Тирания древняя греция. 11. Раннегреческая тирания: политическая сущность, социальная опора, историческое значение. Тирания Писистрата в Афинах.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Вопрос 6 Ранняя греческая тирания (на примере Сикиона, Коринфа и Самоса). Тирания древняя греция


политическая сущность, социальная опора, историческое значение. Тирания Писистрата в Афинах.

Раннегреческая тирания и её роль в развитии греческой государственности. Тирания Периандра в Коринфе.Хронология. VII-VI вв.

Причины возникновения и сущность. По сути, те же, что и ВК – соц-эконом развитие порождает напряжённость между слоями населения. Одна из попыток её ослабить – тирания. Кроме того, тирания в большинстве случаев – результат борьбы между старой земельной аристократией и новой торгово-ремесленной прослойкой. Тирания помогает скинуть аристократию, а потом уничтожается народом.

Процесс. Самая ранняя тирания – Коринф, Мегары. Потом – Афины (Писсистрат), Милет (Фрасибул), Самос (Поликрат). Тиран приходит к власти незаконным путём, захватывая фактически неограниченную власть силой. Однако при этом он опирается на широкие слои населения. Характерная политика – конфискация земель у крупных собственников и раздача их разорившимся гражданам. Кроме того – освобождение от долговой кабалы. Важной заботой тиранов было поощрение торговли – строительство кораблей и благоустройство портов. Но тиран у власти пока его поддерживают широкие слои, нередкая деградация тирании в деспотию приводила к смутам и в конечном счёте свержению.

Хронология. Писистрат (560-528). Гиппий и Гиппарх (528-510). Причины. Конфликт демоса и аристократии. Популярность Писистрата (в войне с Мегарами). Харизма. Основная роль тирании – социальная эксперимент харизматического популизма. «Сильная рука», устраняющая все проблемы. Писистрат. После Солона антагонизм знати и демоса продолжается - 3 партии: педиеи (Ликург), паралии (Мегакл), диакрии (Писистрат). В 60ые сделана клерухия бедняков из Афин на Саламине, чтобы охранять его от Мегар. История захвата власти (въехал в город с «Афиной»). Политика. Политика лавирования. Вместе с тем – изгнание Алкмеонидов.Экономика. Льготные ссуды беднякам. 10% налог с урожая. Развил гончарство в Керамике.Культура. Упор на возрождение старых традиций. Храм Афины на Акрополе. Поощрял искусство (Анакреонта, Гомера). Водопровод. Ко двору – виднейшие ученые.Внешняя политика. Пангейские рудники. Внешние успехи на островах Лемнос и Имброс. Контроль над проливами. Дружил с тиранами Наксоса и Самоса.

Писистратиды. 527 год – Гиппий и Гиппарх. Суть власти – наследовали, но харизмы нет, - недовольство. Перегибали палку. Заговор (во главе Алкмеониды и Клеомен Спартанский) и Гиппарх в 514 убит. В 510 Гиппий изгнан. Он же попробовал вернуться вместе с войском Мардония – неудачно.

12. Греко-персидские войны: причины, военные мероприятия персов в Малой Азии и Греции. Марафонское сражение.Предпосылки к войне. Дарий I рядом реформ устаканил общество. Огромные богатства, территория, армия. По сравнению с Персией Греция – лилипут. Вместе с тем – соблазнительный кусок, т.к. завоевав Грецию можно получить контроль над Эгейским морем. В 540-530 захвачены М. Азийские полисы. Поначалу лояльная политика, но при Дарии – ужесточение => Милетское (ионийское) восстание.

Ионийское восстание (500-494). Началось с Милета (Аристагор). Все побережье. Обратились за помощью в Балканскую Грецию. Откликнулись только Афины, да и то 20 судов. Взятие Сард. Победа над финикийцами при Кипре. 495 – поражение при о. Лада. 494 – взятие Милета и подавление восстания.

Поход Мардония (492-490). Повод – помощь Афин М. Азийским городам. В Греции – страх и растерянность. Программа минимум – Фракия и сев. побережье. Если все пойдет хорошо, то и дальше. 492 – переправа через Геллеспонт. Буря около м. Афон и гибель персидского флота. Возвращение назад. Поход неудачен, но персы имеют плацдарм в Эгеиде.

Поход Датиса и Артаферна (490). С ними Гиппий. 491 – дипломатия: во все полисы – персидские послы с требованием «земли и воды». Фессалия и Беотия дали, Аргос – нейтралитет, остальные – против. Тогда поход. Смело: переправа не каботажная, а прямо через море. Высадка на Эвбее, разгром Эретрии, затем – Марафон (видимо, по совету Гиппия). В Афинах – споры, наступать или обороняться? Мильтиад: наступать. 12 сентября 490 – сражение. У персов – конница и лучники, атака лавой => засеки, узкое место, фаланга держит фланги, разделение ее на 3 части. Сначала сколько могли держали удар лучников, последние 100 м – бегом. Победа. Персов можно бить!

14. Первый АМС. 2 периода его существования: Делосская симмахия (478-455) и Афинская архэ (455-404).

  1. Форос. Централизованная система. Платится не кораблями и солдатами, а $ => в распоряжении Афин 460-600 талантов в год. 427 размер фороса удвоен в связи с Пелопоннесской войной. Размер фороса в зависимости от возможностей полиса. 5 округов, во гл. каждого – епископ и 2 помощника. Сначала хранился на Делосе, 454 перенесен в Парфенон.

  2. Унификация мер и весов. Единая монета. Пирей как основной торговый терминал всего союза.

  3. Клерухии. Группа афинских граждан из низших слоев населения выселяется на территорию союзного города. Результат: снятие социальной напряженности в Афинах и еще один оплот демократии и афинского влияния в союзных городах.

  4. Афины. Постепенно Афины – не только гегемон, но и почти столица (империализм – одна из причин кризиса полиса). Большая часть союзников не возражает. Поддержка Афинами демократических порядков в полисах Архэ (Самос 440 – свержение олигархии). Весь суд – в афинской гелиее.

  1. Создание Делосской симмахии. 481 был создан общегреческий антиперсидский союз. После первых побед (480-479) возникли разногласия Афин и Спарты. Спарта вышла из союза, а оставшиеся начали собираться вокруг Афин. На о. Делос собрались представители всех заинтересованных в войне полисов и создали Делосскую симмахию. Формально это союз равных, но с самого начала выделились Афины.

  2. Рост афино-спартанских противоречий => Фемистокл строит Длинные стены (461-404, 393 восстановлены). Ими город связывается с портом и с Фалероном => можно выдержать практически любую осаду, т.к. всегда остается возможность для эвакуации и бесперебойого снабжения.

  3. Рост авторитета Фемистокла => он несовместим с демократией => 471 Ф. подвергается остракизму (живет при дворе Ксеркса). На его место – Кимон Мильтиадович. Затем – Перикл 463 осудил его, поддержал реформы Эфиальта.

  4. Расширение Делосской симмахии. Сначала во Фракию и на оставшиеся Киклады. Очистка акватории Эгейского моря от персов и пиратов. Битва при Эвримедонте (469): сначала удар по персидскому флоту, затем по пехоте, затем по финикийской эскадре. Богатая добыча (одних рабов 20 000) => ряд построек в Афинах. К 430 в составе Архэ уже ок. 200 полисов, т.е. подавляющее большинство. Большая часть – торгово-ремесленные, демократические.

  5. Первые попытки выхода из Д. симмахии. Наксос (469), Фасос (465), Халкида (446). Пресечены с жестокостью (срыты стены, штраф, присяга, замена олигархического правления демократическим).

  6. Отношения с Пелопоннесским союзом. Почти чразу сильно ухудшаются. Доходит до войны с отдельными членами ПС (Коринф, Эпидавр, Дорида). В 457 вмешивается Спарта, сначала – успешно (Танагринское сражение 57 года). Потом отстраняются, зато вмешиваются персы, препятствуя усилению А. => до 47 перевес скорее у афинян. Но потом – перелом, их изгоняют с Кипра, А. Отдают все завоевания => 445 – 30-ти летний мир со Спартой, поделены сферы влияния. 440-430 – обострение противоречий. Провал общегреческого конгресса в Афинах 449.

  7. Понт Эвксинский. 430-е – распространение власти Архэ сюда. Логично, т.к. большинство причерноморских колоний ионийские, а большинство монийских полисов уже в составе Архэ. Понтийская экспедиция Перикла. Синопа, Амис, Аполлония, Нимфей, Ольвия. Ключевые полисы т.о. входят в Архэ.

  8. Великая Греция. Очень развитые полисы. Соблазнительная перспектива объединить в Архэ почти все Средизменоморье. Кроме того – палка Пелопоннесскому союзу. 435 в Архэ входит Керкира, а это основной терминал связи с Сицилией. 443 – основание Фурий (Геродот), оплота Афин в ВГ. Затем союзы с Регием и Леонтинами. Сиракузы – оплот Спарты в ВГ. Объежиняет антиафинские полисы и сводит влияние Афин в ВГ на нет.

  9. Перикл. Родился 495. Хорошо образован. В большом футболе с 463 (поддержал Эфиальта против Кимона). 444-429 – первый стратег. Нонсенс, т.к. годичность магистратур – один из основных приницпов демократии. Умер от чумы в Афинах 429. Знатного рода (Алкмеонид, сын Ксантиппа). Укреплял значимость Афин. Дал нижним и средним слоям реальную власть. Инициатор денежных раздач и оплачиваемости буле и гелиеи. Ограничил афинское гражданство. 15. Социально-экономический строй Аттики в V в. до н. э. Социально-политические противоречия внутри афинского гражданского коллектива. Реформы Фемистокла.Экономика Греции в V - IV вв. до н.э. Проблемы товарного производства в Греции.1.       Общая тенденция. Военные потребности (флот, доспехи, фортификация) вызвали развитие ремесла и общий технический прогресс. Расширение экономического пространства Греции после победы в Греко-персидских войнах. Завоевано много золота и рабов. Из всего этого – подъем экономики и усиление рабовладения.2.       В связи с этим ведущие полисы в V-IV в. – торгово-ремесленные. Яркий пример, подкрепленный хорошими источниками, - Афины.3.       Сельское хозяйство.3.1.    Основные производительные ячейки. 3.1.1.        Небольшой участок (3-5 га), принадлежащий гражданину полиса, возделываемый силами его семьи и 1-2 рабов. Слабая связь с рынком, удоволетворение нужд однойсемьи.3.1.2.        Поместье (15-25 га), возделываемое рабами (15-25 чел.). Ориентировка прежде всего на рынок. Свидетельство распространения таких поместий в Греции IV в. – «Экономика» Ксенофонта.3.2.    Земледелие. Хоть полис и торгово-ремесленный, земледелие все равно не очень важно. Выращивают зерновые культуры, оливки, виноград, садово-огородные культуры. Из зерновых в силу неплодородности почвы, неразвитости с/х инвентаря и отсутствия удобрений – не пшеница, а более неприхотливый ячмень. Его все равно не хватает => зерновая проблема. Особые высоты в виноградарстве, виноделии и выращивании оливок. Все эти работы трудоемки => нуна много рабов.3.3.    Скотоводство. Не играет особой роли, т.к. нет достаточного пространства, да и средиземноморская пищевая парадигма позволяет обходиться без мяса. Выращивают в основном овец (для шерсти) и тягловых. 4.       Ремесло. Им занимаются в основном метеки, жители хоры и рабы. Сырье не всегда есть рядом => торговля или война. Война => особенное развитие металлургии. Добыча полезных ископаемых шахтно-штрековым методом особенно трудоемка, поэтому здесь работают рабы. Затем – сыродутная обработка и проковывание железной заготовки в кузнице. Медь и бронза также не выходят из оборота. Shit Ахилла. Керамика. Каменная архитектура. Строительство флота. Ткачество. Эрагстерии: хозяин работате вместе с рабами. Специализация производства. Тесная связь с рынком. 5.       Торговля. В основном морская (из-за географических условий). Продукты питания, предметы обихода, оружие. В торговлю вовлечены все слои общества. Зерновая проблема.Хлеб дешевле купить, чем вырастить. Поэтому – торговля с черноморским хлебным рынком, важность контроля над проливами. Покупают хлеб, а продают вино и масло.  Покупают сырье для ремесла. Интенсификация торговли приводит к господству монетной системы и унификации мер и весов, в основном в рамках Афинского морского союза. Основные центры производства монеты – Коринф и Афины («жеребчики и «совы»). Это вызывает появление трапезитства. Появляются купеческие корпорации – фиасы.Классово-сословная структура Греции V - IV вв. до н.э. Основные признаки классического рабства.1.       Классово-сословная структура Греции V – IV вв. до н.э. и классическое рабство в частности определяются развитием экономики (см. билет 20): трудоемкость новой экономики (рыночное ремесло, эргастерии, добыча полезных ископаемых) вызывает взрывной рост количества рабов (до 1/3 населения полиса, причем абсолютное большинство из них – мужчины). 2.       Господствующий класс. 2.1.    Экономика. В экономическом отношении - частные собственники поместий, эргастерий, крупных сумм денег, рабов. В общем того, с чего можно поиметь прибыль. Имущественное расслоение есть, но оно несущественно, т.к. совсем разориться сложно – община поможет, а совсем разбогатеть пока неприлично. К тому же есть летургии (хорегии, гимнасиархии, триерархии) и представление о равенстве всех граждан полиса.2.2.    Социум и политика. Наименьшая часть полиса. В социально-политическом отношении господствующий класс двойственен: состоит из старой земельной аристократии (мало интересуются ремеслом и торговлей, получают доход со своих земель, в политике – олигархи) и новой торгово-ремесленной аристократии (заинтересованы в развитии экономики, внешней политике, умеренные демократы). К торгово-ремесленной аристократии могут принадлежать не только граждане, но и метеки (последние за особые заслуги все чаще становятся гражданами – и это признак кризиса полиса). В Спарте господствующий класс – это только земельная аристократия (никакой торговли и ремесла, тем более – метеков!).3.       Свободные мелкие производители (средний класс). 3.1.    Экономика. В экономическом отношении – владельцы мелких эргастерий и небольших хозяйств (3-5 га, работают сами + 1-2 раба, слабая связь с рынком). Связь с рынком есть, но эпизодическая и слабая. Если гражданин лишался земли (аклер), община могла ему помочь, наделив землей в апойкии данного полиса он становился ктистом). Иногда искусственно создавались рабочие места, чтобы люди могли заработать (Перикл). Устанавливались максимумы цен, особенно на хлеб. 3.2.    Социум и политика. Большая часть населения полиса. В социальном отношении – свободные граждане (а именно зевгиты и феты по Солону) + основная часть метеков. В политике – умеренные демократы. Принимают участие в политике. В Спарте еще есть периэки. Они не имели политических прав, хотя, как и спартиаты, считались лакедемонянами, участвовали в войнах. Свободные люди с ограниченными гражданскими правами. Основная функция – экономический «шлюз» между Спартой и внешним миром: занимались торговлей и ремеслом. Деятельность Фемистокла. Предпосылки конфликта. Неожиданная победа при Марафоне 490. Впервые – идея единства эллинов. Ясно, что в принципе персов можно победить. 10 лет передышки до похода Ксеркса. Стороны конфликта. Демократы (Фемистокл) vs. аристократов, которые к тому же еще и лаконофилы (Аристид). Демократы – это торговцы, для которых отсутствие господства на море смерти подобно. Аристократы – это приверженцы Солона и Писистрата, ценят традицию, в т.ч. и традицию полисного гоплитского ополчения.

Суть конфликта. Морская программа Фемистокла. Фемистокл, чувствуя угрозу со стороны персов, предложил построить флот в 200 триер. На триерах служат феты, у которых нету денег на дорогостоящее гоплитское снаряжение => их политический вес растет, что не устраивает аристократов во главе с Аристидом. Также их не устраивает предложение Фемистокла направить на постройку триер серебро с Лаврионских рудников, т.к. прежде немногочисленные триеры обеспечивались за счет литургий => были под влиянием аристократов.

Результаты конфликта. 482 изгнан Аристид. Реализована морская программа (481 – 180 триер). Введено назначение архонтов по жребию, а не открытым голосованием => падение роли аристократии и повышение роли демоса. Вскоре Аристида вернули, он помирился с Фемистоклом, и отличные спартанские гоплиты вместе с афинским флотом надрали задници персам (Фермопилы 480, Артемисий 480, Саламин 480, Платеи 479, Микал 479).

studfiles.net

Вопрос 6 Ранняя греческая тирания (на примере Сикиона, Коринфа и Самоса).

Заметное явление в истории архаической Греции — тирания. Термины «тиран», «тирания» образованы на лингвистической основе лидийского языка. По существу в городе-полисе власть захватывалась узурпатором, который в своей политической деятельности игнорировал законы и волю традиционных учреждений, таких как совет, народное собрание и др. Социально-политический кризис, через который прошли многие малоазийские города — Милет, Эфес, города эгейского региона — Лесбос, Хиос, Самос, влиятельные полисы — Мегары, Коринф, Афины, Сиракузы и др., завершился установлением режима личной власти. Методы правления тиранов отличались популизмом, политикой заигрывания с демосом путем популярных установлений против роскоши богатых слоев общества, демагогическим заступничеством за права малоимущих, показательными разделами конфискованных земель...Часто тирания была самым простым способом разрешения конфликта со своими политическими оппонентами. Потерпевшие поражение подвергались высылке, казна пополнялась их имуществом. В результате реальная политика наполнила содержанием термин «тирания» и придала тот негативный оттенок, что мы встречаем у позднейших историков.Основную цель тирании — ослабление родовой аристократии — удалось воплотить таким известным правителям как Поликрат, Кипсел, Периандр и другие.Самосский тиран Поликрат (вторая половина VI в. до н. э.), опираясь на ремесленно-торговые слои, развернул широкую общественную программу, завершившуюся созданием могущественного флота, развитой системы строительства полиса.В бытность тирана Поликрата в Самосе был сооружен водопровод с уникальной для своего времени системой и масштабом подземных сооружений, земляной мол в море (360 м длиной), великолепный и знаменитый самосский храм. К числу достоинств краткого периода тирании Поликрата относят его активную объединительную политику в отношении островных государств Эгейского моря, попытку пробиться в Причерноморский регион. Тирану приписывают покровительство изящным искусствам, поэзии (таким высоким вниманием были отмечены знаменитые поэты Анакреонт и Ивик). Полис на острове Самос славился энергичной торговой и внешнеэкономической политикой, что и привело к постепенным ответным действиям окружающих государств. По легендарным сведениям могуществу тирана и процветающему его полису завидовали даже египтяне. А недолговечный период правления Поликрата завершился вмешательством заинтересованных в этих территориях персов, как бы призванных историей подчеркнуть слабость и переходный период этой политической формы правления. Коринфский демос поддержал в середине VII в. до н. э. тирана Кипсела. Им был изгнан род Бакхиадов, а земли и имущество побежденных поделены. Периандр, его сын и преемник (627 — 585 гг.), оставил заметный след в развитии Коринфа. В результате реформ была создана могущественная держава, территория которой простиралась от островов Ионического моря до Адриатического. В целях совершенствования товарно-денежного обращения и торговли заменена денежная система, прорыты каналы. Укрепляя авторитет земледельцев, Периандр усилил их позиции в представительной власти, образовал новый совет. Именно он поднял земледельческий культ бога Диониса на общегосударственный уровень. В самом городе строятся общественные здания, поощряются искусства. В этот период создаются знаменитые коринфские вазы.В социальном плане коринфский тиран следовал путем вытеснения аристократии и поощрения мелких и средних демократических прослоек. Так появились территориальные филы, ограничено число рабов.Тиран Коринфа Периандр был сыном Кипсела и Кратенды. Как и его время, он был противоречивой и сложной натурой. Его законы были направлены против бегства из страны, праздности и роскоши. Древняя традиция включила его в число «Семи мудрецов». Ему приписывают изречение: «Управление — это все».При Периандре Коринф вывел колонии в Адриатику, а на Халкидике была основана Потидея.В целом непрочность социальной базы привела коринфский режим тирании к падению, которое последовало после смерти Периандра.Тирания была результатом внутриполитической борьбы, а, следовательно, для этого явления характерны издержки. Тирания подняла авторитет личности, но, будучи вынужденным политическим шагом в период кризиса, вскоре перестала удовлетворять общественным условиям. Долговременность тирании в Сикионе, Коринфе и Афинах объяснялась ее пронародным характером, строгим соблюдением законов полиса.В Афинах тирания начиналась с широкого движения беднейшей части афинского крестьянства. Во главе демоса в качестве вождя (институт простатов) стал Писистрат. Он и захватил Афинский акрополь и, следовательно, власть в 562 г. до н. э. Как обязательный эпизод в этом восстании фигурирует гвардия (из 300 человек). Поддержка демосу в период тирании Писистрата осуществлялась весьма широко: для обеспечения общественных работ проводилось благоустройство городов — строительство водопроводов и фонтанов, возведение новых храмов, портовых сооружении, портиков на агоре, главном жизненном центре раннегреческого города.Полисы в Древней Греции почти все прошли через стадию тирании, причем проявления системы были достаточно разнообразны.Возникновение тираний было неизбежно и в олигархических полисах. Против олигархии выступили неполноправные. В Леонтинах олигархия в VII в. до н. э. была свергнута под предводительством Панетия. В Эрет-рии фигурирует группировка демоса во главе с Диаго-ром.Олигархические полисы вынуждены были принимать законы против концентрации власти в руках небольшого круга должностных лиц, близких родственников, продолжительного занятия должности. Имеются данные об одном из таких законов, который был принят во второй половине VII в. до н. э. в Дреросе и касался занятия должности косма. В слабых аграрных областях не складывалась тирания. Это прерогатива полисов промышленно-торговой ориентации, где торгово-экономические факторы порождали большие материальные богатства и личностей, выступавших за перераспределение властных функций. Яркий пример дают досолоновские Афины, где особенно проявился дестабилизирующий момент участия новых людей в политической борьбе.Аристотелевская модель идеальной тирании предусматривала скромный образ жизни главы режима и наличие посредников — айсимнетов, избранных народом. Однако в практике известных тиранов были заложены противоречия, которые привели к падению тирании.Позиции Фукидида по вопросу о тирании донесли скептический взгляд на общие последствия тираний в эллинских государствах. Вопреки конкретным фактам, историк делает общий вывод о недостойных целях тиранов, сводивших благо народа только к собственному благополучию и безопасности своего положения.

Именно поэтому, рассматривая опорные силы этих режимов, мы находим, что отношения тирана и демоса строились при активном участии наемной гвардии. Наемные телохранители или отпущенные на свободу рабы охраняли форпост тирана, обычно располагавшийся на акрополе. Геродотово свидетельство о том, что дельфийский оракул ответил Кипселу, подтверждает непрочность и недолговечность сосредоточения власти в руках единоличных правителей. Они сыграли свою роль, и властью завладели рабовладельцы. Уничтожив господство родовой знати, древнегреческое общество встало перед необходимостью введения государственных институтов в форме республиканского правления или в форме рабовладельческой демократии с участием свободных граждан. Второй путь, который приводил к власти самых влиятельных рабовладельцев, являл собой рабовладельческую олигархию.Как и биографии тиранов вообще, сведения о Кипселе и Периандре навеяны устными рассказами, историями в передаче Геродота, Аристотеля и т.д.До сих пор остается дискуссионной датировка коринфской тирании. Традиционно же временем правления Кипсела принято считать 657 — 627 гг. до н. э.го рождению предшествовали предсказания оракула, в которых утверждалось, что впоследствии ребенок, став взрослым, лишит власти правящую в ту пору династию Бакхиадов, после чего последовал приказ правителей умертвить младенца. Однако отряженые для этой цели посланцы поддались чувствам и не смогли выполнить свою миссию. В следующий же раз мать спасла сына, сумев спрятать его от пришельцев, так что в конце концов предсказание сбылось и выросший Кипсел после ряда драматических событий пришел наконец к власти в Коринфе.Страбон упоминает о золотой статуе Зевса, внесенной Кипселом в олимпийское святилище. Им же основана сокровищница в Дельфах, куда потом на протяжении длительного времени стекались несметные богатства. Таким образом тиран проявлял заботу о божественном освящении своих действии и решений, поскольку с этого момента дельфийский оракул стал к нему особенно благорасположен.Жизнеописание Кипсела, дошедшее до нас в работах античных авторов, имеет сюжетное сходство с другими фольклорными произведениями, например, с мифами о Персее или об Эдипе. Фольклорными истоками можно объяснить и само имя коринфского тирана. По преданию, мать спрятала сына в сосуде — кипселе. То, что указанные мифы имели хождение в Коринфе и действительно могли оказать влияние на легендарное жизнеописание тамошнего тирана, косвенно подтверждается изображениями данных персонажей на ларце Кипсела, где Персей и сыновья Эдипа выполнены руками коринфских мастеров эпохи Кипселидов. Имеется также гипотеза, что Кипсел получил имя в связи с каким-то своим отношением к гончарам или же к гончарному производству, получившему в Коринфе большое развитие. Во всяком случае, археологические исследования показали, что кипселы имели среди коринфян широкое распространение и встречались как изготовленные из глины, так и плетеные. Таким образом, исходя из простонародного происхождения имени тирана, делается вывод о его демократических корнях и о том, что сам Кипсел был выходцем из социальных низов древнего коринфского общества.Однако большинство исследователей не принимает этого объяснения, указывая при этом на то, что никто из античных авторов не подвергал сомнению именно аристократическое происхождение Кипсела. Что же касается его легендарной биографии, то это, без сомнения, сказка, в которой нетрудно уловить отзвук традиционного совета о добром и подвергавшемся поначалу преследованию царе, причем параллельно фигурирует тотемистическая линия, а также вкрапленные в сюжет сведения об обряде инициации.

studfiles.net

ТИРАНИЯ ПИСИСТРАТА И ПИСИСТРАТИДОВ. Древняя Греция

ТИРАНИЯ ПИСИСТРАТА И ПИСИСТРАТИДОВ

Все значение реформ Солона стало ясным только со временем. Непосредственно же после их проведения гражданские волнения не только не прекратились, но, пожалуй, даже усилились. Случались годы, когда из-за острых внутриполитических конфликтов не удавалось избрать архонтов. А архонт-эпоним Дамасий по истечении годичного срока не пожелал оставить должность и удерживал власть более двух лет, пока не был свергнут силой. Иными словами, в афинском полисе появились все симптомы грядущей тирании – явления, в высшей степени характерного для Греции эпохи архаики.

В течение первой половины VI в. до н. э. политическая борьба имела форму противостояния сильных группировок, базировавшихся в различных регионах Аттики и возглавлявшихся местными аристократами. Источники (Геродот, Аристотель, Плутарх) сообщают о трех такого рода группировках. Одна из них (ее членов называли педиэями) действовала в окрестностях Афин. В этой наиболее богатой естественными ресурсами (в частности, плодородными почвами) области Аттики положение аристократии традиционно было особенно прочным, а сама знать – особенно консервативно настроенной.

Представители другой группировки (их называли паралиями) опирались на население прибрежной части Аттики; во главе этой группировки стоял аристократический род Алкмеонидов. Жители побережья отличались меньшим консерватизмом, большей мобильностью; источниками их богатства были не только земельные владения, но также и торговые операции.

Наконец, третья группировка (входившие в нее граждане называли себя диакриями) базировалась в отдаленной северо-восточной части Аттики, которая была самым бедным регионом афинского полиса. Диакрии были настроены наиболее радикально по отношению к существующим порядкам, во многом еще определявшимися господством знати.

Именно диакриев в 60-х годах VI в. до н. э. возглавил Писистрат (правил в 560—527 II. до н. э.) – наиболее талантливый и амбициозный политический лидер того времени. Представитель древнего аристократического рода и дальний родственник Солона, он завоевал большую популярность у демоса, особенно после того, как проявил незаурядные полководческие способности в войне с Мегарами. Используя популистские лозунги, Писистрат преуспел в борьбе с соперниками и в конце концов получил от народного собрания разрешение обзавестись отрядом телохранителей, вооруженных дубинами. С этим отрядом он захватил в 560 г. до н. э. афинский Акрополь и объявил себя правителем государства. Правда, вскоре после этого аристократы, объединив свои силы, свергли Писистрата. Однако через несколько лет, вступив в соглашение с Алкмеонидами, он сумел вернуться к власти, но и на этот раз ненадолго: был свергнут и изгнан из Аттики. Лишь в 546 г. до н. э. Писистрат во главе сильного войска вторгся на территорию афинского полиса и окончательно утвердился в качестве тирана. Он правил до своей смерти, а умирая, передал власть сыновьям Гиппию и Гиппарху, основав, таким образом, династию Писистратидов.

В отличие от многих представителей Старшей тирании, которые запятнали себя кровавыми злодеяниями, Писистрат, судя по источникам, пользовался репутацией мудрого, умеренного и даже «кроткого» правителя. Он всячески стремился продемонстрировать легитимный характер своей власти, свое уважение к законам. В частности, он не предпринял ни малейшей попытки отменить законодательство Солона и, более того, постоянно подчеркивал, что следует законам точно так же, как и все остальные граждане. При нем в Афинах продолжали функционировать органы полисного управления: избирались архонты (правда, тиран всегда старался обеспечить занятие этой должности своими ставленниками), заседал Совет ареопага (при этом Писистрат, конечно, держал его деятельность под своим контролем), собиралось народное собрание (однако правитель приказал разоружить демос, заявив, что отныне он сам при помощи отрядов наемников из других городов будет заботиться о безопасности граждан). Но над всеми органами полисного управления теперь была власть одного человека.

Правлению Писистрата были чужды террор и репрессии, характерные для господства других тиранов. Правда, род Алкмеонйдов был вынужден покинуть Аттику, но не потому, что эти аристократы боялись за свою судьбу, а потому, что они не желали сотрудничать с новоявленным владыкой. Как и все представители архаической тирании, Писистрат проводил антиаристократическую политику, направленную на ослабление старой знати: конкуренты в борьбе за власть были ему совершенно не нужны. Он, в частности, стремясь освободить крестьян от произвола местных аристократических вождей, учредил разъездные судебные коллегии. Судьи отправлялись в сельскую местность и там разбирали тяжбы между земледельцами (ранее это было прерогативой аристократов). Писистрат во многом покровительствовал крестьянам: выдавал беднякам кредиты на льготных условиях и т. п. Не случайно даже много лет спустя после ликвидации тирании афинские крестьяне вспоминали о времени правления Писистрата как о «золотом веке». И это несмотря на то, что он взимал с земледельцев в свою пользу довольно тяжелый (по античным меркам) налог – десятую часть доходов.

Писистрат стремился превратить Афины в крупнейший экономический, политический и культурный центр Эллады. Для этого он проводил активную внешнюю политику. В его личном владении находились территории на северном побережье Эгейского моря с серебряными рудниками, приносившими тирану значительный доход. Писистрат старался установить контроль над черноморскими проливами, через которые в Аттику доставляли хлеб, и для этого основал на подступах к ним опорные базы. Остров Делос, где находилось святилище Аполлона – главный религиозный центр ионийцев, был также взят афинским тираном под свое покровительство.

Афинский правитель проявил себя умелым дипломатом: ему удавалось одновременно поддерживать дружественные связи со Спартой и Аргосом, а также с Фессалией и рядом островных полисов. Его правление ознаменовалось, пожалуй, только одной крупной внешнеполитической неудачей: резко ухудшились отношения Афин с Дельфами, а находившийся там оракул Аполлона пользовался огромным авторитетом во всем греческом мире.

Религиозная и культурная политика Писистрата также способствовала возвеличению афинского полиса. Тиран не жалел средств для организации пышных общественных празднеств. С необычайным блеском и торжественностью стали отмечаться при нем раз в четыре года. Великие Панафиней праздник в честь богини Афины, превратившийся в главное культовое и общественное мероприятие афинского календаря. Поощрялся Писистратом культ Диониса бога умирающей и воскресающей природы, веселья и вина. Проводившийся весной в Афинах праздник в честь Диониса – Великие Дионисии – получил известность во всем эллинском мире. Именно из ритуалов этого праздника и родился древнегреческий театр.

Писистрата, которому вопросы религии, культов были особенно близки, можно назвать настоящим религиозным реформатором. В окружении афинского тирана мы встречаем видных представителей мистического религиозного движения орфиков. Почти невозможно назвать такого бога, которому Писистрат не постарался бы воздать должное. При нем в Афинах (на Акрополе и в других местах) появились первые каменные храмы, святилище Аполлона, началось сооружение грандиозного храма Зевса Олимпийского[12].

Панафинейская амфора

Панафинейское жертвоприношение. Рисунок на вазе

Дионис и силен. Роспись на вазе

«Дионис и менады». Чернофигурная амфора

По распоряжению Писистрата была сделана запись гомеровских поэм, что позволило из различных версий, бытовавших в устной передаче, создать единый канонический текст. Писистратиды поощряли развитие культуры: в Афинах творили знаменитые поэты Анакреонт и Симонид, процветало изобразительное искусство, в частности вазопись.

Старший сын Писистрата Гйппйй, ставший его наследником, на первых порах продолжал достаточно мягкую и корректную политику отца. Он даже попытался примириться со знатными родами, ранее покинувшими Афины. На родину возвратились Алкмеониды, а их глава Юійсфен получил возможность в 525 г. до н. э. занять должность первого архонта.

Ситуация изменилась в 514 г. до н. э., когда два афинских аристократа – Гармодйй и Арйстогйтон, побуждаемые личной обидой, составили заговор с целью свержения Гиппия. В результате их выступления был, однако, убит лишь младший брат тирана – Гиппарх. Заговорщики были схвачены и казнены. Впоследствии, после ликвидации тиранического режима, Гармодий и Аристогитон были провозглашены героями-покровителями афинской демократии, а их имена еще долго были окружены ореолом славы и почета. После раскрытия заговора аристократов Гиппий стал более подозрителен; его режим приобрел черты жестокости и начал постепенно утрачивать популярность. Алкмеониды вновь были изгнаны из Афин. Обосновавшись в Дельфах и приобретя там значительное влияние, они начали плести против тирана интриги. В конце концов Спарта под давлением дельфийских жрецов разорвала дружественные отношения с Гиппием и объявила Афинам войну. В 510 г. до н. э. в город вступило спартанское войско под командованием царя Клеомена І. Гиппий со своими родственниками был осажден на Акрополе, вскоре он вынужден был сдаться и покинуть территорию полиса. Так была свергнута афинская тирания, просуществовавшая с перерывами около полувека.

Критии и Несиот. Гармодий и Аристогитон, или Тираноубийцы (V в. до н. э.)

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Раннегреческие тирании. История древнего мира [Восток, Греция, Рим]

Раннегреческие тирании

Период VIII–VI вв. до н. э. для многих областей Греции характеризуется захватом политической и экономической власти узурпаторами-тиранами. Однако время раннегреческих тираний длится сравнительно недолго, и в конце концов они сменяются господством, как правило, демократических режимов. Пришедший к власти насильственным незаконным путем тиран устанавливал свой авторитарный режим, чаще всего выступая в роли защитника простого народа, демоса. Тираническая власть являлась силой, противостоящей родовой знати и традиционной аристократии, пытавшейся в ущерб демосу сохранить свои привилегии.

Тиранические режимы появлялись в Греции тогда, когда общество выходило из состояния социального, политического и экономического равновесия. В истории Древней Греции такие ситуации складывались дважды: в архаическое время, в период возрождения государственности и становления полисной системы, а также во время кризиса полисной системы, пришедшегося преимущественно на IV в. до н. э. Поэтому, в отличие от поздних греческих тиранических режимов IV в. до н. э., тирании архаической эпохи называют ранними или старшими.

Обычно подчеркиваются два обстоятельства, характеризующие раннегреческие тирании. Это прежде всего их переходный характер, а также то, что раннегреческие тирании – это отнюдь не всеобщее явление в жизни архаической Греции. Многие формирующиеся греческие полисы миновали в своем развитии этот этап. Однако для тех, которые динамично развивались как в экономическом, так и в политическом отношении, раннегреческие тирании сыграли важнейшую роль, способствуя ликвидации остатков родовых привилегий знати и становлению полисного строя.

Ряд факторов, выводивших общество из состояния стабильности, были причиной рождения тиранических режимов. Прежде всего это прогресс в развитии техники, определившийся в начале архаической эпохи. В связи с широким распространением железа ремесленное производство постепенно выходило на уровень серийного. Деньги, появившиеся в это время, стимулировали торговлю и ускоряли развитие греческого ремесла. Это, в свою очередь, усиливало деградацию мелких и средних крестьянских хозяйств, увеличивало угрозу долгового рабства.

При резком росте численности населения Греции в начале архаического времени очевиден процесс ужесточения борьбы за землю. Крестьянские участки, с одной стороны, дробятся, а с другой – концентрируются в руках представителей прежней родовой знати. В результате этого зреет и набирает силу аграрный кризис. Именно он стал одной из причин, нарушавших стабильное состояние общества и стимулировавших появление тиранических режимов.

В новых условиях прогрессивного развития техники ремесленная деятельность оказывалась более независимой как с экономической, так и с социальной точки зрения. Среди ремесленников появилось множество иностранцев-переселенцев, ловких, предприимчивых, быстро богатеющих, умеющих и желающих реализовать свой интеллект и трудовой потенциал. Однако они не входили в состав давно сложившихся родовых объединений, поэтому не могли реализовать свои способности в области сельского хозяйства, так как правом владения землей на территории рождающегося полиса они не обладали. Не могли они участвовать и в политической жизни общины. Однако роль таких переселенцев в экономической жизни все более и более возрастала, соответственно усиливались и их амбиции на участие в управлении коллективами граждан. Это не могло не привести к обострению социальных отношений в рамках рождающихся греческих полисов.

Постепенно ремесло приобретало тенденцию объединения с торговлей. В недрах прежнего общества появилась прослойка знати, которая связывала свою хозяйственную деятельность исключительно с торговыми операциями. Именно представители этой знати в ремесле, которое они начинают контролировать, используют труд рабов. Рабский труд – это новая форма богатства, приобретавшая со временем все большую и большую роль. Так как растущее ремесленное производство требовало все большего числа рабов, на фоне аграрного кризиса, приводившего к обезземеливанию и разорению значительной части крестьянства, угроза долгового рабства сородичей усиливалась.

Таким образом, те регионы Греции, где быстрее всего развивались ремесло и торговля, где обострение аграрного кризиса в результате обезземеливания и угроза утраты личной свободы широких слоев земледельческого населения проявлялись в наиболее резких формах, становятся районами значительной социальной и политической нестабильности. Реакцией на этот процесс и было появление тиранических режимов, причем тиран, захвативший власть, выступал, как уже отмечалось, в качестве защитника, покровителя разоряющихся земельных собственников, в лучшем случае мигрировавших в города для занятия ремеслом в качестве наемных работников. Именно им угрожало долговое рабство.

В основном деятельность тиранов осуществлялась в интересах демоса. Они давали ему работу, начинали строительство общественных сооружений, украшали и благоустраивали города, вели войны с соседями, способствуя увеличению мощи своей общины, своего полиса. Но при этом, захватив власть, тираны начинали расправу со своими противниками – выходцами из старинных и знатных аристократических родов. Дело в том, что знать в это время была наиболее организованной, а также наиболее богатой и влиятельной частью общины-полиса. Именно она представляла собой наибольшую опасность для единоличной власти тиранов. Таким образом, обеспечивая себе удержание власти кровавыми репрессиями, тираны тем самым ослабляли господство прежней родовой аристократии, занявшей в свое время ведущие позиции в политической жизни греческих полисов. Подавляя аристократические круги, тираны тем самым объективно усиливали демос и, сами того не желая, готовили себе бесславный конец.

Поздняя греческая традиция в основном отрицательно рисует деятельность таких тиранических режимов в архаической Греции, как правление Кипсела и Периандра в Коринфе, Феагена в Мегарах, Орфагоридов в Сикионе, Писистратидов в Афинах, Поликрата на Самосе и других. Но как только общество начинало чувствовать себя более сильным и консолидированным, оно сравнительно легко избавлялось от этой тяжкой и суровой единоличной власти, так как сама тирания была порождена временной, ненормальной ситуацией и прочным режимом никогда не являлась. Сыграв решающую роль в борьбе с родовой знатью, раннегреческая тирания расчищала путь для утверждения полисного строя и к началу V века до н. э. почти повсюду была заменена режимами полисных республик.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

«Младшие» тирании. История древнего мира [Восток, Греция, Рим]

«Младшие» тирании

Кризис полисной системы в IV в. до н. э. стал причиной возрождения тираний как в городах Греции – метрополиях, так и в периферийных районах греческого мира, затронутых колонизацией. В отличие от раннегреческих тираний архаического времени, или «старших» тираний, которые родились в борьбе демоса и родовой знати, в борьбе, содействовавшей окончательному торжеству полисного государственного устройства, тирании IV в. до н. э. принято называть «поздними» или «младшими». Вызванные к жизни началом кризиса полисных структур Греции, они способствовали подрыву полисных устоев жизни. Являясь по существу военной диктатурой, тирании IV в. до н. э. подготавливали почву для становления в дальнейшем военизированных монархий эллинистического мира. Таким образом, если раннегреческая тирания в архаической Греции была своеобразной болезнью, связанной с рождением и ростом греческого полиса, то тиранию «младшую», или «позднюю», следует считать ее старческим недугом. Общим для них было то, что и «старшие», и «младшие» тираны приходили к власти незаконным, насильственным путем и правили в обстановке произвола и насилия, используя свою власть в собственных эгоистических целях, полностью отрицая традиционный порядок и закон.

Как форма власти «поздняя» тирания характеризуется такими признаками, как открытый захват власти, опора на вооруженных наемников при разоружении своего народа, использование захваченной власти для удовлетворения собственных, личных интересов. Такие режимы невозможно было устранить никаким другим путем, кроме как насильственно.

В первой половине IV в. до н. э. тиранические перевороты происходили во многих городах и областях Балканской Греции – в Фокиде, Локриде, на Эвбее, в Коринфе, Сикионе. Здесь отряды наемников были главной опорой тиранов, совершивших государственные перевороты. Вместе с тем некоторые тиранические режимы, например в городах побережья Геллеспонта и Малой Азии, возникали не без помощи персидских сатрапов, помогавших узурпаторам захватить единоличную власть.

Существование режимов «младших» тираний можно отметить и для периферии греческого мира, а именно, регионов колонизационной экспансии древних греков – Понта, Сицилии. Здесь наблюдалась меньшая по сравнению с метрополиями развитость и крепость полисных устоев жизни, значительно большая острота социальных и этнических конфликтов. Дополнительным стимулом появления здесь режимов личной власти тиранов была военная угроза грекам со стороны местного варварского населения. Эта угроза вместе с внутренними неурядицами и волнениями в колониях содействовала сначала переходу к военной диктатуре, а затем уже к тирании. Таковой, например, была тирания Дионисия в Сиракузах (406–367 гг. до н. э.) или же режим личной власти Клеарха, его брата и сыновей, установленный в Гераклее Понтийской в 364 г. до н. э. Позднегреческая тирания, таким образом, была знаковым явлением бурного переходного времени, когда старый, полисный порядок рушился, а новый еще не был создан.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

ВОЗРОЖДЕНИЕ ТИРАНИИ. Древняя Греция

ВОЗРОЖДЕНИЕ ТИРАНИИ

Обстановка нестабильности в IV в. до н. э. в ряде греческих полисов вновь породила такое явление, как тиранию, казалось бы, забытую еще в конце архаической эпохи. Удачливые военачальники, зачастую командиры наемников, опираясь на свои отряды, захватывали власть в некоторых государствах Эллады и в ходе своего единоличного правления старались «железной рукой» навести порядок, разрешить существующие противоречия между различными слоями населения. Тиранические режимы этого периода в науке называют Младшей тиранией (чтобы отличать их от Старшей тирании – сходных режимов VII—VI вв. до н. э.). Младшая тирания стала одним из проявлений кризиса классического полиса и в то же время попыткой найти выход из этого кризиса.

Некоторые представители Младшей тирании достигали немалых успехов: судя по всему, их субъективные намерения в значительной мере совпадали с объективными потребностями эпохи. Для их деятельности были характерны объединительные тенденции, попытки распространить свою власть за пределы одного полиса. Это подтверждает, в частности, правление династии тиранов города Ф еры в Фессалии.

Отстававшая по темпам развития от многих регионов греческого мира, Фессалия довольно поздно вышла на историческую арену. Для этой области были характерны преобладание в экономике сельского хозяйства, в особенности скотоводства (здесь выращивали лучших в Греции лошадей), и слабое развитие ремесел и торговых отношений. В Фессалии сохранились архаичные формы зависимости (основной рабочей силой были пенесты – потомки завоеванного местного населения), в социально-политической жизни господствовала аристократия. В государственном отношении область представляла собой крайне неоднородный союз полисов. Периодически аристократы избирали из своей среды тага – главу союза, обладавшего функциями верховного главнокомандующего.

Первым получившим широкую известность тираном полиса Феры был Ясон, пришедший к власти в 80-х годах IV в. до н. э. Укрепляя свое положение, он постепенно подчинил своему влиянию всю Фессалию и в 374 г. до н. э. был избран тагом. Ясон даже претендовал на гегемонию в Греции, подумывал о походе на персов, но в 370 г. до н. э. был убит в результате заговора.

Из преемников Ясона наиболее известен его племянник Александр Ферский (правил в 369—358 II. до н. э.), который также претендовал на власть над всей Фессалией. Он держал под своим контролем ряд фессалийских городов, но при этом вызывал у аристократов неприязнь своей крайней жестокостью и в конце концов тоже стал жертвой заговорщиков.

Еще более могущественным, чем правители Фер, был тиран Сиракуз Дионисий. Достаточно сильными тиранами этого периода были Клеарх в Гераклее Понтийской, Филомел и Ономарх в области Фокида. Все они пытались создать более или менее крупные объединения «надполисного» типа.

Характеризуя тиранические режимы IV в. до н. э., следует отметить, что в большинстве случаев они оказывались непрочными и недолговечными. Младшая тирания не приостановила кризис классического полиса.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Тирания Писистрата в Афинах. История древнего мира [Восток, Греция, Рим]

Тирания Писистрата в Афинах

Около 560 г. до н. э. в результате упорной борьбы власть захватил один из афинских аристократов – Писистрат, сумевший использовать поддержку городской и сельской бедноты, недовольной влиятельными евпатридами. Писистрат установил свою единоличную диктатуру в форме тирании. Стремясь укрепить свое положение, он искал поддержки демоса. Первоначально он оказывал помощь из государственной казны наиболее нуждавшимся мелким земледельцам, облегчил бремя налогов для сельской бедноты, расширил права сельских общин и стал назначать в сельские местности судей, избавив земледельцев от хождения на суд в Афины. Однако, отобрав у граждан оружие и укрепив свое положение, Писистрат ввел налог на доходы граждан, резко ухудшивший положение крестьян.

Писистрат способствовал развитию морской торговли. Он захватил важный пункт в Малой Азии, близ входа в Дарданелльский пролив (древнегреческое название Геллеспонт), что обеспечило Афинам контроль над морскими путями в Черное море. С целью развития ремесел и торговли Писистрат предпринял ряд важных мер, в том числе и строительство общественных сооружений. Он покровительствовал поэтам, художникам, украсил афинский Акрополь. По его распоряжению в Афины были собраны народные певцы, со слов которых были записаны знаменитые поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Мероприятия тирана подрывали положение старой родовой знати, многие представители которой были изгнаны из Афин. После его смерти в 527 г. до н. э. правителями Афин стали его сыновья Гиппий и Гиппарх. В это время положение в бассейне Эгейского моря резко изменилось. Сильная Персидская держава, захватившая Малую Азию, утвердилась на торговых путях из Эгейского моря в Черное. Афинской морской торговле был нанесен жестокий удар. Привоз хлеба из Черного моря в Афины был временно прерван. В результате подорожали многие продукты, возросло недовольство среди населения. Сыновья Писистрата, управлявшие в Афинах, проводили очень жестокую, порой террористическую политику по отношению к афинянам. Начались волнения и выступления против тиранов, один из которых, Гиппарх, был убит в 514 г. до н. э., а другой, Гиппий, по требованию народа был изгнан в 510 г. до н. э. афинской знатью.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru