В древнем риме плебеи. Сословная борьба патрициев и плебеев в Древнем Риме: причины, ход, итоги, значение.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Борьба патрициев и плебеев в Древнем Риме (стр. 1 из 2). В древнем риме плебеи


плебей (в древнем Риме) - это... Что такое плебей (в древнем Риме)?

 плебей (в древнем Риме)

плебей (в древнем Риме)

פּלֶבֶּאי ז'

Русско-ивритский словарь. Академик. 2013.

  • плебеи
  • плебисцит

Смотреть что такое "плебей (в древнем Риме)" в других словарях:

  • ПЛЕБЕЙ — в древнем Риме: неполноправный гражданин, в отличие от благородного патриция с одной стороны, и раба с другой. Теперь плебеями называют лиц простого звания, но в наше время деление людей на «благородных» и «простых», уже настолько утратило к. н.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПЛЕБЕЙ — ПЛЕБЕЙ, плебея, муж. (лат. plebejus). 1. В древнем Риме человек из низших классов свободного (т.е. не состоявшего в рабстве) населения, первонач. не пользовавшихся политическими правами; ант. патриций (ист.). 2. В языке буржуазно дворянской среды …   Толковый словарь Ушакова

  • ПЛЕБЕЙ — ПЛЕБЕЙ, я, муж. 1. В Древнем Риме: свободный, но юридически неравноправный человек из низших классов. Патриции и плебеи. 2. Человек, вышедший из народа, не дворянского происхождения (при сопоставлении с аристократической средой). | жен. плебейка …   Толковый словарь Ожегова

  • Плебей — м. 1. Человек из низших слоев свободного (не находящегося в рабстве) населения, первоначально не пользовавшегося политическими и гражданскими правами (в Древнем Риме). 2. перен. разг. Человек не аристократического происхождения, выходец из низших …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • плебей — я; м. [лат. plebejus] 1. В Древнем Риме: представитель низшего сословия, лично свободный, но лишённый возможности пользоваться политическим и гражданскими правами и не владеющий общинной землёй (в противоположность патрицию). 2. В Западной Европе …   Энциклопедический словарь

  • плебей — я; м. (лат. plebejus) см. тж. плебейка, плебейский, плебейски, по плебейски 1) В Древнем Риме: представитель низшего сословия, лично свободный, но лишённый возможности пользоваться политическим и гражданскими правами и не владеющий общинной… …   Словарь многих выражений

  • плебей — ПЛЕБЕЙ1, я, м Человек недворянского происхождения, вышедший из народа, из низших сословий (по отношению к аристократической среде). Поэт Афанасий Фет по происхождению одновременно был и дворянином, и плебеем. ПЛЕБЕЙ2, я, м Человек низшего… …   Толковый словарь русских существительных

  • плебей — я, м.    1. В Древнем Риме человек из низших слоев свободного населения, которое не пользовалось политическими и гражданскими правами.    2. Выходец из простого народа (пренебр.).    ► Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова …   Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

  • ПЛЕБС — ПЛЕБЕЙ, ПЛЕБС [лат. plebejus Словарь иностранных слов русского языка

  • Рим город* — Содержание: I. Р. Современный; II. История города Р.; III. Римская история до падения западной Р. империи; IV. Римское право. I. Рим (Roma) столица Итальянского королевства, на реке Тибре, в так называемой Римской Кампанье, под 41°53 54 северной… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Рим, город — Содержание: I. Р. Современный; II. История города Р.; III. Римская история до падения западной Р. империи; IV. Римское право. I. Рим (Roma) столица Итальянского королевства, на реке Тибре, в так называемой Римской Кампанье, под 41°53 54 северной… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

russian_hebrew.academic.ru

Плебей - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Плебс (плебе́и) (лат. plere — наполнять) — население Древнего Рима, первоначально не пользовавшееся политическими правами в отличие от патрициев[1].

Рим пополнялся народом в результате завоеваний соседних племён и городов. И изначально пришлое население относилось к различным римским трибам. Они были учреждены по родовому признаку и отображали объединение трёх этнических компонентов: латинов, сабинов и этрусков. Полноправные члены римской общины постепенно превратились в привилегированную часть общества. Они назывались патрициями и первоначально только они составляли «Римский народ».

Впоследствии пришлое население уже не включалось в трибы, то есть не могло входить в состав древних родов и считаться «римским народом», они не могли пользоваться общинной землёй, принимать участие в религиозных обрядах. Безземельные плебеи занимались в основном ремеслом и мелкой торговлей. Некоторые из них были очень богатыми людьми. Но и бедные, и богатые плебеи перед патрициями были одинаково бесправны. Поэтому первоначально не имея никаких прав, плебеи со временем добились права избирать так называемых плебейских трибунов, которые имели право накладывать вето на решения патрицианских магистратов. Изначально их решения были законом только среди плебеев, но в течение долгой борьбы права патрициев и плебеев были уравнены.

В середине V века до н. э. под давлением плебеев были составлены законы, записанные на 12 медных досках и выставленные на обозрение на центральной площади Рима. Стоит заметить, что в них был прописан закон, запрещающий браки между плебеями и патрициями, но он просуществовал менее года, и около 445 года до н. э. благодаря усилиям народного трибуна Гая Канулея был отменён.

В начале III века до н. э. патрицианская и богатая плебейская верхушки слились в одно сословие — нобилитет и в 287 году до н. э. был принят закон о том, что решения плебейских собраний (плебисцитов) являются обязательными для всех граждан вне зависимости от происхождения. С этого времени патриции и плебеи перестали быть различными классами-сословиями. Зажиточные граждане образовали сословие всадников, а все бедные составляли плебс, включавший свободных ремесленников, крестьян и мелких торговцев.

В средневековой Европе так часто называли городскую бедноту.

См. также[ | ]

Примечания[ | ]

Литература[ | ]

encyclopaedia.bid

причины, ход, итоги, значение. — КиберПедия

Самым важным и даже наиболее существенным явлением внутренней истории Рима в V и IV вв. была борьба патрициев с плебеями. После отмены царской власти положение плебса в Риме ухудшилось, потому что вся власть в государстве попала в руки патрицианских родов, а они пользовались ею исключительно в своих интересах. Все выгоды доставались патрициям, все невыгоды падали на долю плебеев. Когда Рим приобретал приращения к своей государственной земле, пользование отдельными ее участками предоставлялось на правах бесплатной оккупации одним патрициям, а плебеи, участвовавшие в войнах и платившие налоги, как раз этими войнами и налогами, наоборот, доводились до настоящего разорения. Подобно тому, как это было в Аттике перед реформою Солона, простолюдины находились очень часто в неоплатных долгах у знати, причем долговое право и в Риме было крайне жестоко.

Должник отдавал в залог не только свое имущество, но и тело: кредитор имел право заковать его в цепи или запереть в тюрьму, заставить на себя работать и подвергать наказаниям. Плебеи не хотели переносить несправедливостей и стали добиваться лучшего положения в государстве, встречая сильное сопротивление со стороны патрициев. В самом начале плебеям удалось организовать свои силы для мирного пользования политическими правами в народных собраниях и получить в лице своих собственных должностных лиц, трибунов, могущественных защитников своих интересов против злоупотреблений патрицианских властей. Начало организации плебса под предводительством собственных трибунов относится к середине второго десятилетия после изгнания царей.

Учреждение трибуната. В 494 г., возвращаясь из одного счастливого похода, плебеи, находившиеся в римском войске, отказались вернуться в Рим и удалились на Священную гору с намерением построить свой, особый, плебейский город. Сенат, испуганный таким решением, пошел на уступки. Патриции согласились на то, чтобы плебс получил свою собственную организацию под начальством особых трибунов. Плебейские трибуны, которых было сначала два, а потом вскоре десять, могли выбираться только из плебеев и равным образом лишь плебеями в особых сходках плебса по местным трибам, или трибутных комициях. Эти собрания, кроме того, имели право совещаться о плебейских делах и делать по ним постановления, тебисциты, которые могли потом представляться сенату в виде прошений. Таким образом рядом с патрицианскими комициями по куриям и общими комициями по центуриям явились чисто плебейские комиции по трибам. Обязанность трибунов заключалась в том, чтобы оказывать членам своего сословия помощь и покровительство в тех случаях, когда их притесняли. Внутри городской черты трибуны скоро добились права уничтожать своим вмешательством одним только словом «veto» (т.е. запрещаю) постановления консулов и других магистратов, если ими нарушались какие-либо права отдельных лиц из плебса.

Трибуны были признаны притом священными и неприкосновенными, и весь плебс поклялся защищать их от обид и насилия. Но особенно было важно то, что, пользуясь своим правом вмешательства в распоряжения властей, трибуны стали распространять его и на постановления сената, которые тоже могли быть остановлены их «veto». В помощь трибунам даны были эдилы, тоже выборные плебейские чиновники, заведовавшие плебейскою казною, которая составлялась из штрафов за проступки против плебса: дело в том, что трибутные комиции присвоили себе еще право суда над всяким, кто действовал против плебса. Таким образом государственная община Рима как бы разделилась на две разные общины — патрицианскую и плебейскую, и это разделение имело решающее значение для дальнейшей борьбы между сословиями.

Патриции дозволили плебеям иметь своих защитников лишь под влиянием боязни, что плебс покинет город, но впоследствии были не прочь отнять эту уступку.

В числе причин недовольства плебеев было исключение их из пользования государственными землями. Среди самих патрициев нашелся человек, который стал на сторону плебеев и предложил в их пользу первый аграрный закон, как стали называться в Риме законы об участии в пользовании государственными землями. Это был консул 486 г. Спурий Кассий, которого патриции обвинили в стремлении к захвату власти. Консул был призван на суд куриатных комиций и подвергнут казни. Плебеев сенат при этом успокоил обещанием отдать им в пользование часть государственных земель, но преемники Кассия и не думали исполнять обещание. Через тридцать лет трибун Генуций привлек к суду плебса всех консулов, бывших после Спурия Кассия, но патриции отделались от энергичного трибуна посредством убийства.

Плебеи были недовольны и тем, что во всех обыкновенных гражданских и уголовных делах судили одни патрицианские магистраты и притом по обычаям и законам, которые они держали в тайне. Плебс стал добиваться, чтобы составлены были во всеобщее сведение писаные законы, подобно тому, как требовал писаных законов и афинский демос в конце VII в. В 461 г. об этом сделано было предложение в трибутных комициях одним трибуном (Каем Терентилием Ар-сою), и так как патриции на это не давали согласия, то плебс десять лет сряду выбирал постоянно одних и тех же трибунов, пока их упорство не увенчалось успехом. Патриции уступили. Для написания законов в 451 г. была образована комиссия децемвиров, т.е. десяти мужей, которые получили на все время своих занятий этим делом и консульскую власть. Таким образом, децемвиры должны были и управлять государством; даже должность трибунов временно была также отменена. В 450 г. полномочия комиссии были продолжены, и в состав ее вошло несколько плебеев. Когда законы были наконец готовы и вырезаны на двенадцати медных досках, децемвиры удержали за собою власть под тем предлогом, что составленные ими и принятые народом законы нуждаются еще в дополнениях. Во главе децемвиров стоял честолюбивый и властолюбивый Аппий Клавдий.

После обнародования Законов XII Таблиц в организации высшей исполнительной власти в Риме наступили несколько десятилетий нестабильности.

Частичный выход из нараставших противоречий был найден на пути нового законодательства, которым бы закреплялся уклад относительного политического равенства внутри римской общины. Законы Валерия и Горация (консулы 449-448 гг. до н. э.) стали основанием будущего республиканского строя. Законы закрепили: обязательность решений плебеев, принятых ими на своих трибутных собраниях, для патрициев; право любого гражданина, обвиненного магистратом, обратиться к народу за решением своей судьбы; священный и неприкосновенный характер личности народного трибуна.

Социально-политическая унификация римской общины в основном завершилась, и на этой основе к концу IV – началу III в. до н. э. в полисе сложилась развитая государственная организация с системой институтов законодательной, исполнительной и контролирующей власти, основанная на сочетании прямого народовластия с аристократическим представительством.

cyberpedia.su

Борьба плебеев и патрициев в Риме | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Тема:

Ранняя Римская Республика (509 — 265 гг. до н. э.)

После провозглашения Римской республики все выборные должности захва­тили патриции. Плебеям оставили только право голосовать на народном собра­нии и служить в войске под командованием патрициев. С развитием торговли у римлян начало формироваться имущественное нера­венство. Большинство плебеев потеряли землю и ока­зались в долговой зависимости от ростовщиков, что угрожало рабством.

Ситуация обострялась. Между сословиями назре­вала война. Избежать её можно было, удовлетворив такие требования плебеев:

  • предоставить право быть избранным на высшие государственные должности;
  • переделить общинные земли;
  • отменить долговое рабство.

Но патриции не желали делиться с плебеями ни властью, ни богатством. В итоге, напряжение дос­тигло апогея, и в 494 г. до н. э. во время войны Рима с соседями плебеи отказались воевать. Они покинули город и ушли на Священную гору, расположенную недалеко от Рима. Лишь тогда патриции вынуждены были пойти на уступки. Плебеям предоставили право избирать народных трибунов. Эти магистраты дол­жны были защищать интересы плебеев, они могли на­ложить вето (запрет) на любое решение сената, если считали его несправедливым. Дверь дома народного трибуна всегда должна быть открытой: каждый мог найти здесь защиту. Сам народный трибун объявлял­ся неприкосновенным. Его убийство считалось тяг­чайшим преступлением.

Народный трибун — государственная должность, призванная защищать интересы плебеев.

Итальянские крестьяне

Для упорядочивания римских обычаев и составле­ния законов в 452 г. до н. э. была создана комиссия де­цемвиров сроком на один год. Полномочия этой ко­миссии, состоящей из десяти уважаемых граждан, пришлось продолжить ещё на один год; за это время децемвиры составили законы, записанные на 12 мед­ных досках (таблицах). «Законы двенадцати таблиц» были обязательными для всех граждан.

В 445 г. до н. э. особым законом было разрешено заключать браки между пле­беями и патрициями. Это привело к объединению знатных родов с обеих сторон в особую группу римской знати — нобилитет (с латин. «нобилис» — самый лучший).

Народные трибуны Лициний и Секстий в 367 г. до н. э. добились принятия законов, согласно которым плебеев наделяли землёй. Материал с сайта http://worldofschool.ru

В 326 г. до н. э. было запрещено долговое рабство. Окончательной победой стал закон, принятый в 287 г. до н. э., согласно которому плебеи могли занимать государственные должности и принимать законы. Борьба между плебеями и патрициями завершилась; это привело к уничтожению остатков родового строя и появлению возможности быстрого развития рабовладельческих отношений. Равные в правах, плебеи и патриции формировали гражданское общество Рим­ского государства.

В середине III в. до н. э. Рим стал самым сильным государством Лация. Это сыграло значительную роль в завоевании Римом соседних латинских племён и в борьбе с опасным врагом — Карфагеном.

На этой странице материал по темам:
  • Сообщение древний рим

  • Римская республика .борьба патрициев и плебеев.кратко

  • Управление в римской республике борьба патрициев и плебеев кратко

  • Какие требования выдвигали плебеи

  • Как развивалась борьба плебеев с патрициями краткий ответ

Вопросы по этому материалу:
  • Какие требования выдвигали плебеи?

worldofschool.ru

Борьба патрициев и плебеев в Древнем Риме

Занин С.В.

Изгнание Тарквиния Гордого

Все даты даны от основания Рима (776 д.н.э.)

Борьба плебеев с патрициями1 в Древнем Риме - интересная и красочная страница его истории. По сути, в почти двух вековой борьбе этих сословий возникло государство Рима, "общественный организм". До нас дошло достаточно много свидетельств античных историков и писателей об этой борьбе, но связанных и последовательных рассказов - только два. Великого римского историка Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского. Оба писали свои сочинения в разные эпохи и с разными целями, поэтому иногда противоречат друг другу. Но оба историка, увлекаясь рассказом действительно волнующих событиях, тем не менее, трепетно относились к устной традиции рассказа о них. Записанные ими истории - предания и предмет гордости римского народа. Послушаем их рассказ.

По мере расширения римской территории и увеличения населения, прежнее исключительное положение патрицианских родов не могло остаться низменным. Борьба сословий началась, согласно преданию, еще в конце царского периода. Тит Ливий и Дионисий Галикарнасский следующим образом излагают ход этой борьбы. Первым шагом по пути к распространению политических прав за пределы немногих патрицианских семей наши источники считают реформу Тарквиния Древнего; этот царь присоединил к старинным Рамнам, Тициям и Луцерам ряд новых семей, не образовав из них самостоятельных триб, но включив в прежние под названием Рамнов, Тициев, Луцеров-младших, и дав им тем самым право участия в народном собрании. Часть плебеев (по свидетельству Ливия - 100) получила даже доступ в сенат, в качестве "отцов младших народов". Эта первая мера облегчила дальнейшее улучшение положения плебеев, ближе всего реформу Сервия Туллия, нашедшего себе поддержку в них. Традиция приписывает Сервию не одну военную реформу, но и политическую; разделив народ на классы и центурии, Сервий вместе с тем , по словам римских историков, положил начало центуриатным собраниям, доступным и для патрициев и для плебеев, обладающих необходимым цензом. Этих завоеваний, согласно преданию, чуть не лишились при Такрвинии Гордом, все царствование которого, с момента вступления на престол, было сплошным насилием и нарушением законом. Явно стремясь к расширению своей власти, Тарквиний все реже и реже совещался с сенатором и почти не созывал народных собраний, а решал дела единолично. Затаенное недовольство царем было подогрето насилием над женой Коллатина – Лукрецией, совершенным сыном Тарквиния. Народ объявил Тарквиния Гордого лишенным престола, подверг его с семьей изгнанию и решил навсегда уничтожить царскую власть. Созванное центуриатное собрание избрало двух консулов – преемников царской власти, но с известными ограничениями, с течением времени все увеличивавшимися. Между прочим, уже в первый год республики консул Публий Валерий провел ряд законов, давших ему прозвание Публиколы ("чтящего народ"). Среди законов Валерия обращает на себя внимание не снабженная санкцией закон о провокации – закон об апелляции, позволивший гражданину, осужденному в пределах Рима или 1 мили от него к уголовному наказанию, обратиться к народу с жалобой, до рассмотрения которой приговор не приводится в исполнение. В самом начале республики число сенаторов было поплнено членами из плебеев – "приписанные к Сенату отцы".

1 Патриции - представители коренного населения Лация - области, в которой возник Рим (карта). 300 патрицианских родов имели представителей в Сенате и избирались на все должности в государстве.

Удаление плебеев на Священную Гору

Между тем экономическое положение плебеев было очень тягостно: вследствие непрерывных воин и высоких налогов они запутывались в долгах, расплачиваться за которые по господствовавшей в то время системе приходилось не имуществом, а личностью. Диктатор Валерий, понимавший всю опасность положения, предлагал сенату облегчить хоть сколько-нибудь положение плебеев, но его старания не привели ни к чему. Тогда доведенные до крайности плебеи решили отделиться от Рима и основать свой город. С этой целью они перешли реку Анио и расположились на Священной горе (первое отшествие 260 г. до н.э.). Патриции, лишившись в их лице самой многочисленной части своего войска, напугались и пошли на уступки. Результатом переговоров были так называемые священные законы, объявившая амнистию для отделившихся, кое-какие послабления в долгах, а главное, признавшая за плебеями право избирать своих сословных представителей – народных трибунов и эдилов.

Но плебеи на этом не успокоились: они стали стремиться к признанию за их собраниями законодательной власти. Так как патриции прибегали к самому грубому противодействию, поднимая шум и не давая плебеям заниматься делами, то в 262 г. трибун Ицилий провел в плебейском собрании плебисцит (сходку плебеев), согласно которому лицо, мешающее трибуну говорить на собрании, может быть им оштрафовано, и если не представить поручителей в уплате штрафа, даже осуждено на смерть; провокация на такой приговор допускалась лишь перед плебейским же собранием. Закон Ицилия о плебесците не получил сенатского утверждения, но на практике применялся, присвоив, таким образом, в известной степени собраниям плебеев законодательную власть и право уголовного суда; это право с каждым годом все расширялось, возбуждая недовольства среди патрициев, которые не останавливались даже перед убийством наиболее энергичных вождей народа. Трибуны падали духом и не решались уже действовать в прежнем направлении. Тогда, чтобы воскресить них былую энергию, по предложению Публия Волерона (lex Publilia Voleronis 282 г.) постановил впредь выбирать трибунов в собраниях плебеев по трибам, не без основания рассчитывая усилить этим путем их независимость от патрициев. Закон Волерона прошел, впрочем, не без сопротивления патрициев.

Достигнутые до сих пор результаты, все-таки недостаточно обеспечивали положение плебеев в виду отсутствия писанного законы, что давало патрициям возможность произвольного толкования права при отправлении суда. Поэтому в 292 году трибун Терентилий Арса предложил в плебейском собрании составить комиссию для написания законов в руководство консулам. Сенат отказал в своем согласии, но плебеи пять лет подряд выбирали одних и тех же трибунов, которые возобновляли предложения Терентилия. Патриции, наконец, пошли на мелкие уступки: в 297 г. сенат допустил увеличить число трибунов до 10, в 298 г. плебеям для постройки домов предоставили общественную землю на Авентийском холме (plebiscitum Icilium de Aventimo publicando), в 300 г. консулы проводят в центуриатном собрании Закон Атерния Тарпея, предоставившую плебейским магистратам multae dictio (т.е. право налагать имущественные штрафы) и установившую известную постепенность в наложении штрафов, а также высший предел безапелляционного штрафа (2 овцы и 30 быков). Так как плебеи, несмотря на эти уступки, стояли на своем, согласившись только на чисто патрицианский состав законодательной комиссии, то в 300 году три патриция отправлены были в Грецию ознакомиться с законами Солона, а по их возвращении составлена (в 302 г.) кодификационная комиссия из 10 патрициев – "десять мужей для написания законов", которой предоставили полную власть в государстве: на этот год не выбирались ни консулы ни трибуны; не допускалась на децемвиров и провокация. В течение 303 г. они написали лишь часть законов (на 10 таблицах), а потому им была продолжена власть и на 304 год; работа второго года дала еще две таблицы. Все эти законы прошли через центуриатное собрание (две последние таблицы были проведены консулами уже после падения децемвиров) и составили так называемые "Законы 12 Таблиц". По составлении законов власть децемвиров должна была кончиться, но им не хотелось лишиться власти: они не слагали с себя звания и олигархически управляли государством, так что была власть своего рода десяти царей. Озлобленные плебеи искали только предлога к восстанию. Согласно преданию, такой предлог и представился в покушении децемвира Аппия Клавдия на женскую честь плебеянки Виргинии. Возмущение плебеев выразилось во вторичном отшествии на Священную гору; кроме того, они укрепились на Авентине, откуда угрожали Риму. Лишь стараниями Валерия и Горация удалось убедить их вернуться под условием избрания снова народных трибунов и консулов (305 г.). Консулами были избраны примирители – Валерий и Гораций. Они провели ряд законов, Законы Валерия Горация, содержание которых сводится к следующему:

а) восстанавливаются и объявляются нерикосновенными плебейские учреждения, введенные после первого отшествия, а также десять судей;

б) Объявляется неотмений провокация; предложение закона, запрещающего провокацию против какого-либо магистрата, обрекает автора на смерть;

в) признаются собрания народа по трибам.

Плебеи получают доступ к высшим государственным должностям

Обеспечив себя от произвола патрициев (с помощью трибунов и писаного закона) и не довольствуясь активным избирательным правом в народном собрании, плебеи стали добиваться доступа к магистратурам, прежде всего к консульству. Так как патриции ссылались на то, что плебеи, не имея чисто патрицианской крови, не могут совершать ауспиций, необходимых при отправлении консулата, то плебеи желали ослабить это возражение, введя в среду патрициев людей со смешанной кровью; для этого нужно было сделать законными браки плебеев с патрициями; потомок от брака патриция с плебеянкой делался бы тогда патрицием со смешанной кровью. После упорной борьбы трибун Канулей добился в 309 г. признания со стороны трибунатного собрания смешенных браков между патрициями и плебеями законными (jus conubii). Но и после этого патриции энергично противились допущению к консульству плебеев. Временно сошлись на полумере: учреждена была должность военных трибунов с консульской властью (военные трибуны с консульской властью2 ), доступная обоим сословиям. Каждый год сенат должен был решать, кого выбирать, консулов или военных трибунов. Хотя трибуны и не пользовались полным достоинством консула, но патриции поспешили ослабить значение самой консульской власти, выделив из нее совершение ценза и связанный с ним regimen morum в особую магистратуру – цензуру, доступную только патрициям (311 г.). Вскоре затем (333 г.) плебеи получают доступ к квестуре3 . Ливии рассказывает, что консулы предложили в сенате увеличить число квесторов до 4, чтобы двое оставались в городе, а двое были казначеями на войне. Этим воспользовались народные трибуны, потребовавшие, чтобы часть квесторов выбирались из плебеев. Интерцессия трибунов мешала правильному ходу дела, почему сенату пришлось уступить. После этого плебеи возобновили попытки добиться консульской власти. Чтобы заручиться поддержкой неимущей части населения, решено было соединить требование консулата с аграрными и долговыми вопросами, составлявшими по-прежнему больное место в жизни римского плебса. Таким образом, в 377 г. трибуны Лициний Стол и Секстий Латераний выставили законопроект, состоявший из трех статей:

mirznanii.com