Театр в древнем китае. Open Library - открытая библиотека учебной информации
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Элементы театра в Древнем Китае. Театр в древнем китае


Музыка и театр в Древнем Китае — реферат

 

План:

  1. Музыка в Древнем Китае………………………2
  2. Театр в Древнем Китае…………………………7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Музыка в Древнем Китае.

 

 На Дальнем Востоке оригинальную музыкальную культуру создал в древности китайский народ.

Древнейший памятник китайского песенного искусства – «Книга песен» («Шицзин») – составлена была не позже 7-5 вв. до н.э. В ней собрано 305 лирических стихов-песен северных областей страны – бассейна реки Хуанхэ. Многие песни возникли за долго до того, в 12-5 столетиях. Лишь некоторые  напевы «Шицзин» сохранились.

На юге страны, в царстве  Чу, в эпоху Чжаньго возникла песенно-поэтическая  школа во главе со свободолюбивым поэтом-мыслителем Цюй Юанем (340-278 гг. до н.э.). На основе песенного фольклора  она создала классический сборник  лирических стихов и песен («Чуские  строфы»).

В течение своей истории  китайский народ сложил множество  напевов – трудовых, бытовых, обрядовых, лирических, исторических, сказочных  и других жанров. Сформировавшийся в древности, этот фольклор пережил  века и, вероятно, сохранил основные черты  вплоть до наших дней.

При широте диапазона китайские  народные песни отличаются преобладанием  высокого светлого регистра. Песни  по преимуществу одноголосны.

С далеких времен господствует главным образом пятиступенный  бесполутоновый строй. В некоторых  провинциях бытуют также 6-ти и 7-миступенные  лады.

Инструменты: продольные флейты из бамбука – сяо, поперечные –  ди, «китайская волынка» - шэн, двухструнная скрипка – хуцинь, лютня –  пипа, ударные – барабаны, гонги, литофоны (шицин), колокольчики.

В эпоху Чжоу (11-3 вв. до н.э.) и Хань происходил подъем культуры и искусства. Был создан специальный  институт правительственных чиновников – собирателей поэтического и  песенного фольклора. Религиозная  идеология (конфуцианство и иной догматизм) не могла не отразиться в  образно-интонационном строе музыки. Отсюда символическая условность, отвлеченно-таинственная статика освященных многовековой традицией религиозно-гимнических образов и церемониальных жанров.

В Танскую и Сунскую  эпохи (7-13 вв. до н.э.) профессиональное искусство усовершенствовалось: поколения  композиторов создавали гимны и  лирические песни, театральную музыку и камерные произведения инструментальных жанров. С наибольшей пышностью обставлен  был музыкою императорский двор. В эпоху Сунов при дворце «сына  неба» состояло 10 оркестров большого и сложного состава с инструменталистами, певцами, жонглерами, акробатами. Именно в феодальный период, особенно с  утверждением маньчжурского господства, в музыке, как и во всей китайской  культуре, обозначился перелом ко все большему застыванию.

Среди китайских музыкантов-профессионалов Танской эпохи были замечательные  художники, следовавшие традиции Цюй  Юаня. Они воспевали народ, человеколюбивые  идеалы, красоту родной природы. Классики китайской лирической поэзии того времени  Ли Бо, Ду Фу, Бо Цзюй и другие были поэтами-песенниками  своей страны. Песня-четверостишие (цзюэ-цзюй) народного склада была одним  из любимых жанров. Стихи этих поэтов не только читали, но и пели. Многие из них написаны на народно-песенные мотивы: «Ветка ивы», «Чансянсы», «Ветка бамбука», «Пусамань», «Цинпинлэ».

Лютня, флейта, цитра (цисяньцинь) – постоянные спутники поэтов, выразители их сокровенных дум и лирических излияний.

Поэзия Танской эпохи  привлекала иногда европейских композиторов. На стихи старокитайских лириков Густав Малер написал свою «Песнь о земле».

Камерная музыка была более  жизненной и эмоционально-выразительной. Довольно многое от нее сохранилось. В 12 в. опубликован был сборник  «Песни монаха Бай Ши» на собственные  четверостишия (цы) поэта композитора  Цзян Куая.

Развитию музыки в древнем  Китае способствовала разработка теории. Бесполутоновая пентатоника была теоретически определена как ладовая основа музыки для струнных инструментов около 750 г. до н.э., 12 же полутонов с соответствующими наименованиями (так называемая система  Люй) – около 550 г. Упоминание о 12-тиступенном звукоряде встречается и раньше (трактат «Гуаньцзы» - 7 в. до н.э.). Звуки обозначались иероглифами и носили названия, имевшие символическое значение.

Примечательным явлением китайской культуры феодального  периода стал музыкальный театр. Истоки его – массовые действа  с песнями и танцами, которыми народ отмечал когда-то сбор урожая, обращаясь с молениями к духам  предков и принося им жертвы. Постепенно это искусство профессионализировалось. В 8-5 вв. до н.э. было приближено к царскому двору.

Спектакль классического  театра представлял собою сложное  и стройное художественное целое. Все  было подчинено единому ритму  движения: музыка, разговор, танец, мимика, симфония красок. Музыка оставалась ближе  к народным истокам, чем какой-либо другой элемент представления. Все  роли – в том числе женские  – в классическом театре исполнялись  мужчинами. Традицией музыкального театра стало фальцетное пение. Ансамбли пелись в унисон. Оркестр сопровождал  пение; струнные (хуцинь, сансянь, юйцинь) или флейты и другие духовые дублировали  вокальную мелодию.

Музыка Китая насчитывает несколько тысячелетий своего развития. Она испытала воздействие музыкальных традиций Среднего Востока, Центральной и Южной Азии, Юго-восточной Азии. Она также впитала элементы музыки народов, входивших в состав китайского государства (уйгуров, тибетцев, монголов, чжурчженей, маньчжуров и т. д.), и в свою очередь оказала значительное влияние на музыку Кореи, Японии, некоторых народов Юго-восточной Азии и бассейна Тихого океана. Китайская музыка с древности развивалась под воздействием религиозных и философско-идеологических доктрин.

В конфуцианских трактатах разрабатывалась космологическая концепция природы музыки, подчёркивалась её общественная и политическая роль. Музыка в конфуцианстве рассматривалась как одно из средств управления государством, а также как существенный фактор воспитания людей и достижения общественной гармонии.

Согласно представлениям даосизма, музыка должна была содействовать проявлению естественных психоэмоциональных реакций человека, слиянию его с природой.

Буддийское мировоззрение подчеркивало мистическое начало в музыке, помогающее постижению сути бытия, процессу духовного совершенствования человека.

Понятие юэ в китайской культуре означало не только музыку, но и другие виды искусства, а также нечто прекрасное вообще, характеризующееся высокой степенью организации. Многоуровневое символическое мышление в музыке отражало попытки установления соответствий отдельных музыкальных тонов, музыкальных инструментов, видов и жанров музыки с элементами мироздания и социально-политическими системами. Так в системе люй-люй звуки 12-ступенного звукоряда связывались с периодами суток, с положением Солнца и Луны, с месяцами года и т. п. На основе этой системы был создан пентатонический звукоряд, ступени которого связывались с пятью типами семантического интонирования в китайском языке, и отождествлялись с пятью стихиями природы, сторонами света, с рангами социальной иерархии и т. д. Звучание инструментов (особенно церемониальных оркестров) поддерживалось в точном соответствии с выработанной шкалой звуковых высот. Китайцы были убеждены, что её нарушение могло иметь катастрофические космологические и социально-политические последствия.

В V—III веках до н. э. к пентатоническому звукоряду были добавлены два дополнительных звука. Таким образом была создана 7-ступенная гамма, соответствующая лидийскому ладу. Ладовая концепция китайской музыки наиболее активно разрабатывалась в период Сун (X—XIII вв.) учёными-музыкантами Шэнь Куа, Цай Юаньдином, Шан Янем, Шэнь Юаньцином. Структура лада (тяо) определялась тем, какой из 12 тонов был выбран в композиции в качестве опорного. Теоретически количество ладов составило 84, на практике применялось значительно меньше. Сформированная в древности китайская музыкальная нотная система, созданная на основе иероглифов, существует и поныне в нескольких разновидностях (люй-люй, 5- и 7-тоновая, гунчэпу (工尺譜), и другие). Этническая музыка ханьцев основана на гетерофонии, где музыканты исполняют версии одной и той же мелодической линии. Исполнение музыки, танцев и оперы обычно сопровождается ударными инструментами.

Китайская музыка с древности развивалась  под воздействием религии и философии. В конфуцианских трактатах («Юэцзи») разрабатывалась космологическая  концепция природы музыки, подчёркивалась её социально-политическая роль (музыка как одно из средств управления rocударством, существенный фактор воспитания людей  и достижения социальной гармонии). Древние китайцы использовали музыку в качестве средства воспитания, улучшения  человеческих нравов. Они устанавливают  связь эстетического принципа с  этическим: «Музыка – это благоуханный цветок добродетели».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Театр в Древнем Китае.

 

В Древнем Китае театр  как самостоятельный жанр искусства  зародился значительно позже, чем  в Греции и Индии. Древнекитайский театр насчитывает всего около 8 столетий. Истоки театра лежат в древних музыкально-танцевальных представлениях. По мнению некоторых, театр — это по существу повествование с помощью вокала и танца. Другим истоком театра были комедийные номера придворных шутов.Шуты содержались при дворах князей и знати и предназначались для развлечения хозяев и гостей. Третьим истоком древнего театра можно считать выступления уличных певцов и сказителей. В эпоху Тан буддистские монахи в целях привлечения людей на свои проповеди устраивали публичные выступления в устно-песенной форме, содержанием которых были популярные притчи и истории. Персонаж пекинской оперы “дань” (“женские роли”). В эпоху Северная Сун по мере развития городских ремесел и торговли стали появляться “веселые дома” (“васы”), в которых регулярно давались платные выступления певцов, сказителей, исполнителей на музыкальных инструментах, танцоров, акробатов, шутов и пр. “Васы” можно считать прообразом театра. В процессе обмена и синтеза различных прото-сценических жанров постепенно сложился комплексный сценический жанр, включавший такие изобразительные приемы, как вокал, диалог, танцы, приемы борьбы ушу и пр., причем уже имелись либретто, определявшие содержание представления. Персонаж “шэнь” (“мужские роли”) — один из четырех основных амплуа пекинской оперы. Эпоха Юань-Мин — “золотой век” в развитии древнего театра. Повсюду в городах и селах давали платные представления небольшие труппы. Имелись частные труппы и на содержании богатых представителей чиновничества и знати. Появилась плеяда талантливых драматургов. Гу-ань Ханьцин — автор драмы “Обида Доуэ”, Ван Шипу — автор “Западного флигеля”, Тан Сяньцзу — автор “Пеоновой беседки” и другие.  Если в это время в фокусе внимания театральных деятелей было создание хороших либретто, то в период, последовавший за династией Мин, внимание театральных кругов сосредоточилось на совершенствовании сценических приемов. В конце XVII в. в стране повсеместно появляются местные сценические жанры: в Хэбэе — “банцзы”, в Аньхое и Хубэе — “хуанмэйси”, в Шэньси — “циньцян”, в Чжэц-зяне — “юэцзюй”. Эти жанры отличались друг от друга диалектом, манерой пения, оркестровой аранжировкой и пр.  В наше время существует более 300 местных театральных жанров. В 1790 г. одна аньхойская труппа, выступавшая в жанре “хуэйцзюй”, прибыла в Пекин. В столице представления труппы были хорошо приняты, эти гастроли положили начало становлению нового жанра — “пекинской оперы” (“цзинцзюй”). Жанр “цзинцзюй” вобрал в себя элементы многих местных жанров и постепенно занял одно из главных мест в китайском театре. О нем говорят как о “национальном китайском театральном жанре”. Персонажи пекинской оперы “чоу” (“комические роли”). Для китайского театра характерно, помимо уже упомянутого комплексного характера, также условная символика и канонизация движений. Представления давались на открытой с трех сторон сцене, где не было занавеса, и почти отсутствовали декорации. Зрителям перед началом представления было совсем необязательно знать, о чем пойдет речь в спектакле. Всю необходимую информацию они получали из реплик персонажей, как только актеры, появившись на подмостках, начинали петь, говорить или бороться. Поскольку детали декораций существовали по большей части лишь в воображении актеров, то им приходилось прибегать к символике, например, когда по ходу действия надо было открыть дверь, то актер производил движение руками как если бы перед ним была настоящая дверь, и зрителю становилось вполне понятно, что персонаж открыл дверь. Так символически изображались, скажем, езда верхом на лошади (для этого в руках актера появлялся кнут, которым он взмахивая время от времени), плавание в лодке (в руках актера весло) и пр. Понимание такого рода символики не требовало от зрителя особого умственного напряжения, так как все движения, подобно описанным, были взяты из повседневной жизни. Символика позволяет постановщику вольно, с большой фантазией распоряжаться сценическим пространством и имеющимися в его распоряжении исполнителями. Скажем, персонаж на сцене делает пробежку по кругу — это означает, что он преодолел длительный путь, группа из нескольких воинов может означать могучую рать, ожидание на протяжении ночи укладывается в реальные несколько минут.Персонаж пекинской оперы “цзин” (“роли мужественных или коварных персонажей”).Канонизация движений подразумевает строгое соблюдение традиционных движений, символизирующих, например, что герой открывает окно, садится на коня, садится в лодку и т.п. В сферу канонизации подпадают не только простые движения актеров, но и приемы различных сценических жанров, типология героев, музыкальное оформление и манера вокала, костюмы и пр. Для жанра “цзинцзюй” характерна красочная палитра масок, каждая из которых символизирует определенный тип характера персонажа. Красный цвет маски означает преданность и отвагу, черный цвет означает прямоту и искренность, белый цвет — коварство и интриганство. Таким образом, одного взгляда на маску персонажа достаточно, чтобы зритель составил представление о его характере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

  1. Каранькова Ю.Н.
  2. Китайская музыка // Музыкальная энциклопедия. М., 1976
  3. Розеншильд К. История зарубежной музыки. Музыка, 1969.
  4. Серова С. А. Китайский театр и традиционное китайское общество (XVI—XVII вв.) м. Наука. 1990 г.
  5. Шнеерсон Г. М. Музыкальная культура Китая. М. 1952.
  6. http://academicon.ru/

 

yaneuch.ru

Элементы театра в Древнем Китае

Театры имели двусмысленную славу. Они организовывались только в больших городах. Они располагались в торговых кварталах, располагаясь сразу по несколько, имели звучные названия типа «Павильон наслаждения», «Сад радости». Либо располагались в пригородах.

Здания театров были чаще неприметными, афиши – примитивными, рукописными.

Зал имел форму четырехугольника. Вдоль задней стены располагались столики на 3-4 человек, вдоль боковых стен – ложи (самые дорогие места, но с них видно хуже, чем из партера). В партере сидели на корточках. Принято вести себя свободно – разговаривать, есть семечки, курить, пить чай. Спектакль идет под постоянный гул, это никого не смущает, актеры часто общаются с публикой, особенно в комедиях.

Богатые люди практически не посещали театры, а приглашали актеров к себе в честь какого-либо семейного события. Женщины смотрели спектакль из-за занавесок, реагировали их колыханием. Женщинам играть в театре не разрешалось, но женские труппы все же существовали, хотя считались аморальными. Женские роли играют молодые мужчины, их труд оплачивается дороже.

Актеры также считались низшим слоем, их считали, как животных. Актер не мог менять амплуа. Чем больше грима, тем злее роль героя. Европейцу китайский театр показался бы недоразвитым, примитивным.

Театр издавна был одним из любимых развлечений, является предметом постоянной потребности. Люди часто используют театральные жесты и интонации в обычной жизни (театр учит церемонии, этикету).

Знаменитый театр теней постепенно вырождается. Фигуры вырезались в профиль из специальной рисовой бумаги, суставы сгибались, управлялись палочками.

Основные темы пьес – верность, смирение, покорность.

Темы сообщений на следующее занятие:

1. Устройство театрального пространства в Древней Греции.

2. Отцы греческой трагедии: Эсхил.

3. Отцы греческой трагедии: Софокл.

4. Отцы греческой трагедии: Эврипид.

5. Отцы комедии – Менандр и Аристофан.

Блиц-опрос «Театры древних цивилизаций»

1. Главная функция всех театров древних цивилизаций? (Сакральная).

2. Как была устроена сцена в древнеиндийском театре? (Ритуальное вкапывание столбов, площадка, навес, занавес – сзади).

3. Что такое «пурва ранга»? (Ритуал перед спектаклем в индийском театре).

4. От чего зависел цвет занавеса в древнеиндийском театре? (От чувств пьесы).

5. Приведите пример древнеиндийской драматургии («Шакунтала»).

6. Как называется театр японской лирической драмы? (Но).

7. Кто играл в древнеяпонских театрах – мужчины или женщины? (Театры были раздельнополые).

8. Японский народный театр назывался… (Кабуки).

9. Что в древнеяпонском театре делал Куромбо? (Подсвечивал лица актеров).

10. Пример древнеяпонской драмы. («Месть 47 ронинов»).

11. Как устроен зал в древнекитайском театре? (Столики, ложи, партер, где сидят на корточках).

12. Почему европейцу китайский театр показался бы примитивным?

studlib.info

Элементы театра в Древнем Китае

Искусство Элементы театра в Древнем Китае

просмотров - 37

Театры имели двусмысленную славу. Οʜᴎ организовывались только в больших городах. Οʜᴎ располагались в торговых кварталах, располагаясь сразу по несколько, имели звучные названия типа «Павильон наслаждения», «Сад радости». Либо располагались в пригородах.

Здания театров были чаще неприметными, афиши – примитивными, рукописными.

Зал имел форму четырехугольника. Вдоль задней стены располагались столики на 3-4 человек, вдоль боковых стен – ложи (самые дорогие места͵ но с них видно хуже, чем из партера). В партере сидели на корточках. Принято вести себя свободно – разговаривать, есть семечки, курить, пить чай. Спектакль идет под постоянный гул, это никого не смущает, актеры часто общаются с публикой, особенно в комедиях.

Богатые люди практически не посœещали театры, а приглашали актеров к себе в честь какого-либо семейного события. Женщины смотрели спектакль из-за занавесок, реагировали их колыханием. Женщинам играть в театре не разрешалось, но женские труппы всœе же существовали, хотя считались аморальными. Женские роли играют молодые мужчины, их труд оплачивается дороже.

Актеры также считались низшим слоем, их считали, как животных. Актер не мог менять амплуа. Чем больше грима, тем злее роль героя. Европейцу китайский театр показался бы недоразвитым, примитивным.

Театр издавна был одним из любимых развлечений, является предметом постоянной потребности. Люди часто используют театральные жесты и интонации в обычной жизни (театр учит церемонии, этикету).

Знаменитый театр теней постепенно вырождается. Фигуры вырезались в профиль из специальной рисовой бумаги, суставы сгибались, управлялись палочками.

Основные темы пьес – верность, смирение, покорность.

Темы сообщений на следующее занятие:

1. Устройство театрального пространства в Древней Греции.

2. Отцы греческой трагедии: Эсхил.

3. Отцы греческой трагедии: Софокл.

4. Отцы греческой трагедии: Эврипид.

5. Отцы комедии – Менандр и Аристофан.

Блиц-опрос «Театры древних цивилизаций»

1. Главная функция всœех театров древних цивилизаций? (Сакральная).

2. Как была устроена сцена в древнеиндийском театре? (Ритуальное вкапывание столбов, площадка, навес, занавес – сзади).

3. Что такое «пурва ранга»? (Ритуал перед спектаклем в индийском театре).

4. От чего зависел цвет занавеса в древнеиндийском театре? (От чувств пьесы).

5. Приведите пример древнеиндийской драматургии («Шакунтала»).

6. Как принято называть театр японской лирической драмы? (Но).

7. Кто играл в древнеяпонских театрах – мужчины или женщины? (Театры были раздельнополые).

8. Японский народный театр назывался… (Кабуки).

9. Что в древнеяпонском театре делал Куромбо? (Подсвечивал лица актеров).

10. Пример древнеяпонской драмы. («Месть 47 ронинов»).

11. Как устроен зал в древнекитайском театре? (Столики, ложи, партер, где сидят на корточках).

12. Почему европейцу китайский театр показался бы примитивным?

Читайте также

  • - Элементы театра в Древнем Китае

    Театры имели двусмысленную славу. Они организовывались только в больших городах. Они располагались в торговых кварталах, располагаясь сразу по несколько, имели звучные названия типа «Павильон наслаждения», «Сад радости». Либо располагались в пригородах. Здания театров... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Элементы театра в Древнем Китае

    Театры имели двусмысленную славу. Они организовывались только в больших городах. Они располагались в торговых кварталах, располагаясь сразу по несколько, имели звучные названия типа «Павильон наслаждения», «Сад радости». Либо располагались в пригородах.

    Здания театров были чаще неприметными, афиши – примитивными, рукописными.

    Зал имел форму четырехугольника. Вдоль задней стены располагались столики на 3-4 человек, вдоль боковых стен – ложи (самые дорогие места, но с них видно хуже, чем из партера). В партере сидели на корточках. Принято вести себя свободно – разговаривать, есть семечки, курить, пить чай. Спектакль идет под постоянный гул, это никого не смущает, актеры часто общаются с публикой, особенно в комедиях.

    Богатые люди практически не посещали театры, а приглашали актеров к себе в честь какого-либо семейного события. Женщины смотрели спектакль из-за занавесок, реагировали их колыханием. Женщинам играть в театре не разрешалось, но женские труппы все же существовали, хотя считались аморальными. Женские роли играют молодые мужчины, их труд оплачивается дороже.

    Актеры также считались низшим слоем, их считали, как животных. Актер не мог менять амплуа. Чем больше грима, тем злее роль героя. Европейцу китайский театр показался бы недоразвитым, примитивным.

    Театр издавна был одним из любимых развлечений, является предметом постоянной потребности. Люди часто используют театральные жесты и интонации в обычной жизни (театр учит церемонии, этикету).

    Знаменитый театр теней постепенно вырождается. Фигуры вырезались в профиль из специальной рисовой бумаги, суставы сгибались, управлялись палочками.

    Основные темы пьес – верность, смирение, покорность.

     

    Темы сообщений на следующее занятие:

    1. Устройство театрального пространства в Древней Греции.

    2. Отцы греческой трагедии: Эсхил.

    3. Отцы греческой трагедии: Софокл.

    4. Отцы греческой трагедии: Эврипид.

    5. Отцы комедии – Менандр и Аристофан.

     

     

    Блиц-опрос «Театры древних цивилизаций»

    1. Главная функция всех театров древних цивилизаций? (Сакральная).

    2. Как была устроена сцена в древнеиндийском театре? (Ритуальное вкапывание столбов, площадка, навес, занавес – сзади).

    3. Что такое «пурва ранга»? (Ритуал перед спектаклем в индийском театре).

    4. От чего зависел цвет занавеса в древнеиндийском театре? (От чувств пьесы).

    5. Приведите пример древнеиндийской драматургии («Шакунтала»).

    6. Как называется театр японской лирической драмы? (Но).

    7. Кто играл в древнеяпонских театрах – мужчины или женщины? (Театры были раздельнополые).

    8. Японский народный театр назывался… (Кабуки).

    9. Что в древнеяпонском театре делал Куромбо? (Подсвечивал лица актеров).

    10. Пример древнеяпонской драмы. («Месть 47 ронинов»).

    11. Как устроен зал в древнекитайском театре? (Столики, ложи, партер, где сидят на корточках).

    12. Почему европейцу китайский театр показался бы примитивным?

    5rik.ru