Сословия в древней руси. Что такое сословие: определение, особенности и интересные факты
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Что такое сословие? Сословия Древней Руси и Российской империи. Сословия в древней руси


Сословия на Руси

На Руси, как и в других феодальных государствах, существовали различные сословия. Многие начали формироваться уже давно, а их права и обязанности менялись со временем.

Царь был самодержцем. Сначала это слово означало независимость — от татарских ханов, от константинопольского патриарха. А в XVII в. самодержавие было уже абсолютной властью в Русском централизованном государстве.

Тех, кто находился на государственной службе, называли служилыми людьми. Служилыми были и бояре, и дворяне, и простые воины, и чиновники — дьяки и подьячие.

Бояре были высшей знатью на Руси. Они владели землей — вотчиной, которую издавна передавали по наследству, от отца к сыну. И на этой земле они оставались полновластными хозяевами. Большинство из них — потомки князей, некогда правивших городами. Но в XVII в. боярство — это высший чин служилых людей по отечеству, то есть по наследству. Они были воеводами, командовали гарнизонами крепостей. Разные люди встречались среди бояр — отважные герои, талантливые полководцы, жестокие господа для крепостных, интриганы, боровшиеся за власть.

Царица, царь, боярин и боярыня

Слева на право: Царица, царь, боярин и боярыня

Дворяне тоже были служилыми по отечеству, но свою землю они получали от государства, за воинскую службу. Их владения назывались поместьями. И постепенно поместья тоже стали передаваться старшим сыновьям. Младшие дворянские сыновья сами добивались успеха оружием и умом. И точно так же полагались сами на себя служилые люди «по прибору» — так называли свободных людей из разных сословий, поступавших на государственную службу.

Дворянин, дворянка, купец

Слева на право: Дворянин, дворянка, купец

Государственные чиновники — дьяки и подьячие — обычно не имели титулов. Дьяки руководили учреждениями: небольшими — «съезжими избами» и крупными — приказами. Приказы напоминали современные министерства. Среди дьяков были очень могущественные люди, влиявшие на государственную политику. Подьячие — младшие чиновники — вели всю бумажную работу. От них зависело благополучие простых людей, и поэтому взятки здесь были обычным делом. Однако все чиновники получали жалование хлебом, деньгами, а иногда и землей.

Купцы были свободными людьми, жили в городах имели собственные дома и дворы. Самых успешных, богатых купцов, оказавших услуги государству, царь жаловал именем гостя. Гости не только могли свободно выезжать за границу, торговать с другими странами и пользоваться немалыми привилегиями, но и выполняли множество обязанностей, например закупали товары для нужд казны.

Церковь на Руси всегда пользовалась огромным влиянием. Московский патриарх обладал немалой властью. Священники были служителями Бога на земле.

Высшее духовенство, особенно служители московских соборов, жили в роскоши, носили богатые одеяния, украшенные золотом, имели множество слуг. Монастыри владели земельными угодьями, где работали крепостные крестьяне. Но простые деревенские священники зачастую были бедны и должны были платить подати, как и крестьяне.

Посадские люди занимались ремеслом и торговлей. Они считались свободными, по с 1652 г. им запрещали переходить из одного посада в другой. Среди них было немало искусных мастеров и мастериц — и кузнецов, и резчиков, и художников, и золотошвеек, и кружевниц. Все они должны были платить тягло — государственную подать.

Крепостные крестьяне не имели прав, кроме одного: в XVI в. они могли перейти к другому хозяину в Юрьев день, осенью, когда заканчивались полевые работы. Бегство было преступлением. Но у крестьянина оставалась надежда — если его не найдут и не схватят в «урочные лета», то он становится свободным. «Урочных лет», разрешенных для розыска, сначала было пять. Потом срок увеличили до 15 лет, а выход в Юрьев день отменили. В 1649 г. крестьян окончательно прикрепили к земле — теперь время поиска стало бессрочным. Поэтому крепостные в отчаянии часто бежали к казакам или в леса — к разбойникам и становились гулящими людьми. И только черносошные крестьяне, жившие в Поморье и в Сибири, оставались свободными, но платили большую подать.

_

Слева: Посадская семья. Справа: Крестьяне.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Что такое сословие? Сословия Древней Руси и Российской империи

Дом и семья 16 июля 2013

Издавна на Руси между определенными людьми, обладающими наследственными правами и обязанностями, которые были закреплены государством или традициями, существовали классовые отношения феодализма. Характерной для них была иерархия по принципу неравенства их положения и привилегий. Это и есть сословия на Руси в основном значении этого понятия. Другие определения гласят, что сословие – это люди, объединенные между собой каким-нибудь признаком или профессиональными интересами.

Князья

Теперь, когда мы с вами знаем, что такое сословие, давайте проследим социальную структуру в Древней Руси. что такое сословиеБез всякого сомнения, наивысшим сословием тогда считались князья. Впрочем, через некоторый промежуток времени к этой группе стали относить духовенство. Наверное, их причислили к высшему сословному чину из-за их земельной собственности (вотчины). Дружина на Руси также пользовалась определенными  привилегиями.

Что такое «сословие» в дружине

Дружинная организация обладала собственной иерархической лестницей. Это, так сказать, было их внутренним делением на «сословия». На самой верхней ступени иерархии находились старейшины (старейшая дружина). Это были бояре. Низшим же «сословием» была младшая дружина. Представители этой ступени именовались отроками.

Средние классы людей

В этот класс входили купцы, ремесленники, а также владельцы небольших имений. Большинство купцов были мелкими торговцами, богатые же имели возможность торговать за пределами собственного государства.

сословия в россии

Низшие классы людей

К этому социальному классу принадлежало свободное сельское население, которое было обложено данью, а также свободные горожане, называвшиеся людьми. К сожалению, мы не располагаем историческими данными, которые позволили бы нам с точностью установить пропорциональное соотношение низших классов к целостному населению.

Холопы и смерды

Несвободные слуги господ именовались холопами и челядью. Среди них особую категорию составляли так называемые смерды. Это крепостные крестьяне, которые, в свою очередь, подразделялись на три группы:

  • свободные;
  • прикрепленные;
  • несвободные.

Итак, мы рассмотрели, что такое сословие времен Древней Руси. Теперь давайте переместимся в 19 век и узнаем, какие же сословия были в императорской России.

Сословия Российской империи

Сословия в России сословия на русиэтого времени определялись Сводом законов Российской империи и разделялись на четыре главные группы:

  • духовенство;
  • дворянство;
  • горожане;
  • сельчане.

При этом горожане разделялись на подгруппы:

  • почетные;
  • купцы;
  • мастера цехов;
  • мещане;
  • мелкие собственники;
  • наемные рабочие.

Вообще, такое сословное деление было отличительным признаком дореволюционной России и Европы. В наше время формальные сословия сохранены лишь в Великобритании, поскольку в этой стране официально провозглашена монархия.

Как мы с вами уже знаем, принадлежность к определенному социальному классу всегда регулировалась наследственностью. Однако и здесь были свои исключения! Интересно, что в некоторых случаях войти в определенный класс людей (например, стать князем) можно было за особые заслуги или же просто купить титул за кругленькую сумму. Мы разобрали, что такое сословие и какие классы существовали во времена древней и императорской Руси. 

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Что такое форум в Древнем Риме и что у него общего с современными форумамиКомпьютеры Что такое форум в Древнем Риме и что у него общего с современными форумами

Многие слова, пришедшие к нам из глубокой древности, используются и сейчас, но уже в несколько ином значении. Бывает очень интересно проследить, как изменялся их смысл со временем.

Что такое урок в Древней Руси? Понятие Образование Что такое урок в Древней Руси? Понятие "уроки" в Древней Руси

Что такое урок в Древней Руси? Это понятие тесно связано с именем Ольги (ок. 920 - 969) – вдовы киевского князя Игоря, убитого в г. Искоростене древлянами.Киевский князь Игорь РюриковичЧтобы полн...

Что такое община в Древней Руси?
Образование Что такое община в Древней Руси?

Историки, исследующие, что такое община в Древней Руси, выделяют два вида таких социальных групп – городскую и сельскую. В них проживало большинство населения восточнославянского государства.Сельские общ...

Что такое лапти в Древней Руси?Образование Что такое лапти в Древней Руси?

Крестьянское население на Руси всегда было очень бедным, а жителям деревни приходилось выкручиваться в сложных ситуациях любыми способами. Поэтому вплоть до начала ХХ века самым популярным видом обуви здесь оставались...

Что такое Ареопаг в Древней Греции и почему нужно его посетить?Образование Что такое Ареопаг в Древней Греции и почему нужно его посетить?

Греция славится своими достопримечательностями, сохранившимися с античных времен. Эта страна предоставляет уникальную возможность познакомиться ближе с искусством и бытом древних греков, узнать об удивительных традици...

Что такое карвинг? Искусство древних кулинаров
Хобби Что такое карвинг? Искусство древних кулинаров

Как вы думаете, что общего между парикмахерским делом, кулинарией и лыжным спортом? Оказывается, мастера этих далеких друг от друга областей пользуются одни и тем же термином - «карвинг». И каждый из них н...

Советский и российский солист балета Вячеслав Гордеев: биография, личная жизнь, творчествоИскусство и развлечения Советский и российский солист балета Вячеслав Гордеев: биография, личная жизнь, творчество

Перечисление наград Вячеслава Михайловича Гордеева займет печатный лист, а перечень исполненных им партий и поставленных балетных миниатюр и спектаклей – еще три. Звезда мирового балета, основатель и руководител...

Что такое дизель? Принцип работы, устройство и технические характеристики дизельного двигателяАвтомобили Что такое дизель? Принцип работы, устройство и технические характеристики дизельного двигателя

Дизельные двигатели весьма распространены на легковых автомобилях. Многие модели имеют хотя бы один вариант в моторной гамме. И это без учета грузовиков, автобусов и строительной техники, где их применяют повсеместно....

Амортизаторы - это что такое в автомобиле? Принцип работы и особенности амортизаторовАвтомобили Амортизаторы - это что такое в автомобиле? Принцип работы и особенности амортизаторов

В нынешний информационный и автомобильный век любому человеку известно, что эргономичность машины во многом определяют амортизаторы. Это непременная часть подвески современного автомобиля. Как же конкурируют на авторы...

Самые дешевые квадроциклы: обзор, характеристики, производители и отзывы владельцевАвтомобили Самые дешевые квадроциклы: обзор, характеристики, производители и отзывы владельцев

В этой статье мы расскажем вам, какие дешевые квадроциклы существуют на данное время в свободном доступе. Эта информация интересует тех людей, которые решили приобрести себе такой вид транспорта, но сомневаются в выбо...

monateka.com

Сословия древней Руси

Сословие - это социальная группа, которая выделяется, исходя из принципа юридически определенных прав и обязанностей ее членов. Принадлежность к сословию является, как правило, наследственной. От последнего следует отличать класс - социальную группу, которая выделяется, исходя из фактического отношения к средствам производства - орудиям труда и предметам труда. Эти социальные группы пересекаются между собой, но не совпадают. К примеру, дворянин мог быть беднее крестьянина.

Происхождение сословий, в конечном итоге, связано с верой древнего человека в наследуемость положительных и отрицательных качеств человека. Самыми ранимыми сословиями на Руси были сословия свободных «людей» и рабов-холопов. В XII-XIII вв. в замкнутое сословие превратилось боярство, имевшее монополию на замещение высших государственных должностей. Потрясения ордынской эпохи серьезно изменили ситуацию: в XIV-XVII вв. боярский сан на Руси жаловался государем.

Сословия на Руси к началу XVI века

Сословия на Руси к началу XVI в.

Много споров вызывает вопрос о появлении и ранних этапах развития на Руси условного землевладения. Земля давалась помещикам за службу, которая начиналась с 15 лет и продолжалась пожизненно. М.Н. Тихомиров и его сторонники полагают, что предшественниками дворянства были «милостники» древнерусского времени. Прямых данных для подобного вывода нет, и этот ученый привлек данные «Законника» сербского короля Стефана Душана XIV в. Однако, в данном случае использовать этот памятник как поздний и иностранный нельзя. Первые достоверно известные поместья на Руси появляются не ранее XIV в. «Милостники» же XII-XIII вв. - это любимцы князя, которые могли происходить из различных общественных слоев, от холопов до бояр.

Ко второй трети XV в. дворянское войско, призванное заменить пришедшее в упадок народное ополчение, превращается в серьезную военно-политическую силу. Во многом именно дворяне решили исход борьбы Москвы и северных городов 1425-1452 гг. Первоначально создание условного землевладения, как это ни парадоксально звучит, серьезно не задевало интересы ни крестьянства, ни Церкви, ни бояр, поскольку в поместья, постепенно появлявшиеся на всей территории Руси, князья жаловали, в основном, пустоши или целину. Советская наука, в частности Л.В. Черепнин, говорила о Руси XV в. как о феодальном обществе. Современный исследователь Ю.В. Кривошеев определяет его как земско-самодержавное, поскольку в условиях тяжелых войн великие князья правили, опираясь на народ. В XV в. преобладало черносошное, т.е. относительно свободное крестьянство, и свободный посад. Позднее ситуация изменилась.

К середине XV в. свободной земли для поместий перестает хватать. Необходимо было либо поработить крестьян, либо отобрать земли у Церкви, которая владела на Руси третью обработанных земель. По второму пути в VIII в. во Франции пошел отец Карла Великого - Карл Мартелл. Иван III пытался решить проблему и за счет Церкви, и, в определенной степени, за счет крестьян. Однако, Церковь была очень сильна, к тому же, в условиях тяжелейших войн она помогала всем нищим и обездоленным. Эта социальная функция последней была очень важна, поскольку Россия, к тому же, - зона рискованного земледелия с частыми голодоморами. Отобрать церковные земли тогда не удалось, хотя Иван III и предлагал взамен выплачивать из казны «рогу» - содержание церковнослужителям. Даже идея о прекращении роста церковного землевладения реализовалась только в 1649 г., когда соответствующий пункт был включен в Соборное Уложение, а отобрать церковные земли смогла только Екатерина II в 1764 и 1786 гг. Серьезное же наступление государства на крестьян в условиях всенародной борьбы с сильными внешними врагами было немыслимо. Дело в том, что развитие профессионального войска всегда задерживалось на Руси грандиозным характером войн, которые она вела, и тем, что они протекали почти постоянно, поэтому народное ополчение в самых различных его формах доживает здесь до XX в. Вследствие этого закрепощение крестьян протекало здесь очень медленно. В конечном итоге Иван III решил проблему по-другому. В 1478-1482 гг. он конфисковал большинство земель 22-х семей «великих бояр» Новгородской земли. Эти земли и были розданы в поместья. Данные реформы, как и все другие, Иван III проводил под лозунгом «возвращения» старины, нередко используя элементы древней политико-правовой культуры.

Эволюция сословий на Руси в XVI-XVII веках

Эволюция сословий на Руси в XVI-XVII вв.

Эволюция форм собственности на землю на Руси X-XVII вв. заключалась в следующем. Изначальной формой собственности на землю у славян была свободная общинная земельная собственность. Она включала в себя особое отношение к Земле как к священной матери всего сущего, что являлось отголоском древних матриархальных представлений. Свободная общинная собственность являлась основой мощи народного ополчения в средневековой Руси, сохранившегося на окраинах страны вплоть до XVII и даже XVIII вв. Та же форма собственности, согласно И.Я. Фроянову и А.Ю. Дворниченко, стала экономическим фундаментом вечевой государственности домонгольского периода русской истории. Примерно с конца XIV-XV вв. на Руси, кроме окраин, где и в эти времена еще сохранялась архаика, начинает господствовать вотчинная форма собственности. Однако, в эту же эпоху довольно быстро поднимается помещичье землевладение. Далее социальное развитие страны во многом было связано с эволюцией вотчин и поместий и, разумеется, с происхождением крепостного права.

Марксистские авторы обычно воспринимали Русь XVI-XVII вв. как сословно-представительную феодальную монархию. Однако существует несколько черт, резко отличающих Русь позднего средневековья от феодальных государств Западной Европы. В классическом (французском) варианте феодализма свободных крестьян не было вообще. В «отклоняющихся» моделях последнего, например, в Англии, остается часть свободного крестьянства - около 15%. На Руси же сохраняется до 40-50% относительно свободных черносошных крестьян, ставших в первой четверти XVIII в. основой для сословия государственных крестьян, которых при Петре Великом было почти 40%. Даже в XVI в. черносошные крестьяне по-прежнему были немалой силой и, как правило, имели оружие, пусть даже невысокого качества. Не следует забывать, что на Руси легально существовала довольно значительная группа воинов-земледельцев-казаков. Отношение к ним со стороны государства все время было двойственным. С одной стороны, по своему происхождению казаки, как правило, - беглые с разных концов страны, и все это прекрасно понимали. С другой стороны, именно силами казаков во многом производилась оборона границ и освоение Сибири и Дальнего Востока, а также земель по Тереку.

Крепостное право на Руси

Крепостное право на Руси

Крепостное право, по сравнению с Западной Европой, на Руси появилось очень поздно. В советской науке сложилось представление о том, что основную роль в данном процессе сыграло именно феодальное государство. В дореволюционной историографии преобладала теория безуказного закрепощения крестьянства, которая кажется предпочтительней и многим современным ученым. Согласно последней точке зрения, крепостное право на Руси, в первую очередь, сложилось под воздействием подспудных экономических процессов. Постепенно входит в повсеместный обычай, что крестьянин, проживающий на чужой земле, платил землевладельцу подати. Кроме того, последний судил этих крестьян. Через несколько промежуточных этапов, после долгой борьбы, к концу XV в. во многих районах Руси сложился обычай перехода от одного землевладельца к другому в Юрьев день (26 ноября старого стиля). Видимо, Иван III в Судебнике 1497 г. просто зафиксировал данный обычай как традиционную дату перехода, и не более того. В XV в. крестьянин платил так называемое «пожилое», составлявшее, в разных регионах, от 1 до 4 рубля. Эту сумму средняя по своему достатку семья, если не было неурожаев, обычно могла заработать за 3-6 лет.

В 1581 г. Иван Грозный временно запретил Юрьев день, чтобы оживить экономику страны, разоренной войнами и тиранией. Однако, процесс закрепощения шел болезненно. В 1601 г. Борис Годунов вновь ввел Юрьев день. Окончательно крепостное право на Руси было установлено Соборным Уложением 1649 г. Одновременно тот же документ ввел бессрочный сыск беглых. Крепостное право привело к массе отрицательных последствий. В частности, подневольный крестьянский труд был крайне непроизводительным. Впервые его предложил отменить фаворит царевны Софьи В.В. Голицын уже в 80-х гг. XVII в. Однако, крепостное право только и могло обеспечить знать рабочей силой, поскольку природа Руси всегда благоприятствовала беглецам. Без него в изучаемое время было невозможно существование относительно сильного дворянского войска - военной опоры российской позднесредневековой государственности.

Кроме того, крепостное право остановило экономическое возвышение знати, поскольку бояре и богатые монастыри заставляли платить крестьян меньше, чем гораздо менее богатые дворяне. Они же переманивали крестьян к себе, уплачивая за них и «пожилое». Поэтому даже в XV в., особенно в его второй половине, сами крестьяне собирали средства для данного платежа нечасто. После же вступления в силу норм Царского Судебника 1550 г., серьезно повысившего размер «пожилого», очень многим крестьянам это стало уже и не под силу. Этот же Судебник впервые установил норму, согласно которой один голос знатного человека в суде становился равен двум голосам незнатных людей. До того юридический статус русской знати, кроме бояр, мало отличался от юридического статуса простого люда.

Знать на Руси вообще имела гораздо меньше значения, чем в Западной Европе. В 1556 г. было принято Уложение о службе, которое фактически являлось конфискацией боярских вотчин. Теперь и бояре, и дворяне были обязаны служить и с вотчин и с поместий одинаково. В расчет принимался не юридический статус земли, а ее количество и качество. Следует отметить, что эта норма, судя по всему, была не новацией, а лишь правовым закреплением обычая, видимо, достаточно старого. Она действовала довольно долго, примерно до середины XVII в. За неприбытие на службу или на смотр, по «Соборному Уложению» 1649 г., дворянина на первый раз били кнутом и отбирали половину поместья, а на второй раз отбирали все поместье и переводили в податное сословие.

В изучаемое время государство боролось и с местничеством. Под последним понимается система распределения чинов, исходя из знатности и должностного положения предков, без учетов способностей того или иного боярина или дворянина и воли государя. Однако, уже Иван III впервые запретил считаться с местничеством во время войны. В изучаемое время имело, правда, место освобождения владельца земли от подати и предоставления ему льгот в судебной сфере, т.е. возможности судить своих крестьян - так называемая заборонь. Однако, объем последней был гораздо уже западноевропейского иммунитета. Заборонь была близка не к иммунитету, а к византийской экскуссии. В частности, право высшей юрисдикции - право жизни и смерти - всегда принадлежало на Руси государю или его администрации, а не боярам или дворянам.

Собственность в древней Руси

Собственность в древней Руси

Очень многие парадоксы истории российской государственности рассматриваемого периода и даже последующего времени могут быть объяснены только с учетом своеобразия понимания собственности в средневековой Руси. Очень долго право на землю мыслилось только у рода, позднее - у соседской общины, а не у конкретного человека.

Подобное восприятие было частным случаем общего понимания права собственности вообще. Недра земли также считались собственностью общины. Вплоть до XIX в., а кое-где даже позже сохранялось право выкупа родовой земли, обычно в течение 40 лет после покупки, а в древности, видимо, бессрочно. С другой стороны, частной собственности в том смысле, в котором она понимается сейчас, не существовало не только у низших слоев населения, но и у бояр или у Церкви. Более того, с уверенностью следует сказать, что не было и самой идеи частной собственности. Три «классических» правомочия собственника - владения, пользования и распоряжения, - определенных еще в римском праве, весьма далеки от русской действительности Средневековья и, частично, XVIII в. В архаичном крестьянском правовом сознании ничего подобного не было и позже - в XIX и даже, кое-где, в начале XX в.

Уподобление вотчины аллоду, а поместья бенефицию во многом условно. Факты истории русского средневековья убеждают в том, что государство было вольно в собственности даже самых знатных бояр и Церкви. Только по «Жалованной грамоте дворянству» 1785 г. дворянство стало единственным сословием, свободным от произвольных сборов на казенные нужды, которые, в первую очередь, имело место в военное время. Духовенство получило подобную привилегию позже, окончательно - к концу правления Александра I, остальные сословия, фактически, - лишь после «великих реформ» Александра II в 60-70-е гг. XIX в. Во времена Екатерины Великой дворяне получили права на строевой лес, растущий в их имениях, и на недра последних. До этого все это было собственностью государя. Здесь последний заместил собой общину, становясь в вопросах, связанных с собственностью, как бы живым воплощением общества, слитого в обыденном правосознании с государством и самой государственностью.

Подобное положение дел однозначно оценить нельзя. С одной стороны, отсутствие понятия о частной собственности сковывало развитие экономики, поскольку без него нет стимула к труду и к купеческой деятельности. С другой стороны, общество с развитым институтом частной собственности, видимо, не смогло бы уцелеть в ходе тяжелейших войн, которые веками вела наша страна. В первую очередь, именно внешний фактор в русской истории обусловил слабое развитие в нашей стране элементов частной собственности как фундамента гражданского общества, поскольку они практически не совместимы с мощным военно-бюрократическим государством, а в условиях страшных и почти беспрерывных войн фактически становятся непозволительной «роскошью». Появление первых элементов частной собственности стало возможным только тогда, когда внешнеполитическое положение России значительно улучшилось. Дворянская собственность после «Жалованной грамоты дворянству» 1785 г. явно стала эволюционировать в сторону частной (буржуазной).

Особо выделим городскую политику правительства в эпоху позднего средневековья. Сословия граждан впервые обозначается во времена правления Ивана III, в Белозерской уставной грамоте 1488 г., где была установлена монополия последних на торговлю. Города на Руси долгое время были слабы. Тем не менее, посадские восстания были довольно грозными и влияли даже на политику царей. В изучаемое время правительство усиливало податное бремя на «черные сотни» посада, т.е. на свободных граждан. В ответ на это последние бежали в «белые слободы» - городские кварталы, заселенные горожанами-холопами. Они принадлежали боярам и богатейшим монастырям. В холопы горожане нередко шли добровольно, потому что несвободные люди не платили податей государству.

«Белые слободы» были постоянным противником «черных сотен», поскольку они были конкурентами в ремесленном производстве. После долгой борьбы, согласно Соборному Уложению 1649 г., царь произвел грандиозную конфискацию: отписал на себя все «белые слободы» на Руси. Ликвидация «белых слобод», как и установление крепостного права на селе, перекрыла еще один путь усиления могущества высшей знати. Однако, фактически как бы «вернув» горожанам-холопам свободу, в 1658 г. государство запретило всем посадским людям покидать свой посад, т.е. закрепостило их. Суммируя все вышесказанное, можно согласиться с дореволюционными историками, которые говорили о закрепощении всех сословий в XVI-XVII вв. и их раскрепощении в XVIII-XIX вв. Это закрепощение было вызвано тяжелейшими и почти беспрерывными войнами, а вовсе не являлось победой элиты - господствующего класса феодалов - над классом феодально-зависимых крестьян.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах сайта StranaKontrastov.ru!

Вам понравилась статья?

Поделиться статьей:

  • Ордынское нашествие

    < Назад

stranakontrastov.ru

Сословия древней Руси

Сословие - это социальная группа, которая выделяется, исходя из принципа юридически определенных прав и обязанностей ее членов. Принадлежность к сословию является, как правило, наследственной. От последнего следует отличать класс - социальную группу, которая выделяется, исходя из фактического отношения к средствам производства - орудиям труда и предметам труда. Эти социальные группы пересекаются между собой, но не совпадают. К примеру, дворянин мог быть беднее крестьянина.

Происхождение сословий, в конечном итоге, связано с верой древнего человека в наследуемость положительных и отрицательных качеств человека. Самыми ранимыми сословиями на Руси были сословия свободных «людей» и рабов-холопов. В XII-XIII вв. в замкнутое сословие превратилось боярство, имевшее монополию на замещение высших государственных должностей. Потрясения ордынской эпохи серьезно изменили ситуацию: в XIV-XVII вв. боярский сан на Руси жаловался государем.

Сословия на Руси к началу XVI века

Сословия на Руси к началу XVI в.

Много споров вызывает вопрос о появлении и ранних этапах развития на Руси условного землевладения. Земля давалась помещикам за службу, которая начиналась с 15 лет и продолжалась пожизненно. М.Н. Тихомиров и его сторонники полагают, что предшественниками дворянства были «милостники» древнерусского времени. Прямых данных для подобного вывода нет, и этот ученый привлек данные «Законника» сербского короля Стефана Душана XIV в. Однако, в данном случае использовать этот памятник как поздний и иностранный нельзя. Первые достоверно известные поместья на Руси появляются не ранее XIV в. «Милостники» же XII-XIII вв. - это любимцы князя, которые могли происходить из различных общественных слоев, от холопов до бояр.

Ко второй трети XV в. дворянское войско, призванное заменить пришедшее в упадок народное ополчение, превращается в серьезную военно-политическую силу. Во многом именно дворяне решили исход борьбы Москвы и северных городов 1425-1452 гг. Первоначально создание условного землевладения, как это ни парадоксально звучит, серьезно не задевало интересы ни крестьянства, ни Церкви, ни бояр, поскольку в поместья, постепенно появлявшиеся на всей территории Руси, князья жаловали, в основном, пустоши или целину. Советская наука, в частности Л.В. Черепнин, говорила о Руси XV в. как о феодальном обществе. Современный исследователь Ю.В. Кривошеев определяет его как земско-самодержавное, поскольку в условиях тяжелых войн великие князья правили, опираясь на народ. В XV в. преобладало черносошное, т.е. относительно свободное крестьянство, и свободный посад. Позднее ситуация изменилась.

К середине XV в. свободной земли для поместий перестает хватать. Необходимо было либо поработить крестьян, либо отобрать земли у Церкви, которая владела на Руси третью обработанных земель. По второму пути в VIII в. во Франции пошел отец Карла Великого - Карл Мартелл. Иван III пытался решить проблему и за счет Церкви, и, в определенной степени, за счет крестьян. Однако, Церковь была очень сильна, к тому же, в условиях тяжелейших войн она помогала всем нищим и обездоленным. Эта социальная функция последней была очень важна, поскольку Россия, к тому же, - зона рискованного земледелия с частыми голодоморами. Отобрать церковные земли тогда не удалось, хотя Иван III и предлагал взамен выплачивать из казны «рогу» - содержание церковнослужителям. Даже идея о прекращении роста церковного землевладения реализовалась только в 1649 г., когда соответствующий пункт был включен в Соборное Уложение, а отобрать церковные земли смогла только Екатерина II в 1764 и 1786 гг. Серьезное же наступление государства на крестьян в условиях всенародной борьбы с сильными внешними врагами было немыслимо. Дело в том, что развитие профессионального войска всегда задерживалось на Руси грандиозным характером войн, которые она вела, и тем, что они протекали почти постоянно, поэтому народное ополчение в самых различных его формах доживает здесь до XX в. Вследствие этого закрепощение крестьян протекало здесь очень медленно. В конечном итоге Иван III решил проблему по-другому. В 1478-1482 гг. он конфисковал большинство земель 22-х семей «великих бояр» Новгородской земли. Эти земли и были розданы в поместья. Данные реформы, как и все другие, Иван III проводил под лозунгом «возвращения» старины, нередко используя элементы древней политико-правовой культуры.

Эволюция сословий на Руси в XVI-XVII веках

Эволюция сословий на Руси в XVI-XVII вв.

Эволюция форм собственности на землю на Руси X-XVII вв. заключалась в следующем. Изначальной формой собственности на землю у славян была свободная общинная земельная собственность. Она включала в себя особое отношение к Земле как к священной матери всего сущего, что являлось отголоском древних матриархальных представлений. Свободная общинная собственность являлась основой мощи народного ополчения в средневековой Руси, сохранившегося на окраинах страны вплоть до XVII и даже XVIII вв. Та же форма собственности, согласно И.Я. Фроянову и А.Ю. Дворниченко, стала экономическим фундаментом вечевой государственности домонгольского периода русской истории. Примерно с конца XIV-XV вв. на Руси, кроме окраин, где и в эти времена еще сохранялась архаика, начинает господствовать вотчинная форма собственности. Однако, в эту же эпоху довольно быстро поднимается помещичье землевладение. Далее социальное развитие страны во многом было связано с эволюцией вотчин и поместий и, разумеется, с происхождением крепостного права.

Марксистские авторы обычно воспринимали Русь XVI-XVII вв. как сословно-представительную феодальную монархию. Однако существует несколько черт, резко отличающих Русь позднего средневековья от феодальных государств Западной Европы. В классическом (французском) варианте феодализма свободных крестьян не было вообще. В «отклоняющихся» моделях последнего, например, в Англии, остается часть свободного крестьянства - около 15%. На Руси же сохраняется до 40-50% относительно свободных черносошных крестьян, ставших в первой четверти XVIII в. основой для сословия государственных крестьян, которых при Петре Великом было почти 40%. Даже в XVI в. черносошные крестьяне по-прежнему были немалой силой и, как правило, имели оружие, пусть даже невысокого качества. Не следует забывать, что на Руси легально существовала довольно значительная группа воинов-земледельцев-казаков. Отношение к ним со стороны государства все время было двойственным. С одной стороны, по своему происхождению казаки, как правило, - беглые с разных концов страны, и все это прекрасно понимали. С другой стороны, именно силами казаков во многом производилась оборона границ и освоение Сибири и Дальнего Востока, а также земель по Тереку.

Крепостное право на Руси

Крепостное право на Руси

Крепостное право, по сравнению с Западной Европой, на Руси появилось очень поздно. В советской науке сложилось представление о том, что основную роль в данном процессе сыграло именно феодальное государство. В дореволюционной историографии преобладала теория безуказного закрепощения крестьянства, которая кажется предпочтительней и многим современным ученым. Согласно последней точке зрения, крепостное право на Руси, в первую очередь, сложилось под воздействием подспудных экономических процессов. Постепенно входит в повсеместный обычай, что крестьянин, проживающий на чужой земле, платил землевладельцу подати. Кроме того, последний судил этих крестьян. Через несколько промежуточных этапов, после долгой борьбы, к концу XV в. во многих районах Руси сложился обычай перехода от одного землевладельца к другому в Юрьев день (26 ноября старого стиля). Видимо, Иван III в Судебнике 1497 г. просто зафиксировал данный обычай как традиционную дату перехода, и не более того. В XV в. крестьянин платил так называемое «пожилое», составлявшее, в разных регионах, от 1 до 4 рубля. Эту сумму средняя по своему достатку семья, если не было неурожаев, обычно могла заработать за 3-6 лет.

В 1581 г. Иван Грозный временно запретил Юрьев день, чтобы оживить экономику страны, разоренной войнами и тиранией. Однако, процесс закрепощения шел болезненно. В 1601 г. Борис Годунов вновь ввел Юрьев день. Окончательно крепостное право на Руси было установлено Соборным Уложением 1649 г. Одновременно тот же документ ввел бессрочный сыск беглых. Крепостное право привело к массе отрицательных последствий. В частности, подневольный крестьянский труд был крайне непроизводительным. Впервые его предложил отменить фаворит царевны Софьи В.В. Голицын уже в 80-х гг. XVII в. Однако, крепостное право только и могло обеспечить знать рабочей силой, поскольку природа Руси всегда благоприятствовала беглецам. Без него в изучаемое время было невозможно существование относительно сильного дворянского войска - военной опоры российской позднесредневековой государственности.

Кроме того, крепостное право остановило экономическое возвышение знати, поскольку бояре и богатые монастыри заставляли платить крестьян меньше, чем гораздо менее богатые дворяне. Они же переманивали крестьян к себе, уплачивая за них и «пожилое». Поэтому даже в XV в., особенно в его второй половине, сами крестьяне собирали средства для данного платежа нечасто. После же вступления в силу норм Царского Судебника 1550 г., серьезно повысившего размер «пожилого», очень многим крестьянам это стало уже и не под силу. Этот же Судебник впервые установил норму, согласно которой один голос знатного человека в суде становился равен двум голосам незнатных людей. До того юридический статус русской знати, кроме бояр, мало отличался от юридического статуса простого люда.

Знать на Руси вообще имела гораздо меньше значения, чем в Западной Европе. В 1556 г. было принято Уложение о службе, которое фактически являлось конфискацией боярских вотчин. Теперь и бояре, и дворяне были обязаны служить и с вотчин и с поместий одинаково. В расчет принимался не юридический статус земли, а ее количество и качество. Следует отметить, что эта норма, судя по всему, была не новацией, а лишь правовым закреплением обычая, видимо, достаточно старого. Она действовала довольно долго, примерно до середины XVII в. За неприбытие на службу или на смотр, по «Соборному Уложению» 1649 г., дворянина на первый раз били кнутом и отбирали половину поместья, а на второй раз отбирали все поместье и переводили в податное сословие.

В изучаемое время государство боролось и с местничеством. Под последним понимается система распределения чинов, исходя из знатности и должностного положения предков, без учетов способностей того или иного боярина или дворянина и воли государя. Однако, уже Иван III впервые запретил считаться с местничеством во время войны. В изучаемое время имело, правда, место освобождения владельца земли от подати и предоставления ему льгот в судебной сфере, т.е. возможности судить своих крестьян - так называемая заборонь. Однако, объем последней был гораздо уже западноевропейского иммунитета. Заборонь была близка не к иммунитету, а к византийской экскуссии. В частности, право высшей юрисдикции - право жизни и смерти - всегда принадлежало на Руси государю или его администрации, а не боярам или дворянам.

Собственность в древней Руси

Собственность в древней Руси

Очень многие парадоксы истории российской государственности рассматриваемого периода и даже последующего времени могут быть объяснены только с учетом своеобразия понимания собственности в средневековой Руси. Очень долго право на землю мыслилось только у рода, позднее - у соседской общины, а не у конкретного человека.

Подобное восприятие было частным случаем общего понимания права собственности вообще. Недра земли также считались собственностью общины. Вплоть до XIX в., а кое-где даже позже сохранялось право выкупа родовой земли, обычно в течение 40 лет после покупки, а в древности, видимо, бессрочно. С другой стороны, частной собственности в том смысле, в котором она понимается сейчас, не существовало не только у низших слоев населения, но и у бояр или у Церкви. Более того, с уверенностью следует сказать, что не было и самой идеи частной собственности. Три «классических» правомочия собственника - владения, пользования и распоряжения, - определенных еще в римском праве, весьма далеки от русской действительности Средневековья и, частично, XVIII в. В архаичном крестьянском правовом сознании ничего подобного не было и позже - в XIX и даже, кое-где, в начале XX в.

Уподобление вотчины аллоду, а поместья бенефицию во многом условно. Факты истории русского средневековья убеждают в том, что государство было вольно в собственности даже самых знатных бояр и Церкви. Только по «Жалованной грамоте дворянству» 1785 г. дворянство стало единственным сословием, свободным от произвольных сборов на казенные нужды, которые, в первую очередь, имело место в военное время. Духовенство получило подобную привилегию позже, окончательно - к концу правления Александра I, остальные сословия, фактически, - лишь после «великих реформ» Александра II в 60-70-е гг. XIX в. Во времена Екатерины Великой дворяне получили права на строевой лес, растущий в их имениях, и на недра последних. До этого все это было собственностью государя. Здесь последний заместил собой общину, становясь в вопросах, связанных с собственностью, как бы живым воплощением общества, слитого в обыденном правосознании с государством и самой государственностью.

Подобное положение дел однозначно оценить нельзя. С одной стороны, отсутствие понятия о частной собственности сковывало развитие экономики, поскольку без него нет стимула к труду и к купеческой деятельности. С другой стороны, общество с развитым институтом частной собственности, видимо, не смогло бы уцелеть в ходе тяжелейших войн, которые веками вела наша страна. В первую очередь, именно внешний фактор в русской истории обусловил слабое развитие в нашей стране элементов частной собственности как фундамента гражданского общества, поскольку они практически не совместимы с мощным военно-бюрократическим государством, а в условиях страшных и почти беспрерывных войн фактически становятся непозволительной «роскошью». Появление первых элементов частной собственности стало возможным только тогда, когда внешнеполитическое положение России значительно улучшилось. Дворянская собственность после «Жалованной грамоты дворянству» 1785 г. явно стала эволюционировать в сторону частной (буржуазной).

Особо выделим городскую политику правительства в эпоху позднего средневековья. Сословия граждан впервые обозначается во времена правления Ивана III, в Белозерской уставной грамоте 1488 г., где была установлена монополия последних на торговлю. Города на Руси долгое время были слабы. Тем не менее, посадские восстания были довольно грозными и влияли даже на политику царей. В изучаемое время правительство усиливало податное бремя на «черные сотни» посада, т.е. на свободных граждан. В ответ на это последние бежали в «белые слободы» - городские кварталы, заселенные горожанами-холопами. Они принадлежали боярам и богатейшим монастырям. В холопы горожане нередко шли добровольно, потому что несвободные люди не платили податей государству.

«Белые слободы» были постоянным противником «черных сотен», поскольку они были конкурентами в ремесленном производстве. После долгой борьбы, согласно Соборному Уложению 1649 г., царь произвел грандиозную конфискацию: отписал на себя все «белые слободы» на Руси. Ликвидация «белых слобод», как и установление крепостного права на селе, перекрыла еще один путь усиления могущества высшей знати. Однако, фактически как бы «вернув» горожанам-холопам свободу, в 1658 г. государство запретило всем посадским людям покидать свой посад, т.е. закрепостило их. Суммируя все вышесказанное, можно согласиться с дореволюционными историками, которые говорили о закрепощении всех сословий в XVI-XVII вв. и их раскрепощении в XVIII-XIX вв. Это закрепощение было вызвано тяжелейшими и почти беспрерывными войнами, а вовсе не являлось победой элиты - господствующего класса феодалов - над классом феодально-зависимых крестьян.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах сайта StranaKontrastov.ru!

Вам понравилась статья?

Поделиться статьей:

  • Ордынское нашествие

    < Назад

stranakontrastov.ru

определение, особенности и интересные факты

Любое общество представляет собой классовую или сословную структуру. Это две идеальные модели, которые в настоящем времени очень сложно переплетены. При этом принято считать, что на Западе более преобладает классовая структура, а в таких странах, как Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ – сословная. Так или иначе, элементы сословного деления общества есть везде, и оно представляет собой пирамиду, в нижнем пласте которой находятся социальные низы, а верхушку венчают привилегированные высшие слои. Вероятней всего, причина этой действительности кроется в истории формирования общества и стремлении людей определенного статуса поддерживать отношения только с себе подобными. Итак, что такое сословие, и какими социальными группами оно было представлено в России?

Определение сословия

Некоторые исследователи небезосновательно считают, что на Руси до правления Петра I сословие носило понятие «собрание, сборище» и слово не использовалось, чтобы описать какую-либо группу в социальной иерархии. Но к концу XVIII века термин «сословие» приобретает новое ,и его начинают отождествлять с социальными общностями, которые имели определенные права и обязанности, закрепленные на законодательном уровне.

Для сословного общества любой эпохи всегда характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий: господствующая категория людей, полупривилегированные и податные. Другими словами, каждый индивидуум находился в строгой зависимости от своей сословной принадлежности. Именно она определяла кодекс поведения, окружение человека, его род занятий, а порой прическу и одежду, которую допускалось носить. Зачастую представленные нормы, правила и требования были такими, что сословие представлялось беспросветной тюрьмой, откуда вырваться практически было невозможно.

сословия древнего Рима

Сословия древних цивилизаций

Значимую часть своей истории человечество прожило в сословной системе, которая была типична и для всех стран древности. Например, общество Древнего Китая выделялось достаточно сложной структурой. В него входили следующие сословия: представители императорской семьи и аристократии, многочисленное чиновничество (это было открытое сословие и в него могли попасть и горожане, и крестьяне), ученые, земледельцы. Что интересно, в отличие от других государств, рабство в Древнем Китае не получило развития.

В одной из самых древних цивилизаций – Египте, история также определяет несколько сословий. Самые важные по значимости были вельможи (приближенные к фараону), затем жрецы, царские люди, земледельцы и ремесленники, рабы. Была еще одна особая группа людей – писцы, они говорили от имени фараона.

У жителей Древнего Рима, величайшего государства античности, общество представлялось такими сословиями, как: нобилитет, патриции (привилегированная знать), всадники, плебеи (свободное население), крестьяне и ремесленники, бесправные рабы. Часто встречалось, что права и обязанности некоторых сословий были неотделимы. Например, для гражданина Афин или Рима прохождение службы в войске являлось одновременно и правом и обязанностью.

средневековый рыцарь

Сословная структура средневекового общества

Современное общество многолико, и четких разграничений по сословиям не имеет, но так было не всегда. В средневековом западном обществе сословная структура смогла приобрести четкие контуры только к XI веку. В результате выделились три основных сословия: духовенство, рыцарство и горожане. С крестьянством положение определялось не так однозначно. Свободных крестьян относили к третьему сословию, а зависимые оставались вне сословий и без всяких прав.

Первоначально сословия были открытыми, например, в духовенство могли пойти младшие сыновья рыцарских семей или сословие рыцарства пополнялось свободными крестьянами. Но к XV веку сословия становятся все более замкнутыми и приобретают сложное иерархическое устройство. Так например, в городах было три уровня гражданства и всю полноту прав и привилегий имели только горожане первого уровня, они же и занимали высокие посты.

сословия на Руси

Сословия в России

Процесс становления социальных групп в Российском государстве шел постепенно и утвердился только к 1649 году в Соборном уложении. Надо заметить, что общество России отличалось своей изменчивостью и подвижностью, оно несколько раз делилось и переиначивалось. Таким образом, иерархия основных сословий в 17 веке была следующей: феодалы (бояре и дворяне), духовенство, посадское и городское население (купцы, ремесленники), крестьяне.

Гражданская война на рубеже XVI и XVII веков дала начало эпохе сильных социальных потрясений. Это были последствия возросших сословных неравенств, когда произошло окончательное закрепощение крестьян. Возникшая разница между процветающей верхушкой и бедственным положением низов вылилась в череду народных восстаний.

дети дворян

Принадлежность по праву рождения

Положение определенных гражданских групп в государственной иерархии, а также их права, привилегии и обязанности утверждались законами и подкреплялись религиозной догмой. Чем выше было сословие по социальной лестнице, тем большими правами оно обладало. При этом внутри каждого сословия определялось множество уровней, рангов, слоев. Принадлежность к тому или иному сословию автоматически определялась по праву рождения. Таким образом, установленные барьеры между гражданскими группами были довольно строгими.

Высшие сословия зачастую обладали своими социальными символами и знаками. Это могли быть титулы, звания, флаги, гербы, мундиры, ордена. У низших сословий тоже была своя символика. И обычно вопросов не возникало, к какому сословию принадлежит человек, это было очевидно.

бурлаки на Волге. Репин

Российская империя XIX век

К XIX веку большая часть европейских государств отказалась от четкого деления социальных групп, границы стали более расплывчатыми. Россия в этом плане значительно отставала от развитых держав, ее жесткие сословные традиции продолжали существовать еще какое-то время. Даже отмена крепостного права не ослабила возрастающие межсословные противоречия, хотя немного улучшила положение крестьян. Задавленное непомерными платежами, оно так и не смогло подняться из нужды. Привилегированные сословия в России еще долго удерживали доминирующие позиции в обществе.

Чем отличается класс от сословия

На первый взгляд значение терминов «класс» и «сословие» очень похожи: оба определения означают социальную группу людей, которые объединены по какому-либо признаку. Но вот в этом и заключается разница. При классовом делении общества люди разделяются по роду занятий и уровню доходов, но перед законом будут все равны. При сословном обществе люди делятся в зависимости от уровня доступных им прав и привилегий и имеют далеко не равные позиции перед законом.

Между классами допускается перемещение: человек из фермерской семьи запросто может стать врачом или юристом. Границы же сословий такие, что перемещение между ними - значительная редкость, простому крестьянину вельможей никак не стать. Считается, что классовое деление общества – это своего рода эволюция сословий, которую невозможно было миновать при общем развитии политических и правовых систем государства, развитии производства и денежно-кредитных отношений.

сословная структура

Интересные факты

В средневековом европейском обществе духовенство имело все лидирующие позиции, это объяснялось тем, что для человека той эпохи самым главным являлись отношения с Богом.

Уровень жизни горожан и крестьян на Руси до введения крепостного права был значительно лучше, нежели в государствах Западной и Южной Европы. Гардероб крестьян и холопов мог похвастать рубахами, украшенными жемчугом и золотом. Следовательно, права и привилегии были такими, что сословие вполне могло процветать.

Когда в Европе появились прививки от оспы, Екатерина II пригласила английского врача, чтобы привить себя первой, тем самым подав пример поданным. Донором выступил крестьянский мальчик Александр Марков, которого впоследствии произвели в дворянский чин.

В Испании королевская семья и высшие сословия вели свою родословную от вестготов. В отличие от смуглых простолюдинов, которые смешались с маврами, они имели очень бледную кожу с сильно выделяющимися венами. Отсюда пошло выражение «голубая кровь».

fb.ru

Касты и сословия Славяно-Ариев

Касты и сословия Древней Руси

Там, где живет порядок, там и счастье живо, а там, где хаос перемешал и перевернул все вверх дном — там мгла да уныние. Эта простая истина известна человечеству с давних времен и занимала одно из основных мест в жизни древних.

Во всем был важен порядок: порядок в мыслях, порядок в одежде и внешнем виде, порядок в семье, в Роду, в Державе. Этому придерживались все, все порядочные люди, все от мала и до велика знали свое место, ведали свой путь и играли свою неповторимую роль.

Эта роль напрямую зависела от Родовой принадлежности, от ремесла, которое передавалось от отца к сыну, от деда в внуку, от матери к дочери и так далее. Каждый из видов ремесел принадлежал к определенной Варне или Касте, к одному из основных сословий, которое само по себе являлось хранителем порядка и вектором движения всех членов семьи.

Касты, варны в Индии

Вообще вся Ведическая культура полна примеров подобного упорядочивания народных сословий. К примеру, можно взять Индусскую систему устройства общества, разделенную на четыре основных Варны. Это Шудры, Вайшьи, Кшатрии и Браманы. Основой такого общества являлись Браманы — это Каста Жрецов и священнослужителей. Далее следовали Кшатрии — воины и правители. За ними шли Вайшьи — это труженики и земледельцы. И замыкают круг Шудры, являющиеся слугами и наемными рабочими.

Шудры — стопы Вселенной, база всего человечества. Человек, который работает руками и телом; развлекает, помогает, заботится, выполняет ясные и четкие задания; рабочий, слуга. У таких людей мягкое сердце, они хотят всем помочь. Их нужно опекать, показывать свою любовь, часто хвалить. Когда Шудра принимает и развивает свою природу, а не пытается, ломая себя, быть кем-то другим, все три вышестоящие варны автоматически начинают заботиться о нем.

Вайшьи — живот Вселенной, материальная составляющая Мира. Торговец, снабженец: дает необходимое человечеству, зарабатывая на этом деньги. Вайшьи очень ценят красоту: все должно быть идеально и эстетично. Также любят землю, но не возделывать её своими руками, а облагораживать с помощью Шудр. Могут приврать с целью увеличения прибыли. Самый благостный Вайшья тот, который видит проблему другого человека и решает её с выгодой для него и себя.

Кшатрий — руки Вселенной. Воины, правители, организаторы, защитники, администраторы; наводят порядок, следят за миром. Справедливые, любят спорить, инициативные, борются за идеализм, вдохновляют людей и ведут за собой, являются примером для остальных. Живут по вдохновению, но если занимаются не своей деятельностью, то быстро опускают руки и впадают в состояние апатии. Кшатрии правдивы, не умеют врать, если пытаются обмануть, это сразу бросается в глаза.

Браман — голова Вселенной. Занимаются развитием всех аспектов жизни: материальных и духовных. У этой варны самая высокая ответственность за собственное развитие и развитие общества. Это учителя, ученые, а не просто священнослужители, которые идут духовным путем. Личности, созданные передавать знания. По природе у них нет привязанности к деньгам, и они не чувствуют от этого удовлетворения. Браманам нужно своё пространство для уединения. Со стороны кажется, что они превозносят себя над другими, но это не так. Высшая степень реализации Брамана – становиться на уровень каждого, с кем он общается.

Если человек в одной варне достигает совершенства — он может перейти в следующую, начав с Шудры, может достигнуть Брамана. Важно принять свою природу и развиваться, исходя из нее. Все варны разносторонние, нет лучших или худших. Когда мы не занимаемся тем, к чему предрасположены, картина Мира искажается, наше истинное место пустует, а чуждая деятельность не приносит нам счастья.

Основная особенность такого порядка, заключалась в следовании своей Варне, а так же в заключении семейных союзов согласно своей классовой принадлежности. Смешение сословий означало вырождение Родовых особенностей, разлад и постепенный упадок всего общественного устройства. Конечно это не говорит о том что естественный Духовный рост был не возможен, а соответственно и переход в более высшую Варну. Как раз наоборот. Когда семья гармонично устроена и все её составляющие созвучны, она движется и развивается, постепенно приближаясь и «обрастая» особенностями более высшего сословия.

Касты и сословия Славяно-Ариев

Дваждырожденные. Человек рождается сначала физически, а потом духовно. Первое рождение мы все проходим естественно, покидая материнскую утробу. Второе рождение человек получает от духовного учителя, который открывает вторую природу человека, его духовную личность, где происходит осознание себя не только телом, но и вечной душой. При материальном рождении тела, законы материально мира распознаются автоматически самим телом, находясь в окружающей среде, а вот, чтобы обрести опыт духовного рождения и познания законов нематериальной Вселенной, потребуется наставник, учитель, который откроет путь к духовному самопознанию и великим знаниям. Чтобы постигнуть этот образ, часто приводят пример птицы, которая сначала появляется в этом мире в форме яйца — это материальное рождение, а вылупиться из яйца — это обрести духовное рождение.

Касты и сословия Славяно-Ариев

Касты (варны) и сословия Древней Руси

Древняя Русь имела аналогичное устройство Славянского общества. Перечислим и рассмотрим в отдельности Касты и сословия Славянской общины.

Смерды — это труженики, способные добросовестно выполнять тяжёлую физическую работу, не требующую высокой квалификации. Труженикам присуще желание трудиться и помогать в общине вышестоящим сословиям в меру своей ответственности.

Веси — это созидатели материального благополучия. В их натруженных «золотых» руках рождаются удивительные вещи, закаляется сталь, строятся терема и хоромы, заготавливается провизия и многое другое. Веси присуще все то, что связанно с материальным достатком и разумным распределением этого богатства, и этому они посвящают всю свою жизнь.

Воины — это защитники Родины, смысл жизни которых защищать, оборонять и давать отпор ворогу лютому. Благодаря нашим Славным Витязям, Русь одержала множество Великих Побед, а эти бесстрашные Воины хоть костьми ложились в Землю, но все равно продолжали вечный бой. Витязи были подобны огню, они горели и пылали в постоянных страстях, им присуще желание упорядочить дела в государстве и поддерживать справедливость.

Волхвы — это мудрейшие люди, познавшие многое, они знают все и обо всем, это «живые библиотеки», которые способны рассказать «что, почему и как» и каждому дать совет. Эти учёные люди были хранителями знаний и священных писаний нашего народа. Волхвы напрямую взаимодействовали с тонким планом, и сфера их деятельности уходила далеко за пределы Явного мира, одновременно охватывая Правь, Навь и Явь.

К счастью все сословия Древней Руси сохранились до сей поры и даже более того, сейчас начало времени их рассвета и пробуждения в генетической памяти Славянского народа. Конечно, Касты Воинов или Волхвов не так ярко проявлены в современном обществе, как например Веси или Смерды и на то есть свои причины, ведь многие годы мы жили в Ночи Сварога. Но сегодня высшие качества Славянского Духа вновь набирают силу и, живительные соки Правды наполняют расцветающие сословия, питая их изначальным Светом Рода.

Сегодня самое благоприятное время для Духовного развития и перехода в более высшие сословия, так как современное окружение и темп получаемого опыта довольно высок. Да и потребность народных масс в качественном пробуждении тоже довольно высока. Пришла пора навести порядок внутри себя, обрести свой путь, раскрыть память Рода и понимание своей роли, своей Касты.

Пришла пора наполнить наш Явный мир красотой, достатком и процветанием. Пора защитить свою Землю и сохранить ее для наших потомков. Настало время Ведать и быть Мудрыми. Обрести свой путь и Родовую связь, и по праву занять своё место. Нам пора открыть тайны волшебства и настроится на счастливую сказочную жизнь, вбирая в себя силу Сварожьего Рассвета. Пришла пора нести этот Свет, быть его проводниками и со временем стать этим Светом.

И когда мы найдем свое сказочное место и наши порядки обретут успех, тогда зазвенит Русь, загудит подобно гуслям звоном малиновым. Каждой струной на этих волшебных гуслях будет сословие, а их умелое взаимодействие будет рождать божественные аккорды Рода Земного. И тогда придет к нам счастье и постучится оно с радостью в наши двери, и жить на Руси мы будем в гармонии!

Просмотры: 1 024

veles.site

Статус жреческого сословия Древней Руси

Одним из наименее изученных сословий Древней Руси является жреческое. При этом другие социальные категории населения изучены достаточно глубоко. В чем причина такого отношения к этому сословию? Прежде всего, в недостатке письменных памятников. Отечественные летописи крайне скудно освещают эту категорию. И это понятно. Для летописца-христианина жрец-волхв был представителем враждебного православной церкви мира и мировоззрения, с которым необходимо было вести непримиримую борьбу. Тем более что в домонгольский период волхвы нередко становились вождями антихристианского сопротивления. Именно поэтому наши письменные памятники так скупы на описание священнослужителей дохристианской религии.

Такое состояние письменных памятников привело к тому, что долгое время отечественная историография отрицала вообще наличие жреческого сословия в дохристианской Руси. Н. И. Костомаров писал: «Русское язычество не имело строго выработанного религиозного ритуала и вместе с тем не имело жрецов». Эту точку зрения разделял В. О. Ключевский: «Общественное богослужение еще не установилось <.> Незаметно ни храмов, ни жреческого класса; но были отдельные волхвы, кудесники». Того же мнения придерживались К. М. Гальковский и А. В. Карташев: «Русское язычество не имело строго выработанного ритуала и вместе с тем не имело жрецов», «Жрецов почти не существовало».

В то же время у западных славян жреческое сословие изучено довольно детально. И это не случайное стечение обстоятельств. Христианизация западных славян проводилась насильственно и явилась результатом длительных и кровавых войн. Войска завоевателей сопровождали многочисленные миссионеры, которые не только разрушали славянские святилища и храмы, но и оставили после себя подробное и детальное описание религиозных культов. Полнее всего религиозная и политическая роль жреческого сословия описана у балтийских славян ХI-ХII вв. В особенности интересны свидетельства католических писателей XII в. Саксона Грамматика и Гельмонда, на основании которых Д. Гильфердинг пришел к выводу о теократической форме правления у лютичей и бодричей. «Жрецы имели значение особого, строго отделенного от народа сословия. Они совершали в святилищах всенародные моления и те гадания, по которым узнавалась воля богов. Они пользовались особым почетом и богатством, распоряжались и доходами поместий, принадлежавших храмам, и обильными приношениями поклонников. Земная власть, принадлежавшая Святовиту, находилась, разумеется, в руках жреца. Жрец был настоящим повелителем и властелином ранского племени. Жрец почитается более чем князь».

Итак, у западных славян «жрец почитается более чем князь» и «строго отделен от народа», что указывает не только на теократическую форму правления, но и наличие обособленного жреческого сословия. В этом нет ничего удивительного, такая структура характерна для всех индоевропейских народов на определенном уровне развития.

Балтские и восточные славяне IX-XI вв. находились примерно на одном уровне социально-экономического и политического развития. И уже один этот факт должен был внести определенные сомнения у дореволюционных историков по поводу выводов об отсутствии жреческого сословия у восточных славян накануне принятия христианства.

Этот ошибочный стереотип был преодолен советской историографией. Основой для этого послужила более широкая историковедческая база, расширившаяся за счет иностранных, прежде всего восточных авторов и археологических памятников, открытых во второй половине XX в.

В этот период были открыты крупные храмовые комплексы в урочище Перынь под Новгородом, в Киеве, в Медоборах в бассейне реки Збруч. Исследователи комплекса в Медоборах Русанова и Тимощук сделали вывод о том, что «жизнь огромного культового центра на Збруче, состоявшего из трех святилищ, могильника и окружающих поселений, требовала специальных руководителей, которыми могли быть только жрецы. Без служителей культа невозможно было создать большие святилища со сложной планировкой и разнообразными культовыми сооружениями, выполнявшими различные функции. Профессиональные служители культа - особое сословие, отделенное от основной массы язычников».

О наличии обособленного и влиятельного сословия жрецов в дохристианской Руси писал академик Б. А. Рыбаков. Исследуя структуру древнерусского жреческого сословия, Б. А. Рыбаков выделил следующие разряды «людей, причастных к языческому культу:

Мужчины Женщины
Волхвы Хранильники Волхвы
Волшебники Потворники Ведьмы
Облапрогонители Кощунники Чародейки
Жрецы Баяны Чаровницы
Ведуны Кудесники Обавницы
Чародеи Кобники Наузницы
Чаровники Потворы.

По всей вероятности, у каждого языческого храма был свой постоянный жрец и служители, так сказать, притч. Круг их обязанностей нам неизвестен, но следует допустить, что они заботились об отборе жертвенных животных, содержали, собирали и хранили приносимые в святилище дары, оповещали народ о приближении того или иного празднества»8.

В этом примерном перечне профессиональных обязанностей жреческого сословия упущена одна из самых важных, кроме «отбора жертвенных животных», - человеческое жертвоприношение. О том, что оно имело место, свидетельствует известное летописное свидетельство о жертвоприношении юноши-варяга в Киеве в 983 г. Выбор жертвы осуществлялся жребием. «И сказали старцы и бояре: Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, и зарежем в жертву богам».

В перечень волхвов-женщин необходимо внести весьма важную «специальность», которую подробно описал Ибн-Фадлан. Это женщина, в обязанности которой входило умерщвление одной из жен умершего руса. «И она (жена) сняла два браслета, бывшие на ней, и отдала их оба той женщине-старухе, называемой ангел смерти, которая ее убьет».

Перечень жреческих «профессий», предложенный академиком Б. А. Рыбаковым, представляется слишком детализированным и аморфным. Очевидно, что древнерусские волхвы подразделялись на две категории:

I   - низшая. Это всевозможные гадатели на бытовые темы, кощунники, потворники, чаровники, волшебники-колдуны бытового уровня и т. д.;

II  - высшая. Это жрецы, то есть волхвы, имеющие право совершать жертвоприношения от животных до человеческих. Они совершали гадания, по которым определялась судьба народа, они же следили за правильностью совершения обрядов, ритуалов, произношения молитв, а также соблюдения иконографических, храмовых и мифологических традиций. (Очевидно, к этой категории принадлежали Боян и автор «Слова о полку Игореве.»)

К высшей категории принадлежала женщина-ангел смерти. Ее помощниц можно отнести к низшему разряду - потворниц, чаровниц, так как в их обязанности входило в течение всего подготовительного периода находится рядом с девушкой, пожелавшей добровольно умереть со своим господином. «Итак, ее поручили двум девушкам, чтобы они охраняли ее и были с нею, куда бы она ни пошла, настолько, что они иногда (даже) мыли ей ноги своими руками. А девушка каждый день пила и пела, веселясь и радуясь будущему». И в этом ей помогали обе помощницы, в обязанности которых входило потворствовать ей в ее последних желаниях.

О наличии в дохристианской Руси обособленного и влиятельного жреческого сословия свидетельствует киевский цикл былинного эпоса, в котором сохранились наиболее архаичные сюжеты, вернее части этих древнейших сюжетов. В то же время ограниченность объема статьи не позволяет подробно осветить историографию, существующую по проблеме древнерусского эпоса.

Важную информацию о происхождении и социальном статусе жреческого сословия содержит былина о Волхе Всеславиче. Имя главного героя былины Волх - Волхв указывает на его принадлежность к жреческому сословию. Былина, как уже отмечалось выше, «принадлежит к числу древнейших <...> Она, как целое, сложилась задолго до образования Киевского государства. По своему замыслу она чужда новой киевской эпохе». Опираясь на этот вывод известного ученого, мы можем использовать ее для определения социального статуса жречества в интересующую нас эпоху.

Рождение Волха, каким оно описывается в былине, возвращает нас к древнейшим первобытным мифам. Мать будущего героя зачинает от змея, на которого она неосторожно наступила, спускаясь с камня. Змей в этом эпизоде не представитель враждебной человеку силы, с которой борются многочисленные мифические и былинные герои, а родоначальник героя. Волх рождается с восходом солнца или луны, его рождение возвещается громом, сотрясением земли и волнением моря.

Но успеха как охотник и как воин он достигает благодаря своей способности к оборотничеству и волхованию. Обернувшись соколом, Волх обезоруживает своего врага, с помощью магии помогает своей дружине преодолеть неприступные стены вражеской крепости и, захватив ее, устраивает в ней погром. Завоевателям достается богатая добыча, в том числе молодые женщины, которых он выдает замуж за своих дружинников. Но особое впечатление производит добыча в виде огромных табунов коней и стад коров, таких, что каждому дружиннику достается по сто тысяч голов.

Пропп считал, что «древнейшая основа песни о походе Волха - песня о набеге первоначально в поисках охотничьих угодий, позднее в целях угона скота. Набег носит хищнический характер». И этот хищнический набег совершается под предводительством верховного волхва (жреца), который одновременно выполняет функции князя.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что волхвы вели свою родословную от мифического змея и женщины благородного происхождения. Мать давала им право на принадлежность к правящему сословию, змей - передавал мистические способности, которыми в полной мере владел и былинный Волх Всеславич.

В былине показан образ жреца-воина, что сближает его со жрецами балтских славян. Почему жреца-воина, а не наоборот? Волх в походе одерживает победы не благодаря своим богатырским качествам, какими он несомненно обладал, а благодаря своим магическим способностям. То есть жреческое начало показано в былине как главное, основное качество героя. Если бы в былине был показан князь-жрец, то сказители обязательно рассказали бы о его богатырских подвигах, но этого в былине нет.

Таким образом, в былине описаны времена, когда в Древней Руси господствовала теократическая форма правления, в которой жрец совмещал функции князя.

Имя былинного героя Волх - Волхв сближает его с известным восточнославянским богом Волосом - Велесом, известным по летописям как «скотий бог». Судя по тому, что им клялись при заключении международных договоров, он занимал очень высокое социальное положение в иерархии древнерусских богов. В вышеупомянутых договорах русские князья и члены делегации клянутся Богом, которого можно определить как Бога-творца. Перун считается покровителем княжеско- дружинного сословия. А кого в этом случае представлял Волос - Велес? Конечно же, жрецов. Таким образом, два высших (правящих) сословия древнерусского общества были представлены своими сакральными покровителями, а заодно и гарантами соблюдения договоров.

Академик Б. А. Рыбаков писал: «Думаю, что можно считать несомненным участие волхвов в грандиозных ежегодных экспедициях русской торговой эскадры, корабли для которой готовились в Новгороде, Смоленске, Чернигове и Любече. Когда весь караван судов, пробившись сквозь печенежский заслон, благополучно проходил через Пороги, то на острове Хортица по словам Константина Багрянородного, совершался благодарственный языческий молебен. Трудно представить себе тысячную толпу руссов, которая обходилась бы при выполнении такой религиозной церемонии без руководителей - волхвов, знающих как обращаться к Перуну или Волосу. Без участия волхвов и волхвов высшего разряда мы не можем представить себе торжественное заключение договоров русскими послами в Царьграде.».

Но почему Волос-Велес не попал в Киевский Пантеон?

Проведенный сравнительный анализ функциональности Волоса-Велеса привел к выводу, что «в древнерусском Волосе-Велесе воплотились основные черты ведического Рудры. Тогда становится понятным, почему он оказался за пределами общегосударственного храма. Рудра - бог “лунарного” цикла, олицетворяющий идею смерти и возрождения, и в силу этого ему не нашлось места среди верховных богов “солярного” цикла - Перуна - Дажъбога - Хорса. Но его капище оставалось в Киеве на Подоле вплоть до принятия христианства».

Если былина о Волхе раскрывает происхождение и подвиги мужчины-жреца, то былина о Михаиле Потыке показывает нам могущество жрицы.

Это одна из наиболее распространенных и популярных древнерусских былин, получивших противоречивую оценку у отечественных исследователей древнерусского эпоса. В этой былине нас интересует образ её главной героини, невесты и жены былинного героя Михаила Потыки, Авдотьи Михайловны. Имена героев не имеют отношения к сюжету, они явно христианские и значит более позднего происхождения, чем сам сюжет. На архаичность сюжета указывает одно обстоятельство, являющееся важнейшей частью всей былины, - похороны обоих героев, ставших незадолго до этого супругами. Это не обычные похороны по христианскому обряду двух умерших одновременно супругов. Иван Потыка добровольно, узнав о смерти своей жены, отправляется за своей супругой в мир иной. Он велит похоронить себя в одной с ней могиле. Обряд совместного захоронения супругов был обычным явлением среди восточных славян до принятия христианства, но у восточных славян жена добровольно следовала за своим мужем. В былине не жена, а муж добровольно следует за своей умершей супругой. Такое высокое социальное положение женщины мы находим только у сарматских племен. Среди них часто встречались женщины, выполняющие одновременно жреческие и княжеские функции.

Таким образом, былина прямо указывает на очень тесные контакты между сарматами и восточными славянами задолго до образования древнерусского государства. После похорон, уже в могиле, проявляются колдовские способности супруги Михаила Потыка. Более того, в самой былине она называется бессмертной, что также указывает на её связь со сверхъестественными силами. В подземелье умершая супруга превращается в змею, которая хочет убить русского богатыря. Но Михаил Потыка одерживает победу в схватке со змеей, и она вновь принимает облик возлюбленной супруги богатыря. Однако на этом приключения Михаила Потыки не прекращается. Последующие события лишь подтверждают колдовские способности его супруги.

И еще одна очень важная особенность древнерусского сословия жрецов, о которой нам рассказывают былины, - это кровосмесительные связи. В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Соловей-разбойник предстает перед нами в разных обличьях: человеческом, зверином и птичьем. А это, как известно, одна из главных отличительных черт древнерусских волхвов. Сразив и связав врага, Илья Муромец приезжает к его дому. Здесь он знакомится с семьей Соловья, которая очень многочисленна, и в ней господствуют кровосмесительные отношения. На вопрос Ильи: «Что это у тя дети все на един лик?» - Соловей отвечает:

«Я то сына-то выращу, за него дочь отдам,

Дочь-то выращу, отдам за сына,

Чтобы Соловьиный род не переводился».

Кровнородственные браки были распространены в жреческой среде многих языческих религий, в том числе и среди иранских магов, последователей пророка Заратуштры (Сам великий пророк был женат на своей сестре).

Итак, былинный эпос дает нам сведения о происхождении жреческого сословия, о его социальном статусе, о магической силе и о брачно-семейных отношениях (в их семьях сохранились и разрешались кровосмесительные браки). Женщины занимали равное положение с мужчинами. По крайней мере, брачные договора заключались на равных условиях. Жреческое сословие было четко структурировано по вертикале, и в него входили как мужчины, так и женщины. Причем женщины-жрицы занимали очень высокое положение и могли руководить сложными обрядами. Все это говорит о высоком социальном статусе жреческого сословия.

Если существование обособленного жреческого сословия и его высокий социальный статус можно считать доказанным, то вопрос о политической роли древнерусских жрецов по-прежнему вызывает дискуссии. И связано это все с той же причиной - ограниченностью информации о них в отечественных письменных источниках и предвзятостью летописцев-христиан. Но письменные источники, принадлежащие восточным авторам, дают нам более объективную картину в этом вопросе.

Гардизи: «Есть у них знахари, власть которых распространяется на их царей».

Ибн-Руст: «Есть у них (руссов) знахари, из которых иные повелевают царем, как будто бы они их (руссов) начальники. Случается, что они приказывают принести жертву творцу их тем, чем пожелают: женщинами, мужчинами, лошадьми. И если знахари приказывают, то не исполнить их приказание никак невозможно».

Из этих коротких, но емких по информации описаний политической роли древнерусского знахаря-волхва можно сделать следующий вывод: у восточных славян (русов) так же, как у их западных соседей, существовала теократическая форма правления, по крайней мере, в IX - начале X в. ее признаки были описаны Ибн-Рустом и Гардизи.

Подобное отношение верховного жреца и князя (царя) мы находим у северо-западных соседей восточных славян - балтских славян. «От Поморян и других соплеменников своих Ране отличались преобладанием религиозной стихии во всем общественном строе: все их учреждения основывались на поклонении божествам и вся мысль, вся воля народа было в руках жреца. Самый князь Ранский получил религиозное значение и, осененный покровительством богов, возвысился над всеми прочими князьями Балтийскими». Несмотря на столь высокое положение среди балтских князей, «он вполне зависел от жреца, который объявлял волю богов; царь был только исполнитель этой воли, и даже на войне вел войско, куда жрец, погадав, приказывал». Итак, у руссов и Ранов жрецы повелевают князьями.



biofile.ru