Тирания древней греции. Ранняя греческая тирания. Формирование полисной системы.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

КЛАССИЧЕСКИЕ СИРАКУЗЫ. ТИРАНИЯ ДИОНИСИЯ. Тирания древней греции


Тирания в Древней Греции

Большое значение в политическом развитии Греции в VII–VI вв. до н. э. оттеснении родовой знати от власти в целом ряде греческих полисов и укреплении положения торгово-ремесленной верхушки имела деятельность так называемых тиранов. Тиранами называли лиц, как правило, довольно знатного происхождения, которые насильственно захватывали власть в тех или иных полисах, подчиняли своему влиянию действующие органы управления (в частности, аристократический совет старейшин и традиционные магистратуры).

Заметное явление в истории архаической Греции — тирания. Термины «тиран», «тирания» образованы на лингвистической основе лидийского языка. По существу в городе-полисе власть захватывалась узурпатором, который в своей политической деятельности игнорировал законы и волю традиционных учреждений, таких как совет, народное собрание и др.

Социально-политический кризис, через который прошли многие малоазийские города — Милет, Эфес, города эгейского региона — Лесбос, Хиос, Самос, влиятельные полисы — Мегары, Коринф, Афины, Сиракузы и др., завершился установлением режима личной власти.

Методы правления тиранов отличались популизмом, политикой заигрывания с демосом путем популярных установлений против роскоши богатых слоев общества, демагогическим заступничеством за права малоимущих, показательными разделами конфискованных земель...

Древнегреческий театрДревнегреческий театр. Фото: Merlin

Часто тирания была самым простым способом разрешения конфликта со своими политическими оппонентами. Потерпевшие поражение подвергались высылке, казна пополнялась их имуществом. В результате реальная политика наполнила содержанием термин «тирания» и придала тот негативный оттенок, что мы встречаем у позднейших историков.

Основную цель тирании — ослабление родовой аристократии — удалось воплотить таким известным правителям как Поликрат, Кипсел, Периандр и другие.

Самосский тиран Поликрат (вторая половина VI в. до н. э.), опираясь на ремесленно-торговые слои, развернул широкую общественную программу, завершившуюся созданием могущественного флота, развитой системы строительства полиса.

В бытность тирана Поликрата в Самосе был сооружен водопровод с уникальной для своего времени системой и масштабом подземных сооружений, земляной мол в море (360 м длиной), великолепный и знаменитый самосский храм. К числу достоинств краткого периода тирании Поликрата относят его активную объединительную политику в отношении островных государств Эгейского моря, попытку пробиться в Причерноморский регион. Тирану приписывают покровительство изящным искусствам, поэзии (таким высоким вниманием были отмечены знаменитые поэты Анакреонт и Ивик). Полис на острове Самос славился энергичной торговой и внешнеэкономической политикой, что и привело к постепенным ответным действиям окружающих государств. По легендарным сведениям могуществу тирана и процветающему его полису завидовали даже египтяне. А недолговечный период правления Поликрата завершился вмешательством заинтересованных в этих территориях персов, как бы призванных историей подчеркнуть слабость и переходный период этой политической формы правления.

Коринфский демос поддержал в середине VII в. до н. э. тирана Кипсела. Им был изгнан род Бакхиадов, а земли и имущество побежденных поделены. Периандр, его сын и преемник (627 — 585 гг.), оставил заметный след в развитии Коринфа. В результате реформ была создана могущественная держава, территория которой простиралась от островов Ионического моря до Адриатического. В целях совершенствования товарно-денежного обращения и торговли заменена денежная система, прорыты каналы. Укрепляя авторитет земледельцев, Периандр усилил их позиции в представительной власти, образовал новый совет. Именно он поднял земледельческий культ бога Диониса на общегосударственный уровень. В самом городе строятся общественные здания, поощряются искусства. В этот период создаются знаменитые коринфские вазы.

В социальном плане коринфский тиран следовал путем вытеснения аристократии и поощрения мелких и средних демократических прослоек. Так появились территориальные филы, ограничено число рабов.

Тиран Коринфа Периандр был сыном Кипсела и Кратенды. Как и его время, он был противоречивой и сложной натурой. Его законы были направлены против бегства из страны, праздности и роскоши. Древняя традиция включила его в число «Семи мудрецов». Ему приписывают изречение: «Управление — это все».

При Периандре Коринф вывел колонии в Адриатику, а на Халкидике была основана Потидея.

В целом непрочность социальной базы привела коринфский режим тирании к падению, которое последовало после смерти Периандра.

Тирания была результатом внутриполитической борьбы, а, следовательно, для этого явления характерны издержки. Тирания подняла авторитет личности, но, будучи вынужденным политическим шагом в период кризиса, вскоре перестала удовлетворять общественным условиям. Долговременность тирании в Сикионе, Коринфе и Афинах объяснялась ее пронародным характером, строгим соблюдением законов полиса.

В Афинах тирания начиналась с широкого движения беднейшей части афинского крестьянства. Во главе демоса в качестве вождя (институт простатов) стал Писистрат. Он и захватил Афинский акрополь и, следовательно, власть в 562 г. до н. э. Как обязательный эпизод в этом восстании фигурирует гвардия (из 300 человек). Поддержка демосу в период тирании Писистрата осуществлялась весьма широко: для обеспечения общественных работ проводилось благоустройство городов — строительство водопроводов и фонтанов, возведение новых храмов, портовых сооружении, портиков на агоре, главном жизненном центре раннегреческого города.

Полисы в Древней Греции почти все прошли через стадию тирании, причем проявления системы были достаточно разнообразны.

Возникновение тираний было неизбежно и в олигархических полисах. Против олигархии выступили неполноправные. В Леонтинах олигархия в VII в. до н. э. была свергнута под предводительством Панетия. В Эрет-рии фигурирует группировка демоса во главе с Диаго-ром.

Олигархические полисы вынуждены были принимать законы против концентрации власти в руках небольшого круга должностных лиц, близких родственников, продолжительного занятия должности. Имеются данные об одном из таких законов, который был принят во второй половине VII в. до н. э. в Дреросе и касался занятия должности косма.

Раньше всего во второй половине VII в. до н. э. тирания была установлена в городах Коринфе, Мегарах и Сикионе. В VI в. до н. э. тиранические режимы были установлены в Милете, Афинах, на острове Самое и других островах Эгейского моря, в ряде полисов Южной Италии и Сипилии. Захватившие власть тираны в целом проводили политику, направленную против господства старой родовой аристократии. Они не только отстраняли от власти многие знатные роды, но и конфисковывали их имущество и земли, изгоняли из полиса, освобождали зависимых от них лиц. Тираны поддерживали торгово-ремесленные круги и мелких земледельцев, поощряя занятия ремеслами и торговлей, строили торговые корабли и благоустраивали порты, чеканили монеты и обеспечивали безопасность торговых путей.

Однако тирания в Греции была кратковременным явлением. Пока тираны вели борьбу с господством родовой знати, проводили реформы в пользу широких кругов населения, способствовали экономическому процветанию полисов, их режим находил сторонников. Но вскоре правление тиранов стало приобретать деспотический характер, порождая насилия и злоупотребления как самих тиранов, так и их приближенных. Население перестало их поддерживать, и тираны были изгнаны или погибли в борьбе. К концу VI в. до н. э. тирания как форма государственного правления изжила себя и была уничтожена почти во всех греческих городах. В целом тирания сыграла важную роль в борьбе с господством консервативной родовой знати, она расчистила дорогу для утверждения полисного строя, подготовила условия для укрепления торгово-ремесленных слоев и повышения их роли в обществе и управлении.

Законодательное закрепление прав рядовых граждан, уничтожение кабального рабства и смягчение долгового права, изменения в военном деле, приведшие к повышению значения тяжеловооруженных воинов-гоплитов, укрепление роли народного собрания как политического органа приводили к консолидации гражданского коллектива полиса, повышению роли средних прослоек полисного гражданства, располагающего некоторым достатком, защищающего свой полис в фаланге гоплитов, участвующего в народных собраниях, где обсуждались дела родного полиса.

В слабых аграрных областях не складывалась тирания. Это прерогатива полисов промышленно-торговой ориентации, где торгово-экономические факторы порождали большие материальные богатства и личностей, выступавших за перераспределение властных функций. Яркий пример дают досолоновские Афины, где особенно проявился дестабилизирующий момент участия новых людей в политической борьбе.

Аристотелевская модель идеальной тирании предусматривала скромный образ жизни главы режима и наличие посредников — айсимнетов, избранных народом. Однако в практике известных тиранов были заложены противоречия, которые привели к падению тирании.

Позиции Фукидида по вопросу о тирании донесли скептический взгляд на общие последствия тираний в эллинских государствах. Вопреки конкретным фактам, историк делает общий вывод о недостойных целях тиранов, сводивших благо народа только к собственному благополучию и безопасности своего положения.

Именно поэтому, рассматривая опорные силы этих режимов, мы находим, что отношения тирана и демоса строились при активном участии наемной гвардии. Наемные телохранители или отпущенные на свободу рабы охраняли форпост тирана, обычно располагавшийся на акрополе. Геродотово свидетельство о том, что дельфийский оракул ответил Кипселу, подтверждает непрочность и недолговечность сосредоточения власти в руках единоличных правителей. Они сыграли свою роль, и властью завладели рабовладельцы. Уничтожив господство родовой знати, древнегреческое общество встало перед необходимостью введения государственных институтов в форме республиканского правления или в форме рабовладельческой демократии с участием свободных граждан. Второй путь, который приводил к власти самых влиятельных рабовладельцев, являл собой рабовладельческую олигархию.

Как и биографии тиранов вообще, сведения о Кипселе и Периандре навеяны устными рассказами, историями в передаче Геродота, Аристотеля и т.д.

До сих пор остается дискуссионной датировка коринфской тирании. Традиционно же временем правления Кипсела принято считать 657 — 627 гг. до н. э.

Его рождению предшествовали предсказания оракула, в которых утверждалось, что впоследствии ребенок, став взрослым, лишит власти правящую в ту пору династию Бакхиадов, после чего последовал приказ правителей умертвить младенца. Однако отряженые для этой цели посланцы поддались чувствам и не смогли выполнить свою миссию. В следующий же раз мать спасла сына, сумев спрятать его от пришельцев, так что в конце концов предсказание сбылось и выросший Кипсел после ряда драматических событий пришел наконец к власти в Коринфе.

Страбон упоминает о золотой статуе Зевса, внесенной Кипселом в олимпийское святилище. Им же основана сокровищница в Дельфах, куда потом на протяжении длительного времени стекались несметные богатства. Таким образом тиран проявлял заботу о божественном освящении своих действии и решений, поскольку с этого момента дельфийский оракул стал к нему особенно благорасположен.

Жизнеописание Кипсела, дошедшее до нас в работах античных авторов, имеет сюжетное сходство с другими фольклорными произведениями, например, с мифами о Персее или об Эдипе. Фольклорными истоками можно объяснить и само имя коринфского тирана. По преданию, мать спрятала сына в сосуде — кипселе. То, что указанные мифы имели хождение в Коринфе и действительно могли оказать влияние на легендарное жизнеописание тамошнего тирана, косвенно подтверждается изображениями данных персонажей на ларце Кипсела, где Персей и сыновья Эдипа выполнены руками коринфских мастеров эпохи Кипселидов.

Имеется также гипотеза, что Кипсел получил имя в связи с каким-то своим отношением к гончарам или же к гончарному производству, получившему в Коринфе большое развитие. Во всяком случае, археологические исследования показали, что кипселы имели среди коринфян широкое распространение и встречались как изготовленные из глины, так и плетеные. Таким образом, исходя из простонародного происхождения имени тирана, делается вывод о его демократических корнях и о том, что сам Кипсел был выходцем из социальных низов древнего коринфского общества.

Однако большинство исследователей не принимает этого объяснения, указывая при этом на то, что никто из античных авторов не подвергал сомнению именно аристократическое происхождение Кипсела. Что же касается его легендарной биографии, то это, без сомнения, сказка, в которой нетрудно уловить отзвук традиционного совета о добром и подвергавшемся поначалу преследованию царе, причем параллельно фигурирует тотемистическая линия, а также вкрапленные в сюжет сведения об обряде инициации.



biofile.ru

Ранняя греческая тирания. Формирование полисной системы.

Ранняя греческая тирания.

Проблема ранних ("старших") тираний напрямую связана с колонизацией и крупными изменениями в общественном укладе VII-VI вв. до н. э.

Тирания основана на политическом насилии по отношению к определенной части общества и авторитете одного правителя - наиболее простая форма власти, явившаяся лишь ступенью при восхождении греков к более сложным представлениям о демократии. В Греции эпоха тирании представляла собой переходный этап, причина которого лежала в потере социального равновесия. Период активного хозяйственного развития сопровождался общественными смутами, вызванными поляризацией общества, резко разделившегося на бедных и богатых. Разрыв этот был велик, и для его уничтожения в ряде городов возникают тиранические режимы.

В архаическую эпоху статус знатного человека составлялся из двух компонентов: древности рода и богатства гражданина. Понятия "родовитый" и "бедный", вполне совместимые еще во времена Одиссея, уже не применимы к знати архаической эпохи. Основная часть простого народа стремилась к участию во власти, поэтому именно в смутное время у греков постепенно вырабатывалось представление о гражданстве. Тираны выступили врагами общества, связанного со старыми порядками, то есть господством знати. Основная цель новых правителей - истребление аристократии, поэтому тирания как явление разрушительное не могла носить прогрессивный характер. С другой стороны, правители выражали интересы рядовых граждан и часто, сами того не подозревая, расчищали дорогу демократии. В таком случае народ сам избирал тиранов, и их приход к власти не был связан с прямым насилием.

Выделяют 2 вида тирании: первый - тирания, установленная в результате борьбы демоса с родовой знатью, - из их противодействия и рождалась новая форма власти; второй вид - тирания греческих ставленников Персии, подчинившей полисы на западном побережье Малой Азии и близлежащих островах, - эти тираны проводили проперсидскую политику, когда с VI в. до н. э. молодое персидское государство начало набирать силу. Однако в целом тиранические режимы в Древней Греции не стали повсеместным явлением.

Тирания Поликрата на о. Самос (540).

Тиран Поликрат правил на острове Самос около 540 г. до н. э. Он произвел политическое объединение острова, уничтожил родовое деление на филы и заменил его территориальным, поскольку административное деление насильственно разрушало родовые связи. Был создан большой военный флот и проведены крупные строительные работы: возведены стены, оборонительные сооружения, устроена удобная гавань, проведен водопровод.

Поликрат не удовольствовался властью на Самосе и попытался распространить свою власть на Кикладские острова с целью захвата выгодных торговых путей. В 523 г. до н. э. при храме Аполлона на острове Делос он в свою честь учредил общегреческие празднества. Усиление Самоса не понравилось персам, которые заманили Поликрата в ловушку в Азии и там распяли. Больше на Самосе тирания не возникала.

Тирания Периандра в Коринфе (627-585).

В Коринфе тираны находились у власти около 70 лет (на рубеже VII-VI вв. до н. э.). С их приходом началось развитие колонизационной деятельности - Коринф стал метрополией многих западных апойкий. Наибольшую известность получил тиран Коринфа Периандр, правивший с 627 по 585 гг. до н. э. При нем происходит прямое покорение колоний, часто не подчинявшихся метрополии.

Коринф расширяет внешние связи и усиливается на западном направлении: например, торгует с Иллирией, откуда привозят серебро для чеканки монет, которые впервые появляются не ранее VII в. до н. э. Коринф поддерживает отношения с Италией, Египтом, Испанией, Северным Причерноморьем, Сирией, Кипром - торговля с ними приобретают широкий размах. Коринф становится центром металлообработки, текстильного ремесла и кораблестроения; он родина якоря и триеры - самого быстроходного корабля того времени с тремя рядами весел.

В Коринфе и его колониях суды знати заменяются судами по территориальным округам, упраздняются общие трапезы и система общественного военного воспитания юношей. Последние меры Периандра направлялись против родовой аристократии, в глазах которой появление тирании стало гибелью старинных порядков, доблести знатных родов и самого представления об исконном благородстве, разрушением традиционных обычаев, поддерживавших культуру высших слоев общества. Впрочем, для истории Коринфа это был временный этап. Как провещал дельфийский оракул одному из последующих тиранов Коринфа: "Будешь править ты и твои дети, но не дети твоих детей".

Формирование полисной системы.

Слово "полис" имеет три значения: город, государство и гражданская община. В представлении греков все три значения сливались воедино. Ученик философа Платона Аристотель, изучавший различные виды государственного устройства греческих городов, в своей книге "Политика" определил полис как политическое объединение граждан для создания наилучших условий их духовной и материальной жизни, имеющей своей целью общественное благо, под которым Аристотель понимал справедливость, выраженную в гражданском равенстве1.

Города-государства существовали и до архаической эпохи, но в них были клановые порядки. Преодоление родовых традиций стало решающим для возникновения таких явлений как полис и государственность. Оформляются новые структуры управления и самосознание граждан.

Для создания полиса существовали определенные предпосылки. Одна из первых - географический фактор. Греция хребтами разделена на множество долин, внутри которых поселения не могли укрупняться. Небольшие по размерам территории, пригодные для жизни, обусловили немногочисленность общин, то есть одно из основных условий создания демократии - маленький гражданский коллектив.

Вторая предпосылка связана с отсутствием в гомеровскую эпоху крупных дворцовых комплексов и индивидуализацией производства. Хозяйства становятся самодовлеющими, складывается широкий слой мелких земледельцев, лично свободных. Вместе с центральной властью исчезает необходимый для экономического объединения фактор. В этом одно из основных отличий греческих городов от восточных, где дворцовые или храмовые хозяйства играли объединяющую роль, регулируя религиозную, культурную и производственную жизнь людей. В Греции эпохи "темных веков" и архаики центральная, объединяющая полисы власть отсутствовала, поэтому поселения оставались разрозненными и постоянно враждовали друг с другом.

Частая взаимная вражда стала третьей предпосылкой для создания полисной системы, поскольку внешняя опасность является мощным объединяющим началом. Наличие угрозы со стороны соседей стало причиной консолидации граждан. Возникновение первых полисов происходило путем так называемого синойкизма - начавшегося еще в "темные века" процесса слияния нескольких родовых поселков в один.

Последней, четвертой, предпосылкой возникновения полиса явилось установление тиранических режимов, окончательно сломивших власть знати и открывших дорогу демократии, которая как система сложилась в Греции к V в. до н. э.

Полис представлял собой общину граждан, где народное собрание являлось одновременно народным ополчением и гражданская организация города совпадала с военной - гражданами были люди, которые голосовали и воевали. Основанием для гражданства служило обладание земельным наделом. Человек без земли не мог быть гражданином, поэтому полноправный владел участком земли, на который также претендовало государство. То есть землевладелец не мог перекрыть общественную дорогу или общий путь к водоему, пролегавшие через его участок, не имел права оставлять надел и не обрабатывать его, а также продать чужеземцу и т. д. - государство вмешивалось в частное землепользование граждан. Эта двойственная форма собственности, включающая в себя одновременно частное и государственное владения, обозначается как античная.

Коллектив граждан был немногочислен и противостоял достаточно большой массе зависимого населения, кем являлись неполноправные. Например, Аристотель жил в Афинах как переселенец, метек, и не имел гражданских прав. Кроме метеков, всеми правами не могли пользоваться рабы и женщины, число таких людей оказывалось гораздо большим, чем число граждан, и демократия для античности - достаточно условное понятие, поскольку она ограничивалась небольшим коллективом людей.

Полис становится первоначальной ячейкой двух типов государственного устройства: олигархического и демократического. Олигархический государственный строй был основан на сословных принципах, то есть на противопоставлении избранной элиты остальному населению. Такая форма государственности формируется в Спарте. Демократический режим, существовавший, например, в Афинах, базировался на принципах всеобщего равноправия. Противостояние Афин и Спарты явилось не только враждой двух государств, а глубоким антагонизмом двух систем, который ярко проявится уже в Пелопоннесской войне. Кроме того, Спарта и Афины не типичные для Греции полисы, и их пример не может быть показательным для остальных городов.

Первые греческие законодательства.

С формированием полисной системы связано появление первых законодательств, оформивших новое государственное устройство. Изживание старых порядков, связанных с господством аристократии, иногда происходило за счет реформирования законодательства, а не путем создания тиранических режимов. Первые законы возникают в Греции примерно в VII-VI вв. до н. э. К VII в. относится законодательство Залевка из Локр (город в Южной Италии), к VI в. - правотворчество Харонда из Катан (Сицилия), то есть первые законы появляются в "Великой Греции" - южной Италии и Сицилии. С целью воспитать в гражданах уважение к законам Залевк и Харонд предписали желающим внести поправки являться в народное собрание с петлей на шее, и если народ не признает изменения справедливыми, удавиться на месте. За несколько сот лет существования законов в них почти не было внесено изменений.

Однако наиболее известные правовые кодексы создаются непосредственно в Греции в конце VII - начале VI в. до н. э. Драконтом (621) и Солоном (594).

Законодательство Драконта в Афинах (621).

Драконт был архонтом, осуществлявшим гражданское управление Афинами. О его правотворчестве известно немного. Фактически он лишь записал и кодифицировал уже бытовавшие в Афинах негласные законы. Драконт отменяет право кровной мести, проводит четкое различие между умышленным и непреднамеренным убийством. При нем происходит важное оформление права на частную собственность, когда смертной казнью каралось любое покушение на имущество даже малой ценности, например, кража овощей. Когда Драконта спросили, почему в его законах все преступления заслуживают смертной казни, он ответил, что не смог придумать ни меньшего, ни большего наказания. Подобного рода законодательства, "записанные кровью", отражали определенный этап становления государства, через который проходили многие древние общества1.

Законодательство Солона в Афинах (594).

Солон, по поздней античной традиции, входил в число семи великих мудрецов древности. Благодаря изданным им законам были заложены основы будущей афинской демократии.

В 594 г. до н. э. Солон становится архонтом и проводит реформы. При нем развивается оливководство - олива, по преданию, была дарована Афинам самой дочерью Зевса Палладой, которая в споре с Посейдоном предложила жителям города оливковую ветвь, ставшую символом процветания и благосостояния полиса. Афины начинают широко торговать оливковым маслом, Солон поощряет разведение виноградников и расширение садов, регулирует водоснабжение в засушливых областях за счет рытья новых колодцев. Он вводит интересный закон: если отец не научит сына ремеслу, то сын вправе отказать родителю в помощи в старости, то есть знание определенного ремесла становится одним из элементов гражданского статуса человека. Солон проводит изменения в весовой и монетной системах: устанавливаются обязательные для всей Аттики единые стандарты, способствующие развитию торговли. Вводятся законы против роскоши: запрещается устраивать дорогие погребения, устанавливать роскошные гробницы и приносить большие жертвы. Данные постановления направлялись против знати.

Антиаристократический характер носили и социальные реформы Солона, который впервые в Греции ввел понятие имущественного ценза. Солон разбивает всех граждан на четыре разряда согласно размеру их имущества. Человек, обладавший 500 медимнами дохода (медимн - мера сыпучих тел, около 50 л), входил в первый разряд "пятисотников". Второй разряд (ценз - 300 медимнов) - так называемые "всадники". Всадники и пятисотники - высшие категории граждан - получали почетное право служить в коннице и избираться на гражданские должности. Третий разряд - зевгиты, "владельцы упряжки волов" (200 медимнов), - должны были служить в тяжеловооруженной пехоте, поскольку не могли содержать лошадь. Тех, кто владел доходами меньше 200 медимнов (четвертый разряд), называли фетами, и они получали лишь право голосовать в народном собрании. Ценз определял зависимость общественного положения гражданина не от его родовитости, а от имущественного состояния, - в этом и состояла важность социальных реформ.

Солон отменяет долговую кабалу - задолженности, связанные с закладом земли, и делает свободными многих земледельцев. Активизируется деятельность народного собрания, Солон вводит Совет четырехсот, который осуществляет подготовку дел в промежутках между созывами собрания. При Солоне возникает особый судебный орган - гелиея, - проверявший отчеты должностных лиц и разбиравший конфликты между гражданами.

Реформы Солона легли в основу демократической системы Афин, представлявшей собой вершину политического творчества древних греков, не превзойденную впоследствии.

www.ancientmyth.ru

8. Великая греческая колонизация.

8-6 века - Великая греческая колонизация, в результате которой все Средиземноморье было греческими колониями.

Основные направления:

Восточное и северо -восточное.

Когда в 10 веке дорийцы хлынули в Элладу, и в Ионии осели первые греки, основав крупные центры. Милеет – центральный город вывода колоний на север. Колонизовал западные берега Черного моря, на юге – Синопу и Тераклею, на северо-востоке – Понтиканей. Херсонес не был завоеван.

В дельту Нила. Навократис – самое крупное направление.

- западное.

Колонизирована западная часть Сицилии.

На юге Италии города, возникшее благодаря колониям, стали богатейшими городами, они занимались транзитной торговлей.

Великая Греция – объединенные богатые города, западная часть Сицилии и юг Италии.

В архаический период сложился тип город – государство: в центре города должна была быть цитадель, город окружен сельской частью поселения, которая прокармливает сам город, полис – объединение равных граждан.

Метеки – население полиса, не имеющие гражданство, исключенное из политической жизни.

В ремесленных и торговых полисах появляются захваченные рабы. Аристотель писал, что было б очень хорошо, если бы эти рабы были разных племен. Граждане занимаются наукой и спортом, метеки же – презренным делом – торговлей.

Граждане вооружали себя сами – гоплит –вооружение гражданина, купленное на выручке от земли.

Фаланга – военный строй

Она выстраивалась плечом к плечу со щитами и копьями. Она не должна была размыкаться. Это был символ единства – «хэконания»(?), отсюда и «койне» - язык греков.

Общество народоправства – граждане сами собой управляют, граждане полиса не платят налоги, их задача – защитить Родину. Началось перераспределение доходов.

Триерархия – особый косвенный налог на строительство корабля.

Богатых стало меньше, бедных стали нанимать в качестве матросов на суда.

Устраивались дионийские фестивали, спонсировали их богатые, за это их имена выбивались на стелах, это было очень почетно.

Объявлялась эйсфора – единовременный налог на богатых. Многие богатые желали перевестись в другой класс, т.к. это было очень обременительно.

Форма собственности:

Аристотель подвел итог наблюдением всех философий о собственности. Участок земли мог быть продан гражданином только другому гражданину. Перераспределение собственности происходило в рамках собственности.

9. Старшая тирания в Греции.

Тирания архаического периода – старшая (древняя тирания).

Тиранами называли лиц, как правило, довольно знатного происхождения, которые насильственно захватывали власть в полисах.

Тираны в целом проводили политику против господства старой родовой аристократии. Они отстраняли от власти многие знатные роды, конфисковали их имущество, изгоняли из полиса, освобождали зависимых от них лиц. Тираны поддерживали торгово-ремесленные круги и мелких землевладельцев, поощряя занятия ремеслами и торговлей. Однако тирания в Греции была кратковременным явлением. Вскоре правление тиранов стало приобретать деспотический хар-тер, порождая насилия и злоупотребления как самих тиранов, так и их приближенных. Население перестало их поддерживать, и тираны были изгнаны в или погибли в борьбе.

К концу 6 века тирания как форма гос правления изжила себя и была уничтожена вовсех греческих городах. В целом тирания сыграла важную роль в борьбе с господством консервативной родовой знати.

Писистрат в Афинах – развитие ремесел, выращивание технических культур – оливы и винограда. Этот товар выгодно продавать, этот путь нравится новым богатым, способствует экзогенному рабству, развитию экономики Афин. Земельная же аристократия была против. Она бедна экономикой, но богата традициями, правом толковать законы и культ. Писистрат хочет ее ослабить. Он перевел на террит Аттики культ Диониса, этим он подчеркнул, что главную роль будет играть земледелие и виноградство. В этом культе могло участвовать население. Этим он укрепил так же сам демос.

До этого некоторых аристократов судили за разглашение тайн культа Деметры. В культе Диониса не было никаких тайн, и учувствовал в нем весь народ.

Писистрат ввел «разъездные суды», т.е. суд проходил прямо на месте спора \ ссоры.

Проблемы:

1 демографическое перенаселение

2 аграрные проблемы

3 Нехватка металла

4 Рынки сбыта и источники сырья- предпосылки

В период поздней полисной структуры Аристотель пишет труд «Политика» вслед за Платоном, создавая идеальную структуру политики. Для Аристотеля полис был прекрасным политическим строением.

Из этого сформировалось стремление к совершенству и самосовершенствованию. В идеальном полисе Аристотеля граждане не работают, не занимаются торговлей. Они совершенствуют сове тело для сражений, когда молоды; когда же они уже становятся людьми « в возрасте», то тогда они должны быть политически активными. Это было понятие «аутаркос» - территория полиса должна точно соответствовать численности граждан ( кол-во граждан должно быть не более 10 000 тыс чел)

Назревала экономическая, демографическая, внутриполитическая борьба полиса, проблема металла.

studfiles.net

3. Раннегреческая тирания. История Древней Греции

3. Раннегреческая тирания

Большое значение в политическом развитии Греции в VII–VI вв. до н. э. оттеснении родовой знати от власти в целом ряде греческих полисов и укреплении положения торгово-ремесленной верхушки имела деятельность так называемых тиранов. Тиранами называли лиц, как правило, довольно знатного происхождения, которые насильственно захватывали власть в тех или иных полисах, подчиняли своему влиянию действующие органы управления (в частности, аристократический совет старейшин и традиционные магистратуры).

Раньше всего во второй половине VII в. до н. э. тирания была установлена в городах Коринфе, Мегарах и Сикионе. В VI в. до н. э. тиранические режимы были установлены в Милете, Афинах, на острове Самое и других островах Эгейского моря, в ряде полисов Южной Италии и Сипилии. Захватившие власть тираны в целом проводили политику, направленную против господства старой родовой аристократии. Они не только отстраняли от власти многие знатные роды, но и конфисковывали их имущество и земли, изгоняли из полиса, освобождали зависимых от них лиц. Тираны поддерживали торгово-ремесленные круги и мелких земледельцев, поощряя занятия ремеслами и торговлей, строили торговые корабли и благоустраивали порты, чеканили монеты и обеспечивали безопасность торговых путей.

Однако тирания в Греции была кратковременным явлением. Пока тираны вели борьбу с господством родовой знати, проводили реформы в пользу широких кругов населения, способствовали экономическому процветанию полисов, их режим находил сторонников. Но вскоре правление тиранов стало приобретать деспотический характер, порождая насилия и злоупотребления как самих тиранов, так и их приближенных. Население перестало их поддерживать, и тираны были изгнаны или погибли в борьбе. К концу VI в. до н. э. тирания как форма государственного правления изжила себя и была уничтожена почти во всех греческих городах. В целом тирания сыграла важную роль в борьбе с господством консервативной родовой знати, она расчистила дорогу для утверждения полисного строя, подготовила условия для укрепления торгово-ремесленных слоев и повышения их роли в обществе и управлении.

Законодательное закрепление прав рядовых граждан, уничтожение кабального рабства и смягчение долгового права, изменения в военном деле, приведшие к повышению значения тяжеловооруженных воинов-гоплитов, укрепление роли народного собрания как политического органа приводили к консолидации гражданского коллектива полиса, повышению роли средних прослоек полисного гражданства, располагающего некоторым достатком, защищающего свой полис в фаланге гоплитов, участвующего в народных собраниях, где обсуждались дела родного полиса.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Тирания в Древней Греции | Тайны и Загадки истории

Заметное явление в истории архаической Греции — тирания. Термины «тиран», «тирания» образованы на лингвистической основе лидийского языка. По существу в городе-полисе власть захватывалась о прочитать здесь,узурпатором,агрессия которого была родом из детства, об этом можн который в своей политической деятельности игнорировал законы и волю традиционных учреждений, таких как совет, народное собрание и др.

Социально-политический кризис, через который прошли многие малоазийские города — Милет, Эфес, города эгейского региона — Лесбос, Хиос, Самос, влиятельные полисы — Мегары, Коринф, Афины, Сиракузы и др., завершился установлением режима личной власти.

Методы правления тиранов отличались популизмом, политикой заигрывания с демосом путем популярных установлений против роскоши богатых слоев общества, демагогическим заступничеством за права малоимущих, показательными разделами конфискованных земель…

Древнегреческий театрДревнегреческий театр. Фото: Merlin

Часто тирания была самым простым способом разрешения конфликта со своими политическими оппонентами. Потерпевшие поражение подвергались высылке, казна пополнялась их имуществом. В результате реальная политика наполнила содержанием термин «тирания» и придала тот негативный оттенок, что мы встречаем у позднейших историков.

Основную цель тирании — ослабление родовой аристократии — удалось воплотить таким известным правителям как Поликрат, Кипсел, Периандр и другие.

Самосский тиран Поликрат (вторая половина VI в. до н. э.), опираясь на ремесленно-торговые слои, развернул широкую общественную программу, завершившуюся созданием могущественного флота, развитой системы строительства полиса.

В бытность тирана Поликрата в Самосе был сооружен водопровод с уникальной для своего времени системой и масштабом подземных сооружений, земляной мол в море (360 м длиной), великолепный и знаменитый самосский храм. К числу достоинств краткого периода тирании Поликрата относят его активную объединительную политику в отношении островных государств Эгейского моря, попытку пробиться в Причерноморский регион. Тирану приписывают покровительство изящным искусствам, поэзии (таким высоким вниманием были отмечены знаменитые поэты Анакреонт и Ивик). Полис на острове Самос славился энергичной торговой и внешнеэкономической политикой, что и привело к постепенным ответным действиям окружающих государств. По легендарным сведениям могуществу тирана и процветающему его полису завидовали даже египтяне. А недолговечный период правления Поликрата завершился вмешательством заинтересованных в этих территориях персов, как бы призванных историей подчеркнуть слабость и переходный период этой политической формы правления.

Коринфский демос поддержал в середине VII в. до н. э. тирана Кипсела. Им был изгнан род Бакхиадов, а земли и имущество побежденных поделены. Периандр, его сын и преемник (627 — 585 гг.), оставил заметный след в развитии Коринфа. В результате реформ была создана могущественная держава, территория которой простиралась от островов Ионического моря до Адриатического. В целях совершенствования товарно-денежного обращения и торговли заменена денежная система, прорыты каналы. Укрепляя авторитет земледельцев, Периандр усилил их позиции в представительной власти, образовал новый совет. Именно он поднял земледельческий культ бога Диониса на общегосударственный уровень. В самом городе строятся общественные здания, поощряются искусства. В этот период создаются знаменитые коринфские вазы.

В социальном плане коринфский тиран следовал путем вытеснения аристократии и поощрения мелких и средних демократических прослоек. Так появились территориальные филы, ограничено число рабов.

Тиран Коринфа Периандр был сыном Кипсела и Кратенды. Как и его время, он был противоречивой и сложной натурой. Его законы были направлены против бегства из страны, праздности и роскоши. Древняя традиция включила его в число «Семи мудрецов». Ему приписывают изречение: «Управление — это все».

При Периандре Коринф вывел колонии в Адриатику, а на Халкидике была основана Потидея.

В целом непрочность социальной базы привела коринфский режим тирании к падению, которое последовало после смерти Периандра.

Тирания была результатом внутриполитической борьбы, а, следовательно, для этого явления характерны издержки. Тирания подняла авторитет личности, но, будучи вынужденным политическим шагом в период кризиса, вскоре перестала удовлетворять общественным условиям. Долговременность тирании в Сикионе, Коринфе и Афинах объяснялась ее пронародным характером, строгим соблюдением законов полиса.

В Афинах тирания начиналась с широкого движения беднейшей части афинского крестьянства. Во главе демоса в качестве вождя (институт простатов) стал Писистрат. Он и захватил Афинский акрополь и, следовательно, власть в 562 г. до н. э. Как обязательный эпизод в этом восстании фигурирует гвардия (из 300 человек). Поддержка демосу в период тирании Писистрата осуществлялась весьма широко: для обеспечения общественных работ проводилось благоустройство городов — строительство водопроводов и фонтанов, возведение новых храмов, портовых сооружении, портиков на агоре, главном жизненном центре раннегреческого города.

Полисы в Древней Греции почти все прошли через стадию тирании, причем проявления системы были достаточно разнообразны.

Возникновение тираний было неизбежно и в олигархических полисах. Против олигархии выступили неполноправные. В Леонтинах олигархия в VII в. до н. э. была свергнута под предводительством Панетия. В Эрет-рии фигурирует группировка демоса во главе с Диаго-ром.

Олигархические полисы вынуждены были принимать законы против концентрации власти в руках небольшого круга должностных лиц, близких родственников, продолжительного занятия должности. Имеются данные об одном из таких законов, который был принят во второй половине VII в. до н. э. в Дреросе и касался занятия должности косма.

Раньше всего во второй половине VII в. до н. э. тирания была установлена в городах Коринфе, Мегарах и Сикионе. В VI в. до н. э. тиранические режимы были установлены в Милете, Афинах, на острове Самое и других островах Эгейского моря, в ряде полисов Южной Италии и Сипилии. Захватившие власть тираны в целом проводили политику, направленную против господства старой родовой аристократии. Они не только отстраняли от власти многие знатные роды, но и конфисковывали их имущество и земли, изгоняли из полиса, освобождали зависимых от них лиц. Тираны поддерживали торгово-ремесленные круги и мелких земледельцев, поощряя занятия ремеслами и торговлей, строили торговые корабли и благоустраивали порты, чеканили монеты и обеспечивали безопасность торговых путей.

 

Однако тирания в Греции была кратковременным явлением. Пока тираны вели борьбу с господством родовой знати, проводили реформы в пользу широких кругов населения, способствовали экономическому процветанию полисов, их режим находил сторонников. Но вскоре правление тиранов стало приобретать деспотический характер, порождая насилия и злоупотребления как самих тиранов, так и их приближенных. Население перестало их поддерживать, и тираны были изгнаны или погибли в борьбе. К концу VI в. до н. э. тирания как форма государственного правления изжила себя и была уничтожена почти во всех греческих городах. В целом тирания сыграла важную роль в борьбе с господством консервативной родовой знати, она расчистила дорогу для утверждения полисного строя, подготовила условия для укрепления торгово-ремесленных слоев и повышения их роли в обществе и управлении.

Законодательное закрепление прав рядовых граждан, уничтожение кабального рабства и смягчение долгового права, изменения в военном деле, приведшие к повышению значения тяжеловооруженных воинов-гоплитов, укрепление роли народного собрания как политического органа приводили к консолидации гражданского коллектива полиса, повышению роли средних прослоек полисного гражданства, располагающего некоторым достатком, защищающего свой полис в фаланге гоплитов, участвующего в народных собраниях, где обсуждались дела родного полиса.

В слабых аграрных областях не складывалась тирания. Это прерогатива полисов промышленно-торговой ориентации, где торгово-экономические факторы порождали большие материальные богатства и личностей, выступавших за перераспределение властных функций. Яркий пример дают досолоновские Афины, где особенно проявился дестабилизирующий момент участия новых людей в политической борьбе.

Аристотелевская модель идеальной тирании предусматривала скромный образ жизни главы режима и наличие посредников — айсимнетов, избранных народом. Однако в практике известных тиранов были заложены противоречия, которые привели к падению тирании.

Позиции Фукидида по вопросу о тирании донесли скептический взгляд на общие последствия тираний в эллинских государствах. Вопреки конкретным фактам, историк делает общий вывод о недостойных целях тиранов, сводивших благо народа только к собственному благополучию и безопасности своего положения.

Именно поэтому, рассматривая опорные силы этих режимов, мы находим, что отношения тирана и демоса строились при активном участии наемной гвардии. Наемные телохранители или отпущенные на свободу рабы охраняли форпост тирана, обычно располагавшийся на акрополе. Геродотово свидетельство о том, что дельфийский оракул ответил Кипселу, подтверждает непрочность и недолговечность сосредоточения власти в руках единоличных правителей. Они сыграли свою роль, и властью завладели рабовладельцы. Уничтожив господство родовой знати, древнегреческое общество встало перед необходимостью введения государственных институтов в форме республиканского правления или в форме рабовладельческой демократии с участием свободных граждан. Второй путь, который приводил к власти самых влиятельных рабовладельцев, являл собой рабовладельческую олигархию.

Как и биографии тиранов вообще, сведения о Кипселе и Периандре навеяны устными рассказами, историями в передаче Геродота, Аристотеля и т.д.

До сих пор остается дискуссионной датировка коринфской тирании. Традиционно же временем правления Кипсела принято считать 657 — 627 гг. до н. э.

Его рождению предшествовали предсказания оракула, в которых утверждалось, что впоследствии ребенок, став взрослым, лишит власти правящую в ту пору династию Бакхиадов, после чего последовал приказ правителей умертвить младенца. Однако отряженые для этой цели посланцы поддались чувствам и не смогли выполнить свою миссию. В следующий же раз мать спасла сына, сумев спрятать его от пришельцев, так что в конце концов предсказание сбылось и выросший Кипсел после ряда драматических событий пришел наконец к власти в Коринфе.

Страбон упоминает о золотой статуе Зевса, внесенной Кипселом в олимпийское святилище. Им же основана сокровищница в Дельфах, куда потом на протяжении длительного времени стекались несметные богатства. Таким образом тиран проявлял заботу о божественном освящении своих действии и решений, поскольку с этого момента дельфийский оракул стал к нему особенно благорасположен.

Жизнеописание Кипсела, дошедшее до нас в работах античных авторов, имеет сюжетное сходство с другими фольклорными произведениями, например, с мифами о Персее или об Эдипе. Фольклорными истоками можно объяснить и само имя коринфского тирана. По преданию, мать спрятала сына в сосуде — кипселе. То, что указанные мифы имели хождение в Коринфе и действительно могли оказать влияние на легендарное жизнеописание тамошнего тирана, косвенно подтверждается изображениями данных персонажей на ларце Кипсела, где Персей и сыновья Эдипа выполнены руками коринфских мастеров эпохи Кипселидов.

Имеется также гипотеза, что Кипсел получил имя в связи с каким-то своим отношением к гончарам или же к гончарному производству, получившему в Коринфе большое развитие. Во всяком случае, археологические исследования показали, что кипселы имели среди коринфян широкое распространение и встречались как изготовленные из глины, так и плетеные. Таким образом, исходя из простонародного происхождения имени тирана, делается вывод о его демократических корнях и о том, что сам Кипсел был выходцем из социальных низов древнего коринфского общества.

Однако большинство исследователей не принимает этого объяснения, указывая при этом на то, что никто из античных авторов не подвергал сомнению именно аристократическое происхождение Кипсела. Что же касается его легендарной биографии, то это, без сомнения, сказка, в которой нетрудно уловить отзвук традиционного совета о добром и подвергавшемся поначалу преследованию царе, причем параллельно фигурирует тотемистическая линия, а также вкрапленные в сюжет сведения об обряде инициации.

tayni.info

Особенности тирании в Древней Греции

Была ли в Древней Греции тирания?

Вика Особенности тирании в Древней Греции

Доброго времени суток, Вика!

Важное значение во всем развитии Греческого государства в VII – VI вв. до н. э. в вопросах оттеснения родовой знати от политической власти в отдельных городах Греции и последующем укреплении верхушки, состоящей из торговцев и ремесленников, имела деятельность лиц, которых именовали тиранами.

Тиран и тирания

Тиранами считались такие лица из знати, которые захватывали государственную власть в определенных полисах, подчиняя при этом существующую власть (обычно таковой выступал совет старейшин либо магистратуры).

Тиранию можно назвать достаточно заметным явлением во всей жизни Древней Греции. Данный термин берет свое начало из лингвистики лидийского языка. Можно вполне назвать такого захватчика узурпатором власти, который при реализации своей политики полностью игнорировал действовавшие законы, кроме того, выступал против воли совета и народного собрания.

Разрешение существовавших конфликтов

Тирания была наиболее распространенным и простым способом разрешить существующие конфликты, которые возникали между политическими оппонентами. Проигравших высылали, а казну пополняли имевшимся у них имуществом. Можно сказать, что действительная политика постоянно наполняла содержанием категорию тирании, придавая ей достаточно негативный оттенок, который можно встретить у многих историков.

Важнейшая цель тирании состояла в том, чтобы существенно ослабить родовую аристократию, а удалось это воплотить в жизнь Поликрату, Кипселу, Периандру и некоторым иным.

Древнегреческая тирания

Характерные особенности тирании

Тирания выступала своего рода итогом борьбы политиков, соответственно, для нее достаточно характерны самые различные издержки. Она достаточно высоко подняла авторитет отдельно взятой личности, однако, являясь вынужденным политическим явлением в кризисные времена, достаточно скоро полностью перестала удовлетворять условиям, диктуемым со стороны общественности.

Дольше всего она просуществовала в Афинах, Коринфе и Синиконе, поскольку характеризовалась пронародным характером, а также неукоснительным соблюдением действовавших законов полиса.

Тирания в Афинах

В Афинах тирания берет свое начало с достаточно широкого движения самой бедной части крестьян. Во главе народа выступил Писискрат, который в конечном итоге захватил акрополь и всю власть в 562 г. до н. э. У него была своя гвардия, которая насчитывала триста человек.

Ему оказывалась достаточно широкая поддержка, а именно осуществлялось благоустройство городов, возводились новые храмы, порты и многое другое.

Многие древнегреческие полисы прошли через этап тирании, при этом стоит заметить, что ее проявления достаточно сильно отличались друг от друга

Также стоит добавить, что в олигархических полисах также существовала тирания. Противниками олигархии были так называемые неполноправные. Например, в Леонтинах олигархия была свернута Панетием, который в результате захватил власть. В Эретии действовала другая группа, деятельность которой возглавлял Диагор.

На этом заканчиваю краткий экскурс в историю тирании в Древней Греции. Хотелось бы пожелать вам доброго настроения и успехов во всех добрых начинаниях.

С уважением, Александр.

Полезный совет?

Расскажите друзьям

www.domotvetov.ru

КЛАССИЧЕСКИЕ СИРАКУЗЫ. ТИРАНИЯ ДИОНИСИЯ. Древняя Греция

КЛАССИЧЕСКИЕ СИРАКУЗЫ. ТИРАНИЯ ДИОНИСИЯ

После свержения в 466 г. до н. э. Фрасибула – последнего тирана из династии Дейноменидов – в Сиракузах установилось демократическое правление. Сиракузская демократия имела немало несомненного сходства с современной ей афинской. В частности, в 454 г. до н. э. в целях предотвращения концентрации власти в руках политических лидеров и возрождения тирании был введен петализм – судебная процедура, скопированная с афинского остракизма (отличия были лишь в том, что при голосовании сицилийцы использовали не глиняные черепки, а листья оливкового дерева и что лицо, набравшее наибольшее количество голосов, изгонялось из полиса не на десять, а лишь на пять лет). Правда, если остракизм функционировал в Афинах почти столетие, то петализм довольно скоро признали неэффективной и вредной мерой и отменили.

Геракл и амазонка. Метопа из храма Геры в Селинунте  (V в. до н. э.)

В эпоху демократии, продолжавшуюся до конца V в. до н. э., в сиракузском полисе почти не прекращалась ожесточенная борьба между соперничающими политическими группировками. Впрочем, перед лицом внешней угрозы политикам порой удавалось, на время забыв разногласия, сплотиться для защиты государства. Лучше всего это показала оборона Сиракуз от крупномасштабной военной экспедиции Афин в 415—413 II. до н. э. Сиракузяне успешно выдержали длительную осаду со стороны огромного афинского флота и войска, а в конечном счете нанесли противнику сокрушительное поражение. Это подтвердило репутацию Сиракуз как одной из ведущих военно-политических сил Средиземноморья, лидера сицилийских греков.

Однако почти сразу после столь большого военного успеха в полисе резко обострилось внутриполитическое положение. Борьба группировок приобретала все более ожесточенные формы. Сиракузская демократия переживала кризис, и это усугублялось угрозой нашествия карфагенян. В конце V в. до н. э. Карфаген в очередной раз начал активное наступление на греческие города Сицилии. В 409 г. до н. э. карфагеняне захватили Селинунт, а в 406 г. до н. э. – Акрагант, один из крупнейших экономических и политических центров региона. Опасность становилась все более реальной и для самих Сиракуз, которые, будучи крупнейшим греческим полисом Сицилии, считали необходимым возглавить борьбу живущих на острове эллинов против «варварского» нашествия. Однако сиракузское войско в борьбе с карфагенянами потерпело ряд поражений, что привело к нарастанию внутренней смуты.

Военные неудачи смог обратить в свою пользу молодой честолюбивый политик Дионисий, пользовавшийся популярностью у сиракузского демоса. После падения Акраганта он добился отстранения от власти стратегов, возглавлявших ополчение Сиракуз, и сам оказался в числе избранных на их место. Впоследствии, укрепив свое влияние в войске, Дионисий получил полномочия стратега-автократора – верховного главнокомандующего вооруженными силами. Вскоре после этого, в 405 г. до н. э., набрав отряд наемников, он осуществил государственный переворот в Сиракузах, ликвидировал демократию и сконцентрировал в своих руках единоличную власть, став тираном (впрочем, официально Дионисий носил титул архонта).

В течение своего многолетнего правления (он удерживал власть вплоть до своей смерти в 367 г. до н. э.) Дионисий четыре раза воевал с Карфагеном. На первых порах тиран добился впечатляющих успехов, почти полностью вытеснив карфагенян с Сицилии и распространив собственный контроль на освобожденные от врага территории. Правда, впоследствии, после ряда неудач на полях сражений, часть земель была потеряна, но и после этого под властью Дионисия осталось около половины территории острова.

Тиран Сиракуз проводил активную внешнюю политику не только на самой Сицилии, но также и в близлежащих регионах. Так, ему удалось включить многие населенные греками города Южной Италии (Кротон, Регий, Локры Эпизефирские и др.) в состав своей державы. Влияние Дионисия в период его наибольшей власти простиралось и на бассейн Адриатического моря, где этот правитель основал ряд поселений. Он поддерживал дружественные отношения со Спартой, Афинами и другими важнейшими полисами Балканской Греции.

Артемида Аретуза. Серебряная декадрахма Сиракуз (V в. до н. э.)

В сфере внутренней политики Дионисий был наиболее характерным представителем Младшей тирании. При необходимости он не боялся проявить откровенное насилие, казнил и изгонял своих политических противников, конфисковал все ими нажитое. Свое могущество тиран основывал прежде всего на отрядах наемников, которые получали от него щедрые награды: права гражданства, земельные наделы и т. п. В то же время Дионисий создавал видимость функционирования органов полисного самоуправления, освобождал рабов, на время избавил государство от гражданских конфликтов. В результате с его фактически единоличной властью мирились все слои гражданского коллектива.

При Дионисии значительно укрепилась военная мощь Сиракуз. Они располагали самой многочисленной в тогдашнем греческом мире армией, состоявшей как из гражданского ополчения, так и из отрядов наемников. В правление Дионисия в Сиракузах были сооружены грандиозные оборонительные укрепления, еще долго остававшиеся едва ли не лучшими в Средиземноморье. Сильным и прекрасно оснащенным был сиракузский флот, в который наряду с триерами входили пентеры – корабли с пятью рядами весел. При штурме вражеских городов стала применяться катапульта – метательное орудие, изобретенное, по некоторым сведениям, самим сицилийским тираном.

Талантливый и прекрасно образованный человек (он даже сочинял драмы), Дионисий понимал роль культуры в жизни общества и стремился использовать ее для упрочения своего престижа. Он превратил Сиракузы в крупный культурный центр, где работали многие видные мыслители и поэты. В 389—387 гг. до н. э. Сиракузы посетил великий философ Платон, задавшийся целью превратить сицилийского владыку в «идеального правителя». Но его попытка увлечь тирана своим политическим учением оказалась безуспешной. Не случайно в последующих сочинениях Платона (а затем и во всей античной исторической традиции) Дионисий предстает как образец жестокого деспота, управляющего государством с помощью террора и репрессий и живущего в вечном страхе заговоров. В то же время ему воздают должное за освобождение греческих городов Сицилии от карфагенской угрозы.

Держава Дионисия являлась, бесспорно, самым крупным и сильным государством в греческом мире первой половины IV в. до н. э. Она включала в себя как греческие полисы, так и территории, населенные местными племенами. Часто эту державу считают одной из предшественниц монархий эпохи эллинизма. Однако государство Дионисия оказалось непрочным, и это выяснилось вскоре после смерти его основателя. В греческом мире эпохи классики все объединения полисов были недолговечными, поскольку центробежные силы в конечном счете одерживали верх.

Наследником власти Дионисия стал его сын Дионисий Младший – правитель слабый, склонный к коварству и интригам. Видную роль в управлении державой играл вначале также родственник Дионисия – Дион, приверженец философских взглядов Платона. Почти сразу между Дионисием Младшим и Дионом началась борьба за первенство. Сначала Дион вынужден был покинуть Сиракузы, но в 357 г. до н. э. возвратился на родину и отстранил Дионисия от власти, отправив его в изгнание.

Однако вскоре Дион, пытавшийся осуществить платоновские утопии, утратил популярность у сограждан и был убит в результате заговора. В условиях смуты Дионисий Младший в 347 г. до н. э. захватил власть. Но к этому времени огромная держава начала распадаться, что привело к возникновению тираний в отдельных сицилийских полисах. Воспользовавшись разобщенностью греков, карфагеняне вновь начали успешное наступление на остров.

В этой ситуации полисные власти Сиракуз отказались подчиняться Дионисию Младшему и обратились за помощью к метрополии – Коринфу. В 344 г. до н. э. на Сицилию с небольшим войском прибыл коринфский полководец Тимолеонт. Он низложил Дионисия и отправил его в Коринф, где тот провел остаток жизни в качестве частного лица. В Сиракузах была восстановлена демократия. Ликвидировав тиранические режимы и в других полисах, Тимолеонт создал военно-политический союз равноправных сицилийских государств. Затем, возглавив союзные вооруженные силы, он нанес поражение карфагенскому войску, после чего отошел от государственных дел. На Сицилии вновь был установлен мир.

Вплоть до своей смерти в 337 г. до н. э. Тимолеонт пользовался огромным авторитетом и почитанием как освободитель и спаситель сицилийских греков. Впрочем, созданный им союз полисов Сицилии оказался непрочным, равно как не было стабильным и демократическое правление в Сиракузах. Сохранялась и опасность карфагенского нашествия.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru


Смотрите также