Сообщение культура древнего рима. Доклад: Культура Древнего Рима 2 Античная культура
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Доклад: Культура Древнего Рима. Сообщение культура древнего рима


Культура Древнего Рима

Государства, возникшие на поздней, эллинистической стадии истории Древней Греции, просуществовали недолго. Во II—Iвв. до н. э. большинство из них было завоеваноРимом. С тех пор центром античной культуры становится Апеннинский полуостров (где расположена современная Италия). Общая же протяженность римского государства была превосходящей воображение. В эпоху империи в ее состав входили Северная Африка (включая Египет и современный Тунис), острова Средиземноморья, на Востоке — территории современных Греции, Македонии, Болгарии, Турции, частично Ирака, Сирии, Ирана, Азербайджана, Армении, Грузии. Севернее и западнее Италии, Риму принадлежали современные Франция, Испания (лат. — удаленная), Англия (Альбион). Известно также, что греческие поселения (перешедшие к Риму) находились на территории нашей Кубани (Горгиппия) и Крыма (Херсонес, Понтикапей). К берегам Колхиды (нынешней Грузии) плыли зазолотым руномлегендарныеаргонавты. Эти земли, разделенные на 50 провинций, «поместий римского народа», управлялись наместниками императора, платя налоги, устанавливаемые на 15-летний срок.

Унаследовав (точнее захватив) и расширив территорию Древней Греции, Рим унаследовал также ее культуру, вместе с тем значительно преобразив ее.

Первыми, кто на Апеннинах испытал влияние греков, были этруски, народ, чье происхождение не слишком ясно до сих пор. Не расшифрован и их язык. Светловолосые, голубоглазые, слегка горбоносые, не похожие ни на итальянцев, ни на североевропейцев, потомки этрусков и сейчас изредка встречаются в Италии, словно сойдя с древних ваз. В I тысячелетии до н. э. уже этруски создали федерацию городов-государств. Их города, с каменными зданиями и стенами, также отличались четкой планировкой улиц, перпендикулярных друг другу и ориентированных по сторонам света. Этруски первыми стали возводить купольные своды, опирающиеся на клиновидные балки. Именно этруски прославилисьпортретом, который известен сегодня под названиемримского. Этруски же передали римлянам цифры, опять же известные как римские. Переняв многие черты греческой культуры, включая мифологию и религию, этруски передали ее италийским городам.

История Рима, крупнейшего из них, отсчитывается с 753 г. до н. э. По преданию, основателей городаРомулаиРемавскормилакапитолийская волчица, особо почитаемая среди других животных. Предание говорит также о том, что Рим возник благодаря беглецам из разрушенной ахейцами Трои, которые «сожгли свои корабли», чтобы поселиться на семи холмах рядом с этрусками, латинами и сабинами. Сохранились сведения, что из семи царей, правивших в Риме, три последних были этрусского происхождения. При них город был обнесен каменной стеной, проведенаканализация, построен первыйгладиаторский цирк.

Конец этрусской истории Рима относят к 510 г. до н. э., когда был свергнут народным восстанием последний из его царей, Тарквиний Гордый (534/533—510/509). После этого Рим становится республикой с весьма жесткой формой рабовладения, начав широкую экспансию на соседние регионы.

Вскоре последовал захват греческих городов Южной Италии, а затем и вовсе превращение Греции и Македонии в римские провинции. Победой закончилась и затяжная война Рима с Карфагеном. Подчинив себе греков, римляне подчинились их культуре, значительно более высокой. Правда, римские боги, сохранив все от греческих, получили новые имена. Зевс стал Юпитером, Посейдон —Нептуном, Аид —Плутоном, Арес —Марсом, Гера —Юноной, Афина —Минервой, Гефест —Вулканом, Гермес —Меркурием, Артемида —Дианой. Не нашлось преемника Аполлону, культ которого был перенят гораздо раньше, вVв. до н. э. Зато появилось новое, весьма почитаемое в Риме божество — двуликийЯнус, одно лицо которого было доброжелательным и открытым, второе — грозным и темным, одно обращено в прошлое, другое — в будущее. Янус был божеством входов и выходов, изображаясь с ключами от Нового года, который он отпирал рукой с 365 пальцами. Появилось и множество богов с узкими функциями:Веруактор(ведающий пропашкой),Репаратор— обновитель,Иппорциатор— создающий борозды и т. д. Были также бог первого детского крика, первого произнесенного слова, отнятия младенца от груди…

Римляне возводили храмы Победе (Виктории), Удаче (Фортуне), Страху (Pavor), богиням силы (Valentia), Справедливости (Justitia), Верности (Fides), Согласия (Concordia). Необычную роль в римском пантеоне богов выполнялГений, символизирующий вдохновение и стремления.

Под сильным влиянием Греции развивалась и римская литература. Первыми книгами на латинском языке оказались переводы с греческого, первым римским поэтом стал вольноотпущенный греческий рабЛивий Андроник, создавший поэтические переводы «Одиссеи», греческих трагедий и комедий. Он же писал музыку и руководил хором. В Риме хоровое пение постепенно уступило место сольному.

Подлинно римским писателем может считаться Плавт(сер.IIIв. — 184 до н. э.), автор 130 комедий на сочном латинском языке и с сочным простоватым римским юмором. В них герои с греческими именами переносят в греческие по названиям города римские реалии. Большой популярностью пользовались также комедииТеренция(ок. 195—159).

К Iв. до н. э. относится возникновение римскойпоэзии. Мастером лирической поэзии был Катулл (ок. 87—ок. 54). Особое место принадлежит изложенному в поэтической форме философскому произведению «О природе вещей», в которойТит Лукреций Кар(1-я пол.Iв. до н. э.) излагает учение Эпикура, дает новые обоснования атомистической теории. «Только в луче солнечного света нам становятся видимы многочисленные мельчайшие пылинки, подобно этому свет разума высвечивает атомы», — говорится в поэме Лукреция.

Славу римской литературе принесли поэты Вергилий(70—19 гг. до н. э.) — поэмой «Энеиды»,Гораций(65 г. до н. э. — 8 н. э.),Овидий Назон(43 г. до н. э. — 18 н. э.), автор «Метаморфоз»,Апулей(р. 124 г. н. э.), автор «Золотого осла»,Петроний(?—66 г. н. э.),Лукиан(120—190 гг.).

Первое прозаическое произведение на латыни — труд Катона Старшего(243—149) «О сельском хозяйстве». Он же затем написал «Историю Рима». «Историю Рима от основания города» проследилТит Ливий(59 до н. э. — 17 н. э.). Здесь, в частности, описывается, как первые римляне для пополнения женского населения города захватывали сабинянок, которые, как оказалось, не слишком этому противились. Их именами были названы 30 курий (родовых политических объединений Рима), а сыны их стали именоватьсяпатрициями, то есть имеющими отцов. Рожденные же позже были ужеплебеями— безотцовщиной. В Риме же возникло понятиепролетариат(отproles— обладающие только потомством). Борьба патрициев и плебеев длительное время определяла историю Рима.

Значительные труды в области историографиисоздали такжеПлиний Старший, Иосиф Флавий, Тацит(ок. 58 — ок. 117). В равной мере греческим и римским историком считаетсяПлутарх(род. в 40-х гг.Iв. н. э. — ум. в промежутке 140—150 гг.), автор «Сравнительных жизнеописаний» Александра и Цезаря, Демосфена и Цицерона, «Наставлений» — «В государственных делах», «Супругам», «О болтливости», «О сребролюбии», «О любопытстве». Автором своеобразной историко-географически-религиозной энциклопедии, «Древности дел божеских и человеческих» былВаррон(116—27 гг. до н. э.).

Римская философия в наибольшей степени унаследовала эпикуреизмистоицизм. Основными представителями последнего былиСенека(ок 4 до н. э. — 65 н. э.), автор «Нравственных писем к Луцилию» и «Естественно-научных вопросов», и император-философМарк Аврелий(121—180), автор знаменитых «Размышлений». К философам в полной мере может быть отнесен и живший раньше нихЦицерон(106—43), выдающийся государственный деятель, юрист, писатель, знаменитый оратор.

Следует заметить, что римская философия, даже в наиболее выдающихся своих образцах в лучшем случае следовала древнегреческой, в какой-то степени продолжала или возрождала некоторые ее идеи (атомизма, гуманизма), не создав, однако, ничего действительно нового. Объяснение этому следует искать прежде всего в отчетливо практической направленностиримской культуры, подчеркнутым образом отмежевывающейся от греческой созерцательности, абстрактной утонченности греческого мышления. В этом смысле вполне характерна та метаморфоза, которую претерпели в Риме «Семь свободных искусств». Если вIв. сохранились все семь, с добавлением архитектуры и медицины, то затем стали беспощадно исключаться изящные искусства, «побуждающие скорее мечтать, чем действовать». Девизом образования стала «польза», причем скорее в узко-практическом смысле — обеспечения военной и политической карьеры. КVвеку даже медицина и архитектура были исключены из списка основных дисциплин. Риторические диспуты, внешне сохраняя форму греческих, могли сделать темой прославление… мухи. Основной подготовкой становилась военная, проводимая в легионах. Ремесло педагога стало считаться даже унизительным.

К этому Рим пришел уже в эпоху неминуемого кризиса, в период же расцвета империи большое значение придавалось государственной системе образования, обосновывалась идея высшего образования.

Выдающимся достижением римской культуры явилось право. Древнейший письменный свод римского права — «Законы 12 таблиц» возник уже вVв. до н. э. (451—450 гг.). Плита с их текстом была уничтожена при нападении галлов на Рим в 387 г. до н. э. Тем не менее уже воIIв. до н. э. появились серьезные исследования в области юриспруденции, вIв. до н. э. существовала в значительном количестве юридическая литература. ВVIв. нашей эры римское право окончательно оформилось в виде «Свода гражданского права» (Corpusjuriscivilis), созданного при византийском императореЮстиниане I. Этот универсальный и тщательно разработанный свод и сейчас лежит в основе наиболее развитых правовых систем.

Практицизмримской культуры нашел выражение в интенсивном развитиинаукиитехники. Центрами науки были Рим, Афины, Александрия, Карфаген. Появились серьезные трактаты-исследования в области географии (Страбона,Птолемея), сводом знаний в географии, ботаники, зоологии, минералографии была «Естественная история»Плиния Старшего(23/24—79). Знаменитым врачом былГален(130—200), производивший опыты по изучению дыхания, деятельности головного и спинного мозга. Непререкаемый авторитет на века приобрела геоцентрическая системаПтолемея.

Исключительные успехи были достигнуты в градостроении. Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, широко применяя столбы, арки и своды, уже воII—Iвв. до н. э. стал применятьсябетон. Римские мосты и дороги сохранились по сей день во многих странах мира. Поэт не преувеличивал, когда писал, что «в наши дни вошел водопровод, сработанный рабами Рима». По технически совершенной системеакведуковчистейшая вода самотеком поступала в Рим. Рим и сегодня — один из немногих городов мира, где воду (холодную и вкусную) можно пить прямо из фонтанчиков, повсеместно установленных в городе. Дно фонтана Треви постоянно усеяно монетками туристов, которые хотят верить, что они вновь приведут их в этот удивительный город. В Риме действовали общественные бани —термы.

Поразительна и архитектураВечного города. Рим совсем не похож на другие итальянские города — больше всего потому, что его архитектура изначально была призвана подавлять человека, подчеркивать его ничтожество. Даже сейчас становится не по себе на арене и трибунах развалившегося и растасканного по камнямКолизея. Можно представить, что испытывали рабы, бившиеся насмерть на его арене, и какие дикие страсти кипели на его трибунах. «Хлеба и зрелищ» — вот что нужно было плебсу, как это заметил Цицерон. Колизей, между тем, вмещал 50 тысяч зрителей, намного меньше 185 тысяч не сохранившегося вовсеБольшого Цирка(CircusMaximus). Гладиаторские бои стали практиковаться в Риме с 264 г. до н. э. как подражание этрусским похоронным обрядам с обязательными жертвоприношениями, и лишь позже превратились в дикое развлечение.

Одновременно с Колизеем (I—IIвв. н. э.) был построен также грандиозныйПантеон, Храм Всех богов, купол которого имеет в диаметре 43,5 м. Большого размаха достигло возведениетриумфальных арокиколонн, впечатляющих даже своими руинами. Их строительство преследовало прежде всего политические цели, подчеркивая могущество Рима. Так, 30-метровая колонна императора Траяна дополнялась спиралевидным фризом длиной в 200 (!) метров с изображением его подвигов. Характерно, что архитектуру в подобном духе пытался возродить в ХХ в. главарь итальянских фашистов Б. Муссолини.

Победителям в военных походах сенатом назначался «триумф» (если уничтожено было более 5 тысяч солдат противника). ИмператораТита Флавия Веспассиана(39—81), покорителя Иудеи и разрушителя Иерусалима, встречала 100-тысячная толпа восторженных римлян, триумфа удостоился иЮлий Цезарь. Триумфальные шествия направлялись кКапитолию— стоящему на холме культовому центру Рима с храмом трех богов. Вслед за сенаторами везли военныетрофеитриумфатора, а уже за ними следовал на колеснице одетый в пурпур с золотом, с лавровым венком на голове сам герой. Менее впечатляющие победы отмечались «малым триумфом» —овацией.

Даже скульптураипортрет, где римское искусство достигло подлинных художественных высот, в наибольшей степени были направлены на прославление Рима и его выдающихся граждан —полководцев, правителей, философов. Превосходны в этом роде бюсты Цезаря и Цицерона, скульптурные портреты «Брут», «Оратор». Достоянием мировой культуры являются образцы римской живописи и мозаики, сохранившиеся под многометровым слоем пепла в городахПомпея, Геркуланум, Стабия, погибших при извержении Везувия в 76 г. н. э.

Государство, делающее упор на завоевания, обречено на разрушение. В конце IIвека н. э. в Риме начинается всеохватывающий и непреодолимыйкризис. Бурный технологический рост сопровождался столь же стремительным нравственным упадком. Неистовые оргии составляли образ жизни не только извращенных деспотов-правителей —Калигулы, Нерона, Суллы, но и большинства патрициев. Пошатнулось и военное, и политическое могущество Рима. После смерти императора Феодосия в 395 году произошел распад Рима наЗападную(павшую уже в 476 г.) иВосточную,Византийскуюимперию, просуществовавшую до захвата Константинополя турками в 1453 г. Наследницей первой из них провозгласила себя, уже в 962 г., так называемая Священная Римская империя, во главе с германским королем ОтономI. В большей степени преемницей античной культурной традиции стала Византия, сумевшая привить ее кхристианской религии.

studfiles.net

Доклад - Культура Древнего Рима 2 Античная культура

План

Введение

Мифология Древнего Рима

Архитектура Древнего Рима

Искусство Древнего Рима

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Античная культура и цивилизации развивались в рамках истории «вечного Рима» — государства, прошедшее путь от крестьянской общины на р. Тибр до мировой державы – владыки всего мира. Наивысшего расцвета нтичная культура достигает во времена Римской цивилизации.

Более двадцати веков (VII в. до н.э.- V в. н.э.) существовала Римская культура, которая была явлением более сложным, чем греческая. Рим, позже Греции, появился на арене мировой истории и был столицей необъятной империи, захватившей все территории вокруг Средиземноморья. «Все дороги ведут в Рим» — говорит пословица, так как со всего света сюда стремились путешественники, торговцы…

Рим оказал своё влияние на покоренные им эллинистические территории. Таким образом, формировался синтез греческой и римской культур, результатом которого стала позднеантичная греко-римская культура (I-V вв. н.э.), лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств.

Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы — от Британских островов до Египта. Римское искусство — высшее достижение и итог развития древнего искусства, так как его создавали не только римляне, но покоренные ими народы: древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии, иногда стоявшие на более высокой ступени культурного развития.

Как мы видим, Рим распространил свою власть не только на земли соседей, но и на прилегающие обширные страны. Уже тогда, в древности, современники искали объяснения этим впечатляющим достижениям: историки и поэты находили их причины главным образом в силе римского оружия и героизме римлян. Но что же тогда послужило причиной распада великой державы, только ли нашествие варваров? Не сыграли ли здесь какой либо роли культурный аспект?

В своей работе я хотела бы проследить за основными направлениями развития римской культуры и выделить в ней ряд особенностей. Также в ходе анализа попытаться определить, насколько велико было влияние культур завоеванных стран.

Мифология Древнего Рима

Об этапах развития Римской мифологии существует несколько мнений. Некоторые историки за основу берут книги жрецов «Индигитаменты», где говорится о том, что в мире существуют лишь безличные вредоносные или благодетельные силы — нумина (numina), свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям. Первоначально боги представали в виде символов: Юпитер — камень, Марс — копье, Веста — огонь. Характерной чертой ранней стадии развития мифологии была неопределенность пола божеств (Палес), отразившаяся в наличии у некоторых из них мужских и женских ипостасей (Фавн — Фавна, Помон — Помона), в обращении к богам «бог или богиня». Согласно мнению части историков, мифы в Древнем Риме появились лишь под влиянием этрусской и греческой мифологии. Греки принесли в Рим своих антропоморфных богов и связанные с ними мифы, научили римлян строить храмы. Некоторые современные исследователи поставили под сомнение теорию нумина, приводя в качестве довода то, что «Индигитаменты» были созданы жрецами, а не народом. Многие из понтификов были юристами, которым была свойственна крайняя детализация явлений. Позднее этрусскому и греческому влиянию стали отводить меньшее значение, подчеркивая самобытность римской религии.

Древняя римская религия формировалась параллельно с процессом синойкизма общин, лежавшим в основе возникновения Рима, и боги отдельных общин сливались друг с другом. По мере вытеснения родовых связей соседскими, а родов фамилиями, главную роль стали играть культы фамилий, группировавшиеся вокруг Весты, ларов и пенатов. Наряду с ними существовали культы соседских общин — курий, культы всей римской гражданской общины, которые, однако, не были отгорожены друг от друга. Все они находились под контролем коллегии понтификов, оттеснившей жрецов-фламинов. Считалось, что совершаемое во благо общины служит и благу отдельных граждан, и наоборот. Боги делились на небесных, земных и подземных, но могли действовать во всех трех мирах. Миры богов, людей и мертвых были разграничены (право богов, fas, не смешивалось с правом человека, ius) и вместе с тем взаимосвязаны (люди не начинали ни одного важного дела, не узнав, как отнесутся к нему боги). Большую роль при этом играли авгуры и гаруспики, пояснявшие волю богов по полету и поведению птиц, внутренностям (особенно печени) жертвенных животных, удару молнии. Этой же цели служили книги Сивиллы, связанные с культом Аполлона и хранившиеся в тайне специальной коллегией жрецов. В случае угрожающих знамений жрецы по специальному постановлению сената искали в книгах указания как поступить. Считалось, что богов врага можно переманить на сторону Рима с помощью определенной формулы evocatio. С переходом в Рим богов италийских городов образы римских богов усложнялись. Когда Рим стал главой Латинского союза, он принял культы его богов Дианы Арицийской и Юпитера Латиариса. Центром культа в Риме, окончательно оформившимся как единый город, стал Капитолийский храм, а богом римской мощи и славы — Юпитер Капитолийский.

На дальнейшее развитие Римской мифологии оказали влияние три фактора: демократизация общества, обусловленная победой плебса, победоносная римская агрессия и знакомство с более развитыми культурами и религиями. Демократизация, сделавшая доступными для плебеев жреческие должности, ранее занимавшиеся только патрициями, не дала развиться касте жрецов. Высшим авторитетом стала сама гражданская община, что обусловило отсутствие религиозной догмы. Граждане обязаны были чтить богов, составлявших своеобразную часть их общины (отсюда распространенная впоследствии мысль о мире как великом городе людей и богов), но в праве были думать, говорить и писать о них что угодно, вплоть до полного их отрицания. Этика определялась не религией, а благом гражданской общины, одних награждавшей почетом, а других каравшей презрением. Почитаемое римлянами отвращение к сильной личной власти, к людям, поставившим себя над народом, исключало культ царей и героев, и, если таковой и существовал в древнейшее время (лары), то потом заглох. Своеобразным оправданием войн Рима, стоивших многих жертв, стал сложившийся миф о Риме как городе, основанном по предначертанию богов, предназначавших ему власть над миром, о римском народе как избранном богами (один из компонентов мифа о Риме — миф об Энее).

Заимствование греческих богов началось не позднее конца VI — начала V в.в. до н.э. с введения культа Аполлона, затем римляне стали знакомиться с греческими мифами и мистериями, посвященными Дионису, с греческими религиозно-философскими течениями. Интерпретируя мифы, государственные деятели стали претендовать на божественное происхождение (первым был Сципион Африканский), на особое покровительство божества (Сулла и Цезарь — на покровительство Венеры, Антоний — Геркулеса и Диониса), на уготованное их душам бессмертие и особое место в звездных сферах или полях блаженных. В провинциях распространился культ полководцев. Так был подготовлен императорский культ, начавшийся с обожествления Цезаря и Августа, а затем его преемников. Императоры отождествляли себя с богами, их жены — с богинями. С установлением империи «римский миф», в связи с отстранением народа от участия в государственных делах, утратой Римом его характера гражданской общины, начал терять свою популярность. Несомненная заслуга Древнего Рима, имевшего свою мифологию, в восприятии, популяризации и сохранении греческой мифологии, в превращении ее в греко-римскую. Большинство гениальных произведений греческих скульпторов человечество может видеть только благодаря их римским копиям; поэтические творения греческого народа были сохранены для нас римскими поэтами, многие мифологические сюжеты стали известны благодаря поэме Овидия «Метаморфозы».

Архитектура Древнего Рима

Архитектура Древнего Рима как самобытное искусство, сформировалось в период IV—I вв. до н. э. Памятники архитектуры Древнего Рима, даже в развалинах покоряют своей величественностью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало общественным сооружениям, рассчитанным на огромные количества людей: базилики, термы, театры, амфитеатры, цирки, библиотеки. В перечень строительных сооружений Рима необходимо включить и культовые сооружения: храмы, алтари, гробницы. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека.

Во всем древнем мире архитектура Рима не имеет себе равных по мастерству инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, размаху строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, каналы) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж, применили новые строительные материалы и несущие конструкции.

Не меньшее значение в развитии римской культуры имело искусство эллинизма с его архитектурой, тяготевшей к грандиозным масштабам. Но благородное величие и гармония, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место стремлению возвеличить власть императоров и военную мощь империи. Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений.

Разнообразие сооружений и масштабы зодчества в Древнем Риме значительно изменяются по сравнению с древней Грецией: возводится колоссальное количество огромных зданий. Все это потребовало изменения технических основ строительства. Выполнение задач с помощью старой техники стало невозможным: в Риме разрабатываются и получают широчайшее распространение новые конструкции — из кирпича бетона, позволяющие решать задачи перекрытия больших пролетов, во много раз ускорять строительство, и — что особенно важно — ограничить применение квалифицированных мастеров, переместив строительные процессы па плечи рабочих-рабов с низким уровнем. Примерно в IV в. до н. э. в качестве связующего материала начинают применять раствор, во II в. до н. э. сложилась новая технология возведения монолитных стен и сводов на основе растворов и камня-заполнителя. Был получен искусственный монолит путем смешивания раствора и песка с каменным щебнем под названием «римский бетон». Гидравлические добавки вулканического песка — пуццолана (по названию местности, откуда он вывозился) сделали его водонепроницаемым и крайне прочным. Это вызвало переворот в строительстве. Такая кладка выполнялась быстро и позволяла экспериментировать с формой. Римляне знали все преимущества обожженной глины, изготавливали кирпичи разнообразных форм, применяли металл вместо дерева для обеспечения пожаробезопасности зданий. Некоторые секреты римских строителей не разгаданы до сих пор, например, раствор «римская мальта» для химиков является загадкой и сейчас.

Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед. Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное монументальное обрамление проезда, торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий. Строительство триумфальных арок и колонн имело, прежде всего, политическое значение.

Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон. Это храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи. Главная часть Пантеона представляет собой круглый греческий храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма.

Базилика исполняла роль административного помещения, в котором римляне проводили большую часть дня. Вторая часть дня была связана с отдыхом и проходила в термах. Термы представляли собой сложное сочетание помещений, связанных с отдыхом, спортом и личной гигиеной. В них находились помещения для занятий гимнастикой и атлетикой, залы для отдыха, бесед, библиотеки, врачебные кабинеты, бани, бассейны, торговые помещения, сады и т.д.

Искусство Древнего Рима

Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют ввиду, когда говорят об «античном искусстве». Искусство Рима считают завершением художественного творчества античного общества. Правомерно утверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традиции эллинских, все же искусство древнего Рима — явление самостоятельное, определявшееся ходом и ходом исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян, и другими факторами.

Римское искусство как особое художественное явление стали изучать лишь в ХХ веке, по существу только тогда осознав всю его самобытность и неповторимость. И все же до сих пор многие видные антиковеды полагают, что история римского искусства еще не написана, еще не раскрыта вся сложность его проблематики.

--PAGE_BREAK--

В произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладали символика и аллегория. Соответственно пластические образы эллионов уступили у римлян место живописным, в которых преобладала иллюзорность пространства и формы — не только во фресках и мозаиках, но и в рельефах. Изваяния, подобные Менаде Скопаса или Нике Самофракийской, уже не создавались, зато римлянам принадлежали непревзойденные скульптурные портреты с исключительно точной передачей индивидуальных особенностей лица и характера, а также рельефы, достоверно фиксировавшие исторические события.

Римских мастеров в отличие от греческого, видевшего реальность в ее пластическом единстве, больше склонялся канализированию, расчленению целого на части, детальному изображению явления. Грек видел мир как бы сквозь все объединявшую и связывавшую воедино поэтическую дымку мифа. Для римлянина она начинала рассеиваться, и явления воспринимались в более отчетливых формах, познавать которые стало легче, хотя это же приводило к утрате ощущения цельности мироздания.

В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с иллюзорной трактовкой объемов и форм — фреска, мозаика, станковая живопись, слабо распространенные у греков. Архитектура достигла небывалых успехов как в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении.

Новым было у римлян и их понимание взаимосвязи художественной формы и пространства. Предельно компактные, концентрические в своей сущности формы классического Парфенона не исключали, а напротив, выражали открытость здания просторам, окружавшим Акрополь. В римской архитектуре, поражающей обычно своими ансамблевыми размахами, предпочтение отдавалось замкнутым формам. Зодчие любили псевдоперипетры с колоннадой, наполовину утопленной в стену. Если древнегреческие площади всегда были открыты пространству, подобно Агоре в Афинах или других эллинистических городах, то римские либо обносились, как форумы Августа или Нервы, высокими стенами, либо устраивались в низинах.

Важный фактор, воздействовавший на характер древнеримского искусства, — огромное пространство его поля действия. Динамичность и постоянное расширение территориальных рамок древнеримского искусства со включением в его сферу уже в V веке до н.э. этрусских, италийских, галльских, египетских и других форм, с особенным значением греческих, — не может быть объяснено только свойствами художественного римского потенциала.

Это процесс, связанный с развитием общеевропейского искусства, в котором римское начало играть роль особенную — интерпретатора и хранителя художественного наследия античной эпохи при одновременном выявлении собственно своих римских принципов. В римском горниле сплавлялись художественные различные ценности, чтобы в итоге появилась совершенно новая, не исключавшая, однако, традиций античности, средневековая эстетическая практика. От пиренейских берегов Атлантического океана до восточных границ Сирии, от Британских островов до Африканского континента племена и народы жили в сфере влияния художественных систем, которые диктовались столицей империи. Тесное соприкосновение римского искусства с местным искусством приводило к появлению своеобразных памятников. Скульптурные портреты Северной Африки поражают по сравнению со столичными экспрессивностью форм, некоторые британские — особенной холодностью, почти чопорностью, пальмирские — свойственной восточному искусству затейливой орнаментикой декоративных украшений одежд, головных уборов, драгоценностей. И все же нельзя не отметить, что к середине I тысячелетия н.э., в конце античности, в Средиземноморье дали о себе знать тенденции к сближению различных эстетических принципов, в значительной степени, определившие культурное развитие раннего средневековья.

Конец римского искусства формально и условно может быть определен падением Империи. Вопрос же о времени возникновения римского искусства весьма спорный. Распространение на территории Апеннинского полуострова в I тысячелетии до н.э. высокохудожественных произведений этрусков и греков способствовало тому, что только начинавшее формироваться римское искусство оказывалось незаметным. Ведь долгое время, с VIII до VI в.в. до н.э., Рим был небольшим поселением среди множества других италийских, этрусских и греческих городов и поселений. Однако даже из этого отдаленного прошлого, куда уходят истоки римского искусства, сохраняются фибулы с латинскими именами, цисты и такие монументальные бронзовые изваяния, как Капитолийская волчица. Вряд ли поэтому правомерно начинать историю искусства древнего Рима, как это иногда делают, с I в. до н.э., не учитывая хотя и небольшой количественно, но очень важный материал, который со временем, нужно думать, будет возрастать.

Периодизация римского искусства — одна из самых сложных проблем его истории. В отличие от принятой и широко распространенной периодизации древнегреческого искусства, обозначающей годы становления архаикой, время расцвета — классикой и кризисные века — эллинизмом. Историки древнеримского искусства, как правило, связывали его развитие лишь со сменами императорских династий.

Однако далеко не всегда смена династий или императора влекла за собой изменение художественного стиля. Поэтому важно определить в развитии римского искусства границы его становления, расцвета и кризиса, принимая во внимание изменение художественно — стилистических форм в их связи с социально — экономическими, историческими, религиозно-культовыми, бытовыми факторами.

Если наметить основные этапы истории древнеримского искусства, то в общих чертах их можно представить так: Древнейшая (VII — V вв. до н.э.) и республиканская эпохи (V в. до н. э.- I в. до н.э.) — период становления римского искусства. В этих широких временных границах медленно, часто в противоборстве с этрусскими, италийскими, греческими влияниями формировались принципы собственно римского творчества. Из-за недостатка вещественных материалов, весьма слабого освещения этого длительного периода в древних источниках дифференцировать более детально этот этап невозможно.

В VIII — V в.в. до н.э. римское искусство еще не могло соперничать не только с развитым художественным творчеством этруссков и греков, но, очевидно, и с достаточно отчетливо заявлявшей о себе художественной деятельностью италиков.

Расцвет римского искусства приходится на I -II вв. н.э. В рамках этого этапа стилистические особенности памятников позволяют различить: ранний период — время Августа, первый период — годы правления Юлиев — Клавдиев и Флавиев, второй — время Траяна, поздний период — время позднего Адриана и последних Антонионов. Времена Септимия Севера, как ранее Помпея и Цезаря, при этом, очевидно, следует считать переходными. С конца правления Септимия Севера начинается кризис римского искусства.

Тогда же возникло научно-эстетическое отношение к древнему наследию. И. Винкельман, в отличие от деятелей «антикварного» периода, выступил представителем просветительской философии своего времени, создателем истории древнего искусства. Правда, он еще относился к римскому искусству как к продолжению греческого искусства. В конце XVIII начале XIX в. Древнеримским искусством начали заниматься уже не частные лица, а государственные учреждения Европы. Финансировались археологические раскопки, основывались крупные музеи и научные общества, создавались первые научные труды о древнеримских произведениях искусства.

Попытки философского осмысления сущности и специфики древнеримского искусства были сделаны в конце XIX в. Ф. Викгофом и А. Риглем.

Ценным теоретическим исследованием явилась также книга О. Бренделя «Введение в изучение искусства древнего Рима», где рассмотрены различные точки зрения на древнеримское искусство от Ренессанса до наших дней.

Заключение

Искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени.

Список используемой литературы

Измайлов Г.В. История древних миров. Минск. «Эра». 1996.

История Рима. Под ред. Иванова А.Г. М. 1997.

Культура древнего мира. Учебное пособие. 1991.

Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 томах. М. Советская энциклопедия, 1987, 1988

Машкин Н.А. «История Древнего мира», Л., 1948

artclassic.edu.ru/

architecture-blog.info/arxitektura-drevnego-rima/

Ссылки (links): artclassic.edu.ru/

www.ronl.ru

Доклад - Культура Древнего Рима

План

 

Введение

Мифология Древнего Рима

Архитектура Древнего Рима

Искусство Древнего Рима

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Античная культура ицивилизации развивались в рамках истории «вечного Рима» — государства,прошедшее путь от крестьянской общины на р. Тибр до мировой державы – владыкивсего мира. Наивысшего расцвета нтичная культура достигает во времена Римскойцивилизации.

Более двадцати веков (VIIв. до н.э.- V в. н.э.) существовала Римская культура, которая была явлениемболее сложным, чем греческая. Рим, позже Греции, появился на арене мировойистории и был столицей необъятной империи, захватившей все территории вокругСредиземноморья. «Все дороги ведут в Рим» — говорит пословица, так как со всегосвета сюда стремились путешественники, торговцы…

Рим оказал своё влияниена покоренные им эллинистические территории. Таким образом, формировался синтезгреческой и римской культур, результатом которого стала позднеантичнаягреко-римская культура (I-V вв. н.э.), лежавшая в основе цивилизации Византии,Западной Европы и многих славянских государств.

Под Древним Римомподразумевается не только город Рим античной эпохи, но и все завоеванные имстраны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы — отБританских островов до Египта. Римское искусство — высшее достижение и итогразвития древнего искусства, так как его создавали не только римляне, нопокоренные ими народы: древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейскогополуострова, Галлии, Древней Германии, иногда стоявшие на более высокой ступеникультурного развития.

Как мы видим, Римраспространил свою власть не только на земли соседей, но и на прилегающиеобширные страны. Уже тогда, в древности, современники искали объяснения этимвпечатляющим достижениям: историки и поэты находили их причины главным образомв силе римского оружия и героизме римлян. Но что же тогда послужило причинойраспада великой державы, только ли нашествие варваров? Не сыграли ли здеськакой либо роли культурный аспект?

В своей работе я хотелабы проследить за основными направлениями развития римской культуры и выделить вней ряд особенностей. Также в ходе анализа попытаться определить, наскольковелико было влияние культур завоеванных стран.

МифологияДревнего Рима

Об этапахразвития Римской мифологии существует несколько мнений. Некоторые историки заоснову берут книги жрецов «Индигитаменты», где говорится о том, что вмире существуют лишь безличные вредоносные или благодетельные силы — нумина(numina), свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям.Первоначально боги представали в виде символов: Юпитер — камень, Марс — копье,Веста — огонь. Характерной чертой ранней стадии развития мифологии быланеопределенность пола божеств (Палес), отразившаяся в наличии у некоторых изних мужских и женских ипостасей (Фавн — Фавна, Помон — Помона), в обращении кбогам «бог или богиня». Согласно мнению части историков, мифы вДревнем Риме появились лишь под влиянием этрусской и греческой мифологии. Грекипринесли в Рим своих антропоморфных богов и связанные с ними мифы, научили римлянстроить храмы. Некоторые современные исследователи поставили под сомнениетеорию нумина, приводя в качестве довода то, что «Индигитаменты» былисозданы жрецами, а не народом. Многие из понтификов были юристами, которым быласвойственна крайняя детализация явлений. Позднее этрусскому и греческомувлиянию стали отводить меньшее значение, подчеркивая самобытность римскойрелигии.

Древняяримская религия формировалась параллельно с процессом синойкизма общин,лежавшим в основе возникновения Рима, и боги отдельных общин сливались друг сдругом. По мере вытеснения родовых связей соседскими, а родов фамилиями,главную роль стали играть культы фамилий, группировавшиеся вокруг Весты, ларови пенатов. Наряду с ними существовали культы соседских общин — курий, культывсей римской гражданской общины, которые, однако, не были отгорожены друг отдруга. Все они находились под контролем коллегии понтификов, оттеснившейжрецов-фламинов. Считалось, что совершаемое во благо общины служит и благу отдельныхграждан, и наоборот. Боги делились на небесных, земных и подземных, но моглидействовать во всех трех мирах. Миры богов, людей и мертвых были разграничены(право богов, fas, не смешивалось с правом человека, ius) и вместе с темвзаимосвязаны (люди не начинали ни одного важного дела, не узнав, как отнесутсяк нему боги). Большую роль при этом играли авгуры и гаруспики, пояснявшие волюбогов по полету и поведению птиц, внутренностям (особенно печени) жертвенныхживотных, удару молнии. Этой же цели служили книги Сивиллы, связанные с культомАполлона и хранившиеся в тайне специальной коллегией жрецов. В случаеугрожающих знамений жрецы по специальному постановлению сената искали в книгахуказания как поступить. Считалось, что богов врага можно переманить на сторонуРима с помощью определенной формулы evocatio. С переходом в Рим боговиталийских городов образы римских богов усложнялись. Когда Рим стал главойЛатинского союза, он принял культы его богов Дианы Арицийской и ЮпитераЛатиариса. Центром культа в Риме, окончательно оформившимся как единый город,стал Капитолийский храм, а богом римской мощи и славы — Юпитер Капитолийский.

На дальнейшееразвитие Римской мифологии оказали влияние три фактора: демократизацияобщества, обусловленная победой плебса, победоносная римская агрессия и знакомствос более развитыми культурами и религиями. Демократизация, сделавшая доступнымидля плебеев жреческие должности, ранее занимавшиеся только патрициями, не даларазвиться касте жрецов. Высшим авторитетом стала сама гражданская община, чтообусловило отсутствие религиозной догмы. Граждане обязаны были чтить богов,составлявших своеобразную часть их общины (отсюда распространенная впоследствиимысль о мире как великом городе людей и богов), но в праве были думать,говорить и писать о них что угодно, вплоть до полного их отрицания. Этикаопределялась не религией, а благом гражданской общины, одних награждавшейпочетом, а других каравшей презрением. Почитаемое римлянами отвращение к сильнойличной власти, к людям, поставившим себя над народом, исключало культ царей игероев, и, если таковой и существовал в древнейшее время (лары), то потомзаглох. Своеобразным оправданием войн Рима, стоивших многих жертв, сталсложившийся миф о Риме как городе, основанном по предначертанию богов,предназначавших ему власть над миром, о римском народе как избранном богами(один из компонентов мифа о Риме — миф об Энее).

Заимствованиегреческих богов началось не позднее конца VI — начала V в.в.до н.э. с введения культа Аполлона, затем римляне стали знакомиться сгреческими мифами и мистериями, посвященными Дионису, с греческимирелигиозно-философскими течениями. Интерпретируя мифы, государственные деятелистали претендовать на божественное происхождение (первым был СципионАфриканский), на особое покровительство божества (Сулла и Цезарь — напокровительство Венеры, Антоний — Геркулеса и Диониса), на уготованное их душамбессмертие и особое место в звездных сферах или полях блаженных. В провинцияхраспространился культ полководцев. Так был подготовлен императорский культ,начавшийся с обожествления Цезаря и Августа, а затем его преемников. Императорыотождествляли себя с богами, их жены — с богинями. С установлением империи«римский миф», в связи с отстранением народа от участия вгосударственных делах, утратой Римом его характера гражданской общины, началтерять свою популярность. Несомненная заслуга Древнего Рима, имевшего своюмифологию, в восприятии, популяризации и сохранении греческой мифологии, впревращении ее в греко-римскую. Большинство гениальных произведений греческих скульпторовчеловечество может видеть только благодаря их римским копиям; поэтическиетворения греческого народа были сохранены для нас римскими поэтами, многиемифологические сюжеты стали известны благодаря поэме Овидия«Метаморфозы».

АрхитектураДревнего Рима

АрхитектураДревнего Рима как самобытное искусство, сформировалось в период IV—I вв. до н.э. Памятники архитектуры Древнего Рима, даже в развалинах покоряют своейвеличественностью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, вкотором основное место принадлежало общественным сооружениям, рассчитанным наогромные количества людей: базилики, термы, театры, амфитеатры, цирки,библиотеки. В перечень строительных сооружений Рима необходимо включить икультовые сооружения: храмы, алтари, гробницы. В своих сооружениях римлянестремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека.

Во всемдревнем мире архитектура Рима не имеет себе равных по мастерству инженерногоискусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм,размаху строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты,дороги, каналы) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль ипейзаж, применили новые строительные материалы и несущие конструкции.

Не меньшеезначение в развитии римской культуры имело искусство эллинизма с его архитектурой,тяготевшей к грандиозным масштабам. Но благородное величие и гармония,составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место стремлениювозвеличить власть императоров и военную мощь империи. Отсюда масштабныепреувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений.

Разнообразиесооружений и масштабы зодчества в Древнем Риме значительно изменяются посравнению с древней Грецией: возводится колоссальное количество огромныхзданий. Все это потребовало изменения технических основ строительства.Выполнение задач с помощью старой техники стало невозможным: в Римеразрабатываются и получают широчайшее распространение новые конструкции — изкирпича бетона, позволяющие решать задачи перекрытия больших пролетов, во многораз ускорять строительство, и — что особенно важно — ограничить применениеквалифицированных мастеров, переместив строительные процессы па плечирабочих-рабов с низким уровнем. Примерно в IV в. до н. э. в качестве связующегоматериала начинают применять раствор, во II в. до н. э. сложилась новаятехнология возведения монолитных стен и сводов на основе растворов икамня-заполнителя. Был получен искусственный монолит путем смешивания раствораи песка с каменным щебнем под названием «римский бетон». Гидравлические добавкивулканического песка — пуццолана (по названию местности, откуда он вывозился)сделали его водонепроницаемым и крайне прочным. Это вызвало переворот встроительстве. Такая кладка выполнялась быстро и позволяла экспериментировать сформой. Римляне знали все преимущества обожженной глины, изготавливали кирпичиразнообразных форм, применяли металл вместо дерева для обеспеченияпожаробезопасности зданий. Некоторые секреты римских строителей не разгаданы досих пор, например, раствор «римская мальта» для химиков является загадкой исейчас.

Площади Римаи других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед.Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное монументальноеобрамление проезда, торжественное сооружение в честь военных побед и другихзнаменательных событий. Строительство триумфальных арок и колонн имело, прежде всего,политическое значение.

Самымзначительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон.Это храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народовимперии. Главная часть Пантеона представляет собой круглый греческий храм,завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникаетво внутреннюю часть храма.

Базилика исполнялароль административного помещения, в котором римляне проводили большую частьдня. Вторая часть дня была связана с отдыхом и проходила в термах. Термыпредставляли собой сложное сочетание помещений, связанных с отдыхом, спортом иличной гигиеной. В них находились помещения для занятий гимнастикой иатлетикой, залы для отдыха, бесед, библиотеки, врачебные кабинеты, бани,бассейны, торговые помещения, сады и т.д.

Искусство Древнего Рима

 

Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют ввиду, когда говорят об «античном искусстве». Искусство Рима считают завершением художественного творчества античного общества. Правомерно утверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традиции эллинских, все же искусство древнего Рима — явление самостоятельное, определявшееся ходом и ходом исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян, и другими факторами.

Римское искусство как особое художественное явление стали изучать лишь в ХХ веке, по существу только тогда осознав всю его самобытность и неповторимость. И все же до сих пор многие видные антиковеды полагают, что история римского искусства еще не написана, еще не раскрыта вся сложность его проблематики.

В произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладали символика и аллегория. Соответственно пластические образы эллионов уступили у римлян место живописным, в которых преобладала иллюзорность пространства и формы — не только во фресках и мозаиках, но и в рельефах. Изваяния, подобные Менаде Скопаса или Нике Самофракийской, уже не создавались, зато римлянам принадлежали непревзойденные скульптурные портреты с исключительно точной передачей индивидуальных особенностей лица и характера, а также рельефы, достоверно фиксировавшие исторические события.

Римских мастеров в отличие от греческого, видевшего реальность в ее пластическом единстве, больше склонялся канализированию, расчленению целого на части, детальному изображению явления. Грек видел мир как бы сквозь все объединявшую и связывавшую воедино поэтическую дымку мифа. Для римлянина она начинала рассеиваться, и явления воспринимались в более отчетливых формах, познавать которые стало легче, хотя это же приводило к утрате ощущения цельности мироздания.

В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с иллюзорной трактовкой объемов и форм — фреска, мозаика, станковая живопись, слабо распространенные у греков. Архитектура достигла небывалых успехов как в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении.

Новым было у римлян и их понимание взаимосвязи художественной формы и пространства. Предельно компактные, концентрические в своей сущности формы классического Парфенона не исключали, а напротив, выражали открытость здания просторам, окружавшим Акрополь. В римской архитектуре, поражающей обычно своими ансамблевыми размахами, предпочтение отдавалось замкнутым формам. Зодчие любили псевдоперипетры с колоннадой, наполовину утопленной в стену. Если древнегреческие площади всегда были открыты пространству, подобно Агоре в Афинах или других эллинистических городах, то римские либо обносились, как форумы Августа или Нервы, высокими стенами, либо устраивались в низинах.

Важный фактор, воздействовавший на характер древнеримского искусства, — огромное пространство его поля действия. Динамичность и постоянное расширение территориальных рамок древнеримского искусства со включением в его сферу уже в V веке до н.э. этрусских, италийских, галльских, египетских и других форм, с особенным значением греческих, — не может быть объяснено только свойствами художественного римского потенциала.

Это процесс, связанный с развитием общеевропейского искусства, в котором римское начало играть роль особенную — интерпретатора и хранителя художественного наследия античной эпохи при одновременном выявлении собственно своих римских принципов. В римском горниле сплавлялись художественные различные ценности, чтобы в итоге появилась совершенно новая, не исключавшая, однако, традиций античности, средневековая эстетическая практика. От пиренейских берегов Атлантического океана до восточных границ Сирии, от Британских островов до Африканского континента племена и народы жили в сфере влияния художественных систем, которые диктовались столицей империи. Тесное соприкосновение римского искусства с местным искусством приводило к появлению своеобразных памятников. Скульптурные портреты Северной Африки поражают по сравнению со столичными экспрессивностью форм, некоторые британские — особенной холодностью, почти чопорностью, пальмирские — свойственной восточному искусству затейливой орнаментикой декоративных украшений одежд, головных уборов, драгоценностей. И все же нельзя не отметить, что к середине I тысячелетия н.э., в конце античности, в Средиземноморье дали о себе знать тенденции к сближению различных эстетических принципов, в значительной степени, определившие культурное развитие раннего средневековья.

Конец римского искусства формально и условно может быть определен падением Империи. Вопрос же о времени возникновения римского искусства весьма спорный. Распространение на территории Апеннинского полуострова в I тысячелетии до н.э. высокохудожественных произведений этрусков и греков способствовало тому, что только начинавшее формироваться римское искусство оказывалось незаметным. Ведь долгое время, с VIII до VI в.в. до н.э., Рим был небольшим поселением среди множества других италийских, этрусских и греческих городов и поселений. Однако даже из этого отдаленного прошлого, куда уходят истоки римского искусства, сохраняются фибулы с латинскими именами, цисты и такие монументальные бронзовые изваяния, как Капитолийская волчица. Вряд ли поэтому правомерно начинать историю искусства древнего Рима, как это иногда делают, с I в. до н.э., не учитывая хотя и небольшой количественно, но очень важный материал, который со временем, нужно думать, будет возрастать.

Периодизация римского искусства — одна из самых сложных проблем его истории. В отличие от принятой и широко распространенной периодизации древнегреческого искусства, обозначающей годы становления архаикой, время расцвета — классикой и кризисные века — эллинизмом. Историки древнеримского искусства, как правило, связывали его развитие лишь со сменами императорских династий.

Однако далеко не всегда смена династий или императора влекла за собой изменение художественного стиля. Поэтому важно определить в развитии римского искусства границы его становления, расцвета и кризиса, принимая во внимание изменение художественно — стилистических форм в их связи с социально — экономическими, историческими, религиозно-культовыми, бытовыми факторами.

Если наметить основные этапы истории древнеримского искусства, то в общих чертах их можно представить так: Древнейшая (VII — V вв. до н.э.) и республиканская эпохи (V в. до н. э.- I в. до н.э.) — период становления римского искусства. В этих широких временных границах медленно, часто в противоборстве с этрусскими, италийскими, греческими влияниями формировались принципы собственно римского творчества. Из-за недостатка вещественных материалов, весьма слабого освещения этого длительного периода в древних источниках дифференцировать более детально этот этап невозможно.

В VIII — V в.в. до н.э. римское искусство еще не могло соперничать не только с развитым художественным творчеством этруссков и греков, но, очевидно, и с достаточно отчетливо заявлявшей о себе художественной деятельностью италиков.

Расцвет римского искусства приходится на I -II вв. н.э. В рамках этого этапа стилистические особенности памятников позволяют различить: ранний период — время Августа, первый период — годы правления Юлиев — Клавдиев и Флавиев, второй — время Траяна, поздний период — время позднего Адриана и последних Антонионов. Времена Септимия Севера, как ранее Помпея и Цезаря, при этом, очевидно, следует считать переходными. С конца правления Септимия Севера начинается кризис римского искусства.

Тогда же возникло научно-эстетическое отношение к древнему наследию. И. Винкельман, в отличие от деятелей «антикварного» периода, выступил представителем просветительской философии своего времени, создателем истории древнего искусства. Правда, он еще относился к римскому искусству как к продолжению греческого искусства. В конце XVIII начале XIX в. Древнеримским искусством начали заниматься уже не частные лица, а государственные учреждения Европы. Финансировались археологические раскопки, основывались крупные музеи и научные общества, создавались первые научные труды о древнеримских произведениях искусства.

Попытки философского осмысления сущности и специфики древнеримского искусства были сделаны в конце XIX в. Ф. Викгофом и А. Риглем.

Ценным теоретическим исследованием явилась также книга О. Бренделя «Введение в изучение искусства древнего Рима», где рассмотрены различные точки зрения на древнеримское искусство от Ренессанса до наших дней.

 

Заключение

ИскусствоДревнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость котороготрудно переоценить. Великий организатор и создатель современных нормцивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный обликогромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памятипотомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множествозамечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведенийархитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятниквоплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Оннесёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа,которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи.Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетниммиром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в основухристианского искусства Нового времени.

 

Список используемойлитературы

 

1.  Измайлов Г.В. История древних миров. Минск. «Эра». 1996.

2.  История Рима. Под ред. Иванова А.Г. М. 1997.

3.  Культура древнего мира. Учебное пособие. 1991.

4. Мифы народовмира. Энциклопедия. В 2 томах. М. Советская энциклопедия, 1987, 1988

5. Машкин Н.А.«История Древнего мира», Л., 1948

6. http://artclassic.edu.ru/

7. http://architecture-blog.info/arxitektura-drevnego-rima/

www.ronl.ru