Ткацкие станки древние. 1.3 Виды ткацких станков: вертикальный и горизонтальный
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Изготовление простого ткацкого станка своими руками. Ткацкие станки древние


Ткачество. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам

Немного истории

Сам метод ткачества появился ещё в каменном веке. Первоначально ткацкий станок был вертикальным.

Старинный ткацкий станокpinterest button Старинный ткацкий станок http://www.torange.ru/, CC BY-SA 4.0

Повсеместно для ткачества использовались разного рода ручные приспособления (дощечки, бёрдышки). Позднее был изобретён горизонтальный ткацкий станок.

В Средние века эта профессия не пользовалась большим уважением. В странах Европы распространённым сырьём для пряжи были шерсть и лён, а также импортируемые из Азии хлопок и шёлк. Появление ткацкого станка позволило производить ткани высокого качества. 

Ткацкий станок в музее Переславля Залесского
pinterest button Ткацкий станок в музее Переславля Залесского By PereslavlFoto (Собственная работа), CC BY-SA 3.0

Образовалось полотно с более сложной фактурой и по другому декорированное, что придало ткачеству другую смысловую функцию.

Теперь оно рассматривалось уже какпромысел и как творческое ремесло. Много веков подряд климатические, территориальные и социально-экономические условия воздействуют на преобразование ткани. Расширяется и география ремесла. У многих народов ткачество — это основа национальной культуры…

Ткачество в народной культуре

До 19-20 века ткачество являлось одним из самых распространенных домашних занятий в традиционных культурах народов России и соседних территорий.

Развивалось  узорное тканье. Это изготовление изделий, украшенных геометрическим орнаментом путем переплетения цветных нитей.

Ткачиха протягивает челнок с нитью
pinterest button Ткачиха протягивает челнок с нитью Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Узорные ткани в виде полос различного размера и лент использовались для декорирования предметов одежды с 18 — 19 вв.: главным образом, они пришивались к белым холщовым или пестрядинным рубахам и головным полотенцам.

В татарской и башкирской культуре браное ткачество использовалось преимущественно для предметов интерьерного назначения, у чувашей (низовой этнографической группы) — почти полностью для украшения предметов одежды.

Клубки для ткачестваpinterest button Клубки для ткачества Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

У первых более распространенной была техника закладного тканья (с яркими поперечными или ступенчатыми узорами и характерными узкими «щелями»), у чувашей и удмуртов - браный и выборный способы, при которых орнамент образуется прокидыванием цветных уточных нитей (красным — в браном тканье, разноцветными — в выборном).

Вертикальный ткацкий станокpinterest button Вертикальный ткацкий станок Randy Oostdyk, GNU 1.2

Тканье использовалось и для изготовления поясов — полосатых, с орнаментом и даже надписями; как правило, это т. н. плоские или ленточные пояса. Среди народов Поволжья и Приуралья (марийцев, мокши, эрьзя, удмуртов) домашнее ткачество сохранялось: для изготовления одежды — до 1970-80-х гг., для тканья праздничных поясов — до 21 в.

Современность

В наше время основная часть тканей производится промышленным образом на различных механических, автоматических и специальных ткацких станках.

Ручное ткачество встречается только в прикладном искусстве и изделия нередко предлагаются на ярмарках и в сувенирных магазинах.

В России хорошо развито ткацкое производство. Во многих областях есть ткацкие фабрики. Самое, пожалуй, известное во всём мире Российское ткацкое производство находится в Иваново и прилегающих к нему областных городах.

ru.russianarts.online

Как сделать ткацкий станок своими руками?

В настоящее время в магазинах можно купить почти все товары для домашнего творчества. Но иногда нет средств на покупку или хочется изготовить что-то своими руками. В последнее время разнообразие интерьеров просто зашкаливает. Дизайнеры часто используют предметы старины для создания неповторимой и уникальной обстановки в доме.

Многие люди не могут позволить себе нанять дизайнера и приобрести необычные элементы декора, поэтому можно изготовить такие предметы своими руками. Например, тканые ковры придадут интерьеру красочности. А если они сделаны своими силами, то будут радовать вас каждый день. Тем более с ними ваш дом станет уютным и теплым. Кроме ковров, можно изготовить салфетки или абажур. Все эти предметы делаются с помощью ткацкого станка.

Раньше с помощью такого устройства, как ткацкий станок, в домах появлялись полотенца с узорами, скатерти, половики, сарафаны и рубахи, расшитые в разных цветовых исполнениях. Без узорчатых полотенец не обходился ни один праздник. А также ими были украшены избы людей.

Все эти вещи изготавливались с помощью ручного ткацкого станка. Первые ткацкие станки представляли собой большую деревянную конструкцию. Станки ткацкие стояли почти в каждом доме. И пользоваться ими учили с самого детства. Навыки узорного ткачества передавались по наследству молодому поколению. Старинные ткацкие станки были в основном бесчелночными.

Если вас привлекает такое занятие, как ткачество, то можно сделать ткацкий станок своими руками в домашних условиях. Ткацкий станок широко применяется в современном мире. Настольный ткацкий станок бесчелночный еще обозначается как СТБ. Он используется при обработке различных тканей с целью получения готовых изделий.

Принцип работы настольного ткацкого станочка

Устройство ткацкого станка предполагает прокладку ниток с помощью специального прокладчика. Количество пряжи, которая поступает в установку, может достигать 2-4 кг. Таким образом, на ткацком станке стб можно трудиться долгое время, не делая остановок.

Ткацкий станок

Такая установка представляет собой сочетание валов. Это валик-навой для навивки нитки на него и валик для готовой ткани. Нити проделываются через отверстия – ремизки. Ремизки соединены между собой тесьмой, которая перекидывается через ремизные валики сверху и снизу. Еще имеются два валика, которые необходимы при выходе основной части и готового изделия соответственно.

Вид механизма на устройствах представляет собой образование зева. Существует механизм 3 типов:

  • тип кулачка;
  • кареточный;
  • жаккардовый.

Если предполагается изготовление простых узоров, то используется кулачковый тип. Благодаря кулачкам также можно легко переходить от рисунка к рисунку. Жаккардовый механизм реализует широкие возможности установки.

В зависимости от ширины заправки станки подразделяются на широкие (от 25 м) и узкие (22 м). При наличии многоцветного уточного дополнения появляется возможность ввода нитей разной фактуры и плотности.

Основные этапы работы:

  1. Зевообразование.
  2. Процесс ввода утка в зев.
  3. Прибой утки к краю изделия.
  4. Механизм движения изделия.
  5. Процесс опускания полотна с навойного вала.

Для облегчения работы текстильный станок имеет привод и устройство, чтобы запускать или останавливать работу. Устройство начинает работать с подачи привода на основной вал, а потом уже от него на другие части.

Самостоятельное изготовление станка

Перед многими стоит задача – как сделать ткацкий станок? Да еще чтоб потратить меньше материалов. Так как же сделать ткацкий станок своими руками? Прежде всего, нужно придерживаться схемы изготовления, содержащей в себе последовательные этапы:

  • Подбирается четырехугольная рама.
  • Делаются округлые проемы в двух рейках.
  • В проемы, сделанные на окончаниях бруска, помещаются рейки с наименьшей окружностью и закрепляются при помощи клиньевых деталей.
  • В средней части бокового бруска располагаются пазы, чтобы поместить гребенку.
  • Оборудование имеет твердое дно для устойчивого стояния.
  • В ближайший круглый брусок вбиваются гвозди на расстоянии 5 мм, чтобы натягивать нитки.
  • В задней части установки применяется рейка для намотки лишнего полотна.

Гребенку можно изготовить из толстой фанеры. Высота ее достигает 15 см. Длина гребенки должна быть больше расстояния между рамами, которые находятся сбоку. Число вбитых гвоздей нужно поделить на два, чтобы получить число зубьев. Высоту зубьев подбирать примерно 70-100 мм, а ширину 5-7 мм. Межзубьевой промежуток — 5 мм.

Гребенка располагается в пазах на боковых брусках. Длина гребенки составляет расстояние, меньшее чем расстояние внутри установки. Необходимой деталью ткацкого станка является уток. На него происходит намотка нити. Он представляет собой подвижный элемент. Уток можно сделать как устройство с катушкой или как отдельную деталь из фанеры.

Устройство простого станка

Чертеж простого ткацкого станочка

На ближнем валу располагаются гвозди, на которые привязываются одинаковой длины нити. Потом нитки делятся на четные и нечетные. Позади гребенки располагается двигающийся вал, где крепятся нечетные нити. А четные нити находятся на гребенке, а именно обматываются на гвоздях зубьев. Самодельный ткацкий станок работает по правилу наматывания на планку остаточного количества ниток, и делается основание изделия.

В дальнейшем идет намотка ниток на уток. Концовка нитки крепится на левой части рамы, которая находится впереди ведущей рейки. При поднятии планки уток проталкивается в зев. Движение происходит слева направо. Чередуя разноцветные нитки, можно получить рисунки на изделии (клетка, полоска).

Видео: как сделать ткацкий станок?

Изготовление простого устройства для ткачества

А также в домашних условиях можно смастерить несложное мини-устройство, которое послужит игровым приспособлением для детей, а также обучать их ткачеству. Детский ткацкий станок будет полезен для обучения детей древнему искусству ткачества. При помощи такого простого ткацкого станка можно сделать компактный коврик, который пригодится в домашней обстановке.

Причем это устройство не потребует специальных приспособлений. Вам потребуется лишь плотный картон, ножницы, крючок, карандаш, вилка и пряжа. Вместо картона возможно употребление старой фанеры, ДСП или иного жесткого основания.

Вначале на картоне выполняется разметка с помощью линейки. Даже ребенок может поучаствовать в этом процессе. Разметка осуществляется на противоположных сторонах листа с шагом 5-10 мм. Проводятся небольшие параллельные линии по отметкам. Далее, на местах этих линий делаются надрезы. В конце с помощью пряжи делаем основу. Вместо пряжи можно применить ленту или обыкновенную нить.

Работает ткацкий станок на основе вдевания нитей в разрезы и последующее плетение. Пряжа проделывается в разрез, а ее окончание располагается на изнаночной стороне. Продевание пряжи нужно выполнять в виде змейки. В итоге выходит обвязывание полученных вырезов. На другой стороне тоже делаются полосы из нитей. Одна сторона будет лицевой, а другая — изнаночной. На лицевой получается сделанное полотно.

Натягивать нитки приходится плавно, чтобы не выгнуть картон. Можно использовать для удобства большую иглу. Число нитей должно соответствовать тому, чтобы край был кромочным и осуществлялся переход из ряда в другой ряд. Осуществить движение нитей вплотную друг к другу можно с помощью вилки. Так, такой ткацкий станок для детей поможет вам научить ребенка прядильному мастерству, не прикладывая много усилий.

Современный человек уже, конечно, не заинтересован в ткачей деятельности, но не стоит забывать о своих предках, которые раньше трудились на этих станках. Если у вас есть желание, то вы всегда можете изготовить свой домашний станок и использовать его для каких-либо целей. Тем более размеры работающего станка зависят только от вас.

Можно рассказать детям, как пряли первые ткацкие станки, и как работает самодельное устройство. Ведь увлекаться ткачеством – это очень интересное занятие.

metmastanki.ru

Ткацкие и прядильные ручные станки и орудия

tcackie-ruchnye-stankiВ XVIII-XIX вв. некоторые древние центры производства ремесленных тканых орнаментированных изделий прекратили свое существование, не выдержав, как уже указывалось выше, конкуренции с импортируемыми из Англии фабричными тканями; другие центры пришли в упадок во время колониальных войн. После освобождения Индии силами государственных и штатовских организаций, а также при большой поддержке широких слоев общественности удалось воскресить часть этих центров и снова придать им былой блеск, равно как и поддержать те традиционные центры, которые выдержали натиск тяжких исторических обстоятельств, губивших художественные ремесла Индии.

Ткацкие и прядильные ручные станки и орудия отличаются во многих случаях древним традиционным характером. Зачастую они бывают чрезвычайно примитивны.Так, прялки делятся по способу намотки пряжи на две основные категории — с подвесным веретеном и с колесом. Прялки первого вида обычно представляют собой вилку (или штырек, или две параллельные дощечки), рукоятку которой человек держит в левой руке. На это простое устройство крепят кудель и правой рукой вытягивают из нее и сучат нитку, которую наматывают на веретено. С такими прялками часто ходят со стадами коз и овец пастухи, занимающиеся отгонным скотоводством; они (и мужчины, и женщины) прядут шерсть и пух как для изготовления предметов одежды или одеял, так и на продажу.

Прялки такого вида бывают и непереносные. Их стержень в таком случае укреплен на удлиненной ножке, имеющей подставку и стоящей на земле. Нитка тоже вытягивается и наматывается на веретено вручную (для изготовления особо тонких, тканей веретено должно быть не толще швейной иглы).

Прялки с колесом отличаются тем, что нить наматывается не на веретено, а на колесо (это колесо, называемое «чаркха», в период гандистского движения свадеши стало символом независимой экономики Индии). Чаще всего это горизонтальный небольшой прядильный станок, состоящий из доски-опоры и колеса для намотки спряденной нити (расположенного справа от прядильщика). В левой части доски укрепляется на чем-нибудь, пучок кудели.

Чаркха обычно состоит из двух колесиков, укрепленных почти рядом на короткой оси. Спицы каждого из них выведены за пределы обода, а иногда идут прямо от оси и ободом вообще не скреплены. Каждая спица постепенно расширяется к концу. Если они укреплены в два ряда, то расположены как бы в шахматном порядке — один ряд сдвинут на половину интервала, между спицами. На расстоянии 8-12 см от своих верхних концов каждая спица одного ряда привязана шнуром к ближайшей спице другого, а затем шнур опять идет к первому ряду,, потом опять к другому и так зигзагом обводит всю окружность чаркхи. На этот шнур при вращении чаркхи (вращают ее вручную) накладывается спряденная нитка. Иногда чаркха представляет собой сплошной деревянный круг с глубоким желобом по окружности — в этот желоб ложится нить.

Ткацкие станки, которыми в основном пользуются индийские ремесленники, тоже примитивны. В среде малых народов, где, в отличие от кастовых ткачей в составе крупных этносов, ткачеством занимаются женщины, широко распространен станок, представляющий собой грубую деревянную раму, почти горизонтально укрепленную на кольях с небольшим уклоном в сторону ткущей женщины. На раме закреплены нити основы, и нижний валик, на который наматывается вытканная часть изделия, имеет петлю, забрасываемую, как пояс, за спину женщины. Сидя на земле, она своим телом регулирует натяжение нитей основы. Такие станки широко распространены, например, у малых народов в горах крайних северо-восточных областей.

Станки деревенских и городских кастовых ткачей имеют довольно грубые деревянные рамы, и их основные конструктивные различия сводятся к тому, в какой плоскости они установлены — горизонтально или вертикально, или же горизонтально с вертикальной или наклонной ступенью на участке выработки узора. Вертикальными обычно бывают станки для выработки одеял, половиков и ковров, тогда как для производства тканей применяются горизонтальные станки. Различаются они и по способу управления челноком тилли: в одних (35% всех станков) челнок проталкивается нитью, прикрепленной к рукоятке, которую дергает ткач, в других (64%) мастер толкает челнок рукой.

В большей части станков нити основы попеременно поднимаются при помощи педального устройства, соединенного с отшлифованными палками, продетыми поперек основы. Широко распространены станки, у которых передняя часть станины погружена в яму, и ткач сидит на краю этой ямы, опустив в нее ноги на педали станка.

Когда вручную (в технике «выборного ткачества») ткется изделие, по полю которого разбросан узор, состоящий из отдельных, не соединенных один с другим элементов, ткачу помогает еще один (а иногда и несколько) человек.

Этот помощник ткача манипулирует тонкими бамбуковыми, заостренными с обоих концов челноками, пронизывая ими нити основы только на тех местах, где требуется нанести ту или иную деталь узора. Это делается по мере приближения нитей утка к месту запланированного узора, который обычно наносится на бумагу и подкладывается под основу, а иногда и размечается прямо по основе какими-либо легко смываемыми красителями.

Завершив каждый элемент рисунка, помощник ткача обрезает нить и привязывает ее конец снова в том месте, где предстоит повторить этот элемент. Если узор многоцветный, то и таких маленьких челноков бывает несколько. Обычно помощниками ткача в этом многотрудном деле бывают его подрастающие сыновья — считается, что для такой тонкой операции детские пальцы подходят больше, чем пальцы взрослого человека. Участвуя с юного возраста (иногда с семи-восьми лет) в процессе ткачества, сыновья ткачей приобретают необходимые производственные навыки и к 16 годам овладевают ремеслом.

Не всегда узор наносится челноками — иногда пользуются и тонкими шлифованными бамбуковыми иглами, которыми проводят орнаментальную нить между нитями основы одновременно с процессом нанесения утка.

Фабричные ткани применяются главным образом для изготовления вошедших в быт индийцев предметов европейского костюма, преимущественно мужского (да и то чаще всего тогда, когда эти предметы шьются на фабриках, как, например, мужские рубашки из хлопка или шелка с набивным или тканым орнаментом), а также сари женщин из среды зажиточных слоев городского населения. Но подавляющее большинство женщин продолжает пользоваться тканями и ткаными изделиями ремесленного ручного производства.

Значительное число городских и деревенских ткачей вырабатывает не только отдельные части традиционной несшитой одежды, но и длинномерные ткани, причем орнамент, создаваемый самыми разными методами, наносится на оба типа тканей. В связи с этим не без интересно отметить, что основными местами выработки длинномерных тканей ручного производства являются северо-западные, западные и северные районы страны, тогда как в южных областях, а также в центральных и восточных выделывают преимущественно разные детали несшитой одежды (в том числе и мужской). Так, в Западном Бенгале лунги составляют 40% всей продукции ремесленников-ткачей, а из южных районов лунги к дхоти даже вывозятся во многие страны Юго-Восточной Азии.. Здесь же производят и большое количество традиционных мужских шарфов-шалей.

Из числа всех ручных ткацких станков 72% занято под производство хлопчатобумажных изделий и тканей, 16% — шелковых, 7% — из искусственного шелка и смешанной пряжи и 5% — шерстяных. Шерстяные изделия вырабатываются преимущественно на северо-западе; в Ассаме производится примерно одинаковое количество шелковых и хлопчатобумажных тканей и изделий, а в остальных областях преобладают хлопчатобумажные и на втором месте стоят шелковые.

Как и раньше, для процессов выработки окрашенных и орнаментированных различными методами тканей, а также готовых изделий характерно кустовое производство. Прядильщик иногда сам красит пряжу, а иногда отдает ее красильщику. Окрашенную (или, если нужно, бесцветную) пряжу приобретает ткач, и если узор наносится на ткань или на изделие в самом процессе ткачества, то готовая продукция поступает от ткача или прямо к заказчику, или к посреднику, или в кооператив. Если же орнаментирование изделия связано с дальнейшей его раскраской или вышивкой, то ткач обычно передает его членам, других каст или профессиональных групп — вышивальщикам или специалистам по росписи, набойке или любому другому виду нанесения рисунка.

Эти древние связи во многом продолжают сохраняться и в наши дни. Собственно ткачеством занимаются на севере страны касты танти, кашти, джольша и момин (название «момин» охватывает в основном ткачей-мусульман, отдельные группы которых сохраняют многие черты кастовой организации), а на юге — сали, падмасали, деванга и мудалиар. Это самые крупные группы ткачей, составляющие основную их массу, но есть и значительное число более мелких локальных каст и подкаст.

informvest.ru

вертикальный и горизонтальный. Искусство ручного ткачества

1.3 Виды ткацких станков: вертикальный и горизонтальный

Рассмотрев различные способы получения ткани без ткацкого станка, перейдем к традиционному ткачеству на ручных станках, так называемому «развитому тканью».

Ручные ткацкие станки бывают двух типов: вертикальные и горизонтальные. Первые ткацкие станки были вертикальными, предполагают, что они появились в раннем металлическом веке[51]. Вертикальные ткацкие станки и процесс работы на них отражен в вазовой живописи Древней Греции, рисунках на керамических изделиях доколумбовой Америки (Илл. 2). Существование вертикальных станов на европейской территории подтверждено многочисленными археологическими находками на городищах дьякова и городецкого типа[52].

Илл. 2. Ткачество на вертикальном ткацком станке.

Роспись керамической тарелки. Перу, 3–5 в. до н. э.

Вертикальный ткацкий станок называется так потому, что нити основы на нем располагаются в вертикальной плоскости. Длина изделия определяется здесь высотой ткацкого станка. В древнем ткацком станке нити основы крепились к ветвям деревьев, а снизу оттягивались грузиками — камнями с отверстиями. В процессе эволюции, предположительно в 5 тыс. до н. э. вертикальный станок превратился в раму с перекладинами. Затем горизонтальные перекладины были заменены валами, на которые можно было накручивать основу (верхний вал) и готовую ткань (нижний вал) — так называемыми «накопителями».

Станки вертикального типа получили распространение в средневековой Франции с развитием шпалерного ткачества. Шпалера — вытканный настенный безворсовый ковер, сюжетом которого часто становились религиозные, исторические или мифические сцены. Во Франции такие станки получили название готлисс (фр. — haute — высокая, lisse — основа). В России вертикальный ткацкий станок использовался для производства ковров, а также в традиционном домашнем ткачестве рогож.

Слово «шпалера» происходит от немецкого слова «spalier» и наиболее ранней известной на сегодняшний день шпалера происходит из церкви ев. Гереона в Кельне и относится к 11 в. Предполагается, климат Германии, более влажный и холодный, чем на юге Европы, не позволял использовать в церквях фрески, и шпалера превратилась здесь в так называемую «шерстяную фреску»[53].

Главными центрами Европейского шпалерного ткачества в XIV в. были Париж и Аррас, в XV в. — Аррас и Турне, кроме того, в XV–XVI вв. развивается ткачество «мильфлерами» (фр. «mille fleurs» — тысяча цветов) во французских городах, расположенных в бассейне реки Луары. В XVI в. — города Фландрии — Брюссель, Антверпен, Ауденарде, а также итальянские Феррара и Флоренция. В XVII–XVIII вв. — Королевская шпалерная мануфактура и мануфактура в Бове[54].

С развитием Королевской шпалерной мануфактуры связано появление термина «гобелен», более употребляемого в современном текстильном искусстве, чем «шпалера». Дело в том, что мастерская ручного ткачества первоначально располагалась в отеле «Гобелен», названного так по имени бывшего владельца — знаменитого красильщика Жана Гобелена, в XV в. приехавшего в Париж из Венеции[55].

В Росси развитие шпалерного ткачества связано с именем Петра I, основавшего в Петербурге в 1715 Шпалерную мануфактуру, просуществовавшую до 1858 г. Однако ковроделие существовало в России и раньше. Археологические находки, летописи и литературные источники свидетельствуют о том, что ковры были известны еще во времена Древней Руси. Они служили украшением и утеплением княжеских дворцов и храмов[56].

Горизонтальный ткацкий станок по своей конструкции более сложен, чем вертикальный. Точное время появления горизонтального ткацкого станка не известно. Наиболее ранние свидетельства о нем относятся ко 2 тыс. до н. э. и указывают на его существование в Древнем Египте. Об этом свидетельствуют многочисленные рисунки, выполненные на стенах египетских гробниц. Предполагают, что в Древней Греции станок горизонтального типа появился в эпоху эллинизма, т. е. в конце IV в. до н. э. — I в. до н. э.[57]. В горизонтальном ткацком станке нити основы расположены в горизонтальной плоскости. В средневековой Франции такой станок назывался «басслисс» (фр, — basse — низкая). Такие станки использовались в шпалерном ткачестве Фландрии.

Первые горизонтальные ткацкие станки, так же как и вертикальные, были очень просты по своей конструкции и представляли собой параллельные бруски, закрепленные на вертикальных опорах. В процессе эволюции возникли многочисленные конструктивные вариации станка: появились накопители основы и ткани (передний и задний валы), педали-подножки и т. д.

Основное преимущество горизонтального станка — возможность вырабатывать длинные ткани. Кроме того, на таком станке можно создавать ткани различных структур. В средние века именно он стал основным типом европейского ткацкого станка[58].

В России XIX в. горизонтальные станки назывались «стан», «кросна», «верстат». Вертикальные и горизонтальные ткацкие станки продолжают использоваться и в современном текстильном искусстве.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Ткацкий станок — ВиКи

У этого термина существуют и другие значения, см. Станок. Ручной ткацкий станок русского образца Традиционный вертикальный ковроткацкий станок Схема вертикального ковроткацкого станка Вверху: Горизонтальный ткацкий станок (изображен вертикально). Древний Египет. Бени-Хасан. Среднее царствоПод ним: Рама для плетения циновок. Древний Египет. Среднее царство Схема горизонтального ткацкого станка

Ткацкий станок (ткацкий стан[1], кросны) — основная машина ткацкого производства, оборудование или устройство для изготовления всевозможных видов ворсовых, гладких, плетёных полотен и ковров: льняных, конопляных, хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных, а также прочей продукции текстильной промышленности.

История

Ткацкий станок служит человечеству с древних времён. В некоторых сельских домах и поныне можно встретить ручные, требующие кропотливого труда, усердия и терпения ткацкие (и ковроткацкие) станки. Даже в масштабах производства, для изготовления высокохудожественных, орнаментальных и сюжетных ковров (гобеленов, килимов) ручного производства используют всё те же, известные с незапамятных времён, вертикальные (представляющие собой простую раму с натянутыми нитями основы) и горизонтальные ручные станки. В остальном, в наши дни, ткацкий станок, это сложное, высокотехнологичное и высокопроизводительное электронное оборудование.

Основные виды ткацких станков

Существуют ручные, полумеханические, механические и автоматизированные станки. Высокопроизводительные автоматические станки, гидравлические, пневматические, пневморапирные и др. По конструкции различают плоские станки и круглые (используют только для выработки специальных тканей, например рукавных). Станки могут быть узкими (вырабатывают ткань шириной до 100 см) и широкими, предназначаться для лёгких, средних и тяжёлых тканей. Есть станки для тканей простых переплетений (эксцентриковые), для мелкоузорчатых тканей (кареточные) и для тканей с крупным, сложным узором (жаккардовые).

Типы станков по принципу прокладки утка

До появления ткацких станков бесчелночного типа нити утка прокидывались в зеве исключительно челноком и прибивались бердом батана.

С появлением станков бесчелночного типа принцип ввода утка в зев, а также конструкция станка значительно изменились. В настоящее время можно выделить следующие типы станков по принципу прокладки утка (на всех станках бесчелночного типа паковка с уточной пряжей находится отдельно от станка (сбоку), количество нити, необходимое для прокладки отдельной уточины, отматывается специальным механизмом, называемым барабаном-накопителем):

  • пневматические — уточная нить прокладывается в зеве струёй воздуха из главного сопла и эстафетных сопел, вмонтированных в конструкцию профильного берда или в отдельный элемент — конфузор. Батан как таковой отсутствует, бердо крепится на магистральную ёмкость распределения сжатого воздуха для эстафетных сопел. Главного вала нет, различные элементы станка приводятся в работу сервомоторами через контролируемые центральной ЭВМ частотные инверторы. Основные производители в мире (по убыванию доли рынка): Toyota Industries, Tsudakoma (оба — Япония), Picanol (Бельгия), Dornier (Германия), Promatech (Италия). В России: страна технологией производства машин данного типа не владеет.
  • гидравлические — уточная нить прокладывается в зеве летящей каплей (струёй) воды. Конструкция станка с некоторыми особенностями базируется на основе пневматических машин. Производители — те же. Россия данной технологией не владеет.
  • рапирные — уточная нить вводится в зев рапирами. Как правило используются 2 рапиры, движущиеся навстречу друг другу: 1-я — подающая — доводит уточную нить до середины ткани, 2-я — принимающая — забирает нить от подающей и доводит уточину до противоположного края зева. Прибой утка осуществляется бердом, как правило также без батанного механизма, а приводимым в действие серводвигателем. Выделяют машины: с гибкими рапирами, с прямыми жёсткими и телескопическими рапирами. Основные мировые производители в основном из ЕС: Picanol (Бельгия), Dornier (Германия), Promatech (Италия), Sulzer (Швейцария). В СССР выпускались по лицензии фирмы Sulzer в Новосибирске. Также выпускались и продолжают производиться в Чебоксарах металлоткацкие станки для выработки металлосетки. Существуют также рапирные станки специального назначения фирм: Van-De-Vielle (Бельгия) для тяжёлых ворсовых тканей и ковров, Juergens (Германия) — для особо широких тканей (до 36 м (мировой рекорд)), используемых в качестве фильтров для целлюлозно-бумажной промышленности и др. Рапирные станки имеют наименьшие ограничения по возможностям выпуска различного ассортимента из всех современных концепций, хотя в целом и медленнее в скорости выпуска, чем, например, пневматические и гидравлические машины.
  • станки пневмо-рапирного типа. Представляют собой комбинацию принципов рапирного и пневматического станков, разработанную в России (СССР). В общем виде прокладка утка осуществляется потоком воздуха, проходящим по каналу, образованному двумя сходящимися в зеве полыми (трубчатыми) рапирами.
  • станки с микропрокладчиками. По-видимому первый тип бесчелночных станков, сыгравший по-настоящему серьёзную роль на мировом текстильном рынке. Принцип ввода утка в зев: уточная нить захватывается задним зажимом металлического миниатюрного «челнока», который приводится в действие механизмом-толкателем, дальше движется от одного края зева к другому, увлекая уточную нить за собой. Для направления движения прокладчика и во избежание его вылета из зева за пределы станка (что может привести к повреждению техники и травмам персонала) в зев между основными нитями вводятся в момент прокидки утка специальные профильные пластины, ряд которых образует своеобразный канал (конфузор), который ограничивает траекторию движения прокладчика утка.

Производство современных ткацких станков

Автором концепции и мировым лидером в производстве станков с микропрокладчиками являлась и остаётся по сей день фирма Sulzer (Швейцария), в 1958 году предложившая на мировом рынке и выпускающая по сей день станки типа «projectil». В настоящее время в силу серьёзных ассортиментных ограничений (например механизм смены утка на подобных станках ограничен максимум 4 — 6 цветами против 8 у пневматических и 16 у рапирных) и высокой стоимости при сопоставимой производительности, станки с микропрокладчиками в основном вытеснены рапирными станками, сохранив долю только в таких сегментах, как производство особо плотных, тяжёлых широких тканей, главным образом технического назначения. В настоящее время их доля на мировом рынке составляет порядка 1 % от доли рапирных станков, объём рынка которых ограничивается величиной порядка 25-30 тысяч единиц оборудования в год.

В России основным производителем ткацких станков является предприятие ОАО «Текстильмаш» (Чебоксары), которое выпускает (и выпускало в СССР) станки с микропрокладчиками под маркой СТБ (Станок Ткацкий Бесчелночный). Станки СТБ производились и в Новосибирске до 2007 года на заводе СибТекстильмаш.

Станки СТБ были и остаются широко распространёнными в России, странах бывшего СССР и государствах, бывших членах социалистического содружества (СЭВ). В страны капиталистической системы не поставлялись из-за патентных конфликтов. К настоящему времени в работе остаётся значительное число машин с микропрокладчиком (в основном на старых предприятиях), однако в последнее время они всё больше вытесняются машинами более прогрессивной конструкции с рапирной, гидравлической и пневматической прокладкой утка.

См. также

Примечания

Ссылки

xn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai

BISERS - Древние способы изготовления тканей

                                                             ДРЕВНИЕ СПОСОБЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТКАНИ.

                                                              

                                                                         Возникновение отраслей ткачества

  

      Как же изготовлялись первые ткани? Раскопки древних стоянок первобытного человека, а также первых городов в различных районах мира показывают, что в основном использовалась рама, на которую натягивались продольные нити - основа. Эти нити переплетались с поперечными нитями - утком. Например, живущее на берегах Нила в IV тысячелетии до н.э. древнее племя бакаири научилось изготовлять ткани, используя вертикальную ткацкую раму. Это были два столба, врытые в землю. От одного к другому протягивали нити - основу.

      Уток был намотан на палочку и при ее помощи продевался через основу. Получалась ткань, похожая на циновку.

      Ткацкая рама такого типа существовала и в Древней Мексике. Техника этого примитивного изготовления тканей была распространена в различных частях земного шара: в Азии, Африке, Америке и, конечно, в Европе. У аборигенов Австралии она существует и по сей день. При большом количестве основных нитей работа по прокладыванию утка занимала очень много времени. Главным неудобством вертикальной рамы была необходимость продергивать нить утка снизу вверх, что приводило к необходимости вырабатывать очень узкие ткани. Для получения широкой ткани приходилось сшивать вместе несколько узких полос.

      В дальнейшем, судя по археологическим раскопкам, примитивная техника ткачества прогрессировала. На территории современной Швейцарии были найдены остатки ткацкого станка, относящегося к периоду свайных построек. Между двумя вертикальными столбами в верхней части помещалась перекладина, к которой прикреплялась основа, натянутая при помощи глиняных грузил. Здесь уток пропускался уже слева направо и обратно. Ширина ткани определялась только длиной рук ткача и возможностью его передвижения вдоль рамы. Это устройство уже позволило увеличить ширину вырабатываемых тканей. При ширине ткани 50 - 80 сантиметров получить нужную для одежды длину (например, 4-5 метров) на этом станке было невозможно.

      И человек вновь стал перед проблемой усовершенствования ткацкого станка. Он пришел к выводу о необходимости создания определенного запаса нитей основы на верхней перекладине, чтобы эти нити можно было легко отматывать по мере выработки ткани и опускать вниз, натягивая посредством грузов. Так возникло приспособление, из которого столетия спустя, уже в средние века, в Европе был создан дошедший до нас навой ткацкого станка, т.е. большая катушка с фланцами, на которую наматывалось несколько тысяч нитей большой длины (3-8 тысяч метров). Наличие такого приспособления сделало в свою очередь необходимым съем выработанной ткани в процессе работы, т.е. создание устройства для наматывания полученной ткани. Для этого стала применяться нижняя перекладина, которая позднее (примерно в то же время, когда появился и навой) превратилась в товарный вал ткацкого станка. 

      Уже упоминалось о чрезвычайной трудности прокладывания утка между основными нитями (особенно при их большом количестве). Трудность заключалась в необходимости перебирания половины всех нитей основы пальцами. Одним из наиболее простых способов, облегчающих отделение четных нитей основы от нечетных (для образования так называемого зева при прокладывании в него нити утка), стало натягивание нитей основы на раме в два ряда - задний и передний. Такой способ применялся более 5 тысяч лет назад у древнего племени бакаири. Применяется он и теперь при кустарном производстве украинских ковров - килимов и рогож. Приспособлением для образования зева служила также особая гребенка, в зубьях которой были просверлены отверстия. Через отверстия в зубьях гребенки пробирали все четные нити основы, а между зубьями - все нечетные. Гребенка подвешивалась к верхнему брусу станка наподобие качелей. Для приближения четных нитей ткач тянул ("дергал") гребенку к себе, для приближения нечетных нитей основы гребень отодвигался назад от среднего положения. При этом достигалось четкое чередование зевов, в которые прокладывались уточные нити. Это устройство сохранилось в рогожном производстве и до настоящего времени.

      Много позже, уже в период сельской общины, перешли к производству более плотных тканей из тонких нитей. Эти нити не выдерживали резких ударов гребенки и рвались. Кроме того, возникали сложности при изготовлении гребенок для большого количества плотно расположенных нитей. Время требовало решения технической проблемы выработки плотных тканей, и эта проблема была решена. Был изобретен ремизный аппарат, вернее его прообраз в виде нитяных планок. В дальнейшем этот аппарат совершенствовался.

      Из качающегося гребня родилось еще одно важное устройство ткацкого станка, необходимое для прибоя проложенной уточной нити к опушке ткани. Первоначально прибой осуществлялся плоской дощечкой, которую ткач держал за рукоятку. Затем прибой стали производить гребнем, прикрепленным к качающемуся батану. Батан в свою очередь прикреплялся (для лучшей раскачки) к верхнему брусу ткацкого станка.

      После введения в ткацкий станок всех этих новшеств дошла очередь и до процесса прокладывания утка. Нить утка наматывалась на палочку (иногда на веретено), которая при прокладывании задевала за нити основы, что приводило к замедлению процесса ткачества. Чтобы было легче прокладывать уток, палочку стали делать тоньше, затем она превратилась в иглу, один конец которой был острым для лучшего скольжения между нитями основы, другой - более толстым для наматывания нити утка. В дальнейшем стали делать иглу с двумя острыми концами, имеющими специальные отверстия для попеременного прокладывания нитей утка. Эта конструкция, в которой угадывается будущий челнок, значительно ускорила темп работы ткача. Такие примитивные челноки встречаются и в настоящее время, например у племени баттаков на острове Суматра (Индонезия).

      Итак, основные элементы ручного ткачества - рама, товарный вал, ремизный аппарат, батан с бердом и примитивный челнок - были созданы человеком еще в доклассовом обществе.

      С возникновением и развитием рабовладельческого строя техника ткачества продолжала совершенствоваться. Наиболее древней страной развитого текстильного производства был Египет. В XIV- XII веках до н.э. египетские льняные ткани уже были известны и в широком масштабе экспортировались в Сирию и Месопотамию. В Древнем царстве льняные ткани были одним из видов оброка, который крестьянин платил своему хозяину, храму, царю.

      Около 2000 лет до н.э., т.е. в период Среднего царства, ткачество отделилось от земледельческих работ и стало ремеслом, выполняемым в специальных ткацких мастерских профессионалами-ткачами. Наиболее крупные мастерские были сосредоточены в храмах. В Новом царстве на базе этих мастерских появились мануфактуры, где рабы трудились каждый на своем участке, т.е. возникла специализация по наиболее важным видам работ. Интересен и тот факт, что 4000 лет назад в Древнем Египте была введена монополия на внешнюю торговлю тканями. Только царь и жрецы - хозяева наиболее крупных мануфактур - могли продавать ткани за границу. Хозяева частных мастерских и купцы имели право торговать льняными тканями только внутри государства.

      Кроме Египта льняным производством славилась в древности Колхида - страна, находившаяся на части территории современных Грузии и Азербайджана. Она экспортировала ткани в различные страны Востока, а также в Римскую империю.

      Родиной шелкового производства является Китай. Позднее шелковые ткани стали вырабатывать в Индии, а затем в Вавилоне; оттуда в свою очередь это искусство было заимствовано римлянами. В Китае было высоко развито производство также шерстяных тканей (с III века до н.э.).

      Центром производства хлопчатобумажных тканей с древних времен была Индия, где изготовляли тончайшие хлопчатобумажные ткани - ситцы.

      В античные времена центрами производства тканей были Греция и Рим. В Греции вырабатывали шерстяные, а с IV века до н.э. льняные ткани. До VII-VI веков до н.э. это носило характер домашнего ремесла. В богатых домах и дворцах греческой знати имелись специальные помещения, где под присмотром хозяйки дома рабыни занимались изготовлением тканей. При этом ткачество считалось высшим из ремесел и его изобретение греки приписывали богине Афине Палладе. Гомер в"Одиссее писал, что "... ткани ж были так плотны, что в них не впивалось и тонкое масло..."

      В Древнем Риме также изготовляли в большом количестве для внутренних нужд и на экспорт льняные и шерстяные ткани в крупных мастерских, где трудились рабы.

      В то далекое от нас время техника ткачества продолжала развиваться. В Древнем Египте ткацкий станок был значительно усовершенствован. На раме появился передний товарный вал, на который наматывалась ткань по мере ее изготовления; на задний брус перекидывались запасные нити основы, на их концы подвешивались грузы, создававшие натяжение нитей. Подъем ремизок вручную был заменен педальным механизмом, освободившим руки ткача для выполнения остальных операций. Ткач теперь мог оставаться на одном месте, а не передвигаться вдоль рамы станка. Уточная нить прибивалась гребнем, зубья которого делали из расщепленного тростника.

      В Древней Греции появились многоремизные ткацкие станки для выработки узорчатых тканей.

      В Древнем Риме было изобретено наиболее совершенное приспособление для прокладывания уточной нити. Нить утка наматывалась на цевку, которую для предохранения утка от преждевременного разматывания и запутывания в основе стали вкладывать в особую коробку, имеющую заостренную по концам форму (для удобства прокладки в зеве основы). Цевка была очень легкой и выполнялась из камыша. Один конец намотанного на цевку утка пропускали через боковое отверстие коробки. При прокидывании утка цевка вращалась в коробке, отматывая часть нити определенной длины. Таким образом, римские ткачи того времени создали челнок, который без существенных изменений сохранился в ручном ткачестве до наших дней.

      Заканчивая краткий обзор развития ткацкой техники на первом этапе, нужно сказать следующее. Античное ткачество простых тканей (полотен) уступало в техническом отношении древневосточному. Только в области узорчатого ткачества греки создали более совершенный тип ткацкого станка с несколькими педалями. Римский ткацкий станок был гораздо примитивнее древнеегипетского. Единственным вкладом Рима в ткацкую технику было создание рациональной конструкции челнока. Сложные, искусные операции ткачества требовали личного мастерства ремесленника и были несовместимы с неквалифицированным трудом раба, поэтому рабовладельческий строй мало способствовал развитию техники ткачества.

    

                                                                      Как вырабатывается ткань?

     

      Вы когда-нибудь видели ткацкий станок? Нет? А вы посмотрите. Отец русской авиации Н.Е.Жуковский, впервые увидев ткацкий станок (учтите - станок начала XX века), воскликнул: „Такая машина работать не может!". А когда станок включили в работу, Жуковский пришел в восторг от сложности и четкости работы различных его узлов. Современное ткацкое оборудование, управляемое компьютерами, наверное, удивило бы его еще больше.

      Но вернемся к станку. Вдоль него проходят тысячи нитей, продетых в различные движущиеся детали. Эти нити переплетаются с поперечными нитями, которые прокладываются какими-то устройствами так быстро, что их и не заметишь. Привлекает внимание движущийся возвратно-поступательно вдоль продетых в него нитей гребень. И, наконец, ткань, образованная каким-то непонятным образом, появляется из этого гребня и наматывается на какой-то вал.

      Это первое впечатление от ткацкого станка оставляет в голове полный сумбур: много деталей, движущихся с большой скоростью в различных направлениях и с какой-то целью... Но цель-то одна: образовать из нитей ткань. Давайте приглядимся к станку внимательней.

      Тысячи нитей, проходящих вдоль станка, намотаны на большую катушку. Эта катушка называется навоем. По мере нарабатывания ткани навой медленно поворачивается на определенный угол, отматывая определенную длину нитей. Все нити, намотанные на навой, называются основой. Они, так названы потому, что и на самом деле являются основой вырабатываемой ткани.

      Теперь целесообразно обратить внимание на расположенные поперек основы рамки с укрепленными на них галевами - тонкими металлическими пластинками с отверстиями. Рамки то поднимаются, то опускаются. А так как нити основы продеты в отверстия галев, они поднимаются и опускаются вместе с рамками. Эти рамки называются ремизом. Если вы читали рассказ Лескова „Заячий ремиз" (т.е. заячий прыжок, скачок), то запомнить это название будет нетрудно. Так вот, часть нитей вместе с некоторыми рамками поднялась, а часть опустилась. Между ними образовался просвет, или, как принято называть в ткачестве, зев. В зев и прокладывается поперечная нить, переплетающаяся с продольными нитями основы. Эта нить, идущая поперек нитей основы, называется утком.

      Прокладывается уток различными способами, но наиболее распространенный в настоящее время челночный, т.е. с помощью челнока.

      Это слово произошло от челна, лодки, совершающей путь от берега до берега. В данном случае „берегами" являются края образуемой на станке ткани.

      Проложенная уточная нить (уток) переплетается с основными нитями и доводится до определенного места (прибивается) специальным механизмом ткацкого станка - батаном, совершающим возвратно-поступательное движение. Прибой осуществляется непосредственно металлическим гребнем - бердом, между зубьями которого проходят нити основы. Образующаяся ткань наматывается на специальный вал, называемый товарным.

                                                  Схема простейшего челночного ткацкого станка.

      Формирование ткани на ткацком станке происходит следующим образом. Сматываемые с навоя 1 нити 2 основы огибают скало 3, проходят через ламельный прибор 4, глазки 5 галев ремизок и между зубьями берда 7. Ремизки служат для разделения нитей основы на части, что позволяет переплетать их с нитями утка. Движение основы в вертикальной плоскости служит для образования зева на ткацком станке. Одна часть нитей основы от среднего уровня поднимается, другая опускается. Пространство между поднятыми и опущенными нитями основы; как вы уже знаете, называется зевом 6. В него прокладчиком 8 утка (челноком, микрочелноком, рапирами, пневморапирами, воздухом, водой)* [*Подробнее об этом рассказывается в разделе 6] прокладывается уточная нить. Зев образуется зевообразовательным механизмом, который перемещает ремизки вверх и вниз согласно определенному рисунку переплетения. Зевообразовательные механизмы ткацкого станка бывают трех видов: эксцентриковые, кареточные и жаккардовые.

      Эксцентриковые зевообразовательные механизмы применяют для выработки тканей, имеющих небольшое количество (не более 8) разнопереплетающихся нитей (т.е. раппорт переплетения). Кареточные зевообразовательные механизмы позволяют вырабатывать ткани, в раппорте которых столько различно переплетающихся нитей основы, сколько имеется ремизок на ткацком станке. Конструкция ткацкого станка позволяет установить на нем 24, иногда 30 - 32 ремизки, что не дает возможности вырабатывать узорчатые ткани с большими раппортами рисунков. Ткани, раппорт переплетения которых по основе содержит более 24 - 32 разнопереплетающихся нитей и иногда достигает нескольких тысяч нитей, называют крупноузорчатыми, или жаккардовыми. Их вырабатывают с помощью специального зевообразовательного механизма - жаккардовой машины. На этих тканях можно воспроизводить геометрические, растительные и сюжетно-тематические рисунки.

      После прокладывания нити утка зев закрывается и введенная в него уточная нить бердом 7 (тем самым металлическим гребнем, в зубья которого проходят нити основы) прибивается к опушке 9 ткани. Затем образуется новый зев, при котором согласно рисунку переплетения ремизки и пробранные в них нити основы меняют положение, в результате чего прибитая к опушке ткани уточная нить закрепляется у опушки. Полученная ткань наматывается на товарный вал 10. Как видим, появились некоторые новые термины. Скало - это узел ткацкого станка, общее назначение которого дать основе необходимое направление, другими словами, направить нити основы, сматывающиеся с навоя в ремиз. А что такое опушка ткани! Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомним, что такое опушка леса. Вспомнили? Опушка, т.е. край. Думается, что теперь и не нужно объяснять термин „опушка ткани".

      Образование ткани - это процесс переплетения двух систем нитей (основы и утка) при совместном действии механизмов ткацкого станка, выполняющих технологические операции: натяжение и отпуск определенной части длины основы, зевообразование, прокладывание утка в зев, прибой уточной нити к опушке ткани, навивание ткани на товарный вал. Волокна в нитях и пряже имеют крутку и, обладая упругостью, стремятся освободиться от нее. Здесь начинает действовать Его Величество Трение. О пользе и вреде трения известно немало. В ткачестве трение также играет важную роль: не дает нитям распрямиться, а ткани - рассыпаться на отдельные нити. В результате действия друг на друга нити основы и утка изгибаются, принимая в ткани волнообразную форму. В местах изгиба одной нити около другой создаются силы трения. Величина сил трения зависит от вида, толщины и натяжения нитей.

    

bisers.at.ua

Станок (ткацкий) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Станок. Ручной ткацкий станок русского образца Традиционный вертикальный ковроткацкий станок Схема вертикального ковроткацкого станка Вверху: Горизонтальный ткацкий станок (изображен вертикально). Древний Египет. Бени-Хасан. Среднее царствоПод ним: Рама для плетения циновок. Древний Египет. Среднее царство Схема горизонтального ткацкого станка

Ткацкий станок (ткацкий стан[1], кросны) — основная машина ткацкого производства, оборудование или устройство для изготовления всевозможных видов ворсовых, гладких, плетёных полотен и ковров: льняных, конопляных, хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных, а также прочей продукции текстильной промышленности.

История

Ткацкий станок служит человечеству с древних времён. В некоторых сельских домах и поныне можно встретить ручные, требующие кропотливого труда, усердия и терпения ткацкие (и ковроткацкие) станки. Даже в масштабах производства, для изготовления высокохудожественных, орнаментальных и сюжетных ковров (гобеленов, килимов) ручного производства используют всё те же, известные с незапамятных времён, вертикальные (представляющие собой простую раму с натянутыми нитями основы) и горизонтальные ручные станки. В остальном, в наши дни, ткацкий станок, это сложное, высокотехнологичное и высокопроизводительное электронное оборудование.

Основные виды ткацких станков

Существуют ручные, полумеханические, механические и автоматизированные станки. Высокопроизводительные автоматические станки, гидравлические, пневматические, пневморапирные и др. По конструкции различают плоские станки и круглые (используют только для выработки специальных тканей, например рукавных). Станки могут быть узкими (вырабатывают ткань шириной до 100 см) и широкими, предназначаться для лёгких, средних и тяжёлых тканей. Есть станки для тканей простых переплетений (эксцентриковые), для мелкоузорчатых тканей (кареточные) и для тканей с крупным, сложным узором (жаккардовые).

Типы станков по принципу прокладки утка

До появления ткацких станков бесчелночного типа нити утка прокидывались в зеве исключительно челноком и прибивались бердом батана.

С появлением станков бесчелночного типа принцип ввода утка в зев, а также конструкция станка значительно изменились. В настоящее время можно выделить следующие типы станков по принципу прокладки утка (на всех станках бесчелночного типа паковка с уточной пряжей находится отдельно от станка (сбоку), количество нити, необходимое для прокладки отдельной уточины, отматывается специальным механизмом, называемым барабаном-накопителем):

  • пневматические — уточная нить прокладывается в зеве струёй воздуха из главного сопла и эстафетных сопел, вмонтированных в конструкцию профильного берда или в отдельный элемент — конфузор. Батан как таковой отсутствует, бердо крепится на магистральную ёмкость распределения сжатого воздуха для эстафетных сопел. Главного вала нет, различные элементы станка приводятся в работу сервомоторами через контролируемые центральной ЭВМ частотные инверторы. Основные производители в мире (по убыванию доли рынка): Toyota Industries, Tsudakoma (оба — Япония), Picanol (Бельгия), Dornier (Германия), Promatech (Италия). В России: страна технологией производства машин данного типа не владеет.
  • гидравлические — уточная нить прокладывается в зеве летящей каплей (струёй) воды. Конструкция станка с некоторыми особенностями базируется на основе пневматических машин. Производители — те же. Россия данной технологией не владеет.
  • рапирные — уточная нить вводится в зев рапирами. Как правило используются 2 рапиры, движущиеся навстречу друг другу: 1-я — подающая — доводит уточную нить до середины ткани, 2-я — принимающая — забирает нить от подающей и доводит уточину до противоположного края зева. Прибой утка осуществляется бердом, как правило также без батанного механизма, а приводимым в действие серводвигателем. Выделяют машины: с гибкими рапирами, с прямыми жёсткими и телескопическими рапирами. Основные мировые производители в основном из ЕС: Picanol (Бельгия), Dornier (Германия), Promatech (Италия), Sulzer (Швейцария). В СССР выпускались по лицензии фирмы Sulzer в Новосибирске. Также выпускались и продолжают производиться в Чебоксарах металлоткацкие станки для выработки металлосетки. Существуют также рапирные станки специального назначения фирм: Van-De-Vielle (Бельгия) для тяжёлых ворсовых тканей и ковров, Juergens (Германия) — для особо широких тканей (до 36 м (мировой рекорд)), используемых в качестве фильтров для целлюлозно-бумажной промышленности и др. Рапирные станки имеют наименьшие ограничения по возможностям выпуска различного ассортимента из всех современных концепций, хотя в целом и медленнее в скорости выпуска, чем, например, пневматические и гидравлические машины.
  • станки пневмо-рапирного типа. Представляют собой комбинацию принципов рапирного и пневматического станков, разработанную в России (СССР). В общем виде прокладка утка осуществляется потоком воздуха, проходящим по каналу, образованному двумя сходящимися в зеве полыми (трубчатыми) рапирами.
  • станки с микропрокладчиками. По-видимому первый тип бесчелночных станков, сыгравший по-настоящему серьёзную роль на мировом текстильном рынке. Принцип ввода утка в зев: уточная нить захватывается задним зажимом металлического миниатюрного «челнока», который приводится в действие механизмом-толкателем, дальше движется от одного края зева к другому, увлекая уточную нить за собой. Для направления движения прокладчика и во избежание его вылета из зева за пределы станка (что может привести к повреждению техники и травмам персонала) в зев между основными нитями вводятся в момент прокидки утка специальные профильные пластины, ряд которых образует своеобразный канал (конфузор), который ограничивает траекторию движения прокладчика утка.

Производство современных ткацких станков

Автором концепции и мировым лидером в производстве станков с микропрокладчиками являлась и остаётся по сей день фирма Sulzer (Швейцария), в 1958 году предложившая на мировом рынке и выпускающая по сей день станки типа «projectil». В настоящее время в силу серьёзных ассортиментных ограничений (например механизм смены утка на подобных станках ограничен максимум 4 — 6 цветами против 8 у пневматических и 16 у рапирных) и высокой стоимости при сопоставимой производительности, станки с микропрокладчиками в основном вытеснены рапирными станками, сохранив долю только в таких сегментах, как производство особо плотных, тяжёлых широких тканей, главным образом технического назначения. В настоящее время их доля на мировом рынке составляет порядка 1 % от доли рапирных станков, объём рынка которых ограничивается величиной порядка 25-30 тысяч единиц оборудования в год.

В России основным производителем ткацких станков является предприятие ОАО «Текстильмаш» (Чебоксары), которое выпускает (и выпускало в СССР) станки с микропрокладчиками под маркой СТБ (Станок Ткацкий Бесчелночный). Станки СТБ производились и в Новосибирске до 2007 года на заводе СибТекстильмаш.

Станки СТБ были и остаются широко распространёнными в России, странах бывшего СССР и государствах, бывших членах социалистического содружества (СЭВ). В страны капиталистической системы не поставлялись из-за патентных конфликтов. К настоящему времени в работе остаётся значительное число машин с микропрокладчиком (в основном на старых предприятиях), однако в последнее время они всё больше вытесняются машинами более прогрессивной конструкции с рапирной, гидравлической и пневматической прокладкой утка.

См. также

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru