Трактаты древней индии. Ошибкаадресациик веб-серверу
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

3.Светские политико-правовые трактаты Древней Индии. Трактаты древней индии


Медицинские трактаты Древней Индии.

Лекарства, которые применяла индийская медицина, готовились из продуктов растительного, минерального и животного происхождения. Большую роль в искусстве врачевания играли благородные металлы. В состав мазей часто входили цинк, свинец, сера, сурьма, нашатырь, но чаще всего применялась ртуть и ее соли. Широкое применение ртути в древнеиндийской медицине было связано с высоким уровнем развития алхимии. Соединение ртути с серой должно было открыть путь к получению эликсира бессмертия. Алхимические сведения содержались преимущественно в медицинских текстах.

Чарака и Сушрута — великие врачи Древней Индии.

Основные направления искусства врачевания древних индусов отражены в медицинских трактатах «Чарака-самхита» — о внутренних болезнях (I-II вв. до н.э.), и «Сушрута-самхита» — о хирургии (IV в. н.э.). Первый трактат принадлежит Чараке — великому врачу Древней Индии. Большое внимание в этом сочинении уделено диагностике заболевания: врач должен был учитывать возраст больного, его физические особенности, условия жизни, привычки, профессию, особенности питания, климата и местности. Необходимо было тщательно осмотреть мочу и выделения организма, проверить чувствительность к различным раздражителям, силу мышц, голос, память, пульс. Интересно отметить, что «Чарака-самхита» упоминает о таких случаях, когда следует изучить каплю крови, взятую у пациента, а также описывает методы активного воздействия на организм с целью обострения болезни на короткий срок для выявления ее симптомов.

Чарака дал подробное описание методов лечения внутренних болезней, в том числе — чумы, оспы, малярии, холеры, туберкулёза. Трактат содержит разделы об анатомии и искусстве кровопусканий.

Автором трактата «Сушрута-самхита» был другой великий индийский врач — Сушрута. Медицинские сведения в его трактате составляли шесть разделов, первый из которых содержит специальный раздел о хирургии: автор считал ее важнейшей частью медицины. Кроме того, в трактате изложены сведения по анатомии, терапии, учение о ядах и противоядиях, а также — о лечении глазных болезней.

Медицинские трактаты постоянно подчеркивают, что настоящий врач кроме хорошего знания теории и практики должен обладать нравственными достоинствами: бескорыстием, честностью, смелостью, самообладанием. Медицина требует от человека большей моральной стойкости, чем другие профессии. Долг перед пациентом следует ставить выше личной заинтересованности. В случае неизлечимой болезни врач должен честно признать свое бессилие. Предписания врачебной этики касались и внешнего вида врача: требовалось, чтобы «врач, который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком и в особенности избегал болтовни».

Хирургия.

Хирургия была той областью медицинского искусства, в которой Индия превзошла многие страны Древнего мира. Сушрута называл хирургию «первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба и верным источником славы». Он описал более 300 операций, свыше 120 медицинских инструментов и более 650 лекарственных средств. Об анатомических познаниях врачей Древней Индии можно судить по тому, что в труде Сушруты перечислены 300 костей, 500 мышц, более 700 сосудов и около 100 суставов.

Особенно хорошо удавались индийским хирургам пластические операции на лице. Врачи умели восстанавливать носы, губы и уши, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII в. Европейские хирурги учились у индийцев искусству ринопластики (от греч. «rhinos» — нос) — восстановлению утраченного носа. Этот способ подробно описан в трактате Сушруты и вошел в историю медицины под названием «индийского метода»: нос восстанавливали с помощью лоскута кожи, вырезанного со лба или щеки.

Не менее блистательной была операция по удалению помутневшего глазного хрусталика — катаракты. Индийские хирурги сумели добиться тщательного соблюдения чистоты во время операций. Опытные кузнецы делали хирургические инструменты из стали, а не из меди или бронзы, как в других странах Древнего мира. Эти инструменты хранились в специальных деревянных коробках и были заточены так, что ими можно было разрезать волос. Перед операцией они обеззараживались соками растений, мытьем в горячей воде, прокаливанием на огне. Впрочем, к этим действиям не совсем подходит современный термин «обеззараживание». Воздействие на инструменты врача огнем и водой по необходимости сопровождало лечение как всякое священное искусство.

studfiles.net

Медицинские трактаты Древней Индии — КиберПедия

 

Лекарства, которые применяла индийская медицина, готовились из продуктов растительного, минерального и животного происхождения. Большую роль в искусстве врачевания играли благородные металлы. В состав мазей часто входили цинк, свинец, сера, сурьма, нашатырь, но чаще всего применялась ртуть и ее соли. Широкое применение ртути в древнеиндийской медицине было связано с высоким уровнем развития алхимии. Соединение ртути с серой должно было открыть путь к получению эликсира бессмертия. Алхимические сведения содержались преимущественно в медицинских текстах.

Чарака и Сушрута — великие врачи Древней Индии.

Основные направления искусства врачевания древних индусов отражены в медицинских трактатах «Чарака-самхита»— о внутренних болезнях (I-II вв. до н.э.), и «Сушрута-самхита» — о хирургии (IV в. н.э.). Первый трактат принадлежит Чараке — великому врачу Древней Индии. Большое внимание в этом сочинении уделено диагностике заболевания: врач должен был учитывать возраст больного, его физические особенности, условия жизни, привычки, профессию, особенности питания, климата и местности. Необходимо было тщательно осмотреть мочу и выделения организма, проверить чувствительность к различным раздражителям, силу мышц, голос, память, пульс. Интересно отметить, что «Чарака-самхита» упоминает о таких случаях, когда следует изучить каплю крови, взятую у пациента, а также описывает методы активного воздействия на организм с целью обострения болезни на короткий срок для выявления ее симптомов.

Чарака дал подробное описание методов лечения внутренних болезней, в том числе — чумы, оспы, малярии, холеры, туберкулёза. Трактат содержит разделы об анатомии и искусстве кровопусканий.

Автором трактата «Сушрута-самхита» был другой великий индийский врач — Сушрута. Медицинские сведения в его трактате составляли шесть разделов, первый из которых содержит специальный раздел о хирургии: автор считал ее важнейшей частью медицины. Кроме того, в трактате изложены сведения по анатомии, терапии, учение о ядах и противоядиях, а также — о лечении глазных болезней.

Медицинские трактаты постоянно подчеркивают, что настоящий врач кроме хорошего знания теории и практики должен обладать нравственными достоинствами: бескорыстием, честностью, смелостью, самообладанием. Медицина требует от человека большей моральной стойкости, чем другие профессии. Долг перед пациентом следует ставить выше личной заинтересованности. В случае неизлечимой болезни врач должен честно признать свое бессилие. Предписания врачебной этики касались и внешнего вида врача: требовалось, чтобы «врач, который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком и в особенности избегал болтовни».

Хирургия

Хирургия была той областью медицинского искусства, в которой Индия превзошла многие страны Древнего мира. Сушрута называл хирургию «первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба и верным источником славы». Он описал более 300 операций, свыше 120 медицинских инструментов и более 650 лекарственных средств. Об анатомических познаниях врачей Древней Индии можно судить по тому, что в труде Сушруты перечислены 300 костей, 500 мышц, более 700 сосудов и около 100 суставов.

Особенно хорошо удавались индийским хирургам пластические операции на лице. Врачи умели восстанавливать носы, губы и уши, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII в. Европейские хирурги учились у индийцев искусству ринопластики (от греч. «rhinos» — нос) — восстановлению утраченного носа. Этот способ подробно описан в трактате Сушруты и вошел в историю медицины под названием «индийского метода»: нос восстанавливали с помощью лоскута кожи, вырезанного со лба или щеки.

Не менее блистательной была операция по удалению помутневшего глазного хрусталика — катаракты. Индийские хирурги сумели добиться тщательного соблюдения чистоты во время операций. Опытные кузнецы делали хирургические инструменты из стали, а не из меди или бронзы, как в других странах Древнего мира. Эти инструменты хранились в специальных деревянных коробках и были заточены так, что ими можно было разрезать волос. Перед операцией они обеззараживались соками растений, мытьем в горячей воде, прокаливанием на огне. Впрочем, к этим действиям не совсем подходит современный термин «обеззараживание». Воздействие на инструменты врача огнем и водой по необходимости сопровождало лечение как всякое священное искусство.

 

Практическая фармация в цивилизациях Античного мира

cyberpedia.su

3.Светские политико-правовые трактаты Древней Индии.

Особое место в истории древнеиндийской политической мысли занимает трактат под названием "Артхашастра" ("Наставления о пользе") Его автором считается брахман Каутилья — советник царя Чандрагупты, основавшего в IV в. до н. э могущественную империю Маурьев. Первоначальная рукопись трактата перерабатывалась и дополнялась примерно до III в. н. э.

Трактат воспроизводит положения брахманизма о кастовых предписаниях, о необходимости обеспечения закона дхармы суровыми наказаниями, о превосходстве жречества над другими сословиями, его монополии на отправление религиозного культа. В полном соответствии с постулатами брахманизма авторы проводят идеи господства наследственной знати и подчинения светских правителей жрецам. Царь должен следовать дворцовому Жрецу, говорится в трактате, "как ученик учителю, как сын отцу, как слуга господину".

В то же время трактат содержит идеи, не совпадавшие с традиционным учением жречества В отличие от ортодоксальных школ брахманизма, настаивавших на верховенстве религиозного закона, авторы трактата отводили главную роль в законодательной деятельности государю. Как подчеркивалось в "Артхашастре", из четырех видов узаконения дхармы — царского указа, священного закона (дхармашастры), судебного решения и обычая — высшей силой обладает царский указ "Если священный закон не согласуется с дхармой, установленной указом, то применять следует последнюю, ибо книга закона в этом случае теряет силу" При отсутствии разногласий между ними религиозный закон оставался незыблем, и ему отдавалось предпочтение перед судебными решениями и обычным правом

На первый план в "Артхашастре" выдвинута идея сильной централизованной царской власти. Государь предстает здесь неограниченным самодержавным правителем. Каутилья рекомендует царям руководствоваться в первую очередь интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы и не останавливаться, если того требуют обстоятельства, перед нарушением религиозного долга. Основное внимание создатели трактата уделяют не религиозному обоснованию царской власти, а практическим рекомендациям по управлению государством. "Артхашастра" — наиболее полный в индийской литературе свод прикладных знаний о политике, своего рода энциклопедия политического искусства.

Эти новые для брахманизма идеи были направлены на то, чтобы освободить деятельность государства от стесняющих ее религиозных традиций, избавить правителей от необходимости сверять каждый шаг с догматами религии. В этом были заинтересованы как светские правители, стремившиеся упрочить государство и ослабить влияние жрецов на политику, так и определенные круги самого жречества, готовые поступиться частью своих привилегий ради консолидации господствующих сословий. Идеи "Артхашастры" выражали программу взаимных уступок со стороны светской власти и жречества. Можно предположить, что необходимость таких взаимных уступок была вызвана повышением политической активности господствующих классов при объединении древнеиндийских государств в империю Маурьев.

studfiles.net

Книга - Культура Древней Индии 7

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВедение ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Становление древнеиндийской культуры……………..4

1.1. Протоиндийская (Хараппская) цивилизация …………………………………4

1.2. Вторжение арийцев……………………………………………………………..5

глава 2. Религия и культура древней индии………………………..7

2.1. Ведийская религия………………………………………………………………7

2.2. Буддизм…………………………………………………………………………..9

2.3. индуизм………………………………………………………………………...11

ГЛАВА 3. искусство и наука древней индии……………………….13

3.1. Литература и театр…………………………………………………………….13

3.2. Музыка и танец Древней Индии……………………………………...………16

3.3. Архитектура и скульптура………………………………………………….…17

3.4. Наука и медицина……………………………………………………….……..18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….20

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..…21

ВВЕДЕНИЕ

Культура Древней Индии одна из оригинальных и величественных культур, существовавших на нашей планете. По уровню развития производительных сил, использованию металлических орудий труда, наличию развитого земледелия, скотоводства и ремесла, а также письменности, художественной и духовной культуры Древняя Индия не уступала первым из классовых обществ и цивилизаций, существовавших в долинах Нила, Тигра и Евфрата. Древняя Индия оставила после себя множество литературы, архитектурных памятников, которые дают нам возможность представить развитие ее культуры.

Индийская культура — одна из первых культур Востока, которая не прекратила своего существования, а остается живой культурой с глубокой древности и до наших дней. В ней удивительным образом переплетаются древнейшие традиции и современные взгляды. Индия так же является страной, где удачно сочетаются различные виды и направления искусства. Те обычаи и направления искусства, которые есть в Индии, не существуют больше ни в какой другой стране мира. Религия оказала огромное влияние на становление культуры Индии. Так как в Индии исповедуется масса религий, это и индуизм, и ислам, и буддизм, и т.д., а религии откладывают свои традиции на развитие культуры, то в культуре Индии великолепно переплелись те религиозные традиции, которые существуют там. И это сделало культуру Индии непохожей ни на одну другую культуру в мире.

Основной целью работы является попытка на основе имеющихся знаний показать развитие культуры в Древней Индии. Соответственно постеленной цели работы можно выделить следующие задачи:

— показать древнеиндийские культурные достижения;

— определить роль религии в культуре древней Индии;

— определить, как повлияла древнеиндиская культура на культуру других стран.

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Протоиндийская (Хараппская) цивилизация

Начатые в двадцатые года ХХ века раскопки в долине реки Инд (Мохенжо-Даро, Индия), Харппа (современный Пакистан) дали необычайные результаты. Они оказались сенсационными и позволили сделать вывод о существовании более пяти тысяч лет назад древнейшей мировой цивилизации, которую стали назвать хараппской или протоиндийской[1]. Для нее было характерно использование бронзы, строительство городов, а также изобретение письменности (её обладатели писали справа налево). Эти основные признаки и позволяют говорить о возникновении цивилизации, т.е. древнего гражданского общества и государственности.

Жители долины Мохенджо-Даро и Хараппы первыми в мире научились прясть и ткать хлопок. Города имели правильную планировку, с широкими улицами с трехэтажными домами из хорошо обожженного и оштукатуренного поверху кирпича пересекались под прямым углом и были снабжены водостоками, канализацией и бассейнами для религиозных омовений.

Здесь же были найдены предметы художественного ремесла — изделия из бронзы, ювелирные предметы, красно-черная лощеная узорчатая керамика, мелкая пластика. Небольшие каменные и бронзовые фигурки обнаженного мужчины и танцовщицы показали, что уже в те времена скульпторы овладели мастерством пластической проработки человеческого тела и передачи движения. Искусно вырезанные печати из стеатита с изображением слонов, быков, горных козлов, расположением фигур и надписей вокруг изображений и тонкостью пластической обработки поверхности указывают на близкое сходство культуры долины Инда с культурой Месопотамии. В ранних индийских художественных произведениях можно увидеть и черты, сближающие их с последующей собственно индийской культурой. Так, на одной из печатей изображено трехликое рогатое существо, отчетливо напоминающее распространившийся в искусстве последующих веков образ божества Шивы — владыки разрушительных сил Вселенной.

При раскопках было обнаружено значительное число женских терракотовых фигурок, что, очевидно, свидетельствует о культе богини-матери.

Жители хараппских городов и сёл почитали как домашних животных, так и диких: тура, буйвола, быка зебу, тигра, слона, носорога. Возможно, в них видели тотемических предков, единосущных с людьми и явлениями природы.

Важную часть религии составлял культ деревьев и вообще растений. Особенно чтимым было дерево ашваттха, выступающее в роли мирового дерева. Оно и сейчас остаётся священным деревом не только в индуизме, но и в буддизме.

Многие соображения относительно религии жителей Хараппской цивилизации, развития их скульптуры в значительной степени являются гипотезами, правильность которых будет проверена, когда ученые разгадают тайны протоиндийской письменности[2].

1.2. Вторжение арийцев

В середине 2-го тыс. до н. э. культура древнейших городов, расцветшая в долине Инда, была прервана. Среди ученых ведутся большие споры о причине упадка хараппских центров. В течение долгого времени наиболее популярной была точка зрения, согласно которой непосредственной причиной заката всей цивилизации было вторжение арийских племен. Однако исследования показали, что ряд городов пришли в упадок еще до появления каких-либо иноземных племен, в результате внутренних причин. Ученые связывали это с засолением почв, наводнениями, изменением русла реки Инд и т. д. Не исключено, что крупные сдвиги в хараппском обществе были связаны с определенной варваризацией культуры, наступившей в связи с резким расширением ее границ и включением отсталых по уровню развития областей. Именно внутренние явления послужили главной причиной заката Хараппской цивилизации, а приход пришельцев как бы довершил упадок главных ее центров.

Приход ариев в Индию породил проблемы расового и политического порядка. Пришельцы были носителями совершенно иной культуры. Они были скотоводы и кочевники и лишь в Индии, выжигая леса и обрабатывая землю, стали земледельцами. Покоренные дравидские племена обладали древней и развитой культурой, но арии, несомненно, считали себя высшей расой. Отношения ариев с местным населением характеризовались отчужденностью и враждебностью. Результатом взаимодействия различных народностей и культур явилось постепенное развитие кастовой системы, которая оказала глубокое влияние на последующую жизнь Индии.

Вместе с ариями в Индию пришел совсем иной мир религиозных представлений. Чужеземцы принесли с собой древних богов. Гимны и молитвы, которые арии возносили богам, составили огромное собрание священных преданий. Веды образовали ядро священного канона. Его создание заняло более тысячи лет. В ведах запечатлены все знания ариев того времени о самих себе и об окружающем мире.

Постепенно арии осваивали новые территории, селились в новых местах, и ведийская религия распространялась по Индостану, встречаясь с народными неарийскими верованиями, чужими богами, древними культами — змей, деревьев, камней. Религиозные воззрения ведийских ариев, наложившись на древние верования жителей протоиндийских городов, образовали необычайно глубокий и прочный фундамент, на котором зиждется всё здание современного индуизма, хотя многое в ведийской традиции оказалось с течением времени забытым или переосмысленным.

ГЛАВА 2. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

2.1. Ведийская религия

К началу к I тысячелетия до н.э. в Индии сложилась религия, получившая название ведизм (веда – знание). О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода – ведам, содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами. Вначале Веды были результатом устного творчества и передавались из поколения в поколение. Затем жрецы обработали и записали их. Совокупность этих верований называют ведизмом. Особо почитаемой и, судя по языку, самой ранней из вед была Ригведа – «Веда гимнов»[3]. Главным принципом видения мира, который отражен в «Ригведе», было обожествление природы как целого, а также придание ценностного значения отдельным явлением природной и социальной жизни. Веды содержат имена трех десятков богов. Они подобны людям, но обладали сверхъестественным могуществом и олицетворяли явления природы (Индра – бог грозы, могущественный воин; Варуна – бог мирового порядка и справедливости; Агни – богиня огня и домашнего очага; Сома – бог священного напитка). Центральную роль играло жертвоприношение, которое было способом общения людей с богами.

В более поздних религиях были развиты многие элементы ведийской символики, почитание некоторых растений и животных, большинство бытовых и семейных обрядов.

В ведийской религии уже отражалось классовое расслоение общества. В «Ригведе» не раз упоминается три высшие варны, и только в поздней, Х части (мандале) содержится легенда о происхождение всех четырех варн от первочеловека Пуруши. В гимне «Пурушасукта» рассказывается, что брахманы появились из уст Пуруши, кшатрии – из рук, вайшьи – из бедер и шудры – из ступней[4]. В поздневедийский период этот сюжет не раз повторялся, но рождение варн связывается уже с главным богом Брахмой.

Брахманизм как система религиозно-философских взглядов и ритуально-культовой практики – прямой наследник ведической культуры. Сословие жрецов занимало ведущие позиции: жрецы-брахманы приносили жертвы богам, совершали обряды, держали в своих руках монополию на грамотность, священные тексты, знания. Усилиями жрецов-брахманов были составлены так называемые брахманы – прозаические тексты. Формирование этой религии сопровождалось резким повышением статуса самих брахманов.

Вне каст оказались бывшие рабы и представители презираемых обществом профессий, со временем составивших многочисленные касты «неприкасаемых». Обозначившиеся со временем границы между варнами возводили запрет на смешанные браки и переход их одной варны в другую. Это нашло отражение в законах образа жизни – дхармах.

Брахманизм объявил страдания и бедствия людей несущественными, поскольку весь мир явлений — лишь иллюзия. Единственно реальным остается существование мирового духа[5]. Важнейшим ключевым элементом брахманизма, сохранившимся в индийской религии и философии, является сансара — теория перерождения; по этому учению со смертью человека его душа переселяется в новое существо (человека, животное, растение, Бога). Эта цепь воплощений бесконечна и зависит от человеческой судьбы — кармы.

Карма, хотя и предопределена свыше, может быть скорректирована поступками человека. Его высокая духовность и добродетельность, самодисциплина, отказ от ненависти, подавление зависти, изучение Вед, почитание брахманов и т. д. могут привести в цепи перерождений к высокому положению в обществе, а в будущем открывают перспективу к дальнейшему совершенствованию. В свою очередь, недостойное поведение чревато тяжелыми последствиями, например, воплощение пьяницы в моль, убийцы — в хищное животное, вора — в крысу.

Социальная несправедливость оправдывалась учением о карме — тем, что во всех несчастиях человека виноваты грехи, совершенные им в прежних перерождениях. Она объявляла государство институтом, созданным богами, и приравнивала покорность властителям к выполнению религиозного долга. Ведизм отражал сравнительную неразвитость антагонистических противоречий в индийской общине, сохранение значительных элементов племенной раздробленности и исключительности. К середине 1 тысячелетия до нашей эры, эти черты патриархальности приходят вовсе более резко выраженное противоречие с такими крупными сдвигами в общественных отношениях, которые и являлись основной причиной возникновения буддизма.

1.2. Буддизм

Середина I тысячелетия до нашей эры ознаменовалась появлением новых религиозных течений. Наиболее важным из них был буддизм, впоследствии превратившийся в первую мировую религию. Традиционная формула называет «три драгоценности» буддизма — это сам Будда, дхарма — его учение, и сангха — община его последователей.

Основателем буддизма считается царевич Сиддхартха из знатного рода шакьев. Мысль о страдании живых существ обратила его к подвижничеству. После долгих лет странствий на него снизошло просветление и он стал просветленным (Буддой). Около города Варанаси он произнес свою первую проповедь о дхарме, изложив основы учения. Слава о нем распространилась, и к моменту кончины Будда был окружен многочисленными учениками.

Характерной чертой буддийского учения является определение жизни как страдания. Страдание связывается не только с неизбежным приходом болезней и смерти, но и с желанием лучшего возрождения, с самой цепью перерождений. Причиной страдания Будда называет страстное желание жизни, богатства, наслаждений или лучшей судьбы в новом существовании. Путь освобождения от страданий ему представляется в виде полного контроля над своим духом и поведением, а конечной целью при этом является нирвана, после которой человек разрывает цепь и уже не рождается вновь.

Очень заметны существенные отличия между ведийской религией и буддизмом. Если ведийский жертвенный культ был направлен главным образом на достижение благополучия семьи и общины, то целью буддийского вероучения являлось спасение личности. Речь, конечно, шла именно о религиозном спасении, и учение формулировалось во многом в традиционных понятиях кармы, цепи перерождений и т. д. В то же время не без оснований отмечалось в научной литературе, что буддизм — религия без Бога[6] .

Согласно представлениям раннего буддизма, посредников, таких как жрецы-брахманы, в общении людей с богами быть не может. Поэтому внешняя обрядность оказывается бесполезной, а жертвоприношения даже греховны. В буддизме распространяется идея — не причини вреда живым существам.

Буддизм не придает большого значения различию между людьми по их племенной или кастовой принадлежности и не препятствует общению между ними, хотя существование сословно-кастовой иерархии в обыденной жизни не подвергается сомнению. Для достижения спасения считалось необходимым отказаться от мирской жизни — от собственности и семьи, традиционных внешних уз и душевных привязанностей.

Центральным в учении Будды считаются «четыре благородных истины»: жизнь есть страдание; причина страдания — стремление к наслаждению; прекращение страдания приходит через уничтожение желаний, путь к которому лежит через реализацию ряда условий и норм поведения, предполагающих предотвращение и пресечение зла, способствующих возникновению и поддержанию добра. В конце этого пути наступают полная свобода и озарение — нирвана, своеобразная пассивная, с точки зрения христианской культуры, этика, так как призывает к терпимости и бесстрастию, равнодушию ко всему как к доброму, так и злому[7] .

За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования – иными словами, целую цивилизацию.

2.3. Индуизм

Индуизм, как целостное явление, может быть охарактеризован в противопоставлении к другим религиям: исламу, христианству или даже родственному ему по духу и культурной устремленности буддизму. Истоки индуизма прослеживаются в ведийских текстах. В то же самое время в индуизме устанавливается, не наблюдаемая в ведической мифологии, строгая иерархия богов: триединство главных божеств Брахмы, Вишну, Шивы.[8].

Центральное место в индуизме занимает представление о трех фазах существования мира: творение, жизнь, гибель. Эти три фазы олицетворяют три божества: Брахма — это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм), деление на варны; он — каратель неверных и грешников. Вишну — это бог охранитель, обладал исключительной способностью к перевоплощению. Одним из его воплощений был Кришна, культ которого стал необычайно популярным. Шиву — бог — разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появлению двух направлений в индуизме — вишнуизма и шиваизма, что было закреплено в текстах пуран — главных памятников индуистской мысли сложившейся в первом веке нашей эры.

Большую популярность очень рано приобрел культ Шивы, который в олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с разными качествами — он и божество плодородия аскет, и покровитель скота, и танцор — шаман. Это говорит о том, что в культ Шивы примешались местные верования.

Для индуистской этики характерна беспредельная терпимость, потому что каждому человеку нужно следовать тому порядку жизни, который принят в его местности и деревне, в его касте и семье, соблюдать те правила, что диктуют ему обычаи его религии. Принципы индуизма в области общественных отношений сводились к следующему: общение должно быть ограничено своим социальным кругом — запрещены браки и совместное принятие пищи между членами разных каст, а также смена кастовой профессии. Забой животных, особенно коров, считалось страшным грехом.

Освященная религией индуизма кастовая система обеспечивала устойчивость общества, его способность противостоять любому чуждому влиянию, но она же, в конечном счете, придавала ему чрезвычайно консервативный характер. Индийцы считали, что индуистом нельзя стать, им можно только родиться; что Варна — социальная роль предопределена навсегда, и менять ее — это грех. Особую силу индуизм набрал в средние века, став основной религией населения. “Книгой книг” индуизма была и остается “Бхагавадгита” часть этической поэмы “Махамхарата”, в центре которой — любовь к богу и через это — путь религиозному освобождению.

История религий может быть в основных чертах соотнесена с этапами эволюции древнеиндийского общества. В ведийской литературе нашли отражение, как древнейшие арийские племенные культы, так и сложившаяся постепенно система мировоззрения, основу которой составляло осмысление ритуала жертвоприношения. Социальный переворот середины I тысячелетия до н. э., связанный с бурным развитием частной собственности и городов, привел к возникновению религии принципиально нового типа — буддизма. В той или иной форме буддизм получил широкое распространение во многих странах Азии, но на своей родине со временем вынужден был уступить место индуизму. Последний можно рассматривать как комплекс разнообразных верований многочисленных народов Индии, центральное место в котором принадлежит общинно-кастовым традициям и освящаемым религией социальным нормам.

ГЛАВА 3. искусство и наука древней индии

3.1. Литература и театр

Значительная часть первоисточников по истории древней Индии безвозвратно погибла. Многие произведения древнеиндийской литературы были написаны на пальмовых листьях и не выдержали неблагоприятных условий климата. С другой стороны пожары, которые оказались губительными для архивов древней Индии. Уцелели в подлиннике лишь те тексты, которые были вырезаны на камне, а их было обнаружено сравнительно немного.

Центральное место в древнеиндийской культуре принадлежит памятникам религиозной литературы. Древнейшие из них – веды (обширные сборники гимнов, песнопений, магических заклинаний и ритуальных формул – Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа). Наиболее велики по объёму и обильны по содержанию поэтические произведения: Махабхарата (эпическая поэма о великой войне потомков Бхараты) и Рамаяна (сказание о деяниях царевича Рамы).

Кроме мифических и эпических произведений, сохранился также сборник “Законы Ману”, хронологическая фиксация которых также представляет большие трудности (ок. III в. до н.э. – ок. III в. н.э.). Это памятник сакрального права, в котором гражданские и уголовные установления тесно переплетаются с ритуальными предписаниями и запретами.

Своеобразным письменным памятником является Артхашастра, составление которой приписывается выдающемуся сановнику, современнику Александра Македонского Каутилье. Этот трактат об управлении государством содержит целый ряд советов и предписаний, отражающих условия эпохи, когда в стране установилась централизация и бюрократизация.

В Древней Индии представители разных сословий пользовались разными языками и диалектами. Санскрит – язык жрецов, государственных служащих и богатых людей. Основные правила грамматики санскрита были сформулированы ученым-брахманом Панини к концу IV в до н.э. Диалекты, которыми пользовались обычные люди, не имели сформулированной грамматической системы; они назывались пракрта (пракриты)[9].

Литература Древней Индии так же подразделялась по сословному признаку. Великие священные тексты были написаны на санскрите, так же как и большая часть светской литературы, включая поэзию и драматургию. Пракрит был языком буддийских книг, иногда на нем писали светские поэтические произведения.

Сохранилось довольно много пьес на санскрите, как коротких одноактовых, так и весьма продолжительных (около десяти актов). Пьесы обычно играли профессиональные актеры при минимальном количестве декораций. Язык телодвижений, свойственный танцу, использовали и в драматических спектаклях, чтобы передать настроение, ситуации или даже обозначить те или иные предметы. Пьесы обычно были написаны в прозе, с отдельными стихотворными вставками. Другой важной чертой индийской драматургии было отсутствие трагедий. Все пьесы должны были иметь счастливый конец.

Самые ранние из сохранившихся пьес были написаны буддийским поэтом Ашвагхошей, который, как предполагается, жил в конце первого века. Однако они сохранились лишь фрагментально. Самими ранними из целиком сохранившихся пьес являются произведения Бхасы. Сохранилось тринадцать пьес Бхасы, тогда как из наследия Калидасы, считающегося самым выдающимся санскритским драматургом, сохранилось лишь три. Самая знаменитая из пьес Калидаы – «Шакунтала» (или «Абхиджнанашакунтала» — «Узнанная по перстню Шакунтала»).

На санскрите писало много драматургов, включая царя Шудраку, современника Калидасы. Шудрака написал самую реалистичную из санскритских пьес — «Глиняную повозку». Три сохранившиеся пьесы были написаны царем Харшей: две из них комедии на темы гаремной жизни, одна на религиозную тему.

Самое раннее из сохранившихся поэтических произведений на санскрите приписывают Ашвагхоше, оно посвящено жизни Будды. Произведение было написано довольно просто и незамысловато, в отличии от более поздней санскритской поэзии. Поэтические проиведения изначально были рассчитаны на меньшинство, однако они широко распространились и стали общедоступными. Чаще всего встречаются стихи о любви, природе, нравственности. Любовная поэзия была откровенно эротична.

Величайшим санскритским поэтом считается опять же Калидаса. Из сохранившихся произведений самым знаменитым всегда считалось «Облако-вестник» («Мегхадута»)[10] .

Санскритская проза появилась достаточно поздно. Все самые известные писатели – Дандин, Субханду и Бана – жили в конце VI – начале VII веков. Произведение Дандина «Похождение десяти царевичей» («Дашакумарачарита») представляет собой сборник историй, объединенных общим сюжетом повествования.

Другим видом прозы являются сборники народных рассказов, басен и сказок, в которых нашла своё отражение накопленная веками народная мудрость. Наиболее известными из них являются «Панчатантра» («Пять книг») и «Хитопадеша» («Полезное наставление»). Во многих из этих басен и сказок действующими лицами являются животные, в которых легко узнать людей различного общественного положения. Написаны эти рассказы, басни и сказки прозой, содержащиеся же в них поучения — обычно стихами. В некоторых из них сохранилась сатира на царей, вельмож и брахманов, изображаемых несправедливыми, жадными и лицемерными. Эти сборники уже в период раннего средневековья были известны далеко за пределами Индии и переводились на другие языки.

Количество дошедших до нас литературных памятников (только незначительная часть того, что существовало в действительности), разнообразие жанров, высокий уровень художественного мастерства— все это позволяет утверждать, что индийская литература этого периода не уступала самым развитым литературам других народов.

3.2. Музыка и танец Древней Индии

О развитии музыкального искусства в Индии до первых веков нашей эры известно мало. Существуют предположение о том, что арии еще знали нотную грамоту, состоявшую из семи нот, а монотонное песнопение ведических времен использовалось брахманами почти в неизменном виде.

Самым ранним источником по музыке и танцам считают анонимную работу, авторство которой принято приписывать древнему мудрецу Бхарате, основоположнику драматических искусств. Эта работа называется «Бхаратанатьяшастра». По ней видно, что музыка была высокоразвитым видом искусства и совсем немного отличалась от сегодняшней индийской музыки, которая называется «классической»[11]. Для индийской музыки характерно наслаивающиеся друг на друга разные ритмы.

Главным индийским музыкальным инструментом была вина, первоначально представлявшая собой десятиструнную арфу, на которой играли смычком. К концу правления Гуптов этот музыкальный инструмент приобрел грушевидную форму и, и на нем стали играть пальцами и плектром. Духовые инструменты включали в себя флейты и раковины. На маленьких барабанах, как и сегодня, играли пальцами.

Происхождение танца в Индии теряется в глубине веков. Обнаруженная четырехтысячелетней давности в Мохенджо-Даро фигурка танцующей девушки – самое раннее произведение искусства на тему танца. Пути развития танца за прошедшие века можно проследить по бесчисленным скульптурам, картинам и изображениям в разбросанных по всей стране храмах и усыпальницах.

Искусство танца Древней Индии так же не слишком отличалось от сегодняшнего. Танец представлял собой драматическую постановку в телодвижениях. Существовал целый набор жестов для кистей рук, каждый из которых не только выражал определенное чувство, но и соответствовал какому-то божеству, животному, цветку и т.д. Искусство танца требовало многолетней подготовки, и им в основном занимались профессионалы, однако, случаи, когда танцами занимались и принцы, и представители других высших сословий.

3.3. Архитектура и скульптура

Первые по времени памятники архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы были созданы в Кушано-Гуптскую эпоху. Высокими художественными достоинствами отличались памятники как религиозного, так и светского характера.

В эпоху древности большинство сооружений возводилось из дерева, и потому не сохранилось. Дворец царя Чендрагупты был построен из дерева, и до наших дней сохранились лишь остатки каменных колонн. В первые века нашей эры в строительстве начинает широко применяться камень. Религиозная архитектура этого периода представлена пещерными комплексами, храмами и ступами (каменными сооружениями, в которых хранились реликвии Будды). В годы правления Ашоки было построено около 80 тысяч ступ. Ступа имела вид полусферы, возведенной на барабанах. Наверху хранилась погребальная урна, над которой возвышался стержень с «зонтами». Такова ступа в Санчи (III — II вв. до н. э.)[12]. Но если эта ступа была довольна проста по своей форме, то в дальнейшем их строили в достаточно изысканном стиле. Так, ступа в Арамавати (приблизительно 200 г.) превосходила ступу в Санчи и была отделена панелями с изображением сюжетов из жизни Будды.

Помимо ступ, из архитектурных памятников следует выделить пещерные храмы, самые ранние из которых в точности копировали деревянные храмы, построенные под открытым небом. Внутри они были довольно просты, стены отполированы, а вход украшен простой резьбой. От этого простого образца храмы и монастыре в дальнейшем отступили, отличаясь и по размеру и убранством. На фасадах со стороны входа появились изогнутые каменные веранды с большими световыми окнами. В Аджанте в скале, выгнутой точно лошадиная подкова, вырублено 27 храмов, построенных в течение 900 лет – со II века до н.э по VII века н.э[13] .

В послемаурийскую эпоху сложились местные школы скульптуры. Наиболее известными являются школы Гандхары (северо-запад Индии), Матхуры (центральная часть Северной Индии) и одной из областей Декана.

Расцвет гандхарской школы, формировавшейся под сильным влиянием эллинистического и римского искусства, относится к первым векам новой эры. Стиль Гандхары начиная с эпохи Кушан оказывал воздействие на буддийское искусство Центральной и Восточной Азии. В большей степени связаны с традициями индийского изобразительного искусства школы Матхуры и Декана. Именно на их основе развивалось средневековое искусство индуизма не только в самой Индии, но в известной мере и стран Юго-Восточной Азии[14] .

3.3. Наука и медицина

Отличительная черта древнеиндийской культуры — почитание знаний. Зародившись в глубокой древности, индийская наука развивалась и совершенствовалась в последующие эпохи.

Развитие астрономии было вызвано нуждами ирригационного земледелия. Древнеиндийские астрономы делили год на 12 месяцев по 30 дней в каждом, каждые 5 лет добавлялся 13-й месяц. Год состоял из шести сезонов по два месяца в каждом. Была известна разница между длиной дня и ночи в различных широтах земного шара.

Выдвигалась идея о шарообразности Земли и ее вращении вокруг своей оси. Довольно точно вычислялись положение и движение небесных тел по отношению к небесному экватору[15] .

Древние индийцы независимо от других народов создали десятичную систему счисления, впервые ставшую известной населению Северо-Западной Индии ещё в период культуры Хараппы, то есть в III тысячелетии до н. э., общепринятую в настоящее время систему начертания чисел и цифры (в том числе ноль), заимствованные народами Ближнего Востока и ставшие известными в Европе в несколько изменённом виде под названием «арабских цифр» (арабы их называли «индийскими цифрами»). Из трактатов древнеиндийских математиков и астрономов Арьябхаты (V в.) и Варахамихиры (VI в.) видно, что к V в. н.э. индийцы знали извлечение квадратных и кубических корней, были знакомы с основами тригонометрии. Независимо от других народов древние индийцы заложили основы алгебры и явились в этом отношении учителями арабов и народов Средней Азии.

Древнеиндийские химики-практики умели получать серную, соляную и азотную кислоты, различные соли, изготовляли краски, лекарства, парфюмерию.

Развитие медицины задерживалось религиозными предрассудками, рассматривавшими болезни как результат греховной жизни. Судя по сохранившимся медицинским трактатам, древнеиндийские врачи умели распознавать и лечить самые различные болезни. Существовало весьма большое количество лекарств. Индийские медики использовали гипс, бальзамы, применяли сотни различных лекарственных растений, многие минеральные вещества. Довольно хорошо была развита диетология[16]. Не смотря, на отсутствие анатомических знаний, индийская хирургия находилась на достаточно высоком уровне, в основном за счет практики. Хирурги делали сложные операции и славились своим искусством далеко за пределами страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В сокровищнице мировой цивилизации достойное место заняла материальная, художественная и духовная культура Древней Индии. Сохранившиеся памятники культуры свидетельствуют о высоком уровне развития литературы и архитектуры, скульптуры, ремесла, градостроительства.

В Индии глубоко почитались знания, мировой известностью пользуются исследования и достижения древнеиндийских астрономов и математиков, химиков и врачей, а достижения в области лингвистики, логики, психологии лишь сейчас могут быть оценены по достоинству. В Древней Индии сформулированы десятичная система счисления, создана общепринятая ныне система начертания чисел; здесь заложены основы тригонометрии и алгебры.

В Древней Индии созданы выдающиеся литературные произведения — Веды, поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», трактаты по различным отраслям знания. Это страна высокого художественного и архитектурного творчества, включающего совершенные по уровню цивилизованности древние городские поселения, удивительные храмы, ступы и скульптурные памятники.

Характерной чертой древнеиндийской культуры была духовность. Преобладал интерес к внутреннему миру человека, наблюдался слабый интерес к вопросам мироздания. В процессе культурной эволюции здесь родились различные религиозные течения, одна из которых буддизм стала самой ранней из трех мировых религий, у которой ныне 700 млн. последователей. В связи с распространением буддизма индийская культура оказала значительное влияние на страны Центральной и Восточной Азии, а влияние на западные страны осуществилось через арабов.

В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерно почитание древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев.

Индия по праву имеет славу одного из древнейших центров мировой культуры.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бонгард-Левин, Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М. Бонгард-Левин. – М.: Наука-ВЛ,1993.- 317 с.

2. Бонгард-Левин, Г.М. Древняя индия. История и культура. Востоковедение: учебные пособия и материалы / Г.М. Бонгард-Левин.-СПб: Алетейя, 2001.-288 с.

3. Ильина, Е.А. Культурология: конспект лекций / Е.А. Ильина, М.Е. Буров. – М.: МИЭМП, 2005.-104 с.

4. История Древнего Востока. Изд. 3-е перераб. и доп./Под ред. В.И. Кузищина.–М.: Высшая школа, 2003.-463 с.

5. История и культура Древней Индии: Тексты / Сост. А.А. Вигасин. – М.: Изд-во МГУ, 1990.-352 с.

6. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Макаровой.–2-е изд., перераб. и доп.–М.: ЮНИТИ, 2000.-600 с.

7. Писманик, М.Г. Религия в истории и культуре / М.Г. Писманик, А.В.Вертинский. – М.: Юнити, 2000.-591с.

8. Ралдугин, А.А. культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Ролдугина. – М.: Библионика, 2007.-304 с.

9. Учебный курс по культурологии для учащихся высших и средних учебных заведений / Под ред. проф. Г.В. Драч. – Ростов-На-Дону: Издательство Феникс, 1999.-576 с.

10. Эдвардс М. Древняя Индия. Быт, религия, культура / Перевод с англ. С.К. Меркулова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.-224 с.

[1] Ильина, Е.А. Культурология: конспект лекций / Е.А. Ильина, М.Е. Буров. – М.: МИЭМП, 2005. С.39.

[2] Бонгард-Левин, Г.М. Древняя индия. История и культура. Востоковедение: учебные пособия и материалы / Г.М. Бонгард-Левин.-СПб: Алетейя, 2001. С. 47.

[3] История и культура Древней Индии: Тексты / Сост. А.А. Вигасин. – М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 7.

[4] Бонгард-Левин, Г.М. Древняя индия. История и культура. Востоковедение: учебные пособия и материалы / Г.М. Бонгард-Левин.-СПб: Алетейя, 2001. С. 72.

[5] Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Макаровой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2000. С. 68

[6] История Древнего Востока. Изд. 3-е перераб. и доп./Под ред. В.И. Кузищина.–М.: Высшая школа, 2003. С. 352.

[7] Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Макаровой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2000. С. 71.

[8] Учебный курс по культурологии для учащихся высших и средних учебных заведений / Под ред. проф. Г.В. Драч. – Ростов-На-Дону: Издательство Феникс, 1999. С. 111.

[9] Эдвардс М. Древняя Индия. Быт, религия, культура / Перевод с англ. С.К. Меркулова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. С. 214.

[10] Эдвардс М. Древняя Индия. Быт, религия, культура / Перевод с англ. С.К. Меркулова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. С. 217.

[11] Эдвардс М. Древняя Индия. Быт, религия, культура / Перевод с англ. С.К. Меркулова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. С. 211.

[12] Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Макаровой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2000. С. 71

[13] Эдвардс М. Древняя Индия. Быт, религия, культура / Перевод с англ. С.К. Меркулова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. С. 202

[14] История Древнего Востока. Изд. 3-е перераб. и доп./Под ред. В.И. Кузищина.–М.: Высшая школа, 2003. С.360.

[15] Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Макаровой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2000. С. 75.

[16] Эдвардс М. Древняя Индия. Быт, религия, культура / Перевод с англ. С.К. Меркулова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. С. 222.

www.ronl.ru

Книги древней Индии «

Прежде чем начать данную статью, стоит сообщить о скудности археологических находок древней Индии. Это обусловлено прежде всего материалом, который служил для книг. Для этих целей служили высушенные и отполированные пальмовые листья, салака (тонкие бамбуковые дощечки), шелк и другая ткань, иногда береста гималайской березы. Перечисленный материал при существующих климатических условиях Индии не способствовал сохранности исторических документов. Следует учесть, что жилища населения в основном строились из дерева, что тоже плохо повлияло для сохранности исторических предметов. Некоторые правители древней Индии оставили ряд надписей на камнях, но они очень редко содержали сведения о быте народа, о войнах, о политике и о культуре. Чаще о религии и некоторых добродетелях правителей. Поэтому о древней Индии известно крайне мало. И все же кое что до наших дней сохранилось.Книга на пальмовых листьяхНа снимке фрагмент древнеиндийской книги, изготовленной из пальмовых листьев.

Древнеиндийская культура и письменность зародились в середине третьего тысячелетия до н.э. в долине Ганга (Полуостров Индостан), где возникла городская цивилизация. В 3000 — 2000 гг. до н.э. практически каждый житель городов носил на шнурке амулет цилиндрической формы с надписью и картинкой. Изображались в большинстве своем животные: слон, тигр, бык или вол. Но это все, что сохранилось от протоиндийской культуры. К сожалению, арийские племена почти погубили культуру и письменность в долине Ганга, когда вторглись на индийские земли. Лишь малая часть культуры влилась в протоарийскую.

Описывая книги древней Индии,  прежде всего стоит упомянуть о самом первом обнаруженном письменном документе, который относится к середине III в. до н.э. Это знаменитые эдикты могущественного царя Ашоки. Однако ученые историки оговаривают, что якобы древнеиндийское письмо существовало и ранее. К таким выводам их подталкивают найденные жизнеописания Будды «Лалита — Вистара». В них говорится, что Будда будучи ребенком учился читать и писать. Если учесть, что детство Будды относится к первой половине VI в. до н.э., то можно предпологать, что древнеиндийская письменность существовала уже в то время. Однако ни одного документа оговоренного времени пока найти не удалось. В дополнение к этим предположениям можно отнести и сборник учений Будды «Сутры», созданный в V в. до н.э., где упоминается детская игра в буквы и специальные дощечки из дерева для обучения письму.

Книги древней Индии состояли из связанных между собой листов. Самым распространенным материалом для книг служили пальмовые листья. Их аккуратно складывали в пачки, на краях проделывали отверстия, после чего связывали. Писались книги тростниковыми палочками (лекхали или калам). Чернилами (маси) служили смешанные сажа и сок сахарного тростника.

Пальмовые листья в качнстве писчего материала древнеиндийских книгНа снимке связанные между собой пальмовые листья. Данная книга представляет собой альбом рисунков древних индийцев.

Одними из самых древних книг Индии являются «Веды» (В переводе означает «Священные Знания»). Позже эти литературные памятники стали считаться священными книгами. Также к древним книгам можно отнести эпические произведения «Махабхарата» и «Рамаяна«.

Махабхарата

К Ведам относятся такие известные сборники (Самхиты) как: «Ригведа» (Веда гимнов), «Самведа» (Веда напевов), «Яджурведа» (Веда молитв и жертвенных формул) и «Атхарваведа» (Веда заклинаний). У каждого из перечисленных сборников существуют дополнительно ритуальные комментарии (Брахманы). Стоит отметить, что Брахманы писались значительно позже еще и дополнительно, когда многие записи древнеиндийских книг становились малопонятными или вовсе недоступными для понимания. Среди ведической литературы существуют и другие комментарии, более поздние (1 век первого тысячилетия до н.э.). Например, Арньяки и Упанишады.

Во второй половине первого тысячелетия до н.э. стала появляться письменная литература. Книги писались на санскрите. В этот период была завершена «Махабхарата» и «Рамаяна«. Был написан трактат «Шастр», который освещал вопросы по различным отраслям знаний. В этот же период стали записываться басни, сказки и рассказы. Самыми известными из книг были «Панчатантра» («5 книг») и «Хитопадеша» («Полезное наставление»).

В V в. н.э. родился самый выдающийся писатель, поэт и драматург древней Индии — Калидаса. Его поэма «Мегхадута» («Облаковестник») была настоящим совершенством поэзии.

В заключение хочется отметить, что в древней Индии была не только санскритская литература, но и книги на других языках: буддийская литература на языке пали, книги на дравидских языках, сборник нравоучений «Курал» написан на тамильском языке.

demsvet.ru

Культура древней Индии. История Древнего Востока

Культура древней Индии

Культура древней Индии представляет большой интерес потому, что мы можем проследить её развитие на протяжении ряда веков и потому, что она оказала довольно сильное влияние на культурное развитие ряда древневосточных народов. Особенно хорошо осведомлены мы о религии древнеиндийских народов благодаря большому количеству сохранившихся религиозных сборников.

Древнейшая религия Индии, так же как и древнейшие религии других древневосточных народов, восходит к тотемизму, к обоготворению природы и культу предков. В религиозном сборнике древней Индии, в Ведах, мы найдём яркое отражение древнего культа природы. Так, индусы во времена составления Вед поклонялись солнцу (Сурия), обоготворяли небо под именем Варуна, огонь (Агни), грозу (Индра). Больше того, у них было представление о богине плодородия вообще, которую они называли Адити и которой давали следующие эпитеты: «общая мать», «сущность всех вещей», «бесконечность», «то, что родилось и что имеет родиться». Поэтому богов они называли «дети или сыны Адити». Слово «адитья» — производное от имени «Адити», стало обозначать «боги».

Этот древний культ природы в полной мере отражал идеологию, характерную для тех примитивных сельских общин, социально-экономические отношения внутри которых отличались «простотой производственного механизма». На этот факт очень ясно указал К. Маркс в следующих словах:

«Мы не должны забывать эгоизма варваров, которые, сконцентрировавшись на ничтожном клочке земли, спокойно наблюдали, как разрушались большие империи, как совершались несказанные жестокости, как вырезывалось массами население больших городов, — спокойно наблюдали все это, не уделяя этому большего внимания, чем явлениям природы, и сами становились беспомощной добычей любого насильника, удостоившего их своим вниманием. Мы не должны забывать, что эта недостойная, застойная и растительная жизнь, эта пассивная форма существования вызывала, с другой стороны, в противовес себе дикие, слепые и необузданные силы разрушения и сделала самое убийство религиозным ритуалом в Индостане. Мы не должны забывать, что эти маленькие общины были заражены кастовыми различиями и рабством, что они подчиняли человека внешним обстоятельствам, вместо того чтобы возвысить его до роли владыки этих обстоятельств, что они превратили саморазвивающийся общественный строй в неизменный, предопределенный природой рок и тем создали грубый культ природы, унизительность которого сказывается в том факте, что человек, этот владыка природы, благоговейно падает на колени перед обезьяной Гануманом и перед коровой Сабалой».[28]

Особенно широко распространён был в древней Индии культ огня, связанный с бытом патриархальной семьи. Огонь, как отец, считался священным начальником дома. Очаг был центром семейной жизни. Существовал особый культ вечного огня, который поддерживался особыми жрецами огня (атхарван). Наряду с домашним огнём поклонялись и небесному огню, называя его божественным «отцом» (Дьяус-Питар). С культом огня был тесно связан и культ предков, совершаемый в каждом доме главой семьи, патриархом. Так, в законах Ману говорится о том, что «предки — это первоначальные божества, свободные от гнева, совершенно чистые, всегда непорочные, отвращающиеся от спора и одарённые большими добродетелями».

Значение культа предков особенно подчёркивается в законах Ману: «Для дважды рождённых обряды в честь предков важнее обрядов в честь богов». Этот культ предков восходит к очень глубокой древности, когда ещё не было разработанных форм религии и ещё не существовало жречества. Поэтому в законах Ману говорится: «Предки всегда удовлетворяются жертвами, совершёнными на открытых, по природе чистых полянах, на берегах рек, в местах уединённых». Это был реальный культ предков — отца, деда и прадеда.

Так, в тех яке религиозных законах говорится: «Тот же, у кого отец умер, а дед ещё жив, должен после произнесения имени своего отца упомянуть (имя) своего прадеда». В священных книгах Вед сохранились древние песни, обращенные к предкам. Эти древнейшие религиозные гимны восходят к эпохе древнего патриархального быта. Культ предков и застойном быту древней Индии сохранялся очень долго. Отражение этого древнего культа предков мы найдём даже в поздней индийской Яраме «Шакунтала» (V в. н. э.). Царь Душьянта горюет, что у него нет детей: «Увы, предки Душьянты пребывают в опасении. Бездетен я, и вот они не знают, кто из детей за смертью моей им принесёт, как должно, возлияние, и слёзы их — приправа слёз моих».

Древние формы религии — культ природы и культ предков, особенно широко распространённые в период скотоводства и раннего земледелия, как на это указывают древнейшие гимны Риг-Веды, в эпоху образования классового общества и государства, сменяются новыми религиозными верованиями, имеющими своей целью обосновать классовый строй. Постепенно древние боги природы превращаются в богов — покровителей государства, царя и царской власти. Особенно ясно это видно в культе бога Индра, который раньше считался богом грозы, грома и молнии. В религиозной поэзии Индра изображался в виде грозного бога, убивающего дракона своим топором грома и освобождающего небесные воды. Он считался также богом плодородия и впоследствии превратился в бога земной силы, в бога — покровителя царя. Индра стал считаться покровителем аристократии, государства и царской власти. Само слово «индра» стало обозначать понятия «князь» или «царь», «государь», «господин» (как в семитских языках «melek» — или «adon»).

По мере образования крупных централизованных государств появляются и элементы единобожия. Единому царю на земле должен был соответствовать единый бог на небе. Появляется представление об едином боге, который называется Праджапати. Уже в ведийских гимнах мы находим яркую характеристику этого бога, считавшегося единым творцом мира. «Он, создавший ясное небо, крепкую землю, сияние мира и свод небесный, измеривший свет сквозь эфирные пространства… Он единый бог над всеми богами».

С усложнением религиозных обрядов формируется и жречество, которое в так называемую брахманскую эпоху замыкается в прочную касту. Брахманские законы, в частности законы Ману, имеют своей целью укрепить эту аристократическую жреческую касту. Возникает особая брахманская идеология, создаётся и прочная организация брахманской касты. Древние религиозные сборники Веды обрастают толкованиями, возникшими в результате довольно развитой религиозно-философской деятельности (Упанишады). Согласно брахманскому учению, только члены брахманской касты могли выполнять священные религиозные обряды, учить людей религии. Существовали особые степени посвящения внутри этой брахманской касты. Существовали и специальные правила, которыми должны были руководиться ученики и учителя-брахманы. Каждый ученик должен был проходить очень строгое ученичество. Он должен был изучать все священные книги, молитвы, жертвоприношения, обряды и законы брахманского строя. Только после этого длительного изучения он получал право стать жрецом. Так формировалась и крепла замкнутая каста жречества.

Однако пытливая мысль человека подтачивала устои этой древней брахманской религии. Появляются религиозно-философские учения, в которых уже содержатся ноты неверия в древние религиозные истины и сомнения в тех догмах, которым учила древняя религия и жречество. Постепенно появляется сомнение в будущей жизни, на что ясно указывают слова одного древнего религиозно-философского трактата:

«Не добро покидать этот мир, ибо кто знает, будем ли мы существовать на том свете или нет». Даже в произведениях Яджнавайнья, основателя брахманизма, горько звучат ноты сомнения в будущей жизни. Таковы, например, следующие замечательные слова: «После смерти нет сознания», ибо «срубленное дерево вырастает вновь из своего корня, но из какого корня вырастет срубленный смертью человек? Не говорите — из семени, ибо оно производится только живущим. Кто раз умер, тот не родится снова».

Так постепенно разлагалась древняя брахманская религия и вместе с нею древняя кастовая система. Против брахманской религии и кастовой системы выступил буддизм, возникший, по преданию, в VI в. до н. э. и получивший, как это видно по эдиктам Ашоки, довольно широкое распространение уже в III в. до н. э. Буддизм возникает в период подъёма экономики и в значительной степени торговли в рабовладельческой Индии в качестве идеологического протеста против брахманизма и затвердевшей кастовой системы, мешавших развитию социально-экономических отношений в Индии. Особенно резко выступает буддизм против касты брахманов. В учении Будды мы находим протест против признания каждого человека, рождённого в касте брахманов, жрецом.

«Ни одного человека я не назову брахманом только потому, что родившее его материнское лоно принадлежало к брахманской касте. На языке Брахмы говорят многие, сердце и мысль которых обращены к миру. Поэтому я назову брахманом того лишь, кто, отдаляясь от мира, освобождается от всякой страсти».

Древнейшие произведения индийской письменности позволяют проследить процесс возникновения и древнейшего оформления научных знаний, начиная с эпохи распада родового строя и возникновения древнейших рабовладельческих государств в северной Индии.

Потребности повседневной жизни заставили индусов уже в глубокой древности систематизировать наблюдения явлений природы. Так появились первые знания в области медицины, астрономии и математики.

Как и у других древневосточных народов в эпоху господства религиозно-магического мировоззрения, у древних индусов зачаточные формы науки ещё тесно сплетались с религиозными верованиями и магическими представлениями. Поэтому древнейшие указания на медицинские знания мы находим в религиозных сборниках Вед, в частности в гимнах Риг-Веды и Атхарва-Веды. Однако с течением времени древний знахарь («бхишадж» — «изгоняющий бесов») постепенно превращается всё больше и больше во врача-целителя, хотя и сохраняет пережиточно своё древнее название. Уже в период составления Вед индийские врачи имели некоторые знания в анатомии, применяли анатомические термины, придавая особое значение мозгу, спинному хребту и грудной клетке, как вместилищам болезней, откуда их должен извлечь врач. Встречаются различные названия болезней (желтуха, болезнь в суставах, головная болезнь, проказа, царская немочь, может быть, лёгочная чахотка), что указывает на систематизацию медицинских наблюдений и на первые попытки диагноза. Появляются и некоторые обобщающие названия, которые служили для определения целой группы возможно родственных болезней (якшма). Для изготовления лекарств чаще всего применялись целебные травы (ошадхи). В Риг-Веде говорится о том, что у кого «травы собраны, как цари на сходке, тот зовётся мудрым врачом, истребителем ракшасов (злых духов), изгнателем недугов». С развитием медицины появляются отдельные медицинские специальности, как, например, лечение внутренних болезней, лечение глазных болезней, хирургия, анатомия, токсикология. На постепенный процесс оформления медицинских знаний указывает появление медицинских трактатов уже в первых веках н. э. Так, автор медицинского трактата Самхита Чарака был, возможно, придворным врачом у царя Канишки (I в. н. э.), а часть трактатов Сушрута восходит к V в. н. э. Древнеиндийская медицина имела много точек соприкосновения с античной медициной, что объясняется довольно значительными взаимными влияниями, которые особенно усилились после похода Александра Македонского в Индию. Так, в Яджур-Веде мы находим учение о четырёх основных соках организма, которое почти совпадает с аналогичным учением Гиппократа. Предписания профессиональной врачебной этики, сохранившиеся в трактате Чараки, крайне близки к таким же высказываниям отца греческой медицины — Гиппократа.

Полезные знания накопили древние индусы в области астрономии. Тщательное наблюдение над видимым движением солнца, луны, планет, изучение звёздного неба позволило им уже в глубокой древности, возможно даже в ведийский период, установить фазы луны, лунный зодиак, установить своеобразную систему календаря и изобрести водяные часы. Древнейшие астрономические трактаты, относящиеся к VI в. н. э. указывают на высокое развитие астрономических знаний и на тесные взаимодействия между древнеиндийской и египто-эллинистической наукой.

Так древние индусы наряду с другими древневосточными народами сделали крупный вклад в сокровищницу мировой культуры.

Глиняный сосуд из Мохенджо-Даро

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Литература о Древней Индии на сайте Игоря Гаршина

Древнеиндийский слоноподобный бог мудрости Ганеша

Разделы страницы:

  • Книги по общей истории Индии
  • Труды по культурам древнего Индостана
  • Библиография по археозоологии и археоботанике Древней Индии
  • Работы о влиянии географических факторов на древнеиндийские культуры

Смотрите также библиографии по дравидоведению и индоариоведению.

Книги по общей истории Индии

  • Антонова К. А. и др. История Индии. – М.: «Мысль», 1979, 608 с.
  • Луния Б. Н. История индийской культуры с древних веков до наших дней. М.: Изд-во "Иностранная литература", 1960, 567 с.

Труды по культурам древнего Индостана

Также смотрите литературу по Древней Аравии, с которой были связаны древнеиндийские культуры.

  • Артур Л. Бешем. Чудо, которым была Индия.- М.: «Наука», 1977., 319 с.
  • Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф.. Индия в древности.- М.: «Наука», 1985., 637 с.
  • Вайнберг Б. И., Ставиский Б. Я.. История и культура Средней Азии в древности.- М.: «Наука».
  • Васильев Л. С.. История Востока.- М.: Высшая школа, том 1.- 1993., 495 с.
  • Вишну-Миттре, Шарма К. А. Производство продуктов питания в неолите - халколите в Восточном Уттар Прадеше // Древние культуры Средней Азии и Индии. Л., 1984.
  • Индия в древности. Сборник статей под редакцией А.В. Струве и Г.М. Бонгард-Левина. - М.: «Наука», 1964., 637 с.
  • История и культура Древней Индии: Тексты – М.: Изд-во МГУ, 1990, 351 с.
  • Косамби, Д. Культура и цивилизация древней Индии: Исторический очерк. М.: "Прогресс", 1968, 226 с.
  • Шнирельман В. А. Медные топоры из Ханси и некоторые спорные проблемы индийской археологии // СА. 1989. № 2.
  • Щетенко А. Я. Первобытный Индостан. Л., 1979. С. 132.
  • Agrawal D. P. The archaeology of India. L., 1982.
  • Deo S. В., Dhavalikar M. K., Ansari Z.D. Apegaon excavations. Poona, 1979.
  • Fairservice W. A. The roots of Ancient India. The archaeology of early Indian civilization. L., 1971.
  • Heine-Geldern R. New light, on the Aryan migration to India // Bulletin of the American Institute for Indian Art and Archaeology. 1937. V. 5. P. 7-16.
  • Mehta R. N. Some rural Harappan settlements in Gujarat // Harappan civilization...
  • Nagaraja Rao M. S. Prehistoric culture on the Tungabhadra valley. Dhawar, 1971.
  • Nagaraja S. Radiocarbon dates and the Neolithic culture of South lndia // Radiocarbon and Indian Archaeology. Bombay, 1973. P. 77.
  • Rissman P. The Oriyo test excavation and the end of the Harappan tradition in Gujarat // SAA. 1983. Naples, 1985. V. 1.
  • Sali S.A. The Harappans of Daimabad // Harrappan civilization...
  • Sankalia, Deo, Ansari. Excavations at Ahar.
  • Sankalia H. D. Prehistoric art in India. New Delhi, 1978.
  • Sankalia H. D. The prehistory and protohistory of India and Pakistan. Poona, 1974. App. 1.
  • Savithri R, Vishnu-Mittre. Further contribution on prehistoric ragi - Eleusine coracana Gaerth // The Palaeobotanist. 1979. V. 26. № 1.
  • Thapar В. К. New traits of the Indus civilization at Kalibangan: an appraisal // South Asian Archaeology. L., 1973.
  • Wheeler M. Prehistoric India. L., 1950. P. 238.

Библиография по археозоологии и археоботанике Древней Индии

Здесь представлены книги и статьи, посвящённые изучению живого мира Индостана в древности, и исследования по одомашниванию животных и растений древнеиндийскими племенами.

  • Allchin F. R. Early domestic animals in India and Pakistan // Domestication and exploitation of plants and animals. L., 1969.
  • Badam G. L. Holocene faunal material from India with special reference to domesticated animals // Animals and archaeology: 3. Early herders and their flocks. Oxf., 1984.
  • Bedigian D., Harlan J. R. Evidence for cultivation of sesame in the ancient world // EB. 1986. V. 40. № 2.
  • Chowdhury K. A., Ghosh S. S. Plant remains from Harappa // Al. 1951. № 7.
  • Clason A. T. Archaeozoological study in India // SAA. 1973. Leiden, 1974.
  • Costanlini L. Palaeoethnobotany at Pirak: a contribution to the 2nd Millennium В. С. agriculture of the Sibi-Kacchi plain, Pakistan // SAA. 1979. В., 1981.
  • Dhavalikar M. B. Toward an ecological model for Chalcolithic cultures of Central and Western India // Journal of Anthropological Archaeology. 1984. V. 3. № 2. P. 144.
  • Hutchinson J. India: local and introduced crops // The early history of agriculture. L., 1976.
  • Jarrige J.-F. Continuity and change in the North Kachi Plain (Baluchistan, Pakistan) at the beginning of the Second Millennium R. C. // SAA. 1983. Naples, 1985. V. 1, P. 58, 59
  • Kajale M. D. On the botanical findings from excavations at Daimahad a Chalcolithic site in Western Maharashtra. India // Current Science. 1977. V. 46. № 23.
  • Kajale M. D. Ancient grains from excavation at Nevasa, Maharashtra // Geophytology. 1977. V. 7. № 1.
  • Kajale M. D. Plant economy // Dhavalikar M. K., Sankalia H. D., Ansari Z. D. Excavations at Inamgaon. Pune, 1988. V. 1. Pt. 2. P. 735.
  • Lone F. A., Khan M., Buth G. K. Plant remains from Banawali, Haryana // Current Science. Bargalor, 1987. V. 56 № 16. P. 837.
  • Meadow R. H. Prehistoric subsistence at Balakot: initial consideration of faunal remains // SAA. 1977. Naples, 1979. V. 1.
  • Prater S. H. The book of Indian animals. Bombay, 1971.
  • Thomas P. K. The faunal background in the chalcolithic culture of Western India // Animals and archaeology...
  • Veron Royes W. Pigeon pea (Cajanus cajan) // Evolution of crop plants. L., 1976. P. 153-155.
  • Vishnu-Mittre. Origin and history of agriculture in lndian subcontinent // JHE. 1978. V. 7. № 1.
  • Vishnu-Мittrе. Palaeoecology of the Rajasthan desert during the last 10 000 years // The Palaeobotanist. Lucknow, 1978. V. 25.
  • Vishnu-Mittre. The beginnings of agriculture. Paleobotanical evidence in India // Evolutionary studies of world crops. Cambr., 1974.
  • Vishnu-Mittre, Savithri R. Setaria in ancient plant economu of India // The Palaeobotanist. 1978. V. 25;
  • Vishnu-Mittre, Savithri. Food economy of the Harappans // Harappan civilization...
  • Watabe T. Origin and dispersial of rice in Asia // East Asian Cutural Studies. Tokyo, 1985. V. 24. № 1-4.
  • Weiner S. Hypothеses rеgarding the development and chronology of the art, of the Indus Valley civilization // Frontiers... P. 398, Pl. 188.

Работы о влиянии географических факторов на древнеиндийские культуры

  • Lal B. B. Further copper hoards from the Gangetic basin and a review of the problem // Ancient India. 1951. № 7. P. 38-39.
  • Misra V. N. Climate, a factor in the rise and fall of the Indus civilization - evidence from Rajasthan and beyond // Frontiers of the Indus civilization. New Delhi, 1984.
  • Pal Y., Sahai В., Sood R. K., Agrawal D. P. Remote sensing of the "Lost" Sarasvati river // Frontiers.
  • Singh G. The Indus valley culture seen in the context of postglacial climatic and ecological studies in Northwest. India // AphAO. 1971. V. 6. № 2.

Ключевые слова для поиска сведений о древнейших государствах Индийского субконтинента:

На русском языке: книги о хараппской цивилизации, библиография по древнеиндийской истории, индологическая литература; На английском языке: Old Hindustan literature.

www.garshin.ru


Смотрите также