Театр древней руси. Театр в 17 веке в России. Придворный театр в 17 веке
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Театр и театральное искусство Киевской Руси. Театр древней руси


Музыка и театр в древней Руси

Музыка

Изучение древнерусского фольклора так же важно для понимания исторической основы русской музыки, как и для адекватного подхода к русской поэзии.[340]

Русская песня имеет свои мелодические, гармонические и ритмические особенности. Некоторые древнерусские песни сложены в так называемом пентатонном звукоряде, за самый короткий интервал в котором принят «тон» или «полный интервал». Как заметил князь Н. С. Трубецкой, подобный звукоряд встречается в народной музыке тюркских племен бассейнов Волги и Камы – башкир, сибирских татар, тюрков Центральной Азии, а также у аборигенов Сиама, Бирмы и Индокитая.[341]

В этом смысле музыку, по крайней мере, одной группы древнерусских народных песен, можно назвать скорее евразийской, чем европейской. На Украине пентатонный звукоряд обнаруживается только в небольшом количестве очень древних песен, среди других славян его использование еще более редко. С другой стороны, интересно отметить, что пентатонный звукоряд сохранился также в кельтской народной песне, у шотландцев, ирландцев и в Британии. Другие русские песни, кажется, следуют традициям древнегреческой музыки.

Можно добавить, что русская народная песня преимущественно диатоническая, элементы хроматизма очень редки. Большинство русских песен многоголосные. Каждая партия самостоятельна и по‑своему красива, но все служат целому. Песня начинается запевалой, который исполняет тему. Другие певцы модулируют и украшают ее, создавая самобытный контрапункт. В этом отношении русская народная песня заметно отличается от народных песен восточных народов, большинство которых поют в унисон.

Ритм русской песни частично определяется природой живого языка, но также в значительной степени зависит от художественной интуиции создателя и исполнителя. Типичные размеры 5/4 и 7/4.[342]

Кроме хорового пения в Киевской Руси любили и сольное, особенно на княжеских пирах, где исполняли героические баллады, такие как «Слово о полку Игореве». В большинстве случаев певец сам аккомпанировал себе на гуслях. В «Слове» есть поэтическое описание такого представления: "То не десять соколов пускал Боян на стаю лебедей, то он пальцы свои искусные на живые струны накладывал. А те струны, будто сами, славу князьям пели ".

Профессиональных певцов, по‑видимому, было много. Они переходили с одного народного праздника на другой, выступая не только в княжеских хоромах, но и на городских торговых площадях и сельских ярмарках. Они, в основном, были известны как скоморохи .Скоморохи работали группами, и, как классу, им нужно отдать должное за сохранение в веках традиций древнего народного искусства в России.

Кроме гуслей, в древней Руси использовали другие разные музыкальные инструменты: сопели, бубны. Последние были также обязательной частью военных оркестров, вместе с суренками и трубами. Несомненно, хорошо известны были некоторые восточные инструменты, например сурка (зурна) и домра. Помимо военных оркестров, князья содержали специальные ансамбли для дворцовых пиров и празднеств.

Что касается религиозной музыки, то о языческих обрядах нам известно немного. Масуди упоминает музыкальные мелодии, которые мог слышать путешественник, приближаясь к определенным языческим капищам в земле славян. Известно, что языческие священнослужители балтийских славян использовали трубы.[343] Возможно, в языческий ритуал также входило какое‑то пение и музыка.

После крещения Руси церковное пение стало существенным элементом русской музыкальной культуры. В соответствии с византийской традицией Русская Церковь избегала инструментальную музыку, если не считать таковой церковные колокола.[344] С другой стороны, вокальная музыка – а конкретно, хоровое пение – рано достигла высокого уровня. Основой православного церковного Пения послужила византийская система напевов. Эта система содержит восемь гласов ,четыре основных («автентических») и четыре дополнительных («плагальных»). Система построена для церковной музыки Св. Иоанном Дамаскином (ум. в 760 г.) на основе древнегреческой гармонии.

Сначала русское церковное пение было унисонным. Его нотации сохранились в небольшом количестве рукописей, самая древняя из которых – новгородская церковная книга одиннадцатого века. В ней содержится знаменная  нотация. Кроме нее на Руси в период с одиннадцатого по четырнадцатый века существовала и другая система нотации, известная как кондакарная.  К сожалению, она до сих пор не расшифрована полностью, но из того, что уже прочитано, ясно, что это запись многоголосного пения.[345]

Театр

Театр – один из важнейших видов современного русского искусства, и говорят даже, что русские имеют врожденные способности к сцене. Однако театр, в современном смысле, появился в России только в конце семнадцатого века. В московский период – эпоху Шекспира – театра в России не было.

Ситуация киевского периода не совсем ясна. Прежде всего, мы должны рассмотреть фольклорные основы. Ритуал народных праздников, с его танцами, ритмизированным диалогом и т. п., содержал значительный элемент театрального искусства. То же самое можно сказать о свадебной церемонии и обряда похорон.[346]

Сложный цикл древнерусской свадебной церемонии представлял собой действо, в котором не только жених и невеста, но и их родственники и друзья – все имели собственную роль. Спектакль состоял из нескольких действий и начинался с прихода родственников жениха в дом отца невесты, обычно ночью, как того требовал древний ритуал. Представление происходило несколько дней в домах родственников каждой стороны по очереди. Как уже отмечалось, разнообразные песни были существенной частью церемоний, каждому дню и каждой сцене соответствовала своя песня.

Примечательно, что русские крестьяне и сейчас, говоря о свадьбе, употребляют глагол «играть» (играть свадьбу ).  Похороны тоже совершались по установленному ритуалу, важная роль в котором принадлежала профессиональным плакальщицам .В «Слове о полку Игореве» плакальщица Карна  оплакивает судьбу всей Руси, истерзанной степными кочевниками.

Именно на этом фольклорном фоне нужно рассматривать деятельность бродячих артистов – скоморохов .[347] Предполагается, что большинство скоморохов были площадными актерами и музыкантами, типа жонглеров и шутов. Однако следует иметь в виду, что информация о них исходит преимущественно из церковных источников.

Русское духовенство считало представления скоморохов проявлением язычества и безуспешно пыталось препятствовать им. В этом духовенство руководствовалось решением Константинопольского Церковного Собора 692 г., в котором осуждались все виды театральных представлений. Но сама Византийская Церковь отказалась от своего ригоризма во время иконоборчества (восьмой век) и пошла в этом еще дальше в период Македонской династии (с девятого по одиннадцатый века). Византийский театр, который вырос из римской пантомимы, просуществовал до последнего дня Империи.[348] Кстати сказать, византийская пантомима дала рождение турецкому народному театру орта оюну , Карагёз  и Меддахов .[349]

Принимая во внимание тесные культурные связи Киевской Руси с Византией, можно предположить, что византийские артисты бывали на Руси и познакомили местных скоморохов с началами театрального искусства. Как мы увидим, на фресках Софийского собора в Киеве византийские актеры изображены на фоне ипподрома, но пантомимы были различны по содержанию и, кроме площадных представлений, в Константинополе разыгрывались более серьезные спектакли.

Византийские артисты, в некоторых случаях носили маски[350], маски были и у скоморохов. Именно с представлениями скоморохов нужно связывать появление в средневековой Руси кукольного театра. Первое известное упоминание о нем находится в рукописи пятнадцатого века.[351]

В дополнение к светскому театру в Византии, как и в западной Европе средних веков, развивалась религиозная драма (мистерия). В определенном смысле византийская служба сама по себе является духовной драмой, и сложная церемония в Софийском соборе осуществлялась с театральными эффектами. Именно театральный момент византийского обряда привлек послов Владимира в христианстве больше, чем что‑нибудь иное. Согласно летописи, во время службы в Софийском соборе Константинополя они не знали, где находятся, на земле или на небесах. Позже подобное чувство, должно быть, испытывали сельские жители Руси, посещая службы в Софийском соборе Киева и других больших церквях русских городов. Стенные росписи, мозаики и иконы, размещенные по всей церкви создавали необходимую обстановку для духовной драмы церковной службы, глубокий символизм которой в обратном случае не воспринимался бы прихожанами.

В Византии с самого раннего периода ее истории были разработаны специальные торжественные службы со сложными ритуалами для празднования главных церковных событий: Вербного воскресенья, Пасхи, Рождества Богородицы. Постепенно вокруг каждой из этих служб были построены церковные процессии и мистерии и, в конце концов, из них выросла византийская религиозная драма. Знаменательно, что на приеме в честь русской княгини Ольги (957 г.) в императорском дворце разыгрывалась религиозная пьеса.[352]

Таким образом, мы можем быть уверены, что даже до официального введения христианства на Руси, русские были знакомы с театрализованными частями византийской церковной службы. Свидетельств нет, что религиозная драма, как таковая, существовала в России раньше шестнаднадцатого или семнадцатого веков, но специальные службы по торжественным дням и на Страстной неделе проводились уже в киевский период, хотя, возможно, и не так великолепно, как в последствии.[353]

Киевская Русь. Оглавление.

www.protown.ru

1. Истоки русского театра.

Элементы театра проявляются во всем и в обрядах и охоте и играх… В обряде соединяются вместе и игра, и драма, и сам обряд (повторяемость-обрядность, текст-драма и все это игра - игрища)

Театр начинается с игрища( по русской традиции) : свадьба, похороны, встреча весны, хоровод (позже Рождество - ряженые - отголоски язычества, весной в марте - день поминовения умерших, тоже рядились и пугали прохожих, летом день Ивана Купалы. Прыгали через костры, осенью сбор урожая – время свадеб)

3 типа хороводов: круговой, линейный(разновидность кругового) идвухлинейный (участвуют 2 рода)

Хоровод двухлинейный- не развлечения, а жизненная необходимость. Задача - умыкнуть из соседней шеренги девицу. Нельзя совершать браки внутри одного рода.

Круговой хоровод- трудовые магические действа.

Во время хороводов выделяются лидеры-руководители хоровода и те кто произносят и импровизируют текст.

Приход весны. В разных местах отмечали по разному. Один из сценариев:

Играли трехактное действо.

Утром красивую девушку в костюме Весны выводили из деревни. Она пряталась за пригорком. Когда солнце начинало вставать, люди шли на пригорок, встречали девушку-весну и вели ее в деревню. Это был первый акт- встреча весны.

Потом начинались пляски хороводы. Задача- оберечь весну от смерти. Смерть- это тоже роль (везде разные образы - женщина в белом, парень в рваной рубахе, старец). В итоге смерть касалась своей палкой Весны и та умирала. Это был 2 акт. И третий акт- похороны весны. Ее клали на доску, в корыто или гроб и ее оплакивали.

Выделялись талантливые люди, которые сначала играли на общественных началах, потом они сделали это своей профессией. Так появились скоморохи.

История русского театра делится на несколько основных этапов.

Начальный, игрищный этапзарождается в родовом обществе и заканчивается к 17 веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в1756 году.

Термины "театр", "драма" вошли в русский словарь лишь в 18 веке.В конце 17 века бытовал термин"комедия",а на всем протяжении века-"потеха"(Потешный чулан, Потешная палата). В народных же массах термину "театр" предшествовал термин"позорище", термину "драма" -"игрище", "игра".

В русском средневековье были распространены синомичные им определения - "бесовские", или "сатанические", скоморошные игры. Потехами называли и всевозможные диковинки, привозившиеся иностранцами в 16 - 17 веках, и фейерверки. Потехами называли и воинские занятия молодого царя Петра I. Термину "игрище" близок термин "игра" ("игры скоморошеские", "пировальные игры"). В этом смысле "игрой", "игрищем" называли и свадьбу, и ряженье. Совершенно иное значение имеет "игра" в отношении музыкальных инструментов: игра в бубны, в сопели и т. д.Термины "игрище" и "игра" в применении к устной драме сохранились в народе вплоть до 19 - 20 веков.

Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество - обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились вигры-представления.В них зарождались элементы театра - драматическое действие, ряженье, диалог.В дальнейшем простейшие игрища превратились внародные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.

За много столетий до того как сложился русский профессиональный театр, театральные элементы уже существовали на Руси в языческих религиозных обрядах древних славян и в народной поэзии — пантомимах, хороводах, инсценированных "игрищах", театрализованных бытовых обрядах, ряжении, народной драме и народном фарсе.

Все эти виды народной поэзии отражали языческие верования, так что пришедшее из Византии христианство сразу же отнеслось к ним враждебно. Уже Несторв своей летописи (11 в.) называет трубы и гусли не иначе как "дьявольскими лестьми". Одному из персонажей летописи, Исаакию, бесы являлись, по словам летописца, с музыкальными инструментами. Описывая нравы некоторых славянских племен, Нестор отмечает, что они"схожахуся на игрище, на плясанье и бесовская игрища". Проповедник и писатель 12 в.Кирилл Туровскийназывает музыкальные инструменты "сопелями сотонинскими". Аналогичными эпитетами клеймят "игрища" и другие литературные памятники 1.

В процессе своего развития игрища дифференцировались, распадались на родственные и в то же время все более отдалявшиеся друг от друга разновидности - на драмы, обряды, игры.Их сближало только то, что все они отражали действительность и пользовались сходными приемами выразительности - диалогом, песней, пляской, музыкой, маскированием, ряженьем, лицедейством.

Игрища прививали вкус к драматическому творчеству. Игрища первоначально были прямым отражением родовой общинной организации: имели хороводный, хорический характер. В хороводных игрищах было органически слито хоровое и драматическое творчество.Обильно включаемые в игрища песни и диалоги помогали характеристике игрищных образов.Игрищный характер имели также массовые поминки, они были приурочены к весне и назывались "русалиями". В 15 веке содержание понятия "русалии" определялось так: бесы в образе человеческом. А московский "Азбуковник" 1694 года уже определяетрусалии как "игры скоморошеские".

Театральное искусство народов нашей Родины берет свое начало в обрядах и играх, ритуальных действиях. При феодализме театральное искусство культивировалось, с одной стороны "народными массами", а с другой - феодальной знатью, соответственно дифференцировались и скоморохи. В 957 году великая княгиня Ольга знакомится с театром в Константинополе. На фресках Киево-Софийского собора последней трети 11 века изображены ипподромные представления.В 1068 году впервые упоминаются в летописях скоморохи.

Киевской Руси были известны театры трех родов:

придворный, церковный, народный.

Старейшим "театром" были игрища народных лицедеев - скоморохов.Скоморошество - явление сложное. Скоморохов считали своего рода волхвами, но это ошибочно, ибо скоморохи, участвуя в обрядах, не только не усиливали их религиозно-магический характер, а наоборот вносили мирское, светское содержание.

Враждебно отнеслась православная церковь к скоморохам — лицам, выделившимся из среды участников религиозных и бытовых обрядов и ставшим профессионалами-потешниками. Выступления скоморохов сопровождались пением, пляской, показом акробатических трюков, демонстрацией дрессированных собак и медведей. Уже в одних этих чисто развлекательных выступлениях церковь усмотрела начала, прямо противоположные ее идеалам и выступила против них со всей решительностью и энергией. "Выдвигая аскетические идеалы,— говорит историк русского театра Т. С. Данилов,— церковь боролась со скоморохами, как представителями языческих развлечений, утверждавших культ плоти"

Но наряду с этим была и другая, не менее важная с точки зрения церковников, причина для непримиримой борьбы их со скоморохами. Она заключалась в том, что в репертуаре скоморохов стали появляться еще народные драмы, в которых было выражено недовольство народа существующими порядками. Даже в драмах, сюжетом которых являлись библейские сказания, например о царе Ироде, отражались оппозиционные настроения народа, а в сатирической драме скоморохи в самом непривлекательном виде изображали бояр и духовенство. Антиклерикальные выступления скоморохов только усиливали ненависть к ним церковников, отвечавших им постоянными нападками и преследованиями. Образцы резких нападок на скоморохов мы находим, в частности, в"Домострое"— сборнике 16в., состоявшем из правил преимущественно семейно-бытового поведения. Перечисляя "всякие богомерзкие дела", "Домострой" относил к ним "песни бесовские, плясание, скакание, гудение, трубы, бубны, сопели..."В главе "О неправедном житии" содержались нападки на тех, кто "всякое дьяволе дьявольское угодие творит", и предсказывалось, что они "все вкупе будут во аде, а зде прокляты"

Скоморошить, т. е. петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать, т. е. изображать какие-то лица или существа, мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось над уровнем искусства масс своей художественностью.

Параллельно с народным театром развивалось профессиональное театральное искусство, носителями которого в Древней Руси были скоморохи.

Со скоморошескими игрищами связано появление на Руси кукольного театра.Первые летописные сведения о скоморохах совпадают по времени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи представления. Монах-летописец называет скоморохов служителями дьяволов, а художник, расписывавший стены собора, счел возможным включить их изображение в церковные украшения наряду с иконами. Скоморохи были связаны с массами, иодним из видов их искусства был "глум", т. е. сатира.Скоморохов именуют "глумцами", т. е. насмешниками. Глум, издевка, сатира и в дальнейшем будут прочно связаны со скоморохами.

Мирское искусство скоморохов было враждебно церкви и клерикальной идеологии.О ненависти, которую питали церковники к искусству скоморохов, свидетельствуют записи летописцев ("Повесть временных лет").Церковные поучения 11-12 веков объявляют грехом и ряженья, к которым прибегают скоморохи. Особенно сильному преследованию скоморохи подвергались в годы татарского ига, когда церковь стала усиленно проповедовать аскетический образ жизни.Никакие преследования не искоренили в народе скоморошье искусство. Наоборот, оно успешно развивалось, а сатирическое жало его становилось все острее.

Гораздо серьезнее были угрозы церковного собора, созванною в 1551 г. и известного под названием "Стоглав" (по числу принятых им постановлений). Указав, например, что"в мирских свадьбах играют глумотворцы и органники, и гусельники, и смехотворцы и бесовские песни поют ...", собор постановил:"Скомрахом и глумцам пред свадьбою не ходити, а священником бы о том запрещати с великим запрещением".

По поводу того, что на кладбищах во время поминок христиане "плачутся по гробом умерших с великим воплем, и егда скомрахи учнут играти во всякие бесовские игры и они от плача преставше, начнут скакати и плясати, и в долони бити, и песни сотонинские пети...", собор повелевал "всем священникам по всем градом и по селом, чтобы православных християн наказывали и учили, в которое времена родители своя поминают... православных християн не смущали теми бесовскими играми".

В связи с тем, что вместо посещения церковной службы в праздничные дни христиане развлекались "всякими играми и песньми сатанинскими", собор постановил, "чтобы православные христиане на таковые бесования не сходилися и чтобы проклятое еллинское бесование впредь попрано было до конца"

В Древней Руси были известны ремесла, связанные с искусством: иконописцы, ювелиры, резчики по дереву и кости, книжные писцы. Скоморохи принадлежали к их числу, являясь "хитрецами", "мастерами" пения, музыки, пляски, поэзии, драмы. Но они расценивались лишь как забавники, потешники. Их искусство идеологически было связано с народными массами, с ремесленным людом, обычно настроенным оппозиционно к правящим массам. Это делало их мастерство не просто бесполезным, но, с точки зрения феодалов и духовенства, идеологически вредным и опасным. Представители христианской церкви ставили скоморохов рядом с волхвами и ворожеями. В обрядах и играх нет еще деления на исполнителей и зрителей; в них отсутствуют развитые сюжеты, перевоплощение в образ. Они появляются в народной драме, пронизанной острыми социальными мотивами.С народной драмой связано появление площадных театров устной традиции. Актеры этих народных театров (скоморохи) высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей.Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, цирковые номера; исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию.

Характер выступления скоморохов первоначально не требовал объединения их в большие группы. Для исполнения сказок, былин, песен, игры на инструменте достаточно было только одного исполнителя. Скоморохи оставляют родные места и бродят по русской земле в поисках заработка, переселяются из деревень в города, где обслуживают уже не только сельское, но и посадское население, а порой и княжеские дворы.

Скоморохи привлекались и к народным придворным представлениям, которые умножились под влиянием знакомства с Византией и ее придворным бытом. Когда же при Московском дворе устраивали Потешный чулан (1571г.) и Потешную палату (1613г.), скоморохи оказывались там в положении придворных шутов.

Христианская церковь противопоставила народным игрищам и искусству скоморохов искусство обрядовое, насыщенное религиозно-мистическими элементами.

Представления скоморохов не переросли в профессиональный театр.Для рождения театральных трупп не было условий - ведь власти преследовали скоморохов. Церковь также преследовала скоморохов, обращаясь за содействием к светской власти. Против скоморохов были направлены Жалованная грамота Троице-Сергиевскому монастырю XV века, Уставная грамота начала XVI века.Церковь настойчиво ставила скоморохов в один ряд с носителями языческого мировоззрения (волхвами, колдунами).И все же продолжали жить скоморошеские представления, народный театр развивался.

В то же время церковь принимала все меры к утверждению своего влияния. Это нашло выражение в развитии литургической драмы.

Литургический театр.

Литургических драм было три: Пещное действо (на Рождество), шествие на осляти и умовение ног (оба на Пасху).Пещное действо было связано с ветхим заветом. А шествие на осляти и умовение ног с Рождеством

Пещное действо было сложным . Там была декорация- печь, в которую Навуходоносор ввергал трех отроков, поклоняющихся христианству. Из купола церкви спускался Ангел и покрывал печь своими крылами. Это было сложно, но эффектно и публике нравилось.

Шествие на осляти было связано с шествием Иисуса Христа в Иерусалим и игралось в первое воскресение Пасхи(вербное воскресение) 41.15-описание обряда!

Умовение ног игралась в чистый четверг 43.15

Вертеп- прообраз кукольного театра выставлялся перед церковью противопоставлялся скоморохам. Но люди часто выбирали представления скоморохов, потому что они были боле разнообразны и церковь оставалась пустой. Поэтому они воевали. И в 17 веке скоморохов удалось уничтожить.

Одни литургические драмы пришли к нам вместе с христианством, другие - в 15 веке вместе с вновь принятым торжественным уставом "великой церкви" ("Шествие на осляти", "Умовение ног").

Несмотря на использование театрально-зрелищных форм, русская церковь не создавала своего театра.

В Россию литургическая драма пришла из Византии в 16 в.

Во время рождественских праздников в церкви совершалось так называемое "Пещное действо".Оно представляло собой инсценировку библейской легенды о том как трое отроков отказались поклониться идолам. За эта ассирийскийцарь Навуходоносор вверг их в огненную печь, но ангел, посланный богом, спас их.

"Пещное действо" было довольно популярно в России но уже в следующем столетии церковь от него отказалась, так как исполнители часто прибегали к шуткам вносившим светский элемент в церковную обрядность

Другие литургические драмы были связаны с пасхальными праздниками. Одна из них, так называемое "Умовение ног", пришла к нам очень рано и удерживалась очень долго. В основе этой инсценировки лежал евангельский рассказ о том, как во время тайной вечери Иисус омыл ноги своих учеников. Роли исполняли: Христа — архиерей, а учеников — священники.

Явно политический смысл имела пришедшая с пpaвославного Востока инсценировка другого евангельского рассказа, носившая названия "Действо цветоносия" или "Хождение на осляти".По ходу инсценировки патриарх; изображая Христа, усаживался на осла, которого царь брал под уздцы и вел к церкви Василия Блаженного В других городах патриарха заменял митрополит, a царя — боярин.

Обряд "Хождение на осляти" оказался столь же недолговечным, как и "Пещное действо", но по другой причине: этим обрядом церковь подчеркивала свои претензии на светскую власть; когда же патриарх Никон, олицетворявший эти претензии, потерпел поражение, его преемнику патриарху Иоакиму пришлось созвать в 1678 г. собор который объявил обряд лишенным догматического основания. С этого времени он сохранялся только в Москве а после того как Петр I упразднил патриаршество, с обрядом было вовсе покончено.

Любопытно отметить, что, руководствуясь политическими соображениями, Петр сохранил при этом другой обряд — "умовение ног", "тем самым как бы предписывая смирение главе церкви, а следовательно и духовенству вообще" .

В 17 веке Симеон Полоцкий(1629-1680)пытался на базе литургической драмы создать художественную литературную драму, эта попытка оказалась единичной и бесплодной.

В 17 веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения.Кукольная комедия о Петрушке(его звали вначалеВанька-Рататуй)рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете.По-настоящему театр появился в 17 веке - придворный и школьный театр.

Почти одновременно с церковным театром, пришедшим к нам с Востока, с Запада к нам начал проникать школьный театр.Появление его на Западе было вызвано пробудившимся в эпоху Возрождения интересом к античной литературе. Для лучшего усвоения латинского языка и католических школах того времени сочинялись преподавателями и ставились силами учащихся школьные драмы. Помимо учебных целей, католики и протестанты пользовались школьным театром для полемической борьбы друг с другом.

17 век стал роковым для скоморохов. К власти пришла церковь.Это рождение новой династии. Перед этим было смутное время, почти век. В 1613 году началась династия Романовых. Первым стал шестнадцатилетний -Михаил Федорович. Управлял фактически его отецФиларет, который поднялся до патриарха. Практически государство подчинялось церкви. КогдаАлексей Михайлович (внук Филарета) большой любитель развлечений и скоморохов взошел на трон, ему пришлось подписывать некоторые указы о запрещении скоморохов (48, 55 год)(3.30- подробней). Конечно скоморохи, особенно глумотворцы, сошли на нет. Остальные же, кто-то ушел в цирк, кто-то в кукольный театр (артисты Ефимовы)

Артамон Матвеев– друг царя Алексея Михайловича. Царь рано потерявший жену и живший бобылем ходил в его дом. Там часто устраивали представления. Это были любительские спектакли, похожие на школьный театр (возникший в семинарии), с которым царь познакомился в г. Полоцке, во время войны с Польшей. Там некий монах по имени Симеон показал ему представление своих учеников.

Алексей Михайлович мечтал о своем театре и просил своих послов привести кого-то, чтоб научил русских комедию ломать. Иностранцы отказывались по трем причинам: морозы сильные, медведи по улицам ходят (до 18 века пока Елизавета Петровна не приказала убрать медведей из городов, это было частое зрелище. Медведи участники – ярмарок, площадных представлений и вечерами их прогуливали по городу). Третья причина- крепостное право. Боялись, что уехать не смогут.

Артамон Матвеевобратил внимание царя на немецкую слободу (17.04). Это слобода где жили все иностранцы, которые приезжали в Москву.Иоган Готфрид Грегори(пастор Грегори)- швед, попавший в плен во время шведской войны. Он был учителем. Но потом стал пастором. Кирха –церковное здание. Царь попросил его стать руководителем придворного театра и для первого спектакля он выбрал текст из ветхого завета – книга Эсфирь.

Наталья Нарышкина по совету Матвеева стала второй женой Алексея Михайловича. Именно она ему родила Петра в1672 году. Этот год совпал с годом первой постановки придворного театра. Спектакль был показан осенью в день именин Натальи Нарышкиной в селе Преображенском. А еще сюжет Эсфири и нечто произошедшее при дворе Алексея Михайловича совпало.

(21.25 – подробно про сюжет Эсфири) Артистами были мальчики 15-16 лет. Специального здания не было. Просто под театр оббивали комнату штофными обоями и выстраивали подмостки. Вместо стульев был расстелен большой ковер и кресло для Алексея Михайловича и рядом с ним стоял толмач(он переводил с немецкого текст). А бояре стояли вдоль стен и по бокам сцены. Сзади зала была сделана клеть для царицы и царских дочерей. Видеть их лица в 17 веке было нельзя.

Театр в 17, 18 веках был малоподвижный в плане мизансцен. Почти статичный. Действие происходило за сценой. А вестник приходил и рассказывал обо всем.

Бояре не понимали немецкого и им было скучно и тяжело это смотреть. Спектакль длился без перерыва 10 часов. А царю нравилось и он даже не прервался на обед.

Последствия: Царь приказал отобрать 25 русских мальчиков для обучения актерскому ремеслу у Грегори. Никто не хотел этим заниматься и их заставляли насильно.

Следующий спектакль «Юдифь»был сыгран уже этими русскими мальчиками.(31.50- о сюжете) Гибнер сменил Грегори после его смерти, а потом Чижинский. И со временем спектакли приобрели светский характер. Сюжеты стали брать не из библии. А из античного мира. Был поставлен даже один балет (примитивное хождение под музыку) поставил его строитель крепостейфортификатор Лин

Бахрушин- собиратель театральных реликвий начал свою коллекцию с балетных туфелек. Которые ему дарили балерины(35.40- про развитие балетного искусства)

Алексей Михайлович был религиозным и знал что театр это грех и после театра он мылся в бане, молился. Накладывал на себя ипетимью и спектакли поэтому проходили 2 раза в год на именины Алексея Михайловича и именины Натальи Нарышкиной. Этот театр умер вместе с Алексеем Михайловичем. И все актеры радостно вернулись домой.

Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре.Этот придворный театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы"Артаксерксово действо" (история библейской Эсфири)состоялось 17 октября 1672 года. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место.Первые спектакли ставил пастер Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских "отроков".Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами.После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I.

Кроме придворного, в России в 17 веке сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева.Пьесы писались преподавателями, и силами учащихся ставились исторические трагедии, аллегорические драмы, близкие европейским мираклям, интермедии - сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя.Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии.У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.

Школьный театр, это постепенно усложняющееся действо, начиналось оно с того, что люди просто перед группой учеников читали большие куски церковных текстов, которые нужно было заучить. Потом появился некий реквизит. Его выносили, когда про это читалось. В конце концов появились подмостки и тексты стали разыгрывать. Тексты были религиозные и нравоучительные. И действующими лицами часто были понятия (милосердие, любовь, подлость, нравственность…). И самыми продвинутыми были спектакли, в которых действовали ангелы и черти, потому что люди их воспринимали, как себе подобных. До нас дошла пьесаДмитрия Ростовского«Покаяние грешного человека».Ее поставил Борис Покровский в Новой опере под название «Ростовское действо».

(08.19)- подробней про пьесу. Эту пьесу играл и Ф.Волковв своей ярославской труппе.

Царь Алексей Михайлович пригласил в 60десятые годы 17 века в Москву Симеона Полоцкогодля обучения своих детей. Но главное для нас, что он первый русский драматург. До него текст и актер были единым целым, после него произошло разделение- актера и драматургии.Полоцкий написал 2 пьесы - Пещное действо и Блудный сын(оба из ветхого завета). Блудный сын содержит в себе основу будущего русского театра. Эта притча была использована автором, как современный текст. Событие подобное библейскому произошло при дворе Алексея Михайловича (Воин - сын боярина Ардына Нащекина был послан отцом в Париж и не захотел возвращаться. Царь посоветовал не посылать ему денег, и когда отец так сделал, сын вернулся)

Весь 18век, а потом и 19 будет иметь в русском театре много аллюзий(созвучие с другим временем), то есть переброски сюжетов с одного на другое время. Русский театр единственный. Кто так широко этим пользовался. И родоначальником этого стал Симеон Полоцкий.

Писались школьные драмы преимущественно на религиозные темы и носили следы средневековой схоластики. Характеризуя дошедшие до нас школьные "действа", историк театра П. О. Морозовопределял их как"безжизненные схемы и бессодержательные формальные опыты, проникнутые сухим, отвлеченным дидактизмом и не имеющие никакой связи с окружавшею школу живою действительностью"

Но вместе с тем в школьную драму включались также интермедии (или, как их еще называют,— интерлюдии), не имевшие ничего общего с основным текстом драмы. Это были небольшие житейско-бытовые сцены, совершенно не связанные с сюжетом пьесы. В отличие от основного текста интермедии писались на разговорном языке.

Когда в конце 16 в. у нас встал вопрос о насаждении школ как в образовательных целях, так и для борьбы с прозелитизмом католической церкви, образцами для них послужили католические же школы с их программами и методами преподавания. Не забыт был при этом и школьный театр.

Петр не был удовлетворен школьным театром. Религиозный по своему содержанию, этот театр в эстетическом отношении был слишком замысловатым и сложным для рядового зрителя. Петр же стремился организовать театр светский, доступный городским массам. Учрежденный им театр, несмотря на кратковременность своего существования, сыграл важную роль в развитии русской театральной культуры.

Но с этого момента интерес к театру на Руси не утихает. Давались любительские спектакли в селе Преображенском у дочери царя Натальи Алексеевны и в селе Измайловском у вдовы его сына Иоанна. Спектакли эти игрались царскими детьми в основном для себя. Видел их и Петр 1. Но создание театра при нем было связано со всей его западной политикой, с желанием повернуть Россию на западный путь развития. Для него театр это рычаг, который позволял образовать Россию. Петр строит в 1702 году в Москве на красной площади первое театральное здание (сейчас там стоит исторический музей). Он был построен по западноевропейским образцам на 400 мест с балконом и бельэтажем. Декорация, костюмы и бутафория были готовы раньше, чем что-то поставили. Это говорит о том, что в 18 веке декорация и костюмы носит вневременной характер. И все подходило для любой пьесы и не соответствовало ни одной из них.

Симультанные декорации.

Петр хочет, чтоб театр был регулярным и труппа была славянской. Он послал послов в Чехию, но чехи не приехали, потому что в то время там не было театра. Там играли немецкие, английские, французские труппы.В итоге приехали немцы-труппа Кунста.Они играли на немецком языке. Кунсту тоже дали в обучение русских мальчиков. В отличие от первых учеников – эти не разбежались после прекращения существования театра.

Кунст вместо библейских сюжетов вывел на сцену сюжеты городских романов с любовной линией.Минус был в том. что игралось все на немецком языке и зрителей было мало. Но они приходили ради того, чтоб между актами посмотреть интермедии на русском языке, это пародии русских актеров на то, что только что показывали немцы. Пародируя они практически передавали содержание. Эти интермедии назывались- поперечные действия.

Спектакли играли 4 раза в неделю. Билеты стоили от 2 до 10 копеек. До 9 часов не закрывались ворота городов и пошлину на воротах не брали (46.00 – про пошлины)

Вместа умершего Кунста стал руководить Фюсти жена Кунста- актриса увезла всю труппу Кунста на Родину и театр бесследно исчез. Театр был деревянный и его разнесли по бревнышку

В 1707 году театр прекратил свое существование

В учебнике написано, что Петр хотел театр, который бы прославлял его победы, а театр Кунста не справлялся с этим, поэтому Петру этот театр не нравился. На самом деле театр Петру нужен был для поднятия культурного уровня русского народа, как часть образовательного процесса. Но театр Кунста все же прославлял царя, но только не на прямую, а через Александра Македонского. Это была единственная фигура, через которую можно было прославить вождя. (спектакль Кунста «О двух градах»про Македонского)

Причиной падения театра было то, что живо увлекающийся Петр так же быстро охладел к театру, как и увлекся. У него появилась новая игрушка (1703 году он начал строить Питер)

Но семя было брошено. И оно дало толчок для встречи актера и зрителя. С этого момента в Россию стали приезжать иностранные труппы и оставались работать в России на сезон, но бывало, что оставались и еще на год другой.

В этот период в России работали: Королины Нейбер, итальянская опера, французский балет, итальянская комедия дель арте

В 1738 году – было создано первое музыкальное театральное училище. Чтоб сэкономить деньги, русские стали воспитывать свой кордебалет и хор, а из Франции и Италии стали выписывать только солистов.

Но из этого училища выходили и самородки: Марк Полторацкий– ведущий русский бас.

18 век- век женского правления (Екатерина 1, Анна Леопольдовна, Елизавета Петровна, Екатерина 2). Россия превратилась в просвещенную монархию.Были учреждены университет, академия художеств, шляхетный корпус и театр.

Бассевич,один из современников, близких к Петру, писал:"Царь находил, что в большом городе зрелища полезны". Театр царя Алексея Михайловича преследовал политические цели, но ориентировался на очень ограниченный круг придворных, между тем как петровский театр должен был вести политическую пропаганду в широких слоях городского населения.Это обусловило создание общедоступного театра.Петр хлопотал о привлечении в Россию на первое время таких актеров, которые владели бы если не русским, то хотя бы одним из близких к русскому славянских языков. Так, когда в 1702 году в Россию прибыли актеры немецкой труппы, им был задан вопрос, не могут ли они играть по-польски; когда в 1720 году Петр вторично приглашал труппу, то пытался привлечь чешских актеров. Но обе попытки Петра не имели успеха.

При Петре по-прежнему развиваются два основных вида театра: школьный и светский; в эту пору начинают появляться также пьесы городского драматического театра, широко развивавшегося во второй четверти 18 века. Появление придворного и школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества.По велению Петра I в 1702 году был создан публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него не Красной площади в Москве было выстроено здание -"Комедиальная храмина". Там давала спектакли немецкаятруппа И. Х. Кунста.В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели, а театр прекратил свое существование в 1706 году, так как прекратились субсидии Петра I.Самому Петру не удалось создать постоянного публичного театра. Обе попытки московская, и петербургская не дают нужных результатов. Тем не менееименно в петровскую эпоху закладывается прочный фундамент для дальнейшего развития русского театра. При Петре I перед театром вполне отчетливо ставится политическая и художественная задачи- служить делу государственного строительства России. В эту пору складывается ранняя русская драматургия-часть новой светской художественной литературы. Впервые театр становится средством просвещения широких масс, - правда далеко не достигая в этом смысле цели, но все же функционируя как театр публичный и общедоступный.В петровскую эпоху появляются в России первые профессиональные антрепренеры, стабилизируется актерская профессия, появляются на сцене первые актрисы. Некоторые время после смерти Петра 1 русский театр продолжает развиватьсяв формах любительского театра, театра городских "низов. Но и здесь осваивается все то, что принесла петровская эпоха русской театральной культуре. И здесь накапливаются силы для борьбы за дальнейшее утверждение национального русского театра.Новую страницу в истории сценического искусства народов нашей Родины открывали крепостной и любительские театры. В крепостных труппах, существовавших с конца 18века, ставились водевили, комические оперы, балеты.На основе крепостных театров в ряде городов возникли частные антрепризы.Благотворное влияние на формирование профессионального театра народов нашей Родины оказало русское театральное искусство. В труппы первых профессиональных театров входили талантливые любители - представители демократической интеллигенции.

Театр в России в 18 веке приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.

studfiles.net

Театр и театральное искусство Киевской Руси

Театр на Руси имеет разнообразные истоки, однако, в современном смысле слова, он появился в России только в конце семнадцатого века. Многие исследователи театрального искусства указывают на то, что русский народ имеет способности к сцениче­скому перевоплощению, вероятно поэтому истоки русского театра следует искать, прежде всего, в русском фольклоре. Ритуал народных праздников и церемоний содержал значительный элемент театраль­ного действа. Сложную композицию представляли собой древне­русские обряды: свадебный, похоронный и другие на Руси не справляли, а играли свадьбу, которая, как и спектакль, состояла из нескольких действий и происходила несколько дней в домах род­ственников каждой стороны по очереди. Обряд русской свадьбы — это хорошо расписанный сценарий, где у каждого из присутствую­щих своя роль. Начиналось представление с прихода родственников жениха в дом отца невесты, обычно ночью, как того требовал древний ритуал; сваты в шутливой форме расхваливали достоинства жениха; на девичнике невеста плакала и прощалась с подругами юности. В день свадьбы жених «выкупал» невесту и в христианские цремена вез в церковь венчаться, затем следовал многодневный пир, где ели, пили, плясали, пели песни.

Цикл календарно-обрядовых песен, которые не являлись само­стоятельными, а входили в праздник или действо, включающее элементы театра, танцы, хороводы, шествия, игры,— начинался с зимних обрядов. Самый короткий день года 25 декабря — считался поворотом «солнца на лето». Этот день зимнего солнцестояния после принятия христианства совпал с праздником Рождества Хри­стова. Святки продолжались вплоть до Крещения, то есть до 6 января. Праздновались они весело, с песнями, плясками, ряже­ными, непременным ритуальным застольем. Накануне Рождества, в сочельник, на стол подавалось 12 блюд (по числу месяцев в году, по числу учеников Христа — апостолов). В то же время было принято гадать, колядовать, то есть рядиться в необычные карна­вальные одежды и ходить по соседям, выпрашивая подарки. В период Святок в каждой избе водили зимние хороводы. Хороводные песни считаются очень древними. Самыми распространенными среди них были хороводы-игры, когда участники разыгрывали свеобразное театрализованное представление (19).

На фольклорном фоне нужно рассматривать и творчество ско­морохов — бродячих артистов, которые были площадными актера­ми и музыкантами. Они ходили с одного народного праздника на другой, выступая не только в княжеских хоромах, но и на городских торговых площадях и сельских ярмарках. Скоморохи работали группами, и именно им мы должны быть благодарны за сохранение в веках традиций древнего народного искусства в России. Само название «скоморох», скорее всего, происходит от слова «морочить», иначе веселить, развлекать, а порой и обманывать. Скоморохи — это и певцы, и музыканты, и актеры, и плясуны, и акробаты, и «конферансье», развлекающие публику. Создавая скоморошины, которые исполнялись в сопровождении самых разных музыкальных инструментов — гудка, трубы, дудки, жалейки, рожка, сопели, а также колотушек и ложек, они веселили публику, высмеивали человеческие пороки, а заодно и «сильных мира сего» — попов, бояр, князей. В их творчестве родились многие герои, пережившие века.

С представлениями скоморохов связывается и появление в средневековой Руси кукольного театра, первое упоминание о кото­ром находится в рукописи пятнадцатого века. С кукольным театром, рождением одного из самых блистательных народных героев — Петрушки, связано мастерство импровизации, которое помогло расцвету всех жанров народного искусства на Руси (5).

Русское духовенство считало представления скоморохов прояв­лением язычества и безуспешно пыталось препятствовать им. Такая оценка зафиксирована во многих летописях и церковных трактатах. Летописец Нестор еще в XI в. назвал скоморохов с их музыкальными инструментами, песнями, «русальными играми» пособниками дьявола. На протяжении многих веков церковь продолжала вести агитацию против «игрецов», приравнивая их к бабкам-ворожеям и магам. Отчасти такое отношение сложилось под влиянием решения Константинопольского церковного собора 692 г., которым осужда­лись все виды театральных представлений. Но сама византийская церковь отказалась от своего решения еще в восьмом веке, поэтому византийский театр, который вырос из римской пантомимы, про­существовал до ее последнего дня. Учитывая тесные культурные связи, соединявшие Киевскую Русь и Византию, можно предполо­жить, что византийские артисты бывали на Руси и познакомили местных скоморохов с основами театрального искусства. В Визан­тии, как и в Западной Европе Средних веков, развивалась религи­озная драма (мистерия). Именно театральный момент византийского обряда привлек послов Владимира в христианстве больше, чем что-нибудь иное. Согласно летописи, во время службы в Софийском соборе Константинополя они не знали, где находятся, на земле или на небесах. Позже подобное чувство, возможно, испытывали жители Руси, посещая службы в Софийском соборе Киева и других больших церквях русских городов. В Византии разыгрывались специальные, торжественные службы со сложными ритуалами для празднования главных церковных событий: Пасхи, Рождества Богородицы и др., из которых и выросла византийская религиозная драма.

Таким образом, нам известно, что Киевская Русь была знакома с театрализованной византийской церковной службой, и, хотя у нас нет свидетельств, что религиозная драма, как таковая, существовала в России раньше XVI—XVII вв., но специальные службы по торже­ственным дням проводились уже в киевский период (5).

magref.ru

История Русского театра

История возникновения русского театра

Введение

История русского театра делится на несколько основных этапов. Начальный, игрищный этап зарождается в родовом обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году.

Термины “театр”, “драма” вошли в русский словарь лишь в XVIII веке. В конце XVII века бытовал термин “комедия”, а на всем протяжении века –“потеха” (Потешный чулан, Потешная палата). В народных же массах термину “театр” предшествовал термин “позорище”, термину “драма” – “игрище”, “игра”. В русском средневековье были распространены синомичные им определения – “бесовские”, или “сатанические”, скоморошные игры. Потехами называли и всевозможные диковинки, привозившиеся иностранцами в XVI – XVII веках, и фейерверки. Потехами называли и воинские занятия молодого царя Петра I. Термину “игрище” близок термин “игра” (“игры скоморошеские”, “пировальные игры”). В этом смысле “игрой”, “игрищем” называли и свадьбу, и ряженье. Совершенно иное значение имеет “игра” в отношении музыкальных инструментов: игра в бубны, в сопели и т. д. Термины “игрище” и “игра” в применении к устной драме сохранились в народе вплоть до XIX – XX веков.

Народное творчество

Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество – обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них зарождались элементы театра – драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.

В процессе своего развития игрища дифференцировались, распадались на родственные и в то же время все более отдалявшиеся друг от друга разновидности – на драмы, обряды, игры. Их сближало только то, что все они отражали действительность и пользовались сходными приемами выразительности – диалогом, песней, пляской, музыкой, маскированием, ряженьем, лицедейством.

Игрища прививали вкус к драматическому творчеству.

Игрища первоначально были прямым отражением родовой общинной организации: имели хороводный, хорический характер. В хороводных игрищах было органически слито хоровое и драматическое творчество. Обильно включаемые в игрища песни и диалоги помогали характеристике игрищных образов. Игрищный характер имели также массовые поминки, они были приурочены к весне и назывались “русалиями”. В XV веке содержание понятия “русалии” определялось так: бесы в образе человеческом. А московский “Азбуковник” 1694 года уже определяет русалии как “игры скоморошеские”.

Театральное искусство народов нашей Родины берет свое начало в обрядах и играх, ритуальных действиях. При феодализме театральное искусство культивировалось, с одной стороны “народными массами”, а с другой – феодальной знатью, соответственно дифференцировались и скоморохи.

В 957 году великая княгиня Ольга знакомится с театром в Константинополе. На фресках Киево-Софийского собора последней трети XI века изображены ипподромные представления. В 1068 году впервые упоминаются в летописях скоморохи.

Киевской Руси были известны театры трех родов: придворный, церковный, народный.

Скоморошество

Старейшим “театром” были игрища народных лицедеев – скоморохов. Скоморошество – явление сложное. Скоморохов считали своего рода волхвами, но это ошибочно, ибо скоморохи, участвуя в обрядах, не только не усиливали их религиозно-магический характер, а наоборот вносили мирское, светское содержание.

Скоморошить, т. е. петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать, т. е. изображать какие-то лица или существа, мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось над уровнем искусства масс своей художественностью.

Параллельно с народным театром развивалось профессиональное театральное искусство, носителями которого в Древней Руси были скоморохи. Со скоморошескими игрищами связано появление на Руси кукольного театра. Первые летописные сведения о скоморохах совпадают по времени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи представления. Монах-летописец называет скоморохов служителями дьяволов, а художник, расписывавший стены собора, счел возможным включить их изображение в церковные украшения наряду с иконами. Скоморохи были связаны с массами, и одним из видов их искусства был “глум”, т. е. сатира. Скоморохов именуют “глумцами”, т. е. насмешниками. Глум, издевка, сатира и в дальнейшем будут прочно связаны со скоморохами.

Мирское искусство скоморохов было враждебно церкви и клерикальной идеологии. О ненависти, которую питали церковники к искусству скоморохов, свидетельствуют записи летописцев (“Повесть временных лет”). Церковные поучения XI-XII веков объявляют грехом и ряженья, к которым прибегают скоморохи. Особенно сильному преследованию скоморохи подвергались в годы татарского ига, когда церковь стала усиленно проповедовать аскетический образ жизни. Никакие преследования не искоренили в народе скоморошье искусство. Наоборот, оно успешно развивалось, а сатирическое жало его становилось все острее.

В Древней Руси были известны ремесла, связанные с искусством: иконописцы, ювелиры, резчики по дереву и кости, книжные писцы. Скоморохи принадлежали к их числу, являясь “хитрецами”, “мастерами” пения, музыки, пляски, поэзии, драмы. Но они расценивались лишь как забавники, потешники. Их искусство идеологически было связано с народными массами, с ремесленным людом, обычно настроенным оппозиционно к правящим массам. Это делало их мастерство не просто бесполезным, но, с точки зрения феодалов и духовенства, идеологически вредным и опасным. Представители христианской церкви ставили скоморохов рядом с волхвами и ворожеями. В обрядах и играх нет еще деления на исполнителей и зрителей; в них отсутствуют развитые сюжеты, перевоплощение в образ. Они появляются в народной драме, пронизанной острыми социальными мотивами. С народной драмой связано появление площадных театров устной традиции. Актеры этих народных театров (скоморохи) высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, церковные номера; исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию.

Характер выступления скоморохов первоначально не требовал объединения их в большие группы. Для исполнения сказок, былин, песен, игры на инструменте достаточно было только одного исполнителя. Скоморохи оставляют родные места и бродят по русской земле в поисках заработка, переселяются из деревень в города, где обслуживают уже не только сельское, но и посадское население, а порой и княжеские дворы.

Скоморохи привлекались и к народным придворным представлениям, которые умножились под влиянием знакомства с Византией и ее придворным бытом. Когда же при Московском дворе устраивали Потешный чулан (1571 г.) и Потешную палату (1613 г.), скоморохи оказывались там в положении придворных шутов.

Представления скоморохов объединили разные виды искусств: и собственно драматические, и церковные и “эстрадные”.

Христианская церковь противопоставила народным игрищам и искусству скоморохов искусство обрядовое, насыщенное религиозно-мистическими элементами.

Представления скоморохов не переросли в профессиональный театр. Для рождения театральных трупп не было условий – ведь власти преследовали скоморохов. Церковь также преследовала скоморохов, обращаясь за содействием к светской власти. Против скоморохов были направлены Жалованная грамота Троице-Сергиевскому монастырю XV века, Уставная грамота начала XVI века. Церковь настойчиво ставила скоморохов в один ряд с носителями языческого мировоззрения (волхвами, колдунами). И все же продолжали жить скоморошеские представления, народный театр развивался.

В то же время церковь принимала все меры к утверждению своего влияния. Это нашло выражение в развитии литургической драмы. Одни литургические драмы пришли к нам вместе с христианством, другие – в XV веке вместе с вновь принятым торжественным уставом “великой церкви” (“Шествие на осмети”, “Умовение ног”).

Несмотря на использование театрально-зрелищных форм, русская церковь не создавала своего театра.

В XVII веке Симеон Полоцкий (1629-1680) пытался на базе литургической драмы создать художественную литературную драму, эта попытка оказалась единичной и бесплодной.

Театры XVII века

В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке (его звали вначале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете. По-настоящему театр появился в XVII веке – придворный и школьный театр.

Придворный театр

Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы “Артаксерксово действо” (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастер Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских “отроков”. Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I.

mirznanii.com

Музыка и театр в средневековой Руси.

Пишем любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!

В жизни людей Древней Руси большое место занимали музыка, песни и пляски. Песня сопровождала работу, с ней ходили в поход, она была составной частью праздников, входила в обряды. Плясками и инструментальной музыкой сопровождались «игрища межю села», княжеские развлечения. Красочная картина описания пира богача дается в «Слове о богатом и убогом», где описывается выступление артистов-музыкантов «с гусьльми и свирельми», певцов, танцоров, шутов. Артисты-скоморохи занимали особое место среди древнерусских профессиональных исполнителей. Они ездили из города в город, из села в село и выступали на торгах, ярмарках или празднествах. Скоморохи были артистами - профессионалами-танцорами, акробатами, фокусниками, водили медведей и других дрессированных животных. Церковные круги отрицательно относились ко всем этим развлечениям, видя в них «пакость», «бесовство», связанное с языческим религиозным воззрением, отвлекающим людей от церкви.

Против представлений скоморохов власти боролись. В 1648 г. царская грамота запретила эти «позорища» (зрелища), «хари» (маски) и «бесовские гудебные сосуды» предписывалось ломать и жечь. За ослушание ведено было бить батогами.

Новым явлением стало возникновение первого придворного театра в 1672 г. Первоначально труппа театра набиралась из жителей Немецкой слободы, в последующее время появляются русские актеры - из мещан и подьячих. Все роли исполняли мужчины. Разыгрывались в основном пьесы на легендарно-исторические («Артаксерксово действо») и библейские («Юдифь») сюжеты. Появляются и светские «комедии»: «Комедия о Тамерлане и Баязете», «Комедия о Бахусе с Венусом». Ставились также балетные спектакли. После смерти Алексея Михайловича театр прекратил свое существование.

www.kultura-socio.ru

5. Театр. Киевская Русь

Театр – один из важнейших видов современного русского искусства, и говорят даже, что русские имеют врожденные способности к сцене. Однако театр в современном смысле появился в России только в конце семнадцатого века. В московский период – эпоху Шекспира – театра в России не было.

Ситуация киевского периода не совсем ясна. Прежде всего, мы должны рассмотреть фольклорные основы. Ритуал народных праздников, с его танцами, ритмизированным диалогом и т. п., содержал значительный элемент театрального искусства. То же самое можно сказать о свадебной церемонии и обряде похорон212.

Сложный цикл древнерусской свадебной церемонии представлял собой действо, в котором не только жених и невеста, но и их родственники и друзья – все имели собственную роль. Спектакль состоял из нескольких действий и начинался с прихода родственников жениха в дом отца невесты, обычно ночью, как того требовал древний ритуал. Представление происходило несколько дней в домах родственников каждой стороны по очереди. Как уже отмечалось, разнообразные песни были существенной частью церемоний, каждому дню и каждой сцене соответствовала своя песня.

Примечательно, что русские крестьяне и сейчас, говоря о свадьбе, употребляют глагол «играть». Похороны тоже совершались по установленному ритуалу, важная роль в котором принадлежала профессиональным плакальщицам. В «Слове о полку Игореве» плакальщица Карна оплакивает судьбу всей Руси, истерзанной степными кочевниками.

Именно на этом фольклорном фоне нужно рассматривать деятельность бродячих артистов – скоморохов213. Предполагается, что большинство скоморохов были площадными актерами и музыкантами, типа жонглеров и шутов. Однако следует иметь в виду, что информация о них исходит преимущественно из церковных источников.

Русское духовенство считало представления скоморохов проявлением язычества и безуспешно пыталось препятствовать им. В этом духовенство руководствовалось решением Константинопольского церковного собора 692 г., в котором осуждались все виды театральных представлений. Но сама Византийская церковь отказалась от своего ригоризма во время иконоборчества (восьмой век) и пошла в этом еще дальше в период Македонской династии (с девятого по одиннадцатый век). Византийский театр, который вырос из римской пантомимы, просуществовал до последнего дня Империи214.

Принимая во внимание тесные культурные связи Киевской Руси с Византией, можно предположить, что византийские артисты бывали на Руси и познакомили местных скоморохов с началами театрального искусства. Как мы увидим, на фресках Софийского собора в Киеве византийские актеры изображены на фоне ипподрома, но пантомимы были различны по содержанию, и кроме площадных представлений в Константинополе разыгрывались более серьезные спектакли.

Византийские артисты в некоторых случаях носили маски215, маски были и у скоморохов. Именно с представлениями скоморохов нужно связывать появление в средневековой Руси кукольного театра. Первое известное упоминание о нем находится в рукописи пятнадцатого века216.

В дополнение к светскому театру в Византии, как и в Западной Европе Средних веков, развивалась религиозная драма (мистерия). В определенном смысле византийская служба сама по себе является духовной драмой, и сложная церемония в Софийском соборе осуществлялась с театральными эффектами. Именно театральный момент византийского обряда привлек послов Владимира в христианстве больше, чем что?нибудь иное. Согласно летописи, во время службы в Софийском соборе Константинополя они не знали, где находятся, на земле или на небесах. Позже подобное чувство, должно быть, испытывали сельские жители Руси, посещая службы в Софийском соборе Киева и других больших церквях русских городов. Стенные росписи, мозаики и иконы, размещенные по всей церкви, создавали необходимую обстановку для духовной драмы церковной службы, глубокий символизм которой в обратном случае не воспринимался бы прихожанами. В Византии с самого раннего периода ее истории были разработаны специальные торжественные службы со сложными ритуалами для празднования главных церковных событий: Вербного воскресенья, Пасхи, Рождества Богородицы. Постепенно вокруг каждой из этих служб были построены церковные процессии и мистерии, и в конце концов из них выросла византийская религиозная драма. Знаменательно, что на приеме в честь русской княгини Ольги (957 г.) в императорском дворце разыгрывалась религиозная пьеса.

Таким образом, мы можем быть уверены, что даже до официального введения христианства на Руси русские были знакомы с театрализованными частями византийской церковной службы. Свидетельств нет, что религиозная драма, как таковая, существовала в России раньше шестнаднадцатого или семнадцатого веков, но специальные службы по торжественным дням и на Страстной неделе проводились уже в киевский период, хотя, возможно, и не так великолепно, как впоследствии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Театр в 17 веке в России. Придворный театр в 17 веке

Театр - национальное русское достояние, которое ведет свою историю с 17 века. Именно тогда началось формирование основных принципов театрализованных представлений и был заложен фундамент этого вида искусства в России.

Истоки русского театра

театр в 17 веке в россии

Русский народ всегда славился умением разнообразить свой досуг. Издавна на Руси проводились ярмарки и праздники, на которых главными действующими лицами становились скоморохи. Именно так в народе звались артисты, среди которых были и певцы, и музыканты, и актеры.

Обычно театрализованные представления были приурочены к какому-либо церковному или народному празднику. Однако с течением времени празднества могли устраивать без всякого повода. Скоморохи были людьми без крова и денег, часто они собирались в отдельные группы и ходили по городам и селам с целью заработка. В своих представлениях они использовали различные музыкальные инструменты (дудки, гусли), кукол, самодельные костюмы.

Чуть позже артисты, приходя в новый город, воздвигали на его площади специальную постройку, где жили и принимали зрителей. Такая постройка стала называться балаганом, впоследствии и все театрализованные представления получили то же имя. В репертуаре скоморохов были социальная сатира, шутки, баллады, сказки.

И хотя с появлением настоящего театра отношение к балаганам стало резко отрицательным и негативным, нельзя забывать о том влиянии, которое оказали старорусские развлечения на становление театра.

Элементы театра, возникшие благодаря народным представлениям

Поскольку театр в 17 веке в России только начинал свой долгий путь, многие элементы и детали были переняты у скоморохов и взяты из народных представлений.русский театр 17 века

Во-первых, это театральные помещения. Первым таким залом стала Потешная палата, куда с 1613 года приглашали выступать скоморохов. В полной мере подобные представления нельзя было назвать театром, потому что они носили цирковой характер с обилием юмора и различных трюков.

Во-вторых, сценические подмостки. Во время своих выступлений скоморохи собирали вокруг себя большую толпу людей, и появилась необходимость демонстрировать свои таланты на каком-то возвышении, чтобы весь люд смог это увидеть. Первые подмостки были построены для показа кукольного театрального представления.

В-третьих, устные драмы. Скоморохи исполняли произведения, которые написал народ. Так родился знаменитый герой Петрушка.

Придворный театр 17 века

Еще царь Михаил Федорович во времена своего правления задумался о создании придворного театра. Однако для реализации этой идеи необходимы были зарубежные специалисты, поскольку на Руси не было еще знатных драматургов и артистов, способных с достоинством служить Мельпомене.

В 1644 году в Россию из Страсбурга прибыла труппа актеров, которая в течение месяца готовила свое выступление. Однако по неизвестным причинам они были высланы из страны.

Полноценный театр в 17 веке в России появился при царе Алексее Михайловиче. Озвучил идею боярин Артамон Матвеев, который часто бывал в Европе и видел, каким может быть искусство. Первый русский театр 17 века начал свою работу в 1672 году.придворный театр 17 века

Пастор из немецкой слободы Иоганн Готфрид Грегори по приказанию Матвеева за несколько недель собрал труппу актеров, состоящую из мужчин и юношей, и дал им уроки драматического искусства. Также он написал первую пьесу по мотивам библейских сказаний об Есфири.

В селе Преображенском была построена настоящая театральная сцена. Премьера спектакля состоялась 17 октября. Представление шло десять часов, но и царь, и бояре, и царица со своей свитой высидели до конца.

В 1673 году театральные подмостки перенесли в Кремль. Драматург был хорошо вознагражден за свою работу и поспешил приступить к написанию новой пьесы. На этот раз он писал о Юдифи, также используя библейский сюжет. Театр в 17 веке в России стал главным развлечением царя.

После смерти Грегори в 1675 году во главе придворного театра стал его помощник Гивнер, который создал несколько удачных драматических постановок. Однако придворный русский театр 17 века прекратил свое существование в 1676 году, после смерти царя Алексея Михайловича.

Школьный театр

Театр в 17 веке в России только начинал свое бурное развитие, в том числе и при духовных учебных заведениях. Это стало возможно при посильном участии церкви, которая стремилась укрепить свои позиции в народе.

Первые школьные театры были открыты при Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академии. Основу репертуара составляли представления на религиозную тематику, однако там находилось место и для интермедии. Сатира затрагивала интересы духовенства, и в конечном итоге школьные театры прекратили свое существование ближе к 18 веку.первый русский театр 17 века

Школьный театр также оказал влияние на традиции. Интермедия стала прообразом современной комедии. Актеры подчинялись принципам классицизма в своих постановках, а также использовали символы, в том числе и в предметах одежды.

Иностранные гастроли

Театр в 17 веке в России перенял неоценимый опыт от иностранных гастрольных трупп Италии, Пруссии и Франции. Благодаря им вершилось торжество духовной мысли, они были источниками социального и творческого развития.

С приходом к власти Федора Алексеевича театр, живопись, музыка 17 века были обречены на долгий застой, поскольку новый царь мало интересовался искусством. Но судьба распорядилась так, что век его правления был недолог.

Взошедший на престол Петр Первый дал новый виток развитию театра и искусства в целом в России.

fb.ru


Смотрите также