские войны и гибель империи Ахеменидов 90

Империя Александра Македонского 92

Эпоха эллинизма на Ближнем Востоке 93

Глава 9 96

Древняя Индия: становление основ социальной структуры 96

Индская цивилизация (Хараппа и Мохенджо‑Даро) 97

Индоарии в долине Ганга 98

Социальная структура индоариев периода вед (конец II – начало I тысячелетия до н. э.) 99

Варны 101

Северная Индия в середине I тысячелетия до н. э. 102

Глава 10 104

Древняя Индия: политическая система и социальная структура 104

Организация империи Маурьев (317–180 гг. до н. э.) 105

Индия после Маурьев. Кушаны. Гупты 106

Сельская община в древней Индии 107

Рабы и неполноправные 109

Варново‑кастовая социальная иерархия 110

Глава 11 113

Древний Китай: формирование основ государства и общества 113

Возникновение китайской цивилизации 113

Династия Шан‑Инь и проблема Ся 114

Общество Шан‑Инь и чжоусцы 117

Китай в период Западного Чжоу (1027–771 гг. до н. э.) 118

Упадок власти вана и укрепление уделов 120

Восточное Чжоу. Период Чуньцю (VIII–V вв. до н. э.) 121

Глава 12 124

Древний Китай: трансформация чжоуской структуры; и возникновение империи 124

Трансформация чжоуской структуры 125

Конфуцианство и легизм 126

Период Чжаньго («Борющиеся царства», V–III вв. до н. э.) 128

Империя Цинь (221–207 гг. до н. э.) 131

Глава 13 134

Древний Восток: государство и общество 134

Формы ведения хозяйства 135

Принципы социальной структуры 137

Государство и проблема классов 139

Государство и общество 141

Глава 14 144

Древний Восток: специфика регионов и динамика исторического процесса 144

Консервативная стабильность 144

Динамика исторического процесса 146

Специфика региональных очагов цивилизации 147

Древняя Индия 149

Часть вторая 152

Средневековый Восток 152

Глава 1 152

Средневековье и проблема феодализма на Востоке 152

Проблема феодализма на Востоке 152

Средневековье как этап истории Востока 155

Глава 2 159

Ближний Восток и Иран от эллинизма до ислама 159

Бактрия и Парфия 159

Сасанидский Иран 161

Аравия до ислама 164

Глава 3 167

Арабский халифат 168

Халифат Омейядов (661–750) 168

Халифат Аббасидов (750–1258) 171

Государства распавшегося халифата 173

Глава 4 177

Османская империя (Турция) 177

Внутренняя структура империи 178

Кризис военно‑ленной системы империи 182

Арабские страны под властью Турции 185

Глава 5 187

Позднесредневековый Иран 187

Государство Сефевидов 188

Сефевидский Иран после Аббаса. Надир‑шах 190

Афганцы и империя Дуррани 191

Иран под властью первых каджарских шахов 193

Глава 6 194

Средневековая Индия до ислама 194

Политическая история Индии в VI–XII вв. 195

Внутренняя структура 196

Общинно‑кастовая система 198

Государство и община в Индии 200

Глава 7 202

Индия под властью мусульманских правителей 202

Делийский султанат (1206–1526) 202

Внутренняя структура султаната 203

Государства Южной Индии в XV–XVI вв. 205

Империя Великих Моголов (1526–1707) 207

Англичане в Индии (XVIII – середина XIX в.) 209

Глава 8 213

Китай в раннем средневековье: эпоха Хань и кризис империи 213

Формирование основ китайской конфуцианской империи при Хань 213

Реформы Ван Мана и крушение первой династии Хань 216

Вторая династия Хань (25–220) 218

Эпоха Троецарствия (220–280) и империя Цзинь 220

Китай в период Нань‑бэй чао (IV–VI вв.) 222

Глава 9 225

Китайская конфуцианская империя в период расцвета (VI–XIII вв.) 225

Расцвет империи при династии Тан (618–907) 226

Трансформация танского общества в VIII – Х вв. 230

Китай в период Сун (960–1279) 232

Чжурчжэни (Цзинь) и южносунская империя 234

Глава 10 235

Закат китайской империи Юань, Мин, Цин 235

Монголы и династия Юань (1280–1368) 236

Китай в период династии Мин (1368–1644) 238

Маньчжуры и династия Цин в Китае 241

Цинский Китай и внешний мир 244

Глава 11 247

Юго‑Восточная Азия: Цейлон и страны Индокитая 247

Шри‑Ланка (Цейлон) 249

Бирма 250

Таиланд (Сиам) 252

Камбоджа 254

Лаос 255

Вьетнам 256

Глава 12 259

Юго‑Восточная Азия: островной мир 259

Малайя 260

Индонезия 262

Филиппины 265

Глава 13 267

Дальний Восток: Корея и Япония 267

Формирование государственности в Корее 267

Корея в позднем средневековье (династия Ли) 269

Япония до сёгунов (до XII в.) 271

Япония при сёгунах (XII–XIX вв.) 274

Глава 14 277

Средневековая Африка: Судан 277

Западный Судан 279

Центральный Судан 282

Восточный Судан. Эфиопия 283

Восточная Африка. Побережье 285

Тропическая Африка и ислам 286

Глава 15 288

Средневековая Африка: юг континента 288

Государственные образования Гвинеи 289

Государства южной саванны 290

Южная Африка 292

Социальные и политические структуры Африки 293

Глава 16 297

Государства и общества средневекового Востока 297

Исламская государственность 298

Транзитная торговля и кочевники 299

Власть и собственник 301

Государство и общество 303

Традиционное восточное общество и его потенции 306

Предисловие 5

Вводная часть 7

Сущность проблематики 7

Глава 1 7

Феномен Востока: история изучения и современные проблемы 7

Что такое Восток? 7

Европа и Восток: две структуры, два пути развития 9

История изучения Востока 11

Феномен развивающихся стран и традиционный Восток 13

Глава 2 16

Марксизм и отечественная историография о Востоке 16

Маркс, марксизм и Восток 17

Реалии марксистского социализма и истмат о Востоке 20

Отечественная историография Востока: поиски альтернатив 21

Концептуальное решение проблем Востока в современном отечественном востоковедении 23

Часть первая 28

Древний Восток 28

Глава 3 28

Ранние формы социальной организации и процесс генезиса предгосударственных институтов 28

Генезис социальных связей: реципрокный обмен 29

Ранние формы неравенства и система редистрибуции 31

Администрация в земледельческой общине 34

Генезис надобщинных политических структур 35

Глава 4 39

Закономерности формирования государства на Востоке 39

Власть и собственность: феномен власти‑собственности 39

Раннее государство 42

Развитое государство на Востоке 45

Глава 5 49

Древнее Двуречье: возникновение первых государств 49

Протогосударства древнего Шумера 50

Ранние государства Месопотамии 52

Вавилония 55

Законы Хаммурапи 57

Глава 6 59

Древний Египет 59

Древнее царство (XXVIII–XXIII вв. до н. э.) 60

Структура раннеегипетского общества 61

Среднее царство (XXI–XVIII вв. до н. э.) 63

Изменения в социально‑экономической структуре 64

Новое царство (XVI–XI вв. до н. э.) и расцвет Древнего Египта 66

Реформы Эхнатона 67

Древний Египет при Рамсесе II 68

Позднее царство: Египет под властью иноземных правителей 70

Глава 7 72

Древние государства Западной Азии 72

Митанни и хетты 73

Ассирия 75

Восточное Средиземноморье 77

Нововавилонское царство 80

Глава 8 82

Империя Ахеменидов и завоевания Александра 82

Древние иранцы. Мидия 83

Кир II Великий и держава Ахеменидов 83

Реформы Дария I и социальная структура империи Ахеменидов 84

Греки, греко‑персидские войны и гибель империи Ахеменидов 86

Империя Александра Македонского 88

Эпоха эллинизма на Ближнем Востоке 89

Глава 9 93

Древняя Индия: становление основ социальной структуры 93

Индская цивилизация (Хараппа и Мохенджо‑Даро) 93

Индоарии в долине Ганга 95

Социальная структура индоариев периода вед (конец II – начало I тысячелетия до н. э.) 96

Варны 98

Северная Индия в середине I тысячелетия до н. э. 99

Глава 10 101

Древняя Индия: политическая система и социальная структура 101

Организация империи Маурьев (317–180 гг. до н. э.) 102

Индия после Маурьев. Кушаны. Гупты 103

Сельская община в древней Индии 104

Рабы и неполноправные 106

Варново‑кастовая социальная иерархия 107

Глава 11 109

Древний Китай: формирование основ государства и общества 109

Возникновение китайской цивилизации 110

Династия Шан‑Инь и проблема Ся 111

Общество Шан‑Инь и чжоусцы 114

Китай в период Западного Чжоу (1027–771 гг. до н. э.) 115

Упадок власти вана и укрепление уделов 117

Восточное Чжоу. Период Чуньцю (VIII–V вв. до н. э.) 118

Глава 12 121

Древний Китай: трансформация чжоуской структуры; и возникновение империи 121

Трансформация чжоуской структуры 122

Конфуцианство и легизм 123

Период Чжаньго («Борющиеся царства», V–III вв. до н. э.) 125

Империя Цинь (221–207 гг. до н. э.) 128

Глава 13 131

Древний Восток: государство и общество 131

Формы ведения хозяйства 132

Принципы социальной структуры 133

Государство и проблема классов 136

Государство и общество 138

Глава 14 141

Древний Восток: специфика регионов и динамика исторического процесса 141

Консервативная стабильность 141

Динамика исторического процесса 143

Специфика региональных очагов цивилизации 144

Древняя Индия 146

Часть вторая 149

Средневековый Восток 149

Глава 1 149

Средневековье и проблема феодализма на Востоке 149

Проблема феодализма на Востоке 149

Средневековье как этап истории Востока 152

Глава 2 156

Ближний Восток и Иран от эллинизма до ислама 156

Бактрия и Парфия 156

Сасанидский Иран 158

Аравия до ислама 161

Глава 3 165

Арабский халифат 165

Халифат Омейядов (661–750) 165

Халифат Аббасидов (750–1258) 168

Государства распавшегося халифата 170

Глава 4 174

Османская империя (Турция) 174

Внутренняя структура империи 176

Кризис военно‑ленной системы империи 180

Арабские страны под властью Турции 182

Глава 5 184

Позднесредневековый Иран 184

Государство Сефевидов 185

Сефевидский Иран после Аббаса. Надир‑шах 187

Афганцы и империя Дуррани 189

Иран под властью первых каджарских шахов 190

Глава 6 192

Средневековая Индия до ислама 192

Политическая история Индии в VI–XII вв. 192

Внутренняя структура 193

Общинно‑кастовая система 195

Государство и община в Индии 197

Глава 7 199

Индия под властью мусульманских правителей 199

Делийский султанат (1206–1526) 199

Внутренняя структура султаната 201

Государства Южной Индии в XV–XVI вв. 203

Империя Великих Моголов (1526–1707) 204

Англичане в Индии (XVIII – середина XIX в.) 207

Глава 8 210

Китай в раннем средневековье: эпоха Хань и кризис империи 210

Формирование основ китайской конфуцианской империи при Хань 210

Реформы Ван Мана и крушение первой династии Хань 213

Вторая династия Хань (25–220) 215

Эпоха Троецарствия (220–280) и империя Цзинь 218

Китай в период Нань‑бэй чао (IV–VI вв.) 220

Глава 9 222

Китайская конфуцианская империя в период расцвета (VI–XIII вв.) 222

Расцвет империи при династии Тан (618–907) 224

Трансформация танского общества в VIII – Х вв. 227

Китай в период Сун (960–1279) 229

Чжурчжэни (Цзинь) и южносунская империя 231

Глава 10 233

Закат китайской империи Юань, Мин, Цин 233

Монголы и династия Юань (1280–1368) 233

Китай в период династии Мин (1368–1644) 236

Маньчжуры и династия Цин в Китае 239

Цинский Китай и внешний мир 242

Глава 11 245

Юго‑Восточная Азия: Цейлон и страны Индокитая 245

Шри‑Ланка (Цейлон) 247

Бирма 248

Таиланд (Сиам) 250

Камбоджа 252

Лаос 253

Вьетнам 254

Глава 12 257

Юго‑Восточная Азия: островной мир 257

Малайя 258

Индонезия 260

Филиппины 263

Глава 13 265

Дальний Восток: Корея и Япония 265

Формирование государственности в Корее 265

Корея в позднем средневековье (династия Ли) 267

Япония до сёгунов (до XII в.) 268

Япония при сёгунах (XII–XIX вв.) 272

Глава 14 275

Средневековая Африка: Судан 275

Западный Судан 277

Центральный Судан 280

Восточный Судан. Эфиопия 281

Восточная Африка. Побережье 283

Тропическая Африка и ислам 284

Глава 15 286

Средневековая Африка: юг континента 286

Государственные образования Гвинеи 287

Государства южной саванны 288

Южная Африка 290

Социальные и политические структуры Африки 291

Глава 16 295

Государства и общества средневекового Востока 295

Исламская государственность 296

Транзитная торговля и кочевники 297

Власть и собственник 299

Государство и общество 301

Традиционное восточное общество и его потенции 304

Л.С. Васильев

История Востока

Предисловие

Двухтомник, предлагаемый вниманию читателя, – это дополненный и переработанный курс лекций, читавшийся на протяжении многих лет студентам‑востоковедам МГИМО и ИСАА при МГУ. В том, что при издании учебника курс лекций подлежит серьезной переработке, нет ничего удивительного. Так всегда было и всегда будет. Важнее обратить внимание на то, что этот курс существенно дополнен, в результате чего вместо лекций по древнему и средневековому Востоку – историческому периоду, в пределах которого (более древности, нежели средневековья) автор мог бы ощущать себя достаточно компетентным специалистом, – появился учебник по истории Востока с ее начала и до сегодняшнего дня. Все произошло далеко не случайно. Во‑первых, на рубеже 80–90‑х годов XX в. в нашей стране, переживавшей бурные дни революционных перемен, стал остро ощущаться дефицит учебников по истории. Разумеется, учебников в принципе хватало, их было даже в избытке. Но беда в том, что все они безнадежно устарели, ибо были написаны под жестким воздействием марксистской идеологической схемы, хорошо известной каждому из пособий по истмату. Возникла объективная потребность в новом поколении учебников, которые были бы свободны от предвзятых суждений и соответствовали бы как современному уровню развития мировой исторической науки, так и уже давно достигнутому в мире высокому стандарту историософского осмысления истории. Во‑вторых, разрабатывавшаяся автором данного учебника еще в 60–80‑х годах весьма спорная, с точки зрения марксистских ортодоксов того времени, схема истории Востока, которая для противостояния привычным истматовским стандартам должна была опираться на самого Маркса (имеется в виду концепция так называемого «азиатского» способа производства), еще в то время настоятельно требовала внимания не только к древности и средневековью, но и ко всей истории Востока, столь отличного по многим параметрам от Запада. Наконец, в‑третьих (соединив «во‑первых» и «во‑вторых»), стало очевидным, что сегодняшний читатель нуждается именно в цельной историософской концепции исторического процесса, которая годилась бы как для понимания глубокой древности, так и для оценки событий на современном Востоке, и что для обоснования такого рода концепции необходимо дополнить материалы древности и средневековья рассмотрением исторического процесса и многочисленных проблем более позднего времени.

Двухтомник предлагает прежде всего авторскую концепцию, т. е. одну из возможных трактовок истории Востока, места Востока, можно сказать и шире, всего неевропейского мира, во всемирной истории. Авторское начало в нем, как увидят читатели, весьма заметно, что, впрочем, никак не исключает того факта, что многие элементы концепции были взяты у различных специалистов и мыслителей‑теоретиков. Главной целью было собрать все работающие элементы разных теорий в некую единую внутренне непротиворечивую систему, вычленить в заново созданной системе ее системообразующий стержень и на конкретном материале всей истории Востока, включая и Африку, проверить работоспособность концепции. Собственно, именно это, прежде всего и побудило автора вторгнуться в сферу знаний, где он не может считать себя специалистом. Естественно, что это повлекло за собой необходимость в достаточной степени овладеть теми знаниями (речь о колониальном и постколониальном Востоке), о которых, было упомянуто.

Несколько слов об источниках, откуда черпались материалы, фактические данные. Они в общем‑то хорошо известны и общедоступны. Это, прежде всего, сводные труды, начиная с капитальной многотомной Всемирной истории и кончая обычными вузовскими учебниками разных поколений. Использовались также наиболее важные монографические исследования, различные энциклопедии, а также многочисленные хрестоматии, учебные пособия, журнальные статьи, обзоры в справочно‑библиографических изданиях и т. п. Работ подобного рода великое множество, так что главным было не потонуть в содержащемся в них материале и отобрать из него наиболее достоверные и репрезентативные факты, описания и суждения. Разумеется, даже при самом тщательном отборе, включая проверку отобранного, в корпус двухтомника могли вкрасться неточности и ошибки – автор заранее просит за них прощения у читателя, ибо хорошо понимает, что несет ответственность и за чужие ошибки, если они воспроизведены в его работе.

Чтобы свести количество ошибок к минимуму, были проведены обсуждения тех частей книги, которые выходили ранее отдельными малотиражными изданиями в качестве учебных пособий для студентов МГИМО («Курс лекций по древнему Востоку: Средний и Дальний Восток», 1984; «Курс лекций по древнему Востоку: Ближний Восток», 1985; «Курс лекций по средневековому Востоку»,1988). Кроме того, отдельные части настоящего издания и все оно целиком рецензировались многими специалистами, которым автор глубоко благодарен за их замечания. Здесь уместно сказать, что в некоторых отзывах подвергались критике и определенные элементы авторской концепции, что следует считать вполне естественным: слишком много сложных проблем поднято и очень многие из них решаются иначе, подчас совсем не так, как это было принято и считалось нормальным до недавнего времени. Разумеется, авторская концепция, о которой уже упоминалось, остается именно авторской и ни в коей мере не претендует на непогрешимость, что обычно считалось обязательным еще совсем недавно, особенно если речь шла об учебниках по истории. Иными словами, читателю предлагается история Востока в том разрезе, в каком она видится автору учебника, – другие, вполне возможно, увидят ее иначе и будут иметь естественное право опубликовать свой вариант той же истории. Это и должно быть нормой, к которой мы пока еще не привыкли (думается, находимся на пути к ней).

В заключение автор хотел бы выразить признательность директору ИСАА при МГУ им. М.В. Ломоносова (в прошлом заведующему кафедрой истории Востока МГИМО) А. В. Меликсетову, по чьей инициативе он несколько лет тому назад взялся за работу над общим курсом по истории Востока.

studfiles.net

История Востока. Том 1 читать онлайн, Васильев Леонид Сергеевич

Annotation

Предлагаемое издание принадлежит к числу учебников нового поколения, свободных от идеологической заданности. История Востока излагается с глубокой древности и до сегодняшнего дня в рамках единой авторской концепции. Смысл ее в том, что традиционный Восток структурно отличен от Западной Европы со времен античности.

В первом томе рассматривается история древних и средневековых (до начала XIX в.) государств и обществ Азии и Африки. Дается анализ общих закономерностей развития Востока, много внимания уделяется традициям, особенностям религии и культуры разных народов.

Рецензенты: кафедра истории стран Ближнего и Среднего Востока Института стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова (директор ин-та, зав. кафедрой д-р ист. наук М.С. Мейер), гл. редактор журнала «Восток», д-р ист. наук. Л.Б. Алаев и зав. отделом ИМЭМО Российской АН д-р ист. наук В.Г. Хорос.

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебника для студентов вузов.

Л.С. Васильев

Предисловие

Вводная часть

Глава 1

Что такое Восток?

Европа и Восток: две структуры, два пути развития

История изучения Востока

Феномен развивающихся стран и традиционный Восток

Глава 2

Маркс, марксизм и Восток

Реалии марксистского социализма и истмат о Востоке

Отечественная историография Востока: поиски альтернатив

Концептуальное решение проблем Востока в современном отечественном востоковедении

Часть первая

Глава 3

Генезис социальных связей: реципрокный обмен

Ранние формы неравенства и система редистрибуции

Администрация в земледельческой общине

Генезис надобщинных политических структур

Глава 4

Власть и собственность: феномен власти-собственности

Раннее государство

Развитое государство на Востоке

Глава 5

Протогосударства древнего Шумера

Ранние государства Месопотамии

Вавилония

Законы Хаммурапи

* * * * *

Глава 6

Древнее царство (XXVIII–XXIII вв. до н.э.)

Структура раннеегипетского общества

Среднее царство (XXI–XVIII вв. до н.э.)

Изменения в социально-экономической структуре

Новое царство (XVI–XI вв. до н.э.) и расцвет Древнего Египта

Реформы Эхнатона

Древний Египет при Рамсесе II

Позднее царство: Египет под властью иноземных правителей

* * * * *

Глава 7

Митанни и хетты

Ассирия

Восточное Средиземноморье

Нововавилонское царство

* * * * *

Глава 8

Древние иранцы. Мидия

Кир II Великий и держава Ахеменидов

Реформы Дария I и социальная структура империи Ахеменидов

Греки, греко-персидские войны и гибель империи Ахеменидов

Империя Александра Македонского

Эпоха эллинизма на Ближнем Востоке

* * * * *

Глава 9

Индская цивилизация (Хараппа и Мохенджо-Даро)

Индоарии в долине Ганга

Социальная структура индоариев периода вед (конец II – начало I тысячелетия до н.э.)

Варны

Северная Индия в середине I тысячелетия до н.э.

Глава 10

Организация империи Маурьев (317–180 гг. до н.э.)

Индия после Маурьев. Кушаны. Гупты

Сельская община в древней Индии

Рабы и неполноправные

Варново-кастовая социальная иерархия

* * * * *

Глава 11

Возникновение китайской цивилизации

Династия Шан-Инь и проблема Ся

Общество Шан-Инь и чжоусцы

Китай в период Западного Чжоу (1027–771 гг. до н.э.)

Упадок власти вана и укрепление уделов

Восточное Чжоу. Период Чуньцю (VIII–V вв. до н.э.)

Глава 12

Трансформация чжоуской структуры

Конфуцианство и легизм

Период Чжаньго («Борющиеся царства», V–III вв. до н.э.)

Империя Цинь (221–207 гг. до н.э.)

* * * * *

Глава 13

Формы ведения хозяйства

Принципы социальной структуры

Государство и проблема классов

Государство и общество

Глава 14

Консервативная стабильность

Динамика исторического процесса

Специфика региональных очагов цивилизации

Древняя Индия

Часть вторая

Глава 1

Проблема феодализма на Востоке

Средневековье как этап истории Востока

Глава 2

Бактрия и Парфия

Сасанидский Иран

Аравия до ислама

Глава 3

Халифат Омейядов (661–750)

Халифат Аббасидов (750–1258)

Государства распавшегося халифата

Глава 4

Внутренняя структура империи

Кризис военно-ленной системы империи

Арабские страны под властью Турции

Глава 5

Государство Сефевидов

Сефевидский Иран после Аббаса. Надир-шах

Афганцы и империя Дуррани

Иран под властью первых каджарских шахов

Глава 6

Политическая история Индии в VI–XII вв.

Внутренняя структура

Общинно-кастовая система

Государство и община в Индии

Глава 7

Делийский султанат (1206–1526)

Внутренняя структура султаната

Государства Южной Индии в XV–XVI вв.

Империя Великих Моголов (1526–1707[27])

Англичане в Индии (XVIII– середина XIX в.)

Глава 8

Формирование основ китайской конфуцианской империи при Хань

Реформы Ван Мана и крушение первой династии Хань

Вторая династия Хань (25–220)

Эпоха Троецарствия (220–280) и империя Цзинь

Китай в период Нань-бэй чао (IV–VI вв.)

Глава 9

Расцвет империи при династии Тан (618–907)

Трансформация танского общества в VIII–Х вв.

Китай в период Сун (960–1279)

Чжурчжэни (Цзинь) и южносунская империя

Глава 10

Монголы и династия Юань (1280–1368)

Китай в период династии Мин (1368–1644)

Маньчжуры и династия Цин в Китае

Цинский Китай и внешний мир

Глава 11

Шри-Ланка (Цейлон)

Бирма

Таиланд (Сиам)

Камбоджа

Лаос

Вьетнам

Глава 12

Малайя

Индонезия

Филиппины

Глава 13

Формирование государственности в Корее

Корея в позднем средневековье (династия Ли)

Япония до сёгунов (до XII в.)

Япония при сёгунах (XII–XIX вв.)

Глава 14

Западный Судан

Центральный Судан

Восточный Судан. Эфиопия

Восточная Африка. Побережье

Тропическая Африка и ислам

Глава 15

Государственные образования Гвинеи

Государства южной саванны

Южная Африка

Социальные и политические структуры Африки

Глава 16

Исламская государственность

Транзитная торговля и кочевники

Власть и собственник

Государство и общество

Традиционное восточное общество и его потенции

notes

[1]

[2]

[3]

[4]

[5]

[6]

[7]

[8]

[9]

[10]

[11]

[12]

[13]

[14]

[15]

[16]

[17]

[18]

[19]

[20]

[21]

[22]

[23]

[24]

[25]

[26]

[27]

[28]

[29]

[30]

[31]

[32]

[33]

[34]

[35]

[36]

[37]

[38]

Л.С. Васильев

История Востока

Предисловие

Двухтомник, предлагаемый вниманию читателя, – это дополненный и переработанный курс лекций, читавшийся на протяжении многих лет студентам-востоковедам МГИМО и ИСАА при МГУ. В том, что при издании учебника курс лекций подлежит серьезной переработке, нет ничего удивительного. Так всегда было и всегда будет. Важнее обратить внимание на то, что этот курс существенно дополнен, в результате чего вместо лекций по древнему и средневековому Востоку – историческому периоду, в пределах которого (более древности, нежели средневековья) автор мог бы ощущать себя достаточно компетентным специалистом, – появился учебник по истории Востока с ее начала и до сегодняшнего дня. Все произошло далеко не случайно. Во-первых, на рубеже 80–90-х годов XX в. в нашей стране, переживавшей бурные дни революционных перемен, стал остро ощущаться дефицит учебников по истории. Разумеется, учебников в принципе хватало, их было даже в избытке. Но беда в том, что все они безнадежно устарели, ибо были написаны под жестким воздействием марксистской идеологической схемы, хорошо известной каждому из пособий по истмату. Возникла объективная потребность в новом поколении учебников, которые были бы свободны от предвзятых суждений и соответствовали бы как современному уровню развития мировой исторической науки, так и уже давно достигнутому в мире высокому стандарту историософского осмысления истории. Во-вторых, разрабатывавшаяся автором данного учебника еще в 60–80-х годах весьма спорная, с точки зрения марксистских ортодоксов того времени, схема истории Востока, которая для противостояния привычным истматовским стандартам должна была опираться на самого Маркса (имеется в виду концепция так называемого «азиатского» способа производства), еще в то время настоятельно требовала внимания не только к древности и средневековью, но и ко всей истории Востока, столь отличного по многим параметрам от Запада. Наконец, в-третьих (соединив «во-первых» и «во-вторых»), стало очевидным, что сегодняшний читатель нуждается именно в цельной историософской концепции исторического процесса, которая годилась бы как для понимания глубокой древности, так и для оценки событий на современном Востоке, и что для обоснования такого рода концепции необходимо допол ...

knigogid.ru

Леонид Сергеевич Васильев История Востока. Том 1 История Востока – 1

Библиотека Альдебаран: http://lib.aldebaran.ru

«История Востока Т.1»: Высшая школа; Москва; 1998

ISBN 5‑06‑002909‑3

Аннотация

Предлагаемое издание принадлежит к числу учебников нового поколения, свободных от идеологической заданности. История Востока излагается с глубокой древности и до сегодняшнего дня в рамках единой авторской концепции. Смысл ее в том, что традиционный Восток структурно отличен от Западной Европы со времен античности.

В первом томе рассматривается история древних и средневековых (до начала XIX в.) государств и обществ Азии и Африки. Дается анализ общих закономерностей развития Востока, много внимания уделяется традициям, особенностям религии и культуры разных народов.

Рецензенты: кафедра истории стран Ближнего и Среднего Востока Института стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова (директор ин‑та, зав. кафедрой д‑р ист. наук М.С. Мейер), гл. редактор журнала «Восток», д‑р ист. наук. Л.Б. Алаев и зав. отделом ИМЭМО Российской АН д‑р ист. наук В.Г. Хорос.

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебника для студентов вузов.

Л.С. Васильев История Востока Предисловие

Двухтомник, предлагаемый вниманию читателя, – это дополненный и переработанный курс лекций, читавшийся на протяжении многих лет студентам‑востоковедам МГИМО и ИСАА при МГУ. В том, что при издании учебника курс лекций подлежит серьезной переработке, нет ничего удивительного. Так всегда было и всегда будет. Важнее обратить внимание на то, что этот курс существенно дополнен, в результате чего вместо лекций по древнему и средневековому Востоку – историческому периоду, в пределах которого (более древности, нежели средневековья) автор мог бы ощущать себя достаточно компетентным специалистом, – появился учебник по истории Востока с ее начала и до сегодняшнего дня. Все произошло далеко не случайно. Во‑первых, на рубеже 80–90‑х годов XX в. в нашей стране, переживавшей бурные дни революционных перемен, стал остро ощущаться дефицит учебников по истории. Разумеется, учебников в принципе хватало, их было даже в избытке. Но беда в том, что все они безнадежно устарели, ибо были написаны под жестким воздействием марксистской идеологической схемы, хорошо известной каждому из пособий по истмату. Возникла объективная потребность в новом поколении учебников, которые были бы свободны от предвзятых суждений и соответствовали бы как современному уровню развития мировой исторической науки, так и уже давно достигнутому в мире высокому стандарту историософского осмысления истории. Во‑вторых, разрабатывавшаяся автором данного учебника еще в 60–80‑х годах весьма спорная, с точки зрения марксистских ортодоксов того времени, схема истории Востока, которая для противостояния привычным истматовским стандартам должна была опираться на самого Маркса (имеется в виду концепция так называемого «азиатского» способа производства), еще в то время настоятельно требовала внимания не только к древности и средневековью, но и ко всей истории Востока, столь отличного по многим параметрам от Запада. Наконец, в‑третьих (соединив «во‑первых» и «во‑вторых»), стало очевидным, что сегодняшний читатель нуждается именно в цельной историософской концепции исторического процесса, которая годилась бы как для понимания глубокой древности, так и для оценки событий на современном Востоке, и что для обоснования такого рода концепции необходимо дополнить материалы древности и средневековья рассмотрением исторического процесса и многочисленных проблем более позднего времени.

Двухтомник предлагает прежде всего авторскую концепцию, т. е. одну из возможных трактовок истории Востока, места Востока, можно сказать и шире, всего неевропейского мира, во всемирной истории. Авторское начало в нем, как увидят читатели, весьма заметно, что, впрочем, никак не исключает того факта, что многие элементы концепции были взяты у различных специалистов и мыслителей‑теоретиков. Главной целью было собрать все работающие элементы разных теорий в некую единую внутренне непротиворечивую систему, вычленить в заново созданной системе ее системообразующий стержень и на конкретном материале всей истории Востока, включая и Африку, проверить работоспособность концепции. Собственно, именно это, прежде всего и побудило автора вторгнуться в сферу знаний, где он не может считать себя специалистом. Естественно, что это повлекло за собой необходимость в достаточной степени овладеть теми знаниями (речь о колониальном и постколониальном Востоке), о которых, было упомянуто.

Несколько слов об источниках, откуда черпались материалы, фактические данные. Они в общем‑то хорошо известны и общедоступны. Это, прежде всего, сводные труды, начиная с капитальной многотомной Всемирной истории и кончая обычными вузовскими учебниками разных поколений. Использовались также наиболее важные монографические исследования, различные энциклопедии, а также многочисленные хрестоматии, учебные пособия, журнальные статьи, обзоры в справочно‑библиографических изданиях и т. п. Работ подобного рода великое множество, так что главным было не потонуть в содержащемся в них материале и отобрать из него наиболее достоверные и репрезентативные факты, описания и суждения. Разумеется, даже при самом тщательном отборе, включая проверку отобранного, в корпус двухтомника могли вкрасться неточности и ошибки – автор заранее просит за них прощения у читателя, ибо хорошо понимает, что несет ответственность и за чужие ошибки, если они воспроизведены в его работе.

Чтобы свести количество ошибок к минимуму, были проведены обсуждения тех частей книги, которые выходили ранее отдельными малотиражными изданиями в качестве учебных пособий для студентов МГИМО («Курс лекций по древнему Востоку: Средний и Дальний Восток», 1984; «Курс лекций по древнему Востоку: Ближний Восток», 1985; «Курс лекций по средневековому Востоку»,1988). Кроме того, отдельные части настоящего издания и все оно целиком рецензировались многими специалистами, которым автор глубоко благодарен за их замечания. Здесь уместно сказать, что в некоторых отзывах подвергались критике и определенные элементы авторской концепции, что следует считать вполне естественным: слишком много сложных проблем поднято и очень многие из них решаются иначе, подчас совсем не так, как это было принято и считалось нормальным до недавнего времени. Разумеется, авторская концепция, о которой уже упоминалось, остается именно авторской и ни в коей мере не претендует на непогрешимость, что обычно считалось обязательным еще совсем недавно, особенно если речь шла об учебниках по истории. Иными словами, читателю предлагается история Востока в том разрезе, в каком она видится автору учебника, – другие, вполне возможно, увидят ее иначе и будут иметь естественное право опубликовать свой вариант той же истории. Это и должно быть нормой, к которой мы пока еще не привыкли (думается, находимся на пути к ней).

В заключение автор хотел бы выразить признательность директору ИСАА при МГУ им. М.В. Ломоносова (в прошлом заведующему кафедрой истории Востока МГИМО) А. В. Меликсетову, по чьей инициативе он несколько лет тому назад взялся за работу над общим курсом по истории Востока.

studfiles.net

Л.С. Васильев история востока

Рецензенты:

кафедра истории стран Ближнего и Среднего Востока Института стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова (директор ин-та, зав. кафедрой д-р ист. наук М.С. Мейер), гл. редактор журнала «Восток», д-р ист. наук. Л.Б. Алаев и зав. отделом ИМЭМО Российской АН д-р ист. наук В.Г. Хорос

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебника для студентов вузов.

Предлагаемое издание принадлежит к числу учебников нового поколения, свободных от идеологической заданности. История Востока излагается с глубокой древности и до сегодняшнего дня в рамках единой авторской концепции. Смысл ее в том, что традиционный Восток структурно отличен от Западной Европы со времен античности.

В первом томе рассматривается история древних и средневековых (до начала XIX в.) государств и обществ Азии и Африки. Дается анализ общих закономерностей развития Востока, много внимания уделяется традициям, особенностям религии и культуры разных народов.

Предисловие

Двухтомник, предлагаемый вниманию читателя,— это дополненный и переработанный курс лекций, читавшийся на протяжении многих лет студентам-востоковедам МГИМО и ИСАА при МГУ. В том, что при издании учебника курс лекций подлежит серьезной переработке, нет ничего удивительного. Так всегда было и всегда будет. Важнее обратить внимание на то, что этот курс существенно дополнен, в результате чего вместо лекций по древнему и средневековому Востоку — историческому периоду, в пределах которого (более древности, нежели средневековья) автор мог бы ощущать себя достаточно компетентным специалистом,— появился учебник по истории Востока с ее начала и до сегодняшнего дня. Все произошло далеко не случайно. Во-первых, на рубеже 80— 90-х годов XX в. в нашей стране, переживавшей бурные дни революционных перемен, стал остро ощущаться дефицит учебников по истории. Разумеется, учебников в принципе хватало, их было даже в избытке. Но беда в том, что все они безнадежно устарели, ибо были написаны под жестким воздействием марксистской идеологической схемы, хорошо известной каждому из пособий по истмату. Возникла объективная потребность в новом поколении учебников, которые были бы свободны от предвзятых суждений и соответствовали бы как современному уровню развития мировой исторической науки, так и уже давно достигнутому в мире высокому стандарту историософского осмысления истории. Во-вторых, разрабатывавшаяся автором данного учебника еще в 60—80-х годах весьма спорная, с точки зрения марксистских ортодоксов того времени, схема истории Востока, которая для противостояния привычным истматовским стандартам должна была опираться на самого Маркса (имеется в виду концепция так называемого «азиатского» способа производства), еще в то время настоятельно требовала внимания не только к древности и средневековью, но и ко всей истории Востока, столь отличного по многим параметрам от Запада. Наконец, в-третьих (соединив «во-первых» и «во-вторых»), стало очевидным, что сегодняшний читатель нуждается именно в цельной историософской концепции исторического процесса, которая годилась бы как для понимания глубокой древности, так и для оценки событий на современном Востоке, и что для обоснования такого рода концепции необходимо дополнить материалы древности и средневековья рассмотрением исторического процесса и многочисленных проблем более позднего времени.

Двухтомник предлагает прежде всего авторскую концепцию, т. е. одну из возможных трактовок истории Востока, места Востока, можно сказать и шире, всего неевропейского мира, во всемирной истории. Авторское начало в нем, как увидят читатели, весьма заметно, что, впрочем, никак не исключает того факта, что многие элементы концепции были взяты у различных специалистов и мыслителей-теоретиков. Главной целью было собрать все работающие элементы разных теорий в некую единую внутренне непротиворечивую систему, вычленить в заново созданной системе ее системообразующий стержень и на конкретном материале всей истории Востока, включая и Африку, проверить работоспособность концепции. Собственно, именно это, прежде всего и побудило автора вторгнуться в сферу знаний, где он не может считать себя специалистом. Естественно, что это повлекло за собой необходимость в достаточной степени овладеть теми знаниями (речь о колониальном и постколониальном Востоке), о которых, было упомянуто.

Несколько слов об источниках, откуда черпались материалы, фактические данные. Они в общем-то хорошо известны и общедоступны. Это, прежде всего, сводные труды, начиная с капитальной многотомной Всемирной истории и кончая обычными вузовскими учебниками разных поколений. Использовались также наиболее важные монографические исследования, различные энциклопедии, а также многочисленные хрестоматии, учебные пособия, журнальные статьи, обзоры в справочно-библиографических изданиях и т. п. Работ подобного рода великое множество, так что главным было не потонуть в содержащемся в них материале и отобрать из него наиболее достоверные и ре презентативные факты, описания и суждения. Разумеется, даже при самом тщательном отборе, включая проверку отобранного, в корпус двухтомника могли вкрасться неточности и ошибки — автор заранее просит за них прощения у читателя, ибо хорошо понимает, что несет ответственность и за чужие ошибки, если они воспроизведены в его работе.

Чтобы свести количество ошибок к минимуму, были проведены обсуждения тех частей книги, которые выходили ранее отдельными малотиражными изданиями в качестве учебных пособий для студентов МГИМО («Курс лекций по древнему Востоку: Средний и Дальний Восток», 1984; «Курс лекций по древнему Востоку: Ближний Восток», 1985; «Курс лекций по средневековому Востоку»,1988). Кроме того, отдельные части настоящего издания и все оно целиком рецензировались многими специалистами, которым автор глубоко благодарен за их замечания. Здесь уместно сказать, что в некоторых отзывах подвергались критике и определенные элементы авторской концепции, что следует считать вполне естественным: слишком много сложных проблем поднято и очень многие из них решаются иначе, подчас совсем не так, как это было принято и считалось нормальным до недавнего времени. Разумеется, авторская концепция, о которой уже упоминалось, остается именно авторской и ни в коей мере не претендует на непогрешимость, что обычно считалось обязательным еще совсем недавно, особенно если речь шла об учебниках по истории. Иными словами, читателю предлагается история Востока в том разрезе, в каком она видится автору учебника,— другие, вполне возможно, увидят ее иначе и будут иметь естественное право опубликовать свой вариант той же истории. Это и должно быть нормой, к которой мы пока еще не привыкли (думается, находимся на пути к ней).

В заключение автор хотел бы выразить признательность директору ИСАА при МГУ им. М.В. Ломоносова (в прошлом заведующему кафедрой истории Востока МГИМО) А. В. Меликсетову, по чьей инициативе он несколько лет тому назад взялся за работу над общим курсом по истории Востока.

studfiles.net

Л.С. Васильев История Востока Предисловие

Двухтомник, предлагаемый вниманию читателя, – это дополненный и переработанный курс лекций, читавшийся на протяжении многих лет студентам‑востоковедам МГИМО и ИСАА при МГУ. В том, что при издании учебника курс лекций подлежит серьезной переработке, нет ничего удивительного. Так всегда было и всегда будет. Важнее обратить внимание на то, что этот курс существенно дополнен, в результате чего вместо лекций по древнему и средневековому Востоку – историческому периоду, в пределах которого (более древности, нежели средневековья) автор мог бы ощущать себя достаточно компетентным специалистом, – появился учебник по истории Востока с ее начала и до сегодняшнего дня. Все произошло далеко не случайно. Во‑первых, на рубеже 80–90‑х годов XX в. в нашей стране, переживавшей бурные дни революционных перемен, стал остро ощущаться дефицит учебников по истории. Разумеется, учебников в принципе хватало, их было даже в избытке. Но беда в том, что все они безнадежно устарели, ибо были написаны под жестким воздействием марксистской идеологической схемы, хорошо известной каждому из пособий по истмату. Возникла объективная потребность в новом поколении учебников, которые были бы свободны от предвзятых суждений и соответствовали бы как современному уровню развития мировой исторической науки, так и уже давно достигнутому в мире высокому стандарту историософского осмысления истории. Во‑вторых, разрабатывавшаяся автором данного учебника еще в 60–80‑х годах весьма спорная, с точки зрения марксистских ортодоксов того времени, схема истории Востока, которая для противостояния привычным истматовским стандартам должна была опираться на самого Маркса (имеется в виду концепция так называемого «азиатского» способа производства), еще в то время настоятельно требовала внимания не только к древности и средневековью, но и ко всей истории Востока, столь отличного по многим параметрам от Запада. Наконец, в‑третьих (соединив «во‑первых» и «во‑вторых»), стало очевидным, что сегодняшний читатель нуждается именно в цельной историософской концепции исторического процесса, которая годилась бы как для понимания глубокой древности, так и для оценки событий на современном Востоке, и что для обоснования такого рода концепции необходимо дополнить материалы древности и средневековья рассмотрением исторического процесса и многочисленных проблем более позднего времени.

Двухтомник предлагает прежде всего авторскую концепцию, т. е. одну из возможных трактовок истории Востока, места Востока, можно сказать и шире, всего неевропейского мира, во всемирной истории. Авторское начало в нем, как увидят читатели, весьма заметно, что, впрочем, никак не исключает того факта, что многие элементы концепции были взяты у различных специалистов и мыслителей‑теоретиков. Главной целью было собрать все работающие элементы разных теорий в некую единую внутренне непротиворечивую систему, вычленить в заново созданной системе ее системообразующий стержень и на конкретном материале всей истории Востока, включая и Африку, проверить работоспособность концепции. Собственно, именно это, прежде всего и побудило автора вторгнуться в сферу знаний, где он не может считать себя специалистом. Естественно, что это повлекло за собой необходимость в достаточной степени овладеть теми знаниями (речь о колониальном и постколониальном Востоке), о которых, было упомянуто.

Несколько слов об источниках, откуда черпались материалы, фактические данные. Они в общем‑то хорошо известны и общедоступны. Это, прежде всего, сводные труды, начиная с капитальной многотомной Всемирной истории и кончая обычными вузовскими учебниками разных поколений. Использовались также наиболее важные монографические исследования, различные энциклопедии, а также многочисленные хрестоматии, учебные пособия, журнальные статьи, обзоры в справочно‑библиографических изданиях и т. п. Работ подобного рода великое множество, так что главным было не потонуть в содержащемся в них материале и отобрать из него наиболее достоверные и репрезентативные факты, описания и суждения. Разумеется, даже при самом тщательном отборе, включая проверку отобранного, в корпус двухтомника могли вкрасться неточности и ошибки – автор заранее просит за них прощения у читателя, ибо хорошо понимает, что несет ответственность и за чужие ошибки, если они воспроизведены в его работе.

Чтобы свести количество ошибок к минимуму, были проведены обсуждения тех частей книги, которые выходили ранее отдельными малотиражными изданиями в качестве учебных пособий для студентов МГИМО («Курс лекций по древнему Востоку: Средний и Дальний Восток», 1984; «Курс лекций по древнему Востоку: Ближний Восток», 1985; «Курс лекций по средневековому Востоку»,1988). Кроме того, отдельные части настоящего издания и все оно целиком рецензировались многими специалистами, которым автор глубоко благодарен за их замечания. Здесь уместно сказать, что в некоторых отзывах подвергались критике и определенные элементы авторской концепции, что следует считать вполне естественным: слишком много сложных проблем поднято и очень многие из них решаются иначе, подчас совсем не так, как это было принято и считалось нормальным до недавнего времени. Разумеется, авторская концепция, о которой уже упоминалось, остается именно авторской и ни в коей мере не претендует на непогрешимость, что обычно считалось обязательным еще совсем недавно, особенно если речь шла об учебниках по истории. Иными словами, читателю предлагается история Востока в том разрезе, в каком она видится автору учебника, – другие, вполне возможно, увидят ее иначе и будут иметь естественное право опубликовать свой вариант той же истории. Это и должно быть нормой, к которой мы пока еще не привыкли (думается, находимся на пути к ней).

В заключение автор хотел бы выразить признательность директору ИСАА при МГУ им. М.В. Ломоносова (в прошлом заведующему кафедрой истории Востока МГИМО) А. В. Меликсетову, по чьей инициативе он несколько лет тому назад взялся за работу над общим курсом по истории Востока.

studfiles.net

Л.С. Васильев история востока

Рецензенты:

кафедра истории стран Ближнего и Среднего Востока Института стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова (директор ин-та, зав. кафедрой д-р ист. наук М.С. Мейер), гл. редактор журнала «Восток», д-р ист. наук. Л.Б. Алаев и зав. отделом ИМЭМО Российской АН д-р ист. наук В.Г. Хорос

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебника для студентов вузов.

Предлагаемое издание принадлежит к числу учебников нового поколения, свободных от идеологической заданности. История Востока излагается с глубокой древности и до сегодняшнего дня в рамках единой авторской концепции. Смысл ее в том, что традиционный Восток структурно отличен от Западной Европы со времен античности.

В первом томе рассматривается история древних и средневековых (до начала XIX в.) государств и обществ Азии и Африки. Дается анализ общих закономерностей развития Востока, много внимания уделяется традициям, особенностям религии и культуры разных народов.

Предисловие

Двухтомник, предлагаемый вниманию читателя,— это дополненный и переработанный курс лекций, читавшийся на протяжении многих лет студентам-востоковедам МГИМО и ИСАА при МГУ. В том, что при издании учебника курс лекций подлежит серьезной переработке, нет ничего удивительного. Так всегда было и всегда будет. Важнее обратить внимание на то, что этот курс существенно дополнен, в результате чего вместо лекций по древнему и средневековому Востоку — историческому периоду, в пределах которого (более древности, нежели средневековья) автор мог бы ощущать себя достаточно компетентным специалистом,— появился учебник по истории Востока с ее начала и до сегодняшнего дня. Все произошло далеко не случайно. Во-первых, на рубеже 80— 90-х годов XX в. в нашей стране, переживавшей бурные дни революционных перемен, стал остро ощущаться дефицит учебников по истории. Разумеется, учебников в принципе хватало, их было даже в избытке. Но беда в том, что все они безнадежно устарели, ибо были написаны под жестким воздействием марксистской идеологической схемы, хорошо известной каждому из пособий по истмату. Возникла объективная потребность в новом поколении учебников, которые были бы свободны от предвзятых суждений и соответствовали бы как современному уровню развития мировой исторической науки, так и уже давно достигнутому в мире высокому стандарту историософского осмысления истории. Во-вторых, разрабатывавшаяся автором данного учебника еще в 60—80-х годах весьма спорная, с точки зрения марксистских ортодоксов того времени, схема истории Востока, которая для противостояния привычным истматовским стандартам должна была опираться на самого Маркса (имеется в виду концепция так называемого «азиатского» способа производства), еще в то время настоятельно требовала внимания не только к древности и средневековью, но и ко всей истории Востока, столь отличного по многим параметрам от Запада. Наконец, в-третьих (соединив «во-первых» и «во-вторых»), стало очевидным, что сегодняшний читатель нуждается именно в цельной историософской концепции исторического процесса, которая годилась бы как для понимания глубокой древности, так и для оценки событий на современном Востоке, и что для обоснования такого рода концепции необходимо дополнить материалы древности и средневековья рассмотрением исторического процесса и многочисленных проблем более позднего времени.

Двухтомник предлагает прежде всего авторскую концепцию, т. е. одну из возможных трактовок истории Востока, места Востока, можно сказать и шире, всего неевропейского мира, во всемирной истории. Авторское начало в нем, как увидят читатели, весьма заметно, что, впрочем, никак не исключает того факта, что многие элементы концепции были взяты у различных специалистов и мыслителей-теоретиков. Главной целью было собрать все работающие элементы разных теорий в некую единую внутренне непротиворечивую систему, вычленить в заново созданной системе ее системообразующий стержень и на конкретном материале всей истории Востока, включая и Африку, проверить работоспособность концепции. Собственно, именно это, прежде всего и побудило автора вторгнуться в сферу знаний, где он не может считать себя специалистом. Естественно, что это повлекло за собой необходимость в достаточной степени овладеть теми знаниями (речь о колониальном и постколониальном Востоке), о которых, было упомянуто.

Несколько слов об источниках, откуда черпались материалы, фактические данные. Они в общем-то хорошо известны и общедоступны. Это, прежде всего, сводные труды, начиная с капитальной многотомной Всемирной истории и кончая обычными вузовскими учебниками разных поколений. Использовались также наиболее важные монографические исследования, различные энциклопедии, а также многочисленные хрестоматии, учебные пособия, журнальные статьи, обзоры в справочно-библиографических изданиях и т. п. Работ подобного рода великое множество, так что главным было не потонуть в содержащемся в них материале и отобрать из него наиболее достоверные и ре презентативные факты, описания и суждения. Разумеется, даже при самом тщательном отборе, включая проверку отобранного, в корпус двухтомника могли вкрасться неточности и ошибки — автор заранее просит за них прощения у читателя, ибо хорошо понимает, что несет ответственность и за чужие ошибки, если они воспроизведены в его работе.

Чтобы свести количество ошибок к минимуму, были проведены обсуждения тех частей книги, которые выходили ранее отдельными малотиражными изданиями в качестве учебных пособий для студентов МГИМО («Курс лекций по древнему Востоку: Средний и Дальний Восток», 1984; «Курс лекций по древнему Востоку: Ближний Восток», 1985; «Курс лекций по средневековому Востоку»,1988). Кроме того, отдельные части настоящего издания и все оно целиком рецензировались многими специалистами, которым автор глубоко благодарен за их замечания. Здесь уместно сказать, что в некоторых отзывах подвергались критике и определенные элементы авторской концепции, что следует считать вполне естественным: слишком много сложных проблем поднято и очень многие из них решаются иначе, подчас совсем не так, как это было принято и считалось нормальным до недавнего времени. Разумеется, авторская концепция, о которой уже упоминалось, остается именно авторской и ни в коей мере не претендует на непогрешимость, что обычно считалось обязательным еще совсем недавно, особенно если речь шла об учебниках по истории. Иными словами, читателю предлагается история Востока в том разрезе, в каком она видится автору учебника,— другие, вполне возможно, увидят ее иначе и будут иметь естественное право опубликовать свой вариант той же истории. Это и должно быть нормой, к которой мы пока еще не привыкли (думается, находимся на пути к ней).

В заключение автор хотел бы выразить признательность директору ИСАА при МГУ им. М.В. Ломоносова (в прошлом заведующему кафедрой истории Востока МГИМО) А. В. Меликсетову, по чьей инициативе он несколько лет тому назад взялся за работу над общим курсом по истории Востока.

studfiles.net

Читать книгу История Востока. Том 1 Леонида Сергеевича Васильева : онлайн чтение

Л.С. Васильев

История Востока

Предисловие

Двухтомник, предлагаемый вниманию читателя, – это дополненный и переработанный курс лекций, читавшийся на протяжении многих лет студентам-востоковедам МГИМО и ИСАА при МГУ. В том, что при издании учебника курс лекций подлежит серьезной переработке, нет ничего удивительного. Так всегда было и всегда будет. Важнее обратить внимание на то, что этот курс существенно дополнен, в результате чего вместо лекций по древнему и средневековому Востоку – историческому периоду, в пределах которого (более древности, нежели средневековья) автор мог бы ощущать себя достаточно компетентным специалистом, – появился учебник по истории Востока с ее начала и до сегодняшнего дня. Все произошло далеко не случайно. Во-первых, на рубеже 80—90-х годов XX в. в нашей стране, переживавшей бурные дни революционных перемен, стал остро ощущаться дефицит учебников по истории. Разумеется, учебников в принципе хватало, их было даже в избытке. Но беда в том, что все они безнадежно устарели, ибо были написаны под жестким воздействием марксистской идеологической схемы, хорошо известной каждому из пособий по истмату. Возникла объективная потребность в новом поколении учебников, которые были бы свободны от предвзятых суждений и соответствовали бы как современному уровню развития мировой исторической науки, так и уже давно достигнутому в мире высокому стандарту историософского осмысления истории. Во-вторых, разрабатывавшаяся автором данного учебника еще в 60—80-х годах весьма спорная, с точки зрения марксистских ортодоксов того времени, схема истории Востока, которая для противостояния привычным истматовским стандартам должна была опираться на самого Маркса (имеется в виду концепция так называемого «азиатского» способа производства), еще в то время настоятельно требовала внимания не только к древности и средневековью, но и ко всей истории Востока, столь отличного по многим параметрам от Запада. Наконец, в-третьих (соединив «во-первых» и «во-вторых»), стало очевидным, что сегодняшний читатель нуждается именно в цельной историософской концепции исторического процесса, которая годилась бы как для понимания глубокой древности, так и для оценки событий на современном Востоке, и что для обоснования такого рода концепции необходимо дополнить материалы древности и средневековья рассмотрением исторического процесса и многочисленных проблем более позднего времени.

Двухтомник предлагает прежде всего авторскую концепцию, т. е. одну из возможных трактовок истории Востока, места Востока, можно сказать и шире, всего неевропейского мира, во всемирной истории. Авторское начало в нем, как увидят читатели, весьма заметно, что, впрочем, никак не исключает того факта, что многие элементы концепции были взяты у различных специалистов и мыслителей-теоретиков. Главной целью было собрать все работающие элементы разных теорий в некую единую внутренне непротиворечивую систему, вычленить в заново созданной системе ее системообразующий стержень и на конкретном материале всей истории Востока, включая и Африку, проверить работоспособность концепции. Собственно, именно это, прежде всего и побудило автора вторгнуться в сферу знаний, где он не может считать себя специалистом. Естественно, что это повлекло за собой необходимость в достаточной степени овладеть теми знаниями (речь о колониальном и постколониальном Востоке), о которых, было упомянуто.

Несколько слов об источниках, откуда черпались материалы, фактические данные. Они в общем-то хорошо известны и общедоступны. Это, прежде всего, сводные труды, начиная с капитальной многотомной Всемирной истории и кончая обычными вузовскими учебниками разных поколений. Использовались также наиболее важные монографические исследования, различные энциклопедии, а также многочисленные хрестоматии, учебные пособия, журнальные статьи, обзоры в справочно-библиографических изданиях и т. п. Работ подобного рода великое множество, так что главным было не потонуть в содержащемся в них материале и отобрать из него наиболее достоверные и репрезентативные факты, описания и суждения. Разумеется, даже при самом тщательном отборе, включая проверку отобранного, в корпус двухтомника могли вкрасться неточности и ошибки – автор заранее просит за них прощения у читателя, ибо хорошо понимает, что несет ответственность и за чужие ошибки, если они воспроизведены в его работе.

Чтобы свести количество ошибок к минимуму, были проведены обсуждения тех частей книги, которые выходили ранее отдельными малотиражными изданиями в качестве учебных пособий для студентов МГИМО («Курс лекций по древнему Востоку: Средний и Дальний Восток», 1984; «Курс лекций по древнему Востоку: Ближний Восток», 1985; «Курс лекций по средневековому Востоку»,1988). Кроме того, отдельные части настоящего издания и все оно целиком рецензировались многими специалистами, которым автор глубоко благодарен за их замечания. Здесь уместно сказать, что в некоторых отзывах подвергались критике и определенные элементы авторской концепции, что следует считать вполне естественным: слишком много сложных проблем поднято и очень многие из них решаются иначе, подчас совсем не так, как это было принято и считалось нормальным до недавнего времени. Разумеется, авторская концепция, о которой уже упоминалось, остается именно авторской и ни в коей мере не претендует на непогрешимость, что обычно считалось обязательным еще совсем недавно, особенно если речь шла об учебниках по истории. Иными словами, читателю предлагается история Востока в том разрезе, в каком она видится автору учебника, – другие, вполне возможно, увидят ее иначе и будут иметь естественное право опубликовать свой вариант той же истории. Это и должно быть нормой, к которой мы пока еще не привыкли (думается, находимся на пути к ней).

В заключение автор хотел бы выразить признательность директору ИСАА при МГУ им. М.В. Ломоносова (в прошлом заведующему кафедрой истории Востока МГИМО) А. В. Меликсетову, по чьей инициативе он несколько лет тому назад взялся за работу над общим курсом по истории Востока.

Вводная часть

Сущность проблематики

Глава 1

Феномен Востока: история изучения и современные проблемы

Интерес к Востоку в наши дни огромен и, видимо, будет возрастать. Интерес этот всесторонен и всеобъемлющ: история и культура, общество и государство, человек и религия (боги и люди), наконец, древние первоосновы великих цивилизаций Востока – все это ныне в центре внимания как самих жителей стран Востока, стремящихся к самопознанию и самоидентификации, к открытию фундаментальных основ собственного бытия, так и тем более представителей иной, западной, европейской традиции, чьи генеральные параметры столь отличны от восточных. Такого рода всеобщий интерес далеко не случаен: конец XX в. с его нависшими над планетой мрачно-апокалиптическими тучами побуждает многих всерьез заинтересоваться как экзистенциальными проблемами (что пробуждает активное внимание к мистике, а здесь бесспорный приоритет за древними культурами и религиями Востока), так и поисками корней, первоистоков. Кроме того, многое в современном мире вплотную связано с Востоком – достаточно напомнить о феномене развивающихся стран с их острейшими экономическими, демографическими и социокультурными проблемами, пути решения которых пока далеко еще не найдены. Как и когда эти проблемы будут решены, каковы пути, ведущие к их решению, – все это волнует и не может не волновать мир, подавляющее большинство населения которого, все возрастающее как абсолютно, так и относительно, живет именно в развивающихся странах, в первую очередь в странах Востока.

Что такое Восток?

Что же это такое – Восток? Вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд. Речь идет не о географическом понятии – скорее об историко-культурном, социополитическом, цивилизационном… Речь идет о гигантской всечеловеческой цельности, пусть в чем-то весьма неоднородной и противоречивой, но все же почти монолитно цельной в своей глубинной основе – той самой основе, которая, собственно, и породила в свое время дихотомию Восток – Запад. Но как возникла эта дихотомия и что в конечном счете ее породило?

Как известно, история начинается именно на Востоке. В плодородные долины и предгорья Ближнего Востока уходят своими корнями древнейшие очаги мировой цивилизации. Именно здесь возникали и приобретали устойчивые формы древнейшие социальные и политические институты, совокупность которых определила очертания наиболее ранних модификаций человеческого общества, а затем и государства. Недаром древние римляне, цивилизация которых во многом была дочерней по отношению к ближневосточной, с уважением говорили: «Ex Oriente lux» («Свет с Востока»).

Ближневосточно-средиземноморские земли, узким перешейком соединяющие Африку с Евразией, на протяжении многих сотен тысячелетий были тем естественным мостом-перекрестком, по которому перемещались, встречаясь и смешиваясь друг с другом, древнейшие популяции гоминид (предлюдей), архантропы и палеоантропы. Смешение таких популяций и связанная с этим метисация резко ускорили процесс трансформации гоминид, сыграв существенную роль в подготовке тех благоприятных мутаций, которые привели в конечном счете к возникновению именно в этом районе мира человека современного типа – Homo sapiens. И хотя специалисты расходятся во мнениях по вопросу о том, была ли ближневосточная зона сапиентации единственной, есть веские основания полагать, что именно здесь около сорока тысячелетий назад появились первые сапиентные люди, миграция которых в различные районы ойкумены с вытеснением из них обитавших там досапиентных гоминид и с метисацией с этими последними послужила основой для появления в различных районах земного шара многочисленных расовых типов.

Первые сапиентные неоантропы были в основном охотниками и собирателями и перемещались вслед за служившими им пищей животными, зоны обитания которых изменялись в зависимости от колебаний в климате, от вызывавшихся геологическими катаклизмами ледниковых периодов. Наиболее благоприятной для существования зоной при этом по-прежнему оставалась ближневосточно-средиземноморская; именно здесь 10—12 тысячелетий назад начался переход от палеолита (древнекаменного века) к неолиту. Суть перехода сводилась к постепенному оседанию коллективов бродячих охотников и собирателей в обильных растительностью и дичью лесостепных районах ближневосточных предгорий (Палестина, Анатолия, Загрос и др.). Осевшие здесь группы вначале лишь охотились за обитавшими в горах мелкими животными и собирали дикорастущие растения, особенно злаки. Позже они нашли способ приручить животных и одомашнить некоторые растения, что положило начало скотоводству и земледелию.

Совершенный на рубеже палеолита и неолита переход от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящему, т. е. к регулярному производству пищи, получил в науке наименование неолитической революции (иногда ее именуют также аграрной революцией – термин менее удачный из-за невозможности избежать лишних совпадений и ассоциаций). Этот переход действительно сыграл поистине революционную роль в истории человечества, так что в смысле открывшихся перед людьми новых возможностей и перспектив он может быть поставлен в один ряд с промышленным переворотом раннего европейского капитализма и современной НТР. Суть его в том, что оседлый быт с гарантированной пищей способствовал резкому ускорению дальнейшего развития производства и культуры, что, в свою очередь, привело к расцвету жилищного и хозяйственного строительства, производству разнообразного и высококачественного каменного инвентаря (неолитические орудия), керамических сосудов для хранения и приготовления пищи, а также к изобретению прядения и ткачества с последующим изготовлением различных одежд. Однако для истории наибольшее значение имеют те следствия, причиной которых была революция в производстве. Среди них следует обратить внимание на два главных и наиболее важных.

Во-первых, новые условия оседлой и обеспеченной пищей жизни земледельцев сыграли важную роль в кардинальном изменении всего образа жизни человека, приобретшего благоприятные возможности для гарантированного стабильного существования. Увеличение рождаемости (рост фертильности женщин) и выживаемости детей в новых условиях привело к резкому росту темпов прироста населения, за счет чего заметно усилился процесс миграции и распространения вширь достижений земледельческого неолита: спорадически расселявшееся за пределы родного поселка избыточное население быстро осваивало новые пригодные для земледелия территории – сначала в районе плодородных речных долин Ближнего Востока, затем в других землях, включая Северную Африку, европейское Средиземноморье, Иран и Среднюю Азию, Индию и Китай. При этом новые дочерние поселения, как правило, сохраняли выработанный уже ранними земледельцами генеральный стереотип существования, включая социально-семейную и общинно-родовую организацию, мифологию, ритуалы, производственные навыки и технологию и т. п. Разумеется, со временем и в зависимости от обстоятельств на новых местах обитания все это подвергалось определенной трансформации и обогащалось новыми элементами культуры.

Во-вторых, производственный потенциал земледельческого неолита оказался столь значительным, что уже на ранних этапах существования земледельческих общин – особенно тех из них, которые располагались в наиболее плодородных районах речных долин, в оптимальных экологических условиях ближневосточной зоны, – появилась объективная возможность создания избыточного продукта, за счет которого можно было содержать освобожденных от производства пищи людей, исполнявших различные административные функции. Иными словами, именно на основе появившихся в результате неолитической революции производственных возможностей и возникли в конечном счете древнейшие очаги урбанистической цивилизации со свойственными им надобщинными социальными структурами и ранними формами политической администрации.

Итак, история человека, его производящего хозяйства, культуры, равно как и история в полном смысле этого слова, т. е. история человеческой цивилизации, – все это восходит к неолитической революции, имевшей место в ближневосточной зоне около 10 тысячелетий назад, не говоря уже о том, что в той же зоне сложился и сам сапиентный человек. Вот уж поистине Ex Oriente lux! К этому стоит добавить, что на базе производственных возможностей земледельческого неолита возникли первые известные науке протогосударственные структуры, подавляющее большинство которых существовало опять-таки на Востоке, причем не только Ближнем.

Важно заметить, что до эпохи античности такого же типа протогосударства были и на территории Европы, в частности в Греции, начиная с микенского периода ее истории. Едва ли есть основания для сомнений в ближневосточных истоках раннеевропейской земледельческой культуры, равно как и параметров ее предантичной государственности. Для доантичной Греции, предстающей перед миром наиболее ярко со страниц гомеровского эпоса, характерны были примерно те же отношения, что существовали и в иных ранних протогосударствах, в частности восточных: господствовали общинные связи, существовали мелкие правители-вожди (базилевсы и др.), тогда как частнособственнические отношения были еще неразвитыми. Иное дело – времена античности. Собственно, именно с возникновения во второй трети I тысячелетия до н. э. античной Греции и берет начало дихотомия Восток – Запад, ибо именно с этого времени греки стали ощущать и фиксировать весьма заметные отличия своего образа жизни от образа жизни соседних с ними цивилизованных народов Востока, не говоря уже о нецивилизованных «варварах». К чему же сводились эти отличия?

Европа и Восток: две структуры, два пути развития

Сложившись на местной «гомеровской» основе, но заимствовав кое-что и извне (в частности, ориентируясь на финикийский эталон), античное общество сформировалось прежде всего на базе развитых торговых связей и средиземноморского мореплавания. То и другое, вкупе с благоприятными географическими условиями, сыграло, видимо, свою роль в архаической революции, приведшей к преобразованию доантичной (в принципе близкой к типичной древневосточной) структуры в кардинально отличную от нее античную. Трудно сказать, что явилось причиной архаической революции, которую смело можно уподобить своего рода социальной мутации, ибо во всей истории человечества она была единственной и потому уникальной по характеру и результатам. Одно несомненно: главным итогом трансформации структуры был выход на передний план почти неизвестных или по крайней мере слаборазвитых в то время во всем остальном мире частнособственнических отношений, особенно в сочетании с господством частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок, с эксплуатацией частных рабов при отсутствии сильной централизованной власти и при самоуправлении общины, города-государства (полиса). После реформ Солона (начало VI в. до н. э.) в античной Греции возникла структура, опирающаяся на частную собственность, чего не было более нигде в мире. Господство частной собственности вызвало к жизни свойственные ей и обслуживавшие ее нужды политические, правовые и иные институты – систему демократического самоуправления с правом и обязанностью каждого полноправного гражданина, члена полиса, принимать участие в общественных делах (римский термин res publica как раз и означает «общественное дело»), в управлении полисом; систему частноправовых гарантий с защитой интересов каждого гражданина, с признанием его личного достоинства, прав и свобод, а также систему социокультурных принципов, способствовавших расцвету личности, развитию творческих потенций индивида, не говоря уже о его энергии, инициативе, предприимчивости и т. п. Словом, в античном мире были заложены основы так называемого гражданского общества, послужившего идейно-институциональным фундаментом быстрого развития античной рыночно-частнособственнической структуры. Всем этим античное общество стало принципиально отличаться от всех других, прежде всего восточных, включая и финикийское, где ничего похожего, во всяком случае в сколько-нибудь заметном объеме, никогда не было.

Итак, начиная с античной Греции, в цивилизованном мире возникли две разные социальные структуры – европейская и неевропейская, причем вторая (по времени появления – первая) была представлена многими вариантами, различавшимися в разных районах мира, но принципиально сходными, однотипными в главном: ей не были знакомы ни господствующая роль частной собственности, ни античное «гражданское общество». Но так ли уж это важно? Не следует ли считать античную Грецию лишь несколько отличной от других модификаций единого общего пути, как на том подчас настаивают специалисты?

Здесь важно заметить, что речь идет не только о разных типах социальной структуры. Гораздо важнее с точки зрения исторического процесса много более важным результатом происшедшей в древнегреческом обществе революции-мутации было то, что античная структура пошла иным путем развития, чем все остальные. Путем более быстрым, динамичным и результативным. Именно на основе греческой античности были достигнуты в Древнем Риме впечатляющие успехи в области экономики, политической администрации, культуры. И когда наступила эпоха длительного кризиса, связанного с падением Рима и варварскими завоеваниями, что затем привело, как известно, к появлению средневекового феодализма, отнюдь не все эти достижения остались втуне. Как раз напротив: пройдя через полосу кризиса, на что ушло несколько долгих веков, средневековая Европа начала быстро и энергично возрождать античные нормы, принципы и институты (вспомним торговые республики типа Венеции или Генуи, города в средневековой Европе со всеми их привилегиями и нормами самоуправления в период господства феодальных порядков), чем была заложена социально-экономическая основа эпохи Возрождения, которая, в свою очередь, означала создание условий для быстрого и энергичного восстановления некоторых античных порядков, элементов античной структуры. И именно последовавшее вскоре за этим, после Великих географических открытий, первоначальное накопление капитала создало материальную базу для вызревания в Европе капитализма. Капитализм в этом смысле – детище европейского города и эпохи Возрождения, прямой наследник античности (а не феодализма, как то подчас по инерции кое-кто себе представляет).

Итак, европейский путь развития – это чередование структурных модификаций (античная, феодальная, капиталистическая), при которых частнособственническая активность, хотя временами, в первые века феодализма, и отступавшая, в конечном счете была ведущей и структурообразующей. Именно господство частной собственности, огражденное системой соответствующих политических, правовых и социокультурных институтов, породило капитализм и тем заложило основу бурного экономического развития не только Европы, но и всего остального мира. Без господства частнособственнических отношений капитализм не мог возникнуть – и в этом принципиальное отличие исторического пути всех неевропейских обществ от европейского, по крайней мере до эпохи колониализма, когда неевропейские страны одна за другой были втянуты капиталистической Европой в единое мировое рыночное хозяйство со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Так каким же в свете сказанного следует считать путь развития неевропейских стран? И что же следует в этой связи считать Востоком?

Если одна структура ведет к капиталистическому развитию в силу заложенных в ней потенций эволюции, а другая, отличная от нее, в силу тех же обстоятельств (иные потенции) к капитализму привести не может, то это и создает не просто несходство структур и путей развития, а как раз ту самую дихотомию, о которой уже упоминалось. Иными словами, противостояние Восток – Запад при этом возрастает до уровня Символа. И с этой точки зрения Восток уже не просто географический Восток, как его воспринимали античные греки и римляне, но в некотором смысле иной мир, основанный на иных порядках, что, впрочем, тоже было хорошо известно уже древним грекам – достаточно вспомнить их отношение к персам в период длительных греко-персидских войн, подробно описанных, в частности, Геродотом.

Таким образом, с античности уже была известна разница между европейским античным обществом и неевропейским миром, олицетворенным в то время хорошо известным грекам Востоком, будь то Египет, Вавилон или Персия. Заслуживает внимания, что эту разницу, впоследствии заложившую основы востоковедения, ощущали и анализировали именно европейцы, античные греки и их наследники, порвавшие с традиционной восточного типа структурой и обитавшие в рамках новой, принципиально иной структуры, но не жители стран Востока, культура которых в те времена, да и позже, не была заметно ниже европейской, нередко бывала равна ей, а порой кое в чем и превосходила ее. И хотя эта формула не абсолютна (известно, что питавшая пристрастие к историописанию китайская традиция стремилась дать характеристику далеких народов, даже европейских, но она при этом обычно не выходила за рамки скупого описания), факт остается фактом: анализ разницы между европейским и неевропейским обществами первыми дали и впоследствии стремились углубить именно европейцы, что и легло со временем, как упоминалось, в фундамент современного востоковедения.

iknigi.net