Управление древнего рима кратко. Как было организовано государственное управление в Римской республике?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Государственное устройство Римской республики. Управление древнего рима кратко


Государственное устройство Римской республики

В ходе борьбы патрициев и плебеев у римлян сложился устойчивый, долговечный государственный порядок. Великий древний историк, грек Полибий, считал, что именно благодаря своему прекрасному государственному устройству римляне покорили мир. Римская республика имела три основные власти: народное собрание, сенат и магистратов (т.е. начальников, правителей).

Народное собрание (комиции).В Риме, как и в Греции, хозяином государства считался народ. Народное собрание принимало законы и выбирало магистратов Римской республики. Народ обладал большой силой, но пользовался ею умеренно: как правило, простые плебеи доверяли своим выбранным начальникам и послушно голосовали за их предложения. Во время выборов народ отдавал свои голоса самым видным гражданам — патрициям и знаменитым плебеям: римляне, как и греки, считали, что править государством должны люди благородные и опытные.

В благодарность именитые люди должны были свидетельствовать свое уважение перед самодержавным римским народом. Раз в год, перед выборами, кандидаты на ту или иную должность “обхаживали” народ: прогуливаясь по Форуму, они пожимали руки своим избирателям, с помощью особых рабов-подсказчиков называли их по имени, смиренно просили их поддержки. Тот, кто пренебрегал этим обычаем или проявлял гордость, не имел надежды на успех. Как-то раз один знатный кандидат, пожимая мозолистую руку крестьянина, спросил в шутку: “Отчего у тебя такие грубые руки — ты что, ходишь на них?” Слова эти тотчас облетели Форум, плебеи обиделись и провалили шутника.

Со времен Сервия Туллия, когда римляне стали голосовать в народном собрании по сотням-центуриям, голоса зажиточных граждан преобладали над голосами бедняков. А с начала Республики граждане голосовали иногда по трибам — территориальным округам. В народных собраниях по трибам сельские жители имели перевес над горожанами, так как каждая триба обладала одним голосом, всего округов было 35, а городских — только 4 трибы. Таким образом, в обоих народных собраниях бедные и безземельные граждане не имели почти никакого влияния.

Военные сотни-центурии голосовали на Марсовом поле, за чертой города. Трибы собирались то в цирке, то на Капитолии, то на Форуме, где для них ставили 35 деревянных “загонов”. По-латыни народные собрания назывались комициями, а площадка на Форуме, где они собирались чаще всего, — Комицием.

Консулы.Правители Римского государства назывались магистратами. Они избирались сроком на год и по нескольку человек на одну должность. Древнейшими римскими магистратами были два консула, заменившие изгнанных царей. Они обладали царской властью — империем, который давал им право командовать войском и вершить суд; они же составляли списки римских граждан и сенаторов. Консулы унаследовали царские знаки власти: курульное кресло и 12 ликторов. Что касается пурпура, то он покрывал уже не всю их одежду, но лишь часть ее: они имели красные сапоги и окаймленные пурпуром тоги.

Преторианец, император и трибун

 

Ликторы носили на плечах фасци — связки прутьев с воткнутыми в них топорами. Эти орудия означали, что консулы имеют право сечь и казнить римских граждан. Но топоры втыкались в фасци только за городской стеной, где действовали военные законы. Город считался мирной областью, здесь приговоренный к смерти человек мог требовать народного суда. Поэтому внутри города ликторы убирали топоры, а консулы склоняли фасци перед народным собранием в знак того, что власть народа выше их власти.

Со временем римляне стали выбирать магистратов, к которым перешла часть консульских обязанностей: судом стали руководить преторы, а перепись граждан и оценку их имущества — эта оценка называлась цензом — производили цензоры.

Преторы.Преторы, как и консулы, восседали на курульном кресле и обладали империем. Но их империй считался младше консульского, поэтому они подчинялись консулам и имели только шесть ликторов. В Риме преторы руководили судами, а когда римляне завоевали заморские страны, их стали посылать туда в качестве полководцев и наместников (“губернаторов”). Во времена борьбы патрициев и плебеев был один претор-судья, после присоединения к Риму заморских областей преторов стало шестеро.

Цензоры.Цензорами становились обычно бывшие консулы. Цензура считалась самой почетной должностью: цензоры не только сидели на курульном кресле, но и облачались в царские пурпурные тоги. Цензоры оценивали как имущество, так и нравы римских граждан. Если кто-нибудь расточал отцовское добро, или проявлял трусость на поле боя, или имел славу кутилы и гуляки, — цензор накладывал на такого гражданина взыскание: если это был сенатор — его исключали из сената, если всадник — отнимали коня, если простой плебей — заносили в позорный список худших граждан. Римляне выбирали цензорами самых почтенных граждан и уважали их как стражей добрых нравов: рассказывают, что когда строгий цензор Тиберий Семпроний Гракх проходил вечером по городским улицам, граждане спешно тушили в домах огни, чтобы он не заподозрил их в поздних пирах.

Цензоров, как и консулов, было двое. Избирались они не каждый год, но раз в пять лет.

Проведя ценз, составив списки сенаторов и всадников, цензоры совершали священный обряд очищения римского народа. Считалось, что от правильного проведения этого обряда зависят и урожаи, и здоровье, и благополучие римлян.

Диктатор.Если государство оказывалось в крайней опасности и возникала нужда в “крепкой руке”, то назначался диктатор. Этот магистрат ничем не отличался от царя: он был единоличным правителем государства, ему подчинялись все власти, включая консулов, против него не имело силы трибунское “вето”. Диктатора сопровождали 24 ликтора, которые несли фасци с топорами даже в пределах города. Грозная диктаторская власть ограничивалась только сроком — она не могла длиться долее шести месяцев.

“Почетные” магистраты.Все перечисленные магистраты назывались высшими, а должности их — “почетными”, так как давал их народ и служба была бесплатной. Были также низшие, но тоже “почетные”, избираемые народом магистраты — народные трибуны, казначеи-квесторы, градоправители-эдилы. Последние заведовали городом Римом, следили за ценами и чистотой улиц, устраивали за свой счет для народа праздничные игры. “Почетные” магистраты после года службы заносились цензорами в список сенаторов.

Сенат.Сенат был самым могущественным государственным органом Римской республики. Пополнялся он бывшими “почетными магистратами” — как патрициями, так и плебеями. Звание сенатора было пожизненным, но цензор имел право вычеркнуть из сенатского списка имя недостойного, чем-нибудь запятнавшего себя человека. Почти до самого конца Республики сенат состоял из 300 “отцов”. Старинные сенатские знаки отличия известны: полосатые туники и тоги, золотое кольцо, красные сапожки. Но во времена Республики окаймленную пурпуром тогу и красную обувь имели только те сенаторы, которые занимали в прошлом высшие должности и сидели на царском троне — курульном кресле. Более скромные сенаторы из низших “почетных” магистратов (народные трибуны, квесторы, двое градоначальников-эдилов) носили светлые тоги и черные башмаки. При обсуждении дел сенаторы в красных сапожках высказывали свое мнение вслух, а сенаторы в черных башмаках молча “голосовали ногами”, т.е. расходились в разные стороны. Заседал сенат либо в особом здании — курии, что стояла на Форуме, либо в каком-нибудь храме, чаще всего — в храме Юпитера на Капитолии.

Консулы, как прежде цари, созывали сенат для того, чтобы посоветоваться с ним. Однако при Республике сенатские советы значили гораздо больше, чем при царях, ведь консулы и другие магистраты командовали всего один год, а сенат руководил государственными делами постоянно. На деле сенатские советы магистратам были равны приказам. Сенат объявлял набор войска, определял количество солдат и денег на войну, принимал иностранных послов, вводил или запрещал почитание новых богов. Все важнейшие государственные дела рассматривались в курии. Консулы, преторы, цензоры редко осмеливались спорить с сенатом. Им это было и невыгодно, так как сами они становились по окончании службы сенаторами.

 

Цицерон произносит речь против Катилины в Сеннате

(картина Чезаре Маккари 1882—1888)

Всадники.Все римские граждане были равны перед законом, но все-таки в Риме существовали сословия — большие группы людей, обладавших особыми правами и знаками отличия. При царях особыми сословиями считались патриции и плебеи, при Республике выделились два высших сословия — сенатское и всадническое.

Римский всадник (реконструкция)

Всадниками назывались богатейшие римские граждане, имевшие не менее 100 га земли.

В армии всадники служили в качестве кавалеристов и офицеров, в мирное время только они имели право добиваться “почетных” должностей, которые открывали дорогу в сенат. В этом праве состояло основное отличие всадников от простых граждан-плебеев. Всадническое сословие называли “рассадником сената”. Как люди, имеющие возможность стать магистратами и сенаторами, всадники носили почти сенатские знаки отличия: золотые кольца и рубашки-туники с пурпурными полосами, но более узкими, чем у сенаторов.

Многие сенаторские и всаднические семьи состояли в родстве друг с другом. И те и другие принадлежали к классу богатых землевладельцев, но некоторые всадники занимались, еще торговлей, ростовщичеством и другими прибыльными денежными делами. Сенаторам как представителям благороднейшего сословия такие занятия были запрещены по закону. Все доходы и промыслы, кроме земледельческих, считались в Древнем Риме низкими.

Республиканская знать и её господство в государстве.Греческий историк Полибий в VI книге своей “Всеобщей истории“ описал римское государственное устройство как наилучшее в мире. Он считал, что у римлян разумно сочетаются три власти: царская — которой обладают высшие магистраты, аристократическая — которую представляет сенат, и демократическая — которую осуществляет народное собрание. На самом деле авторитет сената перевешивал все другие власти, а настоящими аристократами были далеко не все сенаторы.

В эпоху царей аристократией, или знатью, были патриции, а при Республике благородными стали считаться также плебеи, которым довелось сидеть на курульном кресле и носить царский пурпур. После того как плебеи добились права избираться на все должности, в Риме постепенно образовалась новая знать: она состояла из нескольких десятков патрицианских и плебейских семей, члены которых из поколения в поколение занимали высшие должности.

Потомки высших магистратов хранили дома восковые маски своих знаменитых предков, и при похоронах членов своего рода показывали эти маски народу, поминая в надгробной речи заслуги как умершего, так и всех его дедов и прадедов. Народ хорошо знал обладателей знатных имен и отдавал им свои голоса на выборах.

В курии простые сенаторы в черных башмаках поддерживали мнения знатных сенаторов в красных сапожках. Получалось, что Римским государством правил сенат, а в сенате господствовала патрицианско-плебейская знать. Таким образом, не по закону, а на деле Римская республика была государством олигархическим, т.е. таким, в котором господствовали немногие.

Похожие статьи:

poznayka.org

Управление в Римской республике.

Культура Управление в Римской республике.

Количество просмотров публикации Управление в Римской республике. - 1361

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Управление в Римской республике.
Рубрика (тематическая категория) Культура

Борьба патрициев и плебеев. После свержения царской власти Римское государство окончательно приобрело черты полисного управления. Время после свержения Тарквиния и до установления императорской власти называется периодом Римской республики.

Высшим органом государства считалось народное собрание. Оно

могло объявлять войну или заключать мир, принимать и отменять коны, избирать всех высших должностных лиц. Но ни один не мог быть принятым народным собранием без ᴇᴦο обсуждения в сенате. Сенат состоял из 300 человек.

Непосредственно управляли государством должностные лица, которые избирались народным собранием сроком на один год. Главными из этих должностных лиц я влились консулы. Два консула управляли государством, командовали войсками, судили граждан и составляли списки членов сената. В случае чрезвычайных обсто­ятельств на 6 месяцев назначался диктатор, который обладал неограниченными правами, ему подчинялись консулы.

На все государственные должности избирались только патри­ции. Они захватили и большую часть бывших царских земель. Из этих земель патриции предоставляли участки плебеям за плату. Однако плебеи упорно боролись за свои права. Со временем они стали составлять большую часть римского войска. Патриции вы­нуждены были пойти на уступки. Была учреждена должность на­родного трибуна. Плебеи избирали двух народных трибунов, кото­рые могли приостанавливать решения сената, народного собра­ния (право ʼʼветоʼʼ).

Плебеи также требовали записать законы с целью предупре­дить злоупотребления со стороны патрициев. После долгих обсуж­дений законы были выбиты на 12 медных досках (таблицах) и выставлены на всеобщее обозрение. Законы 12 таблиц подтверж­дали частную собственность на землю и все остальное имущество граждан.

В середине IV в. до н.э. по предложению народных трибунов Секстия и Лициния были приняты законы о выделении плебеям

участков из земель, присоединенных к тому времени к Римской республике в результате завоеваний. Другой закон определял, что отныне один из консулов должен быть обязательно плебеем. Рим­ских граждан теперь нельзя было превращать в рабов за долги. Борьбу плебеев с патрициями запершило принятие в начале III в. до н.э. закона, по которому плебесциты (решения плебейских со­браний) были обязательны для всех граждан, в т.ч. и для патрициев.

Патриции и плебеи перестали враждовать друг с другом. Их верхушка объединялась в сословие сенаторов — членов сената. Средние земледельцы, торговцы и вообще зажиточные люди на­зывались всадниками. Вес остальные горожане-бедняки составля­ли плебс (в новом значении этого слова). Все граждане Рима неза­висимо от положения считались рапными перед законом.

Управление в Римской республике. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Управление в Римской республике." 2014, 2015-2016.

referatwork.ru

Как было организовано государственное управление в Римской республике?

Вопрос, мягко говоря, достоин объемного тома. Собственно, работы, которые стоило почитать, таковы (разумеется, что список самый общий):

1. Моммзен Т. Римское государственное право (Römisches Staatsrecht). Издано давно, найти несложно, но на немецком.2. Taylor L.R. Roman Voting Assemblies: from the Hannibalic War to the Dictatorship of Caesar. Ann Arbor, 1966.3. Crawford M. The Roman Republic. Fontana Press, 1978.4. Lintott A. The Constitution of the Roman Republic. Oxford University Press, 1999.5. Дементьева В. В. Государственно-правовое устройство античного Рима: ранняя монархия и республика: Учебное пособие. Ярославль, 2004.

Если говорить предметно, то схема выглядит так. Римский гражданин (триада гражданин-землевладелец-воин) существовал внутри римской civitas. Свою волю он изъявлял через народные собрания (комиции), которые подразделялись на три вида: куриатные, центуриатные и трибутные. Различия их Вы найдете в литературе. При этом важно иметь в виду, что население Рима делилось на патрициев и плебеев, первые из которых первоначально обладали всей полнотой прав, вторые же добивались равноправия достаточно долгое время и обрели его лишь во второй половине IV века до н.э. (после законов Лициния-Секстия; о них стоит посмотреть литературу). На комициях избирались магистраты, т.е. должностные лица. Последовательное занятие римским гражданином магистратур называлось cursus honorum, т.е. дорога почестей. Путь этот был таков:

1. Квестор. Младший магистрат, в ведении которого находились вопросы, связанные с казначейством, хозяйственными делами Республики, сенатским секретариатом и проч.2. Эдил. Эдилы ведали вопросом обеспечения Рима зерном, играми, постройками и правопорядком. 3. Претор. Термин, образовавшийся от глагола prae-ire, т.е. идти впереди; позже стал обозначать магистирата, ведавшего судопроизводством. Городской претор разбирал дела римских граждан, претор peregrinus – дела с участием свободных лиц без прав римского гражданства. В эпоху поздней Республики после претуры человек мог получить наместничество в какой-либо провинции, к тому предназначенной.4. Консул. Двое консулов были формальными главами Римской республики, обладали значительной властью в гражданской и военной сфере, созывали комиции и сенат. После законодательства Лициния-Секстия один консул был патриций, другой избирался из плебеев. По консулам велось летосчисление (год консульства таких-то). 5. Цензор. В обязанности этого магистрата, выбиравшегося из числа умудренных опытом государственных мужей, входило проведение переписи, надзор за нравами, забота о важных общественных сооружениях. Он также просматривал списки сената и сословия всадников привилегированное сословие, вместе с сенаторами образовывавшее нобилитет) и имели возможность исключить людей из их состава.

Кроме этих должностей важно также иметь в виду:– Народный (плебейский) трибун. Защитник интересов плебса, имел право вето по отношению к любому законопроекту, а также был персоной священной и неприкосновенной. Значительные полномочия трибуна нивелировались его коллегами (трибунов выбиралось несколько), а также действиями народных собраний. Избирались трибуны лишь из плебеев.– Великий понтфиик. Глава коллегии понтификов, занимавшийся вопросом признанных государством религиозных культов.– Диктатор и его начальник конницы. Экстраординарные должности, необходимость назначения на которые обычно формулировалась сенатом через формулу «Пусть консулы примут меры, чтобы государство не претерпело ущерба». Консулы назначали диктатора, передавая ему своих ликторов, помощников магистрата для выполнения конкретных поручений (у консулов было по 12 ликторов, диктатор же располагал 24). Помощник диктатора, им назначенный, назывался начальником конницы.

Бывшие магистраты (после завершения их полномочий) входили в состав сената. Создание сената нарративная традиция приписывает Ромулу, первому римскому царю. Первоначально это был совет старейшин, родоначальников патрицианских родов, отсюда и название (senatus от senex, т.е. старик). До некоторой степени, сенат руководил жизнью государства, просматривая те законы, которые выносились на народное собрание. Возглавлял список сенаторов princeps, первоприсутствующий, однако председательствовали там консулы.

Подводя итог, стоит обратить на знаменитую формулу SPQR, в которой передана вся суть Римской республики: Senatus Populusque Romanus (Сенат и Народ Римский). Таков, пожалуй, краткий обзор устройства Римской республики, однако, разумеется, что это обзор в самом общем рассмотрении, и здесь есть масса разнообразных деталей, на которые надо обращать внимание.

thequestion.ru