Тест религия древних славян. Контрольная работа Мифы и религии древних славян
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Проверочная работа "Боги восточных славян". Тест религия древних славян


Проверочная работа "Боги восточных славян"

Тест на тему « Славянские боги».

В каждом из заданий нужно найти только один правильный ответ.

1. Религиозные воззрения древних славян

1. Язычество; 2. Христианство; 3. Православие 4. Буддизм

2. Священными животными этого бога были конь бык и козел, а священным днем – четверг.

1. Велес 2. Перун 3. Ярило 4. Чернобог

3. Как звали отца Богов в славянской мифологии?

1. Перун 2. Стрибог 3. Род 4. Сварог.

4. О каком славянском Боге идёт речь?

Старый Бог зимы и ветра

Бог-отец и дед ветров,

Бог воздушного пространства

Бог погоды моряков

Истребляет злодеянья,

Злые умыслы крушит,

Правит вихрями, штормами,

Ураганами рулит

1. Семаргл 2. Стрибог 3. Болбог 4. Перун .

5. О какай славянской Богине идёт речь?

Богиня судеб, женской доли,

Богиня старшая из прях

Сестра и Доли и Недоли,

Имеет связь в других мирах,

Гаданья, искус в рукодельях,

Каким быть должен урожай,

И плодородия уменье

В святых источниках познай

1. Берегиня 2. Лада 3. Макошь 4. Марена

Тест на тему « Славянские боги».

В каждом из заданий нужно найти только один правильный ответ.

1. Религиозные воззрения древних славян

1. Язычество; 2. Христианство; 3. Православие 4. Буддизм

2. Священными животными этого бога были конь бык и козел, а священным днем – четверг.

1. Велес 2. Перун 3. Ярило 4. Чернобог

3. Как звали отца Богов в славянской мифологии?

1. Перун 2. Стрибог 3. Род 4. Сварог.

4. О каком славянском Боге идёт речь?

Старый Бог зимы и ветра

Бог-отец и дед ветров,

Бог воздушного пространства

Бог погоды моряков

Истребляет злодеянья,

Злые умыслы крушит,

Правит вихрями, штормами,

Ураганами рулит

1. Семаргл 2. Стрибог 3. Болбог 4. Перун .

5. О какай славянской Богине идёт речь?

Богиня судеб, женской доли,

Богиня старшая из прях

Сестра и Доли и Недоли,

Имеет связь в других мирах,

Гаданья, искус в рукодельях,

Каким быть должен урожай,

И плодородия уменье

В святых источниках познай

1. Берегиня 2. Лада 3. Макошь 4. Марена

Тест на тему « Славянские боги».

В каждом из заданий нужно найти только один правильный ответ.

1. Религиозные воззрения древних славян

1. Язычество; 2. Христианство; 3. Православие 4. Буддизм

2. Священными животными этого бога были конь бык и козел, а священным днем – четверг.

1. Велес 2. Перун 3. Ярило 4. Чернобог

3. Как звали отца Богов в славянской мифологии?

1. Перун 2. Стрибог 3. Род 4. Сварог.

4. О каком славянском Боге идёт речь?

Старый Бог зимы и ветра

Бог-отец и дед ветров,

Бог воздушного пространства

Бог погоды моряков

Истребляет злодеянья,

Злые умыслы крушит,

Правит вихрями, штормами,

Ураганами рулит

1. Семаргл 2. Стрибог 3. Болбог 4. Перун .

5. О какай славянской Богине идёт речь?

Богиня судеб, женской доли,

Богиня старшая из прях

Сестра и Доли и Недоли,

Имеет связь в других мирах,

Гаданья, искус в рукодельях,

Каким быть должен урожай,

И плодородия уменье

В святых источниках познай

1. Берегиня 2. Лада 3. Макошь 4. Марена

Тест на тему « Славянские боги».

В каждом из заданий нужно найти только один правильный ответ.

1. Религиозные воззрения древних славян

1. Язычество; 2. Христианство; 3. Православие 4. Буддизм

2. Священными животными этого бога были конь бык и козел, а священным днем – четверг.

1. Велес 2. Перун 3. Ярило 4. Чернобог

3. Как звали отца Богов в славянской мифологии?

1. Перун 2. Стрибог 3. Род 4. Сварог.

4. О каком славянском Боге идёт речь?

Старый Бог зимы и ветра

Бог-отец и дед ветров,

Бог воздушного пространства

Бог погоды моряков

Истребляет злодеянья,

Злые умыслы крушит,

Правит вихрями, штормами,

Ураганами рулит

1. Семаргл 2. Стрибог 3. Болбог 4. Перун .

5. О какай славянской Богине идёт речь?

Богиня судеб, женской доли,

Богиня старшая из прях

Сестра и Доли и Недоли,

Имеет связь в других мирах,

Гаданья, искус в рукодельях,

Каким быть должен урожай,

И плодородия уменье

В святых источниках познай

1. Берегиня 2. Лада 3. Макошь 4. Марена

kopilkaurokov.ru

Тест - Культура славянской древности

Существует убеждение, что тексты древних священных славянских песен, мифов погибли после христианизации Руси. В отечественной исторической науке даже то немногое, что осталось — Велесову книгу, предположительно написанную новгородскими жрецами не позже IX в., считают подделкой. До сих пор ведутся споры о сущности упоминаемых в летописях славянских богов. И тем не менее древнейший пласт славянских мифов сохранился лучше греческих, индийских, иранских или библейских. Причина тому — особый путь развития славянской культуры.

Мифические сказания других народов искажались при записи и обработке уже в древнейшее время. Славянский фольклор — это живая устная традиция, в меньшей степени претерпевшая изменения под влиянием письменной культуры.

Мир славянского фольклора красочен и объемен. Фольклорно-этнографический интерес к русскому народу пробудился в XVIII в. Тогда появляется серия записей, сборников и книг, среди которых выделяются сборники Кирши Данилова и словарь М. Д. Чулкова «Абевега русских суеверий». Сокровища усгной культуры — народные песни, сказки, былины, духовные стихи — начинают интенсивно собираться и записываться только в первой половине XIX в. К. середине этого века изучение народного мировоззрения, мифологии и фольклора оказалось столь глубоким, что А.Н. Афанасьев (1826—1871) смог осуществить публикацию сначала сборника «Народных русских сказок» (1855—1864), 1 затем обобщающего труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1865—1869). В 1860—1874 гг. выходила в свет десятитомная публикация «Песен, собранных Кириевским», посмертный итог выдающейся деятельности русского археографа и фольклориста П.И. Кириевского (1808—1856), собравшего и обработавшего тысячи текстов мифических и исторических песен, былин, сказок. Подвижническую работу в этом направлении проводили этнограф П.И. Якушкин (1822—1872), поэт Н.М. Языков (1803—1847), идеолог славянофилов А. С. Хомяков (1804—1860).

Во второй половине XIX—XX вв. последовательно складываются целые школы русской фольклористики и мифологии как науки.

Велесова книга

История книги

В настоящее время проделана большая работа по реставрации славянских антропотеокосмогонических мифов на базе фольклора и текстов дощечек Велесовой книги[1]. История книги, посвященной богу богатства и мудрости древних славян Велесу, или Волосу, загадочна и трагична. В 1919 г., во время Гражданской войны, она была найдена офицером белой армии Ф.А. Изенбеком недалеко от станции Великий Бурлук близ Харькова в имении князей Куракиных. В 1924 г. в Брюсселе книга попала в руки писателя Ю.П. Миролюбова. Пятнадцать лет он переписывал и расшифровывал древние записи, скопировав около 75% текста. В 1943 г. в оккупированном немцами Брюсселе после смерти Изенбека пропал весь его архив, в том числе и подлинник Велесовой книги. Остались лишь записи Ю. П. Миролюбова и фотография одной дощечки.

О происхождении славян

Велесова книга — памятник сложный и объемный. Подделать его так же трудно, как невозможно заново создать ригведу, Авесту или Библию. Велесова книга разрешает древний спор о происхождении славян. Она описывает судьбы различных племен, участвовавших в славянском этногенезе. Древнейшее событие, представленное в ней, — исход индоевропейских племен из Семиречья, области, которая локализуется близ озера Балхаш и сегодня носит такое же название из-за семи рек, впадающих в него. По данным археологии, миграция индоевропейских племен из Средней Азии происходила в последней трети II тыс. до н. э. и разворачивалась на обширнейшей территории от Балкан (эллины-дорийцы) до Енисея и Северного Китая (массагеты и саки). Велесова книга описывает события мифической и древнейшей истории славян конца II тыс. до н. э. — конца I тыс. н. э.

Триглав богов

Начинается Велесова книга призывом склониться перед Триглавом богов: Сварогом, Перуном и Свентовитом. Эта славянская архаическая Троица родственна индуистской ведической Тримурти, в которую древние арии включали Варуну — небесного бога (у славян Сварог), Индру—громовержца (аналог Перуна) и Шиву — бога разрушителя Вселенной (славянский Волос, Белее). Различные жреческие школы древних славян неодинаково понимали тайну Троицы. В К и е в е в нее включали Сварога, Дажьбога и Стрибога. Вместе с ними наиболее почитаемыми были бог огня Семаргл, посредник между людьми и небесными богами, представавший в облике священного сокола Рарога и победивший в первой битве светлых и темных сил Черного Змея; бог богатства и скота Велес, проводник в загробный мир и его царь, разрушитель Вселенной и одновременно символ мудрости, сын небесной коровы Земун, соперник Перуна в свадебном мифе, низверженный на землю с небесного свода; мать счастливого жребия, богиня судьбы и водной стихии Макошь, которая вместе с помощницами Долей и Недолей прядет нити человеческой судьбы, подобно античным мойрам; сестры богини жизни и смерти Жива и Марена (Мармара).

В Новгороде Триглав понимали иначе. Первоначально в него входили Сварог, Перун и Белее. Следы такого понимания сохранились в Велесовой книге под именами Дид — Дуб — Сноп. Позже Белее был заменен Свентовитом. Небесным отцом, дедом богов новгородцы считали только Сварога, который ожидает людей в небесном рае Ирии, или Сварге-Ясуни. Он родник всему Роду, мужская половина, ипостась Рода. Древнейшим верховным мужским божеством славян был Род — бог неба, грозы, плодородия. Род—повелитель всего живого. Родом древние славяне называли всю Вселенную, но также понимали его как домашнего пращура, бога-предка, прародителя. Как личность Род выступал редко, поэтому славили не его, а мужское воплощение Рода — Сварога. Он предстает творцом Вселенной, достает из Океана Землю. Как небесный кузнец, ударяя молотом по «бел горюч камню», рождает Семаргла (бога огня) и создает первых людей, учит их кузнечному ремеслу, дает им законы. Женская ипостась Рода и супруга Сварога матерь богов Лада. Она же — Рожаница, матерь-Родиха, помогающая при родах. Лада — богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. К богине обращались с мольбами. Имя ее повторялось в припевах песен — «Ой, Ладо!»

Материнский культ

Почитание женских предков связано с широким распространением материнских культов. От Франции и до Байкала повсеместно встречаются каменные фигурки женских богов, рожаниц с ярко выраженными чертами пола, получивших название палеолитических венер и служивших атрибутами магии плодородия. В эпоху патриархата материнские культы трансформируются в женские ипостаси богов, сохраняя при этом всю тяжесть архаической смысловой нагрузки и символики. Вместе с тем они приобретают некую единую функцию — становятся покровительницами дома, очага, огня, территории, страны, человека, семьи, любви в виде хозяек (Хозяйка Медной горы в сказеБажова), бабушек, матерей (например, Мать Индии или Матерь Сва, птица покровительница Руси, инкарнация Великой Матери). Женские культы, в какой бы модификации они ни встречались, всегда тяготеют к одному из двух своих проявлений: либо они олицетворяют мир любви небесной (Иштар, Астарта, Афродита, Венера, славянская Леля[2] ), либо — земной (Гея, Юнона, славянская Мать Сыра Земля).

Космогонические представления древних славян

Сварог

Архаическая философия древних народов, уровень их духовной зрелости наиболее полно реконструируется по космогоническим[3] мифам главных священных книг. С именем Сварога связан древний космогонический миф славян, открывающий текст «Русских Вед»:

До рождения света белого тьмой кромешною был окутан мир. Был во тьме лишь Род — Прародитель наш. Род — Родник Вселенной, Отец Богов.

Был вначале Род заключен в яйце, был он семенем непророщенным, был он почкою нераскрывшейся. Но конец пришел заточению. Род родил Любовь — Ладу-матушку.

Род разрушил темницу силою Любви, и тогда Любовью мир наполнился.

И родил Он царство небесное, а под ним создал поднебесное. Пуповину разрезал радугой, отделил Океан — море синее от небесных вод твердью каменной. В небесах воздвигнул три свода Он. Разделил Свет и Тьму, Правду с Кривдою.

Род родил затем Землю-матушку, и ушла Земля в бездну темную, в Океане она схоронилася...

Родом рождены были для Любви небеса и вся поднебесная. Род — Отец богов, Род и Мать богов, Род — рожден собой и родится вновь.

Род — все боги и вся поднебесная, Род — что было и то, чему быть предстоит, что родилось и то, что родится.

Род родил Сварога небесного и вдохнул в него свой могучий дух. Дал четыре ему головы, чтоб он мир осматривал во все стороны… Вот Сварог по небу похаживает и свои владенья оглядывает. Видит — Солнце по небу катится, Месяц светлый видит и звезды, а под ним Океан расстилается… Оглядел свои он владения, не заметил лишь Землю-матушку.

—Где же мать-Земля? — опечалился.

Тут заметил он — точка малая в Океане-море чернеется. То не точка в море чернеется, это уточка серая плавает, пеной серою порожденная.

— Ты не знаешь ли, где Земля лежит? — стал пытать Сварог серу уточку.

— Подо мной Земля, — говорит она, — глубоко в Океане схоронена...

— По велению Рода небесного, по хотенью-желанью Сварожьему Землю ты добудь из глубин морских!

Ничего не сказала уточка, в Океан-море нырнула и три года в пучине скрывалась. Как срок кончился — поднялась со дна. В клюве горсть земли принесла она. Взял Сварог горсть земли, стал в ладонях мять.

—Обогрей-ка, Красно Солнышко, освети-ка, Месяц светлый, вы же, ветры буйные, — дуйте! Будем мы лепить из земли сырой Землю-матушку, мать-кормилицу. Помоги нам, Род! Лада, помоги!

Землю мнет Сварог — греет Солнышко, Месяц светит и дуют ветры. Ветры сдули Землю с ладони, и упала она в море синее. Обогрело ее Солнце Красное — Мать Земля запеклась сверху корочкой, остудил же ее Месяц светлый.

Так Сварог сотворил Землю-матушку. Три подземных свода он в ней учредил — три подземных, пекельных царства.

А чтоб в море Земля не ушла опять, Род родил под ней Юшу мощного — змея дивного, многосильного. Тяжела его доля — держать ему годы и века Землю-матушку.

Так была рождена Мать Сыра Земля. Так на Змее она упокоилась.

Если Юша-Змей пошевелится — Мать Сыра Земля поворотится[4].

Духовное родство культур славян и индоариев

В священных книгах древних народов космогонические мифы всегда тесно переплетены с преданиями о происхождении богов (теогонией) и людей (антропогонией), мир которых вторичен по отношению к рождающим силам космоса, но тесно с ними взаимодействует. 129-й гимн 10-й мандалы Ригведы наглядно демонстрирует общность космогонических представлений славян и индоариев, духовное родство двух ведических культур древности:

Не было тогда ни несуществующего, ни сущего… Не было тогда ни смерти, ни того, что живет вечно; никакого признака, разделявшего ночь и день. Это единое бездыханное дышало лишь собственной своей сущностью. Помимо него не было ничего вообще. Была тьма: скрытая сперва в тьме, всё это было бесформенным хаосом. Все, что существовало тогда, было пустым и бесформенным. Великой силой тепла рождено было это единое. Затем возникло вначале желание — первичное семя и зародыш духа… Кто знает воистину и кто может здесь сказать, когда это родилось и когда свершился этот акт творения? Боги появились позже сотворения этого мира. Кто же тогда знает, когда появился мир? Он первоисточник всего созданного, все равно, создал ли он все это сам, или же нет. Тот, чье око надзирает за этим миром с высоты неба, он воистину знает это, а может быть, он и не знает[5] .

Единым священным праисточником, существовавшей некогда общей духовной колыбелью, вероятно, обусловливается сходство представлений в славянской и индийской ведической культурах о первичном антропоморфном существе, носителе высшего жизненного принципа — любви или тепла — тапаса, и первичном зерне, золотом зародыше (хиранья гарпх), прорастающем в ходе становления человечества, — силе желания.

Так, силой Любви в славянской мифологии было рождено Солнце, вышедшее из лица Рода, Месяц светлый — из груди Его, Звезды частые — из очей Его, Зори ясные — из бровей Его, Ночи темные — из дум Его, Ветры буйные из дыханья Его, Дождь, Снег, Град — от слез Его, Гром и Молния — от голоса Его[6]. В индийском источнике Упанишадах такое первичное антропоморфное существо Пуруше («purusa», дословно с санскр. человек, мужчина), хранитель миров был извлечен из вод Атманом, тем, кто был поистине вначале одним, и кто придал Пуруше внешний облик[7].

Перун и Свентовит

Сын Сварога Перун, второе лицо славянской Троицы-Триглава, бог войны и грозы, оживлял явленное, следил за миропорядком, вращая солнечное золотое колесо. Культ победителя зверя-Скипера, царя Пекла, Морского царя и Велеса поддерживался высшими слоями патриархального славянского общества, князьями и дружинниками, особенно в эпохи противостояния миру кочевых племен. После христианизации Руси культ Перуна был замещен Ильей-Пророком, а в фольклорной традиции — Ильей Муромцем и Егорием Храбрым.

Третья ипостась новгородского Триглава—Свентовит первоначально был богом света у западных славян. Его четырехглавый идол стоял в Арконе, главном святилище балтийских славян на острове Руян в Балтийском море. Вера в него была принесена в Новгород переселенцами из западных земель — ободритами и руянами. Велесова книга говорит о великой тайне триединства Сварога — Перуна — Свентовита, сила которого пронизывала все уровни жизни, множила миры богов и людей властию любви. Священное знание древних славян обладало, таким образом, чертами монотеизма[8], но при этом непротиворечиво сочетало его с первобытными формами религии: тотемизмом, фетишизмом, анимизмом и магией.

Таким образом, и для мировоззрения индоевропейских народов, и для мировоззрения древних славян был характерен антропотеокосмиз, т. е. нерасчленность сфер человеческого, божественного и природного, отсвечивающих друг в друге. Это то, что Гераклит заложил в понятие «сферос» как мира, никем не созданного, «вечно живого огня, мерно загорающегося и мерно потухающего, на который обмениваются все вещи, выплавленные из него как слитки из золотого песка»[9] .

Признаки культа предков, получившего название манизм[10], наиболее зримо представляются в факте возведения родословной славян к праотцам, родственникам богов, обучившим людей основным ремеслам, и прежде всего умению обращаться с железом. Знание выступает как мгновенное проникновение в бытие сущего, осуществляемое с помощью магических операций, и с целью упорядочения из хаоса пространства обитания древнего человека. Жертвоприношения обожествлявшимся силам природы, во главе которых выступало Солнце, входили в практику магии жизни, не расчленявшую слово и дело и служившую целям победы человека над небытием, над смертью.

Обряды и обычаи древних славян

Связь обычаев с природными силами

Непрерывная борьба и поочередная победа светлых и темных сил природы наиболее зримо запечатлена в представлениях славян о круговороте времен года. Его исходной точкой было наступление нового года — рождение нового солнца в конце декабря, празднование, получившее у славян греко-римское название «коляды» (calendae — первый день нового месяца). Полную победу нового громовника над зимой — «смертью» в день весеннего равноденствия справляли обрядом похорон Марены. Сюда же относится обычай ходить с маем (символом весны), маленькой елкой, разукрашенной лентами, бумагой, яйцами. Божество солнца, провожаемого на зиму, получило название Купалы, а также Ярилы и Костромы. В одном из старинных памятников XVII в. он описывался следующим образом:

Вечером накануне Иванова дня собираются вместе молодцы и девушки и плетут венки из разных цветов, надевая их на голову или привешивая у пояса. Они зажигают костер и, взявшись за руки, пляшут кругом него и поют песни, в которых часто упоминают Куполу, Потом они перепрыгивают через огонь[11] .

Сожжение или потопление в реке соломенного чучела или другого изображения Купалы напоминает о связи праздника с солнечным божеством.

Архаичные народные праздники вроде новогодних гаданий, разгульной масленицы, хороводов и зеленых березок «семика», «русальной недели» и других сопровождались заклинательными магическими обрядами и были своего рода молениями богам об общем благополучии, урожае, избавлении от грозы и града. Так, в несколько мрачный Ильин день русские крестьяне еще в XIX в. закалывали выкормленного всем, селом быка в честь повелителя Молний, воспреемника древнего Перуна.

Большие глубокие сосуды в Древней Руси именовали чарами и использовали для новогоднего гаданья об урожае (чародейство). На них часто изображали 12 разных рисунков, составлявших замкнутый круг, — символ 12 месяцев. В селе Лепесовке на Волыни было обнаружено древнее святилище так называемой Черняховской культуры II—IV вв. Алтарь святилища был сложен из осколков больших глиняных чаш. По венчику одной из них шел орнамент из 12 прямоугольных рамок с разными рисунками. Среди них три косых креста, обозначавших три срока главных солнечных праздников: 25 декабря, 25 марта и 24 июня. На трех других рисунках изображались рало, колосья и плетенки льна, что сопоставимо с месяцами: апрелем — пахота ралом, августом — уборка урожая и октябрем — трепка льна. Лепесовская чара — типичный ритуальный сосуд древних славян, предназначенный для новогодних гаданий. Найдены и идентифицированы также сосуды, использовавшиеся для обрядов сева-жатвы, весенне-летних водных обрядов, проводившихся в священных рощах, у родников и связанных с богиней-девой, покровительницей плодородия[12].

Двоеверие: язычество и христианство

К моменту принятия христианства славянская религия не успела еще выработать строгих форм культа. Жрецы еще не выделились в особое сословие. Жертвы родовым и небесным богам приносили представители родовых союзов, а о сношениях с низшими демонами земли, об избавлении людей от их вредного влияния и о получении от них разных услуг заботились вольнопрактикующие волхвы. Место жертвоприношения, капище, не превратилось в храм даже и тогда, когда на этом месте стали ставить капь-идола, изображающего богов (капь—капище). При воцарении в Киеве Владимира I им была произведена в 980 г. своего рода языческая реформа. Стремясь, очевидно, поднять древние народные верования до уровня государственной религии, рядом со своими теремами, на холме, князь приказал поставить деревянные кумиры шести богов: Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Семаргла и Макоши. Владимир установил будто бы даже человеческие жертвоприношения этим богам, что должно было придать их культу трагический, но в то же время и очень торжественный характер.

Культ главного бога дружинной знати был введен в Новгороде Добрыней. Вокруг идола Перуна там горело восемь негасимых костров, а память об этом вечном огне сохранялась у местного населения вплоть до XVII в.

К концу языческого периода в связи с развитием дружинного элемента сильно усложнились погребальные обряды славян. Со знатными русами сжигали их оружие, доспехи, коней. По свидетельству арабского путешественника Ахмеда Ибн-Фадлана, совершившего поездку в Волжскую Болгарию в качестве посла багдадского халифа, он наблюдал русские похороны и описал ритуальное убийство на могиле богатого руса его жены.

Огромный курган высотою с четырехэтажный дом («Черная Могила» в Чернигове) подтверждает это. Здесь, по преданию, был похоронен черниговский князь. В процессе раскопок в кургане были найдены золотые византийские монеты, оружие, женские украшения, турьи рога, окованные серебром, с чеканными узорами былинного сюжета —смерти Кощея Бессмертного в черниговских лесах.

С древнейших времен человек, охраняя себя от злых сил, покрывал одежду и жилище изображениями—оберегами, сплетая охранительную символику в единый образ мироздания. Именно таковы уборы древнерусских княгинь времен двоеверия (язычества и христианства) и изображения на фасадах русских изб, сохранившиеся на Севере до настоящего времени.

Головной убор княгини символизировал небо и увенчивался диадемой с изображением главнейших небесных сил, в центре находился Дажьбог или Христос (в зависимости от того, языческим или христианским был весь убор). Чело княгини украшали височные кольца, означающие движение солнца по небу. Вниз от венца спускались цепи — рясны, символизирующие воздушное пространство. Они покрывались изображениями либо струй дождя, либо птиц, либо семян, падающих с неба. К ряснам привешивались колты (подвески) с изображением русалок, крылатых вил, орошающих поля. Эти колты находились на одном уровне с ожерельями, изображающими распустившиеся ростки. На женских браслетах, как правило, были представлены картины русалий (весенних праздников в честь богинь — подательниц дождя). Наконец, на шею надевалась длинная цепь с двумя головами Ящера, скрепленными кольцом, символизирующим солнце. Так в женском костюме была отражена вся картина миросоздания — небо, земля и подземный мир.

На фасаде русской избы изображались небеса и ход солнца. Небо представлялось двухслойным, состоящим из «тверди» и «хлябей», т. е. неиссякаемых запасов воды. Хляби изображались волнистыми линиями. На тверди, располагающейся ниже хлябей, было показано положение солнца в трех позициях — утром, в полдень и вечером; чтобы подчеркнуть, что оно движется ниже хлябей, изображения светила помещали на деревянных «полотенцах», спускавшихся с крыши. Особенно богато украшалось узором центральное «полотенце», символизировавшее полдень, — там ярко светящее солнце изображалось несколько раз, либо знак солнца (круг, разделенный на восемь секторов) дублировался коньком крыши, означавшим Солнце-коня. На центральном «полотенце» часто помещали и громовой знак (круг, разделенный на шесть секторов) — символ Рода или Перуна, оберегавший дом от попадания в него молнии.

Сведения об обычаях славянских племен дошли до нас из сочинений римских, византийских и арабских авторов I тыс. н. э. Так, интересные сведения о военном искусстве славян сообщает византийский трактат «Стратегикон», написанный на рубеже VI—VII вв. н. э.:

Опытны они и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами лежа навзничь на дне реки, дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии[13] .

Первые оригинальные сочинения восточных славян относятся к концу XI в. и в них строй жизни предков описывается сквозь призму христианского мировосприятия с резко негативными оценками. Вот как «Повесть временных лет» описывает законы, предания и нравы разных племен:

Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят за нее — что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, срамословили при отцах и при снохах. И браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну… мертвеца сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи и прочие язычники, не знающие закона божьего, но сами себе устанавливающие законы[14].

Письменность древних славян

Узелковая письменность

Ни одна культура духовно развитого народа не может существовать без письменности. «Прежде убо словене неймъаху письменъ, ну чертами и ръзанми гадааху погани сущи». Обычно, основываясь на этих словах, написанных в IX в. болгарским монахом-черноризцем Храбром, и делают вывод о том, что славяне до миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия не знали письменности. По мнению же ряда современных лингвистов и историков, Кирилл (ок. 827—869) и Мефодьй (ок. 815—885) были не создателями, а лишь реформаторами уже существовавшей азбуки, основанной на греческом алфавите и использовавшейся при записи Велесовой книги. Имеются также свидетельства, что, кроме греческой, славяне имели и свою оригинальную систему письма: так называемую узелковую письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги-клубки. Память о древнем узелковом письме осталась в языке и в фольклоре. Мы до сих пор завязываем «узелки на память», говорим о «нити повествования», «хитросплетении сюжета». В сказках Иван-царевич прежде чем отправиться в путешествие, получает клубок от бабы Яги. Разматывая этот своеобразный древний путеводитель, он, возможно, читал узелковые записи и таким образом узнавал, как добраться до места.

Период письменной жреческой культуры, видимо, начался у славян задолго до принятия христианства. Сказка о клубке бабы Яги уводит во времена матриархата. По мнению известного ученого-фольклориста В.Я. Проппа, баба Яга — это типичная языческая жрица, возможно, и хранительница «библиотеки клубков». Хранились они в берестяных коробах (не отсюда ли выражение: «наврать с три короба»), а при чтении нити с узелками вполне могли «наматываться на усы», приспособления для чтения.

В древности узелковая письменность была распространена достаточно широко. Узелковым письмом «кипу» и «вампум» пользовались древние инки и ирокезы. Письмо «цзе-шен» было известно в древнем Китае. Финны, угры, карелы, издревле совместно проживавшие со славянами на северных территориях России, имели узелковую письменность, упоминание о которой сохранилось в карело-финском эпосе «Калевала». На многих предметах, поднятых из захоронений языческого времени, просматриваются несимметричные изображения узлов сложной конфигурации, напоминающие иероглифическую письменность восточных народов.

Прообразы пиктографического письма

Часто в сочинениях христианского времени встречаются иллюстрации с изображениями сложных переплетений, вероятно, перерисованных с предметов архаической эпохи. Художники, изображавшие эти узоры, следовали существовавшему в то время правилу наряду с христианской символикой использовать и языческую. Следы узелковой письменности можно найти на стенах храмов эпохи «двоеверия», когда христианские святилища украшались не только ликами святых, но и орнаментальными узорами.

То, что Храбр назвал чертами и резами, есть некий прообраз рисуночного, пиктографического письма, широко использовавшегося в орнаментальных украшениях ритуальных предметов. По нему ученые восстанавливают содержание узелкового письма. Так, изображение простой петли-окружности предположительно расшифровывается как знак Рода. В пиктографическом письме этот знак трактуется более широко: Род —как племя, группа, женщина, орган рождения, глагол родить. Символ Рода — окружность, является основой для многих других узлов-иероглифов и условием, способным придать словам сакральное значение. Окружность с крестом — это солярный символ, знак Солнца и бога солнечного диска Хорса. Знак другого солнечного бога более сложен, ибо Дажьбог еще и хозяин Вселенной, податель благ и прародитель русского народа. Решеткой во времена первых пиктографических записей обозначалось вспаханное поле, сам пахарь, а также богатство, благодать.

Праславяне были земледельческим народом, поклонявшимся Роду, этим можно объяснить совмещение символов Рода и поля в едином символе Дажь-бога. Чуть усложненный солярный символ, у которого вместо окружности рисовалась ломаная линия, приобретал значение «громового колеса», знака бога грозы Перуна, остроугольная колесница которого вызывала небесный грохот-гром. Узел-иероглиф солярной усложненной формы наподобие трезубца принадлежал богу огня Семарглу и его ипостаси соколу Рарогу. Как показали исследования археологов, трезубец есть стилизованное изображение этой птицы, сложившей крылья (у египтян один из верховных богов Хор или Гор изображался соколом, расправившим крылья в полете). Историй связывают происхождение племенного знака-герба трезубца Рюриковичей и даже самого имени основателя династии русских князей Рюрика с птицей-тотемом западных славян-ободритов Рарогом.

Узелково-иероглифическая письменность древних славян, видимо, была очень сложна. Доступная лишь избранным — жрецам и высшей знати, — она стала священным письмом. По мере распространения христианства и угасания древней культуры славян вместе с жрецами-волхвами погибали и тысячелетние знания, «завязанные» узелковым письмом. Очевидно, что узелковая письменность в ту пору не могла соперничать с более простой системой письма, основанной на кириллице.

Православие стало вытеснять древнюю культуру и веру славян не ранее XI в. и много позднее, чем у других европейских народов. До этого она эволюционировала по крайней мере не менее полутора тысяч лет. Ее принято возводить к культуре скифов-сколотов — высокоразвитого земледельческого народа, жившего в Приднепровье в VI—IV вв. до н. э. и достигшего, по выражению Б.А. Рыбакова, «высшего уровня первобытности»[15]. В упадок культура праславян-сколотов пришла во время сарматского нашествия в III в. до н. э. Затем последовали Зарубинецкий (III в. до н. э.) и Черняховский (II в. до н. э. — VI в. н. э.) периоды, культурное развитие в рамках последнего было прервано вторжением гуннов во время Великого переселения народов IV—V вв. н. э. Тем не менее от легендарного славянско-антского князя Буса (упоминание о нем есть в «Слове о полку Игореве» и у готского историка Иордана) и до Владимира I славянская культура в условиях рождающегося феодализма развивалась почти полтысячелетия, так что «Повесть временных лет» относит даже рождение Киевского государства к VI в. н. э.

Наследие столь мощного пласта славянской культурной архаики не может оставаться невостребованным ее историческими воспреемниками. Это богатство заявляло и продолжает заявлять о себе исподволь: в образе мышления, стиле и фразеологии речи, мимике и жестах, неосознаваемых движениях души, соприкасающейся с миром родной природы. Ее формообразующее для нас значение состоит еще и в том, что с образами персонажей того далекого мира мы знакомимся в раннем детстве, поре, когда человек наиболее открыт этому мирозданью.

www.ronl.ru

Контрольная работа Мифы и религии древних славян

ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

КУЛЬТУРОЛОГИЯКонтрольная работа на тему :

«Мифы и религии древних славян.»Выполнила студентка 2 курса

Факультета государственного

и муниципального управления

заочного отделения

Мозгунова Елизавета Викторовна.

Зачётная книжка №29844

Проверил:Санкт-Петербург

Пушкин

2010

План.Введение.

1.     Предыстория славянской мифологии.

2.     Славянское язычество. Богини и боги славян.

3.     Русалки, лешии, водяные.

4.     Крещение на Руси.

5.     Двоеверие на Руси.Заключение.

Список литературы.Введение.

     В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом , но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом.

     Такая вера получила название язычество, т.е. «народная вера». Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины в верованиях. Поэтому славянские боги не связаны родственными отношениями, хотя некоторые из них и очень похожи друг на друга.1.    Предыстория славянской мифологии.

     Славяне отделились от индоевропейского языкового массива во II тысячелетии до нашей эры. Их верования уходят корнями в воззрения древних индоевропейцев, благодаря чему во взглядах древних славян мы находим множество общих черт с мифологическими системами Индии, древних германцев, кельтов, греков и римлян. Язычество древних славян просуществовало до Х века, когда в 988 году князь Владимир Святославич принял решение о крещении своей земли. Однако и после этого многие черты народной мифологии сохранялись в обрядах, поверьях, сказках, загадках и других произведениях народного творчества. За это время их воззрения претерпели существенные изменения. По мнению наиболее выдающегося исследователя славянского язычества, академика Б.А. Рыбакова, последующие взгляды, сюжеты и мифы не стирали предыдущие, а наслаивались на них и продолжали сосуществовать с ними. Таким образом, даже в эпоху наиболее развитых мифологических представлений в народном сознании сохранялась память о самых архаических пластах верований своих предков.[1]2.    Славянское язычество. Богини и боги славян.

Религией восточных славян было язычество. Истоки его лежат у начала нашей эры, а отголоски сохраняются до наших дней.

Главными божествами славян являлись: божество Вселенной — Род, божество солнца — Даждьбог. Мокошь - богиня земли, бог скота — Велес, бог огня — Сварог, бог грозы — Перун. Кроме того, существовало множество мелких божеств. Священным считался домашний очаг или печь, как символ семьи. Огню молились под овином (в котором сушилось зерно).

Отражением языческого мировоззрения являются магические заклинания, просьбы к богам, подкрепленные жертвоприношениями каждому из богов, но иногда у язычников приносятся человеческие жертвы и это делает язычество особенно отвратным. Но были – ли человеческие жертвоприношения на Руси, или их не было точно сказать практически невозможно.

Из «Повести временных лет» известно, что когда убирали идолы Перуна народ радовался и веселился. Но нам так же известно что «Повесть…» была переписана много раз, и переписывал ее монах - христианин исходя их своего субъективного мнения. Отражением языческого мировоззрения являются магические заклинания, просьбы к богам, подкрепленные жертвоприношениями. Одним богам приносили кашу, мед, хлеб, а в честь иных (Перун) закалывали быка. Прине­сение жертв было как бы совместной трапе­зой с божеством — часть уделялась ему, а остальное поедалось на праздничном пиру.[2]3.    Русалки, лешии, водяные.

     Кроме персонажей высшей мифологии (богов и богинь) славяне населяли также свой мир и менее значительными существами: русалками (духами природы, первоначально жившими повсюду: в лесах, лугах, долинах, а не только в воде), лешими, водяными, домовыми, овинниками, банниками и целым сонмом других мелких божков и духов.

Среди многих маленьких божеств следует отметить Дворового (хозяин двора), который был уже чуть менее доброжелательным, чем Домовой; Овинник (хозяин овина) – еще менее, а Банник, дух бани, стоявшей на самом краю двора, а то и за его пределами, - попросту опасен. По этой причине верующие считали баню – символ, казалось бы, чистоты – нечистой. Иногда его представляют в виде крохотного старичка с длинной, покрытой плесенью, бородой. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи в бане. Для умиротворения Банника славяне оставляли в бане чистую воду, веник и еду, иначе банник мог рассердиться и сильно навредить человеку, вплоть до убийства. Любимое развлечение Банника – шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печи – каменке и «стрелять» ими в людей.

За оградой двора древнего славянина начинался лес. Лес давал древнему славянину строительный материал, дичь, грибы, ягоды и т. д. Но кроме благ, даруемых человеку, дикий лес всегда таил немало смертельных опасностей. Хозяином леса был Леший. Леший буквально значит "лесной". Внешность его переменчива. Он представлялся то великаном, то карликом. В разных местах о Лешем рассказывают по-разному. Однако, чаще всего он похож на человека, но одежда на нем запахнута "наоборот" (иногда, впрочем, вместо одежды на нем лишь собственный мех). Волосы у Лешего длинные, серо-зеленоватые, зато на лице – ни ресниц, ни бровей, а глаза – как два изумруда, горят в лесных потемках зеленым огнем. Он мог завести человека в чащу, напугать, побить, но умел за добро платить добром.[3]4.    Крещение на Руси.

     В 988 году князь Владимир отправился на, тогда еще греческий, город Корсунь (сейчас Херсон) и осадил его. Владимир вошел в город и сразу же послал гонцов к императорам Василию и Константину с такими словами: «Вот взял уже ваш город славный. Слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». Разумеется цари не хотели отдавать свою сестру за язычника и предложили ему креститься. На что Владимир ответил согласием, тем более, что он уже испытал их веру. Возникает вопрос, почему язычник Владимир вдруг собрался принимать христианство? Ясного ответа на этот вопрос нет, однако, возможно, на него повлияла его бабка Ольга, а может быть пленные греки. Так или иначе он принял крещение от греческого духовенства и по возвращении из Корсуни он привез в Киев не только молодую жену, но и несколько служителей греческой церкви.

     В Киеве он крестил весь народ, в том числе и детей. Особого восторга народ по этому поводу не выражал т.к. толком не мог понять, что с ним творят. Хотя христианство в это время для многих уже не было новостью, но глубокого его понимания никто из русских не имел. Безусловно, не понял должным образом учения Христа и сам Владимир. Христос призывал Своих апостолов сначала учить народ, а затем желающих служить Христу – крестить, а Владимир насильно заставил всех жителей Киева креститься в водах Днепра. Были случаи, когда некоторые ревнители языческой религии отказывались креститься, но тогда княжеские дружинники сталкивали их в воду и насильно окунали. Было и кровопролитие, хотя большинство киевлян равнодушно выполняло приказ. Язычество русских отличалось тем, что не имело ни храмов, ни особого сословия жрецов, диктаторскими правами в религиозной и гражданской жизни обладал князь. По этому особого сопротивления русская неорганизованное язычество не оказало. Хотя Владимир и объявил весь Киев христианами, но киевляне фактически оставались язычниками.[4] 5.    Двоеверие на Руси.

     Традиционная вера и не собиралась умирать на Руси. Как писал иеромонах Иоанн (Кологривов), русский католик, член ордена иезуитов, читавший в середине XX в. лекции в Папском Восточном институте в Риме, “имена языческих богов и самая память о них были вырваны из русской души, но христианству тем не менее не всегда удавалось укоренить в ней свои догматы и верования. Евангельское учение и древние языческие представления расположились одно над другими, и это положение не исчезло до наших дней.

     Язычество долгое время открыто сопротивлялось христианизации (полностью Русь была окрещена в XII в.), а будучи наконец побеждено и уступив важнейшие позиции, по-прежнему наполняло “низкие”, бытовые уровни народной жизни, благополучно сосуществуя с христианством, деля с ним сферы влияния и постепенно сливаясь в единое мировоззрение.

     Например,известно, что в Новгороде церковь св. Власия стояла на Волосовой улице, а святой в ней был изображен на иконе в окружении скота (ср. “скотья бога” Волоса). Таких примеров можно было бы привести немало.[5]Заключение.

     Несмотря на тысячелетнее господство государственной православной церкви, языческие воззрения были народной верой и вплоть до XX в. проявлялись в обрядах, хороводных играх, песнях, сказках и народном искусстве.

     Религиозная сущность обрядов-игр давно уже выветрилась, символическое звучание орнамента забылось, волшебные сказки утратили свой мифологический смысл, но даже бессознательно повторяемые потомками формы архаичного языческого творчества представляют огромный интерес, во-первых, как яркий компонент позднейшей крестьянской культуры, а во-вторых, как неоценимая сокровищница сведений о многотысячелетнем пути познания мира нашими отдалёнными предками.Список литературы.1.     Рыбаков Б.А. /Язычество древней Руси.- М: Наука ,1988.- 235с.

2.     Славянская мифология : Исторические монографии и исследования / Н.И. Костомаров . – М. : Чарли, 1995 . – 688 с.

3.     Язычество в православии / Г.А. Носова ; отв. ред. А.И. Клибанов . – М. : Наука, 1975 . – 152 с.

4.     [Электронный ресурс]. Мифология древних народов мира. Режим доступа:http://www.mythology.ru/quarta.htm

5.     [Электронный ресурс].Энциклопедия интересных статей. Информационный портал. Режим доступа: http://articles.excelion.ru/science/history/world/40413015.html

bukvasha.ru

Тест по теме «Религия древних славян»

1. Политеизм – это:
а) вера в духов;

б) вера в единого Бога;

в) вера во многих Богов;

г) вера в некую сверхъестественную силу, правящую миром.

2. Политеизм возник:
а) в первобытных религиях;

б) в этнических и региональных религиях;

в) мировых религиях;

г) нетрадиционных религиях.

3. Монотеизм – это вера:
а) в единого бога;

б) в извечную борьбу доброго и злого начала;

в) во многих богов;

г) в существование человеческой души.

4. Монотеизм возник:
а) в этнических и региональных религиях;

б) мировых религиях;

в) нетрадиционных религиях;

г) первобытных религиях.

5. Культ – это:
а) система специфических запретов;

б) предмет, приносящий человеку удачу;

в) обряд и верования, в основе которых лежит почитание какого-либо объекта;

г) вероучение.

6. Служители языческих культов, наделённые тайными знаниями:
а) пророки и апостолы;

б) волхвы и жрецы;

в) монахи-отшельники;

г) дьяконы и священники.

7. Этот общеславянский бог идентичен греческому Зевсу, римскому Юпитеру, скандинавскому Одину:
а) Даждьбог;

б) Перун;

в) Велес;

г) Стрибог.

8. В ходе первой религиозной реформы Владимир «поставил кумиры на холме за теремным двором». Среди идолов не было:
а) Перуна;

б) Даждьбога;

в) Велеса;

г) Макоши.

9. С летним солнцеворотом у восточных славян связан праздник:
а) Коляды;

б) Купалы;

в) Троицы;

г) Рода и Рожаниц.

10. Богом войны, грома и молнии у восточных славян был:
а) Стрибог;

б) Велес;

в) Перун;

г) Род.

11. В пантеоне князя Владимира (980 года) на первое место был поставлен идол:
а) Велеса;

б) Перуна;

в) Макоши;

г) Даждьбога.

12. Богиней красоты, любви у древних славян была:
а) Гамоюн;

б) Морена;

в) Лада;

г) Алконост.

13. Русские народные песни-сказания – это:
а) летописи;

б) былины;

в) повести;

г) рассказы.

14. Одним из авторов «Повести временных лет» считается:
а) монах Нестор;

б) Владимир Мономах;

в) Митрополит Иларион;

г) Ярослав Мудрый.

tnu.podelise.ru

Психологическая лаборатория Литвиновой • Просмотр темы

Интересной была древняя языческая вера, наших с вами предков – древних славян. Не только интересной, но и очень разносторонней. Само название язычество происходит от слова язык, который на давнем славянском языке означало – народ. Религия древних славян в основном ассоциируется с языческими пантеоном князя Владимира, там, где главными богами были такие известные товарищи как Перун, Дажьбог, Стрибог и другие боги. На самом деле вера в этих богов была олицетворением веры лишь небольшой части славянских племен, многие же славяне верили в совершенно иных богов (Бывало и такое, что в каждом племени, поселении или деревне был свой собственный бог-покровитель, нечто похожее можно наблюдать в Индии и по наше время.)

Сама религиозная реформа князя Владимира, (которая поставила бога Перуна главным патроном всех богов) имела, прежде всего, политический характер. (В конце концов, как и последующее принятие христианства, этим князем, и полный отказ от язычества). Надо было просто князю Владимиру, чтобы на Руси была одна вера, которая бы объединяла все славянские племена.

Первые и древнейшие славянские религиозные верования были связаны с обожествлением сил природы. В самую древнейшую эпоху, когда главным источником питания славян была охота, а не земледелие, наши предки верили в то, что дикие звери являются их дальними родственниками и могущественными божествами, которым следует поклоняться. В разных племенах был свой зверь, который считался священным. Многие славяне таким зверем считали волка. Само имя волка было сакральным и нельзя было так просто его произносить. Вместо этого волка называли – “лютым”, а племена, которые ему поклонялись стали известны как “лютичи”. Во время праздника зимнего солнцестояния жрецы этих племен надевали шкуры убитых волков, что символизировало превращение их самых в волков. Таким образом, они общались со своим звериными предками, прося у них силы и мудрости. Таких жрецов называли волкодлаками. С приходом христианства, отношение к языческим жрецам стало отрицательным, а образ волкодлака в народном воображении тесно связался со страшными оборотнями и нечистой силой. (Ну а в наше время много к этому еще добавил свое Голливуд с его фильмами ужасов про оборотней, которые в полнолуние превращаются в волков и охотятся на зазевавшихся неудачников)Еще одним хозяином языческого леса был медведь – самый сильный и мощный среди зверей. Племена, поклонялись медведю, считали его защитником от всякого зла и покровителем плодородия. Ведь именно с пробуждением медведя после зимней спячки связывали наступление весны. Настоящее название этого зверя было еще более сакральным, чем название волка и до нашего времени не сохранилась, а само слово медведь в древней языке означало – медоедь, то есть “тот, кто ест мед”. Уважение к медведю, как к священному зверю продолжало сохраняться долгое время, даже после принятия христианства. Довольно долго охотники не решались произносить имя медведя всуе, а важно называли его, то Михаилом Потаповичем, то Топтыгиным, то просто Мишкой.

Среди более безопасных зверей, большим уважением пользовалась олениха. Олениха считалась покровительницей неба, женщин, любви, материнства. Позже культ оленихи трансформировался в поклонение женским богиням Ладе и Леле.

По мере того как древние племена наших славянских предков становились все более цивилизованными, изменялись и их религиозные представления. В образах звериных лесных богов все больше стали появляться человеческие черты. Хозяином леса вместо медведя стал леший, с рогами и покрытый шерстью, но все же больше похожий на человека. Охотники в те давние времена, во время охоты, первую подстреленную ими добычу, обязательно должны были оставить на пне, как дар или жертву уважаемому господину лешему. Охотникам с лешим нужно было иметь хорошие отношения, ведь леший мог, как помочь – вывести из леса блуждающих путешественников, а мог и наоборот – завести бедолаг в такие дебри, откуда те никогда не выберутся.

Также распространенным религиозным славянским языческим культом была вера в Бога-змея, которого еще называли Ящуром. Этот культ был в основном распространен на северных славянских землях, особенно там, где потом появился древний город Новгород. Вообще змей – образ, который встречается в мифологии всех народов и часто играет очень разную и даже противоречивую роль. В Библии Сатана, в образе змея, соблазняет Еву попробовать запретный плод. Эта история хорошо известна, и змей здесь явно выступает как образ зла и враг рода человеческого, однако в другом библейском месте (что очень интересно) змей выступает как олицетворением мудрости. В Евангелии есть такой момент, когда Иисус, посылая своих учеников (апостолов) на служение людям, говорит им такую фразу: “Я посылаю вас, как овец среди волков. Будьте мудры, как змеи, и кротки, как голуби” (Матфея 10:16)

Так же и в древних славянских языческих верованиях – отношение к змею довольно неоднозначное и противоречивое. В давние времена северные славяне поклонялись змею как богу, и даже приносили последнему жертвоприношения (в том числе и человеческие). Со временем отношение к Богу-змею начало меняться. Частично такие изменения были связаны с переходом славянского общества от охоты к земледелию. На арену славянских верований стали выходить новые боги, которые были значительно добрее к людям и не требовали человеческих жертвоприношений. Змей же из доброго бога превратился в злого. Знаем, что в 10-м веке, по приказу еще тогда молодого князя Владимира, идол Бога-змея Ящура, который стоял в Новгороде, был разрушен, вместо него поставили Перуна. Когда на смену одним богам приходят другие, такие изменения очень часто находят свое отражение в народных сказках и былинах, в которых старые боги изображаются плохими и жестокими чудовищами. Именно такая судьба постигла славянского Бога-змея, который стал известен как популярный сказочный персонаж – Змей-Горыныч.

psylab.flybb.ru

«Религия древних славян»

..

1. Политеизм – это:
а) вера в духов;

б) вера в единого Бога;

в) вера во многих Богов;

г) вера в некую сверхъестественную силу, правящую миром.

2. Политеизм возник:
а) в первобытных религиях;

б) в этнических и региональных религиях;

в) мировых религиях;

г) нетрадиционных религиях.

3. Монотеизм – это вера:
а) в единого бога;

б) в извечную борьбу доброго и злого начала;

в) во многих богов;

г) в существование человеческой души.

4. Монотеизм возник:
а) в этнических и региональных религиях;

б) мировых религиях;

в) нетрадиционных религиях;

г) первобытных религиях.

5. Культ – это:
а) система специфических запретов;

б) предмет, приносящий человеку удачу;

в) обряд и верования, в основе которых лежит почитание какого-либо объекта;

г) вероучение.

6. Служители языческих культов, наделённые тайными знаниями:
а) пророки и апостолы;

б) волхвы и жрецы;

в) монахи-отшельники;

г) дьяконы и священники.

7. Этот общеславянский бог идентичен греческому Зевсу, римскому Юпитеру, скандинавскому Одину:
а) Даждьбог;

б) Перун;

в) Велес;

г) Стрибог.

8. В ходе первой религиозной реформы Владимир «поставил кумиры на холме за теремным двором». Среди идолов не было:
а) Перуна;

б) Даждьбога;

в) Велеса;

г) Макоши.

9. С летним солнцеворотом у восточных славян связан праздник:
а) Коляды;

б) Купалы;

в) Троицы;

г) Рода и Рожаниц.

10. Богом войны, грома и молнии у восточных славян был:
а) Стрибог;

б) Велес;

в) Перун;

г) Род.

11. В пантеоне князя Владимира (980 года) на первое место был поставлен идол:
а) Велеса;

б) Перуна;

в) Макоши;

г) Даждьбога.

12. Богиней красоты, любви у древних славян была:
а) Гамоюн;

б) Морена;

в) Лада;

г) Алконост.

13. Русские народные песни-сказания – это:
а) летописи;

б) былины;

в) повести;

г) рассказы.

14. Одним из авторов «Повести временных лет» считается:
а) монах Нестор;

б) Владимир Мономах;

в) Митрополит Иларион;

г) Ярослав Мудрый.

davaiknam.ru