Устройство древней греции. 6. Государственно-правовое устройство Древней Греции. Афины.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Устройство полиса в Древней Греции Архитектура Древней. Устройство древней греции


Социальное устройство в Древней Греции

Государство, — писал Аристотель, — состоит из многих частей. Одна из них — народная масса, работающая над продуктами питания; это так называемые земледельцы. Вторая составная часть государства — класс так называемых ремесленников, занимающихся ремеслами, без которых невозможно само существование государства; из этих ремесел одни должны существовать в силу необходимости, другие служить для удовлетворения роскоши или для того, чтобы скрасить жизнь. Третья часть — торговый класс, именно тот, который занимается куплей и продажей, оптовой и розничной торговлею. Четвертая часть — наемные рабочие; пятая — военное сословие». (Аристотель, Политика, IV, 3, 11.)

Крестьяне

Крестьянин на краснофигурной вазе мастера Эпиктета

Крестьянин на краснофигурной вазе мастера Эпиктета, 520–500 гг. до н. э. Национальная библиотека Франции, Париж

Крестьяне составляли значительное большинство среди гражданского населения полиса. В имущественном плане эта группа не создавала единого класса, по мере развития хозяйственных отношений ее состав все более дифференцировался. В одном полисе стала формироваться группа крупных собственников, которые, благодаря обширным земельным владениям, пользовались значительным влиянием на сограждан и занимали в городе высокие должности. В другом полисе, напротив, накапливались бедные крестьяне, собственники мелких наделов, урожай которых мог едва прокормить их семьи. Здесь же находились разорившиеся крестьяне, вовсе не имевшие надела и вынужденные наниматься батраками и сезонными рабочими.

В Афинах в 594 г. до н. э. политический деятель Солон разделил население в соответствии с имущественным цензом на три группы. В состав первой попали крупные собственники (пентакосиомедимны), которые получали со своих владений урожай в более 500 медимнов (20 т) зерна, во второй всадники, собиравшие 300−500 медимнов (12 т), в третьей зевгиты — собственники 150–300 медимнов (6 т), в последней группе (феты) находились граждане, собиравшие менее 150 медимнов зерна в год. Политические права и обязанности граждан разделялись соответственно получаемому доходу. Занимать общественные должности могли только представители первых трех групп, причем высшая должность архонта предназначалась лишь для представителей пентакосиомедимнов.

Сельские поселения

Сельский пейзаж

Сельский пейзаж на фреске из Помпей, I в. Национальный археологический музей, Неаполь

Долгое время считалось, что сельские жители Аттики концентрировались в основном в небольших городках, поселках или селениях, вокруг которых простирались обработанные поля. Так же, как это делали афиняне, имевшие за городом земельные участки, они рано утром отправлялись на сельскохозяйственные работы и ближе к вечеру возвращались домой. После широкомасштабных археологических исследований земель в этот взгляд пришлось внести коррективы. Оказалось, что кроме небольших поселков в сельской местности был распространен хуторской или усадебный тип построек.

На многих отдаленных участках владельцы имели дома со служебными помещениями, располагавшимися сравнительно изолированно друг от друга. Как правило, они представляли собой большие и удобные комфортные сооружения для постоянного обитания. Этот факт иллюстрирует слова Исократа о том, что некогда деревенские дома были красивее и дороже, чем городские.

Сельское и городское население

Комедийная сценка на сицилийском краснофигурном кратере

Горожанин и крестьянин беседуют на улице. Комедийная сценка на сицилийском краснофигурном кратере, 350–340 гг. до н. э. Лувр, Париж

Предполагают, что накануне Пелопоннесской войны в 430 г. до н. э. в Афинах, Пирее и прилегающих к ним территориях жило немногим больше 1/2 населения Аттики, а через 100 лет, в 330 г. до н. э., — 3/4. За счет скопления в городе пришлых — метеков — эта пропорция для гражданского населения выглядит несколько меньше: в 430 г. до н. э. в «городе» проживало около 1/3 человек, а в 330 г. до н. э. — 1/2 общего числа. В V в. до н. э. подавляющее большинство афинских политических и военных деятелей принадлежали к городским демам, а выдающиеся люди IV в. до н. э. происходили в основном уже из сельских. Оратор Демосфен, например, принадлежал к типично сельскому дему Пеонии, но сам жил в городе и даже не имел на родине земельных владений. Происхождение лиц, которые участвовали в городской строительной деятельности, торговых и финансовых делах, выступали в качестве свидетелей и судей в судебных процессах часто связано с сельскими демами, но сам характер их деятельности предполагает фактическое проживание в городе. 

Ремесленники

Раскрашенная терракотовая статуэтка, V в. до н. э.

Плотник с пилой. Раскрашенная терракотовая статуэтка, V в. до н. э.

Еще одним источником размежевания населения полиса стало развитие городского ремесла и торговли. Уже вначале I тыс. до н. э. от земледелия начали отделяться такие ремесленные отрасли, как кузнечное дело и горшечное мастерство. По мере развития общества и хозяйства стали самостоятельными и другие виды ремесла, причем разделение труда со временем приобрело характер весьма дробной специализации. Ориентация ремесленного производства на товарно-рыночные отношения придавала этому виду деятельности выраженный коммерческий характер. Именно поэтому, с одной стороны, ремесленные слои создавали прочную основу городского класса средних собственников. С другой стороны, эта же причина обусловила настороженное отношение к ремесленному труду в земледельческих полисах, где он считался зазорным для граждан, а мастера такого вида деятельности являлись низшим социальным слоем. Городским ремеслом часто занимались пришлые, переселившиеся в какой-либо полис из-за границы, так называемые метеки.

На новом месте жительства они признавались лично свободными, но при этом отличались от коренного населения тем, что не имели здесь гражданских прав, обладали урезанной экономической и судебной правоспособностью. За право на жительство в городе, а также на занятие ремеслом и торговлей метеки должны были платить денежный налог. В Афинах около 480 г. до н. э. насчитывалось примерно 5 тыс. метеков. К началу Пелопоннесской войны в 431 г. до н. э. их число выросло до 10–15 тыс. человек. Примерно таким же оно оставалось в течение последующих 100 лет. Хотя в целом более половины метеков по своему имущественному положению относилось к средним слоям населения, среди них зачастую встречались богатые торговцы и собственники ремесленных мастерских, которые использовали свой деловой вес и влияние для получения афинского гражданства.

Рабы

Ритон в форме головы негра

Ритон в форме головы негра. Апулия, середина IV в. до н. э. Национальная библиотека Франции, Париж

Гражданам, а также и всему свободному населению города противостояли несвободные жители, прежде всего, рабы и вольноотпущенники. Основным источником рабства являлся военный плен, а также продажа людей, похищенных пиратами. Дети рабов должны были наследовать положение родителей. Рабы греческого происхождения встречались нечасто, большинство из них были чужеземцами — скифами, фракийцами, иллирийцами, лидийцами и сирийцами. Основные центры морской торговли, — Хиос, Самос, Коринф и Афины, — одновременно являлись крупными рабскими невольничьими рынками. С расцветом греческой экономики в VI–V вв. до н. э. приток рабов сюда постоянно увеличивался, соответственно, продажа пленных была важной статьей дохода, составляющей греческой морской торговли.

Развитие ремесла и торговли придавало рабовладению высокую рентабельность. Средний доход от эксплуатации одного раба, занятого в ремесле, достигал один-два обола в день, или 60–120 драхм в год, в то время как содержание семьи свободного гражданина в Афинах в V в. до н. э. стоило 180 драхм в год. Иначе говоря, доход от двухтрех рабов был достаточен для содержания одной афинской семьи, состоящей из трех-четырех человек.

В Афинах в 414 г. до н. э. раб-ребенок стоил 72 драхмы, подросток — 200 драхм, а цена на взрослых рабов могла колебаться в зависимости от возраста, происхождения, квалификации и других факторов. Надежные сведения о числе рабов касаются преимущественно таких крупных развитых экономических центров, как Афины. По оценкам специалистов, в 480 г. до н. э. их здесь насчитывалось около 30–40 тыс. человек, что являлось нормой также и для других крупных городских центров того времени. Стремительный экономический рост привел к увеличению численности рабов, занятых в ремесле и сельском хозяйстве. В 431 г. до н. э. численность подневольного населения Аттики оценивалась в 115 тыс. человек. В дальнейшем число рабов в Афинах уменьшалось в застойные времена и вновь увеличивалось в период процветания, колеблясь между 60–100 тыс. человек.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

2.1 Государственное устройство Древней Греции. Проблематика античной государственности

Похожие главы из других работ:

Брачно-семейное право в период древности

1.3 Брачно-семейное право Древней Греции

Вступление в брак в Афинах считалось обязательным, однако безбрачие не влекло наказаний. Брак представлял собой договор, заключаемый главой семьи. Развод для мужчин был свободен, для женщин, занимавших в семье подчиненное положение...

Законы Ману

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Примитивные государственные образования складывались в Древней Индии в I тысячелетии до н.э. на основе отдельных племен или союза племен в форме так называемых племенных государств...

Изучение истоков политико-правовой мысли

1. Политико-правовая мысль Древней Греции

...

История возникновения международного частного права

1.1 МЧП в Древней Греции

Из всех отношений, происходивших в Древней Греции между физическими и юридическими (хотя тогда, конечно же не существовало этих понятий), самым распространённым была торговля...

История развития понятия "Гражданское общество"

1. Формирование концепции гражданского общества в Древней Греции и Древнем Риме.

Гражданское общество как философское определение внесено в науку Аристотелем. Он говорил, что перед тем как определить, что есть государство, следует выяснить понятие о гражданине, ибо государство есть не что иное, как совокупность граждан...

История судебного красноречия

1. Судебное красноречие в Древней Греции

Местом рождения судебного красноречия была Древняя Греция. В период расцвета Древней Греции, когда развилась государственность...

Политическая и правовая мысль о происхождении государства и права

Вопрос 5. Проблема соотношения законности и справедливости в политико-правовой мысли Древней Греции и Рима.

Древняя Греция. Государственность в Древней Греции возникает в начале I тысячелетия до н.э в форме самостоятельных полисов...

Правоведение и государственная власть

Государственное устройство РФ

Современные ученые определяют государство как политическую организацию общества, обеспечивающую его единство и целостность. Государство распространяет свою власть на всю территорию страны и ее населения...

Проблематика античной государственности

1.1 Возникновение и развитие государства в Древней Греции

1. После разложения первобытнообщинных отношений в истории Древней Греции наступил так называемый полисный этап - время формирования и расцвета полисов, городов-государств...

Проблематика античной государственности

Государственное устройство Древней Греции.

Государственное устройство Древнего Рима. Понятие античного времени: История античных государств - это история Древней Греции и Древнего Рима. Античные государства сыграли выдающуюся роль в мировой истории...

Развитие международного договорного права в Древней Греции

Глава 1. Первые источники международного договорного права в Древней Греции

...

Развитие международного договорного права в Древней Греции

Глава 2. Содержание международного договорного права Древней Греции.

...

Становление и развитие идей прав человека в условиях

1. Становление и развитие идей прав человека в условиях Древней Греции

Идея единства справедливости, полиса и закона отчетливо присутствует в поэмах Гесиода (VII в. до н.э.)”Теогония" и “Труды и дни”. Справедливость (Дике) и Благозаконие (Эвномия) - это, по Гесиоду, сестры-богини...

Сущность юриспруденции в представлении философов и юристов

§1 Развитие права в Древней Греции

В истории возникновения и развития древнегреческой политико-правовой мысли выделяют три периода. Ранний период (IX - VI в.в. до н.э.) связан со временем возникновения древнегреческой государственности...

Теория государства и права

1. Политические и правовые учения в Древней Греции

В середине I тысячелетия до н.э. в Греции завершается переход к рабовладельческому строю...

pravo.bobrodobro.ru

6. Государственно-правовое устройство Древней Греции. Афины.

История Древней Греции восходит к 1 тысячелетию до н.э. В это время происходит разложение первобытного строя и возникновение классового общества.

Основными источниками знаний о государстве и праве Древней Греции являются сочинения древнегреческих авторов Плутарха, Фукидида, Геродота, Аристотеля, а также дошедших до нас памятников законодательства и судебных решений.

Развитие производительных сил, социально-экономическая дифференциация и образование классов привели к возникновению в Древней Греции (VIII-V! вв. до н.э.) античных городов-государств (или полисов). Античные полисы, состоящие из самого города и прилегающего сельского округа, по существу представляли собой общину. В истории Древней Греции наиболее важную роль сыграли два полиса: Афины и Спарта.

Афинское государство возникло на территории Аттики. Собственно образование государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тезея, проведшего ряд реформ. В результате чего афинское общество было разложено на три социальных группы: родовую знать - евпатридов, имевших монополию на занятие государственных должностей; простых земледельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов). Кроме того значительную часть населения составляли метеки - выходцы из других общин, лично свободные, но ограниченные в своих политических и экономических права.

Высшая власть принадлежала ареопагу, заменившему совет старейшин и архонтам, осуществляющим непосредственное управление, административную, судебную и военную власть.

Государственный аппарат Афинской демократии состоял из следующих органов власти: народного собрания, гелиэи, совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Народное собрание являлось законодательным органом афинской республики. Право участия в народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), не моложе 20 лет, независимо от рода занятий и имущественного положения.

К компетенции народного собрания относились вопросы законодательства, внутренней политики и международных отношений, войны и мира, выборы важнейших должностных лиц и контроль за их деятельностью.

Совет пятисот (булэ) представлял собой постоянно действующий исполнительный орган власти. Он избирался путем жребия открытого голосования из числа полноправных граждан, достигших 30 лет по 50-ти представителей от каждой из 10 фил. Срок полномочий членов совета - 1 год.

Компетенция Совета была довольно обширна. Члены Совета собирали народные собрания, готовили заключения по рассматриваемым на этих собраниях вопросам. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, заслушивал их отчеты, в том числе и архонтов. Под руководством и наблюдением действовал весь финансовый и административный аппарат Афин.

Коллегия архонтов рассматривала религиозные и семейные дела, и также дела, связанные с вопросами нравственности. Коллегия включала 9 архонтов и секретаря. Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган гелиэя. Она разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан и все государственные дела.

Наиболее развитую правовую систему в Древней Греции имели Афины. Древнейшим источником права в Афинах был обычай. В 621 г. до н.э. появляется писаное право в виде Законов Драконта. Это была запись обычаев, произведенная архонтом Драконтом под давлением демоса.

В начале VI в. до н.э. в Афинах большая законодательная работа была проведена Солоном. В V-VI вв. до н.э. законы становятся главным источником права.

Имущественные отношения. Афинское право не знает четкого различия между вещами. Однако, правовой статус недвижимости имел свои особенности. Было известно также деление имущества на видимое и невидимое. К первому относились земля, рабы, скот. Ко второму деньги, драгоценности. Среди вещных прав известны были владение и собственность. Частная собственность не достигла высокого уровня развития, она считалась производной от государственной. Представления о широких правах собственника еще не сложилось.

Обязательственные отношения возникали либо из договора, либо из деликта. Основанием договора служило всякое соглашение любого содержания. Договоры заключались чаще всего в письменной форме, хотя никакой обязательной формы не существовало. Обязательства из деликтов возникают в случае причинения имуществу любого вреда.

Семейное и наследственное право. Вступление в брак в Афинах считалось обязательным. Однако безбрачие не влекло наказаний. Брак представлял собой договор, заключаемый с главой семьи. Развод для мужчин был свободным, для женщины это было сложно. Женщина занимала в семье подчиненное положение. Родительская власть первоначально очень широкая с течением времена ослабляется.

Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. Наследниками по закону в первую очередь являлись сыновья, дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей. Внебрачные дети наследниками отца не являлись. При отсутствии прямых наследников наследовали боковые родственники.

Уголовное право. Афинскому праву были известны следующие виды преступлений: государственные, против семьи, против личности, против собственности. Различались умышленные и неосторожные преступления (в частности, убийства), известно было понятие самообороны, проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления.

Среди наказаний следует отметить смертную казнь, продажу в рабство, штраф, конфискацию, бесчестье (атимию). Наказание для рабов и свободных было различным. Указанные выше Законы Драконта в области уголовного права отличались особой жесткостью. Цель наказания заключалась в причинении страдания преступнику.

Судебный процесс. Начинать судебные дела могли только полноправные афинские граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи, за метека - его простат, за раба - его господин.

Должностное лицо, получившее жалобу, производило предварительное расследование. При этом обвиняемый или ответчик имел право предоставить свои письменные возражения против рассмотрения дела по существу. Если такие возражения представлены не были, судьи переходили к расследованию дела по существу. Стороны представляли все необходимые доказательства по делу. По окончании предварительного расследования назначался день судебного заседания. Решение принималось тайным голосованием. На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи были окончательными и обжалованию не подлежали.

studfiles.net

Государственное устройство Древней Греции

СОДЕРЖАНИЕ    

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Основные этапы развития Древней Греции 5

2. Государственное устройство Афин 7

3. Особенности государственного устройства в Спарте 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14  

 

     

ВВЕДЕНИЕ

     «Государственное  устройство Древней Греции» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

     Конец II - начало I тыс. до н.э. в племенах, населяющих южную часть Балканского полуострова, прослеживаются процессы разделения труда и имущественной дифференциации, появляются рабы. На смену первобытнообщинным пришли рабовладельческие отношения классического типа. Государственная власть еще несформировалась, но действуют общинные органы власти: вождь, народное собрание, совет старейшин. Отношения между людьми регулируются с помощью обычаев. Неблагоприятные для земледелия условия обусловили интенсивное развитие ремесла и морской торговли.

     После разложения первобытнообщинных отношений  в истории Древней Греции наступил так называемый полисный этап. В IX-VII веках до н.э. в Греции возникают первые города-государства - полисы. Каждый полис - это совокупность городского поселения и нескольких деревень. Города самостоятельно ведут внутреннюю и внешнюю политику. Крупнейшими полисами, сыгравшими ведущую роль в истории Древней Греции того периода, были Афины и Спарта. 

     Актуальность  исследования определила цель работы:

     Целью работы является рассмотрение государственного устройства Древней Греции.

     Для достижения цели необходимо решить ряд  важных задач:

  1. Изучить литературу по проблеме исследования.
  2. На основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания о этапах развития Древней Греции.
  3. Рассмотреть государственное устройство Афин и Спарты.
  4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

     Для раскрытия поставленной темы определена структура работы: работа состоит  из введения, основной части и заключения. Названия основной части отображают ее содержание.

 

     

  1. Основные  этапы развития Древней  Греции

     Полисный  этап Древней Греции принято подразделять на три периода:

  1. Гомеровский период (XI - IX вв. до н.э.) характеризуется господством родоплеменных отношений. Земля представляет собой племенную собственность, общинники имеют лишь право пользования ею. Однако уже есть и безземельные, и владельцы больших участков земли. Государственного устройства еще не существует, владычествует первобытная военная демократия. Во главе общества стоит родоплеменной вождь - базилевс. Должность базилевса совмещала в себе функции верховного военачальника, верховного судьи и верховного жреца; первоначально она была выборной, затем стала наследственной. Постоянно действует совет наиболее видных представителей родовой знати – совет старейшин (булэ). Значительную роль играют народные собрания.

     К концу данного периода родоплеменные  отношения разлагаются, на смену  родовому строю приходит рабовладельческий.

  1. Архаический период (VIII - VI вв. до н.э.) ознаменован созданием Афинского государства.

     Древнегреческое предание считает, что Афинский полис  возник в результате проведения царем  Тесеем синойкизма - объединения обособленных родовых общин вокруг афинского  акрополя1. Свободное население афинской общины, по тому же преданию, было разделено Тесеем на следующие социальные группы:

  • эвпатриды - родовая аристократия, владельцы крупных земельных участков;
  • геоморы - земледельцы, мелкие земельные собственники, постепенно попадавшие в долговую зависимость к эвпатридам;
  • демиурги – ремесленники, вместе с геоморами они составляли демос.

     Наряду  с рабами и свободными людьми существовал  так же промежуточный слой - метэки, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав. Сохранялось старое деление демоса на филы, фратрии и роды.

     Управлялись Афины девятью ежегодно избиравшимися из среды аристократов архонтами и ареопагом - советом старейшин. По мере роста имущественного неравенства углублялись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой аристократией и демосом, добивавшимся уравнения в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы.

     К классическому периоду (V - IV вв. до н. э.) относится расцвет древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя. В V в. до н. э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персидских войнах (500 - 449 гг. до н. э.). Большой вклад в победу над персами принесло объединение греческих полисов в Делосский союз. Была учреждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Управление делами Союза возлагалось на совет из представителей всех городов - членов Союза. Скоро в этом Союзе обозначилось главенство Афин, поэтому он стал называться Первым Афинским морским союзом и фактически превратился в афинскую морскую державу - архе. В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой внутриполитической борьбы в Афинском государстве утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной рабовладельческой демократии. Законодательная власть принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету пятисот и магистратам, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе), выбираемых из граждан по жребию. За исполнение государственных обязанностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государственной казны. Возросшие расходы покрывались за счет налога - фороса, который должны были регулярно выплачивать входившие в архе союзные города. Таким образом, благополучие афинских граждан базировалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации населения союзных городов.

     В 449 г. до н. э. был заключен победный для  греков Каллиев мир, прекративший греко-персидские войны. Первый Афинский морской союз выполнил стоявшую перед ним военную задачу2.

     Второй  Афинский морской союз был создан в 378 г. до н. э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пелопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов, в которых преобладали олигархические порядки, господствовала аристократия.

     Потерпев  поражение в губительной для  всей Греции Пелопоннесской войне, Афины  уже навсегда утратили свою ведущую  роль в истории страны. 

  1. Государственное устройство Афин

     Высшим  органом власти считалось народное собрание полноправных афинских граждан мужского пола в возрасте не моложе 20 лет. Собрание (экклесия) созывалось 2-3 раза в месяц, оно избирало должностных лиц, принимало или отклоняло законы. Роль народного собрания была весьма значительной. Формально любой вопрос войны и мира, внешней политики, финансов, правосудия мог быть поставлен на обсуждение. Голосование было тайным, за исключением выборов на военные должности. Каждый гражданин мог выступить и высказать свое мнение по всем вопросам, вносить законопроекты. С 462 года до н.э. на высшие государственные должности, кроме должностей стратегов и казначеев, могли избираться все граждане, независимо от имущественного ценза. Закон вступал в силу лишь после рассмотрения Советом 500 и судом присяжных. Он вывешивался для всеобщего обозрения.

     Всякий  афинский гражданин мог добиваться через народное собрание отмены любого закона, особенно, если этот закон нарушал  принципы демократии. Если обвинение  подтверждалось, автора законопроекта  могли лишить гражданских прав. Афинский гражданин мог предъявить обвинение  любому должностному лицу в злоупотреблении властью и, если это подтверждалось судом, виновный немедленно отстранялся от занимаемого поста.

     Наиболее  важным по значению органом был Совет 500. Его члены избирались по жребию народным собранием. К избранию допускались граждане не моложе 30 лет, если они платили налоги, оказывали почтение родителям. Кандидат проходил проверку на политическую зрелость (докимасию). Совет являлся высшим, постоянно действующим правительственным учреждением.

     Функции Совета были весьма обширны. Он действовал как муниципалитет по управлению всеми службами Афин. В его ведении находилась казна, государственная печать, контроль за должностными лицами. Совет предварительно рассматривал вопросы, которые решало народное собрание. Члены дежурной филы – пританы - вели народные собрания. Совет следил за точным исполнением принятых собранием законов, при желании он в любой момент мог сдержать радикальные намерения народного собрания.

     Важные  судебные дела рассматривал суд присяжных - Гелиэя. В нем насчитывалось 6 тыс. членов. Судьей мог стать каждый гражданин по достижении 30 лет. Суд был открытым и гласным. Приговор определялся на основе результатов голосования, который гелиасты осуществляли путем бросания камешков в урны. Решения суда присяжных обжалованию не подлежало. Прения сторон допускались. В ряде случаев гелиэя решала политические вопросы, являлась участником законодательного процесса, могла одобрить или отклонить законопроект. При вынесении решений и приговоров суд не всегда был связан законом. Он мог руководствоваться обычаями своей страны и фактически сам создавал нормы права. Гелиэя рассматривала дела о государственной измене, о покушении на демократию, тяжкие уголовные преступления (взяточничество, ложный донос, дело о возврате или возмещении собственности и т. д.). Суд мог приговорить к смертной казни, конфискации имущества, объявить врагом народа, запретить хоронить изменника Родины, лишить гражданских прав и т. д. Обвиняемый, не дожидаясь вынесения приговора, мог избавить себя от наказания добровольным изгнанием. Некоторые категории уголовных дел рассматривались ареопагом, судом эфетов или коллегии 113. К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря, избираемых с помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кроме секретаря, проходили две проверки - в Совете пятисот (так называемую докимасию) и в гелиэе.

     Гелиэя, как наиболее демократический орган, была использована для борьбы с аристократией. Многие противники Афинского строя, в т. ч. члены ареопага, были осуждены за злоупотребление властью, взяточничество, растраты. По реформе Эфиальта в 462 г. до н.э. политические функции ареопага были разделены между народным собранием, Советом 500 и судом присяжных. Ареопаг стал выполнять роль судебного органа.

     Важным  органом исполнительной власти являлась коллегия 10 стратегов. Ее члены избирались народным собранием путем открытого голосования, а не жеребьевкой. Разрешалось переизбрание на следующий срок. Это правило в первую очередь распространялось на военачальников. Лицо, претендующее на должность стратега, должно было иметь определенный имущественный ценз.

     В ведении этого органа была казна, внешние сношения. Стратеги готовили для народного собрания проекты наиболее важных законов, но они не давали отчетов собранию. Они отвечали перед ним только за должностные преступления. Главное место принадлежало первому стратегу. С середины 5 в. роль этой коллегии в системе государственных учреждений резко возросла.

     Возвышение  коллегии стратегов означало уменьшение роли ареопага. Ареопаг стал судом  по умышленным убийствам, тяжким телесным повреждениям и поджогам. Члены суда заседали ночью, во время процесса надевали на глаза повязки.

     Из 9 членов Коллегии архонтов приоритет имели первые три: архонт эпоним, базилевс, полемарх. Первый архонт рассматривал жалобы афинских граждан и направлял их для рассмотрения по существу. Базилевс ведал культами и привлекал к ответственности за святотатство, следил за нравственностью жрецов. Полемарх следил за жертвоприношениями, устраивал поминки в честь павших воинов. Под его началом находились дела, субъектами преступлений которых были метеки (иностранцы). Фесмофеты (остальные архонты) определяли порядок рассмотрения дел в суде.

     Дела  разбойников, похитителей рабов, грабителей рассматривала Коллегия 11. Она избиралась Советом. В ее функции входили: надзор за тюрьмами, исполнение приговоров. Именно здесь совершалась пытка рабов, если они являлись свидетелями по делу.

     Один  из архонтов наблюдал за общественным порядком. Ему подчинялась полиция (Функции аналогичны современной.). На должности полицейских зачисляли метеков и рабов. Полицейская служба предоставлялась свободному афинянину настолько унизительной, что он предпочитал давать себя арестовать вооруженному рабу, лишь бы самому не заниматься таким позорным делом.

stud24.ru

Устройство полиса в Древней Греции Архитектура Древней

Устройство полиса в Древней Греции Устройство полиса в Древней Греции

Архитектура Древней Греции Архитектура Древней Греции

Основные периоды греческой архитектуры: • Архаический период (XII до н. э. до времён Солона Основные периоды греческой архитектуры: • Архаический период (XII до н. э. до времён Солона (590 г. до н. э. ) • Ранне классический период (590 г. до н. э. — 470 г. до н. э. ) • Классический период (470 г. до н. э. — 338 г. до н. э. ) • Период Эллинизма (338 г. до н. э. — 180 г. до н. э. )

Древнегреческие храмы Важнейшей задачей архитектуры у греков, как и всякого вообще народа, было храмоздательство. Древнегреческие храмы Важнейшей задачей архитектуры у греков, как и всякого вообще народа, было храмоздательство. Греческие храмы нисколько не походили на храмы Египта и Востока. Первоначально храмы строились из дерева, потом их стали сооружать из камня.

Дорический стиль Вообще дорическая колонна при простоте своих форм прекрасно выражает упругость и сопротивляемость Дорический стиль Вообще дорическая колонна при простоте своих форм прекрасно выражает упругость и сопротивляемость колонны той тяжести, которая подпирается ею. Эту тяжесть составляет так называемый «антаблемент» . Антаблемент разделяется на два горизонтальных пояса: «фриз» , «архитравом» .

Ионический стиль В ионическом архитектурном стиле все формы легче, нежнее и грациознее, чем в Ионический стиль В ионическом архитектурном стиле все формы легче, нежнее и грациознее, чем в дорическом.

Коринфский стиль • Коринфский стиль возник позже других и отличавшийся особенной пышностью. В этом Коринфский стиль • Коринфский стиль возник позже других и отличавшийся особенной пышностью. В этом стиле колонна, её база и антаблемент представляют значительное сходство с ионическими, но капитель и абака — совершенно иные. Первая представляет как бы корзину, окружённую двумя рядами аканфовых листьев, наклонно стоящие четыре волюты, выступая из этих листьев и давая от себя две меньшие волюты, поддерживают плоскую абаку, которая имеет форму квадрата с отсечёнными углами и дугообразно срезанными сторонами, в середине каждой из этих сторон помещена розета.

present5.com

Государственное устройство Древней Греции

     Политическое  устройство Афин было самым передовым  в странах Древнего мира. Свойствами ее демократии были: участие граждан  в принятии законов, отправление  правосудия, выборность, сменяемость  и подотчетность должностных  лиц, относительная простота управления, коллегиальность решения вопросов, отсутствие бюрократизма. Формула закона начиналась словами: "Совет и народ  решили".  

  1. Особенности государственного устройства в Спарте

     Вся полнота государственной власти находилась в руках представителей наиболее знатных родов. Управление сосредотачивалось в таких органах, как эфорат и герусия. Первый из них представлял собой коллегию из пяти должностных лиц, избираемую ежегодно в народном собрании. Эфоры, власть которых Платон и Аристотель называли "тиранической", стояли выше всех прочих органов власти. Они созывали герусию и народное собрание и представительствовали в них. Они сопровождали царей во время военных походов, надзирая за их деятельностью. Эфоры могли даже отрешать царей от должности и предавать суду. Любое должностное лицо могло быть уволено эфорами и предано суду. Периэков (иностранцев) и илотов они имели право предавать смертной казни без всякого суда. Эфоры заведовали финансами и внешними сношениями, руководили набором войска и т.д. При всем этом эфоры практически были безответственны, поскольку в своей деятельности они отчитывались только перед своими преемниками. Таким образом, эфорат являлся коллегиальным органом полицейского надзора за всеми жителями Спарты.

     Второй  орган - совет старейшин (герусия) был учрежден в IХ в. до н.э. легендарным царем Ликургом. В состав герусии входили 30 человек: 2 царя и 28 геронтов. Позднее в нее вошли также эфоры. Должность геронтов замещалась лицами, достигшими 60-летнего возраста. Но главную роль при избрании играл не возраст, а знатность происхождения. Выборы геронтов производились в народном собрании - криком. "Эксперты" на дощечках для письма отмечали силу крика.

     Герусия имела законодательную инициативу, т.е. подготавливала и разрабатывала вопросы, подлежащие решению якобы "народа". Она контролировала и действия царей. Она ведала также судебными делами о государственных и религиозных преступлениях.

     Существовала  и царская власть. Цари являлись жрецами и полководцами. В качестве жрецов они представляли спартанцев перед лицом богов, совершали жертвоприношения. Первоначально власть царей на войне была весьма широкой, но затем она все более ограничивалась эфорами.

     Народное  собрание - апелла. По своему происхождению - это весьма древнее учреждение, имеющее очень много общего с афинским (гомеровским) народным собранием. В собрании принимали участие только полноправные граждане, достигшие 30 лет. Собирались они один раз в месяц. Правом созыва пользовались цари, а позже - эфоры (один из них). Большого значения в политической жизни Спарты апелла не имела, являясь лишь вспомогательным и подконтрольным органом, не имеющим определенной компетенции4. Собрание не обсуждало законов: они либо принимались, либо отвергались. Все решения Народного собрания находились под контролем совета старейшин - герусии.   

 

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Подводя итог работы можно сделать следующие  выводы:

  1. Полисный этап Древней Греции принято подразделять на три периода:
  • гомеровский период - XI - IX вв. до н.э.;
  • архаический период - VIII - VI вв. до н.э.;
  • классический период - V - IV вв. до н.э.
  1. По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Основными органами Афинского государства являлись:
  • Народное собрание;
  • Совет пятисот;
  • гелиэя;
  • коллегия стратегов;
  • коллегия архонтов.
  1. Вся полнота государственной власти находилась в руках представителей наиболее знатных родов. Управление сосредотачивалось в таких органах, как эфорат и герусия. Первый из них представлял собой коллегию из пяти должностных лиц, избираемую ежегодно в народном собрании. Государство возглавлялось двумя царями, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако их полномочия были ограничены герусией, а затем коллегией эфоров - высшим контрольным органом, избиравшимся Народным собранием.  

 

     

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Исаев М. А. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. – М.: ЮРАЙТ, 2011 - 957 с.
  1. История государства и права зарубежных стран. В 2-х ч. Под ред. Крашенинниковой Н.А. и Жидкова О.А. 2 -е изд., стереотип. - М.: НОРМА, 2008 - 624с.
  2. История государства и права зарубежных стран.  Под ред. Батыра К.И. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. — 496 с. 
  3. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран.   2-е изд. - М.: Юриспруденция, 2007 - 376 с.
  4. Кудинов О.А. История государства и права зарубежных стран. - М.: МЭСИ, 2010. — 305 с. 
  5. Никифорова Н.А. Краткий курс. История государства и права зарубежных стран.  - М.: Окей-кига, 2007. — 160 с. 
  6. Чибиряев С. А., Евтушенко С. Г., Сафронова Е. В., Бельчук О. А. История государства и права зарубежных стран. Учебник. - М.: Былина, 2011. - 472 с.
 

.   

stud24.ru


Смотрите также