Религия восточных славян. 10-й класс. Таблица древние славяне


Славяне в древности. Черты и особенности древних славян



1. На каких территориях Европы расселились славяне в VI веке?

Они расселились на землях современных Польши, Чехии, Словакии, части Германии (по реке Эльбе, в Лужицах и т.д.), Болгарии, Сербии, Боснии и Герцоговины, Хорватии, Македонии, Греции, Украины, Беларуси и России. На некоторых землях они позже смешались с другими народами и забыли, что они славяне, но на большинстве были созданы славянские государства.

2. Пользуясь текстом параграфа, заполните таблицу «Восточные славяне в древности».

Пользуясь текстом параграфа, заполните таблицу «Восточные славяне в древности»

3. Какие черты и особенности древних славян отмечали византийские историки?

Византийские историки отмечали свободолюбие славян, которые не желали никому подчиняться, но и их гостеприимство. В частности, захваченных рабов они со временем отпускали и оставляли жить в своих селениях уже как свободных людей. Также полководцы Византии отмечали, что славян были искусными воинами и мастерами засады (например, они могли прятаться на дне речки, дыша через тростинки). Славян описывали как высоких и сильных людей.

4. Почему славянская община называлась соседской? Мог ли стать членом славянской соседской общины выходец из другого народа?

Родовой называется та община, которая состоит из нескольких больших родов. Соседской – состоящая из отдельных семей. Такие семьи были не родственниками друг друга, а соседями. В такие общины люди приходили и селились там, в то время как на землях родовой чужаки селиться не могли, потому что неродственников не терпели. В соседской общине вполне мог поселиться чужестранец, так же, как и местные: завести семью и вести своё хозяйство. У славян таким чужеземцем мог быть, например, отпущенный на волю раб.

5. Перечислите основные занятия славян. Каким образом эти занятия были связаны с географическими и природными особенностями мест, в которых жили разные славянские племена? Как основные занятия славян и образ их жизни отразились в их верованиях?

Основным занятием славян было земледелие, но также они разводили домашний скот, ловили рыбу, бортничали (добывали мёд диких пчёл), охотились, занимались ремеслом, продавали приходившим по рекам скандинавским и арбским купцам то, что вырастили и сделали. Но славяне жили в разных природных условиях, потому у разных племён были разные виды земледелия.

Большинство племён жило в лесах, потому занималось подсечно-огневым земледелием. То есть вырубали и выкорчёвывали участок леса, сжигали на нём часть срубленных деревьев, а также все ветки. Только после этого землю распахивали. Пепел делал её плодородной на 3-4 года. А когда эти годы проходили, поле забрасывали и вырубали новый участок.

Племена, жившие на юге, где уже начинались степи, занимались переложным земледелием. Они также распахивали поле, только не вырубали лес, потому что в степи его не было, а когда земля переставала быть плодородной, распахивали новое поле. Переходили они так с места на место не каждый 3-4 года, а каждые 20-30 лет.

Славяне видели действие разных природных сил, потому верили во множество богов. Земледельцы обычно создают для себя могущественных богов – повелителей людей, в отличии от охотников и собирателей, которые верят обычно в духов, с которыми человека может договориться, а может их и перехитрить. Потому что охотники и собиратели могли от любых бед уйти в другие места. Земледельцы привязаны к свои полям, если урожай затапливало, било градом или каким-то другим образом уничтожало, начинался голод и люди ничего не могли с этим сделать. Потому боги земледельцев властные, в их руках находятся судьбы людей. У славян, судя по всему, были именно такие боги.

6. Какой тип обработки земли преобладал у полян, а какой – у вятичей? Свой ответ обоснуйте.

Поляне жили в бассейне Днепра, причём в низовьях этой реки, где лесов мало. Потому они занимались переложным земледелием. Вятичи жили в густых лесах, потому, как и большинство славянских племён, занимались подсечно-огневым земледелием.

7. Прочитайте тексты из раздела «Это интересно». На основании прочитанного подготовьте рассказы:

а) Как выглядели древние славяне?

Славяне были высокими и сильным

б) Чем занимались древние славяне?

С точки зрения арабского путешественника славяне в основном выращивали просо и собирали мёд. Но из других источников мы знаем, что они охотились, разводили домашних животных и занимались ремёслами. Также они торговали, иначе в их землях нечего было бы делать арабским купцам, которые оставили нам свои описания

в) Каковы были их нравы и обычаи?

Славяне были свободолюбивыми и никому не хотели подчиняться, но при этом гостей принимали хорошо. До принятия христианства их культы включали священный огонь. Когда славянин умирал, его тело сжигали. Часто вместе с мужчиной убивали его жену или любимую наложницу. Но это происходило только с согласия женщины, более того, только если ей являлись нужные видения.

Славяне были отличными воинами и частью их образа жизни являлись набеги. На врагов они часто нападали из засады, а потом умело скрывались от преследования. Отправлялись они и в завоевательные походы. Так они покорили весь Балканский полуостров, кроме окружавших его островов и города Фессалоники. Но не ушли назад с добычей, а поселились на завоёванных землях.

resheba.com

Древнейшая история славян и славяно-руссов до рюриковского времени: краткий обзор

Древнейшая история славян и славяно-руссов до рюриковского времени: краткий обзор

Прежде чем говорить об истории славян, необходимо определиться с временными рамками. Древнейшие славяне жили до шестого века новой эры, древние – с шестого по восьмой-девятый века (до прихода Рюрика). Нас же интересует древнейшая история славян и славяно-руссов до рюриковского времени, то есть до образования государства Киевская Русь как такового.

Время индоевропейцев

До наступления новой эры все славянские народы состояли в масштабной индоевропейской общности. У нее был свой язык, своя территория, свои верования. Но в результате неизбежных процессов миграции, переселения народов произошло разделение индоевропейцев на отдельные племена. Одним из них стало праславянское, которое вышло из общего массива народов примерно в середине второго тысячелетия до новой эры.

Расселение славян

Если верить данным археологии и письменным источникам, то прародиной славян были земли Центральной и Восточной Европы (нижнее и среднее течения реки Дунай). К первому тысячелетию прошлой эры численность славян стала достаточно большой. Территорий на всех не хватало: ведь основным занятием в то время было земледелие, причем экспансивное. Так и началась их миграция, в том числе и в рамках Великого переселения народов.

Во многих письменных источниках, относящихся к шестому веку, славяне называются антами, склавинами, венедами. Причем первые – это восточная группа, вторые – южная, третья – северная. Принципиальных отличий в жизни этих групп не было. Но свое влияние, несомненно, оказывали природно-климатические и географические особенности.

славяне происхождение

Три ветви славян

Одна из частей славянского племени осталась на месте изначального проживания – это была ветвь южных славян. Другая группа двинулась на север, став ветвью западных славян. А самой крупной ветвью стала восточная. Она заняла Восточно-Европейскую равнину к шестому веку.

Необходимо отметить, что в каждом направлении славян начали появляться свои более мелкие племена и племенные союзы:

  • Западные: поморяне (лужичане, бодричи, древане и другие), полабы.
  • Южные: болгарские, далматинские, грекомакедонские.

Они в большинстве своем были кем-нибудь захвачены, оказались под властью более сильных племен и государств. Причинами этому стали несколько факторов: их внутренняя разрозненность, отсутствие четкой социальной организации, малая численность.

  • Восточные славяне: вятичи, кривичи, древляне и другие (всего пятнадцать племенных союзов, или княжений). Каждый племенной союз занимал определенную территорию, имел свою столицу (град), а также свою власть – князя. У князя была дружина, которая составляла боевую мощь того или иного племенного союза.

Лишь эта ветвь смогла остаться независимой, смогла занять и освоить огромные территории, смогла объединиться в большое и сильное государство. Кстати, термин славяно-руссы применим именно к восточным славянам. Формирование государственности, а также официальный приход Рюрика на Русь ознаменовал начало нового этапа в жизни восточных славян.

Жизнедеятельность древних славян

жизнедеятельность славян

В течение всех этих лет, с самого появления славян, постепенно менялся их жизненный уклад, их занятия, общественная структура. Глобальные изменения произошли, в первую очередь, в социальной организации. Сначала существовали огромные племена, затем произошло подразделение их на более мелкие. Чуть позже появилось и понятие «род». Отсюда возникли родовые общины, потом и соседские. А к моменту образования государства у восточных славян происходил плавный переход к классовой системе в обществе.

Глобальные изменения происходили и в жизнедеятельности людей. Земледелие, которое изначально было подсечно-огневым и переложным, стало пашенным. Славяне освоили многие ремесла (металлургическое, кожевенное, глиняное). Значительно улучшилось и состояние жилищ – к девятому веку в восточнославянскую жизнь прочно вошли избы. В целом, можно сказать, что социально-бытовые условия приобретали все большее совершенство. Это обусловило увеличение численности людей. Но, не будем забывать, о частых войнах и противостояниях славян с вражескими соседскими и кочевыми племенами.

Такова краткая история славянских народов. Конечно, наибольшую актуальность для нас всегда представляла восточная ветвь. Сегодня численность потомков восточных славян огромна: это жители Российской Федерации, Украины, Белоруссии.

Древнейшая история славян в трудах русских учёных.

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

Религия восточных славян. 10-й класс

Разделы: История и обществознание

Цель: продолжить знакомство учащихся с жизнью восточных славян, углубить знания о религии восточных славян, пантеоне богов, языческих праздниках.

Задачи:

  • охарактеризовать главные особенности верований восточных славян;
  • содействовать воспитанию уважения к истории России;
  • способствовать формированию у школьников эмоционально-личностного отношения к сокровищам мировой истории и культуры;
  • способствовать появлению интереса к получению новых знаний через использование дополнительных источников (энциклопедий, художественной литературы, документов).

Тип урока: изучение нового материала

Основные понятия: язычество, пантеон богов, политеизм, капище, волхвы.

Оборудование на урок: компьютер, проектор, учебник под редакцией А.Н.Сахарова “История России с древнейших времён до конца XVI века”, документы:

  • Соловьёв С.М. “Сочинения” в 18-ти томах. М.1988–1991 г.т.1, кн.1, с.108–109 “Язычество славян”.
  • Карамзин Н.М.из “Истории государства Российского”. – М.: Книга, 1988. Том 1.

Опережающее задание: подготовить небольшое сообщение о известных православных праздниках и обычаях, которые связаны с ними, но имеют языческое происхождение (Иванов день – Купальный день, день Ильи Пророка, Спас – Медовый, Яблочный, Ореховый), образы и обряды древнейших славянских праздников – масленицы, Нового года, святочного цикла.

План работы:

  1. Русское язычество
  2. Княжеский пантеон богов
  3. Причины провала языческой реформы князя Владимира
  4. Закрепление нового материала на уроке

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Знакомство учеников с темой урока, целями и задачами изучения нового материала.

Вера древних народов, населявших огромные территории в восточной Европе – славян, - была языческой. Единых для всего славянского мира представлений о богах не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, не были едины и в верованиях. Поэтому славянские боги не связаны родственными отношениями. Каждое славянское племя молилось своим богам. Славяне- язычники поклонялись стихиям, приносили жертвы божествам, населяющим всё вокруг.

Вопрос классу: Что такое язычество?

Запись в тетрадь: “Язычество (от церковнославянского “языцы” – народы, иноземцы ) – обозначение нехристианских политеистических религий.

Политеизм – многобожие.

ЯЗЫЧЕСТВО

Поклонение явлениям природы

Земледельческие культы

Культы предков

Язычество предполагает циклический взгляд на мир: лето – осень – зима – весна. Душа переходит из одного тела в другое. Природа вечна. Душа человека – вечна. Мир населён духами.

Вниманию учащихся предлагается таблица со значением основных языческих богов древних славян:

Основные славянские божества (в сравнении с другими)

Название богов

Значение

Древнегреческий аналог

Древнеримский аналог

Сварог Бог Неба Уран, Гера Юнона
Дажьбог Бог Солнца Гелиос Соль
Стрибог Бог Ветра Борей, Нот, Зефир  
Перун Бог Грома, молнии Зевс, Арес Юпитер, Марс
Велес Бог скота Артемида, Пан Диана, Меркурий
Ярило Бог весны (Солнца)    
Купала Богиня Лета    
Мокошь Мать Сыра Земля Гестия Веста

Главное отличие славянского язычества от античного или скандинавского: по славянским представлениям, ни один бог не являлся главным среди других, повелителем богов, как Зевс или Юпитер.

Сегодня мы познакомимся с пантеоном славянских богов. Слово “пантеон” в данном случае означает – список славянских богов.

Презентация

Работа со слайдами: характеристикой и иллюстрациями славянских богов.

Слайд 1–2 ВведениеСлайд 3 Перун – бог грома и молнии Слайд 4. Род – бог отецСлайд 5. Стрибог – бог ветра, бури и войныСлайд 6. Солнечные божества – Даждьбог и СемарглСлайд 7 Макошь – мать сыра земляСлайд 8. Велес – бог всей РусиСлайд 9. Низшие божества – леший и водянойСлайд 10. Покровители дома – домовой и банникСлайд 11. Мифологические герои

Сообщения учащихся о богах и низших божествах. (Приложение 1) .

Работа с документами (на партах лежат ксерокопии документов) (Приложение 2)

Задание классу: в рабочей тетради с помощью аргументов и фактов докажите, что верования славян были языческими. Ответ оформите в виде таблицы.

Признаки язычества Верования восточных славян
1. Основаны на первобытных мифах Миф о загробном мире
2. Вера во множество богов и духов Боги небесного, земного и подземного мира
3. Боги олицетворяют силы природы В небесном мире – Дажьбог – солнечное божество, Хорс – Солнце, Сварожич – Огонь, Перун – Молния

В Земном мире: лешие, водяные, русалки, кикиморы, домовые.

4. Боги олицетворяют человеческие занятия Сварожич – кузнечное дело, Перун – война, Рожаницы – землепашество.

Вопрос классу: Почему восточные славяне не взошли на ступень цивилизации одновременно с южными славянами?

Выводы записать в тетради

  1. Восточные славяне оставались язычниками, т.к. жили вдали от регионов распространения мировых религий.
  2. Восточные славяне заселили не цивилизованные территории, а земли первобытных племён.
  3. Только в южной части восточнославянского мира были благоприятные условия перехода к земледелию – основы перехода к цивилизации.
  4. Только в ix веке в землях восточных славян стали проявляться черты, разрушающие родоплеменной первобытный строй.

Система культов славян-язычников

Издревле местом молений были горы, особенно “лысые”, т.е. с беслесной вершиной .На вершине холма находилось капище – место, где стоял капь – идол. Вокруг капища шёл подковообразный вал, на вершине которого горели крады – священные костры. Второй вал был внешней границей святилища. Пространство между двумя валами носило название требище – там “потребляли”, т.е. ели жертвенную пищу.

Языческие жрецы – волхвы – совершали обряды в святилищах, изготавливали идолов и священные предметы; используя магические заклинания, они просили богов об обильном урожае.

Языческая реформа князя Владимира.

Сразу после прихода к власти в Киеве Владимир предпринял попытку языческой реформы, повелев поставить рядом со своим дворцом идолов шести божеств, составивших государственный пантеон. Этими “главными”, по мнению великого князя, богами стали Перун, Дажьбог, Стрибог, Хорс(солнечный конь ), Мокошь и Симаргл (значение неизвестно ).

Главным стал считаться Перун – голову статуи покрыли серебряной краской, а усы – позолотой. Киевляне приносили жертвы тем идолам, называя их своими богами, даже закалывали своих сыновей и дочерей перед истуканами.

Однако попытка реформировать язычество не удалась: народ не мог привыкнуть к новым ролям старых богов, а в пределы Киевской Руси всё шире проникала монотеистическая вера соседних народов.

Закрепление изученного материала.

  1. Викторина о язычестве. (Приложение 3)
  2. Магический круг – найти имена богов (лист с заданием у каждого на столе) (Приложение 4)
  3. Кроссворд (Приложение 5)
  4. Тестовые задания (Приложение 6)

Подведение итогов урока:

Какие выводы о занятиях восточных славян, их общественном строе можно сделать, зная их религиозные верования?

Домашнее задание:

  • Учебник 3, подготовить сообщения: что из язычества сохранилось сегодня в виде суеверий, обычаев, традиций? О чём это говорит?
  • Творческое задание – написать стихи о язычестве или сделать рисунки.

Литература к уроку.

  1. Бухарева Н.Ю.
  2. История России с древнейших времён до конца xvi века. дидактические материалы (контрольные задания, тесты, кроссворды) Волгоград 2009 .
  3. Блохин В.Ф.
  4. История России. Древняя Русь в vi- xii веках. Дидактические материалы, практические советы. Брянск 2003.
  5. Дорожкина Н.И.
  6. Современный урок истории. – М., 2009.
  7. Данилов А.А.
  8. Косулина Л.Г. История России с древнейших времён. Рабочая тетрадь. – М., 2009 .
  9. Ерёменко М.В.
  10. Славянские боги. – М., 2009.
  11. Карамзин Н.М.
  12. История государства Российского. – М., 1988. 1 т.
  13. Кишенкова О.В., Иоффе А.Н.
  14. Тестовые задания по истории России. – М., 2008.
  15. Краткая энциклопедия славянской мифологии. – М., 2004.
  16. Петрович В.Г., Петрович Н.М.
  17. Уроки истории. – М., 2008.
  18. Путилов Б.Н.
  19. Древняя Русь в лицах. Боги, герои, люди. С – П.2008.
  20. Румянцев В.Я.
  21. Задания и вопросы по истории России с древности по xvi век. – М., 2002.
  22. Соловьёв С.М.
  23. Сочинения в 18 книгах. – М., 1988–1991. Книга 1
  24. Серов Б.Н.
  25. Поурочные разработки по истории России. – М., 2002.
  26. Словарь славянской мифологии. – М., 2010.

Итоги:

  • доступ к разработке урока самой широкой аудитории;
  • учителей – в целях обмена опытом;
  • учащихся – для проверки своих знаний;
  • для тех, кто хочет расширить кругозор;
  • возможность обновления и дополнения новым материалом по истории язычества Руси.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также