Текстиль древнего рима. Хмельницкий вещевой рынок Опт и розница - Сайт предложений хмельницкого базара
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Глава 4. Текстиль и костюм Древней Греции. Текстиль древнего рима


Глава 4. Текстиль и костюм Древней Греции

Глава 4. Текстиль и костюм Древней Греции

В период с 3 тыс. до н. э. до середины V в. н. э. развивались культура и искусство античного мира. Слово «античный» происходит от латинского «antiquus» – древний. Термином «античный» в эпоху Возрождения стали называть культуры Древней Греции и Рима.

Историю развития Древней Греции принято делить на следующие периоды:

1. Эгейская (крито-микенская) культура – 3–2 тыс. до н. э.

2. Гомеровский и раннеархаический период – XI–VIII в. до н. э.

3. Архаический период – VII–VI в. до н. э.

4. Классический период – V в. до н. э. – до последней трети IV в. до н. э.

5. Эллинистический период – последняя треть IV в. до н. э. – I в. до н. э.

Политическое устройство Греции отличалось от восточных деспотий древнего мира. Его основами были демократия (управление народного собрания) и рабовладельческий строй.

Об особенностях костюма крито-микенской культуры можно судить по сохранившимся росписям и скульптуре. Мужской повседневный костюм состоял из передника (набедренной повязки), крепившейся на талии кожаным поясом и надеваемой таким образом, что спереди он спадал углом, а его край шел наискось от бедра к колену другой ноги. Праздничная мужская одежда представляла собой длинную юбку, поверх которой надевалось одеяние, похожее на сетку. Интересной деталью мужского костюма была одежда, похожая на широкий мешок, закрывающий обе ноги от бедер до колен – прототип штанов.

Женский костюм этого периода представлял собой короткий жакет и длинную колоколообразную многоярусную юбку, состоящую из нескольких кусков ткани, наложенных один на другой. Жакет оставлял грудь открытой, которую приподнимали кушаком. Иногда юбка могла носиться и без жакета. И у мужчин, и у женщин тонкая талия считалась красивой и поэтому утягивалась.

Элементом древнейшей «догомеровской» одежды греков является четырехугольный шерстяной плат, который пришедшее с севера ахейское племя дорийцев принесло с собой в Элладу. Он был одинаковым и у мужчин и у женщин, но как мужская одежда имел название хлена, а как женская – пеплос. Его оборачивали вокруг тела и прихватывали на плечах заколками, не используя элементов кроя и шитья.

Плащ хлена изготавливался из плотной грубой ткани, сильно драпировался. Хлена застегивалась на одном плече, проходя под левой рукой. Способы драпировки хлены представлены корами Парфенона. Плащи набрасывались на голову как мужчинами, так и женщинами. Женщины использовали для этого отворот пеплоса, спускавшийся на спину.

Исследователи считают, что под хленой мужчины, вероятно, носили узкий передник, повязанный вокруг бедер. Затем на месте этого передника у самого восточного греческого племени – ионийцев появился элемент одежды, заимствованный на семитском Востоке и резко контрастирующий с пеплосом и хленой, – хитон. Хитон представлял собой шитую складчатую рубаху. Эта одежда стала господствующей на раннем этапе истории греческого костюма, в так называемый архаический период. Ионийская одежда, частично вытеснившая, старинную дорийскую, по свидетельству Геродота, была введена в Афинах в правление Писистрата (560–527 гг. до н. э.).[9] Ионийский хитон был первой закрытой одеждой. Короткий хитон такого типа служил повседневной одеждой, длинный – праздничным нарядом пожилых и знатных людей, а также одеждой возничих, используемой ими во время состязаний. В женском гардеробе этого периода наряду с дорийским пеплосом появились такие виды костюма, как шитая одежда с рукавами, напоминающая блузу.

В конце VI в. до н. э. в результате победы над персами в греко-персидских войнах и установления в Афинах рабовладельческой демократии в Греции проявляется тяга к национальным видам одежды в том виде, в каком она сохранилась у дорийских племен, особенно в Спарте. В костюме это выражается тенденцией к развитию простоты и сдержанности.

Идея создания костюма классического периода формировалась соответственно образу жизни людей того времени и получила философское подтверждение в теоретическом определении Платона как «союз пользы, блага и эстетической ценности». «…Ткань, скажем мы, отмеривается в соответствии с требованиями желаемой одежды. Но в соответствии с какой нормой блага измеряется ценность одежды?».[10]

Изготовлением ткани – ткачеством занимались все женщины Греции, а также ткачи-профессионалы. Ткани изготовляли ручным способом на вертикальном станке шириной до двух метров Ткачеству посвящены многочисленные греческие мифы. Так, например, широко известен миф о ткачихе Арахне, вызвавшей на состязание саму богиню Афину, и жестоко наказанной за свою дерзость, – Афина превратила несчастную девушку в паука. В поэме Гомера «Одиссея» говорится, что ожидавшая его Пенелопа днем ткала, а ночью распускала сотканное, чтобы избавиться от сватающихся к ней женихов.

Для своей одежды греки использовали мягкие, эластичные, хорошо драпирующиеся ткани из шерсти или льна. Классический стиль греческого костюма, представлял собой драпированные одеяния с подвижными мягкими складками.

Мужская одежда состояла из двух частей: хитона и гиматия. Хитон классического периода представлял собой прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам, таким образом, чтобы линия сгиба ткани проходила вдоль левого бока торса. Хитон мог быть открытым и закрытым. Закрытый хитон сшивался сбоку. Верхний край хитона иногда отворачивали параллельно плечам, такой отворот назывался «диплоидий» (диплодион). Он играл большую декоративную роль в костюме, украшался вышивкой, аппликацией, мог быть выполнен из ткани другого цвета. Длина отворота была различной: до груди, бедер, коленей. В зависимости от соотношения длины диплоидия и других частей хитона создавались определенные пропорции фигуры. Хитон мог состоять и из двух полотнищ. Различные способы скалывания ткани хитона на плечах обеспечивали разнообразную конфигурацию его складок. Известно, что женщины иногда надевали два хитона, в этом случае верхний был значительно короче нижнего (рис. 8).

Рис. 8. Аттический краснофигурный скифос

И мужской, и женский хитон скреплялся на плечах фибулами и подпоясывался с напуском, который назывался колпос. Существовал также хитон с одним рукавом, его носили рабы и рабочие. Он покрывал только левое плечо и верхнюю часть левой руки, оставляя незакрытой правую руку и половину груди. Разновидностью этого хитона был так называемый «экзомис» (экзомий), концы которого были связаны только на левом плече. Экзомис носили воины, ремесленники и рабы.

Гиматий (гиматион) представлял собой прямоугольный кусок шерстяной ткани размером 1,7?4 м, драпировавшийся вокруг фигуры различными способами. Один из применяемых способов драпировки согласно описанию Мерцаловой М. Н., следующий: «…один конец ткани, слегка задрапированный или заложенный в складки, спускали с левого плеча на грудь. Оставшуюся ткань располагали на спине и пропускали под правую руку, оставляя руку свободной, и, уложив ткань красивыми складками, перебрасывали через левое плечо на спину». Длина гиматия была до колен, до щиколотки или до земли, он мог закрывать одну или обе руки в зависимости от способа его драпировки (рис. 9). Известно, что в Спарте гиматий носили без хитона.

Рис. 9. Статуя царя Мавсола.

Еще одним видом верхней одежды была хламида (хламис) – легкий короткий плащ для верховой езды, имеющий овальную или прямоугольную форму. Хламида изготавливалась из куска плотной шерстяной ткани (1 м в длину, 2 м в ширину), ее скрепляли фибулой на одном плече или на груди (рис. 10).

Рис. 10. Гермес и Харита.

Греческая обувь изготавливалась по форме ступни. В Древней Греции существовало несколько типов сандалий:

1. Иподиматы – сандалии, состоявшие из кожаной или деревянной подошвы, крепившейся к ноге несколькими кожаными ремнями.

2. Крепиды – сандалии с задником и бортиками; ремни продевались в отверстия бортиков и крест-накрест завязывались на щиколотке.

3. Эндромиды – мягкие кожаные полусапоги с открытыми пальцами; голенища сапог охватывали ногу сзади, а спереди стягивались шнуровкой.

4. Постолы – мягкие кожаные туфли.

Головные уборы использовали во время путешествий. Существовала, например, дорожная войлочная шляпа петас – плоская, с маленькой плотной тульей и широкими круглыми или дугообразными полями. Из других мужских головных уборов следует назвать шапки: круглую кожаную – кюнэ, остроконечную или конусообразную войлочную – пилос и, так называемую, «фригийскую» шапку с загнутым вперед верхом.

Что касается мужской прически, исследователи отмечают, что красивые густые волосы считались у греков главным украшением. Так, например, Гомер называет греков пышнокудрыми. Греческие боги – Зевс, Аполлон, Посейдон всегда изображались с густыми длинными волосами. Например, прическа Аполлона Бельведерского – длинные волосы, завитые на макушке в узел, скрепленный шпилькой, называлась цикадой. Для классического периода были характерны короткие волосы, круглая борода и усы.

Женская одежда классического периода, так же, как и мужская, состояла из хитона и гиматия. Женский хитон представлял собой вытянутый прямоугольник, с соотношением верхней и нижней частей 3:5 (принцип «золотого сечения»).

Для пеплоса в классический период использовался прямоугольный кусок ткани, значительно превышающий размеры человеческой фигуры по ширине и высоте – примерно 1,5?3–4 м. Пеплос мог состоять из двух частей или из одного куска ткани, закрывавшего левый бок. Пеплос, как и хитон, имел отворот, спускающийся на грудь и спину до талии или до колен. При ношении пеплоса, в отличие от хитона, плечи женщины были закрыты. При ношении пеплоса могли создавать напуск на талии или два напуска – под грудью и на бедрах. Пеплос спадал мягкими вертикальными складками, создавая монументальное статичное впечатление от женской фигуры. Не случайно пеплос считался официальной одеждой Афины, могучей дочери царя Олимпа Зевса. Верхней одеждой гречанок был гиматий, по размеру он уступал мужскому, но был более орнаментированным. Кроме того, в костюме гречанки мог присутствовать полупрозрачный шарф калиптрой.

В Древней Греции женщины редко носили головные уборы, чаще используя покрывала, например, наброшенный на голову край гиматия. Наиболее популярной женской прической был так называемый «греческий узел» – коримбос – расчесанные на прямой пробор волосы, завитые волнами, низко спущенные на лоб и вдоль щек, сзади приподнятые и уложенные узлом на затылке. Украшениями к прическе служили сетки из золоченых шнуров, шпильки, гребни, а также украшение стефану, напоминающее венец (рис. 11). Женский наряд дополняли различные украшения: ожерелья, браслеты, серьги, кольца. В античной Греции было высоко развито ювелирное искусство: литье, филигрань, гравировка, резка камей и т. д. Кроме того, известно, что гречанки пользовались косметикой: подкрашивали ресницы и брови сурьмой, в качестве румян применяли киноварь, пользовались различными мазями и ароматическими маслами.

Рис. 11. Богиня, сидящая на троне.

Говоря о колорите греческих тканей, следует обратиться к письменным свидетельствам греческих писателей. Так, например, Демокрит из Эфеса в VI в. до н. э. описывает пеструю одежду в ионийских городах. Гомер говорит о пестрой одежде мужчин, украшенной цветами и сценками, а также упоминает пестрые пеплосы. Известно, что цвета могли иметь определенную символику. Так, например шафранно-желтый употреблялся для праздничной одежды, огненно-красный – для боевого облачения спартанцев, чередование полос ярких цветов характеризовало одежду гетер.

Ткани с рисунком, распространенные в период греческой архаики, в классический период (V–IV вв. до н. э.) были вытеснены одноцветными синими, красными, пурпурными, зелеными, желтыми, коричневыми и особенно белыми тканями. Одноцветные ткани украшались каймой вышивки или аппликации. Траурными цветами считались серый и коричневый. Черный цвет в греческом костюме не использовался.

Элементы греческого орнамента связаны с природой, но носят стилизованный характер. Греческое искусство, восприняв многое от египетского и ассирийского орнаментов, создало свой неповторимый стиль. Строгая симметрия геометрического орнамента, состоящего иногда из простой комбинации вертикальных и горизонтальных линий и прямых углов, осознается древними греками как совершенная гармония. Классическим примером греческого орнамента является меандр. Интересно, что меандр часто встречается и в орнаментах других народов древности, но только в греческом варианте этот рисунок обладает строгой правильностью в чередовании горизонтальных и вертикальных линий, которая и придает ему спокойную красоту. Помимо геометрического орнамента, в греческом искусстве присутствуют элементы растительного, зооморфного и антропоморфного орнаментов. Самыми распространенными его мотивами являются, прежде всего, листья аканта и пальметы, листья алоэ и всевозможных водяных растений, винограда, цветы жимолости, меандр, лучистый орнамент, кольцеобразный, витой, комбинации из всевозможных кривых, плетеный орнамент, четки из бус, яйцеобразный орнамент. Из зооморфных форм орнамента самой распространенной у греков была голова быка. Греческий орнамент всегда ритмичен, раппорт чаще всего строится по горизонтали.

В заключение можно сказать, что костюм Древней Греции в своем развитии прошел путь от восточной пестроты и декоративности к скульптурной четкости складок. Драпировка изменялась во время движения человека, полностью следуя формам его тела. Способ ношения одежды зависел от эстетического чувства и вкуса ее хозяина. Таким образом, именно драпировка была тем видом одежды, который отвечал представлениям древних греков о гармонии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Тема: Костюм в Древнем Риме

Количество просмотров публикации Тема: Костюм в Древнем Риме - 258

По предмету: История стилей в костюме

Лекция

Древний Рим, как и Древняя Греция, - античная средиземноморская цивилизация, охватывавшая первоначально только Апеннинский полуостров, а затем огромные территории на Западе и Востоке, в т.ч. и Грецию, став­шую ее культурной провинцией - Ахайей. Именно у Греции позаимствовал молодой Рим мифологию, перенял многое в культуре, искусстве, манере но­шения одежды. Даже прически римлян первоначально напоминали греческие.

Рим многое взял от греческой культуры, но обогатил и развил ее основы; многое римляне изобрели сами. Для римской архитектуры характерен практи­цизм. Римляне развили саму систему построения архитектурных сооружений, изобрели арки и своды, придумали ротонды.

Римский скульптурный портрет - это не идеализация героя, а образ харак­терный, реальный, иногда несколько приземленный. Расцвет скульптурного портрета приходится на II в. н.э.

Несмотря на практическое мировоззрение, римляне создали такие шедевры архитектуры, как Алтарь мира, Пантеон, Колизей и др.

Шедеврами изобразительного искусства являются прекрасные образцы рим­ской скульптуры и росписи Помпеи, памятники материальной культуры.

Периоды развития:

1. Период Республики (III- I вв. до н.э.).

11. Период Империи (I - V вв.).

Идеал красоты. Римский идеал красоты отличается от греческого, подобно тому, как мировоззрение римлян во многом контрастирует с греческим. Захват­ническая политика и военизированный образ жизни мужского населœения Рима способствовали выработке такого идеала мужчины: суровый, выносливый, креп­кого телосложения. Женщина считалась красивой, в случае если имела величавую осан­ку, плавную походку, широкие бедра, узкие плечи и маленькую грудь.

Виды и формы одежды. Текстиль. Римская одежда была накладной (туника, пенула) и драпирующейся (тога, палла, хламида, лацерна, полудаментум). Она несколько напоминала греческую, однако была более Изящной, изысканно ­торжественной. ʼʼГреческим рококоʼʼ называют римскую одежду. Способы ношения ее, особенно тоги, не позволяли передвигаться быстро и придавали походке величавую медлительность. Парадным цветом одежды был белый. Рас­пространенный в те времена текстиль - шерсть, лен. Популярные цвета в одеж­де - желтый, охра, коричневый, различные оттенки пурпурного. Безукориз­ненность драпировки и некоторая театральность в движениях считались вер­хом изящества. Орнаменты, которыми отделывали одежду, напоминали гре­ческие растительные, меандр и критскую волну.

В позднем Риме под влиянием христианства распространилась накладная одежда в виде длинного платья: у женщин - широкая стола, у мужчин длинный далматик (далматика). Тяже­лые плотные крупноузорчатые визан­тийские материалы и легкие тонкие шелка с Востока сменили традиционные лен и шерсть. Использовали также полушелк. Восточный шелк был доро­гим, в связи с этим привозной шелк распус­кали и из его нитей в сочетании с льняными или шерстяными ткали полушелк.

Мужская одежда. В период Респуб­лики мужская одежда состояла из льня­ной туники и шерстяной тоги. Сначала тога, представляла собой прямоугольный или полукруглый кусок ткани, драпировавшийся наподобие греческого ги­матия. Туника - переродив­шийся греческий хитон - обычно име­ла короткие рукава и длину до колена. Она называлась колобиум.

В богатом, пресыщенном Риме клас­совые противоречия были резко выра­жены и проявились в одежде и даже в обуви. Знать носила тунику таларис с длинными узкими рукавами. А туника сенатора, к примеру, имела на груди и спинœе широкую пурпурную полосу, туника всадника - две узких. Полководец, победитель носил тунику, вышитую золотыми пальмовыми ветвями, а поверх нее пурпурный плащ полудаментум. Это была исключительно дорогая, даже драгоценная одежда, так как краситель пурпур и шелк с одноименным названием были необычайно дорогими, продавались на вес золо­та. Οʜᴎ имели очень богатую гамму оттенков; наиболее красивым считался фио­летово-красный цвет. Нижняя, нательная туника-интима не имела знаков различия.

Верхней одеждой была тога. После завоевания Гре­ции в Риме стали носить также и гиматий. При этом тога была излюбленным одеянием римлян. Способы ее драпирования были строго канонизированы, хотя и многообразны, а кусок ткани был не прямоугольным, а эллипсовидным или овальным, что и способствовало образованию каскада изысканных, плавных, полукруглых, ниспадающих складок. Конец тоги перебрасывался 9:е­рез левую руку и висел отвесно.

Красиво задрапированная, белоснежная тога придавала царственность ее владельцу. Она превратилась в национальную одежду римлян, приобрела церемониальный характер, придавала мужскому облику торжественность, симво­лизировала зрелость. Молодой человек надевал ее в торжественной обстанов­ке, и это означало, что он получил права римского гражданина.

Размеры тоги были различными. В период Империи чаще всœего ткали тогу размером 5,6 х 2 м. Тога была не сшивной, а ткалась цельным куском.

Иностранцы, изгнанники и рабы не имели права носить тогу. В отделке тоги были знаки социального различия. К примеру, высокие должностные лица носили тогу с пурпурной полосой. Драпировать тогу было очень труд­но. Обычно римлянину помогали это делать раб или жена. При классичес­ком варианте драпированной тоги получались две красивые овальные повто­ряющие друг друга драпировки - синус и расположенная выше умбо.

Другими видами верхней мужской одежды были плащи из прямоугольных и полукруглых кусков ткани. Наиболее популярными из них считались полудаментум - широкий, длинный, полукруглый плащ и хламида из небольшого прямоугольного куска ткани, который скреплялся не на плече, как у греков, а на серединœе груди под шеей (и лишь иногда на плече). Носили также лацер­ну - плащ типа хламиды, но из более дорогой ткани, затканной золотом и серебром.

В позднем Риме тунику сменил далматик (далматика) из тяжелого плотного шелка или другой ткани - длинное глухое полу облегающее платье с длинны­ми цельнокроеными рукавами, а вместо тоги стали носить различные варианты пенулы - накидки косого кроя с отверстием для головы, с капюшоном или без него. Пенула издавна существовала в Риме как одежда пастухов. Ее надевали также, отправляясь в путешествие. В позднем Риме пену­ла стала популярной верхней одеждой широких слоев населœения. Носили ее обычно неподпоясанной.

Женская одежда. Женщины носили на телœе тунику-интиму, на которую на­девали тунику с плиссированной или сборчатой оборкой инститой по краю подола. 'Такая верхняя туника называлась стола. Она была без рукавов либо имела короткие рукава в том случае, когда интима имела длин­ные рукава. В случае если надевалась интима без рукавов, то стола была с длинными рукавами. Сверху надевалась накидка палла из прямоугольного куска ткани, несшая такие же функции, как тога у мужчин, однако имевшая меньшие раз­меры и драпировавшаяся по-другому. Общим было то, что, как и в тоге, край паллы набрасывался на голову.

Римлянки носили также такой вид белья, как строфиум, маммиларе (род бюстгальтера), с помощью которого как бы уплощали грудь, так как малень­кая грудь считалась красивой.

В позднем Риме стола стала свободной и глухой, с широкими рукавами и без оборки по низу. Под нее надевалась более узкая туника с узкими длинными рукавами, а поверх - пенула с капюшоном, сменившая паллу, либо мафорий (покрывало, платок).

Дорогие и очень декоративные шелка, обилие украшений и драгоценно­стей, обязательное ношение обуви - всœе это говорило о богатстве и пресы­щенности Рима.

Обувь. Ношение обуви в Риме было распространено. Она, как и одежда, отражала социальное положение ее владельца. Существовала обувь консулов, сенаторов, обувь для посœещения сената, обувь для воинов- каллига, а также различные варианты санда­лий.

Головные уборы, прически, украшения, косметика. Основные типы головных уборов были позаимствованы римлянами у греков. Так же как и греки, римля­не редко надевали их. Это были шляпы и шапки из фетра, кожи, соломы, волокон растений. Жрецы полностью покрывали головы. Довольно часто женщины набрасывали на голову край паллы, так же как и мужчины накрывали голову краем тоги. Головы победителœей украшали венка­ми из дуба, лавра, мирта͵ плюща, фиалок и искусственных цветов, а также из золота. Воины носили шлемы из кожи или металла.

Мужские прически представляли собой стрижки из недлинных и легко подвитых волос с челкой на лбу. До зрелого возраста мужчины брили лица. В период Империи прически делались из завитых волос.

Примером может служить прическа Каракаллы. Рабы - тонсорес - выполняли разные прически, в т.ч. горячую завивку и холодную укладку.

Женские прически выполнялись из длинных волос и первоначально напо­минали греческие. Лента витта на голове означала, что женщина - матрона, хозяйка дома. Гетеры не имели права носить витту.

Было два вида женских причесок: с плетениями из кос и с за­вивкой волнами. Прическа Ливии (жены Августа) имела валик нужнолбом - нодус. Были и другие прически с валиком. При­чески постепенно увеличивались в высоту, при этом использовались прово­лочные каркасы и накладные волосы. Очень ценились светлые волосы.

В богатых римских домах любили украшения. Мужчин украшали перстни, пряжки, детей аристократов - круглые медальоны-буллы. Богатые римлянки носили много украшений. Особенно на голове. Это были сеточки из золотых нитей, булавки, гребни, шпильки из золота͵ серебра и ценных пород дерева с инкрустацией из полудрагоценных камней, диадемы с чеканкой и др. Размещено на реф.рфКольца носили по нескольку на каждом пальце.

Бани - термы - были местом, где римлян обслуживали рабы (тонсорос и косметы), которые делали массаж, втирали в кожу различные ароматические масла. Каждая богатая патрицианка имела ларец ʼʼженский мирʼʼ С полным набором косметики. Женщины белились и румянились (с помощью охры и дрожжей), подводили глаза и брови сажей, пользовались средствами от морщин, а также пахучими мазями, к примеру телиумом из цедры апельсина и оливково­го масла.

Связь костюма с архитектурой. Для костюма и архитектуры характерна общ­ность подхода к трактовке образа: пышность, роскошь, помпезность, церемониальность. Пышность одежды соответствует роскоши, торжественности, па­радности архитектурных сооружений. Это было созвучно мировоззрению и ха­рактеру людей, живших в пресыщенном и богатом Риме.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные элементы, из которых состоит костюм римлянина.

2. Назовите основные элементы, из которых состоит костюм римлянки.

3. Какие виды текстиля использовались в Риме для изготовления одежды?

4. Носили ли женщины Древнего Рима тогу?

5. Были ли классовые различия в костюме римлян? _

6. Какова была женская одежда позднего Рима? Из каких элементов она состояла?

7. Какова была мужская одежда позднего Рима? Из каких элементов она состояла?

8. Какие ткани пришли в костюм римлян из восточных стран?

9. Какая цветовая гамма была наиболее популярной в одежде римлян?

10. Каким был идеал женской красоты в Древнем Риме периода Империи?

11. Какую тунику носил полководец-победитель в Риме?

referatwork.ru

Постельное белье - от Древнего Рима до наших дней — Товары оптом и в розницу.

Постельное белье - от Древнего Рима до наших днейПостельное бельё относитя к тем элементам домашнего быта, которые окружают нас на протяжении всей жизни. Его присутствие в нашей постели кажется вполне естественным, и без него просто нереально представить себе наш сон и отдых. Историки полагают, что первыми, кто начал стелить белье на свое ложе, были жители Древнего Рима. Естественно, доступно оно было только его богатым представителям. Долгое время в роли постельного белья выступали животные шкуры, хлопок или шерсть, циновки и даже солома. С развитием цивилизации получили распространение матрасы и более привычное нашему глазу постельное белье – не из того, что под руку попадется, а изготовленное из ткани – шелка или бязи. Вот так люди начали привыкать к комфорту в собственной спальне и не только. Бытовая техника, например стиральная машина, может помочь содержать постельное белье в надлежащем виде, но техника имеет привычку ломаться, однако запчасти для стиральных машин без проблем можно купить онлайн в ближайшем интернет-магазине бытовой техники.

История возникновения постельного белья

Постельное белье в привычном виде возникло сравнительно недавно, а именно в XV столетии. Это было время ручного изготовления, делавшее этот предмет быта настоящим произведением искусства, доступным обеспеченным людям. Постельное белье в те далекие времена было важной частью приданого. Украшали его нежные кружева, ручная вышивка и потрясающие техники росписи. Использовались высококачественные материалы, огромную роль играл цвет, а дизайн был просто уникальным, так как любой узор и элемент имели свой глубокий смысл и особое значение. Время шло, подобный символизм заменили образы природы и других привычных глазу явлений.

В XVII столетии популярность стало приобретать постельное белье из шелкового дамаска и льна. Каждый его элемент был особенным, на изготовление уходило много времени, а ручная работа требовала особого умения. Мастера ткали имена будущих владельцев белья, фамильные герба и вензеля. Кружевные украшения и вышивка в те времена были обязательным атрибутом, который придавал уникальность и изысканность.

Пододельяник – неотъемлемый атрибут любого комплекта постельного белья, является довольно молодым предметом быта. Не верится, но появился он всего лишь в период после второй мировой войны, а раньше эту роль выполняла еще одна простыня, пристегнутая к одеялу. В послевоенное время было налажено массовое производство, дорогие дамаск и батист заменяются бязью и ситцем. Широкое распространение получает постельное белье, изготовленное из тканей разной цветовой гаммы, начали активно использоваться насыщенные и пестрые цвета.

Символизм в спальне

Постельное белье – очень важный элемент в любом доме, поэтому не рекомендуется игнорировать его очевидные и не очень свойства. Каждый узор, украшающий его, имеет особенный смысл. Например, наши предки, издавна поклоняющиеся солнцу, обожествляли круг. Таким образом, круг, то есть солнце, на постельном белье символизирует победу света над темными силами, он охраняет наш покой, бережет домашний очаг. Вода всегда считалась мистическим элементом – от древних времен до современных дней. Ее символы дарят жизненные силы спящему, толкают его к новым свершениям. Геометрические фигуры олицетворяют собой стихию земли. Присутствие лошади служило оберегом для мужчин, изображение птицы – оберегом для женщин, людские фигурки вышивались после бракосочетания.

Традиции сна в разных культурах

В разных странах сформировались собственные традици сна. Так, итальянцы до сих пор используют откидные простыни вместо обычного пододеяльника. В средневековой России крестьяне спали на соломенных мешках с соломой, даже не догадываясь о существовании подушек. Сон без них сегодня сложно себе представить, а раньше они были атрибутом только очень богатых домов. Предшественницы современных подушек были обнаружены в пирамидах Древнего Египта. Призваны в то время они были сохранять прическу спящего, поэтому представляли собой вогнутые дощечки на подставке. На них обычно изображались боги, охраняющие спящего от злых духов. Такие деревянные подушки использовались и в далекой Японии вплоть до XIX века. Китайцы делали подушки из камня или фарфора. Современному европейцу сложно себе представить, как можно на таком спать, ведь обычно под его головой лежит подушка, изготовленная из более современного материала – тик.

По давним правилам, было принято стелить три простыни и шесть наволочек на подушки разного размера. На матрац стелилась холщовая простыня, на которую клалась простыня из тонкого льна. Следующую простыню подкладывали под одеяло, а завершала все это пирамида из подушек.

Издавна у нас считали, что любая девушка просто обязана иметь в своем приданном комплект постельного белья. Для этого даже выпускались специальные изделия. Длительное время единственным цветом постельного белья был белый. Впрочем, нетронутая белизна до сих пор является классикой. Именно белый цвет делает свадебную постель особенной.

Постельное белье в наши дни

Современная текстильная промышленность предлагает вниманию потребителя огромный выбор постельного белья разных расцветок и тканей. Мода не оставила без внимания область производства текстиля для спальной комнаты. Здесь она так же переменчива, как и в любой другой сфере. Европейское постельное бельё всегда было тесно связано с модой. Итальянские и французские дома моды всегда уделяли внимание созданию собственных коллекций постельного белья. Постельное белье европейского производства чаще всего изготовлено из таких такней как бязь и сатин, амеркианцы шьют его из тонкого поплина или перкаля, англичане из льна. Для изготовления наперников для подушек и одеял чаще всего используется тик.

Ассортимент постельного белья сегодня безграничен, и то, что будет украшать вашу постель, зависит исключительно от вашего вкуса и покупательской способности. В любом современном доме должно быть не меньше 3-х комплектов: первым мы пользуемся, второй находится в стирке, третий ожидает звездного часа на полке. Так что, все комплекты будут изнашиваться медленно и равномерно, благодаря чему не приходится регулярно искать себе новое белье.

• Постельное белье - от Древнего Рима до наших дней • Хмельницкий вещевой рынок — опт и розница.

Автор BazarOPT.com

Просмотров: 3078

bazaropt.com

Курсовая работа: Прикладное искусство Древнего Рима

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ОФОРМЛЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА ДРЕВНИХ РИМЛЯН 1.1. ИСКУССТВО ОРНАМЕНТА ДРЕВНЕГО РИМА 1.2. МЕБЕЛЬ ДРЕВНЕГО РИМА ГЛАВА 2. ТЕКСТИЛЬ ДРЕВНЕГО РИМА 2.1. КОСТЮМ 2.2. РИМСКАЯ МОЗАИКА ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИЛЛЮСТРАЦИИВ обиходе были различные типы мебели, отвечающие разнообразным за­просам. Что касается мебели для сидения, то здесь почти неизменными оста­вались табурет, складной стул и кресло. Табуреты без спинки (sella, scamnum, subsellium) были из древесины или бронзы с выточенными ножками, в оформлении которых частично чувствовалось влияние этрусской техники литья из бронзы (Илл.4, № 141, 150). Тип складного т. н. курульного (парадного) стула (sella curulis) использовали важные персоны, а курульное императорское кресло (sella imperatoris) — только император (Илл.4, №151). Кафедра, созданная на основе греческого клисмоса, — удобное, однако громоздкое кресло — была «сиденьем для знати». Солиум (solium) — почетный стул для глав аристокра­тических семейств, которые имели свое постоянное место в храмах, купаль­нях или в таблинуме; их кресла часто были высечены из мрамора, с рельефа­ми и ножками в виде звериных лап (Илл.4, № 143). Кресло часто дополнялось скамееч­кой для ног (scabellum). Плетеная мебель была известна в Риме еще в III веке н. э., она имела совершенную форму и была прекрасно исполнена (Илл.4, № 149). Среди мебели для сидения следует упомянуть простые, неприхотливой формы скамьи (scamnum) для повседневного пользования. Известна нам и другая форма скамьи: со спинкой и подлокотниками, которая стояла в атрии домов состоятельных людей и предназначалась для того, чтобы пришедшие с улицы могли сесть на нее и смыть пыль с ног (Илл.4.№ 146). Третья форма ска­мьи — т. н. bisellium — парадная двухместная скамья без спинки, которой всегда пользовался один человек как знаком почести, возданной ему (Илл.4, № 140). Римляне — как и древние греки — большую часть жизни проводили в постели, так как не только ели, но зачастую и работали — читали, писали, заключали сделки — лежа. Для этого они применяли различные ложа (1ес-tus tricliniaris). Вокруг круглого обеденного стола устанавливались три ло­жа, на каждом из которых могли расположиться три человека. Традиционная кровать (lectus cubicularis, lectus genialis), обычно деревян­ная, богато драпировалась и имела мягкую обивку. Четыре выточенные нож­ки несли четырехугольную деревянную раму с низким — косым или изо­гнутым— изголовьем. Профилированные поперечины, интарсия и бронзо­вые украшения на раме придавали этой мебели очень эффектный вид (Илл.4,№ 152). На базе этой мебельной формы возникли носилки, которыми пользовались знатные римляне для передвижения по городу. Эти кресла-носилки в зависи­мости от состоятельности их владельца были более или менее роскошными. «Римские художники и ремесленники достигли удивительного мастерства в изготовлении мебели. В силу своей практичности они стремились к серь­езной, качественной работе»14. Римляне не обладали таким прирожденным утонченным вкусом, как греки. Вместо простоты и ясности греческих форм часто можно видеть вычурность декора. Однако римское прикладное ис­кусство, несмотря на свои явные недостатки, создало большие ценности. В мебели господствовал эклектизм, заимствовалось все, что можно было при­способить к господствующим вкусам. Римляне почти ничего не добавили к перенятым у греков основным формам, гораздо больше внимания уделяли они богатому, помпезному оформлению. ГЛАВА 2. ТЕКСТИЛЬ ДРЕВНЕГО РИМА 2.1. КОСТЮМ В период расцвета Римского государства, когда Рим был наводнен награбленными ценностями, роскошь в одежде, еде, домашней обстановке достигала небывалого размаха. Стремление к внешнему блеску охватило почти все слои общества. Увлекавшееся всем греческим высшее общество Рима все же отличалось от греческого более изнеженным образом жизни, меньшим вниманием к физической тренированности тела. Медлительность походки считалась хорошим тоном. Римский костюм не позволял быстро двигаться, исключение составлял костюм военного. Верхом изящества считались размеренность в движениях, даже некоторая театральность поведения; медлительность походки; безукоризненность костюма. Римляне — суровые, мужественные, физически сильные, выносливые люди. Основными чертами эстетического идеала являются строгость и простота во всем. Во времена Империи мужчины, а женщины даже раньше их, стали носить пестрые платья или одноцветные, например, алые, зеленые, светло-зеленые, желтые, а в особенности голубые и пурпурные или (по крайней мере, во времена Плиния) узорчатые и клетчатые. Самым модным из разнообразных пурпурных цветов был фиолетовый; самым дорогим, хотя и отличавшимся неприятным запахом, был яркий тирский пурпур. Платье украшалось не только полосами (клавусы), но и клетчатыми узорами, вытканными или вышитыми цветами, звездочками и т.п., бахромой и, наконец, каймой или бордюрами. Урашениями изобиловала преимущественно женская одежда. Кроме тонкой шерсти, полотна для одежды употребляли шелк, который, привезенный из Азии (от китайцев) сначала в Грецию, а затем Италию, нашел в этой последней такой прием, что уже в I веке до н.э. женщины делали свои столы из чистой шелковой материи. «Нижней (позже она стала и домашней) одеждой римлян была туника (илл.5.). По покрою она была сходна с греческим хитоном. Туника представляла собой рубаху с круглым или квадратным вырезом горловины с рукавами различной длины, а иногда и без них»15. Туники различались длиной и шириной изделия, а также ее рукавов. Неширокая туника длиной до икр и с короткими рукавами подвязывалась поясом — это классический вариант. Туника представляла собой накладной вид одежды: она сшивалась по плечам и надевалась через голову. Стенные росписи в Помпеях демонстрируют большое разнообразие расцветок и узоров римской одежды. Почтенная матрона постепенно превратилась в элегантную, богато убранную даму. Более ярким стал наряд мужчин, которые когда-то предпочитали скромную одежду, по преимуществу одноцветную и белую. Яркости и пышности одежд соответствовали теперь и остальные предметы туалета. Немаловажное значение для восприятия формы тела и соответствующей стилизации одежды имели некоторые интимные принадлежности женского туалета. Как у гречанок, так и у римлянок были в обиходе мамиллар - повязка из мягкой кожи, которая надевалась на голое тело и поддерживала грудь снизу, и строфиум - нагрудная повязка, носимая поверх нижней туники. Принадлежностью высших должностных лиц была туника с широкой полосой посередине на груди и спине. Такая туника была длиннее обычной, и носили ее сенаторы. Всадники носили тунику с одной или двумя узкими вертикальными полосами — клавусами, спускавшимися по всей длине полотнища. В непогоду и холодное время года римляне надевали не одну тунику, а несколько. Считалось неприличным появляться на улице в одной тунике. Известно, что император Август носил сразу четыре туники. Количество надеваемых туник говорило о материальном достатке владельца. Тога — национальная одежда Римской империи, которая являлась тяжелой верхней одеждой.(Илл.6.) Тога - не просто одежда, она еще являлась и символом зрелости: надевая тогу, молодой человек получал права римского гражданина. «Владыки мира — народ, одетый в тоги», — писал римский поэт Вергилий16. Она — это еще и символ принадлежности к Римской империи. Иностранцы, изгнанники и рабы не имели права носить тогу. Тога являлась официальной одеждой, ношение которой вменялось в обязанность. Об образовании и культуре владельца судили по сложной драпировке тоги. Тога — кусок ткани (6 х 1,8 м) прямоугольной, полукруглой или эллипсовидной формы, складывающийся вдвое и окутывающий фигуру. «Судя по размерам тоги, драпироваться в нее было непросто, и эту работу обычно выполняли рабы. Таким же важным предметом обучения, как и риторика, был способ ношения тоги»17. Занимаясь своим туалетом и отрабатывая величественные и плавные позы и жесты, римляне не один час проводили перед зеркалом. По четыре часа у зеркала готовился к выступлению известный в свое время оратор Гортензий. Величественная, но неудобная, стесняющая движения тога в дальнейшем сохраняется только как парадный (гражданский) костюм, а повседневной становится легкий плащ, близкий к греческой хламиде, — лацерна. Способов драпировки тоги было несколько, вот один из них: сначала тога складывалась таким образом, чтобы верхняя ее часть была уже нижней. Потом на левое плечо со спины набрасывали такую часть ткани, чтобы край ее спускался до пола. Оказывались закрытыми левое плечо и левая часть всей фигуры. Оставшуюся сзади ткань, закрывая спину, пропускали под правой рукой вперед. Сбоку под рукой, где-то на уровне талии, тогу перекручивали внутренней стороной наверх. В результате получался жгут, который носил название балтеус. Его крепили к поясу туники. Далее тогу укладывали в красивые полукруглые складки, спуская их до уровня коленей. Остаток ткани опять через левое плечо перебрасывали таким образом, чтобы ее коней, закрывая левую руку, был спущен почти до земли. Для придания красивой и устойчивой формы складкам по краю тоги зашивали кусочки свинца. В заключение первый левый конец тоги подтягивали вверх, свешивая его полукруглой складкой над ранее уложенными. Римской матроне должны были быть присущи плавность движений, монументальность, а главное — величественность. Она покоряла округлостью плеч, широкими бедрами, плоской грудью, золотистыми волосами. Нижняя одежда римлянок состояла из двух платьев: Первое — нижнее — туника: длинная и широкая с рукавами или без них. Она являлась нижней рубашкой и домашней одеждой. В день венчания девушки надевали узкую тунику. Туника опоясывалась поясом. Второе — верхнее — стола: с густой плиссированной широкой оборкой по низу. Столу носили только знатные женщины. В случае, если туника не имела рукавов, стола обязательно должна была быть с очень длинными рукавами, и наоборот. Стола была опоясана под грудью. Верхом неприличия считалось появление в обществе без столы. Для украшения служили также венки из цветов и растений, а также серьги, ожерелья, броши, браслеты, кольца, пояса. Украшениями застежек, поясов, оружия и сосудов из драгоценных металлов служили геммы - прекрасные резные камни, выпуклые или выдолбленные. По своей ценности драгоценные камни распределялись следующим образом: алмаз, смарагд, берилл, опал и сардоникс. У римлян часто упоминаются перчатки, служившие для защиты рук от дождя и холода. От солнечных лучей афинские и римские женщины защищались складными зонтиками, похожими на наши. В жару они обмахивались веерами, имеющими вид раскрашенных листьев или сделанными из павлиньих перьев. Лицо они утирали платком, который употребляли и мужчины, особенно со времени Аврелиана. Во времена Александра Севера римские воины, которым приходилось воевать с северными народами в холодном климате, начали носить широкие брюки, бывшие в обиходе до того времени только у варваров и у присылаемых ими римлянам вспомогательных войск. С III века в костюме было ощутимо влияние восточно-азиатских форм обусловленное распространением в Риме христианской религии, которая проникла в Рим в I веке н.э. поначалу как религия угнетенных, а потом завоевала также популярность в кругах 5нати. Появляются длинные узкие туники, широкие далматики - одежда с широкими цельнокроенными рукавами, в развернутом виде напоминавшая крест, закрывающие фигуру от шеи до ступней. Для этой одежды была характерна пестрота в орнаментации. Заметно было большое пристрастие к украшениям.

2.2. РИМСКАЯ МОЗАИКАБез римской мозаики невозможно представить себе древнеримское искусство. Композиции мозаичных полов из цветных камней, смальты, стекла, керамики встречаются на всей территории Древнего Рима. Старейшие мозаичные образцы римской укладки, найденные при археологических раскопках, относятся к IV веку до н.э. А в период расцвета Римской империи мозаика стала самым распространенным способом декора интерьера, причем как дворцов, так и общественных терм, и частных атриумов. Мозаика из цветного камня - один из древнейших видов искусства существовавших, ещё до нашей эры. В зависимости от технологии изготовления, мозаики делятся на: александрийскую, римскую, русскую и флорентийскую. Самая сложная из них - флорентийская.Римская мозаика использует различные материалы, но преимущество отдается мрамору и природным камням. Мозаика - привлекательна и позволяет создавать композиции на самые разные темы и сюжеты. Камень обладает хорошими прочностными характеристиками, водостойкостью и доступностью как материала. Напольные и настенные римские мозаики решали две важные задачи - красоты и функциональности - одинаково хорошо. Мозаичные покрытия Древнего Рима пережили века и даже тысячелетия, сохранив свою красоту, и зачастую оставшись единственным, что сохранилось от постройки вообще.«Золотой век» мозаичного искусства приходится на времена Древнего Рима. В те далекие времена, военная и экономическая мощь империи нуждалась в достойных художественных средствах выражения. Римские мастера не только превосходно справились с поставленным заданием, но и во многом именно они внесли значительный вклад в современное понимание искусства мозаики. Римские мозаики выкладывали из маленьких кубиков (столбиков) смальты (глушеного — непрозрачного и очень плотного — стекла) или камня. Иногда в ход шли также галька и мелкие камешки. По творениям римских мастеров мы и сегодня можем судить не только о быте той эпохи, но и о тех интересах, которыми жили люди того времени. ( Илл.7). Достаточно часто, археологи находят древние мозаики с изображениями гладиаторских боев и различных мифологических образов. Неоценимый вклад внесла мозаика и в общее представление о той эпохе. До наших дней сохранились изображения людей в национальной одежде, попадаются рисунки древних колесниц и кораблей. Одной из особенностей римских мастеров являлась их привычка подписывать самые значимые личности и события, именно по мозаике мы и можем достаточно достоверно узнать о том или ином событии или личности. Фоновые элементы римских мозаик как правило светлые и достаточно крупные, зачастую фон формируется однотонными камнями с хаотичной укладкой без определенного порядка. Элементы рисунков и фигур - более мелкие, но часто все же крупные для выбранного рисунка. Разнообразие цвета часто зависит от возможностей мастера в каком-то конкретном поселении или, по всей видимости, финансовых возможностей заказчиков. Если мозаики больших дворцов подчас поражают изысканностью цветовой гаммы, то небольшие композиции кажутся ограниченными в выборе цветов.В древнем Риме укладкой мозаики занимались исключительно мастера, передавали свои техники из поколения в поколение и никогда не повторяли свою работу. Римская мозаика универсальна и многообразна. Она позволяет создавать и геометрические, и сюжетные композиции, вплоть до копий живописных полотен и реалистичных изображениях живой природы.Мастера поздней Римской империи использовали кубики смальты, и лишь изредка – мраморные. В основном украшался пол и стены зданий. Сюжеты картин впечатляют своим разнообразием и сложностью: великолепные орнаменты, отображение исторических событий и мифологические сюжеты, изображения птиц и животных. Существует мозаичный портрет женщины и картина морского дна, поражающие своей реалистичностью. Есть уникальные работы по оформлению колонн, фонтанов. Исторически известен даже факт украшения корабля.«В Древнем Риме для создания мозаики использовали кубики различных пород камня. Кроме того, огромное значение имел и специальный связующий материал. Не смотря на то, что составление мозаичного узора и в древние времена был достаточно трудоемким процессом, это не занимало сильно много времени у мастеров»18. Для создания того или иного рисунка или образа, участвовало одновременно несколько мастеров и помощников. В то время пока мастер выкладывал основной сюжет, помощники занимались общим фоном картины. С развитием различных технологий в Древнем Риме все чаще кроме камней стали использовать и иные материалы, например, стекло. В те времена, когда политическая и экономическая ситуация сместила основной центр развития художественных искусств из Рима в Византию тема мозаичных рисунков также изменилась. Большинство византийских мастеров освещали в своих работах тему Христианства. Однако, ничто не смогло победить римскую мозаику, даже время. Она оказалась намного выносливее огромных дворцов, интерьером которых она и была. Мозаика пережила не только природные явления, но и нашествия варваров, которые выносили из богатых домов все что угодно, но пол, или стену вынести были просто не в состоянии. Сюжеты римских мозаик безграничны и варьируются от сравнительно простых орнаментов до многофигурных художественных картин со сложной пространственной ориентацией. Венки из виноградных листьев и сцены охоты с подробными изображениями животных, мифологические персонажи и героические походы, любовные истории и жанровые сцены из обыденной жизни, морские путешествия и военные сражения, театральные маски и танцевальные па. Выбор сюжета для конкретной мозаики определялся или заказчиком (иногда мозаика запечатлевала даже портрет хозяина дома, например), или назначением здания. Римской мозаике присуща легкость восприятия и вместе с тем впечатление роскоши, богатства. В отличие от проникновенных и монументальных образов византийских мозаик, которые будут сложены позже, римская мозаика более обыденна и вместе с тем нарядно-декоративна, празднична. Прекрасные полы с красивыми мозаичными рисунками и сейчас смотрятся ничуть не менее интересно и привлекательно, чем пару тысяч лет назад.В наше время до сих пор находят римские мозаики на археологических раскопках в Италии, Турции и Тунисе, которые прекрасно сохранились на протяжении долгих веков и тысячелетий. Огромные мозаичные картины вызывают восхищение, порой затмевая мастерство именитых римских художников и еще раз подтверждая тот факт, что мозаика настолько вечна, насколько и прекрасна.ЗАКЛЮЧЕНИЕРимским искусством завершилось искусство античности. Но его достижения воскреснут впоследствии в романском стиле, эпоха классицизма возьмет их за образец, а «наполеоновский» стиль ампир вообще будет нарочитой копией римского стиля. В культуре Рима, в целом, возникли предпосылки для рождения и развития средневекового искусства, глубоко противоречивого в поисках совершенства и красоты. Мастера древнего Рима оставили великое наследие в области декоративного искусства, создав неповторимые оригинальные произведения: красочные фрески и мозаики, мебель, костюм и многое другое. Территориальная близость Рима к европейским странам обусловило проникновение античных идей в культуры последующих эпох. Благодаря Риму народы Европы уже в период и далее, узнали о достижениях античной культуры, смогли воспринять красоту, многокрасочность и своеобразие античных фресок и мозаик. Важное отличие римской декорировки - большая усложненность и обогащенность в формах и материалах по сравнению с другими эпохами. В отличии от греческой мебели, римская была более многообразной, сложной по формам, более насыщенной по декоративному оформлению. Деревянная мебель из кедра, туи, оливы, клена, ясеня нередко украшалась резьбой, инкрустацией из дерева, фаянса, черепахи, слоновой кости, металлов. Боковины кресел и столов оформлялись в виде волют, лап зверей, грифонов (птица-лев). В Древнем Риме появились столы на одной ножке и шкафы с полками, увенчанные треугольными фронтонами. В интерьеры жилых домов вводились яркие декоративные драпировки и занавеси, в частности, над кроватями. Сами кровати застилались покрывалами. Для этого использовались восточные ткани.Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей. Произведения декоративно-прикладного искусства - это своего рода отражения эпохи, жизненного уклада, вкусов и идеалов людей определенного времени. Рассматривая достижения древних цивилизаций, нам остается только удивляться и восхищаться находчивостью и эстетичностью наших далеких предков: столь современным кажется сегодня их быт и культура. И, думается, что европейцы не так уж много изобрели кардинально нового с той поры в сфере дизайна интерьера.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Буассье Г. Археологические прогулки по Риму. СПб., 1915.

"1.Буассье Г. Археологические прогулки по Риму. СПб., 1915. 2.Буткевич Л.М. История орнамента: Учебное пособие для вузов, М., Владос, 2008 – 265 с. 3.Всеобщая история искусств. Т. 1. М., 1956; т.V. М.,1964; т. VI. М., 1965. 4.Грант М. Крушение Римской империи. М., 1998. 5.Захаржевская Р.В. История костюма: от античности до современности. – М.: РИПОЛ классик, 2004 6.История Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1981. 7.История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М., Высшая школа, 1971. 8.Каминская Н. М. История костюма. Учебное пособие для средн. спец. учеб. заведений швейной пром-сти. М., «Легкая индустрия», 1977-128 с. 9.Кащеев В.И. Эллинистический мир и Рим. М., 1993. 10.Кнабе Г. С. Древний Рим - история и повседневность. Очерки. М., 1986. 11.Кобылика М.М., Искусство Древнего Рима, М. - Л., 1939. 12.Колпинский Ю.Д., Бритова Н.И. Искусство этрусков и Древнего Рима. М., 1982. 13.Культура древнего Рима. В 2-х томах. Отв. ред. Е.С. Голубцова. М., 1985. 14.Матюнина Д.С. История интерьера, Академический проект- Культура, 2008 – 536 с. 15.Рим: Эхо имперской славы / Пер. с англ. Т.Азаркович. М., 1997. 16.Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима. М., 1970. 17.Соколова Т. М. Орнамент - почерк эпохи. Л., 1972. 18.Симонян И.Р. История мозаичного искусства в разные эпохи. М., Артель., 2005. – 351 с. 19.Ферреро Г. Величие и падение Рима. Т. I V. М., 1915 1923. 20.Фокина Л. История декоративно-прикладного искусства: учебное пособие. Феникс, 2009 – 241 с. 21.Хафнер Г. Выдающиеся портреты античности. 337 портретов в слове и образе. М., 1984. 22.Штаерман А.М. Кризис античной культуры. М., 1975.

referatbank.ru

Одежда римлян была другой, чем принято считать

Недавние исследования немецких и британских археологов показали, что одежда, которую носили жители Древнего Рима, вопреки устоявшимся стереотипам, была весьма разнообразна. Судя по всему, в империи начиная с первого века нашей эры практиковался индивидуальный пошив. Кроме того, уже в те времена существовало такое понятие, как "бренд".

Фото: AP

Многие из нас еще со школьной скамьи знают, что одежда древних римлян разнообразием не отличалась. Обычно мы помним, что знатные римляне носили тоги, представлявшие собой своеобразный длинный кусок полотна, который иногда достигал в длину до шести метров. Причем несчастные римские богачи были вынуждены несколько раз обертывать его вокруг себя, что без посторонней помощи сделать, конечно же, было невозможно.

А простые граждане империи носили мешкообразные одеяния с вырезами для рук и головы, нисколько не подчеркивавшие, а, наоборот, скрывавшие фигуру. Разница заключалась только в том, что женщины подпоясывались непосредственно под бюстом, а мужчины — на бедрах. Кроме того, почему-то многие считают, что в основном эти одеяния были белого или светло-серого цвета. Наверное, данное заблуждение создали многочисленные художники-иллюстраторы учебников истории.

Однако последние открытия археологов говорят о том, что все было не так. На самом деле одежда древних римлян была весьма разнообразной. И, что самое интересное, судя по всему, уже в те времена существовал так называемый индивидуальный пошив.

Как мы знаем, в основном в Римской империи одежду изготовляли из шерстяных тканей. Использовались также материалы из хлопка, льна и крапивы, хотя гораздо реже, а шелк был совсем уж экзотикой, поскольку его не производили на месте, а привозили из далекого Китая. Пик расцвета текстильной промышленности в Древнем Риме приходится на начало нашей эры, когда, захватив Египет, римляне познакомились с тамошним вариантом ткацкого станка. И вскоре завоеватели застроили одежными "фабриками" всю страну, то есть большую часть Европы и Малую Азию. Это было подлинное массовое производство, которое после падения империи вернулось в Европу только тысячу лет спустя, в годы Высокого Средневековья.

Читайте также: Древний Рим погубила засуха

Немецкий историк Сильвия Мичке из Романо-Германского центрального музея Майнцат (ФРГ) недавно сделала одно интересное открытие. Исследуя местную коллекцию римского нижнего белья она обнаружила ластовицы, то есть треугольные вставки вдоль швов для укрепления и расширения одежды. До сих пор считалось, что размер и форма римской одежды определялись исключительно размерами станка и под фигуру одежду никак не подгоняли. Данное открытие, однако, говорит о том, что римляне все-таки знали толк в модном дизайне.

Также недавно было установлено, что в империи, судя по всему, существовало такое понятие, как "бренд". Так, например, в кельнском музее "Колумба" хранится туника, в верхней части которой красной нитью вышита буква "каппа". До последнего времени считалось, что это монограмма имени хозяина. Однако сейчас историки склонны предполагать, что это все-таки логотип дизайнера, поскольку вещи с такой же вышивкой совсем недавно были найдены при раскопках римской крепости Виндоланд на севере Англии. Время изготовления этих предметов одежды разное, и вряд ли они принадлежали одному и тому же человеку. Да и весьма сомнительно, чтобы римлянин, у которого, как правило, было несколько имен, подписывал свою одежду всего лишь одной буквой.

 

Кроме того, раскопки данной крепости опровергли миф о том, будто все легионеры империи носили одинаковую форму. Не только нижнее белье, но и панцири древних римлян, судя по находкам, изготавливались по индивидуальному заказу. Двух одинаковых предметов одежды и обмундирования среди обнаруженных вещей просто нет.

Кстати, был также окончательно развеян миф о том, будто бы воины Древнего Рима щеголяли в красных плащах. Находки говорят о том, что любимым цветом данной одежды был светло-серый, то есть цвет земли. Это было не только дешево (красная краска, добываемая из морских моллюсков, обитающих в Средиземном море, тогда стоила сумасшедших денег), но и практично — легионеру, одетому в подобный плащ, было легче замаскироваться. Плащи же офицеров были темно-коричневого цвета, а вовсе не багряного.

Да и, судя по данным ученых, одежду красного цвета в империи носили в основном женщины. Есть сведения о том, что богатые дамы одевались в непомерно дорогие платья (причем самых разных фасонов, иногда даже с рукавами) и плащи, окрашенные во все оттенки красного. Интересно, что, когда шел дождь, этим модницам срочно приходилось искать убежище, ибо в намокшем состоянии очаровательное одеяние начинало жутко отдавать рыбой — ведь краситель-то, как мы уже говорили, добывался из тел моллюсков.

Однако платья и плащи были далеко не единственной женской одеждой. Судя по мозаике, обнаруженной на полу Вилла-Романа-дель-Казале на Сицилии, относящаейся к поздней римской эпохе, иногда дамочки носили… бикини! На телах женщин, изображенных там, присутствует что-то вроде пляжных трусиков и бюстгальтера, причем этот костюм, как и положено настоящему бикини, раздельный. Скорее всего, предполагают ученые, это все-таки был не классический купальник, а просто два куска ткани, один из которых обматывался вокруг бедер, а другой — вокруг груди. Примечательно, что на изображении в этих костюмах женщины вовсе не купаются, а занимаются гимнастическими упражнениями (или, возможно, участвуют в какой-то мистерии).

Что касается классической тоги, то она, конечно же, присутствовала в гардеробе знатных римлян, но, судя по всему, не была повседневной одеждой. Ее надевали лишь в особо торжественных случаях (возможно, именно поэтому все дошедшие до нас образцы очень хорошо сохранились). А таковые даже в Риме случались не каждый день, поэтому, судя по всему, большую часть времени тоги не использовались.

Читайте также:В шахте каменного века добывали краску

Интересно, что в большинстве своем вся римская одежда была очень хорошего качества. Об этом говорит тот факт, что египетские и сирийские крестьяне в XVIII веке все еще грабили римские могилы в поисках одежды. Получается, даже полторы тысячи лет спустя ее можно было носить…

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

www.pravda.ru

Одежда древнего Рима | История одежды от древности до наших времен

Мужская и женская одежда Древнего Рима начали обособляться уже в ранний период истории Древнего Рима, когда римлянки носили древнегреческую одежду, а мужчины продолжали одевать римские тоги и плащи. одежда Древнего РимаЭта заметная разница существовала вплоть до поздней империи, когда с распространением среди обоих полов почти одинакового типа глухого наряда мужской и женский костюмы становились похожими. Особенностью древнеримского костюма, сравнительно с древнегреческим, есть ярче обнаруженная его класовая дифференциация. Аристократический характер республики, привилегированное положение римских граждан по отношению к другим жителям огромной территории Римского государства, развитый бюрократический аппарат во главе с императором - все это создало внутри свободного населения Древнего Рима разные социальные группы, которые пытались подчеркивать свою обособленность и во внешности, и в одежде. Белая тога, например, была верхней одеждой лишь полноправных римских граждан. Рабы вообще не имели право носить тогу. Даже в женском костюме наблюдалась привычная классовая дифференциация. Классовая дифференциация костюма в Древнем Риме проявлялась также и в резком отличии качества и богатства однотипной одежды у представителей знати римского общества и у всего другого населения. Убогость одежды простолюдинов,как и во всей средневековой одежде, была резко противоположна роскошным костюмам знати. По свидетельству современников, жена императора Клавдия (4І—54 гг. н. э.) в один из своих парадних выходов, была украшенная драгоценностями на астрономическую сумму - 40 млн, сестерций.

одежда Древнего РимаСамым распространенным материалом, из которого изготовляли одежду в течение всей истории Древнего Рима, была шерсть. Римляне издавна умели изготовлять разные сорта шерстяных тканей, в частности и очень тонкие и мягкие, а также плотные, ворсистые. Наряду с шерстью использовались и льняные ткани, преимущественно для нижней одежды, которую надевали непосредственно на тело. Уже в I в н.э. в Риме был известен и шелк. Обращение к шелковым тканям все больше распространялось, и уже в поздний период империи шелковая одежда стала достаточно привычной в быту богатых слоев населения, особенно на востоке. Сначала это были легкие, тонкие шелковые и полушелковые ткани, в том числе и полупрозрачные (для знатных модниц), а дальше преобладали все более плотные, тяжелые ткани.

Основным цветом древнеримской одежды в ранний период был белый, который показывал привилегию полноправных римских граждан. Белый цвет частично хранил свое значение и позже как цвет парадной одежды, особенно при совершении жертвоприношения и других религиозных церемоний и обрядов. Рабы и неполноправные граждане носить белую одежду не имели право. Цвета их наряда были темными: преобладали коричневые, желто бурые и серые тона. Начиная с II ст. до н.э наряду c белой, широко носили одежду и других цветов. Особенно разнообразными были цвета женских костюмов, тогда как мужские имели только красные, фиолетовые и коричневые тона. Одежда, окрашенная в высшие сорта пурпура, со времен Домициена Флавия (81—96 гг. п. есть.) и особенно Феодосия II даже придворным категорически запрещалось носить - пурпур стал исключительно императорским цветом.

suit-history.org.ua


Смотрите также