Уголовное право древней греции. Шпаргалка: Государство и право Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Основные черты права Древней Греции. Уголовное право древней греции


6.3. Уголовное право. Государство и право Древней Греции

Похожие главы из других работ:

Влияние НЭПа на Гражданский кодекс РСФСР 1922 года

3.3 Обязательственное право

Наряду с вещным правом в Гражданском кодексе 1922 года много внимания уделяется обязательственному праву. Повышенное внимание к обязательственному праву было не случайным...

Государственный политический строй СССР в 1941-1945 гг.

2.2 Семейное право

Самым значительным актом в области семейного права, изданным в годы войны, явился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям...

Государство и право Древней Греции

6.3. Уголовное право

По сравнению с гражданским, уголовное право было менее развито. Были известны следующие виды преступлений: против семьи, против личности, против собственности, государственные. Различались умышленные и неосторожные преступления...

Законы Хаммурапи

Уголовное право и судебный процесс 

Судебная власть, как и в других древневосточных государствах, не была отделена от административной власти. Царь и царские чиновники одновременно ведали и административными, и судебными делами. Высшей судебной инстанцией являлся царь...

Источники права Древней Руси

Глава 3. Уголовное законодательство Древней Руси, суд и процесс

Древнерусское законодательство большое внимание уделяет уголовному праву. Ему посвящено много статьей Русской Правды, уголовно-правовые нормы есть и в княжеских уставах...

Колхозное право России

2. Колхозное право

Работа над примерным Уставом началась еще в конце декабря 1929 г. Первый вариант был представлен 28 декабря, но коллегия Наркомзема признала его неудовлетворительным и поручила Колхозцентру переработать проект Устава. 13 января 1930 г...

Політична і судова система Київської Русі

Давньоруське право

У Давньоруській державі домінуючим джерелом права було звичаєве право. Це були норми, які виникали на основі звичаю, санкціонувались державою і ставали обовязковими для виконання. Аналіз документів княжої доби засвідчує...

Приватне право країн античного світу

1.1 Право власності

У афінському праві розрізнялися володіння (як фактичне володіння майном) і власність (як володіння з правом розпорядження). Самого ж поняття права власності як абсолютного права особи ще не було...

Приватне право країн античного світу

2.3 Преторське право

Авторитету Законів XII таблиць протиставляється авторитет «загальнонародного права», під яким почали розуміти сукупність настанов, загальних для багатьох народів. Активним поборником цих нових поглядів був перегринський претор...

Псковская судная грамота. Конституция РСФСР 1918 года

Гражданское право

Важное место в нормах ПСГ занимало гражданское право, что определялось развитием товарно-денежных отношений в Пскове. Одним из субъектов гражданского права согласно Грамоте, являлось вещное право, то есть, право...

Псковская судная грамота. Конституция РСФСР 1918 года

Процессуальное право

Основной формой судебного процесса в Пскове было состязание сторон, но с принятием Грамоты начали развиваться следственный и розыскной процессы. Псковское судоустройство было основано на двойственности...

Российский уголовный закон, история становления

1.3 Уголовное законодательство Московского государства в XVI-XVIII вв.

Следующий этап развития уголовного законодательства связан с разработкой и принятием таких нормативно-правовых актов, как Судебник 1550 г. и Соборное уложение 1649 г...

Российский уголовный закон, история становления

2.3 Уголовное уложение 1903 г.

Экономическое, социальное, политическое развитие Российской империи в начале XX в. потребовало изменения в праве, и в уголовном в том числе. Это изменение было выражено в разработке и принятии Уголовного уложения 1903 г...

Эпоха просвещенного абсолютизма Екатерины II

2.1.4 Уголовное право и судопроизводство

Главы 9.9 и 10 специально устанавливали конкретные принципы законодательства в самой острой сфере, причем не только для 18 века, - сфере уголовного права и судопроизводства...

Эпоха просвещенного абсолютизма Екатерины II

2.1.5 Гражданское право

Главы 11-18 посвящались законодательству в социально-правовой сфере и, говоря современным языком, гражданскому праву. Общество разделено на три сословия, исходя из естественного и исторического различия занятий. Дворяне служат государству...

hist.bobrodobro.ru

Основные черты права Древней Греции

В Древней Греции сложилась достаточно развитая система права. В наибольшей мере это имело место в Афинах. Именно афинское право оказало заметное влияние на правовые системы других полисов.

Если говорить об источниках афинского права, то оно, как и все другие правовые системы, строилось первоначально на основе обычаев, правовых традиций, толкованием которых занимался ареопаг.

Только значительно позднее появилось писаное право. Древнейшей систематизацией афинского права считаются законы тирана Драконта, изданные около 621 г. до н.э. Это была запись норм обычного права. Считается, что она являлась победой демоса, т.к. законы ограничивали произвол аристократии в толковании юридических обычаев. Законы посвящались главным образом новой организации суда, наказаниям за разные нарушения религиозного и общественного уклада.

В начале VI в. до н.э. большая законотворческая работа была проведена Солоном. Созданное Солоном законодательство опиралось на местные обычаи, религиозные нормы, законы других греческих полисов, законы Египта.

Результаты труда Солона до нас не дошли, да и закон пока что не был главным источником афинского права. По-прежнему превалировали обычаи.

Лишь в V-IV вв. до н.э. афинская государственно-правовая теория и судебная практика признали приоритет законов. В это время главным источником права стал закон, принятый в народном собрании.

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ достигли в Древних Афинах высокой степени развития. Четкого разделения между вещами не существовало. Как правило, они делились на видимые (земля, рабы, скот и т.д.) и невидимые (деньги, драгоценности).

Различались также право владения и собственности. Считалось, что не все вещи могут быть собственностью. Это относилось к улицам, площадям, гаваням, общественным рекам, священным вещам. В то же время в частной собственности членов полиса могло быть любое другое имущество. Собственник мог распоряжаться им по своему усмотрению.

Существовали отдельные ограничения прав собственника. Например, Солон установил правила, согласно которым необходимо сажать деревья на определенном расстоянии, чтобы они не мешали друг другу, при копании ям и канав необходимо было отступать на достаточное расстояние, удалять пчельники разных хозяев на расстояние не менее 30 футов и т.д.

В целом частная собственность считалась производной от государственной, сохраняя связь с пожалованием, предоставляемым гражданину государством. Под собственностью понималось в основном право на доходы, приносимые вещью, и возможность произвольно совершать сделки с ней. Не существовало и специального термина для обозначения частной собственности.

Сохранялась значительная государственная (коллективная) собственность, например рудники. Доходы от них делились первоначально между гражданами, а позднее шли на военные нужды, храмы и т.д. Аренда этих объектов частными лицами допускалась лишь с согласия государственных органов.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО. В Древних Афинах обязательственные отношения возникали либо из договоров, либо из причинения вреда.

Основанием договора служило всякое соглашение. Предпочтение отдавалось письменной форме. Заключенная сделка считалась действительной с момента достижения ее участниками соглашения об основных ее положениях.

До реформы Солона неисполнение обязательств влекло личную ответственность должника. Позднее обеспечение происходило в виде залога, задатка, поручительства. Активно практиковался в качестве обеспечения, а также в виде одного из договоров, институт ипотеки, связанный с закладом земли или другой недвижимости.

В Афинах были известны различные виды договоров: купля-продажа, найм (имущественный и личный), подряд, займ, ссуда, поклажа, товарищество и т.д.

Обязательства из деликтов возникали в случае совершения физическим лицом каких-либо противоправных действий, наносивших ущерб личности и имуществу других граждан.

БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Брак в Афинах считался нравственным долгом, и уклонение от него рассматривалось как неуважение культа предков. Государство заботилось о чистоте крови и сохранении имущества в рамках отдельных родов.

Брачный возраст был установлен с 12 лет − для невесты, с 15 лет − для жениха.

Брак являлся договором, заключавшимся женихом и главой семьи. Желание женщины значение не имело. Жених уплачивал за невесту оговоренную сумму.

Афинская семья являлась патриархальной. Многоженство не допускалось. Женщина в семье занимала подчиненное положение. Она не имела политических прав, была лишена имущественной самостоятельности, вела затворнический образ жизни. Развод для женщины был очень сложен. В случае ее инициативы требовалась письменная мотивировка этого на имя архонта-эпонима.

Для мужчины развод был намного проще. Он мог произойти в любое время, без всяких формальностей. Муж обязан был вернуть приданое, если причиной развода не была измена жены.

Относительно детей первоначально отцовская власть была очень широкой, вплоть до права жизни и смерти. Отец мог отречься от родившегося ребенка, если не признавал его своим.

С VI в. до н.э. отцовская власть ограничена. Солон запретил продажу детей в рабство, хотя дети оставались обязанными оказывать своим родителем повиновение и почтение. Отец мог наказывать детей, но появились и требования к родителям. Отец был обязан воспитать сына, дать ему образование. Лишить сына наследства можно было лишь при наличии веских причин и после рассмотрения дела в суде или в органах самоуправления.

НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО. В Афинах были известны две формы наследования: по закону и по завещанию.

Древнейшая форма – наследование по закону. Прямые наследники − сыновья, рожденные в законном браке. Они делили наследство поровну. Дочери при наличии сыновей не являлись наследницами, но получали определенное содержание до замужества, а при выдаче их замуж братья снабжали их приданым. Внебрачные дети не признавались наследниками. Если прямых наследников не было, призывались родственники по боковой линии.

Наследование по завещанию впервые ввел Солон. К завещанию предъявлялись определенные требования. Так, была необходима свободная воля наследодателя. Завещать мог только тот, у кого отсутствовали законные сыновья. Если имелись дочери, то он должен был обеспечить их материальные интересы. Не имели права завещания несовершеннолетние и женщины.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО было развито в Афинах слабее, в сравнении с гражданским. Здесь длительное время сохранялись некоторые пережитки первобытно-общинного строя, например кровная месть.

Тем не менее имелись положения, говорящие о развитости афинского права. Например, различались умысел и неосторожность, подстрекательство, соучастие и исполнение преступления, самооборона.

Среди преступлений выделялись: государственные, против личности, против имущества, против семьи и нравственности, воинские.

Среди наказаний: смертная казнь, продажа в рабство, штрафы, конфискации, изгнание, полное или частичное лишение политических и гражданских прав. Тюремное заключение было только предварительным.

При выборе наказания учитывался социальный статус преступника, но отличий между свободными не существовало. Они присутствовали между рабами и свободными.

СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС. Возбуждение дела начиналось с подачи заявления заинтересованной стороной. Делать это могли только полноправные афинские граждане (мужчины). За остальных действовали их представители. Ответчиками могли быть мужчины и женщины всех сословий.

Судебный процесс, независимо от его конкретной формы, имел ярко выраженный состязательный характер. Различались две формы процесса: по государственным делам («графэ») и по частным делам («дикэ»). Между ними существовали определенные отличия, но в реальной жизни они не были строго разграничены. Выбор конкретной процессуальной формы зависел от самого истца.

На судебные решения и приговоры различных судебных инстанций и должностных лиц допускалась апелляция к гелиэе. Ее вердикты были окончательными.

studfiles.net

Шпаргалка - Государство и право Древней Греции

 

Основной формой государства в Древней Греции XII—IV вв. до н. э. был полис (город-государство). Его черты:

1. Небольшие размеры (10—20 тысяч граждан)

2. Социально-политическая устойчивость, основа которой – сохранение элементов военной демократии (совпадение политической и военной организации, равенство прав граждан на землю, ограничение социального неравенства).

3. Опора власти на мелких и средних собственников.

Самый известный древнегреческий полис — Афины. Государство здесь возникло в IX—VII вв. до н. э., и власть в нём сначала принадлежала Аристократам (племенной знати), из которых формировались два высших органа власти — ареопаг (совет старейшин) и совет архонтов (первый архонт был высшим должностным лицом, второй — верховным жрецом, третий командовал армией и ведал внешней политикой, остальные шесть архонтов были судьями). Экклексия (народное собрание), в работе которого кроме аристократов участвовал демос (рядовые черты четырёх аттических племён, создавших афинское государство), была лишена реальной власти.

А в 594 г. до н.э. архонт Солон провёл в финнах реформы, которые привели к смене аристократии демократией:

1. Старое деление граждан по сословиям (аристократов, крестьян и ремесленников) сменилось новым — по имущественному цензу.

2. Ареопаг и совет архонтов были оттеснены на второй план экклексия, которая стала высшим органом государственной власти, и двумя новыми государственными органами – советом четырёхсот и гелиэей.

В 509 г. до н. э архонт Клисфен провёл новые реформы:

1. Старое деление граждан по родам и племенам сменилось новым — по десяти территориальным округам, а совет четырёхсот — советом пятисот (в совет четырёхсот избирали по 100 чел. от племени, в совет пятисот — по 50 чел. от округа).

2. Военное дело и финансы перешли к новому государственному органу, совету стратегов, а значение совета архонтов упало.

3. Был введён остракизм — изгнание на десять лет граждан, опасных для демократии (по решению не менее 6 тысяч афинских граждан).

В V веке до н. э. в государственном строе Афин произошли новые изменения (ареопаг потерял остатки своей власти и отмерла цензовая система), что означало окончательное оформление афинской демократии. Высшим органом власти в ней была экклексия. Она принимала законы, избирала и контролировала должностных лиц, решала вопросы внутренней и внешней политики, в том числе об объявлении войны и заключении мира. В её работе участвовали все 20 тысяч афинских граждан. Совет пятисот готовил законопроекты и утверждал законы, ведал государственной казной и внешней политикой. Гелиэя (6 тыс. чел.) составляла списки граждан и была судом по политическим и религиозным делам. Уголовные и гражданские дела разбирали десять других судов по 501 чел. в каждом. Совет десяти стратегов был афинским военным штабом и правительством. В управлении участвовали все граждане (в среднем каждый афинский гражданин два раза в жизни был членом совета пятисот или судьёй раз в два-три года — членом гелиэи).

Главный памятник афинского права — «Законы Драконта» (VII веке до н. э). Они отличались крайней жестокостью (к смертной казни приговаривали даже за тунеядство и мелкую кражу), но говорили о довольно высоком уровне развития права: были понятия самообороны, умышленное и неумышленное убийство (по «Законам Драконта» казнили только за умышленное убийство, за неумышленное — изгоняли; убийство, совершённое в состоянии необходимой обороны, вообще не считали преступлением и не привлекали за него к уголовной ответственности), ограничивалась кровная месть.

В VI—IV вв. до н. э. афинское право достигло вершины своего развития. Его особенности в это время:

1. Высокого уровня развития достигло гражданское право: различались видимая и невидимая собственность (невидимая собственность — деньги, видимая — всё остальное имущество), появились договоры аренды, найма свободных людей и т. д., но общий уровень развития этой отрасли права был ниже, чем в Риме (не было чёткого определения права собственности, зарплата наёмных работников была уравнительной).

2. В семейном праве усилилось неравноправие женщин: дочь не получала наследства при наличии братьев.

3. В уголовном праве высшей мерой наказания была смертная казнь (за государственную измену, покушение на демократию и безбожие), другими наказаниями — изгнание и продажа в рабство (за разбой и грабёж), но не было тюремного заключения и телесных наказаний. Сохранялись кровная месть (единственное ограничение этого института, введённое ещё «Законами Драконта», — запрещение мести родственникам убийцы) и самосуд (право на убийство вора, застигнутого на месте преступления во время ночной кражи).

4. В процессуальном праве не было адвокатуры (при наличии юридической помощи). Женщины и несовершеннолетние свидетелями не считались.

Другой известный древнегреческий полис — Спарта. Государство здесь возникло в XII—XI вв. до н. э. после завоевания племенами дорийцев области Лаконика на полуострове Пелопоннес в Южной Греции. В IX—VIII вв. до н. э. они захватили и соседнюю с Лаконикой область Мессению. В результате сформировалось своеобразное спартанское общество, которое делилось на три социальных слоя:

1. Спартиаты (10 тысяч) — полноправные граждане.

2. Илоты (200 тысяч) — бесправные государственные рабы.

3. Периэки (32 тысячи) — неполноправные граждане.

В VII в. до н. э. в Спарте проведены реформы, приписываемые легендарному Ликургу (дяде и опекуну спартанского царя) и закреплённые его ретрами (законами). Эти законы, которые были единственным памятником спартанского права, окончательно закрепили особенности социального и государственного строя Спарты:

1. «Община равных» (полное равенство спартиатов в имущественном положении, социальных и политических правах).

2. Жёсткая регламентация всех сфер общественной жизни: запрещение спартиатам выезжать из Спарты (за самовольное нарушение этого запрета предусматривалась смертная казнь), заниматься ремеслом и торговлей и т. д.

3. Особая система воспитания («спартанское воспитание»).

4. Своеобразный государственный строй (де-юре — монархия, де-факто — аристократическая республика). Формально Спарта была монархией, но власть двух архагетов (спартанских царей) была ограничена и сводилась к распределению земельных участков, командованию армией и некоторым религиозным и судебным функциям. Апелла (народное собрание) также утратила реальную власть, поскольку выступать на ней, предлагать законопроекты и кандидатуры должностных лиц могли только сами эти лица. Герусия (совет старейшин) готовила законопроекты, была судом по политическим и уголовным делам и имела право смещения архагетов. В результате главным органом власти в Спарте стали пять эфоров, о которых Аристотель писал, что их власть «чрезвычайно велика и подобна власти тиранов». Они созывали апеллу и герусию, готовили для них вопросы, руководили внешней и внутренней политикой, были судом по гражданским и делам, судили архагетов и геронтов.

В IV в. до н. э. в результате завоевания Греции Македонией и походов Александра Великого полисы сменились более крупными государствами — эллинитическими монархиями, соединявшими черты полиса и восточной деспотии. Во II—I вв. до н. э. все эти государства были уничтожены римлянами, парфянами и другими восточными народами.

www.ronl.ru