Сообщение о древних мореплавателях. Учебное пособие Конспект лекций по дисциплине «История мореплавания»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Лекция 1. Мореплавание в древний период. Сообщение о древних мореплавателях


История мореплавания

История мореплавания, а с ней и история паруса уходит в далекое прошлое. Настолько далекое, что уже не представляется возможным выяснить, кто же на самом деле первым изобрел парус. Первоначально паруса были лишь вспомогательным движителем судна, но постепенно, с развитием паруса и совершенствованием кораблевождения он занял главное место, а затем полностью вытеснил гребной движитель (весла). Мы будем рассматривать лишь корабли, которые представлены в игре «Корсары», то есть парусники периода XV — XVIII веков . Но для того, чтобы увидеть откуда они появились вернемся немного назад.

Одним из родоначальников грозных парусников XV — XIХ веков является неф. Этот тип корабля большое распространение получил в конце XIII-го века в Европе, хотя его история восходит еще к более ранним временам , приблизительно к эпохе поздней Римской Империи. Существуют различные толкования этого слова. Скорее всего оно французского происхождения. Приблизительно корабль выглядел так: длина с надстройками около 40 м.; полная высота корпуса (от киля до верхней палубы надстроек) около 12 м.; ширина — 12,5 м.; осадка -3,7 м.; водоизмещение около 500 тонн. Борта были прямыми, так что все палубы имели одинаковую ширину. В кормовой части нефа были установлены два (по обоим бортам) коротких с широкими лопастями весел, которые служили рулями. На нефах устанавливались две однодревковые мачты с прямыми парусами. Таким был неф конца XIII — средины XV веков В конце XV в замен одинаковых заокругленых носа и кормы в нефах появляется плоская кормовая оконечность в надводной части. Вместо рулевых весел устанавливали руль, что значительно улучшило управляемость и маневренность. Борта, начиная от ватерлинии, круто загибались во внутрь, в результате верхняя палуба стала почти в два раза уже наибольшей ширины судна. Это затрудняло действия противника при абордаже. Корабли этой эпохи длинные, узкие, с высокими бортами и малой осадкой, и соответственно с малым запасом устойчивости. Мореходные качества этих кораблей позволяли их использовать преимущественно в летний сезон.

Следующей ступенью в истории мореплавания стали каравеллы. Они известны, как первые корабли, которые пересекли Атлантику. С XV столетия каравеллы были прочными, с хорошими мореходными качествами однопалубными судами. Они были невелики (20 — 30 м.), но имели 4 мачты. На передней мачте был установлен четырехугольный парус, сверху его второй, прямоугольный- марсель. На остальных мачтах было латинское парусное вооружение. С такой оснасткой каравеллы могли ходить при всех ветрах и легко менять курс. Скорость каравелл доходила до 14-15 узлов.

Другим характерным типом корабля была каракка — парусное судно пользовавшееся большой известностью в XV — XVI столетиях. Предположительно конструкция каракки принадлежит португальцам, хотя корабли такой конструкции строились и в Венеции. Каракки знамениты еще и тем, что именно суда этого типа начали строить с большим водоизмещением (до 2 тысяч тонн). Одно из таких суден было построено в 1592 г. Оно имело водоизмещение 1600 тонн, полезную грузоподъемность 900 тонн, длину 50 м., ширину 14,3 м., высоту грот-мачты 37 м. Корабль мог принять на борт до 700 человек.

Дальнейшее развитие кораблестроительной науки привело к созданию галеона. Это название, происходящее от галеры получили корабли, более длинные, чем нефы и отличающиеся лучшими ходовыми качествами, особенно при боковых ветрах. Галеоны строили с тремя -семью палубами Получили наибольшее распространение в испанском флоте. Один из испанских галеонов водоизмещением 1600 тонн, имел длину 54 м., ширину 14,5 м. и осадку около 10 м. Высокий борт оканчивался большим завалом во внутрь, как у нефов. Как правило галеоны обладали высокой тонажностью, но очень низкой маневренностью и как следствие — плохими мореходными качествами. Очень широко использовались испанцами для перевозок между американскими колониями и метрополией.

С расширением географических открытий и увеличением торговли с колониями возникает необходимость в более скоростных, маневренных и надежных кораблях. В это время постепенно исчезают характерные ранее высокие надстройки и башенки на корме и носу. Совершенствуется конструкция судов, их парусного вооружения, повышается маневренность. В средине XVI столетия возникают новые типы кораблей которые называют фрегатами. Первоначально фрегатами назывались любые парусные корабли, отличающиеся хорошими мореходными качествами. Один из первых фрегатов «Констант Варвик», построенный в 1646 г. имел водоизмещение 315 тонн, длину около 30 м. Затем размеры фрегатов увеличивались. Произошло разделение на новые типы кораблей: бриг, бригантина, шхуна, барк и т.д. В подавляющем большинстве случаев разницу определяли особенности парусного вооружения. Фрегаты же стали самостоятельным классом кораблей. Благодаря оптимальному сочетанию качеств (скорость, грузоподъемность, устойчивость и т.д.) они быстро завоевали популярность и стали самым распространенным типом кораблей. В это же время кораблестроители начинают понимать, что построить корабль, который бы обладал отличными боевыми и торговыми качествами невозможно , и происходит разделение кораблей на военные и торговые. Главными требованиями для первых были маневренность, скорость, крепкий корпус и количество пушек, для вторых же — вместимость трюма. Появился термин — военный корабль. По сути это был тот же фрегат отличающийся от торгового меньшим трюмом и большим количеством пушек. XVI — XVII вв. в океанских просторах плавало великое множество различных типов западноевропейских судов. Но слово «тип» не следует понимать в современном смысле.

Корабельные мастера перенимали друг у друга как отдельные усовершенствования так и общую компоновку судов, однако при этом их изделия имели лишь некоторые общие признаки, оправдывавшие применение объединяющего названия «тип судна». Индивидуальные исполнения даже однотипных судов во многом различались. Чуть ли не единственным признаком, по которому корабль можно было с уверенностью отнести к тому или иному типу было парусное вооружение. В это время складываются особенности национального кораблестроения, которое наиболее четко проявлялось во внешних очертаниях судов. В общих чертах этот период был характерен несколькими тенденциями в строительстве судов. Так корабли голландской постройки были более широкими, со средней высотой борта и меньшей осадкой, чем корабли такого же типа других стран. Английские корабли отличались относительно низким бортом так, что у двухпалубных кораблях нижняя палуба находилась ниже ватерлинии и пушечные порты нижней палубы были всего на высоте 0,5 — 0,6 м. над водой и их приходилось закрывать при сильном волнении.

Во время англо — голландской войны флотоводцы использовали использовали новый прием ведения боя, когда корабли выстраивались в кильвартерную колону (линию) и шли друг за другом по очереди обстреливая цель.

При таком способе ведения боя маневренность отходила на второй план а главным становилось количество пушек на борту. Возник новый класс — линейные корабли. Первоначально линейных кораблей было мало, так как построить длинный прочный корпус было очень трудно, а наращивание количество пушек только за счет увеличения числа палуб приводило к значительному уменьшению скорости и устойчивости. Но с изобретением продольных стяжек проблема прочности корпуса была решена и европейские державы стали быстро строить все новые и новые корабли этого класса.

Об этом стоит знать:

pirate-islands.com

Учебное пособие Конспект лекций по дисциплине «История мореплавания»

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЛИАЛ ФГОУ ВПО « МОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

АКАДЕМИЯ ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

В РОСТОВЕ-НА ДОНУ

для курсантов очной и заочной формы обучения

по специальности 180402

«Судовождение»

по специальности 180403

«Эксплуатация судовых энергетических установок»

Ростов-на-Дону

2008

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЛИАЛ ФГОУ ВПО « МОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

АКАДЕМИЯ ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

В РОСТОВЕ-НА ДОНУ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Конспект лекций по дисциплине «История мореплавания»

для курсантов очной и заочной формы обучения

по специальности 180402

«Судовождение»

по специальности 180403

«Эксплуатация судовых энергетических установок»

Подготовила: к.п.н., доцент

Подшибякина Т.А.

Утверждены на заседании

кафедры общенаучных дисциплин

Протокол N 6 от 9.01.2008

Лекция 1. Мореплавание в древний период.

  1. Зарождение мореплавания. Развитие судостроения и морской торговли.

В древности для рыболовства в открытом море люди применяли плоты из тростника, затем лодки из звериных шкур, позже челны и каноэ, выдолбленные из целого дерева. Управлялись плоты и лодки шестом, впоследствии веслом. В период ранней цивилизации появляются гребные суда (6 тыс. – 4 тыс. лет до н. э.).

Кто и когда впервые поставил на судно парус не известно. Предполагают, что это произошло за 5 тыс. лет до нашей эры. Слово «парус» происходит от греческого «фарос», что означает «полотно», «ткань». На Руси использовался термин «ветрило». Паруса изготовляли из льняной или хлопчатобумажной ткани (сейчас наиболее распространен синтетический материал дакрон). Паруса на деревянных мачтах могли разгонять суда до скорости свыше 35 километров в час. Под парусным оснащением судна понимают сложный механизм парусов, рангоута (мачты, реи – деревянного каркаса) и такелажа (канатов).

Первые морские грузовые суда появляются в 3 – 1 тысячелетии до н. э. В 1 тысячелетии до н. э. начинают осуществляться дальние морские плавания. В 6 в. до н. э. финикийцы обошли вокруг африканский материк, карфагеняне обогнули Пиренейский полуостров, греки совершили плавание по Индийскому океану. В 6 в. до н. э. в мореплавании начинают использовать научные открытия. Греческий философ Фалес из Милета открыл возможности ориентирования по созвездию Малая Медведица. Греческий астроном Евдокс Книдский (408-355 г. до н. э.) впервые объяснил движение планет, применив механическую модель, что сделало возможным изготовление географических карт. Математик Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) составил первые географические карты. В 7-5 в. до н. э. был изобретен железный якорь. В середине 3 в. до н.э. при входе в Александрийский порт на острове Фарос был построен первый маяк.

Первые серьезные изменения в парусном вооружении античных судов датируются 2-1 веком до н.э. Тогда на некоторых римских судах начали применять дополнительные наклонные мачты со вторым прямоугольным парусом небольшого размера (артемоном). Парусность увеличивалась не на военных, а на торговых судах, так как много гребцов на них было иметь не выгодно в ущерб перевозимому грузу.

Следующий важный этап – использование паруса треугольной формы, прикрепленного к сильно наклоненному вперед рею. Такой парус называется латинским, хотя римляне заимствовали его скорее всего у арабов в 4 веке н.э. С ним судно могло идти при боковом и встречном ветре, меняя галсы. Самым распространенным типом парусно-гребных судов на Средиземноморье становится галера. (Последний раз галеры участвовали в боевых действиях в мае 1828 года во время Русско-турецкой войны).

  1. Мореплавание народов средиземноморья.

В древнем Египтесудостроение развивалось очень активно, что было обусловлено высоким уровнем развития самой цивилизации, географическим особенностями страны, представлявшей собой длинную полосу плодородной земли, периодически затапливаемую Нилом, значительной ролью внешней торговли, осуществляемой морским путем. Для торговли со средиземноморскими городами Египет имел суда за 3 тысячи лет до н. э. Примерно в это время в Египте появились судостроительные верфи. В пирамиде египетского фараона Хеопса (начало 3 тыс. до н.э.) сохранился целый корабль. Египтяне изготавливали суда из местных пород дерева, (например, акации, папируса) и сосны, которую привозили из Сирии. Египтяне изобрели шумерское речное судно, которое изготавливалось из козьих шкур. Морские суда создавались из кедровых досок, завозимых из Ливана. Флот Египта делился на военный и торговый., существовали пассажирские и грузовые суда.

Финикия внесла большой вклад в развитие мореплавания (современная Сирия), некоторые считают, что именно финикийцы первыми из средиземноморских народов вышли в открытое море. Финикия вела торговлю с Египтом и Месопотамией уже в 4 тысячелетии до н.э. Принято считать, что парусно-гребные суда классической конструкции появились в Финикии во 2 тысячелетии до нашей эры. Они имели сплошной деревянный киль, в отличие от египетских судов, у которых прочность корпусу придавал специальный канат-растяжка. Мачты были однодревковыми (а не Л-образными как у египтян). Финикийцы изобрели подводный таран, обитый листовой медью, который крепился к носовой части киля. Военные суда финикийцев были двухпалубные, гребцы были защищены высоким фальшбортом (участок борта, расположенный выше открытой палубы). Все великие морские державы древности строили военные и торговые суда на базе финикийских прототипов.

Грецияпереняла мореплавания у Финикии. Необходимость создания флота в 6 веке до н.э. определялась особенностями географического положения Греции и наличием колоний на всем побережье Средиземного моря. Строительство военных кораблей получило широкое распространение в 5 в. до н. э. в связи греко-персидскими войнами. Греческий флотоводец Фемистокл построил 100 триер, что позволило разгромить флот персов. Триера – судно с тремя рядами весел изобрел в 8-7 в. до н. э. корабельный мастер из Коринфа Аминокл. Судно имело вытянутую форму, плоскую подводную часть (осадка – 1 метр) для увеличения скорости.

После окончания Греко-персидских войн создаются благоприятные условия для развития торгового мореплавания. Центром морской торговли стал афинский порт Пирей. В 478 году до н. э. был создан первый Афинский морской сою, Греция стала сильнейшей морской державой Средиземноморья. Благодаря Периклу (444-429 гг до н. э.) в Афинах появляется обучение морскому делу: за определенную плату изучался теоретический курс и морская практика. В 330 г. до н. э. Афины становятся крупнейшим торговым центром, здесь находились верфи, доки, мастерские для трех с половиной сотен судов. Греция стала утрачивать статус великой морской державы после того, как в 405 г. до н. э. афинский флот был практически полностью уничтожен спартанцами, а точнее милетским пиратом того времени Теопомп, которого наняла Спарта.

Древний Римстал морской державой с момента установления республики (509 г. до н.э.). К этому времени уже сложились основные типы судов, известны основные принципы судовождения. Создавая флот, римляне копировали карфагенские суда, судовождению учились у этрусков. К середине 3 в. до н. э. в римской республике было построено несколько портов в Неаполитанском заливе и на побережье Адриатического моря. Появились первые механизмы для разгрузки судов – стрелы, установленные на поворотном круге. Непрерывные войны, которые вел Рим, требовали создания мощного военного флота. Благодаря военному морскому флоту римляне победили в Пунических войнах. Карфаген был разрушен, пунийцы стали подданными Рима.

Римляне изобрели корвус (переходной мостик), который позволял быстро перебраться на вражеский корабль. Римский военный флот в качестве основной ударной силы использовал ЛИМБУРНЫ – одномачтовые парусные суда.

Во второй половине 2 в. до н.э. флот римского полководца Сципиона Эмилиана осуществил поход вдоль западных берегов Африки, о чем свидетельствовал греческий историк Полибий, участвовавший в этом походе. В начале 1 в. до н.э. флот римского наместника в Испании Публия Красса совершил плавание вокруг Пиренейского полуострова. В 67 г. до н. э. римский полководец Помпей ликвидировал пиратство, так как в результате действий пиратов связи Рима с восточными провинциями практически прекратились. Торговые суда Римской империи выходили за пределы Средиземного моря, совершали плавание к берегам Британии.

Лекция 2. Мореплавание в период раннего средневековья.

  1. Зарождение и развитие мореплавания у древних славян. Морская торговля Древней Руси.

Согласно историческим источникам 6 – 7 веков восточные славяне(анты) осуществляли морские плавания. Они спускались на лодках-однодеревках (моноксилах) по Днепру, Бугу, Днестру, достигали по Черному морю (арабы называли его Русским морем) Константинополя. В 9 в. анты в составе византийского войска осуществили морской поход в Италию. Ант Доброгаст был командующим черноморской эскадрой. С Византией существовали и торговые отношения, когда на русских купцов в Константинополе было осуществлено нападение, в 860 году по Константинополю был нанесен удар 250 древнерусскими кораблями. Во второй половине 9 века при князе Дире были предприняты походы по Каспийскому морю для установления торговых отношений с городами востока. Поморские славяне осуществляли морские походы даже к берегам Англии.

В Киевской Русив 9 веке морские походы осуществлялись в основном с целью торговли. Все морские походы начинались на великом водном пути «из варяг в греки». Торговали мехами, медом, воском, шкурами. В Константинополе покупали ткани, золотые и серебряные украшения, фрукты, вино. В начале 10 века началась борьба киевских князей с Византией за господство на Черном море. Первый поход в Византию князь Олег предпринял в 907 году. Флот, насчитывающий 2 тысячи судов, осадил Царьград. В результате был заключен договор о мире и получена огромная дань. Договор с Византией 911 года предусматривал беспошлинную торговлю для купцов Киевской Руси, регламентировал действия обеих сторон в случае, кораблекрушения греческих кораблей на чужой территории: необходимо было охранять груз, провожать судно в безопасное место.

В 909, 910, 913-914 годах состоялись походы на Каспий. До середины 10 века эти походы носили характер набегов, затем стали осуществляться с торговыми целями. В 40-х годах 10 века киевский князь Игорь предпринял новые походы на Византию, и в 944 году был заключен договор, во многом подтверждающий условия договора 911 года. В 967 году русские дружинники киевского князя Святослава совершили военный поход на Дунай и завоевали Болгарию, что привело к войне с Византией. В результате перемирия флот Руси получил возможность вернуться, но на обратном пути дружина была разбита печенегами.

Заключенное перемирие позволило древнерусским купцам совершать морские плавания в 970-972 гг. В Александрию, Северную Африку и Испанию, в составе византийского войска древнерусские войны осуществляли походы в Италию, на Сицилию. Однако Византия стремилась к подчинению Киевской Руси, и в 1043 году князь Владимир Ярославович совершил поход на Византию, собрав 20 тысяч воинов и флот из 400 лодий. Поход потерпел неудачу, флот попал в сильный шторм и оказался слабее греческого флота из тяжелых галер. После смерти Ярослава Мудрого (978-1054) начался период феодальной раздробленности на Руси, что отрицательно отразилось на мореплавании, на морской торговле. Татаро-монгольское иго с середины 13 века отрезало путь в южные моря. Морские походы по Черному морю возобновились только в 14 веке.

Новгород с 9 века стал центром северного мореплавания, так как находился на северной части пути «из варяг в греки». Путь проходил по Волхову, затем по Ладожскому озеру, по Неве в Финский залив к острову Котлину, где находилась стоянка русских лоцманов. Новгородцы выходили и в Балтийское, и в Белое море, и в Северный Ледовитый океан. Русское мореплавание на севере началось с 8 века. Через Северную Двину и Обь выходили к Белому и Карскому морям. Русские поселенцы выходили и в Баренцево море. Мастера севера создали струги, имевшие в длину 35 метров, ширину 6 метров, осадку – 1 метр, высоту борта – 1 метр, водоизмещение – 120 тонн. Судно имело весла по 25 с каждого борта и парус из льняных полотен. В 12 веке на Севере появляются новгородские и владимирские переселенцы. В 13 веке поморы плавали вдоль Кольского полуострова, выходили в норвежские земли. В условиях северных морей использовался новый тип промыслового судна – коч, который отличался округлой подводной частью корпуса. В случае сжатия судна льдами оно вытеснялось на ледовую поверхность.

Для плавания по морю новгородцы использовали ладьи. Ладья имела длину – 30 метров, ширину – 5 метров, водоизмещение – 200 тонн, три мачты с комбинированными парусами, развивала скорость до 11 узлов (узел – ед. измерения скорости судна. = 1 морской миле в час (1,852 км/час). Ладья была чисто парусным судном, весла практически не использовались. Новгородские купцы торговали в Финляндии, Швеции, Дании. Недовольные активизацией торговли новгородцев, начиная с середины 12 века, датчане и шведы, совершают нападения на купцов. В ответ в 1187 году был организован большой морской поход против шведов, закончившийся разгромом их столицы (Сигтуны). В 1198 году новгородцы разгромили шведские колонии в Финляндии. Морской поход 1198 года завершил борьбу новгородцев за равноправие на Балтийском море. Период феодальной раздробленности постепенно привел к утрате влияния на Балтике.

Русское мореплавание в 15 векеполучило развитие вследствие объединения русских князей вокруг Московского княжества. Хотя русские княжества были еще отрезаны от Балтийского и Черного моря, но поморы, занимавшиеся промыслом рыбы и морского зверя, освоили морские пути по Белому морю и вдоль побережья Карского моря до Обской губы. Археологи обнаружили некоторые навигационные инструменты, которыми пользовались русичи: магнитный компас, солнечные часы, а также карты, лоции. Поморы хорошо ориентировались по звездам. Созвездия они называли по-своему: Лось (Большая Медведица), Млечный Путь (Гусиная дорога).

В 1466-1473 году состоялось путешествие в Индию тверского купца Афанасия Никитина. Его путь пролегал по Каспийскому морю и Индийскому океану, а на обратном пути он пересек Черное море. В 1496 году из Архангельска к берегам Скандинавского полуострова совершил плавание русский посол Григорий Истома, оно составил описание народов, населявших Кольский полуостров.

Расцвет полярного судоходства на Руси относят к 15-16 веку. На Мурманском побережье ежегодно промышляли 7400 русских судов.

2. Плавания Викингов.

Викинги вошли в историю как хорошие мореплаватели. Они известны также под именем варягов, норманнов и принадлежали к северогерманским племенам, населявшим Ютландию и Скандинавию (прародители норвежцев, датчан, шведов). Начиная с 9 века отряды викингов на небольших быстроходных судах – дракарах совершали набеги на города Англии, Франции, Португалии, Италии.

Дракар (от древнескандинавского «дракон») – удлиненное судно с симметрично загнутыми вверх оконечностями, одну из которых часто украшала голова дракона. Киль вытесывался из цельного куска дерева, поэтому длина дракара не превышала 20-30 метров. Обшивка делалась из дубовых досок. По бортам располагалось 15-20 пар весел, в центре устанавливалась мачта с единственным прямоугольным парусом. Сплошную палубу строили не всегда.

Викинги первыми преодолели Северную Атлантику и основали свои колонии в Гренландии и Исландии. Существует мнение, что американский материк был открыт почти за 500 лет до Колумба в 1000 г. викингом Эйриком Рыжим, основавшим поселение на севере Ньюфаундленда. Впоследствии этот путь в Америку был забыт. Варяги (восточные норманны, прародители шведов) по Балтийскому морю, через Рижский залив, по Западной Двине выходили на Днепр и Волгу, затем в Черное и Каспийское моря (путь «из варяг в греки»).

Лекция 3. Великие географические открытия.

1. Предпосылки великих географических открытий.Развитие мореплавания и географические открытия 13-14 веков создали предпосылки для великих географических открытий. Выгодное географическое положение Португалии на одном из мировых торговых путей способствовало быстрому развитию мореплавания. В поисках новых рынков Португалия начала завоевание Западной Африки. Вдохновителем экспедиций стал принц Генрих Мореплаватель, он организовал специальное обучение моряков, что стало прообразом первого морского учебного заведения. В 1434-1445 гг. было предпринято несколько экспедиций вдоль западных берегов Африки, в результате которых был открыт Зеленый мыс и ряд близлежащих островов.

В середине 15 века Турция завоевала берега Азовского, Черного и восточной части Средиземного морей, что осложнило торговые связи европейских государств с Индией и Китаем. Возникла необходимость поиска новых торговых путей. В 1471 г. португальские мореплаватели пересекли экватор. 3 февраля 1488 году экспедиция во главе с Бартоломеу Диасомдостигла южной части Африканского материка, названной впоследствии мысом Доброй Надежды.

2. Плавания и открытия испанских и португальских моряков в конце 15 - первой половины 16 в.

Начало эпохи Великих географических открытий положил генуэзец Христофор Колумб(1451-1506). Эпохой Великих географических открытий называется период конца 15 – начала 16 века. В 1492-1493 гг. руководил морской испанской экспедицией по поиску кратчайшего морского пути в Индию. Колумб считал, что до берегов Азии можно доплыть через Атлантический океан, двигаясь на запад, так как Земля имеет форму шара. Вначале он предложил свой проект португальскому королю, но тот отказал, тогда Колумб обратился к испанскому королю. В 1492 году первая экспедиция в составе 90 человек на трех каравеллах «Санта Мария», «Пинта» и «Нинья» пересекла Атлантический океан, открыв Саргассово море. 12 октября корабли подошли к Центральной Америке, к одному из островов в Багамском архипелаге, который Колумб назвал Сан-Сальвадором (официальная дата открытия Америки). После того, как каравелла «Санта Мария» села на риф, всем членам экипажа удалось спастись. Колумб открыл Багамские острова, остров Кубу, Гаити, Большие Антильские острова, часть Малых Антильских островов, часть побережья Южной и Центральной Америки, Карибское море. Колумб был уверен, что побывал в Индии, поэтому открытым островам он дал имя Вест-Индские (Западно-Индийские).

Вторая экспедиция (1493-1496) состояла из 17 кораблей, на которых находились 2 тысячи солдат, матросов, колонистов. Колумб объявил об открытии нового пути в Азию, началась колонизация новых земель вольными поселенцами. Третья экспедиция (1498-1500) состояла из 6 судов, ее итогом стало открытие острова Тринидад. Во время 4 экспедиции (1502-1504) Колумб достиг острова Мартиника, вошел в Гондурасский залив, где встретил представителей цивилизации майя.

Открытия Колумба заставили португальцев искать путь в Индию вокруг Африки. 8 июля 1497 года из Лиссабона вышла флотилия из 4 кораблей, возглавляемая португальским мореплавателем Васко да Гама. Через 10 месяцев, обогнув мыс Доброй Надежды, пройдя Индийский океан, экспедиция закончилась в Калькутте – крупнейшем торговом порту Индии. С богатым грузом товаров мореплаватель вернулся в Португалию, по пути нанеся на карту очертания берегов Африки.

В конце 15 – начале 16 века испанцы и португальцы продолжили морские экспедиции через Атлантический океан. Америго Веспуччи совершил в 1499-1504 году несколько плаваний, первым предположил, что открытые за океаном земли являются материком и назвал их Новым Светом. Это предположение подтвердилось после того, как в 1513 году испанец Бальбоа пересек Панамский перешеек и открыл на западе новый океан. На картах появилось новое название – Америка.

Фернан Магеллан(1470-1521), португальский мореплаватель, первым совершил кругосветное плавание и пересек океан, названный им Тихий, тем самым доказал, что Земля имеет форму шара. Он убедил испанского короля Карла У, что к Югу от Южной Америки существует проход из Атлантического океана в тихий. Экспедиция Магеллана, состоявшая из 5 кораблей и 265 человек, началась 20 сентября 1519 года. Экспедиция достигла берегов Бразилии и направилась к югу вдоль Американского материка. В октябре 1520 года Магеллан достиг пролива, соединяющего океаны. Пролив будет назван именем Магеллана. В апреле 1521 года корабли достигли Филиппинских островов, где Магеллан погиб во время вооруженного столкновения с туземцами. Только один корабль «Виктория», пройдя уже известным путем через Индийский океан, вокруг Африки, 6 сентября 1522 года возвратился в Испанию.

Лекция 4. Мореплавание в XVIII– первой половине ХIХ вв.

  1. Развитие российского флота в эпоху Петра 1.

В ноябре 1695 Петр 1 после неудачного первого Азовского похода издал указ о создании Азовского флота. Строительство флота началось на реке Воронеж. К 1696 году были построены 2 36-пушечных корабля-галеаса «Апостол Павел» и «Апостол Петр», 4 брандера, 23 галеры, 1300 морских лодок, плотов, стругов. Первую морскую победу русские одержали 20(30) мая 1696 года. В этот день в устье Дона казаки во главе с атаманом Ф. Меняевым на лодках разгромили турецкий отряд, открыв русским галерам путь в Азовское море, азовский флот блокировал турецкую крепость Азак (Азов) с моря. 18 июля 1696 года Азов сдался, что стало первой победой за выход к морю.

Следующей задачей был выход на побережье Балтийского моря, началась Северная война со шведами (1700-1721). В 1704-1705 году русский флот одержал несколько побед над шведами, а в 1709 году армия нанесла поражение шведам в Полтавской битве. Но обеспечить выход в Балтийское море, не разгромив шведский военно-морской флот, было невозможно. С началом навигации 1714 года шведы попытались закрыть русскому флоту выход из финского залива в районе мыса Гангут (ныне Ханко). 27 июля русские моряки под руководством Петра 1 разгромили противника. В мае 1719 года у острова Эзель эскадра Петра 1 взяла на абордаж 3 шведских судна. В 1720 году у острова Гренгам отряд русского гребного флота под командованием генерала М.М. Голицына разбил шведскую эскадру. В 1721 году шведы подписали с Россией Ништадтский мир, завершивший Северную войну. Россия стала великой морской державой. При Петре 1 было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 67 галер, около 300 транспортных судов и т. д.

  1. Развитие российского флота в середине 18 – середине 19 века.

Новый этап в развитии флота начался во второй половине 18 века, в начале 60-х годов в России было построено свыше 200 кораблей и фрегатов. В период русско-турецкой войны (1768-1774) эскадры под командованием адмирала Г.Я. Спиридонова и генерал-аншефа графа А.Г. Орлова разбили турецкий флот. В 1783 году 11 кораблей Азовской флотилии 17 судов Днепровской флотилии вошли в Черное море, в месте их расположения был заложен Севастополь, а морские силы Юга России стали называть Черноморским флотом. С 1790 года его командующим стал Федор Федорович Ушаков. Победа флота под его командованием над турецким у мыса Калиакрия ускорила заключение Ясского мира, завершившего русско-турецкую войну 1787-1791 года. В ходе боевых действий против французов на Средиземном море 18 февраля 1799 года вице-адмирал Ушаков взял крепость Корфу.

Во время правления Александра 1 российский флот пришел в упадок, его возрождение начнется только в 20-е годы 19 века. Командующим Балтийским флотом был назначен адмирал Д.Н. Сенявин. Развитию флота способствовали адмиралы М.П. Лазарев, П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, В.И. Истомин. Начало 19 века было ознаменовано выдающимися кругосветными плаваниями И. Крузенштерна и Ю. Лисянского, открытием Антарктиды Ф. Беллинсгаузеном и М. Лазаревым.

  1. Великая Северная экспедиция.

5 февраля 1725 года отправилась первая экспедиция на камчатку во главе с Витусом Берингом. Она закончилась в 1830 году, не решив основную задачу – выяснить, соединяется ли Азия с Америкой. Для поиска морского пути в Америку и Японию был разработан проект Великой Северной экспедиции. Целью этой экспедиции было исследование всего северного пути, нанесение границы России на Севере и Дальнем Востоке, описание Камчатки, отыскание морских путей в Америку. В течение 1733-1743 годов экспедиции под командованием С. Малыгина, Д. Овцына, И. Кошелема, С. Челюскина, Х. Лаптева и Д.Лаптева составили карты Северного Ледовитого океана. Вторую камчатскую экспедицию, продолжавшуюся с 1733 по1743 год, возглавил В. Беринг, а его помощником был назначен А.И. Чириков. В 1741 году экспедиция достигла берегов Северной Америки, пройдя между Чукотским полуостровом и Аляской (Берингов пролив), и открыла ряд Алеутских островов.

studfiles.net

Лекция 1. Мореплавание в древний период.

1. Зарождение мореплавания. Развитие судостроения и морской торговли.

В древности для рыболовства в открытом море люди применяли плоты из тростника, затем лодки из звериных шкур, позже челны и каноэ, выдолбленные из целого дерева. Управлялись плоты и лодки шестом, впоследствии веслом. В период ранней цивилизации появляются гребные суда (6 тыс. – 4 тыс. лет до н. э.).

Кто и когда впервые поставил на судно парус не известно. Предполагают, что это произошло за 5 тыс. лет до нашей эры. Слово «парус» происходит от греческого «фарос», что означает «полотно», «ткань». На Руси использовался термин «ветрило». Паруса изготовляли из льняной или хлопчатобумажной ткани (сейчас наиболее распространен синтетический материал дакрон). Паруса на деревянных мачтах могли разгонять суда до скорости свыше 35 километров в час. Под парусным оснащением судна понимают сложный механизм парусов, рангоута (мачты, реи – деревянного каркаса) и такелажа (канатов).

Первые морские грузовые суда появляются в 3 – 1 тысячелетии до н. э. В 1 тысячелетии до н. э. начинают осуществляться дальние морские плавания. В 6 в. до н. э. финикийцы обошли вокруг африканский материк, карфагеняне обогнули Пиренейский полуостров, греки совершили плавание по Индийскому океану. В 6 в. до н. э. в мореплавании начинают использовать научные открытия. Греческий философ Фалес из Милета открыл возможности ориентирования по созвездию Малая Медведица. Греческий астроном Евдокс Книдский (408-355 г. до н. э.) впервые объяснил движение планет, применив механическую модель, что сделало возможным изготовление географических карт. Математик Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) составил первые географические карты. В 7-5 в. до н. э. был изобретен железный якорь. В середине 3 в. до н.э. при входе в Александрийский порт на острове Фарос был построен первый маяк.

Первые серьезные изменения в парусном вооружении античных судов датируются 2-1 веком до н.э. Тогда на некоторых римских судах начали применять дополнительные наклонные мачты со вторым прямоугольным парусом небольшого размера (артемоном). Парусность увеличивалась не на военных, а на торговых судах, так как много гребцов на них было иметь не выгодно в ущерб перевозимому грузу.

Следующий важный этап – использование паруса треугольной формы, прикрепленного к сильно наклоненному вперед рею. Такой парус называется латинским, хотя римляне заимствовали его скорее всего у арабов в 4 веке н.э. С ним судно могло идти при боковом и встречном ветре, меняя галсы. Самым распространенным типом парусно-гребных судов на Средиземноморье становится галера. (Последний раз галеры участвовали в боевых действиях в мае 1828 года во время Русско-турецкой войны).

2. Мореплавание народов средиземноморья.

В древнем Египте судостроение развивалось очень активно, что было обусловлено высоким уровнем развития самой цивилизации, географическим особенностями страны, представлявшей собой длинную полосу плодородной земли, периодически затапливаемую Нилом, значительной ролью внешней торговли, осуществляемой морским путем. Для торговли со средиземноморскими городами Египет имел суда за 3 тысячи лет до н. э. Примерно в это время в Египте появились судостроительные верфи. В пирамиде египетского фараона Хеопса (начало 3 тыс. до н.э.) сохранился целый корабль. Египтяне изготавливали суда из местных пород дерева, (например, акации, папируса) и сосны, которую привозили из Сирии. Египтяне изобрели шумерское речное судно, которое изготавливалось из козьих шкур. Морские суда создавались из кедровых досок, завозимых из Ливана. Флот Египта делился на военный и торговый., существовали пассажирские и грузовые суда.

Финикиявнесла большой вклад в развитие мореплавания (современная Сирия), некоторые считают, что именно финикийцы первыми из средиземноморских народов вышли в открытое море. Финикия вела торговлю с Египтом и Месопотамией уже в 4 тысячелетии до н.э. Принято считать, что парусно-гребные суда классической конструкции появились в Финикии во 2 тысячелетии до нашей эры. Они имели сплошной деревянный киль, в отличие от египетских судов, у которых прочность корпусу придавал специальный канат-растяжка. Мачты были однодревковыми (а не Л-образными как у египтян). Финикийцы изобрели подводный таран, обитый листовой медью, который крепился к носовой части киля. Военные суда финикийцев были двухпалубные, гребцы были защищены высоким фальшбортом (участок борта, расположенный выше открытой палубы). Все великие морские державы древности строили военные и торговые суда на базе финикийских прототипов.

Греция переняла мореплавания у Финикии. Необходимость создания флота в 6 веке до н.э. определялась особенностями географического положения Греции и наличием колоний на всем побережье Средиземного моря. Строительство военных кораблей получило широкое распространение в 5 в. до н. э. в связи греко-персидскими войнами. Греческий флотоводец Фемистокл построил 100 триер, что позволило разгромить флот персов. Триера – судно с тремя рядами весел изобрел в 8-7 в. до н. э. корабельный мастер из Коринфа Аминокл. Судно имело вытянутую форму, плоскую подводную часть (осадка – 1 метр) для увеличения скорости.

После окончания Греко-персидских войн создаются благоприятные условия для развития торгового мореплавания. Центром морской торговли стал афинский порт Пирей. В 478 году до н. э. был создан первый Афинский морской сою, Греция стала сильнейшей морской державой Средиземноморья. Благодаря Периклу (444-429 гг до н. э.) в Афинах появляется обучение морскому делу: за определенную плату изучался теоретический курс и морская практика. В 330 г. до н. э. Афины становятся крупнейшим торговым центром, здесь находились верфи, доки, мастерские для трех с половиной сотен судов. Греция стала утрачивать статус великой морской державы после того, как в 405 г. до н. э. афинский флот был практически полностью уничтожен спартанцами, а точнее милетским пиратом того времени Теопомп, которого наняла Спарта.

Древний Рим стал морской державой с момента установления республики (509 г. до н.э.). К этому времени уже сложились основные типы судов, известны основные принципы судовождения. Создавая флот, римляне копировали карфагенские суда, судовождению учились у этрусков. К середине 3 в. до н. э. в римской республике было построено несколько портов в Неаполитанском заливе и на побережье Адриатического моря. Появились первые механизмы для разгрузки судов – стрелы, установленные на поворотном круге. Непрерывные войны, которые вел Рим, требовали создания мощного военного флота. Благодаря военному морскому флоту римляне победили в Пунических войнах. Карфаген был разрушен, пунийцы стали подданными Рима.

Римляне изобрели корвус (переходной мостик), который позволял быстро перебраться на вражеский корабль. Римский военный флот в качестве основной ударной силы использовал ЛИМБУРНЫ – одномачтовые парусные суда.

Во второй половине 2 в. до н.э. флот римского полководца Сципиона Эмилиана осуществил поход вдоль западных берегов Африки, о чем свидетельствовал греческий историк Полибий, участвовавший в этом походе. В начале 1 в. до н.э. флот римского наместника в Испании Публия Красса совершил плавание вокруг Пиренейского полуострова. В 67 г. до н. э. римский полководец Помпей ликвидировал пиратство, так как в результате действий пиратов связи Рима с восточными провинциями практически прекратились. Торговые суда Римской империи выходили за пределы Средиземного моря, совершали плавание к берегам Британии.

 

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Первые мореплаватели

Как вы думаете, когда и кем была построена первая лодка?

«Ха!» — ответите вы – «ведь уже давно известно, что первые плав. средства появились 40-60 тыс. лет назад!»

Но что вы скажете, если мы отодвинем эту дату еще дальше и заявим, что первая лодка появилась 800 тыс. лет назад?

Именно такое заявление сделал австралийский археолог Майк Морвуд. А еще он заявил, что первыми мореплавателями были…питекантропы, то есть та переходная форма, когда человек уже не был обезьяной, но и еще не был человеком!И хотя питекантропов после многолетних споров все же решено было признать разумными гуминидами, они все равно упорно выбиваются из общепринятой цепочки развития.

Так в 1996г. в научном американском издании Science Magazine (Научный журнал), появилась статья, в которой говорилось, что на острове Ява питекантропы проживали совсем недавно (по вселенским меркам), всего 27тыс. лет назад, чем вызвала настоящую бурю в научном мире.

Как смогла такая популяция столь долго существовать на острове, когда в остальном мире она давно вымерла?

Первые останки питекантропов были обнаружены на острове еще в 1890г., но всеобщий интерес вызвали именно те, что были найдены уже в 30-х, 70-х годах XX века, ведь они явственно отличались от своих «предшественников» тем, что их черепа, а, следовательно, и головной мозг, были намного большего размера. А это значит, что вид эволюционировал!

Доказательством тому служит и открытие Майка Морвуда, сделанное на острове Флорес. Этот остров находится всего в нескольких сотнях миль восточнее Явы и является почти самым близким ее соседом.

Майк Морвуд и его коллеги с Индонезии нашли на острове древние каменные орудия. И эти орудия не были случайными осколками камней, которые образовались в ходе природных процессов – они были изготовлены специально и применялись, скорее всего, для разделки мяса или для обработки древесины!А слой почвы, в котором были найдены орудия, имеет возраст 800 тыс лет.

Когда-то Ява была соединена своеобразными «мостиками» с континентом и потому животные и доисторические люди могли свободно мигрировать из Азии в Австралию. Но как питекантропы попали на остров Флорес? Ведь даже во времена, когда уровень моря становился довольно низким, Флорес и Ява все равно были отделены друг от друга тремя глубокими и широкими проливами. Ширина одного из таких проливов достигала 24 км. А если еще взять во внимание течение и постоянно меняющиеся погодные условия, то вывод остается один – наши предки на остров приплыли! И сделали они это на первом, выдолбленном из дерева первобытном корабле.

Как вам развитие для вида, который по началу считали почти обезьяной?

Ведь чтобы построить лодку, первобытный человек должен был не только уметь обращаться с древесиной, но и работать в коллективе, а так же планировать.Наше прошлое хранит еще много загадок, но теперь питекантропов можно смело назвать первыми мореплавателями доисторического мира.

Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники

Рекомендуем почитать

Новости партнеров

 

tainoe.info

Первые мореплаватели

Как вы думаете, когда и кем была построена первая лодка?

«Ха!» — ответите вы – «ведь уже давно известно, что первые плав. средства появились 40-60 тыс. лет назад!»

Но что вы скажете, если мы отодвинем эту дату еще дальше и заявим, что первая лодка появилась 800 тыс. лет назад?

Именно такое заявление сделал австралийский археолог Майк Морвуд. А еще он заявил, что первыми мореплавателями были…питекантропы, то есть та переходная форма, когда человек уже не был обезьяной, но и еще не был человеком!И хотя питекантропов после многолетних споров все же решено было признать разумными гуминидами, они все равно упорно выбиваются из общепринятой цепочки развития.

Так в 1996г. в научном американском издании Science Magazine (Научный журнал), появилась статья, в которой говорилось, что на острове Ява питекантропы проживали совсем недавно (по вселенским меркам), всего 27тыс. лет назад, чем вызвала настоящую бурю в научном мире.

Как смогла такая популяция столь долго существовать на острове, когда в остальном мире она давно вымерла?

Первые останки питекантропов были обнаружены на острове еще в 1890г., но всеобщий интерес вызвали именно те, что были найдены уже в 30-х, 70-х годах XX века, ведь они явственно отличались от своих «предшественников» тем, что их черепа, а, следовательно, и головной мозг, были намного большего размера. А это значит, что вид эволюционировал!

Доказательством тому служит и открытие Майка Морвуда, сделанное на острове Флорес. Этот остров находится всего в нескольких сотнях миль восточнее Явы и является почти самым близким ее соседом.

Майк Морвуд и его коллеги с Индонезии нашли на острове древние каменные орудия. И эти орудия не были случайными осколками камней, которые образовались в ходе природных процессов – они были изготовлены специально и применялись, скорее всего, для разделки мяса или для обработки древесины!А слой почвы, в котором были найдены орудия, имеет возраст 800 тыс лет.

Когда-то Ява была соединена своеобразными «мостиками» с континентом и потому животные и доисторические люди могли свободно мигрировать из Азии в Австралию. Но как питекантропы попали на остров Флорес? Ведь даже во времена, когда уровень моря становился довольно низким, Флорес и Ява все равно были отделены друг от друга тремя глубокими и широкими проливами. Ширина одного из таких проливов достигала 24 км. А если еще взять во внимание течение и постоянно меняющиеся погодные условия, то вывод остается один – наши предки на остров приплыли! И сделали они это на первом, выдолбленном из дерева первобытном корабле.

Как вам развитие для вида, который по началу считали почти обезьяной?

Ведь чтобы построить лодку, первобытный человек должен был не только уметь обращаться с древесиной, но и работать в коллективе, а так же планировать.Наше прошлое хранит еще много загадок, но теперь питекантропов можно смело назвать первыми мореплавателями доисторического мира.

No related links found

tainy.net

Возникновение мореплавания

Находить общий язык с окружающим миром древние умели - выжить в лесу, горах, песках не менее трудно, чем подобрать ключик к характеру океана. Оказалось, что если внимательно присмотреться, можно открыть некоторые закономерности его нрава - периодические смены ветров, морских течений, штилей и штормов. И, вооружившись новыми, пока еще не совсем достоверными знаниями, человек смело направил папирусную (кожаную, камышовую) лодку в открытое море. "Безумству храбрых поем мы славу"...

Древнейшее свидетельство мореплавания - выхода в открытое море, когда спасительный берег скрывается из виду и кругом одни волны - археологи обнаружили в пещере Франхти на побережье залива Арголикс, на юго- востоке Пелопоннесского полуострова (Греция) в 1967 году. В слоях, датированных серединой 7 тысячелетия до нашей эры, обнаружили вулканическую горную породу обсидиан с острова Милос в Эгейском море, расположенном в 65 милях от пещеры. Милосский обсидиан встречается и во всех последующих слоях, следовательно, он транспортировался неоднократно, и скорее всего, морем.

У обитателей пещеры, арголийцев, были суда - об этом свидетельствуют остатки крупных рыбьих костей, возможно, тунца. Рыболовство, вначале прибрежное, а затем глубоководное, постепенно приучило человека расставаться с берегом, искать другие ориентиры и способы навигации. Ну, а умея выйти из точки А и через море прийти в точку Б, можно было прихватить с собой товары, пассажиров, строительные материалы - да все, что угодно!

Все гениальное - просто

Зарождается морское судостроение в каменном веке - середине мезолита. Выходит, оно насчитывает более 9 тысяч лет. Перед вашим взором предстает древняя верфь, где люди в одеждах из шкуры каменными топорами забивают гвозди в нечто, напоминающее Ноев ковчег? Зря стараетесь, протосудно было еще экзотичнее - возможно, связанные из тростника или камыша лодки народов Южной Америки, Полинезии, Малайзии, а может сшитые из кожи животных лодки северных народов - свидетельств не сохранилось. Да- да, именно так - на снопах травы (образно говоря) и шкурах первые мореходы ринулись навстречу волнам. Тем достойней удивления и восхищения пройденный ними путь.

Изображения таких лодок ученые обнаружили на кольцах минойской цивилизации (2 - 3 тысячелетие до нашей эры). Челны тогда еще не строили - отполированные орудия (топоры и тесла), необходимые для этой работы, были найдены в более поздних неолитических слоях. Ко второй половине 4 тысячелетия до нашей эры относится первая письменная инструкция по построению судов, обнаруженная при раскопках Ура, государства древних шумеров (юг Ирака). Поразительно! Мезолитический человек, который еще не имел топоров и долот, не умел писать, не строил городов - уже путешествовал по морю.

Интересно, что мореходные культуры в давние времена сформировались на побережьях всех океанов. К сожалению, прямых свидетельств путешествий древних мореходов не осталось, а ученые доверяют только письменным документам и артефактам. Письменность появилась позднее, но есть сказания, мифы и легенды.

Предки индейцев Южной Америки плавали на плотах из бальсового дерева. Они состояли из нечетного количества бревен разной длины, причем самое длинное было в центре, боковые становились короче к краям. В умелых руках древних мореплавателей эти суденышки становились трансокеанскими лайнерами и были пригодны для плавания из Америки в Полинезию, население которой, кстати говоря, имело несомненные родственные признаки с индейцами. Согласно гипотезе знаменитого норвежского исследователя, этнографа и мореплавателя Тура Хейердала (1914 - 2002 г.г.), острова Полинезии были в свое время заселены выходцами из Южной Америки, случайно или намеренно. Ученый решил повторить путь древний индейцев на таком же судне, построенном по древним чертежам и технологиям, доказывая жизнеспособность своей теории.

На плоту "Кон- Тики" 28 апреля 1947 года Тур Хейердал вышел с небольшим международным экипажем из пятерых человек от перуанского порта Кальяо на побережье Южной Америки. Плот оказался необычно гибким и отлично справлялся с волной. Вода скатывалась между бревнами в океан, не задерживаясь на плоту, а условия жизни на палубе оказались вполне нормальными в условиях пассатной зоны тропиков. Плот состоял из 9 бревен, длиной от 10 до 14 метров. Оснасткой плота был прямоугольный парус, кормовое весло и доски, торчащие из дна плота вниз и исполняющие роль киля и руля. Это полностью соответствовало конструкции плотов инков, на которых они (и это задокументировано) совершали океанские путешествия. И уже 7 августа плот достиг архипелага Туамоту, конечной точки своего путешествия.

Викинги

Атлантику пересекали северные мореходы - викинги. Это были отчаянные воины и столь же отчаянные прирожденные мореплаватели. Они жили на территории современной Норвегии, Дании и Швеции в 800 - 1100 годах нашей эры и совершали набеги на берега Англии, Германии и северной Франции, а в 1000 году пересекли Атлантику и высадились в Северной Америке на острове Ньюфаунленд, где норвежский исследователь и археолог Хельге Ингстад (1899 - 2001 г.г.) обнаружил руины их поселения.

О том, что морской путь между Европой, Африкой и Американским континентом существовал уже несколько тысяч лет назад, мы знаем из устных преданий. Ряд специалистов высказывает мнение о трансатлантическом плавании древнего населения Европы - кельтов. Однако, это весьма смелая гипотеза, так как нет не только материальных находок, но и упоминания в преданиях об этом событии. Вот в эпосе их прямых потомков - ирландцев - есть повествование о дальнем походе аббата Брендана, якобы совершенном им в VI веке.

Британский ученый, путешественник и писатель Тим Северин изучил это сказание и пришел к выводу, что аббат - лицо реальное и он действительно совершил это плавание, в пользу чего говорит и весьма подробное географическое описание путешествия. И ученый, как и Хейердал, решил довериться опыту предков и попробовать повторить исторический маршрут. В 1976 и в 1977 годах на лодке из сшитых бычьих кож, несмотря на скепсис специалистов кожевенного производства, он успешно проходит морскими путями древних, делая промежуточные остановки на островах. Во время плавания исследователь еще раз убедился в достоверности описания географических деталей в "Сказании о Брендане". Опытным путем было установлено, что ирландцы открыли Северную Америку на 5 веков раньше, чем викинги, хотя последним повезло больше, их открытие документировано найденным поселением.

Индийский океан

Смена ветров и течений в северной части Индийского океана удивительно регулярна и охватывает большое пространство. Плавать между Африкой, Индостаном и Индонезией можно в обе стороны при попутном ветре и течении в зависимости от сезона. Летом - влажный юго- западный ветер и течение с запада, зимой - сухой северо- восточный ветер и течение в сторону африканского побережья. А вот южнее экватора существовало одностороннее движение - с востока на запад, с пассатными ветрами и Южным пассатным течением. Шумеры и протоиндийцы уже ходили по этому пути. Об этом свидетельствуют находки археологов. В руинах индийского города Мохенджо- Даро найден талисман с изображением камышовых лодок с загнутыми носами. В Двуречьи при раскопках обнаружили печати с изображением животных Индии - слона, носорога, гавиала. Остров Бахрейн в старые времена был главной ярмаркой, здесь найдено много доказательств присутствия купцов из Индии и Шумера.

В 1977 году все тот же неугомонный и любознательный Тур Хейердал на тростниковой лодке "Тигрис" проходит через Индийский океан от портов родины шумеров в Месопотамии до берегов Индии.

Полинезийцы - люди моря

Плавание Тура Хейердала на плоту "Кон-Тики" подтвердило гипотезу о возможности океанских плаваний мореходов Южной Америки, по крайней мере в одну сторону, от берегов Перу к островам Тихого океана.

Мореходов Полинезии можно сравнить только с викингами - та же любовь к морю, то же бесстрашие и несомненное мастерство. Они считают своей землей море, они в нем живут. Выходят на его просторы семьями, с детьми, пожитками, домашней птицей и прочим нехитрым скарбом. Суда полинезийцы строили разные - и примитивные, и сложные. Их плоты были абсолютно идентичны перуанским, из нечетного количества бревен, треугольной формы. Что подтверждает теорию Хейердала о заселении островов Полинезии древними индейцами. Со временем в среднем бревне плота стали выдалбливать полость для сидения и он превратился в лодку с двумя поплавками по бокам. Потом их раздвинули в стороны и получили судно с двусторонним балансиром. Но для дальних морских путешествий они не годились. И тогда конструкцию слегка подправили - появилась лодка с односторонним балансиром, которая оказалась идеальным средством океанских сообщений. На них ходили вплоть до берегов Азии и Америки. Навигация осуществлялась по звездам, течениям, морской фауне. Эти своеобразные карты были в голове капитана, отличавшегося поразительной памятью. Широко использовалась система, так называемых, спасательных островов, когда в дальнем плавании можно было пристать к такому острову, если в бурю капитан собьется с курса.

Тур Хейердал был уверен в существовании транстихоокеанского маршрута к центру Тихого океана. Древним путем прошло еще 11 плотов, в том числе из Эквадора в Австралию.

Средиземное море

Издавна славились развитым судостроением и мореходством финикийцы. Они жили на восточном побережье Средиземного моря. Финикийцы вели морскую торговлю и активно осваивали новые земли. Они первыми проложили морские пути, связывающие Европу, Азию и Африку. К 800 году до нашей эры они достигли Англии и Франции и обогнули Африку.

Первая морская держава была создана на Крите. Эта древняя цивилизация была основана в IV тысячелетии до нашей эры выходцами из Малой Азии. Впервые флот стал регулярным. Они с конца III до середины II тысячелетия господствовали на Средиземном море, греческие говорят о талассократии царя Миноса. Процветание и могущество критянам обеспечивала морская торговля. А безопасность - море и флот, так, что даже города на острове не имели оборонительных стен. Именно здесь придумали шпангоуты - своеобразные ребра корпуса и днища, у кораблей появляется твердый каркас.

Египтяне испокон веков использовали естественную транспортную артерию реку Нил. С незапамятных времен по нему ходили плоты из связок папируса, приводившиеся в движение шестом или веслами и служившие как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. Чтобы поймать ветер, египтяне использовали узкий длинный парус, который, впрочем, уже во II тысячелетии до нашей эры сменяется низким и широким. Были в их речном флоте и понтоны>, грузоподъемностью до 200 тонн, и корабли представительского класса, для парадных выездов фараона.

Несмотря на то, что египтяне никогда не были фанатами моря, тем не менее они на своих папирусных суденышках могли выходить в Атлантику. В этом был убежден Тур Хейердал. Он считал, что предки индейцев Америки пришли не через Берингов пролив, а приплыли из Египта через океан. И указывал на сходство обычаев (мумифицирование), архитектуры (пирамиды), письма (клинопись) и этнических особенностей. В 1969 - 1970 годах ученый совершает поход на папирусных лодках "Ра" и "Ра - 2", построенных по древним чертежам, направляясь из финикийского порта Сафи (Марокко) в Америку. Это были суденышки длиной 15 метров и 12 метров соответственно, из пачек папируса, связанные единым канатом в несколько сот метров длиной, с высоко поднятыми носом и кормой. Следует отметить, что "Ра" потребовала доработки конструкции и уже в модифицированном виде как "Ра - 2" пересекла Атлантику в самом широком месте и через 57 дней прибыла в Бриджтаун, столицу Барбадоса, тем самым доказав способность древних судов к дальним океанским переходам.

Данные океанологии и метеорологии, находки археологов и экспериментальные плавания на судах, построенных по древним образцам, подтверждают, что еще в глубокой древности наши предки на примитивных лодках активно осваивали океанские просторы, открывали и колонизировали, вольно или невольно, другие континенты.

На фоне современных океанских лайнеров, оснащенных суперновыми технологиями навигационного и механического оборудования, в легкой дымке морских просторов тают еле различимые контуры папирусной лодчонки, отчаянно и упрямо преодолевающей очередную океанскую волну, ведомую по безбрежной водной стихии лишь навыками поколений мореходов и особым морским чутьем капитана...

originof.ru

Мореплавание в Древнем Египте. Хейердал - MAEOTIS

Никто точно не знает, когда человек впервые воспользовался ветром для движения судна. Паруса появились сначала на Ниле. Древнейшее изображение нильской парусной лодки имеется на вазе, относящейся примерно к 3200 г. до н. э. В Древнем Египте было мало деревьев, пригодных для строительства судов, поэтому лодки там делали из стеблей папируса, которые собирали в связки и уплотняли смолой. Вероятно, этим можно объяснить, что более поздние деревянные египетские лодки окрашивались в зеленый цвет всех оттенков. Однако довольно часто применялись также желтый и голубой цвета. 

Основные характеристики: длина — 14 м; ширина — 3,8 м. 

Изображения самых ранних морских судов известны по барельефам в царской гробнице, относящейся примерно к 2500 г. до н. э. Египетские суда строились из кедра, акации или акантуса способом «встык» — без шпангоутов. Корпус упрочнялся толстым канатом, который протягивался от носа до кормы и поддерживался вертикальными стойками. Канат натягивался стержнем-закруткой, вставлявшимся между его прядями. Этот способ применялся на протяжении всего следующего тысячелетия. Движителем при попутном ветре служил узкий четырехугольный парус, растягивавшийся на двуногой заваливавшейся мачте, а во время штиля или при встречном ветре — весла. Для управления судном применялись также весла-рули — по три с каждого борта. 

Основные характеристики: длина — 34 м; ширина — 9,2 м. Окраска: корпус — светло-голубой; фальшборт, египетский крест на ахтерштевне — темно-красные; парус — светло-красный; форштевень, ахтерштевень — кремовые; палуба, рей, мачта, рулевые весла, опорные стойки — естественный цвет древесины. 

vm.msun.ru 

Египетский корабль из папируса — один из самых древних в мире. Поначалу он представлял собой всего лишь папирусный плот, а приблизительно к 3500-му году до н. э. это уже был корабль. Использовали его почти исключительно для плаваний по Нилу. Его нос и корма были специально приподняты, чтобы легче было перетаскивать через отмели. Но, предусмотрев возможность еще выше поднимать нос и корму при помощи тросов, египтяне со временем стали выходить на этих кораблях в море. 

Египетские парусники строили, связывая папирусные пачки, причем снаружи располагали самые толстые из них. Парус был квадратный, полотняный или из папируса. Он держался на двух реях, связанных в одну длинную, которая крепилась на двуногой мачте. При движении вниз по Нилу ветер был всегда встречным, а при движении вверх приходилось преодолевать течение, так что парус был полезен. Плоты и суда этого типа используют в Восточной Африке, в Персидском заливе и в Южной Америке по сей день. 

Модель древнеегипетской папирусной лодки.

istorya.ru 

Море с соленой водой, по суеверным египетским воззрениям, воспрещавшим употребление в пищу морских рыб и морскую соль, представлялись царством злого духа Тифона и внушало ужас, поэтому до воцарения более свободомыслящего фараона Псамметиха (664-664 до н.э.) египетская мосркая торговля была лишь пассивной. С другой стороны, Нил со своими рукавами, служивший естественным путём сообщения, немало способствовал тому, что в Египте, старейшей по культуре стране, очень рано и в широких размерах развилось речное судоходство. 

На мелководных речных протоках с незапамятных времен использовались легкие плоты с приподнятыми оконечностями, составленные, за недостатком леса, из связок папируса. Они приводились в движение шестами и служили для перевозки людей и животных, даже быков, и для доставки товаров на рынки. Одно из изображений такого плота относится к царствованию VI династии (середина III тыс. до н.э.). 

Строительство лодки в Древнем Египте

Первые деревянные суда появились в Египте на рубеже IV-III тыс. до н.э. Египтяне уже имели несколько довольно совершенных в техническом отношении типов судов, как, например, служившие для перевозки людей плоскодонные суда, длиною в 10-16 метров, ходившие под веслами и под парусом. За неимением достаточно прочных рангоутных деревьев, вместо мачты служили двуногие козлы с горизонатальным коротким реем, на котором крепился узкий высокий парус.

Помимо паруса, для движения служили также ланцетовидные весла, числом от 8 до 26 с каждого борта; для управления судном использовались от 2 до 5 весел с каждой стороны в корме. На судах, предназначавшихся для дальних переходов, имелись сплетенные из тростника каюты. Численность команды доходила да 70 человек. Крупнейшие из этих судов имеют сходство с судами правителя Уганды Мтеса на озере Виктория, описанными Стенли в его книге "Через Черный материк", выпущенной в 1878 г., то есть более чем на 4600 лет позднее. 

По конструкции египетские корабли во многом напоминали более ранние нильские тростниковые суда или плоты. Единственным пригодным для кораблестроения деревом в Египте была акация, дерево твердое и волокнистое, из которого нельзя получить длинных досок. Короткие отрезки дерева скреплялись между собой постредством врезок и шпунтов (Геродот поэтому сравнивал обшивку египетских судов с кирпичной кладкой), корпус для большей прочности обтягивлся тросами. Борта завершались планширом, на уровне планшира крепились бимсы. Эти бимсы и стрипгер, проходивший от носа к корме непосредственно под ними, придавали корпусу дополнительную прочность. Шпангоуты отсутствовали. Натянутый трос между высоко поднятыми носом и кормой помогал удерживать их в таком положении. Киль как таковой отутствовал - его заменяла продольная килевая планка, а двойная мачта, стоявшая ближе к носу, опиралась на борта, как у тростниковых судов, дно которых не могло дать надежной для неё опопры. 

Древнейшие египетские деревянные суда были найдены недавно в Абидосе, в погребениях начала первой династии - время царей Аха (Менеса) или Джера, около 3000 г. до н.э. В отличие от судов эпохи IV династии из Гизы, они были захоронены в собранном виде. В длину они достигали 20-30 метров, доски обшивки, как и предполагалось, скреплялись тросами, щели между ними законопачивались волокнами папируса. 

Имеются также сведения о первых дальних плаваниях древних египтян. Ещё в 2300 г. до н.э. из гавани Левкос Лимен (ныне Козейр), где кончалась дорога, ведущая к Красному морю из Коптоса на верхнем Ниле, плавали в сказочную страну Пунт. Более точные сведения о морском деле в древности дают нам надписи и изображения в фиванском храме Дейр эль-Бахри, посвященные экспедиции, посланной в Пунт через Красное море, царицей Хатшепсут (1479-1458 до н.э.) около 1470 г. до н.э. 

Корпуса изображенных на них кораблей имеют более изящные очертания, они имеют кормовую и носовую палубы с фальбортом; форштевень прямой, ахтергтевень плавно изогнут и завершается бутоном лотоса. Концы палубных бимсов пропущены сквозь обшивку, что придавало конструкции большую прочность. Отпала необходимость опоясывать корпус судна тросом. Мачта более низкая, чем на более ранних судах, количество штагов сократилось, но парус, как и на речных судах того времени, широкий и низкий. 

Уже после 1400 г. до н.э. египетское судостроение претерпело значительных изменений и развивалось в рамках общей средиземноморской традиции, где тон задавали сперва Крит, а затем финикийцы и греки. Груз, привозимый из страны Пунт, состоял из золота, серебра, слоновой кости, черного и других ценных пород дерева, живых благоухоющих растений в кадках, благовонной смолы, леопардовых шкур, женщин, детей и павианов двух пород. Однако идут споры, были ли матросы египтянами или финикийцами. За финикнийцев говорит то обстоятельство, что среди фресок недавно открытой в Финах гробницы, относящейся к той же эпохе, есть изображения тех же судов, но с финикийской командой. Возможно, что это были наёмники, подобные финикийцам-наёмникам тирского царя Хирама, совершивших спустя 600 лет поход на кораблях Соломона в страну Офир и вернувшимся оттуда с подобной же добычей. Спустя 1000 лет царь Нехо снаряжает флотилию для обхода кругом Африки, и команда набирается сново из финикийцев. Хотя к этому времени египтяны по идее уже должны были избавитсьяот страха перед морем, под воздействием греческого влияния, проникшего в Египет при царе Псамметихе. Египтяне предоставляли свою морскую торговлю тем же финикийцам. 

piratghostship.narod.ru 

Изображения кораблей в Древнем Египте

Тур Хейердал (род. 6 октября 1914, Ларвик, Норвегия, ум. 18 апреля 2002, Колла Микери, Италия) впервые привлек к себе внимание экспедицией на "Кон-Тики"в 1947, когда попытался доказать возможность контактов между Южной Америкой и Полинезией. 

Тур Хейердал

В 1969 и 1970 годах он предпринял экспедиции на лодках "Ра" и "Ра 2", получивших название по имени египетского бога солнца и построенных из папируса, чтобы доказать возможность контактов между Древним Египтом и Америкой. 

В Африке еще сохранилась технология производства папирусных лодок. Подобные же лодки делают и в Боливии. 

 Современые папирусные лодки на озере Чад, Республика Чад, Африка, папирусные лодки на озере Титикака, Боливия, Южная Америка. 

Примеры додинастических наскальных изображений папирусных лодок, некоторые из них показаны с парусами.(Landstrom, Ships of the Pharaohs, 1972, p.16.) 

Модель лодки Хейердала.

Хейердал купил 15 тонн папируса в Эритрее (египетский ныне слишком мелок), нанял судостроителей из Чада и они выполнили его заказ, построив 15-метровую лодку. 

Хейердал отправился в путь не из египетского, а из финикийского порта Сафи в Марокко и поднял флаг Объединенных наций, имея в команде 7 человек из семи стран. Одним из них был русский врач Юрий Сенкевич. Локдка прошла 5 000 км (2 700 морских миль) за 56 дней, и команда была вынуждена покинуть ее в 500 милях от острова Барбадос. 

Ра 1

В конструкцию пришлось внести поправки - корма не была задрана достаточно высоко, кроме тгого, чтобы лодка не рассыпалась, надежнее было связывать ее единым канатом в несколько сотен метров длиной. Так папирус мог противостоять штормам. 

Ра 2

Через 10 месяцев у Хейердала была готова меньшая - 12 м длиной - "Ра 2". Этот парусник пересек Атлантику в самом широком месте (6 100 км - 3 270 морских миль) за 57 дней и доставил путешественников в Бриджтаун, столицу Барбадоса. 

Конструктивно "Ра-2" строился из коротких пачек папируса. Длинные тяжи гораздо меньше впитывают воду. "Ра-2" создавали боливийские индейцы, живущие на озере Титикака. Они с древности и до сих пор плавают на таких камышовых судах, называя их "тоторас". В настоящее время "Ра-2" находится в музее в Осло, рядом со знаменитым "Кон-Тики". 

Обложка журнала "National Geographic".

Таким образом было доказано на практике, что папирусные лодки древности могли использоваться для межконтинентальных контактов. Однако трудно считать, что такие плавания могли бы быть регулярными. 

Позднее Хейердал предпринял еще одну экспедицию - на "Тигрисе". 

Экипаж "Тигриса". В центре внизу Тур Хейердал и Юрий Сенкевич. 

Из интервью Ю. Сенкевича. 

Когда Хейердал взял в свою первую экспедицию семь человек из разных стран, то мы (участники) даже шутили: всякой твари есть по паре. Потому что на лодке были не только мы - люди, была еще у нас и обезьянка, был селезень, потом, уже в океане, залетел к нам голубь, который, как известно, в путешествии на настоящем Ноевом Ковчеге тоже принимал участие. 

Если прибегать не к мистическим, а мифологическим (не решаюсь сказать: библейским) аналогиям, то, безусловно, Хейердал хотел как бы продемонстрировать миру следующее: неважно какого цвета кожа у человека, какую религию он исповедует, какой он национальности или олитической ориентации, - если все целеустремленно объединены одним общим делом, то могут жить в дружбе и согласии, могут решать любые проблемы и вопросы. Так и оказалось в результате. 

А какой у тебя цвет кожи, араб ты или еврей, коммунист или апиталист, - это не имеет абсолютно никакого значения. Эти "вопросы" снимаются прежде всего условиями, в которых люди находятся, во-вторых - общим важным и нужным делом. Люди понимают, что все остальное несущественно. Если ты белый, но при этом ничего не можешь и к тому же трус, то тебя просто перестанут уважать, а будут уважать черного, который этими качествами обладает. На первое место здесь, в экстремальной ситуации, всегда выступают чисто человеческие качества: профессионализм, смелость, ловкость, сила, умение жить в одном коллективе, умение ладить... 

Хейердал

Конечно, Хейердал в своей экспедиции ставил цели прежде всего научные, он хотел доказать мировой общественности, всем людям, что на такого типа папирусных судах можно было в древности переправляться через океан. Но попутно, хорошо зная мир, и то, что в мире происходит в политике, в экономике, будучи человеком пацифистских настроений (Хейердал - участник Второй мировой войны), он хотел продемонстрировать миру, как важно, чтобы люди жили в мире и согласии. И это придавало экспедиции какое-то дополнительное общественное звучание.

Тур Хейердал.

meotis.livejournal.com