В древней руси пытки. В Древней Руси пытки были социальной рекламой
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Пытки и казни древней руси. В древней руси пытки


Пытки и казни древней руси — реферат

Пытки и казни в  древней Руси.

 

Изучая историю России, нельзя не затронуть, не заинтересоваться этой темой. Необходимо воспринимать данный вопрос не как варварские пережитки, а как неотъемлемую, отдельную ветвь государственного управления, высшую меру судебного наказания и восстановления справедливости (в случаях с преступниками).

 

Прообразом смертной казни в России, явился обычай кровной мести, который представлял собою не только древнейший принцип возмездия и суда, характерный для родо-племенного строя, но и жестокую борьбу за существование. Когда же появилось государство, он приобрел публичный характер и трансформировался в уголовное наказание, которое применялось уже от имени государственной власти и включало в себя смертную казнь.

 

Так же нельзя исключать тот факт, что на протяжении человеческой истории, в связи с развитием цивилизации и права, отношение к казни и ее виды кардинально менялись. Например, в древности лишь в единичных случаях практиковалось тюремное заключение, а были более распространены: пытки, продажа в рабство и различные телесные наказания, т. е. не просто лишения, а именно физическое и нравственное наказание, дабы преступник ощутил всю боль того, которую доставил кому-либо на себе.

 

 

Смертная казнь применялась на Руси издавна, многими правителями, как в случаях, предусмотренных законом, так и тогда, когда закон о ней умалчивал. Большинство истоков казней и пыток на Руси следует искать именно в Византии.

 

Мужа Ольги (Игоря) казнили древляне, это общеизвестный факт. Они загнули 2 дерева, привязали князя между ними, а потом эти деревья отпустили и, естественно, его разорвало пополам.

 

Княгиня Ольга жестоко отомстила  древлянам за смерть своего мужа. На словах она говорила, что почитает и уважает их, что обвенчается с князем земли древлян Малом, а на деле же убивала их.

Первую партию древлян, посланных  к ней, чтобы сообщить о казне  князя, она закопала заживо в яме. Вторую партию древлян, лучших мужей их земли, сожгла в бане, а третью (5000 древлян)зарубила на пире, когда те уже опьянели. Затем она с дружиной одержала победу в битве с древлянами, впоследствии чего они выплачивали дань Руси.

 

В Киевской Руси казнили за то, что  человек посмел замахнуться на родителя.

 

Не на государственном уровне, частным  образом, феодалы «наказывали» за преступления и проступки зависимых крестьян, их всячески избивали и наносили увечья, сажали на муравейник или обмазывали медом и привязывали в лесу к деревьям. Вот такое понятие правосудия было у людей, наделенных пусть и небольшой, но властью.

 

 

Первый письменный источник русского права «Русская правда» смертной казни не

знала. Хотя еще после крещения греческие епископы настоятельно рекомендовали князю Владимиру заимствовать римско-византийскую карательную систему, которая широко применяла смертную казнь и другие жестокосердные наказания. Хотя в летописях говорится о том, что в 1069 году (во времена “Русской Правды”, не предусматривавшей смертной казни вообще) князь Гизослав, овладев Киевом, послал сына своего в Киев, который предал смертной казни 70 человек, участвовавших в изгнании Изяслава из Киева. Сам же Владимир не признавал смертной казни и говорил, что боится греха и не хочет брать его на свою душу.

 

На Руси, видимо в силу обостренного чувства справедливости и мести, в память об обычаях и крепких нравах, смертная казнь применялась и за незначительные проступки и за большие грехи (киевский князь Ростислав, прогневавшись на Григория Чудотворца, повелел связать ему руки, повесить на шею тяжелый камень и бросить в воду, а Дмитрий Донской в 1379 году повелел казнить боярина Вельяминова за измену, а в 1383 году был казнен суржский гость Некомат.).

 

Во  время Ига Золотой Орды баскаков и бесерменов русский народ отлавливал и публично изощренно казнил.

 

Впервые же в истории русского государства смертная казнь законодательно закрепляется лишь в 1398 году в Двинской уставной грамоте, за кражу, совершенную трижды. Впоследствии область применения смертной казни расширялась (Псковская судная грамота 1467 года, судебники 1497 и 1550 гг.).

Слов  «бандит», «гангстер», «хулиган», «скинхед» и многих других не существовало. Все они были заимствованы позже. Были только слова «преступник» (преступивший черту), «разбойник», «вор» и несколько других.

 

Тогда рубили головы (применялось это к  политическим противникам), вешали, занимались членовредительством (лишали частей тела), тык же был распространен такой вид казни как:

 

Посажение на кол.

Казнь заключалась в надевании  осужденного на заостренный кол  через анус. Под тяжестью тела кол  медленно проникал во внутренности казнимого  и выходил наружу из груди либо между лопатками. Иногда, чтобы усилить мучения, недалеко от острого конца кола прибивали перекладину, которая предохраняла от пронзания тела насквозь и тем самым продляла агонию осужденного на день или два.

 

И сожжение.

Когда в 1411 г. в Пскове началась эпидемия чумы, сразу же по обвинению в напущении болезни были сожжены 12 женщин.

Зачастую  сжигали еретиков, колдунов и ведьм, различных религиозных пресупников.

Казнь на костре в России была более мучительной, чем в Европе, поскольку

представляла собой скорее не сожжение, а копчение заживо на медленном огне.

 

                                                       

На Руси особый расцвет смертной казни пришелся на Ивана Грозного, который был неистощим на выдумки и отличался особой жестокостью, которая граничила с патологией (всем известно, что он собственноручно избил родного сына Ивана, после чего тот умер). При нем применялось кипячение в масле, вине

или воде (сажали в котел, наполненный маслом, вином или водой, вдевали его руки в специально вмонтированные в котел кольца и ставили котел на огонь, постепенно подогревая жидкость до кипения). Иван Грозный казнил этим способом государственных изменников и подданных.

 

Судебник 1555 г. Пытки имели двоякое назначение : а ) как способ казни , имеющий для всех окружающих лиц большое воспитательное значение и б ) как инструмент понуждения к сознанию и даче показаний в ходе следствия .

 

Но помимо пытки , тяжелым испытанием для обвиняемого являлось получаемое по ходу приговору суда наказание , связанное с причинением ему - обвиняемому - повреждений различных частей тела . Причинение преступнику таких повреждений , обычно выражавшееся в отсечении различных членов , получило распространение на Руси еще во времена первых московских князей . С течением времени эта практика получала все более широкое применение и более детальную регламентацию .  Так , в 1549 г. Указом молодого русского Царя Иоанна Васильевича ( Грозного ) по всей стране была введена практика отсечения руки вору , повторно пойманному при совершении преступления .  Кроме того , с середины 16 - го столетия повсеместно начинают применять следующие членовредительные наказания : а ) отрезание руки холопа , оказавшего физическое сопротивление хозяину ; б) отрезание ушей вора , пойманного на первой краже . Повешение являлось позорящим видом казни. Утопление применялось тогда, когда необходимо было казнить нескольких человек.

 

 

Примеры казней во времена  правления Ивана Грозного:

 

- Новгородского архиепископа Леонида, зашивали в медвежью шкуру

и бросали на растерзание собакам, ногда на людей натравливали медведей,

 

- С других живьем сдирали  кожу, волосы и так далее, так же была казнь «с юмором» дворянина по фамилии Овцын повесили на одной перекладине с овцой.

 

- Залитие горла расплавленным  свинцом применялось исключительно  к

фальшивомонетчикам (1672 году этот вид  смертной казни был заменен

отсечением обоих ног и левой  руки преступника),

 

- Бояр, которых подозревали в  измене, а подозревали многих, вешали на Лобном месте,

 

- Четвертование применялось за  оскорбление государя, за покушение  на его жизнь, иногда за  измену, а также за самозванство,

Четвертование.

Применялось за преступления против государя.

Осуждённому отрубали топором ноги, руки и затем голову. Части тела выставляли на публичное обозрение и осмеивание.

 

- Нескольких монахов однажды  привязали к бочке с порохом и взорвали, Иван тогда потешался и сказал, что они полетят прямиком на небеса,

 - Врача Елисея Бомбелия по  приказу царя казнили так: выворотили из суставов руки, вывихнули ноги, изрезали спину проволочными плетьми, затем привязали к деревянному столбу и разводили под ним огонь, наконец, полуживого отвезли на санях в тюрьму, где он и скончался от ран,

 - Главу иностранного приказа (министра иностранных дел, говоря современным языком) Ивана Михайловича Висковатого по приказу Грозного привязали к столбу, а затем приближенные царя подходили к осужденному и каждый вырезал у него из тела по куску мяса. Один из опричников, Иван Реутов, "неудачно" отрезал кусок, в результате чего Висковатый умер. Тогда Грозный обвинил Реутова в том, что он сделал это нарочно, чтобы сократить мучения Висковатого и велел казнить его. Но от казни Реутов уберегся, успев заболеть чумой и умереть,

 - Когда на Красной площади в Москве состоялись массовые казни, царь приказал у многих "вырезать из живой кожи ремни, а с других совсем снять кожу и каждому своему придворному определил он, когда тот должен умереть, и для каждого назначил различный род смерти: у одних он приказал отрубить правую и левую руку и ногу, а потом только голову, другим же разрубить живот, а потом отрубить руки, ноги, голову",

 - Грозный любил "комбинированные"  виды казни. Во время казней  в Новгороде царь приказывал  поджигать людей специальным горючим составом ("пожаром"), затем опаленных и измученных, их привязывали к саням и пускали лошадей вскачь. Тела волочились по мерзлой земле, оставляя кровавые полосы. Затем их сбрасывали в реку Волхов с моста. Вместе с этими несчастными к реке везли их жен и детей. Женщинам связывали назад руки с ногами, привязывали к ним детей и тоже бросали в студеную реку. А там, в лодках плавали опричники, которые добивали тех, кто всплывал, баграми и топорами.

 

Закапывание живого человека в землю

Было закреплено в 22 главе "Соборного уложения" 1649 г. применялась в России к женщинам-мужеубийцам. Но данный вид казни действовал и ранее. Преступницы закапывались по горло, реже - по грудь. Казнь проводилась в людном месте (крупнейший рынок или городская площадь). Рядом с закопанной выставлялся пост; часовые были обязаны пресекать любые попытки оказания помощи страдалице, но разрешалось подавать деньги на гроб и свечи. Стоящий вертикально в толще земли человек испытывал постепенно нараставшее глубокое охлаждение ; но главный элемент мучительства крылся в другом - сдавление груди землей сильно затрудняло дыхание(палачи и сами уплотняли грунт вокруг жертвы). Женщины мучались три-четыре дня, а затем угасали на глазах зевак. Самой мучительной, безусловно, следует признать смерть некоей Ефросиньи в 1730 г. в Москве : будучи закопанной 21 августа, эта женщина умерла 22 сентября. Известны случаи, когда женщин, приговоренных к смерти через закапывание живьем, оставляли в живых. После сильнейшего истощения и пережитых мучений они обязаны были постричься в монахни. В 1677 г. некая Жукова в течение суток оставалась закопанной по горло ; ходатайство одной из женских монашеских общин спасло ей жизнь - она была выкопана и пострижена в монахини. Любопытно, что ни у кого из спасенных не наблюдалось каких-либо психических отклонений.

 

Колесование.

Приговорённому  к колесованию железным ломом  или колесом ломали все крупные  кости тела, затем его привязывали  к большому колесу, и устанавливали  колесо на шест. Приговорённый оказывался лицом вверх, смотря на небо, и умирал так от шока и обезвоживания, часто довольно долго. Страдания умирающего усугубляли клевавшие его птицы. Иногда вместо колеса использовали просто деревянную раму или крест из брёвен.  Замуровывание

Вид смертной казни, при которой человека помещали в строящуюся стену или окружали глухими стенами со всех сторон, после чего тот умирал от голодного истощения или обезвоживания. Замуровывание упоминается в легендах, фольклоре и литературе.

  

Заключение.                              

Как показывают различные исследования, идея казни людям привычна во всём

мире. К тому же это одна из самых  древних мер правосудия, так как тюрьмы появились позже. Особенно репрессивным российское государство было при Иване Грозном, уничтожившем четыре тысячи подданных, и Петре Первом. Но это уже другая история…

yaneuch.ru

В Древней Руси пытки были социальной рекламой

В Средние века подозреваемый, согласно закону, должен был выдержать три раза: дыбу, кнут и «худой кувшин»

«Пытки в прошлые времена были отличной социальной рекламой для властей. Взяли одного, запытали при всём честном народе - таким образом в страхе людей и держали», - уверен Валерий Переверзев, владелец недавно открывшегося в Москве Музея истории телесных наказаний.

Образцы «высокого пыточного искусства». Фото с сайта www.perevercev.ru

Худой кувшин

- В насилии в Средние века была необходимость: не сущест­вовало судебно-медицинской экспертизы, люди не умели отличить каплю крови от капли вина, женщина не могла написать жалобу, что её изнасиловали без наличия трёх свидетелей, поэтому властям ничего не оставалось делать, как оказывать влияние на своих граждан при помощи страха, - рассказывает В. Переверзев. - Поэтому самая первая пытка - это демонстрация самой пытки. Тебе рассказывают, что будет с тобой происходить: «Сейчас мы возьмём эти клещи, засунем твой палец вот сюда и сломаем кость». И человек уже начинал «сотрудничать со следствием». Пытки на Руси регламентировались законом. Пытали у нас и в 1990-х утюгами и паяльниками, пытают и сегодня - не надо расслабляться. Свидетельств этому много. Но делают это незаконно. А в стародавние времена в России подозреваемый по закону должен был выдержать три раза по три пытки: дыба, кнут и«худой кувшин».

КСТАТИМало кто знает, но в Москве множество необычных музеев. Вот только некоторые из них:

1. Музей истории телесных наказаний на РусиЗдесь посетители могут увидеть свидетельство жестокости людей, которые придумали множество способов пытки себе подобных

2. Музей истории водкиКуда же без него на Руси и особенно в Москве, ведь именно столица в XV веке стала родиной знаменитого напитка. Расположен в стенах Измайловского кремля.

3. Музей упаковкиразместился недалеко от ст. м. «Лубянка».

4. В Музее автоугона имени Юрия Деточкинанедалеко от ст. м. «Войковская» собрано более 200 экспонатов, которые так или иначе имеют отношение к угону машин: липовые номера, права, даже простреленная при угоне дверь автомобиля

5. В музее «Подпольная типография»,что рядом со ст. м. «Белорусская», можно, спустившись в подвал, заглянуть в замаскированный лаз. И неудивительно, ведь типография, работавшая в начале прошлого века, была действительно подпольной.

6. А Музей русских сказоку ст. м. «Партизанская» всегда встречает посетителей театрализованными представлениями.

Дыбой называли всё то, на чём можно было пытать. Подвесили, например, к бревну, второе бревно между ног продели, ноги завязали, палач идёт по бревну, растягивает тело. У Алексея Михайловича в записях встречается: «Садить вора в дыбу». Мужика просто приковывали к тяжёлой колоде (железная «рубашка», руки, ноги и шея в которой закреплялись так, чтобы узники не могли двигаться). Прежде чем подвесить на дыбу, палач выламывал человеку плечевые суставы. Отсюда и палача иногда называли заплечных дел мастером. Почему эта пытка была популярна? Да потому что её последствия имели обратимый характер - хоть это и чудовищно больно, руки потом можно вправить и не лишиться трудоспособной рабочей силы. Также при допросах били батогами (палками): один палач садился на голову несчастного, чтобы не попасть по ней, в­торой - на ноги, чтобы важные для работоспособности органы не задеть.

«Рабочая зона» - только спина. По ней и лупили со всей силы. Популярна была и пытка водой под названием «худой кувшин». Капля за каплей падала на обритое темечко привязанного к столбу, и в итоге через пару часов он лишался рассудка. Кстати, в законе к этой пытке приписана потрясающая ф­ормулировка: «Усадить, к столбу привязать. Голова крепится кляпом через рот, от чего он в изумление и приходит».

Кстати, многие наши пытки были заимствованы. Например, англичане так глумились над своими пьяницами: надевали им бочки вместо рубахи, а потом водили на цепи по городам. В России тоже была бочка для пьяниц. Но она больше походила на купель. Заливали туда брагу, сажали пьяницу, закрывали так, чтобы выбраться не мог. Вокруг бочки девки в венках хороводы водили, приговаривая: «Ешь вино, пей вино». Но, когда человек находится в спиртовом растворе, у него происходит отслоение мяса от кости, он невероятно страдает. И, как правило, вся эта «веселуха» заканчивалась тем, что из бочки доставали труп.

Была при Иване Грозном распространена пытка огненным (горящим) веником. В России парились в бане, лечились  от простуды. Поэтому банный веник у всех в избе был. Когда на площади кого-то били огненным веником, все остальные, придя домой, посмотрев на свой веник, задумывались, нарушать ли им закон.

Жабьи лапки

- Во все времена пыток и телесных наказаний вырывались языки. Пока Пётр I не ввёл моду на табак, человеку, который смолил и у которого шёл дым изо рта, тоже язык рвали. Картёжникам помимо языков отрезали и носы. При Алексее Михайловиче все были уверены, что четыре символа, убившие Иисуса Христа, заложены в картах. Пики - копьё, проткнувшее его, крести - крест, буби - ромбовидные гвозди, которыми прибивали его к кресту, черви - губка, которую подносили к его устам.

Не любили в России и петрушечников - первых наших «комедиклабовцев». Их наказывали жесточайшим образом. У Ивана Грозного по этому поводу всё чётко прописано: «Зажимать петрушечникам пальцы в жим и выдавливать кость. Кость из пальца должна выйти так, как выходит косточка из вишни». После этого палец можно было лишь отрезать. Поэтому многие петрушечники ходили с «коротенькими ручками», и все говорили: «Вон с жабьими лапками идёт».

Наказание княгини Лопухиной. Гравюра из фонда ГИМ

Одно из самых позорных телесных наказаний - избиение. В Риме били плетью из полового органа быка - она оставляла характерную отметину в виде косы. У нас - кнутом, которым бьют скотину пастухи. Секли на каком-либо предмете. Чаще всего на «кобыле» - сооружении из двух досок и полена. Человек должен был оказаться в непристойной позе на коленях с прогнутой спиной. А палач кнутом мог творить невероятное. Например, была такая известная княгиня Лопухина, невероятно красивая особа. С Елизаветой всё соревновалась в количестве женихов да платьев. Елизавета и обвинила её в государственной измене. А Лопухина во время допросов оговорила и свою подругу Бестужеву. Приговор был суров: вырвать язык, избить кнутом и на каторгу отправить. Лопухину секли так: раздели догола при всём честном народе, помощник взял жертву и закинул себе за спину. Палач ударил всего три раза - два положил параллельно друг другу, а один горизонтально. Кожа со спины Лопухиной отошла и, как юбка, закрыла ей ягодицы. А Бестужева «побраталась» с палачом, подарила ему крест - этот момент показан в фильме про гардемаринов. И палач ударил её так, что на спине не осталось ни одного шрама, а язык только чуть-чуть прихватил. В итоге после нескольких лет каторги женщин снова приняли ко двору. И была Лопухина совершенным инвалидом, а Бестужева так же «хороша собой».

Метки: история, нравы и мораль, пытки, русь, традиции

mamlas.livejournal.com

В Древней Руси пытки были социальной рекламой

В Средние века подозреваемый, согласно закону, должен был выдержать три раза: дыбу, кнут и "худой кувшин"

ХУДОЙ КУВШИН

В насилии в Средние века была необходимость: не сущест­вовало судебно-медицинской экспертизы, люди не умели отличить каплю крови от капли вина, женщина не могла написать жалобу, что её изнасиловали без наличия трёх свидетелей, поэтому властям ничего не оставалось делать, как оказывать влияние на своих граждан при помощи страха, - рассказывает В. Переверзев. - Поэтому самая первая пытка - это демонстрация самой пытки. Тебе рассказывают, что будет с тобой происходить: «Сейчас мы возьмём эти клещи, засунем твой палец вот сюда и сломаем кость». И человек уже начинал «сотрудничать со следствием». Пытки на Руси регламентировались законом. Пытали у нас и в 1990-х утюгами и паяльниками, пытают и сегодня - не надо расслабляться. Свидетельств этому много. Но делают это незаконно. А в стародавние времена в России подозреваемый по закону должен был выдержать три раза по три пытки: дыба, кнут и«худой кувшин».

Дыбой называли всё то, на чём можно было пытать. Подвесили, например, к бревну, второе бревно между ног продели, ноги завязали, палач идёт по бревну, растягивает тело. У Алексея Михайловича в записях встречается: «Садить вора в дыбу». Мужика просто приковывали к тяжёлой колоде (железная «рубашка», руки, ноги и шея в которой закреплялись так, чтобы узники не могли двигаться). Прежде чем подвесить на дыбу, палач выламывал человеку плечевые суставы. Отсюда и палача иногда называли заплечных дел мастером. Почему эта пытка была популярна? Да потому что её последствия имели обратимый характер - хоть это и чудовищно больно, руки потом можно вправить и не лишиться трудоспособной рабочей силы. Также при допросах били батогами (палками): один палач садился на голову несчастного, чтобы не попасть по ней, в­торой - на ноги, чтобы важные для работоспособности органы не задеть.

«Рабочая зона» - только спина. По ней и лупили со всей силы. Популярна была и пытка водой под названием «худой кувшин». Капля за каплей падала на обритое темечко привязанного к столбу, и в итоге через пару часов он лишался рассудка. Кстати, в законе к этой пытке приписана потрясающая ф­ормулировка: «Усадить, к столбу привязать. Голова крепится кляпом через рот, от чего он в изумление и приходит».

Кстати, многие наши пытки были заимствованы. Например, англичане так глумились над своими пьяницами: надевали им бочки вместо рубахи, а потом водили на цепи по городам. В России тоже была бочка для пьяниц. Но она больше походила на купель. Заливали туда брагу, сажали пьяницу, закрывали так, чтобы выбраться не мог. Вокруг бочки девки в венках хороводы водили, приговаривая: «Ешь вино, пей вино». Но, когда человек находится в спиртовом растворе, у него происходит отслоение мяса от кости, он невероятно страдает. И, как правило, вся эта «веселуха» заканчивалась тем, что из бочки доставали труп.

Была при Иване Грозном распространена пытка огненным (горящим) веником. В России парились в бане, лечились  от простуды. Поэтому банный веник у всех в избе был. Когда на площади кого-то били огненным веником, все остальные, придя домой, посмотрев на свой веник, задумывались, нарушать ли им закон.

ЖАБЬИ ЛАПКИ

Во все времена пыток и телесных наказаний вырывались языки. Пока Пётр I не ввёл моду на табак, человеку, который смолил и у которого шёл дым изо рта, тоже язык рвали. Картёжникам помимо языков отрезали и носы. При Алексее Михайловиче все были уверены, что четыре символа, убившие Иисуса Христа, заложены в картах. Пики - копьё, проткнувшее его, крести - крест, буби - ромбовидные гвозди, которыми прибивали его к кресту, черви - губка, которую подносили к его устам.

Не любили в России и петрушечников - первых наших «комедиклабовцев». Их наказывали жесточайшим образом. У Ивана Грозного по этому поводу всё чётко прописано: «Зажимать петрушечникам пальцы в жим и выдавливать кость. Кость из пальца должна выйти так, как выходит косточка из вишни». После этого палец можно было лишь отрезать. Поэтому многие петрушечники ходили с «коротенькими ручками», и все говорили: «Вон с жабьими лапками идёт».

Одно из самых позорных телесных наказаний - избиение. В Риме били плетью из полового органа быка - она оставляла характерную отметину в виде косы. У нас - кнутом, которым бьют скотину пастухи. Секли на каком-либо предмете. Чаще всего на «кобыле» - сооружении из двух досок и полена. Человек должен был оказаться в непристойной позе на коленях с прогнутой спиной. А палач кнутом мог творить невероятное. Например, была такая известная княгиня Лопухина, невероятно красивая особа. С Елизаветой всё соревновалась в количестве женихов да платьев. Елизавета и обвинила её в государственной измене. А Лопухина во время допросов оговорила и свою подругу Бестужеву. Приговор был суров: вырвать язык, избить кнутом и на каторгу отправить. Лопухину секли так: раздели догола при всём честном народе, помощник взял жертву и закинул себе за спину. Палач ударил всего три раза - два положил параллельно друг другу, а один горизонтально. Кожа со спины Лопухиной отошла и, как юбка, закрыла ей ягодицы. А Бестужева «побраталась» с палачом, подарила ему крест - этот момент показан в фильме про гардемаринов. И палач ударил её так, что на спине не осталось ни одного шрама, а язык только чуть-чуть прихватил. В итоге после нескольких лет каторги женщин снова приняли ко двору. И была Лопухина совершенным инвалидом, а Бестужева так же «хороша собой».

cryua.livejournal.com

В Древней Руси пытки были социальной рекламой

В Средние века подозреваемый, согласно закону, должен был выдержать три раза: дыбу, кнут и «худой кувшин».

«Пытки в прошлые времена были отличной социальной рекламой для властей. Взяли одного, запытали при всём честном народе - таким образом в страхе людей и держали», - уверен Валерий Переверзев, владелец недавно открывшегося в Москве Музея истории телесных наказаний.

Худой кувшин                                                               - В насилии в Средние века была необходимость: не сущест­вовало судебно-медицинской экспертизы, люди не умели отличить каплю крови от капли вина, женщина не могла написать жалобу, что её изнасиловали без наличия трёх свидетелей, поэтому властям ничего не оставалось делать, как оказывать влияние на своих граждан при помощи страха, - рассказывает В. Переверзев. - Поэтому самая первая пытка - это демонстрация самой пытки. Тебе рассказывают, что будет с тобой происходить: «Сейчас мы возьмём эти клещи, засунем твой палец вот сюда и сломаем кость». И человек уже начинал «сотрудничать со следствием». Пытки на Руси регламентировались законом. Пытали у нас и в 1990-х утюгами и паяльниками, пытают и сегодня - не надо расслабляться. Свидетельств этому много. Но делают это незаконно. А в стародавние времена в России подозреваемый по закону должен был выдержать три раза по три пытки: дыба, кнут и«худой кувшин».

Дыбой называли всё то, на чём можно было пытать. Подвесили, например, к бревну, второе бревно между ног продели, ноги завязали, палач идёт по бревну, растягивает тело. У Алексея Михайловича в записях встречается: «Садить вора в дыбу». Мужика просто приковывали к тяжёлой колоде (железная «рубашка», руки, ноги и шея в которой закреплялись так, чтобы узники не могли двигаться). Прежде чем подвесить на дыбу, палач выламывал человеку плечевые суставы. Отсюда и палача иногда называли заплечных дел мастером. Почему эта пытка была популярна? Да потому что её последствия имели обратимый характер - хоть это и чудовищно больно, руки потом можно вправить и не лишиться трудоспособной рабочей силы. Также при допросах били батогами (палками): один палач садился на голову несчастного, чтобы не попасть по ней, в­торой - на ноги, чтобы важные для работоспособности органы не задеть.

«Рабочая зона» - только спина. По ней и лупили со всей силы. Популярна была и пытка водой под названием «худой кувшин». Капля за каплей падала на обритое темечко привязанного к столбу, и в итоге через пару часов он лишался рассудка. Кстати, в законе к этой пытке приписана потрясающая ф­ормулировка: «Усадить, к столбу привязать. Голова крепится кляпом через рот, от чего он в изумление и приходит».

Кстати, многие наши пытки были заимствованы. Например, англичане так глумились над своими пьяницами: надевали им бочки вместо рубахи, а потом водили на цепи по городам. В России тоже была бочка для пьяниц. Но она больше походила на купель. Заливали туда брагу, сажали пьяницу, закрывали так, чтобы выбраться не мог. Вокруг бочки девки в венках хороводы водили, приговаривая: «Ешь вино, пей вино». Но, когда человек находится в спиртовом растворе, у него происходит отслоение мяса от кости, он невероятно страдает. И, как правило, вся эта «веселуха» заканчивалась тем, что из бочки доставали труп.

Была при Иване Грозном распространена пытка огненным (горящим) веником. В России парились в бане, лечились  от простуды. Поэтому банный веник у всех в избе был. Когда на площади кого-то били огненным веником, все остальные, придя домой, посмотрев на свой веник, задумывались, нарушать ли им закон.

Жабьи лапки

Образцы «высокого пыточного искусства». Фото с сайта www.perevercev.ru

- Во все времена пыток и телесных наказаний вырывались языки. Пока Пётр I не ввёл моду на табак, человеку, который смолил и у которого шёл дым изо рта, тоже язык рвали. Картёжникам помимо языков отрезали и носы. При Алексее Михайловиче все были уверены, что четыре символа, убившие Иисуса Христа, заложены в картах. Пики - копьё, проткнувшее его, крести - крест, буби - ромбовидные гвозди, которыми прибивали его к кресту, черви - губка, которую подносили к его устам.

Не любили в России и петрушечников - первых наших «комедиклабовцев». Их наказывали жесточайшим образом. У Ивана Грозного по этому поводу всё чётко прописано: «Зажимать петрушечникам пальцы в жим и выдавливать кость. Кость из пальца должна выйти так, как выходит косточка из вишни». После этого палец можно было лишь отрезать. Поэтому многие петрушечники ходили с «коротенькими ручками», и все говорили: «Вон с жабьими лапками идёт».

Одно из самых позорных телесных наказаний - избиение. В Риме били плетью из полового органа быка - она оставляла характерную отметину в виде косы. У нас - кнутом, которым бьют скотину пастухи. Секли на каком-либо предмете. Чаще всего на «кобыле» - сооружении из двух досок и полена. Человек должен был оказаться в непристойной позе на коленях с прогнутой спиной. А палач кнутом мог творить невероятное. Например, была такая известная княгиня Лопухина, невероятно красивая особа. С Елизаветой всё соревновалась в количестве женихов да платьев. Елизавета и обвинила её в государственной измене. А Лопухина во время допросов оговорила и свою подругу Бестужеву. Приговор был суров: вырвать язык, избить кнутом и на каторгу отправить. Лопухину секли так: раздели догола при всём честном народе, помощник взял жертву и закинул себе за спину. Палач ударил всего три раза - два положил параллельно друг другу, а один горизонтально. Кожа со спины Лопухиной отошла и, как юбка, закрыла ей ягодицы. А Бестужева «побраталась» с палачом, подарила ему крест - этот момент показан в фильме про гардемаринов. И палач ударил её так, что на спине не осталось ни одного шрама, а язык только чуть-чуть прихватил. В итоге после нескольких лет каторги женщин снова приняли ко двору. И была Лопухина совершенным инвалидом, а Бестужева так же «хороша собой».

КстатиМало кто знает, но в Москве множество необычных музеев. Вот только некоторые из них: 1. Музей истории водки - куда же без него на Руси и особенно в Москве, ведь именно столица в XV веке стала родиной знаменитого напитка. Расположен в стенах Измайловского кремля. 2. Музей упаковки разместился недалеко от ст. м. «Лубянка». 3. В Музее автоугона имени Юрия Деточкина недалеко от ст. м. «Войковская» собрано более 200 экспонатов, которые так или иначе имеют отношение к угону машин: липовые номера, права, даже простреленная при угоне дверь автомобиля 4. В музее «Подпольная типография», что рядом со ст. м. «Белорусская», можно, спустившись в подвал, заглянуть в замаскированный лаз. И неудивительно, ведь типография, работавшая в начале прошлого века, была действительно подпольной. 5. А Музей русских сказок у ст. м. «Партизанская» всегда встречает посетителей театрализованными представлениями.

maxpark.com

В Древней Руси пытки были социальной рекламой

В Средние века подозреваемый, согласно закону, должен был выдержать три раза: дыбу, кнут и «худой кувшин»

«Пытки в прошлые времена были отличной социальной рекламой для властей. Взяли одного, запытали при всём честном народе - таким образом в страхе людей и держали», - уверен Валерий Переверзев, владелец недавно открывшегося в Москве Музея истории телесных наказаний.

Худой кувшин

                                                                Кстати

Мало кто знает, но в Москве множество необычных музеев. Вот только некоторые из них:

1. Музей истории водки - куда же без него на Руси и особенно в Москве, ведь именно столица в XV веке стала родиной знаменитого напитка. Расположен в стенах Измайловского кремля.

2. Музей упаковки разместился недалеко от ст. м. «Лубянка».

3. В Музее автоугона имени Юрия Деточкина недалеко от ст. м. «Войковская» собрано более 200 экспонатов, которые так или иначе имеют отношение к угону машин: липовые номера, права, даже простреленная при угоне дверь автомобиля

4. В музее «Подпольная типография», что рядом со ст. м. «Белорусская», можно, спустившись в подвал, заглянуть в замаскированный лаз. И неудивительно, ведь типография, работавшая в начале прошлого века, была действительно подпольной.

5. А Музей русских сказок у ст. м. «Партизанская» всегда встречает посетителей театрализованными представлениями.

- В насилии в Средние века была необходимость: не сущест­вовало судебно-медицинской экспертизы, люди не умели отличить каплю крови от капли вина, женщина не могла написать жалобу, что её изнасиловали без наличия трёх свидетелей, поэтому властям ничего не оставалось делать, как оказывать влияние на своих граждан при помощи страха, - рассказывает В. Переверзев. - Поэтому самая первая пытка - это демонстрация самой пытки. Тебе рассказывают, что будет с тобой происходить: «Сейчас мы возьмём эти клещи, засунем твой палец вот сюда и сломаем кость». И человек уже начинал «сотрудничать со следствием». Пытки на Руси регламентировались законом. Пытали у нас и в 1990-х утюгами и паяльниками, пытают и сегодня - не надо расслабляться. Свидетельств этому много. Но делают это незаконно. А в стародавние времена в России подозреваемый по закону должен был выдержать три раза по три пытки: дыба, кнут и«худой кувшин».

 

Музей истории телесных наказаний на Руси

Здесь посетители могут увидеть свидетельство жестокости людей, которые придумали множество способов пытки себе подобных

 

Дыбой называли всё то, на чём можно было пытать. Подвесили, например, к бревну, второе бревно между ног продели, ноги завязали, палач идёт по бревну, растягивает тело. У Алексея Михайловича в записях встречается: «Садить вора в дыбу». Мужика просто приковывали к тяжёлой колоде (железная «рубашка», руки, ноги и шея в которой закреплялись так, чтобы узники не могли двигаться). Прежде чем подвесить на дыбу, палач выламывал человеку плечевые суставы. Отсюда и палача иногда называли заплечных дел мастером. Почему эта пытка была популярна? Да потому что её последствия имели обратимый характер - хоть это и чудовищно больно, руки потом можно вправить и не лишиться трудоспособной рабочей силы. Также при допросах били батогами (палками): один палач садился на голову несчастного, чтобы не попасть по ней, в­торой - на ноги, чтобы важные для работоспособности органы не задеть.

«Рабочая зона» - только спина. По ней и лупили со всей силы. Популярна была и пытка водой под названием «худой кувшин». Капля за каплей падала на обритое темечко привязанного к столбу, и в итоге через пару часов он лишался рассудка. Кстати, в законе к этой пытке приписана потрясающая ф­ормулировка: «Усадить, к столбу привязать. Голова крепится кляпом через рот, от чего он в изумление и приходит».

Кстати, многие наши пытки были заимствованы. Например, англичане так глумились над своими пьяницами: надевали им бочки вместо рубахи, а потом водили на цепи по городам. В России тоже была бочка для пьяниц. Но она больше походила на купель. Заливали туда брагу, сажали пьяницу, закрывали так, чтобы выбраться не мог. Вокруг бочки девки в венках хороводы водили, приговаривая: «Ешь вино, пей вино». Но, когда человек находится в спиртовом растворе, у него происходит отслоение мяса от кости, он невероятно страдает. И, как правило, вся эта «веселуха» заканчивалась тем, что из бочки доставали труп.

Была при Иване Грозном распространена пытка огненным (горящим) веником. В России парились в бане, лечились  от простуды. Поэтому банный веник у всех в избе был. Когда на площади кого-то били огненным веником, все остальные, придя домой, посмотрев на свой веник, задумывались, нарушать ли им закон.

Жабьи лапки

Образцы «высокого пыточного искусства». Фото с сайта www.perevercev.ru

- Во все времена пыток и телесных наказаний вырывались языки. Пока Пётр I не ввёл моду на табак, человеку, который смолил и у которого шёл дым изо рта, тоже язык рвали. Картёжникам помимо языков отрезали и носы. При Алексее Михайловиче все были уверены, что четыре символа, убившие Иисуса Христа, заложены в картах. Пики - копьё, проткнувшее его, крести - крест, буби - ромбовидные гвозди, которыми прибивали его к кресту, черви - губка, которую подносили к его устам.

Не любили в России и петрушечников - первых наших «комедиклабовцев». Их наказывали жесточайшим образом. У Ивана Грозного по этому поводу всё чётко прописано: «Зажимать петрушечникам пальцы в жим и выдавливать кость. Кость из пальца должна выйти так, как выходит косточка из вишни». После этого палец можно было лишь отрезать. Поэтому многие петрушечники ходили с «коротенькими ручками», и все говорили: «Вон с жабьими лапками идёт».

 

Андрей Зорин: «Петр Первый дал нам бытие, Екатерина Великая – душу»

Стенограмма 1-ой лекции Андрея Леонидовича Зорина, вышедшей в эфир 19 мая на телеканале «Культура» в рамках...

 

Одно из самых позорных телесных наказаний - избиение. В Риме били плетью из полового органа быка - она оставляла характерную отметину в виде косы. У нас - кнутом, которым бьют скотину пастухи. Секли на каком-либо предмете. Чаще всего на «кобыле» - сооружении из двух досок и полена. Человек должен был оказаться в непристойной позе на коленях с прогнутой спиной. А палач кнутом мог творить невероятное. Например, была такая известная княгиня Лопухина, невероятно красивая особа. С Елизаветой всё соревновалась в количестве женихов да платьев. Елизавета и обвинила её в государственной измене. А Лопухина во время допросов оговорила и свою подругу Бестужеву. Приговор был суров: вырвать язык, избить кнутом и на каторгу отправить. Лопухину секли так: раздели догола при всём честном народе, помощник взял жертву и закинул себе за спину. Палач ударил всего три раза - два положил параллельно друг другу, а один горизонтально. Кожа со спины Лопухиной отошла и, как юбка, закрыла ей ягодицы. А Бестужева «побраталась» с палачом, подарила ему крест - этот момент показан в фильме про гардемаринов. И палач ударил её так, что на спине не осталось ни одного шрама, а язык только чуть-чуть прихватил. В итоге после нескольких лет каторги женщин снова приняли ко двору. И была Лопухина совершенным инвалидом, а Бестужева так же «хороша собой».

maxpark.com

Пытки средневековья. Не для слабонервных. Казни в России

Я заинтересовалась этой темой, и кое-что нашла кое какие интересные факты о казнях. Казни в России В Древней Руси казнью называли любое не связанное с денежным штрафом наказание. При этом никаких специальных ритуалов совершения казни не было. Преступнику, следуя принципу «око за око, зуб за зуб», наносили такие же телесные повреждения, какие он нанес своей жертве.

Но постепенно все большую популярность приобретали наказания в присутствии толпы любопытных.

Публичное наказание кнутом практиковалось уже при сыновьях Ярослава Мудрого. В летописях есть немало рассказов о том, как князья секли провинившихся перед ними горожан. Пользовалось популярностью и отрезание различных частей тела преступника. Интересно, что убийство смертной казнью не каралось.

В дальнейшем перечень преступлений, караемых смертной казнью, расширялся. Так Псковская судная грамота 1467 года упоминает уже 5 составов преступления. Это: воровство в церкви, конокрадство, государственная измена, поджоги, кража в третий раз. Но, по-прежнему, в перечне преступлений отсутствует убийство.

Кроме запугивания, такие наказания имели и практический смысл, поскольку увечья выполняли ту же роль, какую в XX веке выполняла отметка о судимости. По отсутствию руки, пальца или языка можно было отличить преступника от мирного обывателя. Широко применялись и клейма, которые ставили прямо на лицо. Уже в XIV веке документы сообщают о практике клеймения воров («татя всякого пятнати»), причем ставили клейма не на закрытые одеждой части тела, а на лицо.

При Иване Грозном это наказание приобрело невиданный размах. На Красной площади стояли виселицы, срубы для сжигания еретиков. Прямо на Лобном месте заживо закапывали в землю изменивших мужьям женщин, сажали на кол, четвертовали, колесовали. Казни проходили на глазах толпы. Больше всего страдали обвиняемые в преступлениях или неуважительных высказываниях по отношению к главе государства. Просматривая судебные дела, иногда натыкаешься на поразительные перлы.

Однако если сравнить количество казней в России и в Европе, то конечно, Европа была далеко впереди. Только в Германии при Карле V было казнено около 100 тысяч человек. В разгар же опричнины в России было казнено около четырех тысяч.

Например, мужик по имени Степан поплатился за пересказ сна, который видела его жена. В этом сне мученик Никита велит ей перестроить избу и самой поселиться в сенях, тогда ее приемный сын станет царем. Мужик рассказал об этом соседу, который поспешил донести куда следует. Несчастного Степана били батогами и отпустили с наставлением: «Не верь в сон».

Держать преступников в тюрьме — удовольствие дорогое, заставить их работать догадались относительно поздно, поэтому в течение долгого времени казнь оставалась основным способом расправы с правонарушителями. Согласно Судебнику 1497 года, к лишению жизни приговаривались убийцы, разбойники, воры, поджигатели и, конечно же, изменники.

Способов лишения жизни было много, и в большинстве своем они были весьма жестокими. Колесование, подвешивание за ребро, заливание в горло расплавленного металла (так наказывали фальшивомонетчиков) были делом вполне обыденным. Для жен, отравивших мужей, существовала специальная казнь: закапывание в землю. Женщину закапывали на людном месте так, чтобы на поверхности оставалась одна голова. Часовой следил за тем, чтобы жертву не кормили и не поили. Это была долгая и мучительная смерть. Сострадательным прохожим разрешалось лишь оставлять деньги на похороны да на церковные свечи.

И все же российские судьи предпочитали калечить, а не убивать. Уложение 1649 года предписывало отрубать правую руку тем, кто осмеливался в присутствии царя замахнуться на кого-нибудь мечом или ножом или силой врывался в чужой двор. Вору отрезали руку за кражу лошади, подьячему (чиновнику) — за неправильную запись показаний во время судебного процесса. Палец отрубали за нанесение легкой раны; пойманному в первый раз вору — мизинец и безымянный палец. Левую руку до запястья рубили за две кражи, за нанесение тяжелой раны или за третью кражу рыбы из садка. Левую руку и правую ногу рубили за один разбой, за ограбление церкви, за убийство в драке в пьяном виде. Лишиться рук, ног или пальцев можно было за незаконную продажу водки, подделку медных денег.

Отрезанные части тел преступников использовали для наглядной агитации. В указе 1663 года говорится: «Отсеченные руки и ноги у больших дорог прибивать к деревьям, и у тех же рук и ног написать вины и приклеить, что те ноги и руки — воров и разбойников и отсечены у них за воровство, за разбой и за убийство... чтобы всяких чинов люди знали про их преступления».

В отличие от рук и ног, отрезанные уши на деревьях не вешали. Отрезание ушей было надежным способом заклеймить преступника, не лишая его способности трудиться. Закон запрещал принимать на работу людей с отрезанными ушами, если у них нет бумаги, подтверждающей, что они уже понесли наказание за все свои преступления. Правда, уши отрезали относительно редко. Один из указов XVII века предписывает отрезать уши уличенным в четвертый раз в хранении табака, то есть, попросту говоря, курильщикам-рецидивистам.

Подобного рода наказания получили настолько широкое распространение, что пыл любителей воспитывать при помощи топора и щипцов приходилось ограничивать. Алексей Михайлович издал специальный закон, запрещающий калечить окружающих без решения суда.

И смертная казнь, и отрезание конечностей, и избиение кнутом совершались в людном месте, как правило на рыночной площади, поэтому публичное наказание обычно называли торговой казнью. Но граница между смертной казнью и отрубанием конечностей часто оказывалась весьма условной.

Торговая казнь была не только плохо совместимым с жизнью испытанием, но и несмываемым позором. Уложение 1649 года назначает кнут за 141 преступление. В зависимости от числа ударов закон различал простое битье, битье «с пощадой», «с легкостью», «нещадное», «с жестокостью» и «без милосердия». Нещадным битье считалось, если число ударов превышало 50. Для усиления наказания казнь могла совершаться «при многих людях». В этом случае осужденного водили по людным местам, осыпая в пути ударами. При этом виновного, например, во взяточничестве били, привязав ему на шею кошелек, дорогую шкурку, жемчуг или соленую рыбу, то есть те предметы, которыми он брал взятки. Вот как описывал торговую казнь путешественник Адам Олеарий, наблюдавший ее в 1634 году: «Преступники... должны были обнажить свое тело до пояса и прилечь на спину стоящего на ногах прислужника палача... Перед исполнением наказания служитель судьи, находившийся тут же, прочел в особой записке, сколько ударов должно было дать каждому из преступников, и затем, когда означенное число ударов было нанесено, он кричал: «Полно!», т. е. довольно. На этот раз каждый мужчина получил от 20 до 26 ударов, а женщина — 10. По исполнении этого наказания на спинах несчастных не осталось целой кожи даже на палец шириной, и они имели вид животных, с которых содрана была кожа... После всего этого каждому виновному в продаже табака привешивалась на шею пачка с табаком, а продавцам водки... водочная фляга или склянка; и в таком виде связанных за руки преступников провели сперва близ города и затем обратно в Кремль, и во все это время продолжали бить кнутом». Более легким было наказание батогами, то есть толстыми прутьями с обрезанными концами.

Считается, что апогея жестокости пытки и казни достигли при Иване Грозном. Однако при Петре I было не лучше. К тому же наказания петровского времени поражают своей несправедливостью. Императора волновала не тяжесть преступления, а сам факт противостояния государственной воле. Поэтому за повторное воровство и за бросание сора на улице полагалось одинаковое наказание. Петр любил эффектные мучительные казни. При расправе над участниками стрелецкого бунта зачинщикам сначала перебили руки и ноги, а затем привязали к установленным на Красной площади колесам: так агонию растянули на несколько суток. Прорубивший окно в Европу император охотно пользовался и таким азиатским способом казни, как сажание на кол. На колу погибли некоторые из друзей царевича Алексея. Колеса с привязанными к ним руками, ногами и головами казненных были таким же символом эпохи, как европейские костюмы и бритые лица.

Зато количество членовредительских наказаний при Петре заметно уменьшилось. И произошло это по причинам вполне практическим. Государство не хотело содержать безруких и безногих подданных, поэтому часто ограничивались клеймением и вырыванием ноздрей. Отсутствие носа не мешало каторжным работам во благо государства.

В эпоху Петра I появилось наказание шпицрутенами. Процедура была крайне жестокой. Ставили два длинных ряда солдат, в руке у каждого был прут. Осужденному обнажали спину и привязывали его к ружью так, чтобы штык упирался в нее. За это ружье осужденного вели сквозь строй, причем бежать он не мог, так как при резких движениях в него вонзался штык. Все проходило под барабанный бой. Так наказывали за чернокнижие, прелюбодеяние и другие антиобщественные поступки. Несмотря на мучительность этого наказания, после шпицрутенов человек не считался обесчещенным. Если после торговой казни солдат не мог служить, так как считался опозоренным, то, пройдя сквозь строй, можно было спокойно возвращаться к исполнению служебных обязанностей.

Шпицрутенами наказывали и в середине XIX века. Сохранилось описание публичного наказания разбойников Быкова и Чайкина, которые в 40-е годы XIX века держали в страхе Казанскую губернию. Их приговорили к 12 и 11 тысячам ударов, выжить после которых невозможно. «Первого повели Быкова, а спустя некоторое время — Чайкина, так что оба шли друг за другом и, получая удары шпицрутенами, испускали раздирающие душу крики... Уже после первой тысячи спины их побагровели, покрылись лоскутьями изрубленного мяса, спекшейся крови и вспухли... Быков и Чайкин извивались, подобно змеям, желая облегчить страшную силу сыпавшихся на них ударов... Сама погода не благоприятствовала... сильный ветер гнал столб пыли и засыпал раны несчастных. Оба они умерли в тот же день».

Идейную борьбу со смертной казнью начала Елизавета Петровна, которая запретила приведение смертных приговоров в исполнение до их утверждения Сенатом. Сенат же приговоров не утверждал, в результате чего казни в исполнение не приводились. Императрица отказалась подписать и новый свод законов, поскольку в нем не только сохранялась смертная казнь, но и вводилось никогда прежде не практиковавшееся в России разрывание преступников лошадьми. В течение XVIII века телесные наказания смягчились, хотя происходило это очень медленно. Именно тогда начали использовать плети, которые были все же более гуманным орудием, чем кнут. Кроме обычных плетей в армии пользовались кошками и линьками, то есть веревками с узлами. Эти армейские плетки быстро завоевали популярность у штатских палачей. С 1724 года кошками наказывали извозчиков, когда они ездили на невзнузданных лошадях, с 1725 года — нечестных торговцев хлебом, а с 1739-го — торговцев овощами и фруктами на улицах, так как эта торговля была привилегией женщин и детей. Во времена Анны Иоанновны кошками стали наказывать проституток, которых раньше били кнутом.

Официально борьбу с истязанием начала Екатерина II, заявившая, что «все наказания, которыми тело человеческое изуродовать можно, должно отменить». Однако императрица отменила телесные наказания лишь для представителей привилегированных сословий. При этом всячески подчеркивалась позорность телесных наказаний. Преступникам, обесчещенным публичной поркой, запрещалось жить в столице. Впрочем, все ее благие намерения рассеялись после начала Пугачевского бунта. Указ Екатерины гласил: «Пугачеву учинить смертную казнь, четвертовать, голову взоткнуть на кол, части тела разнести по четырем частям города и положить на колеса».

В XVIII веке всех взрослых преступников начали наказывать розгами, которые раньше считали совсем уж не серьезным инструментом и использовали для воспитания детей. Сама Екатерина наказывала розгами придворных.

После того как Екатерина II избавила дворян от телесных наказаний, общество стало видеть в таких наказаниях зло, с которым рано или поздно следует покончить. При Александре I от телесных наказаний освободили купцов первых двух гильдий, священников, их жен, дьяконов и монахов. В 1817 году в Москве был учрежден комитет, который должен был ответить на вопрос, стоит ли сохранять членовредительские наказания.

Комитет постановил отменить торговую казнь, заменив ее наказанием плетьми с предварительным выставлением у позорного столба. Члены комитета считали, что такое сравнительно мягкое публичное наказание будет вызывать у зрителей не жалость к преступнику, а омерзение. Однако отменять торговую казнь публичным указом не решились: народ мог подумать, что теперь отменены все наказания вообще.

Несмотря на все гуманные идеи, свод 1835 года предусматривает торговую казнь примерно за 50 преступлений. Так наказывали за богохульство, за богохульство по легкомыслию, совершенное в третий раз, за святотатство, за преступление против высочайших особ, за бунт, за сочинение пасквиля, за взяточничество, за умышленное убийство, за кражу младенцев, за мужеложство с насилием, за воровство и грабеж. Правда, закон запрещал наносить более 50 ударов кнутом, однако это ограничение не соблюдалось, поэтому Николай I издал указ, согласно которому судья за каждый присужденный им лишний удар палкой должен был платить 200 рублей штрафа.

В XIX веке прогресс оказал свое влияние и на публичные экзекуции. Для наказания был создан специальный инструмент под названием «кобыла» — толстая доска в человеческий рост с тремя отверстиями для шеи и рук преступника. На «кобыле» спина осужденного выгибалась, кожа натягивалась и рассекалась от первого же удара. «Кобыла» продолжала использоваться и после того, как в 1845 году наказание кнутом было запрещено. Палачам было приказано зарыть кнуты, чтобы сам вид этого орудия не напоминал о прошлом.

Теперь за тяжелые преступления наказывали плетьми. Закон достаточно жестко регламентировал количество ударов, но особого смысла в этом не было, поскольку страдания наказываемого зависели в основном даже не от числа ударов, а от искусства палача. Если палач привязывал преступника к «кобыле» так, что тот не мог пошевелиться, то наказываемый умирал от паралича сердца на четвертом-пятом ударе.

Процедура публичной казни теперь выглядела так. После объявления приговора осужденного заковывали в кандалы и отводили в особую камеру, где его в течение нескольких дней посещал священник. В ночь перед казнью к зданию тюрьмы привозили специальную повозку. Утром на осужденного надевали чистое белье, особый черный кафтан и шапку. На грудь вешали табличку с описанием преступления. Потом два тюремщика усаживали преступника в повозке спиной к лошадям, привязывали его ноги и руки к скамейке, и процессия отправлялась к месту проведения казни. Впереди выступал жандармский унтер-офицер, за ним — полувзвод солдат с барабанщиком, далее — повозка, окруженная жандармами по два с каждой стороны. Наконец, другой полувзвод замыкал шествие. Подъехав к позорному столбу, рядом с которым стояла «кобыла», преступник выходил из повозки, с него снимали шапку, после чего он прикладывался к кресту. Затем осужденного передавали палачам, которые разрывали ему рубаху до пояса и прикручивали к «кобыле».

В 1846 году публичное наказание было дополнено особым обрядом гражданской казни, которая символизировала разрыв всех связей между обществом и преступником. Осужденного привозили к месту казни на черной повозке, на груди прикрепляли табличку с указанием вины. Если преступник был дворянином, то после оглашения приговора палач ломал над его головой шпагу. Появление этого обряда означало, что бесчестие теперь стали считать не менее страшным наказанием, чем причинение физической боли.

В марте 1861 года князь Н.Орлов подал Александру II записку об отмене телесных наказаний. Мнение Орлова поддержал великий князь Константин Николаевич, который считал, что отмена телесных наказаний должна последовать за отменой крепостного права. 17 апреля 1863 года был обнародован указ «О некоторых изменениях в существующей ныне системе наказаний уголовных и исправительных».

Согласно этому закону было прекращено публичное наказание плетьми, клеймение, истязание женщин всех сословий, исключая ссыльных. Розгой теперь секли только крестьян по постановлениям волостных судов (до 20 ударов) и при невозможности заключить виновного в тюрьму (до 100 ударов). Для матросов во время плавания осталось наказание линьками. Закон сохранил наказание шпицрутенами, но после того, как военный министр заявил, что солдаты не будут выступать в роли палачей, так как это унизительно, осужденных перестали прогонять сквозь строй.

Общество стало видеть в истязаниях зло. Уложение 1886 года оставляло телесные наказания лишь для бродяг, не помнящих родства (30—40 ударов), для малолетних ремесленников за самовольную отлучку и шалости (5—10 ударов), для корабельных служащих (5—10 ударов хлыстом). Кроме того, телесным наказаниям могли подвергаться крестьяне мужского пола, а также ссыльные, уже независимо от пола. В 1893 году последовал указ, запрещавший какие бы то ни было телесные наказания для женщин. Вскоре запретили бить бродяг.

Очень долго сохранялось наказание розгами крестьян. При этом наказанный розгами крестьянин лишался права занимать какую бы то ни было выборную должность. Наказание розгами казалось делом настолько обычным, что сами крестьяне не собирались с ними бороться. Лишь к началу XX века они стали видеть в розгах не отеческое наказание, а позор. В свое время в газетах много писали о крестьянке Житомирского уезда, которая пожаловалась волостному старосте на то, что ее муж стал с ней холоден (парткомов, куда в последующие годы жаловались на неисполнение супружеских обязанностей, тогда не было). После того как невнимательного мужа высекли, он оскорбился и покончил с собой.

Телесные наказания для крестьян были отменены лишь 11 августа 1904 года, и тут-то выяснилось, что другого способа урезонить деревенских хулиганов не существует. Многие земства, считавшиеся оплотом демократии и прогресса, ходатайствовали о возобновлении телесных наказаний.

Отмененная Елизаветой смертная казнь эпизодически продолжала применяться и при последующих правителях. Достаточно вспомнить расправу над участниками восстания Пугачева. Но формальное ее восстановление обычно связывают с казнью пятерых декабристов, во время которой был выработан ритуал публичной смертной казни.

К месту казни приговоренных привезли закованными в цепи. Перед виселицей цепи с них сняли. Декабристов одели в белые халаты с колпаками или мешками для головы, а на грудь прикрепили таблички с именами. При этом, как известно, веревки виселицы, на которой казнили С.Муравьева-Апостола, К.Рылеева и М.Бестужева-Рюмина, не выдержали, и их пришлось вешать снова.

Смертная казнь применялась в основном к политическим преступникам. Причем власти никак не могли понять, стоит ли казнить публично. С одной стороны, был многовековой опыт торговых казней, которыми успешно устрашали народ. С другой же — казненные бунтовщики нередко вызывали сочувствие. К тому же смертная казнь совершалась достаточно редко, и катастрофически не хватало квалифицированных палачей. В 1861 году зрителей перестали пускать к месту проведения казней, поэтому мало кто был свидетелем непрофессионализма палача, который казнил покушавшихся на Александра II народовольцев.

Присутствовавшая при казни супруга одного из чиновников правоохранительного ведомства описывала это так: «Первым повешен Кибальчич. Его удачно повесили: он скоро умер. Потом Михайлов, который был четыре раза (если так можно выразиться) повешен: первый раз он оборвался и упал на ноги; второй раз веревка отвязалась, и он упал во весь рост; в третий раз растянулась веревка; в четвертый раз его пришлось приподнять, чтобы скорее последовала смерть, так как слабо была завязана веревка».

В августе 1906 года в чрезвычайном порядке был принят закон о военно-полевых судах. Столыпина, по инициативе которого этот закон был принят, не особо интересовала справедливость наказания. Для него было важно навести порядок, а не соблюсти справедливость. Закон требовал, чтобы военнослужащих расстреливали, а штатских вешали. Но из-за нехватки палачей повешение часто заменяли расстрелом. В некоторых тюрьмах функции палача брал на себя кто-нибудь из заключенных, которому за это сокращали срок. По мере роста числа казней число добровольцев постоянно росло.

А во время революции и гражданской войны казни и расстрелы заложников не регламентировались уже никакими законами. Большевики предпочитали, чтобы свидетели при казнях не присутствовали, но совсем отказаться от публичных казней не могли. Во время войны предателей и шпионов убивали не таясь. Нужно сказать, что смертная казнь, которая в советское время то отменялась, то вновь восстанавливалась, унесла куда меньше жизней, чем смерть в лагере от непосильного труда и голода. Избавляясь от неугодных граждан, государство легко находит способ обойтись без веревки или пули.

maryawa.livejournal.com

Губкин | В Древней Руси пытки были социальной рекламой - БезФормата.Ru

В Средние века подозреваемый, согласно закону, должен был выдержать три раза: дыбу, кнут и «худой кувшин».

«Пытки в прошлые времена были отличной социальной рекламой для властей. Взяли одного, запытали при всём честном народе - таким образом в страхе людей и держали», - уверен Валерий Переверзев, владелец недавно открывшегося в Москве Музея истории телесных наказаний.

Худой кувшин

- В насилии в Средние века была необходимость: не сущест­вовало судебно-медицинской экспертизы, люди не умели отличить каплю крови от капли вина, женщина не могла написать жалобу, что её изнасиловали без наличия трёх свидетелей, поэтому властям ничего не оставалось делать, как оказывать влияние на своих граждан при помощи страха, - рассказывает В. Переверзев. - Поэтому самая первая пытка - это демонстрация самой пытки. Тебе рассказывают, что будет с тобой происходить: «Сейчас мы возьмём эти клещи, засунем твой палец вот сюда и сломаем кость». И человек уже начинал «сотрудничать со следствием». Пытки на Руси регламентировались законом. Пытали у нас и в 1990-х утюгами и паяльниками, пытают и сегодня - не надо расслабляться. Свидетельств этому много. Но делают это незаконно. А в стародавние времена в России подозреваемый по закону должен был выдержать три раза по три пытки: дыба, кнут и«худой кувшин».

Дыбой называли всё то, на чём можно было пытать. Подвесили, например, к бревну, второе бревно между ног продели, ноги завязали, палач идёт по бревну, растягивает тело. У Алексея Михайловича в записях встречается: «Садить вора в дыбу». Мужика просто приковывали к тяжёлой колоде (железная «рубашка», руки, ноги и шея в которой закреплялись так, чтобы узники не могли двигаться). Прежде чем подвесить на дыбу, палач выламывал человеку плечевые суставы. Отсюда и палача иногда называли заплечных дел мастером. Почему эта пытка была популярна? Да потому что её последствия имели обратимый характер - хоть это и чудовищно больно, руки потом можно вправить и не лишиться трудоспособной рабочей силы. Также при допросах били батогами (палками): один палач садился на голову несчастного, чтобы не попасть по ней, в­торой - на ноги, чтобы важные для работоспособности органы не задеть.

«Рабочая зона» - только спина. По ней и лупили со всей силы. Популярна была и пытка водой под названием «худой кувшин». Капля за каплей падала на обритое темечко привязанного к столбу, и в итоге через пару часов он лишался рассудка. Кстати, в законе к этой пытке приписана потрясающая ф­ормулировка: «Усадить, к столбу привязать. Голова крепится кляпом через рот, от чего он в изумление и приходит».

Кстати, многие наши пытки были заимствованы. Например, англичане так глумились над своими пьяницами: надевали им бочки вместо рубахи, а потом водили на цепи по городам. В России тоже была бочка для пьяниц. Но она больше походила на купель. Заливали туда брагу, сажали пьяницу, закрывали так, чтобы выбраться не мог. Вокруг бочки девки в венках хороводы водили, приговаривая: «Ешь вино, пей вино». Но, когда человек находится в спиртовом растворе, у него происходит отслоение мяса от кости, он невероятно страдает. И, как правило, вся эта «веселуха» заканчивалась тем, что из бочки доставали труп.

Была при Иване Грозном распространена пытка огненным (горящим) веником. В России парились в бане, лечились  от простуды. Поэтому банный веник у всех в избе был. Когда на площади кого-то били огненным веником, все остальные, придя домой, посмотрев на свой веник, задумывались, нарушать ли им закон.

Жабьи лапки

Образцы «высокого пыточного искусства». Фото с сайта www.perevercev.ru

- Во все времена пыток и телесных наказаний вырывались языки. Пока Пётр I не ввёл моду на табак, человеку, который смолил и у которого шёл дым изо рта, тоже язык рвали. Картёжникам помимо языков отрезали и носы. При Алексее Михайловиче все были уверены, что четыре символа, убившие Иисуса Христа, заложены в картах. Пики - копьё, проткнувшее его, крести - крест, буби - ромбовидные гвозди, которыми прибивали его к кресту, черви - губка, которую подносили к его устам.

Не любили в России и петрушечников - первых наших «комедиклабовцев». Их наказывали жесточайшим образом. У Ивана Грозного по этому поводу всё чётко прописано: «Зажимать петрушечникам пальцы в жим и выдавливать кость. Кость из пальца должна выйти так, как выходит косточка из вишни». После этого палец можно было лишь отрезать. Поэтому многие петрушечники ходили с «коротенькими ручками», и все говорили: «Вон с жабьими лапками идёт».

Одно из самых позорных телесных наказаний - избиение. В Риме били плетью из полового органа быка - она оставляла характерную отметину в виде косы. У нас - кнутом, которым бьют скотину пастухи. Секли на каком-либо предмете. Чаще всего на «кобыле» - сооружении из двух досок и полена. Человек должен был оказаться в непристойной позе на коленях с прогнутой спиной. А палач кнутом мог творить невероятное. Например, была такая известная княгиня Лопухина, невероятно красивая особа. С Елизаветой всё соревновалась в количестве женихов да платьев. Елизавета и обвинила её в государственной измене. А Лопухина во время допросов оговорила и свою подругу Бестужеву. Приговор был суров: вырвать язык, избить кнутом и на каторгу отправить. Лопухину секли так: раздели догола при всём честном народе, помощник взял жертву и закинул себе за спину. Палач ударил всего три раза - два положил параллельно друг другу, а один горизонтально. Кожа со спины Лопухиной отошла и, как юбка, закрыла ей ягодицы. А Бестужева «побраталась» с палачом, подарила ему крест - этот момент показан в фильме про гардемаринов. И палач ударил её так, что на спине не осталось ни одного шрама, а язык только чуть-чуть прихватил. В итоге после нескольких лет каторги женщин снова приняли ко двору. И была Лопухина совершенным инвалидом, а Бестужева так же «хороша собой».

Кстати Мало кто знает, но в Москве множество необычных музеев. Вот только некоторые из них: 1. Музей истории водки - куда же без него на Руси и особенно в Москве, ведь именно столица в XV веке стала родиной знаменитого напитка. Расположен в стенах Измайловского кремля. 2. Музей упаковки разместился недалеко от ст. м. «Лубянка». 3. В Музее автоугона имени Юрия Деточкина недалеко от ст. м. «Войковская» собрано более 200 экспонатов, которые так или иначе имеют отношение к угону машин: липовые номера, права, даже простреленная при угоне дверь автомобиля 4. В музее «Подпольная типография», что рядом со ст. м. «Белорусская», можно, спустившись в подвал, заглянуть в замаскированный лаз. И неудивительно, ведь типография, работавшая в начале прошлого века, была действительно подпольной. 5. А Музей русских сказок у ст. м. «Партизанская» всегда встречает посетителей театрализованными представлениями.

Валентина Оберемко

По информации: Admin

gubkin.bezformata.ru