Танцы древнего китая. Китайский танец с веерами. Народный китайский танец
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Китайский танец: философия шелка и бамбука. Танцы древнего китая


философия шелка и бамбука — apsara-journal.ru

Парящие танцоры, выразительные движения рук, древние легенды, волшебство на сцене – именно эти образы возникают в воображении, когда мы говорим о традиционном китайском танце. Однако за кажущейся легкостью стоят изнурительные каждодневные тренировки в течение многих лет: обучение танцоров начинается в раннем возрасте и предполагает изучение боевых искусств, акробатики, театрального искусства, хореографии традиционных сценических танцев, а также многочисленных национальных танцев Китая – такова плата за постижение древних традиций китайского танца.Так что же представляют собой эти традиции, и как изменяется это искусство в эпоху слияния культур современного мира? 

Что такое китайский традиционный танец?

Китайский народный танец и танец сценический – именно на эти две большие категории можно подразделить китайский традиционный танец. Сценические танцы исполнялись во Дворце императора и воплощали в себе образы поэзии, художественного искусства и скульптуры того времени. Поэтому китайские танцы являются такими утонченными и богатыми, впрочем, как и любая традиционная форма китайского искусства.

Наиболее очевидная разница между китайским и западными стилями танца – в танцевальной форме. Традиционно и в китайском сценическом, и в национальных китайских танцах движения идут по спирали и кругу, потому что в китайской культуре круг символизирует гармонию. Европейские же танцы, такие, как балет и современный танец, больше тяготеют к линейным передвижениям и удлинённым формам.

Кроме того, китайский танец от классического западного танца отличают специфичное подчеркивание движений рук и положений пальцев, также как и координация глаз-рук.В китайском танце также должны присутствовать три загадочных для западного человека элемента китайской философии: цзин (концентрация), ци (течение энергии) и шэнь (дух). Эти эстетические понятия пришли в танец из трех основных религий Китая – даосизма, конфуцианства и буддизма, которые составляют культурную основу китайской цивилизации.

Из грязи в князи

Поклонение божествам, страх и злость, радость и счастье древних людей – все это до сих пор мы можем увидеть в китайских танцах, история которых насчитывает более пяти тысяч лет. В своих первых танцах люди описывали путь звёзд и воплощали идею устройства Неба и Поднебесной.В древнем Китае крестьяне предпочитали танцевать групповые танцы. Но впоследствии некоторые из них сделали танец своим ремеслом и стали танцевать для других. По конфуцианским канонам женщинам танцевать не позволялось, поэтому роль женщин исполняли мужчины.

Начиная с династии Чжоу (1122 до н.э. — 249 до н.э.) при дворце императора организовывались школы музыки и танца, где обучали музыкантов и танцоров. К тому же, в школах исследовали и развивали народные, религиозные танцы и танцы других народов. Танцоры принадлежали к низшему социальному классу, их основной обязанностью было давать представления для императора и вельмож.

танцор, каменное изображение пров.Хэнань (династия Сун)

В императорском дворце времен династии Хань (206 до н.э.- 220 н.э.) стали вести организованное хранение документов. Благодаря этому искусство танца и художественное искусство в Китае получили еще большее развитие.

“Сыны Грушевого Сада”

Наивысшего расцвета традиционный китайский танец достиг в период династии Тан (618–907 г.г. н.э.). В этот трехсотлетний период произошли важнейшие культурные события – были основаны два учреждения: Императорская Академия и Академия «Грушевый Сад» — по названию императорского сада внутри дворца. Последняя была основана императором Ли Лунцзи (712-756 н.э.). Так в Китае появилась первая профессиональная танцевальная труппа. Ее танцоров называли “сынами грушевого сада”.

император Ли Лунцзи

По знаменитому Шелковому Пути в Китай пришли индийский и иранский танцы, которые значительно повлияли на развитие китайского танца. Кроме индусов, персов и других народов, ведущих торговлю, в Китай стали совершать путешествия буддийские монахи. Так в Китае появился буддизм, который оказал огромное влияние на китайскую культуру. На многочисленных фресках того периода были запечатлены Летящие Апсары — полубогини, духи облаков в облике прекрасных женщин. Уникальные позы божеств, представленных на этих фресках, оказали большое влияние на китайский классический танец – на сцене появилась имитация “парящего полета”, которой так восхищаются зрители всего мира.

Цзэн Хао, «Парящие апсары»

“Танцующий император” Ли Шиминь (627 – 649 н.э.) из династии Тан стал первым китайским хореографом еще за тысячу лет до появления Людовика Четырнадцатого, основавшего в семнадцатом веке Парижскую Оперу и Королевскую Академию Танца во Франции. Другим великим музыкантом и постановщиком был император Ли Лунцзи. Он создал знаменитую хореографическую постановку «Песня Вечной Печали». Сюжет этого танца сейчас можно узнать в фантастическом балете «Жизель».В «Песне Вечной Печали» танцоры двигаются на сцене, как в волшебном мире. Хореограф скомбинировал идею танца с высокой танцевальной техникой, которая пришла из индийского танца, с одной стороны, и из классического китайского танца императорского дворца, с другой. Даже на сегодняшний день сложно поверить, что знаменитый “парящий полет” на сцене – не сон. Вдохновением для создания многих танцевальных композиций в то время являлась наложница императора Ян Гуйфэй, известная как самая красивая девушка Поднебесной. Она и сама танцевала «Песню Вечной Печали». Сегодня этот танец считается одним из важных достижений китайской танцевальной культуры.

Шелковый, бамбуковый…

Китайские традиционные танцы, как правило, имеют очень поэтичные названия. Например, как знаменитый Шелковый Танец Дуньхуана. Несколько танцовщиц под нежную мелодию «Танец льющегося шелка» изображают на сцене сюжет, изображенный на фреске эпохи династии Вэй (220 – 266 н.э.). Дуньхуан – это оазис и город в китайской провинции Ганьсу, служивший в древности воротами в Китай на Великом Шелковом Пути.

“Цветок сливы в снегу” — другой известнейший китайский поэтический образ. Дерево сливы на снегу символизирует в Китае стойкость перед жизненными невзгодами. Китайская танцовщица Вэй Но в восьмидесятые годы воплотила этот образ на сцене в красивой постановке с бело-розовым трепещущим веером. Это был один из первых китайских танцев, представленных на международной сцене.

Бамбук в китайской традиции считается символом удачи, выносливости и долголетия. Конечно, в Китае есть и бамбуковый танец. Под приятную мелодию бамбуковой флейты с четким ритмом танцовщица в оригинальном светло-зеленом костюме изящно изображает, как растет бамбук, колышется на ветру…

Героические события прошлого воссоздает на сцене танец «Храбрый отряд Императора Цинь». Этот традиционный китайский танец позволяет понять героический характер китайских воинов императора Цинь, которые словно ожили и вернулись на поля кровопролитных, жестоких битв под мощный ритм барабанной музыки.

Прообраз Летящих Апсар, божеств буддийского пантеона, воплощен на сцене в танцевальном номере с красивым названием «Парящие богини». Сложные акробатические трюки вместе с использованием льющихся золотых лент создают ощущение знаменитого китайского “парящего полета”.

Визитная карточка Китая

“Желаю, чтобы ваш ребенок стал Большим Драконом”, — так на китайском дословно звучит пожелание родителям, чтобы у их “ребенка было хорошее будущее”. Китайские женщины стараются забеременеть и родить в этот год ребенка – считается, что родившиеся в год Дракона дети будут удачливы в жизни. В китайской культуре дракон – это талисман мира и удачи, один из самых узнаваемых символов Китая, поэтому неудивительно, что танец дракона — самый любимый народный китайский танец, который жители Поднебесной исполняют на всех национальных праздниках.

В течение тысячелетий китайской цивилизации этот танец приобрел большое количество форм. И сейчас существует более ста видов Танца Дракона. Этот танец может исполнять один или два человека, а может – сто человек. На представлении десятки сильных мужчин держат тяжелые опоры, бегают и прыгают, изображая полет Дракона по Небу. Дракон принимает различные позы, например “бьет хвостом”, “катается по земле”, “ползет по столбу”. Обычно это мифическое животное изготавливают из разноцветного шелка, в длину он может достигать десяти метров. Под оглушительный треск хлопушек и огней фейерверков Дракон “пролетает” около счастливой толпы, которая стучит на барабанах и ударяет в гонги. Этот танец производит на зрителей огромное впечатление. Он воодушевляет и танцоров, и зрителей, пробуждая в них чувство общности, приобщения к древним китайским традициям и вызывает чувство патриотизма.

Танец Дракона считается национальным танцем хань – этнической группы, которая составляет около девяноста двух процентов населения Китая. Также к национальным танцам хань относится и знаменитый Танец Льва, который исполняется во время китайского Нового Года по лунному календарю — главного традиционного праздника Китая.

Хань верят, что Лев приносит в дом счастье и благополучие и в новогоднюю ночь изгоняет злых духов, поэтому с удовольствием участвуют в представлении Танца Льва. Этот танец обычно исполняют двое — передний танцор держит в руках голову зверя, его ноги изображают передние лапы льва. Другой танцор изображает туловище и задние ноги льва. Туловище “льва” покрывает золотистая ткань с навеской, имитирующая шерсть царственного животного. Оба танцора должны действовать очень слаженно, чтобы удачно изобразить движения зверя. Иногда в танец льва включается игривый и симпатичный львенок, исполняемый одним танцором.

В Танце Льва принимает участие воин, который держит красочный мяч и дразнит им “льва”. Тот прыгает, изгибается и как бы “играет с мячом”. Весь танец проходит под гром гонгов и прочих ударных инструментов, создавая веселое праздничное настроение. Танец Льва стал жемчужиной китайского народного танца. После основания Китайской Народной Республики этот танец в свой профессиональный репертуар включают многие танцевальные труппы Китая.

Современный китайский танец

Когда китайскому традиционному танцу придают значение “современный”, это не означает, что он отказался от своих корней. Китайский современный танец и сейчас кардинально отличается от современного западного танца. В двадцатом веке китайский классический танец приобрел немного иную форму, выйдя на новый этап своего развития.

В конце пятидесятых – начале шестидесятых годов в Китае была основана «Студия Танцевальных Искусств», где разрабатывалась система танцевальной техники современного китайского танца. В этот период было поставлено немало оригинальных хореографических постановок, основанных на реалиях современной жизни, некоторые из них прославляли Коммунистическую Партию Китая, например — «Танец Красного Шелка», который приобрел патриотическую окраску.

В 1954 году была основана знаменитая Пекинская Академия Танца, танцевальные постановки которой позволили выйти китайскому танцу на мировую сцену. Например, танец «Чуаньинь» в 1990 году получил главный приз на французском международном конкурсе в Париже.

Весомый вклад в современное танцевальное искусство Китая внесла знаменитая китайская танцовщица Ян Липин, являющаяся символом танцевальной китайской сцены двадцатого столетия. Она родилась в Юньнане, одной из южных провинций Китая. Ян Липин стала хореографом музыкальной танцевальной драмы «Принцесса Павлин» и исполнила в ней главную партию. За эту постановку в 1979 году она получила главную премию провинции Юньнань. В 1986 году Ян создала танец «Душа Павлина», который принес ей всемирную известность, а впоследствии стала режиссером фильма «Солнечная птица», получившем в 1994 году главный приз на монреальском фестивале фильмов в Канаде. Ян Липин исследовала танцы разных регионов Китая, а «Отражение Юньнаня» стало новым видом китайского танцевального искусства.

Ян Липин

Шаг в Миллениум

С наступлением нового тысячелетия под влиянием культурной глобализации в китайском танце происходят существенные изменения. Некоторые китайцы вообще начали задаваться вопросом, нужно ли вообще сохранять классические стандарты традиционного китайского танца. Молодые хореографы частенько стали пренебрегать своим культурным наследием – начал теряться выразительный язык жестов, мимики, свойственный классическому китайскому танцу, цикличность его традиционной формы. Интерес иностранных туристов к китайскому танцу очень высок, из-за чего он начал подстраиваться под вкусы приезжих, и это стало негативно отражаться на оригинальных корнях танца. Многие молодые люди в Китае начинают все меньше интересоваться своими национальными танцами, предпочитая им балет или хип-хоп. Но вместе с тем у китайского танца появились и новые возможности для развития.

«Китайскому традиционному танцу, как и любому виду искусства, необходимо вдохновение, влияние извне, чтобы оно не законсервировалось и не задохнулось», — считает Президент Ассоциации Китайского Танца Ли Юйшань. «В последнее время традиционные танцы Китая существенно трансформируются под влиянием арабского, индийского, и даже русского танцев. В некоторой степени, постепенно происходит слияние китайского танца с балетом. Тем не менее, все это может классифицироваться как современный китайский танец, потому что он сохраняет верность китайским традициям и духу».Исследователи Пекинской Академии Танца активно путешествуют по отдаленным уголкам Китая с целью сохранения своего танцевального наследия. Для наиболее удачливых студентов Академии откроются двери на большую сцену или в кино. Хореографы-постановщики крупных телевизионных шоу, используя новейшие достижения танцевальной техники, стараются сохранить в танце традиции, унаследованные от китайского классического танца императорского дворца.И это именно то волшебство, чем так восхищаются зрители всего мира!___________________________автор: Юлия Авдеева © apsara-journal.ru

apsara-journal.ru

Китайские народные танцы и особенности придворного танца | Все о Китае

Если речь заходит о китайских народных танцах, преимущественно люди в первую очередь представляют себе красочные танцевальные выступления представителей разных этнических сообществ. Изначально народные танцы в Китае подобно другим формам раннего искусства, отыгрывали в основном ритуальную форму различных верований и суеверий. Такие танцы исполняли с целью прошения у богов удачного урожая либо полезной охоты.

Китайские народные танцы и особенности придворного танца

Несмотря на то, что письменных исторических данных, свидетельствующих об этом, не имеется, было сделано множество археологических находок, доказывающих это. А именно были замечены керамические  изделия, датирующиеся IV тысячелетием до нашей эры на которых присутствовали танцоры, носящие в руках копья и прочие типы оружия, что применялись с целью охоты. Такие же рисунки были изображены на стенах в пещерах Ласко (южная часть Франции, область Дордонь). На тех настенных рисунках присутствовали мертвые животные, а также люди, которые совершали ритуальный танец около костра.

Несколько позже, во времена династии Хань (206 год до нашей эры – 220 год нашей эры), получили развитие народные танцы почти всех этнических групп, что населяли Китай. В народных танцах, что образовались в те года, также ярко отражены суеверия и верования людей того периода. Они полагали, что, проводя ритуальные приношения своим богам, они сумеют уговорить их в будущем предоставить им значительно большие удачи.

И в наше время такие танцы по-прежнему имеют место. Пожалуй, сейчас они отыгрывают иную роль. Только никто сегодня не выпрашивает у богов удачного урожая либо остальных благ. Народные танцы главным образом способствуют объединению разных народов и выражению их культурной самобытности и сохранению традиций.

Китайские танцы очень популярны в мире

Основными китайскими народными танцами считаются Танец тигра и Танец льва. Сперва они являлись частью культурного наследия лишь одних ханьцев, но с ходом времени такие танцы начали исполнять и представители прочих этнических групп, что проживают в Китае. В дополнение к сему, одним из самых тонких проявлений китайского народного танца считают Придворный танец, какой порою именуют Дворцовым танцем. В начале он образовался в дворцах ханьских императоров в период властвования династии Цинь (221 – 206 гг. до нашей эры). Остальные китайские правители, включая и тех, что обладали монгольскими и маньчжурскими корнями, продлевали развитие этого вида танцевального искусства в государстве. Танец дракона и танец льва, как правило, исполняют в период празднования местного Нового Года согласно лунному календарю.

Народные танцы разных этнических сообществ

Китай населяют представители 57 различных этнических групп. И каждый из этих народов обладает своей самобытной культурой, в которой передовое место отыгрывает танцевальное искусство. В традиционных танцах каждой из этих этнической группы демонстрируются особенности религии, истории и культуры отдельного народа. В танцах различных этнических групп показываются общие для каждого человека темы: любовь, добро, ревность, сражение, а также умение прощать, материнская забота и семейные отношения. Семейные и общественные связи отыгрывают важнейшую роль во многих этнических народных танцах. Одной из основных причин демонстрации таких ритуальных танцев есть жажда ощутить близость членов сообщества. Народный танец считается одной из наиболее важных видов художественного выражения китайских жителей. В некотором роде народный танец возможно назвать наиболее простой и наиболее открытой формой народного театра. И в правду, в большинстве случаях как раз народные танцы являлись основой для дальнейшего зарождения театра.

Китайский танец дракона

Тогда как наследие народного танца, что передавалось из одного поколения в следующие в средине какой-нибудь этнической группы, являлось богатым и красочным, оно расходилось среди представителей различных народов неравномерно. Отчасти это случалось по причине того, что огромные страницы такого наследия были утрачены по разного рода причинам: к примеру, в результате военных действий или прочих бедствий. С времени образования Китайской Народной Республики государственное руководство начало уделять значительное внимание сохранению своей культуры, обычаев и традиций разных этнических сообществ. Благодаря чему, также и народные танцы одержали надлежащую поддержку. Для восстановления потерянных традиций организовывались отдельные исследования. Итогом чего стало то, что все великолепие традиционного творчества китайского народного танца в каждом его аспекте – хореографии, костюме, репертуаре – начало постепенно восстанавливаться, и сейчас как непосредственно в Китае, так и за его границами, китайский народный танец считается основной частью культурного богатства, заслуживающий усилий на его сохранение.

Китайский танец льва

Китайские народные танцы, естественно, являлись не простым методом самовыражения - порою они являли собой весьма сложное и впечатляющие действо, в котором соединялись танец, торжественное шествие и даже части боевых искусств. Подобные выступления ставились в случае официальных церемоний, типа банкета в честь прибытия почетного гостя, такого, к примеру, как известный итальянский мореплаватель Марко Поло (1254 – 1324 гг.), и оканчивая коронацией очередного императора. Один либо несколько танцев данного репертуара, имеющего название "Придворные танцы", могут обладать сюжетной основой. Сюжет может посвящаться, например, известной битве, победу в которой получил текущий император.

В это же время «Придворные танцы» могли являться и просто переработкой народных танцев. В таком случае традиционные народные танцы, что исполнялись для рядовой публики, немного менялись и в таких танцах образовывались новые роли и иные ударения. В частности обычные люди в то время превращались из основных персонажей во второстепенных личностей либо вовсе в шутов. Порою случалось и следующее: император, который узнал о том, что конкретно приглашенные в палац для программы танцоры на уличных сценах исполняют представления, высмеивающие императорский двор, мог сказать им продемонстрировать ему те сценки. Совершал он это с целью того, дабы показать своим подданным всю открытость и смелость.

Китайский придворный танец

Дальше последует описание только наиболее важных танцевальных форм в Китае, а именно: Придворные танцы, танец Дракона и танец Льва. Нужно отметить, что танец Дракона и танец Льва считаются неотъемлемой частью в период празднования Нового Года по лунному стилю, как в самом Китае, так и в ряде прочих стран.

Придворный танец

Этот танец считается почетным среди кавалерии князя Цинь. Он прославляет могущество и силу императорской армии. Он показывается для того, дабы показать окружению императора, в том числе и его министрам и принцам, о жизненной необходимости придерживаться боевой готовности, дабы в любой ситуации начать схватку для защиты своей родной земли. Для участия в танце кавалерии князя Цинь задействовалось большое количество людей. Одних лишь танцоров, которые изображали солдат, было не мене ста человек. А число певцов и музыкантов являлось в два раза больше. Действие было настолько масштабным, что его вероятно было сравнить лишь с изысканной театральной постановкой. Удивительным считается тот факт, что главным автором музыки и хореографом данного представления казался непосредственно император. Танцевальный спектакль разделялся на 12 частей, что были посвящены процессу подготовке к битвам (в том числе внушительный танец с саблями), соединению в мощные боевые ряды и непосредственно сценам сражения.

Танец Нишан Юи (или Песня бесконечной печали) тоже был придуман императором в период существования династии Тан (618 - 907 гг.). Император Сюань Цзун самостоятельно сочинил музыку и придумал хореографию к данному танцевальному спектаклю. Сюань Цзуна знают также под псевдонимом Ли Лунцзи. Он был императором в период с 712 года по 756 год. Данный танец частенько именуют также Танцем платья из перьев по причине того, что костюмы участников в одном из действий украшены небольшими пушистыми перьями. В данном акте пересказывается сюжет одной старинной легенды. Императору был сон, что он полетел на Луну и там, в замке, он повстречал большую группу сказочно красивых девственниц, на которых были перья и розовые облака. Те девицы танцевали, поднимаясь в небеса, только для него. Императора будят и он рассказывает о том, что увидел во сне, своей наложнице. Дабы ублажить своего хозяина, любовница пытается воссоздать такой танец для него.

Представление периода династии Тан, главной составляющей которого считается придворный танец, придуманный в эпоху существования династии Тан (618 - 907 гг.), считается одной из основных достопримечательностей в период странствования в город Сиань.

Несмотря на тонкости сюжета данный танец являлся одним из основных танцевальных композиций в Китае. Его включают в программу всякий раз, если организовывают крупные представления. Каждому без исключения зрителю, и особенно зарубежным гостям, нравятся простые воздушные движения девушек и их легкие костюмы, украшенные мягкими перьями.

Остальные придворные танцы, некоторые из которых были переделанными версиями обычных народных танцев, были посвящены различным отдельным ситуациям. Среди прочих самых известных придворных танцев можно выделить танец Хутэн, танец Ципань и танец Баю.

Добавить комментарий

www.goodchina.ru

Китайский танец с веерами. Народный китайский танец

У каждого народа есть свои неповторимые традиции. Путешественники, приезжающие в Китай, нередко любуются красочными местными обычаями, национальной одеждой в неповторимом стиле, самобытными праздниками, необычной кулинарией, сочетающей сладкое и острое... Особое место в восточной культуре занимает китайский танец.

Культурные традиции Китая

китайский танец

Китайцы, как ни один другой народ, бережно относятся к своей национальной культуре: они почитают традиции предков и не стремятся заимствовать обычаи других народов. С древних времен до наших дней практически в неизменном виде дошли традиции приветствия, свадебные обряды, отношения в семье, церемония чаепития, иероглифы, специфическое звучание музыкальных инструментов, народный китайский танец. Удивительно, что быстрая модернизация страны практически не сказалась на ее традиционных позициях. Единство и сила нации - в ее великой культуре, благодаря сохранению которой миллиардное общество живет в стабильности и гармонии.

Китайские танцы

китайский танец с веерами

На территории Китая проживает множество этнических групп. Каждая из них имеет свой оттенок культурных традиций. Это относится и к танцевальному искусству. Однако в каждой провинции обязательно есть танец, в котором используется такой атрибут, как веер. Практически на каждом фестивале можно увидеть народный китайский танец с этим предметом. Танцоры в ярких красочных костюмах изящно двигаются, как в балете, подчёркивая свои движения миниатюрным опахалом. Празднично оформленный веер может складываться и раскрываться, делать большие взмахи и едва трепетать, переливаясь своими узорами, воздушной каймой по верхнему краю.

В наши дни танец с веерами исполняется как в национальных костюмах, так и в обычной одежде для студийной постановки. Ему можно учиться у друзей, в семейном кругу. Широко распространено обучение этому искусству в школах. Детский танец (китайский), по мнению родителей, должен научить подрастающее поколение уважать и беречь традиции своего народа. Этому придают такое большое значение, что часто танец с веерами входит в школьную программу.

По своей сути это не студийный номер, но больше семейная традиция, которая передается из поколения в поколение.

Разновидности действа

народный китайский танец

Существует две разновидности этого танца: гражданский и военный. Чаще всего можно наблюдать гражданскую форму исполнения. Она более плавная, грациозная, скользящая, движения участников направлены на выражение красоты, умиротворенности. Кроме создания необходимой композиции, согласно постановке, очень часто исполнители импровизируют.

Военный китайский танец имитирует различного рода боевые движения, его можно увидеть во время военных парадов, выставок. Вместо веера обычно используется оружие. Но приемы очень похожи в обоих видах, просто военная аранжировка требует более четких и жестких движений. Очень часто в военном танце присутствуют элементы восточных единоборств.

Рождение китайского танца

китайский танец щелкунчик

История китайских танцев уходит в глубину 4 тысячелетия до нашей эры. Ритуальные групповые движения постепенно перерождаются в настоящее искусство. Движения могли быть и плавными, и динамичными. Все чаще для придания действу яркости и самобытности использовали дополнительные атрибуты - шарфы, веера, перья.

Китайский танец с веерами появился во время правления династии Хань. Империя Хань просуществовала дольше всех остальных в китайской истории (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) и была отмечена культурным и хозяйственным расцветом. Императорская семья постаралась собрать все существующие на территории страны танцы и документально запечатлеть. После их правления основная этническая группа получила название «хань».

Историки и культуроведы убеждены, что именно благодаря стараниям представителей упомянутой династии до наших времен дошли различные традиционные китайские танцы, в том числе и удивительно красивое действо с веерами.

Дракон и Лев

детский танец китайский

Во время празднования Нового Года обязательно исполняют танец Дракона и Льва. Эти традиционные китайские обряды не являются танцами в привычном понимании. В первом случае некоторая группа людей держит на шестах огромную куклу дракона, в среднем 25-35 метров в длину. Дракон должен двигаться, совершая волнообразные движения. Считается, что чем крупнее и длиннее чучело, тем больше удачи оно принесёт в будущем году. Команда, управляющая куклой, иногда включает до 50 человек. Во время празднования может быть несколько драконов.

При исполнении танца Льва главным действующим лицом выступает тоже кукла, а не артисты, которые заставляют её двигаться. Лев значительно меньше дракона и управляется всего двумя людьми, находящимися внутри фигуры. Элементы танца восходят к движениям боевых искусств.

Придворное мастерство

Не забываются и так называемые придворные танцы, создаваемые и исполняемые в древние времена при дворе императора. Это, к примеру, танец кавалерии князя Цинь, танец Нишан Юи, Ципань, Баю и др. Рассмотрим один из них более подробно.

Танец кавалерии князя Цинь прославляет силу и могущество его армии. Он должен был показать отвагу, величие воинов, готовность в любой момент отразить удар врага. Император сам сочинил музыку и придумал движения исполнителей. В представление было вовлечено огромное количество участников: более сотни танцоров, певцы, музыканты. Спектакль изображал батальные сцены. Сначала демонстрировали боевую подготовку, построение, потом имитировали эпизоды сражения и победы. Заметьте: никаких поражений! Всегда только победы!

Веера в других культурах

китайский танец чайкосвкий

Танец с веерами известен не только китайской культуре. Существует японский, корейский танец, имеющие не менее глубокие корни и свои специфические отличия. Временем появления японского танца с веером считается период правления императора Дзимму (согласно разным данным, около 600 г. до н. э. либо около 300 г. до н. э.), при дворе которого часто ставились представления с этим аксессуаром. В японской постановке чаще встречаются одиночные выступления. Танец очень медленный, спокойный, его простые однообразные элементы также дополняются импровизацией. Особая роль отводится вееру. На первое место выдвигается его красота, поэтому львиная доля усилий уходит на изготовление данного предмета. Для особых приёмов японские мастера могли выполнить веер из сандалового дерева со слоновой костью, перламутром, золотом и драгоценными камнями.

В 30-е годы 20 века танцы с веерами появились в Америке и быстро стали там очень популярны.

Китайский танец в балете "Щелкунчик"

китайский танец чай

Восточная культура когда-то вдохновила Петра Чайковского. В его гениальном балете «Щелкунчик», впервые представленном 6 декабря 1892 года в Мариинском театре, нашлось место для китайского танца с веерами. Во втором действии после прибытия Клары и Щелкунчика и до Вальса цветов находится дивертисмент (дополнение к спектаклю, «вставной» номер, не связанный с сюжетом), представляющий жителей сладкого города Конфетенбурга. Все сладости, которые только можно себе вообразить - шербет, леденцы, цукаты, пастила, пряники, мармелад, шоколад, орешки, карамель, - можно запить шоколадом, чаем или кофе. В честь этих трех напитков поставлено 3 действия. Танец "Чая" был заявлен Чайковским как китайский, "Кофе" – арабский, "Шоколада" – как испанский танец.

Первым дивертисмент открывает Шоколад, приносящий с собой звуки труб, кастаньеты, красные мантии. За ним следует Кофе - неторопливый, задумчивый, словно застывший зной арабской пустыни. Нежные скрипки дополняются виолончелями. Далее появляется Чай.

Китайский танец «Чай» исполнен в стиле народного китайского действа с веерами. При этом в некоторых постановках вместо них используются другие предметы, а иногда весь акцент делается сугубо на расположении рук и соответствующих движениях, напоминающих о возможном опахале. Танцоры одеты в костюмы с национальной символикой. Китайский танец Чайковский разнообразил сочетанием высокого и низкого регистров флейты и фагота, создавая немного комический, будто игрушечный, эффект.

Завершают дивертисмент адаптация русского танца «трепак», выступление пастушков и комический номер Мамаши Жигонь.

Китайский танец «Щелкунчик» демонстрирует всю сложность танцевальных движений балета, требующих длительных тренировок, особых умений, усилий.

Современное отношение

детские танцы китайские

В наши дни интерес к действу с веерами растёт. Этому красивому несложному искусству можно научиться не только в Китае, Японии и Корее, но и в других странах.

Хотя исполнение чем-то напоминает балет (плавностью, тактом, изяществом), но движения не настолько сложны, да и сама постановка служит другим целям. Классический китайский танец делает акцент на выразительности и координации, сложность приёмов уходит на второй план. Он чудесно подходит детям. Простота повторяющихся элементов и красочность костюмов и атрибутов позволяет широко использовать это искусство в детских учреждениях. Дошкольники и старшие ребята с удовольствием демонстрируют свое мастерство на утренниках, танцевальных конкурсах, концертах и т. п.

Детские танцы (китайские) можно встретить и в России. Чтобы не быть голословными, приведем пример. В 2012 г. коллектив малышей 6-7 лет занял 1 место на фестивале детского творчества "Жырлыйсым килэ" за китайский танец с веерами. Его исполнение не было слишком замысловатым, однако нарядные костюмы, сочетающиеся с живописными крылышками-веерами, превратили танцоров в маленьких райских птичек.

fb.ru

Китайский Танец | Легендарный Китай

                      Китайский танец

Китайские танцы — это спектр традиционных народных танцев, которые берут начало своего развития еще в Древнем Китае, 56 китайский танецэтнических групп, населяющих страну, способствовали культурному развитию государства, наследие которого, восхищает современное общество.

Каждая этническая группа имеет собственные уникальные народные танцы, но также имеет и нечто общее — танцы, которые отражают чувство счастья и любви, гнева и ненависти. Народный танец — это любимый вид искусства в Китае, который очень популярен среди китайского народа.

Разнообразие китайских танцев оказалось под угрозой, когда число этнических групп стало уменьшаться, но с момента основания Китайской Народно Республики (КНР) были предприняты шаги по сохранению танцев всех национальностей, чтобы гарантировать, что культурное наследие народа не будет утрачено. Этот шаг властей оживил китайский народный танец, что привело к его возрождению.

Сейчас он по праву занимает свое место в культуре страны, а у исполнителей танца есть своя аудитория и всемирное внимание. Сегодня самыми знаменитыми танцами в Китае являются Танец Льва и Танец Дракона.

Танец на ходулях

Танец на ходулях, или маневрирование на ходулях — популярное традиционное исполнительное искусство ханьской национальности, особенно подобная традиция характерна для Северного Китая.

Исполнители этого своеобразного танца прикрепляют к ногам 2 длинных сваи, чем выше, тем лучше, т.к. это выделяет их среди остальных. Зрелище это доставляет наслаждение зрителям, особенно детям. Танец исполняют во время проведения важных мероприятий и фестивалей, в Праздник Весны и в праздник Фонарей в Китае.

Традиция хождения на ходулях началась многие века назад, и со временем превратилась в народный танец — один из самых важных в Танец с веерамиКитае. Танцы на ходулях имеют различные самобытные формы исполнения, т.к. в разных регионах танец исполняют на свой лад.

Наиболее популярные формы исполнения сегодня можно наблюдать на выступлениях танцоров в Пекине, Шаньси и в Шаньдун.

Одна из легенд о происхождении танца на ходулях гласит, что основателем танца, сам того не подозревая, стал иностранный посол Периода Весны и Осени (722-481 до н. э.), который однажды решил посетить соседнее царство. Однако его маленький рост стал причиной насмешек со стороны людей. Тогда он решил привязать 2 сваи на ноги, чтобы рост его стал выше, чем у нормального человека. Ходя на ходулях, он говорил возвышенно с теми, кто ранее подсмеивался на ним.

Позже эта традиция прижилась и у рядовых граждан, которые вскоре превратили это мастерство в танец, который исполняли на праздниках и фестивалях.

Однако существует и другая легенда, которая говорит, что выступления на ходулях появились благодаря рыбакам прибрежных деревень, которые использовали этот метод для ловли рыбы острыми палками.

Этот народный танец Китая требует высокой степени мастерства и достаточной смелости, т.к. совсем не просто передвигаться на двух длинных палках, привязанных к ногам. Для овладения подобным мастерством необходима долгая практика, чтобы научиться устойчивости при передвижении и для выполнения красивых движений, танцор должен быть уже достаточно умелым. Исполнитель танца также выступает в различных ролях, одет в костюм и всегда с макияжем.

Хождение на ходулях можно разделить на два стиля: мягкий (Wenqiao) и доблестный (Wuqiao). Мягкий стиль подчеркивает изящный внешний вид, а доблестный стиль больше понравится любителям акробатики, т.к. в нем подчеркиваются особые уникальные навыки танцора. Также исполнение зависит и от тематики мероприятия. На массовых мероприятиях обычно задействован мягкий стиль, т.к. он подходит людям всех возрастов и профессий.

Доблестный стиль можно было наблюдать в Пекине на Церемонии Открытия Олимпийских Игр в 2008 году.

Китайский танец — Видео

Смотрите! Не пожалеете! Современные китайские танцы.

Интересно! Китайские Драконы

azialand.ru

Лучшие танцы — Танцы народов мира: История китайского танца

Китайские танцы

Китайские танцы

История китайского танца насчитывает более 5000 лет. Как и во многих культурах по всему миру, ранние китайские танцы основывались на религиозных убеждениях. Но на протяжении многих лет, обычные китайские народные танцы превратились в сложные и красивые постановки, которые стали очень популярны по всему миру.Китайские танцы

Китайские танцы

Как всё начиналось

В течение тысяч лет, каждый китайский танец, который был придуман в каком-то отдельном поселении или в рамках этнической группы, был о сути уникальным. В Китае существовало 50 различных этнических групп, каждая из которых разработала свои собственные танцы. Танцы в Китае на протяжении многих поколений не были централизованы и не документировались. Так продолжалось вплоть до прихода к власти династии Хань, которая правила с 206 г. до н.э. до 220 г. н.э. При династии Хань, императорская семья создала так называемый «музыкальный двор», целью которого было собрать все танцы в одном месте, где они могли бы быть документально запечатлены для будущих поколений. Вскоре был составлен список народных танцев различных деревень и этнических групп.Китайские танцы

Китайские танцы

Развитие китайского танца

Китайский танец начал развиваться бурными темпами во время правления династии Тан с 618 г. до 907 г. н. Согласно информации культурного отдела Тайбэйского экономического и культурного бюро в Хьюстоне, династия Тан собрала «лучшие танцевальные таланты страны для исполнения великолепного, величественного и ранее невиданного танца «Музыка десяти движений».Китайские танцы

Китайские танцы

Влияние

Танец быстро развивался во времена династии Тан из-за начала эпохи экономического процветания, которая была результатом торговли с Индией, Кореей и другими азиатскими странами, а также с Римом. Поскольку Китай начал торговать с этими странами, танцы, естественно, оказались под влиянием культур заезжих торговцев. В течение этого периода, китайский танец в значительной степени начал зависеть от взаимодействия с другими видами искусства. Например, реквизит и костюмы стали важными элементами китайского танца.

Китайские танцы

Китайские танцы

Виды китайского танца

Есть четыре типа традиционного китайского танца. Китайский культурный центр в Нью-Йорке идентифицирует их так:— Парадные, которые использовались для молитв богам,— Драматические, для передачи преданий и исторических событий,— Боевые, для демонстрации боевых приемов,— Сельскохозяйственные, для празднования природных явлений и окончания работы. Китайские танцы

Китайские танцы

Особенности китайского танца

Китайские танцы во многом отличаются от европейских традиционных танцев. Некоторые специалисты так описали уникальные характеристики китайского танца: «Китайцы делают акцент идеальной координации каждой части тела, широком использовании реквизита, стилизованных шагах и жестах, уникальном акценте на движении под музыку». А европейские танцы, такие как балет, наоборот — подчеркивают длинные связки шагов и чувство музыкальности.[youtube]U7U7NuoIXQ0?rel=0[/youtube]

Источник: 4dancing.ru

Ваши оценки

Пока нет рейтинга

Loading ... Loading ...

xn--80ajiln2ae3adk3b.xn--p1ai

Танец в Китае — WiKi

  Танцор династии Тан, танцующий с шалью, с фрески, раскопанной в Сиане.

Записанная история различных форм танца в Китае достаточно древна. Самый ранний китайский иероглиф «танцевать», 舞-oracle.svg , написан на гадальных костях, и представляет собой танцора, держащего в руках бычьи хвосты[1]. Некоторые современные китайские танцы, такие как танцы с длинными рукавами, были записаны в самых ранних периодах, как минимум в начале династии Чжоу. Наиболее важные танцы раннего периода были ритуальными и обрядовыми — яюе, которые исполнялись до династии Цин, но на текущий день они сохранились только как часть Конфуцианских церемоний.

В Эпоху шести династий (220—589) на китайские танцы и музыку сильно влияла культура Центральной Азии. Искусство танца достигло пика в период правления династии Тан, танцы этого периода были весьма разнообразны, а танцы из Центральной Азии были популярны сами по себе. В этот период было записано большое количество танцев, например, насчитывается более 60 Больших коспозиций, крупномасштабных придворных выступлений династии Тан[2]. Искусство танца вместе с тем идёт на спад как отдельный вид искусства в более поздних династиях, становясь частью китайской оперы. В более поздние времена искусство танца вновь начало развиваться, особенно быстро развитие идёт в современном обществе.

Многие народные танцы имеют многовековую историю. Это могут быть народные танцы, или танцы, которые когда-то исполнялись так как ритуалы или как спектакли — некоторые могли танцеваться при дворе. Среди самых известных китайских традиционных танцев — танец дракона и танец льва, оба из которых известны в более ранних династиях в различных формах. Танец льва в современном исполнении близок к описанному в начале династии Тан.

  Танец дракона.

В некоторых из самых ранних танцев, записанных в Китае, танцоры могут иметь одеты как животные и мифические существа, и во время династии Хань упомянуто несколько форм танца дракона. Танцы дракона династии Хань однако не похожи на современные формы танца. Поскольку китайский дракон ассоциировался с дождем[3][4], танец дракона включали в ритуалы призыва дождя. Кроме того, танец появлялся в baixi, где исполнители изображали зелёного дракона, играющего на флейте, и был частью представления, в котором рыба превращалась в дракона[5][6]. Современный танец дракона использует облегченную конструкцию, которой управляет с помощью палок около десятка мужчин, равномерно расставленных вдоль длины дракона, но некоторые формы дракона могут быть очень длинными и включать сотни исполнителей. В Китае насчитывается более 700 различных танцев дракона[7]

Танец льва, предположительно, был привезён из-за пределов Китая, как львы не водятся в этой стране, и китайское слово Ши (獅, лев), возможно, происходит от персидского šer[8]. Подробное описание танца льва появилось во времена династии Тан, и танец был признан заимствованным, но он мог существовать в Китае ещё в третьем веке нашей эры[9]. Предполагаемые истоки танца существуют в Индии и Персии[10][11], и в период северных и южных династий он ассоциировался с буддизмом. Версия танца, напоминающего современный танец льва, была описана поэтом династии Тан Бай Juyi в поэме «Западные искусства Лян» (西凉伎), где танцоры одеты в костюм льва из деревянной головы, шелкового хвоста и мохнатого тела, глаза покрыты позолотой, зубы покрыли серебром, а уши движутся[12]. Существуют две основные формы китайского танца льва, Северный лев и Южный лев. Форма танца также встречается в Тибете, где его называют танцем снежного льва[13].

Народные танцы Ханьцев

Народные танцы исторически важны в развитии танца в Китае, некоторые из самых ранних танцев, исполнявшихся в придворных ритуалах и церемониях, возможно, произошли от народных танцев. Часть правителей интересовались народными танцами, но некоторые императоры пытались запретить их.

Многие народные танцы имеют отношение к сбору урожая и охоты, и с ними связаны древние боги. Например, танец созвездий исполнялся для того, чтобы было произведено столько семенного зерна, сколько звёзд в небе, а гарпунный танец был связан с Фу Си, который согласно мифологии дал ханьцам рыболовные сети. Танец плуга был связан с шэнь-нун, богом сельского хозяйства[7].

  Народный танец одного из этнических меньшинств в Китае.

Народные танцы этнических меньшинств в Китае

В Китае есть много этнических малых групп, и у каждой есть свои танцы, которые отражают их культуру и образ жизни[14].

Танец в театре

  Танец как часть пекинской оперы в спектакле «Небесная Леди разбрасывает цветы» (天女散花).

Во времена династии Сун в wazi, развлекательных центрах, процветали различные театрализованные формы и начала складываться китайская опера. Танец все больше становился её частью. Такие танцы, как «танец суждения» (舞判, он же танец Чжун Куя, 跳鐘馗), в династии Мин стали частью представления; позже в оперу влились танец с мечами, танец с флагами (撲旗子). Китайская опера стала крайне популярной во времена династии Юань.

Ритуальный танец

Наиболее ранние записи танцев в Китае относятся к ритуальным или церемониальным танцам, и легли в основу принятой при дворе музыки яюе. Эти танцы, в основном, исчезли из современной ханьской культуры, хотя ритуальные танцы до сих пор встречаются в некоторых народных традициях и культурах этнических меньшинств в Китае.

  • Йи (佾舞) — первоначально придворный танец, принятый позднее как часть конфуцианской церемонии. Ряды танцоров, исполняющих его, могут держать перья фазана и красные флейты или они могут держать щит и топор (военный танец). Традиция танцевать с такими вещами, как пуховые перья, восходит к династии Шан[15]. Наиболее важная церемония проводится с восьмью рядами по восемь танцоров (всего 64 танцора). Первоначально танец исполнялся в конфуцианских храмах в шесть рядов по шесть человек, так как версия с восьмью рядами была разрешена лишь при дворе[16][17], но позднее запрет был снят вследствие посмертного дарования Конфуцию титула[18]. Современный вариант туристы могут увидеть у храма Конфуция в Цюйфу[19]. Этот танец также исполняется в Тайване и Корее.
  • Нуо (儺舞) — танец с масками, который исполняется в Нуо опере или как обряд во время праздников, для изгнания злых духов[20].
  • Цам — тибетский буддистский танец
  Танцы в парке, как упражнение

Танец как упражнение

Согласно Анналам Люй Бувэя, написанным во времена императора Яо, танец был создан как упражнение для людей, чтобы сохранить здоровье после затяжной сырой погоды[21]. Традиционно некоторые китайские танцы также могут иметь связь с боевыми искусствами, и использоваться для отработки боевых навыков, а также для фитнеса; некоторые упражнения в боевых искусствах, таком как Тайцзицюань, похожи на хореографические танцы. В современном Китае часто можно увидеть людей, использующих танец как форму тренировки в парках.

ru-wiki.org

Танцевальное искусство в Китае

Со времени основания Китайской империи есть данные о том, что была учреждена императорская академия, где «сыны Империи», т. е. сыновья вельмож и мандаринов первой степени, судей и других чиновников, обучались обязательно музыке и танцам.

Танцевальное же искусство в Китае существовало еще за 2500 лет до того, т. е. со времени Гуанг-Ти.

В танцах китайцы видели одно из воспитательных средств для придания характеру доброты, нежности и вежливости, так необходимой в их жизни.

Танцы, известные с древнейших времен, были следующие:1 ) Ивен-мен — т. е. «ход облаков».2 ) Га-кнен — т. е. «большой оборот».3 ) Та-гиен — т. е. «все вместе».4 ) Та-мао, что значит согласие, нежность.5 ) Великий Гиа, — танец, восхвалявший правителя Гиа, — медленный, важный и величественный.6 ) Та-у — воинственный танец, исполнявшейся в честь побед, в процессиях в честь предков и основателя династии.7 ) При жертвах, приносимых небу, духам его, планетам, духу земли, адским духам — исполнялся Танец Хао, с инструментом в руках, имевшим форму цифры, очень употребительным при всех танцах.8 ) У-Гиентше — танец, подражающий движению вод, колеблемых ветром.Религия Китая построена на сложнейшей философии, и религиозные танцы выражают так или иначе всегда философские положения.

Танцам юношество обучалось с тринадцати до двадцати лет. Такие танцы юношей назывались «малыми» танцами. Из них красивейшим были: Фу-у, — танец со знаменем в руке, расшитым разными цветами — желтым, белым, синим, черным и др.

Иу-у, или танец «белых перьев», которые танцующий держал в руке.Затем танцы с раскрашенной пестрой палкой, с бычьим хвостом, с каменным музыкальным инструментом и др.Наконец, — Танец Человека, исполнявшийся без всяких атрибутов и с голыми руками.

ТехникаТанцы начинались обыкновенно с трех шагов танцующих сначала к зрителям, затем таких же удаляющихся шагов. Далее следовали сгибания и разгибания корпуса, мимикой же выражалось содержание танца.

В разговоре Конфуция с Пин-Му-Киа узнаем многое о технике китайских древних танцев и их аккомпанементе при императоре У-Ованге.

Так, например, Конфуций спрашивает: «Отчего перед началом танца танцовщики так долго стояли неподвижно с воинственным видом?» — «Танцовщики, которые с обеих сторон стояли неподвижные, как горы, держа в руках одни — Кан (род щита), другие — Тзи (род топора), представляли неустрашимость У-Ованга и присутствие духа, с которым он исполнил повеление неба. Жесты, которые делали танцовщики далее руками и йогами, дышали только одним воинственным духом и представляли Тай-Кунга — генерала войск У-Ованга. Наконец, танцовщики, которые при окончании танца садились одни против других, представляли трех министров этого императора». Далее узнаем, что все танцовщики во время танца шли, поднимая вверх руки и повернув лица на север.

Затем жесты их изображали, как погиб соперник У-Овапга; потом они шли на юг — изображая, как победитель принимал дань от южных провинций.

Они также разделялись на две части, как бы изображая враждующие войска. В конце танцовщики оставались неподвижными и важными, изображая справедливость У-Ованга.Шаги вправо, влево, вперед и назад и «страшные» жесты имели целью внушение страха и уважения к победителю. Важная поза, в которой с поднятым оружием стояли танцовщики друг против друга, должна была показывать власть династии над иностранными властителями.

Сам У-Ованг был чрезвычайно уважаемым, гуманнейшим императором. Он, например, кормил сам беднейших граждан и стариков и, несмотря на свое достоинство, сам разносил им пищу, и даже, как говорит история, «танцевал перед ними, имея в руке Кан». Все эти танцы имеют назидательные цели и условно представляют исторические картины.

Музыкальный аккомпанемент был строго определен. Существовало несколько тонов музыки: один (Шанг) — для воспевания добродетелей, другой для изображения величия и пр. Инструменты, употреблявшиеся при этом, были: Иу (перья), Иау (флейта), Кан (род Щита), Тзи (род топора) и барабан.

tanec.kz


Смотрите также