В древней руси хлеб. Хлебные правила на Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Краткая история хлеба. В древней руси хлеб


хлеб на руси | НАСТОЯЩИЙ ХЛЕБ

хлеб на русиСлавяне до XI века в основном растили пшеницу и соответственно хлеб на Руси в основном был белый. С XI века рожь стала основной злаковой культурой наших предков. И ржаной черный хлеб на Руси очень полюбился людям. Он был дешевле, сытнее и полезнее. Главным в получении ржаного хлеба было применение заквасок или квасов. Их приготовление было секретом, который передавался по наследству. Пристрастие русских к черному (кислому ржаному) хлебу всегда было загадкой для других народов.

Уже в XVI веке на Руси мастера-пекари подразделялись по специализации на хлебников и блинников, калачников и пирожников, пряничников и ситников. Их труд был очень почетным и очень высоко ценился. Хлебопеков, например, не звали Ванька, Федька – их величали уважительно – Иваном, Федором.

В Москве вXVII веке уже было много больших пекарен, которые назывались хлебные избы. Самая крупная из них была в Измайлове (принадлежала царскому двору) и называлась хлебным дворцом.

Лучшим хлебом на Руси считался «крупчатый» хлеб из высококачественной пшеничной муки, его подавали в самых богатых домах. Пекли различные сорта хлеба, свои названия они брали от вида муки: «ситный» хлеб – из муки просеянной через сито; «решетный» хлеб – из муки просеянной через решето; «пушной» хлеб (или мякина) – из непросеянной муки. Был и такой хлеб, который пекли только по особым случаям по специальному заказу, например, ржаной «Боярский» хлеб. Его делали из муки особого помола, свежего масла, в меру сквашенного молока и пряностей.

В XIX веке по всей русской стороне славились хлеба московского булочника Филиппова. Его продукция доставлялась не только в Петербург к царскому двору, а даже отправлялась целыми обозами в Сибирь.

Чтобы не происходило в мире, хлебушек всегда выручал русских людей, хоть и не во все времена был вкусен и красив. Во времена неурожаев, в производстве хлеба в него добавляли морковь, свеклу, картофель, а часто желуди и кору дуба, крапиву и лебеду.

О хлебе всегда говорили как о живом – хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. К нему относились с огромным уважением. Ведь хлеб – дар Божий, сама жизнь. Бог дает человеку хлеб, и вместе с «долей» (куском хлеба), он получает и свое «счастье».

Если Вам интересна эта информация, то Вы можете написать комментарий, поделится ссылкой на нее с друзьями или подписаться на рассылку сайта или на обновления сайта.

rial-hleb.ru

Хлебные правила на Руси | Русский след

Русский хлеб — не просто продукт питания. Пожалуй, нигде в мире нет такого сакрального отношения к этому продукту, как в России. Тяжелые времена были практически у всех народов, но только у славянских народов веками сохранялось ритуальное отношение к хлебу, как к святому, главному и самому почитаемому продукту. Именно, у славян существует ритуал поднесения хлеба и соли жениху и невесте на свадебном обряде, или при встрече почётных гостей.

Хлеб в древнеславянской лексике «жито» – это всякий немолотый, зерновой хлебный злак – рожь, пшеница, овес, полба, ячмень и т.д., либо не сжатый хлебный злак. Жито образовано от слова «жать».  С древних времён зерновые культуры составляли основу рациона народа, а мясо было лишь редким гостем и праздничным украшением стола. Фрукты из сада, грибы и ягоды из леса, овощи и корнеплоды с огорода, конечно, разнообразили рацион питания, но их не сравнить по калорийности с кашами и печёными хлебами, пирогами, которыми всегда славилась русская изба.

Хлеб в представлении наших предков был материальным воплощением благодати Божией, царским подарком на столе, стоящем под иконами, и почитаемом, как долонь (лодонь) Бога, подателя хлеба насущного. Стол без хлеба считался «сиротским престолом», а дом, где не выпекают хлеб, был лишён внимания Божьего.

На Руси отношение к хлебу было почтительным и строгим. Требоварельные правила поведения были продиктованы ни столько этикетом, сколько вековыми народными традициями, тысячелетиями предающимися в семье от отца сыну. Следование своду «хлебных правил» обещало людям достаток и размеренное, гармоничное течение жизни, прибавление в семействе. Ведь в хлебе, согласно народным преданиям, воплощалась жизнь и сила русского человека, с хлебом связана и личная доля каждого.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Топить печь и готовиться к выпеканию хлеба хозяйки с молитвы начинали благословясь с раннего утра. И хлебную муку, и поднявшуюся хлебную квашню стряпухи крестили, прежде, чем посадить в печь. В традициях двоеверия на Руси не забывали и специальные языческие заговоры, доставшиеся от прабабушек: «Печка-матушка, прикрой мой хлебца, испеки по-хорошему». А прежде, чем приступить к нарезанию испечённого хлеба его трижды закрещивали ножом.

ХЛЕБ НА СКАТЕРТЬ

Хлеб никогда не клали на голый стол, только на скатерть, ритуальное хлебное полотенце — рушник вышитый по краям магическими знаками-оберегами. В противном случае люди рисковали обречь себя на «голую», как стол без скатерти, голодную жизнь. Хлеб никогда не клали на стол верхней коркой вниз — это считалось святотатством.

НИКАКОГО СМЕХА за столом

Хлеб почитался на Руси как святыня, за столом нельзя было смеяться и даже малышам не позволялось баловаться. Застолье — это строгий ритуал, по народным преданиямаже даже самый невинный смех за столом мог обернуться слезами и самыми суровыми неприятностями.

ХЛЕБ ОТРЕЗАТЬ НОЖОМ, НО НЕ ЛОМАТЬ

На Руси не разрешалось ломать хлеб. Отломанный кусок хлеба подавали только нищим, но не себе, иначе вся жизнь будет ломанная, как у нищего попрошайки. Ломая хлеб, мы разрушаем правильное и ровное течение жизни.

ХЛЕБНАЯ ДОЛЯЯзыческие знания и запреты глубоко засели в нашем сознании, русский человек с детства откуда-то знает, что нельзя оставлять надкусанный кусок хлеба. Бабушка говорила: «Так ты свою силу оставляешь!», или «Надкусанный кусок за тобой гоняться будет», как сирота брошенная родителями. Оставленный недоеденным кусок хлеба грозил сиротством, вдовством, потерей сил человеческих и счастливой доли. В религиозно сознании народа Руси кусок хлеба становился носителем благополучной судьбы человека и определял его будущий социальный статус. Нельзя было отрезать новый кусок хлеба, не доев первого куска.

Нельзя было доедать кусок хлеба даже за родными людьми, так вы можете их обездолить, чего-то важного лишить в жизни. Русская поговорка говорит, съешь чужой кусок – заберёшь чужую силу или долю.

ХЛЕБ НЕЛЬЗЯ ВЫБРАСЫВАТЬ

С древнейших времён в народном сознании сохраняется бережливое отношение к хлебу. Выбрасывать хлеб считалось на Руси тяжёлым, непростительным грехом. Даже заплесневевший хлеб выбрасывать нельзя, его следует скормить птицам.

С принятием в 988 г. христианства на Руси дрожжевому хлебу стали придавать большее, чем раньше, значение, что было обусловлено богослужебной практикой, принятой на православном Востоке. Из Византии в русское православие перешел обычай использовать квасной, или кислый, хлеб для совершения таинства Евхаристии.

 

Это вовсе не простой или некий незначительный факт из церковной жизни. «Хлебная» проблема была одной из самых горячих, порождала ожесточенные споры в религиозной среде в ту эпоху. Дело в том, что греческая христианская церковь традиционно рассматривала хлеб, предназначенный для причастия как кислый, квасной. К этому были свои причины, поскольку даже в библейских источниках назывался он artos, что означало пшеничный хлеб, поднявшийся на закваске.

В отличие от греческой православной церкви, латиняне римско-католической церкви отстаивали необходимость использования для этого пресного хлеба, или  по-русски «опресноков». Сторонники Римского папы цитировали апостола Матфея: «берегитесь закваски фарисейской и саддукейской».

Православное христианство на Руси с самого начала в хлебной традиции придерживалось именно кислого хлеб, ставшего основой питания наших предков, и так нелюбимого в католической западной Европе.Многие рецепты выпечки квасного хлеба были заимствованы мирской общерусской кухней из монастырей, где монахи в качестве дрожжей использовали квас.  Об этом говорится в житии преподобного Феодосия (1031—1091), игумена Печерского монастыря, который не раз сам молол жито для хлеба, вместе с пекарями месил тесто и выпекал ржаной хлеб. В начале XII века другой послушник той же обители, преподобный Прохор, первым стал печь хлеб из лебеды, а когда случился на Руси голод, кормил им нуждающихся.

Пшеничный хлеб упоминается в произведении XII века — «Слове», или «Молении Даниила Заточника», где сказано: «…пшеница бо, много мучима, чист хлеб являет». Известно также, что преподобный Сергий Радонежский, будучи игуменом Свято-Троицкой лавры в XIV веке, размалывал зёрна на ручных жерновах и выпекал хлеб.

Из свода житейских правил XVI века «Домостроя» узнаём, что хлеба тогда на Руси пекли много, причём в специальном помещении — «хлебне», отделенной от «поварни», где готовили еду; относились к хлебу бережно: «А в житницах, и в закромах, у ключника бы всякое жито и всякий запас брежно».

В «Домострое» рассказано о различных свойствах хлеба, например: «Хлеб ржаной свойством теплее ячменного, и есть его нужно здоровым людям, он им придаст силы; больным же людям следует есть хлеб пшеничный, он лучше и питательней». Далее следует совет остерегаться недопеченного, горячего и слишком мягкого хлеба, дабы не навредить желудку.

Хлеб XV-XVI веков был натуральной закваске, не похожей на нынешние «быстрые  сухие дрожжи». Древнерусский хлеб наверное пришёлся бы по вкусу современному русскому человеку. Ржаной хлеб и сегодня, как и тысячу лет назад, очень тяжело воспринимался современниками-иностранцами. Известно мнение Павла Алеппского, который в книге «Путешествие антиохийского патриарха Макария» писал: «Мы видели, как возчики и другие простолюдины завтракали им (хлебом), словно это была превосходнейшая халва. Мы же совершенно не в состоянии есть его, ибо он кисел, как уксус, да и запах имеет тот же». Сегодня иностранцы именно так и говорят о ржаном руском хлебе «кисел, как уксус», и не понять им русской души, если они не понимают вкуса русского хлеба.

Символические значения ключа Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков

ru-sled.ru

Древнерусский хлеб | Интересные факты о хлебе

Еще с древности славяне относились к выпеканию хлеба очень трепетно. Историки и археологи утверждали, что практически во всех населенных пунктах славян была так называемая изба-пекарня. В ней выпекали хлеб по определенным традициям. Таким образом хлебом снабжалось все поселение. Несмотря на то, что хлеб могла выпекать любая девушка или женщина, делали они это только на праздники.

Самый первый рецепт хлеба, по историческим данным, относится еще к XI веку. В те времена хлеб на Руси изготавливали на основе закваски, поэтому у него был кислый вкус. Процесс выпекания занимал достаточно много времени. Так же он еще требовал некоторых познаний. Рецептура выпечки хлеба хранилась в секрете, который передавался исключительно по наследству.

Хлеб, приготовленный на основе закваски, называли сброженным, из-за его кислого привкуса и рыхлой текстуры. В большинстве случаев, приготавливали закваску сразу на несколько порций хлеба. Готовую смесь необходимо было хранить в темном месте с низкой температурой. От качества приготовленной закваски зависели вкусовые и ароматические свойства хлеба.Приготовление основы для хлеба можно разделить на несколько этапов. Для начала закваску тщательно размешивали с мукой и водой, образовавшуюся жидкую смесь ставили в теплое место, чтобы начался процесс брожения. Потом поделив тесто на порции, выпекали буханки. Существовали так же и более сложные рецептуры приготовления хлеба, состоящие из пяти ингредиентов.

Ещё тогда пекари стали совершенствовать процесс приготовления хлеба. Они разрабатывали новые рецепты, самостоятельно открывали новые сорта черного хлеба. На сегодняшний день известно лишь несколько рецептов, которые дошли до нас с тех времен. Они являются индивидуальными, и аналогий в мире не существует. На Руси выпекали хлеб не только из ржаной муки, но еще и из пшеничной. Русь была известна хлебобулочными изделиями из пшеничной муки — просфоры, ковриги.

Коврига изготавливалась из очищенной пшеничной муки. Она выпекалась в форме трехугольного или четырехугольного хлеба. Коврига приготавливалась без добавления каких-либо специй, посыпок. Большим спросом в Древней Руси пользовался хлеб из пшеницы с добавлением мака и меда. В основном такой хлеб употребляли зажиточные слои населения на христианские праздники.

В средние века в городах жило огромное количество изготовителей хлебобулочных изделий: бубличники, крендельщики, пряничники, пирожники. Изготавливаемые изделия пользовались большим спросом среди горожан. Они соответствовали вкусовым пристрастиям того времени, служили как подарками так и угощениями именитых гостей.

В тот же период в стране строго контролировалось качество хлеба, а также его стоимость. По изданному в XVII веке царскому указу определялись вес и цена различных сортов пшеничной и ржаной муки. Специальные приставы, называемые в народе «хлебными», ездили по городам и селам, проверяя вес и стоимость коврижечных калачей и ситных хлебов. Предоставлять на взвешивание хлебобулочные изделия должны были все без исключения — начиная царским людом и заканчивая обычными разночинцами.

За несоответствие хлебобулочных изделий нужному весу и стоимости, все подвергались штрафам, а особенно нерадивые и ленивые подвергались телесным наказаниям. Помимо своих основных обязанностей, уполномоченные приставы также должны были следить за вкусовыми свойствами и качеством изготавливаемой продукции.

С такой же серьезностью к этому вопросу относился Петр I. Среди указов, изданных им, был и закон, который не позволял поднимать цены на хлебную продукцию выше поставленной. За торговлю хлебом, не соответствующим стандартам качества, пекари подвергались наказаниям. Одним из них являлось публичное избиение хлыстом.

Благодаря такому контролю, которому подвергался рынок хлебобулочных изделий, обычные люди не могли употреблять достаточно хлеба. Раньше на Руси было довольно много так называемых «хлебных» восстаний. Из-за нехватки хлеба бунтовали целые города и области огромного государства. И только в начале XX века страна перестала испытывать недостаток хлебобулочных изделий.

www.pudov.ru

Как на Руси выпекали хлеб — Интернет сообщество = Дальний Восток =

  • Войти
  • Регистрация
  • Главная
  • Новости
    • Общество
    • Бизнес
    • Политика
    • Происшествия
    • В мире
    • Спорт
    • Культура
    • Природа
  • Статьи
    • Статьи пользователей
  • Блоги
  • Фото
  • Объявления
    • Справочник авиапассажира
    • Вопросы и ответы
    • Товары
    • Опросы, голосования
    • Гороскопы
    • Магазины и сервисы

d-vostok.ru

История хлеба на Руси - Mollenta

Опубликовано: 18.04.2012 09:54

фото с starhleb.ruКакую роль хлеб играл в жизни наших предков?

«Хлеб – всему голова», «Худ обед, когда хлеба нет» - эти пословицы все мы знаем с детства.  Каждый день мы покупаем и едим хлеб, но редко задумываемся о том, как он появился, какую роль играл в жизни человека на протяжении тысячелетий. А ведь хлеб сопровождал человечество практически  с   момента его появления.

Как появился хлеб?

Хлеб появился более 15 тысяч лет назад, когда человечество находилось на первобытной стадии своего развития.  Люди сначала ели зерна диких злаковых культур сырыми, а потом научились сами выращивать нужные им растения, и готовить из зерен кашу – растирать их в порошок и смешивать с водой. Затем появился и прообраз нынешнего хлеба – лепешку из густой зерновой каши запекали на открытом огне.  Конечно, это пригорелое кушанье мало напоминало современные калачи и батоны, но именно с него и началась история хлеба.

Каким был хлеб на Руси?

До 12 века на Руси пекли только пшеничный хлеб.  Но затем на столе наших предков появился ржаной, который тут же стал очень популярным.  Он был куда дешевле и сытнее, как говорилось в пословице: «Пшеничка кормит по выбору, а матушка-рожь всех сплошь».  Печь «черный» хлеб было непростым делом –  рецепт изготовления закваски для него держался в строгом секрете.  Интересно, что в других странах любовь русских людей к ржаному хлебу не разделяли – ни в прошлом, ни сегодня  на прилавках зарубежных магазинов не найти такого разнообразия черного хлеба, как у нас.

Простые люди на Руси пекли обычный хлеб из перемолотой муки, а вот в пекарнях при монастырях ассортимент хлебных изделий был очень широк – в него входили и просфоры, и хлеб с различными добавками (маком, медом, творогом), и различные ковриги, калачи, сайки, пироги.

С 16 века хлебопекарное дело стало разделяться на отдельные отрасли. Теперь каждая пекарня специализировалась на изготовлении каких-то одних изделий:  появились хлебники, блинники, пирожники, калачники, пряничники и ситники. В написанном в то время «Домострое» были приведены  требования к профессиональным хлебопекам: они были обязаны  знать, как нужно сеять муку, как приготовить квашню, сколько муки положить в тесто и как замесить его, как испечь каравай.  В то время пекарей считали крайне уважаемыми людьми, всегда высоко ставили их мнение по любым вопросам, называли их только полными именами.

Лучшим хлебом на Руси считался «крупчатый белый» - из хорошо очищенной пшеничной муки. Он подавался только в очень богатых домах.  Простые люди ели «ситный» и «решетный» хлеба – приготовленные, соответственно, из просеянной через сито и решето муки, а также «пушной» - приготовленный из неочищенного перемолотого зерна.  Были и такие сорта хлеба, которые подавались к столу только  по очень большим случаям вроде свадьбы.  Например, таким считался хлеб «Боярский»  из ржаной муки особого помола с добавлением пряностей.

Хлеб был основой питания наших предков всегда, даже в самые трудные времена. В неурожайные годы, во время войн и революций, в блокаду Ленинграда люди ели хлеб с добавлением моркови, картофеля, лебеды, льняного жмыха, солодовой и соевой муки и даже коры деревьев. Интересно, что бы сказали наши предки, если бы узнали, что сегодня «диетический» хлеб с морковкой или отрубями стоит в разы дороже обычного, о котором когда-то приходилось только мечтать?

Хлеб в русском фольклоре

Хлеб всегда играл огромную роль в жизни русского человека, поэтому в нашем фольклоре всегда было множество пословиц, поговорок, примет, песен, связанных с ним. Не случайно в сборниках  народного творчества произведениям о хлебе зачастую отводится целый раздел.

Во все времена люди отдавали дань важности хлеба в своей жизни, считали его даром Божьим и практически живым существом. Про него говорили: «Хлеб всему голова», «Любая пища приедается, хлеб никогда», «Хлеб везде хорош – и у нас и за морем», «Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – и в полатях возьмет тоска». Хлеб никогда не выбрасывали – из зачерствевших корок сушили сухари, крошки сметали со стола и отдавали птицам или животным.

На Руси существовало множество примет, связанных с хлебом. Так, считалось, что хлеб всегда нужно отрезать ровно, тогда жизнь у человека будет спокойная и гладкая.  Хлеб всегда клали коркой вверх и ненадрезанной стороной в сторону двери, никогда не оставляли в каравае нож – все это делалось для того, чтобы хлеб всегда водился в доме, а домочадцы были здоровы.

Каравай хлеба всегда был символом семьи (именно отсюда пошло выражение «отрезанный ломоть» - человек, который навсегда покинул отчий дом и оторвался от близких родственников). Поэтому когда при выпечке хлеба он  отслаивался или разламывался, это считалось предвестником раздора в семье или дальней поездки одного из ее членов.

И напоследок вспомним еще одну народную мудрость: «Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба ни прожить».  Действительно, все в жизни проходит и меняется, но такие извечные и простые ценности, как хлеб, всегда остаются с нами.

Олеся Хромченкова

Люди, участвующие в этой беседе

Закрепленные

Понравившиеся

mollenta.ru

Краткая история хлеба

   Хлеб – это просто вода и мука? Если бы это было так, наши булочные выглядели бы довольно скромно. В мире существуют сотни и тысячи рецептов хлеба с различными плотностью, вкусом, формой и размерами. Хлеб едят почти во всех странах мира. Даже в местах, где пшеница не растет - муку делают из других ингредиентов, например кукурузы, ржи или риса, и используют ее для изготовления простых питательных блюд эквивалентных хлебу. Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне.

 

 

 

 

 

Первый хлебВпервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они и обратили внимание на злаковые растения. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. К тому времени человек уже научился добывать огонь и применял его для приготовления пищи. Случайно человек обнаружил, что если поджаренные зерна, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки.

 

 

 

 

 

Древний Египет Древние египтяне научились готовить хлеб из сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.  Так, 5-6 тысяч лет назад в Древнем Египте было положено начало развитию хлебопекарного производства. Хлеб из сброженного теста был не только вкуснее, он дольше сохранялся свежим и лучше усваивался организмом. Древнеегипетские хлебопеки готовили разнообразные виды хлеба: продолговатый, пирамидальный, круглый, в форме плетенок, рыб, сфинксов. На хлебе ставили знаки в виде розы, крестика, знака семьи или рода, на изделиях для детей - в виде петуха, котенка и др. Выпекали сладкие хлебцы, в состав которых входили мед, жир, молоко - ценились они дороже. 

 

 

 

 

 

 

 

Греция и РимХлеб из сброженного теста считался в этих государствах деликатесом, доступен был только богатым, для рабов выпекался черный хлеб - плотный и грубый. Специально выпекали хлеб для спортсменов, которым предстояло участвовать в Олимпийских играх. По случаю спортивных состязаний в Олимпии для участников и гостей пекли особый белый, хорошо разрыхленный хлеб и подавали его с маслинами и рыбой.  Хлеб считали как отдельное блюдо. Чем богаче дом и чем знатнее хозяин, тем обильнее и щедрее угощал он своих гостей белым хлебом. Мастера-пекари рецепты хлеба держали в строжайшей тайне и передавали их из поколения в поколение. В честь мастеров возводились монументы. В Риме  до сегодняшних дней сохранился монумент высотой 13 метров пекарю Марку Вергилию Эврисаку, жившему 2 тысячи лет назад, основателю нескольких больших пекарен. Эти пекарни обеспечивали хлебом почти все население Рима.

 

 

 

 

 

Османская ИмперияХлеб был незаменимой частью в османской кухне, его в больших количествах употребляли люди из всех социальных слоев общества. У богатых хлеб был приятным дополнением к основным блюдам, у бедных же он сам и являлся главным блюдом. Мехмед эль-Фатих сразу после завоевания Стамбула назначил руководителем Хызыр Бея, который первым делом организовал производство чистого, высококачественного хлеба. В 1502 году Султан Баязид ввел государственную гарантию на качество хлеба, позже данная практика распространилась на всей территории. После подобного решения было воспитанно много великих хлебных мастеров, особенно в области Карадениз. Крым был главным поставщиком пшеницы для Османской империи. Стамбул получал зерно из Кафы. Был фирман султана, запрещающий вывозить хлеб из Кафы в другие места. В год в Кафе зерном грузилось 100 - 150 кораблей.

 

 

 

 

 

 

Древняя ИндияТропический климат, палящее солнце, перенаселенность - это факторы основной причины, по которой без хлеба в Индии питание просто немыслимо. Индийские лепешки легко переносят жару, хорошо насыщают и их можно всегда держать под рукой. Мука для производства хлеба используется специфическая. Цельные зерна пшеницы перемалывают до состояния темно-желтого порошка. Такая мука назвается  «атта». Хлеб из нее получается необыкновенный - бархатистый, с желтоватым мякишем и хрустящей корочкой.    Интересны и способы приготовления индийского хлеба. Национальная печь тандур появилась в Индии более 4-х тысяч лет назад - отверстие в земле, обмазанное глиной, на дне которого тлеют древесные угли. В ней чаще всего пекут наан, приклеивая тонкие пласты теста прямо на глиняные стенки. Лепешки чапати жарят на чугунных сковородках, а вкусную выпечку пури – обжаривают во фритюре. Хлеб не заготавливают впрок, во влажном тропическом климате это неразумно.

 

 

 

 

 

 

ТибетСамый простой плоский тибетский хлеб  печется из муки, воды и щепотки соли на больших, тяжелых сковородках с маслом или без. Национальное блюдо, которое считается тибетским хлебом называется -  Цампа. При его изготовлении используется: муку из слегка поджаренных зерен ячменя, сыр и молоко яка. Цампа  основная часть рациона тибетцев. Она также используется в ритуальных целях - щепотки цампы бросают в воздух во время многих буддийских ритуалов.  Ритуал бросания цампы появился ещё в добуддийские времена и служил для того, чтобы умиротворить духов местности и попросить их покровительства и защиты. Затем он был заимствован буддизмом как «символ празднования и радости» и стал использоваться при рождения ребёнка. В настоящее время она особенно известна в связи с новогодними празднованиями, когда цампу бросают, распевая молитвы, призывающие удачу в новом году для себя и для других.

 

 

 

 

 

ВизантияВ Византии обилие сортов хлеба и способов его приготовления  говорит о важности данного продукта. Существовал хлеб высшего сорта - силигнитис, который пекли только для богатых  людей из высших сортов пшеницы. А также использовали для причастия в храмах и давали больным, т. к. силигнитис способствовал пищеварению. Далее следовал хлеб сеидалитис, который выпекали из муки более низкого качества. Также имелись средние сорта хлеба, и, наконец, грубый хлеб для бедных. У солдатов и монахов был свой хлеб - пексамас. Он был довольно жестким, так как его два раза пекли в печи, чтобы испарялась вся влага. Но зато такой хлеб не плесневел долгое время. Для бедняков хлеб не всегда был доступен. В уставах византийских цехов X века было оговорено: "Хлебники не подвергаются никаким государственным повинностям, чтобы они безо всяких помех могли печь хлеб".

 

 

 

 

 

 

ШвейцарияСамый старый в Европе хлеб, найденный в 1976 году в местечке Тванн на Бильском озере ( Швейцария), относится к 3530 году до н.э. Первоначально не существовало отдельных хлебопекарен. Хлеб выпекался в каждом хозяйстве для своей надобности. В эпоху раннего Средневековья при монастырях создавались свои мукомольни и пекарни. Так, например, пекарня Санкт-Галленского монастыря была способна выпечь до 1000 булок хлеба за раз. Наряду с большим количеством выпеченного хлеба впечатляет широкий ассортимент хлебных изделий - дрожжевые, пресные, с мучными добавками и различной формы.     С развитием городов и увеличением потребностей в хлебе стали создаваться пекарные цеха. Гильдии хлебопеков разработали жесткие нормы контроля за качеством хлеба на всех этапах производства и правила эксплуатации хлебопекарных печей.

 

 

 

 

 

АнглияВ XVII столетии,  Карл I издал указ, по которому народу разрешалось использовать в пищу только ячмень и овес, пшеница предназначалась для господ. Англия сама выращивала зерно, но по мере развития промышленности - развивался класс крупных капиталистов, которые стали скупать землю у мелких владельцев. В 17 веке землевладельцев было около 200 тысяч, а к середине прошлого столетия сократилось до  6 тысяч. Англия стала ввозить чужой хлеб. Чтобы поддержать отечественное земледелие, правительство назначило в 1791 году при Вильгельме Оранском высокую ввозную пошлину на зерно, что вызвало недовольство у  населения. Чтобы несколько понизить цену, была введена дифференциальная пошлина на зерно, которая зависела от цены хлеба на внутреннем рынке. Отметим, что с 1266 года в Англии существовал закон, контролирующий цену на хлеб, который действовал  600 лет.

 

 

 

 

 

 

ФранцияВ Средние века во Франции хлеб пекли в монастырях. Караваи были тяжелыми, выпекались в основном из ячменя и ржаной муки грубого помола, часто с отрубями. Это был хлеб для бедняков. Зато пшеничный хлеб считался символом достатка и подавался к столу богачей и знати. Существовала прямая зависимость между степенью свежести хлеба и социальным статусом. Королевская семья ела хлеб свежеиспеченный, белый. Вчерашний был для знати. Хлеб двухдневной выпечки предназначался для мелкого дворянства. Хлеб трехдневный получали монахи и школяры, хлебом, испеченным четыре дня назад, питались ремесленники. Твердая цена на хлеб была установлена еще со Средних веков. Высокие налоги на зерно в сочетании с регламентируемыми ценами на хлеб зачастую заставляли пекарей продавать его ниже себестоимости. В 1505 году Генрих IV отменил все налоги на зерно. За это получил гордый титул - Король Хлеба.

 

 

 

 

 

ГерманияПервый в мире Музей хлеба появился в  1955 году в городе Ульм (Германия). В одном из бывших амбаров фабриканта Вилли Эйслена была открыта для посетителей постоянная экспозиция, и с тех пор она постоянно пополнялась и обновлялась. В коллекции музея хлеба собрано больше 18 тысяч экспонатов, рассказывающих об истории выращивания зерна, о совершенствовании орудий труда землепашцев, мельников и пекарей, о значении хлеба в истории человечества. На двух этажах музея находятся две постоянные экспозиции: «От зерна к хлебу» и «Человек и хлеб». Представлена  6000-летняя история производства хлеба, от каменного века до наших дней. Здесь выставлены орудия земледелия и формы для выпечки из разных эпох. Немецкий музей хлеба имеет также богатую специализированную библиотеку - это более 4000 книг на всех языках мира, посвященных хлебу и зерну.

 

 

 

 

 

Древняя РусьВо многих поселениях Древней Руси были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих пекарнях готовили хлеб мастера - хлебники. Кроме того хлеб выпекали женщины в каждом доме. В 11 веке на Руси выпекали кислый, т.е. сброженный хлеб из ржаной муки. Производство ржаного хлеба было большим искусством, основывалось на применении специальных заквасок, секрет приготовления которых держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение. Закваской называли часть заквашенного теста, оставшегося от предыдущей выпечки. От качества закваски  зависели вкус и аромат хлеба. Кроме ржаного хлеба на Руси выпекали множество изделий из пшеничной муки, начиная от монастырских просфор и кончая знаменитыми ковригами. Древнерусская коврига это трёх- или четырёхугольный большой хлеб. Пользовались спросом и пшеничные калачи, которые выпекались к праздникам.

hlebstol.ru

«Первый Хлеб» - История хлебопечения

Хлеб – гениальное изобретение человечества. В мире мало ценностей, которые как хлеб, ни на день, ни на час не теряли бы своего значения. Когда хочется есть, вспоминаешь, прежде всего, хлеб. И кто из нас усомнится в том, что запах горячего хлеба, один из самых лучших на свете? Его не спутаешь ни с каким другим. Ведь хлеб пахнет хлебом!

Самая древняя еда человека – дикие злаки. Это были прародители пшеницы, ячменя, овса, ржи, проса. Первоначально пятнадцать тысяч лет назад люди употребляли в пищу сырые злаки. Позже научились растирать их с помощью двух специально обработанных камней и получать крупу, а затем и муку, которую смешивали с водой и в виде жидкой каши ели сырой. Таким образом, жидкая зерновая каша и являлась первым хлебом, который был изобретен человеком.

У дикорастущей пшеницы зерна с трудом отделялись от колоса, и чтобы облегчить их извлечение, древние люди сделали еще одно открытие. К тому времени человек уже научился добывать огонь и применял его для приготовления пищи. Было подмечено, что подогретые зерна легче отделяются от колосьев. Собранные злаки начали нагревать на разогретых камнях, которые помещали в вырытые для этого ямы. Случайно люди  обнаружили, что если перегревшиеся зерна, то есть поджаренные, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую они ели из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба.

Историки утверждают, что примерно семь тысяч лет назад  в культуру народов прочно вошли традиции по выращиванию и культивации злаковых. Постепенно процесс перемола зерен старались усовершенствовать, поэтому вскоре были придуманы первые мельницы и различные ступки для измельчения зерен. Мысль о том, что хлеб можно запекать появилась благодаря случаю. Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку, которая привлекла людей своим приятным запахом  и вкусом. Поэтому люди стали не варить хлеб, а выпекать. Они месили кашу и запекали ее в виде лепешек. Получались подгорелые, немного жестковатые куски, которые источали приятный аромат и имели насыщенный вкус. Плотные не разрыхленные подгорелые куски бурой массы мало напоминали современный хлеб, но именно с того времени и появилось на земле хлебопечение.

Следующее открытие  - изготовление кислого  хлеба было сделано в Древнем Египте.  По преданию,   замешенное рабом тесто по недосмотру было оставлено им на долгое время, в результате чего тесто скисло. Однако  раб не стал говорить об этом хозяевам, боясь быть наказанным, поэтому все же испек лепешки. Они на удивление получились пышнее, румянее и вкуснее, чем из пресного теста.

Древние египтяне овладели искусством разрыхлять тесто с помощью брожения, которое вызывается мельчайшими организмами - дрожжевыми грибками и молочнокислыми бактериями, о существовании которых они и не подозревали. Для первых видов хлеба было много способов заквашивания теста. Можно было использовать в качестве дрожжей бактерии, имеющиеся в воздухе. Для этого нужно было только оставить тесто на открытом воздухе на какое-то время перед выпечкой.  Известно, что египтяне одновременно изготавливали хлеб и пиво, у которых во многом общее происхождение. Оба эти продукта результат брожения, которое вызывается дрожжами.    Вполне возможно, что пивные дрожжи, случайно попав в замешанное тесто,  произвели «чудо». На глазах у изумленных людей тесто стало подниматься, пузыриться, дышать словно живое.  Дело в том, что дрожжевые грибки поглощают сахар, содержащийся в тесте, образуя при этом спирт и углекислый газ. Углекислый газ заполняет в тесте пузырьки, тесто от этого поднимается, становится рыхлым. В печи пузырчатое тесто охватывается жаром, его тонкие пленочки вокруг пузырьков высыхают, и получается мягкий хлеб.В тех частях древнего мира, где вместо пива пили вино, в качестве закваски использовали смесь из виноградного сока и муки, которой позволяли забродить, или пшеничные отруби, пропитанные вином. Однако наиболее распространенным методом было оставить кусок теста при приготовлении хлеба и использовать его на следующий день в качестве источника брожения.

Искусство приготовления кислого теста и выпечки из него из Египта перешло древним евреям и финикинянам, а от них - к грекам и римлянам. Разрыхленный хлеб из сброженного теста считался в этих государствах деликатесом, доступен был только богатым, для рабов выпекался черный хлеб - плотный и грубый.

В древнем мире существовало очень много разнообразных видов хлеба. Среди сортов хлеба упоминаются лепёшки, медовый хлеб, буханки в форме гриба, посыпанные маковыми зёрнами, и особое военное блюдо — хлебные завитки, запечённые на вертеле. Тип и качество муки, использовавшейся для приготовления хлеба, также могло различаться. Античный писатель  Дифил писал: «Хлеб, сделанный из пшеницы, по сравнению с тем, что сделан из ячменя, более питательный, легче усваивается, и всегда лучшего качества. В порядке достоинства, хлеб, сделанный из очищенной (хорошо просеянной) муки является первым, после него — хлеб из обычной пшеницы, а затем хлеб, сделанный из непросеянной муки».

В IX-XI веках хлебопечение распространилось по всей Европе. С тех пор хлеб выпекали различной формы и по различным рецептам. В большинстве стран Европы главными производителями хлеба были монастыри. Выпуск и распределение этого продукта регулировалось правительством. Вплоть до XVI века хлеб оставался большей частью плоским и бездрожжевым (спонтанное брожение). В средневековой Европе хлеб был не только пищей, но и частью сервировки стола. Во время обеда на стол клали куски черствых лепешек, которые служили тарелками и могли впитывать влагу. После еды их съедали, отдавали бедноте или собакам. Лишь в XV веке посуду для еды стали делать из дерева и перестали использовать плоский хлеб в качестве тарелок.

Отто Фредерик Роведдер считается изобретателем хлеба в нарезке. В 1912 Роведдер начал работать над машиной, которая бы умела нарезать хлеб, но пекарни очень неохотно использовали такие машины, поскольку считали, что хлеб в нарезке быстрее зачерствеет. Лишь после 1928, когда Роведдер изобрёл машину, которая нарезала и сразу заворачивала хлеб в упаковку, хлеб в нарезке стал популярным.

Три тысячи лет назад в период трипольской культуры, которую приняли восточные славяне, население правобережной Украины выращивало зерновые культуры - пшеницу, ячмень, просо. Значительно позже, около тысячи лет тому, в посевах появилась рожь. Во время раскопок поселений на территории современной Украины найдены остатки глинобитных домов, состоящих из нескольких помещений. Кроме жилых, здесь были и хранилища для зерна, печи для выпечки хлеба, найдены зернотерки, глиняные сосуды для хранения зерна. Печи, зернотерки, кремневые лезвия серпов обнаружены археологами на Урале, в Ярославле, Вологде.

Изначально хлеб на Руси пекли в домашних условиях, а с развитием ремесел появились и ремесленники-пекари. Выпечка хлеба считалась делом почетным и ответственным. Кроме маленьких пекарен, так называемых хлебных изб, были и хлебные дворцы, которые выпекали хлеб в большом количестве. 

Русские ели преимущественно хлеб ржаной, не исключая богатых и владетельных особ. Пшеничная мука употреблялась на просфоры и калачи, которые были для простого народа лакомством в праздничные дни. Лучшие калачи пеклись из крупчатой муки в виде колец в небольшого размера, другой сорт пекся из точненой муки круглыми булками, эти калачи назывались "братскими", был третий сорт, называемый смесными калачами, их пекли пополам из пшеничной и ржаной муки. Такие калачи пекли к царскому столу не из экономии, а ради особого вкуса. Большим искусством хлебопечения отличались монастыри. Кстати, помещение, в котором ели монахи, в Древней Руси называли "хлебная келья".

Илья Машков. Снедь московская. Хлебы. 1924г.

Приготовление хлеба было тяжелым изнурительным ручным трудом и оставалось таким до середины XIX века. Лишь во второй половине XIX века в России появились  первые хлебопекарные предприятия. Правда их было мало и в основном преобладали мелкие кустарные пекарни.

Начало создания современной отечественной хлебопекарной промышленности, способной высвободить большой объем ручного труда и обеспечить население качественным хлебом, было положено в конце 20х – начале 30х годовХХ века строительством крупных высокомеханизированных (по тем временам) заводов.

1hleb.perm.ru