Тайны древнего рима. Текст книги "Мистика Древнего Рима. Тайны, легенды, предания"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Вадим БурлакМистика Древнего Рима: тайны, легенды, предания. Тайны древнего рима


Вадим БурлакМистика Древнего Рима: тайны, легенды, предания

СПРОСИ МАТЬ-ВОЛЧИЦУ

Ромул и Рем взошли на гору,

Холм перед ними был дик и нем.

Ромул сказал: «Здесь будет город».

«Город, как солнце», – ответил Рем.

Ромул сказал: «Волей созвездий

Мы обрели наш древний почет».

Рем отвечал: «Что было прежде,

Надо забыть, глянем вперед».

«Здесь будет цирк, – промолвил Ромул, —

Здесь будет дом наш, открытый всем».

«Но надо поставить ближе к дому

Могильные склепы», – ответил Рем.

Николай Гумилев

Оды и проклятия Венному городу

Кто такой римлянин – две с половиной тысячи лет назад и в эпоху расцвета Римской империи, в период распада великого государства и в Средние века, в эпоху Возрождения и в наше время?

Есть ли что-то общее у жителей Вечного города перечисленных выше исторических эпох? Можно ли говорить о так называемом «римском характере»? Сохранились ли хоть какие-то традиции у ныне живущих в столице Италии от времен основателей Вечного города?

Однозначно ответить на эти вопросы невозможно.

Современные жители Рима темпераментны и радушны, обидчивы и восторженны, предприимчивы и не очень дисциплинированны и пунктуальны, ревностные хранители своих памятников культуры и ценители красоты и гармонии. Они любят детей и животных. А еще римляне обожают исторические тайны родного города и щедро потчуют ими приезжих.

Говорят, каждый житель Вечного города рождается поэтом, художником, певцом, музыкантом. Вот только не всегда они раскрывают свои таланты.

С древних времен Рим являлся пристанищем для многих племен и народностей. Этруски, рамны, тиции, люцеры и другие стали первопоселенцами этого города.

В античные века Рим гордо именовался «Caput mundi» – главой мира. Сюда свозили рабов из всех концов Европы, Северной Африки, Ближнего Востока. Некоторые из невольников, за особые заслуги, становились вольными жителями Вечного города.

Тысячи изгнанников, переселенцев, военнопленных, торговцев из разных стран обосновывались в Риме. Они вбирали местную культуру, традиции, верования и привносили свое, национальное, в духовную копилку величайшего государства античных времен.

Знаменитый древнеримский поэт Марк Валерий Марциал писал о съехавшихся в Вечный город на открытие Колизея людях разных племен:

 Вот и родопский идет земледелец с Орфеева Тема.Вот появился сармат, вскормленный кровью коней;Тот, кто воду берет из истоков, им найденных, Нила;Кто на пределах земли у Океана живет;Поторопился араб, поспешили явиться сабеи,И киликийцев родным здесь благовоньем кропят.Вот и сикамбры пришли с волосами, завитыми в узел,И эфиопы с иной, мелкой завивкой волос. 

В XVIII–XIX веках европейские историки назвали Древний Рим «котлом, в котором переваривался весь античный мир».

Величайшую империю и ее столицу народы той эпохи ненавидели и восторгались, преклонялись и пытались сокрушить, воспевали и проклинали.

Все эти чувства порождали множество легенд, преданий, слухов, нераскрытых тайн, связанных с Вечным городом, с его историей, богами, знаменитыми и безвестными горожанами.

И сами жители Рима на протяжении более двух с половиной тысяч лет создали не меньше рассказов о тайнах своего города.

«Кто видел Италию и особенно Рим, тот никогда больше не будет несчастным», – с восторгом писал великий немецкий поэт и мыслитель Иоганн Вольфганг Гёте. Он считал, что путешествие по Италии было прекраснейшим периодом его жизни. Гёте много повидал европейских столиц и селений, но этот город был ему особенно близок.

Рим в наше время невозможно представить себе без туристов и паломников к его святыням. Большинство из них не только очаровываются Вечным городом, но и пытаются разгадать его тайны.

Выдающийся французский писатель Стендаль не раз бывал в Риме в начале XIX века и оставил о нем обширное и подробное воспоминание: «… По-моему, Рим красивее во время грозы. Яркое, спокойное солнце весеннего дня ему не подходит. Эта почва, кажется, специально создана для архитектуры. Нет здесь, конечно, чудесного моря, как в Неаполе, недостает некоторой сладострастной мягкости, но Рим – город могил; счастье, которое можно здесь себе представить, – это мрачное счастье страстей, а не мягкое наслаждение, как на побережье Позиппо…

Что может быть оригинальнее вида из Мальтийской приории, высящейся на западной вершине Авентинского холма, спускающегося к Тибру крутым обрывом! Какое глубокое впечатление производит с такой высоты гробница Цецилии Метеллы, Аппиева дорога и римская Кампанья! Что можно предпочесть виду, открывающемуся на другую, северную часть города…»

В XIX веке начался массовый наплыв в Рим русских. Актеры и художники, ученые и литераторы, купцы и просто желающие увидеть «священные камни глубокой старины».

Николай Васильевич Гоголь в неоконченной повести «Рим» писал об этом городе: «Галереи и галереи – и конца им нет: и там, и в той церкви хранится какое-нибудь чудо кисти; и там, на дряхлеющей стене, еще дивит готовый исчезнуть фресок; и там, на вознесенных мраморах и столбах, набранных из древних языческих храмов, блещет неувядаемой кистью плафон».

У нашего современника, поэта и историка Сергея Дмитриева есть строки:

 Рим был и есть, иного не дано,К нему приводят все дороги.И мне однажды было сужденоЗастыть в поклоне на его пороге.  Отсюда правили империей веков,Раскинувшейся на полмира,И нет на свете стран и языков,Где бы не знали царственного Рима.  Земля дрожит, как будто до сих порШагают маршем Рима легионы,И строят всюду – времени в укор —Театры, акведуки, стадионы.  …  Рим был и есть без всякого сомненья,И у меня кружится головаОт лёгкого к плите прикосновенья… 

Если собрать отзывы о столице Италии лишь только знаменитых людей, то получится многотомная ода, созданная на разных языках мира. Но немало слышал великий город в свой адрес и проклятий, и недобрых пророчеств. И с ними связано множество еще неоткрытых тайн.

«Найдите в Риме хоть одного раба, который не проклинал бы наш город», – писал неизвестный автор в начале новой эры.

Делали это не только невольники. Галльские жрецы произносили особые заклинания: «Рухни, каменная громада… Да сотрясется, Рим, под тобой земля!.. Да поглотят тебя пожары. Да покинут тебя твои боги, и мор выкосит все живое, и пыль веков навечно покроет твои улицы…».

Недобрые пожелания отчасти оказались пророческими. Все испытал Рим: и пожары, и нашествия врагов, и эпидемии… Но – выстоял и снова расцвел.

«Кто же ты?»

Обычный маршрут тех, кто впервые посетил Рим: обнесенная колоннадой площадь перед собором Святого Петра и сам собор; знаменитый фонтан Треви; площадь Пьяцца дель Пополо, украшенная храмами; Пьяцца Венеция; памятник Виктору Эммануилу II; колонна Траяна; Испанская лестница, ведущая на холм к церкви Санта-Тринита дель Монти; многочисленные католические храмы разных веков и, конечно же, римские катакомбы, Колизей, Форум, Пантеон, Аппиева дорога…

За каждым углом, за каждым поворотом улочки здесь могут поджидать приезжего архитектурные творения прошлого, необычные встречи, а вместе с ними – неоткрытые тайны Рима.

В первый день пребывания в Вечном городе вместе со своими итальянскими приятелями я остановился у фонтана Треви. Редкий кинофильм о Риме обходился без него. Оттого и кажется он хорошо знакомым даже тем, кто приехал сюда впервые.

Еще в первой половине XIX века в фонтан Треви бросал монетку «на возвращение» русский литератор и ученый Андрей Муравьев. Потом он вспоминал: «Иногда спускался я, от площади Барберинской, по улице Трифонов, к великолепному фонтану Треви, которого девственные воды были указаны жаждущим воинам поселенкою на дороге Тибуртинской, и проведены в древнюю столицу зятем Августа Агриппою, для его Пантеонских бань…

Два Климента, XII и XIII, украсили фонтан сей, прислонив к дворцу Конти его гранитную массу, из которой бьет шумный поток в обширный мраморный водоем; там плещутся морские кони и тритоны, сопровождающие колесницу старца Океана…

С большим нетерпением желал увидеть Папа завершение великолепного фонтана, но художник, под разными предлогами, отлагал пустить воду; он пригласил наконец первосвященника осмотреть предварительно внешнее его убранство, обещая в скором времени открыть струю, и едва только отвернулся Климент, чтобы идти в обратный путь, как вдруг хлынули с шумом воды, из-под колоссального Океана, подражая реву его волн; слезы брызнули из глаз изумленного старца, он подал руку художнику и сказал: „вы прибавили мне несколько лет жизни“».

Слово «Треви» означало «сходящиеся к фонтану три улицы». С XVIII века в Риме существует традиция: первую монету бросить в этот фонтан через плечо, и тогда ты обязательно вернешься в Вечный город; потом вторую монету потереть о свою одежду, чтобы в тебя влюбилась римлянка; а третью швырнуть как можно дальше от фонтана. Тогда в этом городе будет везение во всем.

Из верхнего бассейна в нижний струятся уступами широкие потоки чистой, с зеленоватым отливом, воды, обдавая брызгами изваяния веселящихся морских божеств.

Как водится, туристы бросают монеты в фонтан, фотографируются, опускают ладони в прохладную воду.

Мое внимание привлек восторженный паренек, видимо, из Англии. Очарованный увиденным, он громко и самозабвенно читал стихи. Казалось, его не интересовало, слушают ли его люди. Парень обращался к Вечному городу.

Не знаю, чьи стихи произносил турист из Англии. Из всего услышанного мне запомнилось лишь несколько строк:

 

 О, Рим, как тымноголик, противоречив, загадочен…Кто же ты?Ответь, Великий Рим!..Я брожу по твоим руинам,Среди шумных веселых улиц,Вглядываюсь в лица прохожихи никак не могу понять:Кто же ты?..Ответь, Великий Рим!.. 

Прошло с тех пор много лет. И, вспоминая о своих поездках по Италии, я невольно повторяю строки, услышанные у фонтана Треви: «Кто же ты? Ответь, Великий Рим!..» Но однозначного ответа пока не могу найти.

В гостях у мастера

Старый мастер жил неподалеку от Палаццо делла Канчеллерия. К нему в гости меня привели мои римские приятели. Витторио был не простым изготовителем сувениров. Статуэтки «матери-волчицы», всевозможных богов и покровителей Древнего Рима он создавал только на заказ или в подарок друзьям.

Ходили слухи, что эти изваяния являлись не только украшениями, но и оберегами от всяческих бед.

– Каждая моя статуэтка – и напоминание о Великом городе, и талисман, – сразу начал разговор Витторио, едва мы с приятелями переступили порог его скромной квартиры-мастерской. – Мало у кого это получается сегодня, – грустно добавил он.

– Отчего так? – спросил я.

– Люди стали пренебрежительно относиться к божествам и покровителям Древнего Рима и не воспринимают их всерьез. А я, хоть и христианин, с уважением отношусь к ним. Они в свое время сделали многое для моего города, а теперь им нужен покой и добрые воспоминания о них. Уставшие, старые боги еще кое на что способны – и на добро, и на зло…

Взгляд мастера повеселел.

 Ответь мне, Юпитер,Ответь мне, Юнона,Как заслужить прощение у вас?.. — 

процитировал он чьи-то строки.

Пока я выслушивал перевод его слов, Витторио хитровато, но внимательно, наблюдал за выражением моего лица. Так художники изучают человека, на которого хотят нарисовать дружеский шарж.

Но мастер не собирался этого делать. Убедился, что я не стану иронизировать над его словами и отпускать атеистические шуточки насчет богов Древнего Рима, и указал рукой на застекленный шкаф:

– Вот мои творения! Что вас интересует?

Полки были заставлены бронзовыми статуэтками. Юпитеры, Марсы, Венеры, Нептуны, Вакхи, Юноны, Меркурии… Но меня сразу привлекла волчица, кормящая маленьких Ромула и Рема.

Перехватив мой взгляд, Витторио одобрительно кивнул:

– Если хотите узнать какие-то загадки и секреты Рима, – ваш выбор верный. «Мать-волчица» откроет их вам. Она не любит равнодушных к прошлому, впавших в беспамятство, принявших «дар лотофагов»…

– Принявших «дар лотофагов»?.. – переспросил я и вопросительно взглянул на приятелей. Может, они неверно перевели слова мастера?

Нет, перевод был точен. Так осенью 1989 года, я впервые услышал это странное название.

Витторио оказался не только искусным мастером, но и знатоком легенд и преданий. Не знаю, помогла ли мне «мать-волчица», вскормившая основателей Вечного города Ромула и Рема, но от моего нового знакомого я услышал немало рассказов о тайнах Рима.

Поведав ту или иную легенду Вечного города, Витторио на мои расспросы неизменно с улыбкой отвечал:

– Спроси «мать-волчицу»… Она мудра и многое повидала и услыхала в жизни…

В тот вечер мы долго толковали об истории Рима. В отличие от классического объяснения причин падения древней Великой империи, старый мастер высказал свою незатейливую версию:

– Забытье прошлого – это гордыня, за которую надо расплачиваться очень дорогой ценой… Гордыня римлян повлекла за собой ненависть многих народов, вражеские нашествия, эпидемии, голод, моральное разложение, природные катастрофы… А как все славно начиналось!.. – добавил Витторио, будто вспомнил самые счастливые дни своей молодости.

– Что именно? – спросил я.

– Рождение Рима, – ответил мастер.

«Земля, назначенная судьбой»

За несколько недель до своей смерти, в 19 году до новой эры, великий римский поэт Публий Вергилий Марон завершил свое основное произведение – эпическую поэму «Энеида». В ней повествуется о войнах и странствиях троянца Энея.

После гибели знаменитой Трои этот герой античного мира со своими товарищами долгое время скитался по Средиземноморью. И вот, наконец, корабль его пристал к побережью Апеннинского полуострова.

«…Наконец достигли они устья Тибра, который, извиваясь по лесистому местоположению, впадал в море. Троянцы, выйдя на берег… узнали, что наконец достигнута цель их странствования. Эней же радостно воскликнул: „Привет мой тебе, о земля, назначенная мне судьбою! Хвала вам, пенаты Трои, неизменно сопутствовавшие мне доселе! Вот наше новое отечество!“

Затем, украсив чело венком из зеленых веток, Эней обратился, призывая к гению, покровителю этой страны, к матери земле, к рекам и потокам и к самому Зевсу, властителю судеб человека. Настало наконец желанное время – приступить к основанию обетованного города», – писал Вергилий.

Но трудности Энея и его товарищей с прибытием на Апеннинский полуостров не завершились. Троянцев ожидали новые испытания.

Борьба за новое отечество

В то время Лапиумом, – страной, куда пристал корабль Энея, – правил царь Латин – «сын Фавна, правнук Сатурна».

Единственная дочь Латина, Лавиния, понравилась предводителю троянцев. Но ее руки добивались вожди соседних народов.

Спор за право обладать Лавинией, а еще ненависть к Энею богини Юноны привели к войне.

Против троянцев и царя Латина восстал царь рутулов Турн. Ему удалось собрать огромное войско. После нескольких столкновений двух армий Эней и Турн решили завершить войну собственным поединком.

Как писал Вергилий: «… Отмерили место для боя, принесли обычные жертвы и определили условия, скрепивши их клятвою.

Решено было: если победит Турн, то троянцы переселяются к Эвандру и не вступают в войну с латинами никогда; если же победит Эней, то получает в супруги Лавинию, и оба народа – троянцы и латины, вступают в союз, но власть остается пока в руках Латина.

В то время, как большинство народа и царь Латин говорили о мире, а немногие в том числе Турн – противились этому, Эней окружил город своими отрядами. В городе произошло ужасное смятение; одни просили мира, другие бежали к стенам, для обороны; там и сям летали стрелы, и некоторые дома и башни стали загораться, подожженные троянцами…

Турн же, слыша эти крики, видя башню, им самим построенную для защиты города, горящею, ждал Энея, чтоб положить всему конец единоборством с ним.

Скоро герои сошлись. Метнув безуспешно один в другого копья, они бросились яростно с мечами друг на друга…»

Ничто в античном мире не решалось без участия богов. И поединок завершился не просто благодаря смелости, ловкости и мастерству Энея. Его поддержал сам Зевс Громовержец.

Публий Вергилий Марон писал: «…участь Турна была решена на Олимпе…

Подкосились ноги Турна; он пал на колени и, малодушно простирая руку к победителю, воскликнул: „Заслужил я это. Пощады не прошу – пользуйся своим счастьем! Но если тебя может тронуть горе моего старика отца, то сжалься над ним и возврати ему меня, если не живого, то труп мой. Я побежден и сдаюсь тебе. Лавиния твоя. Не простирай далее своего гнева!“»

Эней хотел пощадить противника, но, увидев на плече Турна перевязь своего убитого друга, вонзил меч в грудь врага.

Царь Латин тут же согласился выдать дочь за Энея. Латинцы и троянцы соединились в один народ. Эней построил близ Тибра город и назвал его в честь супруги Лавинией.

Поклонение «Великому причалу»

И в античные времена, и в Средние века существовало несколько версий о возникновении Рима.

Согласно легенде, потомков Энея, братьев-близнецов Рема и Ромула, по воле царя города и государства Альбы-Лонги Амулия, посадили в корзину, чтобы утопить. Правитель видел в них будущих соперников и претендентов на его трон.

Известный римский историк Тит Ливии писал: «… Когда по приказу Амулия царский раб принес корзину с плачущими младенцами на берег Тибра, он увидел, что вода стоит высоко и бушующие волны грозят каждому, кто дерзнет приблизиться к реке.

Испуганный раб, не решившись спуститься близко к воде, бросил корзину на берег и убежал…

Разбушевавшиеся волны захлестнули корзину с младенцами и унесли бы ее по течению, если бы не задержали ее ветви смоковницы, росшей у самой воды. И тут, как по волшебству, вода в реке стала убывать. Буря прекратилась, а близнецы, выпав из наклонившейся корзины, подняли громкий крик».

Дети не погибли. Они оказались на берегу именно в том месте, куда более трех веков назад причалил корабль их предка Энея.

Рема и Ромула заметила черная волчица. Накормила их своим молоком и увела в пещеру невысокой желтой горы. В одной легенде говорится, что называлась эта возвышенность Палатин, в другой – Капитолийский холм.

Рим, как известно, стоит на семи холмах: Авентине, Виминале, Капитолии, Квиринале, Палатине, Цели, Эсквилине. Но рядом с ними, согласно преданию, на берегу Тибра была еще одна возвышенность, которую местные пастухи называли горой Черной волчицы.

В легенде не сказано, как долго Рема и Ромула кормила и воспитывала волчица. Но однажды, когда дети играли у входа в пещеру, их увидел пастух Фаустул. Он забрал близнецов домой и вместе со своей женой Аккой Ларентией растил и воспитывал их.

Для пастуха всегда главным врагом являлся волк. Фаустул решил вытравить из памяти найденышей образ Черной волчицы. Он обращался к богам за помощью, но те ничего не ответили. И тогда Акка Ларентия где-то раздобыла волшебный отвар из лотосов – «дар лотофагов» и напоила Рема и Ромула.

Братья забыли на какое-то время о своей приемной матери-волчице. Но она помнила о них и тайком от людей приходила на помощь, когда им угрожала беда.

Когда Рем и Ромул подросли, они вспомнили о волчице и о царе Амулии, который приказал их убить. Братья собрали сторонников, захватили город Альба-Лонга и казнили царя. Потом они решили основать свой город.

Перед этим Рем и Ромул побывали на берегу Тибра, там, где были когда-то спасены и куда более трех столетий назад причалил корабль их знаменитого предка Энея.

Здесь они совершили новый ритуал «поклонение „Великому причалу“». В чем он заключается – осталось тайной для непосвященных. Лишь несколько избранных знали секрет этого обряда и передавали потом его из поколения в поколение своим верным ученикам.

В наше время в Италии можно услышать легенду, будто Рем и Ромул, раздобыв где-то уйму серебра, отлили огромное копье и всадили его на месте «Великого причала» глубоко в землю. Там оно, якобы, покоится до сих пор.

Этим легендарным копьем интересовались агенты папы Пия IX, офицеры наполеоновской армии и агенты безопасности Муссолини. Говорят, – ищут и в наше время. Однако «Великий причал» и серебряное копье Рема и Ромула пока не найдены.

После совершения обряда «поклонения „Великому причалу“» братья-близнецы отыскали пещеру и свою черную спасительницу. Как ни странно, волчица была еще жива и по-прежнему в расцвете сил. Хотя живут эти хищники не более 17 лет.

Но легенда есть легенда. В них и не такие чудеса происходят.

Мать-волчица, согласно преданию, приняла вскормленных ею близнецов и даже подсказала, где возводить новый город.

Хотя в другом предании сказано, что место строительства Рима обозначили коршуны: «Братьям, ожидавшим необходимого для начала всякого дела знака воли богов – авгурия, явились коршуны: шесть Рему на Авентине и двенадцать Ромулу на Палатине».

Тут-то и начались распри между братьями. Рем позавидовал Ромулу – ведь боги отдали тому предпочтение. На это указывало большее число коршунов, круживших над холмом Палатин.

Как писал Тит Ливии: «Оба брата были упрямы, и ни один не хотел уступать другому.

Когда Ромул, желая настоять на своем, принялся копать ров, который должен был очертить контуры будущего города, Рем, раздосадованный упорством брата, начал издеваться над ним и, легко перескакивая через ров и насыпной вал, с насмешкой приговаривал, что никогда не видел мощных укреплений.

Взбешенный Ромул, не помня себя от гнева, вскричал: „Так будет с каждым, кто осмелится переступить стены моего города!“ – и обрушил на Рема страшный удар, от которого тот упал замертво».

Убив своего брата, Ромул повелел захоронить его в холме «Черной волчицы».

fictionbook.ru

Гладиаторы древнего Рима – Мир тайн

Гладиаторы древнего РимаПринято считать, что в кровавых гладиаторских сражениях древнего Рима участвовали только рабы. Но это не так. Самые громкие имена, донесенные до нас историей, принадлежали обычным добровольцам, для которых арена стала хорошим способом заработать.

Их популярность была велика, по теперешним меркам она сравнима разве только с популярностью голливудских звезд. К сожалению, их слава при жизни была не долгой.

Колизей – самое известное произведение древнеримской архитектуры и самый большой амфитеатр города. Именно здесь в древние времена собирались состоятельные горожане, чтобы посмотреть на самые яркие и жестокие развлечения из всех, что предлагал Рим – бои гладиаторов.

Это люди разных национальностей, попавшие в рабство, но ставшие среди десятков тысяч римских рабов настоящей элитой. Это те, кто постоянно оттачивал свое фехтовальное мастерство, только затем, чтобы сразиться насмерть на потеху публике.

Из истории римской империи известно, что на бой выставлялись бойцы разных классов, они отличались техникой боя и амуницией. Так, к примеру, вид гладиатора — Мурмиллон (морская рыба), был защищен закрытым тяжелым шлемом, так же его предплечье рука и ноги были защищены доспехами, а вооружался он щитом и 40 сантиметровым мечем Гладиусом.

Против такого бойца обычно сражался Ретиарий (рыбак), кроме одной металлической платины на плече, его тело больше ничем не защищено, но зато его оружие было куда экзотичнее – в правой руке длинный трезубец, а в левой рыболовная сеть.

Задача Ретиария заключалась в том, чтобы сетью захватить противника и повалить его в песок, а трезубцем можно было либо выхватить Гладиус, либо сделать подсечку. Но иногда одна только сеть в руках Ретиария становилась смертоносным оружием. Она была утяжелена по периметру, и ее можно было использовать как цепь.

Классификация гладиаторов

Бои Мурмиллонов с Ретиариями — это классическая комбинация гладиаторских поединков на аренах древнего Рима. Но мало кому известно, что всего видов и классификаций гладиаторов существовало больше 20. Все они наносили друг другу совершенно разные повреждения.

К примеру, Скиссор был хорошо защищен и кроме Гладиуса был вооружен коротким ножом с двумя лезвиями и одной рукояткой. Им, не нанося глубоких ран, было удобно резать артерии врага. Демахер сражался только 2 кинжалами. Существовал и вид гладиаторов, противником которому на арене были не люди, а дикие животные, их называли Венаторами.

Это были гладиаторы, которые были приговорены к бою со львами за какое-либо преступление. Шансов выжить у них было немного. В боях, гладиаторы часто использовали дротики или копья. В широком замахе таким копьем можно было перерезать горло или метнуть с нескольких метров. Но кроме разного вооружения, защиты и техники гладиаторы различались между собой и по весовым характеристикам, ведь кто-то двигался гораздо медленней, а кто-то быстрее.

Но драться на песке под жарким солнцем было нелегко при любом весе. Поэтому металлическими доспехами чаще всего защищалась только рука, держащая оружие и одна нога, та, что чаще всего выставлялась вперед. Щит, если он был, выполнял двойную функцию для защиты и толчка.

Гладиаторский поединок для римлян был одновременно драматическим спектаклем, цирковым представлением и боксерским матчем. Эти действа организовывались специальными людьми – эдиторами. Они готовили площадку для боя, занимались рекламой и распространяли билеты. Каждый желающий мог поставить на одного из бойцов любую сумму.

Тренировались гладиаторы в специальных школах, которыми руководил Ланиста. В особо перспективных бойцов вкладывались немалые деньги. Им давали навыки, необходимые для того чтобы сражаться и умереть.

Ланиста смотрел за тем, чтобы его гладиаторы хорошо питались и не болели. Они считались собственностью гладиаторской школы и приносили невиданный доход. Но некоторые гладиаторы не были рабами, а шли на риск только ради денег, славы или острых ощущений.

Парадокс заключался в том, что гладиаторы, вышедшие из многих боев победителями становились невероятно популярны в обществе. Они зарабатывали за один бой больше, чем римский солдат за целый год. Имели собственное жилище, но при этом все же оставались рабами.

А профессия Ланиста в Риме считалась постыдной, ведь он, как и сутенер, торговал телами, то есть гладиаторское ремесло многими приравнивалось к проституции. В школу гладиаторов попадали рабы разного возраста и национальностей, но до зрелости доживали не многие.

Жизнь гладиатора

Жизнь раненого на арене гладиатора чаще всего зависела от публики. Если по каким-либо причинам у большинства он вызывал симпатию, то зрители голосовали за жизнь, показывая кулак со спрятанным большим пальцем.

Когда выбирали смерть, то большой палец вытягивали в сторону. Победивший выполнял волю толпы лишь для того, чтобы в следующем бою, возможно, погибнуть самому. Бои гладиаторов, как и гладиаторские школы, запретили только в правлении императора Константина, принявшего христианство. Но народ все равно требовал зрелищ.

Известен момент, когда монах одного из христианских монастырей появился на арене, чтобы остановить бой гладиаторов, и был четвертован самими зрителями и бойцами.

Комментарии, содержащие нецензурные выражения, оскорбления, флуд и рекламу будут немедленно удалены

Continue Reading

tajn.ru

Шокирующие факты истории Древнего Рима — Альтернативный взгляд Salik.biz

Что мы знаем о жизни в Древнем Риме?

Древний Рим овеян славой и легендами… Империя, что простояла так долго под напором песков времени. Чье наследие столь велико. Чьи дороги и постройки поражают по сей день. О жизни древних римлян пишут драматические романы и снимают героическое кино. Но есть и кое-что другое — то, что было на самом деле… В реальности. Некоторые факты этого изложены ниже.

В Древнем Риме, если пациент умирал во время операции, врачу отрезали руки.

В Риме во времена республики брат имел законное право наказать свою сестру за непослушание, занявшись с ней сексом.

В Древнем Риме группу рабов, принадлежащих одному человеку, называли… фамилией.

Среди первых пятнадцати римских императоров один только Клавдий не имел любовных связей с мужчинами. Это считалось необычным поведением и высмеивалось поэтами и писателями, которые говорили: любя только женщин, Клавдий сам стал женоподобным.

В римском войске солдаты жили в палатках по 10 человек. Во главе каждой палатки ставился старший, которого называли… деканом.

В Древнем мире, как и в Средневековье, не было туалетной бумаги. Римляне использовали палку с тканью на конце, которую мокали в ведро с водой.

В Риме богатые граждане жили в домах – особняках. В дверь дома гости стучали колотушкой, дверным кольцом. На пороге дома была выложена мозаичная надпись «сальве» («добро пожаловать»). Некоторые дома вместо собак охраняли рабы, привязанные к кольцу в стене.

В Древнем Риме знатные господа в качестве салфеток на пирах использовали кудрявых мальчиков. Вернее, конечно, использовали только их волосы, о которые вытирали руки. Для мальчиков же считалось невероятной удачей попасть на службу к высопоставленному римлянину в качестве такого «столового мальчика».

Некоторые женщины в Риме пили скипидар (несмотря на риск смертельного отравления), так как он придавал их моче запах роз.

Традиция свадебного поцелуя пришла к нам из Римской империи, где молодожены в конце бракосочетания целовались, только тогда поцелуй имел другое значение -он означал своего рода печать под устным договором о браке. Так сделка о браке была действительна.

Популярное выражение «вернуться в родные Пенаты», означающее возвращение в свой дом, к домашнему очагу, правильнее произносить по-другому: «вернуться к родным Пенатам».

Дело в том, что Пенаты — это римские боги-хранители домашнего очага, и каждая семья обычно имела изображения двух Пенатов рядом с очагом.

Жена римского императора Клавдия, Мессалина, была настолько похотлива и развращена, что поражала этим ко многому привыкших современников. По свидетельству историков Тацита и Светония, она не только содержала в Риме публичный дом, но и сама там подрабатывала проституткой, лично обслуживая клиентов. Она даже устроила соревнование с другой известной проституткой и выиграла его, обслужив 50 клиентов против 25.

Месяц август, который ранее называли Sextillis (шестой), был переименован в честь римского императора Августа. Январь назвали в честь римского бога Януса, который имел два лица: одно смотрящее назад – в прошлый год, а второе глядело вперед — в будущее. Название месяца Апрель произошло от латинского слова «aperire», что означает открывать, возможно, из-за того, что в этот месяц открываются бутоны цветов.

В Древнем Риме проституция не только не была незаконной, но и считалась обычной профессией. Жриц любви не покрывали позором и презрением, поэтому им не нужно было скрывать свой статус. Они свободно расхаживали по городу, предлагая свои услуги, а чтобы их было легче выделить из толпы, проститутки носили обувь на высоком каблуке. Больше никто каблуки не носил, чтобы не вводить желающих купить секс в заблуждение.

В Древнем Риме существовали специальные бронзовые монеты для оплаты услуг проституток — спинтрии. На них были изображены эротические сюжеты — как правило, люди в различных позах в момент полового акта.

salik.biz

Жуткие тайны римских катакомб | Журнал РЕПИН.инфо

Римские катакомбы - сеть подземных лабиринтов из туфа, периода раннего христианства. В них хоронили знатных римлян, позднее - христианских святых. Горожане верят, что в этих подземельях обитает чудовище с головой птицы, телом крылатого дракона и хвостом змеи - Василиск. Это мифическое существо способно убивать людей не только ядовитыми зубами, но даже дыханием и взглядом.

В Вечном городе насчитывается более 60 различных катакомб, иногда многоэтажных, общей протяженностью 170 километров. Вначале они строились как подземные склепы в границах земельных владений римлян и служили фамильными усыпальницами. Это происходило в дохристианский период. Существует гипотеза, что римляне использовали для этих целей остатки древних каменоломен, но не все с этим согласны. Узкие ходы катакомб непригодны для извлечения из них камня, да и сама порода не годится для использования в качестве строительного материала. Не случайно римляне называли их «цеметерий», что значит – покои. Постепенно покои-склепы соединялись между собой галереями, и в подземельях стали хоронить христианских мучеников и святых. Обычно собственники семейных усыпальниц, перешедшие в христианство, допускали на свою территорию единоверцев. В одной усыпальнице была найдена такая надпись: «Марк Антоний Рестут построил склеп для себя и своих близких, кто верит в Бога». Погребения для одного или нескольких усопших устраивали в прямоугольных нишах разной величины. С IV века в катакомбах перестали хоронить, сделав могилы святилищами, где молились и даже проводили трапезы и собрания. В потолках этих помещений имелись шахты для освещения. Вот отрывок из сочинения того периода: «Покатая тропа, извиваясь, ведет в это убежище, лишённое света. Впрочем, в эти галереи бросают ясные лучи сверху отверстия, прорубленные в своде крипты; и хотя в крипте встречаются там и здесь темные места, тем не менее, через означенные отверстия значительный свет освещает внутренность высеченного пространства». Такие комплексы назывались гипогеумы. О традиции совершать богослужения в гипогеумах свидетельствует одна из надписей в катакомбах святого Каллиста: «Какие горькие времена, мы не можем совершать в безопасности таинств и даже молиться в наших пещерах!». Начиная с VI столетия из подземных могил стали извлекать святые мощи. Начало было положено в 537 году, во время осады Рима Витигесом. Гробницы святых были вскрыты, а мощи перенесены в городские церкви. Позднее папа Бонифаций IV приказал вывезти из катакомб тридцать две повозки с мощами святых. По приказу папы Пасхалия I из катакомб были извлечены останки 2300 святых. Это привело к запустению катакомб. О них забыли на 600 лет. В XVI столетии профессор теологии Онуфрий Панвинио по древним документам и схемам составил перечень 43 римских подземных захоронений (книга вышла в 1568 году). Однако тогда вход удалось найти лишь в катакомбы святых Себастьяна, Лаврентия и Валентина. Спустя 10 лет строители Салярской дороги наткнулись на каменные плиты, покрытые древними надписями и изображениями. Позднее подземные галереи исследовал Антонио Босио, который в 1593 году впервые спустился в катакомбы Домитиллы. Всего он исследовал около 30 цеметериев и описал свои работы в трёхтомном сочинении «Подземный Рим». Босио нанял двух рисовальщиков, которые изготовили копии изображений из катакомб. Но их работы были зачастую неточными. Например, Добрый пастырь был принят за крестьянку, Ной в ковчеге — за молящегося мученика, а отроки в пещи огненной — за сцену Благовещения. Полномасштабные исследовательские работы стали проводиться лишь в XIX веке, и это было связано с большим интересом к катакомбам как памятникам христианского искусства. В конце XIX века российский художник-акварелист Ф. П. Рейман работал там 12 лет и создал свыше 100 листов копий наиболее хорошо сохранившихся катакомбных фресок. С 1929 года исследованиями в катакомбах руководит Папская Комиссия по священной археологии. Последняя находка захоронения состоялась в 1994 году после обрушения пола в подвале. Тогда были обнаружены длинный коридор с цистерной, круглая кубикула и античный вход. Катакомбы святого Каллиста – самое крупное место захоронения древнего Рима (170 погребений). Их протяженность- 20 км, они имеют 4 уровня, образующих лабиринт. В них погребены 9 римских епископов III века. В 820 году здесь были обнаружены мощи святой Цецилии. Стены крипты украшают фрески с изображением мучеников Севастиана, Кирина и Цецилии. Наиболее известны катакомбы Св. Себастьяна, получившие свое название в честь знаменитого раннехристианского мученика. Здесь языческие изображения сочетаются с христианскими надписями. По преданию, в катакомбах святого Себастьяна некоторое время (в начале III века) хранились мощи апостолов Петра и Павла, казнённых в Риме в I веке. На стене есть надпись: «Кто бы ты ни был, отыскивающий имена Петра и Павла, ты должен знать, что здесь почивали святые». Мощи самого святого были перенесены в построенную прямо над катакомбами церковь Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура. Катакомбы Присциллы - самые древние в Риме, частное владение римского консула. Помещения украшены раннехристианскими фресками с древнейшим изображением Богородицы с младенцем и пророком, датируемые II веком. Катакомбы святой Агнессы - место захоронения мученицы Агнессы Римской ( III—IV век). В этих катакомбах нет настенных росписей. Но в двух хорошо сохранившихся галереях, ведущих в катакомбы, можно найти множество надписей. В настоящее время для экскурсий открыты лишь шесть подземных галерей. В остальных отсутствует электрическое освещение. Чтобы их посетить, необходимо разрешение папской комиссии по священной археологии, но не каждый осмелится пойти по мрачным подземельям. Дело в том, что, согласно преданиям, под древним городом поселилось чудовище - Василиск. Оно обитает в подземельях Колизея, его встречали неподалеку от Аппиевой дороги, а также под термами (банями) Диоклетиана. В этих термах иногда пропадали люди. Их исчезновение приписывали злодеяниям Василиска, который может убивать одним только взглядом. Служители церкви пытались бороться с этой нечистой силой в облике Василиска. Особенно старался папа Иоанн XII. Однажды он скоропостижно умер. Слуги покойного рассказали, как все произошло. Слуги стали искать своего пропавшего хозяина, и путь привел их на руины. Там они встретились с чудищем. Посмотрев на него, они потеряли сознание, а когда очнулись, то увидели окровавленного папу. Он, истерзанный, лежал на земле. После этого случая территория Римского Форума, где умер папа, священнослужители называют сатанинским местом. В период правления Бенито Муссолини трое бездомных, приехавших в Рим на заработки, столкнулись с чудовищем. Двое бросились бежать, а третий замешкался. Через какое-то время убежавшие вернулись на место, чтобы разыскать товарища, и с ужасом обнаружили на камнях и земле пятна крови. Муссолини, узнав о происшествии, отправил этих бездомных работать в каменоломни, где они и сгинули бесследно. Ходят слухи, что Василиск живет под Римом до сих пор.

repin.info

Читать книгу Мистика Древнего Рима. Тайны, легенды, предания Вадима Бурлака : онлайн чтение

Вадим БурлакМистика Древнего Рима: тайны, легенды, предания

СПРОСИ МАТЬ-ВОЛЧИЦУ

Ромул и Рем взошли на гору,

Холм перед ними был дик и нем.

Ромул сказал: «Здесь будет город».

«Город, как солнце», – ответил Рем.

Ромул сказал: «Волей созвездий

Мы обрели наш древний почет».

Рем отвечал: «Что было прежде,

Надо забыть, глянем вперед».

«Здесь будет цирк, – промолвил Ромул, —

Здесь будет дом наш, открытый всем».

«Но надо поставить ближе к дому

Могильные склепы», – ответил Рем.

Николай Гумилев

Оды и проклятия Венному городу

Кто такой римлянин – две с половиной тысячи лет назад и в эпоху расцвета Римской империи, в период распада великого государства и в Средние века, в эпоху Возрождения и в наше время?

Есть ли что-то общее у жителей Вечного города перечисленных выше исторических эпох? Можно ли говорить о так называемом «римском характере»? Сохранились ли хоть какие-то традиции у ныне живущих в столице Италии от времен основателей Вечного города?

Однозначно ответить на эти вопросы невозможно.

Современные жители Рима темпераментны и радушны, обидчивы и восторженны, предприимчивы и не очень дисциплинированны и пунктуальны, ревностные хранители своих памятников культуры и ценители красоты и гармонии. Они любят детей и животных. А еще римляне обожают исторические тайны родного города и щедро потчуют ими приезжих.

Говорят, каждый житель Вечного города рождается поэтом, художником, певцом, музыкантом. Вот только не всегда они раскрывают свои таланты.

С древних времен Рим являлся пристанищем для многих племен и народностей. Этруски, рамны, тиции, люцеры и другие стали первопоселенцами этого города.

В античные века Рим гордо именовался «Caput mundi» – главой мира. Сюда свозили рабов из всех концов Европы, Северной Африки, Ближнего Востока. Некоторые из невольников, за особые заслуги, становились вольными жителями Вечного города.

Тысячи изгнанников, переселенцев, военнопленных, торговцев из разных стран обосновывались в Риме. Они вбирали местную культуру, традиции, верования и привносили свое, национальное, в духовную копилку величайшего государства античных времен.

Знаменитый древнеримский поэт Марк Валерий Марциал писал о съехавшихся в Вечный город на открытие Колизея людях разных племен:

 Вот и родопский идет земледелец с Орфеева Тема.Вот появился сармат, вскормленный кровью коней;Тот, кто воду берет из истоков, им найденных, Нила;Кто на пределах земли у Океана живет;Поторопился араб, поспешили явиться сабеи,И киликийцев родным здесь благовоньем кропят.Вот и сикамбры пришли с волосами, завитыми в узел,И эфиопы с иной, мелкой завивкой волос. 

В XVIII–XIX веках европейские историки назвали Древний Рим «котлом, в котором переваривался весь античный мир».

Величайшую империю и ее столицу народы той эпохи ненавидели и восторгались, преклонялись и пытались сокрушить, воспевали и проклинали.

Все эти чувства порождали множество легенд, преданий, слухов, нераскрытых тайн, связанных с Вечным городом, с его историей, богами, знаменитыми и безвестными горожанами.

И сами жители Рима на протяжении более двух с половиной тысяч лет создали не меньше рассказов о тайнах своего города.

«Кто видел Италию и особенно Рим, тот никогда больше не будет несчастным», – с восторгом писал великий немецкий поэт и мыслитель Иоганн Вольфганг Гёте. Он считал, что путешествие по Италии было прекраснейшим периодом его жизни. Гёте много повидал европейских столиц и селений, но этот город был ему особенно близок.

Рим в наше время невозможно представить себе без туристов и паломников к его святыням. Большинство из них не только очаровываются Вечным городом, но и пытаются разгадать его тайны.

Выдающийся французский писатель Стендаль не раз бывал в Риме в начале XIX века и оставил о нем обширное и подробное воспоминание: «… По-моему, Рим красивее во время грозы. Яркое, спокойное солнце весеннего дня ему не подходит. Эта почва, кажется, специально создана для архитектуры. Нет здесь, конечно, чудесного моря, как в Неаполе, недостает некоторой сладострастной мягкости, но Рим – город могил; счастье, которое можно здесь себе представить, – это мрачное счастье страстей, а не мягкое наслаждение, как на побережье Позиппо…

Что может быть оригинальнее вида из Мальтийской приории, высящейся на западной вершине Авентинского холма, спускающегося к Тибру крутым обрывом! Какое глубокое впечатление производит с такой высоты гробница Цецилии Метеллы, Аппиева дорога и римская Кампанья! Что можно предпочесть виду, открывающемуся на другую, северную часть города…»

В XIX веке начался массовый наплыв в Рим русских. Актеры и художники, ученые и литераторы, купцы и просто желающие увидеть «священные камни глубокой старины».

Николай Васильевич Гоголь в неоконченной повести «Рим» писал об этом городе: «Галереи и галереи – и конца им нет: и там, и в той церкви хранится какое-нибудь чудо кисти; и там, на дряхлеющей стене, еще дивит готовый исчезнуть фресок; и там, на вознесенных мраморах и столбах, набранных из древних языческих храмов, блещет неувядаемой кистью плафон».

У нашего современника, поэта и историка Сергея Дмитриева есть строки:

 Рим был и есть, иного не дано,К нему приводят все дороги.И мне однажды было сужденоЗастыть в поклоне на его пороге.  Отсюда правили империей веков,Раскинувшейся на полмира,И нет на свете стран и языков,Где бы не знали царственного Рима.  Земля дрожит, как будто до сих порШагают маршем Рима легионы,И строят всюду – времени в укор —Театры, акведуки, стадионы.  …  Рим был и есть без всякого сомненья,И у меня кружится головаОт лёгкого к плите прикосновенья… 

Если собрать отзывы о столице Италии лишь только знаменитых людей, то получится многотомная ода, созданная на разных языках мира. Но немало слышал великий город в свой адрес и проклятий, и недобрых пророчеств. И с ними связано множество еще неоткрытых тайн.

«Найдите в Риме хоть одного раба, который не проклинал бы наш город», – писал неизвестный автор в начале новой эры.

Делали это не только невольники. Галльские жрецы произносили особые заклинания: «Рухни, каменная громада… Да сотрясется, Рим, под тобой земля!.. Да поглотят тебя пожары. Да покинут тебя твои боги, и мор выкосит все живое, и пыль веков навечно покроет твои улицы…».

Недобрые пожелания отчасти оказались пророческими. Все испытал Рим: и пожары, и нашествия врагов, и эпидемии… Но – выстоял и снова расцвел.

«Кто же ты?»

Обычный маршрут тех, кто впервые посетил Рим: обнесенная колоннадой площадь перед собором Святого Петра и сам собор; знаменитый фонтан Треви; площадь Пьяцца дель Пополо, украшенная храмами; Пьяцца Венеция; памятник Виктору Эммануилу II; колонна Траяна; Испанская лестница, ведущая на холм к церкви Санта-Тринита дель Монти; многочисленные католические храмы разных веков и, конечно же, римские катакомбы, Колизей, Форум, Пантеон, Аппиева дорога…

За каждым углом, за каждым поворотом улочки здесь могут поджидать приезжего архитектурные творения прошлого, необычные встречи, а вместе с ними – неоткрытые тайны Рима.

В первый день пребывания в Вечном городе вместе со своими итальянскими приятелями я остановился у фонтана Треви. Редкий кинофильм о Риме обходился без него. Оттого и кажется он хорошо знакомым даже тем, кто приехал сюда впервые.

Еще в первой половине XIX века в фонтан Треви бросал монетку «на возвращение» русский литератор и ученый Андрей Муравьев. Потом он вспоминал: «Иногда спускался я, от площади Барберинской, по улице Трифонов, к великолепному фонтану Треви, которого девственные воды были указаны жаждущим воинам поселенкою на дороге Тибуртинской, и проведены в древнюю столицу зятем Августа Агриппою, для его Пантеонских бань…

Два Климента, XII и XIII, украсили фонтан сей, прислонив к дворцу Конти его гранитную массу, из которой бьет шумный поток в обширный мраморный водоем; там плещутся морские кони и тритоны, сопровождающие колесницу старца Океана…

С большим нетерпением желал увидеть Папа завершение великолепного фонтана, но художник, под разными предлогами, отлагал пустить воду; он пригласил наконец первосвященника осмотреть предварительно внешнее его убранство, обещая в скором времени открыть струю, и едва только отвернулся Климент, чтобы идти в обратный путь, как вдруг хлынули с шумом воды, из-под колоссального Океана, подражая реву его волн; слезы брызнули из глаз изумленного старца, он подал руку художнику и сказал: „вы прибавили мне несколько лет жизни“».

Слово «Треви» означало «сходящиеся к фонтану три улицы». С XVIII века в Риме существует традиция: первую монету бросить в этот фонтан через плечо, и тогда ты обязательно вернешься в Вечный город; потом вторую монету потереть о свою одежду, чтобы в тебя влюбилась римлянка; а третью швырнуть как можно дальше от фонтана. Тогда в этом городе будет везение во всем.

Из верхнего бассейна в нижний струятся уступами широкие потоки чистой, с зеленоватым отливом, воды, обдавая брызгами изваяния веселящихся морских божеств.

Как водится, туристы бросают монеты в фонтан, фотографируются, опускают ладони в прохладную воду.

Мое внимание привлек восторженный паренек, видимо, из Англии. Очарованный увиденным, он громко и самозабвенно читал стихи. Казалось, его не интересовало, слушают ли его люди. Парень обращался к Вечному городу.

Не знаю, чьи стихи произносил турист из Англии. Из всего услышанного мне запомнилось лишь несколько строк:

 О, Рим, как тымноголик, противоречив, загадочен…Кто же ты?Ответь, Великий Рим!..Я брожу по твоим руинам,Среди шумных веселых улиц,Вглядываюсь в лица прохожихи никак не могу понять:Кто же ты?..Ответь, Великий Рим!.. 

Прошло с тех пор много лет. И, вспоминая о своих поездках по Италии, я невольно повторяю строки, услышанные у фонтана Треви: «Кто же ты? Ответь, Великий Рим!..» Но однозначного ответа пока не могу найти.

В гостях у мастера

Старый мастер жил неподалеку от Палаццо делла Канчеллерия. К нему в гости меня привели мои римские приятели. Витторио был не простым изготовителем сувениров. Статуэтки «матери-волчицы», всевозможных богов и покровителей Древнего Рима он создавал только на заказ или в подарок друзьям.

Ходили слухи, что эти изваяния являлись не только украшениями, но и оберегами от всяческих бед.

– Каждая моя статуэтка – и напоминание о Великом городе, и талисман, – сразу начал разговор Витторио, едва мы с приятелями переступили порог его скромной квартиры-мастерской. – Мало у кого это получается сегодня, – грустно добавил он.

– Отчего так? – спросил я.

– Люди стали пренебрежительно относиться к божествам и покровителям Древнего Рима и не воспринимают их всерьез. А я, хоть и христианин, с уважением отношусь к ним. Они в свое время сделали многое для моего города, а теперь им нужен покой и добрые воспоминания о них. Уставшие, старые боги еще кое на что способны – и на добро, и на зло…

Взгляд мастера повеселел.

 Ответь мне, Юпитер,Ответь мне, Юнона,Как заслужить прощение у вас?.. — 

процитировал он чьи-то строки.

Пока я выслушивал перевод его слов, Витторио хитровато, но внимательно, наблюдал за выражением моего лица. Так художники изучают человека, на которого хотят нарисовать дружеский шарж.

Но мастер не собирался этого делать. Убедился, что я не стану иронизировать над его словами и отпускать атеистические шуточки насчет богов Древнего Рима, и указал рукой на застекленный шкаф:

– Вот мои творения! Что вас интересует?

Полки были заставлены бронзовыми статуэтками. Юпитеры, Марсы, Венеры, Нептуны, Вакхи, Юноны, Меркурии… Но меня сразу привлекла волчица, кормящая маленьких Ромула и Рема.

Перехватив мой взгляд, Витторио одобрительно кивнул:

– Если хотите узнать какие-то загадки и секреты Рима, – ваш выбор верный. «Мать-волчица» откроет их вам. Она не любит равнодушных к прошлому, впавших в беспамятство, принявших «дар лотофагов»…

– Принявших «дар лотофагов»?.. – переспросил я и вопросительно взглянул на приятелей. Может, они неверно перевели слова мастера?

Нет, перевод был точен. Так осенью 1989 года, я впервые услышал это странное название.

Витторио оказался не только искусным мастером, но и знатоком легенд и преданий. Не знаю, помогла ли мне «мать-волчица», вскормившая основателей Вечного города Ромула и Рема, но от моего нового знакомого я услышал немало рассказов о тайнах Рима.

Поведав ту или иную легенду Вечного города, Витторио на мои расспросы неизменно с улыбкой отвечал:

– Спроси «мать-волчицу»… Она мудра и многое повидала и услыхала в жизни…

В тот вечер мы долго толковали об истории Рима. В отличие от классического объяснения причин падения древней Великой империи, старый мастер высказал свою незатейливую версию:

– Забытье прошлого – это гордыня, за которую надо расплачиваться очень дорогой ценой… Гордыня римлян повлекла за собой ненависть многих народов, вражеские нашествия, эпидемии, голод, моральное разложение, природные катастрофы… А как все славно начиналось!.. – добавил Витторио, будто вспомнил самые счастливые дни своей молодости.

– Что именно? – спросил я.

– Рождение Рима, – ответил мастер.

«Земля, назначенная судьбой»

За несколько недель до своей смерти, в 19 году до новой эры, великий римский поэт Публий Вергилий Марон завершил свое основное произведение – эпическую поэму «Энеида». В ней повествуется о войнах и странствиях троянца Энея.

После гибели знаменитой Трои этот герой античного мира со своими товарищами долгое время скитался по Средиземноморью. И вот, наконец, корабль его пристал к побережью Апеннинского полуострова.

«…Наконец достигли они устья Тибра, который, извиваясь по лесистому местоположению, впадал в море. Троянцы, выйдя на берег… узнали, что наконец достигнута цель их странствования. Эней же радостно воскликнул: „Привет мой тебе, о земля, назначенная мне судьбою! Хвала вам, пенаты Трои, неизменно сопутствовавшие мне доселе! Вот наше новое отечество!“

Затем, украсив чело венком из зеленых веток, Эней обратился, призывая к гению, покровителю этой страны, к матери земле, к рекам и потокам и к самому Зевсу, властителю судеб человека. Настало наконец желанное время – приступить к основанию обетованного города», – писал Вергилий.

Но трудности Энея и его товарищей с прибытием на Апеннинский полуостров не завершились. Троянцев ожидали новые испытания.

Борьба за новое отечество

В то время Лапиумом, – страной, куда пристал корабль Энея, – правил царь Латин – «сын Фавна, правнук Сатурна».

Единственная дочь Латина, Лавиния, понравилась предводителю троянцев. Но ее руки добивались вожди соседних народов.

Спор за право обладать Лавинией, а еще ненависть к Энею богини Юноны привели к войне.

Против троянцев и царя Латина восстал царь рутулов Турн. Ему удалось собрать огромное войско. После нескольких столкновений двух армий Эней и Турн решили завершить войну собственным поединком.

Как писал Вергилий: «… Отмерили место для боя, принесли обычные жертвы и определили условия, скрепивши их клятвою.

Решено было: если победит Турн, то троянцы переселяются к Эвандру и не вступают в войну с латинами никогда; если же победит Эней, то получает в супруги Лавинию, и оба народа – троянцы и латины, вступают в союз, но власть остается пока в руках Латина.

В то время, как большинство народа и царь Латин говорили о мире, а немногие в том числе Турн – противились этому, Эней окружил город своими отрядами. В городе произошло ужасное смятение; одни просили мира, другие бежали к стенам, для обороны; там и сям летали стрелы, и некоторые дома и башни стали загораться, подожженные троянцами…

Турн же, слыша эти крики, видя башню, им самим построенную для защиты города, горящею, ждал Энея, чтоб положить всему конец единоборством с ним.

Скоро герои сошлись. Метнув безуспешно один в другого копья, они бросились яростно с мечами друг на друга…»

Ничто в античном мире не решалось без участия богов. И поединок завершился не просто благодаря смелости, ловкости и мастерству Энея. Его поддержал сам Зевс Громовержец.

Публий Вергилий Марон писал: «…участь Турна была решена на Олимпе…

Подкосились ноги Турна; он пал на колени и, малодушно простирая руку к победителю, воскликнул: „Заслужил я это. Пощады не прошу – пользуйся своим счастьем! Но если тебя может тронуть горе моего старика отца, то сжалься над ним и возврати ему меня, если не живого, то труп мой. Я побежден и сдаюсь тебе. Лавиния твоя. Не простирай далее своего гнева!“»

Эней хотел пощадить противника, но, увидев на плече Турна перевязь своего убитого друга, вонзил меч в грудь врага.

Царь Латин тут же согласился выдать дочь за Энея. Латинцы и троянцы соединились в один народ. Эней построил близ Тибра город и назвал его в честь супруги Лавинией.

Поклонение «Великому причалу»

И в античные времена, и в Средние века существовало несколько версий о возникновении Рима.

Согласно легенде, потомков Энея, братьев-близнецов Рема и Ромула, по воле царя города и государства Альбы-Лонги Амулия, посадили в корзину, чтобы утопить. Правитель видел в них будущих соперников и претендентов на его трон.

Известный римский историк Тит Ливии писал: «… Когда по приказу Амулия царский раб принес корзину с плачущими младенцами на берег Тибра, он увидел, что вода стоит высоко и бушующие волны грозят каждому, кто дерзнет приблизиться к реке.

Испуганный раб, не решившись спуститься близко к воде, бросил корзину на берег и убежал…

Разбушевавшиеся волны захлестнули корзину с младенцами и унесли бы ее по течению, если бы не задержали ее ветви смоковницы, росшей у самой воды. И тут, как по волшебству, вода в реке стала убывать. Буря прекратилась, а близнецы, выпав из наклонившейся корзины, подняли громкий крик».

Дети не погибли. Они оказались на берегу именно в том месте, куда более трех веков назад причалил корабль их предка Энея.

Рема и Ромула заметила черная волчица. Накормила их своим молоком и увела в пещеру невысокой желтой горы. В одной легенде говорится, что называлась эта возвышенность Палатин, в другой – Капитолийский холм.

Рим, как известно, стоит на семи холмах: Авентине, Виминале, Капитолии, Квиринале, Палатине, Цели, Эсквилине. Но рядом с ними, согласно преданию, на берегу Тибра была еще одна возвышенность, которую местные пастухи называли горой Черной волчицы.

В легенде не сказано, как долго Рема и Ромула кормила и воспитывала волчица. Но однажды, когда дети играли у входа в пещеру, их увидел пастух Фаустул. Он забрал близнецов домой и вместе со своей женой Аккой Ларентией растил и воспитывал их.

Для пастуха всегда главным врагом являлся волк. Фаустул решил вытравить из памяти найденышей образ Черной волчицы. Он обращался к богам за помощью, но те ничего не ответили. И тогда Акка Ларентия где-то раздобыла волшебный отвар из лотосов – «дар лотофагов» и напоила Рема и Ромула.

Братья забыли на какое-то время о своей приемной матери-волчице. Но она помнила о них и тайком от людей приходила на помощь, когда им угрожала беда.

Когда Рем и Ромул подросли, они вспомнили о волчице и о царе Амулии, который приказал их убить. Братья собрали сторонников, захватили город Альба-Лонга и казнили царя. Потом они решили основать свой город.

Перед этим Рем и Ромул побывали на берегу Тибра, там, где были когда-то спасены и куда более трех столетий назад причалил корабль их знаменитого предка Энея.

Здесь они совершили новый ритуал «поклонение „Великому причалу“». В чем он заключается – осталось тайной для непосвященных. Лишь несколько избранных знали секрет этого обряда и передавали потом его из поколения в поколение своим верным ученикам.

В наше время в Италии можно услышать легенду, будто Рем и Ромул, раздобыв где-то уйму серебра, отлили огромное копье и всадили его на месте «Великого причала» глубоко в землю. Там оно, якобы, покоится до сих пор.

Этим легендарным копьем интересовались агенты папы Пия IX, офицеры наполеоновской армии и агенты безопасности Муссолини. Говорят, – ищут и в наше время. Однако «Великий причал» и серебряное копье Рема и Ромула пока не найдены.

После совершения обряда «поклонения „Великому причалу“» братья-близнецы отыскали пещеру и свою черную спасительницу. Как ни странно, волчица была еще жива и по-прежнему в расцвете сил. Хотя живут эти хищники не более 17 лет.

Но легенда есть легенда. В них и не такие чудеса происходят.

Мать-волчица, согласно преданию, приняла вскормленных ею близнецов и даже подсказала, где возводить новый город.

Хотя в другом предании сказано, что место строительства Рима обозначили коршуны: «Братьям, ожидавшим необходимого для начала всякого дела знака воли богов – авгурия, явились коршуны: шесть Рему на Авентине и двенадцать Ромулу на Палатине».

Тут-то и начались распри между братьями. Рем позавидовал Ромулу – ведь боги отдали тому предпочтение. На это указывало большее число коршунов, круживших над холмом Палатин.

Как писал Тит Ливии: «Оба брата были упрямы, и ни один не хотел уступать другому.

Когда Ромул, желая настоять на своем, принялся копать ров, который должен был очертить контуры будущего города, Рем, раздосадованный упорством брата, начал издеваться над ним и, легко перескакивая через ров и насыпной вал, с насмешкой приговаривал, что никогда не видел мощных укреплений.

Взбешенный Ромул, не помня себя от гнева, вскричал: „Так будет с каждым, кто осмелится переступить стены моего города!“ – и обрушил на Рема страшный удар, от которого тот упал замертво».

Убив своего брата, Ромул повелел захоронить его в холме «Черной волчицы».

iknigi.net

Тайны подземных кладов Рима | Журнал РЕПИН.инфо

Все сущее на земле, по преданиям древних римлян, пропитано магией. В подземельях и дворцах живут призраки, леса населяют колдуны и ведьмы. Все они охраняют бесценные сокровища и клады, недоступные простым смертным. Только те, кто сумеет проникнуть в таинственные знания предков, не только смогут найти сокрытые от посторонних взглядов драгоценности, но и владеть ими. Иначе их ждет погибель.

Нерон, один из величайших императоров Древнего Рима, незадолго до смерти  приказал изготовить массивный золотой перстень. На внутренней его стороне значилось: «Сила, красота, польза», на внешней - «Сумей противостоять». Говорят, что умирая, он произнес: «Я проклял этот перстень, и отныне он будет переходить из рук в руки и приносить горе тем, кто неистово поклоняется золоту. Посмотрим, что крепче: мое проклятие или сила золота! Интересно, как долго он будет шествовать по земле, в чьих руках побывает, сколько переломает судеб?»

Одна из самых загадочных легенд – о таинственном Золотом дворце Нерона, который некогда располагался на Эсквилинском холме. Именно здесь и должно было храниться Золотое кольцо, ибо «Золотой дом» служил его обителью. По указу Нерона там были сооружены бани с морской, пресной, серной и минеральной водой, а также огромный гидравлический орган. Это было небывалое сооружение, с великолепным убранством и  вращающимся куполом. Самые последние достижения техники архитектуры были использованы для строительства и воплощения замыслов проектировщиков.

Там были прорыты подземные туннели, план которых был известен только императору и нескольким верным ему слугам. Говорят, что незадолго до смерти Нерон объявил, что спрятал в подземельях девять кладов с несметными сокровищами. В течение более чем двух тысяч лет продолжаются поиски подземных кладов, но их местоположение неизвестно и ныне. Хотя никто не рискует забираться далеко вглубь земли, ведь карты подземелий нет и по сей день.

В 18 веке князь Александр Борисович Куракин приобрел у купца золотой перстень. Он долгое время изучал его, а затем обратился за помощью к знаменитому графу Калиостро. Кудеснику хватило одного беглого взгляда, чтобы понять всю мощь кольца и его проклятия. «Сними его. На нем слишком много крови», - сказал граф Куракину.

Поговаривают, что магу даже удалось вызвать дух первого владельца перстня, которым и оказался Нерон. Он-то и обязал Куракина вернуть проклятое украшение обратно в Рим. «Неподалеку от церкви Тринита дел Монти есть улица дел Кондотти. Там, в доме под номером 48, есть подвал с замурованным входом. Ни хозяева, ни жильцы не догадываются о его существовании. Взломайте вход, спуститесь в подземелье и у стены, где будет написано: "Сумей противостоять", оставьте перстень. Я за ним приду. Хватит ему убивать людей. Не ждите в подземелье моего появления. Уходите сразу — иначе быть большой беде».

Куракин долго сомневался. Но братья масоны, с которыми он был в довольно тесных отношениях, поддержали его желание расстаться с драгоценным перстнем.

Перстень должен был отвезти слуга князя, который был родом из Италии. Посланец уехал, но ни о нем, ни о кольце больше ничего не было слышно. 

Неподалеку от древних Тибуртинских городских ворот некогда располагался великолепный дворец, который часто называли проклятым. Многие исследователи верят, что он стоял на месте древнейшего святилища, где приносились человеческие жертвы кровожадному богу Сатурну, который пожирал своих детей. Однако странные события начали происходить гораздо позже, когда римляне начали забывать о Сатурне и обратили свои молитвы к более милостивому Юпитеру.

По одному из древних преданий, стражник безлунной ночью увидел парящее серебряное облако над тем местом, где, как считалось, некогда возвышался алтарь Сатурну. Неожиданно страж услышал голос самого забытого бога, который вещал, что покинет пределы Рима только тогда, когда отомстит неблагодарным жителям. Так ли это или нет, но многие и сегодня утверждают, что слышат на том месте голоса и видят серебряное облако. Долгое время там ничего не строилось: страх перед неведомым так пугал местных жителей, что они даже подойти боялись к «проклятым» холмам.

В 19 веке странным дворцом завладела знатная графиня. Она увлекалась оккультизмом, скупала старинные магические книги, изучала древние ритуалы. Поговаривали, графиня  была ведьмой. Легенды гласили, что у нее были старинные магические кристаллы, которые она время от времени использовала во время проведения ритуалов. Незваных гостей ведьма или старила, или уничтожала. Хотя, изредка, могла и омолодить. Сама она тоже долгое время была красива и молода.

Однако ее занятие пришлось не по вкусу Сатурну, и он наслал на ведьму загадочных лемуров. Лемуры подлили в изумрудную волшебную чашу колдуньи  кровь черного петуха и переставили магические кристаллы. Заклинание, которое читала ведьма, сработало иным образом: она состарилась на десятки лет. Но, говорят, перед смертью она успела не только спрятать сокровища в подземных туннелях Сатурна, но и надежно укрыть волшебную изумрудную чашу.

Любители ищут таинственные сокровища и по сей день. Были ли они на самом деле – неизвестно. Но, поговаривают, что изумрудная чаша несколько лет назад была замечена в коллекции одного американского миллиардера.

repin.info

Отдых с детьми самостоятельно.Тайны Рима. Маршрут по загадкам города

Вечный город знаменит на весь мир не только красотой своих памятников, но и своей загадочностью. Каждый уголок Рима полон тайн, магических, алхимических и каббалистических символов.Ну а какого подростка не привлечет возможность разгадать тайны Рима. Или если не разгадать, то хотя бы прикоснуться к ним. Затаенные знаки и символы являются главной темой данной виртуальной экскурсии – погрузитесь в таинственный мир, скрытый за красотой римских площадей, улиц, церквей и дворцов, который позволит вам узнать много нового и неожиданного.

Отметьте себе на карте те места, о которых идет речь. Чтобы, когда вы будете поблизости рассматривать другие достопримечательности Рима, не пройти мимо его полускрытых символов и недоразгаданных тайн.

Si sedes non is, si non sedes is

вилла Паломбаро магическая дверь фотоНачнем маршрут по загадочному Риму на площади Витторио Эмануэле (Piazza Vittorio Emanuele), расположенной на холме Эсквилин. Здесь находится один из самых важных памятников, скрывающих туманные алхимические симовлы — Магическая дверь, которую чаще называют Алхимической. Она была установлена в 1890году рядом с развалинами священного грота нимф, построенного при императоре Александре Севере. Эта дверь, созданная в 1653 году, была перенесена сюда с территории виллы, принадлежавшей маркизу Массимилиано Паломбара (её чаще так и называют — вилла Паломбара).

Ворота представляют собой конструкцию из белого камня (в настоящее время вход в неё замурован) с выбитыми на ней эзотерическими символами (на архитраве – перекладине между колоннами, на круглом диске и пороге). По обе стороны ворот расположены статуи, похожие на египетское божество Бес, первоначально находившиеся в храме Исиды на Квиринальском холме.

Рим магическая дверь фотоПо легенде эти символы заключают в себе тайную магическую формулу превращения металлов в золото. Эту формулу вместе с неизвестно откуда взявшейся горкой золота якобы оставил в доме маркиза Паломбаро странствующий монах, исчезнувший из его владений в первую же ночь. Никто из людей, изучавших оставленные надписи, так и не смог постичь их тайный смысл, и тогда маркиз решил воспроизвести их на воротах и выставить на всеобщее осмысление.В верхней части ворот выгравирована надпись Si sedes non is (Если ты сидишь, не поступай), которую можно также прочитать справа налево как Si non sedes is (Если ты не сидишь, ты поступаешь), представляющая собой символическое предписание для постижения истины Ордена Розенкрейцеров.

Как добраться: Магическая дверь. Площадь Vittorio Emanuele. Автобус 360, 649. Метро: Линия А, станция Vittorio Emanuele.

Скрытая магия подземных святилищ

Рим Базилика Святого Клемента фотоПродолжая путь в сторону холма Оппия вы увидите Базилику Святого Клемента, одну из самых древних известных римских церквей. Она была возведена в конце IV века в честь святого Клемента, считающегося третьим папой римским после святого Петра. На самом деле, это целых две церкви, построенные одна над другой, находящиеся в свою очередь на многослойных развалинах древнеримских построек.Внутри базилика сохраняет средневековый вид, она состоит из трех нефов, увенчанных тремя апсидами и разделенных древними колоннами с реконструированными гипсовыми ионическими капителями.На центральной апсиде сохранилась изумительная мозаика, представляющая Распятого Иисуса с Мадонной и Святым Иоанном Евангелистом. Из ризницы ведет вход в нижнюю базилику раннехристианского периода, построенную в IV веке.

Рим Базилика Святого Клемента Митра святилище фотоИз нижней части церкви можно пройти в святилище-митреум, построенное на развалинах домов II века и состоящее из трех помещений. Первое служило вестибюлем и митраистской школой. Из вестибюля открывается вид на зал, где поклонниками культа Митры проводились мистические пиршества. В центре зала расположен мраморный алтарь, украшенный барельефами бога Митры, убивающего быка, двух факелоносцев Каутеса и Каутопатреса, символизирующих закат и восход солнца, а также барельефом змеи. Третье помещение – пещера-митриум для поклонений. Тайна культа Митры недопонята до сей поры.Как добраться: Базилика Святого Клемента. Via di San Giovanni in Laterano, 108Автобусы 571, 85, 850. Метро: Линия В, станция Colosseo.

От Тамплиеров к Мальтийским рыцарям

площадь Рыцарей Мальтийского Ордена Рим фотоПрогуливаясь по Авентинскому холму, не пропустите площадь Рыцарей Мальтийского Ордена (Piazza dei Cavalieri di Malta), опоясанную стеной и украшенную обелисками и военными трофеями. Она была спроектирована архитектором Джан Баттиста Пиранези в 1765 году.Архитектурный комплекс площади ведет свою историю с 939 года, когда здесь был возведен бенедиктинский монастырь, перешедший в конце XII века во владение ордена Тамплиеров, воинственных монахов и защитников христианства от мусульманской угрозы. После уничтожения ордена Тамплиеров в 1312 году монастырь отошел ордену Госпитальеров, известному также как Орден Мальтийских Рыцарей.

По легенде, на холме Авентин находился огромный священный корабль Тамплиеров, готовый сняться с якоря для отправления к Святой Земле.

площадь Рыцарей Мальтийского Ордена Рим фото детальВсе украшения площади, выполненные архитектором Пиранези, полны эзотерического смысла, они служат кодом для посвященных в тайну. Находящийся здесь сад с фонтаном также был спланирован этим архитектором. В саду можно увидеть древние развалины, среди которых находится древний парапет колодца с выбитой на нем датой 1244 год.

Здесь же расположена церковь Санта-Мария-дель-Приорато-э-ла-Вилла. В воротах Приората находится знаменитая замочная скважина, через которую открывается незабываемый вид в конце аллеи на купол собора Св.Петра.

Как добраться: Площадь рыцарей Мальтийского Ордена. Холм Авентин. Автобусы 3, 75, 81, 628. Метро: Линия В, станция Circo Massimo.

Атмосфера сказки

Рим квартал Коппеде фотоМежду улицами Тальяменто (Via Tagliamento) и Корсо Триесте (Corso Trieste) расположен интересный квартал Коппеде, построенный в стиле барокко и изобилующий магическими и сюрреалистическими фигурами. Здания этого квартала имеют оригинальный и воистину сказочный вид – все они были спроектированы флорентийским архитектором Джино Коппеде (1886 – 1927).

Узкие и длинные виллы с колоннами, башнями, арками и оградами построены из различных материалов, таких как мрамор, туф, смальта и др. Многое в оформлении зданий напоминает о стиле арт-нуво, особенно благодаря многократно повторяющимся природным мотивам.В этом районе был снят известный фильм Дарио Ардженто «Птица с хрустальным оперением». Элементы украшения зданий также напоминают о великолепном итальянском фильме «Кабрия» 1914 года.

Как добраться: Квартал Коппеде. Piazza Mincio. Автобусы 92, 63, 630, 86

Семейство Барберини и геометрические формы Борромини

Сант-Иво-алла-Сапиенца Рим фотоНаш «магический» маршрут по Риму завершается у церкви Сант-Иво-алла-Сапиенца (Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza), одного из шедевров архитектора Борромини. В 1632 году папа Урбан VIII Барберини повелел завершить архитектурный ансамбль здания университета Сапиенца (ныне главное здание Государственного Архива) церковью, посвященной Св.Иво. Эта элегантная церковь полна таинственных символов. Сама церковь имеет треугольную форму и построена на основании в виде печати царя Соломона. Вся конструкция напоминает по форме пчелу (напомним, что пчелы — символ рода Барберини).

Сант-Иво-алла-Сапиенца Рим фото полВнутреннее оформление церкви является одним из ярких примеров архитектурного стиля римского барокко. Нишу главного алтаря занимает статуя Св.Иво – покровителя юристов работы скульптора Ди Пьетро да Кортона. Архитектор не успел завершить свое творение и статуя впоследствии была закончена его учениками.Интересен также пол храма работы Борромини с элегантной и таинственной черно-белой инкрустацией.

Как добраться: Церковь Сант-Иво-алла-Сапиенца. Circo Rinascimento, 40. Автобусы 87, 81, 64

В статье использованы материалы сайта turismoroma.it

travel-child.ru


Смотрите также