Ткачество древних людей. Ткачество у разных народов. В картинках.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Ткачество. Ткачество древних людей


Ткачество. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам

Немного истории

Сам метод ткачества появился ещё в каменном веке. Первоначально ткацкий станок был вертикальным.

Старинный ткацкий станокpinterest button Старинный ткацкий станок http://www.torange.ru/, CC BY-SA 4.0

Повсеместно для ткачества использовались разного рода ручные приспособления (дощечки, бёрдышки). Позднее был изобретён горизонтальный ткацкий станок.

В Средние века эта профессия не пользовалась большим уважением. В странах Европы распространённым сырьём для пряжи были шерсть и лён, а также импортируемые из Азии хлопок и шёлк. Появление ткацкого станка позволило производить ткани высокого качества. 

Ткацкий станок в музее Переславля Залесского
pinterest button Ткацкий станок в музее Переславля Залесского By PereslavlFoto (Собственная работа), CC BY-SA 3.0

Образовалось полотно с более сложной фактурой и по другому декорированное, что придало ткачеству другую смысловую функцию.

Теперь оно рассматривалось уже какпромысел и как творческое ремесло. Много веков подряд климатические, территориальные и социально-экономические условия воздействуют на преобразование ткани. Расширяется и география ремесла. У многих народов ткачество — это основа национальной культуры…

Ткачество в народной культуре

До 19-20 века ткачество являлось одним из самых распространенных домашних занятий в традиционных культурах народов России и соседних территорий.

Развивалось  узорное тканье. Это изготовление изделий, украшенных геометрическим орнаментом путем переплетения цветных нитей.

Ткачиха протягивает челнок с нитью
pinterest button Ткачиха протягивает челнок с нитью Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Узорные ткани в виде полос различного размера и лент использовались для декорирования предметов одежды с 18 — 19 вв.: главным образом, они пришивались к белым холщовым или пестрядинным рубахам и головным полотенцам.

В татарской и башкирской культуре браное ткачество использовалось преимущественно для предметов интерьерного назначения, у чувашей (низовой этнографической группы) — почти полностью для украшения предметов одежды.

Клубки для ткачестваpinterest button Клубки для ткачества Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

У первых более распространенной была техника закладного тканья (с яркими поперечными или ступенчатыми узорами и характерными узкими «щелями»), у чувашей и удмуртов - браный и выборный способы, при которых орнамент образуется прокидыванием цветных уточных нитей (красным — в браном тканье, разноцветными — в выборном).

Вертикальный ткацкий станокpinterest button Вертикальный ткацкий станок Randy Oostdyk, GNU 1.2

Тканье использовалось и для изготовления поясов — полосатых, с орнаментом и даже надписями; как правило, это т. н. плоские или ленточные пояса. Среди народов Поволжья и Приуралья (марийцев, мокши, эрьзя, удмуртов) домашнее ткачество сохранялось: для изготовления одежды — до 1970-80-х гг., для тканья праздничных поясов — до 21 в.

Современность

В наше время основная часть тканей производится промышленным образом на различных механических, автоматических и специальных ткацких станках.

Ручное ткачество встречается только в прикладном искусстве и изделия нередко предлагаются на ярмарках и в сувенирных магазинах.

В России хорошо развито ткацкое производство. Во многих областях есть ткацкие фабрики. Самое, пожалуй, известное во всём мире Российское ткацкое производство находится в Иваново и прилегающих к нему областных городах.

ru.russianarts.online

Ткачество - это... Что такое Ткачество?

Реконструкция вертикального ткацкого станка с Фарерских островов
Вертикальный ткацкий станок Ткач на немецкой гравюре 1568 года. Горизонтальный ткацкий станок

Тка́чество — производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших человеческих ремёсел. Оно возникло в позднем неолите как эволюция плетения. В более широком смысле под ткачеством понимают весь комплекс технологических процессов, составляющих ткацкое производство. Человека, профессионально занимающегося ткачеством, называют ткачом. Существует два вида ткацких станков: вертикальный и горизонтальный.

История

Сам метод ткачества появился ещё в каменном веке. Первоначально ткацкий станок был вертикальным (сохранились до наших дней у некоторых индейских племён; используется для ковроткачества). Повсеместно для ткачества использовались разного рода ручные приспособления (дощечки, бёрдышки). Позднее был изобретён горизонтальный ткацкий станок. В Средние века эта профессия не пользовалась большим уважением. В странах Европы распространённым сырьём для пряжи были шерсть и лён, а также импортируемые из Азии хлопок и шёлк. Появление ткацкого станка позволило производить ткани высокого качества. Тем не менее, эпоха индустриализации положила конец этой ранее распространённой профессии. Многие ткачи были повергнуты в нищету, став одними из первых, кто почувствовал на себе негативные последствия индустриализации. Именно ткачи бунтовали против массового внедрения станков и замену мануфактур и надомных ткачей фабриками (луддиты). Этой теме посвящена драма Герхарта Гауптмана «Ткачи» («Die Weber», 1892), рассказывающая о восстании ткачей в Силезии.

Ткачество в народной культуре

До 19-20 вв. ткачество являлось одним из самых распространенных домашних занятий в традиционных культурах народов России и соседних территорий. Использовалось, главным образом, в изготовлении льняного и конопляного (т. н. посконного) холста для нательной одежды, сукна для верхней одежды, а также поясов и отделочной тесьмы. С процессом тканья, особенно с ответственными стадиями начала и срезания готового изделия (например, полосы холста), связаны многие поверья и приметы.

Развивалось также узорное тканье, т.е изготовление изделий, украшенных геометрическим орнаментом путем переплетения цветных нитей. Узорные ткани в виде полос различного размера и лент использовались для декорирования предметов одежды с 18 — 19 вв.: главным образом, они пришивались к белым холщовым или пестрядинным рубахам и головным полотенцам. В татарской и башкирской культуре браное ткачество использовалось преимущественно для предметов интерьерного назначения, у чувашей (низовой этнографической группы) — почти полностью для украшения предметов одежды. У первых более распространенной была техника закладного тканья (с яркими поперечными или ступенчатыми узорами и характерными узкими «щелями»), у чувашей и удмуртов — т. н. браный и выборный способы, при которых орнамент образуется прокидыванием цветных уточных нитей (красным — в браном тканье, разноцветными — в выборном). Тканье использовалось и для изготовления поясов — полосатых, с орнаментом и даже надписями; как правило, это т. н. плоские или ленточные пояса. Среди народов Поволжья и Приуралья (марийцев, мокши, эрьзя, удмуртов) домашнее ткачество сохранялось: для изготовления одежды — до 1970-80-х гг., для тканья праздничных поясов — до 21 в.

Традиции народного узорного ткачества поддерживаются в наши дни многочисленными энтузиастами и профессиональными художниками, в том числе на предприятиях народных художественных промыслов. В 2000-х гг. оно стало развиваться в рамках обществ военно-исторической реконструкции.

Современность

В наше время основная часть тканей производится промышленным образом. Ручное ткачество встречается только в прикладном искусстве и изделия нередко предлагаются на ярмарках и в сувенирных магазинах. В странах Третьего мира, однако, всё ещё существует много ткачей, зарабатывающих своей профессией на жизнь. В этой сфере нередко эксплуатируются и дети.

Литература

Интересные факты

Ссылки

dic.academic.ru

Ткачество у разных народов. В картинках. – Ярмарка Мастеров

Домашнее изготовление тканей - настоящее искусство, которому женищины научились в очень далекие времена. Древнейшим тканям из льна - около 9000 лет. Ткани ткали на ткацких станках различной сложности: от простой рамы до сложных станков. Для создания ткани на станке используются две системы нитей - основы и утка (уток). Нити основы разделяются на две или более групп, одна из групп поднимается, в образовавшийся зев вводится нить утка с помощью челнока с шпулькой, затем нити утка уплотняются гребенкой.

В домашнем ткачестве использовались ручные ткацкие станки двух конструкций - горизонтальные и вертикальные (кросна). Ткацкие станки были легкими, подвижными и незначительными по размеру, что позволяло размещать их в крестьянских избах. Ткали, как правило, с ранней весны до начала полевых работ.

Ткацкое искусство состояло не только в создании ткани, но и в придании эстетических элементов, олицетворявших художественные вкусы народа, были своеобразной визитной таланта каждой мастерицы или мастера. Предметы ткацкого орудия сопровождали человека на протяжении тысячелетий, поэтому представлялись для них священными, наделялись многими сакральными качествами. Им придавалось большое оберегов, лечебное и другие значения.

ткачество

12 век. Женщины ткут шелк.

ткачиха

Иллюстрация из книги. Ткацкий станок, 15 век.

ткач

Миниатюра из книги, 15 век.

индейцы

Янагава Шигенобу.Ткачиха.

ткацкий станок. 16 век, гравюра.

Винсент Ван Гог. Ткач.

Oudenrogge Johannes Dircksz. Ткач

Винсент Ван Гог. Ткач за станком.

Далее - все Ван Гог.

Маковский В. Ткачиха с внучками, 1886

Пряхи и ткачихи

Чижевский Я. Ткачиха

Elisabeth Blomqvist. Ганна. 1854

Elisabeth Blomqvist. Ганна. 1854

Ernest Biele

John Singer Sargents. Ткачі

Кубарев В.

Покаржевский. Ткачиха

Stokes Marianne. За тканням

Sydney Strickland Tully. Ткачество. 1899

Webb Deborah. Ткацкий станок.

Zhang Wen Xin. ?

Еanger Іrving Сouse. Индейский ткач

Susan Seddon Boulet.

www.livemaster.ru

Реферат Ткачество

скачать

Реферат на тему:

План:

    Введение
  • 1 История
  • 2 Ткачество в народной культуре
  • 3 Современность
  • Литература
  • 5 Интересные факты

Введение

Реконструкция вертикального ткацкого станка с Фарерских островов

Вертикальный ткацкий станок

Ткач на немецкой гравюре 1568 года. Горизонтальный ткацкий станок

Тка́чество — производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших человеческих ремёсел. Оно возникло в позднем неолите как эволюция плетения. В более широком смысле под ткачеством понимают весь комплекс технологических процессов, составляющих ткацкое производство. Человека, профессионально занимающегося ткачеством, называют ткачом. Существует два вида ткацких станков: вертикальный и горизонтальный. На вертикальном станке ткутся гобелены и ковры, а на горизонтальном - ткани.

1. История

Сам метод ткачества появился ещё в каменном веке. Первоначально ткацкий станок был вертикальным (сохранились до наших дней у некоторых индейских племён; используется для ковроткачества). Повсеместно для ткачества использовались разного рода ручные приспособления (дощечки, бёрдышки). Позднее был изобретён горизонтальный ткацкий станок. В Средние века эта профессия не пользовалась большим уважением. В странах Европы распространённым сырьём для пряжи были шерсть и лён, а также импортируемые из Азии хлопок и шёлк. Появление ткацкого станка позволило производить ткани высокого качества. Тем не менее, эпоха индустриализации положила конец этой ранее распространённой профессии. Многие ткачи были повергнуты в нищету, став одними из первых, кто почувствовал на себе негативные последствия индустриализации. Именно ткачи бунтовали против массового внедрения станков и замену мануфактур и надомных ткачей фабриками (луддиты). Этой теме посвящена драма Герхарта Гауптмана «Ткачи» («Die Weber», 1892), рассказывающая о восстании ткачей в Силезии.

2. Ткачество в народной культуре

До 19-20 вв. ткачество являлось одним из самых распространенных домашних занятий в традиционных культурах народов России и соседних территорий. Использовалось, главным образом, в изготовлении льняного и конопляного (т.н. посконного) холста для нательной одежды, сукна для верхней одежды, а также поясов и отделочной тесьмы. С процессом тканья, особенно с ответственными стадиями начала и срезания готового изделия (например, полосы холста), связаны многие поверья и приметы.

Развивалось также узорное тканье, т.е изготовление изделий, украшенных геометрическим орнаментом путем переплетения цветных нитей. Узорные ткани в виде полос различного размера и лент использовались для декорирования предметов одежды с 18 - 19 вв.: главным образом, они пришивались к белым холщовым или пестрядинным рубахам и головным полотенцам. В татарской и башкирской культуре браное ткачество использовалось преимущественно для предметов интерьерного назначения, у чувашей (низовой этнографической группы) - почти полностью для украшения предметов одежды. У первых более распространенной была техника закладного тканья (с яркими поперечными или ступенчатыми узорами и характерными узкими "щелями"), у чувашей и удмуртов - т.н. браный и выборный способы, при которых орнамент образуется прокидыванием цветных уточных нитей (красным - в браном тканье, разноцветными - в выборном). Тканье использовалось и для изготовления поясов - полосатых, с орнаментом и даже надписями; как правило, это т.н. плоские или ленточные пояса. Среди народов Поволжья и Приуралья (марийцев, мокши, эрьзя, удмуртов) домашнее ткачество сохранялось: для изготовления одежды - до 1970-80-х гг., для тканья праздничных поясов - до 21 в.

Традиции народного узорного ткачества поддерживаются в наши дни многочисленными энтузиастами и професиональными художниками, в т.ч. на предприятиях народных художественных промыслов. В 2000-х гг. оно стало развиваться в рамках обществ военно-исторической реконструкции.

3. Современность

В наше время основная часть тканей производится промышленным образом. Ручное ткание встречается только в прикладном искусстве и изделия нередко предлагаются на ярмарках и в сувенирных магазинах. В странах Третьего мира, однако, всё ещё существует много ткачей, зарабатывающих своей профессией на жизнь. В этой сфере нередко эксплуатируются и дети.

Литература

  • Грановский Т. С. Удивительная специальность — ткачество. М., 1989
  • Неелов В. В. Ткачество: от плетельных рам до многозвенных машин. М., 1986.
  • Минеева, Валентина Алексеевна. Чувашское узорное ткачество: кн.-альбом (на чув. и русск. яз.) / Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2007. - 183 с. : ил., портр.; 27 см. - (Из опыта народных мастеров).
  • Книга А.И. Ильбековой "Слово о ткачестве". Чебоксары: Чувашия, 2006 г.

5. Интересные факты

  • В Санкт-Петербурге есть улица Ткачей

wreferat.baza-referat.ru


Смотрите также