Свадьба в древней руси. Свадебный обряд в Древней Руси - обратимся к истории
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Свадьбы на Руси: как они проводились? Свадьба в древней руси


Свадьбы на Руси: как они проводились? | Культура

В соответствии с рекомендациями «Домостроя» жених должен был прибывать к дому невесты на собственном аргамаке. Женихи попроще, как правило, ехали в украшенных санях. Во всех слоях общества стремились сделать свадебный поезд побольше, разукрасить коней и сани лентами, цветами, разноцветными подзорами и вышитыми полотенцами. Обязательным атрибутом были колокольчики и бубенцы, заранее предупреждавшие о приближении жениха со свитой к дому невесты. Родители жениха обычно в дом невесты не ехали, с этого момента их функции на период свадебных торжеств брали на себя посаженные отец и мать.

О том, что жених может выезжать за невестой, обычно оповещал посыльный, отправленный будущим тестем. Эти обязанности мог выполнять дружка или полудружье. Первыми во двор отца невесты отправлялись друзья жениха, дружка или тысяцкий, которые должны были заплатить символический выкуп за право входа в дом жениха. Обычно выкупы за право входа жениха в дом и за невесту платились не деньгами, а небольшими подарками, сладостями, желающим могли и чарку налить. Прибывших рассаживали за столом. Непосредственно к невесте отправлялась только посаженная мать жениха или его родственница, которая должна была убедиться, что та готова к выходу.

До конца XVIII века сначала в доме невесты проводили обручение. После него молодые впервые прилюдно могли поцеловаться. Затем молодых готовили к венчанию, обязательным элементом было расчесывание волос и заплетание косы невесте. Гостям в это время от родителей невесты подносили небольшие подарки (обычно платок) и ритуальное угощение: сыр, хлеб и вино, после чего могло последовать короткое застолье. Одновременно с посыльными от родителей невесты хлеб, сыр и платки посылали родителям жениха и всем приглашенным на свадьбу, которые не присутствовали на обручении в доме невесты.

Когда к гостям выводили молодых, их обсыпали хмелем и зерном, а дружка или тысяцкий просил родителей невесты: «Благословите детей своих идти к венчанью». Получив благословение, жених за руку выводил невесту из дома и помогал сесть в сани. Сам он должен был до церкви ехать в своих санях или верхом. К церкви отправлялся уже объединенный свадебный поезд. В ряде мест родители молодых в церковь не ездили, в этом случае они и часть гостей с их стороны после отъезда молодых отправлялись в дом жениха.

После венчания молодой муж садился в сани вместе с женой, если же он ехал верхом, вместо него с молодой садился его представитель или его посаженная мать. Родители жениха встречали молодоженов перед широко распахнутыми воротами во двор, иногда, чтобы сделать проезд широким, даже разбирали часть забора. Обязательным элементом встречи был каравай хлеба, который молодые надкусывали, стараясь «отхватить» кусок побольше. В ряде мест кроме каравая молодым выносилось решето, как символ того, что молодоженов будут миновать беды, уходя словно вода сквозь решето.

Когда молодожены входили во двор, их обсыпали зерном и хмелем. Затем молодоженов отводили в отдельное помещение, где для них было приготовлено небольшое угощение, обычно символическое, с пожеланиями счастливой жизни, богатства и многочисленного потомства. На северо-западе Руси для этого использовали рыбный пирог и молоко с клюквой — «чтобы деток было много, как рыбы в реке, да были они крепкими — кровь с молоком».

У молодоженов появлялась возможность немного передохнуть перед свадебным застольем, но главное — в это время проходило переодевание и причесывание молодой, которой теперь полагались женская прическа и головной убор. Кроме того, в некоторых местах молодые ездили на венчание в праздничной, но уже ношеной одежде, а во все новое переодевались по приезду в дом жениха, подчеркивая этим начало для себя новой жизни.

Для гостей в это время устраивали небольшой «фуршет» — угощали вином с заедками, а также демонстрировали приданое невесты, которое обычно вывешивалось и выставлялось в помещении, где накрывался свадебный стол. По традиции свадебный стол ставился буквой «Т», так, чтобы молодые сидели под образами. Перед молодоженами на стол обязательно ставился каравай и еще одно-два свадебных ритуальных блюда в зависимости от региона, это могли быть блины, специальное печенье (хворост), сыр, пирог.

По традиции в первый день общее свадебное застолье длилось не долго. После нескольких перемен блюд молодожен вставал и кланялся собравшимся, а дружка или тысяцкий от его имени приглашал всех на следующий день продолжить свадебный пир. Если обращения были персональными к каждому из гостей, то каждое из них молодожен сопровождал поклоном.

После этого молодых отводили в помещение, где было устроено брачное ложе. Обычно застолье в это время продолжалось, но желающие могли его покинуть, не нанеся этим оскорбления хозяевам. Общее веселье притухало, так как и родные, и гости ждали вестей, что молодой муж справился с возложенной на него природой обязанностью, а молодая жена оказалась непорочной.

Единого ритуала проведения первой брачной ночи не существовало, они заметно отличались в различных регионах. Где-то молодых не тревожили, пока они сами не дадут знать, что у них все получилось. В ряде мест их периодически навещали, чтобы при необходимости подсказать, что и как делать. Обычно эти функции возлагались на сватью.

Любопытные рекомендации на этот счет дает «Домострой». После того, как молодых раздели, уложили и оставили одних, «тысяцкий и поезжане и дружка и старшая сваха войдут в комнаты к свекру и скажут тут: «Бог сподобил: дети ваши после венчанья легли почивать поздорову, и вот услаждаются». А два постельничих у дверей сидят неотступно, и как настанет новобрачному время, полежав и познав, он кликнет постельничего и велит позвать ближнюю боярыню, а сам, зайдя за занавеску и омывшись водой, набросит на себя халат да шубу нагольную. А затем пойдет новобрачная с боярыней или с двумя, и там обмоют ее, и обе сорочки замочат в тазах. И новобрачная также набросит на себя халат и шубу нагольную да велит позвать к себе дружку, а сам новобрачный сядет на большой постели, новобрачная же за занавеской на пуховике.

Когда же дружка придет, пошлют его к отцу и матери сказать, что, дал Бог, все в порядке. И те пошлют сваху, а потом придет и тысяцкий или кто-то из ближних родственников к новобрачному, а к новобрачной придет свекровь или боярыни и родственницы и поднесут на руках кушанье, студень крошеный из птицы со сливами и с лимонами и с огурцами. Новобрачного кормит тысяцкий, а новобрачную за занавеской свекровь с боярынями. А дружку тем временем пошлют к теще и тестю, и тот, приехав, говорит, назвав полным именем: «Велел вам сказать новобрачный: божиим милосердием и вашим родительским пожалованием и сохранением мы, дал Бог, справились, и на том на вашем пожалованье челом бью». И тут поцелуется с дружкою тесть, подарит чарочку или ковшик, а теща платок. И с этой поры на обоих дворах наступает веселье и праздник".

Утром молодожены по традиции вместе ходили в баню, а затем возвращались на свадебный пир. Именно в этот день им дарили подарки, они в ответ отдаривались «даровщиной» родственникам, гостям и свадебным чинам. Во многих местах проводились ритуалы проверки трудовых навыков молодых, при этом гости одаривали их деньгами за хорошую работу, но и всячески мешали её выполнению, что создавало дополнительное веселье. Именно во второй день водка становилась «горькой», а молодоженам приходилось без устали целоваться, чтобы её подсластить.

Обычно на крестьянских свадьбах все торжества в этот день и заканчивались. На богатых свадьбах пиры могли продолжаться еще несколько дней, но уже без ритуальных действий, а зачастую и без молодоженов, которые могли начать наносить визиты родственникам, посетить церковь или святые места.

Упрощение свадебных ритуалов началось еще в XVIII веке. Сначала на европейский манер стали проводить свадьбы в императорской семье, затем этому последовала высшая знать, дворяне и купечество. Только на селе даже в первые годы советской власти свадьбы проходили с соблюдением многих старых ритуалов, а там, где сохранились церкви, и с венчанием.

В наши дни началось возвращение некоторых полузабытых свадебных ритуалов. В полном объеме возродить их уже не удастся, да, видимо, в этом и нет необходимости, так как жизнь существенно изменилась. Но согласитесь, что было в старых ритуалах что-то такое, что не просто позволяло сделать свадьбу запоминающейся, но и наполнить её глубинным смыслом, превратив в одно из главных жизненных событий.

shkolazhizni.ru

История свадьбы на Руси

В древней Руси свадьба была пожалуй самым красочным и интересным торжеством. При этом в разных местах существовали свои традиции и методы проведения свадебного обряда. В некоторых славянских племенах например очень высоко ценились брачные узы, поэтому молодые давали друг другу нерушимые клятвы жить в любви, мире и согласии. В некоторых же племенах было принято просто-напросто похищать невесту из семьи. В других же, жених с невестой вообще могли быть незнакомы до самой свадьбы. Но постепенно быт славян начал усложняться, начали появляться традиции, поверья и обряды. Даже похищение невесты трансформировалось в некую игровую форму и проходило по предварительному сговору обеих сторон.

На Руси свадьбой считался не только сам факт женитьбы, но и все сопутствующие приготовления. Сюда входили:

  • Сватовство. На этом этапе основную роль играли родители жениха. Они выбирали подходящую невесту и шли у ним в дом, просить отдать ее за своего сына. В более ранний период молодые вообще могли быть не знакомы друг с другом.

  • Сговор. На данном этапе родители жениха и невесты договаривались о сумме расходов на свадьбу, приданном невесты, подарках, и других финансовых вопросах, связанных с торжеством. Сговор происходил обычно в доме у невесты.

  • Девичник. За день до свадьбы невеста собирала подруг в гости. Они вместе шли в баню, мылись, а затем расчесывали волосы будущей невесты. На девичнике было принято изображать будущую пару черными красками, символизирующими печаль девушки из-за окончания прошлой жизни. Мальчишники же стали проводиться в более поздний период.

Свадебное торжество начиналось с выкупа невесты. Подружки невесты предлагали жениху пройти различные испытания на пути к дому невесты или же заплатить небольшими суммами денег или подарками. Затем проводилось веселое пиршество, во время которого молодые гадали на детей. День свадьбы завершался первой брачной ночью. Чтобы молодых не нашли злые духи их отправляли в баню, на сеновал или даже в хлев. Возможно с этим связана традиция современных молодоженов первую брачную ночь проводить вне дома. Кроме того, новоиспеченную супругу через порог нового дома жених переносил на руках. Это позволяло обмануть домового, который должен был принять невесту не за чужого человека, а за ребенка и нового члена семьи.

skazka-dubki.ru

Как на Руси свадьбы играли — Православный журнал Славянка

08 июля 2013

В жизни человека брак — исключительное по важности событие, имеющее глубокий духовный смысл и сакральный характер.

Христиане должны вступать в брак с главной целью — помочь друг другу спастись и вместе войти в Царствие Небесное.

Обычно свадьбы играли в зимний мясоед (т.е. от Крещения до начала Великого поста). Говаривали: «Лето — для старанья, зима — для гулянья».

Реже свадьбы справлялись в начале лета: на Красную горку (первое воскресенье после Пасхи) засватают, а на Троицу обвенчают. Считалось, что если парень или девушка просидят на Красную горку дома, то неудачно женятся или вовсе останутся без семьи.

Осенью свадьбы играли обычно на Покров. К празднику Покрова оканчивались все сельскохозяйственные работы, и наступало время отдыха. Девушки усердно молились Божией Матери в праздник Ее Покрова, чтобы найти своего суженого: «Пресвятая Богородица, покрой землю снежком, а меня — платком», поэтому сам праздник считался на Руси свадебным днем.

На Руси невест выбирали родители, посоветовавшись с духовником семьи. Самому жениху такой выбор не доверяли, потому что боялись, что он выберет невесту необдуманно, руководствуясь страстями.

Зачастую молодые не видели друг друга до самой свадьбы. Поэтому слово «невеста» произошло от выражения «не весть кто», т.е. неизвестная, неведомая. А «суженый» — от «судьбы», «суда Божия», потому что жениха, по молитвам девушки и ее родителей, посылает Сам Бог. Выходя замуж по воле родителей, девушка отдавала себя на «суд Божий»: что ожидало ее в замужестве, ведал только Бог.

Крестьяне устраивали смотрины невест на играх-­хороводах, где и девушки, и парни показывали свою сноровку. Умение и выносливость узнавали также на полевых работах. Чтобы узнать, хороша ли девушка лицом, парни подглядывали ее возвращение из бани, когда на лице не было ни румян, ни сурьмы. Когда выбирали невесту, то, прежде всего, обращали внимание на то, как она работает, что умеет делать, — в семье жениха она была нужна еще и в качестве работницы. Белоручку могли и не засватать.

Сватовство было делом очень ответственным и почетным. Сват должен был хорошо разбираться в людях, уметь вести разговор, знать обычаи и быть очень благоговейным и набожным человеком — потому что он соединял судьбы людей по Божией воле. «Не выбирай невесту, а выбирай сваху», — говаривали в старину.

Войдя в дом, сваты начинали иносказательный разговор: «Мы сватами к вашей милости. У вас есть стог годовалый, а у нас жеребенок неезжалый. Нельзя ль у вас стог купить, да жеребенка накормить?» Сватов усаживали за стол и, независимо от того, собирались ли отдавать дочь замуж или нет, сытно кормили и оказывали радушие. Этого требовал непреложный закон гостеприимства. Сваты приходили тоже не с пустыми руками. Они приносили с собой хлеб (традиционный каравай) и вино. Иногда шкатулку или берестяной короб с подарками для невесты («девичьими безделицами»). Отказывали тоже не прямо, опасаясь обидеть хороших людей, а посылали их «коряки лупать», «арбуз испечь» или «чайник навесить». Иногда давали, в знак отказа, тыкву. Согласия невесты на брак обычно не спрашивали, последнее слово всегда оставалось за отцом, и девушке приходилось смиряться и говорить родителю: «Из вашей воли не выйду». Сваты и родители невесты «били по рукам», т.е пожимали друг другу руки в знак закрепления договора о браке. Этот обряд назывался «рукобитьем» или «сговором».

После того, как девушка была просватана, отправлялись «смотреть углы» — хозяйство жениха. Особенно ценилось обилие хлеба и скота, затем — посуда и одежда. Так же осматривали приданое невесты. В него обычно входила постель (перина, одеяла, подушки), полный наряд невесты, украшения (особенно ценились янтарные бусы, нитки жемчуга и серебряные цепочки), подарки жениху и свекру (рубаха и кальсоны), подарки свекрови (нижние рубашки, ткань на сарафан, платки) и всем родственникам — полотенца собственного рукоделия. За приданым в дом невесты на второй день свадьбы приезжали свашки жениха и выкупали его у младшего брата или сестры, которые сидели на сундуке с добром и «продавали приданое».

После смотрин наступало время подготовки к свадьбе. А на русском Севере существовал очень интересный обычай «закрыванья невесты». После совместной молитвы перед иконами зажигали свечу, и отец накидывал на голову дочери­невесты платок («фату», «фатку»), натягивал на лицо и после этого говорил: «Просватали!» Невеста пыталась задуть свечу, убегала, пыталась скрыться от отца, избежать закрыванья, но подружки ее догоняли и возвращали. Невесте полагалось причитать до самой свадьбы — то есть несколько дней. Жених приносил невесте подарки, а она долго отказывалась от них, мучая его, но, в конце концов, принимала. И после этого жених получал право поцеловать невесту.

Наконец, наступал главный день — день венчания. На Севере для невесты этот день начинался с бани. В южнорусских губерниях невеста вставала раньше всех и с подружками бежала в дом жениха, чтобы застать его в постели и надеть на него свадебную рубаху. Несколько дней от сватовства до венчания (на Севере — не более одной недели, на Юге — до целого месяца) занимали «посиделки». Девушки­подружки каждый день сходились в доме невесты, помогая ей шить и вышивать приданое и подарки для жениха и новой родни. Иногда устраивались «вечеринки» — гулянья с играми, песнями и плясками, причем на них мог присутствовать жених и его друзья. Затем наряжали невесту и готовили ее к венцу.

Венчальная одежда была особенной. На Юге — это платье белого, розового или голубого цвета, на Севере — красный сарафан. Невеста снимала свой девичий головной убор (обычно, ленту) и отдавала младшей сестре. На голову ей надевали венок — символ чистоты и целомудрия, поэтому если женщина вторично выходила замуж, венок уже не надевала. Фата или покрывало — непременная часть свадебного наряда, символ замужества и подчиненности женщины — мужчине. Снаряженную к венцу невесту благословляли родители. Жених также получал родительское благословение. Затем жених со своими друзьями, на празднично украшенных телегах (летом) или санях (зимой) — это был «свадебный поезд» — отправлялся за невестой, которую ему еще предстояло выкупить. У ворот дома невесты стояли ее родня и подружки, не давая жениху и его свите прохода, пока он не заплатит выкуп. Войдя в дом, жених видел невесту сидящей под образами, а около нее — младших братьев и сестер, которые «продавали ее косу». Выкупив косу, жених занимал место рядом с невестой. Родители благословляли молодых, которые кланялись на все четыре стороны и отправлялись на Венчание.

На Венчание родители жениха и невесты не ездили, молодых сопровождали крестные, родственники и друзья. Чаще всего именно крестные держали венцы либо лучшие друзья. Под ноги молодым постилали то самое вышитое венчальное полотенце, которое было получено от невесты на сватовстве. Венчальные свечи, большие и украшенные лентами и цветами, по благочестивому обычаю, зажигались от богоявленской (крещенской) свечи. Кольца перед началом таинства освящались священником в алтаре. Причем, по исконному обычаю, кольцо жениха было золотым, а невесты — серебряным.

После возвращения из церкви у дома жениха молодых встречали родители молодого супруга: отец — с иконой, мать — с караваем. Солонка с солью, венчавшая каравай, символизировала будущее благосостояние супругов. На Руси соль была редким, и потому дорогим продуктом. Молодых осыпали хмелем, деньгами, орехами и хлебными зернами. Хлебные зерна символизировали плодородие, поэтому осыпать пшеницей жену и мужа означало желать им многочадия.

Итак, в доме жениха начинался свадебный пир. Прежде всего, на столе присутствовала традиционная еда — большой, круглый свадебный каравай (курник), украшенный веточками «девьей красоты», а также «птичками» и «шишками» из теста, «лежень» — продолговатый хлеб и булочки — «шишки» и «витушки». Каравай всегда разрезала сама невеста и раздавала гостям, его нужно было съесть полностью. Благочестивой традицией было угощать бедных и сирых, подавать милостыню. Так на молодых призывалось Божие благословение. В старину на княжеских свадьбах жениха и невесту потчевали жареными лебедями. Считалось, что лебедей могли есть только на свадьбе.

Главными действующими лицами свадебного пира, как, впрочем, и всей свадьбы, кроме жениха и невесты, были дружко («старший боярин», «шафер») и сваха («свашка», «сватка»). Дружко — главный распорядитель свадебной церемонии, должен состоять впервые в браке Помогала дружке свашка — тоже состоящая «в браке судьбы», бойкая и острая на язык женщина. Дружко и свашка исполняли обязанности, как бы теперь сказали, тамады. Они вели свадьбу «по обычаю», занимали и развлекали гостей, следили за порядком. Молодожены почти ничего не ели, перед ними стоял один прибор, и муж кормил молодую жену.

Непременно на столе стоял бочонок (или чашка) с медом, символизирующим сладкую супружескую жизнь. Объем бочонка доходил до нескольких литров, весь мед молодые должны были съесть после свадьбы. Отсюда и пошло название — «медовый месяц». Спиртного молодожены не пили совсем, хотя перед ними на столе стояли бутылки вина, перевязанные красной лентой. Красный цвет — традиционный свадебный цвет, на Руси он считался праздничным.

В южнорусских краях, у казаков соблюдался красивый и мудрый обычай «повивания невесты». В укромной комнате или прямо за свадебным столом две свашки (со стороны жениха и невесты) снимали с нее венок (или это делал молодой муж), заплетали волосы в две косы, укладывали их вокруг головы, повязывая сверху белым платком. Девушки носили только одну косу — символ непорочности и одиночества, замужние женщины — две косы — знак того, что теперь она не одна, что она нашла свою вторую половинку.

Молодые раньше всех покидали свадебный пир. В первый раз их укладывали спать в нежилом, нетопленном покое, как бы холодно в нем ни было. Постель обычно стелила свекровь. По старинному обычаю невесте полагалось разуть молодого мужа — этим она показывала свою покорность и признавала его власть над собой. На второй день свадебный пир справлялся в доме невесты, и все гости приносили в подарок курицу или петуха, украшенных лентами и цветами. В последующие дни вся свадебная процессия поочередно обходила всех родственников жениха и невесты, пируя в каждом доме.

Свадьба была незабываемым событием для супругов не только потому, что случалась только раз в жизни, но и потому, что в этот день стирались все сословные и имущественные различия. Жениха и невесту величали «князем» и «княгиней», потому что вступление в брак имело подобие с возведением древних князей в достоинство их власти. Какими бы бедными ни были новобрачные, на свадьбе они считались «княжеской четой», а их друзья и ближайшие родственники именовались «боярами».

В браке, освященном Божиим и родительским благословением и соответствующем традициям благочестивых предков, человек обретал полноту своего существования. Недаром говорили, что «не женат — не человек» или «холостой — полчеловека». Жизнь обретала новый смысл.

Подготовила Татьяна Грудкина

www.slavianka.com

Свадебные традиции Древней Руси

На широких просторах Древней Руси всегда проживало множество народностей. Каждая из них имела свои собственные свадебные традиции. tradiciirusi1Русское население, помимо коренных славянских обрядов, понемногу перенимало наиболее интересные, выгодные и весёлые обычаи других народов. В итоге сформировалось обыкновение проводить свадьбу с выкупом, торгами и в традиционном белом платье невесты. Но немного раньше всё было не совсем так.

Любопытно, что один из самых значимых этапов свадьбы — сватовство, могло проводиться не только родителями жениха. Родители невесты, беспокоящиеся о её будущем и просто желающие выдать дочь замуж поскорей, сами могли инициировать знакомство и сватовство. Для этого в дом жениха отправляли «посыльного», который являлся общим знакомым двух семей. Его обязанностью было разузнать планы родителей на юношу, узнать мнение относительно предполагаемой невесты и таким образом пустить события в более привычное русло — когда родители жениха проявляют инициативу.

Во время традиционного сватовства невесты отцу полагалось некоторое время не соглашаться отдавать свою невесту. Это напоминает восточный базар с привычным торгом, что неудивительно, учитывая переплетение судеб Руси и восточных земель Европы.

Приданное

В зависимости от статуса девушке полагалось иметь разное приданое и обладать различными умениями по дому. Чем выше был статус, тем менее необходимыми считались умения в рукоделии, хотя они и ценились. Обращали внимание на образование девушки, её манеры и поведение в свете. В этом плане средневековые балы выполняли роль эдакого клуба знакомств, где все родители, надеющиеся выдать замуж дочерей, старались чаще их демонстрировать. А молодые люди, в свою очередь, приходили ознакомиться с «товаром» на выданье.

imagesЕсли девушка была из богатой семьи, приданое могли составлять в основном денежные средства. Для девушки «попроще» это были различные предметы обихода, хозяйственная утварь, ткани и еда. Также в простых семьях невеста должна была собственноручно приготовить какое-либо блюдо на праздник, чего в высших сословиях делать было не обязательно.

Невесте перед свадьбой полагалось тревожиться и оплакивать неизвестную судьбу в доме жениха. Противоположное поведение было редким и удивительным.

Также давно существовал обряд собираться невесте перед свадьбой невесте с подругами, а жениху — с друзьями. Прощаться с вольной волею. На девичник собирались близкие подруги невесты и родственницы. Вечер мог проходить в спокойной беседе, невинной игре, за пением песен или рукоделием. Для мальчишника нужно было делать гостям особое приглашение и преподносить по возможности подарки.

В день свадьбы жених и невеста должны были становиться неразлучны уже в церкви. Держась за руки, они принимали ответственность друг за друга и делали по три глотка хлебного вина их рук священника. После «на счастье» жених, как глава будущей семьи, разбивал бокал и топтал осколки до мелких крошек. Невеста традиционноа была в красном сарафане или платье.

После церемонии венчания пара отправлялась в дом принимать гостей. Традиция встречать караваем и крынкой с солью символизировала прямое пожелание хлеба и соли в доме, так как с хлебом всегда будет сытость, а с солью — вкус. Допускалось, если невеста и жених пойдут сначала каждый к себе домой и отпразднуют событие со своими гостями индивидуально, и лишь после соберутся все вместе. Именно поэтому зачастую свадебные гуляния длились по 3 дня и 3 ночи, как тот самый «пир на весь мир».

godsvadbe.ru

Как отмечали свадьбу на Руси. Русские свадебные традиции

Русские свадебные традицииРусские свадебные традиции

Русь старинная. Непостижимая и колоритная, с обычаями, продиктованными суровой житейской необходимостью, обрядами, испытанными временем.

 

Одним из самых красочных обрядов в те далекие времена был обряд празднования свадьбы. Какие же были традиции русской свадьбы?

 

Законы того времени гласили, что никто принудить к браку не может. Но не дай Бог, если благословение родителей молодые не получили – порицался такой брак и обществом, и церковью, ибо благословение считалось фундаментом крепкой семьи.

 

Чаще всего опекуны или родители выбирали для брака пару. Хорошо, если желания родителей и жениха с невестой совпадали. И ослушаться было нельзя – непослушание считалось большим грехом.Процедура сватовства на Руси была длительной. После того, как сын объявлял о намерении жениться, родители оценивали, достойный ли он сделал выбор. Если невеста не подходила по каким-то родительским критериям, старались сына отговорить и подбирали другую пару.

 

По традиции сватом чаще был либо крестный жениха, либо его старший брат. И такое бывало, что видел жених новобрачную уже после венчания. Немудрено, ведь и слово «невеста» означает «неизведанная».

 

После сватовства назначалась свадьба. И собирались на девичник накануне девчата, чтобы поддержать подружку перед прощанием с девичеством, водили хороводы, елочку с собой приносили, как символ девической поры.

 

А в день свадьбы с самого утра в знатные одежды наряжали невесту, прихорашивали, надевали фату на распущенные волосы.

 

И жениха во все новое к свадьбе одевали, при этом пояс и рубаху ткала невеста – такая была традиция.

А когда наступал момент «бранья», кулачные бои устраивались между семьями невесты и жениха, при этом семья невесты, после незначительного сопротивления, сдавалась.

 

Еще один обряд был обязательным: сваха должна была вымести перед домом дорогу до того, как прибудут гости. А какая русская свадьба без выкупа? Традиционно выкупали косу и почетное место возле невесты за свадебным столом.

 

А по дороге к венцу и обратно пели песни венчальные и хлебом-солью встречали новобрачных на пороге дома.

 

Веселье свадебное, по-русски разухабистое, проходило с плясками и хороводами, с песнями и шутками. Праздновали от всей широкой русской души.

 

А вечером, собираясь на покой, жена с мужа снимала сапоги, а он должен был положить в них деньги, показывая тем, что будет содержать ее всю жизнь. Затем трижды плетью бил слегка молодой супруг жену, чтобы в дальнейшей жизни больше никогда не бить.

 

А рано утром тысяцкий, у которого хранились ключи, открывал спальню, где молодые проводили свою первую незабываемую брачную ночь.

 

И вот тут за дело принимались свахи, забирали рубашку или простыню с брачной постели. Их задача – проверка молодой жены на «честность». Наряженная упряжь уже стояла наготове. И, если было все в полном порядке – отправляли упряжь к дому молодой жены. Если же свахи не получили доказательства невинности, привязывали к телеге тапки грязные, а родственники невестины получали за столом посуду без дна.

 

Вот так, примерно, отмечали в далекие времена свадьбу на Руси. А в наше время русская свадьба проходит примерно таким образом.

Условия копирования текстов и контента с gs-video.net

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Дата: 01.11.2013

gs-video.net

Свадебный обряд в Древней Руси

Если обратится к истории, то древнерусский обряд женитьбы – это многодневное действие, требующее неукоснительного следования вековым предписаниям, а также особый свадебный этикет, где каждая мелкая деталь имеет свое скрытое значение. Созданию семьи уделялось огромное значение, и поэтому все было направлено на то, чтобы отвести дурное влияние людей или потусторонних сил от молодоженов.

Традиционно свадебный обряд на древней Руси включал следующие важнейшие этапы: 

Сватовство. Отправной момент всего процесса. Сваты засылались к родителям девушки и вели переговоры в иносказательной форме, опять же чтобы запутать нечистую силу («у вас товар – у нас купец»). Согласие никогда не давали с первого раза, полагалось основательно поторговаться.

Смотрины. День либо осмотра дома жениха на предмет достатка в хозяйстве, либо красоты невесты и ее мастерства как хозяйки.

Помолвка (рукобитие). На Руси после ее совершения невеста не имела права выходить из дома на улицу одна, девушку освобождали от всех домашних дел.

Девичник – посещение невестой бани и прощание с подругами, свободой и «красной красотой» - лентой, заплетавшейся в девичью косу. Волосы расплетали и собирали в две косы, уложенные на затылке, как у замужних женщин.

Свадебный поезд, за которым следует выкуп невесты.

Обряд венчания.

Свадебный пир, длившийся 3 дня. Первый день гуляние происходило в доме у жениха, на второй день торжество перемещалось в дом невесты, а на третий – опять возвращалось в дом жениха.

Для невесты в древней Руси отводилась особенная роль. С момента сватовства она переставала существовать для своей семьи и как бы заново рождалась в доме своего мужа, переходя под покровительство его рода. С этим связаны и многочисленные причитания невесты, ее печально-молчаливый облик до венчания – она хоронила себя прежнюю, чтобы стать уже новым человеком после свадьбы. Традиционно цвет венчального наряда не был белым, эта традиция в древней Руси распространилась лишь в XVIII в. До этого на обряд венчания невесту одевали в темные неброские одежды и вели под венец, подхватив под локти, так как она уже считалась «не жива, не мертва». И только после того как совершался обряд церковного брака, молодая жена выходила к гостям в своих лучших одеждах.

За жениха на Руси говорили и действовали его дружки, а сам будущий муж был молчалив и сосредоточен. Придерживались многочисленных примет и поверий, чтобы застраховать молодых от колдовства и плохих намерений: подметали улицу перед их выходом в церковь (чтобы дорога была чистой без подброшенных колдовских предметов), на жениха одевали на обряд венчания вязаный кушак от порчи пр.

Нормы свадебного этикета – это надо знать

Современный свадебный этикет зародился в Европе в XIX в. С тех пор он сохранился практически в неименном виде.

Что же нужно знать, организовывая свадьбу или отправляясь на церемонию? Что касается организации, то расходы на предстоящее торжество делятся между сторонами. Родители невесты оплачивают платье, фату, услуги парикмахера, цветочное оформление свадьбы, приглашения, автомобиль. Сторона жениха спонсирует наряд сына, обручальные кольца, букет, банкет, медовый месяц.

Свадебный этикет диктует и свои правила относительно свадебных приглашений. Они должны быть выполнены в минималистичном стильном дизайне на плотном светлом картоне. Пишутся пригласительные либо от имени родителей невесты или жениха, а также от имени самих молодоженов, причем имя невесты должно идти первым. Этот порядок будет изменен после свадьбы, когда девушка возьмет фамилию мужа.

Платье невесты в зависимости от времени суток, на которое попадает проведение свадьбы, может быть коротким и легким (утро), из легких тканей и гладким (день), из плотного материала с обилием декора (вечер). Свадебный этикет запрещает гостям одевать чисто белые или черные наряды, это прерогатива молодоженов. Подбирая одежду для свадьбы, гости должны помнить о том, что роскошью своих одеяний они не должны затмевать виновников торжества.

Рассаживать гостей свадебный этикет требует так, чтобы рядом не оказались люди, не знающие друг друга, или находящихся в натянутых отношениях. Здесь учитывается статус, возраст и интересы гостей. Тосты не выбираются слишком длинные, лучше избежать упоминаний из далекого детства жениха или невесты, которые они с удовольствием бы забыли.

 

bridemur.ru

Древние обычаи свадьбы на Руси

свадьба на руси

Свадьбы на Руси праздновались совершенно не так, как это сейчас принято у нас. Это было – яркое и красочное зрелище, окруженное огромным количеством традиций, примет и поверий. Свадьбу начинали играть тогда, когда уже был убран урожай. На Руси свадьбы, как правило, справляли по несколько дней, чаще всего по три дня, но иногда празднование доходило до недели. Молодые люди могли женится после того как им исполнялось 12 лет.

Традиционная свадьба на Руси включала в себя следующие этапы:

  •  подбор невесты – ложился на плечи родителей, жених в этом процессе не имел права участвовать. До 15 века вообще считалось нормой, что жених и невеста увидятся впервые лишь в день свадьбы. Подбор невесты очень тщательно проводился в доме жениха его родителями и родственниками. Выяснялись достоинства и недостатки предполагаемой невесты, обсуждалась ее родственники, перечислялись «хозяйские» качества невесты, выяснялось, нет ли между женихом и невестой родственных связей. Если кандидатура невесты была одобрена, начинался следующий этап свадьбы – сватовство;
  • сватовство проводили либо сваты (как правило, братья или родственники жениха), либо сваха (обычно в ее роли выступала профессиональная сваха). Свататься выезжали исключительно после захода солнца. При первой встречи сваты выясняли, не против ли родители предполагаемой невесты, возможной свадьбы. Если родители не были против, беседа продолжалась в доме за столом. Родителей и сватьей, по традиции, обслуживала невеста. Если сваты договаривались с родителями невесты (ее мнение при этом совершенно не учитывалось), назначалась дата следующего этапа – смотрин невесты;
  • сватовствосмотринам невесты предшествовало посещение отцом невесты дома жениха. Отец невесты осматривал дом и хозяйство жениха, выяснял его достаток, и только после этого проходил в дом, к столу. Он договаривался с родителями жениха об официальной дате смотрин невесты. Смотрины проходили в доме невесты. По традиции, отец невесты должен был всячески противиться предстоящей свадьбе, а его должны были уговаривать родственники жениха. Гости усаживались за богато убранным столом и начинали обедать. Невеста должна была обслуживать гостей, поражать их своими рукодельными подарками и умением готовить. После удачных смотрин назначалась дата сговора; Иногда родители невесты прибегали к хитрости: если их дочь была не особо красива и хороша, они на время смотрин подменяли ее на служанку. Жених не имел права видеть свою невесту до свадьбы, поэтому когда обман все же раскрывался, то брак мог быть расторгнут. Впрочем случалось это очень редко
  • сговор включал в себя составление рядной записи (нечто вроде современного брачного контракта) и рукобитья. Запись содержала в себе такие вопросов: когда будут играть свадьбу, сколько гостей будет с каждой стороны, на какую сумму будут гулять свадьбу, каково приданое невесты? Иногда включалась такая запись: сколько работы будет делать молодая жена в первый год, и даже иногда вносилось условие, что муж никогда не будет бить свою жену.
  • далее следовал обряд венчания. Он проходил в церкви. Жених и невеста троекратно целовались и обменивались кольцами;
  • после венчания свадьбу праздновали несколько дней. В первый день устраивался обряд венчания и празднования свадьбы в доме невесты. До дома невесты добирались на свадебных поездах – украшенных лошадях с повозками. Гостей должны были обслуживать молодые. Гости ели, танцевали и играли в разные свадебные конкурсы. За проведение свадьбы отвечал, как правило, либо друг со стороны жениха, либо специально нанятый человек.  Второй день свадьбы традиционно отмечался в доме жениха. А на третий день гостей свадьбы угощали пирогами, сделанными невестой.

Первую брачную ночь на Руси молодожёны проводили в бане. Считалось, что это чистое место, где нет злых сил.

Это основные этапы старинной русской свадьбы. Однако нередко в этот процесс входили также: мальчишник и девичник, обряд посещения бани молодыми накануне свадьбы и многое другое.

Интересные факты: Но, в славянской истории даже некоторое время существовало даже многоженство и многомужество. В некоторых местах практиковался пробный брак, когда невеста переселялась к жениху, а свадьбу праздновали после рождения ребенка. Если же супружество оказывалось неудачным, свадьба не устраивалась вовсе. Невеста возвращалась к родителям, получая вознаграждение. Но это лиши некоторые исключения из правил, которые встречались крайне редко.

Современный свадебный обряд по сравнению с традициями русской свадьбы стал более простым. Но, может быть, легкость, с которой современные люди вступают в брак, и приводит к такому количеству разводов.

gorko.in.ua