Тритии в древней греции. Местное самоуправление как форма демократии: Учебное пособие
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. Тритии в древней греции


Триттии - это... Что такое Триттии?

  • Триттии — в Древней Греции особые регионы (городской, прибрежный и земледельческий), которые входили в 10 территориальных фил, учрежденных по реформе Клисфена …   Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

  • Клисфен — (Κλεισθένης) афинянин, сын Мегакла и Агаристы, внук сикионского тирана того же имени, из знатного рода Алкмеонидов; вместе с другими членами этого рода боролся против тирании Писистратидов, но потерпел поражение и жил в изгнании. По низвержении… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Клисфен — Современный бюст Клисфена Клисфен (греч. Κλεισθένης)  афинянин, сын …   Википедия

  • Афинская Полития — (Άθηναίων Πολιτεία) трактат о государственном устройстве Афин, часть обширного труда Аристотеля, так назыв. Политий , содержавшего в себе историю и описание строя не менее 158 государств греческих и варварских. В древности и в начале нашей эры на …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Филы и фратрии — Филы (φύλαι) и фратрии (φρατριαι) подразделения населения у древних греков, основанные первоначально на родовом принципе: каждая фратрия ( братство ) заключала несколько родов, а несколько фратрий составляли филу ( колено , племя ; ср. римские… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Филы — (φύλαι) и фратрии (Φρατριαι) подразделения населения у древних греков, основанные первоначально на родовом принципе: каждая фратрия ( братство ) заключала несколько родов, а несколько фратрий составляли филу ( колено , племя ; ср. римские трибы …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • АФИНЫ древние — город государство (полис) Др. Греции, игравший ведущую роль в ее истории и культуре. А. расположены в юж. части Аттики. Археологич. изучение этого р на началось еще в 30 х гг. 19 в., однако раскопки приобрели систематич. характер лишь с… …   Советская историческая энциклопедия

  • НАВКРАРИЯ —    • Ναυκραρία,          административное деление афинского народа, сменившее прежнее деление по родам, когда это последнее сделалось неудобным для управления. Оно было введено еще до Солона. На каждое племя приходилось по 3 триттии и по 12… …   Реальный словарь классических древностей

  • Солон — греч. Σόλων …   Википедия

  • Никий — др. греч. Νικίας Род деятельности: афинский стратег Дата рождения: середина 470 х гг. до н. э …   Википедия

  • drevniy_mir.academic.ru

    Тритии - это... Что такое Тритии?

  • Храмы и статуи Афины — В статье Афина приведены наиболее важные храмы и статуи, данная же статья содержит их более полный перечень Содержание 1 Храмы Афины 2 Храмы богинь, отождествленных с Афиной …   Википедия

  • МЕЛАНИПП — (Μελάνιππος), в греческой мифологии: 1) фиванский герой, сын Астака, защищавший родной город во время похода семерых против Фив (Aeschyl. Sept. 409). Смертельно ранил Тидея в живот и тут же сам пал от руки Амфиарая (Apollod. I 8, 5; Paus. IX 18,… …   Энциклопедия мифологии

  • Арес — У этого термина существуют и другие значения, см. Арес (значения). Арес Арес Бог войны …   Википедия

  • Фила — У этого термина существуют и другие значения, см. Фила (значения). Фила (греч. φυλή)  в древней Аттике  родовое объединение, община. Позже филами стали называться территориальные единицы Аттики, населённые этими общинами. Родовые филы… …   Википедия

  • Мифы Ахайи — Содержание 1 Введение 2 Царская династия 3 Прочие 3.1 Олен …   Википедия

  • Доктор Осьминог — Художники: Джон Ромита мл. История публикаций Издатель Marvel Comics Дебют «The Amazing Spider Man …   Википедия

  • Греция —        1. по своим географич. условиям Г. представляет собой на 4/5 гористую страну со складчат. горными цепями третичного периода, сбегающ. параллельно побережью на З., кристаллич. горным образованиям на В. В Ср. и Сев. Г. горы Пинд образуют… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Меланипп —          в греч. миф.:        1. Фиванский герой, сын Астака, защищавший родной город во время похода семерых против Фив.        2. Ахайский юноша, полюбивший жрицу Артемиды Камето и овладевший ею в храме богини. Раз гнев. кощунством, Артемида… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • РДС-7 — (кодовое название «Дурак») советская атомная бомба имплозивного типа с ядром из 235U. Разработанная в начале 1950 х в КБ 11 параллельно с РДС 6с, но в отличии от РДС 6с, РДС 7 никогда не испытывалась так как расчёты учёных не вызывали никаких… …   Википедия

  • dic.academic.ru

    46 Тритий

    47 фет в Древней Греции обнищавшии свободный общинник который либо становился бакраком либо за долги становился рабом.

    48 хорегия в Древней Греции один из видов натуральной повинности или общественной службы (λειτουργία), обязывавший наиболее состоятельных из граждан давать средства на музыкальные и хоровые состязания и поставлять хоры для драматических представлений во время общественных празднеств.

    49 эвпатрид древнейшая аттическая аристократия, лишённая реформами Солона преимуществ перед остальными гражданами Афин. Создание класса эвпатридов традиция приписывает Тесею — по преданию, он разделил общество Аттики на евпатридов, геоморов (земледельцев) и демиургов (ремесленников).

    50 эфеб (от греч. ephebos — юноша), государственная организация в Афинах и Спарте для подготовки свободнорожденных юношей от 18 до 20 лет к военной и гражданской службе. Окончившие эфебию становились полноправными гражданами.

    Тема №4

    51 агораномы выборные должностные лица в греческих городах, которые следили за благоустройством мест торговли и всячески поддерживали ее порядок. Они назначали цены на некоторые товары, контролировали деятельность денежных менял и добивались соблюдения существовавших законов денежного обращения. Обычно от их проверок были свободны только торговцы хлебом. Но наиболее обременительная обязанность агораномов была связана с решением всегда трудной проблемы обеспечения города зерном. Агораномы имели право налагать легкие телесные наказания,  если нарушитель порядка был раб, а свободорожденных - штрафовать на крупную сумму.

    52 апофора 1) подать, которую Спарта, как предводительница союза, взимала с отдельных греческих городов для ведения войны против персов, позднее, во времена гегемонии Афин, эта подать называлась φόρος; 2) оброк, который илот платил своему господину, в размере 70 медимнов ячменя на мужчину, 12 на женщину и соответственного количества масла и вина; 3) наемная плата, которую рабы, работавшие на других хозяев, ежедневно доставляли своему господину

    53 Акифы

    54 архе название Афинского морского союза.

    55 вилик или Эпитроп (греч.ἐπίτροπος) — раб или вольноотпущенник, являвшийся управляющим villa rusticaи всего сельского хозяйства виллы, за исключением скота. Также может означать человека, которому было доверено управлением каким-либо делом.

    56 Демотий

    57 Диета

    58 Дулос

    59 исополития равенство гражданских прав. В греческих союзах эпохи эллинизма наряду с симполитией, общим правом гражданства для всех членов союза, всех относящихся к нему городов, была также возможность сохранить свое гражданство, имевшее силу в пределах всего союза. Так, напр., И. Этолийского союза распространялась на такой удаленный город, как Лисимахия. Города взаимно предоставляли друг другу и права гражданства, что, однако, не вело к политич. объединению.

    60 метеки (греч. metoikoi), в Др. Греции чужеземцы, а также рабы, отпущенные на волю. Лично свободные, не имели, однако, политических прав. Среди метеков встречались богатые рабовладельцы, торговцы, владельцы ремесленных мастер

    61 остракизм (греч. ostrakismos, от ostrakon — черепок), в 6-5 вв. до н. э. в Др. Афинах, а также в Аргосе, Сиракузах и других городах изгнание отдельных граждан по решению народного собрания (обычно на 10 лет). Каждый обладавший правом голоса гражданин писал на черепке имя того, кто опасен для народа. В переносном смысле — изгнание, гонение.

    62 притании в Древней Греции500 членовафинскогосовета избирали пожребиюсроком на 1 месяц в качестве пританов (председателей) 50 булевтов (членов совета) одной из 10филдля исполнения текущих обязанностей: созыв и ведение народного собрания, подготовка заключений, ведение переговоров, подсчёт суточных, приёмпослов. После отчётного доклада притания принимала на себя следующая фила, так что в течение 10 месяцев афинского календарного года каждая фила исполняла пританию на протяжении одного месяца. Остальные 450 булевтов заседали в булевтерии (совете) по мере надобности.

    63 проксения в Древней Греции форма межполисной связи, устанавливавшейся через проксенов (граждан, оказывавших по личной инициативе или по поручению своего полиса гостеприимство и помощь послам или гражданам др. полиса и пользовавшихся за это в чужом городе рядом привилегий). П. в период эллинизма называлось также предоставление вообще привилегий чужестранцу, оказавшему особые услуги полису.

    studfiles.net

    Самоуправление в Древней Греции - Местное самоуправление как форма демократии: Учебное пособие

    Самоуправление в Древней Греции

    Классический пример самоуправляющейся общины (полиса), разросшейся в государство, дали человечеству древние греки.

    Именно античные рабовладельческие демократии, в большей степени афинская, в меньшей - римская, при всей своей ограниченности впервые в истории провозгласили народный суверенитет политической и идеологической основой государственного строя и обеспечили в периоды своего расцвета массовое участие свободных граждан в управлении государством.

    К концу УП в. до н. э. царская власть в Афинах постепенно приходит в упадок и сосредоточивается в руках родо-племенной знати (аристократии). К этому же времени в афинском обществе четко сложились три основных сословия: эвпатриды (благородные), демиурги (ремесленники) и геоморы (земледельцы). Рабы ни в одно из сословий не входили, так как не имея личной свободы, вообще не считались гражданами.

    Однако господство афинской родовой аристократии не могло продолжаться долго. Производительные силы афинского общества в УП-У вв. до н. э. быстро развивались. Особенно росли ремесло и морская торговля. В результате разложения общины, наряду с обезземелением значительной части земледельцев, выделились зажиточные и средние слои. На историческую сцену выступила новая социальная сила рабовладельческого общества - демос.

    В социально-экономическом отношении демос не был однороден. В целом он был заинтересован в ликвидации экономического преобладания и политического господства родовой аристократии, однако отдельные его слои руководствовались при этом различными целями. Безземельная беднота и мелкие земледельцы стремились отстоять свою личную свободу, а также свободу членов своей семьи от опасности долговой кабалы и выступали за передел земли и отмену долгов. Наиболее состоятельная часть демоса - купцы, судовладельцы, хозяева ремесленных мастерских, землевладельцы незнатного происхождения - стремились лишить аристократию ее привилегий и утвердиться во власти.

    В борьбу включились и афинские метеки, пришлое население города. Лично они были свободны, однако не являясь афинянами по происхождению, не обладали политическими правами и были стеснены в некоторых других отношениях. Поэтому свою главную задачу они видели в том, чтобы добиться уравнения в правах с афинскими гражданами.

    В начавшемся противоборстве позиции афинских эвпатридов были ослаблены тем, что процессы имущественного расслоения затронули и их собственную среду. Одни аристократические роды разорялись, другие, приобщаясь к торговле и морскому делу, проникались новыми интересами и переходили на сторону состоятельной части демоса. В конечном счете старые формы общественных отношений - пережитки родового строя, стеснявшие развитие новых способов самоорганизации афинского общества, были сломлены, сопротивление афинской родовой аристократии нейтрализовано, а ее господство сокрушено, для чего понадобилось более чем столетие напряженной борьбы.

    С конца VII в. до н. э. в народном собрании древних греков (экклесии) оформляется ареопаг центральный коллегиальный орган полисного самоуправления. В его состав ежегодно избирались архонты (регенты, начальствующие), среди которых особую роль играли: главнокомандующий армией, первосвященник и судьи.

    В 594 г. до н. э., когда архонтом был избран Солон, он принял ряд мер по преодолению кризиса, все более нараставшего в Афинах из-за имущественного расслоения граждан (ростовщичество, превращение свободных граждан в рабов за долги). Аристотель так описывал время вступления на политическую арену Солона: «Большинство народа было в порабощении у немногих. Народ восстал против знатных. Смута было сильная и долгое время одни боролись против других; наконец они выбрали сообща посредником и архонтом Солона, и поручили ему устройство государства.1

    По происхождению Солон принадлежал к эвпатридам, но разорился и, чтобы поправить свои дела, занялся торговлей, в связи с чем побывал во многих городах тогдашней Греции. Главная цель его состояла в том, чтобы ценой известных уступок, удовлетворить наиболее настойчивые требования демоса и таким путем поднять благосостояние и обороноспособность Афинского государства.

    Первым делом он отменил долговое рабство: афинского гражданина было запрещено превращать в раба. Были освобождены все граждане, ранее попавшие в рабство по экономическим причинам и установлена свобода завещания. Особые камни, которые устанавливались на земле должника были сброшены в знак освобождения его от долговой зависимости. Эти меры утвердили в Афинах (впервые в истории демократии) принцип индивидуальной свободы гражданина, а полис, город- государство, стал выступать гарантом такой свободы.

    Солоном была проведена также так называемая тимократическая, или цензовая реформа, согласно которой все афинские граждане независимо от их происхождения были разделены по имущественному положению на 4 разряда. Граждане первых двух разрядов пользовались всей полнотой политических прав, но несли обязанности, связанные с наибольшими расходами (1-й - постройка за свой счет судов для афинского флота, устройство общественных праздников и т. п.; 2-й - служба в дорогостоящей коннице). Отнесенные к 3-му разряду были несколько ограничены в своих правах: они не могли избираться в архонты и, следовательно, попадать в ареопаг, в ополчении же составляли тяжеловооруженную пехоту и как прочие воины должны были экипироваться за свой счет. Представители 4-го разряда (феты) обладали только правом избирать должностных лиц в народном собрании (сами не могли быть избранными), а в ополчении служили в качестве легковооруженных воинов.

    Реформы Солона затронули также политическое устройство Афин: на основе древних 4-х фил был создан новый институт власти - «совет четырехсот», рабочий орган народного собрания (экклесии), выполнявший всю предварительную работу для рассмотрения дел на этом форуме.

    Вновь созданный орган существовал параллельно с ареопагом, но отличался от него по своему составу: если в ареопаге были представлены только высшие имущественные разряды, то в совет четырехсот могли избираться все, кроме фетов, следовательно, состав его был более демократичным. Что касается функций этих двух советов, то ареопаг сохранил свое значение, осуществляя общий контроль над государственными делами и являясь верховным судом, а совет четырехсот, помимо предварительной, в перерывах между народными собраниями выполнял так же за последнее и всю текущую работу по управлению городом-государством.

    Народное собрание, в период неограниченного господства эвпатри - дов почти утратившее всякое значение в политической жизни Афин, теперь вновь стало играть в ней видную роль.

    Для рассмотрения гражданских и уголовных дел, а также для обжалования решений и действий должностных лиц был создан судебный орган - гелиэя, который обновлялся раз в год и формировался из представителей всех сословий, в том числе и низшего - фетов.

    Таким образом, реформы Солона существенно видоизменили весь строй социально-политической жизни древних Афин и создали важные предпосылки для развития так называемой рабовладельческой (полисной, античной) демократии, а в ее недрах и предпосылки для формирования основ местного самоуправления.

    В то же время становление Афинского демократического государства происходило не гладко. В ходе перманентно обострявшейся политической борьбы к власти неоднократно приходили тираны, которые, однако, не были похожи на восточных деспотов: они, как правило, не отменяли действующее законодательство, а административные должности при них по - прежнему замещались традиционным для полиса порядком - в результате выборов или по жребию. Кроме того, в период расцвета античной демократии правление тиранов оказывалось, как правило, непродолжительным.

    В 509-507 г. до н. э. после крушения тирана Писистрата в Афинах была предпринята еще одна реформа («реформа Клисфена»), практически завершившая процесс формирования демократической государственности. Новым, что отличало ее от предшествующих преобразований было то, что на смену родоплеменному делению пришло территориальное. Все население распределялось по десяти филам. Место «совета четырехсот» занял совет пятисот», состоявший из сменявшихся ежегодно представителей всех фил - по 50 от каждой. Фила делилась на 3 тритии, а тритии состояли из демов - около 100 в каждой тритии.

    С появлением полноценного государства в Афинах появилось и местное самоуправление. Оно было организовано на уровне демов, низовых территориальных структур, где руководящим органом было ежегодно сменяемое лицо - демарх, который вел учет граждан, регистрацию призывников, решал другие вопросы, связанные с обеспечением жизнедеятельности граждан.

    Пика своего развития афинская демократия достигла в годы правления Перикла, наиболее крупного и яркого исторического деятеля древней Греции. По своему происхождению Перикл принадлежал к самым знатным родам в Афинах. Его мать была родственницей реформатора Клис - фена, а одним из воспитателей - известный философ Анаксагор. В своей деятельности Перикл проявил себя как осторожный и дальновидный политики, блестящий оратор, разносторонне образованный для своего времени человек. Он был исключительно популярен в широких кругах граждан и, начиная с 443 г. до н. э., в течение 15 лет ежегодно избирался на должность стратега.

    Афинское государство в годы Перикла управлялось народным собранием (экклесией), юридически обладавшим всей полнотой верховной власти. Экклесия никому не передоверяла своих верховных прав и пользовалась ими непосредственно. В античной Греции и, в частности, в Афинах это было возможно, поскольку все граждане могли свободно уместиться на площади своего города.

    Для решения государственных дел афинские граждане собирались, примерно, через каждые 10 дней. К наиболее важным из дел принадлежали избрание стратегов и других должностных лиц; объявление войны и заключение мира; решение всех внешнеполитических вопросов, в том числе и заключение договоров о союзе; принятие отчетов у высших должностных лиц; издание различных постановлений.

    Все органы Афинского государства были подчинены народному собранию. В число этих органов входили: совет пятисот, гелиэя (суд присяжных), ареопаг, коллегия десяти стратегов, избираемых по одному от каждой филы, архонты и еще ряд должностных лиц, в большинстве своем избираемых по жребию.1

    Из выборных афинских государственных органов наибольшим политическим весом обладала коллегия десяти стратегов. Это была оплачиваемая должность, поэтому претендовать на нее могли только состоятельные граждане.

    В руках стратегов сосредоточивались наиболее важные государственные функции: командование армией и флотом, осуществление внешней политики, распоряжение государственными финансами. Располагая такими обширными полномочиями, стратеги в то же время были подотчетны народному собранию и постоянно им контролировались.

    Своеобразное право контроля было предоставлено и каждому афинскому гражданину в виде особого права заявлять жалобу на беззаконие. Он мог обжаловать любое из поступивших в народное собрание предложений или уже принятые постановления и законы. Если после рассмотрения жалобы в суде присяжных (гелиэе) она признавалась справедливой, обжалованные закон или постановление отменялись, а лица, виновные в их проведении, привлекались к судебной ответственности. Если же жалоба на противозаконие признавалась несостоятельной, то жалобщик подвергался крупному штрафу.

    Таков был в общих чертах установившийся в середине V в. до н. э. в Афинах государственно-политический строй - своеобразно демократический, с элементами общественного самоуправления, оказавший огромное влияние на последующее развитие политической жизни не только в самой Греции, но и во всем мире.

    В дальнейшем, после установления в 338 г. до н. э. македонского владычества, греческие полисы утратили государственную независимость, однако сохранили собственную систему управления и самоуправления и довольно широкую автономию.

    Во II в. до н. э. римляне разгромили Македонию, и Греция попала в зависимость от Рима. Через 100 лет она была превращена в римскую провинцию, после чего полисная организация власти переросла постепенно в городское самоуправление, просуществовавшее несколько столетий. Таким образом, греческий полис из догосударственной самоуправляющейся общины превратился сначала в государство, а затем - в городское самоуправление в рамках Римской империи, сохранив при этом большинство существовавших ранее властных органов, функции которых теперь сводились главным образом к решению местных дел и вопросов в городе и его округе.

    politics.ellib.org.ua

    46 Тритий

    47 фет в Древней Греции обнищавшии свободный общинник который либо становился бакраком либо за долги становился рабом.

    48 хорегия в Древней Греции один из видов натуральной повинности или общественной службы (λειτουργία), обязывавший наиболее состоятельных из граждан давать средства на музыкальные и хоровые состязания и поставлять хоры для драматических представлений во время общественных празднеств.

    49 эвпатрид древнейшая аттическая аристократия, лишённая реформами Солона преимуществ перед остальными гражданами Афин. Создание класса эвпатридов традиция приписывает Тесею — по преданию, он разделил общество Аттики на евпатридов, геоморов (земледельцев) и демиургов (ремесленников).

    50 эфеб (от греч. ephebos — юноша), государственная организация в Афинах и Спарте для подготовки свободнорожденных юношей от 18 до 20 лет к военной и гражданской службе. Окончившие эфебию становились полноправными гражданами.

    Тема №4

    51 агораномы выборные должностные лица в греческих городах, которые следили за благоустройством мест торговли и всячески поддерживали ее порядок. Они назначали цены на некоторые товары, контролировали деятельность денежных менял и добивались соблюдения существовавших законов денежного обращения. Обычно от их проверок были свободны только торговцы хлебом. Но наиболее обременительная обязанность агораномов была связана с решением всегда трудной проблемы обеспечения города зерном. Агораномы имели право налагать легкие телесные наказания,  если нарушитель порядка был раб, а свободорожденных - штрафовать на крупную сумму.

    52 апофора 1) подать, которую Спарта, как предводительница союза, взимала с отдельных греческих городов для ведения войны против персов, позднее, во времена гегемонии Афин, эта подать называлась φόρος; 2) оброк, который илот платил своему господину, в размере 70 медимнов ячменя на мужчину, 12 на женщину и соответственного количества масла и вина; 3) наемная плата, которую рабы, работавшие на других хозяев, ежедневно доставляли своему господину

    53 Акифы

    54 архе название Афинского морского союза.

    55 вилик или Эпитроп (греч.ἐπίτροπος) — раб или вольноотпущенник, являвшийся управляющим villa rusticaи всего сельского хозяйства виллы, за исключением скота. Также может означать человека, которому было доверено управлением каким-либо делом.

    56 Демотий

    57 Диета

    58 Дулос

    59 исополития равенство гражданских прав. В греческих союзах эпохи эллинизма наряду с симполитией, общим правом гражданства для всех членов союза, всех относящихся к нему городов, была также возможность сохранить свое гражданство, имевшее силу в пределах всего союза. Так, напр., И. Этолийского союза распространялась на такой удаленный город, как Лисимахия. Города взаимно предоставляли друг другу и права гражданства, что, однако, не вело к политич. объединению.

    60 метеки (греч. metoikoi), в Др. Греции чужеземцы, а также рабы, отпущенные на волю. Лично свободные, не имели, однако, политических прав. Среди метеков встречались богатые рабовладельцы, торговцы, владельцы ремесленных мастер

    61 остракизм (греч. ostrakismos, от ostrakon — черепок), в 6-5 вв. до н. э. в Др. Афинах, а также в Аргосе, Сиракузах и других городах изгнание отдельных граждан по решению народного собрания (обычно на 10 лет). Каждый обладавший правом голоса гражданин писал на черепке имя того, кто опасен для народа. В переносном смысле — изгнание, гонение.

    62 притании в Древней Греции500 членовафинскогосовета избирали пожребиюсроком на 1 месяц в качестве пританов (председателей) 50 булевтов (членов совета) одной из 10филдля исполнения текущих обязанностей: созыв и ведение народного собрания, подготовка заключений, ведение переговоров, подсчёт суточных, приёмпослов. После отчётного доклада притания принимала на себя следующая фила, так что в течение 10 месяцев афинского календарного года каждая фила исполняла пританию на протяжении одного месяца. Остальные 450 булевтов заседали в булевтерии (совете) по мере надобности.

    63 проксения в Древней Греции форма межполисной связи, устанавливавшейся через проксенов (граждан, оказывавших по личной инициативе или по поручению своего полиса гостеприимство и помощь послам или гражданам др. полиса и пользовавшихся за это в чужом городе рядом привилегий). П. в период эллинизма называлось также предоставление вообще привилегий чужестранцу, оказавшему особые услуги полису.

    studfiles.net

    ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ — Мегаобучалка

     

    1. Государство в Афинах.

    2. Государство в Спарте.

    3. Основные черты Афинского права и права Спарты.

     

    Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового рабовладельческого общества на территории Древней Греции относится к концу II – началу I тысячелетия до н. э. В стране, разделенной хребтами, оно происходило неравномерно и привело к образованию небольших по территории государств-городов. Они представляли собой политические общины (полисы) полноправных граждан. В результате в одних полисах сложилась демократическая республика, в других – долгое время сохранялись пережитки первобытных отношений и родоплеменной организации власти. Первое было характерно для Афин, второе – для Спарты.

     

    1. Государство в Афинах

     

    Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяли в конце II тысячелетия до н. э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя – базилевса. Раздел общинной земли на участки, переход их в наследственное семейное владение с развитием имущественной дифференциации постепенно привели к обнищанию массы свободных общинников, многие из которых за долги попали в рабство или превратились в фетов-батраков. Аристократические семьи стали первыми собственниками рабов, в которых обращали также военнопленных. К началу I тысячелетия до н. э. рабовладение было уже распространенным явлением.

    В народном собрании из представителей аристократии формировался совет старейшин и избирались базилевсы. Первобытная демократия постепенно превратилась в военную демократию.

    В отличие от стран Древнего Востока наиболее распространенной формой правления в Греции была демократическая форма государства (республика), а не деспотическая (тирания, деспотия).

    Главными признаками республиканской формы правления являются:

    1. Разделение власти на законодательную, исполнительную и военную.

    2. Законодательная власть принадлежит народному собранию, избираемому гражданами страны.

    3. Государственные должности (магистратуры) являются выборными, магистраты избираются народными собраниями на определенный срок.

    4. Должностные лица подотчетны и ответственны перед народным собранием.

    5. Магистратуры, за небольшим исключением, коллегиальные.

    6. Предусмотрена система взаимовлияния властей по отношению друг к другу.

    Важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы, связанные с именем легендарного героя Тесея (Тезея), который жил в VIII в. до н. э. Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управляющий делами всех четырех племен. По родоплеменной организации был нанесен первый удар.

    Население разделялось на три группы не по кровнородственному признаку: эвпатриды (родовая знать), геоморы (крестьяне-земледельцы) и демиурги (ремесленники, торговцы).

    Эвпатриды постепенно ограничивали власть базилевса. Его функции перешли к новым, выборным из эвпатридов должностным лицам – архонтам. Поначалу должность архонта была пожизненной, затем ее ограничили десятилетним сроком. С VII в. до н. э. стали избираться девять архонтов сроком на один год.

    При Тесее перестало созываться народное собрание, которое заменил ареопаг. Ареопаг избирал и контролировал архонтов, осуществлял высшую судебную власть. В его состав входили все бывшие действующие архонты.

    Реформы Тесея имели огромное значение. Во-первых, было создано центральное управление, которое стало рассматривать дела, ранее бывшие прерогативой племен. Во-вторых, была предпринята первая попытка разорвать кровнородственные узы путем разделения населения на родовитых и знатных (эвпатриды) и непривилегированных (геоморы и демиурги). В-третьих, возникло общее афинское право, возвысившееся над правовыми обычаями и традициями племен.

    Одновременно развивается и другой процесс, характерный для возникновения государства – зарождаются зачатки территориального деления населения. В VII в. до н. э. страна была разделена на округа – навкрарии, а свободные афиняне – “не по родственным группам, а по проживанию на одной территории”.

    Реформы Солона и Клисфена. В VI в. до н. э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему расслоению свободного населения. В результате возникли противоречия между эвпатридами и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремившимися к власти. Это были противоречия между родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.

    Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 г. до н. э. Главной целью его реформ было примирение интересов враждующих группировок свободных. Реформы явились важным этапом в образовании государства в Афинах.

    Центральным пунктом экономических реформ Солона явились юридическое признание частной собственности, в том числе на землю, и допуск купли-продажи этой земли. Солон ограничил собственность эвпатридов в пользу торгово-ремесленных, купеческих и крестьянских слоев населения. Он установил предельный размер владения земельной собственностью, предоставив возможность безземельным и малоземельным крестьянам выкупить излишки земли у тех, кто владел ею сверх установленной нормы. В интересах крестьян он учредил разъездные суды.

    Солон провел долговую реформу – сисахфию. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу – выкупались. Долговое рабство в Афинах было отменено.

    С именем Солона связана также цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Он закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку. Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые – ко второму и т. д.

    Каждый разряд имел определенные политические права: государственные должности могли занимать только граждане первых трех разрядов, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) – только граждане первого разряда. Бедняки, входившие в четвертый, низший, разряд, этих прав были лишены, но могли участвовать в народном собрании.

    Одновременно Солон сделал уступки бедноте и эвпатридам. Интересы первой получили отражение в создании судебного органа (гелиэи), в который мог быть избран любой афинский гражданин. В интересах других был учрежден новый орган управления – Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени.

    Реформы Солона нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии, вызвав недовольство, не удовлетворили полностью демос и привели к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560 – 527 гг. до н. э.).

    Писистрат конфисковал земли эвпатридов, погибших в междоусобной войне или бежавших за пределы Афин, и поделил эти земли между малоземельными и безземельными крестьянами. Крестьяне получили от государства дешевый кредит.

    Кроме того, Писистрат построил значительный торговый и военный флот, создал постоянное войско, занялся градостроительными работами, возложил бремя государственных и общественных тягот на богатых, введя десятипроцентный подоходный налог, часть которого использовал на содержание постоянного войска.

    При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания Писистра была свергнута. Богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавляемая Клисфеном, изгнала спартанцев и закрепила свою победу новыми реформами.

    Реформы Клисфена, проведенные в 509 г. до н. э., ликвидировали в Афинах остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени. Аттика была разделена на десять территориальных фил, каждая из которых включала три находящиеся в разных местах территории (тритии) – городскую, прибрежную и земледельческую. Они делились в свою очередь на демы (кварталы). Было создано 100 самоуправляющихся демов.

    Клисфен упразднил Совет четырехсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учредил Совет пятисот (булэ), который руководил политической жизнью Афин в период между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений. Был создан еще один орган – коллегия десяти стратегов.

    Для предотвращения попытки аристократии реставрировать старые порядки при Клисфене в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая название остракизма, – изгнание граждан, опасных для государства, на десять лет за пределы Афин без конфискации имущества.

    Историческое значение реформ Клисфена состояло в том, что в результате их проведения в жизнь был нанесен сокрушительный удар по родовому строю и завершен процесс образования государства в форме демократической рабовладельческой республики.

    Афинское рабовладельческое государство в V – IV вв. до н. э. В первую половину V в. до н. э. Афины превращаются в одно из ведущих государств греческого мира. На дальнейшее его развитие огромное влияние оказали греко-персидские войны, завершившиеся блестящей победой Афин. Образованный в ходе этих войн союз греческих государств первоначально возглавляла Спарта. К 70-м годам V в. до н. э. руководство союзом перешло к Афинам. В 478 г. до н. э. был образован Делосский морской союз (симмахия), в который входило примерно 160 греческих государств, снаряжавших военные корабли и делавших взносы (форос) в союзную казну.

    Гегемония Афин в союзе превратила их в могущественную Афинскую архэ – державу.

    В V в. до н. э. афинская демократия вступила в период своего расцвета. Важную роль в этом сыграли проведенные в середине V в. до н.э. реформы Эфиальта и Перикла. Эфиальт почти полностью лишил ареопаг политической власти, передав его основные функции народному собранию, Совету пятисот и гелиэе. При Перикле потеряла значение цензовая реформа Солона, поскольку возможность замещения государственных должностей была признана за всеми полноправными гражданами.

    Афинская демократия в период своего расцвета превратилась в политическую форму совместного господства свободных (рабовладельцев, бедноты, люмпенов) над рабами. Она просуществовала с перерывами до 30-х годов IV в. до н. э. Основными органами Афинского государства в это время являлись народное собрание, Совет пятисот, гэлиэя.

    Народное собрание являлось верховным органом Афин. Оно созывалось сначала десять, а позднее – сорок раз в году. При особых обстоятельствах (война, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное “собрание ужаса и смятения”. Компетенция его была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам, избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности и т. д.

    В работе собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Для принятия решений требовалось присутствие шести тысяч человек, т. е. примерно 20 % полноправных афинян.

    Повестка дня каждого народного собрания определялась заранее. Выступали с речами и вносили проекты новых законов главным образом профессиональные ораторы – демагоги. Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот, который по каждому проекту давал заключение. Принятый народным собранием законопроект становился законом только в том случае, если он не отвергался затем гэлиэей.

    В Совет пятисот входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены Совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших возраста 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления: осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление финансами, контроль за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение.

    Для ведения текущих дел Совет был разделен на 10 комиссий, состоящих из 50 представителей одной филы. По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался о своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.

    Гелиэя была высшим судебным органом государства и состояла из 5 тысяч судей и 1 тысячи запасных: по 600 от каждой из десяти территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших возраста 30 лет. В составе гелиэи функционировало десять коллегий, в каждой из которых было по 500 судей (и 100 запасных). В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда.

    Гэлиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях, о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

    Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Выборы их осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании или по жребию.

    Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты. Коллегия стратегов состояла из 10 членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Иногда из стратегов выделялся автократор, которому поручалось командование армией, а в чрезвычайных обстоятельствах – вся полнота власти в государстве.

    С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов.

    Специальные должностные лица (их в Афинах было около 700) занимались различными государственными делами.

    Некоторые судебные функции сохранил и ареопаг. Он рассматривал дела об умышленном убийстве, мог проводить расследование дел о государственных преступлениях.

    Афинская армия формировалась на основе всеобщего ополчения свободных граждан в возрасте от 18 до 50 лет. В мирное время все афинские граждане от 18 до 20 лет обязаны были пройти военное обучение.

    Полицейские функции осуществляли рабы-токсоты (около 200 человек).

    Упадок Афинской демократии. Формальное равноправие афинских граждан сочеталось с их имущественным неравенством. Выросли противоречия между афинянами и ограниченными в правах метеками. Все это привело рабовладельческую демократию к острому кризису.

    Особенно резко обострился он в результате начавшейся в 431 г. до н. э. Пелопоннесской войны между Афинами и фактически подвластными им государствами Афинского морского союза и Спартой.

    Раздираемая внутренними противоречиями, ослабленная всеобщим недовольством, афинская демократия не смогла оказать сопротивления возвысившейся к IV в. до н. э. Македонии. В 338 г. до н. э. фаланги Филиппа Македонского разгромили греческие войска. В 336 г. до н. э. Афины вместе со всей Грецией были подчинены его сыном Александром.

    Во II в. до н. э. после вторжения римских легионов Афины, как и вся Греция, превратились в одну из провинций Римской державы.

     

    2. Государство в Спарте

     

    Другим полисом была Спарта. В основе возникновения государства в Спарте, относимого к VIII – VII вв. до н. э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя. Но в Спарте (по сравнению с Афинами) процесс возникновения классового общества и государства отличался существенными особенностями и сопровождался сохранением значительных остатков родовой организации.

    Главной особенностью было вмешательство в становление классового общества и государства внешнего насильственного фактора. Объединение завоевателей, пришлых дорийских племен с местными ахейскими в долине Лаконии, привело к образованию спартанской общины, позволило ей расширить пределы своих владений, поработить население завоеванной соседней области Мессении и поставить в зависимость население, жившее на периферии завоеванной территории.

    Общественная организация Спарты этого времени может быть охарактеризована как военная демократия.

    Организация политической власти у спартиатов была следующей: два родоплеменных вождя (как результат объединения дорийских и ахейских племен), совет старейшин, народное собрание. Однако она не давала достаточных средств для господства над покоренным населением, численность которого примерно в 20 раз превышала численность завоевателей.

    Социальное и политическое устройство Спарты этого периода было закреплено ретрой (договором), приписываемой легендарному законодателю Ликургу (точное время его жизни и деятельности не установлено). Ретра пыталась решить две основные задачи: 1) обеспечить единство спартиатов путем сдерживания имущественной дифференциации между ними; 2) создать организацию их совместного господства над завоеванным населением.

    Особенности общественного строя. В Спарте господствующий класс составляли спартиаты. Только они считались полноправными гражданами. Земля была разделена на 9 тыс. примерно равных неделимых и неотчужденных клеров (наделов), по числу семей спартиатов. Каждый спартиат получал земельный надел вместе с илотами (земледельцами) без права продажи и дробления его.

    Жили спартиаты в условиях, напоминавших своеобразный военный лагерь. Их быт строго регламентировался. Главной обязанностью считалась военная служба, к которой готовили детей с семи лет. Обучение в специальных школах заканчивалось в 20-летнем возрасте. С 20 до 60 лет спартиаты несли военную службу. Немногие избранные граждане входили в привилегированный корпус 300 всадников.

    В Спарте делалось все для поддержания равенства между спартиатами. Однако это не смогло предотвратить расслоения общества. Поскольку земельные наделы наследовались только старшими сыновьями, остальные могли получать выморочные наделы. Если таких не было, они переходили в разряд гипомейнов, т. е. опустившихся, и теряли право участвовать в народном собрании. Численность гипомейонов неуклонно возрастала, а спартиатов сокращалась.

    Организация власти. Государственный строй рабовладельческой Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в республику, которая со временем приобрела аристократический характер.

    Во главе государства стояли два архагета, власть которых в отличие от власти родоплеменных вождей была наследственной, хотя это не делало ее прочной. Каждые восемь лет проводилось гадание по звездам, в результате которого архагеты могли быть переданы суду или отстранены от должности. Иногда они смещались и без этой процедуры. Совет старейшин (герусия) состоял из 28 геронтов, которые пожизненно избирались народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В герусию входили и оба архонта.

    Герусия обсуждала предварительно дела, которые подлежали рассмотрению на народном собрании, в том числе и законопроекты. Геронты ведали финансами, осуществляли судебные функции. С учреждением должности эфоров и усилением их власти роль герусии падала.

    В народном собрании участвовали все спартиаты, достигшие 30-летнего возраста. Первоначально собрания созывали архагеты, они же в нем председательствовали. Голосование проводилось криком, а в спорных случаях участники собрания расходились в разные стороны.

    Созыв народного собрания (кроме чрезвычайных) производился раз в месяц. На собрании принимались законы, избирались должностные лица, решались вопросы войны и мира и т. д. Только в IV в. до н. э. право избрания должностных лиц, право отклонять предложения народного собрания становится пассивным и роль его падает.

    Эфоры в государственной организации Спарты появились с VIII в. до н. э. в результате острых конфликтов между родоплеменными вождями и родовой аристократией. Последняя стремилась ограничить пожизненную и наследственную власть вождей властью избираемых на определенный срок представителей аристократии. Ими стали пять эфоров. Они избирались из достойных на один год. Действовали единой коллегией.

    Первоначально эфоры считались как бы помощниками архагетов и осуществляли судебное рассмотрение дел по имущественным спорам. С середины VI в. до н. э. власть эфоров заметно возросла. Деятельность самих эфоров практически не контролировалась. Они отчитывались только перед своими преемниками. Особое положение эфоров подчеркивалось и их правом не участвовать в общих трапезах и иметь собственный стол.

    Кризис политической системы Спарты. Объективные закономерности развития рабовладельческого общества неумолимо вели к крушению социальных и политических порядков, сохранявших коллективистские пережитки первобытнообщинного строя.

    Былой аскетический спартанский образ жизни уходит в прошлое. Массовое разорение рядовых спартиатов ведет к потере ими земельных наделов и, следовательно, полноправия. Единство спартанской общины разрушается, ее военная мощь падает, число полноправных спартиатов сокращается.

    Окончательно ослабленная, раздираемая внутренней борьбой Спарта, как и все греческие государства, в середине II в. до н. э. подпадает под власть Рима.

     

    3. Основные черты афинского права и права Спарты

     

    Как и в других греческих государствах, древнейшим источником афинского права были обычаи. С конца VII в. до н. э. основным источником права становится законодательная деятельность верховных органов государства.

    Обширная законодательная деятельность связывается с именами Драконта и Солона (примерно 621 г. до н. э.). Из сообщений древних авторов известно, что законы Драконта санкционировали ряд правовых обычаев, устанавливая жестокие наказания. Так, смертной казнью карались не только святотатство и умышленное убийство, но и кража овощей, праздность. В то же время кровная месть была запрещена. Законодательство Солона (594 г. до н. э.) затрагивало широкий круг вопросов, связанных с организацией государственной власти и регулированием новых гражданско-правовых отношений (долговая реформа, закрепление частной собственности на землю и др.).

    Право собственности и обязательство. В афинском праве самого понятия права собственности как абсолютного права лица еще не было. В отличие от Спарты коллективная собстенность господствующего класса имела ограниченное распространение. К ней относились государственные имения и рудники, храмовое имущество и др. Помимо государственной земли, сдаваемой преимущественно в аренду, существовали общественные земли фил и демов. Имущество, находившееся в частной собственности, делилось на “видимое” (земля, дом, рабы и т. д.) и на “невидимое” (деньги, драгоценности и т. д.).

    Между государственной и частной собственностью существовала органическая связь. Частная собственность носила еще отпечаток прежних коллективных представлений об общности имущества и считалась предоставленной государством. Само название земельных участков происходило от слова “жребий” (клерос), т. е. участок, полученный от общины в результате жеребьевки. Во время войны на богатых возлагалась и триерархия – обязанность снаряжать за свой счет военный корабль.

    Афинское право различало обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Основанием возникновения договоров считалось соглашение сторон. Но наиболее важные договоры заключались, как правило, в письменной форме. В зависимости от характера договора соответствующий документ подписывался или обеими сторонами (договор купли-продажи) или одной (обязанной) стороной (договор займа).

    Исполнение договора обеспечивалось задатком, поручительством третьих лиц и залогом. Заложенные движимые вещи находились во владении кредитора, который мог их продать, если должник не исполнил обязательство.

    Особое значение в истории Афин имел залог земли (ипотека). При ипотеке заложенная земля оставалась во владении и пользовании должника, лишенного, однако, права распоряжаться ею. При неисполнении обязательства должником заложенная земля переходила к кредитору.

    Среди договоров важное место занимала купля-продажа, получившая большое распространение в связи с широким развитием торговли как в самой Греции, так и с соседними странами.

    Обязательства из причинения вреда возникали при нанесении ущерба имуществу. Они влекли за собой возмещение ущерба. Вред, причиненный сознательно, возмещался в двойном размере.

    Брак и семья. Безбрачие в Афинах морально осуждалось. Брак заключался посредством договора между женихом и главой семьи невесты. Жених обязан был уплатить за невесту. Многоженство не допускалось.

    После замужества женщина находилась как под властью отца, так и под властью мужа. Положение ее было приниженным. Развод для мужчины был совершенно свободным, для женщины весьма затруднен. Власть отца над детьми до Солона была почти неограниченной. Впоследствии она ослабевала, но оставалась значительной.

    Преступления и наказания. Афинское право различало преступления против государства и преступления против личных интересов.

    Наиболее тяжкими преступлениями считались государственная измена, обман народа, внесение противозаконных предложений в народное собрание, оскорбление богов, безбожие, кража храмового имущества. К серьезным преступлениям относились также убийство, телесные повреждения, клевета, оскорбление, измена жены и др.

    Характер наказания зависел прежде всего от тяжести преступления. При преступлениях против личных интересов речь чаще всего шла о возмещении вреда и штрафе (обычно в двойном размере от ущерба). При преступлении против интересов государства – о наказании как таковом. За наиболее тяжкие преступления грозила смертная казнь.

    Вора-рецедивиста обращали в рабство. Телесные наказания применялись только к рабам.

    Широкое распространение получила атимия (бесчестье), лишавшая осужденного политических прав (на участие в народном собрании, занятие государственных должностей). За ложное обвинение в политическом преступлении доносчик (сикофант) мог быть предан суду.

    Особенностью права Спарты являлись обычаи, традиции, формирование которых связано с именем легендарного законодателя Ликурга.

    По его законам население Спарты делилось на спартиатов, обладающих политическими правами, свободных, не имеющих таких прав (периэки), и рабов (илоты).

    Имущественные отношения и обязательства. Земля в Спарте долгое время считалась государственной собственностью и, как отмечалось, была разделена на равные доли (клеры) между спартиатами. Клер запрещалось дарить, дробить, продавать или оформлять как наследство. На земле трудились илоты (рабы), отдавая своему господину в виде оброка половину собранного урожая. Все прочее имущество могли покупать и продавать как спартиаты, так и периэки и даже илоты.

    Земельными участками наделялись также периэки (ремесленники, торговцы), которые за пользование ими платили налоги государству.

    Спартиатам были известны договоры купли-продажи, мены, займа, дарения. Но торговля была развита слабо. Обязательственные отношения не получили такого развития, как в Афинах.

    Брак, семья, наследование. Спартиаты уделяли большое внимание семейно-брачным отношениям, особенно воспитанию детей. Забота о детях начиналась с заботы о матерях. Только здоровая женщина, по мнению спартиатов, могла родить здорового ребенка, в будущем настоящего воина. Женщины обязаны были заниматься спортом, участвовать в состязаниях, петь в хоре, всем своим видом и поведением вдохновлять юношей первыми идти в военный поход.

    Обычно супружеские пары подбирались должностными лицами для того, чтобы от этого брака родились здоровые дети. Законами было предусмотрено, чтобы по достижении 30-летнего возраста юноша женился. Холостяков в Спарте презирали, их даже подвергали позорящим наказаниям.

    Брак заключался по обоюдному согласию родителей брачующихся. Жениху полагалось тайно посетить невесту, сняв с нее пояс-символ девственницы. Приданого девушке приносить не полагалось. В Спарте существовал парный брак. Несколько братьев имели одну жену. Не было предосудительным предоставлять жену постороннему мужчине, если муж ожидал от него хорошего потомства. Женщина в семье занимала довольно высокое положение. Она обладала самостоятельным имуществом, что давало ей возможность влиять на ход государственных дел.

    В Спарте родители не имели права решать судьбу своих детей. Сразу после рождения ребенка его осматривали старейшины и в случае обнаружения физических недостатков поручали отцу убить ребенка, сбросив его в пропасть.

    В семье ребенок воспитывался до семи лет. Затем мальчиков забирали и отдавали на воспитание в отряды в составе 15 – 20 человек. Их воспитывали в суровых условиях, заставляя круглый год ходить босиком, ограничивали в еде, что толкало детей красть пищу. Спарта, пожалуй, была единственной страной, где воровство не считалось позорным делом.

    Детей учили выражать свои мысли кратко и точно. Выражение “лаконичный язык” спартиатского происхождения (от слова “лаконика”). Их учили также хорошему пению. В песнях прославлялись мужество и отвага, порицалась трусость.

    Уголовное право и судебный процесс

    Наказания назначались по усмотрению судей. Широко были распространены штрафы, изгнание, лишение прав (атимия) и смертная казнь, которая применялась в форме сбрасывания со скалы, удушения.

    Судебные функции исполняли герусия, эфоры, архагеты и народное собрание. Уголовные дела, особенно о государственных преступлениях, рассматривала герусия, гражданские споры – эфоры, а споры о пользовании дорогами – архагеты. Илотов наказывали без суда и предварительного расследования. Доказательствами служили клятвы, показания свидетелей, ордалий (суд божий) и поимка с поличным.

    Право Спарты в некоторой степени послужило образцом для других греческих государств, где сложились аристократические республики. Опираясь на правовую основу (ретры и обычаи), небольшая кучка аристократов Спарты сумела привлечь народ на свою сторону и создала могущественное государство, которое оставалось таковым на протяжении четырех столетий.

     

    ГЛОССАРИЙ

     

    Государство и право Афин
    Автократор – один из стратегов, командовавший армией, а при чрезвычайных обстоятельствах получавший всю полноту власти в государстве
    Ареопаг – высший орган государственной и судебной власти в Афинах
    Архонт – высшее должностное лицо в древнегреческих полисах
    Атимия – бесчестие, лишение осужденного политических прав (на участие в народном собрании, занятие государственных должностных и др.)
    Базилевс – племенной вождь, военачальник племени, верховный судья и верховный жрец
    Булевты – члены Совета пятисот (булэ) в Древних Афинах, в компетенции которого находились вопросы управления, внешних сношений, финансов государства
    Гелиэя – законодательный, высший судебный орган и орган управления Афинского государства (V – IV вв. до н. э.)
    Демы – территориальные округа в Древних Афинах со времен реформы Клисфена
    Законы Драконта – сборник правовых обычаев Древних Афин (621 г. до н. э.), содержащий в основном перечень наказаний за убийство и другие преступления. Законы отличались большой жестокостью
    Клерос – земельный участок, полученный от общины в результате жеребьевки
    Метеки – чужеземцы, а также рабы, отпущенные на волю. Не имели политических прав
    Навкрарии – территориальные округа в Древних Афинах в период образования государства
    Остракизм – процедура, введенная Клисфеном в период возникновения государства, направленная против возможности установления тирании в Афинах, согласно которой народное собрание могло изгнать за пределы страны гражданина, который представляет угрозу для рабовладельческой демократии
    Полемарх – один из афинских архонтов, предводитель войска
    Полис – форма рабовладельческого государства в Древней Греции. Государство-город, состоявшее из нескольких сельских поселений, объединявшихся вокруг городского центра
    Сикофант – доносчик в Древних Афинах, который выступал против кого-либо с обвинением и угрожал судом, чтобы путем такой угрозы получить отступную плату, или возбуждал уголовное преследование, чтобы в случае обвинения этого лица судом получить часть отобранного по суду имущества
    Синойкизм – объединение племен, населявших Аттику, в единый афинский народ (VIII в. до н. э.)
    Сисахвия – отмена долговой кабалы по реформам Солона
    Тритии – территориальные округа, на которые были разделены Афины по реформе Клисфена в период образования Афинского государства
    Феты – свободные неимущие граждане в Древних Афинах, отнесенные к четвертому разряду по реформе Солона
    Фратрия – объединение родов в Древних Афинах
    Эвпатриды – аристократическая родоплеменная верхушка, благородные в Древних Афинах
    Государство и право Спарты
    Архагеты – два царя Спарты с наследственной властью
    Герусия – Совет старейшин – орган власти, унаследованный от родоплеменной организации
    Илоты – жители побежденных лаконийских племен, превращенные в рабов, были собственностью государства
    Клер – земельный надел с прикрепленными к нему рабами-илотами
    Периэки – жители периферийных горных неплодородных районов Спарты, лично свободные, но не пользовавшиеся политическими правами
    Ретра – договор, закрепивший создание основ общественного и государственного строя
    Сиссития – общественные трапезы, проводимые в целях поддержания единства, организуемые за счет установленных ежемесячных взносов спартиатов
    Триерархия – обязанность снаряжать за свой счет военный корабль
    Эфоры – появились в VIII в до н. э., избирались на народном собрании в количестве пяти человек и составляли единую коллегию. Первоначально являлись помощниками царей, позднее их полномочия заметно расширились

     

    Тренировочные задания Ответ/Решение
    1. Назовите основные особенности образования Афинского государства.  
    2. Изложите сущность реформ Солона и Клисфена.  
    3. Назовите основные функции народного собрания, Совета пятисот и гелиэи в Афинском государстве.  
    4. Назовите социальную структуру Спарты.  
    5. Какие виды наказаний предусматривались афинским правом и правом Спарты?  

     

    ТЕСТЫ

     

    1. Кто из руководителей Афин совершил синойкизм – объединие племен в единый афинский народ?

    А) Солон;

    Б) Клисфен;

    В) Тесей;

    Г) Эфиальт.

     

    2. Что такое ареопаг?

    А) высший орган государственной и судебной власти в Афинах;

    Б) высшее должностное лицо в древнегреческих городах-государствах;

    В) территориальный округ в Древних Афинах;

    Г) главное финансовое ведомство в Древних Афинах.

     

    3. Кто такой архонт?

    А) высшее должностное лицо в древнегреческих городах-государствах;

    Б) племенной вождь;

    В) свободный гражданин в Древних Афинах;

    Г) чужеземец в Древних Афинах.

     

    megaobuchalka.ru

    Самоуправление в Древней Греции

    Классический пример самоуправляющейся общины (полиса), разросшейся в государство, дали человечеству древние греки.

    Именно античные рабовладельческие демократии, в большей степени афинская, в меньшей - римская, при всей своей ограниченности впервые в истории провозгласили народный суверенитет политической и идеологической основой государственного строя и обеспечили в периоды своего расцвета массовое участие свободных граждан в управлении государством.

    К концу УП в. до н. э. царская власть в Афинах постепенно приходит в упадок и сосредоточивается в руках родо-племенной знати (аристократии). К этому же времени в афинском обществе четко сложились три основных сословия: эвпатриды (благородные), демиурги (ремесленники) и геоморы (земледельцы). Рабы ни в одно из сословий не входили, так как не имея личной свободы, вообще не считались гражданами.

    Однако господство афинской родовой аристократии не могло продолжаться долго. Производительные силы афинского общества в УП-У вв. до н. э. быстро развивались. Особенно росли ремесло и морская торговля. В результате разложения общины, наряду с обезземелением значительной части земледельцев, выделились зажиточные и средние слои. На историческую сцену выступила новая социальная сила рабовладельческого общества - демос.

    В социально-экономическом отношении демос не был однороден. В целом он был заинтересован в ликвидации экономического преобладания и политического господства родовой аристократии, однако отдельные его слои руководствовались при этом различными целями. Безземельная беднота и мелкие земледельцы стремились отстоять свою личную свободу, а также свободу членов своей семьи от опасности долговой кабалы и выступали за передел земли и отмену долгов. Наиболее состоятельная часть демоса - купцы, судовладельцы, хозяева ремесленных мастерских, землевладельцы незнатного происхождения - стремились лишить аристократию ее привилегий и утвердиться во власти.

    В борьбу включились и афинские метеки, пришлое население города. Лично они были свободны, однако не являясь афинянами по происхождению, не обладали политическими правами и были стеснены в некоторых других отношениях. Поэтому свою главную задачу они видели в том, чтобы добиться уравнения в правах с афинскими гражданами.

    В начавшемся противоборстве позиции афинских эвпатридов были ослаблены тем, что процессы имущественного расслоения затронули и их собственную среду. Одни аристократические роды разорялись, другие, приобщаясь к торговле и морскому делу, проникались новыми интересами и переходили на сторону состоятельной части демоса. В конечном счете старые формы общественных отношений - пережитки родового строя, стеснявшие развитие новых способов самоорганизации афинского общества, были сломлены, сопротивление афинской родовой аристократии нейтрализовано, а ее господство сокрушено, для чего понадобилось более чем столетие напряженной борьбы.

    С конца VII в. до н. э. в народном собрании древних греков (экклесии) оформляется ареопаг центральный коллегиальный орган полисного самоуправления. В его состав ежегодно избирались архонты (регенты, начальствующие), среди которых особую роль играли: главнокомандующий армией, первосвященник и судьи.

    В 594 г. до н. э., когда архонтом был избран Солон, он принял ряд мер по преодолению кризиса, все более нараставшего в Афинах из-за имущественного расслоения граждан (ростовщичество, превращение свободных граждан в рабов за долги). Аристотель так описывал время вступления на политическую арену Солона: «Большинство народа было в порабощении у немногих. Народ восстал против знатных. Смута было сильная и долгое время одни боролись против других; наконец они выбрали сообща посредником и архонтом Солона, и поручили ему устройство государства.1

    По происхождению Солон принадлежал к эвпатридам, но разорился и, чтобы поправить свои дела, занялся торговлей, в связи с чем побывал во многих городах тогдашней Греции. Главная цель его состояла в том, чтобы ценой известных уступок, удовлетворить наиболее настойчивые требования демоса и таким путем поднять благосостояние и обороноспособность Афинского государства.

    Первым делом он отменил долговое рабство: афинского гражданина было запрещено превращать в раба. Были освобождены все граждане, ранее попавшие в рабство по экономическим причинам и установлена свобода завещания. Особые камни, которые устанавливались на земле должника были сброшены в знак освобождения его от долговой зависимости. Эти меры утвердили в Афинах (впервые в истории демократии) принцип индивидуальной свободы гражданина, а полис, город- государство, стал выступать гарантом такой свободы.

    Солоном была проведена также так называемая тимократическая, или цензовая реформа, согласно которой все афинские граждане независимо от их происхождения были разделены по имущественному положению на 4 разряда. Граждане первых двух разрядов пользовались всей полнотой политических прав, но несли обязанности, связанные с наибольшими расходами (1-й - постройка за свой счет судов для афинского флота, устройство общественных праздников и т. п.; 2-й - служба в дорогостоящей коннице). Отнесенные к 3-му разряду были несколько ограничены в своих правах: они не могли избираться в архонты и, следовательно, попадать в ареопаг, в ополчении же составляли тяжеловооруженную пехоту и как прочие воины должны были экипироваться за свой счет. Представители 4-го разряда (феты) обладали только правом избирать должностных лиц в народном собрании (сами не могли быть избранными), а в ополчении служили в качестве легковооруженных воинов.

    Реформы Солона затронули также политическое устройство Афин: на основе древних 4-х фил был создан новый институт власти - «совет четырехсот», рабочий орган народного собрания (экклесии), выполнявший всю предварительную работу для рассмотрения дел на этом форуме.

    Вновь созданный орган существовал параллельно с ареопагом, но отличался от него по своему составу: если в ареопаге были представлены только высшие имущественные разряды, то в совет четырехсот могли избираться все, кроме фетов, следовательно, состав его был более демократичным. Что касается функций этих двух советов, то ареопаг сохранил свое значение, осуществляя общий контроль над государственными делами и являясь верховным судом, а совет четырехсот, помимо предварительной, в перерывах между народными собраниями выполнял так же за последнее и всю текущую работу по управлению городом-государством.

    Народное собрание, в период неограниченного господства эвпатри - дов почти утратившее всякое значение в политической жизни Афин, теперь вновь стало играть в ней видную роль.

    Для рассмотрения гражданских и уголовных дел, а также для обжалования решений и действий должностных лиц был создан судебный орган - гелиэя, который обновлялся раз в год и формировался из представителей всех сословий, в том числе и низшего - фетов.

    Таким образом, реформы Солона существенно видоизменили весь строй социально-политической жизни древних Афин и создали важные предпосылки для развития так называемой рабовладельческой (полисной, античной) демократии, а в ее недрах и предпосылки для формирования основ местного самоуправления.

    В то же время становление Афинского демократического государства происходило не гладко. В ходе перманентно обострявшейся политической борьбы к власти неоднократно приходили тираны, которые, однако, не были похожи на восточных деспотов: они, как правило, не отменяли действующее законодательство, а административные должности при них по - прежнему замещались традиционным для полиса порядком - в результате выборов или по жребию. Кроме того, в период расцвета античной демократии правление тиранов оказывалось, как правило, непродолжительным.

    В 509-507 г. до н. э. после крушения тирана Писистрата в Афинах была предпринята еще одна реформа («реформа Клисфена»), практически завершившая процесс формирования демократической государственности. Новым, что отличало ее от предшествующих преобразований было то, что на смену родоплеменному делению пришло территориальное. Все население распределялось по десяти филам. Место «совета четырехсот» занял совет пятисот», состоявший из сменявшихся ежегодно представителей всех фил - по 50 от каждой. Фила делилась на 3 тритии, а тритии состояли из демов - около 100 в каждой тритии.

    С появлением полноценного государства в Афинах появилось и местное самоуправление. Оно было организовано на уровне демов, низовых территориальных структур, где руководящим органом было ежегодно сменяемое лицо - демарх, который вел учет граждан, регистрацию призывников, решал другие вопросы, связанные с обеспечением жизнедеятельности граждан.

    Пика своего развития афинская демократия достигла в годы правления Перикла, наиболее крупного и яркого исторического деятеля древней Греции. По своему происхождению Перикл принадлежал к самым знатным родам в Афинах. Его мать была родственницей реформатора Клис - фена, а одним из воспитателей - известный философ Анаксагор. В своей деятельности Перикл проявил себя как осторожный и дальновидный политики, блестящий оратор, разносторонне образованный для своего времени человек. Он был исключительно популярен в широких кругах граждан и, начиная с 443 г. до н. э., в течение 15 лет ежегодно избирался на должность стратега.

    Афинское государство в годы Перикла управлялось народным собранием (экклесией), юридически обладавшим всей полнотой верховной власти. Экклесия никому не передоверяла своих верховных прав и пользовалась ими непосредственно. В античной Греции и, в частности, в Афинах это было возможно, поскольку все граждане могли свободно уместиться на площади своего города.

    Для решения государственных дел афинские граждане собирались, примерно, через каждые 10 дней. К наиболее важным из дел принадлежали избрание стратегов и других должностных лиц; объявление войны и заключение мира; решение всех внешнеполитических вопросов, в том числе и заключение договоров о союзе; принятие отчетов у высших должностных лиц; издание различных постановлений.

    Все органы Афинского государства были подчинены народному собранию. В число этих органов входили: совет пятисот, гелиэя (суд присяжных), ареопаг, коллегия десяти стратегов, избираемых по одному от каждой филы, архонты и еще ряд должностных лиц, в большинстве своем избираемых по жребию.1

    Из выборных афинских государственных органов наибольшим политическим весом обладала коллегия десяти стратегов. Это была оплачиваемая должность, поэтому претендовать на нее могли только состоятельные граждане.

    В руках стратегов сосредоточивались наиболее важные государственные функции: командование армией и флотом, осуществление внешней политики, распоряжение государственными финансами. Располагая такими обширными полномочиями, стратеги в то же время были подотчетны народному собранию и постоянно им контролировались.

    Своеобразное право контроля было предоставлено и каждому афинскому гражданину в виде особого права заявлять жалобу на беззаконие. Он мог обжаловать любое из поступивших в народное собрание предложений или уже принятые постановления и законы. Если после рассмотрения жалобы в суде присяжных (гелиэе) она признавалась справедливой, обжалованные закон или постановление отменялись, а лица, виновные в их проведении, привлекались к судебной ответственности. Если же жалоба на противозаконие признавалась несостоятельной, то жалобщик подвергался крупному штрафу.

    Таков был в общих чертах установившийся в середине V в. до н. э. в Афинах государственно-политический строй - своеобразно демократический, с элементами общественного самоуправления, оказавший огромное влияние на последующее развитие политической жизни не только в самой Греции, но и во всем мире.

    В дальнейшем, после установления в 338 г. до н. э. македонского владычества, греческие полисы утратили государственную независимость, однако сохранили собственную систему управления и самоуправления и довольно широкую автономию.

    Во II в. до н. э. римляне разгромили Македонию, и Греция попала в зависимость от Рима. Через 100 лет она была превращена в римскую провинцию, после чего полисная организация власти переросла постепенно в городское самоуправление, просуществовавшее несколько столетий. Таким образом, греческий полис из догосударственной самоуправляющейся общины превратился сначала в государство, а затем - в городское самоуправление в рамках Римской империи, сохранив при этом большинство существовавших ранее властных органов, функции которых теперь сводились главным образом к решению местных дел и вопросов в городе и его округе.

    all-politologija.ru