Упадок древней греции. Олимпийские игры античного мира. Упадок физического воспитания в Древней Греции и запрещение Олимпийских игр. Значение исторического опыта древнегреческих Олимпийских игр
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Города Греции подчиняются Македонии. Упадок древней греции


Олимпийские игры античного мира. Упадок физического воспитания в Древней Греции и запрещение Олимпийских игр. Значение исторического опыта древнегреческих Олимпийских игр

1.1 Легенды и мифы о происхождении Олимпийских игр.

1.2 Олимпийские игры древности: программа, правила проведения и олимпионики – первые победители Олимпийских игр.

1.3 Социальное, политическое и культурное значение олимпийских игр древности.

1.4 Упадок Олимпийских игр древности.

1.1 Легенды и мифы о происхождении Олимпийских игр. Олимпийские игры. В этом названии слышатся восторженные крики победителей состязаний, радостный шум и аплодисменты трибун, речи философов и поэтов, угадывается связь веков и различных культур.

История олимпизма началась за много веков до нашей эры, и, говоря об Олимпийских играх, невольно задумываешься - кто тот гений, который придумал этот великий праздник, одинаково привлекательный для древних эллинов и современного человека, для тренированного спортсмена и эстета-художника?

Греки считали, что столь гениальная идея могла принадлежать только Зевсу-громовержцу. Согласно древней легенде, власть над миром хитростью захватил коварный бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из своих детей он глотал их новорожденными. Несчастная мать Рея, родив очередного сына, подала вместо него отцу завернутый в пеленки камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила нимфам. Когда Зевс вырос и возмужал, он восстал против своего отца и заставил его вернуть на свет поглощенных детей. Одного за другим изверг из уст Кронос своих детей-богов, прекрасных, жизнерадостных и светлых. Они начали борьбу с Кроносом и титанами за власть над миром. Ужасна и упорна была эта борьба. Дети Кроноса утвердились на высокой горе Олимп. Отсюда Зевс метал громы и молнии в титанов. Борьба длилась десять лет. Стонала земля, содрогалось все вокруг, закипали моря. Наконец, могучие титаны дрогнули. Их сила была сломлена. Боги-олимпийцы сковали их и вместе с Кроносом низвергли в мрачный Тартар, в вечную тьму.

В честь этой победы Зевс основал бескорыстные, честные состязания сильных, ловких и смелых, названные впоследствии по месту их проведения Олимпийскими. А проводились эти состязания в древнегреческом местечке Олимпия, расположенном в южной Греции, в западной части Пелопоннесского полуострова, на территории города-полиса Элида. Тогда они назывались «агонами». Слово «агон» переводится как состязание, игра, турнир. Самые сильные, ловкие и смелые юноши состязались в честь Зевса-громовержца и олимпийских богов.

 

Другие легенды основателем Олимпийских состязаний называют сына Зевса Геракла. Именно в этом месте он совершил один из своих подвигов: очистил конюшни царя Элиды Авгия, которые не убирались 30 лет. Геракл перегородил реку Пеней, столкнув скалу, и вода за один день унесла всю скопившуюся грязь. Но жадный Авгий обманул героя и лишил его обещанной награды. Возмущенный Геракл убил обманщика и в ознаменование своей победы устроил Игры. Геракл сам установил дистанцию для бега - «стадий», отмерив его своими стопами. Один стадий равнялся 600 стопам, или 192 м 27 см. Именно такой, как показали раскопки археологов, и была длина олимпийского стадиона.

Романтикой овеян и миф о Пелопсе, внуке великого Зевса, который хитростью победил царя Элиды Эномая.

Последнему была предсказана смерть от руки зятя, поэтому всех претендентов на руку своей дочери Гипподамии он поражал копьем во время устроенных им бесчестных состязаний на колесницах. Пелопс подговорил возницу колесницы Эномая заменить бронзовые чеки колес на восковые. Во время скачек они расплавились, и жестокий царь погиб под копытами своих коней. В память об этом событии Пелопс воздвиг в Олимпии святилище, где приносил жертвы богам, и учредил один раз в четыре года проводить здесь Игры.

Определенной исторической достоверностью обладает предание, по которому элидский правитель Ифит, уставший от постоянных междоусобиц и беспрерывных войн между отдельными городами-полисами, обратился к дельфийскому оракулу с вопросом, как их прекратить. И получил ответ: «Возобновить забытые людьми Олимпийские игры!» Ифит предложил царю воинственной Спарты Ликургу учредить состязания, во время которых устанавливалось бы священное перемирие - экейхерия. По условиям заключенного договора за нарушение перемирия налагался крупный денежный штраф, и, что было еще страшнее, виновные лишались права участвовать в Олимпийских играх. Реальность этого факта подтверждает древнегреческий историк Павсаний, который писал, что еще во II веке нашей эры медный диск, на котором был начертан устав перемирия, заключенный между Ифитом и Ликургом, хранился в одном из храмов Олимпии.

Следует сказать, что в долине Алфея, как и а разных других местах Греции, задолго до Олимпийских игр проходили ритуальные состязания в честь посвящения юношей в воины. Но они носили местный характер. Ифит и Ликург придали Олимпийским состязаниям общеэллинский масштаб.

Прекрасны мифы и легенды Древней Греции, но история нуждается в достоверной точке отсчета. Такой точкой стал первый известный памятник, поставленный в Олимпии победителю состязаний в 776 г. до нашей эры (по общепринятому сегодня летоисчислению). Тогда первый известный чемпион Игр - атлет из Элиды Короибос (Корэйб) - опередил всех соперников в беге на один стадий. Этот год стали официально считать годом начала проведения Олимпийских игр. Другие же источники сообщают, что в этом г. состоялись уже 28-е Игры.

 

1.2 Олимпийские игры древности: программа, правила проведения и олимпионики – первые победители Олимпийских игр. Правила организации, и проведения Игр были строго регламентированы. Олимпиадой назывался промежуток времени между Играми. Праздник проводили в «священный месяц», начинавшийся с первого полнолуния после первого солнцестояния один раз в четыре года, т. е. в первый год Олимпиады.

На время проведения Олимпийских игр на территории всей Древней Эллады объявлялся «священный мир», все войны прекращались, нарушителей этого перемирия ждало самое жестокое наказание. В конце весны олимпийского года во всегреческие государства направлялись глашатаи, возвещавшие о времени начала Игр и о наступлении всеобщего мира сроком до трех месяцев. Тысячи людей из всех уголков Эллады направлялись в Олимпию, чтобы увидеть соревнования выдающихся атлетов и поболеть за своих соотечественников. Те, кто шел или ехал на состязания, пользовались правом свободного перехода через все греческие, в том числе и враждебные, государства. Проклятие богов и крупные штрафы налагали даже за оскорбление путника, идущего на олимпийский праздник эллинов. А вчерашние смертельные враги мирно состязались в силе и ловкости на спортивной арене.

К участию в Олимпиадах на протяжении без малого семи веков допускались только свободнорожденные мужчины - греки по происхождению. Рабы, чужеземцы и женщины такого права не имели.

Причем женщинам даже запрещалось под страхом смертной казни присутствовать на Олимпиадах в качестве зрителей. Исключение было сделано лишь для одной из них - жрицы богини Деметры.

Победители Игр - олимпионики - выражали обще греческий идеал гармонически развитой личности не только в плане физического, но и нравственного развития. Не случайно в олимпийских правилах подчеркивалось, что в играх может участвовать каждый грек, родившийся свободным, не запятнавший себя кровавым злодеянием и не отягощенный проклятием богов. При представлении участников глашатай-керикс спрашивал у зрителей, не известно ли им о каких-либо преступлениях атлета, не был ли он или его родители рабами, не уклонялся ли он от тренировок в предписанный правилами период, уличенный в нарушениях подвергался порке, штрафу и изгонялся со стадиона. Во избежание лжесвидетельств те же наказания грозили зрителям за клевету. К тому же к олимпийским состязаниям допускались только те атлеты, которые имели возможность ежедневно, в течение не менее 10 месяцев, тренироваться в спортивных школах - гимназиях родного города, затем - месяц в гимназии Элиды - столице государства, которому принадлежала Олимпия.

Руководители Игр - элланодики - избирались из числа самых уважаемых граждан Элиды. Они выполняли функции организаторов и судей на Играх, награждали победителей и наказывали провинившихся. Им вменялось в обязанность следить, чтобы в состязаниях участвовали только наиболее подготовленные атлеты. Поэтому они внимательно наблюдали за ходом подготовки атлетов, устраивали строгий экзамен, отбирали наиболее достойных и после этого в течение месяца перед Играми сами руководили их тренировками. Элланодики имели право наказывать провинившихся или нерадивых розгами.

После месяца напряженных тренировок проводился отбор с учетом проявления целеустремленности, настойчивости, физической и психологической закалки. Выдержавшие испытание совершали 57-километровый марш в Олимпию, где после непродолжительного отдыха и религиозных церемоний вступали в соревновательную борьбу.

В храмах перед открытием Игр все участники давали олимпийскую клятву. «Я честно и упорно готовился, и буду честно соревноваться со своими соперниками!» [32, с. 16].

Первоначально в программу Олимпийских игр входил только один вид состязаний - стадиодром, или бег на дистанцию, равную одному стадию. Только более чем через полвека программа стала расширяться. На 14-й олимпиаде (724 г. до н. э.) были введены состязания в беге на два стадия - диаулосе.

С 15-й олимпиады начали проводить состязания в беге на выдержку - долиходроме, дистанция которого колебалась от 7 до 24 стадиев. Программа Игр 18-й олимпиады (708 г. до н. э.) пополнилась борьбой и пятиборьем -пентатлоном, который включал стадиодром, прыжки в длину, метание диска, метание копья и борьбу.

С 23-й Олимпиады (688 г. до н. э.) состязались кулачные бойцы, А включенные в 25-ю Олимпиаду (680 г. до н. э.) гонки на колесницах сразу стали любимым зрелищем в Древней Греции. Они стали первым спортивным состязанием с участием лошадей.

Программа 33-й Олимпиады (648 г. до н. э.) пополнилась панкратионом - комбинацией приемов борьбы и кулачного боя. С 37-х Игр (632 г. до н. э.) в олимпийские состязания были включены и соревнования в отдельных видах физических упражнений для юношей и детей.

Многие состязания, входящие в программу современных Олимпийских игр, имеют древние корни. Еще в Элладе были популярны соревнования в поднятии тяжестей, в качестве которых тогда были задействованы огромные тяжелые камни. Атлеты тренировались и выступали на олимпийском празднике обнаженными.

Стыд наготы считался признаком варварства. Для греков загорелое, тренированное обнаженное тело являлось выражением высокого уровня культуры. По всей Греции - на материке, островах и в колониях создавались скульптуры, воспевавшие силу и красоту человеческого тела. Историки утверждают, что великие скульпторы ваяли богов и героев с олимпиоников. Эти изваяния до сих пор восхищают своим совершенством.

Главной наградой победителю Олимпийский игр - олимпионику - служила оливковая ветвь, срезанная ритуальным золотым ножом со старого дерева, которое, по преданиям, посадил Геракл. Имя атлета высекалось на мраморной плите, а самым выдающимся воздвигались памятники. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, предоставляли бесплатное место в театре.

Возвращение победителя на родину, а чемпионы были из Элиды, Спарты, Афин, Фив и других городов Греции, превращалось в подлинно триумфальное шествие. Имена соотечественников, ставших победителями Олимпийских и других состязаний, увековечивались в гимназиях и храмах. Кропотливо велся учет их достижений. Некоторые из них почитались наравне с богами. Из сохранившихся записей известно, что атлет Феагендобился 1300 побед на различных соревнованиях.

Леонид из Родоса двенадцать раз становился олимпийским чемпионом в беге на один и два стадия и в беге с вооружением в течение четырех Олимпиад.

Однако самым прославленным атлетом Древней Греции является Милон Кротонский. В 540 г. до нашей эры в возрасте 14 лет он стал олимпийским победителем в борьбе. Затем он был увенчан олимпийским венком еще шесть раз. О его невиданной физической силе и ловкости слагались легенды. Многочисленные источники подтверждают, что Милон Кротонский - не мифический персонаж, а реальная личность. Интересно, что Милон учился в школе Пифагора, где получил не только физическую, но и общеобразовательную подготовку. Поэтому он сыграл большую роль в политической жизни своей родной общины. Во время войны с Сибаритом Милон был избран полководцем. Он не только руководил войском, но и, как утверждают современники, один заменял целое подразделение. Таким образом, Милон Кротонский являлся древнегреческим идеалом гражданственности и гармонически развитой личности. И, как всякий идеал, постепенно обрастал мифами и легендами. Так, историк и географ Страбон описывает, что во время занятий у Пифагора Милон случайно свалил колонну дома.

Чтобы предотвратить катастрофу, он сам стал на место колонны и поддерживал свод здания до тех пор, пока все не покинули его!

Достоверность этого предания вызывает сомнение, но эта и другие легенды подтверждают, какой большой любовью и уважением были окружены выдающиеся атлеты Древней Греции.

За что же таких почестей удостаивались победители? Дело в том, что участники Олимпийских состязаний выступали как представители определенного государства. Поэтому при представлении атлета обязательно называлось его имя и родной город. Город указывался и рядом с именем победителя.

Авторитет олимпиоников во всей Элладе был настолько велик, что во время войны враги проявляли к знаменитым атлетам удивительное для того времени милосердие.

Так, например, после морской битвы между родосцами и афинянами в 407 г. до нашей эры родосец Дорией - многократный победитель состязаний в панкратионе - был захвачен в плен афинянами. Когда те узнали, что пленный - олимпионик, его освободили, не потребовав даже выкупа. Так же поступил Александр Македонский с ливанцем Дианисандором в знак уважения к его спортивным заслугам и из-за боязни навлечь на себя гнев богов.

1.3 Социальное, политическое и культурное значение Олимпийских игр древности. Распространение культа Зевса превратило Олимпию в религиозно-культовый центр всей Древней Греции. На пожертвования жителей страны не позднее 456 года до нашей эры здесь был, воздвигнут величественный храм. Главным его украшением являлась 12-метровая статуя Зевса, выполненная скульптором Фидием из золота, дерева и слоновой кости. Она так поражала своим художественным совершенством, что была признана современниками одним из семи чудес света. В Олимпии также было построено около 70 святилищ в честь различных богов, мифологических героев, царей, полководцев и олимпийских чемпионов.

Наряду с храмами и памятниками в Олимпии был целый комплекс спортивных сооружений: стадион, ипподром, гимназий и палестра. Стадион располагался у подножья горы Кронос, которая служила трибуной во время соревнований и вмещала до 50 тыс. зрителей. В гимназиях хранились все материалы по организации и проведению олимпийских праздников, списки участников и статуи отличившихся. Гимнасий и палестра являлись местом тренировки участников Олимпиад за месяц до их проведения. Здесь же находились здание Высшего Совета Элиды, гостиницы для участников, судей и наиболее состоятельных и почетных гостей Олимпиад.

Возникнув как, составная часть религиозно-культового ритуала, Игры на протяжении всего существования были посвящены Зевсу и, тем самым, объединяли все греческие земли. По представлениям греков, через состязания происходило общение людей с богами. Именно боги даровали победу достойнейшим. Но чтобы добиться расположения богов, следовало заниматься самосовершенствованием физическим и духовным, не совершать плохих поступков и т. д. В то же время победитель состязаний как бы получал божественный знак особого расположения, что позволяло приравнивать его к самим богам.

Период наивысшего расцвета античных Олимпийских игр (IV в. до н. э.) связан с идеалами гармонии человека и окружающего мира: это - гармония его физического и духовного развития; гармония личного стремления к победе и постоянной готовности к служению родному городу, к его защите и прославлению.

В жизни Греции Олимпийские игры, особенно в период их расцвета, имели большое общественное и культурное значение в связи со священным перемирием. Во время Игр со всех уголков Эллады съезжались выдающиеся философы, поэты и ученые, что содействовало дальнейшему развитию поразительного феномена греческой культуры. А с 84-х игр (444 г. до н. э.) конкурс искусств стал официальной частью программы Олимпийских игр. Перед многочисленной аудиторией выступали великие философыПлатон, Сократ, Диоген, Гераклит, отцы истории Геродот и Фукидид, основоположник медицины Гиппократ, классики древнегреческой поэзии Софокл, Пиндар, Еврипид, математик Пифагор, который и сам был прекрасным атлетом и победителем в состязаниях по кулачному бою.

Философские беседы, поэтические и ораторские выступления, созерцание шедевров архитектуры и искусства, восхищение красотой и физическим совершенством атлетов формировали и развивали единую греческую культуру. При сохранении специфики развития и своеобразия различных греческих полисов, без давления какой-либо централизованной власти именно здесь, на празднествах, естественным образом формировалось национальное самосознание греков. Это было сознание высокой общественной цивилизации, духовной и физической культуры, сознание превосходства над рабами и соседними варварскими народами. В античной Греции Олимпийские игры кроме состязательной выполняли и другие социальные функции: религиозную, культурную, воспитательную, экономическую, политическую, зрелищную.

Однако, большая социальная значимость Олимпийских игр этого периода определялась, в первую очередь, их влиянием на объединение греческого мира и формирование единого национального самосознания. Не случайно самые пышные и красочные Игры древности состоялись в 476 г. до нашей эры, когда объединенные греческие войска вначале в Марафоне, а затем и в морском сражении при Саламинах разгромили персидские войска и этим сохранили свободу и независимость Греции. Олимпийские игры тогда стали грандиозным праздником в честь победы над грозным врагом.

 

1.4 Упадок Олимпийских игр древности. С IV века до нашей эры начались постепенные изменения характера и содержания Олимпийских игр. Все больше внимания стало уделяться зрелищности состязаний, гармоничная красота тела не вызывала былого восхищения. Зрителей все больше привлекала борьба, кулачный бой и панкратион, богатые острыми, драматическими моментами. Да и в этих видах произошли перемены.

Если раньше исход схватки решали преимущественно быстрота, ловкость, то в этот период решающим качеством становится физическая сила.

Награда за победу в состязаниях возрастает. Города, стремясь продемонстрировать свою мощь и завоевать расположение богов, привлекают наиболее известных бойцов, даже если они живут в других местах или не соответствуют олимпийским правилам. В связи с этим в состязаниях впервые принимают участие атлеты-профессионалы.

Стремление победить любой ценой привело к нарушению правил и установленных норм. Впервые на Олимпийских состязаниях были зарегистрированы случаи подкупа, жестокости, нарушений системы подготовки к Играм. Но судьи боролись против нечестной победы. Известно, что кулачный боец Эвиол из Фессалии пытался дать взятку соперникам, чтобы обеспечить себе победу. В наказание он заплатил такой большой денежный штраф, что на эти деньги в Олимпии было установлено шесть статуй Зевса. На постаментах выбивались эпиграммы, напоминавшие атлетам, что победа достигается не деньгами, а физической подготовкой.

Перемены, происходящие в облике участников состязаний, отчетливо заметны в изобразительном искусстве Древней Греции: если в IV веке до нашей эры античные герои, моделями которых, как известно, служили участники игр, молоды и прекрасны, обладают гармонично развитой фигурой без излишней гипертрофии мышц.

Скульптура кулачного бойца, выполненная Аполлонием в I веке до нашей эры, запечатлела безмерно уставшего немолодого человека. Узловатые мышцы, изуродованное в боях лицо, бессмысленный взгляд - таков образ профессионального атлета.

Древнегреческий историк Плутарх как пример, достойный подражания, приводит такой эпизод: «Говорят, одному спартанцу предлагали на Олимпийских играх большую сумму с условием, что он уступит честь победы. Он не принял ее и после трудной борьбы повалил своего соперника. «Что пользы тебе, спартанец, в твоей победе?» - спросили его. «В сражении я пойду с царем впереди войска», - отвечал он, улыбаясь[22, с. 56].

Олимпийские праздники не прекратились и тогда, когда могущество Эллады начало падать. В 338 г. до нашей эры Грецию, ослабленную междоусобицами, захватил македонский царь Филипп. Но он не стал запрещать Олимпиады и другие игры. А его сынАлександр Македонский, которого воспитывал греческий философ Аристотель, организовывал подобные состязания в завоеванных странах Востока.

В середине II века до нашей эры Грецию покорили римляне. По-разному относились римские правители к спортивному великому празднику. И хотя Олимпийские игры продолжали проводиться, их правила все чаще нарушались. Были даже попытки перенести игры в Рим. Диктатор Сулла, больше известный тем, что при нем было разгромлено восстание рабов под предводительством легендарного Спартака, распорядился о проведении Игр 175-й Олимпиады в Риме. Но римляне, уже привыкшие к кровавым зрелищам - гладиаторским боям и гонкам на колесницах, интереса к олимпийским состязаниям не проявили.

Император Калигула распорядился перевезти в Рим скульптуру Зевса. Но корабль, направленный для этого в Грецию, поразила молния. Это было воспринято, как божественный знак, и скульптуру оставили в Олимпии.

А римский император Нерон сам решил поучаствовать в 211-й Олимпиаде. Он был объявлен недосягаемым победителем во всех турнирах - от гонок на колесницах до чтения трагедий. Римский историк Гай Светоний Транквилл так описывает этот факт: «К скачкам страсть Нерона была безмерна с ранних лет. В Олимпии он правил упряжкой в 10 лошадей, был выброшен из колесницы, чудом остался в живых и не мог продолжить скачку. Однако получил венок победителя. За это подарил всей провинции свободу, а судьям - римское гражданство». Это свидетельствует о проникновении политики в спорт еще в те далекие времена. Правда, после смерти императора справедливость восторжествовала. Его имя было вычеркнуто из списков олимпиоников.

С 776 года до нашей эры на протяжении 1170 лет в Древней Греции было проведено 293 Олимпиады! Несмотря на войны, эпидемии и другие общественные потрясения, ровно раз в четыре года атлеты встречались на главных состязаниях, и ни одна Олимпиада не была отложена.

В последний раз Эллада принимала олимпийский праздник на своих землях в 393 г. уже нашей эры. Через год, в 394 г., римский император Феодосии I, насильственно насаждавший христианство и принявший свод законов по борьбе с язычеством («Кодекс Феодосия»), запретил проведение Олимпийских игр. А еще через 32 года, когда новая религия набирала силу, его наследник Феодосии II издал декрет о разрушении языческих храмов.

Так прекратило свое существование олимпийское святилище. Сооружения и храмы Олимпии были разрушены легионерами, а землетрясения, наводнения и неумолимое время завершили этот процесс. Олимпия и великий праздник, проводившийся здесь, были преданы забвению более чем на 12 веков.

Однако, слава тех Олимпийских игр осталась жива, пройдя через множество поколений!

6. Особенности развития физической культуры в Древ­нем Риме. Физическая подготовка гладиаторов.

История физической культуры в Древнем Риме, достиг­шем наивысшей ступени развития в эпоху Древнего мира, относится к числу наиболее противоречивых проблем исто­рии культуры.

Римский господствующий класс не чувствовал жизнен­ной потребности в том, чтобы активно заниматься спортом. Спорт вызывал интерес, но тех, кто участвовал в соревно­ваниях, презирали. Это связано с рядом причин.

1. Физическая подготовка юношей до 16 - 17 лет до службы в армии являлась задачей семьи. И только в IV в. до н.э. было создано учебное заведение под названием «лу-дус», где велась физическая подготовка. Это была попытка скопировать греческие учебные заведения.

2. Для народных масс Римской империи основным раз­влечением были бои гладиаторов и состязания колесниц.

3. Физические упражнения были средством удовлетво­рения личных потребностей и формой индивидуального развлечения.

4. Греческая гимнастика и агонистика, предназначав­шиеся служить образцом, утратили свои ценности. Римляне не переняли из них ничего.

Древний Рим подарил миру классическую систему во­енно-физической подготовки, которую перенимали во мно­гих армиях.

В римской армии существовала суровая высокооргани­зованная система тренировки легионеров. Физическая под­готовка римских воинов достигалась главным образом в процессе полевых учений и специально организованных занятий в лагерях, где воинов обучали выполнению тех упражнений, приемов, действий, которые применялись в боевых условиях. В систему подготовки легионеров вклю­чались бег по местности с преодолением препятствий, раз­личные прыжки, в том числе и с подручными средствами, действия с холодным оружием и без него - рукопашная схватка, борьба, скалолазание, преодоление водных рубе­жей. Воины совершали марш-броски, продолжительные по­ходы в полном боевом снаряжении, учились возводить ук­репления, пользоваться осадными машинами и катапульта­ми, что требовало большой физической силы и выносливо­сти. Для обучения воинов применялись своеобразные тре­нажеры — штурмовые лестницы, чучела для фехтования, деревянная лошадь для обучения приемам верховой езды.

Физическая и духовная подготовка воинов были раз­дельными.

Каждому периоду истории существования Древнего Рима были присущи свои особенности развития физиче­ской культуры.

Царский период (VIII- VI вв. дон.э.).

Название этого периода обусловлено названием правя­щей верхушки в Древнем Риме, в этот период государством правили короли этрусков.

 

Приблизительно в VIII в. до н.э. Рим и окружающие его селения заключили союз городов, который имел общие храмы, предположительно здесь устраивались общие состя­зания, сопровождавшиеся ритуальными церемониями.

Спортивные игры были связаны с родовыми культами, поклонением семейным божествам и почитанием предков, с ритуалами, призванными обеспечить плодородие, успех в бою. В состязания входили бег, гонки колесниц, фехтова­ние и борьба. Образ главного бога-покровителя, ритуал и сами игры с изменением соотношения сил приобретали постепенно все более «римский» характер.

По мере отмирания праздников, устраивавшихся сою­зом городов, стали устраиваться демонстрации военной силы. Постоянное место проведения конных скачек и со­стязаний колесниц в долине между Палантином и Авенти-ном получило название «цирк». Здесь проводились троян­ские игры, устраивались боевые пляски.

Период республики (VI-I вв. дон.э.).

Этот период получил свое название в связи с тем, что в конце VI в. до н.э. власть этрусков ослабла, Рим прогнал последнего короля этрусков и стал республикой.

Во времена завоевательных походов менялся характер римской физической подготовки. Гимнастические традиции были начисто забыты и стали элементами военной подго­товки.

Но тем не менее, граждане Рима не полностью предали забвению все формы физической культуры. Они занима­лись бегом, прыжками, упражнялись с гантелями, плавали. В сферистериумах, построенных рядом с дворцами патри­циев, проводились игры с мячом.

Наряду с представлениями в цирках в III в. стали уст­раиваться поединки гладиаторов. Вначале они являлись исключительно составной частью культа жертвоприноше­ния усопшим. Со временем превратились в одно из средств борьбы за власть. Поскольку в этот период бои гладиаторов были самыми жестокими, то именно в этот период про­изошло восстание Спартака.

Бытовавшие в эпоху республики беспощадные методы подготовки (владелец - мясник) и постоянная боязнь смер­ти не раз приводила гладиаторов к восстанию.

Императорский период (71 г. до н.э. - 476 г. н.э.).

Название этого периода обусловила смена правления в Риме, теперь во главе государства встал император.

Физическая культура из средств военных баталий пре­вратилась в предмет «заботы» императорской власти и ста­ла носить репрезентативные функции.

Императоры строили громадные купальни, посреди ко­торых размещались площадки для посетителей, где знатные римляне могли танцевать, бегать, бороться, поднимать тя­жести, играть в мяч и настольные игры.

Император Август попытался возобновить троянские игры в цирке. Но только Доминициану удалось с 86 года возобновить Капитолийские игры.

Для удовлетворения потребностей народа в развлечени­ях после Колизея был построен цирк Максимус, трибуны которого в IV веке были расширены до 350 тыс. мест. В конце эпохи Римской империи продолжительность развле­кательных представлений достигала 175 дней в году. Гро­мадные цирковые сооружения и амфитеатры воздвигались не только в Риме, но и в Помпее, Капуе, Вероне и Сираку­зах. В начале эпохи Римской империи поединки гладиато­ров были оттеснены на задний план цирковыми представ­лениями и различными состязаниями.

 

Для того чтобы сделать народные зрелища разнообраз­ными, арены крупнейших амфитеатров переоборудовали в бассейны, которые можно было заполнять водой, где уст­раивались затем всевозможные поединки на воде с участи­ем судов. Обычно воспроизводились те или иные наиболее запомнившиеся морские сражения (в Саламисе), в ходе ко­торых зрители могли полюбоваться тем, как в этом бою рабы душили друг друга и сталкивали в воду.

Римская знать, утратившая потребность в военно-физи­ческой подготовке в связи с наличием наемной армии, пре­давалась забавам и развлечениям, которые использовались для достижения своих целей, т.е. в борьбе за власть.

7. Особенности развития физической культуры в сред­ние века. Физическое воспитание светских феодалов (рыца­рей), рыцарские турниры.

Развитие физической культуры в средние века необходимо рассматривать в соответствии с особенностями феодального строя. К ним относят следующее.

 

1. Основой новых государственных образований являлось натуральное хозяйство.

 

2. Феодальное общество делилось на два основных класса - феодалов и крестьян, ремесленников-горожан.

 

3. Господствующими сословиями при феодализме являлись светские феодалы (рыцари) и духовенство.

 

4. В этот период в жизни общества огромную роль играла католическая церковь. Она занимала ведущее положение в области воспитания и образования.

 

Католическая церковь способствовала укреплению феодального строя, всячески поощряла систему воспитания дворянства, физическую подготовку рыцарей, но запрещала заниматься физической культурой крестьянам и ремесленникам.

 

Несмотря на королевские и церковные запреты, народ продолжал развивать свою систему гимнастических упражнений. Многие физические упражнения освободились от элементов ритуального характера и легли в основу современного европейского спорта (открылся простор для развития личности и зарождения в спорте нового течения, базирующегося на достижении высоких результатов).

 

 

megaobuchalka.ru

Города Греции подчиняются Македонии: упадок Греции

 

Рассвет Греции продлился весьма недолго. Еще при правлении Перикла в государстве началось внутреннее военное противостояние, которое приблизило его падение. В 431 году до н.э. началась Пелопоннесская война.

Начало упадка Эллады

Греция раскололась на два воинствующих лагеря: демократические Афины противостояли олигархической Спарте. В результате многолетнего ожесточенного противостояния, хозяйство страны пришло в катастрофический упадок было уничтожено множество посевных площадей и садов, погибли виноградники.

Десятки тысяч мирных жителей были захвачены и проданы в рабство. Война завершилась безоговорочной победой спартанцев, которые незамедлительно ввели в государстве свой режим правления.

Жители греческих полисов не смогли принять спартанских порядков и всячески противостояли им. Воспользовавшись разгаром внутренних междоусобиц в Греции, персы вернули себе все земли Малой Азии, ранее захваченные греками. Озабоченные внутренними конфликтами греки не заметили другую угрозу, которая надвигалась со стороны Македонии. 

Завоевание Греции Македонией. Македонский царь Филипп видя, что армия греков постепенно ослабевает от внутренней борьбы, постепенно начал готовится к захвату Греции.

За несколько лет македонцами была создана сильная армия. Филипп лично шел в сговор с греческими политиками и путем подкупа, узнавал от них интересующее его положение дел в греческих полисах.

Завоевание македонцами Греции было политически продуманным процессом. Начиная войну с одним полисом, Филипп заключал мирный договор с другим, таким образом, добавляя еще больше масла в костер внутренних греческих конфликтов.

Жители некоторых полисов добровольно сдавались македонцам, так как верили, что под властью Македонии жизнь будет значительно лучше, нежели под правительством Спарты. 

Битва при Херонее

Ярым противником македонцев был знаменитый древнегреческий философ Демосфен. Благодаря его усилиям, враждующие между собой греки смогли объединиться в одно войско с целью сохранить остатки независимости своего государства. Решающая битва между македонянами и греками состоялась в 338 г. до н.э.

Армия греков за считанные часы была уничтожена войском Филиппа. Исторические источники говорят о том, что даже на поле сражения, греки выясняли между собой отношения, что и произвело их сокрушительное поражение.

Победа македонян означала то, что греческое государство полностью переходило под власть Македонии. Греция окончательно потеряла свою независимость. Во всех греческих городах были размещены македонские военные полки, которые препятствовали попыткам греков организовывать восстания против действующей власти.

Стоит отметить то, что македонцы не препятствовали развитию греческой культуры, а даже старались ее развивать, так как относили и себя к ней. Филипп инициировал военный поход против персов, чтобы отомстить им за все разрушения во времена греко-персидских войн. Однако скоропостижная смерть царя перечеркнула все его планы.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Повседневная жизнь и быт древних греков: дома, одежда, еда, дети Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspАлександр Македонский и завоевание Востока

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Упадок государственности Древней Греции, Политические учения в Древнем Риме

. Со второй половины V - II века до н.э - период эллинизма, начало упадка государственности. Древней. Греции. Интерес к политической проблематике ослабляется. Тогда государства-полисы. Древней. Греции попадают в зависимость от. Македонии. В учениях. Эпикура, эпикурейцев, стоиков и других философских школ. Отчего чуваеться некоторая отрешенность, отход от политики, политических явлений, событий. Философ-материалистст . Эпикур (341-270рр до н.э) отрицал вмешательство богов в жизненные, светские дела и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренними источниками движения. Для этики. Эпикура характерна аполитичность, проповедь неучастия в су в совместной жизни. Цель познания - освобождение человека от невежества, необразованности и суеверия, страха перед богами и смертью. Эпикур обосновывает разумную наслаждение, в основе которой лежит индивидуалистический идеал уклонения от страданий и достижения спокойного, радостного состояния духа разумным для человека является не деятельность, а покой - атараксия. Эпикур подчеркивает, что главная цель государственной власти и основание по литических отношений - гарантировать людям безопасность, помочь им преодолеть страх, научить наносить друг другу вреда. Отсюда следует, что государство и закон - это результат, результат договора людей между собой с целью общей пользы и взаимной безопасности. Справедливость, вытекает из природы, есть и о пользе с целью не наносить вреда друг другу и не испытывать ущерб. Справедливость - явление общественно договорное. Деятельность и законы государства должны соответствовать представлениям о справедливости, смысл справедливости предусматривается договором между людьми о совместной пользу. По социально-политическим содержанием конце пция. Эпикура о договорном происхождении справедливости государства и законов является объективная, демократической. Каждый из участников, сознавая договорное общежития, не имел никаких привилегий перед другими. В"Этике"Эпикура форма умеренной демократии заключается в том, что верховенство закона сочетается максимально возможной степени свободы и автономии индивидета автономії індивідів.

Проблемы государственности в. Древней. Греции значительное место занимают в учении историка и политического деятеля эллинизма. Полибия

(около 200-120 гг до н э) который считал, что тот или иной строй государства играет определенную роль во всех отношениях, отношениях людей в обществе. С 'выяснения исторического процесса в. Полибия опирается на представления стоиков о циклических ость развития мира. Основатель школы стоиков. Зенон. Китионський (около 336-264 гг до н э) считал, что вселенная управляется судьбой, высшим божественным. Разумом. В мире царит строгая необходимость, исключитель ае вольность свободы. Человеку не остается ничего другого, как подчиниться неотвратимой судьбы. Естественное право - универсальный общемировой закон, государство - мировая содружество, общественная жизнь существует в ид природы и направляется судьбой, роком. В природе живой организм проходит рост, расцвет и в"увядание. Общество тоже проходит периоды роста, расцвета и упадка. Завершаясь, процессы повторения рюються. Развитие общества - бесконечный круговое движение, в ходе которого формы правления меняются, переходят одна в другую. С середины IV века до н.э государства-полисы. Древней. Греции попадают в завис ость от. Македонии и приходят в упадок. Границы полисной системы, сложившиеся в классический период истории. Древней. Греции, оказались слишком тесными для рабовладельческого способа производстваособу виробництва.

Политические учения в Древнем Риме

Политические учения. Древнего. Рима имели много общего с политическими учениями. Древней. Греции. Объясняется это тем, что здесь формировались государства на основе однотипных социально-экономических и составляла их отношений, с глубокой наследственностью в развитии их культуры. Политические учения в. Древнем. Риме формировались на основе философских школ, перенесенных из. Греции. Но новизна и оригинальность политических по смотрел римских мыслителей заключалась в том, что ими выдвинуты идеи, которые отвечали отношениям зрелости рабовладельческого общества. Изменения в политической теории обусловлены развитием отношений частной вл асности и рабствства.

Один из идеологов римской аристократии, знаменитый оратор. Марк. Туллий. Цицерон (106-43 гг до н э) в диалогах"О государстве"и"О законах", следуя. Платона, изложил учение о государстве. В духе учения аристократии утверждает, что государство вырастает, естественно, с семьи й, что государственная власть вручена мудрецам м, способным приблизиться к постижению мирового божественного. Разума бы люди жили по заветам и обычаям отцов, то государство могло бы стать вечной. Цель государства - охрана имущественных интересов граждан. П рава мудрых и достойных граждан, включая право собственности, вытекают непосредственно из природы, из естественного закона. Марк. Цицерон утверждает, что государство не только природный организм, но и искусственное образование,"народное установки", признает равенство всех людей от природы и возможность достижения мудрости каждым, кто получит образование. Имущественные и социальные различия между людьми возникают не от рождения, а через отношения частной собственности, устанавливаются в обществе. Частная собственность не бывает от природы, а возникает или на базе древнего владения ею, или владение по закону и соглашению и др.. Положительно оценивая значительные богатства и договоры в жизни общества,. Цицерон приходит к выводу, что государство держится на кредите, народ вручает свои права монарху в кредит за справедливое управление обществоза справедливе управління суспільством.

Важное место в истории социально-политической мысли в. Древнем. Риме занимает представитель римского стоицизма. Луций. Антей. Сенека (4 г до н э - 65р н е). Многочисленные труды, и, в частности, величайшее произведение"Письма к. Луцилию", пришли в оригинале до современности. Сохраняя пантеизм греческих стоиков, т.е. рассматривая мир как единое материальное и разумное целое,. Луке й. Сенека разрабатывает преимущественно морально-этические проблемы, при правильном решении которых достигается покой и неподвижность духа. Не отрицая рабства как социально-политического института,. Сенека вместе с тем отстаивал человеческое достоинство рабов, призвал гуманно относиться к ним как к духовно равных. Неизбежный и божественный по характеру, закон судьбы приобретает значение ролевого права природы, которому подчиняется ни все человеческие отношения, в том числе государство и закон. Вселенная - естественное государство со своим естественным правом. Люди и являются члены такого государства по законам природы. Отдельные же государственные образования - случайные и значительные для всего человеческого рода. Понимание закона судьбы (естественного права), божественного духа собственно и заключается в том, чтобы противостоять случайности и в том числе принадлежности к той или иной малой д ержавы, признать необходимость мировых законов и руководствоваться ими. Но. Сенека свою, в основном индивидуалистическую этику, пытается свя связать с задачами общества и государства. Этика. Сенеки имела большой влияние на формирование христианской идеологиитиянської ідеології.

Нарастание кризиса рабовладельческого строя вело к резкому ухудшению положения трудящихся. Мощная государственная машина. Римской империи жестоко подавляла восстания рабов и свободных бедняков. Бессилие народных масс вело к усилению религиозных настроений, надежд на помощь фантастических сил. В I в возникает христианство - движение угнетенных, которое выступало сначала как религия рабов, бедняков и бесправных, покорных или рассеянных. Римом народов. Христиане ждали пришествия мессии. Христа - спасителя, божественного посланника, который уничтожит царство. Зла, сбросит угнетателей в"геенну огненную", установит обещанное пророками царство, где все люди будут равны т.п.. Христианство вступает широкий размах. Бурный расцвет политической мысли в. Древнем. Риме приходится на правление императораління імператора . Юстиниана (527-568 гг) завершивший кодификацию римского права. Дело в том, что в период правления. Юстиниана собралась огромное количество законов, вердиктов, конституций и трудов римских юристов вне всякой систем мы и др., частично устарели. Некоторые законы, вердикты противоречили друг другу, требовали систематизации; модернизации потребовало и гражданское, преторское императорское право. По инициативе. Юстиниан а по кодификации законеонів.

uchebnikirus.com


Смотрите также