Темные века древней греции. Гомеровский период в истории Греции («темные века») (11—9 вв. до н. э.)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

26.Культура и искусство Греции Темных Веков. Темные века древней греции


Гомеровский период в истории Греции («темные века») (11—9 вв. до н. э.)

Гомеровский  период был назван в честь великого греческого поэта Гомера, автора знаменитых произведений – античных поэм «Одиссея» и «Илиада», до сих пор являющихся основным источником информации о той эпохе. До конца не изучен вопрос об их создании, так как современные историки не могут прийти к однозначному ответу на вопрос о существовании Гомера, как реального исторического персонажа, да и авторство поэм некоторыми исследователями подвергается сомнению.  «Одиссея» рассказывает о приключениях Одиссея – царя острова Итака, возвращающегося с Троянской войны, а «Илиада» – о событиях самой войны.

 

Оба события относятся к микенскому периоду греческой истории. Однако здесь возникает справедливый вопрос: почему же они являются источниками информации о послемикенском времени? Изучив тексты, исследователи пришли к заключению, о том, что тексты были написаны спустя несколько веков после описанных в них событий (в 8 в. до н.э). В поэмах прослеживается ряд наслоений различных эпох (домикенские времена, микенский период и сама «гомеровская» эпоха, во времена которой и были написаны произведения), что, несомненно, доказывает огромную разницу между Гомером и предшествующим микенским периодом. Но, несмотря на это, «Одиссея» и «Илиада» остаются значительными памятниками античной литературы и важнейшими источниками информации о тех временах.

Археология в гомеровскую эпоху

Но о гомеровском периоде известно не только благодаря эпосу. Значительный вклад в понимание данного исторического периода внесла археология. Анализ археологических данных внес ясность, почему это время именовалось «темными временами». Дело в том, что памятников культуры практически не сохранилось. В результате гибели микенской цивилизации, греческая культура оказалась безжалостно отброшена на несколько столетий назад. Вторгшиеся с севера дорийские племена уничтожили все крупные микенские центры, дворцы и цитадели. Основными археологическими материалами стали некрополи. Это уже не монументальные микенские гробницы, но однотипные кладбища простых общинников, весьма немногочисленные, что говорит о резком сокращении численности населения. Содержимое гробниц, значительно беднее микенских, что также отражает обеднение общества.  Существенным отличием гомеровской эпохи от предшествующей ей микенской является отсутствие построек из камня. Люди перестали им пользоваться и возводили свои жилища из необожженного кирпича и древесины.

«Темные века» гомеровской эпохи

Письменность также пришла в упадок, поэтому с тех времен, кроме произведений Гомера не осталось ни одного письменного документа. Именно материальная бедность, скудность археологического материала и вообще любых других данных о рассматриваемой эпохе послужила причиной появления термина «темные века».

 

Торговля и ремесла также пришли в полный упадок. Дорийцам были готовы принять только те навыки и технологии порабощенных ими народов, которые были бы полезны для ведения войн, их не интересовала скульптура и живопись. Поэтому в гомеровскую эпоху развивалось лишь гончарное дело, технологии обработки металлов, кораблестроение и сельское хозяйство. Но именно благодаря дорийцам Греция вошла в эпоху Железного века, так как в те времена начали добычу и обработку именно железа.

 

Причиной полного отмирания как внешних, так и внутренних торговых связей в начале гомеровской эпохи, была политика агрессивного пиратства со стороны самих дорийских мореплавателей. Считалось, что участвовать в таких рейдах было признаком мужской доблести и отваги. Некогда частые гости в греческих гаванях – корабли финикийцев и египтян старались теперь обходить их стороной. Но постепенно, к концу дорийского периода произошло налаживание старых торговых связей с этими народами, также получила развитие и внутренняя торговля.

«Геометрический стиль»

Визитной карточкой гомеровской эпохи является так называемый «геометрический стиль» керамики (геометрика) (900 – 700 гг. до н.э.). Он характеризуется геометрическим построением различных предметов, орнамента, людей на вазах, амфорах и других предметах быта. Геометрический стиль пришел на смену «протогеометрическому», который был характерен для середины «темных веков» и с которого началось возрождение культуры древней Греции. К концу гомеровской эпохи художественные сюжеты на керамике становятся все более богатыми и сложными. Изображаются атлетические состязания, мифические сцены, боевые сражения, танцы и спортивные состязания. Этот стиль зародился в Афинах и постепенно распространился на остальные города древней Греции и острова Эгейского моря.

Устройство дорийского общества

Что касается устройства дорийского общества той эпохи, то в начале гомеровского периода оно вернулось к родоплеменным отношениям. Классов как таковых еще не было, но и первобытнообщинным тот строй назвать уже было нельзя, так как в основе общества лежала земледельческая прослойка – «демос» (народ), которая существовала в рамках «полиса» (города – государства). Именно благодаря созданию полиса – уникальной формы социально-экономической и политической организации общества, дорийцы смогли постепенно создать свою собственную цивилизацию. На начальных этапах развития полиса отсутствовала частная собственность на землю, все угодья были общественными, а власть осуществлялась с помощью военной демократии.

Возникновение системы рабовладения

Но с развитием дорийской культуры постепенно шло социальное расслоение общества и, как следствие, возникла система рабовладения.  Нужно отметить, что система рабства в гомеровское время еще разительно отличалось от той его формы, которая сложилась в Греции позднее. Главным источником рабов были военные походы, а не большой разрыв в социальном положении членов полиса. Работорговля была делом прибыльным, и многие завоевательные походы дорийцев организовывались исключительно с целью свежего притока рабов. Хотя рабы и выполняли более грязную и трудоемкую работу, но все же трудились они вместе со своими хозяевами, а иногда и считались членами их семей. Тем не менее, было вполне нормальным использовать рабов в качестве предметов обмена и торговли.

Полисы гомеровской эпохи

В целом, несмотря на появление и развитие полисов и наметившееся классовое расслоение, дорийское общество не было единым и сильным государством. Централизация власти отсутствовала. В каждом полисе правил свой царь, поддерживаемый советом старейшин.

 

Очень важную роль при принятии важных государственных решений играло народное собрание. Оно решало, идти ли царю на войну или рабов на данный момент достаточно.  Можно сказать, что хотя гомеровская эпоха была эпохой упадка и застоя, нельзя отрицать, что именно в то время, благодаря распространению железа и созданию и развитию городов – полисов происходило становление будущей греческой цивилизации.

 

Железные орудия труда позволили осваивать и обрабатывать гораздо большие площади земли и делали этот процесс менее трудоемким, чем во времена процветающих элладских цивилизаций бронзового века. Постепенно Греция стала оправляться после опустошительного нашествия дорийцев.

 

К концу гомеровского периода резко возросла численность населения, активно развивались общественные отношения и совершенствовались ремесла и торговля. Древняя Греция подошла к новому витку в своей истории – архаическому периоду.

Теги: Гомеровский период в истории Греции («темные века») (11—9 вв. до н. э.)

www.ilovegreece.ru

Греческие Тёмные века - это... Что такое Греческие Тёмные века?

У этого термина существуют и другие значения, см. Тёмные века.

Тёмные века, Гомеровская Греция, Предполисный период — период в истории Древней Греции, охватывающий XII—VIII века до н. э., который начался после заката микенской цивилизации и предполагаемого дорийского вторжения и закончился с началом расцвета греческих полисов, называемым архаическим периодом.

Об этом периоде известно очень мало, он характеризуется упадком культуры и утратой письменности. Происходит окончательное разрушение остатков микенской цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений. Вместе с тем Тёмные века характеризуются определённым техническим прогрессом переход от бронзы к железу, в особенности, освоением выплавки и обработки железа, а развитие социальных отношений привело к их трансформации в раннеклассовые и формированию уникальных предполисных общественных структур, заложивших фундамент для будущего прогресса.

Период Тёмных веков также называют «Гомеровским» из-за того, что произведения «Илиада» и «Одиссея» легендарного поэта Гомера являются основными письменными источниками об этом времени.

Периодизация

  • Субмикенский период
  • Протогеометрический период

Предположения ученых о причинах кризиса

Отношение классических греков к периоду

Древние греки классического периода также относились к этим векам как к своего рода межвременью. Согласно паросской хронологической таблице, именно тогда происходят многие из событий, известным по мифам. К примеру, Тезей убивает Минотавра и учреждает Истмийские игры в 1260 году до н. э., а Орест убивает свою мать в 1202 г. году до н. э. Эта же таблица относит время расцвета творчества Гомера к 930-м годам до н. э.

Искусство

В последний период «тёмных веков», около 900—700 гг. до н. э., в греческом искусстве распространяется геометрический стиль.

См. также

Литература

  • Chew, Sing C., «World Ecological Degradation: Accumulation, Urbanization and Deforestation 3000 BC — AD 2000», 2001, ISBN 0-7591-0031-4. Chapter 3, The second-millenium bronze age: Crete and Mycenaean Greece 1700 BC — 1200 BC
  • Desborough V.R.d'A. The Greek Dark Ages. — 1972.
  • Jean Faucounau, «Les Peuples de la Mer et leur histoire», L’Harmattan, Paris 2003.
  • Latacz, J. Between Troy and Homer. The so-called Dark Ages in Greece, in: Storia, Poesia e Pensiero nel Mondo antico. Studi in Onore di M. Gigante, Rome, 1994.
  • Hurwitt, Jeffrey M 1985. The Art and Culture of Early Greece 1100-480B.C. Cornell University Press. Chapters 1-3
  • Snodgrass Anthony M. The dark age of Greece : an archaeological survey of the eleventh to the eighth centuries BC. — New York: Routledge, c2000. — ISBN 0-415-93635-7 (hb) ISBN 0-415-93636-5 (pb)
  • Sandars N.K. The Sea Peoples: Warriors of the ancient Mediterranean 1250-1150 BC. — London: Thames and Hudson, c1978. — ISBN 0-500-02085-X

Ссылки

dic.academic.ru

26.Культура и искусство Греции Темных Веков.

Гомеровский период в истории Греции («темные века») (11—9 вв. до н. э.)

Гомеровский период был назван в честь великого греческого поэта Гомера, автора знаменитых произведений – античных поэм «Одиссея» и «Илиада», до сих пор являющихся основным источником информации о той эпохе.

Археология в гомеровскую эпоху. О гомеровском периоде известно не только благодаря эпосу. Значительный вклад в понимание данного исторического периода внесла археология. Анализ археологических данных внес ясность, почему это время именовалось «темными временами». Дело в том, что памятников культуры практически не сохранилось. В результате гибели микенской цивилизации, греческая культура оказалась безжалостно отброшена на несколько столетий назад. Вторгшиеся с севера дорийские племена уничтожили все крупные микенские центры, дворцы и цитадели. Основными археологическими материалами стали некрополи. Это уже не монументальные микенские гробницы, но однотипные кладбища простых общинников, весьма немногочисленные, что говорит о резком сокращении численности населения. Содержимое гробниц, значительно беднее микенских, что также отражает обеднение общества. Существенным отличием гомеровской эпохи от предшествующей ей микенской является отсутствие построек из камня. Люди перестали им пользоваться и возводили свои жилища из необожженного кирпича и древесины.

«Темные века» гомеровской эпохи. Письменность также пришла в упадок, поэтому с тех времен, кроме произведений Гомера не осталось ни одного письменного документа. Именно материальная бедность, скудность археологического материала и вообще любых других данных о рассматриваемой эпохе послужила причиной появления термина «темные века».

«Геометрический стиль» .Визитной карточкой гомеровской эпохи является так называемый «геометрический стиль» керамики (геометрика) (900 – 700 гг. до н.э.). Он характеризуется геометрическим построением различных предметов, орнамента, людей на вазах, амфорах и других предметах быта. Геометрический стиль пришел на смену «протогеометрическому», который был характерен для середины «темных веков» и с которого началось возрождение культуры древней Греции. К концу гомеровской эпохи художественные сюжеты на керамике становятся все более богатыми и сложными. Изображаются атлетические состязания, мифические сцены, боевые сражения, танцы и спортивные состязания. Этот стиль зародился в Афинах и постепенно распространился на остальные города древней Греции и острова Эгейского моря.

Возникновение системы рабовладения. Но с развитием дорийской культуры постепенно шло социальное расслоение общества и, как следствие, возникла система рабовладения. Нужно отметить, что система рабства в гомеровское время еще разительно отличалось от той его формы, которая сложилась в Греции позднее. Главным источником рабов были военные походы, а не большой разрыв в социальном положении членов полиса.

Полисы гомеровской эпохи. В целом, несмотря на появление и развитие полисов и наметившееся классовое расслоение, дорийское общество не было единым и сильным государством. Централизация власти отсутствовала. В каждом полисе правил свой царь, поддерживаемый советом старейшин. Очень важную роль при принятии важных государственных решений играло народное собрание. Оно решало, идти ли царю на войну или рабов на данный момент достаточно. Можно сказать, что хотя гомеровская эпоха была эпохой упадка и застоя, нельзя отрицать, что именно в то время, благодаря распространению железа и созданию и развитию городов – полисов происходило становление будущей греческой цивилизации. Железные орудия труда позволили осваивать и обрабатывать гораздо большие площади земли и делали этот процесс менее трудоемким, чем во времена процветающих элладских цивилизаций бронзового века. Постепенно Греция стала оправляться после опустошительного нашествия дорийцев. К концу гомеровского периода резко возросла численность населения, активно развивались общественные отношения и совершенствовались ремесла и торговля. Древняя Греция подошла к новому витку в своей истории – архаическому периоду.

studfiles.net

Тёмные века (Древняя Греция): barucaba

История Греции после дорийского вторжения начинается практически заново. Снова происходит разложение первобытнообщинных отношений, формирование государственности, возрождение материальной культуры. Этот период длился примерно с XI по IX века до нашей эры и называется Темными веками, а также гомеровским периодом, поскольку известен прежде всего по поэмам «Илиада» и «Одиссея», приписываемым авторству Гомера. Темные века — эпоха натурального хозяйства, поскольку из всех достижений микенцев дорийцы позаимствовали только гончарный круг, технику обработки металла и приемы кораблестроения, культуру выращивания винограда и оливковых деревьев. Впрочем, дорийцы принесли с собой искусство выплавки и обработки железа, практику использования его не только в качестве украшений, но для изготовления орудий и в военном деле.

В конце гомеровского периода произошло становление дополисной общественной организации.

Также известно, что до IX века Грецию населяли племена: эолийцы — Северную Грецию, дорийцы — Среднюю Грецию и восточный Пелопоннес, ионийцы — Аттику, ахейцы, которым удалось сохранить самостоятельность, были вытеснены дорийцами в Аркадию и Ахею. В конце концов важнейшее событие этого периода — начало древнегреческой колонизации островов Эгейского моря и побережья Малой Азии: северные районы заселялись эолийцами, центральные районы (известные как область Иония) - ионийцами, южные — дорийцами.

Тёмные века, Гомеровская эпоха, Предполисный период — период в истории Древней Греции, охватывающий XI—IX века до н. э., который начался после заката микенской цивилизации и предполагаемого дорийского вторжения и закончился с началом расцвета греческих полисов, называемым архаическим периодом.

Об этом периоде известно очень мало, он характеризуется упадком культуры и утратой письменности. Происходит окончательное разрушение остатков микенской цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений. Вместе с тем Тёмные века характеризуются определённым техническим прогрессом, в особенности, освоением выплавки и обработки железа, а развитие социальных отношений привело к их трансформации в раннеклассовые и формированию уникальных предполисных общественных структур, заложивших фундамент для будущего прогресса.

В последний период «тёмных веков», около 900—700 гг. до н. э., в греческом искусстве распространяется геометрический стиль.

Геометрический стиль (также известен как геометрика) был характерен для греческой вазописи в конце «тёмных веков» около 900—700 гг. до н. э. и вытеснил протогеометрический стиль. Центром распространения данного стиля были Афины. Постепенно он распространился в торговых городах на островах Эгейского моря.

Гидрия в стиле геометрики. 750—700 гг. до н. э. Лувр

Помимо вазописи, стиль был характерен для мелкой пластики, глиптики и декоративно-прикладного искусства. Геометрический орнамент, появившийся в IX в. до н. э., представлял собою сочетание геометрических элементов, на вазах он располагался полосами и складывался из меандров, крестов и окружностей. В этом стиле отразилась суть древнегреческого искусства и религиозности. Помимо орнаментальных фризов получили распространение фигурные изображения, ставшие прообразами фризов с изображением животных и людей в период архаики. Орнамент составлял 80 процентов росписи геометрического стиля.В столетие Гомера после 750 г. до н. э. строго геометрическое направление сменяется фризами с изображениями сказочных хищных животных. На вазах стали изображать сюжеты мифов.

Протогеометрический период

Хотя протогеометрический стиль (1050—900 гг. до н. э.) представляет собой некоторое культурное возрождение по сравнению с предыдущей субмикенской керамикой, традиции микенской керамики были утрачены. Форма сосудов стала строгой и простой (в отличие от извилистых форм, характерных для микенской керамики). Протогеометрические сосуды разделены на несколько горизонтальных декоративных полос, в которых помещены простые геометрические элементы, обычно концентрические круги или полукруги.

Протогеометрическая амфора, около 975—950 гг. до н. э. Изготовлена в Афинах. Коллекция Британского музея

Ранний геометрический период

В Ранний геометрический период (900—850 гг. до н. э.) увеличилась высота сосудов, тогда как орнамент располагался лишь вокруг горлышка вплоть до середины корпуса сосуда. Оставшаяся поверхность покрывалась тонким слоем глины, которая при обжиге приобретала тёмно-металлический блестящий оттенок. В этот же период к декоративным элементам керамики добавился меандр, ставший одним из наиболее характерных элементов геометрического искусства.

Средний геометрический период

 В Средний геометрический период (850—760 гг. до н. э.) увеличивается количество декоративных зон на сосуде, среди украшений преобладает меандр.

Меандр (греч. μαίανδρος) — известный ещё со времён палеолита и распространённый тип ортогонального орнамента. Бордюр, составленный из прямых углов, складывающихся в непрерывную линию. Получил название от извилистой реки Меандр (ныне Большой Мендерес) в Малой Азии (Эфес). Как указывает Сенека, река Меандр «предмет упражнений и игры для всех поэтов, вьётся частыми излучинами, близко подступает к собственному руслу и опять поворачивает, не успевши влиться в себя самоё» (Сенека. Письма к Луцилию CIV:15). В меандровой ленте орнамента древние видели глубокий магический смысл, она отражала течение человеческой Жизни. Прямизна, прямой путь символизировали добродетель. Меандр может состоять только из прямых углов, которые придают линии дополнительную жёсткость и соответствуют возрастанию в добродетели. В качестве орнамента меандр часто употреблялся в этрусской и древнегреческой, а затем древнеримской, византийской, романской архитектуре на вазах, мелких предметах быта. Включение в меандр свастики обозначает присутствие в естественных жизненных процессах дополнительного фактора сверхъестественной благодати, которая в итоге становится доминирующим, организующим узлом каждого отрезка пути. Такой меандр до сих пор называется в Индии nandavartaya (нандавартайя), т.е. «свивание» или «круг счастья». Встречается на Мизинской палеолитической стоянке.

Меандром украшался подол одежды, в архитектуре он использовался в рельефах и фризах. Меандр можно найти, например, на фресках Виллы Мистерий в Помпеях, представленный разновидностью этого орнамента — так называемым «двойным меандром». В Древней Греции меандр символизировал вечность, достигаемую воспроизводством: стареющее существо, сменяемое молодым, становится тем самым бессмертным; старая сущность сжимается, а новая разворачивается.

Элевсинская амфора 8 в. до н. э. с геометрическими мотивами

Поздний геометрический период

Хотя технологии Среднегеометрического периода продолжали использоваться в начале VIII века до н. э., некоторые производители увеличили количество декоративных элементов на сосудах, стали устойчивыми формы животных в области горлышка и основания амфор. Появляются стилизованные человеческие изображения.

Пиксида из музея Афинской агоры

Одним из характерных примеров позднегеометрического стиля является старейший подписанный древнегреческий сосуд — работа гончара Аристонота или Аристонофа (VII век до н. э.). Амфора обнаружена в итальянском городе Черветери, на ней изображено ослепление Полифема Одиссеем и его спутниками. Начиная с середины VIII века до н. э. более тесные контакты между Грецией и Востоком обогатили греческую вазопись новыми элементами — такими, как львы, пантеры, вымышленные существа, розетки, пальмы, цветы лотоса и др., что позднее развилось в ориентализирующий стиль.

Геометрические мотивы в искусстве

 Для сосудов в геометрическом стиле характерны горизонтальные полосы, идущие кольцами вокруг сосуда. Между этими полосами помещаются различные декоративные мотивы, такие, как зигзаг, треугольник, меандр и свастика. Наряду с абстрактными элементами появляются стилизованные изображения людей и животных, что отличает геометрическое искусство от протогеометрического. Многие сохранившиеся предметы геометрического периода — это погребальные дары в могилах аристократов.

Человеческие изображения

Первые человеческие изображения появляются около 770 г. до н. э. на ручках амфор, где мужская фигура изображена с треугольным торсом, овальной головой с выступом вместо носа и длинными цилиндрическими бёдрами и голенями. Женские фигуры также абстрактны: их длинные волосы изображались как ряд линий, а грудь — как мазки на уровне подмышек.

Амфора из Дипилона

Тёмные_века (Древняя_Греция)

barucaba.livejournal.com

Тёмные века (Древняя Греция) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Тёмные века.

Тёмные века, Гомеровская эпоха, Предполисный период — период в истории Древней Греции, охватывающий XI—IX века до н. э. (иногда продлевается до середины VIII века[1]), который начался после дорийского вторжения и последовавшего заката микенской цивилизации и закончился с началом расцвета греческих полисов, называемым архаическим периодом.

Об этом периоде известно очень мало, он характеризуется упадком культуры и утратой письменности. Происходит окончательное разрушение остатков микенской цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений. Вместе с тем Тёмные века характеризуются определённым техническим прогрессом, в особенности, освоением выплавки и обработки железа, а развитие социальных отношений привело к их трансформации в раннеклассовые и формированию уникальных предполисных общественных структур, заложивших фундамент для будущего прогресса.

Период Тёмных веков также называют «Гомеровским» из-за того, что произведения «Илиада» и «Одиссея» легендарного поэта Гомера являются основными письменными источниками об этом времени.

Периодизация

Термин «субмикенский период» предложил в 1934 году Т. Скит. В 1970-е годы Джереми Раттер оспорил корректность его использования, утверждая, что вся субмикенская керамика происходит из нескольких могил и могла быть неправильно периодизирована. Корректность термина вновь поддержана в начале XXI века[2].

Предположения учёных о причинах кризиса

Отношение классических греков к периоду

Древние греки классического периода также относились к этим векам как к своего рода межвременью. Согласно паросской хронологической таблице, именно тогда происходят многие из событий, известных по мифам. К примеру, Тесей убивает Минотавра и учреждает Истмийские игры в 1260 году до н. э., а Орест убивает свою мать в 1202 году до н. э. Эта же таблица относит время расцвета творчества Гомера к 930-м годам до н. э.

Искусство

В последний период «тёмных веков», около 900—700 годов до н. э., в греческом искусстве распространяется геометрический стиль.

Военное искусство и ремесло периода — смотрите статью Древнегреческий щит.

См. также

Примечания

  1. ↑ Карпюк С. Г. История Древней Греции. М., 2010.
  2. ↑ Papadopoulos, J., Damiata, B. & Marston, J. (2011). Once More with Feeling: Jeremy Rutter’s Plea for the Abandonment of the Term Submycenaean Revisited. In: Our Cups Are Full.

Литература

  • Chew, Sing C., «World Ecological Degradation: Accumulation, Urbanization and Deforestation 3000 BC — AD 2000», 2001, ISBN 0-7591-0031-4. Chapter 3, The second-millenium bronze age: Crete and Mycenaean Greece 1700 BC — 1200 BC
  • Desborough, V.R.d'A. The Greek Dark Ages. — 1972.
  • Jean Faucounau, «Les Peuples de la Mer et leur histoire», L’Harmattan, Paris 2003.
  • Latacz, J. Between Troy and Homer. The so-called Dark Ages in Greece, in: Storia, Poesia e Pensiero nel Mondo antico. Studi in Onore di M. Gigante, Rome, 1994.
  • Hurwitt, Jeffrey M 1985. The Art and Culture of Early Greece 1100-480B.C. Cornell University Press. Chapters 1-3
  • Snodgrass, Anthony M. The dark age of Greece : an archaeological survey of the eleventh to the eighth centuries BC. — New York : Routledge, c2000. — ISBN 0-415-93635-7 (hb) ISBN 0-415-93636-5 (pb).
  • Sandars, N.K. The Sea Peoples: Warriors of the ancient Mediterranean 1250-1150 BC. — London : Thames and Hudson, c1978. — ISBN 0-500-02085-X.

Ссылки

wikiredia.ru

Тёмные века (Древняя Греция) - это... Что такое Тёмные века (Древняя Греция)?

 Тёмные века (Древняя Греция)

Тёмные века, Гомеровская Греция — период в истории Древней Греции, охватывающий ок. 1200—800 гг. до н. э., который начался после заката микенской культуры и предполагаемого дорийского вторжения, и закончился с началом расцвета греческих полисов (периода архаики).

Об этом периоде известно очень мало, он характеризуется упадком культуры и утратой письменности. Происходит окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, но одновременно и их трансформация в раннеклассовые, а также формирование уникальных предполисных общественных структур.

Эпитет «Гомеровская» Греция этого периода получила по имени знаменитого аэда, описывавшего, как считается, это смутное время.

Периодизация

  • Субмикенский период
  • Протогеометрический период

Археологические данные

Предположения ученых о причинах кризиса

Миграции населения

Возникновение новой письменности

Отношение классических греков к периоду

Древние греки классического периода также относились к этим векам как к своего рода межвременью. Согласно паросской хронологической таблице, именно тогда происходят многие из событий, известным по мифам. К примеру, Тезей убивает Минотавра и учереждает Истмийские игры в 1260 г. до н.э., а Орест убивает свою мать в 1202 г. Эта же таблица относит время расцвета творчества Гомера к 930-м гг.

Искусство

В последний период «тёмных веков», около 900—700 гг. до н. э., в греческом искусстве распространяется геометрический стиль.

См. также

Упоминания в литературе

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Тёмные воды (фильм, 2004)
  • Тёмные души: История любви

Смотреть что такое "Тёмные века (Древняя Греция)" в других словарях:

  • Древняя Греция — История Греции Доисторическая Греция (до XXX в. до н. э.) …   Википедия

  • Греческие Тёмные века — У этого термина существуют и другие значения, см. Тёмные века. История Греции …   Википедия

  • Греческие Тёмные Века — История Греции Доисторическая Греция (до XXX в. до н. э.) Эгейская цивилизация (XXX XII до н. э.) Западноанатолийская цивилизация Минойская цивилизация …   Википедия

  • Греческие тёмные века — История Греции Доисторическая Греция (до XXX в. до н. э.) Эгейская цивилизация (XXX XII до н. э.) Западноанатолийская цивилизация Минойская цивилизация …   Википедия

  • Древняя Македония — царство IX в. до н. э.  146 до н. э …   Википедия

  • Древняя македония — Исторической области Македония на территории современной Греции посвящена статья Македония (Греция). Современному государству Македонии посвящена статья Республика Македония. См. также Македония (область). Древняя Македония царство …   Википедия

  • Архаическая Греция — История Греции Доисторическая Греция (до XXX в. до н. э.) …   Википедия

  • Эллинистическая Греция — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • Доисторическая Греция — История Греции Доисторическая Греция (до XXX в. до н. э.) …   Википедия

  • Римская Греция — История Греции Доисторическая Греция (до XXX в. до н. э.) …   Википедия

dic.academic.ru

Тёмные века (Древняя Греция) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Тёмные века.

Тёмные века, Гомеровская эпоха, Предполисный период — период в истории Древней Греции, охватывающий XI—IX века до н. э. (иногда продлевается до середины VIII в.[1]), который начался после дорийского вторжения и последовавшего заката микенской цивилизации и закончился с началом расцвета греческих полисов, называемым архаическим периодом.

Об этом периоде известно очень мало, он характеризуется упадком культуры и утратой письменности. Происходит окончательное разрушение остатков микенской цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений. Вместе с тем Тёмные века характеризуются определённым техническим прогрессом, в особенности, освоением выплавки и обработки железа, а развитие социальных отношений привело к их трансформации в раннеклассовые и формированию уникальных предполисных общественных структур, заложивших фундамент для будущего прогресса.

Период Тёмных веков также называют «Гомеровским» из-за того, что произведения «Илиада» и «Одиссея» легендарного поэта Гомера являются основными письменными источниками об этом времени.

Периодизация

Термин «субмикенский период» предложил в 1934 году Т. Скит. В 1970-е годы Джереми Раттер оспорил корректность его использования, утверждая, что вся субмикенская керамика происходит из нескольких могил и могла быть неправильно периодизирована. Корректность термина вновь поддержана в начале XXI века[2].

Предположения учёных о причинах кризиса

Отношение классических греков к периоду

Древние греки классического периода также относились к этим векам как к своего рода межвременью. Согласно паросской хронологической таблице, именно тогда происходят многие из событий, известных по мифам. К примеру, Тесей убивает Минотавра и учреждает Истмийские игры в 1260 году до н. э., а Орест убивает свою мать в 1202 году до н. э. Эта же таблица относит время расцвета творчества Гомера к 930-м годам до н. э.

Искусство

В последний период «тёмных веков», около 900—700 годов до н. э., в греческом искусстве распространяется геометрический стиль.

Военное искусство и ремесло периода — смотрите статью Древнегреческий щит.

См. также

Напишите отзыв о статье "Тёмные века (Древняя Греция)"

Литература

  • Chew, Sing C., «World Ecological Degradation: Accumulation, Urbanization and Deforestation 3000 BC — AD 2000», 2001, ISBN 0-7591-0031-4. Chapter 3, The second-millenium bronze age: Crete and Mycenaean Greece 1700 BC — 1200 BC
  • Desborough V.R.d'A. The Greek Dark Ages. — 1972.
  • Jean Faucounau, «Les Peuples de la Mer et leur histoire», L’Harmattan, Paris 2003.
  • Latacz, J. Between Troy and Homer. The so-called Dark Ages in Greece, in: Storia, Poesia e Pensiero nel Mondo antico. Studi in Onore di M. Gigante, Rome, 1994.
  • Hurwitt, Jeffrey M 1985. The Art and Culture of Early Greece 1100-480B.C. Cornell University Press. Chapters 1-3
  • Snodgrass Anthony M. The dark age of Greece : an archaeological survey of the eleventh to the eighth centuries BC. — New York: Routledge, c2000. — ISBN 0-415-93635-7 (hb) ISBN 0-415-93636-5 (pb).
  • Sandars N.K. The Sea Peoples: Warriors of the ancient Mediterranean 1250-1150 BC. — London: Thames and Hudson, c1978. — ISBN 0-500-02085-X.

Примечания

  1. ↑ Карпюк С. Г. История Древней Греции. М., 2010.
  2. ↑ Papadopoulos, J., Damiata, B. & Marston, J. (2011). Once More with Feeling: Jeremy Rutter’s Plea for the Abandonment of the Term Submycenaean Revisited. In: Our Cups Are Full.

Ссылки

  • [projectsx.dartmouth.edu/history/bronze_age/lessons/les/28.html The Collapse of Mycenaean Palatial Civilization and the Coming of the Dorians]
  • [projectsx.dartmouth.edu/history/bronze_age/lessons/les/28.html Post-Palatial Twilight: The Aegean in the Twelfth Century B.C.]

Отрывок, характеризующий Тёмные века (Древняя Греция)

Николай пустил своих лошадей; Захар, вытянув вперед руки, чмокнул и пустил своих. – Ну держись, барин, – проговорил он. – Еще быстрее рядом полетели тройки, и быстро переменялись ноги скачущих лошадей. Николай стал забирать вперед. Захар, не переменяя положения вытянутых рук, приподнял одну руку с вожжами. – Врешь, барин, – прокричал он Николаю. Николай в скок пустил всех лошадей и перегнал Захара. Лошади засыпали мелким, сухим снегом лица седоков, рядом с ними звучали частые переборы и путались быстро движущиеся ноги, и тени перегоняемой тройки. Свист полозьев по снегу и женские взвизги слышались с разных сторон. Опять остановив лошадей, Николай оглянулся кругом себя. Кругом была всё та же пропитанная насквозь лунным светом волшебная равнина с рассыпанными по ней звездами. «Захар кричит, чтобы я взял налево; а зачем налево? думал Николай. Разве мы к Мелюковым едем, разве это Мелюковка? Мы Бог знает где едем, и Бог знает, что с нами делается – и очень странно и хорошо то, что с нами делается». Он оглянулся в сани. – Посмотри, у него и усы и ресницы, всё белое, – сказал один из сидевших странных, хорошеньких и чужих людей с тонкими усами и бровями. «Этот, кажется, была Наташа, подумал Николай, а эта m me Schoss; а может быть и нет, а это черкес с усами не знаю кто, но я люблю ее». – Не холодно ли вам? – спросил он. Они не отвечали и засмеялись. Диммлер из задних саней что то кричал, вероятно смешное, но нельзя было расслышать, что он кричал. – Да, да, – смеясь отвечали голоса. – Однако вот какой то волшебный лес с переливающимися черными тенями и блестками алмазов и с какой то анфиладой мраморных ступеней, и какие то серебряные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких то зверей. «А ежели и в самом деле это Мелюковка, то еще страннее то, что мы ехали Бог знает где, и приехали в Мелюковку», думал Николай. Действительно это была Мелюковка, и на подъезд выбежали девки и лакеи со свечами и радостными лицами. – Кто такой? – спрашивали с подъезда. – Графские наряженные, по лошадям вижу, – отвечали голоса.

Пелагея Даниловна Мелюкова, широкая, энергическая женщина, в очках и распашном капоте, сидела в гостиной, окруженная дочерьми, которым она старалась не дать скучать. Они тихо лили воск и смотрели на тени выходивших фигур, когда зашумели в передней шаги и голоса приезжих. Гусары, барыни, ведьмы, паясы, медведи, прокашливаясь и обтирая заиндевевшие от мороза лица в передней, вошли в залу, где поспешно зажигали свечи. Паяц – Диммлер с барыней – Николаем открыли пляску. Окруженные кричавшими детьми, ряженые, закрывая лица и меняя голоса, раскланивались перед хозяйкой и расстанавливались по комнате. – Ах, узнать нельзя! А Наташа то! Посмотрите, на кого она похожа! Право, напоминает кого то. Эдуард то Карлыч как хорош! Я не узнала. Да как танцует! Ах, батюшки, и черкес какой то; право, как идет Сонюшке. Это еще кто? Ну, утешили! Столы то примите, Никита, Ваня. А мы так тихо сидели! – Ха ха ха!… Гусар то, гусар то! Точно мальчик, и ноги!… Я видеть не могу… – слышались голоса. Наташа, любимица молодых Мелюковых, с ними вместе исчезла в задние комнаты, куда была потребована пробка и разные халаты и мужские платья, которые в растворенную дверь принимали от лакея оголенные девичьи руки. Через десять минут вся молодежь семейства Мелюковых присоединилась к ряженым. Пелагея Даниловна, распорядившись очисткой места для гостей и угощениями для господ и дворовых, не снимая очков, с сдерживаемой улыбкой, ходила между ряжеными, близко глядя им в лица и никого не узнавая. Она не узнавала не только Ростовых и Диммлера, но и никак не могла узнать ни своих дочерей, ни тех мужниных халатов и мундиров, которые были на них.

wiki-org.ru