Терракота древней греции. Разновидность керамики – терракота
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Терракотовые скульптуры. Терракота древней греции


Терракотовые скульптуры — Artrue

Терракотовая скульптура

Понятие

В изобразительном искусстве термин «терракотовый» (от итальянского «запеченная/обожженная земля») наиболее часто используется для описания скульптуры, керамических изделий или архитектурных сооружений из грубой и пористой глины, известной своей универсальностью, дешевизной и долговечностью. С древних времен вдоль Тигра, Евфрата и Нила использовались терракотовые кирпичи и плитки, а глина применялась в различных скульптурных произведениях. Данный материал широко использовался в древнем искусстве, особенно в китайской и греческой керамике, месопотамской и египетской скульптуре. В Греции и Риме были широко распространены терракотовые декоративные элементы, предназначавшиеся для украшения различных построек. Новый толчок в создании терракотовых произведений искусства происходит во время итальянского Возрождения.

Терракотовая армия

Создание

Терракотовые скульптуры зачастую создаются из грубой глины, которая впоследствии обжигается. В древности вместо обжига работы выставлялись на яркое солнце, в более позднее время их стали помещать в примитивные печи. В конце концов, стали доступны печи, нагревающиеся до температуры около 1000° С. После обжига глина приобретала коричневато-оранжевый цвет. Получившиеся изделия могли покрываться слоем глазури для устойчивости при контактах с водой. Терракотовые предметы архитектуры и искусства проще в создании и дополнительной декорации, а также дешевле, чем изделия из камня или бронзы. Кроме того, глиняные произведения могут быть переработаны и смешаны со свежей глиной для повторного использования.

Вавилонский терракотовый рельеф

История глиняных скульптур

Вестоницкая Венера

Первые терракотовые произведения были созданы еще в доисторические времена. Известными примерами того времени являются Вестоницкая Венера (26000–24000 лет до н.э.) в Моравии, фигурка Богини (около 6000 до н.э.) из Чатал-Хююк, Мыслитель и сидящая женщина из Хаманджия. Отдельно стоит отметить произведения, найденные в Китае. Помимо гончарных произведений, в этой стране найдена самая большая коллекция терракотовых скульптур, известная как «Терракотовая армия» (246–208 годы до н.э.). Глиняные украшения и изделия знакомы многим древним средиземноморским культурам (египетской, минойской, микенской, греческой, этрусской). Материал широко использовался, в частности, в эпоху эллинистического, африканского и раннего христианского искусства.

Терракотовая армия. Фрагмент.

Терракотовая армия состоит их восьми тысяч фигур глиняных воинов и лошадей. Она была обнаружена при раскопках в 1974 году, возле могилы первого императора Цинь, в провинции Шэньси. По оценкам экспертов, на создание произведения ушло почти 40 лет.

Кони из терракоты. II век до н.э.

Количество терракотовых произведений резко сократилось после распада Римской империи и вновь начало расти только в период раннего Ренессанса. Потенциал терракотовых произведений вновь открыли ранние скульпторы Возрождения, среди которых были Лоренцо Гиберти и Донателло. Популяризации глины способствовали члены семьи Делла Роббиа, создававшие терракотовые рельефы и украшения для церквей и алтарей.

Самсон и Далила. Квеллинус Старший.

В эпоху барокко терракотовая скульптура получила дальнейшее развитие в виде барельефов, бюстов и других работ благодаря Бернини и Алессандро Альгарди. В 18-м веке глина применялась для создания декоративных элементов. Видным мастером того времени был Антонио Канова, использовавший глину для своих моделей, пока она не была заменена гипсом в начале 19-го века.

Терракотовый саркофаг, Тускания.

Терракотовые скульптуры в наше время можно увидеть в многочисленных художественных музеях по всему миру.

 

artrue.ru

Терракота

Афродита, античная терракота 2 ст. до н.э. Найденная в Малой Азии. Старый музей, Берлин.

Терракота (от итал. terra - Земля, глина и cotta - обожженная) - керамические однородные неглазированные изделия из цветной глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях. С терракоты изготавливают посуда, вазы, скульптуры, игрушки, облицовочную плитку и архитектурные детали.

Терракота изготавливается по особым малоусадочних сортов глины, которые имеют равномерную окраску и относительно высокую температуру плавления (около 1000 ? С), а после обжига приобретают характерную фактуру (от крупнозернистой до тонкозернистых, со сплошным или частичным полировкой) и цвет (от черного и красно-коричневого до светлого кремового). Изделия формуют способом пластического формования, преимущественно набивкой в гипсовые формы.

Если терракотовый изделие изготовлено из качественных глин без примесей крупных частиц, то такое изделие можно причисляты к тонкокерамических изделий.

1. Терракота в истории

Глиняная табличка с Шуруппака, ок. 2600 г. до н.э.

Мелкие терракотовые изделия, были распространены практически во всех неолитических культурах. До изобретения бумаги именно терракота была материалом для письма (прославленные клинописные таблички Месопотамии, среди которых древнейшая из известных в мире азбука из 30 клинописных букв). С терракоты изготавливали скульптурные фигурки, саркофаги, статуи и группы Древней Греции, Этрусков, Древнего Китая, Древней Индии и Америки, архитектурные детали архаичных древнегреческих, этрусских и древнеримских храмов. Ярким примером древней терракотовой скульптуры является известная терракотовая армия китайского династии Цинь.

В средние века разная терракота применялась в строительстве Средней Азии, в итальянских орнаментально -рельефных архитектурных деталях и портретных бюстах эпохи Возрождения. На территории Украины, а именно, в античных городах Причерноморья найдено терракоты, изготовленные местными мастерами для прикладных (игрушки) и сакральных (идолы, маски) целей. Находки экспедиции КФИА НАНУ 2007 [1] вблизи горы Митридат (Керчь) могут свидетельствовать о существовании здесь театра, старейшего в нашей стране, где использовались как актерские терракотовые маски, так и марионетки. Производство архитектурной терракоты было известно и со времен Киевской Руси. С XV в. терракота применялась в декоративном оформлении фасадов зданий, с XVIII в. - В скульптурных эскизах, бюстах т.д..

Декоративная облицовочная терракота нашла широкое применение в советском строительстве 1950-х годов.

2. Античные терракоты

  • Античная терракота "Рождение Афродиты", Старый музей, Берлин

  • Два актера в комических масках.

  • "Девушка с веером", терракота с Танагры.

  • Терракоты из собрания Старого музея, Берлин.

3. Терракота скульпторов Западной Европы

Терракоты находят еще на стобищах неолитических культур. Материал, широко розповсюджний, шел на изготовление посуды, игрушек, скульптур, даже саркофагов.

Широкое использование имели терракоты в скульптури.Збериглися терракотовые бюст работы Андреа Веррокио (1435-1488) и Бенедетто да Майано (1442-149), масть эпохи Возрождения. Попытки делать терракоты имел и Леонардо да Винчи.

Если мрамор шел на изготовление конечных вариантов найденного образа, то терракоты были незаменимыми на этапах замысла, поиска удачного варианта. Именно в такой роли она долго служила мастерам. Но постепенно отделилась и обрела самостоятельность, особенно в сутки барокко. Мастера барокко любили терракоты и оставили первые значительные образцы высокохудожественных терракот. Мастерами терракот были Лоренцо Бернини, Алессандро Альгарди (1598-1654), Стефано Мадерно, Паоло Нальдины. Необходимость сделать неповторимый образ требовала рисовать варианты и лепить их в текракотах. Последние были крайне необходимы для изучения светотени на будущий скульптуре (рисунок здесь был бессилен). После смерти Бернини в его мастерской нашли много терракот, в том числе и автопортрет выдающегося мастера ( Эрмитаж, Петербург).

Терракоты использовали скульпторы Испании (Педро Мильян, "Оплакивание Христа"), Фландрии (Артус Квеллинус Старший "Самсон и Далила"), Австро-Венгрии ( Матьяш Бернард Браун "Евангелист Матфей и ангел" Прага, Национальный музей) и др..

Чудом сохранились терракоты выдающегося скульптора 18 века, работал на Западной Украине, Иоанна Георга Пинзеля ( Мюнхен, Германия). Терракоты Пинзеля имеют двойную стоимость из-за малой сохранность скульптур мастера. Они позволяют увидеть как замыслы создателя, так и представить произведения, были уничтожены.

4. Современное применение

В 20 веке терракоты стали предметоы коллекционирования музеев. Прошло несколько выставок, посвященных только терракотовые эпохи барокко или отдельным мастерам. В современной скульптуре терракота особенно часто используется как материал для пластики малых форм, что позволяет сохранить в завершенном изделии выразительный лаконизм и живую непосредственность этюда.

5. Галерея

Источники

  • Филиппов А. В., Филиппова С. В., Брик Ф. Г., Архитектурная терракот., М., 1941.
  • Сообщения Гос.Ермитажа, 44, Л, "Аврора", 1979 (рус)
  • Сообщения Гос.Ермитажа, 45, Л, "Аврора", 1980 (рус)

Примечания

  1. Федосеев Н.Ф., Ермолин А.Л., Куликов А.В. Керамический комплекс из района рыбконсервного завода в Керчи / / Древности Боспора. 12/II. Москва, 2008. С. 483-505.

См.. также

nado.znate.ru

ТЕРРАКОТА | Энциклопедия Кругосвет

ТЕРРАКОТА (итал. terracotta, букв. «обожженная земля»). Терракотой могут называться любые изделия из глины, которую обжигают, чтобы сделать твердой и водонепроницаемой, однако этот термин чаще употребляется для обозначения архитектурного декора и скульптуры, выполненных в этом материале. Обожженную глину могли покрывать глазурью, которая позволяет создать совершенно водонепроницаемую, блестящую и цветную поверхность; такие изделия называются поливной терракотой, в отличие от неглазурованной терракоты. Терракота широко использовалась в древности, на Востоке и на Западе, равно как и в доколумбовой Америке. В Римской империи ее производили во всех провинциальных центрах вплоть до Британских островов. С падением Рима искусство терракоты практически было забыто; оно возродилось в архитектуре и скульптуре поздней готики.

Терракотовый архитектурный декор был распространен в Древней Греции; вероятно, он появился в результате развития строительной техники от примитивных форм из дерева и сырцового кирпича. Применение терракоты в греческой архитектуре продолжалось в эпоху более развитой техники каменного строительства; из этого материала изготавливали детали ордерного архитектурного декора – гутты, антефиксы и водосливы, а также кровельную черепицу. Древние ассирийцы и персы, которые, в отличие от греков, не строили из камня, тоже умели изготавливать терракотовые плитки и поливные изразцы, особенно для облицовки стен из сырцового кирпича. В наше время поливная терракота также иногда применяется для облицовки зданий, что очень удобно, поскольку с этой поверхности легко удаляется городская грязь. Прекрасный пример – тщательно разработанный декор современного небоскреба, здания Американской радиаторной компании в Нью-Йорке (проект Р.Худа, 1924).

Глиняный предмет может быть обожженным или просто лепным, но если он размером более полуметра, необходимо удалить изнутри лишнюю массу, чтобы придать стенкам по возможности одинаковую толщину, так как усадка в процессе сушки и обжига может стать причиной искажения форм или поломки. Терракоту можно изготавливать дешево и в большом количестве, многократного используя сделанную по оригиналу матрицу из обожженной глины или гипса, в которую вжимают или вливают глину соответствующей консистенции. Очаровательные статуэтки из Танагры, относящиеся к эллинистическому периоду, были сделаны этим способом. Из-за технических трудностей обжига теперь считается невозможным создавать глиняную скульптуру, превышающую размеры настольных статуэток. Однако древние этруски делали множество больших терракотовых статуй.

В эпоху раннего Возрождения в Италии также производилось огромное количество терракотовой скульптуры, как глазурованной, так и неглазурованной, для того, чтобы удовлетворить потребности заказчиков с ограниченными средствами. Лука делла Роббиа (ок. 1400–1482) создал новый стиль глазурованной терракоты: он размещал рельефные белые фигуры на синем фоне в обрамлении гирлянд из ярких, окрашенных в естественные тона цветов и фруктов. Этот стиль в течение ста лет развивали его последователи. Французские скульпторы эпохи рококо часто делали эскизы прелестных миниатюрных статуэток, которые воспроизводились в терракоте в королевских гончарных мастерских Севра. Изделия этого типа, изготовлявшиеся повсюду в Европе, оставались в моде на протяжении 19 в.

ГОЛОВА. Терракота. Гана IGDA/G. Nimatallah ЛУКА ДЕЛЛА РОББИА. МАДОННА С РОЗАМИ

Проверь себя!Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»

Кто автор росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане?

www.krugosvet.ru

Терракота — WiKi

Террако́та (от итал. terra «земля, глина» + cotta «обожжённая») — керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях. Из терракоты изготавливается посуда, вазы, скульптура, игрушки, изразцы, черепица, облицовочные плитки и архитектурные детали.

Терракота изготовляется из особых сортов глины, которая после обжига приобретает характерную фактуру (от грубозернистой до тонкой, со сплошной или частичной полировкой) и цвет (от чёрного и красно-коричневого до светлого кремового).

Мелкая терракотовая пластика была распространена почти во всех неолитических культурах. Из терракоты изготавливались скульптурные фигурки, саркофаги, статуи и группы Древней Греции, этрусков, Древнего Китая, Древней Индии и Древней Америки, архитектурные детали архаичных древнегреческих, этрусских и древнеримских храмов. Ярким примером древней терракотовой скульптуры является известная терракотовая армия китайской династии Цинь.

В Средние века резная терракота применялась в зодчестве Средней Азии, в итальянских орнаментально-рельефных архитектурных деталях и портретных бюстах эпохи Возрождения.

В России производство архитектурной терракоты было знакомо ещё со времён Киевской Руси. С XV века в русском зодчестве терракота применялась в декоративной отделке фасадов московских кирпичных зданий, с XVIII века — в скульптурных эскизах, бюстах и так далее.

Декоративная облицовочная терракота нашла широкое применение в советском зодчестве 1950-х годов.

В США детали из терракоты широко применялись архитекторами Ар Деко и приверженцами «органической» архитектуры, в том числе её основоположником Луисом Салливаном.

В современной скульптуре терракота особенно часто используется как материал для пластики малых форм, позволяющий сохранить в законченном произведении выразительный лаконизм и живую непосредственность этюда.

ru-wiki.org

Из глубины веков - Терракота - Керамика - Каталог статей

Терракота (от итальянского - обожженная земля) – одна из разновидностей керамики. Это неглазурованные изделия, выполненные красной или желтовато-бурой железистой глины,  имеют  пористую и матовую поверхность. Терракота используется в художественных и бытовых целях,  в строительстве. Из нее делают скульптуры, посуду, вазы, игрушки, детали интерьера, черепицу, облицовочную плитку. 

Терракота известна с древних времен. Она была распространена почти во всех неолитических культурах. Изделия из терракоты - статуи, скульптуры, детали храмов, саркофаги - изготавливались в Древней Греции, Древнем Китае, Древней Индии, Древней Америке. Один из известнейших памятников - терракотовая армия китайской династии Цинь.

В Древней Греции, искусство терракоты  достигло высокого уровня совершенства – четкие линии, тонкие формы. Теракота получила широкое распространение: плиты с рельефными изображениями применялись для украшения жилищ и храмов, повсеместно изготавливалась терракотовая посуда, амфоры, пифосы, светильники. Вот, например светильник из раскопок античного города Фанагория. В  такие светильники наливали масло и поджигали фитиль. Ими пользовались на протяжении многих веков (IV - II века до н.э.)

Античный светильник. Фанагория. IV в.до н.э.

Особенно интересны так называемые коропластики (от κόρος = дитя, кукла,девушка и πλάσσειν = лепить) – небольшие статуэтки, маски. Они изображали как божеств, так и обычных людей.

На раскопках античного города Фанагория были найдены барельеф Афродиты и маска Зевса, датируемые IV веком до нашей эры.

Маска Зевса. Фанагория IV в. до н.э.   Афродита. Фанагория. IV век до н.э.

Широко известны Тангарские терракотовые статуэтки (IV—II вв. до н. э.), выполненные в стиле корропластики. Эти произведения искусства древних мастеров получили свое название по имени города Тангары Центральной Греции. Он расположен  на востоке Беотии, близ границы с Аттикой.

Это были и фигурки для обрядов захоронения, когда их погребали вместе с умершим, и детские игрушки, и фигурки для украшения дома. Тангарские статуэтки имели свои особенности в производстве. Это было своего рода серийное производство для домашнего обихода.

Сначала оригинал изделия лепили из глины вручную и обжигали. Затем с этой фигурки снимали гипсовую форму. И уже эту форму использовали как основу для изготовления целой серии одинаковых  скульптур. Их отминали в гипсовой форме и затем обжигали. Характерной особенностью Тангарских фигурок было то, что уже обожженную глину расписывали акварельными красками. Чаще других в росписи встречаются белый, голубой и розовые цвета.

Тангарские статуэтки были обнаружены в 1870 году. А уже в 1876 году они были выставлены  в Париже, на Всемирной выставке в Трокадеро, где имели огромный успех. Вскоре Тангарский некрополь был разграблен любителями древностей. Затем была создана целая индустрия подделок. Обширная коллекция оригинальных статуэток находится сейчас в Эрмитаже. Вот, например, Афродита нежно прижимает к себе своего сына Эрота и развлекает его игрушкой-волчком.

Афродита с Эротом

Танагра Конец IV в. до н. э.

Терракота. Высота 18,5. (№ Г 440)

Большое распространение изделия из терракоты получили в Италии в период раннего Возрождения. Лука делла Роббиа (1400 — 23 февраля 1482) - итальянский скульптор и ювелир эпохи Возрождения, известен своими скульптурами и барельефами из терракоты.

Сначала  Лука делла Роббиа  работал с мрамором и бронзой. Но эти материалы были всегда достаточно дорогими и требовали долгой обработки. Тогда он обратился к терракоте. Но терракота – обожженная глина без покрытия глазурью – была недолговечна. Примерно в 1430-1440 годы Лука делла Роббиа придумал новый стиль нанесения глазури на терракотовые изделия. И стал одним их родоначальников техники, которая получила название майолики.

Luca della ROBBIA. Christ and Thomas

Terracotta, height: 44,5 cm

Museum of Fine Arts, Budapest

В эпоху Роккоко скульпторы Франции делали миниатюры из терракоты. В Европе эти статуэтки пользовались большой популярностью.

Клод Мишель (1738-1814), известный под именем Кладион, посвятил свое творчество созданию миниатюрных терракотовых статуэток.  Он любил античные сюжеты – нимфы, фавны, сатиры, амуры. Каждая статуэтка – сценка, наполненная жизнью, веселием, движением. Его статуэтки были необычайно популярны. Среди его покупателей была и и русская императрица Екатерина II.

Клодион. Силен, коронованный нимфами.1798

В России терракоту использовали в архитектуре со времен Киевской Руси. С XV века ее применяли в зодчестве, а именно для отделки фасадов зданий из кирпича. С XVIII века из терракоты стали делать скульптуры, бюсты и т.д. В советские годы терракоту широко использовали как облицовочный материал (50-е годы ХХ века). 

Protected by Copyscape Plagiarism Checker

art-fusing.ru

Терракоты из Ольвии » Мой город — Херсон

Written by adminkordi. Posted in Летопись Причерноморья № 4

Слипец Е.Ю.(Херсон )

При основании античных городов Северного Причерноморья греческие колонисты наряду с другими ремеслами, перенесли сюда и один из видов художественного ремесла — коропластику — производство терракотовых статуэток. Слово «терракота» в переводе с итальянского звучит как обожженная глина, коропластика же переводится с древнегреческого, как ваяние изображений девушек. Изготовление терракот уходит своими корнями в глубокую древность. Господствующими сюжетами во времена златообильных Микен и таинственного Крита были изображения: «Великой» богини-матери, а также сидящей женщины с младенцем на руках — так называемой куротрофы «божественной кормилицы». Эти изображения отображали религиозные воззрения жителей материковой и островной Греции.

Интересные сведения о ранних скульпторах сообщает Плиний Старший (I век н.э.) Первым скульптором-портретистом, работавшим в глине, он называет гончара Бутада, сикионца из Коринфа. Дочь гончара Бутада очертила на стене тень от лица юноши, отец наложил на очертание глину и сделал лепное изображение, которое подверг обжигу вместе с посудой. Оно хранилось в святилище нимф, по свидетельству Плиния, до разрушения Коринфа около середины II века до н.э. Это все, а также изобретение архитектурной терракоты и лепки фигурок из обычной горшочной глины красного цвета, ошибочно приписывается Бутаду.

Дело в том, что по археологическим данным первые глиняные статуэтки были лепные, но уже с середины VII века до н.э. коропласты обращаются к использованию полой формы-матрицы.

Однако, массовое производство терракот в Элладе, в том числе и архитектурной терракоты, началось лишь с середины VI века до н.э. Это время совпадает с периодом интенсивной торговли многих греческих полисов с возникшими колониями на Понте, в Сицилии и Южной Италии.

Статуэтки VI-V веков до н.э. — это в основном изображения божеств и животных. Они были приношениями богам, как в домашних культах, так и в святилищах, их помещали также в могилы, особенно детей и женщин, изредка их находили и в тризнах. Массовое производство терракот приводит к доступности их широким слоям общества. Об этом свидетельствуют раскопки греческих городов и некрополей. Интересные сведения в связи с этим содержатся в басне Эзопа: «Гермес захотел узнать как оценивают его люди. Приняв вид обыкновенного человека, он зашел в лавочку коропласта и спросил о цене статуэтки Зевса. «Она стоит одну драхму», — ответил продавец. Бог усмехнулся и спросил о цене статуэтки Геры. Она стоила немного дороже. Увидев статуэтку, изображавшую его самого, он подумал: «Если я — любимый бог у людей, то статуэтка изображающая меня должна стоить дороже всех других». «Как дорога вот эта?» — спросил он. «Если ты возьмешь две первые, то эту я отдам тебе даром!».

Отсюда выходит, что статуэтки были доступны, но все же лучшие образцы, стоили недешево.

В древнегреческих терракотовых статуэтках нашли свое воплощение мифологические образы, отразились различные верования древних эллинов, их повседневная жизнь и представления о прекрасном. Эти произведения искусства вводят нас в духовный мир той отдаленной эпохи, раскрывают перед нами мировоззрения древних. Находки новых произведений коропластики имеют большой научный интерес.

Несколько лет назад в Ольвии было случайно найдено несколько терракотовых статуэток (хранятся в частных собраниях). Это статуэтка черепахи и голова протомы Деметры или Коры-Персефоны.

Терракотовая статуэтка черепахи была найдена на территории Ольвийского некрополя в отвале одного из курганов.

Черепаха изображена в выпуклом панцире с рельефными прямоугольными делениями, и рельефным выступающим краем панциря. Из-под панциря выступает маленькая трапециевидная голова, лапы выделены в виде выступов. Верхняя часть статуэтки изготовлена в форме, нижняя заглажена от руки, внутри полая.

В нижней части большое овальное отверстие, на панцире сверху и сзади у хвоста — сквозные отверстия. На поверхности в углублениях заметны следы белой обмазки, глина светло-коричневого цвета без заметных примесей. Высота статуэтки — 25 мм, длина — 55 мм, ширина — 42 мм.

Изображения животных были излюбленными мотивами в классический период: изображались обезьяны, петухи, лошади, быки, орлы и прочее. Черепаха же является одним из излюбленных персонажей в коропластике архаического и классического периодов, поскольку связывалась с культами Афродиты и Деметры. Известная статуя Афродиты Фидия показывает богиню стоящей одной ногой на черепахе. Аналогичные терракоты были найдены в Пантикапее, Фанагории, Березани, Ольвии. Найденные в античных городах Северного Причерноморья терракоты с изображением черепахи относятся к родосскому производству. Английский исследователь Р.А.Хиггинс на Основании находок статуэток на Родосе относит их к началу Увека до н.э. Они найдены на Березани и Ольвии в слоях V века до н.э.

Начиная со второй половины VI века до н.э. в греческих городах появляется один из интереснейших видов терракотовой Пластики — протомы. Они служили вотивными приношениями в храмы и святилища, а также являлись ритуальными предметами при погребении, отражая символическое возвращение хтонических божеств из подземного мира на землю. Широкое распространение протомы получили уже в период поздней архаики. Особенно возросло их разнообразие в V-IV веках до н.э.

Одной из уникальных подобных находок является протома, найденная на территории Нижнего города Ольвии. К сожалению, она склеена из трех частей и имеет утраты.

Лицо богини — в форме вытянутого овала, волосы валиком обрамляют высокий лоб, над ними повязка стефана и покрывало, спадающее складками. Части лица тщательно выделены: надбровные дуги плавно переходящие в линию носа, большие миндалевидные глаза, небольшой рот, толстые губы застывшие в архаической улыбке, пухлые щеки и выпуклый, не пропорционально малый по высоте, подбородок. Протома была покрыта белой обмазкой, которая частично сохранилась. Поверх обмазки сохранились следы росписи краской: светло-желтой — на щеках, в области глаза и на лбу; красной — на губах и в уголке глаза; коричневой — на волосах. Глина серая, без заметных примесей, высота протомы — 195 мм.

Ряд стилистических особенностей позволяет отнести ее к произведению родоского коропласта.

 

1. «Греческая терракота», Н.Н.Бритова, М, 1969.

2. «Античные терракоты Северо-Западного Причерноморья VI-I в. до н.э.», А.С.Русяева, К, 1982.

3. «Терракотовые статуэтки, (Придонье и Таманский полуостров)», САИ Г-1-11, М, 1974.

4. «Терракотовые статуэтки, (Пантикапей)», САИ Г-1-10, М, 1974.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Помилки природи чи обранi? Поселение на Большом Потемкинском острове

mycity.kherson.ua

Разновидность керамики – терракота

Термин «терракота», в пер. с итальянского, означает «обожженная земля». Терракотой называют, практически, все глиняные изделия, которые подвергаются обжигу, чтобы придать им прочность и водостойкость. Но все же, чаще всего этот термин используют для обозначения архитектурного дизайна и скульптур из этого материала. Обожженные глиняные изделия покрывают блестящей и разноцветной глазурью, которая создает эффект водостойкости. Данные изделия именуют поливной терракотой.

Разновидность керамики – терракота

керамика терракотаРазновидность керамики – терракота — получила известность еще в древности, в станах Востока и Запада, а также в Америке, до ее открытия Колумбом. Терракотовый архитектурный дизайн был популярен и в Древней Греции.

Эпоха раннего Возрождения в Италии характеризуется производством большого количества скульптуры из терракоты, в том числе и глазурованной, для обеспеченных слоев населения.

Лука делла Роббиа примерно в 1400–1482 гг.. изобрел новый стиль нанесения глазури на терракотовые изделия. Он расставлял рельефные фигуры белого цвета на синем фоне, окаймляя их гирляндами из сочных, окрашенных в натуральные оттенки, цветами и фруктами. В последствие этот стиль развивали и его ученики.В эпоху рококо французские скульпторы изготавливали эскизы очаровательных миниатюрных статуэток, которые в дальнейшем воспроизводились в терракотовом варианте. И пользовались популярностью в европейских странах на протяжении 19 в.

Глиняные терракотовые изделия могут быть обожженными либо лепными. Однако если размеры изделия превышают 0,5 м., то необходимо удалить изнутри изделия избыток глиняной массы, чтобы добиться создания одинаковой толщины стенок.

Терракотовые изделия можно изготавливать в большом количестве, поскольку на их изготовление не потребуется значительных вложений. Изделия изготавливаются из глины обожженной либо гипса, в которые добавляют глину подходящей консистенции. Превосходные танагрские статуэтки были изготовлены данным способом. В связи с техническими сложностями обжига, в настоящее время, создание глиняных скульптур, превышающих размеры настольных статуэток, считается практически невозможным явлением.В современном мире поливная терракота часто используется для облицовки жилых помещений и публичных учреждений, что очень практично, поскольку с терракотовой поверхности легко устраняется уличная грязь и пыль.

keramoblog.com