Театр в древнем риме. 17. Происхождение театра в древнем Риме
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Театр в Древнем Риме. Театр в древнем риме


17. Происхождение театра в древнем Риме

Дальше Римляне захватили Грецию. Римская цивилизация- величайшая. Применительно к Греции мы говорим культура, а применительно к Риму- цивилизация. Римляне не были народом. Который заимствовал все у греков. Римская культура нам понятней и ближе и мы вторичны именно от римской культуры. Римляне были более человеческими. Они понимали, что раб- это человек. Греки считали раба- недочеловеком. Римляне(воины) в основном брали рабов с поля боя В римских романах есть ситуации когда рабы притесняют своих хозяев. Истоки римской культуры уходят в глубокую древность. Строительство дорого, триумфальных арок – это от этрусков. От них же римляне заимствовали обычай похорон. Когда человек умирал с его лица снималась маска. Тело его кремировали и хранили в амфоре. В каждом доме была комната . где хранились эти сосуды и посмертные маски. После очередной кончины. Все члены фамилии и рабы(Рабы в Риме были членами фамилии) надевали эти посмертные маски и шествовали на форум, где произносили речи в честь покойника. Из этого складывается 2 важных черты европейской культуры. У римлян появляется конкретность и натуралистичность восприятия человека. От посмертных масок возникает натуралистичность бюстов. Когда смотришь на них в большом кол-ве берет оторопь. Они как живые. В музее Ватикана они стоят на полках. Лиц много. И вдруг среди них вы начинаете находить знакомые лица. Особое ощущение. Лица ведь повторяются у людей. Мы видим характеры и у нас возникает осязаемое ощущение истории. Поэтому у римлян впервые появляется понятие, что время движется. У них возникает физическое ощущение времени. И их мышление направлено на познание конкретного мира. На логику восприятия этого мира. Поэтому в основе римской культуры лежит легенда. Это помогает человеку осознать свою собственную неповторимость. И без этого не появилось бы и христианства.

У поэта Гай Валерий Катулл есть стихотворение «на смерть воробушка». Греки такие стихи писать не могли. У них там страсти кипят пострашней. Люди друг друга едят… Римляне становятся более тонкими в восприятии. Да они не создают идеальный мир (говоря о подпорках на статуях), они отражают тот мир, в котором живут. Но они все же построили дороги, существующие до сих пор и благодаря которым римская цивилизация распространилась по миру. Они придумали канализацию. Они придумали и улицы и нумерацию домов и перспективы построек городов, планирование И термы - хранилища для воды…. Все свои изобретения они распространяли по миру. И Европа заканчивается там, куда дошли римские легионеры. И где успели все благоустроить. А Лондон вообще они основали. Но как только они от туда ушли все рухнуло. Никто подойти к этому уровню и сохранить его не мог. Они первые научились строить армию. В Риме было обычай. Который не давал отступать войску. Если кто-то отступает, потом на построении каждого 10 человека казнят. В гладиаторы шли люди, работать за деньги, не обязательно рабы. Именно они создали сенат. У них был такой царь Тарквиний. И был закон кто посягнет на единовластие, тот будет врагом Рима. Так были заложены основы республики. Республикой управлял сенат, туда входили депутаты от каждого сословия. Их избирали. И увеличиваясь Рим пришел к мысли. Что чем больше территория, тем важнее единовластие. И Рим из республики становится империей. Но власть не была узурпирована. Слово император было в ходу до того. Как Рим стал империей. Императорами назывались военачальники, которые умели возводить мосты. Цезарь назывался императором, но империи еще не было. Рим становится империей в 1 веке н.э. Он появляется в 8 веке до н.э. и живет до 5 века н.э.(13 веков) Это великая цивилизация, которая окультуривала весь мир. Почему она рухнула?

39.59

В 1 веке до н.э. в одной из провинций Рима в Иудеи появляется религия- христианство. Параллельно с античной культурой существовала другая великая цивилизация древне-иудейская. К 1 веку н.э. внутри древне-иудейской культуры рождается то, что начинает ее разрушать - христианство. Оно начинает быстро распространяться сперва по Израилю, потом по всему миру. И соединяет античную культуру и европейскую. В раннем периоде христианство было гонимо, но в 4 веке н.э. Рим официально принимает христианство. Император Константин крестит Рим. И когда в 5 веке н.э. античность закончит свое существование, единственными образованными людьми , которые будут переписывать свои книги – будут христианские священники. И они будут переписывать не только христианские книги, но и всю античную литературу, чтобы сохранить латынь. Римская культура была сохранена благодаря христианским священникам. Греческую культуру узнали только в эпоху возрождения. До этого западный мир был ориентирован только на римскую античность. Христианство, как и ислам относится к авраамическим религиям. Авраами́ческие рели́гии — монотеистические религии, происходящие из древней традиции, восходящей к патриархусемитских племён Аврааму. Все авраамические религии в той или иной мере признают Священное Писание Ветхого Завета.

В христианстве провозглашается идея любви человека к богу и бога к человеку. Христианство первая религия. Которая говорит человеку, что он одинок. И он должен любить свое одиночество. В этом одиночестве он должен обретать свое единение с творцом.

Трагедия, трагическое мироощущения по сути противоположно христианскому мироощущению. И в 17 веке, когда появится трагедия, это будет эпоха просвещения и совершенно другой взгляд на мир и человека. В барочной культуре не было трагедии. Там было ясно- Бог есть. Бунта там нет. Трагедию формирует ренессансная культура и классицизм.

Римляни заимствовали у греков театр и не стали его сильно переделывать. Если они видят что-то хорошее в любой сфере, они этим пользуются и не портят, не переделывают, ради того, чтоб переделать. И захваченные государства они не лишали их религии. Просто устанавливали свою светскую власть.

Римляне увлеклись культом Диониса и стали это развивать и уходить в леса… и случилось ужасное. Во время одного такого обряда, мамаша надышавшаяся какими-то парами винными, убила собственного сына, приняв его за быка, который должен ее растерзать. И тогда был издан закон. Он не запрещал культ в честь бога Диониса. Каждый может совершать те обряды и верить в тех богов в которых он хочет. Но при совершении культов больше 3 человек собираться нельзя. Как закон регулирует свободу человека. И как он его предохраняет от опасных воздействий. И после принятия этого закона потихоньку этот культ заглох.

Остерман «Рим в лицах» (биографии известных деятелей Рима.)

studfiles.net

Театр в Древнем Риме. - ✯Большая игра✯

Римское театральное искусство уникально в своем роде. Оно практически единственное, которое не берет свое начало с обрядово-ритуальных сценических действий. Римский театр изначально был профессиональным. В нем вовсе не просматривался культ божества. Поэтому неудивительно, что римский театр не имел большого влияния на сознание общественности, а был всего лишь развлечением и способом приятного веселого времяпрепровождения. В римском сценическом действии главной была зрелищность, а не суть концепции представления или глубокий внутренний мир героев. Участники представлений в Риме презирались и, в отличие от древнегреческого театра, не пользовались уважением. Актерами становились рабы или вольноотпущенники. За плохо сыгранную роль они могли быть жестоко избиты.

В Древнем Риме спектакли организовывались в честь важных государственных праздников или же по изъявлению желания знатными гражданами.

Древнеримский театр отличался зрелищностью и торжественностью. Такая грандиозность достигалась путем участия огромного количества статистов, облачавшихся в яркие костюмы, украшенные настоящими драгоценными камнями. Использовались также настоящие доспехи и разнообразное оружие. Актерское исполнение не отличалось мастерством, женские роли исполнялись мужчинами и были достаточно примитивными. Стоит подчеркнуть, что практически во всех жанрах, помимо ателланы, актеры играли без масок, но активно использовали парики и яркий грим. Отказ от масок нарушал общий условный стиль спектакля. Но табу на маски было вынужденным, так как профессия актера была позорной, и считалось, что участник сценического действия, получивший жалование за него должен был выходить на публику с открытым лицом. Отказ от масок обеспечивал монополизированное право на игру в масках римской молодежи, которая развлекалась, участвуя в постановках ателланы. Древнеримская театральная маска отличалась от греческой тем, что она имела большие отверстия для рта и глаз, что способствовало более выразительной мимике.

Изначально для сценических действий сооружались деревянные подмостки высотой в человеческий рост. Их надежность и качество, тем не менее, заставляли желать лучшего. Подобные сооружения ломались по окончании театральных зрелищ. Стоит отметить, что для зрителей не всегда предусматривались скамьи или лавочки. Практика смотреть спектакль стоя существовала довольно долго. Но вскоре для столь грандиозных и торжественных представлений понадобилось соответствующее оформление в виде красивых театральных зданий. Первый постоянный каменный театр был возведен примерно в 55 году до н.э. Его вместительность поражает – 17 тысяч зрителей. А уже к концу первого столетия нашей эры в Риме было построено еще два театра, которые были способны разместить 45 тысяч человек.

Структура римского театра состояла из полукруглого орхестра и просцениума, то есть, специальной площадки, где выступали актеры. Традиционно трехэтажное здание оформлялось роскошным портиком, к которому прилегал зал заседаний сената (курия). От жары и дождя публику защищал специальный большой парусиновый купол, который назывался веларий.

bigra.livejournal.com

Театр в Древнем Риме | В мире искусства

 03.04.2017  Театры

Театр в Древнем Риме

Римское театральное искусство уникально в своем роде. Оно практически единственное, которое не берет свое начало с обрядово-ритуальных сценических действий. Римский театр изначально был профессиональным. В нем вовсе не просматривался культ божества. Поэтому неудивительно, что римский театр не имел большого влияния на сознание общественности, а был всего лишь развлечением и способом приятного веселого времяпрепровождения. В римском сценическом действии главной была зрелищность, а не суть концепции представления или глубокий внутренний мир героев. Участники представлений в Риме презирались и, в отличие от древнегреческого театра, не пользовались уважением. Актерами становились рабы или вольноотпущенники. За плохо сыгранную роль они могли быть жестоко избиты.

В Древнем Риме спектакли организовывались в честь важных государственных праздников или же по изъявлению желания знатными гражданами.

Древнеримский театр отличался зрелищностью и торжественностью. Такая грандиозность достигалась путем участия огромного количества статистов, облачавшихся в яркие костюмы, украшенные настоящими драгоценными камнями. Использовались также настоящие доспехи и разнообразное оружие. Актерское исполнение не отличалось мастерством, женские роли исполнялись мужчинами и были достаточно примитивными. Стоит подчеркнуть, что практически во всех жанрах, помимо ателланы, актеры играли без масок, но активно использовали парики и яркий грим. Отказ от масок нарушал общий условный стиль спектакля. Но табу на маски было вынужденным, так как профессия актера была позорной, и считалось, что участник сценического действия, получивший жалование за него должен был выходить на публику с открытым лицом. Отказ от масок обеспечивал монополизированное право на игру в масках римской молодежи, которая развлекалась, участвуя в постановках ателланы. Древнеримская театральная маска отличалась от греческой тем, что она имела большие отверстия для рта и глаз, что способствовало более выразительной мимике.

Достойное обрамление искусства

Изначально для сценических действий сооружались деревянные подмостки высотой в человеческий рост. Их надежность и качество, тем не менее, заставляли желать лучшего. Подобные сооружения ломались по окончании театральных зрелищ. Стоит отметить, что для зрителей не всегда предусматривались скамьи или лавочки. Практика смотреть спектакль стоя существовала довольно долго. Но вскоре для столь грандиозных и торжественных представлений понадобилось соответствующее оформление в виде красивых театральных зданий. Первый постоянный каменный театр был возведен примерно в 55 году до н.э. Его вместительность поражает – 17 тысяч зрителей. А уже к концу первого столетия нашей эры в Риме было построено еще два театра, которые были способны разместить 45 тысяч человек.

Структура римского театра состояла из полукруглого орхестра и просцениума, то есть, специальной площадки, где выступали актеры. Традиционно трехэтажное здание оформлялось роскошным портиком, к которому прилегал зал заседаний сената (курия). От жары и дождя публику защищал специальный большой парусиновый купол, который назывался веларий.

intermuseum-2013.ru

Театральное и цирковое искусство Древнего Рима Театр в Древнем Риме

страница 1

Театральное и цирковое искусство Древнего Рима

1. Театр в Древнем Риме

Зарождение элементов театра происходит в древнейших обрядах и играх, отражавших трудовые процессы. В основе представлений лежали мифы - сказания о богах и героях. Смена времен года, посев и всход зерна нашли поэтическое отражение в мотивах смерти и воскресения героя, составляющих главное мистериальных представлений.

С конца VI в. до н. э. Рим стал аристократической республикой во главе с сенатом, состоящим из знатных римских граждан. Рост рабства, разорение мелких землевладельцев и ремесленников, обострение классовых противоречий - все это привело в I в. до н. э. к установлению в Риме военной диктатуры, а затем империи. По своему культурному развитию римляне стояли значительно ниже этрусков и греков. Через этрусков они познакомились с греческим алфавитом и греческой мифологией.

Истоки римского театра и драма восходят, как и в Греции, к сельским праздникам сбора урожая. Еще в отдаленные времена, тогда Рим представлял собой небольшую общину Лациума, по деревням справлялись праздники в связи с окончанием жатвы. На этих праздниках распевали веселые грубоватые песни, так называемые фесценнины. Существовала и другая форма примитивных зрелищ - сатура. Сатуры были драматическими сценками бытового и комического характера, включавшими в себя диалог, пение, музыку и танцы, причем музыкальный элемент играл в них существенную роль. К народной драме восходит и мим. Мим воспроизводил сценки из народного быта, а иногда и выводил в шутовском виде богов и героев.

В обстановке общественного подъема, вызванного победоносным окончанием 1-й Пунической войны, на праздничных играх 240 г. до н. э. было решено поставить драматическое представление. С 235 г. до н. э. начинает ставить на сцене свои пьесы драматург Гней Невий (около 280-201 гг. до н. э.), который принадлежал к римскому плебейскому роду. В отличие от греческих драматургов, написавших обычно в одном определенном жанре, он сочинял и трагедии и комедии. Трагедии его были также переделками греческих пьес. Но Невий занимался не только переделками трагедий с мифологическим сюжетом. Он был создателем трагедий из римской истории. Такая трагедия называлась у римлян претекста. Иногда претексты писались и на современные драматургам события.

Римскую литературную комедию, являвшуюся переработкой греческих оригиналов, называли паллиатой, так как ее персонажи носили греческих плащ - паллий. Действующие лица паллиаты имели греческие имена, и действие всегда происходило в Греции.

В римской трагедии не могли ставиться во всей своей сложности политические, религиозно-философские и моральные проблемы, которые затрагивала греческая трагедия. Слишком велико было различие и в социально-политическом строе, и в культурном уровне Греции V в. и Рима

2. Организация театральных представлений

Представления устраивались в Риме во время различных государственных праздников. Пьесы шли на празднике патрициев-Римских играх; на празднике плебеев - Плебейских играх; на Аполлоновых играх.

Постоянного театрального здания в Риме не было вплоть до середины I в. до н. э.; сооружению его противился консервативный сенат. Для представления обычно на форуме воздвигался деревянный помост высотой в половину человеческого роста. На сценическую площадку вела узкая лесенка в 4-5 ступенек, по которой актеры поднимались на сцену. В трагедии действие происходило перед дворцом. В комедиях декорации почти всегда изображали городскую улицу с выходящими на нее фасадами двух-трех домов, и действие развертывалось перед домом. Зрители сидели на скамейках перед сценой. Но иногда сенат запрещал устраивать места в этих временных театрах: сидеть на представлениях, по мнению сената, было признаком изнеженности. Все построенное для театральных игр сооружение ломалось сразу же после их окончания.

Актеры-профессионалы, выступавшие в трагедиях и комедиях в III-II в. до н. э., играли без масок. Маска появилась в этих жанрах довольно поздно - в 130 г. до н. э. Поэтому римляне могли следить за мимикой актеров. Маски использовались и раньше, но лишь в особых случаях - когда надо было, например, обыграть мотив двойника в комедии. В масках также играли актеры-любители, принадлежавшие к высшим слоям общества.

Важным событием в театральной жизни Рима было появление первого постоянного театра, построенного из камня. Этот театр был сооружен в 55 г до н. э. Гнеем Помпеем Великим и вмещал до 40 тысяч человек. В конце I в. до н. э. в Риме было построено еще два каменных театра: театр Бальба и театр Марцелла.

Достигнув больших идейных и художественных высот, античный театр заложил основы всего последующего развития европейского театра. Можно утверждать, что театры Древнего Рима стали основой для последующего развития театрального искусства, которое продолжается и в наши дни.

3. Цирк в Древнем Риме

рим театр цирк гладиатор

В Риме, крупнейшем городе древности, насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти что одинаково, но самым обширным и самым древним из них являлся Большой цирк. Цирк этот находился в долине, образуемой двумя холмами,-- Палатином и Авентином.

С древнейших времен и до падения империи здесь, в долине, ежегодно проводилось большинство игр, заключавшихся в конных бегах на колесницах. По преданию, такие бега были установлены одним из основателей Рима, Ромулом, и устраивались они сперва один раз в год -- после жатвы хлебов и сбора плодов. В те времена зрители располагались прямо на траве, покрывавшей склоны холмов.

В дальнейшем, примерно за 600 лет до нашей эры, в этой долине был построен первый деревянный цирк. С течением веков он все более расширялся, украшался мрамором и бронзой.

У древних римлян цирк был местом конских скачек и состязаний в скорости езды на колесницах, а впоследствии и некоторых других зрелищ (единоборства гладиаторов (включая венаторов -- дресировщиков, формально тоже считавшихся гладиаторами, несмотря на то, что они не сражались).

Главным зрелищем, собиравшим народ в цирке, были скачки на колесницах (кроме них упоминаются и бега, и бои атлетов, и бои зверей, и упражнения на верховых лошадях). Первоначально эти бега были составной частью религиозно-политических торжеств, сопровождавших возвращение войска из похода, что сказывается, в виде пережитка, на той pompa, которою вводились состязания колесниц. Pompa эта носила характер триумфа, с религиозной подкладкой. Она торжественно шла с Капитолия по форуму и скотному рынку и входила в южные ворота цирка. Во главе шёл или ехал магистрат, дававший игры, в триумфальной одежде держа в руке скипетр; сзади него стоял или шёл венчавший его золотым дубовым венцом общественный раб. Впереди гремела музыка, магистрата окружали его дети, друзья и клиенты. За ним везли и несли статуи богов, впоследствии -- и обожествленных императоров, начиная с Юлия Цезаря. После этого вводного акта, очень длинного и очень педантичного, начинались игры.

Доспехи гладиаторов, красивые с виду, оставляли незащищенными большие участки тела: сражавшиеся были обязаны развлекать зрителей своими ранами, кровью, наконец, смертью, что повышало интерес публики к борьбе. Сама же борьба должна была вестись со знанием дела, смело и увлекательно: это давало бойцам некоторую возможность сохранить жизнь даже в случае поражения. Когда раненый гладиатор поднимал вверх руку с вытянутым указательным пальцем, это означало, что он просил у публики помилования. В ответ зрители махали платками или также поднимали пальцы, «отпуская» тем самым отважного, но потерявшего способность сражаться бойца; если же зрители опускали пальцы вниз, это значило, что побежденный в течение «игры» проявлял излишнюю любовь к жизни и что победителю приказывается нанести последний, смертельный удар. Разумеется, что гладиаторы были хорошо обучены искусству фехтования и рукопашного боя.

Одним из излюбленных зрителями гладиаторских боев была так называемая ловля рыбы -- схватка между мирмиллоном и ретиарием. Первый из них, вооруженный мечом и со щитом, носил на шлеме изображение рыбы второй в качестве оружия использовал остро заточенный трезубец и был снабжен металлической сетью. Цель «игры» заключалась в том, что ретиарий должен был опутать сетью противника, свалить его наземь и в случае пожелания зрителей прикончить «рыбу» трезубцем; в задачу же мирмиллона входило уйти невредимым от «рыболова» и при первом же удобном моменте поразить его мечом.

В дополнение к таким «зрелищам» в Колизее устраивались звериные травли. С помощью специальных механизмов из подвалов амфитеатра поднимались на арену декоративные горы и леса вместе со всяким зверьем. Хлопая бичами и пуская в морды зажженные стрелы, служители приводили животных в ярость. Носорога заставляли биться со слоном, пантеру с быком, медведя -- с кабаном. Только за время игр при открытии Колизея было затравлено подобным образом около 5 тысяч животных.

При общем восхищении кровавыми зрелищами лишь двое общественных деятелей Рима выразили свое негодование. Один из них, знаменитый оратор Цицерон, говорил, что не может быть никакого удовольствия, «когда слабый человек растерзывается огромным сильным зверем или когда прекрасное животное пронзается охотничьим копьем». Цицерону вторил философ Сенека, гневно указывавший, что «человек священен для человека, а его убивают на забаву и потеху». Но при всем этом оба они -- и Цицерон и Сенека -- считали, что воинственный дух должен являться неотъемлемой принадлежностью римского народа.

Так, в том же Колизее показывались дрессированные звери: львы ловили зайцев и отпускали их невредимыми, слоны танцевали и, по римскому обычаю, возлежали за столами с едой; в Большом цирке проводились состязания гимнастов, бег взапуски, кулачные бои, бросание диска. Зрелища эти не вызывали восторгов у экспансивной римской публики и постепенно сошли вовсе на нет, как не удовлетворявшие принципам все той же пресловутой политики.страница 1

     

скачать файл

www.zaeto.ru

Театр в Древнем Риме

Римское театральное искусство уникально в своем роде. Оно практически единственное, которое не берет свое начало с обрядово-ритуальных сценических действий. Римский театр изначально был профессиональным. В нем вовсе не просматривался культ божества. Поэтому неудивительно, что римский театр не имел большого влияния на сознание общественности, а был всего лишь развлечением и способом приятного веселого времяпрепровождения. В римском сценическом действии главной была зрелищность, а не суть концепции представления или глубокий внутренний мир героев. Участники представлений в Риме презирались и, в отличие от древнегреческого театра, не пользовались уважением. Актерами становились рабы или вольноотпущенники. За плохо сыгранную роль они могли быть жестоко избиты.

В Древнем Риме спектакли организовывались в честь важных государственных праздников или же по изъявлению желания знатными гражданами.

Древнеримский театр отличался зрелищностью и торжественностью. Такая грандиозность достигалась путем участия огромного количества статистов, облачавшихся в яркие костюмы, украшенные настоящими драгоценными камнями. Использовались также настоящие доспехи и разнообразное оружие. Актерское исполнение не отличалось мастерством, женские роли исполнялись мужчинами и были достаточно примитивными. Стоит подчеркнуть, что практически во всех жанрах, помимо ателланы, актеры играли без масок, но активно использовали парики и яркий грим. Отказ от масок нарушал общий условный стиль спектакля. Но табу на маски было вынужденным, так как профессия актера была позорной, и считалось, что участник сценического действия, получивший жалование за него должен был выходить на публику с открытым лицом. Отказ от масок обеспечивал монополизированное право на игру в масках римской молодежи, которая развлекалась, участвуя в постановках ателланы. Древнеримская театральная маска отличалась от греческой тем, что она имела большие отверстия для рта и глаз, что способствовало более выразительной мимике.

Достойное обрамление искусства

Изначально для сценических действий сооружались деревянные подмостки высотой в человеческий рост. Их надежность и качество, тем не менее, заставляли желать лучшего. Подобные сооружения ломались по окончании театральных зрелищ. Стоит отметить, что для зрителей не всегда предусматривались скамьи или лавочки. Практика смотреть спектакль стоя существовала довольно долго. Но вскоре для столь грандиозных и торжественных представлений понадобилось соответствующее оформление в виде красивых театральных зданий. Первый постоянный каменный театр был возведен примерно в 55 году до н.э. Его вместительность поражает &ndash, 17 тысяч зрителей. А уже к концу первого столетия нашей эры в Риме было построено еще два театра, которые были способны разместить 45 тысяч человек.

Структура римского театра состояла из полукруглого орхестра и просцениума, то есть, специальной площадки, где выступали актеры. Традиционно трехэтажное здание оформлялось роскошным портиком, к которому прилегал зал заседаний сената (курия). От жары и дождя публику защищал специальный большой парусиновый купол, который назывался веларий.

how.qip.ru