В древнем китае вариоляция. Методические указания для преподавателей к семинарским занятиям по истории медицины на основании рабочей программы фгос дисциплины История медицины
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

5.5. Древний Китай. Источники изучения медицины Китая. Философские основы китайской медицины даосизм и конфуцианство. В древнем китае вариоляция


Методические указания для преподавателей к семинарским занятиям по истории медицины на основании рабочей программы фгос дисциплины История медицины

5.5. Древний Китай. Источники изучения медицины Китая. Философские основы китайской медицины даосизм и конфуцианство

Древнейшее в истории Китая государство Шан сформировалось в середине II тысячелетия до н. э. в долине Хуанхэ (Желтая река). К этому времени относится и создание китайской иероглифической письменности. Древние китайские тексты записывались на черепашьих щитах (панцирях), бамбуковых дощечках, бронзовых ритуальных сосудах, каменных барабанах, а затем — на шелку и бумаге, которая была изобретена в Китае в I в. до н. э.

Древнекитайским ученым принадлежат многие открытия и изобретения в области естествознания и техники. В 4 в. составлен первый в мире звездный каталог, включавший около 800 светил, китайскими астрономами была сделана первая запись наблюдений солнечных пятен. Чжан Цан нашел метод решения уравнений с двумя и тремя неизвестными; введены понятие об отрицательных величинах и правила действий с ними. Китайским ученым принадлежат изобретения компаса, туши для письма бумаги, фарфора, книгопечатания, пороха. Однако в связи с известной изолированностью и замкнутостью китайской культуры, порожденными главным образом идеей исключительности и избранности китайской нации, проповедуемой официальной китайской идеологией в течение 2 тысячелетий, выдающиеся достижения китайской естественнонаучной и технической мысли не оказали существенного влияния на развитие мировой культуры. Большинство из них не было известно другим народам и позднее было заново открыто учеными других стран. Это относится в определенной степени и к достижениям китайской медицины.

Не позднее 1—2 вв. н.э. произошел переход от чисто рабовладельческого строя к феодальному. В течение тысячелетий Китай представлял собой уникальный пример стабильности традиционной системы и традиционной медицины, что в значительной степени связано с локальностью китайской цивилизации, обусловленной причинами географического, социально-экономического и политического характера.

Два больших периода врачевания: царский (18 – 3 в до н.э.) и империи Хань (3в до н.э. – 14 в. н.э.) В основу медицины легли стихийно-материалистические воззрения древних философов. Древнейший медицинский текст – «Канон врачевания».

На развитие естественно-научных взглядов оказало влияние представление о взаимодействии пассивной женской (инь) и мужской активности (янь) и 5 первоэлементов, из которых возникает многообразие мира: вода, огонь, металл, земля, дерево. Различное соотношение синдромов приводит к болезни.

Медицина делилась на внутренние болезни, хирургию, диагностику, ветеринарию. В самостоятельный раздел вышло учение о глазных болезнях. Известны были болезни с сердца, легких, психические нарушения. В диагностике – внешний осмотр и опрос больных. Различали свыше 20 видов пульса. Исходили из того, что при любой болезни надо лечить весь организм. Характерной особенностью китайской медицины являлась терапия иглоукалывания и акупунктуры. Существовало несколько видов прижиганий. Лечили женьшенем, морскими водорослями зоб, панцирем черепахи – цингу, мускусом – болезни сердца. Применялись сурьма , олово, свинец, ртуть. Известны противочесоточные свойства серы. За несколько веков до н.э. составлены классификации лекарственных средств. Созд. спец. мед. школы в 6 в.

Наиболее распространенная оздоровительная техника в Китае – Ци-Гун.В ней испульзуется ряд упражнений позволяющих укрепить костно-мышечную систему и внутренние органы. Другой вид китайской гимнастики – У-Шу является воинким искусством. Гимнастика У-Шу направлена на развитие наступательных и защитных способностей организма.

Основная форма подготовки врачей - семейные и ремесленные школы при дворцах императоров. В эпоху Чжоу (11-3 вв.до н.э. медики делились на 5 категорий в соответствии с квалификацией. Ежегодно проводились проверки. Лучшие получали подарки, а худшие взыскания. Лекарственное врачевание в древнем Китае достигло высокого совершенства. Традиционная китайская медицина долгое время развивалась изолировано от других культур земного шара. В Европу сведения о ней проникли в 18 в.

Тибетская медицина испытала влияние как Китая, так и Индии. Понятие о 3 началах (газ, слизь,желчь). Обучение при школах, монастырях. Ассортимент лекарств – 1000 наименований. Важным разделом была диагностика. Мясо различных животных считалось лечебным средством.

    Для религиозных представлений было характерно сочетание элементов различных верований и религий. К 6—3 вв. до н.э. сформировались основные направления китайской философской мысли, которые в дальнейшем легли в основу официальной идеологии, религиозных и морально-этических представлений большинства населения Китая. Важнейшими из них были даосизм и конфуцианство.

    В основе даосизма, возникшего в 4—3 вв. до н.э., лежит представление о наличии таинственной, не познаваемой разумом и не выразимой словами, присутствующей во всем, первопричине вселенной (дао — буквальное значение «путь»). Противопоставляя природу обществу, даосизм призывает освободиться от оков цивилизации, обязанностей, долга и возвратиться к простой, близкой к природе жизни. Одной из основных целей приверженцев даосизма было достижение активного долголетия, для чего использовались разнообразные методы, включая специальные диеты, комплексы физических и дыхательных упражнений, режим и т.п. Обеспечению долголетия служат и этические установки, сводящиеся к абсолютному отрицанию политики и морали или к самоустранению, уступчивости, отказу от желаний, борьбы и т.п. В соответствии с этим учением предпринимались и попытки поиска эликсира бессмертия, что способствовало развитию китайской алхимии.

    Конфуцианство [по имени основателя, китайского философа Конфуция (кит. Кун-цзы), около 551—479 гг. до н.э.] носило выраженный этико-политический характер и с самого начала выражало интересы наследственной аристократии, считая закономерным и справедливым существование эксплуатации и социального неравенства. Основным принципом конфуцианской этики являлось понятие «жэнь» («гуманность») как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения норм поведения (этикета), базирующихся на соблюдении почтительности и уважения к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т.д. Конфуцием были обоснованы и фундаментальные положения традиционных верований китайцев: о небе как целенаправленной божественной силе, от которой зависит судьба общества и каждого отдельного жителя «поднебесной», о божественном происхождении власти государя — «сына неба», о верности подданного государю, о господстве «сына неба» над всеми народами Вселенной. В 136 г. до н.э. конфуцианство было провозглашено официальной идеологией и просуществовало в этом качестве до крушения монархии (1911).

    Источники изучения М. Китая разнообразны; они представлены материалами археологии и памятниками письменности. Ценнейшим литературным памятником древнекитайской культуры является Сборник песен и гимнов («Шицзин»), относящийся к 11—6 вв. до н.э. В сборнике имеются стихи, характеризующие жилище, пищу, одежду, труд, семейные отношения, болезни, лекарства, индивидуальные и общественные санитарно-гигиенические традиции. В «Чжоуских ритуалах» (11—7 вв. до н.э.) упоминаются некоторые разделы М., ветеринария. Древнейшим произведением медицинской литературы, обобщившим многовековой опыт китайских врачей, является «Трактат о внутреннем» («Нейцзин», 6 в. до н.э.), состоящий из двух частей — «Простые рассказы» и «Книга чудес»; его предполагамый автор — Цинь Юэ-жень Бянь Цао. Считают, что он один из первых в Китае применил исследование пульса, отлично владел методом иглотерапии, лечил детские и женские болезни.

5.6. Учения о пяти стихиях (У-Син) и двух противоположных началах (Инь-Ян). Диагностика. Учение о пульсе.   

На развитие естественнонаучных взглядов определяющее влияние оказала натурфилософия, восходящая к древним (возникшим не позднее 9—8 вв. до н.э.) представлениям о взаимодействии пассивной силы (инь) и мужской активности (ян). 'Эти идеи слились с возникшим позднее учением о взаимопревращении пяти первостихий (металла, дерева, воды, огня, земли) и были усвоены почти всеми философскими школами.

В соответствии со сложившимися под влиянием основных положений натурфилософии взглядами, человек представляет собой мир в миниатюре (микрокосмос) и состоит из пяти первоэлементов, которые попадают в организм с пищей 

    Общепатологические воззрения древнекитайских врачей также исходили из натурфилософских представлений: причиной возникновения болезней считали нарушение соотношений активного (ян) и пассивного (инь) начал, которые в организме, так же как и в окружающей природе, находятся в постоянной борьбе. С действием ян связывали гиперфункцию, с действием инь — гипофункцию отдельных органов или организма в целом. При этом признавали возможность влияния на борьбу ян и инь различных факторов окружающей среды, условий и образа жизни, питания и др.

В Древнем Китае производилось анатомирование трупов. Основным органом, по представлениям древнекитайских врачей, было сердце. Печень рассматривалась как обиталище души, а желчный пузырь — мужества. В китайских источниках впервые упоминается о замкнутой системе кровообращения.

Врачебные знания передавались из поколения в поколение. Есть основания считать, что основной формой подготовки врачей в Древнем Китае были семейные и так называемые ремесленные школы (опытные врачи набирали для подготовки учеников). Вместе с тем высказывается предположение, что при дворах императоров существовали медицинские школы под руководством наиболее знаменитых врачей. В эпоху Чжоу (11—3 вв. до н.э.) медики делились на пять категорий в соответствии с квалификацией. В результате ежегодных проверок лучшие врачи получали награды, на малоспособных налагались взыскания.

    Крупный вклад в развитие китайской М. внес Цан Гун (267—215 гг. до н.э.). Он ввел записи, в которых указывались дата осмотра, состояние больного, назначения и результаты лечения. Это были первые истории болезни. К выдающимся врачам первых веков н.э. относятся Чжан Чжун-цзин (150—219 гг. н.э.) — автор обширного трактата об инфекционных заболеваниях, содержащего 400 способов лечения и более 100 советов по профилактике заразных болезней, Ван Шу-хэ (210—285 гг. н.э.), который на основе трудов Чжан Чжун-цзина и других, более древних источников написал «Книгу о пульсе» в 10 томах

    Содержание и общие положения М. Древнего Китая прослеживаются уже в трактате «Чжоуские ритуалы», где медицина подразделяется на внутренние болезни, хирургию, диететику и ветеринарию. По-видимому, рано выделились в самостоятельные разделы учение о глазных болезнях, акушерство и гинекология. Китайским врачам были известны болезни сердца, психические нарушения, заразные болезни.

   Хирурги армии (медико-санитарная организация в китайской армии была создана не позднее 5—4 вв. до н.э.) с успехом лечили не только своих воинов, но и солдат враждебного лагеря, которых по выздоровлении отпускали домой. Древнекитайские врачи умели делать чревосечения. Для обезболивания использовали сок конопли и растений семейства пасленовых, вино. Из подручных средств (бамбук, керамика, древесная кора, листья пальм и пр.) изготовлялись шины, бандажи, повязки, шовный материал, жгуты. При раскопках найдены различные хирургические инструменты из бронзы, железа, костей, раковин.

    Диагностика издревле была одним из важнейших звеньев врачевания. Важными для диагностики считали осмотр и опрос больного. Особое внимание уделялось «окнам тела» — ушам, рту, ноздрям и другим естественным отверстиям тела; мочу исследовали на вкус.

    Большое место занимало учение о пульсе. Была разработана скрупулезная система его исследования и трактовки полученных результатов. По мнению древнекитайских врачей, с помощью исследования пульса можно выяснить все совершавшиеся в организме человека процессы: работу сердца, легких, печени, течение соков, крови в жилах, «игру» чувств — печаль, гнев, радость, болевые ощущения, состояние экстаза, томление духа. Различали разновидности пульса по скорости, силе, ритму, характеру пауз пульсовой волны. Пальпация артерии у лучезапястного сочленения продолжалась многими часами, требовала от врача большого профессионального искусства, внутренней сосредоточенности.

    Лечебные назначения зависели от общего состояния больного, предполагаемой причины болезни и прогноза. При этом древнекитайские врачи исходили из положения, что при любой болезни поражается организм в целом, «Избегай лечить только голову, если болит голова, и лечить только ноги, если болят ноги».

Ван Шу-хэ (210—285 гг. н.э.), который на основе трудов Чжан Чжун-цзина и других, более древних источников написал «Книгу о пульсе» в 10 томах. Учение Ван Шу-хэ о пульсе получило широкое признание среди китайских врачей и было воспринято в других странах Востока. В частности. Ибн-Сина (Авиценна) различал 46 видов пульса, 35 из которых взял из китайской практики.

5.7. Китайская традиционная медицина иглоукалывание, прижигание, массаж, гимнастика (цигун)

    Оригинальными методами лечения, составляющими своеобразие китайской М., являлись широко применяемые до настоящего времени иглоукалывание и прижигание. Древнекитайские врачи широко использовали диетотерапию, водные процедуры, массаж, солнечные ванны. В 2 в. н.э. в медицину Китая вошла своеобразная пластическая гимнастика, явившаяся продолжением гораздо более древней традиции. Рассчитанный на психологический эффект, этот вид лечебной физкультуры ставил своей задачей отвлечь внимание больного от скорбных мыслей, снять болевые ощущения, создать радостное настроение. Гимнастика оказывала положительное действие при болезнях органов движения, пищеварительной системы.

Своеобразный, насчитывающий несколько тысячелетий метод лечения представляет в китайской медицине чжень-цзю терапия — иглоукалывание и прижигание. Еще в глубокой древности было замечено, что порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов. Например, введение игл в основание 1 и 2 пальцев с тыльной стороны ладони излечивает от бессонницы. Врачеватели др. Китая пришли к выводу о существовании жизненных точек, раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов. Существует специализация игл и деление их на виды. Иглоукалывание использовалось в сочетании с тепловым воздействием на жизненные точки посредством зажженных сухих листьев лекарственных растений. Существовало несколько видов прижиганий. Назначение уколов — облегчить передвижение по сосудам крови и особого «жизненно необходимого» газообразного вещества, ликвидировать их «застой» и тем самым устранить причину заболевания. Уколам приписывается также влияние, стимулирующее, регулирующее, координирующее деятельность нервной системы. На теле человека насчитывается более 600 «жизненных точек», подлежащих уколам в разных случаях. Издавна в Китае имелись рисунки и модели тела с нанесенными на них точками для уколов. Наряду с уколами в китайской медицине применяется прижигание (мокса) тех же «жизненных точек» на теле зажженными палочками высушенной полыни или особой пакли. Уколам и прижиганиям приписывается не столько местное, сколько общее действие.

5.8. Развитие лекарственного лечения. Вариоляция. Деятельность выдающихся китайских врачей Бянь Цао, Хуа То. Санитарно технические сооружения.

    Лечебные назначения зависели от общего состояния больного, предполагаемой причины болезни и прогноза. При этом древнекитайские врачи исходили из положения, что при любой болезни поражается организм в целом, «Избегай лечить только голову, если болит голова, и лечить только ноги, если болят ноги».

На арсенал применяемых лекарственных средств повлияло разнообразие географического ландшафта страны и ее флоры. Корень женьшеня начали использовать не позднее 5—6 вв. до н.э. Морскими водорослями издавна лечили зоб. Тунговое масло применяли при кожных заболеваниях, орехи бетеля — против глистов, цветы камелии — при ожогах, цветы персиков — как мочегонное средство, при запорах, опухолях. Широко использовали семя подорожника, лотос, папоротник, одуванчик, камфору, индийскую коноплю, имбирь, лимонник, ипекакуану, мускус. Коконами шелкопряда лечили детские судороги, панцирем черепах — цингу, свежей печенью морских рыб — куриную слепоту. Растительные краски применяли при лечении многих кожных болезней, малярии. В большом употреблении были сурьма, олово, свинец, соединения меди, серебра и особенно ртути (киноварь). «Ртутные камни» использовали при лечении сифилиса. Были открыты противочесоточные свойства серы. В древней китайской медицине обезболивание достигалось вытяжкой мандрагоры, опием, гашишем

Классификация лекарственных средств по их фармакологическим свойствам практиковалась за несколько веков до нашей эры. Врачи выделяли в отдельные группы кровоочистительные, слабительные, чихательные средства и др. «Трактат о корнях и травах» («Шэнь-нуна», не ранее 11 и не позднее 5 в. до н.э.), включавший описание 365 лекарственных растений, является древнейшей фармакопеей мира.

Сохранились имена видных китайских врачей: Бянь Цао, жившего в V веке до п. э., Хуа То — хирурга, жившего около II века н. э., производившего полостные операции, применявшего шов и обезболивание (опием, индийской коноплей, аконитом и другими средствами), Чжан Чжун-цзиня, прославившегося лечением лихорадок и др. Крупным памятником древней медицины Китая является книга «О природе и жизни», переработанная в VIII веке врачом Ван Бином. Широкое распространение в Китае имела вариоляция в целях предохранения от заболевания оспой: в ноздри здоровым людям вводили высушенный гной оспенных пустул больного.Основным методом лечения считалось лечение противоположным: жара — холодом и наоборот и т. п. изоляция больных при лечении проказы, оспы и др. Разработаны были приемы массажа.

Широко применяли мероприятия, направленные на охрану общественного и личного здоровья. Так, территория будущего поселения подвергалась санитарной мелиорации, площади и улицы в городах были вымощены. Кварталы располагались на сухих, освещенных солнцем южных склонах вблизи источников доброкачественной питьевой воды. Дома аристократов возводились на фундаментах, были светлыми, просторными. Отопление в зажиточных домах осуществлялось «канами» — трубами, проходящими внутри стен и под полом, по которым циркулировал нагретый воздух из печи, расположенной во дворе, в жилье не было копоти и угара. Мебель в домах богачей состояла из шелковых, бамбуковых ширм, сундуков, ларей из сандалового дерева, кроватей, дом освещался светильнями с ароматическими веществами. В эпосе «Шицзин» есть много стихов, воспевающих заботу простых людей о чистоте и опрятности жилья. В домах периодически выкуривали насекомых, замазывали щели от мышей. В народе считалось, что чистота в доме полезна не только для здоровья, она источник приятных эмоций. Мытье, стирка белья были общепринятым обычаем. Для поддержания чистоты тела пользовались горячей водой. Была распространена традиция мытья ног при входе в жилье. «Чжоускими ритуалами» предписывалось каждому китайцу с восходом солнца умываться и полоскать рот, мыть руки 5 раз в день, один раз в 3 дня мыть голову и один раз в 5 дней купаться. В качестве мыла употребляли мыльный корень, щелок, растения, богатые сапонинами. Пищу готовили и ели на столах. У бедняков столами служили «зеленые» (из бамбука, тростника) циновки. Количество и разнообразие посуды зависели от социального происхождения хозяина. Кухонную и столовую посуду чистили песком, мыли колодезной, дождевой водой.

    В Китае еще до нашей эры применяли предупредительные меры против оспы в виде вариоляции. Самоизоляция, покидание человеком насиженных мест при эпизоотии грызунов (крыс и мышей) рассматривались как одна из мер предупреждения чумоподобных болезней. Для защиты от москитов, комаров употребляли пологи, сетки на голову, от мух — остро пахнущее кунжутное масло. Сохранилось много народных изречений о вреде пьянства.

    В Древнем Китае были популярны танцы, спортивные игры (борьба, скачки, охота, гребля). Лазаньем по канатам, лианам на стены домов, высокие деревья занимались ради развлечения и люди «вечереющего» возраста. Многие физические упражнения имитировали движения животных, отличающихся силой, ловкостью, быстротой и грацией (медведя, тигра, оленя, птицы, обезьяны).

    Расширяющиеся культурные связи Китая обусловили распространение китайской медицины в Тибет, Корею, Японию, Монголию, на Дальний Восток, в Среднюю Азию.

topuch.ru

Китайская традиционная медицина иглоукалывание, прижигание, массаж, гимнастика (цигун)

Оригинальными методами лечения, составляющими своеобразие китайской М., являлись широко применяемые до настоящего времени иглоукалывание и прижигание. Древнекитайские врачи широко использовали диетотерапию, водные процедуры, массаж, солнечные ванны. В 2 в. н.э. в медицину Китая вошла своеобразная пластическая гимнастика, явившаяся продолжением гораздо более древней традиции. Рассчитанный на психологический эффект, этот вид лечебной физкультуры ставил своей задачей отвлечь внимание больного от скорбных мыслей, снять болевые ощущения, создать радостное настроение. Гимнастика оказывала положительное действие при болезнях органов движения, пищеварительной системы.

Своеобразный, насчитывающий несколько тысячелетий метод лечения представляет в китайской медицине чжень-цзю терапия — иглоукалывание и прижигание. Еще в глубокой древности было замечено, что порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов. Например, введение игл в основание 1 и 2 пальцев с тыльной стороны ладони излечивает от бессонницы. Врачеватели др. Китая пришли к выводу о существовании жизненных точек, раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов. Существует специализация игл и деление их на виды. Иглоукалывание использовалось в сочетании с тепловым воздействием на жизненные точки посредством зажженных сухих листьев лекарственных растений. Существовало несколько видов прижиганий. Назначение уколов — облегчить передвижение по сосудам крови и особого «жизненно необходимого» газообразного вещества, ликвидировать их «застой» и тем самым устранить причину заболевания. Уколам приписывается также влияние, стимулирующее, регулирующее, координирующее деятельность нервной системы. На теле человека насчитывается более 600 «жизненных точек», подлежащих уколам в разных случаях. Издавна в Китае имелись рисунки и модели тела с нанесенными на них точками для уколов. Наряду с уколами в китайской медицине применяется прижигание (мокса) тех же «жизненных точек» на теле зажженными палочками высушенной полыни или особой пакли. Уколам и прижиганиям приписывается не столько местное, сколько общее действие.

Развитие лекарственного лечения. Вариоляция. Деятельность выдающихся китайских врачей Бянь Цао, Хуа То. Санитарно технические сооружения.

Лечебные назначения зависели от общего состояния больного, предполагаемой причины болезни и прогноза. При этом древнекитайские врачи исходили из положения, что при любой болезни поражается организм в целом, «Избегай лечить только голову, если болит голова, и лечить только ноги, если болят ноги».

На арсенал применяемых лекарственных средств повлияло разнообразие географического ландшафта страны и ее флоры. Корень женьшеня начали использовать не позднее 5—6 вв. до н.э. Морскими водорослями издавна лечили зоб. Тунговое масло применяли при кожных заболеваниях, орехи бетеля — против глистов, цветы камелии — при ожогах, цветы персиков — как мочегонное средство, при запорах, опухолях. Широко использовали семя подорожника, лотос, папоротник, одуванчик, камфору, индийскую коноплю, имбирь, лимонник, ипекакуану, мускус. Коконами шелкопряда лечили детские судороги, панцирем черепах — цингу, свежей печенью морских рыб — куриную слепоту. Растительные краски применяли при лечении многих кожных болезней, малярии. В большом употреблении были сурьма, олово, свинец, соединения меди, серебра и особенно ртути (киноварь). «Ртутные камни» использовали при лечении сифилиса. Были открыты противочесоточные свойства серы. В древней китайской медицине обезболивание достигалось вытяжкой мандрагоры, опием, гашишем

Классификация лекарственных средств по их фармакологическим свойствам практиковалась за несколько веков до нашей эры. Врачи выделяли в отдельные группы кровоочистительные, слабительные, чихательные средства и др. «Трактат о корнях и травах» («Шэнь-нуна», не ранее 11 и не позднее 5 в. до н.э.), включавший описание 365 лекарственных растений, является древнейшей фармакопеей мира.

Сохранились имена видных китайских врачей: Бянь Цао, жившего в V веке до п. э., Хуа То — хирурга, жившего около II века н. э., производившего полостные операции, применявшего шов и обезболивание (опием, индийской коноплей, аконитом и другими средствами), Чжан Чжун-цзиня, прославившегося лечением лихорадок и др. Крупным памятником древней медицины Китая является книга «О природе и жизни», переработанная в VIII веке врачом Ван Бином. Широкое распространение в Китае имела вариоляция в целях предохранения от заболевания оспой: в ноздри здоровым людям вводили высушенный гной оспенных пустул больного.Основным методом лечения считалось лечение противоположным: жара — холодом и наоборот и т. п. изоляция больных при лечении проказы, оспы и др. Разработаны были приемы массажа.

Широко применяли мероприятия, направленные на охрану общественного и личного здоровья. Так, территория будущего поселения подвергалась санитарной мелиорации, площади и улицы в городах были вымощены. Кварталы располагались на сухих, освещенных солнцем южных склонах вблизи источников доброкачественной питьевой воды. Дома аристократов возводились на фундаментах, были светлыми, просторными. Отопление в зажиточных домах осуществлялось «канами» — трубами, проходящими внутри стен и под полом, по которым циркулировал нагретый воздух из печи, расположенной во дворе, в жилье не было копоти и угара. Мебель в домах богачей состояла из шелковых, бамбуковых ширм, сундуков, ларей из сандалового дерева, кроватей, дом освещался светильнями с ароматическими веществами. В эпосе «Шицзин» есть много стихов, воспевающих заботу простых людей о чистоте и опрятности жилья. В домах периодически выкуривали насекомых, замазывали щели от мышей. В народе считалось, что чистота в доме полезна не только для здоровья, она источник приятных эмоций. Мытье, стирка белья были общепринятым обычаем. Для поддержания чистоты тела пользовались горячей водой. Была распространена традиция мытья ног при входе в жилье. «Чжоускими ритуалами» предписывалось каждому китайцу с восходом солнца умываться и полоскать рот, мыть руки 5 раз в день, один раз в 3 дня мыть голову и один раз в 5 дней купаться. В качестве мыла употребляли мыльный корень, щелок, растения, богатые сапонинами. Пищу готовили и ели на столах. У бедняков столами служили «зеленые» (из бамбука, тростника) циновки. Количество и разнообразие посуды зависели от социального происхождения хозяина. Кухонную и столовую посуду чистили песком, мыли колодезной, дождевой водой.

В Китае еще до нашей эры применяли предупредительные меры против оспы в виде вариоляции. Самоизоляция, покидание человеком насиженных мест при эпизоотии грызунов (крыс и мышей) рассматривались как одна из мер предупреждения чумоподобных болезней. Для защиты от москитов, комаров употребляли пологи, сетки на голову, от мух — остро пахнущее кунжутное масло. Сохранилось много народных изречений о вреде пьянства.

В Древнем Китае были популярны танцы, спортивные игры (борьба, скачки, охота, гребля). Лазаньем по канатам, лианам на стены домов, высокие деревья занимались ради развлечения и люди «вечереющего» возраста. Многие физические упражнения имитировали движения животных, отличающихся силой, ловкостью, быстротой и грацией (медведя, тигра, оленя, птицы, обезьяны).

Расширяющиеся культурные связи Китая обусловили распространение китайской медицины в Тибет, Корею, Японию, Монголию, на Дальний Восток, в Среднюю Азию.

6. Литература для преподавателей (в т.ч. на электронных носителях).

Основная литература

1.Лисицын, Ю. П. История медицины: учебник для студ. мед. вузов / Ю. П. Лисицын. – М, 2010. – 304 с. – Режим доcтупа:

http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970415030.html

Дополнительная литература

1.Мирский, М.Б. История медицины и хирургии: учеб. пособие для студентов / М.Б. Мирский – М., 2010. – 528 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414293.html.

ЗАНЯТИЕ 4

lektsia.com

5.5. Древний Китай. Источники изучения медицины Китая. Философские основы китайской медицины даосизм и конфуцианство

Древнейшее в истории Китая государство Шан сформировалось в середине II тысячелетия до н. э. в долине Хуанхэ (Желтая река). К этому времени относится и создание китайской иероглифической письменности. Древние китайские тексты записывались на черепашьих щитах (панцирях), бамбуковых дощечках, бронзовых ритуальных сосудах, каменных барабанах, а затем — на шелку и бумаге, которая была изобретена в Китае в I в. до н. э.

Древнекитайским ученым принадлежат многие открытия и изобретения в области естествознания и техники. В 4 в. составлен первый в мире звездный каталог, включавший около 800 светил, китайскими астрономами была сделана первая запись наблюдений солнечных пятен. Чжан Цан нашел метод решения уравнений с двумя и тремя неизвестными; введены понятие об отрицательных величинах и правила действий с ними. Китайским ученым принадлежат изобретения компаса, туши для письма бумаги, фарфора, книгопечатания, пороха. Однако в связи с известной изолированностью и замкнутостью китайской культуры, порожденными главным образом идеей исключительности и избранности китайской нации, проповедуемой официальной китайской идеологией в течение 2 тысячелетий, выдающиеся достижения китайской естественнонаучной и технической мысли не оказали существенного влияния на развитие мировой культуры. Большинство из них не было известно другим народам и позднее было заново открыто учеными других стран. Это относится в определенной степени и к достижениям китайской медицины.

Не позднее 1—2 вв. н.э. произошел переход от чисто рабовладельческого строя к феодальному. В течение тысячелетий Китай представлял собой уникальный пример стабильности традиционной системы и традиционной медицины, что в значительной степени связано с локальностью китайской цивилизации, обусловленной причинами географического, социально-экономического и политического характера.

Два больших периода врачевания: царский (18 – 3 в до н.э.) и империи Хань (3в до н.э. – 14 в. н.э.) В основу медицины легли стихийно-материалистические воззрения древних философов. Древнейший медицинский текст – «Канон врачевания».

На развитие естественно-научных взглядов оказало влияние представление о взаимодействии пассивной женской (инь) и мужской активности (янь) и 5 первоэлементов, из которых возникает многообразие мира: вода, огонь, металл, земля, дерево. Различное соотношение синдромов приводит к болезни.

Медицина делилась на внутренние болезни, хирургию, диагностику, ветеринарию. В самостоятельный раздел вышло учение о глазных болезнях. Известны были болезни с сердца, легких, психические нарушения. В диагностике – внешний осмотр и опрос больных. Различали свыше 20 видов пульса. Исходили из того, что при любой болезни надо лечить весь организм. Характерной особенностью китайской медицины являлась терапия иглоукалывания и акупунктуры. Существовало несколько видов прижиганий. Лечили женьшенем, морскими водорослями зоб, панцирем черепахи – цингу, мускусом – болезни сердца. Применялись сурьма , олово, свинец, ртуть. Известны противочесоточные свойства серы. За несколько веков до н.э. составлены классификации лекарственных средств. Созд. спец. мед. школы в 6 в.

Наиболее распространенная оздоровительная техника в Китае – Ци-Гун.В ней испульзуется ряд упражнений позволяющих укрепить костно-мышечную систему и внутренние органы. Другой вид китайской гимнастики – У-Шу является воинким искусством. Гимнастика У-Шу направлена на развитие наступательных и защитных способностей организма.

Основная форма подготовки врачей - семейные и ремесленные школы при дворцах императоров. В эпоху Чжоу (11-3 вв.до н.э. медики делились на 5 категорий в соответствии с квалификацией. Ежегодно проводились проверки. Лучшие получали подарки, а худшие взыскания. Лекарственное врачевание в древнем Китае достигло высокого совершенства. Традиционная китайская медицина долгое время развивалась изолировано от других культур земного шара. В Европу сведения о ней проникли в 18 в.

Тибетская медицина испытала влияние как Китая, так и Индии. Понятие о 3 началах (газ, слизь,желчь). Обучение при школах, монастырях. Ассортимент лекарств – 1000 наименований. Важным разделом была диагностика. Мясо различных животных считалось лечебным средством.

    Для религиозных представлений было характерно сочетание элементов различных верований и религий. К 6—3 вв. до н.э. сформировались основные направления китайской философской мысли, которые в дальнейшем легли в основу официальной идеологии, религиозных и морально-этических представлений большинства населения Китая. Важнейшими из них были даосизм и конфуцианство.

    В основе даосизма, возникшего в 4—3 вв. до н.э., лежит представление о наличии таинственной, не познаваемой разумом и не выразимой словами, присутствующей во всем, первопричине вселенной (дао — буквальное значение «путь»). Противопоставляя природу обществу, даосизм призывает освободиться от оков цивилизации, обязанностей, долга и возвратиться к простой, близкой к природе жизни. Одной из основных целей приверженцев даосизма было достижение активного долголетия, для чего использовались разнообразные методы, включая специальные диеты, комплексы физических и дыхательных упражнений, режим и т.п. Обеспечению долголетия служат и этические установки, сводящиеся к абсолютному отрицанию политики и морали или к самоустранению, уступчивости, отказу от желаний, борьбы и т.п. В соответствии с этим учением предпринимались и попытки поиска эликсира бессмертия, что способствовало развитию китайской алхимии.

    Конфуцианство [по имени основателя, китайского философа Конфуция (кит. Кун-цзы), около 551—479 гг. до н.э.] носило выраженный этико-политический характер и с самого начала выражало интересы наследственной аристократии, считая закономерным и справедливым существование эксплуатации и социального неравенства. Основным принципом конфуцианской этики являлось понятие «жэнь» («гуманность») как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения норм поведения (этикета), базирующихся на соблюдении почтительности и уважения к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т.д. Конфуцием были обоснованы и фундаментальные положения традиционных верований китайцев: о небе как целенаправленной божественной силе, от которой зависит судьба общества и каждого отдельного жителя «поднебесной», о божественном происхождении власти государя — «сына неба», о верности подданного государю, о господстве «сына неба» над всеми народами Вселенной. В 136 г. до н.э. конфуцианство было провозглашено официальной идеологией и просуществовало в этом качестве до крушения монархии (1911).

    Источники изучения М. Китая разнообразны; они представлены материалами археологии и памятниками письменности. Ценнейшим литературным памятником древнекитайской культуры является Сборник песен и гимнов («Шицзин»), относящийся к 11—6 вв. до н.э. В сборнике имеются стихи, характеризующие жилище, пищу, одежду, труд, семейные отношения, болезни, лекарства, индивидуальные и общественные санитарно-гигиенические традиции. В «Чжоуских ритуалах» (11—7 вв. до н.э.) упоминаются некоторые разделы М., ветеринария. Древнейшим произведением медицинской литературы, обобщившим многовековой опыт китайских врачей, является «Трактат о внутреннем» («Нейцзин», 6 в. до н.э.), состоящий из двух частей — «Простые рассказы» и «Книга чудес»; его предполагамый автор — Цинь Юэ-жень Бянь Цао. Считают, что он один из первых в Китае применил исследование пульса, отлично владел методом иглотерапии, лечил детские и женские болезни.

5.6. Учения о пяти стихиях (У-Син) и двух противоположных началах (Инь-Ян). Диагностика. Учение о пульсе.   

На развитие естественнонаучных взглядов определяющее влияние оказала натурфилософия, восходящая к древним (возникшим не позднее 9—8 вв. до н.э.) представлениям о взаимодействии пассивной силы (инь) и мужской активности (ян). 'Эти идеи слились с возникшим позднее учением о взаимопревращении пяти первостихий (металла, дерева, воды, огня, земли) и были усвоены почти всеми философскими школами.

В соответствии со сложившимися под влиянием основных положений натурфилософии взглядами, человек представляет собой мир в миниатюре (микрокосмос) и состоит из пяти первоэлементов, которые попадают в организм с пищей 

    Общепатологические воззрения древнекитайских врачей также исходили из натурфилософских представлений: причиной возникновения болезней считали нарушение соотношений активного (ян) и пассивного (инь) начал, которые в организме, так же как и в окружающей природе, находятся в постоянной борьбе. С действием ян связывали гиперфункцию, с действием инь — гипофункцию отдельных органов или организма в целом. При этом признавали возможность влияния на борьбу ян и инь различных факторов окружающей среды, условий и образа жизни, питания и др.

В Древнем Китае производилось анатомирование трупов. Основным органом, по представлениям древнекитайских врачей, было сердце. Печень рассматривалась как обиталище души, а желчный пузырь — мужества. В китайских источниках впервые упоминается о замкнутой системе кровообращения.

Врачебные знания передавались из поколения в поколение. Есть основания считать, что основной формой подготовки врачей в Древнем Китае были семейные и так называемые ремесленные школы (опытные врачи набирали для подготовки учеников). Вместе с тем высказывается предположение, что при дворах императоров существовали медицинские школы под руководством наиболее знаменитых врачей. В эпоху Чжоу (11—3 вв. до н.э.) медики делились на пять категорий в соответствии с квалификацией. В результате ежегодных проверок лучшие врачи получали награды, на малоспособных налагались взыскания.

    Крупный вклад в развитие китайской М. внес Цан Гун (267—215 гг. до н.э.). Он ввел записи, в которых указывались дата осмотра, состояние больного, назначения и результаты лечения. Это были первые истории болезни. К выдающимся врачам первых веков н.э. относятся Чжан Чжун-цзин (150—219 гг. н.э.) — автор обширного трактата об инфекционных заболеваниях, содержащего 400 способов лечения и более 100 советов по профилактике заразных болезней, Ван Шу-хэ (210—285 гг. н.э.), который на основе трудов Чжан Чжун-цзина и других, более древних источников написал «Книгу о пульсе» в 10 томах

    Содержание и общие положения М. Древнего Китая прослеживаются уже в трактате «Чжоуские ритуалы», где медицина подразделяется на внутренние болезни, хирургию, диететику и ветеринарию. По-видимому, рано выделились в самостоятельные разделы учение о глазных болезнях, акушерство и гинекология. Китайским врачам были известны болезни сердца, психические нарушения, заразные болезни.

   Хирурги армии (медико-санитарная организация в китайской армии была создана не позднее 5—4 вв. до н.э.) с успехом лечили не только своих воинов, но и солдат враждебного лагеря, которых по выздоровлении отпускали домой. Древнекитайские врачи умели делать чревосечения. Для обезболивания использовали сок конопли и растений семейства пасленовых, вино. Из подручных средств (бамбук, керамика, древесная кора, листья пальм и пр.) изготовлялись шины, бандажи, повязки, шовный материал, жгуты. При раскопках найдены различные хирургические инструменты из бронзы, железа, костей, раковин.

    Диагностика издревле была одним из важнейших звеньев врачевания. Важными для диагностики считали осмотр и опрос больного. Особое внимание уделялось «окнам тела» — ушам, рту, ноздрям и другим естественным отверстиям тела; мочу исследовали на вкус.

    Большое место занимало учение о пульсе. Была разработана скрупулезная система его исследования и трактовки полученных результатов. По мнению древнекитайских врачей, с помощью исследования пульса можно выяснить все совершавшиеся в организме человека процессы: работу сердца, легких, печени, течение соков, крови в жилах, «игру» чувств — печаль, гнев, радость, болевые ощущения, состояние экстаза, томление духа. Различали разновидности пульса по скорости, силе, ритму, характеру пауз пульсовой волны. Пальпация артерии у лучезапястного сочленения продолжалась многими часами, требовала от врача большого профессионального искусства, внутренней сосредоточенности.

    Лечебные назначения зависели от общего состояния больного, предполагаемой причины болезни и прогноза. При этом древнекитайские врачи исходили из положения, что при любой болезни поражается организм в целом, «Избегай лечить только голову, если болит голова, и лечить только ноги, если болят ноги».

Ван Шу-хэ (210—285 гг. н.э.), который на основе трудов Чжан Чжун-цзина и других, более древних источников написал «Книгу о пульсе» в 10 томах. Учение Ван Шу-хэ о пульсе получило широкое признание среди китайских врачей и было воспринято в других странах Востока. В частности. Ибн-Сина (Авиценна) различал 46 видов пульса, 35 из которых взял из китайской практики.

studfiles.net

Тесты для проверки знаний по теме

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 10Следующая ⇒

Врачевание в Древней Индии

1. Источниками изучения врачевания истории врачевания в Древней Индии являются:

1. «Чарака-самхита»;

2. «Сушрута-самхита»;

3. Законы Хаммурапи;

4. «Предписания Ману».

 

2. Наиболее известные врачи Древней Индии:

1. Дживака;

2. Гиппократ;

3. Чарака;

4. Сушрута.

 

Религия оказавшая существенное влияние на развитие медицины в Древней Индии?

1. Христианство;

2. Буддизм;

3. Гиппократ;

4. Индуизм.

 

Первоисточниками изучения медицины Древней Индии?

1. летописи;

2. Веды;

3. законы Ману;

4. папирусы.

 

5. С позиций Аюрведы для лечения болезней необходимо:

1. использовать закаливание и физические упражнения;

2. больше внимания уделить диетам и правильному питанию;

3. использовать пульсовую диагностику;

4. использовать исключительно природные средства лечения: травы, специи, минералы, эфирные масла и т.п.

 

6. Для лечения больных в Древней Индии использовали следующие материалы:

1. золото;

2. ртуть;

3. камень;

4. медь.

 

7. Обучение в Древней Индии медицине проводилось в:

1. в храмах;

2. в специальных школах типа университета;

3. в медицинских школах;

4. на дому у целителей.

 

8. После окончания обучения, будущий индийский врачеватель произносил:

1. клятву;

2. обет;

3. молитву;

4. проповедь.

 

9. В Древней Индии врачу запрещалось требовать вознаграждения от:

1. богатых людей;

2. обездоленных;

3. друзей врача;

4. брахманов.

 

10. Функции раджи в Древней Индии заключались в:

1. дать право лечебной практики;

2. контролировать деятельность врачевателей;

3. контролировать соблюдение врачебной этики;

4. контролировать семейное положение врача.

 

11. Высокоразвитая система традиционного врачевания Древней Индии, сложившаяся к началу н.э.:

1. Аюрведа;

2. «Ригведа»;

3. «Рамаяна»;

4. йога.

 

12. Право заниматься врачеванием имели представители следующих древнеиндийских каст в Древней Индии:

1. брахманы;

2. кшатрии;

3. парии;

4. вайшьи.

 

13. История врачевания Древней Индии включает:

1. 2 этапа;

2. 3 этапа;

3. 4 этапа;

4. 5 этапов.

 

14. Периодами истории врачевания Древней Индии являются:

1. ведийский;

2. царский;

3. классический;

4. ранний.

 

15. Характерными чертами хараппской цивилизации в Древней Индии являются:

1. Плановая застройка городов;

2. развитие искусственного орошения;

3. развитие судоходства;

4. создание письменности.

 

16. Сведения о врачевании ведийского периода сохранились в:

1. «Ригведе»;

2. «Чарака - сашхита»;

3. «Сушрута - сашхита»;

4. «Ахтарваведе».

 

17. Главные медицинские божества ведийского периода:

1. Рудра;

2. Ашоки;

3. Дживака;

4. Агни.

 

Врачевание в Древнем Китае

1. Причинами болезней в Древнем Китае считали:

1. нарушение равновесия двух противоположных начал: инь и ян;

2. долгое пребывание в одном из эмоциональных состояний;

3. взаимодействие с инфекционными факторами;

4. перераспределение энергии.

 

2. Механизм действия акупунктуры заключается в следующем:

1. энергия в теле человека течет через специальные каналы;

2. в определенных точках на поверхности кожи проецируются главные каналы;

3. через главные каналы энергия или выходит, или восполняется ее недостаток;

4. восстанавливается нарушенный баланс инь-ян;

 

3. Медицинскими трудами Тибета являются:

1. «Чжуд-ши»;

2. «Атлас тибетской медицины»;

3. Книга перемен;

4. Книга жизни.

 

4. Причинами болезни в Древнем Китае считали:

1. нарушения равновесия между янь и инь;

2. влияние звезд;

3. различное состояние воздуха газа;

4. различное состояние жидкостей.

 

5. Вершиной диагностики Древнего Китая, является:

1. определение запахов;

2. исследование пульса;

3. определение звуков в теле человека;

4. прощупывание тела больного человека.

 

6. Диагностика в Древнем Китае основывалась на следующих методах:

1. осмотр кожи, глаз, слизистых;

2. пальпация живота;

3. определение настроения больного;

4. определение запахов тела.

 

7. Растения, которые применяют в народной Китайской медицине:

1. женьшень;

2. ландыш;

3. кофе;

4. валериана.

 

8. К методам обследования больного в Древнем Китае не относится:

1. выслушивание звуков, возникающих в теле человека;

2. прощупывание тела больного человека;

3. определение его запахов;

4. измерение температуры тела больного.

 

9. Знания о строении человеческого тела в Китае были:

1. минимальными;

2. достаточно высокими;

3. отсутствовали;

4. средними.

 

10. Самые распространенные методы лечения в Древнем Китае:

1. лечение водой;

2. лечение от противного;

3. иглоукалывание;

4. ароматерапия.

 

11. При натуральной оспе в Древнем Китае применяли:

1. вакцинацию;

2. вариоляцию;

3. хирургическое вмешательство;

4. иглоукалывание.

 

12. В Древнем Китае вариоляция производилась путем:

1. втирания в кожу;

2. вдувания в ноздри;

3. прижиганием;

4. иглоукалыванием.

 

13. В Древнем Китае считали, что настоящий врач - это тот, кто:

1. делает иглоукалывание;

2. назначает физические упражнения;

3. проводит операции;

4. предупреждает болезнь.

 

14. Для китайской медицины традиционными являются:

1. инь-янь хирургия;

2. дзю-хирургия;

3. чжэнь-цзю терапия.

4. инь-янь терапия;

 

15. Медицинский приказ периода расцвета Древнего Китая:

1. обслуживал императорский двор;

2. организовывал борьбу с эпидемиями;

3. обеспечивал организацию медицинской службы в войсках во время походов;

4. контролировал работу провинциальных врачей.

 

16. Элементом традиционной китайской медицины не является:

1. прижигание;

2. диететика;

3. система дыхательных упражнений;

4. асаны.

 

17. Сколько видов пульса различали в Древнем Китае?:

1. до 28;

2. до 25;

3. до 20;

4. до 15.

 

18. Сколько разновидностей игл существовало в Древнем Китае для осуществления акупунктуры:

1. 15;

2. 12;

3. 9;

4. 6.

 

19. Лечебная гимнастика у син ши в переводе с китайского – это:

1. игра 3-ёх зверей;

2. игра 4-ёх зверей;

3. игра 5 зверей;

4. игра 6 зверей.

 

Темы рефератов и сообщений:

1. Философско-религиозное учение – Аюрведа.

2. Аюрведическая медицина.

3. Развитие хирургии в Древней Индии.

4. Буддизм и медицина.

5. История происхождения и развития китайской медицины.

6. Натурфилософское учение и врачевание в Древнем Китае.

7. Учение о пульсе в Древнем Китае.

8. Диагностика болезней в Древнем Китае.

9. Значение практики чжэнь-цзю для целительства Древнего Китая.

 

Основные термины и понятия: акупунктура, буддизм, брахманизм, бхишдж, варны, даосизм, дхармашала, конфуцианство, «Нэйцзин» Свод законов Ману, традиционная медицина, «Сушрута-самхита», «Чарака-самхита» .

Литература:

А) Основная

1. Алексеева Е.В. Краткий терминологический словарь для изучающих историю медицины. М., 2008.

2. Бородулин Ф.Г. История медицины. Избранные лекции. М., 1961.

3. Грибанов Э.Д. Источники изучения истории медицины и здравоохранения: Учебное пособие. М., 1980.

4. Грицак Е.Н. Популярная история медицины. М., 2003.

5. Заблудовский П.Е., Крючок Р.Р., Кузьмин М.К. История медицины. М., 1981.

6. История медицины: материалы к курсу истории медицины / Под ред. Б.П. Петрова. М., 1954.

7. Кузьмин М.К. История медицины: Очерки. М., 1978.

8. Лисицын Ю.П. История медицины: Учебник. М., 2004.

9. Лисицын Ю.П. История медицины: краткий курс. М., 2010.

10. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Бородулина. М., 2002.

11. Мультановский М.П. История медицины: Учебник. М., 1967.

12. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник. В 2-х т. М., 1992.

13. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник.4-е изд. М., 2005.

14. Хрестоматия по истории медицины / Сост. Э.Д. Грибанов. Под ред. и с примеч. П.Е. Заблудовского. М., 1968.

15. Хрестоматия по истории медицины: учебное пособие / Под ред. Д.А. Балалыкина. М., 2012.

 

Б) Дополнительная

1. Базарон Э.Г. Тибетская медицина и религия // Материалы по изучению источников традиционной системы индо-тибетской медицины. Новосибирск, 1982.

2. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985.

3. Вогралик В.Г., Вяземский Э.С. Очерк китайской медицины. М., 1961.

4. Говард Хаггард. От знахаря до врача. История науки врачевания. М., 2012.

5. История Древнего Востока: Учебник для вузов / Под ред. В. И. Кузищина. М., 2002.

6. История Древнего Востока: Месопотамия / Под ред. И. М. Дьяконова. М., 1983.

7. Лазаренко В.Г. Государственное управление медициной в Древнем Китае // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. №5. 2007. С. 58

8. Лазаренко В.Г. Медицинские трактаты Древнего Китая // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. №5. 2009. С. 54-57.

9. Лазаренко В.Г. О врачевателях Древнего Китая // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. №5. 2010. С. 60.

10. Мейер-Штейнег Т. Древняя медицина (Медицина Древнего Востока и классической древности). М., 1999.

11. Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности. Очерки истории. М., 2000

12. Палош Ш. Китайское искусство целительства. М., 2003.

13. Сорокина Т.С. Атлас по истории медицины: Первобытное общество. Древний мир: Учебное пособие. М., 1987.

14. Сорокина Т.С. Родовспоможение и лечение женских болезней в странах Древнего Мира// Медицинская сестра. №2. 2002.

15. Суботялов М.А., Сорокина Т.С., Дружинин В.Ю. Этапы развития аюрведической медицины //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. №1. 2013. С. 57-60.

16. Суботялов М.А., Дружинин В.Ю., Сорокина Т.С. Традиционная аюрведическая медицина о псевдоврачевании (на примере «Чарака-самхиты») //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. №2. 2014. С. 49-52.

 

В) Источники

1.Законы Ману / пер. с санскрита Г.Ф. Ильина. М., 1960.

2. Трактат Желтого Императора о внутреннем (пер. с древнекит.). М., 2002.

Приложения

Читайте также:

lektsia.com

История Медицины - Стр 4

37. Гален, годы жизни и творчества, вклад в развитие медицины.

Величайшим ученым-медиком античного времени после Гиппакрата был КЛАВДИЙ ГАЛЕН (131-201 гг. н.э.). Его идеи главным образом основывались на учении Гиппократа, а также Аристотеля в врачей позднего периода Александрийской школы. Соответственно мировоззрению античного времени, Гален понимал целостность организма. «В общей совокупности частей все находится во взаимном согласии и среди частей все содействует деятельности каждой из них». Спустя 6 столетий после Гиппократа он и систематизировал его гуморальную теорию патологии, которую полностью разделял. Гален представлял здоровье как равновесие и гармонию (краза) четырех элементов или соков тела: кровь, желчь, черная желчь, слизь (флегма): при болезни происходит нарушение правильного смещения соков (дискразия), после их «сварения» (кокцио) и удаления из организма вредностей наступает выздоровление. Это служило основанием для широкого применения слабительных, рвотных, потогонных, частых и больших кровопусканий. О чрезвычайной привлекательности и живучести этой теории свидетельствует ее признание вплоть до XIX века.

Гален высоко ценил открытый Гиппократом первый научный закон медицины, утверждающий, что природа — лучший из врачей. Гален был универсальным ученым, автором около 400 трудов (Б. Д. Петров), в области же медицины его огромные заслуги состоят в тщательном и подробном изучении анатомии и физиологии человека — фундаментальных наук врачебного образования. Эти обширные исследования изложены в книге о «Назначении частей человеческого тела». В его трудах, в том числе и п упомянутом выше, неустанно восхваляется целесообразность строения и функции каждого органа человека и животного; телеологические объяснения были решающими. Вместе с Аристотелем он утверждал, что природа ничего не делает без цели. Гален, давая анатомо-физиологнческие описания, все рассматривает под углом зрения «для чего», а не «почему», объясняет их полезность.

В практической медицине Галену принадлежит заслуга изучения у больных пульса, о котором Гиппократ не упоминает; он различал 27 вариаций пульса. Он писал: «Науку о пульсе я сделал делом всей моей жизни,— и добавляет,— но кто после меня захочет посвятить себя этой науке в наш жалкий век, когда никто не признает другого бога, кроме богатства» . Изучая — особенности болевых ощущений, он первый пытался различить место их возникновения — апоневроз, плевра, кость, вены и т. п. В дело исследования больного Гален вносит рациональные требования: видимые симптомы следовало связать с повреждением определенного, органа, затем определить природу поражения (воспаление и т. п.), а также установить причины (жар или холод, влажность или сухость). Изучение Галеном лихорадок - болезней, не имевших локализации и привлекающих особое внимание врачей с самого начала медицинской помощи, было очень тщательным.

40. Медицина Византийской империи – преемница греческой и элинистической медицины: особенности развития медицины и медицинского дела, санитарно-технические сооружения.

В истории мировой культуры византийская цивилизация явилась непосредственной преемницей греко-римского наследия. В течение 10 веков своего существования она была центром своеобразной и поистине блестящей культуры.

Предыстория ее начинается во времена правления императора  Великой Римской империи Константина (306— 337), который известен, в частности, введением христианства в качестве государственной религии и созданием новой столицы, которую он перенес из Рима, подвергавшегося набегам варварских племен, в небольшой древнегреческий городок Византии на западном берегу Босфора. В годы его правления в г. Византии было построено 30 дворцов и храмов, более 4 тыс. здании для знати, два театра, цирк, ипподром, более 150 бань и 8 акведуков. В мае 330 г. состоялось торжественное открытие новой столицы, которая впоследствии была названа КЬнстан: тинополем, т. е. «градом Константина» (ныне Стамбул).

В конце IV в., под натиском «великого переселения народов» Римская империя, сотрясаемая постоянными кризисами, ослабела еще больше. Ее восточные провинции (включавшие в себя Грецию, Центральные и Восточные Балканы, Малую Азию, Сирию, Палестину и Египет) уже при Диоклетиане (284—305) получили самостоятельное управление, а в 395 г. окончательно отделились от Рима как Восточная Римская (Византийская) империя.

Западная Римская империя, ведущая непрекращающиеся кровопролитные войны и ослабленная восстаниями рабов, существовала недолго: в 476 г. племена ругиев. под водительством Одоакра свергли последнего за-паднорИмского императора Ромула.Ав-"густула, и Западная Римская империя прекратила своё существование.

. Иная судьба была-у Восточной Римской империи со столицей Константинополем. Экономическая прочность ее более развитых провинций обеспечивалась . высокоразвитым ремесленным производством, (особенно художественных- изделий) и земледелием, оживленной внешней торговлей. с Аравией, Причерноморьем, Персией,

^странами Средней Азии, Индией и Китаем. Ведущие города империи Константинополь, Библ, Кесария, Бейрут, Фессалоникй, Эфес, Смирна и другие были крупными центрами ремесла и международной торговли.

В период своего существования Восточная Римская империя называлась Империей Ромеев,. или Романией. «Византия»,    или    «Византийская империя» — условное научное название, введенное историками уже после того, как Империя Ромеев, завоеванная турками, перестала существовать. Происходит оно от первоначального названия столицы империи г. Византия и в настоящее время является общепринятым в мировой литературе.

Будучи прямой наследницей античной культуры, Византийская империя долгое время сохраняла традиции древнего Рима: градостроительство, термы, большие сады вокруг зданий, роскошь внутреннего убранства дворцов, одежда, упряжь, охота, спорт, театр, цирк, придворные церемонии и латинский язык — язык политики, церкви и литературы (в V в. он сменился на греческий).

Своего наивысшего могущества Византийская империя достигла во времена Юстиниана I (527—565). В VI в. в состав Византии входили. Балканы и. Малая Азия, острова Эгейского моря и некоторые, районы Северного Причерноморья, Сирия, Палестина, Египет и Северная Африка. Даже после того, как в VII в. Византия потеряла завоеванные арабами Сирию, Палестину и Египет, она продолжала Оставаться крупной державой- эпохи раннего средневековья (рис. 62). Вплоть до XII в. она являлась самым К5'льтур-ным государством Европы и оказывала большое влияние на развитие соседних стран. Торговый флот Византии господствовал в Средиземноморье до XI столетия. Ее столица Константинополь была «золотым мостом между Востоком и Западом», «царем городов» и «Римом. Востока».

Одним из выдающихся достижений многонациональной византийской культуры явилось изобретение в IX в. братьями Кириллом (Константином) и Мефодием славянской азбуки — кириллицы, положившей начало славянской письменности. В IX в. установились тесные связи Византии с Киевской  Русью,  началось  взаимное обогащение культур.

В силу особенностей своего экономического и государственного развития Византийская империя существовала на тысячелетие дольше, чем Западная Римская империя. В 1453 г. после захвата Константинополя турками последние византийские территории вошли в состав Османской империи— Византия прекратила свое существование. Однако влияние византийской культуры на страны Востока и Запада ощущалось в течение многих столетий. Именно Византия сохранила те античные традиции, преемственность которых в Западной Европе была нарушена.

 

39. Основные достижения древнеримской медицины.Наиболее ранним свидетельством внимания римлян к мероприятиям санитарного характера является Законы Двенадцати таблиц. Начертанные на медных таблицах, они были вывешены на колоннах перед Римским сенатом. Их краткость и простота и по сей день восхищают юристов. Наблюдение за выполнением этих и других законов возлагалось на выборных чиновников – эдилов, которые следили за общественным строительством, городским благоустройством и организацией народных зрелищ. Для стока нечистот в столице империи г. Риме начиная с VI в. до н. э. Стали сооружать многочисленные каналы – клоаки. Подземные источники и небольшие речки не могли обеспечить водой всех жителей столицы, и поэтому с IV в. до н. э. В г. Риме началось сооружение акведуков – каменных арочных мостов и подземных труб для подачи воды из горных источников.Широкое распространение римской империи получили термы. Их развалины находят в Азии и Африке, во Франции и Англии, в столице Риме и небольшом городке Помпеях. Первые термы в столице – г. Риме – были построены в III в. до н. э. Марком Агриппой, который передал их в бесплатное пользование населению города. Многие богатые римляне, желая завоевать популярность среди сограждан, дарили им право на вечные времена бесплатно пользоваться построенными при них банями. Для их содержания они выделяли специальные поместья. Римские термы были не только гигиеническими сооружениями – они являлись также общественными и культурными центрами. При них располагались библиотеки, залы для пиров и собраний, где часами дискутировали философы.В конце III – начале II в. до н. э. в столице Римской империи стали появляться свободные врачи греческого происхождения. Первым греческим врачом в городе Риме считается пелопоннесец Архагат. Наряду с военной медициной развивалось медицинское дело в городах и отдельных провинциях, где государственные власти учредили оплачиваемые должности врачей – архиатров. В городах архиатры объединялись в коллегию и находились под контролем городских властей и центрального правительства, которые следили за их выборами и назначениями. Архиатры работали при объединениях ремесленников, в банях, театрах и цирках. Выдающийся врач древности Гален, грек по происхождению, в молодые годы в течение ряда лет работал врачом в школе гладиаторов в Пергаме. Архиатры имели постоянное жалование, но им разрешалась и частная практика.

38. Труды Сорана из Эфеса.

Главным трудом Сорана считается его сочинение «О женских болезнях», которое оставалось основными источниками по акушерству, гинекологии и педиатрии до XVII в.). Описал способы контрацепции и прерывания беременности, комплекс ранних признаков беременности и её течения, способы ухода за грудными детьми и принципы педиатрии. Сораном был написан и ряд других трудов: «Об острых и хронических болезнях» (было переведено в V в. на латыньЦелием Аврелианом, «О переломах», «О повязках» и др. В своих трудах широко ссылался наГиппократаи написал его биографию.

studfiles.net

Китайская традиционная медицина иглоукалывание, прижигание, массаж, гимнастика (цигун)

ТОП 10:

Оригинальными методами лечения, составляющими своеобразие китайской М., являлись широко применяемые до настоящего времени иглоукалывание и прижигание. Древнекитайские врачи широко использовали диетотерапию, водные процедуры, массаж, солнечные ванны. В 2 в. н.э. в медицину Китая вошла своеобразная пластическая гимнастика, явившаяся продолжением гораздо более древней традиции. Рассчитанный на психологический эффект, этот вид лечебной физкультуры ставил своей задачей отвлечь внимание больного от скорбных мыслей, снять болевые ощущения, создать радостное настроение. Гимнастика оказывала положительное действие при болезнях органов движения, пищеварительной системы.

Своеобразный, насчитывающий несколько тысячелетий метод лечения представляет в китайской медицине чжень-цзю терапия — иглоукалывание и прижигание. Еще в глубокой древности было замечено, что порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов. Например, введение игл в основание 1 и 2 пальцев с тыльной стороны ладони излечивает от бессонницы. Врачеватели др. Китая пришли к выводу о существовании жизненных точек, раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов. Существует специализация игл и деление их на виды. Иглоукалывание использовалось в сочетании с тепловым воздействием на жизненные точки посредством зажженных сухих листьев лекарственных растений. Существовало несколько видов прижиганий. Назначение уколов — облегчить передвижение по сосудам крови и особого «жизненно необходимого» газообразного вещества, ликвидировать их «застой» и тем самым устранить причину заболевания. Уколам приписывается также влияние, стимулирующее, регулирующее, координирующее деятельность нервной системы. На теле человека насчитывается более 600 «жизненных точек», подлежащих уколам в разных случаях. Издавна в Китае имелись рисунки и модели тела с нанесенными на них точками для уколов. Наряду с уколами в китайской медицине применяется прижигание (мокса) тех же «жизненных точек» на теле зажженными палочками высушенной полыни или особой пакли. Уколам и прижиганиям приписывается не столько местное, сколько общее действие.

Развитие лекарственного лечения. Вариоляция. Деятельность выдающихся китайских врачей Бянь Цао, Хуа То. Санитарно технические сооружения.

Лечебные назначения зависели от общего состояния больного, предполагаемой причины болезни и прогноза. При этом древнекитайские врачи исходили из положения, что при любой болезни поражается организм в целом, «Избегай лечить только голову, если болит голова, и лечить только ноги, если болят ноги».

На арсенал применяемых лекарственных средств повлияло разнообразие географического ландшафта страны и ее флоры. Корень женьшеня начали использовать не позднее 5—6 вв. до н.э. Морскими водорослями издавна лечили зоб. Тунговое масло применяли при кожных заболеваниях, орехи бетеля — против глистов, цветы камелии — при ожогах, цветы персиков — как мочегонное средство, при запорах, опухолях. Широко использовали семя подорожника, лотос, папоротник, одуванчик, камфору, индийскую коноплю, имбирь, лимонник, ипекакуану, мускус. Коконами шелкопряда лечили детские судороги, панцирем черепах — цингу, свежей печенью морских рыб — куриную слепоту. Растительные краски применяли при лечении многих кожных болезней, малярии. В большом употреблении были сурьма, олово, свинец, соединения меди, серебра и особенно ртути (киноварь). «Ртутные камни» использовали при лечении сифилиса. Были открыты противочесоточные свойства серы. В древней китайской медицине обезболивание достигалось вытяжкой мандрагоры, опием, гашишем

Классификация лекарственных средств по их фармакологическим свойствам практиковалась за несколько веков до нашей эры. Врачи выделяли в отдельные группы кровоочистительные, слабительные, чихательные средства и др. «Трактат о корнях и травах» («Шэнь-нуна», не ранее 11 и не позднее 5 в. до н.э.), включавший описание 365 лекарственных растений, является древнейшей фармакопеей мира.

Сохранились имена видных китайских врачей: Бянь Цао, жившего в V веке до п. э., Хуа То — хирурга, жившего около II века н. э., производившего полостные операции, применявшего шов и обезболивание (опием, индийской коноплей, аконитом и другими средствами), Чжан Чжун-цзиня, прославившегося лечением лихорадок и др. Крупным памятником древней медицины Китая является книга «О природе и жизни», переработанная в VIII веке врачом Ван Бином. Широкое распространение в Китае имела вариоляция в целях предохранения от заболевания оспой: в ноздри здоровым людям вводили высушенный гной оспенных пустул больного.Основным методом лечения считалось лечение противоположным: жара — холодом и наоборот и т. п. изоляция больных при лечении проказы, оспы и др. Разработаны были приемы массажа.

Широко применяли мероприятия, направленные на охрану общественного и личного здоровья. Так, территория будущего поселения подвергалась санитарной мелиорации, площади и улицы в городах были вымощены. Кварталы располагались на сухих, освещенных солнцем южных склонах вблизи источников доброкачественной питьевой воды. Дома аристократов возводились на фундаментах, были светлыми, просторными. Отопление в зажиточных домах осуществлялось «канами» — трубами, проходящими внутри стен и под полом, по которым циркулировал нагретый воздух из печи, расположенной во дворе, в жилье не было копоти и угара. Мебель в домах богачей состояла из шелковых, бамбуковых ширм, сундуков, ларей из сандалового дерева, кроватей, дом освещался светильнями с ароматическими веществами. В эпосе «Шицзин» есть много стихов, воспевающих заботу простых людей о чистоте и опрятности жилья. В домах периодически выкуривали насекомых, замазывали щели от мышей. В народе считалось, что чистота в доме полезна не только для здоровья, она источник приятных эмоций. Мытье, стирка белья были общепринятым обычаем. Для поддержания чистоты тела пользовались горячей водой. Была распространена традиция мытья ног при входе в жилье. «Чжоускими ритуалами» предписывалось каждому китайцу с восходом солнца умываться и полоскать рот, мыть руки 5 раз в день, один раз в 3 дня мыть голову и один раз в 5 дней купаться. В качестве мыла употребляли мыльный корень, щелок, растения, богатые сапонинами. Пищу готовили и ели на столах. У бедняков столами служили «зеленые» (из бамбука, тростника) циновки. Количество и разнообразие посуды зависели от социального происхождения хозяина. Кухонную и столовую посуду чистили песком, мыли колодезной, дождевой водой.

В Китае еще до нашей эры применяли предупредительные меры против оспы в виде вариоляции. Самоизоляция, покидание человеком насиженных мест при эпизоотии грызунов (крыс и мышей) рассматривались как одна из мер предупреждения чумоподобных болезней. Для защиты от москитов, комаров употребляли пологи, сетки на голову, от мух — остро пахнущее кунжутное масло. Сохранилось много народных изречений о вреде пьянства.

В Древнем Китае были популярны танцы, спортивные игры (борьба, скачки, охота, гребля). Лазаньем по канатам, лианам на стены домов, высокие деревья занимались ради развлечения и люди «вечереющего» возраста. Многие физические упражнения имитировали движения животных, отличающихся силой, ловкостью, быстротой и грацией (медведя, тигра, оленя, птицы, обезьяны).

Расширяющиеся культурные связи Китая обусловили распространение китайской медицины в Тибет, Корею, Японию, Монголию, на Дальний Восток, в Среднюю Азию.

6. Литература для преподавателей (в т.ч. на электронных носителях).

Основная литература

1.Лисицын, Ю. П. История медицины: учебник для студ. мед. вузов / Ю. П. Лисицын. – М, 2010. – 304 с. – Режим доcтупа:

http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970415030.html

Дополнительная литература

1.Мирский, М.Б. История медицины и хирургии: учеб. пособие для студентов / М.Б. Мирский – М., 2010. – 528 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414293.html.

ЗАНЯТИЕ 4



infopedia.su