Строительство в древнем риме. Архитектура и Проектирование | Справочник
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Архитектура и искусство древнего Рима. Строительство в древнем риме


Организация строительных работ в Древнем Риме

Организация и экономика работ. — Способы строительства свидетельствуют о вполне определенном понимании римлянами финансовой стороны общественно-полезных сооружений. Они вкладывали в это строительство огромные капиталы на первоначальные сооружения, с тем чтобы не тратиться впоследствии на ремонт. Римские дороги свидетельствуют об этой системе еще более отчетливо, чем гражданские сооружения.

Под влиянием современного режима капитала в наши дни поступают наоборот: экономия на первоначальных затратах позволяет поддерживать сооружения и, что особенно важно, реконструировать их по мере изменения потребностей. Древнее же общество такого постоянного изменения потребностей не знало.

Организация работ и положение рабочих. — Мы не раз отмечали полное соответствие между римской организацией работ и ресурсами этого народа-поработителя, единодержавно распоряжавшегося всей рабочей силой великой империи. Уточним наши беглые замечания и укажем, как происходил набор рабочей силы для нужд римского строительства.

Главную роль играло несвободное население; оно было строго организовано в особые команды и представляло собой тщательно подобранные кадры. Несвободные рабочие кадры находятся под руководством местных корпораций, преемственность которых переходит от отца к сыну и индивидуальные традиции которых соответствуют ресурсам каждой данной местности.

Члены корпорации подчинены режиму, довольно схожему с режимом морского устава: они обязаны оказывать свое содействие государству, как только того потребуют общественные нужды, и вознаграждаются за каждую исполненную работу по тарифу, не полностью оплачивающему труд. Тяготеющая над ними трудовая повинность компенсируется «детальными угодьями», отписанными данной корпорации. Таким образом, каждая корпорация живет своей собственной жизнью и накладывает свой индивидуальный отпечаток на рабочие приемы. Отсюда возникает разнообразие в практических приемах при общем единстве принципов. Это разнообразие обусловлено не только неодинаковостью местных ресурсов, но главным образом взаимной независимостью рабочих корпораций.

Описанная организация труда наблюдается в восточных провинциях в сильно смягченном виде: все издаваемые на этот счет законы касаются только Запада. В местностях, где такой режим был установлен римским сводом законов, получила широкое и полное распространение кладка на растворе.

Восток, сохранивший свободные формы греческой жизни, не обладает достаточными ресурсами для применения в полном масштабе подобных методов. Поэтому приемы организации работ различны на Западе и на Востоке так же, как и социальный режим, и мы увидим, что это различие в приемах сохранится и в христианской архитектуре эпохи средневековья.

Глава «Организация строительных работ в Древнем Риме» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

totalarch.ru

Архитектура древнего Рима

Сайт строителя

Книга «Римский бетон». Глава I. Строительное искусство древних римлян.

Август-Октавиан, первый римский император (27 г. до н. э.— 14 г. н. э.), был умным и дальновидным политиком. Первое, что он сделал, встав у власти,— это, остановив затянувшиеся в стране гражданские войны, дал всем римлянам долгожданный мир. Одновременно он укрепил устои рабовладельческого строя, проведя ряд важных реформ в Риме и его провинциях. В результате этих мероприятий в стране начался подъем экономики, оживилась культурная жизнь, значительного расцвета достигли литература, искусство и архитектура.

Большие средства Август и члены его семьи тратили на строительство таких роскошных построек, как храмы, портики и форумы, так как именно они, одетые в мрамор и золото, должны были покрывать неувядаемой славой его царствование. Недаром Август любил повторять, что, получив Рим кирпичным (Имелся в виду необожженный глиняный кирпич — сырец, зачастую с приместью соломы, сушеной травы и т. п.), он оставляет его мраморным. Подражать в этом императору старалась и знать.

Во времена императора Августа, примерно в 10—15 гг. до н. э., римским военным архитектором Витрувием была написана книга «Об архитектуре» (или «10 книг об архитектуре»), благодаря которой мы сегодня имеем представление о строительном производстве, материалах и технике того времени.Марк Витрувии Поллион, римский архитектор и инженер, несомненно, был образованнейшим человеком своего времени. Он в совершенстве владел не только своей профессией, но и медициной, астрономией, математикой, историей, музыкой и другими науками.

Книга «Об архитектуре»— основной труд его жизни — стала главным пособием по строительству в его время, а эпоху Ренессанса, не потеряв актуальности и в наши дни. Она не столько дает картину строительных новшеств современной ему эпохи, сколько приводит сведения о строительных приемах, которыми он пользовался в течение своей долгой жизни.

На протяжении последующих двух веков строительная деятельность в стране продолжалась. При императоре Клавдии — строится ряд утилитарных построек. В 49 г. Клавдий возводит грандиозный водопровод общей длиной 69 км, из которых 15 км проходили под землей, в том числе по акведуку, названному его именем. Другая его постройка — большая гавань в Остии, и, наконец,— обширный водоем с плотиной для спуска вод Фуцинского озера. Причем для этой цели был прорыт туннель длиной в 5640 м—случай уникальный в строительной практике того времени. Все это были грандиозные строительные программы, требовавшие для своего осуществления огромного объема прочного и дешевого строительного материала.

В 64 г. н. э. в Риме вспыхнул страшный опустошительный пожар, продолжавшийся девять дней. Пламя уничтожило дворцы и лачуги, храмы и театры, бесценные греческие статуи и скарб бедняков. После пожара Рим стал преображаться. Перестройка коснулась не только центра города, где начали возводить золотой дворец императора Нерона, но и всей прилегающей к дворцу территории. Улицы были выровнены и расширены. Новые здания по своей архитектуре теперь уже мало напоминали старые, тесные и неказистые.

После пожара Нерон запретил употребление дерева в стенах, уменьшил высоту зданий, отдал распоряжения выравнивать дома по фасаду портиков, приказал строить дома на некотором расстоянии друг от друга и при них делать просторные дворы. Тацит говорит, что вслед за пожаром «город обстроился по заранее размеренному плану...»

Архитектура времен Флавиев

Архитектура времен Флавиев (69—96 гг. н. э.) представляет собой один из самых блестящих периодов строительного искусства Римской империи. Был восстановлен сгоревший Капитолий, построен храм Мира, дворец Флавиев на Палатине и огромный амфитеатр — Колизей. Император Тит (79—81 гг.) приказывает возвести в Риме несколько терм, громадную мемориальную арку, названную его именем, и грандиозный дворец на Палатине.

Следует отметить, что такому подъему экономики и капитального строительства в стране способствовали так называемые «внешние поступления» средств и ресурсов. В частности, в 71 г. в Иудее было подавлено большое народное восстание, в результате чего Рим получил огромную денежную контрибуцию. В конце I и начале II вв. н. э. победоносные войны Траяна (98—117 гг.) приносят Риму дополнительное обогащение. Последовавший затем длительный мир привел к расширению торговли и строительству дорог.

stroyremkom.ru

Архитектура и строительство в Древнем Риме - Мои статьи - Каталог статей

Архитектура и строительство в Древнем Риме

Основные принципы Древнеримской архитектуры, как и древнеримского искусства, сформировались ко времени республики (IV—I вв. до н. э.).

Памятники архитектуры сейчас даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, рассчитанным на огромные количества людей: базилики, термы, театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки. В перечень строительных сооружений Рима следует включить и культовые: храмы, алтари, гробницы. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равных по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж, применили новые строительные материалы и конструкции. Они переработали принципы греческой архитектуры, и прежде всего ордерной системы: соединили ордер с арочной конструкцией. Не меньшее значение в развитии римской культуры имело искусство эллинизма с его архитектурой, тяготевшей к грандиозным масштабам и городским центрам. Но гуманистическое начало, благородное величие и гармония, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место тенденциям возвеличить власть императоров, военную мощь империи. Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений.

Всемирную известность приобрели римские дороги, не потерявшие своего значения до сих пор. Они разделялись на три вида (по стоимости и степени значимости): военные или государственные, стоявшие в ведении центральной власти, малые, принадлежащие общинным магистратам, частные и полевые.

Разнообразие сооружений и масштабы строительства в Древнем Риме значительно изменяются по сравнению с Грецией: возводится колоссальное количество огромных зданий. Все это потребовало изменения технических основ строительства. Выполнение сложнейших задач с помощью старой техники стало невозможным: а Риме разрабатываются и получают широчайшее распространение принципиально новые конструкции — кирпично-бетонные, позволяющие решать задачи перекрытия больших пролетов, во много раз ускорять строительство, и — что особенно важно — ограничить применение квалифицированных мастеров, переместив строительные процессы па плечи малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих-рабов.

Примерно в IV в. до н. э. в качестве связующего материала начинают применять раствор (сначала в бутовой кладке), а ко II в. до п. э. сложилась новая технология возведения монолитных стен и сводов на основе растворов и мелкого камня-заполнителя. Был получен искусственный монолит путем смешивания раствора и песка с каменным щебнем под названием «римский бетон». Гидравлические добавки вулканического песка — пуццолана (по названию местности, откуда он вывозился) сделали его водонепроницаемым и очень прочным. Это вызвало переворот в строительстве. Такая кладка выполнялась быстро и позволяла экспериментировать с формой. Римляне знали все преимущества обожженной глины, изготавливали кирпичи разнообразных форм, применяли металл вместо дерева для обеспечения пожаробезопасности зданий, рационально использовали камень при кладке фундамента. Некоторые секреты римских строителей не разгаданы до сих пор, например, раствор «римская мальта» для химиков является загадкой и сейчас.

Древнеримским архитекторам были знакомы тонкости числовых закономерностей, они знали три вида чертежей: ихнографию, скенографию и ортографию. Их отличие заключается в особенностях и закономерностях применения циркуля и линейки при выполнения очертаний плана на поверхности земли.

По значимости наиболее главным типом построек был храм. Вершиной храмового строительства стал Пантеон — храм всех богов, построенный в 118—125 гг. Пантеон не имеет аналогий в древнеримской архитектуре ни по композиции, ни по конструктивному решению. Это грандиозный кругли храм, перекрытый чашей купола диаметром почти 43 м. Вход выполнен в виде глубокого многоколонного портика, увенчанного фронтоном. Построенный путем использования кирпично-бетонных конструкций, храм внутри был отделан полихромными мраморами. Дневной свет проникает в храм через круглый световой проем в зените купола (диаметр 9м).

Базилика выполняла роль административного здания, в котором римляне проводили большую часть дня. Вторая часть дня была связана с отдыхом и проходила в термах. Термы представляли собой сложное сочетание корпусов и помещений, связанных с отдыхом, спортом и гигиеной. В них находились помещения для занятий гимнастикой и атлетикой, залы для отдыха, бесед, выступлений, библиотеки, врачебные кабинеты, бани, бассейны, торговые помещения, сады и даже стадион. Термы вмещали в себя около тысячи и более человек. Термы были связаны с потреблением большого количества воды, поэтому к ним подводилось специальное ответвление водопровода — акведуки (мост-водопровод). Подогрев производился котельными установками в подвалах. Акведуки подводили воду к Риму на расстояние в несколько десятков километров. Переброшенные через русла рек, они представляли удивительную картину сплошной ажурной аркады — одноярусной, двух- или даже иногда трехъярусной. Сложенные из камня, обладающие четкими пропорциями и силуэтом, сооружения эти являют собой замечательные образцы единства архитектурных форм и конструкций.

Среди общественных сооружений Древнего Рима большую группу составляют зрелищные постройки. Из них наиболее известен до наших днейКолизей — амфитеатр, овальная в плане гигантская постройка в виде чаши. В центре находилась арена, а под трибунами — помещения для выступающих. Колизей был построен в 70 — 90-х гг. н. э. и вмещал 56 тыс. зрителей.

Большую группу сооружений составляли жилые здания различных типов, в том числе дворцы и загородные виллы. Особенно характерны для Рима одноэтажные особняки (домусы). Строились и многоквартирные дома — инсулы. Интерьеры и общественных, и жилых зданий оформлялись скульптурой, росписями, мозаикой. Росписи зрительно расширяли пространство помещений, являясь прекрасным и разнообразным декором. Мозаикой украшали полы. Важное отличие римского декора — большая усложненность и богатство форм и материалов. Применяя различные орнаментальные мотивы, они создавали самые причудливые сочетания, меняя системы построения, вплетая в композиции дополнительные и многообразные детали.

В области монументальной скульптуры римляне остались далеко позади греков и не создали памятников столь значительных, как греческие. Но они обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и историческйй рельеф, который составил важнейшую часть архитектурного декора.

Лучшим в наследии римской скульптуры был портрет. Как самостоятельный вид творчества он сложился с начала I в. до н. э. Римляне по-новому понимали этот жанр: в отличие от греческих скульпторов они пристально и зорко изучали лицо конкретного человека с его неповторимыми чертами. В портретном жанре наиболее ярко проявился самобытный реализм римских ваятелей, наблюдательность и умение обобщить наблюдения в определенной художественной форме. Римские портреты исторически зафиксировали изменения внешнего облика людей, их нравов и идеалов.

Римляне первыми стали использовать монументальную скульптуру в пропагандистских целях: они устанавливали на форумах (площадях) конные и пешие статуи — памятники выдающимся личностям. В честь памятных событий устанавливались триумфальные сооружения — арки и колонны.

В Риме него провинциях были возведены сотни таких сооружений. Грандиозные колоннады, расположенные вдоль улиц, украшали многие центральные и провинциальные города.

Вы любите футбол , тогда мы ждем вас на нашем портале по футболу http://fc-unit.ru . История футбола его падения и взлеты. Мы расскажем о самых прославленных и старейших командах Европы и России.

207dasxx.ucoz.ru

Организация строительных работ в Древнем Риме | Архитектура и Проектирование

Организация и экономика работ. — Способы строительства свидетельствуют о вполне определенном понимании римлянами финансовой стороны общественно-полезных сооружений. Они вкладывали в это строительство огромные капиталы на первоначальные сооружения, с тем чтобы не тратиться впоследствии на ремонт. Римские дороги свидетельствуют об этой системе еще более отчетливо, чем гражданские сооружения.

Под влиянием современного режима капитала в наши дни поступают наоборот: экономия на первоначальных затратах позволяет поддерживать сооружения и, что особенно важно, реконструировать их по мере изменения потребностей. Древнее же общество такого постоянного изменения потребностей не знало.

Организация работ и положение рабочих. — Мы не раз отмечали полное соответствие между римской организацией работ и ресурсами этого народа-поработителя, единодержавно распоряжавшегося всей рабочей силой великой империи. Уточним наши беглые замечания и укажем, как происходил набор рабочей силы для нужд римского строительства.

Главную роль играло несвободное население; оно было строго организовано в особые команды и представляло собой тщательно подобранные кадры. Несвободные рабочие кадры находятся под руководством местных корпораций, преемственность которых переходит от отца к сыну и индивидуальные традиции которых соответствуют ресурсам каждой данной местности.

Члены корпорации подчинены режиму, довольно схожему с режимом морского устава: они обязаны оказывать свое содействие государству, как только того потребуют общественные нужды, и вознаграждаются за каждую исполненную работу по тарифу, не полностью оплачивающему труд. Тяготеющая над ними трудовая повинность компенсируется «детальными угодьями», отписанными данной корпорации. Таким образом, каждая корпорация живет своей собственной жизнью и накладывает свой индивидуальный отпечаток на рабочие приемы. Отсюда возникает разнообразие в практических приемах при общем единстве принципов. Это разнообразие обусловлено не только неодинаковостью местных ресурсов, но главным образом взаимной независимостью рабочих корпораций.

Описанная организация труда наблюдается в восточных провинциях в сильно смягченном виде: все издаваемые на этот счет законы касаются только Запада. В местностях, где такой режим был установлен римским сводом законов, получила широкое и полное распространение кладка на растворе.

Восток, сохранивший свободные формы греческой жизни, не обладает достаточными ресурсами для применения в полном масштабе подобных методов. Поэтому приемы организации работ различны на Западе и на Востоке так же, как и социальный режим, и мы увидим, что это различие в приемах сохранится и в христианской архитектуре эпохи средневековья. 

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

arx.novosibdom.ru

Организация строительных работ в Древнем Риме | Архитектура Древнего Рима | Огюст Шуази

Глава «Организация строительных работ в Древнем Риме» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г. 

Организация и экономика работ. — Способы строительства свидетельствуют о вполне определенном понимании римлянами финансовой стороны общественно-полезных сооружений. Они вкладывали в это строительство огромные капиталы на первоначальные сооружения, с тем чтобы не тратиться впоследствии на ремонт. Римские дороги свидетельствуют об этой системе еще более отчетливо, чем гражданские сооружения.

Под влиянием современного режима капитала в наши дни поступают наоборот: экономия на первоначальных затратах позволяет поддерживать сооружения и, что особенно важно, реконструировать их по мере изменения потребностей. Древнее же общество такого постоянного изменения потребностей не знало.

Организация работ и положение рабочих. — Мы не раз отмечали полное соответствие между римской организацией работ и ресурсами этого народа-поработителя, единодержавно распоряжавшегося всей рабочей силой великой империи. Уточним наши беглые замечания и укажем, как происходил набор рабочей силы для нужд римского строительства.

Главную роль играло несвободное население; оно было строго организовано в особые команды и представляло собой тщательно подобранные кадры. Несвободные рабочие кадры находятся под руководством местных корпораций, преемственность которых переходит от отца к сыну и индивидуальные традиции которых соответствуют ресурсам каждой данной местности.

Члены корпорации подчинены режиму, довольно схожему с режимом морского устава: они обязаны оказывать свое содействие государству, как только того потребуют общественные нужды, и вознаграждаются за каждую исполненную работу по тарифу, не полностью оплачивающему труд. Тяготеющая над ними трудовая повинность компенсируется «детальными угодьями», отписанными данной корпорации. Таким образом, каждая корпорация живет своей собственной жизнью и накладывает свой индивидуальный отпечаток на рабочие приемы. Отсюда возникает разнообразие в практических приемах при общем единстве принципов. Это разнообразие обусловлено не только неодинаковостью местных ресурсов, но главным образом взаимной независимостью рабочих корпораций.

Описанная организация труда наблюдается в восточных провинциях в сильно смягченном виде: все издаваемые на этот счет законы касаются только Запада. В местностях, где такой режим был установлен римским сводом законов, получила широкое и полное распространение кладка на растворе.

Восток, сохранивший свободные формы греческой жизни, не обладает достаточными ресурсами для применения в полном масштабе подобных методов. Поэтому приемы организации работ различны на Западе и на Востоке так же, как и социальный режим, и мы увидим, что это различие в приемах сохранится и в христианской архитектуре эпохи средневековья.

antique.totalarch.com