Танец древнего китая. Этнический танец — отражение многогранной культуры древнего Китая (часть 4)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Танцевальное искусство Древнего Китая. Танец древнего китая


Традиционный китайский танец (часть 5)

Китайские танцы

Китайские танцы

Два главных китайских народных танца — танец дракона и танец льва – изначально возникли у ханьцев, хотя с тех пор они были позаимствованы многими другими китайскими этническими меньшинствами. Кроме этого, отдельно стоит отметить одну из самых сложных форм китайского народного искусства — придворный танец (иногда его также называют дворцовым танцем), который первоначально практиковался при императорском дворе династии Хан (император Цинь Цинь, 221-207 г.г. до н.э. ). Последующие китайские императоры, в том числе монгольские и маньчжурские, продолжили устоявшийся обычай придворного танца. Танец дракона и танец льва, как правило, можно увидеть во время празднования китайского Лунного Нового года.Танец льва

Танец льва

Танец льва

Танцем льва начинается празднование Лунного Нового года. В это время улицы буквально забиты прохожими и торговцами. Два танцора скрываются внутри огромного муляжа льва из папье-маше (один из них контролирует голову и передние лапы, а другой – задние лапы и хвост льва). Этот пританцовывающий на ходу лев ходит от лавке к лавке, где продавцы наперебой желают ему процветания в наступающем году. Стоит отметить, что львы не живут в Китае, поэтому голова льва , как правило, больше похожа на дракона или какого-то монстра.Танец дракона

Танец дракона

Танец дракона

Танец дракона является частью фестиваля фонарей и проводится в пятнадцатую ночь двухнедельного празднования Нового года. Считается, что танец с ярко окрашенной головой этого мифического животного и синхронно исполняющей движения извилистой линией танцоров (которые представляют тело дракона) отогняет несчастья и злых духов, а также дарует благословение зрителям. Сложные танцы дракона также зачастую можно встретить на сцене в театральных постановках.Китайские танцы

Китайские танцы

Характеристики китайского танца

От изящного танца с веером до танцев, имитирующих боевые искусства, китайское искусство хореографии имеет некоторые общие характеристики:

Движения сильно стилизованы. Каждый шаг и жест следует по одной и той же схеме.

Тело танцора движется в пространстве по кругу, при этом круговые движения совершают руки, голова, ноги и туловище. Все движения в танце «текучие» и плавные.

Существует четкий акцент на координации движения глаз и рук.

Китайские танцы

Китайские танцы

Музыкальность — каждое движение определяется именно музыкой, которая влияет на каждый жест и позу.

Важное значение имеет реквизит: вееры, палки, обручи, ленты, флаги и другие реквизиты играют центральную роль во многих танцах.

Мотивацию для движения обеспечивают эмоции. Китайский танец чрезвычайно выразительный, и каждый жест является мини-ритуалом, рассказывающим какую-то историю.

Источник: www.4dancing.ru

Ваши оценки

Пока нет рейтинга

Loading ... Loading ...

xn--80ajiln2ae3adk3b.xn--p1ai

Китайский этнический танец — отражение многогранной культуры Поднебесной

Основы древней культуры, которые утеряны на Востоке, возрождаются на Западе. Это четвёртая статья из девяти о китайском этническом танце. Школа классического китайского танца «Шэнь Юнь» помогает более глубоко раскрыть красоту этой древней и самобытной культуры.

В противоположность бытующему мнению, Китай является многонациональной страной, где проживают, по меньшей мере, 55 этнических групп. Различные духовные традиции, местный климат и окружающая среда сформировали уникальные черты каждой из них.

Эти особенности отразились в десятках стилей танца, необычайно ярких и разнообразных. Следовательно, национальные танцы каждого из китайских меньшинств отличаются от классического и народного китайского танца, присущих наиболее многочисленной народности хань.

Представление на театральной сцене этнических танцев китайских меньшинств — конёк труппы «Shen Yun» («Шэнь Юнь»). Артисты этой школы исполнительных искусств, основанной в 2006 году в Нью-Йорке, считают своей миссией возродить многогранную 5000-летнюю культуру народов, населяющих Китай.

Во время каждого представления никто не знает, что последует за открытием занавеса. Ведущие спектакля на двух языках дают интригующие подсказки аудитории о том, какой номер будет следующим — сольное пение, драматический танец, классический китайский танец, этнический или народный танец. И в каждом из них артисты с помощью красивых движений и возвышенной музыки оркестра «Шэнь Юнь» рассказывают легенду или исторический сюжет из китайской истории. Традиционные этнические танцы, представленные труппой «Шэнь Юнь», включают корейские, тибетские, монгольские, маньчжурские танцы или танцы народности мяо.

Однако, если бы танцоры изображали на сцене лишь танцевальные движения, то достоверно передать характер той или иной этнической группы было бы невозможно. Поэтому хореографы, танцоры и оркестр «Шэнь Юнь» стараются передать всё разнообразие этноса на более высоком уровне, стремясь показать внутренний дух каждой культуры.

К примеру, «монгольскому народу характерно гостеприимство, и эта черта прослеживается в их танцах», — сказано на сайте «Шэнь Юнь». В монгольских танцах часто используют миски, чаши с вином и даже связки палочек для еды как символ гостеприимства.

«Ощущается, что монгольский танец наполнен жизненной энергией, радостью и восторгом», — сообщается на сайте Шэнь Юнь.

В отличии от классического китайского танца, корейский танец более тонкий и сдержанный. «Танец включает дыхательные движения. Дыхание является важной частью корейского танца — артист может выразить эмоции, сочетая дыхание и музыкальный ритм», — написано на сайте школы исполнительных искусств «Шэнь Юнь».

«Эти особенности вносят в корейский этнический танец исключительную красоту, спокойствие и достоинство».

Миссия выполняется

Несмотря на то, что каждая этническая группа в Китае, в том числе и народность хань, имеет свои характерные черты, на всех лежит глубокий отпечаток китайской культуры. Труппа «Шэнь Юнь» взяла на себя миссию возродить традиционную культуру Поднебесной, которая во время «Великой культурной революции» пережила нападки со стороны коммунистической партии. Теперь же можно увидеть, что школа искусств «Шэнь Юнь» достигла успеха в своих начинаниях — её концерты проходят по всему миру в самых лучших театрах.

«Школа исполнительных искусств «Шэнь Юнь» проделывает удивительную работу по возрождению и укреплению традиционной культуры Китая. Художественное выступление элегантно и прекрасно, оно также выражает духовность и веру», — сказал известный китайский историк Синь Хаонянь в интервью Великой Эпохе после просмотра представления «Шэнь Юнь», которое состоялось в январе прошлого года в нью-йоркском «Линкольн-центре».

Этническая культура находит своё отражение не только в обычаях и нарядах, но и в китайском иероглифе «Юнь»*, который также является частью названия самой труппы «Шэнь Юнь».

* Слово «Юнь» имеет несколько значений: рифма, мелодичность, благозвучие, изящные манеры.

«„Юнь“ здесь подразумевает в целом поведение человека — все тонкости каждого движения, это выражение языка тела», — пишет Бен Фрид, один из специалистов по китайской культуре при труппе «Шэнь Юнь», в своём блоге на сайте труппы.

Это означает, что каждое этническое меньшинство имеет собственный уникальный «Юнь», который и можно передать с помощью танца.

«Шэнь Юнь» возрождает тонкости традиционного образа жизни китайцев с помощью исторических рассказов и легенд. Образы различных культур национальных меньшинств в Китае очень впечатляют», — поделился впечатлениями Синь.

Он похвалил артистов «Шэнь Юнь» за глубокое понимание духовной культуры Китая и смысла жизни. «Во время выступления артисты передают красоту и духовные традиции культуры Китая. И аудитория чувствует это», — сказал он.

Мишель Жень, хореограф и главный танцор школы исполнительных искусств «Шэнь Юнь», говорит, что они имеют цель не только развлечь аудиторию, но и передать зрителям ощущение тепла.

«У всех нас есть желание популяризировать подлинную, чистую и прекрасную культуру Китая. Мы хотим передать самые искренние чувства зрителю… когда наши сердца чисты, зрители ощущают себя комфортно и хорошо».

Иван Пенчуков, Великая Эпоха

Великая Эпоха является почётным информационным спонсором «Shen Yun». Чтобы больше узнать о Shen Yun и традиционной китайской культуре, посетите официальный сайт «Shen Yun», на котором размещена информация о выступлениях.

www.epochtimes.com.ua

Танцевальное искусство Древнего Китая

Эпоха Чжоу, представленная одноименным государством, возникла в результате завоевания Шан-Инь народностью, называемой чжоу. Есть все основания говорить, что они восприняли все важнейшие культурные достижения народности инь, в том числе и танцевальное искусство. Формально считающаяся единой исторической фазой, эпоха Чжоу на самом деле распадается на несколько исторических периодов.

Танцевальное искусство эпохи Чжоу ознаменовалось формированием ритуальных танцев, которые могли исполняться при проведении как официальных ритуалов, так и массовых обрядов. Прежде всего, расширился репертуар придворных танцев. К придворным относят, в первую очередь, танец «Ла», или « Чжа» (от разных фонетических норм одного и того же иероглифа). «Чжа/ла» — название ритуала из 8 благодарственных жертвоприношений («восемь чжа», ба чжа), которые происходили в честь духов земли и растительности после сбора урожая и включали в себя моления о защите новых посевов от природных катаклизмов и вредителей. Все эти жертвоприношения включали и танцевальный компонент. Главными исполнителями были у, ведущую партию исполнял мужчина в специальном одеянии: платье белого цвета с кожаной накидкой и тугим поясом. Он также использовал палку, похожую на костыль. Другие участники танца надевали желтые одежды и шапки и могли наряжаться в костюмы, изображавшие священных животных, почитавшихся защитниками от злых сил — тигра, кошки. Со временем танец «Чжа» утратил свое обрядовое предназначение и превратился в популярное представление. Рассказывается, что подобное представление наблюдал Конфуции со своим учеником. Оно произвело на них огромное впечатление: танцоры, как в трансе, кружились иод ритмы музыки.

«Но» — еще один известный танец чжоу, восходящий к одноименному обряду изгнания демонов — но. Такой обряд первоначально входил в круг официальных ритуальных акций и имел охранительную функцию — защиты от болезнен и злых сил. Исполнителем ритуала и танца выступал у, занимавший пост «Фансян ши». Он надевал металлическую маску, на которой было нарисовано четыре глаза, и специальный костюм, состоящий из верхнего платья черного цвета, красной юбки и перчаток из медвежьей кожи. Во время танца исполнитель держал в одной руке щит, в другой — копье и непрерывно повторял слово «но». Этот обряд и танец постепенно получили распространение и в низовой среде. Придворный вариант получил название «Государственный Но» (Го-но) или «Великий Но» (Да-но). Он мог исполняться на территории царского (затем -— императорского) погребального комплекса, чтобы изгнать оттуда злых духов. Популярный вариант — «Но деревенских жителей» (Сяньжень-но). Считалось, что после исполнения обряда и танца «но» в стране не будет эпидемий в течение целого года. Этот танец сохранился и в последующие исторические эпохи, претерпевая все новые изменения. Так, в эпоху Ханк в него вошел эпизод, в котором участвовали Заклинатель духов и 12 его помощников, облаченные в костюмы 12 зодиакальных животных, способных, по поверью, бороться с призраками и болезнями. Они танцевали под песнопение, которое, как считали, было способно изгнать злых духов. В это же время 120 мальчиков в возрасте от 10 до 12 лет кричали и били в барабаны. Другие участники ритуала танцевали с боевыми луками и метлами, связанными из веток персикового дерева. В таком виде «Но» исполняли до X в. н. э. В эпоху Северная Сун (906-1127 гг. н. э.) он превратился н военный танец, воспевающий народных героев и их подвиги. Этот вариант сохранился и по сей день в рамках китайского народного танца — танцы «но» исполняются во многих провинциях Китая, причем как на северо-восточной периферии (в т. ч. в провинции Хэйлунцзян), так и в районах бассейна реки Янцзы.

i-dancestudio.ru

Классический китайский танец - мнения профессионалов

Об истоках традиционного китайского танца, о трёх его главных составляющих и других отличительных особенностях рассказывают профессионалы – преподаватели колледжа «Фэйтянь», а также танцоры Shen Yun – творческого коллектива, который посредством танца представляет традиционную китайскую культуру.

На выступлении творческого коллектива Shen Yun

На выступлении творческого коллектива Shen Yun. Фото с www.shenyunperformingarts.org

«История классического китайского танца насчитывает несколько тысячелетий. В праздники он являлся культурной частью как народных гуляний, так и императорских приемов», — рассказывает Суэ Го, вице-президент «Колледжа искусств «Фэйтянь»».

«Когда люди были счастливы, движения их рук и ног превращались в танец», — говорит И Цао, экс-глава судейской комиссии Международного конкурса классического китайского танца.

На концерте труппы Shen Yun

На концерте труппы Shen Yun. Фото с www.shenyunperformingarts.org

На протяжении 5-ти тысяч лет развития китайской цивилизации многие традиционные виды искусства были взаимосвязаны: боевые искусства, акробатика, народные танцы. Все они имеют нечто общее…

Современная художница Чжан Цуйин, рисующая в традиционном стиле «го-хуа», передает в своей картине пластику классического танца, оставив зрителю простор для воображения

Современная художница Чжан Цуйин, рисующая в традиционном стиле «го-хуа», передает в своей картине пластику классического танца, оставив зрителю простор для воображения. Изображение с http://www.pureinsight.ru/content/view/747/46/

«Процесс тренировки для каждого танцора является крайне напряженным, — делится Юнчиа Чэнь, менеджер дочерней компании, хореограф, ведущий танцор Shen Yun Performing Arts*, — чтобы достичь высокого уровня, подходящего для выхода на сцену, необходимо обучаться 6 лет. Обучение в колледже занимает 10 лет. Это долгий процесс».

«Есть утренние тренировки, тренировки основных навыков, репетиции. — рассказывает Гу Юнь, преподаватель танцев Shen Yun Performing Arts. — Каждый день ты танцуешь как минимум по 7-8 часов. Каждый день ты встаешь рано утром и начинаешь работать, и так день за днем год за годом».

Тренировка танцоров.

Тренировка танцоров. Фото с www.shenyunperformingarts.org

Тренировка танцоров

Тренировка танцоров. Фото с www.shenyunperformingarts.org

 

В китайском традиционном танце (кит. 中國古典舞, произношение по Палладию: чжунго гудянь у) специалисты выделяют такие главные составляющие:

— «техника» или «мастерство» (кит. 技巧) – весь набор акробатических приёмов;— «физическая форма» (кит. 身法) – техника отработки и последующего выполнения каждого элемента движения;— «манера подачи» (кит. 身韻) – особый темперамент танцора.

Китайский традиционный танец

Китайский традиционный танец. Фото с www.shenyunperformingarts.org

Техника танца

Техника китайского традиционного танца включает в себя целые серии прыжков, переворотов и сложных акробатических элементов.

«Есть много переворотов и акробатических элементов – самых разнообразных. Подобного нет в других танцевальных стилях», — рассказывает о техническом мастерстве в танце г-н Юнчиа Чэнь.

Юнчиа Чэнь на выступлениях труппы Shen Yun

Юнчиа Чэнь на выступлениях труппы Shen Yun. Фото с www.shenyunperformingarts.org

Г-н Гу Юнь: «Техники китайского классического танца очень хорошо передавались как элемент культуры. В традиционной китайской культуре боевое и не боевое [искусство] было взаимосвязано.

В воинских искусствах есть приемы нанесения ударов, перевороты, пришедшие из древних сражений. Они применялись для отражения ударов и т.д. Всё это наиболее классические способы использования силы. В процессе передачи из поколения в поколение их всё меньше использовали для боя, а всё больше для артистических выступлений при дворе императора. Со временем артистическая сторона стала преобладать, и эти приёмы стали неотъемлемой частью традиционного китайского танца».

Физическая форма

«[Физическая] Форма, о которой мы говорим, если выразить её словами – это «методика». Например, то, каким способом ваша рука направляется вверх, как рука описывает круг, как она идет вниз, как при этом движется тело – голова, руки и глаза, как используется дыхание и, наконец, где его [дыхание] нужно задержать и где можно расслабиться. [Форма] — это методика всего [танцевального] процесса», — объясняет Мишель Жень, менеджер дочерней компании, хореограф, ведущая танцовщица Shen Yun Performing Arts.

Мишель Жень на выступлениях труппы Shen Yun

Мишель Жень на выступлениях труппы Shen Yun. Фото с www.shenyunperformingarts.org

Г-н Гу Юнь: «Классический китайский танец придает особое значение полной согласованности тела посредством ключевых приёмов: вращений, наклонов, округлений и изгибаний».

Г-н Юнчиа Чэнь: «Мы придаем значение так называемому округлению. В восточной философии говорится «красота в округлости». Движения должны идти по круговой траектории: округлые и наполненные. Это отличается от балета, в котором акцент делается на прямых, а не изогнутых линиях. Главным образом, это исходит из культурной основы. Разные стили танца отражают сущность культуры соответствующих наций и регионов**.

Г-жа И Цао: «[Физическая] форма – это траектория самого движения».

Манера подачи

То, что окончательно выводит традиционный китайский танец на другой уровень это манера подачи.

Г-н Гу Юнь: «Манера подачи – это особый темперамент, с которым исполняется китайский классический танец. Это чувство эстетики, которое порождается [национальной] культурой. Когда вы представляете культуру своей нации, вы отражаете её внутренний темперамент».

Г-н Юнчиа Чэнь: «Когда танцор двигается, акцент – на внутренней энергетике, связанной с дыханием. Дыхание направляет тело».

Г-жа Мишель Жень: «Например, Мулан – очень выразительный персонаж: на поле боя она женщина-генерал. И её движения выражают силу и благородство женщины-генерала [показывает]. Однако то же самое движение, когда она выполняет его, заботясь дома о пожилом отце, это уже движение скромной юной девушки. Внутреннее содержание [одного и того же движения] может быть абсолютно разным».

«Изображение разных персонажей, мужчин, женщин требует разных форм артистичности. Например, в выступлении «Преданность Юэ Фэя*» (номер Shen Yun) движения матери Юэ Фэя очень утонченные. Когда она поднимает руки своего сына, вы чувствуете, как будто эта сцена возвращает вас в то время, когда Юэ Фэй был младенцем, и мать убаюкивала его на руках. — Объясняет г-жа И Цао, — Движения здесь — отражение глубокой любви матери к своему ребёнку».

На протяжении веков китайский танец обогащался стилями разных династий. Создавалась обширная система с колоссальным разнообразием движений. Годы шли, и словарь танцевального языка продолжал расширяться. Техническое мастерство, физическая форма и манера подачи – всё это связанное воедино делает традиционный китайский танец одной из наиболее богатых, выразительных и в то же время наиболее трудоемких форм искусства в мире.

На протяжении веков через танец китайцы выражали традиционные ценности, такие как «уважение к небесам», идеалы нравственности, а также вера в то, что «за добро воздается добром, а за зло последует наказание». Китайский танец использовался для воплощения идеалов доброты, чести, этичности, мудрости и искренности. В классическом танце напористая сила мужчин и мягкая утонченность женщин. То, что он показывал, было искренним и ясным.

Однако, последние десятилетия это положение изменилось.

«После [окончания] «культурной революции» казалось, что китайский классический танец существует, но на самом деле его внутреннее содержание было заменено восхвалением коммунизма. Всё было пронизано революцией, борьбой, насилием. Это полностью отличалось от классического танца.

На самом деле, [материковый] Китай ежегодно выпускает много хороших танцоров, но они вынуждены исполнять те вещи. – рассказывает г-н Юнчиа Чэнь. – Я действительно сожалею, что многие танцоры в Китае не могут танцевать настоящий традиционный танец, подобно тому, как это делают артисты Шэнь Юнь».

Г-жа Суо Гэ: «Сегодня музыка и танец стремятся быть современными. Они потворствуют аудитории и исполняют всё, что продаётся».

Г-н Юнчиа Чэнь: «Я обучался классическому китайскому танцу в Китае. Многие люди говорят, что являются исполнителями классического танца, но их формы выражения и движения, в действительности, подвержены сильному влиянию современного танца. Я пытался танцевать эти вещи. Они не несут никакой традиционной эстетической ценности».

Г-н Гу Юнь: «В сегодняшнем [материковом] Китае интернет подвергается цензуре, и многие вэб-сайты заблокированы. Это заставляет нас китайцев завидовать открытости Запада. Поэтому каждый пытается перенять стиль и тенденции западного общества».

Г-жа Суо Гэ: «Конечно всегда были артисты, которые продвигали классический танец.

С древности самыми выдающимися артистами были те кто, прежде всего, придерживался нравственных принципов. Таких людей не так просто сбить с правильного пути внешними воздействиями, славой или выгодой. Они всегда вкладывают свои сердца в то, что делают».

Китайский традиционный танец

Китайский традиционный танец. Фото с www.shenyunperformingarts.org

 

Китайский традиционный танец

Китайский традиционный танец. Фото с www.shenyunperformingarts.org

 

Китайский традиционный танец

Китайский традиционный танец. Фото с www.shenyunperformingarts.org

Традиционный китайский танец настолько обширен, что способен передать 5-ти тысячелетнюю историю китайского народа, захватывающую историю, полную трагедий и драм, великолепия и надежд. Классический китайский танец — это часть культурного наследия всего человечества, наиболее чистая форма, настоящий подарок Небес!

Читайте по теме:  Отзыв о концерте Shen Yun

* Shen Yun Performing Arts (кит. 神韻藝術團) – молодая набирающая популярность нью-йоркская компания. Имеет 3 гастрольные труппы, которые ежегодно дают концерты по всему миру.** Китай – многонациональная страна, в которой сосуществуют более 50 национальностей, крупнейшая из которых национальность Хань.

По материалам:

Оригинальное видео на китайском языке с официального сайта Shen Yun

Полный видеоматериал переведённый на русский:

Автор: Евгений Верес

Posted by an_zhi in Традиционная культура Китая Tags: Shen Yun, классический китайский танец, традиционный китайский танец

www.kitay-v-mire.com

Сунь Цянь У ИСТОКОВ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ИСКУССТВА КИТАЯ: ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА «Я ЮЕ У» ДИНАСТИИ ЧЖОУ - Искусствоведение - Каталог статей - Академикон

В древнем Китае понятие «Юе» включало в себя музыку, л а ней и стихи [I, 21], Дословный перевод словосочетания «Я Юе У» [2] говорил нам о совместном существовании аристократического изящного танца и музыки. Наивысшее распространение этого искусства происходит в период Династии Чжоу, которая была основана королем У в 1027 году до н.э. Древний танец исполнялся во время жертвоприношения, он был важен в политической и культурной жизни общества. Для него характерны обрядовые черты, поскольку в Древнем Китае общество было четко разграничено по сословиям. Например, по количеству танцующих можно было определить, для кого исполняется танец. Если танцующих было 64 человека, то танец предназначался только для короля. Если же танцующих было 48, танец предполагался для маркизов, 36 человек танцевали для главных чиновников и т.д. Важно отметить: чем ниже сословие человека, тем меньше шансов он имел увидеть танец, предназначавшийся для более высокого сословия [3, 13]. Структура Юе была определена в этот период при королевском дворе, где ее строго придерживались и обучали разным обрядовым танцам только детей аристократов.

В мировой китайской традиции наилучшими образцами Я Юе У являются «Шесть главных танцев» и «Шесть дополнительных танцев». В своем первоначальном виде они появились в эпохи, предшествовавшие периоду Династии Чжоу. Первым в состав Шести главных танцев входит «Юнь мэнь». Ученые считают, что он пришел из древнейшей эпохи Хуанди. Этот танец исполнялся во время жертвоприношения в честь божества неба. Вторым танцем считается «Сянь чи», который был также взят из эпохи Хуанди царем Яо. Его танцевали в честь божества земли. Следующим танцем был «Да шао». из эпохи Шунь, следовавшей за эпохой Яо. Этим танцем благодарили солнце, луну, звезды и море. Танец «Да Ся», характерный для эпохи Юй, наступившей после Шунь, исполнялся для богов гор и рек. «Да Хо» танцевали в эпоху Шан (1600-1046 гг.до н.э) и посвящали в Династии Чжоу предкам женщины. Шестым танцем был «Да у», во время исполнения которого приносили жертвы предкам мужчины. Этот танец был создан именно в эпоху Династии Чжоу.

Первые четыре танца назывались <Вэнь у», то есть были гражданскими, (дословно -«мягкие танцы»). Они воспевали королей Хуан ди, Яо, Шунь, Юй. Последние два ганца, входившие в Шесть главных танцев, назывались «У У», что означает воинственные танцы, они прославляли королей Шан Тан и У, которые захватили власть военным путем [4, 17]. Шесть главных танцев были четко регламентированы и имели строгие требования к словам песни, мелодии, ритму, нарядам и украшениям, движениям, строю и т. д.

Рассмотрим главные особенности «Шести дополнительных танцев».«Фу У» танцевали с перьями или разноцветными шелками в руках и посвящали божествам почвы и хлебов, что было символом власти древней страны. «Юй У» исполнялся со складными веерами из перьев и предназначался богам солнца, луны, звезд, моря или предкам императорских династий. Для «Хуан У» характерно наличие головных уборов и зеленых костюмов из перьев или разноцветного опахала в руках. Танцевали во время жертвоприношения божествам солнца, луны, звезд или просили дождя. «Мао У» исполнялся во время обряда благодарения Пи юн («Пи юн» переводится как университет для детей аристократии), в знак уважения ученым, которые сделали открытия в науке Китая. В руках у танцующих был и...хвосты коров [5, 15]. Жертвоприношение горам и рекам происходило во время танца «Гань». Танцовщики держали в руках щиты, поскольку этот танец символизировал военное дело. В последнем танце «Жэнь» в руках у танцующих не было ничего и посвящали его звездам и предкам императорского дома.

Таким образом, «Шесть дополнительных танцев» тесно переплетались с чертами первобытных обычаев. На это указывает наличие щитов, головных уборов из перьев и т. д. Эти танцы являлись своеобразным учебным материалом для воспитания детей аристократии.

Все перечисленные танцы представляли самый высокий уровень развития музыки и танца Китая в то время. Для «Я Юе У» была характерна комплексная форма, где танец взаимодействовал и параллельно сосуществовал со стихами и музыкой. В движении танца, мелодии музыки и звучании слова можно было проследить принципы морали и этики общества того периода В Династии Чжоу наличие сословного строя общества предполагало четкое следование традициям, обычаем и обрядам. «Я Юе У» является своеобразным памятником в китайской хореографической истории.

1.    Лon, Иньпы Обзор хореографического искусства / Иньпы Л он, Эрчуи Сюй. - Шанхай: Издательство Народа, 1997. -С. 21.2.    Я ( I) - изящный; Юе (П) - музыка; У (□) - танец.3.    Ван, Кэфэн . Поступательная история китайского танца / Кэфэн Ван. - Шанхай: Издательство Народа, 1989. - С.23.4.    Zi Huayun. Chines Dance / Huayun Zi. - Beijing: Culture and Art publlishing House, 1999. - C.17.5.    Чэнь, Цзе. Очарование танца / Цзе Чэнь. - Шанхай: Издательство Наука и техника. 2001. С 15.

academicon.ru

Китайская Музыка,традиционныекитайские инструменты,История музыки,Самая ранняя музыка,Современные китайские композиторы,Танцы в Китае,китайский балет,Театральное искусство,Традиционная китайская опера,Мэй Ланьфан,китайские драматические артисты,китайский фильм,Кино,первый китайский фильм

Китайская музыка кино и Театральное искусство

 

Китайская Музыка

На разных исторических этапах китайская музыка имела различные формы существования. Начиная с легендарного Желтого императора (Хуан-ди) и до начала эпохи Хань (202 г. до н.э.-220 г. н.э.) музыка сопровождала танец; в эпоху Хань и до эпохи Тан включительно (618-907 гг.) она существовала в качестве «мелодий для танцев и песен»; в эпоху Сун, Юань, Мин и Цин (период с 960 г. по 1911 г.) музыка главным образом была представлена в традиционной китайской опере и драме. Традиционную китайскую музыку называют также «национальной», или «народной».

 

 

 

История музыки неразрывно связана с историей музыкальных инструментов. Предки китайцев еще в эпоху неолита изобрели флейту из кости и глиняную дудку «сюнь». В 1978 году при раскопках был найден набор колоколов эпохи Воюющих царств (475-221 гг. до н.э.), в который входили 64 колокола общим весом более 2,500 кг. Колокола звучат красиво и в большом диапазоне, на них можно исполнять китайские и западные мелодии пятиступенного и семиступенного звукоряда. Как и на Западе, традиционные китайские инструменты включают в себя струнные смычковые, например, скрипки «эрху» и «баньху»; струнные щипковые, такие, как «пипа» и «чжэн»; духовые инструменты, например, флейту и деревянный рожок «сона», и ударные, такие, как барабан и гонг. Некоторые из этих инструментов созданы китайцами национальности Хань, другие — национальными меньшинствами Мяо и Цян, а иные были завезены в древности из районов Средней Азии.

 

 

 

Самая ранняя музыка, которая исполнялась при проведении религиозных ритуалов, дворцовых церемоний или же на торжественных званых пирах, называлась «изящной», а народная музыка именовалась «простой». С эпохи Хань (202 г. до н.э.-220 г. н.э.) народная музыка начала занимать господствующее положение и постепенно стала главным направлением в китайской музыке. В эпоху Хань была учреждена Музыкальная палата, официальное правительственное учреждение, которое отвечало за сбор и систематизацию китайских народных песен. Музыка эпохи Тан (618-907 гг.) вобрана в себя мелодии и инструменты некоторых малых народностей: среди популярных песенных и танцевальных мелодий было немало мелодий из Западных областей (ныне Синьцзян и Средняя Азия). В Танскую эпоху большой популярностью пользовался музыкальный жанр «дацюй» (буквально «большая песня»), произведения которого исполнялись на нескольких десятках инструментов. Этот жанр объединял пение и танец. Наиболее известными произведениями жанра «дацюй» были «Циньский князь громит ряды врагов» начала эпохи Тан, а также «Разноцветные юбки и блузы, украшенные перьями», популярное в период расцвета Танской династии. В эпоху Сун (960-1276 гг.) и Юань (1271-1368 гг.),  вместе с подъемом традиционной оперы, музыка, сопровождавшая театральное действие, также переживала период бурного развития.

 

 

 

Современные китайские композиторы, такие, как Лю Тяньхуа (1895-1932 гг.), Хэ Люйтин (1903-1997 гг.) и Ли Инхай (р. в 1927 г.) приложили большие усилия для сохранения и обработки огромного количества традиционных музыкальных произведений. В то же время, переняв у Запада концепцию полифонии, они создали множество новых музыкальных произведений.

 

 

 

При помощи современных технологий и материалов удалось улучшить некоторые древние народные музыкальные инструменты; в новой интерпретации зазвучали такие древние мелодии, как «Высокие горы, текучие воды» и «Засада со всех сторон». Все это вдохнуло новую жизнь в фольклорную музыку. Вместе с тем китайские музыканты идут в ногу с основными мировыми музыкальными направлениями, о чем говорит пример китайского композитора Тань Дуня (р. в 1957 г.), который получил премию «Оскар» за лучшую музыку к фильму, а также премию Ч. Грейвмейера за лучшее музыкальное сочинение.

 

 

 

Китайский Танец

 

Танцы первобытной эпохи в Китае зародились в процессе труда, некоторые па имитировали, например, движения охотников или движения земледельцев, высаживающих рисовую рассаду. Начиная примерно с 21 века до нашей эры, на протяжении трех эпох Ся — Шан — Чжоу (2070-256 гг. до н.э.) танец стал формальной частью религиозных ритуалов, дворцовых церемоний и торжественных пиров, превращаясь из массового развлечения в род исполнительского искусства. Танцы под музыку исполнялись в те времена рабами, развлекающими хозяев и гостей: бытовали и магические пляски, которые исполняли колдуны: в эпоху Чжоу (1046-256 гг. до н.э.) появилась специальная разновидность «малых танцев», которым обучали отпрысков родовитых семей.

 

 

 

Большое развитие танцы получили в эпоху Хань (202 г. до н.э.-220 г. н.э.), когда увеличилось число людей, которые занимались ими профессионально. Учрежденная в то время Музыкальная палата в качестве казенного ведомства не только собирала песни и танцы, но и отбирала выдающихся артистов из народной среды для выступлений во дворце. Созданная тогда придворная профессиональная труппа певцов и танцоров насчитывала более тысячи человек. Чрезвычайно распространенный в Ханьскую эпоху т.н. «дамский танец» исполнялся профессиональными танцовщицами и пользовался неизменным успехом среди членов императорской семьи и военных чиновников. Некоторые богатые семьи заводили собственные труппы «дамского танца». Благодаря происходившему в 4-6 вв. н.э. культурному обмену между разными народами, к эпохе Тан (618-907 гг.) искусство танца получило еще большее развитие. Танцы тогда разделились в целом на две формы: «твердую», с резкими и сильными па, и «мягкую», отличающуюся плавностью движений. «Твердый» стиль пришел из Западных областей и Средней Азии, к нему относится танец-кружение, когда танцор стремительно вращается то влево, то вправо: в «мягком» танце па нежные, развеваются длинные рукава платья, движения рук и тела плавные и гибкие.

 

 

 

Еще одной важной составной частью китайского танцевального искусства являются обычные, чрезвычайно распространенные народные танцы, которые в силу региональных и национальных отличий характеризуются широчайшим разнообразием стилей.

 

 

 

Несмотря на отличия, все этнические группы использовали танец главным образом для того, чтобы отмечать праздники и смену времен года. В танце люди просили хорошей погоды и обильного урожая зерна, выражали любовные чувства, изображали сцены свадьбы.

 

 

 

К настоящему времени в Китае зафиксировано, классифицировано и воссоздано множество древних танцев с периода Хань (202 г. до н.э.-220 г. н.э) до периода Тан (618-907 гг.). Многие из них получили новую жизнь на сцене. Танцовщица и хореограф Дай Айлянь (р. в 1916 г.) поставила танец «Небесные феи» для женского дуэта. Она использовала картины танцев с фресок в пещерном храме в Дуньхуане, а в основу своей композиции положила «танец с шелками», дошедший до нас из эпохи Хань: развевающиеся шелковые ленты придают действии порыв и стремительность. Вместе с тем китайские танцоры и хореографы изучают разнообразные формы и технику мирового танцевального искусства, берут лучшее из балета танца-модерн и других форм западного танца и создают собственный китайский балет современный танец.

 

 

 

Театральное искусство

 

Традиционная китайская опера зародилась в период Хань (202 г. до н.э.-220 г. н.э.) и получила широкое развитие уже к периоду Юань (1271-1368 гг.). В отличие от западного театра, который использует преимущественно один исполнительский метод, китайская опера синтезирована такие виды искусства, как танец, музыка, акробатика, декламация и пение, создана цельную исполнительскую систему, вобравшую в себя «пение, речитатив, действие, искусство боя и танец».

 

 

С точки зрения ритма и стихотворного размера арии китайской оперы не были так строго ограничены, как поэтические произведения в жанрах «ши» и «цы», поэтому в опере можно было гораздо свободнее выражать свои чувства. Со временем китайская опера стана важнейшей формой развлечения. Знаменитый император Танской династии Тан Сюаньцзун (правил с 712 г. по 755 г.) был страстным поклонником оперы. Специапьно для нее он построил во дворце помещение под названием «Ли юань» («Грушевый сад»), где проводилось обучение оперных артистов. Позднее этими двумя словами — «Грушевый сад» — было принято обозначать оперное искусство.

 

 

В большом количестве стали появляться местные оперные школы, что было вызвано региональными и диалектными отличиями. Распространенная в районах дельты реки Янцзы опера «куньцюй» благодаря своей мелодичности, изящности стихов, изысканности исполнительской манеры представляет феномен большой исторической, литературной и художественной ценности. В 2001 году ЮНЕСКО включило оперу «куньцюй» в список «шедевров устного и нематериального наследия человечества».

 

 

Появившаяся в середине Цинской эпохи (1636-1911 гг.) пекинская опера («цзинцзюй») была распространена как никакая другая и имела самую широкую зрительскую аудиторию. Не случайно она приобрела славу национального достояния Китая. Сценическая манера пекинской оперы — это прежде всего символизм и стилизованное пространство-время. Например, цвет масок говорит о моральных качествах героев: красный свидетельствует о преданности, белый — о коварстве, черный — о прямолинейной честности и неподкупности. Если актер легкой трусцой бежит по сцене с плеткой в руке, то это означает, что его персонаж одолел верхом несколько тысяч верст. Несколько воинов и полководцев на сцене символизируют огромную армию, а горстка бьющихся друг с другом солдат обозначает ожесточенное сражение. Такая манера сценического исполнения открывает широчайший простор для зрительского воображения.

 

 

Самым известным актером пекинской оперы был Мэй Ланьфан (1894-1961 гг.). Он стал первым артистом, исполнявшим произведения пекинской оперы в разных уголках земного шара и познакомившим с ней международную аудиторию. Представленное Мэй Ланьфаном искусство пекинской оперы, а также систему Константина Станиславского и театр Бертольда Брехта называют тремя великими театральными системами мира.

 

 

После прихода в Китай западного театра китайские драматические артисты изучают и перенимают его формы и стили исполнения и отражают на сцене жизнь современного Китая. В начале 80-х годов 20-го столетия китайские артисты стали развивать экспериментальные театральные формы. Так, переход некоторых коллективов на «малую сцену» приблизил театр к зрителю, позволил наладить тесный контакт актеров с аудиторией, когда последняя становится частью театрального действа. В настоящее время в Китае имеется большое количество специапизированных высших учебных заведений, где преподается оперное и драматическое искусство.

 

 

 

Китайское Кино

 

Кино является продуктом современной цивилизации. Стоит отметить, что с самого начала это пришедшее извне искусство имело тесную связь с традиционной китайской культурой и чаяниями китайцев. В 1905 году появился первый китайский фильм «Гора Диншюньшань», который представляет собой снятые на пленку фрагменты одноименной пекинской оперы.

 

 

В первую половину 20-го столетия китайское общество переживало длительный период потрясений. Перед китайским народом встал главный, жизненно важный вопрос: как противостоять иноземной агрессии, построить по-настоящему независимое, богатое и могущественное государство. Захваченные веяниями времени китайские кинематографисты размышляли прежде всего над вопросом спасения родины, для них немыслим был поиск чистой художественности в отрыве от реальной жизни. Первым китайским художественным фильмом, отмеченным международной наградой, стала лента «Песня рыбаков», завоевавшая в 1935 году награду Московской международной киновыставки. Этот фильм стал вехой на пути молодого китайского кинематографа.

 

 

Режиссер Цай Чушэн (1906-1965 гг.) в реалистичной манере рассказал о горькой судьбе бедной рыбацкой семьи, о ее разорении, скитаниях и гибели, выразил протест китайской нации против угнетения и ее стремление к независимости. Это произведение отразило реальные проблемы китайского общества. В «Песне рыбаков» и других китайских фильмах того времени был использован монтаж и иные приемы зарубежного киноискусства.

 

 

С 50-х годов 20-го века китайский кинематограф получил еще более устойчивое развитие. Особенно в 80-е годы, когда представители т.н. «пятого поколения» режиссеров Чэнь Кайгэ (р. в 1952 г.) и Чжан Имоу (р. в 1951 г.). восприняв новые концепции и выразительные средства мирового кино, проявили новаторский подход в выборе темы, построении сюжета, в создании образов, в использовании кинокамеры, художественной трактовке. Уделяя особое внимание исследованию узловых моментов истории национальной культуры и национальной психологии, они создали проникнутые духом субъективизма и символизма и полные иносказаний произведения, которые были отмечены призами на трех крупнейших европейских кинофестивалях. Гонконгский режиссер Ван Цзявэй (р. в 1958 г.. в принятой на Западе транскрипции его имя пишется как \Уоп§ Каг-\\а1), представил «новую волну» в азиатском кинематографе и существенно поднял его престиж на международной арене.

 

 

Тайваньский режиссер Ли Ань (р. в 1954 г.. в принятой на Западе транскрипции его имя пишется как Ап§ Ьее) снял фильм «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», который в 2002 году завоевал премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Телевидение, сестра кинематографа, также развивается быстрыми темпами. В 2002 году только в континентальной части Китая было снято более 14,000 серий различных телесериалов. Как в кино, так и на телевидении, идет пересмотр традиционных подходов, предпринимаются шаги по переходу на рыночные рельсы.  

chinaholidaytours.ru


Смотрите также