Струнные инструменты древние. Самые древние струнные инструменты: Урские арфы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Струнные музыкальные инструменты. Струнные инструменты древние


Самые древние струнные инструменты: Урские арфы. Интересно знать

С самого момента зарождения человека в нем развивалось стремление к ритму и гармонии. Любую цивилизацию сопровождали свои уникальные мелодии и ритмы, а также свои музыкальные инструменты. Первыми из них были ударные, постепенно появились струнные, а затем и духовые. Самые древние струнные инструменты, известные исторической науке, были найдены при раскопках в одном из древнейших шумерских городов-государств под названием Ур.

Город-государство Ур был основан в пятом тысячелетии до н. э. Свой первый расцвет Ур пережил в начале третьего тысячелетия до н. э., всего же город просуществовал до IV века до н. э. Ур был расположен в низовьях на западном берегу реки Евфрат и упоминался в Ветхом Завете как родина пророка Авраама.

С 1922 по 1934 годы английский археолог сэр Чарльз Леонард Вулли руководил британско-американскими раскопками в Уре. В ходе этой экспедиции было найдено множество уникальных находок. Были обнаружены шумерские храмы, царские гробницы I династии Ура, архив царского хозяйства, знаменитый Урский штандарт и древнейшие музыкальные струнные инструменты, названные Урскими арфами. Возраст этих инструментов — не менее 4,5 тысяч лет.

На Штандарте войны и мира, найденном в Уре и представлявшем собой две инкрустированные лазуритом и перламутром панели, изображены сцены жизни древних шумеров. Артефакт датируют третьим тысячелетием до н. э. В числе других изображений на штандарте есть изображение арфы с головой быка. Фрагменты такой арфы были обнаружены в царской гробнице и переданы Национальному музею Ирака. На данный момент арфа практически не сохранилась из-за последней Иракской войны.

К Урским арфам также относятся фрагменты трех лир, найденные во время вышеупомянутых раскопок, отреставрированные и переданные музеям. Две из них выполнены с позолоченной головой быка с бородкой из лазурита. Сейчас эти артефакты находятся в Музее археологии и антропологии при Пенсильванском университете. Третья лира была найдена в гробнице царицы Пуаби и является одним из самых популярных экспонатов Британского музея.

Штандарт войны и мира

anydaylife.com

Струнные инструменты. | Popurri.kz

В хордофонах, как следует из их названия (от греч. "хорда" — струна), звук извлекается посредством колебания туго натянутых струн:

1) через воздействие на них смычка: скрипка,виола да гамба, равель, ребек:

  Скрипка

                            

виола да гамба

 

ребек 

2) с помощью непосредственного перебора струн пальцами или плектром (медиатором). В этом случае инструменты могут иметь шейку, гриф и резонаторы  — лютня, гитара, мандолина:

 Лютня.

Гитара.

        

 Мандолина.

или не иметь шейки с грифом, а представлять собой только лишь гармонический ящик или резонатор, как, например,кифары:

Струнные инструменты могут быть щипковыми (перебор струн) — псалтерионы, гусли, цитра:

Псалтерион.

Цитра

  

Гусли.

 

или ударными — дульсема, цимбалон:

                    

Цимбалон.

Стоит отметить, что в Средневековье "потомки" ударных струнных инструментов получили клавишный механизм. Таким образом, прямым наследством средневековых псалтерионов и цитр мы должны считать клавесин, спинет и верджинел, ввиду того, что их струны ударяются маленькими медиаторами.

   

клавесин 

   

     Спинет.

 

Верджинел.

Между тем к "генеалогии"  дульсемы принадлежат клавикорды, пианино и рояль.

 

Клавикорд.

  

  Пианино.

          

Рояль.

Звучание струнных смычковых инструментов.

Cмычковые инструменты известны с VIII в., и их родиной считается регион Узбекистана и территории вблизи Аральского моря. Отсюда смычковые инструменты распространились на восток — в музыкальные культуры Индии и Китая, в то же время по персидскому пути — на юг и на запад, достигнув исламских территорий. В балканской зоне появился смычковый кордафон, прибывший на Европейский континент через Византию. Также на Иберийском (Пиренейском) полуострове уже в XI в  мы встречаем обширные сведения и иконографию, относящиеся к смычковым инструментам, прежде всего к  равелям (трехструнная пастушеская скрипка). Лижерика –  тоже старинный трехструнный инструмент Хорватии. Внешне лижерика представляет грушевидный деревянный музыкальный инструмент, состоящий из трех струн. Игра производится при помощи смычка и сопровождает различные танцы. Музыкант играет на инструменте сидя, лижерику держит на левом колене. Одновременно исполнитель отбивает нужный ритм для танцоров правой ногой. Танцоры при парном исполнении двигаются вокруг музыканта по кругу.

Но самым значимым смычковым инструментом Средневековья была виола, также называемая смычковой виуэлой и известная у музыковедов (органологов) как фидула.

В действительности от  названного инструмента в конце XV в.  произошла виола да гамба, известная также в Кастилии как виуэла де пиерна, смычковая виуэла или виолон, инструментальное семейство которой было одним из наиболее значимых в эпоху Возрождения и барокко.

Названные виолы имели различные тембры и размеры, и на них играли, опирая на колени (сопроано) или поставив между ног (тенор и бас). Диапозон виолы был закреплен ладами, и поэтому они были полифонического характера. С плоской спинкой и немного выпуклой гармонической крышкой они имели пять или шесть струн, настроенных квартами (семь струн в конце XVII в.). Репертуар для виол был чрезвычайно разнообразен, прежде всего со стороны французской школы, в которой появляются имена Сен — Коломба (ум. между 1691 и 1701), Де Маши (1685 — 1692), Луи де Ка д'Эрвелуа (1670 или 1680 — ок. 1760), Антуан Форкере (1671 или 1672 — 1745) и Марен Маре (1656 — 1728). Также в Англии XVI — XVII  вв. появилась целая плеяда композиторов, писавших музыку для виол: Тобиас Хьюм (ок. 1569 — 1645), Орландо Гиббонс (1583 — 1625), Кристофер Тай (1498 — 1572), Метью Локк (ок. 1630 — 1677), Генри Перселл (ок. 1659 — 1695) и Джон Дженкинс (1592 — 1678).

Но уже в XVII в. виолы стали вытесняться с музыкального Олимпа шедшим им на смену другим семейством смычковых инструментов — семейством скрипок (скрипка, альт, виолончель и контрабас). Эти инструменты сразу же завоевали популярность как у композиторов, так и у слушателей. Относительно виол да гамба скрипки имеют более ущемленный корпус, более узкие боковые обводы (обечайки), подставку более высокую (и поэтому обладают большей звучностью и высотой звука), четыре струны, настроенные квинтами, и более длинный смычок.

Контрабас, виолончель, альт, скрипка (слева — направо)

 

Tomaso Albinoni — Adagio — String Quartet

Наконец, среди семейства струнных смычковых инструментов следует упомянуть так называемую виолу де руэда ( колесная виола), производную от средневекового инструмента, называвшегося "органиструм".

Звук у этого инструмента извлекается  посредством трения о струны колеса, приводимого в действие рукояткой. Начав вращаться, колесо задевает струны и издает звук, который напоминает (в известной степени) звук волынки. Инструмент имел несколько разных басовых струн и, кроме того, две мелодические струны в унисон. Хотя его происхождение связывают с монастырской музыкой, он быстро стал народным инструментом, типичным для бродячих музыкантов, которые его использовали для аккомпанемента своему пению.

Струнные щипковые инструменты.

Щипковые хордофоны были известны также с древности.

Звучание струнных щипковых инструментов.

Уже в III тысячелетии до н.э. инструмент наподобие лиры был очень популярен в Месопотамии. Вывезенный в Грецию, он был здесь усовершенствован и позже распространен и в Риме. Согласно мифу, первая лира была изготовлена Гермесом из панциря черепахи и подарена Аполлону. Она имела плоский округлый корпус с кожаной мембраной. Сначала для натяжения струн использовали деревянные и костяные колки, позднее — металлические.

К древним струнным щипковым инструментам относится также кифара, обладающая узким прямоугольным деревянным корпусом (резонатором), двумя ручками, прикрепленными к корпусу в продольном направлении, и перекладиной, соединяющей ручки. Струны были одинаковой длины, но разной  толщины, что позволяло регулировать высоту звука.

 

Другая ветвь струнных щипковых инструментов — арфы упоминаются уже в Книге Самуила (Ветхий завет). Также эти инструменты были известны в Месопотамии, в Африке и некоторых частях Азии. Позднее Арфа проникла в Европу, а в V  в. стала известна в Ирландии.

Необходимо упомянуть также лютню, которая была очень популярна во всех музыкальных культурах мира.

Allemande performed by Robert Barto on Baroque Lute. This sonata can be heard on the Naxos recording "Weiss volume 8" 8.570109

Но наиболее популярной из группы щипковых хордафонов является, несомненно, гитара. Правда, в эпоху Возрождения гитара уступала в популярности виоле и лютне.

 

Комментарии и пинги к записи запрещены.

www.popurri.kz

Струнные музыкальные инструменты — GuitarWiki

Струнные музыкальные инструменты – в академической музыкальной традиции имеют второе название – хордофоны (от греческих слов chorde - струна и phone – звук).

Это группа музыкальных инструментов, источником звука которых служит натянутая струна. Высота звука в таких инструментах варьируется несколькими способами: - укорачиванием струн (как на скрипке или гитаре), число струн в таком случае невелико; - с помощью постоянно настроенных на определенную высоту струн с разным диапазоном звучания (как, например, на цимбалах).

Колеблющаяся струна без дополнительного резонатора плохо излучает звук, поэтому в конструкции струнных инструментов существуют несколько способов/механизмов для возбуждения звука заметной интенсивности. Это может быть замкнутый объем воздуха, дека или комбинация того и другого. Подавляющее большинство струнных инструментов изготавливается из древесных пород, наиболее важный элемент - дека – из так называемой резонансовой ели или пихты.

Классификация струнных инструментов

Характер и интенсивность звучания инструмента определяется также способом возбуждения струн. Этот критерий приведен в основу наиболее распространенной классификации:

  1. Смычковый метод – звук из струн извлекается в основном при помощи смычка, с помощью которого к струне прикладывается переменная вынуждающая сила, поддерживает колебания струны. Примеры струнно-смычковых инструментов: альт, виола, виолончель, гудок, кеманча, контрабас, скрипка.
  2. Щипковый метод - звукоизвлечение осуществляется защипыванием струн пальцами или плектром. Примеры струнно-щипковых инструментов: (арфа, бандура, балалайка, вамби, валиха, домбра, гитара, гусли, лютня, мандолина).
  3. Ударный метод - извлечение звука производится ударами по струне молоточком, палочками или тангетом. Пример ударно-струнных инструментов: цимбалы.

Существует также две категории струнных музыкальных инструментов, имеющих смешанный способ звукоизвлечения. Это ударно-клавишные (фортепиано) и щипково-клавишные (клавесин, спинет).

История возникновения струнных инструментов

Одна из древнейших среди струнных инструментов - арфа. Арфы были изображены в древнем Египте уже в 4-ой Династии (приблизительно 26-ое столетие до н.э.), и они были очень большие(более 1,8 метра). Два типа арф были известны в Сирийской цивилизации (8-7 век до н.э.). Самая ранняя арфа, из еще существующих - инструмент от Шумерской цивилизации, приблизительно 3000 лет до н.э. Современная арфа, используемая солистами и в оркестрах, имеет диапазон 6 1/2 октав и использует сделанные из кишки струны.

Первые лиры также упоминаются во времена шумеров. Эти инструменты были большими, приблизительно 3 1/2 фута (1 метр). Их струны расходились от звуковой коробки по мосту к связке управления. Звук производился от перебирания пальцами струн. Через какое-то время лира стала компактней. Инструмент, известный в Египетской цивилизации во 2 тысячелетии до н.э. располагался почти горизонтально. Звук производился путём перебирания струн специальной палочкой, предшественницей современного смычка. Количество струн на инструментах того периода располагалось между шестью и двенадцатью.

Среди струнно-смычковых инструментов, члены семейства виол правили повсюду в Европе от 15-ого до 17-ого столетия, хотя они появились намного раньше. В начале 11-ого столетия, виолы изображены в визуальных искусствах и упомянуты в литературе. В то время как происхождение виол неясно, это вероятно время от конца 10-ого столетия, когда смычок был признан в Европе. Когда скрипка и инструменты, связанные с этим появилась в 17-ом столетии, был период, в течение которого никакое семейство инструментов не было доминирующим, но виола была главным образом заменена скрипкой. Тем не менее, до конца 18-ого столетия, самый «низкий» член этого семейства, виола da gamba, все еще использовался как инструмент для соло исполнения.

Семейство скрипки, которое оспаривало и вытесняло членов семейства виол, появился в Европе в начале 16-ого столетия и к середине 16-ого столетия был упомянут в произведениях того периода. С тех пор эти инструменты скрипка, альт, violoncello (или виолончель), и контрабас стали главным компонентом оркестров симфонии и ансамблей камерной музыки. По сравнению с виолой, эти инструменты громче и более чувствительные, со струнами, которые являются более тяжелыми и тугими.

Вид инструментов семейства скрипки стал современнее в конце 16-ого столетия. В конце 18-ого столетия, когда основной тон повысился и появилась потребность в более сильном звуке, скрипка была видоизменена. Мост был поднят, шея была наклонена под углом и удлинена, и напряженность струн была увеличена. Смычок походил на смычок виол до начала 18-ого столетия. К концу 18-ого столетия, современный смычок был усовершенствован французом, Франкоис Тоуртом.

Самые большие скрипки были из Италии, и никакой город не славился своими инструментами больше, чем Кремона. Это был дом для семейства Amati, чьи инструменты устанавливают международный стандарт для красоты звука, и Antonio Stradivari, чьё имя все еще синонимично с самыми прекрасными скрипками.

Несмотря на то, что гитары были найдены по всей Европе, именно в Испании они стали национальным музыкальным инструментом. Главный распространитель и возможный изобретатель инструмента в современной форме был, проживавший в 16 веке в Малаге испанский романист Висент Эспинел. Одними из известных композиторов для гитар были: Фернандо Сор и Мауро Гильяни, жившие в 19-ом веке.

Гитары характеризованы их плоской задней частью, хотя инструменты также существуют с задними частями, мягко направленными наружу. Обычно гитары делают из клёна, бука, ели или сосны. Старинные инструменты часто украшались инкрустациями из слоновой кости, эбенового дерева или перламутра. В то время как старинные инструменты имели целых десять или двенадцать струн, современные гитары для концерта имеют шесть отдельных струн.

www.guitarplayer.ru

Струнные инструменты

КалимбаКалимба – один из самых древних инструментов Африки. Он же относится и к самым распространенным. Это национальный инструмент народности шона, племена которой проживают на территории Зимбабве и Мозамбика и именно там можно встретить самых искусных исполнителей на калимбе. Калимба – не единственное название инструмента. Вот только некоторые из них - мбира или мбила, цанца, санса, санза или занза, баивенда или лукембу, кабир, селимба, ндимба, малимба, нданди, ижари, мганга, лала и многие другие. Это лишний раз доказывает широкое распространение инструмента по континенту и его безоговорочную популярность. Однако есть и европейское название калимбы - «пианино для больших пальцев» или «африканское ручное фортепиано». Такое название инструмент получил не случайно. Все дело в способе игры на нем - инструмент находится в ладонях или на коленях. Большими пальцами обеих рук, а также указательными защипывают и отпускают язычки, настроенные на определенный лад, тем самым приводя их в состояние вибрации. Калимба пригодна и для игры аккордами, что ставит ее в один ряд с аккомпанирующими инструментами. Первоначально калимба возникла в Африке, откуда она была завезена в другие страны, в том числе и на Кубу, где бытует до сих пор. Инструмент используется не только в традиционных обрядах, но и профессиональными музыкантами. Музицирование может длиться часами, и часто организуется в ночное время. Согласно поверьям, такое музицирование помогает войти в транс не только музыкантам, но также и всем присутствующим.Калимба может быть разных размеров, от чего зависит и ее звучание. Длина корпуса может быть от ста до четырехсот миллиметров, длина язычков – от тридцати до ста миллиметров, а их ширина – до пяти миллиметров.Так, для создания низких звуков нужна большая калимба, а для тонкого и призрачного звучания понадобится маленкий инструмент. Классическая калимба состоит из деревянной дощечки, на которой размещаются от восьми до шестидесяти металлических язычков различной длины. Количество язычков зависит от региона и племени. Язычки сделаны из металлических, бамбуковых или деревянных пластин. Звукоряд калимбы зависит от количества язычков. В нижней части калимбы есть отверстие.На инструменте играют двумя руками. Можно играть стоя, сидя или на ходу. Звук извлекается либо большими пальцами обеих рук - движением сверху вниз, либо указательными - снизу вверх. В качестве резонатора иногда используется полая тыква или панцирь черепахи. Сегодня можно встретить калимбы с пластмассовым резонатором.Калимба настраивается путём регулировки длины пластинок, благодаря чему инструмент можно настроить на любую тональную систему. Соседние по высоте звуки находятся по разные стороны от длинной средней пластины.

Пример звучания

melma.ru