Спорт в древнем риме. Физическое воспитание и спорт в Древнем Риме.. Физическое воспитание в Древнем Риме
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Особенности физической культуры в Древнем Риме. Спорт в древнем риме


Физическое воспитание и спорт в Древнем Риме

Физическое воспитание в Древнем Римепреследовало чисто практические цели. Оно носило преимущественно военно-прикладной характер и в этом смысле было похоже на спартанское.

До 12 лет дети воспитывались в семье. Отец обучал сына ведению домашнего хозяйства, владению оружием, заботился о воспитании у него таких высокоценимых в Риме качеств, как преданность Родине, послушание, скромность. Средствами физического воспитания были народные игры и упражнения (бег, метания, борьба, фехтование и др.). Получив воспитание в семье, в школах и достигнув 16 - 17-летнего возраста, римские юноши вступали в армию. Система военно-физической подготовки воинов отличалась своим совершенством. Название "войско" происходит от слова "упражнение", а термин "легион" - от слова "отбирать". Римляне, которым было поручено отбирать воинов, с большой ответственностью и старанием выполняли эти обязанности. Молодые воины и новобранцы рано утром и после полудня упражнялись в применении всех видов оружия. Более взрослые и уже обученные воины упражнялись один раз в день. Использовались следующие упражнения: бой на мечах, упражнения с применением чучел, боевые упражнения с палками, обучение прыжкам при нанесении ударов, умение в три приема подниматься на щит и вновь за ним скрываться, метание копий в чучело, стрельба из лука и метание с помощью пращи в цель, метание специальных боевых свинцовых шаров. Воины часто рубили лес, носили различные тяжести, преодолевали препятствия, плавали, совершали марши в полном походном снаряжении.

Римский военный теоретик и историк Вегеций писал: "...Ибо насколько хорошо обученный воин жаждет сражения, настолько необученный боится его. В конце концов нужно признать, что в битве выучка приносит больше пользы, чем сила: если воин не обладает искусством владения оружием, нет никакой разницы между воином и простым деревенским жителем...". Внимание воинским упражнениям было столь велико, что трибуны (воинский начальник когорты), центурионы (воинский начальник центурии) сами в совершенстве владели воинским искусством, всеми видами оружия.

У римских мыслителей вопросы воспитания детей не вызывали такого большого интереса, как у греческих. Наиболее ценные педагогические идеи были высказаны римским ритором Квинтилианом в его сочинении "О воспитании оратора". Ему принадлежит прогрессивная мысль, что все дети являются сообразительными от природы и нуждаются только в правильном воспитании и обучении с учетом их индивидуальных особенностей. Он - сторонник первоначального, до 7 лет, воспитания детей до поступления их в школу, ратует за активный отдых с использованием детских игр, применение игрового метода обучения. Однако Квинтилиан делает оговорку: "...при таких игровых перерывах надо соблюдать чувство меры, чтобы от недостатка их не возникла ненависть к учению, а от излишества - привычка к праздности...". Он был противником телесного наказания детей.

Врач Древнего Рима К. Гален(ок. 200 - ок. 130 г. до н.э.) одним из первых в Европе начал экспериментировать на животных и производить их вскрытие. Он сделал ряд важных открытий, касающихся функций головного мозга и нервной системы, доказал, что артерии содержат кровь, а не воздух. В вопросах анатомии человека он оставался непререкаемым авторитетом вплоть до XV - XVI вв. Поскольку К. Гален вскрывал свиней и обезьян, а не трупы людей, в его описаниях (как выяснилось лишь в XVI в.) имелись существенные ошибки. Например, Гален утверждал, что кровь образуется в печени из пищи и поступает в органы тела, где полностью используется, что в сердце нет мышечной ткани и что оно лишь пассивно расширяется под действием втекающей в него крови.

studfiles.net

Развитие физической культуры в Древнем Риме. Особенности ее развития

Количество просмотров публикации Развитие физической культуры в Древнем Риме. Особенности ее развития - 2503

История физической культуры в Древнем Риме, достиг­шем наивысшей ступени развития в эпоху Древнего мира, относится к числу наиболее противоречивых проблем исто­рии культуры.

Римский господствующий класс не чувствовал жизнен­ной потребности в том, чтобы активно заниматься спортом. Спорт вызывал интерес, но тех, кто участвовал в соревно­ваниях, презирали. Это связано с рядом причин.

1. Физическая подготовка юношей до 16 - 17 лет до службы в армии являлась задачей семьи. И только в IV в. до н.э. было создано учебное заведение под названием ʼʼлу-дусʼʼ, где велась физическая подготовка. Это была попытка скопировать греческие учебные заведения.

2. Стоит сказать, что для народных масс Римской империи основным раз­влечением были бои гладиаторов и состязания колесниц.

3. Физические упражнения были средством удовлетво­рения личных потребностей и формой индивидуального развлечения.

4. Греческая гимнастика и агонистика, предназначав­шиеся служить образцом, утратили свои ценности. Римляне не переняли из них ничего.

Древний Рим подарил миру классическую систему во­енно-физической подготовки, которую перенимали во мно­гих армиях.

В римской армии существовала суровая высокооргани­зованная система тренировки легионеров. Физическая под­готовка римских воинов достигалась главным образом в процессе полевых учений и специально организованных занятий в лагерях, где воинов обучали выполнению тех упражнений, приемов, действий, которые применялись в боевых условиях. В систему подготовки легионеров вклю­чались бег по местности с преодолением препятствий, раз­личные прыжки, в т.ч. и с подручными средствами, действия с холодным оружием и без него - рукопашная схватка, борьба, скалолазание, преодоление водных рубе­жей. Воины совершали марш-броски, продолжительные по­ходы в полном боевом снаряжении, учились возводить ук­репления, пользоваться осадными машинами и катапульта­ми, что требовало большой физической силы и выносливо­сти. Для обучения воинов применялись своеобразные тре­нажеры — штурмовые лестницы, чучела для фехтования, деревянная лошадь для обучения приемам верховой езды.

Физическая и духовная подготовка воинов были раз­дельными.

Каждому периоду истории существования Древнего Рима были присущи свои особенности развития физиче­ской культуры.

Царский период (VIII- VI вв. до н.э.).

Название этого периода обусловлено названием правя­щей верхушки в Древнем Риме, в данный период государством правили короли этрусков.

Приблизительно в VIII в. до н.э. Рим и окружающие его селœения заключили союз городов, который имел общие храмы, предположительно здесь устраивались общие состя­зания, сопровождавшиеся ритуальными церемониями.

Спортивные игры были связаны с родовыми культами, поклонением семейным божествам и почитанием предков, с ритуалами, призванными обеспечить плодородие, успех в бою. В состязания входили бег, гонки колесниц, фехтова­ние и борьба. Образ главного бога-покровителя, ритуал и сами игры с изменением соотношения сил приобретали постепенно всœе более ʼʼримскийʼʼ характер.

По мере отмирания праздников, устраивавшихся сою­зом городов, стали устраиваться демонстрации военной силы. Постоянное место проведения конных скачек и со­стязаний колесниц в долинœе между Палантином и Авенти-ном получило название ʼʼциркʼʼ. Здесь проводились троян­ские игры, устраивались боевые пляски.

Период республики (VI-I вв. до н.э.).

Этот период получил свое название в связи с тем, что в конце VI в. до н.э. власть этрусков ослабла, Рим прогнал последнего короля этрусков и стал республикой.

Во времена завоевательных походов менялся характер римской физической подготовки. Гимнастические традиции были начисто забыты и стали элементами военной подго­товки.

Но тем не менее, граждане Рима не полностью предали забвению всœе формы физической культуры. Οʜᴎ занима­лись бегом, прыжками, упражнялись с гантелями, плавали. В сферистериумах, построенных рядом с дворцами патри­циев, проводились игры с мячом.

Наряду с представлениями в цирках в III в. стали уст­раиваться поединки гладиаторов. Вначале они являлись исключительно составной частью культа жертвоприноше­ния усопшим. Со временем превратились в одно из средств борьбы за власть. Поскольку в данный период бои гладиаторов были самыми жестокими, то именно в данный период про­изошло восстание Спартака.

Бытовавшие в эпоху республики беспощадные методы подготовки (владелœец - мясник) и постоянная боязнь смер­ти не раз приводила гладиаторов к восстанию.

Императорский период (71 ᴦ. до н.э. - 476 ᴦ. н.э.).

Название этого периода обусловила смена правления в Риме, теперь во главе государства встал император.

Физическая культура из средств военных баталий пре­вратилась в предмет ʼʼзаботыʼʼ императорской власти и ста­ла носить репрезентативные функции.

Императоры строили громадные купальни, посреди ко­торых размещались площадки для посœетителœей, где знатные римляне могли танцевать, бегать, бороться, поднимать тя­жести, играть в мяч и настольные игры.

Император Август попытался возобновить троянские игры в цирке. Но только Доминициану удалось с 86 года возобновить Капитолийские игры.

Для удовлетворения потребностей народа в развлечени­ях после Колизея был построен цирк Максимус, трибуны которого в IV веке были расширены до 350 тыс. мест. В конце эпохи Римской империи продолжительность развле­кательных представлений достигала 175 дней в году. Гро­мадные цирковые сооружения и амфитеатры воздвигались не только в Риме, но и в Помпее, Капуе, Вероне и Сираку­зах. В начале эпохи Римской империи поединки гладиато­ров были оттеснены на задний план цирковыми представ­лениями и различными состязаниями.

Для того чтобы сделать народные зрелища разнообраз­ными, арены крупнейших амфитеатров переоборудовали в бассейны, которые можно было заполнять водой, где уст­раивались затем всœевозможные поединки на воде с участи­ем судов. Обычно воспроизводились те или иные наиболее запомнившиеся морские сражения (в Саламисе), в ходе ко­торых зрители могли полюбоваться тем, как в данном бою рабы душили друг друга и сталкивали в воду.

Римская знать, утратившая потребность в военно-физи­ческой подготовке в связи с наличием наемной армии, пре­давалась забавам и развлечениям, которые использовались для достижения своих целœей, ᴛ.ᴇ. в борьбе за власть.

referatwork.ru

Физическая культура в Древнем Риме, Физкультура и спорт

Пример готового реферата по предмету: Физкультура и спорт

Содержание

План

Введение 3

1. «Царский период» в развитии физической культуры Рима 5

2. Развитие физической культуры в «период республики».6

3. «Императорский период» физической культуры Рима 11

Вывод 17

Список использованной литературы 19

Выдержка из текста

Введение

Термин «культура» латинского происхождения, первоначально означал разделывание и обработку почвы. Культура это основная первопричина, определяющая потребности и поведение людей. Основной движущейся силой развития культуры являются возрастающие людские потребности.

Так, в условиях первобытнообщинного строя первостепенной потребностью людей являлось удаление голода и жажды, в связи с этим физические упражнения представляли собой имитацию охоты.

При рабовладельческом строе у человека возникла необходимость сохранения своей безопасности, в связи с этим появилась физическая культура военной направленности.

Во времена феодального строя, по мере появления у людей духовных потребностей, физическая культура начинает включать в себя рыцарские турниры.

Капиталистический и социалистический строй ознаменовались тем, что человеческим потребностям стало присуще самоутверждение и общественное признание. Физическая культура этого исторического периода, способствовала удовлетворению социальных потребностей людей и их самоутверждению.

Победителей в те времена восхваляли, награждали, и они становились объектом всеобщего признания. Роль физической культуры состояла также в удовлетворении потребностей общества в культурно-зрелищных мероприятиях.

Физическая культура часть общей культуры общества; представляет собой совокупность достижений в деле оздоровления людей и развития их физических способностей. Она включает в себя систему физического воспитания, специальные научные знания, развитие спорта и спортивных достижений; охватывает область общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, правильного режима труда и отдыха, использование естественных сил природы солнца, воды и воздуха в целях оздоровления и закаливания организма.

Термин спорт происходит от латинского слова disportare развлекаться. Под этим термином подразумевается соревновательная деятельность, подготовка к ней, а также нормы и достижения. Спорт как часть физической культуры своей специфической направленностью дополняет и углубляет ее.

Физическая культура в государстве, достигшем наивысшей ступени развития в эпоху древнего мира, относится к числу наиболее противоречивых проблем истории культуры. Именно здесь при рабовладельческом строе была армия, наилучшим образом подготовленная в физическом отношении. Беспрецедентными были масштабы и пышность состязаний, носивших характер народных развлечений. В Риме не было организованного школьного физического воспитания. Римский господствующий класс не чувствовал жизненной потребности в том, чтобы активно включаться в занятия спортом. Спорт вызывал некоторый интерес, но тех, кто участвовал в соревнованиях, презирали. Историки спорта объясняют этот подход принципом целесообразности и полезности, которым руководствовались римляне, таким образом, вольно или невольно противопоставляя физическую культуру идеалу практически мыслящего римлянина. Однако их утверждения чрезвычайно спорны. Намного вероятнее, что причины этого явления кроются не во взглядах, а прежде всего в условиях развития Рима.

Имеется следующая периодизация истории Древнего Рима:

с VIII по VI вв. до н.э. царский период;

с V по I вв. до н.э. республиканский период;

с I в. до н.э. по V в. императорский период.

Рассмотрим развитие физической культуры в Древнем Риме по периодам.

Список использованной литературы

Список использованной литературы

1.Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988

2.Гайл В.В. Краткая история физической культуры и спорта. − Екатеринбург, 2006. − 72с.

3.Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 312с.

4.История Древнего Рима Под ред. В. И. Кузищина. М., 2000

5.Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта: пер. с венг. / Под общ. ред. В.В. Столбова. − М.: Радуга, 1982.

6.Материал из Википедии свободной энциклопедии [Электронный ресурс]

Режим доступа ru.wikipedia.org/

7.Оливова В. Люди и игры: У истоков современного спорта: пер. с чеш. − М.: Физкультура и спорт, 1985.

8.Тимушкин А.В. Физическая культура и здоровье: Учебное пособие. − Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. − 120с.

referatbooks.ru

Физическая культура в Древнем Риме

Наиболее высокого развития рабовладельческий строй достиг в Древнем Риме. В отличие от Древней Греции Рим возник и разви­вался как государство централизованное, что делало его значитель­но более сильным, чем Греция, и существенным образом сказалось на развитии различных сторон общественной жизни и культуры, в том числе и культуры физической. История Древнего Рима насчи­тывает три основных,.периода: царский период, период республики и период империи. Так называемый царский период (VIII—VI вв. до н. э.)—это эпоха разложения родового строя и образования Рим­ского государства. Физическая культура этого периода мало чем отличалась от физической культуры других народов. Носила она преимущественно военный характер. Распространены были соревно­вания всадников, гонки колесниц, упражнения в метании копья, борь­ба, кулачный бой и др.

В период республики (VI—I вв. до н. э.) Римское государство вело многочисленные и успешные войны, расширяя свою территорию сначала в Италии, а потом и за ее пределами. Это привело к тому, что физическая культура, как и многие другие стороны общей культуры, приобретала ярко выраженный военный характер. Но в отличие от Греции в Риме не было обязательной государственной системы физи­ческого воспитания. К тому же на большой территории Римского государства не было возможности следить за воспитанием каждого мальчика, да и необходимости в этом не было. Из большого числа граждан всегда набиралось достаточное количество воинов. Вопрос о физическом воспитании в семье решался по воле отца. Каждый римлянин должен был быть готовым к несению военной службы, ко­торая для большинства являлась единственной возможностью занять более высокое положение в обществе. Кроме того, завоевательные войны, сопровождаемые грабежами, приносили богатства даже рядо­вым легионерам. Поэтому каждая семья была заинтересована в хо­рошей физической подготовке юношей.

В Риме существовали частные школы, в которых мальчики из зажиточных и знатных семей получали хорошую физическую подго­товку. Подростки бегали, боролись, метали копья, обучались ездить верхом, фехтовали. Кроме того, они играли в мяч и другие игры. Время от времени в Риме устраивались соревнования, на которых юноши состязались в верховой езде, фехтовании и других упражне­ниях военно-прикладного характера (троянские игры, римские игры, плебейские, т. е. народные, игры, а также соревнования по случаю

знаменательных дат и др.). Были и попытки проводить в Риме состя­зания наподобие олимпийских. Однажды консул Сулла даже заста­вил провести олимпийские соревнования в Риме (80 г. до н. э.), но они не имели успеха. В то же время влияние греческой культуры в Риме, особенно после завоевания Греции, усиливается. Римская мо­лодежь стала широко пользоваться физическими упражнениями гре­ков. Соревнования римских юношей сначала устраивались на площа­ди, посвященной богу войны Марсу (Марсово поле), а затем для них начали строиться специальные сооружения, подобия современных стадионов, — цирки.

Итак, в Древнем Риме не сложилась такая стройная система фи­зического воспитания, как в Греции. Зато система военно-физической подготовки воинов достигла здесь совершенства. Об этом много пи­сали военные историки. Очень высоко ценил эту систему и Ф. Энгельс в своих трудах по военному искусству. «Обучение воина, — писал он, — было очень суровым и было рассчитано на развитие в нем все­ми возможными способами физической силы. Помимо регулярного обучения обращению с оружием и различным движениям широко практиковались бег, прыганье, прыжки с шестом, скалолазанье, борь­ба, плавание — сначала без одежды, потом во всем снаряжении. Про­должительные марши в полном походном снаряжении, когда каждый воин нес на себе от 40 до 60 фунтов, совершались со скоростью 4 мили в час... И не только новобранцы, но и ветераны-легионеры должны были проделывать все эти упражнения, чтобы сохранить физическую бодрость и ловкость и быть привычными к утомительным занятиям и лишениям»*. v

В Римской армии широко применялись специальные снаряды для физических упражнений: деревянный конь, штурмовые лестницы, чу­чела для нанесения ударов и уколов.

В конце II в. до н. э. в Риме создается постоянная, профессиональ­ная армия. Это освобождает основную массу населения от военных обязанностей, и значение военно-физической подготовки молодежи постепенно ослабевает. Вместе с тем все 'больше возрастает интерес к разного рода цирковым зрелища'м, устраиваемым представителями римской знати в целях завоевания^ популярности у народа для до­стижения своих целей (выборы на выгодные должности и др.).

Освобожденные от военных обязанностей и физического труда, который теперь целиком лег на плечи рабов, римские граждане в большинстве своем превращаются в деклассированную толпу, имею­щую массу свободного времени. Количество зрелищ для нее непрерыв­но растет. Если вначале зрители довольствовались только пением, музыкой, борьбой и кулачным боем, то теперь появляются битвы с дикими зверями или даже казни, когда на арене цирков безоружных людей отдают на рйстерзание зверям, появляются и бои глади а-торов. Вначале это был обычай, когда на могилах знатных людей после похорон устраивали битву гладиаторов, являющуюся отголос­ком человеческих жертвоприношений, но со II в. до н. э. эти битвы стали устраиваться в цирках специально для развлечения зрителей.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 14, с. 18.

Колизей в Риме

Подготовка гладиаторов происходила в специальных школах, куда отбирались физически наиболее сильные рабы. Их обучали владению самым разнообразным оружием и сложным приемам ведения боя. Позднее на арену цирков выпускали целые'отряды гладиаторов, а за­тем стали устраивать между ними на специальных водоемах морские бои. Иногда хорошо сражавшиеся гладиаторы в качестве награды получали свободу, но большинство из них погибало.

Хорошая военная и физическая подготовка гладиаторов создава­ла опасность для Рима, особенно во время восстания рабов. Гладиа­торы всегда были передовым, наиболее боеспособным отрядом восставших. Хорошо известное в истории восстание Спартака (73— 71 гг. до н. э.) едва не сокрушило Римское государство.

Незадолго до начала нашей эры в Риме происходили граждан­ские войны, вызванные обострением противоречий рабовладельческо­го общества — восстаниями и массовым бегством рабов, борьбой за власть между различными группировками аристократии. В стремле­нии стабилизировать свое положение верхушка римского общества все более склонялась к установлению диктатуры. В Риме утвержда­ется единоличная власть императоров. Располагая государственными средствами, императоры теперь имели'возможность устраивать зна­чительно более пышные и даже многодневные зрелища для римской толпы. Несмотря на то что власть императоров была, по существу, военной диктатурой, популярность у народа, его поддержка имели для императоров большое значение. Количество праздничных дней в году к концу существования Римской империи достигало 175-ти. На­ряду с состязаниями атлетов, гладиаторскими боями и другими вы­ступлениями в цирках широкое развитие получили гонки колесниц.

Для проведения соревнований были построены грандиозные соо-

ружепия. Наиболее известны из них термы императора Каракаллы (помещения для плавания и купания) и Колизей.

Римские императоры учреждали различные соревнования и для свободной молодежи. Так, император Август неоднократно устраивал атлетические соревнования на Марсовом поле, праздники с соревно­ваниями атлетов в честь побед. Некоторые из них проводились регу­лярно раз в четыре года, наподобие греческих олимпийских состяза­ний. Много соревнований устраивал император Нерон, который да­же сам участвовал в гонке колесниц. Император Домициан учредил так называемые капитолийские игры. Для проведения этих игр на Марсовом поле был построен специальный стадион, вмещавший до 15 тыс. зрителей. Подобным образом поступали и другие императоры.

Как и в Греции, среди атлетов появляются профессионалы, кото­рые даже создают профессиональные объединения. Об одном из них, по-видимому наиболее крупном, известно, что оно имело свое рос­кошное помещение и носило название «Товарищество атлетов, увен­чанных победой на священных играх».

С IV в. н. э. с приходом в Рим христианской религии прове­дение праздников постепенно прекращается. Христианская церковь вела борьбу с этими зрелищами, так как они отвлекали людей от церкви, особенно в праздничные дни. Соревнования, посвященные языческим божествам, запрещались, как противоречащие новой ре­лигии. В 394 г. н. э. императором Феодосией были запрещены олим­пийские состязания в Греции. Последними были и 293-и агоны. В 404 г. н. э. были запрещены бои гладиаторов, которые теперь заме­нялись соревнованиями атлетов и выступлениями акробатов. В восточ­ной части Римской империи, в Византии, цирковые зрелища и осо­бенно гонки колесниц сохранялись еще очень долго. Однако в целом физическая культура рабовладельческого строя приходит в упадок, уступая место культуре нового общества.

Краткие выводы

Уже на первой стадии рабовладельческого строя, в период так называемого патриархального рабства, в странах Древнего Востока физическая культура служила в первую очередь интересам господ­ствующего класса — рабовладельцам, являясь средством их военной подготовки.

В период так называемого античного рабства в Древней Греции и Древнем Риме подчинение физической культуры интересам господст­вующего класса становится еще более очевидным. Даже привлече­ние рабов к физической культуре происходит в интересах рабовла­дельцев. У рабов, приравненных к домашнему, имуществу, не имев­ших своей семьи, своих традиций, часто говоривших на разных язы­ках, своей физической культуры не было.

В то же время при рабовладельческом строе физическая культура становится одним из средств классовой борьбы, каким и остается до тех пор, пока существуют антагонистические классы. Так, аристо­кратическая верхушка Римской империи, а затем и сами императо­ры устройством всевозможных зрелищ и соревнований -пытались от-

влечь широкие массы граждан от политической жизни, завоевать их симпатии.

В этот период физическая культура теряет непосредственную связь с трудовой деятельностью людей, как это было при перво­бытнообщинном строе. В то же время уровень развития физической культуры по сравнению с предыдущим стал значительно выше. Сло-~ жились высокоорганизованные системы физического воспитания и военно-физической подготовки. Физическая культура начинает обо­собляться в относительно самостоятельную отрасль культуры. Зарож­даются элементы науки о значении физического воспитания для че­ловека.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Спорт в Древнем Риме и Древней Греции — реферат

  В IV в. н. э. Олимпийские игры потеряли многие свои традиции, о чем свидетельствует невнимание организаторов к фиксации имен победителей.

  Вскоре  после запрещения Олимпийских игр (394 г. н. э.) сооружения для проведения Игр были уничтожены, а в 522 и 551 г.г. н. э. сильные землетрясения окончательно разрушили Олимпию.

  Древние Олимпийские игры выполняли важные культурные, педагогические, экономические, военно-прикладные и политические функции. Они способствовали объединению  полисов, установлению священного перемирия, духовной и физической подготовке молодежи и, в конечном итоге, процветанию древнегреческой цивилизации.

  О степени  их популярности говорит хотя бы тот  факт, что древнегреческий историк  Тимей в основу летоисчисления положил  счет времени по Олимпиадам. В тоже время Олимпийские игры существовали почти параллельно с рабовладельческим строем и являлись отражением его проблем и противоречий. Развитию Олимпизма мешало антидемократическое ограничение участия в соревнованиях, профессионализация, грубый индивидуализм и начало моральной деградации. 

  Заключение

  В Древней Греции и Древнем Риме спортивное воспитание становится самоцелью. Физические упражнения выполняют функцию подготовительных действий для более эффективного труда и военного дела.

  Своеобразное развитие спорта в Древнем Риме представляет собой ценный опыт в истории культуры. Он зарождался как ритуальное обрамление военных упражнений, служил средством сплочения народных масс.

  В эпоху республики он превратился в арену политической борьбы. Стал фактором, с помощью которого можно было разобщить народные массы, столкнуть их между собой. В начале эпохи Римской империи в качестве одной из разновидностей народных зрелищ помогал создавать божественный культ императоров. В конце эпохи империи существовал как средство наживы, а затем снова стал ареной политической борьбы, форумом классовой борьбы, неподвластным господствующим классом.

  Центральная власть - предвестник феодального общественного строя - положила  конец физической культуре как одному из институтов, который уже не способствовал укреплению власти, а представлял для нее определенную опасность.

  Наивысшего уровня развития спортивное воспитание достигло в Древней Греции, так как здесь оно в большей степени освободилось от религиозного влияния, к тому же государства-полисы по своему политическому устройству были более демократичными, чем, например, монархии. Именно здесь появляются первые Античные Олимпийские игры. Спорт никогда не был у греков узконаправленным занятием он ассоциировался с выработкой нравственного совершенства: победа в Играх была прежде всего моральной победой, преодолением не только соперников, но в первую очередь самого себя.

   В середине II века до нашей эры Греция была завоевана Римом. Насильственное насаждение христианства в Римской империи привело не только к запрету древнегреческих богов, но и уничтожению олимпийских традиций. В 394 г. н.э. Римский император Феодосий I издал указ, запрещающий дальнейшее проведение Олимпийских игр как языческих. Современные исследователи считают, что и после этого указа на Олимпийском стадионе продолжали проводить состязания. И тогда следующий римский император Феодосий II в 426 году приказал разрушить храм Зевса и выжечь Олимпию. Приказ был исполнен, и эра олимпийских игр древности закончилась.                                 

  Список  используемой литературы: 

  1. Сергеенко М. Е. Жизнь Древнего Рима. М.-Л.,1964.
  2. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. - М: Академия, 2001.
  3. Пельменев В.К.,Конеева Е.В. История физической культуры. -К: Учебное пособие, 2000.
  4. Столбов В.В. История физической культуры и спорта. - М: Физкультура и спорт, 1983.
  5. Сергеенко М. Е. Жизнь Древнего Рима. М.-Л.,1964.
  6. Аппиан. Римские войны. -СПб.,1994.
  7. Чесноков Н.Н. Олимпийские игры Древней Греции и зарождение современного олимпийского движения. - М., 1997.
  8. Чесноков Н.Н.,Мельникова Н.Ю. Спорт, духовные ценности, культура. -М.,1997.
  9. Материал из Википедии.Электронный ресурс. – http://ru.wikipedia.org/
  10. Кузищина В.И. История Древнего Рима. - М., 2000.

student.zoomru.ru

Особенности физической культуры в Древнем Риме.

Периоды развития:

1. Царский период (VIII – VI века до нашей эры).Физическая культура была классовая. Особой популярностью пользовались троянские игры всадников, скакавших по запутанным лабиринтам. Девочки оставались под наблюдением матери, а мальчики и юноши под руководством отца изучали полевые работы, занимались физическими упражнениями. ФК связ. с религиозностью.

2. Республиканский период (VI – I века до нашей эры). Рим вёл много завоевательных войн=> ФК имела военно-прикладной характер, аккумулировалась в военных лагерях. Религиозность ослабевает.

3. Императорский период.Физическая культура носила культурно-развлекательный характер. В 1 в. до н. э.- сущ. гладиаторские школы, где гладиаторов обучали владению всеми видами оружия. Строились огромные амфитеатры(Колизей, Максимус). Гладиаторы- отборные рабы, амазонки. Наиб. удач. гладиатора публика могла помиловать.

Значение гладиаторских боёв:

1 Решались проблемы среднего касса

2Выборы в сенат

Были популярны кулачная борьба, соревн. на колесницах, римские бани.

Патриции, плебеи, рабы.

Физическая культура крестьян и горожан.

Особенности физической культуры в Среднее века.

5-17 века – это среднее века. Феодальное общество

1. господ. класс -феодалы, рыцари и духовенство

2. эксплуат. кл..крепостные крестьяне и ремесленники горожане. ФК носила классовый и военно-прикладной характер. Большой ущерб умственному и физическому развитию простого народа нанесла церковь, «называя тело прибежищем дьявола призывала заботиться о спасении души и подготовки к загробной жизни». И в тоже время активно поддерживала рыцарскую систему воспитания.

ФК *народных масс(кр. и гор.) – упр. приближенные к повседнев. жизни(бег, ходьба, перенос тяж.)

*господ. класса( феодалов и рыцарей)- верховая езда, охота.

ФК крестьян. Раннее средневековье (5-9 века) характеризуется полным разделеньем труда между городом и деревней. В это время каждый свободный землевладелец был войнам. Когда укрепились феодальные отношения, крепостные крестьяне были отстранены от участия в военном деле и это отрицательно сказалось на военно-прикладной подготовке крестьян.( Распространена: борьба, конные состязания, состязания в беге, в метании). В западноевропейских деревнях широкое распространение получили поединки на палках, после того как крестьянам запретили носить оружие. Среди скандинавских крестьян: лыжи, коньки. В Нидерландах ходули и коньки. В Ирландии и Шотландии метание молота и бросание жерди.

Велика роль народных игр с мячом, они начали проходить в форме соревнований. Сущ. языч. обряды: набив в мяч мусор и пиная его выгоняли весь негатив. В Англии Эдуард 2 запретил игру в мяч в городе. Затем появл. регламентация игры в мяч-футбол.

ФК горожан. Начиная с 10 века стали укрепляться города, подъём кустарного производства. Развивалась торговля, промышленность, что привело к формированию новых классов, центральной фигурой средневековых городов – ремесленник. Во главе городов стояли: купцы и владельцы мастерских. На средневековые города нападали странствующие рыцари, поэтому все городское население и ремесленники, купцы принимали участие в этой борьбе, с этой целью создавались стрелковые и фехтовальные братства, где обучались фехтованию на щпагах, мечах, стрелять из лука, арбалета. Начиная с 14 та м обучали стрелять из оружия. В период позднего феодализма, окрепнувшая городская буржуазия превратила стрелковые и фехтовальные братства в закрытые аристократические клубы, т.к. появилось огнестрельное оружие рыцари исчезли.

 

Идеи гуманистов Ф. Рабле, И. Меркуриалиса, Я. А. Коменского в области физического воспитания.

Иероним Меркуриалис – итальянский врач, гуманист, заботился о ФВ буржуазии, написал книгу об искусстве гимнастике, она состояла из 6 частей. 1-3 посвящались истории гимнастики, 4-6 посвящались медицинскому анализу, влиянию физических упражнений на организм человека. Все упражнение делил на три группы:

истинные упражнения ( собственно-лечебные),

военные упражнения – необходимые в жизни,

ложные упражнения – атлетические, т.к вредны для здоровья.

Заслуга: возродил лечебно-практические занятия в гимнастике и отстаивал их в качестве важного средства в медицине. Недостаток: рассматривал гимнастику только как часть медицины и не учитывал педагогического значения физических упражнений.

Франсуа Рабле , француз, 15-16в. написал сочинение «Гаргантюа» и «Пантагрюэль». Высмеивал многие человеческие пороки и дворянскую систему воспитания и предлагал новую гуманистическую систему, в процессе которой формировалось бы нравственная, умственная и физическая стороны человеческой личности, т.е гармоничное развитие. Для своих воспитанников предусматривал строгий режим дня, режим питания, гигиенические навыки, ФУ в виде верховой езды, владение кинжалом, мечом, фехтование рапирой и шпагой, плавание.

Заслуга Рабле в том, что он высказал ряд мыслей по методике применения ФУ. Был сторонником наглядного метода обучения, рекомендовал постепенное повышение сложности упражнения.

Ян Амос Коменский – чешский педагог. Выдвигал идею об общем начальном образовании, предложил идти всем в школу одновременно и разделил год на 4 четверти и продолж. каникул. Написал книгу «Великая дидактика». В обучении использовал принцип природа сообразности. Человек - это часть природы, поэтому широко должен использовать солнце, воду. Принцип наглядности. Жизнь подрастающего поколения он разделил на 4 периода по 6 лет каждый.

1. От рождения до 6 лет- период детства, предлогал материнскую школу, характериз. быстрым ростом, прибавке в весе, формировании органов чувств

2. 6-12- отрочество – развивается память и воображение с их исполнительными органами, языком и рукой. Обучение предлогал осущ. в школе родного языка, хотя в те времена обучение начиналось на латинском. Дети богатых, бедных, мальчики, девочки должны учиться вместе. Был сторонником демократизации образования.

3. 12-18-юность– развивалась мышление. Предлагал латинскую школу, или 6летнею гимназию. В которой были математический, физический, этический, диалектический, риторический классы.

4. 18-24- возмужалость – обучение продолжалось в академиях на факультетах: богословский, медицинский, юридический, философский. Физические упражнения рекомендовал применять на больших переменах и в послеобеденное время.

Заслуга Каменского в том, что он впервые в Европе ввёл ФВ в программу школ. обуч. как обязательный предмет, уделял много внимания игровому методу, как средству развлечения, а не тяжёлому труду. У родителей по его мнению должны были вызывать опасения пассивные дети.

 

Содержание рыцарской системы военно-физического воспитания в Западной Европе.

Рыцарь - это феодал. Физическое воспитание рыцарей было классовым и сугубо военно-прикладным.

Рыцарская система воспитания( 3 этапа по 7 лет каждый):

1. До 7 лет детей воспитывали дома.

2. С 7 до 14 лет мальчики были пажами. Они воспитывались при дворах знатных феодалов. Они всюду сопровождали свою хозяйку, были ей верными слугами и телохранителями, в это время они занимались стрельбой из лука, метали камни, копья, бег, борьба, верховая езда, плавание.

3. С 14-21 год юноши становились оруженосцами, переходи на услужение своему господину, всюду за ним следовали, в военных походах на рыцарских турнирах, получали права носить мечи и шпоры. Объезжали диких лошадей, дрессировали собак. Бегали в тяжёлых латах на длинные дистанции, плавали с оружием и без. Играли в шашки и шахматы.

4. В 21 год юноши посвящались в рыцари.

7 рыцарских доблестей:

1. Верховая езда

2. Фехтование

3. Владение копьём, мечом, щитом

4. Умение охотиться

5. Плаванье

6. Игра в шашки и шахматы

7. Уметь слагать стихи и петь песни в честь своего господина или дамы своего сердца.

Снаряжение делилось на: защитное(бронь, кальчуга) и боевое(мечь, булова, топор, копья).

935г. – 1ый рыцарский турнир, основоположники французы. Наиболее распр. получили две формы сражений: парные и групповые.

Итог: в конце 14в. рыцари в тяжёлых латах потерпели серию поражений от швейцарской, англ и турецкой пехоты.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Физическое воспитание и спорт в Древнем Риме.

Физическое воспитание в Древнем Риме преследовало чисто практические цели. Оно носило преимущественно военно-прикладной характер и в этом смысле было похоже на спартанское.

До 12 лет дети воспитывались в семье. Отец обучал сына ведению домашнего хозяйства, владению оружием, заботился о воспитании у него таких высокоценимых в Риме качеств, как преданность Родине, послушание, скромность. Средствами физического воспитания были народные игры и упражнения (бег, метания, борьба, фехтование и др.). Получив воспитание в семье, в школах и достигнув 16 - 17-летнего возраста, римские юноши вступали в армию. Система военно-физической подготовки воинов отличалась своим совершенством. Название "войско" происходит от слова "упражнение", а термин "легион" - от слова "отбирать". Римляне, которым было поручено отбирать воинов, с большой ответственностью и старанием выполняли эти обязанности. Молодые воины и новобранцы рано утром и после полудня упражнялись в применении всех видов оружия. Более взрослые и уже обученные воины упражнялись один раз в день. Использовались следующие упражнения: бой на мечах, упражнения с применением чучел, боевые упражнения с палками, обучение прыжкам при нанесении ударов, умение в три приема подниматься на щит и вновь за ним скрываться, метание копий в чучело, стрельба из лука и метание с помощью пращи в цель, метание специальных боевых свинцовых шаров. Воины часто рубили лес, носили различные тяжести, преодолевали препятствия, плавали, совершали марши в полном походном снаряжении.

Римский военный теоретик и историк Вегеций писал: "...Ибо насколько хорошо обученный воин жаждет сражения, настолько необученный боится его. В конце концов нужно признать, что в битве выучка приносит больше пользы, чем сила: если воин не обладает искусством владения оружием, нет никакой разницы между воином и простым деревенским жителем...". Внимание воинским упражнениям было столь велико, что трибуны (воинский начальник когорты), центурионы (воинский начальник центурии) сами в совершенстве владели воинским искусством, всеми видами оружия.

У римских мыслителей вопросы воспитания детей не вызывали такого большого интереса, как у греческих. Наиболее ценные педагогические идеи были высказаны римским ритором Квинтилианом в его сочинении "О воспитании оратора". Ему принадлежит прогрессивная мысль, что все дети являются сообразительными от природы и нуждаются только в правильном воспитании и обучении с учетом их индивидуальных особенностей. Он - сторонник первоначального, до 7 лет, воспитания детей до поступления их в школу, ратует за активный отдых с использованием детских игр, применение игрового метода обучения. Однако Квинтилиан делает оговорку: "...при таких игровых перерывах надо соблюдать чувство меры, чтобы от недостатка их не возникла ненависть к учению, а от излишества - привычка к праздности...". Он был противником телесного наказания детей.

Врач Древнего Рима К. Гален (ок. 200 - ок. 130 г. до н.э.) одним из первых в Европе начал экспериментировать на животных и производить их вскрытие. Он сделал ряд важных открытий, касающихся функций головного мозга и нервной системы, доказал, что артерии содержат кровь, а не воздух. В вопросах анатомии человека он оставался непререкаемым авторитетом вплоть до XV - XVI вв. Поскольку К. Гален вскрывал свиней и обезьян, а не трупы людей, в его описаниях (как выяснилось лишь в XVI в.) имелись существенные ошибки. Например, Гален утверждал, что кровь образуется в печени из пищи и поступает в органы тела, где полностью используется, что в сердце нет мышечной ткани и что оно лишь пассивно расширяется под действием втекающей в него крови.

historich.ru