6.Государственный и общественный строй древнего китая. Устройство древнего китая


6.Государственный и общественный строй древнего китая

Государственный строй. История Древнего Китая делится на четыре периода, свя-занных с проявлением определенной династии: 1) Шан (Инь) - XVIII-XII вв. до н.э.; 2) Чжоу - 12 в. до н.э. - 221 г. до н.э.; 3) Цинь - 221 г. до н.э. - 207 г. до н.э.; 4) Хань - 206 г. до н.э. - 220 г. н.э. В течение четвертого периода начинается процесс перерастания рабо-владельческого государства в феодальное.

Образование древнекитайского государства было связано с завоеванием (согласно китайской традиции) племен Шан соседних племен. Необходимость удержания в повиновении покоренное население активизировало процесс складывания государства.

Государственный строй первого древнекитайского государства с течением времени трансформировался в классическую восточную деспотию. Царь являлся сосредоточением высшей государственной власти, командующим войском, высшей судебной инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происхождение от бога. Высшие должности в государственном аппарате занимали родственники царя, а более мелкие - судей, писцов, сборщиков налогов и др. - профессиональные чиновники.

Во главе складывающегося государства стоял наследственный Ван (император), которому воздавались почести, как "сыну неба". Ван распоряжался землей, ведал политической и экономической жизнью страны, совершал жертвоприношения, выступал как военачальник. При нем состоял совет знати. В период Чжоу на втором месте после царя стоял его ближайший помощник с весьма широкой компетенцией.

Должность этого помощника становилась наследственной. Затем шли три других ближайших советника и помощника вана, именуемые в источниках "тремя старцами". Каждый из "старцев" руководил одним на трех ведомств. Этим трем верховным сановникам были подчинены шесть чиновников более низкого ранга. Им подчинялись девять губернаторов (правители областей).

Что касается провинций, то в них управленческий аппарат строился по аналогии с центральным аппаратом. Существовал громадный штат чиновников, который рекрутировался из рядов знати. Для занятия должности требовалось образование.

Чиновники получали доход с земли, обрабатываемой крестьянами. Размер участка определялся в соответствии с занимаемой должностью. Ведомства управления: финансовое, военное и общественных работ.

Первое из них взимало подати натурой. Существовало три вида натуральных податей:

а) поземельная подать - каждый взрослый человек, т. е. способный носить оружие, платил один мешок зерна;

б) натуральная повинность - каждый взрослый обязан был отработать в пользу царя 20 дней в году;

в) всевозможные приношения (девять видов) жертвенных животных, вина, тканей, утвари и т. д.

Соседние государства, считавшиеся с мощью Китайского государства, приносили дань.

Второе производило военные наборы, руководило военным обучением, ведало снабжением войск. Для крестьян воинская повинность была тяжелейшей. Соседская община состояла из 8 дворов. Один крестьянский двор обязан был выставить воина. Другие семь дворов поставляли провиант и фураж, а также боевые и обозные колесницы. При затяжной войне прибегали к вторичному набору воинов и к третьему сбору провианта. Порядок и дисциплина в войсках поддерживались на основе детально разработанной системы поощрений и наказаний. В войсках существовала круговая ответственность. Это означало, что нередко за преступление одного солдата карали всех солдат подразделения.

Третье ведомство занималось главным образом земледелием. Оно управляло земле-дельческим населением, устанавливало границы полей, распределяло земли, организовы-вало посев, жатву и молотьбу. Чиновники составляли планы земель, списки населения и скота. Большое внимание уделялось ирригационным работам.

В III в. до н.э. победителем в этой борьбе становится государство Цинь, которое превращается в сильное централизованное государство. Особое значение для усиления Циньского государства имели реформы Шан Яна -сановника Цинского государства. В целях централизации государства административное деление было построено по территориальному признаку, узаконена свободная продажа, и покупка земли, установлено налогообложение в соответствии с количеством обрабатываемой земли, было перевооружено и реорганизовано войско. В каждую из 36 образованных областей были назначены по два упра-вителя военный и гражданский, прежняя аристократия была поставлена под строжайший контроль. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги, старые титулы были уничтожены. Были введены суровые законы, каравшие за малейшие проступки.

Но и это государство оказалось недолговечным. Острые социальные противоречия и народные восстания привели к ликвидации в 209"г. до н.э. циньской монархии.

Один из руководителей восстания, сельский староста Лю Бал стал основателем новой династии Хань.

Царями новой династии были предприняты неоднократные попытки ослабить остроту социальных противоречий. В конце 1 в. до н.э. императором Айди были введены ограничения на размер земельных владений и число рабов, находящихся в собственности. Ни-кто не мог иметь более 138 гектаров земли и 200 рабов.

Наибольшую известность получили реформы Ван Мана. Захватив власть в результате государственного переворота, в 9 г. н.э. Ван Ман провозгласил себя императором.

Реформы Ван Мана запретили куплю-продажу земли, которая была объявлена цар-ской, восстановлена система общинного землевладения, запрещена купля-продажа рабов. Но одновременно увеличилось количество государственных рабов. Было введено государственное регулирование рыночных цен и процентов по ссудам. Проведена денежная реформа и введены новые налоги. Ван Ман стремился сосредоточить в руках государства все источники дохода и создать сильную бюрократическую империю.

Был увеличен аппарат государственных чиновников, назначение на должности стало практиковаться на экзаменационной основе.

Но предотвратить кризис рабовладельческого государства все эти реформы, конечно, не могли.

Суд не был отделен от администрации, его функции осуществляли многочисленные представители разветвленного государственного аппарата. Верховным судьей в государ-стве являлся ван, в период распада единого государства - правитель отдельного царства в пределах своей территории и, наконец, в последствии - император. В состав централь-ного государственного аппарата входил чиновник, который занимался вопросами суда и наказаний. Во времена Хань судебные функции исполнял один из членов императорского совета. Право разрешения судебных дел принадлежало и представителям местной администрации. С созданием Циньской империи была введена должность окружного судьи.

Рассмотрением судебных споров занимался также начальник волости. Мелкие тяжбы в пределах общины разрешали органы общинного самоуправления. Большое количество чиновников обязано было вести борьбу с "разбойниками", разыскивать преступников. Окружному судье подчинялся особый уездный чиновник, в ведении которого были все местные тюрьмы.

Общественный строй. Специфической чертой древнекитайского общества было то, что рабы в Древнем Китае жили семьями. Следовательно, рабовладение здесь, как и в других древневосточных обществах, носило патриархальный характер.

Иньские правители получали рабов от подчиненных племен в виде дани. Во времена Чжоу практиковалось обращение в рабство преступников. Рабами становились разорив-шиеся крестьяне-общинники вместе с их женами и детьми, бездомные бродяги и т. п. При Цинь и Хань было широко распространено долговое рабство.

Во времена Ван Мана (1в. н.э.) из рабов было создано войско, названное "броском ка-бана". В рабовладельческом Китае сохранялся и весьма значительный слой свободных общинников. Внутреннюю организацию древнекитайской общины времени Инь и начала Чжоу обычно связывают с определенной системой землепользования - так называемой системой цзинтянь ("колодезные поля"). Суть ее в том, что вся земля, находившаяся в пользовании общины, делилась на две части. Урожай с "общего" поля, которое обрабаты-валось всеми общинниками, шел вану, правителю царства.

Урожай с "частных" полей, находившихся в индивидуальном пользовании крестьян-ских семей, принадлежал самим земледельцам-общинникам. Кроме обработки "общих" полей крестьяне выполняли военную, строительную, гужевую и другие повинности.

В Китае существовал обычай регулярного передела пахотной земли в рамках общины. Развитие товарно-денежных отношений, рост имущественной дифференциации внутри самой общины приводят к тому, что в VII-V вв. до н.э. происходит нарушение традиционного принципа распределения наделов. Общинная верхушка захватывает и ос-тавляет за собой лучшие, наиболее плодородные земли. Это разрушает систему "колодезных полей". В царстве Лу в 594 году до н.э. вводится налог с количества обрабатываемой земли. Пахотные земли закрепляются за отдельными домохозяйствами и переходят в их наследственное пользование.

Уже во времена Позднего Шан (XIV--XI вв. до н.э.) из общей массы населения выдели-лась привилегированная верхушка. Эта социальная прослойка включала правителя и его родичей, приближенных правителя, жрецов, чиновников, знать подчиненных племен.

Весьма сильны были родственные связи и в чжоуском Китае, где в сословной иерархии рабовладельческого класса оформляется несколько разрядов. Ряд слоев - социальных рангов составлял единую иерархическую систему, и это находило свое внеш-нее выражение в

элементах материальной культуры. В соответствии с рангом были строго регламенти-рованы одежда и украшения. Ранг определял размеры жилья и земли, количество рабов и размеры жалованья. Господствующая верхушка чжоуского Китая была представлена, прежде всего, наследственной аристократией. Лишь постепенно в нее начинает входить служилая прослойка (ши) из людей незнатного происхождения.

К периоду Цинь среди ремесленников и торговцев появляются люди, которые могли сравниться богатством с титулованной знатью. Крупные ростовщики, торговцы проника-ют и в государственный аппарат. Сильный удар был нанесен потомственной аристократии преобразованиями, проведенными в IV в. до н.э. в царстве Цинь са-новником Шан Яном. Он ввел новое положение о рангах знатности, согласно которому ранги присваивались уже не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. Подобное положение сохранялось и в дальнейшем. Всего было 20 рангов знатности, причем с IIIв. до н.э. официально разрешалась их покупка.

Так, со временем на первое место выдвигается новая знать - имущественная, военная, служилая, торгово-ростовщическая, которая отчасти оттесняет старую потомственную аристократию, а в некоторых случаях сливается с ней.

studfiles.net

4. Государственный строй Древнего Китая. Древний Китай: особенности и этапы развития

Похожие главы из других работ:

Государственный строй Афин и Древнего Рима

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО РИМА В ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИ

После изгнание царя этрусской династии в Риме устанавливается Республика. Во главе государства стояли два консула. Высшая власть принадлежала комициям, по-прежнему функционировал совет старейшин - сенат...

Государственный строй Египта

Глава 2. Государственный строй Древнего Египта

египет сословие политический деспотизм Название «Египет» (страна бога Птаха, главного в пантеоне девяти богов в Мемфисе, столице Нижнего царства) этой стране дали греки, однако сами жители называли ее Кемет...

Древний Китай: особенности и этапы развития

1. Основные этапы истории Древнего Китая

Древний Китай - китайская цивилизация и мифология, одна из самых древних историй в мире, стоянки древнего человека доисторического периода, ритуальные церемонии и обряды, идеализированные мифические герои, прародители китайского народа...

Древний Китай: особенности и этапы развития

2. Философия древнего Китая

Философия древнего Китая строится на этико-политическом учении Конфуция - "конфуцианстве", возникшем через несколько сотен лет после смерти его основателя. Система философских взглядов, созданная Конфуцием, более...

Древний Китай: особенности и этапы развития

3. Право Древнего Китая

Сами китайцы имели несколько вариантов названия своей страны, но чаще всего называли по имени царствовавших династий: Шань, Чжоу, Цинь, Хань и т.д. В догосударственный период родами управляли советы старейшин...

История государства и права древнеамериканских цивилизаций

§2. Государственный строй

Государственное устройство империи инков во всем напоминает рациональную утопию - государство называлось Тауатинсуйю (означало соединение четырех сторон света). На стороны света делилось и само государство...

История государства и права древних государств

Государственный строй

Во главе древнейших шумерийских городов стояли патеси, наместник бога на земле. Когда его господство начинало простираться на значительную часть всей страны, ему присваивается титул лугаля. Позднее, подчиняя себе обширные территории правителя...

История государства и права древних государств

Государственный строй

В Индии, как и в других странах Древнего Востока, государство приняло форму деспотии, которое характеризовалось всевластием монарха, бесправным положением подданных, наличием централизованного бюрократического аппарата...

История государства и права древних государств

4. Государство и право Древнего Китая

Государство Древнего Китая образовалось на территории среднего и нижнего течения реки Хуан-Хе (Желтая река) и равнины, расположенной в заливе Бохай. Начиная с 3-го тысячелетия до нашей эры формировалось древнекитайская народность...

История государства и права зарубежных стран

11. ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО РИМА В ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИ (6 В. ДО Н. Э - 27 Г.Н. Э)

Общественный строй в Риме, в период республики (V-IV вв. до н.э) развивался по 2 основным направлениям: борьба плебеев и патрициев. Изменение характера рабства...

История государства и права зарубежных стран

12. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО РИМА В ПЕРИОД ИМПЕРИИ

В истории Римской империи выделяется 2 этапа: 1. Принципиат (27 г. до н.э. - 284 г. н. э). 2. Доминат (284 г н.э. - 476 г. н. э). Принципиат: Основателем режима принципиата является Октавиан...

Политическая и правовая мысль Древнего Востока

Глава 2. Политическая и правовая мысль Древнего Востока на примере Древней Индии и Древнего Китая

...

Политическая и правовая мысль Древнего Востока

2.2 Политические и правовые учения Древнего Китая

Многовековая история Китая породила многочисленные философские идеи, из них даосизм, конфуцианство, моизм и легизм оказали решающее воздействие на формирование дальневосточного права. И конечно буддизм...

Предпосылки возникновения и развития древнеримского государства

2.2 Государственный строй

Основными элементами древнейшего государственного устройства Рима являются царь, сенат и народное собрание. Царь (rex) является верховным владыкой государства. В его руках сосредоточиваются все функции государственной власти...

Система права Древнего Китая

Этапы развития права Древнего Китая

В развитии древнекитайского права можно выделить три этапа. На первом этапе в шаньскоиньском и раннечжоусском Китае в регулировании общественных отношений главную роль играли этические нормы (ли)...

pravo.bobrodobro.ru

ТЕМА 5. ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Поиск Лекций

(автор – Фахрутдинова А.И.)

 

История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий: период Шан -Инь (XV-XI вв. до н.э.), период Чжоу (XI - III вв. до н.э.). В период Чжоу выделяются особые периоды: Чуньцю (VIII - V вв. до н.э.) и Чжаньго - «борющихся царств» (V - III вв. до н.э.), последний завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.). Деспотические черты правления стали складываться еще в иньском Китае, где сначала не существовало строгого порядка престолонаследия - наследовали братья, сыновья, племянники.

Китай - древняя и немного загадочная страна. Для большинства из нас первая встреча с Китаем состоялась еще в детстве. Для кого-то она началась со сказки об искусно сделанном соловье, жившем во дворце китайского императора, для кого-то со школьных уроков, где узнали о великих изобретениях китайцев - компасе, порохе и бумаге, и, конечно, многие хотели познакомиться с этой страной поближе.

Пять тысяч лет Китайской цивилизации, и всего сорок лет Китайской Народной Республике, рожденной революцией. А задолго до этой победы мы узнали, о боровшейся за свободу стране, против агрессии чужеземцев.

1949 год открыл нам новую свободную страну. Мы смотрели документальные фильмы Романа Кармэна, читали очерки Константина Симонова, слушали рассказы людей, побывавших там. Мы знакомились с древнейшими искусствами Китая на выставках художника Сюй Бэй Хуна.

Сегодня Китай - это страна, преодолевшая тяжелые последствия «культурной революции», трагедии, не имевшей ничего общего ни с культурой, ни с революционными традициями; это страна, соединившая в себе старое и новое, древность и современность, молодое и отжившее, порой мешающее идти вперед. Все это пришло в движение сегодня и создало атмосферу перемен, которая характеризует нынешней день страны.

Самые разнообразные источники позволяют современным историкам изучать многовековую историю великого китайского народа. Особенное значение в этом отношении имеет то обстоятельство, что китайская письменность, восходящая к истокам древнекитайской государственности, сохранила непрерывную нить исторической традиции. Ныне уже представляется возможным восстановить не только общие контуры, но и основные факты истории древнего Китая, начиная с того времени, когда на развалинах родового строя стало возникать древнейшее рабовладельческое общество и деспотическое государство.

Первые более или менее достоверные сведения о далеком и загадочном Китае стали проникать в Европу лишь начиная с XIII в. Знаменитое путешествие Марко Поло в Китай (1273-1291 гг.) несколько приподняло завесу, отделявшую Срединную империю от взоров даже просвещенных европейцев того времени. В XVI-XVII вв. в Китай начали проникать португальские купцы и миссионеры, которые стали проявлять большой интерес к изучению Китая, его истории и культуры. Одним из первых трудов, посвященных Китаю, была книга Мендозы, вышедшая в 1585 г. под заглавием «История великого китайского царства». В 1618 г. было опубликовано описание путешествия Гоэса в Китай, совершенного им в 1604-1607 гг. Прочно обосновавшись в Китае, европейские миссионеры посвятили целый ряд трудов изучению языка, географии, истории и литературы Китая. Среди этих трудов, вышедших еще в XVIII в., следует отметить труды Премара, посвящённые изучению китайского языка, труды Гобиля и Малья по истории Китая и первый перевод китайских произведений классической литературы, принадлежащий Ноэлю (1714 г.). В этих трудах был собран огромный фактический материал, который, однако, европейские ученые еще не смогли подвергнуть критическому изучению.

С конца XVIII в. экспедиции и путешествия европейцев в Китай совершаются чаще и дают уже более значительные научные результаты. Центром научного китаеведения становится Франция, где с 1814 г. начинают преподаваться китайский язык и китайская литература. Крупнейшими специалистами в этой области были Абель-Ремюза, а затем Шаванн, среди многочисленных работ которого следует отметить незаконченный перевод «Исторических записок» Сыма Цяня. Итогом этих обобщающих работ была попытка Каулинга издать общую энциклопедию китаеведения (1917 г.). Наиболее крупными из работ буржуазных историков, посвящённых изучению древнего Китая, были работы А. Масперо и Криля, которые подвергли тщательному исследованию разнообразные источники древнекитайской истории.

Буржуазные историки собрали большой и ценный материал по истории древнего Китая. Однако в силу классовой ограниченности своего мировоззрения они не смогли дать ясной, правильной и научно обоснованной картины развития древнего Китая. Всячески затушёвывая и замалчивая факты классовой борьбы, давая искажённую картину социальных взаимоотношений, они в большинстве случаев подходили к истории Китая с точки зрения европейских колонизаторов, которые свысока смотрели на китайскую культуру, видя в ней лишь своеобразную восточную экзотику.

Русские путешественники и ученые сделали большой и ценный вклад в дело изучения Китая, китайского языка, истории и литературы. Сношения России с Китаем начались в начале XVII в. В 1616 г. в Китай был отправлен В. Тюменец, а вслед за ним И. Петлин, который в качестве русского посла пробыл в Пекине с 4 сентября по И октября 1618 г. Отчёт Петлина содержит интересное описание Китая того времени. Несколько позже в Китай было направлено посольство во главе с боярским сыном Ф. И. Байковым, которое в 1656 г. прибыло в Пекин. В 1675 г. в Китай было отправлено посольство, во главе которого стоял Н. Г. Спафарий, использовавший для своего путешествия все чертежи Сибири и стран, расположенных к югу от неё вплоть до «китайских высоких стен», что указывает на развитие картографии того времени. При Петре Великом эти сношения России с Китаем участились. В 1692 г. в Китай был послан Избрант, описание путешествия которого было издано в 1704 г. на голландском языке. В 1700 г. был издан царский указ об обучении русских людей восточным языкам, в частности китайскому, а в 1714 г. в Пекин был направлен И. Лежайский для основания там духовной миссии, существование которой было легализовано Кяхтинским договором 1728 г. Эта «российская духовная миссия в Пекине» была первым центром русского китаеведения. Здесь накопили свои знания и первые русские переводчики и знатоки китайского языка, которые впоследствии были командированы в Академию наук и в университеты для переводов с китайского и манчжурского языков, а также для преподавания этих языков. Еще в XVIII в. некоторые произведения китайской литературы были переведены на русский язык.

Крупнейшим представителем русского китаеведения в первой половине XIX в. был И. Бичурин, который прожил в Китае при Пекинской миссии с 1806 по 1821 г., накопив здесь огромные материалы. Его перу принадлежит большое количество научных трудов, посвященных изучению географии и истории Китая, китайскому языку и другим отраслям китаеведения. Им же был переведен с китайского на русский язык целый ряд важных трудов, многие из которых до сих пор ещё не изданы. Труды Бичурина, крупнейшего китаеведа своего времени, оказали большое влияние на развитие не только русской, но и европейской синологии и не потеряли своего значения до настоящего времени. Дальнейшему развитию русского китаеведения способствовала организация кафедры китайского языка при Казанском университете в 1837 г. Благодаря работам Сивиллова, Войцеховского и Васильева здесь возник довольно крупный центр русского китаеведения. Особенно значительный вклад в изучение Китая, его языка, истории и культуры сделал В. П. Васильев, труды которого, в частности посвященные распространению буддизма в Китае, получили широкую известность. Одновременно с этим научная деятельность в области китаеведения продолжалась и в Пекинской миссии, один из членов которой, Палладий Кафаров, крупнейший китаевед своего времени, издал словарь китайского языка и написал ряд трудов исторического и историко-географического характера. Наконец, богатейшие материалы были собраны русскими путешественниками и учеными, совершавшими путешествия в различные области Китая, в частности Сосновским, Матусовским, Пясецким, Потаниным, Грум-Гржимайло, Обручевым, Пржевальским, Певцовым, Роборовским и Козловым. [9, с. 54-72]

Таким образом, русские ученые посвятили целый ряд важных и больших трудов изучению географии, истории, культуры, литературы и языка Китая, которые в значительной мере способствовали развитию научного китаеведения. Отличительной чертой работ русских ученых является та глубокая симпатия к китайскому народу и то признание мировой ценности китайской культуры, которыми проникнуты эти труды.

Советские ученые много сделали в области изучения языка, литературы и истории Китая. Заслугой советских историков является установление наличия рабовладельческого строя в древнем Китае.

Особенно много сделали за последние годы для изучения истории и культуры древнего Китая китайские прогрессивные историки и археологи, среди которых следует в особенности отметить крупнейшего исследователя истории древнего Китая Го Мо-жо. Его перу принадлежит ряд значительных трудов по истории древнего Китая. В своих трудах Го Мо-жо подходит к изучению древнекитайской истории с позиций марксистско-ленинской методологии.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов в области истории зарубежных стран. Основными методами, используемыми при написании работы, являлись аналитический, синтез, индукция и дедукция, метод абстракции и сравнительный.

 

 

Государство Шан-Инь

История Древнего Китая делится на четыре периода, каждый из которых связан с правлением определенной династии. Первый период - Шан - Инь) -продолжался с XVIII в. до XII в. до н. э.; второй период - Чжоу - с XII в. до 221 г. до н. э.; третий - царство Цинь - с 221 до 207 г. до н. э.; четвертый - царство Хань - с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э. Четвертый период характеризуется перерастанием рабовладельческого государства в феодальное.

Согласно китайским преданиям возникновение государства в Древнем Китае связано с покорением в XVIII в. до н. э. племени ся племенем шан. Стоявший в то время во главе племени шан Чэн Тан основал династию, получившую название Шан. Это название затем было принято в качестве названия правящей династии государства. В более позднее время, после падения династии Шан, ее, а также государство в целом стали обозначать иероглифом «инь». Поэтому первый период в истории Древнего Китая имеет два названия - Шан и Инь. Чэн Тан стал первым китайским царем (ваном).[11, с.88]

Таким образом, особенность образования государства в Китае заключается в том, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим. Органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом. С этой целью был создан специальный государственный аппарат. В этот период завершился начавшийся в эпоху, предшествующую Иньскому царству, переворот в социальных отношениях.

Общественный строй. Иньское общество и государство были рабовладельческими. Господствующий класс складывался из иньской светской аристократии, жреческой знати и аристократии подчиненных племен.

В зависимости от близости к царю и от занимаемой должности светской аристократии присваивались титулы, дававшие определенные привилегии. Социальное положение определялось также земельными владениями и наличием рабов.

Рабами могли владеть как частные лица, так и государство. Источниками рабства являлись: захват пленных на войне, продажа в рабство за долги, обращение в рабство за некоторые преступления, получение рабов от подчиненных племен в качестве дани. Рабы находились на положении скота. Они не могли иметь ни семьи, ни имущества.

Значительную часть населения составляли свободные общинники. Община играла большую роль в общественных отношениях иньского времени. Общинное землепользование было организовано по системе «колодезных полей». Все земли делились на две категории: общественное поле и частные поля. Общественное поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался царю. Частные поля находились в индивидуальном пользовании семьи. Урожай с этих полей шел на прокормление свободных общинников. Частные поля, однако, не являлись собственностью их. держателей. Земля рассматривалась как государственная собственность и находилась в распоряжении царей. В частной собственности в данный период были рабы, дома, орудия труда.

Государственный строй на раннем этапе сохраняет пережитки родоплеменной военной демократии. В дальнейшем наблюдается монополизация царем всей полноты власти. Старейшины шан-инь из племенных вождей превратились в единоличных правителей. Среди подданных укреплялось представление о них как о «сыновьях Неба», получивших власть по воле божественных сил.

Царь был первым и самым крупным рабовладельцем, верховным военным вождем, высшим судьей и первосвященником. Религия представляла в глазах народных масс его божественное происхождение. Царь возглавлял государственный аппарат, на высшие должности в котором назначал своих близких родственников. Более низкие должности занимали профессиональные чиновники: писцы, сборщики налогов, судьи и т. п.

Должностные лица подразделялись на три основные категории: высшие гражданские чиновники; военные чиновники; всевозможные советники, прорицатели. Существовали такие неотъемлемые атрибуты государства, как армия и тюрьмы. [1, с.95-98]

В XII в. до н. э. государство Шан - Инь переживает агонию, вызванную обострением внутренних противоречий. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения племя чжоу, находившееся под властью иньских ванов. Под руководством чжоу объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства. В 1076 г. до н. э. племена чжоу нанесли поражение иньской армии. Государство Шан пало. На смену ему пришло царство, основанное племенем чжоу, по имени которого называется новый большой период в истории Древнего Китая.

 

Государство Чжоу

 

Время правления династии Чжоу делится на три периода: период Западного Чжоу (1122-742 гг. до н. э.), Восточного Чжоу (770-403 гг. до н. э.), период «воюющих царств» (403-221 гг. до н. э.).

Период Западного Чжоу отмечен более высокой ступенью развития производительных сил, увеличением Численности рабов, развитием крупного землевладения. Укрепляется рабовладельческое государство, усложняется его структура.

Общественный строй. Господствующее положение в обществе занимала рабовладельческая аристократия, к которой относились чжоуская наследственная и военная знать, часть иньской рабовладельческой аристократии, уцелевшая после покорения.

Собственником земли по-прежнему был царь (ван). Он распоряжался землей, жалуя и отбирая ее. Развивалось крупное землевладение. Рабовладельческая аристократия свободно распоряжалась своими владениями - судя по имеющимся данным, землю можно было отчуждать, сдавать в аренду, закладывать. В этот период появляется тенденция к превращению владений в частную земельную собственность, хотя формально во владении землей сохраняется зависимость от воли царя. В дальнейшем, с ослаблением власти чжоуских царей, происходит превращение права крупных рабовладельцев на владение землей в право собственности на землю.

Большую роль в период Западного Чжоу продолжало играть общинное землепользование. Сохранилась упомянутая выше система «колодезных полей». В целом земледельцы (нунфу) влачили жалкое существование. Многие из них переходили в разряд безземельных арендаторов.

В самом низу общественной лестницы находились рабы, число которых увеличивалось за счет военнопленных, завоеванного мирного населения, государственных преступников, при этом возрастало число частных рабов. Рабский труд широко использовался в различных отраслях хозяйства.

Государственный строй. Верховная власть находилась в руках наследственного царя (вана).

В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые служащие являлись одновременно и должностными лицами. Она включала большое количество чиновников, имеющих самую разнообразную компетенцию: чиновник, ведающий конюшнями вана, писец, начальник царского архива, хранитель царской сокровищницы, чиновник, следящий за ритуалом, и т. д.

Государственный аппарат складывался из приближенных личных слуг вана, а иногда и доверенных рабов. Высший сановник (сян) возглавлял государственный аппарат. Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной. Высшие чиновники (дафу) делились на три разряда: старшие, средние, младшие.

По преданию, царь Чэн ван (1115-1079 гг. до н. э.) осуществил организацию и укрепление государственного аппарата. Главными советниками царя являлись «три гуна»: «великий наставник», «великий учитель» и «великий покровитель» (из их числа назначался сян). Кроме того, значительную роль в государстве играли три управителя: один ведал культом, другой возглавлял ведомство общественных работ (в его ведении находились земельный фонд и ирригационная система), третий («великий начальник лошадей») управлял военным ведомством. Видную роль в Западном Чжоу играли жрецы и гадатели. Существовали должности верховного жреца и «великого гадателя».

Армия не была полностью постоянной. Она состояла из двух частей: небольших кадровых отрядов и ополчения, собираемого во время войны.

Централизованного государства в течение всего периода Чжоу не существовало, и в непосредственном управлении вана находилась лишь столичная область. Остальная территория страны управлялась владетельными князьями - чжухоу. В данный период окончательно установилась созданная еще в эпоху Инь иерархическая система княжеских титулов, состоявшая из пяти категорий: гун, хоу, бо, цзи, инань. Правители получали свою территорию из рук чжоуского царя и были обязаны являться ко двору в определенные сроки. Это подчеркивало их зависимость от царя.

Территория княжества делилась на более мелкие административные единицы, сложившиеся на базе прежнего родоплеменного деления. Низшей административно-территориальной единицей являлась сельская община. Судя по имеющимся данным, устройство сельских общин было неодинаково в различных княжествах. Наиболее типичным было следующее: пять семейств составляли соседскую общину - линь, пять таких общин объединялись в деревню - ли, четыре ли образовывали «клан» цзу, пять цзу образовывали группу - дан, пять дан составляли округ - чжоу, пять чжоу образовывали сян. Во главе сяна стоял управитель - цин. Самой низшей была административная должность старосты сельской общины.

В IX в. до н. э. ослабевают связи центральной власти с правителями зависимых княжеств. Правители княжеств прекращают свои приезды ко двору, не присылают дани. Усиление эксплуатации влечет недовольство народных масс; восстание привело к изгнанию царя. Неудачные войны с кочевниками вносят свой вклад в развал Западного Чжоу, и страна распадается на ряд самостоятельных государств. Чжоуские цари превратились в правителей небольшого владения - Восточного Чжоу.

Период Восточного Чжоу характеризуется крупными изменениями в экономической и политической жизни страны. Развитие ремесел и торговли обусловливает возрастание роли купечества в общественной жизни. Происходит утрата наследственной рабовладельческой знатью своих родовых земельных владений, которые переходят в руки военачальников, служилых людей, купцов. Это приводит к упадку наследственного землевладения родовой аристократии и укреплению частной собственности рабовладельцев на землю. В руках служилой знати сосредоточиваются значительные земельные владения. Крупное землевладение образуется за счет не только пожалований за постоянную службу и особые заслуги, но и насильственных захватов. [10, с.75-79]

Развитием крупного землевладения отмечен и следующий период в истории Китая - период Чжаньго («воюющих царств»). Одновременно разрушается общинное землевладение старого типа (системы «колодезных полей»). Один из первых ударов по общинному землевладению был нанесен введением земельного налога: вместо обработки общинных полей земледельцы должны были уплачивать налог со своей земли.

С момента уничтожения монархии Западного Чжоу единого государства не существовало. Страна распалась на множество самостоятельных государств, которые вели между собой ожесточенную борьбу; в процессе которой более слабые государства поглощались более сильными. В VI в. до н. э. происходит усиление царства Цинь, которое выходит победителем из борьбы с другими царствами и в III в. до н. э. основывает новое Циньское царство.

 

Государство Цинь.

 

Созданию сильного централизованного государства Цинь способствовали реформы Шан Яна - сановника Циньского государства. Эти реформы заключались в следующем. Была узаконена свободная купля-продажа земли, что нанесло удар общинному землевладению. Распад общины ускорил реализацию закона о принудительном дроблении больших семей. В целях централизации государства было проведено новое административное деление по территориальному принципу. Изменилась система взимания налогов: новый налог определялся количеством обрабатываемой земли. Было перевооружено и реорганизовано войско, создано 18 степеней знатности за военные заслуги. Эти реформы ознаменовали переход к развитому рабовладельческому государству. Жизнь в государстве подчинялась общим правилам. Император ввел единые письменные знаки, упорядочил меры веса и длины, утвердил обязательные для всех законы, даже обрядовая утварь и оружие изготовлялись по единому образцу. Строгое соблюдение законов считалось первостепенным условием порядка в стране.

Сильное централизованное государство Цинь сумело подчинить себе остальные китайские государства, и в результате была образована огромная империя. Главой государства был император (ху-анди). В его руках сосредоточивалась вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. Управление империей осуществлял разветвленный государственный аппарат, в состав которого входили десятки тысяч чиновников. Во главе аппарата управления стояли левый и правый ченсяны (министры). Заместителями ченсянов были секретари. К высшим государственным чиновникам относились начальник дворцовой стражи, чиновник, ведавший культом предков императора, чиновник, ведавший вопросами внешних сношений. Большую роль в деятельности государственного аппарата играли императорские советники.

После завоевания древнекитайских царств в империи были проведены административная, аграрная, финансовая и военная реформы по образцу реформ Шан Яна. Границы прежних царств были уничтожены. Огромную территорию разделили на 36 областей, которые, в свою очередь, делились на уезды, уезды - на волости, а волости - на тин (низшая административная единица). Во главе каждой области стояли два управителя - представители военной и гражданской власти, которые назначались из столицы и в любой момент могли быть смещены императором. Прежняя аристократия была поставлена под строжайший надзор имперских чиновников. Старые аристократические титулы были уничтожены. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги. Были введены очень суровые законы, каравшие за малейшие проступки. Чиновники в своей деятельности руководствовались твердо установленными едиными законами. Государственный аппарат этого периода был громоздким, сложным, на службе состояла масса чиновников.

Проведенные реформы ненадолго сплотили государство. Из-за глубоких социальных противоречий вспыхивали восстания, самое мощное из которых в 206 г. до н. э. привело к гибели циньской монархии. К власти пришла новая династия - Ханьская.

 

Государство Хань

 

Основателем новой династии был сельский староста Лю Бан, один из руководителей восстания. В начале своего правления он осуществил ряд реформ, направленных на смягчение положения рабов и крестьян (были освобождены многие рабы, уменьшен поземельный налог и т. д.). Однако эти реформы не остановили роста рабовладения и крупного частного землевладения - основных причин, порождающих социальные противоречия. Положение народных масс спустя некоторое время вновь ухудшилось.

В конце I в. до н. э. императором Ай-ди был принят указ об ограничении количества рабов и земли у крупных собственников: никто не мог иметь земли больше 138 га, рабов должно было быть от 30 до 200 в зависимости от социального положения собственника. [10, 85-87]

Структура центрального и местного государственного аппарата осталась прежней. Стремления царской власти были направлены на централизацию страны. Этому способствовало новое административное деление Китая. Страна была поделена на 13 крупных округов, возглавляемых наместниками императора - окружными ревизорами, осуществлявшими контроль за местной администрацией. Увеличилось число областей, округов, уездов.

Во главе областей и уездов стояли три назначаемых из центра чиновника: правитель и его помощники по гражданским и военным делам. Деятельность местной администрации контролировалась инспекторами из центра.

Более решительная попытка смягчить классовые противоречия реформами сверху была предпринята Ван Маном, который в 8 г. н. э. совершил дворцовый переворот и захватил власть. В 9 г. н. э. он провозгласил себя императором «новой» династии и объявил о намерении проводить политику решительных реформ. Идейными вдохновителями реформы были конфуцианцы.

Сущность реформ сводилась к следующему. Запрещалась купля-продажа земли, все земли были объявлены царскими; одновременно восстанавливалась древняя система общинного землевладения. Была запрещена купля-продажа рабов. Но, ведя борьбу против частного рабовладения, Ван Ман не только не сделал попыток ограничить государственное рабовладение, но пытался обосновать законное право государства владеть рабами. Численность государственных рабов увеличилась. Из них стали формировать армии.

Неоднократно проводились денежные реформы, были введены новые налоги, учреждены особые управления, которые должны были регулировать рыночные цены и регламентировать ссудный процент. Все это способствовало сосредоточению всех источников доходов, в частности значительной части ссудных операций, в руках государства.

Ван Ман стремился к тому, чтобы создать сильную бюрократическую империю. Был увеличен государственный аппарат, установлена продажа должностей. Государственные служащие для занятия должности сдавали экзамен, причем они должны были в совершенстве знать учение Конфуция. Эти меры подрывали могущество старой родовой и чиновничьей знати и обеспечивали доступ к государственному управлению разбогатевшим купцам, ремесленникам, незнатным землевладельцам. За нарушение «новых законов» были введены суровые наказания, и десятки тысяч людей были казнены или превращены в государственных рабов.

Но реформы Ван Мана не дали желаемого результата. Они не ослабили, а, напротив, углубили, обострили классовые противоречия, привели к разрушению экономики страны. Доведенное до отчаяния население в 18 г. н. э. подняло восстание, которое известно под названием восстания «Краснобровых». В период успехов к восставшим примкнули представители свергнутой Ван Маном ханьской династии, стремившиеся восстановить свою власть. В 23 г. н. э. ханьская династия, вернувшись на престол, отменила указы и распоряжения Ван Мана. Экономика страны стала стабилизироваться. Существенные изменения произошли в государственном аппарате. Функции по управлению страной были разделены между пятью ведомствами, при императоре создан высший совещательный орган - императорский совет.[3, с.59-61]

Во второй половине II в. н. э. борьба политических группировок привела к глубокому политическому кризису. Хозяйственная система страны пришла в упадок. В 184 г. мощное восстание «Желтых повязок» охватило страну. Оно было подавлено ценой огромного напряжения сил - погибла значительная часть населения, опустели земли, были разрушены некоторые крупные города. В результате мощных ударов восстаний пала единая Ханьская империя. В 220 г. она распалась на три царства.

Следовательно, мы узнали, что Древний Китай состоял из четырех государств: Шан-Инь, Чжоу, Цинь и Хань. В каждом государстве присутствовал свой государственный и общественный строй, у каждого государства был свой основатель, проводились всяческие реформы.

poisk-ru.ru


Смотрите также