Ударные инструменты древние. Классификация музыкальных инструментов.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1. Этапы развития ударных инструментов. Ударные инструменты древние


1. Этапы развития ударных инструментов.

1.1. Перкуссионные ударные.

Перкуссионные инструменты уходят корнями в эпоху до нашей эры, являются прародителями всех ударных инструментов. Представляют собой ряд инструментов, которые не входят в состав классической ударной установки. К таким можно отнести дарбуку, табла, там-там, бубен, тамбурин, ковбелл, маракас, колольчики, конго, шейкеры, бонго, трещотки, треугольники, кастаньеты, деревянные коробочки и многие другие этнические инструменты. Используются в различных наборах и во всех видах музыкальных ансамблей и оркестров.

Барабаны появились на заре истории человечества. В руинах Месопотамии были найдены маленькие цилиндрические барабаны с датировкой около 3000 лет до нашей эры. Древнеегипетские гробницы содержали подобные барабаны. Мало кому известно, что на территории современной Германии и Чехии в древности использовались большие кубкообразные барабаны. Самые ранние датируются примерно 3600 лет до нашей эры (по некоторым данным до 7000 д.н.э.). Изготавливались они из глины и имели в высоту от 14 до 46 см. Похожие формы были найдены на Алтае с датировкой около 500 лет д.н.э. В современной Европейской традиции кубкообразный барабан впервые встречается на миниатюре в кантигах Альфонса Мудрого (1221-1284). Девушка держит его на плече в марокканской манере. В персидских миниатюрах он появляется с 19-го века и расположен уж на коленях.

Перкуссия относится к этническим инструментам и считается самым древним видом среди музыкальных инструментов. Несколько веков назад перкуссия применялась на востоке и африканских племенах. Со временем, этот инструмент появился и в Европе, и пользуется большой популярностью по сей день. Сегодня барабаны чрезвычайно популярны во всем мире, их делают в самых различных формах. Некоторые традиционные барабаны уже давно используются в эстрадной практике. Это, прежде всего, всевозможные латиноамериканские инструменты: бонги, конги и др.

Там-там – традиционный африканский инструмент, который и в наши дни не потерял своей актуальности. Многие деятели киноиндустрии используют этот оригинальный барабан в своих картинах, чтобы придать им национальный колорит. Звук этого барабана известен практически каждому, кто смотрел фильмы о племенах. Это чуть глуховатый, но довольно сильный звук вселяет одновременно страх и благоговение.

Сравнительно недавно в инструментарии эстрадных, этнических и средневековых музыкальных коллективов появились важнейшие восточные барабаны и барабаны Африки – соответственно, дарбука (или ее басовая разновидность думбек) и джембе. Особенность этих инструментов состоит в том, что на них можно извлекать звуки самой различной тембральной окраски. Особенно это касается дарбуки. Мастера игры способны извлекать из восточного барабана – дарбуки множество различных звуков и, таким образом, конкурировать с целой ударной установкой. Обычно технику на этих инструментах преподают носители традиции, причем освоение материала идет исключительно по слуху: ученик повторяет вслед за учителем всевозможные ритмические рисунки.

Существуют музыкальные группы на территории ряда стран: Малайзии, Индии, Африки, Южной Америки и др., которые состоят из отдельных исполнителей, использующих во время игры только перкуссионные музыкальные инструменты. Данные типы групп, как правило, чаще всего исполняют ритуальную музыку и сопровождают обрядовые торжества. В большинстве случаев такие группы особо распространены в различных племенах. Однако, они могут выступать и на больших сценах, как ритмическое сопровождение различных экзотических вокально-танцевальных музыкальных групп.

Дарбука – один из древних перкуссионных инструментов Ближнего Востока, представитель обширного семейства кубкообразных барабанов (к этому семейству принадлежат также африканский джембе, иранский томбак и многие другие этнические барабаны). Кубкообразные барабаны известны еще со времен неолита (по результатам раскопок), их изображения встречаются на месопотамских барельефах и египетских фресках. Позднее подобные барабаны органично влились в арабскую культуру. В Европе кубкообразные барабаны появились в эпоху Средневековья благодаря интенсивным культурным контактам с арабским миром, но она здесь не прижилась. Возможно, это связано с тем, что многие ударные инструменты — прежде всего, восточного происхождения — оказались в какой-то момент под запретом со стороны католической церкви. В результате отставание Европы по части ударных инструментов и ритмической культуры продолжалось вплоть до девятнадцатого века.

Рик — маленький рамочный барабан, с пятью парами цымбал. Рик используется в классической, эстрадной и танцевальной музыке. В некотором смысле, техника игры на рике более сложная, чем на дарбуке, всвязи с тем, что играть приходится не только на мембране, но и на цымбалах. При это левая рука не только играет, но и поддерживает инструмент. Это позволяет развивать мышцы левой руки. Играющему на дарбуке желательно уметь играть также и на рике.

Давул — барабан, распространённый у курдов, в Армении, Иране, Турции, Болгарии, Македонии, Румынии. С одной стороны имеет мембрану из козлиной кожи для баса, по которой бьют специальной твердой, с другой стороны натянута овечья кожа, по которой бьют прутиком, извлекая высокий хлесткий звук. В настоящее время мембраны стали изготавливаться из пластика. Иногда палочкой бьют по деревянному корпусу. На Балканах и Турции ритмы для давула довольно сложные, как правила на нечетные ритмы и с синкопами. В нашей студии мы используем давул для уличных выступлений и для постановки чувства ритма.

Даф – один из древнейших рамочных ударных инструментов, о котором существует много народных сказаний. Время его возникновения соответствует времени появления поэзии. Например, когда речь идет о свадьбе Соломона с Белкис, то упоминается, что даф звучал в их брачную ночь. В Иране суфии использовали даф для ритуальных церемоний («зикр»). В последние годы иранские музыканты с успехом стали использовать восточный барабан – даф в современной эстрадной персидской музыке.

Дойра – основной узбекский барабан. Состоит из круглой обечайки (сделана из сухой виноградной лозы, орехового или букового дерева) и натянутой на неё с одной стороны мембраны (из рыбьей или козлиной кожи, иногда желудка животного) диаметром 360-450 мм. Перед игрой дойру нагревают на солнце или у огня для большего натяжения мембраны, что способствует чистоте и звонкости звучания. Звук извлекается ударами 4 пальцев обеих рук (большие пальцы служат для опоры инструмента) и ладоней по мембране. Удар в середину мембраны даёт низкий и глухой звук, удар около обечайки - более высокий и звонкий. К основному звуку присоединяется звон металлич. подвесок. Различие в окраске звука достигается благодаря различным приёмам игры: удары пальцев и ладони разной силы, щелчки мизинцами, скольжение пальцев по мембране, встряхивание инструмента и др. Возможны тремоло, форшлаги. Диапазон динамических оттенков - от нежного piano до мощного forte. Техника игры на дойре, разрабатывавшаяся веками, достигла высокой виртуозности. На дойре играют (любители и профессионалы) соло, аккомпанируя пению и танцам, а также в ансамблях. Репертуар дойры составляют разнообразные ритмические фигуры - усули. Д. используется при исполнении макомов, мугамов. В современное время дойра часто входит в состав народных, а иногда и симфонических оркестров.

Джембе — западно-африканский барабан в форме кубка (примерно 60 см высотой и диаметром мембраны около 30 см), выдолбленный из цельного куска дерева с натянутой кожей антилопы или козы, часто с металлическими пластинами «kesingkesing», применяемыми для усиления звука. Появился в Малийской Империи в XII веке и образно назывался Healing Drum (Исцеляющий Барабан). Полагают, что открытая форма корпуса происходит от обычной дробилки зерна. В зависимости от удара, djembe производит три основных звука: басовый, тональный и резкого шлепка - слэп. Для африканских ритмов характерна полиритмия, когда несколько барабанных партий создают общий ритм. Играют на джембе ладонями. Основные удары: Бас (в центр мембраны), Тон (основной удар по краю мембраны), Слэп (шлепок по краю мембраны).

Уду — африканский глиняный барабан-горшок, происходящий из Нигерии (udu - одновременно «сосуд» и «мир» на языке Игбо). Глубокие, настигающие звуки, которые производил уду, многим казались «голосами предков» и первоначально его использовали в религиозных и культурных церемониях. При ударе по отверстию издает глубокий низкий звук, по поверхности звенящий керамический звук. Может иметь мембрану на поверхности.

Из музыки различных композиторов среди академической направленности существуют произведения, которые написаны исключительно для ударных инструментов, к примеру, для перкуссионных барабанов. Чаще всего это довольно пестрый и крупный состав по инструментарию. Помимо ударной установки и традиционных инструментов также используются различные этнические музыкальные инструменты.

studfiles.net

Ударные инструменты. | Popurri.kz

Ввиду того, что музыкальные инструменты имеют очень разное происхождение и природу, они классифицируются в соответствии с принципами звукообразования согласно принятой в 1914 г. Куртом Заксом и Эрихом Мориц фон Хорибостелем классификации (Systematik  der Musikinstrumente: ein Versuch Zeitschrift  fűr Ethnologie) ставшей классической.

Ударные инструменты.

Следуя системе, предложенной названными музыковедами, среди ударных инструментов выделяются так называемые идиофоны и мембранофоны. Идиофоны (от греч. Idios – свой, собственный и «фон» — звук) – семейство инструментов, воспроизводящих звук, благодаря колебанию и излучению после удара, как в случае колоколов, кимвалов или тарелок, бубенцов, кастаньет, погремушек или подобных им. Это муз. инструменты, источником звука к-рых служит материал, способный звучать без дополнительного натяжения (как того требуют струны у скрипки, гитары или фортепьяно, мембрана бубна, барабана или литавр). Идиофоны обычно целиком состоят из звучащего материала — металла, дерева, стекла, камня; иногда из него делается только игровая деталь. По способу извлечения звука идиофоны разделяются на щипковые — варганы, сансы; фрикционные — гвоздевая гармоника и стеклянная гармоника; ударные — ксилофон, металлофон, гонг, тарелки, колокола, треугольник, кастаньеты, трещотки и т.п.

 

  

 

                                                                                                       Гонг

 

   

                                                                                                     Кастаньеты

 

 

 

 

                                                                                                            Колокола

  

                                                                                                             Трещотки                                             

 

                                        

                                                                                                                    Тарелки  

 

    

                                                                                                                      Ксилофон

  

                                                                                                      Треугольник

 

Среди ударных инструментов также фигурируют мембранофоны, которым для воспроизведения звука необходима мембрана, натянутая на резервуар, действующий наподобие резонансного ящика. Мембрану ударяют молоточками или деревянными палочками, как в случае барабана или литавр, либо трут палочкой поперек барабанной кожи. Так происходит с самбомбой (род барабана), который является «потомком» роммельпота Фландрии, использующегося там во время карнавальных празднеств уже  XIV в. Роммельпот — музыкальный инструмент, нечто вроде примитивной волынки: обтянутый бычьим пузырем горшок с воткнутой в него тростинкой. Роммельпот — простой фрикционный барабан, популярный прежде во многих европейских странах. Обычно его изготовляли, привязывая мочевой пузырь животного на домашний горшок; на нем, протыкая пузырь палочкой, чаще всего играли дети в Мартынов день и на Рождество.

Европейские фрикционные барабаны. Барабаны, сделанные из глиняных горшков, — из Богемии (1) и Неаполя (2). Из русского фрикционного барабана (3) звук извлекается при помощи конского волоса. Норвежский барабан-наперсток (4), английский барабан из банки из-под горчицы (5) и французский барабан-петушок (6) были изготовлены в качестве игрушек.

Два способа звукоизвлечения на фрикционных барабанах: протягивание палочки вверх и вниз (а) или вращение ее между ладонями (b).

Ударные инструменты, в особенности идиофоны, являются самыми древними и составляют наследство всех культур. Благодаря простоте принципа звукоизвлечения они были самыми первыми  музыкальными инструментами: удары палками, костяными скребками, камнями и т.д., всегда связанные с определенными ритмическими  чередованиями, образовали первый инструментальный состав. Так, в Египте применяли разновидность досок, на которых играли одной рукой при отправлении культа древнеегипетской богини музыки Хатхор. В Греции был привычен кроталон, или погремушка, предшественник кастаньет, распространившийся по всему Средиземноморью и в латинском мире, получивший название crotalum или  crusma, ассоциирующийся с танцами и вакхическими празднествами. Зато египетский систр, представляющий собой металлическую раму в форме подковы, перегороженный рядом скользких спиц с изгибами  по краям, предназначался для погребальных обрядов и сопровождения молитв против бедствий и напасти саранчи, которая губила урожай.

Также имели широкое применение различного рода погремушки. Они в настоящее время очень распространены, особенно, в Африке и Латинской Америке, для сопровождения различных народных танцев. Многие идиофоны, прежде всего металлические, — такие как колокола, кимвалы, тарелки и маленькие колокольчики – нашли свое место, начиная с XVII века благодаря моде на музыку «а-ля турка». Они были введены в состав оркестра французскими маэстро, среди которых Жан Баттист Люлли (1632 — 1687) и Жан Фери Ребель (1666 — 1747).  Некоторые идеофоны, относительно недавнего изобретения, такие как трубообразные колокола, были введены в современные оркестры.

Мембранные барабаны распространились из древней месопотамской цивилизации на Запад и Восток пять тысяч лет назад. С древних времен они применялись в военной музыке и для подачи сигналов.

Греки использовали барабан наподобие бубна, называемого тимпаном.

Тимпан — ударный музыкальный инструмент, напоминающий небольшой плоский с широким ободом барабан. Кожа на тимпане, как и на барабан, натягивалась с двух сторон (у распространенного в то время тамбурина кожа натягивалась с одной стороны). На тимпане обычно играли женщины во время вакханалий, ударяя по нему правой рукой.

В то время как в Риме самым популярным был мембранофон, похожий на современные литавры, называемый симфония. Особенно пышными были празднества в честь богини Кибелы – владычицы гор, лесов и зверей, регулирующей неиссякаемое плодородие. Культ Кибелы в Риме был введен 204 г. до н. э.

Празднества сопровождались музыкой, в которой основная роль была отведена именно барабанам. В Средние века и эпоху Возрождения ударные (особенно, барабан) использовались для сопровождения рыцарских турниров  и танцев.

                

Велико значение ударных и в народной музыке.

Постепенно барабаны стали входить в состав профессиональных оркестров начиная с XVII в. Одним из первых композиторов, включивших барабаны в свою Berenice vendicativa (1680), был Джованни Доменико Фрески (ок. 1630 — 1710). Позднее такие композиторы, как  Христоф Виллибальд Глюк (в Le cadidupl,1761) и Вольфганг Амадей Моцарт (в «Похищении из сераля», 1782), отвели барабанам не последнюю роль. Эту традицию продолжили композиторы XIX  и XX в.в., такие как Густав Малер и Игорь Федорович Стравинский. Джон Кэйдж (1912 — 1992) и  Мортон Фельдман (1926 – 1987) даже написали целые партитуры исключительно для барабанов.

M.Равель — М.Бежар. 1977 Большой театр. Майя Плисецкая. 

 

В Болеро Равеля не умолкая звучит солирующий малый барабан, четко отбивающий ритм.В  этом  есть и нечто воинственное. Барабаны – это всегда тревога, это некая угроза. Барабаны – глашатаи войны. Наш выдающийся поэт Николай Заболоцкий в 1957 году, спустя почти тридцать лет после создания “Болеро”, написал в стихотворении, посвященном равелевскому шедевру: “Вращай, История, литые жернова, будь мельничихой в грозный час прибоя! О, “Болеро”, священный танец боя!” Грозный тон равелевского “Болеро” производит невероятно сильное впечатление – тревожащее и подымающее. Полагаю, что эпизод “Нашествие” в первой части Седьмой симфонии Шостаковича был его отзвуком не только в каком-то формальном смысле – этот “священный танец боя” в симфонии Шостаковича завораживает. И она также останется навеки знаком духовного напряжения человека-творца.Гигантская энергетика произведения Равеля, это нарастающее напряжение, это немыслимое крещендо – поднимает, очищает, разливает вокруг себя свет, которому не дано померкнуть никогда.

В отличие от барабана литавры имеют полусферический корпус и способны издавать звуки различной высоты благодаря тому, что их мембрана натягивалась с помощью нескольких ручек, которые в настоящее время приводятся в действие педалью. Это важнейшее качество способствовало быстрому росту использования литавр в инструментальных ансамблях. В настоящее время литавры являются самым важным ударным инструментом оркестра. Современные литавры внешне напоминают большие медные котлы на подставке, покрытые кожей. Кожа туго натянута на котел при помощи нескольких винтов. Бьют по коже двумя палочками с мягкими круглыми наконечниками из войлока.

 

В отличие от других ударных инструментов с кожей, литавры издают звук определенной высоты. Каждая литавра настроена на определенный тон, поэтому, чтобы получить два звука, в оркестре с XVII века стали употреблять пару литавр. Литавры можно перестроить: для этого исполнитель должен винтами натянуть или ослабить кожу: чем больше натяжение, тем выше тон. Однако эта операция требует много времени и рискованна во время исполнения. Поэтому в XIX веке мастера изобрели механические литавры, быстро перестраиваемые при помощи рычагов или педалей.

Марш из 8 пьес для литавр. (Исп. Эллиот Картер)

Роль литавр в оркестре довольно разнообразна. Их удары подчеркивают ритм других инструментов, образуя то простые, то замысловатые ритмические фигуры. Быстрое чередование ударов обеих палочек (тремоло) дает эффективное нарастание звука или воспроизведение грома. Еще Гайдн изобразил с помощью литавр громовые раскаты во "Временах года".

Начало Концерта для фортепиано Э.Грига. Дирижер — Юрий Темирканов. Солист — Николай Луганский. Большой Зал Петербургской Филармонии, 10 ноября 2010

 

Еще Гайдн изобразил с помощью литавр громовые раскаты в оратории  "Времена года".

Шостакович в Девятой симфонии заставляет литавры имитировать орудийную канонаду. Иногда литаврам поручают небольшие мелодические соло, как, например, в первой части Одиннадцатой симфонии Шостаковича.

Conducted by Gergiev,Performed by PMF Orchestra 2004.

Уже в 1650 г. Николаус Хассе (ок. 1617 — 1672) применил литавры в Aufzuge für 2 Clarinde und Heerpauken, а Люлли – в «Тезее (1675). Литавры использовали Генри Перселл в «Королеве фей» (1692), Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель, а Франческо Барзанти (1690 — 1772) ввел литавры в «Кочерто гроссо» (1743). Закрепленные в классическом оркестре Ф.Й.Гайдном, В.А.Моцартом, Л.ван Бетховеном, литавры приобрели во время эпохи романтизма решающую роль в группе ударных инструментов (Гектор Берлиоз включил восемь пар литавр в свой монументальный «Реквием», 1837). И в наши дни литавры являются фундаментальной частью этой группы в оркестре и даже берут на себя главенствующую роль в некоторых музыкальных фрагментах, таких как  glissandi  в Адажио из «Музыки для струнных, ударных и челесты» (1936) венгерского композитора Белы Бартока.

 

 

Комментарии и пинги к записи запрещены.

www.popurri.kz

Ударные музыкальные инструменты

Ударные музыкальные инструменты - музыкальные инструменты, звук на которых добывается ударом (руками, палочками, молоточками и т. д.) по телу, становится его источником. Многочисленное и самое древнее семейство среди всех музыкальных инструментов. Иногда ударные музыкальные инструменты называют словом перкуссия (от англ. percussion ).

Музыкант, играющий на ударных инструментах называется ударником или перкуссионистом, в рок- и джазовых группах - также барабанщиком.

1. Классификация

Ударные инструменты: 1 - малый барабан, 2-французский барабан, 3 - большой барабан, 4 - бубен, 5-палочки, 6 - литавры, 7 - ксилофон, 8 - вибрафон, 9 - флексатон, 10 - челеста, 11 - треугольник, 12 - кастаньеты, 13 - тарелки, 14 - гонг, 15 - там-там, 16 - ударная установка

В зависимости от источника звука ударные инструменты могут быть:

В зависимости от свойств звука различают:

2. История

Вероятно первый барабан был пуст ствол дерева, на который натягивали кожу рептилий или рыб. Позже стали использоваться кожи животных, убитых на охоте, появились первые палки. Для прикрепления кожи к корпусу применялось несколько различных методов: гвозди, клей, заклепки, шнур вокруг корпуса и т.п.

Прообраз малого барабана скорее всего пришел в Испанию от арабов и сначала был сугубо фольклорным инструментом. Сначала звук из барабана добывали руками, а позже стали использовать палки округлой формы. Настройка барабана осуществлялось путем взимания мембран жилами, веревками и позже с помощью металлических натяжных креплений, натягивали или ослабляли мембраны, и благодаря этому звук барабана изменял свой тон. В разные времена и у разных народов были совершенно не похожи друг на друга инструменты. У 14-го века он начинает использоваться в войсках. Тогда же появляются жильные струны, натянутые вдоль поверхности нижней кожи. Старший брат малого барабана - теноровый барабан - также использовался в армии как со струнами, так и без.

Большой барабан и тарелки попали в Европу из Турции с войсками Оттоманской империи в 18-м веке. Долгое время инструмент янычар именовался европейцами турецким барабаном. Первые ноты для барабана датированы 16-м веком.

В 17-18 веке ударные инструменты постепенно попадают в состав симфонических оркестров. В 19 веке в симфонический оркестр входят литавры, треугольник, тарелки, малый барабаны и большой барабаны, а также ксилофон и оркестровые колокола. В 20 веке набор оркестровых ударных инструментов значительно расширяется.

Вместе с тем в начале 20 века формируется ударная установка. Еще в девяностых годах 19-го века музыканты из Нового Орлеана и из других городов США пытались приспособить малый барабан и большой барабан военного оркестра для сценического исполнения так, чтобы один исполнитель мог играть сразу на двух инструментах. В то же время они развивали новый стиль игры, который базировался на коллективной импровизации, который позже станет основой джаза. С изобретением хай-Хету в середине 1920-х годов ударная установка приобретает похожего на современный вид. Характерной для последних десятелить есть тенденция к вовлечению в музыкальную культуру самых ударных инструментов различных национальных культур.

3. Ударные инструменты в украинской народной музыке

украинские народные ударные инструменты

В украинской народной музыке большую роль играют ударные и шумовые инструменты, возникновения которых уходит своими корнями в глубокую древность. Разнообразные погремушки, пустотелые раковины, калатальця - все это использовалось для подачи сигналов, а позднее - для ритмической организации музыки. Эту же функцию выполняли часто и такие вещи бытового потребления, как коростель, было, стучало, которые были неотъемлемыми спутниками сторожей.

В народной музыке, сопровождавшей игры, свадьбы, календарные, религиозные праздники и обряды, широко использовались такие предметы бытового обихода, как ложки, рубль со скалкой. Можно встретить народные кастаньеты, сделанные из двух деревянных спаренных ложек. На них музыкант отражает разнообразные ритмические рисунки, имитирует стук лошадиных копыт.

Распространенным ударным инструментом в народной музыке бубен (решетка). Легкий деревянный ободок, обтянутый с одной стороны кожей, - это простейшая конструкция бубна, который был известен в Украине еще во времена Киевской Руси. Современные материалы, металлические колокольчики, тарелочки, красивое оформление изменили облик бубна, всегда сопровождал танцевальную музыку, входил в состав полковой музыки войска Запорожского.

Из западных областей Украины в другие регионы республики пришел экзотический ударный инструмент, за специфическую окраску звука называется бык. В небольшой конусообразной кадушке верхнее отверстие обтянуто кожей. К ней в центре прикреплен пучок конского волоса. Музыкант увлажненными в квасе руками дергает за волосы и добывает стойкие звуки аккорда.

4. Мультимедиа

Источники

Литература

  • А. Андреева. Ударные инструменты современного симфонического оркестра. - К.: "Музыкальная Украина", 1985 г.
  • А.Панаиотов. Ударные инструменты в современном оркестре. М,, 1973
  • Э.Денисов. Ударные инструменты в современном оркестре. М,, 1982
п ? в ? р Ударные музыкальные инструменты
Определенной высоты звука
Неопределенной высоты звука

nado.znate.ru